Как быстро и красиво собрать круглый букет из роз, ромашек или хризантем – инструкция от флориста пошагово. Основы флористики Уроки флористов композиции для начинающих

Флористика – это одна из разновидностей дизайна и декоративно-прикладного искусства, которое воплощается в создании композиций, коллажей, букетов, панно. Цветочные композиции – это творческая и техническая работа. Обычно целью дизайнера является выражение какой-либо темы или идеи, события, используя только лишь цветы и листья. Флористика для начинающих предполагает создание несложных природных композиций, букетов и коллажей. Флористика может стать настоящим хобби для любителей чего-то прекрасного, ведь шедевры можно создавать своими руками. Итак, с чего же начать?

Основы искусства флористики

Для начала нужно определиться с материалами. Каждый цветок имеет свое значение. Для работы используются различные природные материалы, например, цветы, травы, листья, ягоды, каштаны, орехи и т.д. Используемые материалы могут быть как сухими, так и живыми.

Если вы хотите создать подарочный букет, помните, что азалия означает преданность, гладиолус – постоянство, калла – красоту и уравновешенность, лотос – крепкое здоровье и счастье, орхидея – красоту, пион – славу и богатство. Кроме того, каждому оттенку соответствует свое значение. Красные цветы символизируют страсть и любовь, темно-розовые – благодарность, белые – чистоту и невинность, фиолетовые – дружбу, желтые – радость и процветание. В последнее время цветочному этикету отводится все больше внимания. Поэтому, соединяя различные цветы можно выразить чувства или благодарность.

При составлении цветочной композиции очень важен внешний вид цветов. Выбирая цветы, обратите внимание на листву. Она должна быть зеленой, без коричневых пятен. Стебли должны выглядеть так, как будто их недавно срезали с клумбы.

Главное правило во флористике для начинающих: больше – не значит лучше. Как привило, опытные дизайнеры в своих работах не используют более трех цветов. Букеты, в которых более четырех видов цветов могут казаться нагроможденными и слишком пестрыми, что портит их внешний вид.

к оглавлению

Классификация на типы композиций

Флористы выделяют 4 способа сочетания цветовой гаммы растений. Первый – использование похожих цветов, второй – сочетание контрастных цветов, расположенных друг против друга, третий – сочетание из разных цветового круга, четвертый – сочетание нескольких оттенков одного цвета.

Ярко и необычно смотрятся контрастные композиции. Для создания такого букета нужно использовать «чистые» цвета. Можно сочетать оранжевые герберы с синими ирисами, получив оптимистичную композицию. Для романтической атмосферы следует выбрать постельные оттенки, выбирая приглушенные: голубые цвета в сочетании с нежно-розовыми или же лиловые с желто-коричневыми. Экспериментируя, попробуйте сделать букет из цветов светлого оттенка и темного.

В букете может преобладать определенный цвет. Как привило, флористы для гармоничного сочетания используют несколько цветов похожих оттенков. Такой букет может составляться в переходной гамме одного тона. Например, для ярких цветов задний фон композиции делается тусклее и темнее, а для темных – темнее и ярче. При создании композиции нельзя обращать внимание только лишь на цвет. Старайтесь выбирать природный материал подходящего размера и формы.

Составляя цветочную композицию нужно подготовить растения и правильно их хранить в процессе работы. Ставить цветы в воду нужно срезав их стебли под углом. Удалите все отростки и листву, которая находится ниже уровня воды. Для поддержания свежести цветов можно использовать флористическую пену, которая препятствует росту бактерий. Почти все срезанные цветы лучше всего хранить при температуре +5 градусов. Гладиолусы, орхидеи, антуриумы хорошо сохраняются при +10 градусов. «Оживить» некоторые увядающие цветы, например, розу можно поместив на 2 часа растение в ванну с водой.

к оглавлению

Чарующие композиции из сухоцветов

Очень красиво смотрятся композиции из сухих цветов. Они долговечны и почти не нуждаются в дальнейшем уходе. Букет из сухоцветов можно составить в декоративном дереве или вазе. Один из самых важных этапов при составлении букета – это подбор необходимых цветов и их сушка. Можно выбрать высокие розы, гладиолусы. Как дополнение к букету подойдут листья эвкалипта, цветы мака, тысячелистник, высушенные листья папоротника. Как правило, сухоцветы не очень яркие, поэтому можно произвести окраску растений или же использовать в качестве декора дополнительные элементы, например, перья павлина.

Наиболее популярная композиция из сухих цветов – это обычный букет. Для его создания необходимы высушенные цветы, ваза, декоративны камни и наполнитель. Дно вазы нужно наполнить флористической пеной. Если такой не имеется, можно использовать обычную монтажную, залив ею целлофан, сохранив тем самым стенки вазы. Подрежьте стебли сухоцветов на необходимую длину. Составлять букет нужно начиная с самых высоких цветов, которые образуют форму будущем композиции. Поворачивайте вазу, дополняя ее природными материалами, чтобы со всех сторон букет смотрелся гармонично. Камни следует добавлять по желанию. В прозрачной вазе они будут не только украшением, но и сделают ее более устойчивой. Готовую композицию из сухоцветов нужно разместить подальше от окна, чтобы попадало как можно меньше солнечных лучей.

к оглавлению

Инструменты для будущего флориста

Если вы серьезно увлеклись дизайном из флористических материалов, то вам наверняка понадобятся инструменты. Флористическая пена нужна для закрепления цветов в композиции. При помощи цветочных булавок можно закреплять ленты и мох в необходимом месте. Флористическая лента нужна для того, чтобы стебель получил дополнительную устойчивость. Также ею можно скрыть флористическую проволоку, которая является основной во многих работах. Для резки проволоки понадобятся кусачки. Другие инструменты можно встретить в арсенале каждого садовника и цветовода: садовые ножницы, секатор и т.д. Ножницы и секатор должны быть острыми, чтобы срез всегда был ровным. Особенно это важно при работе с деревянными веточками и цветами с толстым стеблем.

Опытные флористы нередко используют клеевой пистолет и палочки. Благодаря этим приспособлениям можно закреплять пену в сосуде. Пистолет можно использовать для изготовления композиций из сухоцветов и из искусственных цветов.

к оглавлению

Направления и стили флористики

Европейцы выделяют три направления флористики: формо-линейное, вегетативное и декоративное. Такую классификацию утвердили Грегор Лерш и Даниэль Ост. Питер Асман вылелил 4 направления флористики. Кроме трех вышеперечисленных стилей был еще один – параллельный. Однако это направление было перенесено в категорию расположения линий растительных материалов. В настоящее время особой популярностью пользуется креативная флористика. Это направление характеризуется оригинальностью форм, изысканностью и неповторимостью.

Композиции, сделанные в линейном стиле, очень легко узнать. Все растительные материалы используются довольно скупо. Любой элемент очень важен, также как и важен момент использования пространства между материалами. Особенность массивного стиля в его аранжировке. Это объемные формы с мягкими переходами. Флорист создает центральную часть букета, а затем постепенно заполняет контуры аранжировки. Композиции, сделанные в смешанном стиле флористики, очень разнообразны. Они далеки от установленных правил аранжировки линейного, массивного или массивно-линейного стиля. Скорее всего, они гармонично совмещают в себе все стили.

Флористика – это увлекательное занятие, которое подарит немало приятных минут. Изготавливая композицию из цветов, веточек и листьев вы становитесь ближе к природе. Изучение флористики, как элемента дизайна, может не только дать возможность познавать новые возможности, но и даже перерасти в настоящую профессию.

Цветы – неотъемлемые спутники разных торжественных событий в жизни и праздничных дат, надолго остающихся в памяти. Если вы любите цветы, хотите научиться составлять восхитительные композиции из них и сподручного материала, то эта статья может вам пригодиться. Мы откроем в ней азы цветочного ремесла и дадим советы желающим попробовать себя в роли флориста.

Общие сведения о флористике

Одну из разновидностей декоративно-прикладного искусства, сочетающуюся с оригинальными дизайнерскими решениями, в результате чего создаются красивые цветочные композиции, букеты, коллажи, панно, и называют флористикой. Видимо, название было дано от латинского «flores» или английского «flowers», переводящихся как «цветы». При работе флористы используют разные природные материалы – не только яркие цветы, но и веточки, листья, травы, мох, каштаны, жёлуди, другие плоды, орехи… Материалы чаще всего используют живые, но иногда включают в работу высушенные, законсервированные, искусственные элементы. Слово «букет» впервые стали использовать французы примерно в четырнадцатом веке. Так называли связку ароматно пахнущих цветов. Сначала букеты были маленькими, иногда даже невзрачными на вид, но состояли из ароматных, душистых цветов – базилика, мяты, резеды, жасмина, гвоздичек. Гораздо позже композиции из цветов стали использовать как привлекающие внимание украшения помещений и восхитительные подарки.

Направления флористики

В настоящее время ведущие флористы, а среди них Дениэл Ост и Грегор Лерш, выделяют три основных направления в этом искусстве:

  • декоративное;
  • формо-линейное;
  • вегетативное.

Особую популярность завоевала креативная флористика, сочетающая в себе оригинальность, неповторимость, изысканность. Линейный стиль распознать легко – в таких композициях природные материалы используются строго, лаконично, можно даже сказать скупо. Каждому элементу придана важность, пространство между компонентами очень хорошо рассчитано и подобрано. А вот в массивном стиле сразу бросаются в глаза объёмные формы, мягкие переходы между элементами. Довольно броская центральная часть букета, а затем флористом добавлен контур – более мелкие детали.

А вот в смешанных композициях флористы зачастую не всегда придерживаются строгих правил, соединяя элементы разных стилей.

Что надо знать начинающим?

Прежде всего, определитесь с материалами, запаситесь всем, что будет необходимо в работе. Если вы задумали создать красивый букет из живых цветов, то сначала надо изучить… язык цветов. Да, бывает и такой! И родился он на Востоке. Женщины, которым приходилось ходить с закрытым лицом, свои эмоции, чувства, ощущения перенесли на разные цветы. Так ассоциации превратились в символы.

МирСоветов приводит некоторые значения растений согласно цветочного словаря:

  • без шипов говорят о любви с первого взгляда;
  • подснежник – надежда, утешение;
  • подсолнечник – чистые, возвышенные помыслы;
  • ландыш – достоверность, надёжность;
  • – платоническая любовь;
  • настурция – патриотизм;
  • маргаритка – преданная любовь, верность, скромность;
  • – разнообразная любовь;
  • георгин – чувство собственного достоинства, утончённость;
  • лотос – здоровье, счастье, долгая жизнь;
  • хризантема – благородство;
  • пион – слава, богатство;
  • – взаимопонимание;
  • незабудка – истинная любовь;
  • гладиолус – постоянство;
  • гортензия – бессердечность, холодность, безразличие;
  • азалия – преданность;
  • герберы – тайна;
  • одуванчик – кокетство;
  • василёк – изящество;
  • каллы – восхищение, преклонение, уважение.

Выбирая цвет, помните, что и он может сказать о многом. Приведём примеры:

  • красные цветы обычно символизируют страсть, любовь;
  • белые – невинность, чистоту;
  • жёлтые – процветание, радость, богатство;
  • бледно-жёлтые – зависть, коварство;
  • оранжевые – кокетство, гордость;
  • розовые – благодарность;
  • фиолетовые – дружбу.

А вот как различаются значения цветов в зависимости от их цвета:

  • красная роза – настоящая любовь;
  • белая роза – молчание или чистота, смирение, вечная любовь;
  • розовая роза – любезность, вежливость, учтивость;
  • нежно-розовая роза – молодость, желание, страсть;
  • тёмно-розовая роза – благодарность;
  • бордовая роза – нечаянная красота;
  • жёлтая роза – радость, дружба, счастье;
  • чёрная роза – ненависть, прощание, разлука;
  • красный тюльпан – признание в любви;
  • жёлтый тюльпан – безнадёжная любовь;
  • белая сирень – невинность;
  • пурпурная сирень – первая любовь;
  • белая лилия – непорочность и чистота;
  • алая лилия – возвышенные намерения;
  • тигровая лилия – процветание, изобилие;
  • оранжевая лилия – отвращение, ненависть.

Соединяя цветы в букет, можно при желании таким вот необычным образом «сказать» о многом.

Цветы для композиции выбирайте свежие на вид, будто только что сорванные с грядки, здоровые. Увядшие цветы сделают композицию невзрачной.

Иногда начинающие флористы стараются поместить в композицию как можно больше цветов, да ещё и разных видов. Это не всегда правильно. Компоненты должны быть подобраны гармонично, чтобы не создалось впечатление нагромождённости. А если для композиции выбраны цветы, очень отличающиеся по окраске, то аранжировка может показаться чересчур пёстрой, вычурной, безвкусной.

Не забывайте, что перед тем, как вы будете «колдовать» над цветами, их надо заранее подготовить:

  1. Обрежьте стебельки, держа их под водой, срез желательно делать под углом, а уже потом аккуратно поставьте их в воду.
  2. Флористическая пена поможет поддержать свежесть растений, предотвратить рост болезнетворных, гнилостных бактерий.
  3. Листву или отростки, находящиеся ниже уровня воды, удалите.

Начинать лучше с составления простых, небольших композиций. Только когда наберётесь опыта, переходите к более сложным.

Удачно смотрятся те аранжировки, в которых присутствуют одновременно полностью раскрывшиеся цветы и растения с бутонами.

Красивой и яркой композиция получится в том случае, если вы будете делать её не спеша, с хорошим настроением, добрыми мыслями. Если ваши внутренние эмоции позитивные, то и композиция получится доброжелательной, привлекательной.

Цветовая гамма

Приведём четыре способа, по которым можно сочетать цветовые гаммы:

  • использование цветов из одной цветовой гаммы;
  • игра контрастов, когда цветы разных гамм располагают напротив друг друга;
  • разные цвета, но гармонично подобранные;
  • берутся в композицию цветы, отличающиеся лишь оттенками цветовой гаммы.

Для контраста можно взять синие ирисы и оранжевые герберы.

Можно взять только розовую палитру цветов, например, лилии или розы. Но использовать интенсивные и насыщенные цветы в центре букета, а по контуру добавлять элементы чуть бледнее, а затем чередовать их с нежно-розовыми.

Рабочие инструменты

Если вы решили серьёзно заниматься флористическим ремеслом, то запаситесь следующими вспомогательными материалами:

  • цветочные булавки – пригодятся, чтобы закрепить в нужном месте мох или ленточки;
  • флористическая проволока, кусачки, чтобы её разрезать;
  • флористическая лента – позволяет придать дополнительную устойчивость растению, ею можно скрывать проволоку;
  • острый секатор, садовые ножницы;
  • палочки, клеевой пистолет;
  • флористическая пена – она позволяет фиксировать цветы в задуманной композиции.

Ещё понадобятся декоративная бумага, сосуды для цветов (вазы из пластика, стекла, хрусталя, фарфора, металла).

Приобрести всё это можно в цветочных магазинах или воспользовавшись услугами многочисленных интернет-магазинов.

Пробуем сделать композицию из сухоцветов

Небольшие композиции из сухих цветов могут стать красивым украшением помещений- комнаты, салона парикмахерской или косметического кабинета. Такие композиции, как правило, долговечны, не нуждаются в дополнительном уходе. Букетик можно составить в вазочке или декоративном дереве. Для букета важно правильно подобрать растения, подготовить их и высушить. Иногда для букета берут высокие гладиолусы или розы, дополняют композицию папоротником, эвкалиптом, перьями павлина. Если экспонаты тусклые, блёклые, то их можно окрасить. Перед работой дно вазы заполняется флористической пеной, потом туда ставятся высокие цветы. Поворачивая вазу, добавляйте невысокие растения, веточки, травы, чтобы придать аранжировке гармоничный и законченный вид. Иногда в вазу помещают декоративные камешки, если она прозрачная. Чтобы такая композиция не выгорала, размещайте её вдали от окна.

Флористика – занятие творческое, увлекательное, сближающее с природой. Составить букет под силу каждому – было бы желание, старание, нужные знания и умения. И помните, что если творить с радостью в душе, то всё обязательно получится удачно. И тогда ваше творение принесёт окружающим много приятных моментов.

Кто-то считает, что флористика – это несложное занятие, обучиться которому может каждый. Другие полагают, что натуральная или искусственная флористика – это непосильная задача для обычного человека, не обладающего должными знаниями, навыками, художественным вкусом и креативным мышлением. На самом деле верны и первое, и второе утверждение.

Флористика — это декоративно прикладное искусство по сборке различных цветочных композиций, имеющее свою и техническую, и творческую сторону. А это значит, что обучиться может действительно каждый — в первую очередь при наличии желания. Потому, если близится день рождения любимой подруги, мамы или просто распустились розы в саду – не откладывайте свой первый урок и попробуйте самостоятельно собрать букет. Помогут в этом простые и понятные рекомендации опытного флориста.

Информация: Основная задача флористики – это обеспечить цветочное оформление интерьера, наряда, автомобилей на праздник, составление повседневных композиций для рабочих, торговых и жилых помещений, а также сборка букетов различных видов и предназначений. Кроме того, флорист может создать аксессуары из цветов – рамки, арки, гирлянды, корзинки, сумочки и даже колье с браслетами.

Подготовительный этап

Сборка букетов начинается с подготовки сырья и инструментов. Сырье – это в первую очередь сами цветы, а также вспомогательные элементы:

  • мелкие бутоны и цветочки;
  • зеленые веточки, травки, папоротники;
  • декоративные аксессуары – бабочки, мишки, сердечки и т.д.

Из инструментов нужны обязательно ножницы или секатор, нож, ускорят и облегчат работу степлер, канцелярская липкая лента (флористы используют специальную профессиональную). Понадобятся декоративная сетка, пленка или бумага для упаковки готового букета, возможно, некоторые дополнительные инструменты или декоративные детали.

Важно: чтобы букет смотрелся гармонично, следует запомнить одно простое правило: та его часть, которая будет в связке или в вазе, равняется примерно одной трети от общей высоты композиции. Есть и другие пропорции – пять частей от высоты цветов остаются снаружи, три части погружаются в вазу. Это правило работает для классических вертикальных букетов.

Варианты сборки

У флористов существует несколько способов сборки букетов. Просто собрать в охапку цветы и зелень, перевязать бечевкой и обернуть клеенкой нельзя – это будет некрасиво и неаккуратно. Хотя в некоторых случаях профессоналы используют именно такой прием, чтобы получить оригинальную и необычную композицию. Но новичкам лучше ознакомиться с классическими техниками сборки букетов, а потом уже переходить к креативным экспериментам. Существуют такие основные виды:

  1. Параллельная.
  2. Спиральная.
  3. Асимметричный.

Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.

При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.

Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, делее - это правило будет «срабатывать» автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Пропорции в работах:

1) По высоте.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части. При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.

2) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

    По высоте и длине.

Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы. Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.

4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...

Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи ) .

1: 1: 2: 3: 5: 8: 13: 21:34 ...

Последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.

Основы композиции во флористике. Симметрия - Асимметрия

Существуют два основных способа создания флористических работ - симметричная и асимметричная постановка материала.

      Симметрия

Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции

Ось композиции - подразумеваемая вспомогательная линия - должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии.

Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Симмметрия бывает:

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), рис 1

* зрительная (оптическая - добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), рис 4

* вертикальная, рис 1

* горизонтальная, рис 4

* радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), рис 2 и 3

*симметрия групповая, при постановке нескольких работ (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала)

Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине. Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия. Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным. Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья,гирлянды,цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо- и конусообразную форму.

Форма-линейно- экспозиции крайне редко бывают симметричными. но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно.

Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы - В центре - главный элемент, вспомогательные - на равном расстоянии от главного. Может получаться 2 оси симметрии.

    Асимметрия

В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции

Первый, и самый важный принцип - основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади. Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре.

Все части, дополняющие основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы - третья часть, изображающая оптическое весовое равновесие. Действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом. Баланс может регулироваться следующими способами:

* Изменением оптического веса основной или второстепенных частей

* Удалением или приближением части к групповой оси

* К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции. Основная фигура асимметрии - это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах - от маленьких подставок до больших цветочных декораций - он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры

Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно. Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции. Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм. Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного- или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры

Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.

Основы композиции во флористике.

Важнейшей составляющей мастерства флориста является построение композиции.

Композиция - организующий элемент художественной формы, придающий любому произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Во флористике методика размещения растений и материалов основана на знании законов построения художественно- декоративной композиции и особенностей каждого вида растений.

Существует несколько основных законов (*), которые нужно учитывать при построении работ из цветов. Есть еще ряд принципов достаточно важных для профессионального флориста, но новичок может их пропустить.

симметрия - асимметрия

закон пропорций, или золотого сечения

теория цветового контраста и гармонии

форма работы

Дополнительные : Ранжирование; Акцент; Напряжение; ряды и т.д.

Цветочные композиции, букеты, коллажи, панно и целые картины из растений – всё это флористические работы. Мастера используют всевозможные растительные компоненты, включая листья, цветы, ягоды, травы, орехи, плоды. Материал применяется в живом или засушенном виде. Увлечение флористикой – благодатная почва для воплощения любых замыслов. Если вы решили освоить это мастерство, предлагаем ознакомиться с полезными советами для начинающих флористов.

Как освоить флористику

Умение создавать растительные композиции и красивые букеты требует знаний и определённых навыков. Для этого нужно освоить работу с инструментами и материалом. Изучить принципы, стили, тонкости создания букетов, и конечно тренироваться, совершенствовать умения.

По типам композиции делятся на четыре группы: однотонные, контрастные, сочетание разного спектра, оттеночная гамма одного цвета. По стилю различаются на линейный (простой замысел, не отягощённый дополнительными элементами), массивный (максимум разнообразия, отсутствие свободного пространства). Также имеет место сочетание линейно-массивный и смешанный (неограничен полёт фантазий, асимметрия, хаотичность).

Инструменты флориста

Если рассматривать работу с травами и цветами, то необходимо иметь садовые ножницы, острый нож, секатор. Ножницы приемлемы для основной массы цветов. Секатор нужен для обрезки волокнистых и плотных стеблей. Ножом удаляют лишние листья, шипы, обрезают крепёжный материал.

Профессионалы всегда используют флористическую пену, губку для удерживания живых цветов в композициях, монтажную пену для сухоцветов, клеевой пистолет, булавки для крепежа. Удерживанию тонких стеблей помогает цветная проволока и лента. Для декора: стразы, камушки, блёстки, различные искусственные элементы.

Принципы флористики

Начиная работать, придерживайтесь основных правил, которые равнозначно распространяются на все направления флористики, включая композиции и букеты.

Предварительное определение размера будущей работы.

Пропорции. Все части соразмерны и гармоничны.

Фокус. Должна быть выделена «точка», притягивающая взгляд. Расположение фокусирующего места не имеет значения, зависит от поставленного целевого замысла, поэтому не обязательно выделять середину.

Гармоничность – главный принцип, не путайте с однообразием. Достижение гармонии происходит благодаря чередованию различных фактур и материалов. Должна присутствовать динамика, ритмичность, только так можно избежать монотонности.

Баланс. Грамотное распределение крупных и мелких деталей (бутон, большое соцветие). Правильное расположение дополнительных штрихов (трава, элементы декора).


- Цветовая гамма – главный «инструмент» для осуществления замысла. Важно тщательно прорабатывать сочетания тёмно-холодных оттенков.

Начинайте работать с создания маленьких букетов.

Не используйте больше трёх сортов цветов в одной композиции.

Избегайте выполнения работы из одних бутонов.

Выстраивайте композицию на основе насыщенности цветов. Нежные оттенки – сверху, насыщено-тяжёлые внизу.

Изучите значение цветов и грамотно используйте их в определённых композициях.

Не бойтесь экспериментировать, выражать свои чувства, фантазировать, проявлять индивидуальность.

Как правильно сделать букет

Для продления свежести букета нужно правильно подготовить цветы: обрезать стебель всегда под острым углом, непосредственно в воде – этот приём увеличит «жизнь» растения. Часть цветочного стебля, погружённая в ёмкость с водой, не должна иметь листвы – требуется полное удаление веточек, листьев и шипов. Применение флористической пены предотвращает развитие бактерий, загнивание и продлевает свежесть композиции.


Начинающему флористу полезно знать базовый приём – не применяйте в цветочной композиции только полностью раскрытые соцветия. Иначе букет будет смотреться гнетуще-тяжёлым. Свежесть и нежность внесут «штрихи» из нескольких нераскрытых цветков, да и простоит такой букет дольше.

Применяя на практике эти несложные советы, начинающие флористы смогут избежать дисгармонии и нагромождений. Не нужно бояться ошибок, важно созидать, приобретать опыт, мастерство и получать от работы удовольствие.