Поздняя эклектика в архитектуре. Эклектика, как сочетание исторических стилей

Стиль Эклектика, архитектурный стиль Эклектика (конец XIX в.)

Стиль эклектика (от греческого ekiektikos - способный выбирать, выбирающий) - соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Одновременно с неоренессансом в архитектуре второй половины XIX в. развивалась тенденция широкого использования форм различных стилей прошлого, начиная с романского и кончая стилем барокко. Возникший таким образом стиль эклектика кроме всего прочего выполнял основное требование общества конца XIX в., заключавшееся в стремлении к максимальной, даже показной парадности общественных зданий, в которых над классическими строительными материалами и способами решения интерьеров начинают преобладать их имитации, богатые лепные украшения и другие декоративные формы. Постройки такого рода, только иногда достигавшие высокого художественного уровня, стали характерны для целых архитектурных комплексов и новых жилых кварталов, которые с необычайной быстротой возникали в конце XIX в. во всех крупных городах Европы.

Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древне-римском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др. К эклектизму тяготели представители болонской школы, которые полагали, что смогут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.

В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины-2-й половины 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.); характерно, однако, что этот архитектурный и оформительский эклектизм с его "свободой выбора" архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля "модерн".

В сфере изобразительного искусства эклектизм наиболее типичен для салонного искусства. Широкое расппостранение эклектических тенденции получили в западно-европейской и американской культуре с середины 20 в. в связи со становлением постмодернизма и модой на "ретроспективизм" художественного оформления, копирующий те или иные стилистические направления прошлого (в том числе и эклектизм 19 в.).

Конец XIX в., характеризуемый эклектизмом, одновременно был периодом интенсивного развития металлических конструкций и их использования в архитектуре. В этом важную роль сыграла так называемая Чикагская школа, которая заложила основы использования металлического каркаса в многоэтажных торговых и административных зданиях. Возникновение Чикагской школы, которая была в конце XIX в. единственным центром прогрессивных идей в бездушном эклектическом подражательстве, характерном для американской архитектуры, было стимулировано интенсивным строительным бумом, наступившим в 1870 г. в Чикаго после Великого пожара. Основателем школы был Уильям ле Барон Дженней, который запроектировал первый небоскреб - здание страховой компании «Хоум Иншуренс Компани» (1883 - 1885). Первым небоскребом с металлическим каркасом считается постройка, осуществленная Л. С. Буффингтоном (1880), хотя каркас и остался спрятанным за массивным каменным фасадом. Прогрессивный характер носила другая постройка Дженнея, получившая название «Лейтер» (1889), которая сдержанностью форм и конструктивным растром на фасаде выразила основные архитектурные принципы Чикагской школы. Своей вершины они достигли в работах Д. Рута, а особенно Л. Салливена, автора 12 - этажного универсального магазина «Карсон, Пири и Скотт» (1899), главным архитектурным элементом которого стало горизонтальное трехстворчатое окно. Регулярно расположенные, такие окна придают фасадам характер решетки. Вызывающая удивление «современность» архитектурного облика чикагских небоскребов порождена главным образом необходимостью получить хорошо освещенные интерьеры, освободить внутреннее пространство от массивных конструктивных элементов и тем добиться функциональной универсальности планировки.

Влияние Чикагской школы на дальнейшее развитие американской архитектуры было подавлено новой вспышкой историзма и академизма, поддержанных в архитектурных решениях Всемирной выставки в Чикаго в 1893 г. Принципы Чикагской школы еще изредка находили отражение в работах ее учеников.

Характерные черты стиля эклектика

Сдвинулись границы между различными видами творчества. Архитектура стала ближе скульптуре, а скульптура переняла тектонические принципы архитектуры. На смену простому соединению архитектуры и изобразительного искусства снова пришел их синтез, который за неполных два десятилетия своего существования обозначил образ наступающей эпохи. Архитектура необычайно ярко выразила ощущения времени - мира развитой техники и уходящего исторического романтизма. Она стала предвестником интеграции искусства техники и функции на более высоком уровне их развития, поэтому в ней так тесно переплелись технические и функциональные аспекты с художественными.

Переход к современной архитектуре характеризовался богатством ее внутренней дифференциации, в процессе которой можно выделить два этапа, которые органически переплелись и не имеют точной границы ни в архитектуре отдельной страны, ни в произведениях отдельного архитектора. Для первого этапа развития было особенно характерно идейное расхождение с историзмом, последствия которого сказались на архитектуре XX в. Случаи периодического возврата к принципам свободного творчества показывают, что архитекторы всеми возможными способами стараются добиться убедительности образа своих произведений. Второй этап был представлен уже стремлением однозначно ориентироваться на функциональную логику архитектуры, что означало коренное изменение ее конструктивных и художественных принципов.

Несмотря на «многостилье», стиль эклектика тяготел к созданию больших городских ансамблей в «русском» или «европейском» стилях (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Современный облик исторической части Москвы во многом сформирован эклектикой, основные принципы которой соответствовали требованиям укрупнившегося масштаба застройки. «Фасадная» архитектура стиля эклектика, несмотря на некоторую дробность и монотонную повторяемость деталей, придала фронтальной поверхности зданий большую рельефность и живописность. Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий, выразительности их силуэта, который заканчивался эффектными, издалека заметными куполами или островерхими покрытиями с гребнями. Характерной особенностью застройки Москвы 1870-90-х гг. стало появление монументальных, представительных, нередко перегруженных декором, иногда причудливых и вычурных по своим формам зданий, тем не менее достаточно органично «вошедших» в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, архитектор К.М. Быковский, 1893-95; Международный торговый банк на Кузнецком мосту, архитектор С.С. Эйбушитц, 1898; Сандуновские бани, архитектор Б.В. Фрейденберг, 1894-95). Для общественных зданий и особняков эклектики характерна отделка интерьеров в различных «исторических стилях» (классицизм, неоготическом, «мавританском» и др.).

Стиль эклектика становится стилем в интерьере, если он спроектирован по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением, разнородными, принадлежащими разным стилям мотивами, в едином стилистическом подходе. Талант дизайнера объединяет их в цветовом, архитектурном решении. Используются комбинации предметов, мебели различного времени и происхождения.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 23.08.2017 18:57 Просмотров: 2401

В период правления императора Наполеона I и в течение трёх первых десятилетий XIX в. в архитектуре Франции и других странах Европы получил развитие стиль ампир .

Затем ампир сменился эклектическими течениями в архитектуре, они доминировали в Европе и России фактически до конца XIX в.

Ампир в архитектуре XIX века

Ампир – завершающий этап эпохи классицизма . Причём этот стиль являлся официальным имперским стилем (от фр. empire – «империя»), насаждавшимся для особой торжественности и парадности мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.

У Наполеона были свои придворные архитекторы (Шарль Персье, Пьер Фонтен), которые и являлись создателями этого стиля.

Шарль Персье (1764-1838)

Робер Лефевр. Портрет Шарля Персье (1807)
Шарль Персье был французским архитектором, художником и декоратором, педагогом. Среди его учеников – Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Став придворным архитектором императора и одним из законодателей вкуса в период империи Наполеона I, он совместно с Фонтеном создал ряд торжественно-монументальных сооружений, например, арку на площади Каррузель в Париже (1806-1808), которая формами напоминала древнюю арку Константина в Риме.

Арка на площади Каррузель. Архитекторы Ш. Персье и Ф.Л. Фонтен
Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже – монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806-1808 гг. От арки на северо-запад была проложена 9-километровая историческая ось, которую составляют площадь Согласия, Елисейские поля с масштабной Триумфальной аркой и Большая арка Дефанс.
Сюжеты скульптурного убранства для арки отбирал лично Виван-Денон, основатель и первый директор Луврского музея, который сопровождал Наполеона в Египетском походе 1798 г. Рельефы Клодиона изображают Пресбургский мир, триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и в Вену, Аустерлицкое сражение, конгресс в Тильзите и падение Ульма.

Архитекторами Персье и Фонтеном создано одно из крыльев Лувра (Павильон Маршан)

Персье принимал участие в восстановлении Компьенского дворца, создании интерьеров Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло, занимался проектированием мебели, убранства интерьера, оформлением торжеств и празднеств.

Мальмезон – усадьба в 20 км от Парижа, известная как частная резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне

Бильярдная в стиле ампир в Мальмезоне

Дворец Фонтенбло

Один из интерьеров замка Фонтенбло

Пьер Франсуа Леонар Фонтен (1762-1853)

Французский архитектор, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего убранства. Вместе с Шарлем Персье – один из основоположников стиля ампир. Один из первых начал применять металлические (чугунные) конструкции в строительстве.
С 1801 г. состоял в должности правительственного архитектора.
Известен как архитектор Лувра и Тюильри, Триумфальной арки на площади Каррузель в Париже. Реставрировал Версаль, госпиталь в Понтуа.
Вместе с Шарлем Персье издал в 1807 и 1810 гг. описания придворных церемоний и празднеств наполеоновского времени.
Дворец французских королей Тюильри в центре Парижа был построен в XVIII в., а во дни Парижской коммуны был сожжён и больше не восстанавливался. С приходом к власти Бонапарта он стал его официальной резиденцией, тогда и было начато сооружение северного крыла. Персье и Фонтен переоформили обветшавшие интерьеры в стиле Первой империи (ампир). Апартаменты императрицы Марии Луизы были выполнены в модном стиле неогрек (проект разработал П. П. Прюдон). У главного входа во дворец была воздвигнута триумфальная арка (на площади Каррузель).

Галерея в Тюильри
Дворец всё более воспринимался как символ монархического режима. Наполеон III также предпочёл остаться в Тюильри. При нём было достроено северное крыло Лувра вдоль улицы Риволи. К концу 1860-х годов Лувр и Тюильри составляли единый дворцовый комплекс.
В это же время (в эпоху Александра I) ампир был господствующим стилем и в России.

Эклектика в западноевропейской архитектуре XIX века

Это направление в архитектуре Европы и России в 1830-1890-е гг. было доминирующим. Популярно оно было и в мире.
Эклектика – использование элементов различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль). Эклектике присущи все черты европейской архитектуры XV-XVIII вв., но в ней есть принципиально другие свойства.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Например, русский стиль Константина Тона стал официальным стилем храмостроительства, но почти не применялся в частных постройках. Постройки одного периода в эклектике базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика. В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, который диктовал единый стиль для построек любого типа.

Примером эклектики в архитектуре можно назвать церковь Святого Августина в Париже (Сент-Огюстен) . Строилась она 11 лет (1860-1871).
В архитектуре церкви просматриваются черты романского и византийского влияния. Главный фасад церкви украшен тремя арочными проходами в нижней части с символами евангелистов над ними и гигантской розой в верхней части. Между ней и аркадой создана галерея скульптур 12 апостолов. Купол церкви расписан известным художником А. В. Бугро.

Церковь Святой Марии (Брюссель)
Её также называют Королевской церковью Святой Марии и Собором Девы Марии.
Церковь спроектирована в эклектическом стиле, сочетая влияния византийской и древнеримской архитектур. Проект принадлежит архитектору Луи ван Оверстратену. Строительство церкви продолжалось 40 лет (1845-1885).

В этом же стиле построен Исторический музей Берна (Швейцария) . Он создан в 1894 г. по проекту нёвшательского скульптора Андре Ламберта.
Как мы уже отметили, стиль эклектика использовал элементы различных архитектурных стилей. Вот примеры использования некоторых форм эклектики.
Необарокко – одна из форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурные формы барокко. Это направление существовало недолго и отразилось в архитектуре менее определенно, обычно сочетаясь с элементами неорококо и неоренессанса. Это объясняется тем, что стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI-начале XVII вв., а в других странах (в Германии XVIII в., например) стиль барокко позаимствовал элементы поздней готики , маньеризма и соединялся с элементами рококо . Поэтому в XIX в. необарокко приобрело эклектичный характер.
Наибольшее распространение необарокко получило после 1880 г. и за пределами Европы: в США, по всей Латинской Америке и на Дальнем Востоке, Японии, Китае.

Опера Гарнье в Париже (1862). Эклектика (форма необарокко)
Неовизантийский стиль – одно из направлений эклектики в архитектуре. Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI-VIII вв. н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе.
У храмов неовизантийского стиля купола обычно имеют приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину.
Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек.

Церковь Святого Петра в Галликанту. Иерусалим (Израиль)

Хотя две эти последние церкви находятся за пределами Европы, мы решили показать их, чтобы вы увидели, насколько масштабным было эклектическое направление в архитектуре XIX в.
Неоренессанс – одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурныерешения Возрождения . Отличительные черты: стремление к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование архитектурных элементов рустика (облицовки внешних стен здания) и пилястры (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну).
В стиле неоренессанс были построены, например, здания Штеттинского и Силезского вокзалов в Берлине, Центральный вокзал Амстердама и др.

Центральный вокзал в Амстердаме

Отборный. Так с греческого переводится слово «эклектика». Отборной она стала, поскольку вобрала все лучшее, от разных направлений , живописи, литературы, дизайна.

Направление сформировано в начале прошлого столетия авангардистами. В стремлении создать новое, они отказывались от старого. Однако, вскоре выяснялось, что это «новое» уже использовалось кем-то и когда-то, к примеру, тысячелетия назад в , Месопотамии, или .

Тогда, творцы решили сделать новое на основе всего лучшего из старого. Компоновка разноплановых, но отборных элементов дала эклектику. Переработали не только окружение предметов, но и их материалы.

Так, софа в стиле барокко может быть сделана из нержавеющей стали и синтетических тканей. Но, раз уж речь зашла об эклектическом , с него и начнем .

Стиль эклектика в интерьере

От простого нагромождения стиль эклектика отличается использованием родственных стилей. , к примеру, близок классике, но более строг с позиции форм, геометрии.

Плавные линии модерна перекликаются с завитками барокко. Можно добавить 3-ий стиль, но не более того. К тому же, квартира в стиле эклектика объединена цветовой палитрой и используемыми текстурами.

Интерьер в стиле эклектика

Объединение стилей проводится, в основном, через текстиль и мелкие элементы декора. Соответственно, дом в стиле эклектика всегда полон вазочками, подушечками, картинами.

Общее впечатление от подобной мелочевки – уют, тепло. Ощущение пропитанности интерьера солнцем поддерживают, так же, золоченные рамы, ручки дверей и комодов.

Позолота – особенность стиля эклектика . К его изюминкам относят, так же, красочные покрытия для пола, в частности, ковры. Они, зачастую, и привносят в интерьер этническую, деревенскую «нотки».

Деревенские мотивы в эклектике сочетаются с паркетными полами и . Мебель отличается стеганной обивкой и фигурными ножками, не важно делается ли гостиная в стиле эклектика , или ванная комната.

Сделать их завершенными помогут портьеры. От слова «шторы» отказались намеренно. «Портьеры» словари определяют, как тяжелые занавески для окон. В эклектике нет воздушных тюлей. Зато, портьеры можно сочетать с плетеными моделями в стиле.

Тяжелые шторы и обилие декоративных элементов загромождают пространство. При этом, кухня в стиле эклектика или прочие помещения радуют простором. В чем секрет? Секретов несколько. Во-первых, прибегают к многоуровневым потолкам.

Они раздвигают пространство. Характерно добавление лепнины. Второй секрет эклектического простора – встроенная мебель и раздвижные двери. Если они экономят пространство, то обилие зеркал зрительно расширяет его. Глубины интерьерам придают, так же, камины. Они – желанные «гости» эклектических интерьеров.

Стиль эклектика в архитектуре

Архитектурный стиль эклектика принято называть историзмом. Современные здания, как правило, придерживаются одной стилистики. Дома со сложными фасадами и обилием декора – фишка 18-го, 19-го столетий.

Достаточно вспомнить госбанк в . Он стоит на улице Неглинной. В здания в стиле эклектика включены и Сандуновские бани на Кузнецком мосту и Международный торговый банк на нем же. Эти дома входят в список строений с приставкой «нео», то есть «новый». Под этой приставкой и скрывается архитектурная эклектика.

Неореализм, неоромантизм, неоготика, неогрек, необарокко являются модификациями уже сформированных раньше стилей. Преобразование подразумевает внесение чего-то нового. Берут его, как правило, из других направлений. Архитекторы, подобно художникам-авангардистам, редко придумывают что-то абсолютно неизвестное ранее.

Здания в стиле эклектика признаны демонстрацией роскоши и власти. Позволить себе дома сложных форм, с массой декоративных деталей могли лишь сильные мира сего. Именно поэтому здания в стиле эклектика сосредоточены в центре Москвы.

Правящая верхушка и элита знати проживала именно здесь, здесь же вела бизнес. Подобные эклектические кварталы есть и в ряде городов Америке, к примеру, в Нью-Йорке. Достаточно вспомнить местный небоскреб «Вулворт».

В особенности стиля эклектика архитектурного, как и интерьерного, входит «игра» с назначением предметов, материалами из которых они сделаны. Так, ордер в Древней Греции – часть акрополей.

Неоготика и неогрек позволили себе использовать композиции из вертикальных колонн в зданиях общественного назначения, дворцах и частных домах. Прием «работает» по сей день.

Только, в современных строениях проектировщики, как правило, не нагружают те же колонны. Из несущих элементов конструкций они переведены в декоративные элементы.

Раз нет нагрузки – нет нужды делать элементы из каменных блоков, монолитов. Сандрики, розетки, колонны, карнизы, пилястры делают из , порой даже гипсокартона и прочих бюджетных материалов.

В 21-ом веке эклектика в архитектуре, в основном, решает задачи, ставящиеся при реконструкции зданий. Стоял, к примеру, в центре Нижнего Новгорода склад при ярмарочном комплексе прошлых столетий.

Комплекс этот выполнен в эклектическом стиле, как и большинство зданий исторического района. Вот архитекторы и надстроили склад, используя полуциркульные окна, теремные кровли, ширинки. Последний термин в архитектуре означает прямоугольные углубления в стенах. Все это можно рассмотреть на фото.

Эклектика – стиль , примененный при реставрации склада в центре Новгорода в 2003-ем году. К 2017-му многие стали забывать, что здание на Совнаркомовской улице выглядело когда-то иначе.

Кажется, что дом строился в былые . Поэтому-то стиль эклектика в архитектуре и именуют историзмом. Точкой опоры всегда являются направления былых времен.

Стиль эклектика в одежде

Кто взял героиню статьи в подиумный дизайн? Стиль эклектика привел сюда Жан Поль Готье. Кутюрье перемешал в одежде не только стили, религии, культуры, но и пола, предложив женщинам, а мужчинам – . Наряды получились эксцентричными, чем и «взяли» публику.

Поняв успех сочетания в одном образе старого и нового, бюджетного и дорогостоящего, натурального меха и , Готье стали вторить прочие дизайнеры. Один из них Пол Смит. Кутюрье из Британии взялся сочетать традиционные, материалы и новые формы, крой одежд.

Сочетанием разных текстур и фактур занялись Доменико Дольче и Стефано Габбано. Донна Каран нашла баланс между разностилевыми и нарядами. Обратился к эклектике и Марк Джейкобс.

В коллекциях последних 3-ех сезонов лучшие примеры стиля критики нашли именно у него. Кутюрье явил миру образы с экстравагантными шляпами, дополняющими костюмы простого кроя и многослойные, разнофактурные ансамбли. По этому пути пошел и Майкл Корс. Однако, в его коллекциях «краски» сглажены, эклектика – лишь мотив, а не основа.

Как и в архитектуре, интерьере, прочих направлениях искусства, дизайн выдвигает эклектике стилистические . Больше 3-ех направлений моды тоже не мешают. Разноплановые предметы гардероба «бьются» меж собой цветом, похожими фактурами, текстурами, декоративными элементами, принтами.

Если в мир высокой моды эклектику ввел Готье, то в народе стиль сформировали хиппи. Соответственно в одежде направление стало выражаться в 70-е годы прошлого века.

Хиппи, как и художники авангардисты, бунтовали против правил, хотели выделиться. Хотя, даже их идея перевернуть устои оказалась не нова. Напоследок, краткий экскурс в историю живописи.

Стиль эклектика в живописи

Эклектические картины можно найти в шедеврах времен манерьизма. Так именуют время потери гармонии между духовным и телесным, свойственной для времен ренессанса. Они предшествовали 16-му веку, когда творил Франческо Сальвиати.

Ища новую опору искусства, он начал смешивать стили. Позже, этим занялся и Джованни Баттиста. Он, к примеру, начал соединять современную живопись с фрагментами картин времен античности.

Как видно, эклектика рождается, когда отживают идеи прошлого. Общество оставляет себе лишь их фрагменты, полюбившиеся и не достойные забвения. Пустое пространство нужно заполнять.

Если не появляется новое, притягивают фрагменты, оставшиеся от прочих успешных когда-то течений. В философии тенденция начала наблюдаться еще во времена античности. Так что, началась эклектика с мысли, лишь потом вылившись в форму.

Попросту говоря, это сочетание разных стилей.

Чем старше становится человечество, тем сложнее даются ему поиски оригинального пути в искусстве. Так или иначе, все обречены на повторы. Искусство сочетания, диалог составляющих внутри целого, гармония противоположностей – на этом построен мир, и в умении претворить общечеловеческие принципы мировоззрения в искусстве, выстроить на базе чужого свою вселенную – вот где истинная виртуозность мастера.

Смешение разнородных стилей, идей, взглядов в нечто, не признаваемое традиционно за целостность, в научной терминологии принято обозначать термином "эклектика" .

Термин был впервые употреблен во II в. н.э. родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. В условиях распада рабовладельческого строя эклектики видели своей целью создание нравственных норм, но ограничивались при этом соединением чужих мыслей (Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев и т.д.). Возможно, в это же время термин получает и негативный оттенок в значении – отсутствие оригинальности, подражательность, поверхностное заимствование.

Арка Септимия Севера в Риме. 203 г.

Таким образом, эклектика – это не только обозначение стиля, но и художественный метод.
Им активно пользовались, к примеру, и в период Манерьизма в Европе.

Франческо Сальвиати. Давид танцует перед священым ковчегом. 16 в.

Позднее в период неоклассицизма во второй половине XVIII в. стилевое смешение легло в основу работ итальянского архитектора, графика, теоретика Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). В пояснениях к своим фантасмагорическим офортам Пиранези утверждал, что классический художник должен выбирать и соединять все лучшее из египетского, греческого и римского искусства. В его композициях мы видим и римские триумфальные арки, и галереи, обелиски, пирамиды, этрусские вазы, саркофаги и т.д.

В дополнение к своему методу Пиранези выдвинул идею соединения современной живописи и скульптуры с подлинными античными фрагментами в композиции зданий.
В теории искусства принято мнение, что художественный стиль возникает на основе целостности всех элементов художественного произведения. Эклектичность же препятствует сложению исторического стиля, накладывая отпечаток безвременья и безликости. Тем не менее, эпоха романтизма (XVIII–XIX вв.) с ее принципами свободного творчества положила начало эклектике как стилю. Один из вдохновителей немецких романтиков, философ А.В. Шлегель писал: «Мир велик, и в нем многое может существовать одновременно». А автор здания Большой оперы в Париже архитектор Ш. Гарнье добавлял: «В каждой эпохе – своя красота... Все, что истинно, все, что прекрасно, обязательно что-то говорит душе. Надо быть самому эклектиком, чтобы восхищаться эклектизмом».

В Большом Кремлевском дворце, построенном архитектором К.А. Тоном в 1838–1851 гг., продуманные планировка и конструкция замаскированы декорациями в «русском стиле».

Именно в этом заключается сущность эклектического метода: выбираются внешние «оболочки» стиля вне связи их с конструктивной основой.

В России термин «эклектика» в отношении стиля впервые употребил Н.В. Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1831). Гоголь вопрошал архитекторов: почему бы в Петербурге не строить помимо «греческих и римских храмов» готические башни, мавританские минареты и китайские пагоды? По его мнению, «истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте...» И мечта Гоголя была осуществлена.
Один из ранних примеров эклектической архитектуры в России – Лютеранская церковь Св. Петра на Невском проспекте в Петербурге (1832–1838), созданная А.П. Брюлловым , соединила черты романской и готической архитектуры, а также элементы классицизма.
http://arttower.ru/forum/uploads/monthly_09_2013/post-8574-1378451138.jpg

К середине XIX в. понимание эклектики меняется. Утрачивая конструктивную основу, элементы разных стилей обесценивались; отдаляясь от своих исторических прототипов, становились неузнаваемыми и похожими друг на друга.
На волне «антиэклектического движения» рождалось искусство модерна.

Архитектурная эклектика - это направление европейского зодчества в 1830-1890 гг.

Архитектурная эклектика сооружения отражается в использовании элементов стиля готика.

До 19 в. эклектизм в архитектуре проявлялся в соединении различных направлений в одном сооружении. Стиль эклектика в архитектуре в определенные исторические периоды носил разные названия: в 1830-х гг. его называли романтизмом, во второй половине 19 века - Боаз-ар (Beaux-Arts).

В 1870—90-х гг. в Москве появились здания со сложными фасадами с большим количеством декора: Государственный банк на ул. Неглинной (архитектор К.М. Быковский), 1893—1895гг., Международный торговый банк на Кузнецком мосту, (архитектор С.С. Эйбушитц), 1898 г.; Сандуновские бани (архитектор Б.В. Фрейденберг, 1894—1895 гг).

Сейчас исследователи нередко называют этот стиль "историзмом". Последнее название связано с тем, что эклектизм в архитектуре характеризовался смешением стилей из разных периодов в истории зодчества и созданием обновленных вариантов уже известных стилевых направлений. Так появились неогрек, неоготика, необарокко и так далее - каждый известный стиль мог получить обновленный, "модифицированный", вариант. Возникший стиль эклектики в архитектуре использовал разнообразные лепные украшения, сложные декоративные формы и отражал стремление представителей высшего общества к демонстрации роскоши, власти. Архитектурная эклектика в 19 в. украшала целые кварталы американских, европейских и центральных российских городов.

Международный торговый банк на Кузнецком мосту в эклектическом стиле. Архитектор С.С. Эйбушитц, 1898 г.

Мода на эклектизм в архитектуре возникла на основе поисков художниками новых идей. Исследование истории зодчества привело многих мастеров к решению создавать новое на основе старого, заимствуя уже известные приемы и сочетая их с уже существующими технологиями, а также приспосабливая сооружения к современным требованиям. То или иное направление в эклектике архитектура перенимает на уровне отдельных элементов, повторяя формы, декор, однако меняются масштабы, дизайн становится более символичным, он теряет свою первоначальную идейную направленность. Часто меняется функциональное назначение строения. Использование конкретных исторических стилей в создании эклектических сооружений нередко вызывало нарекания критиков. По мнению исследователей эклектика в архитектуре подстегнула появление модерна, а позже легла в основу современного эклектизма, основанного на ассоциативном образе, воспроизводимом владельцем дома или дизайнером. Фантазия архитекторов смешивает старое и новое, создавая необычные образы, которые, тем не менее, являются узнаваемые и позволяющие говорить об определенном направлении.

Современная эклектика объединила в одном сооружении Ренессанс, восточный и классический стиль.

Если в Древней Греции ордерная система применялась в основном в акрополях и храмах, то в "неогреке" и "неориме" ордер стал использоваться в общественных зданиях, дворцах, особняках и частных домах. Неогрек, появившись в Европе в 19 в., и до сих пор не теряет свою актуальность. Приемы архитектуры, заимствованные в Древней Греции и Древнем Риме, обрели новые масштабы, стали использоваться для создания небольших частных домов. Для создания эклектического образа сооружения используют декоративные элементы ордера: молдинги, барельефы, балясины, розетки, сандрики, карнизы. В этом направлении те элементы, которые некогда несли нагрузку: например, колонны и пилястры, модульоны, также стали декоративными.

Некоторые архитектурные элементы классического стиля в этом эклектическом сооружении являются декоративными и не несут нагрузки.

Архитектурная эклектика - неоготика - приобрела в 19 в. романтические очертания, превратившись из готики религиозных храмов, на постройку которых уходили столетия, в сказочные сооружения. В основе неоготических сооружений вертикальная направленность, высокие тонкие шпили, ажурность фасадов, башенки с фигурным декором, скульптурное оформление. Так формировался готический образ замков Баварии, делая их похожими на иллюстрации к сказке. Иначе формировалась неоготика в Северной Европе, например, в Англии, где готический стиль был признан, как национальный, несмотря на то, что вначале он зародился в центральной Европе и лишь спустя некоторое время появился в Англии. Здесь неоготика приобрела мрачноватый вид, создав замки с высокими башенками, устремленными вверх, украшенными разнообразными лепными элементами. Многое в эклектике Англии было заимствовано из строгого нормандского зодчества. Воплощенная в частных строениях неоготика лишилась своего декоративного убранства, оставив вертикальное устремление и башенки, либо принимала формы английской готики. В современном строительстве тема неоготических замков очень популярна, ассоциируясь у владельцев со средневековьем, европейскими сказками на тему рыцарей и принцесс. Нередко готическая эклектика в архитектуре выглядит как театральная декорация.

Дом-особняк в неоготическом стиле. Архитектурная энциклопедия Барановского.

Особняк в неоготическом стиле. Архитектурная энциклопедия Барановского.

Направление эклектизма в архитектуре - необарокко - в 19 в. строилось на принципах "свободной лепки" фасада, созданием выступающих и вогнутых плоскостей. При этом сохраняется симметрия расположения архитектурных элементов относительно центральной оси. Используются ордерные элементы, объединяющие этажи: пучки колонн, пилястры, которые служат декоративным целям. В это время распространены фасады, создающие впечатление динамичного движения за счет их пластичности. В некоторых случаях сочетается барокко и классицизм, и роль динамичных объектов выполняют декоративные элементы: скульптуры и лепнина (например, у архитекторов В. Лангвагена и А. Кольба). Нередко архитекторы фрагменты фасада оформлялись под барокко, например, создавали барочными ярус дома, один - два выступа, в то время как остальные части фасада оставались исполненными в классическом стиле (так работали, к примеру, архитекторы Е.П. Варгин, И.С. Гамазов, А.Ф. Занфтлебен). Небольшие дома отделывали в стиле неорококо без применения элементов ордера (работы зодчих А.К. Бруни, Г.И. Карпова, P.P. Генрихсена). Эклектика в архитектуре Петербурга, отразившаяся в сооружениях необарокко: особняк Т. П. Дылёва, особняк П. И. Демидова, доходный дом Н. П. Жеребцовой, особняк Е. М. Бутурлиной, перестроенный Дворец Белосельских-Белозерских. Современные здания в стиле необарокко перенимают традиции 19 в., в основе их дизайна - стилизация, пластика, лепнина, причем могут использоваться как традиционные материалы в отделке, так и их имитация.

Необарокко современного здания выражено в форме двухъярусной крыши сложной формы.

Стиль эклектика в архитектуре нередко строится на основе мавританского зодчества. Сама восточная культура является смесью разнообразных национальных традиций, свойственных не только для определенных народов, но и для разных географических областей и исторических периодов, поскольку история знает примеры завоеваний, поглощений и объединений разных традиций в одной культуре на какой-то промежуток времени, что затем сменялось иными подходами и методами. В одном из вариантов ближневосточной архитектуры объединялись многоярусные фасады из Ликии и Карии (юго-западный регион Малой Азии), портики из греческих храмов, которые попали в восточное зодчество в ходе слияний культур в периоды завоеваний. От финикийцев пришла в архитектуру капитель, от персов - зубчатые стены, двускатные или, напротив, плоские крыши, напоминающие террасы-ступени). В современном строении с эклектическим ближневосточным дизайном можно увидеть сочетание классики и восточного стиля, выражающееся в характерной форме окон и дверей, лепнине, ярусности, арочных террасах и галереях.

Восточные мотивы в декоре здания фармацевтического производства.

Современный эклектизм архитектуры выражается в использовании узнаваемых фрагментов, приемов того или иного стиля. Например, любое сегодняшнее сооружение, созданное в классическом стиле, эклектично, так как лишь повторяет некоторые элементы, заимствованные из ордерной системы. Сегодняшняя эклектика позволяет владельцу дома жить словно бы в разных эпохах одновременно, когда используются все современные средства для лучшего художественного выражения: инженерные, технологические, конструкционные.

Современный дом, построенный по мотивам английского стиля.

Благодаря разнообразию эклектики в архитектуре и привнесения в нее многочисленных авторских идей и элементов, это направление стало сложным, неоднородным, что характерно для современного строительства. Таким образом, архитектура, по мнению исследователей, приобретает индивидуальность. Автор текста: К. Максимов