Крестовый свод. Виды сводов зданий

ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ СВОД

В архитектурных школах древности внешняя поверхность перекрывающих здание цилиндрических сводов, выровненная по уклону при помощи обмазки, непосредственно несет на себе черепицы кровли; только в византийской архитектуре Равенны можно с трудом отыскать несколько примеров легких сводов, защищенных деревянной крышей. Последний прием - романское нововведение, вероятно, клюнийской школы - сделался общеупотребительным; следствием этого явились экономия материала и уменьшение распора; клюнийский цилиндрический свод - это по преимуществу легкий свод, покрытый крышей.

Очертания

До самого конца XI в. очертание сводов - полуциркульное; когда встречается необходимость увеличить стрелу подъема, довольствуются тем, что повышают уровень пят свода. Единственные известные нам примеры повышенной арки овальной формы находятся в Турню и, вероятно, навеяны каким-нибудь азиатским образцом.

Стрельчатый свод, который по ошибке в датировке церкви Сен-Фронт относили к X в., не встречается ни в одном здании, которое можно было бы с уверенностью датировать ранее XII в. В Иссуаре (рис. 98, В ), где кровля лежит непосредственно на обмазке свода, стрельчатая арка явилась средством уменьшения массивности каменной кладки, и только в Бургундии она использована для уменьшения распора (С).

Примечание: Вопрос о времени появления стрельчатого свода в сооружениях романского стиля остается спорным. Если церковь Сен-Фронт в Перигё не может быть отнесена к X в., то известны примеры более ранних памятников, чем в Иссуаре: старый собор в Динье, который можно отнести к концу XI в., имеет стрельчатый свод. Некоторые исследователи романского искусства, например Кишера, доказывают на ряде памятников, что появление стрельчатых сводов во Франции следует отнести именно к XI, а не к XII в. См. Lastеуriе, упом. соч., стр. 240.

Рис. 98

Клюнийцы принимают ее с того момента (начало XIII в.), как начинают возводить цилиндрические своды, смело поставленные на очень высокие устои, как в главных нефах церквей Шарито на Луаре или Парэ ле Мониаль; равновесие этих сводов было неустойчивым, и всякое уменьшение распора оказывалось чрезвычайно важным. Клюнийцы оценили преимущества стрельчатой арки в статическом отношении, им мы обязаны применением ее, которое ознаменовало эпоху в истории архитектуры, так как эта арка является прогрессом в системах уравновешивания.

Способы выполнения и кладка

Романские архитекторы, применяя камень в качестве материала для сводов, лишают себя одного преимущества - возможности строить без кружал; основное отличие романских сводов от византийских состоит именно в том, что они возведены на кружалах.

Свод никогда не выкладывается вертикальными последовательными рядами; такая кладка оправдывается только для сводов из кирпича, выполняемых без кружал. Никогда также ряды кладки не бывают горизонтальными, как ряды из мелкого камня в римских сводах; кладка горизонтальными рядами связана с идеей искусственного монолита, а романский свод всегда выложен из клинчатых камней.

Цилиндрический свод с нервюрами

В большинстве случаев внутренняя поверхность романских коробовых сводов членится через некоторые промежутки подпружными арками (рис. 99 ). Обыкновенно эти арки независимы от кладки свода (чертеж С); иногда в пятах они сливаются с кладкой свода и затем постепенно выступают до тех пор, пока, наконец, у самой вершины свода их нижняя поверхность не становится параллельной внутренней поверхности самого свода (В). В некоторых случаях подпружные арки даже прорезают свод (А).

Очевидно, эти арки служили для усиления жесткости тонких сводов. Но особенную услугу оказывали они при кладке сводов: теперь надо было опасаться не поломки кружал, а их деформации, наличие же подпружных арок гарантировало от этого.

Сначала выводили подпружные арки; они придавали кружальной системе чрезвычайную жесткость, и свод возводился уже на укрепленных таким образом кружалах. Рис. 100 уточняет это объяснение, показывая главные случаи из практики установки кружал.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

Свод (от «сводить» - соединять, смыкать) - в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами - конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).

Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях.

Сводчатые перекрытия на протяжении веков использовались, в первую очередь, для религиозных и общественных помещений, поскольку при правильном расчете свода он может покрыть огромное пространство - в то время как балка, вне зависимости от материала, имеет предел длины. (Именно поэтому в частном строительстве, даже в тех же панельных домах, до сих пор преобладает балочно-стоечная система, так как там нет нужды в большом метраже и высоких потолках). Наибольшее разнообразие типов сводов демонстрирует сакральная архитектура, которая обязана была совмещать вместительность и красоту, а в сталинской архитектуре этим параметрам должно было соответствовать метро, поэтому в настоящий момент станции московского метрополитена демонстрируют большую вариабельность в типах сводов.

4.9.6 Конструктивные решения сводчатых покрытий. Примеры покрытий в виде оболочек

а – шедовое с диафрагмами в виде железобетонных арок; б – то же, в виде стальных ферм криволинейного очертания

Оболочки, которые могут перекрывать большие пролеты, имеют незначительную толщину 30... 100 мм, так как бетон в этом случае работает в основном на сжатие.

Оболочки могут быть цилиндрические купольные, параболоидные и др. Хорошие показатели имеет покрытие из длинных цилиндрических оболочек, применяемых при сетке колонн 12x24 м и более.

Важным аспектом устройства покрытия является возможность принятия тако­го конструктивного решения, которое позволило бы добиться оптимальной ме­таллоемкости и массы здания, а также сократить трудозатраты на его возведе­ние.

В настоящее время успешно используют возводимые из унифицированных трубчатых элементов структурные конструкции покрытия типа «Модуль» и «Берлин». Покрытие типа «Модуль» компонуют из структур размером 36x36, 30x30, 24x24 м. Пространственное стальное покрытие типа «Берлин» представляет собой стержневую складчатую конструкцию, состоящую из наклонно расположенных основных ферм с общими верхними и нижними поясами. Сетка колонн при таком покрытии имеет размеры 12x18 и 12x24м. Для изготовления ферм используют трубы диаметром от 45 до 108 мм.

Устраивают также висячие покрытия, которые работают на растяжение. Висячие конструкции делятся на вантовые и собственно висячие.

а – висячее покрытие однопоясное пролетом 12+78+12 м; б – то же, двупоясное пролетом 9+50+9 м

Несущими элементами в вантовых покрытиях являются тросы и вантовые прямолинейные элементы. В качестве настилов используют алюминиево-пластмассовые панели, коробчатые настилы из стеклопластиков и сотовые панели. Вантовые покрытия могут быть пролетом 100 м и более.

В собственно висячих покрытиях несущими конструкциями являются мембраны и гибкие нити, криволинейно очерченные под действием приложенной к ним нагрузки. Так, в здании гаража с сеткой осей 12x(12 + 78 + 12) м несущими элементами служат канаты диаметром 40 мм с шагом 1,5 м, которые при­креплены к железобетонным бортовым балкам двутаврового сечения. По канатам уложены железобетонные плиты размером 1,5x1,5 м. Бортовые балки опираются на колонны, усиленные заанкеренными в грунт оттяжками.

В промышленном строительстве широко используют и пневматические конструкции. Принцип возведения их основан на том, что во внутреннее замкнутое пространство мягких оболочек нагнетают атмосферный воздух, который растягивает оболочку, придавая ей заданную форму, устойчивость и несущую способность. Материал оболочек этих зданий должен быть воздухонепроницаемым, эластичным, прочным, легким, долговечным и надежным в эксплуатации. Избыточное давление составляет 50...500 Па и для человека не представляет никакой опасности.

Сводчатые покрытия пролетом 24, 36, 48 и 60 м для большепролетных промышленных зданий запроектированы ЛенЗНИИЭП. Своды образованы из прямолинейных элементов (рис. 55) складчатого сечения шириной 3 м, толщиной стенок 25 мм, а полок - от 80 до 100 мм (в зависимости от пролета здания). Элементы армированы двумя ткаными сетками, в горизонтальных полках - стержневой арматурой. Монтаж элементов ведут на кондукторе; стыки болтовые с последующей их сваркой. После завершения монтажа все швы омоноличиваются. Свод жестко связан с железобетонными балками пролетом 3 м, опорами для которых служат фундаменты.

Такое покрытие имеет главный корпус пролетом 36 м деревообрабатывающего завода в Ленинграде. Приведенная толщина бетона 6,57 см, расход стали - 14,06 кг/м2.

В Свердловске здание пролетом 24 м покрыто армоцементный сводом (рис. 56). Приведенная толщина бетона 4,71 см, расход стали - 11, 1 кг/м2.

Положительным у сводов складчатого поперечного сечения, собираемых из отдельных элементов, являются сравнительно небольшие размеры элементов, простота армирования, на 30-35% меньший расход бетона и на 5-10% стали по сравнению с другими большепролетными пространственными покрытиями.

Армоцементные покрытия для массового строительства операционных залов вокзалов разработаны СибЗНИИЭП совместно с Сибгипротрансом. Зал на 700 пассажиров пролетом 24 м и длиной 18 м покрыт сводом, который собирают из двух элементов полной заводской готовности. Поперечное сечение волнообразное шириной 2 м и толщиной 30 мм. Армируют элементы двумя ткаными сетками № 10 и стержнями диаметром Ю мм, расположенными по два в верхних гребнях волн и по четыре внизу. Распор от горизонтальной реакции свода может восприниматься двумя способами: наклонными контрфорсами, расположенными через каждые 3 м, либо горизонтальной затяжкой. Тогда наклонные растяжки отсутствуют При пролете 24 м и первому конструктивному решению опор приведенная толщина бетона равна 3,5 см, а расход стали - 5 кг/м2, а с учетом контрфорсов, балок, стоек и фундаментов соответственно 14 см и 13,8 кг/м2. Во втором варианте опор с учетом всех конструкций приведенная толщина бетона - 10 см, расход стали - 9,6 кг/м2.

Следует также отметить примеры подобных покрытий из зарубежной практики. Например, покрытие центрального зала выставки в Турине (рис. 3). Свод зала пролетом 98 м состоит из сборных армоцементных элементов, соединенных монолитными железобетонными ребрами. Вес элемента 1,5 т. Опалубка армоцементная. В гребнях и ендовах элементы замоноличивали на месте. Освещается помещение через световые проемы в наклонных стенках армоцементных элементов.

В проекте покрытия ангара пролетом 180 м в аэропорту Буэнос-Aйpeca свод образован аналогичными сборными армоцементными элементами, замоноличиваемыми на месте.

Площадь Св. Петра в Риме запроектировано перекрыть сводом пролетом 300 м, собранным из отдельных армоцементных скорлуп.

Значение слова СВОД в Архитектурном словаре

в архитектуре, пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой своды, подобно арке, работают преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах своды горизонтальные (распор). Простейшим и наиболее распространённым является цилиндрический свод, опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т. п.); в поперечном сечении он представляет собой часть окружности, эллипса, параболы и т. п. Два цилиндрических свода одинаковой высоты, пересекающиеся под прямым углом, образуют крестовый свод, который может опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах. Части цилиндрических сводов - лотки, или щёки, опирающиеся по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки, балки), образуют сомкнутый свод. Зеркальный свод отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть (плафон) представляет собой плоскую плиту. Производной от свода конструкцией является купол. Отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола образуется купольный (парусный) свод. (свод на парусах). Многочисленные разновидности этих основных форм определяются различием кривых их сечений, количеством и формой распалубок и пр. (своды - стрельчатые, ползучие, бочарные, сотовые и др.). Древнейшими являются т. н. ложные своды, в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают усилий распора (например, свод казематов акрополя Тиринфа, 13 в. до н. э.). В 4-3-м тыс. до н. э. в Египте и Месопотамии появились цилиндрические своды, распространившиеся в архитектуре Древнего Рима, где также употреблялись сомкнутые своды (свод в галерее Табулария, 79 до н. э.) и крестовые своды (базилика Максенция (Константина; около 315 н. э.) - обе постройки в Риме). В византийской архитектуре применялись цилиндрические, парусные, крестовые своды, в частности, в крестово-купольных храмах. В архитектуре Азербайджана, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые своды. В Западной и Северной Европе в средневековый период распространились крестовые своды, которые в архитектуре готики приобрели стрельчатый характер с основным конструктивным элементом - нервюрой. С древности своды выполнялись преимущественно из природного естественного камня и кирпича. Величина прочности камня на изгиб ограничивала примерно на 5 м ширину пролёта в стоечно-балочной конструкции. Применение сводов (в которых камень, работая не на изгиб, а на сжатие, обнаруживает более высокую прочность) позволило значительно превысить эти размеры. Со 2-й половины 19 в. С. нередко создавались из металлических конструкций. В 20 в. появились различные типы монолитных и сборных железобетонных тонкостенных сводов-оболочек сложной конструкции, которые применяются для покрытий большепролётных зданий и сооружений. С середины 20 в. распространяются также деревянные клеёные сводчатые конструкции.

Архитектурный словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СВОД в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СВОД в Словаре строительных терминов:
    строительная конструкция криволинейной формы, служащая для перекрытия помещения. Различают части свода: ПЯТА - опорная часть свода. ЗАМОК - верхняя часть …
  • СВОД в Толковом строительно-архитектуром словаре:
    - строительная конструкция криволинейной формы, служащая для перекрытия помещения. Различают части свода: пята - опорная часть свода. Замок - верхняя …
  • СВОД в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, подобно арке, работает …
  • СВОД в Однотомном большом юридическом словаре:
    - вторая стадия судебного процесса в древней Руси. лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого она …
  • СВОД в Большом юридическом словаре:
    - вторая стадия судебного процесса в Древней Руси. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого она …
  • СВОД в Словаре экономических терминов:
    ЗАКОНОВ - сведенные в одно издание и расположенные в определенном порядке (систематическом, хронологическом и др.) нормативные акты, сборники законодательства<например, С.з. …
  • СВОД в Большом энциклопедическом словаре:
    архитектурная пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму выпуклой криволинейной …
  • СВОД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в архитектуре, пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой С., подобно арке …
  • СВОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • СВОД в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. см. свести. 2. Сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке сведения, материалы, тексты. С. …
  • СВОД
    ЗАК?ОНОВ, сведённые в одно издание и расположенные в определ. порядке (систематич., хронологич. и др.) нормативные акты, сб-ки законодательства (напр., С.з. …
  • СВОД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    архит. пространств. конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геом. форму выпуклой криволинейной поверхности. Основные виды сводов: 1 - цилиндрический; 2 …
  • СВОД в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сво"д, сво"ды, сво"да, сво"дов, сво"ду, сво"дам, сво"д, сво"ды, сво"дом, сво"дами, сво"де, …
  • СВОД в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Сведенные в одно целое и расположенные в определенном порядке сведения, тексты, документы, цифровые данные и т. п. …
  • СВОД в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • СВОД в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • СВОД в Словаре синонимов Абрамова:
    [гражданский брак, невенчанный (Даль, сводить)] см. …
  • СВОД в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. …
  • СВОД в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Действие по знач. глаг.: сводить (1*1,2,4,5,7,8,11). 2) а) Собранные, сведенные в единое целое и расположенные в определенном порядке …

(прямолинейными или криволинейными).

Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Конструкции сводов, т.е. арочно-купольная система перекрытий явилась следующим шагом в развитии архитектуры. Ей предшествовала стоечно-балочная система , в основе которой лежит использование древесных стволов в качестве главного строительного материала. Несмотря на то, что блоки камня и кирпич вскоре заменили древесину, стоечно-балочная система (т.е. конструкция, элементы которой смыкаются под прямым углом) оставалась основным принципом строительства в Древнем мире - в архитектуре Древнего Египта и Древней Греции . Величина прочности камня на изгиб ограничивала в стоечно-балочной конструкции ширину пролёта примерно до 5 м. (Те своды, которые все-таки встречаются в архитектуре этих периодов, например, казематы акрополя Тиринфа и шахтовые гробницы носят название ложных сводов , т.к. в отличие от классических вариантов, не передавали усилий распора и напоминали их лишь внешне).

    Ситуация изменилась лишь с изобретением достаточно надёжных связующих - таких растворов, как цемент и бетон , а также с развитием науки, которая позволила рассчитывать более сложные криволинейные конструкции. Применение криволинейных сводов, где камень работает уже не на изгиб, а на сжатие, поэтому обнаруживает более высокую прочность, позволило значительно превысить указанный выше размер пролета от 5 метров балочно-стоечной системы.

    Хотя цилиндрические своды появились уже в 4-3 тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии, массовое использование арочно-купольной системы перекрытий началось лишь в архитектуре Древнего Рима . К этому времени принято относить изобретение арки и купола , а также основных типов сводов, в основе которых лежат два этих конструктивных элемента. Со временем число этих типов увеличилось.

    Своды в древнеримском строительстве, а также в её наследниках - романской и византийской архитектуре были достаточно тяжёлыми, поэтому, для того чтобы выдерживать вес перекрытий, стены-опоры для этих сводов возводились очень толстыми и массивными. Нагрузка в таких конструкциях передавалась непосредственно на стены. Следующий этап в развитии сводов наступил в готической архитектуре , строители которой изобрели новый вариант распределения нагрузки.

    Массивная стена, служившая опорой для тяжелого свода, была заменена на систему контрфорсов и аркбутанов . Теперь усилие стало передаваться не непосредственно вертикально вниз, а распределяться и отводиться вбок по аркбутанам, уходя в контрфорсы. Это позволило намного утончить стены, заменив их на несколько надежных опорных контрфорсов. Кроме того, произошло изменение в кладке собственно сводов - если раньше они целиком выкладывались из массивных камней и были одинаковы по всей толщине, то теперь свод стал представлять собой жёсткие рёбра (нервюры), служащие для опоры и распределения нагрузки, а промежутки между нервюрами выкладывались лёгким кирпичом, выполнявшим теперь лишь заградительную, но не несущую функцию. Это открытие позволило архитекторам готики перекрывать конструктивно новыми типами сводов невиданно большие пространства соборов и создавать головокружительно высокие потолки.

    Наконец, следующая и на сегодняшний день завершающая веха в эволюции сводов наступила в XIX веке с изобретением железобетона . Если до этого инженерам приходилось рассчитывать своды, выложенные по опалубке из кирпича с помощью цемента, или из камня с помощью бетона (а они могли рассыпаться в случае неудачных расчетов или ошибок в кладке), то теперь бетон армируется железом и формуется в заливочных формах. Это придало ему необыкновенную прочность, а также дало максимальную свободу фантазии архитекторов. Со 2-й половины XIX в. своды нередко создавались из металлических конструкций. В ХХ в. появились различные типы монолитных и сборных железобетонных тонкостенных сводов-оболочек сложной конструкции. Они применяются для покрытий большепролётных зданий и сооружений. С середины ХХ в. распространяются также деревянные клеёные сводчатые конструкции.

    Предназначение

    Сводчатые перекрытия на протяжении веков использовались, в первую очередь, для религиозных и общественных помещений, поскольку при правильном расчете свода он может покрыть огромное пространство - в то время как балка, вне зависимости от материала, имеет предел длины. (Именно поэтому в частном строительстве, даже в тех же панельных домах , до сих пор преобладает балочно-стоечная система, так как там нет нужды в большом метраже и высоких потолках). Наибольшее разнообразие типов сводов демонстрирует сакральная архитектура, которая обязана была совмещать вместительность и красоту, а в сталинской архитектуре этим параметрам должно было соответствовать метро, поэтому в настоящий момент станции московского метрополитена демонстрируют большую вариабельность в типах сводов.

    Элементы сводов

    В зависимости от типа свода он может иметь следующие элементы:

    • Замок, замковый камень , ключ свода - средний клинчатый камень в щелыге арки или свода. Иногда подчёркивается декором.
    • Зеркало - горизонтальная, плоская плоскость зеркального свода, потолочный плафон (изначально - любая гладкая поверхность плит в каменной кладке).
    • Лотки - криволинейная плоскость свода, одним концом опирающаяся на стену, а другими - смыкающаяся с остальными лотками, то есть часть свода, имеющая форму отрезка полуцилиндрической поверхности, рассечённой двумя взаимно пересекающимися плоскостями.
    • Паддуги (падуги) - боковые цилиндрические части сомкнутого свода, в зеркальном своде - находятся под зеркалом. Изначально - большая выкружка над карнизом, служащая переходом от стены к потолку.
    • Пазуха свода - пространство между наружными поверхностями смежных сводов, или сводом и стеной.
    • Паруса - сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола.
    • Подпружная арка - упорная арка, укрепляющая или поддерживающая свод.
    • Пролёт свода - его ширина
    • Пята свода - нижняя часть арки, свода, опирающаяся на стену или столб; или же верхний камень опоры, на котором покоится арка или свод.
    • Распалубки - выемка в цилиндрическом своде в виде сферического треугольника. Образуется пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических поверхностей (обычно разного радиуса). Может быть либо частью крестового свода, либо дополнительным сводом, врезаным в цилиндрический или зеркальный. Устраивается над дверными и оконными проёмами при расположении верхней точки проёма выше пяты свода.
    • Стрела свода - расстояние от оси арки в ключе до хорды, соединяющей центры её пят.
    • Шелыга (щалыга) - верхняя линия или хребет свода. Также - непрерывный ряд замковых камней (ключ свода).
    • Щека свода (люнет) - торец свода, его срез
    • Щековая арка - подпружная боковая арка крестового свода, расположенная по сторонам прямоугольника его плана.
    • Щековая стена - торцовая стена помещения, перекрытого цилиндрическим сводом, нагрузки не испытывает.
    Готические конструкции:
    • Нервюры - ребро готического каркасного свода. Делятся на:
      • Ожива - диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
      • Тьерсерон - дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
      • Лиерны - дополнительная нервюра, идщая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
      • Контрлиерны - поперечные нервюры, связывающие между собой основные (то есть оживы, лиерны и тьерсероны).
    • Запалубка - в нервюрном своде заполнение между нервюрами.
    • Иллюстрация Определение

      Цилиндрический свод - образует в поперечном сечении полукруг (или половину эллипса, часть параболы, проч). Это простейший и наиболее распространённый тип сводов. Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры - две стены, ряд столбов или аркады . В зависимости от профиля арки, лёгшей в основание, бывают:
      • полуциркульные
      • стрельчатые
      • коробовые
      • эллиптические
      • параболические

      Коробовый свод - разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемых металлическими связями, и используется для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели возможно перекрыть цилиндрическим сводом.

      Цилиндрический свод с распалубками - свод, образованный путём пересечения под прямым углом одного свода с другими меньшего пролета и меньшей высоты, то есть - с образованием распалубок.

      Крестовый свод - образуется путём пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений. Он может опираться на свободностоящие опоры (столбы, колонны) по углам, что позволяет сосредоточить в плане давление только на угловых опорах.

      Сомкнутый свод - образуется наклонными по заданной кривой продолжениями стен - лотками (щеками), которые опираются по всему периметру на стены и сходятся в горизонтальной шелыге свода при прямоугольном плане или в одной точке при перекрытии квадратного (на илл.) в плане помещения (в последнем случае также может также называться «монастырским»). Является производным от свода цилиндрического. Передает на стены вертикальное давление и распор по всей длине. Был известен в архитектуре Средней Азии, Рима и готике, но применялся редко, более широко распространился в архитектуре Возрождения.
      • Свод сомкнутый с распалубками - наличие распалубок по осям лотков меняет конструктивную систему свода: усилия передаются на углы.
      Зеркальный свод - отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть представляет собой плоскую горизонтальную плиту-плафон (т. н. «зеркало»). Обычно она отделяется от паддуг (боковых граней) четкой рамой и часто используется для живописи. Подобный свод часто применяется в декоративных целях, в то время как само помещение на самом деле может быть перекрыто балочной или стропильной конструкцией, к которой подвешивается ложный свод. Получил наибольшее распространение в эпоху Возрождения.

      Парусный свод - вспарушенный свод на четырех опорах. Образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола. Условно расчленен на две зоны: нижнюю - несущую, и верхнюю - несомую пологую часть сферы, называемую скуфьей. Иногда скуфье придавали полуциркульную форму.
      Крещатый свод - сомкнутый свод, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест сводами иной формы, на пересечении которых стоит световой барабан.
      List of architectural vaults

      Готические своды

      • Веерный свод - образуется нервюрами (ожива и тьерсерона ), исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность. Типичен для английской готики .
      • Звездчатый свод - форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра - тьерсероны и лиерны . В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.
      • Свод крестовый готический - крестовый свод, представляющий собой каркасную конструкцию в виде сетки нервюр, на которые опираются распалубки, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Основной признак готического - четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки. Распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.
      • Схемы основных типов сводов, встречающихся в русском зодчестве XI- начала XVIII вв.:

        1 - коробовый (с XI в.); 2 - четвертъцилиндрический (в основном XI-XV вв. и позднее); 3 - купольный (с XI в.); 4 - купольный на парусах без барабана (XI в.); 5 - купольный на барабане (с XI в.); 6 - конха (с XI в.); 7 - двускатный (XI в.); 8 - крестовый (XI-XII вв., а также с конца XV в.); 9 - шатровый (конец XIII в.); 10-12 - ступенчато-арочный (XIV-XVI вв.); 13 - вспарушенный крестовый (с начала XVI в.); 14, 15 - сомкнутый на распалубках, сходящихся к углу (с начала XVI в.); 16, 17 - сводчатое перекрытие одностолпной палаты на распалубках, сходящихся к углу (с начала XVI в.);

    КРЕСТОВЫЙ СВОД

    Как правило, крестового свода избегают и, прежде чем его применить, пробуют комбинации, указанные на рис. 101 : вместо того чтобы устраивать пересечение двух цилиндрических сводов, их помещают один над другим, так что пяты одного свода лежат поверх замка другого. Пример А заимствован из Сен-Реми в Реймсе; пример В - из Сен-Бенуа на Луаре. Мало-помалу строители становятся смелее: рискуют применять крестовый свод, - правда, только над боковыми нефами церквей, где распор незначителен.

    Говоря об архитектурных школах Востока, мы указывали в качестве очень древнего приема сирийских строителей систему крестовых сводов из камня, в которых реберные клинья укладывались углами в перевязку (en besace). Именно этот тип крестового свода, по-видимому, чуждый античной архитектуре Запада, был усвоен романскими архитекторами. На рис. 102, М показаны общий принцип и особенности применения этого свода.

    В крестовых сводах римской Азии распалубки были цилиндрическими. Распалубки романских сводов, с целью придать им большую жесткость, делаются вспарушенными во всех направлениях, и это приводит к тому, что отрезки свода между ребрами получают сферическую форму. Перевязь же клинчатых камней вдоль ребер совершенно такая же, как и в античных сводах.

    Рис. 101

    Рис. 102

    Различные очертания сводов

    Клюнийская школа. - На чертежах М и N рис. 102 показаны наиболее употребительные очертания сводов, - те, какие преимущественно применяет клюнийская школа, наиболее влиятельная из всех: диагональная арка вместо эллиптического очертания, присущего римским сводам, заметно приближается к полуциркульному, кривые распалубок имеют почти одинаковую стрелу подъема с диагональной аркой.

    Чтобы осуществить это условие, применяют соответственно эпохе или повышенную арку или стрельчатую. Пример М показывает применение повышенного полуциркульного очертания для распалубок. Пример N, взятый из церкви в Васси, показывает крестовый свод с продолговатым планом, где для щековых арок были применены одновременно стрельчатое и полуциркульное очертания: больший пролет перекрыт полуциркульной аркой, меньший - стрельчатой.

    Мы обязаны клюнийской школе крестовым сводом со стрельчатыми щековыми арками, но нужно сказать, что она приняла его, так сказать, в силу необходимости и долго сопротивлялась его применению.

    Во Франции эта школа до середины XII в. придерживается полуциркульного очертания, и только в церквах Палестины - и то под давлением укоренившихся приемов местной практики - она допускает крестовые своды, где арки постоянно имеют стрельчатое очертание. В то время как в Палестине клюнийская школа сооружает церкви в Лидде, Абу-Гоше и т. д., где все крестовые своды имеют щековые арки стрельчатого очертания, во Франции, в Везлэ, она все-таки придерживается щековых арок полуциркульного очертания.

    Во всех случаях клюнийский крестовый свод отличается от классического типа повышением вершины свода и сферичностью распалубок, на что мы уже указывали в описании кладки свода.

    Рейнская школа. - Рейнский крестовый свод (Т) отличается еще большей повышенностью и большей сферичностью; стрельчатую форму он исключает. Возникший в стране, где еще было живо византийское влияние, восходящее к эпохе Карла Великого, рейнский свод представляет собой куполок на парусах, слегка видоизмененный наличием почти незаметных ребер, которые стушевываются к вершине свода, сливаясь с завершающей его скуфьей.

    Примечание: Шуази, говоря, что в Германии «еще было живо византийское влияние, восходящее к эпохе Карле Великого» (см. выше, в главе о византийской архитектуре), подразумевает встречающиеся по течению р. Рейна постройки, типологически связанные с Аахенским собором, выстроенным при Карле Великом (VIII-IX вв.); это - центрические церкви в Меттлахе (выстроенные между 975 и 993 гг.), в Отмарсгейме (XI в.), хоры монастырской церкви в Эссене (874 г., сгорела в 947 г.) и др. О церкви в Меттлахе сохранились письменные данные, свидетельствующие о том, что строитель ее исходил в своем замысле из Аахенского собора, но здесь можно говорить об использовании последнего как образца, а не о прямом заимствовании. Аахенский собор типологически близок к церкви св. Виталия в Равенне (VI в.), сравнение же последней с латеранским баптистерием св. Иоанна в Риме, храмом Юпитера в Спалато, баптистерием в Носере, церковью св. Констанция в Риме и др. говорит за то, что церковь св. Виталия в Равенне необходимо рассматривать как памятник, в значительной степени сохранивший особенности позднеримской архитектуры, о которой еще можно было говорить не как о византийской архитектуре, а как об архитектуре восточной части Римской империи Мало того, с композиционной стороны церковь св. Виталия в Равенне примыкает ближе к образцам центрических построек Италии, чем Византии; в частности, большое сходство можно усмотреть в ней с упомянутым выше латеранским баптистерием. Аахенский собор (или, вернее, капелла), несмотря на типологическое сходство с указанными памятниками, имеет и существенные стилистические отличия (см. Н. А. Кожин, Основы русской псевдоготики, Ленинград 1927, примечание 8). Кроме того, следует отметить, что постройки центрического типа романского стиля встречаются не только в Рейнской провинции, но и во Франции и, наконец, в Австрии. См.: OtteH., Geschichte der Romanischen Baukunst in Deutschland, Leipzig 1874, стр. 85 и далее; Lasteyrie, упом. соч., стр. 145 и далее.

    Овернь, Нормандия. - Своды Оверни, Пуату и Нормандии имеют совершенно противоположный характер: они приближаются к римскому типу пересекающихся цилиндрических сводов. Точнее, нормандский крестовый свод (рис. 103 ) представляет собою цилиндрический свод В, прорезанный люнетами L с полуциркульными щековыми арками.

    Ясно, что главный цилиндрический свод В был выведен по сплошным кружалам, затем на настиле этих кружал и на кружалах распалубок L установили настил для люнет. Когда все щековые арки имеют одинаковый пролет, создается классический крестовый свод; но как только план становится удлиненным, люнеты принимают странный вид: если пролет свода В меньше, чем пролет люнеты L, то последняя выступает в виде конического паруса, как это видно из приведенного чертежа. Среди других нормандских примеров это начертание встречается в развалинах Жюмьежа.

    Рис. 103

    Рис. 104

    Нефы, перекрытые крестовыми сводами, строятся по последнему типу, без разделяющих их подпружных арок: главный цилиндрический свод тянется во всю длину нефа (рис. 104 ) ив него врезаются люнеты. Подпружные арки между двумя пролетами необходимы только для крестовых сводов купольной формы, как, например, клюнийские и особенно рейнские своды.

    В византийской архитектуре, где купольные своды возводятся вертикальными последовательными рядами, эти ряды сливаются с подпружными арками (чертеж А), и последние перестают существовать отдельно; в романской архитектуре, где своды опираются на подпружные арки (чертеж В), последние выделяются, и под каждой пятой арки помещается колонна в качестве опоры. Это уже является развитием идеи, о которой говорилось в связи с аркадами.

    Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture