Проект «Все профессии нужны, все профессии важны. Проект «Все профессии важны, все профессии нужны
Средняя группа Воспитатель: Кричевцова М. С. Череповец Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №92»
Тип проекта:
- творческий
- краткосрочный
Участники проекта: дети средней группы №5, родители воспитанников,
Воспитатель: Кричевцова М.С.
Сроки реализации: март-апрель 2015года
Актуальность проекта:
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации» .
Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
Проблема: Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях, поэтому решили познакомить детей с профессиями поближе:
Цель: Развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями.
Задачи проекта:
- Закрепить знания детей о профессиях.
- Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
- Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.
- Определить значимость профессий.
- Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.
- Научить составлять небольшие рассказы по схемам.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Понимание значения слово «профессия» .
Научить составлять рассказы детей о выбранной профессии по схеме ТРИЗ РТВ.
Собрать и систематизировать весь материал по теме проекта.
Проявить у детей интерес к данной теме.
Сформировать целостное представление о трудовой деятельности взрослых.
Научить детей понимать пословицы, поговорки о труде.
1 этап. Подготовительный
- Информировать родителей о проекте.
- Отобрать иллюстрации, презентации о профессиях.
- Найти литературу, рассказывающую о профессиях.
- Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику.
- Подготовить экскурсии на почту, на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет ДОУ
- Дать задание родителям подготовить сообщения по любой из профессий.
Беседы с детьми:
- Какие вы знаете профессии.
- Чем важны эти профессии?
- Какую носят одежду люди разных профессий?
- Какие технологии и орудия труда используют люди разных профессий?
Организационный этап
1. Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект, используя модель трех вопросов:
Зачем нужно трудиться? Кем работают родители, что ты знаешь об их профессиях? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?
Где мы можем это узнать? Как нам рассказать всем о том, что мы узнаем?
2. Совместное обсуждение с детьми этапов работы над проектом
Здоровье и физическое развитие
Знакомство с профессиями, связанными со спортом;
Ежедневная тематическая ритмическая зарядка;
Тематические физкультминутки
П / и «Пожарные на учениях» , «Космонавты» , игры-эстафеты
Соблюдение режима труда (работа и отдых)
Безопасность
Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде
У людей разных профессий свои правила безопасности
Познание
- Презентации «Все работы хороши» , «Дело мастера боится» , «Профессии»
- Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»
- Серия бесед: «Кто работает в детском саду» , «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий» , «Мир профессий»
- Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы
Дидактические игры: «Подскажи словечко» , «Угадай кто это?» , «Магазин игрушек» , «Кто больше расскажет о профессии!» , «Угадайте, что я делаю?» , «Что сначала, что потом?» , «Где можно это купить?» , «Назови профессию» , «Что кому» , «Угадай профессию» , «Кому без них не обойтись» , «Профессии людей» , «Кто, что делает?» , , «Что делают этим предметом» , «Что расскажет предмет» .
- Моделирование трудового процесса
- Использование логических игр
- Использование элементов ТРИЗ при решении проблемных ситуаций
- Составление схемы для составления рассказа о профессиях
- «Как было раньше, а как теперь»
Социализация.
Взаимодействие с родителями:
Встреча с интересным человеком:
- папа Миши - работник полиции «Наша служба и опасна, и трудна…»
- мама Кирилла - младший воспитатель, «О важности профессии»
- дедушка Кирилла - бывший военный «О военных профессиях»
- бабушка Насти - бывшая медсестра. Проблемная ситуация «Что случилось с куклой Катей»
Игры и беседы
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» , «Строители» , «Больница» , «Парикмахерская» , «Салон красоты» , «Ателье»
- Игры-имитации: «Мамины помощники» , «Готовим обед для всей семьи» .
- Игровая ситуация: «Кем я стану?» ,
- Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит»
- Игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем» (труд – основное занятие взрослого)
Коммуникация
- Составление рассказов о профессии родителей
- Разучивание стихов о различных профессиях
- Обогащение словаря детей за счет новых терминов
- Отгадывание загадок на тему «Профессии»
- Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача»
- Выступления детей с сообщением о любой из выбранных профессий
- Пословицы и поговорки о труде
- Обсуждение фразеологизмов о труде
- Хозяйственно - бытовой труд в группе
- участие в субботнике (труд в природе)
- ручной труд
Художественная литература
Пословицы и поговорки о труде
Стихи и загадки о профессиях
Чтение стихов и рассказов о профессиях
В.Маяковский «Кем быть?» .
С. Маршак «Откуда стол пришел» , «Мы военные» ,
С. Михалков «А что у вас?» , «Дядя Степа» , «Дядя Степа - милиционер» .
В Лифшиц «И мы трудиться будем» ,
Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим» .
Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»
Беседа о творческих профессиях, связанных с искусством (пианист, дирижёр, композитор, певец, балерина, художник)
Художественно-творческая деятельность
Выставка рисунков «Кем я буду»
Изготовление атрибутов для игр: «Почта» , «Магазин» , «Аптека» , «Телевидение»
Раскрашивание раскрасок - профессии
Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов
Лепка – овощи и фрукты, кондитерские изделия
Игровая деятельность
- Настольные игры - «Профессии» , «Кем быть?» , «Ассоциации» , «Кому что нужно для работы?» , «Знаем все профессии» , Пазлы «Профессии» , «Парочки» (по темам) , «Ассоциации» , лото, домино, разрезные картинки
- Дидактические игры «Подскажи словечко» , «Угадай, кто это?» , «Магазин игрушек» , «Кто больше расскажет о профессии» . «Угадайте, что я делаю» , «Что сначала, что потом» , «Где можно это купить» , «Назови профессию» , «Что кому» . «Угадай профессию» , «Кому без них не обойтись» , «Профессии людей» , «Кто, что делает?» , «Кому что надо» , «Что случилось, если бы не работал …» , «Что делают этим предметом» , «Что расскажет предмет» .
- Игры «Где мы были не скажем, что делали покажем» , «Если весело живется делай так»
Работа с родителями
- консультации для родителей «Обязанности детей дома»
- размещение материалов в родительских уголках
- оформление фотогазеты совместно с родителями «Мама на работе»
Итоговый этап
Праздник «Все профессии нужны» с выступлением детей (презентации) .
Результаты проекта:
- Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта
- Собран и систематизирован весь материал по теме проекта
- У дошкольников появился интерес к данной теме;
- Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых
- Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
- Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды
- У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
- У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы
- Подготовлен и проведен праздник «Все профессии нужны» .
Ход урока
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
Соберите рассыпавшееся слово.
СИ ФЕС Я ПРО
Какое получается слово? (Профессия.)
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О профессиях.)
Что означает слово «профессия»? (Ответы детей.)
Вот что говорится об этом в словаре С.И. Ожегова: профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудитьсянадо всем.)
Прочитайте тему урока на с. 124 учебника. (Все профессииважны.) Слайд 1.
А вы согласны с этим высказыванием?
Нам необходимы и врач, и строитель, и учитель, и многие другие специалисты. Давайте попробуем сегодня проверить правильность этого высказывания.
Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответыдетей.)
Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.
Я думаю, что узнаю…
Мне хотелось бы узнать о …
Итак, цели и задачи нашего урока:
Узнать, что такое профессия;
Расширить знания о разнообразии профессий;
Определить роль профессий в экономике и жизни людей.
Давайте постараемся в этом разобраться.
IV.Работа по теме урока
Беседа о профессиях.Слайд 2.
Профессий много на земле
И каждая важна.
Решай мой друг, кем быть тебе.
Ведь жизнь у нас одна.
Какие профессии вы знаете? (Ответы детей.)
Давайте отгадаем загадки о профессиях.(Презентация. Слайды 3-20)
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
1. Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет….. (ВРАЧ )
2. Знает точно детвора,
Кормят вкусно …. (ПОВАРА)
3.Под весенний птичий свист
Пашет землю... (ТРАКТОРИСТ)
4. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.(МАЛЯР ).
5. Кто же в стойле приберет,
Подоит корову,
Песню звонкую споет?
Ну конечно... (ДОЯРКА)
6.Мебель, хлеб и огурцы,
Продают нам …(ПРОДАВЦЫ )
7. С сумкой тяжёлой обходит район,
Письма нам в ящик кладёт …. (ПОЧТАЛЬОН)
8.За мольбертом с кистью я.
Краски – вот мои друзья.
Я один и не один –
В окружении картин. (ХУДОЖНИК ).
9. Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.(ФОТОГРАФ)
Молодцы, ребята. Вы отгадали некоторые профессии людей. И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно.
Прочитаем и обсудим.
Прочитаем текст А. Дитриха, Г. Юрмина, Р. Кошурниковой«Кто сделал хлеб» на с. 126-127.
Вопросы
1. Где происходил разговор?(В вагоне поезда)
2. О людях каких профессий вы прочитали? (Агроном, тракторист, шофёр, комбайнер, мукомол, пекарь.)
3. Какое одно общее дело их связывало?(Производство хлебо-булочных изделий)
Выполнение задания на электронном приложении к учебнику. (Вы каждый день едите хлеб.Люди каких профессий заняты в выпечке и продаже хлеба? Расставьте профессии в соответствующей последовательности, начиная с агронома.)
Расскажите о взаимосвязи труда людей различных профессий. Например, при строительстве дома . Обсудите это задание с соседом по парте. (Например:профессия строителя связана с профессиями инженера, шофера, электрика, водопроводчика, газовщика и т. д.)
V. Физкультминутка«Новый дом» Слайд 21.
Каменщик из кирпичей
Стену строит.
Дом ничей. (Кладём правую руку на левую, левую - на правую и т. д. всё выше и выше.)
Я - маляр , я стены крашу, (Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)
потолок («красим потолок»)
и кухню вашу. (Движения рукой влево-вправо.)
Я - электрик.
Свет включу, («Включаем свет, нажимая на выключатель».)
Только лампочку вкручу.
(«Вкручиваем лампочку» - вращательные движения кистью правой руки.)
Приходите в новый дом (Ладони «домиком».)
И живите долго в нём! (Развести руки в стороны.)
VI. Продолжение работы по теме урока. Работа в группах.
Игра «Узнай профессию».
На каждом столе лежит карточка, где зашифровано название профессии.Переверните карточки, по опорным словам отгадайте профессию, напишите это слово в центр и поднимайте карточку.
Карточка 1.
Небо, штурвал, самолет, аэропорт.
Карточка 2.
Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.
Карточка 3.
Провода, столбы, выключатель.
Карточка 4.
Книги, полки, выставка книг.
Дети работают самостоятельно.
Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию.
А теперь проверим правильность написания профессий.Слайды 22-30.
На доске появляются изображения профессий и слова: летчик, парикмахер, электрик, библиотекарь.
Как вы думаете, чем важны эти профессии?
Дети отвечают.
Мы можем сделатьвывод: все профессии нужны, все профессии важны.
2. Творческое задание «Собери пословицы».
Ребята, а сейчас мы выполним творческое задание в группах . Нужно собрать из слов пословицы о труде. (Учащиеся получают конверты с пословицами, разрезанными на слова, складывают пословицы, объясняют смысл каждой из них.)
Слайды 31-32.
Труд кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Люби дело - мастером будешь.
Что посеешь, то и пожнешь.
- Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
Труд создал человека.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
VII. Рефлексия.
Слайд 34.
На уроке я узнал (а)…
Мне было интересно узнать…
Мне хотелось бы еще узнать …
(Учащиеся достают один из смайликов и объясняют свой выбор.)
На свете много разных профессий, каждая необходима и важна.
А кем хотели бы в будущем стать вы?
У вас на партах лежат ЗВЁЗДОЧКИ . Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках с одной стороны, а с другой - свою фамилию и имя. Это ваша мечта. Мы сохраним звезды до окончания школы. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание.
А сейчас прикрепите свои звездочки возле фотографии с видом нашего города Кореновска . Слайд 35.
Вы прикрепили здесь звездочки потому, что именно вы – наше будущее, надежда и опора города Кореновска.
Слайд 36.
Стоит только научиться.
Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или у него «золотые руки». Я желаю вам правильно избрать свой путь. Ведь прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!
Какой же вывод мы можем сделать?
Все профессии нужны, все профессии важны! Слайд 37.
Учебник с.124-129
Рабочая тетрадь: № 3 (с. 50).
Океанолог - специалист, изучающий океаны и моря.
Спелеолог - тот, кто занимается изучением пещер - историей их происхождения, существования и использования человеком.
Энтомолог - специалист, изучающий насекомых.
Ихтиолог - специалист, изучающий рыб.
Орнитолог - специалист, изучающий птиц.
Кинолог - специалист, дрессирующий собак.
Тема урока: Все профессии важны. Проект «Профессии».
Ход урока
I. Организационный момент
Тихо сядут девочки, еще тише мальчики! Молодцы!
II.Актуализация знаний.Проверка домашнего задания.
МДОУ детский сад "Рябинка"
Проект в старшей группе
на тему:
"Все профессии нужны,
все профессии важны..."
Воспитатель: Леонова И.А.
Тема: "Все профессии важны, все профессии важны..."
Тип проекта: творческий, информационный, краткосрочный;
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
Возраст детей: 5-6 лет
Проблема: Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях, поэтому решили познакомить детей со всеми профессиями поближе. Также многие дети не знают профессий своих родителей, не могут назвать, это говорит о том, что родители не разговаривают со своими детьми о своей работе, не рассказывают, почему они выбрали именно эту деятельность.
Актуальность проекта:
Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
Что мы знаем? | Доктор лечит людей (Арима) У каждого человека своя профессия (Денис) Парикмахер делает прически (Алина) |
Что хотим узнать? | Как пожарники спасают людей из горящего дома? (Денис) Как работают полицейские? (денис) Кто такой кинолог, и что он делает? (Денис) Археолог чем занимается? (Арима) Кто такой дантист? (Арима) Как строят такие высокие дома? (Диана) Что делает педагог? (Арина) |
С помощью чего узнаем? | Нам расскажет воспитатель Спросим у родителей Посмотрим презентации на эту тему |
Цель проекта: расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость, воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.
Задачи проекта:
- Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях
- Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
- Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.
- Определить значимость профессий.
- Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.
- Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.
Предполагаемый результат:
- Полные знания детьми информации о профессиях
- Понимание значения слово «профессия».
- Рассказы детей об этих профессиях.
- Умение высказывать свое отношение к той или иной профессии
- Знание профессий свой родителей
- Какими качествами должны обладать люди данных профессий
- Какую носят одежду люди этих профессий?
- Какие технологии и орудия труда используют люди данных профессий?
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1.Постановка цели и задач проекта;
2.Отобрать иллюстрации, видеопрезентации о профессиях.
3.Найти литературу, рассказывающую о профессиях
4.Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику.
5.Подготовить экскурсии в детском саду.
Основной этап:
Речевое развитие: Тема «Профессии» (составление рассказа по картинкам).
Проведение НОД
Обыгрывание дидактических и подвижных игр по теме
Решение игровых ситуаций
Речевое развитие: беседы, работа по картинкам, работа со словарем, с пословицами и поговорками о труде.
Чтение художественной литературы о профессиях, выделение главного смысла произведения, умение задавать вопросы по тексту.
Продуктивная деятельность: рисование, конструирование, лепка, аппликация.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Изготовление учебно – дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал, папки).
Пополнение и обновление игровых зон.
Экскурсия по детскому саду.
Работа по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Д.И. «Подумай как назвать того, кто…» Проблемная ситуация «Какая профессия не нужна?» | Просмотр познавательного видео фильма: «Зайка знай-ка о профессиях» | Беседа: "Что такое профессия?" | НОД Рисование «Кем я хочу быть?» | Утренняя гимнастика «Разные профессии» П.Г. «Повар» |
Д.И. «Назови профессии» С.Р.И. «Пожарники» | Познавательная беседа с проблемной ситуацией «Если не было бы…» | Работа со стихотворением | НОД Аппликация «Будущие пожарники и балерины» | |
Д.И. «скажи наоборот» С.Р.И. «Мы в цирке» | НОД лепка «Игрушечный клоун» | П.Г. «цирк» |
||
Д.И. «подскажи словечко» | НОД Мир живой и неживой «Профессия кинолог» | Загадки о профессиях | НОД Аппликация «Будущие пожарные и балерины» | |
Д.И. «кто больше назовет действий» | НОД ФЭМП «Повторение» | Стихи о профессиях (разбор) | НОД Аппликация «Платье для куклы» | Ф.М. «Пилоты» |
Д.И. «Кому что нужно?» С.Р.И. "Мы играем в детский сад" | НОД ФЭМП «Свойства предметов и символы» | НОД Чтение художественной литературы «Приключение желтого чемоданчика»» | НОД Пластилинография «У каждой профессии свой транспорт» | П.Г. «Профессии» |
ДИ «Произнеси правильно» С.Р.И."Мы пожарные" | НОД Мир живой и неживой «Профессия -доктор» | Работа по развитию речи с пословицами | Прослушивание военных песен | Спортивное соревнование между мальчиками и девочками |
Д.И. «кто что может делать?» | Беседа на тему: «Профессия дизайнер- модельер» | Х.И. «Бармалей» | ||
Интервью «Кем я буду?» | Дополнительная работа «я профессия » | НОД Чтение художественной литературы «Самая интересная профессия» | НОД Рисование «Моя будущая профессия- лечить людей!» | |
Д.И. «Цепочка профессий» | Экскурсия по детскому саду | Викторина: «Есть много профессий хороших и нужных» |
Взаимодействие с родителями
- Анкета для родителей "Я и моя профессия"
- Пополнение игровых зон (кукольный домик, учебная зона)
- Мастер - класс по профессиям с родителями (учитель физкультуры), (парикмахер)
- Консультации для родителей
Заключительный этап
- Выставка творческих работ детей
- Викторины по теме
- Пополнение игровой зоны
- Пополнение настольных игр
- Пополнение дидактических игр по теме
Таким образом, мы педагоги удовлетворены результатами проекта. В ходе проекта дети проявляли интерес к проекту, задавали много интересных вопросов. Родители с детьми начали говорить о своей деятельности, а дети рассказывать об этом в детском саду. Также мы с детьми сделали большую творческую работу. Детям очнь понравилось, рисование на тему "Моя профессия- лечить людей".Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
У дошкольников сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Дети познакомились с новыми профессиями, такими как:кинолог, механик, экономист, юрист...У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы.
Тезисы к проекту
Выполнили ученики 3 Г класса, руководитель Кашпура Надежда Владимировна.
Выбор правильного пути в жизни непосредственно связан с ранней профориентацией ребенка, умелым использованием и развитием его потенциальных способностей. Конкуренция, и быстро меняющиеся технологии, требуют определиться с профессией как можно раньше. Накапливать умения и навыки уже в достаточно юном возрасте, расширять знания о мире профессий, формировать интерес к поиску «своей» профессии, развивать умение работать самостоятельно и в группе, развивать умение планировать и оценивать свою деятельность, помогать в самопознании и осуществлении конкретного выбора. Эти и другие важные вопросы мы начали изучать с первого класса.
Наша работа вылилась в проект «Все работы важны – все работы нужны».
Мы поставили перед собой проблемный вопрос : «В чем трудность выбора профессии» и решили проверить – действительно ли трудно выбрать профессию?
Цель нашего проекта - постепенное знакомство с миром профессий.
Главными задачами для нас было:
1. Выяснить уровень наших знаний о профессиях.
2. Расширить наши знания о видах и типах профессий.
3. Формировать интерес к профессиям.
4. Проникнуться чувством уважения к труду взрослых.
Мы разработали план работы над проектом.
Определили его этапы.
1. Знакомство с детской литературой о труде взрослых, профессиях.
2. Экскурсии на предприятия и организации города.
3. Беседы о профессиях.
4. Составление картотеки загадок и пословиц о профессиях;
5. Исследовательская работа: узнать все о профессии своих родителей и ближайших родственников.
6. Оформление совместно с родителями стенда “Все работы хороши”
7. Написать сочинения “Кем я хочу стать?»
8. Провести анкетирование: «Кем ты будешь через несколько лет?»
9. Подготовить и провести праздник: «Город мастеров».
Решили, что закончим работу над проектом лишь после выбора профессии – значит через 9 лет. В жизни всегда сложно сделать правильный выбор, в особенности, если речь идет о выборе профессии. Чтобы больше узнать о профессиях мы обратились к документу, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", и узнали, что насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Но реально используются сотни.
Сегодня быстро меняется не только количество профессий, но и их состав. Появляются новые, непривычные и незнакомые для нас профессии, такие как менеджер, дилер, аудитор и исчезают старые. А ведь от того, насколько правильно мы выберем для себя ту или иную профессию, зависит в какой-то степени наша жизнь, ее успешность. Готовиться к этому надо сегодня!
Мы это поняли, исследовав несколько видеосюжетов с записью интервью детей шесть лет назад и этих же детей в прошлом году (это сегодняшний 10 «А» класс). И увидели, что совпадение в выборе профессии минимальное.
То, что казалось правильным вчера, сегодня оказалось неверным решением.
Продолжив исследование, мы из энциклопедии узнали, что такое профессия: «Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний, умений, это труд, который человек выбирает себе на всю жизнь».
Из истории древнего мира узнали, что у первобытных людей не было профессий. Но кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины - собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.
По мере развития общества появилась специализация людей по видам труда. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Узнали, что труд подразделяется на физический и умственный.
А также нам стали известны типы профессий: человек – человек (врачи, учителя), человек – техника (водитель, конструктор), человек – знаковая система (программист, кассир), человек – художественный образ (артист, художник), человек – природа (эколог, садовод)
Из Интернет – ресурсов узнали, что самые стрессовые профессии - это профессии шахтера и общественных деятелей. Такой высокий «показатель риска» у государственных людей психологи объясняют тем, что они «работают на публику».
Узнали, что есть календарь профессий.
Мы побывали на экскурсиях в ряде организаций и предприятий города: в пожарной части,
кондитерской предприятия «Эврика», городском отделе внутренних дел, танковой части г. Арсеньева и у артиллеристов с. Ново – Покровки. Встретились с работниками городской больницы, библиотеки, познакомились с трудом повара и слесаря.
Провели исследовательскую работу и узнали о работе своих родителей, бабушек, дедушек, близких родственниках. Оформили вместе с ними стенд «Все работы важны…».
Провели анкетирование и узнали, что ребята хотят быть милиционерами, врачами, военными, бизнесменами, профессиональными спортсменами, дизайнерами, пожарными, программистами, поварами, моряками. Лишь трое решили стать учителями и воспитателями, двое – певцами, трое – летчиками, один – слесарем и один – дворником. Некоторые в будущем видят себя олигархами.
Собрали коллекцию поговорок, загадок о профессиях.
Написали свои стихи и сочинения о том, кем хотим стать в будущем. Сняли видеоролик об этом.
Провели праздник «Город мастеров». Выпустили буклет.
Подготовили презентации о династии учителей, военных, милицейской династии и самой многочисленной профессии – мама!
Вывод:
Как видите - Прекрасных профессий на свете не счесть –
И каждой профессии слава и честь!
Мы поняли, что …
«Твердо выбрать, кем быть нам, друзья, нелегко!
И до финиша плыть еще так далеко.
Но, запомните вы все, без исключения,
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.
Но всегда - и как было когда-то,
И сейчас в XXI наш век –
Мы хотим пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек».
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Современные информационно-коммуникативные технологии дают возможность расширить рамки образовательного процесса. Дети в дошкольном возрасте обладают непроизвольным вниманием; они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. А если материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь презентация просто незаменима. Информация подается в привлекательной форме, а наличие сюрпризного момента в виде анимации ускоряет процесс запоминания содержания, делает его осмысленным и долговременным. Компьютерная презентация дает возможность по-новому представить наглядный материал. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством в обучении, и способствовать развитию интегративных качеств ребенка, как: любознательность, активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Презентацию можно применять в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога с детьми.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Проблема:
– у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;
– не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий;
– не четко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии;
– не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии.
Тип проекта : познавательный.
Участники проекта: дети логопедической группы «Исследователи».
Продолжительность проектной деятельности : краткосрочный.
Цель: создание условий для формирования целостного представления дошкольников о профессиях; уточнения и обобщения представления детей о профессиях; научиться уважительно, относиться к людям всех профессий; задуматься участников проекта о будущей профессии.
Задачи:
– Продолжить знакомство детей с трудом взрослых;
– Расширение знаний детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
– Понимание значимости профессии в жизни людей;
– Воспитание в детях чувство уважения к труду взрослых;
– Развитие элементов логического мышления;
– Расширить и активизировать словарь по теме;
– Формирование реалистического представления о труде людей;
– Формирование у детей потребности задуматься о выборе будущей профессии;
– Развитие коммуникативных навыков;
– Развитие монологической речи детей (речь-рассуждение; речь-доказательство).
Основные методы реализации проекта:
– определение темы, постановка цели и задачи;
– определение методов и приёмов работы;
– подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;
– беседа с детьми о профессиях;
– подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
– подбор материала для творческого труда;
– составление перспективного плана;
– составление книжек-малышек;
– презентации своих профессий родителями.
Были задействованы все образовательные области:
I. Речевое развитие.
II. Социально-коммуникативное развитие.
III. Художественно-эстетическое развитие.
IV. Познавательное развитие.
V. Физическое развитие.
1. Подготовительный: постановка проблемы; выбор названия проекта; изучение методической литературы по данной теме; подбор наглядных пособий.
2. Реализация проекта:
Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий;
Знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых и разучивание стихов;
Беседа с детьми о профессиях настоящего и будущего;
Дидактические игры;
Сюжетно-ролевые игры («Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Театр» и т.д.);
Сотрудничество с родителями;
Книжки-малышки, сделанные родителями и детьми;
Презентация своих профессий родителями;
Отгадывание загадок;
Рисование в свободное время;
3. Итоговый этап.
Презентация профессий родителей
Родительское собрание на тему «Все профессии важны, все профессии важны»
4.Форма отчетности – п резентация проекта.
5.Выводы и результативность работы над проектом.
У дошкольников появился интерес к данной теме.
Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых.
Более подробно познакомились с профессиями своих родителей.
Разучили загадки и стихи о профессиях.
Ресурсы.
- Ю. Г. Илларионова. Учите детей отгадывать загадки;
- иллюстрации с изображением людей, занятых различным трудом;
- интернет-ресурсы;
- А. Шорыгина. Профессии. Какие они?
Основные формы реализации проекта:
– игровая;
– познавательная;
– продуктивная;
– работа с родителями.
Продукт проектной деятельности:
Рисунки, поделки детей, фотографии занятий, презентация детей «Мечтаю о профессии».
Материально-техническое:
– альбом «Детям о профессиях»;
– картинки, иллюстрации с изображением разных профессий;
– художественные произведения.
