Смешение стилей в архитектуре. Эклектика, как сочетание исторических стилей

Эклектика - соединение разнородных художественных элементов. Использовала формы различных стилей - готики, ренессанса, барокко, рококо и др. Оказала влияние на модерн. Тяготела к созданию больших городских ансамблей (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий и выразительности их силуэта. Характерная особенность - монументальные, нередко перегруженные декором здания, органично "вошедшие" в структуру города. постройки: Государственный банк на Неглинной улице (К.М. Быковский 1893-95); Международный торговый банк на Кузнецком мосту (С.С. Эйбушитц, 1898); Сандуновские бани (Б.В. Фрейденберг, 1894-95)

2. Ведущие мастера эклектики в России. Работы, проекты.

1. переходный этап от классицизма к эклектике 1830-е – нач 1860-х

Е.Д.Тюрин (1832-1870). Постройки: Университетская (Татьянинская) церковь в Москве, Елоховский собор в Москве.

А.Монферран - проект Исаакиевского собора в Питере

2. начальный эт ап развития эклектики (усиленное подражательство, точная передача исторического прообраза)

К.А.Тон - Храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883). Большой Кремлевский дворец в ансамбле Соборной площади (1839-1849).

А.П.Брюллов -Лютеранская церковь св.Петра(1832-1838).

М.Д.Быковский -ансамбль подмосковной усадьбы Марфино (1837-39).

В СПб А.И.Штакеншнейдер - Мариинский (1839-1844), Ново-Михайловский (1857-1861), Николаевский дворцы (1853-1861)

3. второй этап развития эклектики (сочетание различных стилистических направлений с использованием новым материалов в ней - чугуна, железа, ж/б)

Продолжалось строительство Исаакиевского собора в Петербурге (О.Монферран).

4. третий этап позднего эклектизма конца XIX века (достоверный историзм архитектурного языка и форм).

Ведущий мастер – Н.Л.Бенуа (ученик К.А.Тона) - перестроенный Мариинский театр, вокзал в Стрельне, Красном селе.

Р.И.Клейн - музей ИИ им. А.С.Пушкина, Универсальный магазин «Мюр и Мюрилиз” (ЦУМ)

К.М.Быковского – здания Государственного банка (1893-1906) и Зоологического музея (1896-1897)

А.Парланд - храм Воскресения Христова (Спас на Крови)

3. Неорусский стиль как национальное выражение в эклектике и модерне.

п
оследняя треть 19 века. Развиваясь в духе эклектизма, он стал характеризоваться пристрастием к обильной и дробной декорации, воспроизводившей мотивы московского и ярославского зодчества 16 и 17 веков. Организация пространства - на основе использования принципа свободной планировки. к строительству в неорусском стиле обратились архитекторы, представители модерна: Ф.О. Шехтель (Ярославский вокзал в Москве, 1902-04), И.Е. Бондаренко (старообрядческие церкви). Представители позднего неорусского стиля воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 1908-12, Щусев) либо "накладывают" русскую традиционную орнаментику на рационально спланированные объёмы (здание Ссудной кассы в Настасьинском переулке, 1914-16, В.А. Покровский).

Эклектика как архитектурный стиль, господствовала в России, как и в Европе, в период с 1830 по 1890 годы. Эклектика обычно характерна для периодов упадка в искусстве, она объединяет в себе множество различных элементов и стилей. Архитектурная эклектика 19-го века тяготела к излишней парадности, часто даже бутафорской, когда над традиционными способами организации интерьеров брали верх имитации, пышная лепка, прочие декоративные приемы.

В архитектуре эклектика разделена на два периода (1830-1860 г.г. и 1870-1890г.г.). Произведения первого периода сочетали в себе преимущественно такие исторические стили как неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский, неовизантийский, псевдорусский стили, классицизм и другие. В эклектике еще сохранился архитектурный ордер (определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, включает в себя несущие части (колонна с капителью, базой и иногда с пьедесталом) и несомые (фриз карниз). В зависимости от того, с какой целью строилось здание, могли использоваться те или иные стили. Например, эклектический стиль архитектора К. Тона применялся при строительстве храмов, но для возведения гражданских строений его не использовали. В какой-то мере все зависело и от финансовой состоятельности заказчика – единые требования отсутствовали, и чем больше средств выделялось на постройку, тем более нагруженным различными элементами могло получиться здание. Во второй половине 19 века в эклектике появились элементы таких стилей как готика, ренессанс, барокко, рококо, что в дальнейшем способствовало появлению стиля модерн.

В России выделяют "николаевский" и "александровский" этапы развития эклектики, которые указывают не столько политические обстоятельства, сколько на изменения в социально-общественной сфере. Зарождение и расцвет эклектики в России совпали с важными общественными реформами, в частности – с отменой крепостного права. В этот период теряет свое первостепенное значения храмовое строительство, уступая место гражданской архитектуре. Древний исторический центр Москвы подвергается реконструкции, город динамично меняется. Городская застройка также трансформируется, здания увеличиваются в размерах и этажности, появляется все больше банков, конторских зданий, пассажей – примет нового капиталистического времени.

Постепенно в московской эклектике выделились три основных направления. Русско-византийскую ветвь эклектики можно проследить в фасадах Большого Кремлевского Дворца, где архитектор К. Тон объединил элементы древнерусской и византийской архитектуры. На примере фасада Московского политехнического музея (архитекторы И. Монигетти и Н. Шохин) прослеживается влияние второго направления, в котором использовались характерные приемы русского деревенского декора, орнаменты вышивок и прикладного искусства. И третий стиль перекликался с московской архитектурной традицией середины 17 века, но в противовес ее «нарядности» этот стиль был вычурно-сухим (Исторический музей, архитекторы В. Шервуд и А. Семенов).

Среди выдающихся архитекторов, строивших в стиле эклектики, были такие как: М.Д. Быковский, К.А. Тон, К.М. Быковский, А.С. Каминский, Р.И. Клейн, Д.Н. Чичагов и другие.

Именно эклектика в 19 веке сформировала облик нынешней исторической части Москвы. В этом стиле застраивалась территория Китай-города, Красная и Лубянская площади. Эклектика удовлетворяла тенденциям того времени к постройке зданий большого масштаба, с выразительными эффектными фасадами, куполами, остроконечными гребнями. В период с 1870 по 1890 годы в Москве было построено множество величественных, необычных по силуэту зданий, таких как Государственный банк на Неглинной улице, Международный торговый банк на Кузнецком мосту, Сандуновские бани. При отделке интерьеров в стиле эклектики было принято сочетать не больше двух-трех исторических стиля, используя схожие по фактуре и цвету материалы.

Среди сохранившихся памятников архитектуры в стиле московской эклектики сегодня – знаменитые Сандуновские бани. Здание было спроектировано архитектором Б.В. Фрейденбергом. В 1894 году он приступил к строительству, но, не выдержав вздорного характера заказчика Н.С. Ганецкого, оставил работу, и заканчивал проект архитектор С.М. Калугин. Сандуновские бани работают и сегодня, так что есть вполне реальная возможность осмотреть здание и изнутри.

К признанным мастерам эклектики принадлежат и известные архитекторы М.Д. Быковский и А.С. Каминский. Каминским в 1873-1875 годах было построено новое здание Московской Биржи. Стиль здания можно охарактеризовать как позднюю эклектику. Биржа была построена на месте старого здания, автором которого был М.Д. Быковский. Примечательными чертами здания является классический портик, выходящий на улицу Ильинку, а также фасад, выполненный в стиле неоренессанса, обращенный в Рыбный переулок. Еще один этаж у Биржи появился в 1925 году, проект надстройки разработал И.С. Кузнецов.

Образцом эклектичности в архитектуре может служить нынешняя Большая Пироговская улица – в прошлом Большая Царицынская. Ее северная (правая) сторона была застроена зданиями, предназначавшимися для университетских клиник. Проект застройки этой части улицы разрабатывал еще один знаменитый московский архитектор – К.М. Быковский. Постройки выдержаны в стиле поздней эклектики с элементами классицизма.

Яркими примерами стиля эклектика в Москве являются также Государственный банк на Неглинной улице (К.М. Быковский), Международный торговый банк на Кузнецком мосту (С.С. Эйбушитц), Александро-Мариинское училище на Большой Ордынке (А.С. Каминский) и другие.


Опубликовано: Август 21, 2017

Эклектизм - это архитектурный стиль девятнадцатого и двадцатого веков, в котором одна произведение включает комбинацию элементов из предыдущих исторических стилей, чтобы создать что-то новое и оригинальное. В архитектуре и дизайне интерьера эти элементы могут включать в себя структурные особенности, мебель, декоративные мотивы, особый исторический орнамент, традиционные культурные мотивы или стили других стран, причём комбинация, как правило, выбирается исходя из его пригодности к проекту и общей эстетической ценности.

Резиденция митрополитов Буковины и Далмации, спроектированная Йозефом Главка, 1882 год, Черновцы, фото: Сергій Криниця (Haidamac) , лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

История

Эклектика вступила в практику в конце 19 века, поскольку архитекторы искали стиль, который позволил бы им сохранить предыдущий исторический прецедент, но создать невиданные проекты. За счёт полного списка прошлых стилей возможность смешивать и сочетать стили позволила получить более выразительную свободу и обеспечила бесконечный источник вдохновения. В то время как другие проектировщики (называемые «возрожденцами») стремились в точности подражать прошлым стилям, эклектизм отличался, так как главной движущей силой было создание, а не ностальгия, и существовало стремление к оригинальности проектов.

Европа

Эклектическая архитектура впервые появилась в таких странах континентальной Европы, как Франция, Англия и Германия, вследствие растущего напряжения между архитекторами, иметь более выразительную свободу над своей работой. Национальная высшая школа изящных искусств в Париже, считающаяся одной из первых профессиональных архитектурных школ, обучала студентов в строгой, академической манере, вооружая их навыками и профессиональным престижем. Преподаватели в школе были одними из ведущих архитекторов во Франции, а этот новый метод обучения был настолько успешным, что привлекал студентов со всего мира. Многие выпускники продолжали становиться пионерами движения и использовали своё обучение боз-ар в качестве основы для новых эклектичных проектов.

Несмотря на то, что применение этого стиля архитектуры было широко распространено (и его можно было увидеть во многих построенных в то время мэриях), эклектика в Европе не достигла такого же уровня энтузиазма, который наблюдался в Америке, поскольку предполагалось, что наличие старой, аутентичной архитектуры, уменьшало привлекательность исторической имитации в новостройках.

Северная Америка

В конце 19 века произошли основательные перемены в американской архитектуре. Архитекторы, получившие образование в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже, такие как Ричард Моррис Хант и Чарльз Фоллен МакКим, были ответственны за то, чтобы вернуть в Европу боз-ар, который, как говорили, был краеугольным камнем эклектической архитектуры в Америке. В период повышения благосостояния и коммерческого расцвета многие эклектичные здания были введены в эксплуатацию в крупных городах по всей стране. Стиль процветал, поскольку он вносил исторические черты, ранее встречавшиеся только в аристократической архитектуре европейских стран, таких как Великобритания и Франция, способствуя более богатому ощущению культуры и истории в Америке. В случае с Хантом и многими другими эклектичными архитекторами, его «типичная эклектичная точка зрения» позволяла ему делать стилистический выбор, основываясь на том, что подходит конкретному проекту или клиенту.

Создание небоскребов и других больших общественных пространств, таких как церкви, здания суда, мэрии, публичные библиотеки и кинотеатры, означало, что эклектичный дизайн был уже не только для членов высшего общества, но также был доступен широкой публики. В то время как некоторые из этих зданий были снесены (включая оригинальную станцию в Пенсильвании и первый Мэдисон-сквер-гарден - оба в Нью-Йорке), проекты, которые сохранились из этой эпохи, всё ещё считаются одними из самых важных сооружений в Америке.

Распространение

Некоторые из самых необычных примеров эклектичного дизайна можно увидеть на борту океанских лайнеров (которые в то время были основной формой зарубежного транспорта). Шикарные интерьеры были созданы сочетанием традиционных стилей - в попытке облегчить дискомфорт нескольких месяцев за рубежом и создать иллюзию постоянного величия.

В то же время такие суда использовались для транспортировки колонистов в неразвитые районы мира. Колонизация таких районов еще больше распространила эклектическую архитектуру западного мира, поскольку недавно поселившиеся колонисты построили здания, особенностью которых обычно был римский классицизм и готические мотивы.

В меньшей степени эклектизм проявился в Азии, так как японские и китайские архитекторы, прошедшие обучение в американских школах изящных искусств, вернулись, чтобы создавать эклектичные проекты в Азии, такие как Банк Японии (1895) Кинго Тацуно.

Критикующий приём

Как стиль, который предлагал так много творческой свободы и никаких руководящих правил, риск создания неудачного дизайна был очевидным для всех. Проекты, которые не гармонично сочетали разные стили, подвергались критике со стороны профессионалов (особенно тех, кто выступал против движения).

Спад

Энтузиазм в отношении исторической имитации начал снижаться в 1930-х годах, и эклектика постепенно упразднилась в учебных планах школ дизайна, в пользу нового стиля. Переход к модернизму был знаменательным, поскольку многим он приставлялся авангардом, а новые технологии и материалы, создаваемые в то время, позволили добиться больших инноваций.

Декорирование интерьера

Подъём эклектической архитектуры вызвал потребность в специалистах по интерьеру, которые обладали навыками, пониманием и знаниями прошлых исторических стилей, чтобы создавать подходящие сопутствующие интерьеры. Это привело к появлению «декорирования интерьера» в качестве рассматриваемой профессии. Выдающимися декораторами интерьера в эту эпоху (между концом 19 и началом 20 века) были Эльси де Вулф, Роуз Камминг, Нэнси Макклелланд, Элси Кобб Уилсон, Фрэнсис Элкинс, Сури Моэм и Дороти Дрейпер. Пока клиентура этих ранних декораторов состояла исключительно из богатых семей и фирм, работы таких декораторов регулярно показывались в популярных печатных изданиях, наподобие House and Garden, House Beautiful, и Ladies Home Journal. Публикация роскошных интерьеров этих великолепных домов помогла распространить эклектичный стиль на средний класс, и менее экстравагантные имитации или объединение подобных декоративных элементов стали желательной особенностью в домашнем декоре. Эстетические предпочтения варьировались от региона к региону по всей Америке, причем испанские стили предпочитали в Калифорнии, а элементы «колониализма» были популярны в Новой Англии.

Такие издания, как Ladies" Home Journal (1900) способствовали распространению эклектики в массы.

Современный контекст

В современном обществе стили, которые были позаимствованы из многих разных культурных и исторических стилей, свободно описываются как «эклектичные», хотя ссылки на эклектическую архитектуру в литературе и средствах массовой информации обычно касаются зданий, построенных в эклектическом движении конца XIX - начала XX века.

Церковь Святого Семейства в Барселоне, спроектированная Антонио Гауди является ярким примером эклектики. Элементы готического стиля были объединены с восточными мотивами и формами, найденными в природе, что привело к характерному оригинальному зданию. Несмотря на то, что он был спроектирован в пиковый период эклектики (1883-1926), на сегодняшний день он всё ещё остается в процессе строительства, фото: Bernard Gagnon , лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

Архитекторы-эклектики:

  • Даниел Хадсон Бёрнем
  • Александер Джэксон Дэвис
  • Антонио Гауди
  • Йозеф Главка
  • Ричард Моррис Хант
  • Чарльз Макким
  • Уильям Мид
  • Ричард Норман Шо
  • Стэнфорд Уайт

Дворец Монсеррат, - смешение нескольких архитектурных стилей - арабский, мудехар, индийский, мавританский стили и готика © www.сайт



- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

Название «эклектика» произошло от греческого eklektos, «избранный, отборный». Эклектизм в архитектуре - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830 - 1890-е гг. В зарубежной терминологии носит название - романтизм (для второй четверти XIX века), Beaux-Arts (боз-ар) (для второй половины XIX века) и историзм (в современном мире). Характеризуется смешением различных «исторических» стилей, таких как неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль.

История возникновения эклектики

В начале прошлого века авангардисты в попытках создать что-то новое все время «натыкались» на то, что уже когда-то кем-то было создано раньше и отражалось, например, в древнейших культурах Китая или Индии, шумерских манускриптах или скульптурах Месопотамии.

И стало понятно, что, если пойти по пути некоторого заимствования и совмещения уже существующего, можно создать что-то новое и интересное. Современный арт-дизайн смешивает западное и восточное, старое и новое - арт-деко с хай-теком и этно, то есть интерьеры начала третьего тысячелетия по стилистическому составу чрезвычайно многокомпонентны. Именно это принято называть Эклектика (историзм)

Знаменитые архитектурные сооружения Эклектики и Историзма:

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

  • Архитектор Константин Тон
    Храм Христа Спасителя в Москве, уничтожен в 1931 г. Воссоздан в 1990-х годах " target="_blank"> Храм Христа Спасителя Храм Христа Спасителя
  • Архитектор Шарль Гарнье
    Опера Гарнье или дворец Гарнье, Париж (Франция) " target="_blank"> Опера Гарнье Опера Гарнье
  • Архитектор Луи Деласензери
    Центральный вокзал, Антверпен (Бельгия) " target="_blank"> Центральный вокзал Центральный вокзал
  • Архитектор Джон Нэш
    Королевский павильон в городе Брайтоне, графство Восточный Суссекс, Англия " target="_blank"> Королевский павильон Королевский павильон

Основные признаки Эклектики

Строго говоря, эклектика сама по себе не является отдельным стилем, так как ее особенность как раз и заключается в смешении различных стилей на разной основе. Достаточно часто в среде профессиональных архитекторов термин эклектика носит негативный характер, как направление, не придерживающееся конкретных рамок стилей. С другой стороны нельзя не отметить что подчас сочетание определенных стилей, сделанное со вкусом и тонким чутьем, может создать уникальные произведения архитектуры и интерьерного дизайна.

Характерными чертами эклектического стиля являются, тесное сплетение при возведении здания технических аспектов с художественными, монументальность, изобилие декоративных элементов.

Архитекторы, художники и дизайнеры Эклектики (историзма)

Жан Луи Шарль Гарнье (1825 - 1898) французский архитектор эпохи эклектики и историк искусства. Идеолог и практик стиля боз-ар. Автор Опера Гарнье (фр. Op?ra Garnier) или дворец Гарнье (Palais Garnier) Здание считается эталоном эклектической архитектуры в стиле боз-ар.

Джон Нэш (1752 - 1835) британский архитектор, крупнейший представитель британского ампира («регентский стиль»), в то же время создавал архитектурные сооружения в стиле историзма (эклектики), такие как Королевский павильон в Брайтоне.

Василь Григорович Кричевский (1872 - 1952) - украинский архитектор, художник, график. Многие проекты сделаны в нео-украинском стиле (другое название - украинский архитектурный модерн). Одним из известных является Дом земства в Полтаве.

Константин Андреевич Тон (1794 - 1881) русский архитектор. Автор многочисленных архитектурных проектов во многих городах России, придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств. Особенно он известен своими работами в Санкт-Петербурге и в Московском Кремле, и своим главным детищем - храмом Христа Спасителя в Москве.

Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802 - 1865) знаменитый петербургский архитектор. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (ныне - резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839-1844 годах на Исаакиевской площади.

Эклектика и историзм в интерьере

Эклектика как сочетание элементов разных стилей, наряду со стилем фьюжн, чрезвычайно популярна в современных интерьерах. Эклектика в интерьере - это сочетание двух или трех близких друг другу стилей, например, барокко, ампир, классицизм.

Такое направление подойдет тем, кто много путешествует и привозит домой сувениры и предметы интерьера из разных стран. В этом случае эклектика позволяет создать интерьер, в котором будут гармонично уживаться вещи и мебель разных направлений, эпох и стилей. Так же если в доме проживает семья из нескольких человек, принадлежащих к разным поколениям. Эклектика позволяет создать для каждого в доме уголок, где он будет чувствовать себя максимально комфортно в окружении привычных вещей.

В отличие от стиля фьюжн, эклектика все же остается в пределах гармонично сочетающихся друг с другом направлений в дизайне, не противоречащих друг другу. Это правило действует и на уровне гармонично сочетающихся материалов, цветов, фактур. Для стиля «эклектика» в интерьере характерно использование большого количества текстиля, мягких изогнутых и закругленных форм, изобилие декора и нередко этнических мотивов.

Весь образ такого дома построен на противоречиях: замечательно сосуществуют образцы самой разнообразной живописи - от полотен старинных мастеров до работ, созданных руками хозяев или их детей; современная мягкая мебель соседствует, например, со старым комодом или креслом, пережившим несколько исторических эпох. Стоит отметить, что в обстановке, где смешаны стилистически разные предметы, очень важно акцентировать внимание на деталях, потому что именно детали объединяют такие разные по характеру вещи.

Например, основным элементом гостиной вы хотите сделать привезенные из далекого путешествия и так полюбившиеся вам расписанные вручную ткани. Чтобы выделить этот элемент декора, вам придется тщательно продумать цветовое решение комнаты. В данном случае хорошую службу может сослужить следующий прием: часть стен в интерьере оставьте белыми, а часть выкрасите в насыщенные цвета, которые подчеркнут неповторимость размещенных на их фоне декоративных элементов. Такой прием цветового смешения придаст пространству дополнительную глубину.

Общая идея такого интерьера - декор в духе фантазии и свободы, когда вещи, привлекшие хозяина, например формой и тщательной обработкой материала, компонуются между собой, невзирая на стиль. Подобные интерьеры совершенно уникальны и необычайно декоративны: они насыщены цветом, детали в них представляют собой отдельные произведения искусства, которые при этом органично соседствуют, дополняя и украшая друг друга. Такая обстановка в целом создает представление об облике хозяина, его художественном чутье и своеобразном вкусе.

  • Каминная группа
    Современный интерьер Эклектика " target="_blank"> Каминная группа Каминная группа
  • Кабинет
    Современный интерьер Эклектика " target="_blank"> Кабинет Эклектика Кабинет Эклектика
  • Будуар
    Современный интерьер Эклектика " target="_blank"> Будуар Эклектика Будуар Эклектика
  • Столовая
    Современный интерьер Эклектика " target="_blank"> Столовая Эклектика Столовая Эклектика
  • Гостинная
    Современный интерьер Эклектика " target="_blank"> Гостинная Эклектика Гостинная Эклектика
  • Гостинная
    Современный интерьер Эклектика " target="_blank"> Гостинная Эклектика Гостинная Эклектика
  • Гостинная
    Современный интерьер Эклектика " target="_blank"> Гостинная Эклектика Гостинная Эклектика

Архитектурная эклектика - это направление европейского зодчества в 1830-1890 гг.

Архитектурная эклектика сооружения отражается в использовании элементов стиля готика.

До 19 в. эклектизм в архитектуре проявлялся в соединении различных направлений в одном сооружении. Стиль эклектика в архитектуре в определенные исторические периоды носил разные названия: в 1830-х гг. его называли романтизмом, во второй половине 19 века - Боаз-ар (Beaux-Arts).

В 1870—90-х гг. в Москве появились здания со сложными фасадами с большим количеством декора: Государственный банк на ул. Неглинной (архитектор К.М. Быковский), 1893—1895гг., Международный торговый банк на Кузнецком мосту, (архитектор С.С. Эйбушитц), 1898 г.; Сандуновские бани (архитектор Б.В. Фрейденберг, 1894—1895 гг).

Сейчас исследователи нередко называют этот стиль "историзмом". Последнее название связано с тем, что эклектизм в архитектуре характеризовался смешением стилей из разных периодов в истории зодчества и созданием обновленных вариантов уже известных стилевых направлений. Так появились неогрек, неоготика, необарокко и так далее - каждый известный стиль мог получить обновленный, "модифицированный", вариант. Возникший стиль эклектики в архитектуре использовал разнообразные лепные украшения, сложные декоративные формы и отражал стремление представителей высшего общества к демонстрации роскоши, власти. Архитектурная эклектика в 19 в. украшала целые кварталы американских, европейских и центральных российских городов.

Международный торговый банк на Кузнецком мосту в эклектическом стиле. Архитектор С.С. Эйбушитц, 1898 г.

Мода на эклектизм в архитектуре возникла на основе поисков художниками новых идей. Исследование истории зодчества привело многих мастеров к решению создавать новое на основе старого, заимствуя уже известные приемы и сочетая их с уже существующими технологиями, а также приспосабливая сооружения к современным требованиям. То или иное направление в эклектике архитектура перенимает на уровне отдельных элементов, повторяя формы, декор, однако меняются масштабы, дизайн становится более символичным, он теряет свою первоначальную идейную направленность. Часто меняется функциональное назначение строения. Использование конкретных исторических стилей в создании эклектических сооружений нередко вызывало нарекания критиков. По мнению исследователей эклектика в архитектуре подстегнула появление модерна, а позже легла в основу современного эклектизма, основанного на ассоциативном образе, воспроизводимом владельцем дома или дизайнером. Фантазия архитекторов смешивает старое и новое, создавая необычные образы, которые, тем не менее, являются узнаваемые и позволяющие говорить об определенном направлении.

Современная эклектика объединила в одном сооружении Ренессанс, восточный и классический стиль.

Если в Древней Греции ордерная система применялась в основном в акрополях и храмах, то в "неогреке" и "неориме" ордер стал использоваться в общественных зданиях, дворцах, особняках и частных домах. Неогрек, появившись в Европе в 19 в., и до сих пор не теряет свою актуальность. Приемы архитектуры, заимствованные в Древней Греции и Древнем Риме, обрели новые масштабы, стали использоваться для создания небольших частных домов. Для создания эклектического образа сооружения используют декоративные элементы ордера: молдинги, барельефы, балясины, розетки, сандрики, карнизы. В этом направлении те элементы, которые некогда несли нагрузку: например, колонны и пилястры, модульоны, также стали декоративными.

Некоторые архитектурные элементы классического стиля в этом эклектическом сооружении являются декоративными и не несут нагрузки.

Архитектурная эклектика - неоготика - приобрела в 19 в. романтические очертания, превратившись из готики религиозных храмов, на постройку которых уходили столетия, в сказочные сооружения. В основе неоготических сооружений вертикальная направленность, высокие тонкие шпили, ажурность фасадов, башенки с фигурным декором, скульптурное оформление. Так формировался готический образ замков Баварии, делая их похожими на иллюстрации к сказке. Иначе формировалась неоготика в Северной Европе, например, в Англии, где готический стиль был признан, как национальный, несмотря на то, что вначале он зародился в центральной Европе и лишь спустя некоторое время появился в Англии. Здесь неоготика приобрела мрачноватый вид, создав замки с высокими башенками, устремленными вверх, украшенными разнообразными лепными элементами. Многое в эклектике Англии было заимствовано из строгого нормандского зодчества. Воплощенная в частных строениях неоготика лишилась своего декоративного убранства, оставив вертикальное устремление и башенки, либо принимала формы английской готики. В современном строительстве тема неоготических замков очень популярна, ассоциируясь у владельцев со средневековьем, европейскими сказками на тему рыцарей и принцесс. Нередко готическая эклектика в архитектуре выглядит как театральная декорация.

Дом-особняк в неоготическом стиле. Архитектурная энциклопедия Барановского.

Особняк в неоготическом стиле. Архитектурная энциклопедия Барановского.

Направление эклектизма в архитектуре - необарокко - в 19 в. строилось на принципах "свободной лепки" фасада, созданием выступающих и вогнутых плоскостей. При этом сохраняется симметрия расположения архитектурных элементов относительно центральной оси. Используются ордерные элементы, объединяющие этажи: пучки колонн, пилястры, которые служат декоративным целям. В это время распространены фасады, создающие впечатление динамичного движения за счет их пластичности. В некоторых случаях сочетается барокко и классицизм, и роль динамичных объектов выполняют декоративные элементы: скульптуры и лепнина (например, у архитекторов В. Лангвагена и А. Кольба). Нередко архитекторы фрагменты фасада оформлялись под барокко, например, создавали барочными ярус дома, один - два выступа, в то время как остальные части фасада оставались исполненными в классическом стиле (так работали, к примеру, архитекторы Е.П. Варгин, И.С. Гамазов, А.Ф. Занфтлебен). Небольшие дома отделывали в стиле неорококо без применения элементов ордера (работы зодчих А.К. Бруни, Г.И. Карпова, P.P. Генрихсена). Эклектика в архитектуре Петербурга, отразившаяся в сооружениях необарокко: особняк Т. П. Дылёва, особняк П. И. Демидова, доходный дом Н. П. Жеребцовой, особняк Е. М. Бутурлиной, перестроенный Дворец Белосельских-Белозерских. Современные здания в стиле необарокко перенимают традиции 19 в., в основе их дизайна - стилизация, пластика, лепнина, причем могут использоваться как традиционные материалы в отделке, так и их имитация.

Необарокко современного здания выражено в форме двухъярусной крыши сложной формы.

Стиль эклектика в архитектуре нередко строится на основе мавританского зодчества. Сама восточная культура является смесью разнообразных национальных традиций, свойственных не только для определенных народов, но и для разных географических областей и исторических периодов, поскольку история знает примеры завоеваний, поглощений и объединений разных традиций в одной культуре на какой-то промежуток времени, что затем сменялось иными подходами и методами. В одном из вариантов ближневосточной архитектуры объединялись многоярусные фасады из Ликии и Карии (юго-западный регион Малой Азии), портики из греческих храмов, которые попали в восточное зодчество в ходе слияний культур в периоды завоеваний. От финикийцев пришла в архитектуру капитель, от персов - зубчатые стены, двускатные или, напротив, плоские крыши, напоминающие террасы-ступени). В современном строении с эклектическим ближневосточным дизайном можно увидеть сочетание классики и восточного стиля, выражающееся в характерной форме окон и дверей, лепнине, ярусности, арочных террасах и галереях.

Восточные мотивы в декоре здания фармацевтического производства.

Современный эклектизм архитектуры выражается в использовании узнаваемых фрагментов, приемов того или иного стиля. Например, любое сегодняшнее сооружение, созданное в классическом стиле, эклектично, так как лишь повторяет некоторые элементы, заимствованные из ордерной системы. Сегодняшняя эклектика позволяет владельцу дома жить словно бы в разных эпохах одновременно, когда используются все современные средства для лучшего художественного выражения: инженерные, технологические, конструкционные.

Современный дом, построенный по мотивам английского стиля.

Благодаря разнообразию эклектики в архитектуре и привнесения в нее многочисленных авторских идей и элементов, это направление стало сложным, неоднородным, что характерно для современного строительства. Таким образом, архитектура, по мнению исследователей, приобретает индивидуальность. Автор текста: К. Максимов