Эклектика характерные черты в архитектуре. Характерные черты стиля эклектика. Эклектика в современном мире
Если у вас выдался выходной день, не спешите садиться в машину и ехать в Ашан. Лето - самое замечательное время для прогулок! И если, как почти любой москвич, вы совсем не знаете город, то настал час это исправить!
Сегодня мы пройдемся от метро «Чистые пруды» не по бульвару (что было бы слишком очевидно), а по переулочкам, которые скрывают немало прекрасного и интересного: Леонардо Ди Каприо, самое вкусное мороженое в Москве, голубятню из советских книжек и многое другое. Не забудьте купить заранее бутылку воды и вперед, в путь!
Первый наш ориентир - это Макдональдс. Проходим мимо и идем вдоль Мясницкой улицы. Сворачиваем в Гусятников переулок, а затем на Огородную слободу. Именно здесь, в небольшом сквере между домами 2 и 6, стоит необычный памятник. Местные жители давно прозвали его «Леонардо Ди Каприо». Похож он или нет - решать Вам. Конечно, трудно представить, чтобы столичные власти из любви к фильму «Титаник» увековечили голливудского артиста в центре Москвы. На самом деле это памятник молодому Ленину, а точнее «Ленин-гимназист». Уникальное в своем роде изображение Ильича, тем не менее люди старшего поколения легко его узнают - оно похоже на лицо на советских значках.
А для молодежи памятник подписали краской.
Дальше идем до Большого Харитоньевского переулка. Здесь, среди заборов и деревьев, скрыта усадьба Волковых-Юсуповых. Одно из зданий - самое старое в комплексе - принадлежит XVII веку. Его легко определить: каменная постройка, массивные белые стены, маленькие окна. Перед домом находится небольшой сад, напоминающий о том, что когда-то здесь были леса. Именно отсюда начинал охоту Иван Грозный и бояре Волковы-Юсуповы, следуя дольше до Сокольников.
А каменное белое строение знаменито еще и тем, что когда-то в нем жил маленький Пушкин с родителями. Легко представить его сбегающим по крыльцу в сад.
Во дворе усадьбы, где стоит второе здание усадьбы Волковых-Усуповых (д. 21, стр. 4), растут плодовые деревья: вишни и груши. В июле уже можно попробовать эти вишни, а вот груши нужно подождать. Знающие москвичи часто собирают здесь плоды деревьев, теперь и вы посвящены в этот секрет.
Идем, обращая внимание на старые дома, до ул. Макаренко. Нас интересует дом восемь. Здесь находится уникальный московский дворик: с яблоневым садом, детской площадкой, самой настоящей голубятней и небольшим зоопарком, в котором живут павлины и черные лебеди. Весь этот дворик обустроил один человек - местный житель Эльдар, проживший на Чистых четыре десятилетия. Он отстоял яблоневый сад от людей, которые хотели построить на его месте парковку. Если вы будете вежливы и поздороваетесь, а не просто пройдете мимо, то Эльдар обязательно расскажет историю двора, разрешит пройти к лебедям и покормить их травой, покажет путь к яблоням.
Сюда обязательно стоит прийти с ребенком! Московский зоопарк смотрели все, но увидеть настоящий зверинец в обычном московском дворике - это удивительное впечатление!
Пока мы гуляли, у вас наверняка появилось желание поесть. Не надо искать «Шоколадницу» или «Кофе Хауз». Пока вы в этом районе, обязательно нужно попробовать самое вкусное мороженое в Москве!
Делают его в культурном центре «Покровские ворота» (ул.Покровка, д. 27, вход со двора), а точнее - в кафе «Чайная высота». В меню более 40 видов чайного мороженого по оригинальным рецептам. Мороженое называется так потому, что делается на основе чая. Стоит внимания мороженое с крымской розой, с морошкой, с сыром, с чаем Пуэр. Каждый вкус - это незабываемое гастрономическое впечатление. Потом вы станете рекомендовать чайное мороженое всем друзьям!
Мороженое несут неторопливо, поэтому в его ожидании можно заглянуть в книжный магазин культурного центра. На его полках находятся не только художественные издания, но и книги по философии, истории, культуре. Большой детский отдел удобно оформлен: каждый шкаф подписан: с 2 до 5, с 6 до 10, и так далее, вплоть до 16 лет. Стоит обратить особое внимание на продукцию издательства «Самокат»: в нем печатают умные детские книжки (авторы: Анника Тор, Ульф Старк, Мари-Од Мюрай и многие другие).
Нынешние Чистые пруды расположены на вершине пологого холма. Для таких мест были характерны болота и вытекающие из них небольшие речки. На «чистых» все так и было — ручьи образовали реку Рачку, которая была притоком Яузы. С ростом Москвы водоем осушался, и построенная в XVI веке стена Белого города разрезала Рачку. Так как в низине перед стеной строить дома было запрещено, на этом месте на рубеже XVI-XVII веков появился знаменитый пруд.
Водоем получил название Поганый пруд, и по поводу появления столь неблагозвучного имени есть несколько версий. По одной из них, в этой местности своим богам поклонялись язычники, и слово «поганый», произошедшее от латинского «paganus» (языческий), характеризовало не что-то грязное, а язычника. Согласно другой версии, на месте будущей Москвы ранее располагались владения боярина Степана Кучки, который неподобающим образом принял у себя князя Юрия Долгорукого. За это князь приказал убить боярина и утопить его тело в пруду, после чего водоем и получил название «Поганый».
Однако, по самой известной версии,
пруд стали называть Поганым, так как торговцы из мясных лавок на Мясницкой улице сбрасывали в него отходы производства. Летом, когда над столицей нависала невероятная жара, над водоемом витали зловонные запахи, и люди старались обходить его стороной.
Князь Александр Меншиков положил конец грязному прошлому пруда. После того как фаворит Петра I купил особняк возле Поганого пруда, он решил расчистить водоем, строго запретив загрязнять его. Да и мясники покинули Мясницкую улицу. С тех пор пруды стали называть Чистыми. Впрочем, историки утверждают, что Меншиков очистил не известные нам пруды, находившиеся за Белой стеной, а те, что располагались в глубине квартала. Сейчас на их месте Чистопрудный бульвар и пешеходная зона.
Знакомые каждому москвичу Чистые пруды появились позже. Их первое упоминание есть в документах екатерининской эпохи, посвященных планам по разрушению стены Белого города и устройству бульвара. Прудов там было отмечено три, но обустроили после Отечественной войны 1812 года лишь один. Несмотря на это, в народной памяти название сохранилось во множественном числе.
В 1820 году вблизи прудов построили Чистопрудный бульвар. Он стал вторым по протяженности после Тверского: его длина составила 822 метра. Заселили бульвар люди разных социальных слоев: от московской знати, строившей роскошные особняки по внутренней стороне улицы, до мещан и купцов, застроивших своими дворами внешнюю сторону. При этом традиция гуляний по Чистопрудному бульвару осталась со времен Грибоедова и Пушкина.
До 1958 года на Чистых прудах работала лодочная станция: летом можно было прокатиться на лодке. Зимой, когда лед застывал, все желающие брали с собой на «чистые» коньки. В 1960 году берега прудов укрепили камнями, а затем бетоном.
К счастью, преобразования советских времен не затронули Чистопрудный бульвар:
здания не изменили свой облик с конца XIX века. Например, кинотеатр «Колизей», спроектированный архитектором Романом Клейном, до сих пор находится по адресу «Чистопрудный бульвар 19А»: только теперь в нем располагается драмтеатр «Современник».
Чистые пруды, возможно, стали одними из самых упоминаемых московских водоемов в русской литературе. Так, например, Юрий Нагибин называл пруды «средоточием самого прекрасного», чем было исполнено его детство, «самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже была прекрасна». Он называл знаменитые пруды школой природы: «Мы ловили тут рыбу, и бывало, на крючке извивалась не просто черная пиявка, а настоящая серебряная плотичка. И это было чудом — поймать рыбу в центре города».
Писатель также отмечал, что в его время
среди мальчишек существовало звание «чистопрудных». Оно давало право ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости.
Заслужить его могли только те, кто жил на бульваре: обитателям ближних переулков отказывали в получении звания. «Мы не только не могли приблизиться к пруду, но и просто пересечь бульвар на пути в школу было сопряжено с немалым риском. Разбитый нос, фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка — обычная расплата за дерзость», — писал Нагибин.
Патриаршие пруды
Патриаршими прудами называется не только сам знаменитый водоем, но и окружающий его сквер и жилой микрорайон, на территории которого расположены три церкви, синагога и более 15 посольств.
На месте «патриков» раньше располагалось Козье болото. Оно получило свое название либо из-за пасущихся здесь в огромных количествах коз, либо из-за близости к месту, где перерабатывали козью шерсть и поставляли ее к царскому и патриаршему дворам. Впрочем, есть и конспирологическая версия, по которой дело было не в козах, а в кознях, которые нечистая сила чинила обитателям этих мест.
Якобы на месте болота в глубокой древности языческие жрецы топили своих жертв, а перед этим нередко отрезали жертвам головы. Патриаршие пруды, час небывало жаркого заката, отрезанная голова — что-то это напоминает…
В начале XVII века патриарх Гермоген решил устроить на Козьем болоте свою резиденцию. Так на его месте появилась Патриаршая cлобода, в состав которой вошли несколько церквей. В 1683 году священнослужители приказали вырыть три пруда для разведения рыбы к патриаршему столу: два на Пресне, где разводили дорогие сорта рыбы, и один на Козьем болоте, куда запустили живность подешевле.
Впоследствии Патриаршая cлобода пришла в упадок. Пруды запустили, а местность снова заболотилась. Вспомнили о них лишь в первой половине XIX века: тогда было решено зарыть старые водоемы и оставить один декоративный пруд. Вокруг него разбили сквер и стали называть «Бульвар Патриаршего пруда».
Весенний паводок 1897 года, который серьезно загрязнил пруд, заставил московские власти всерьез задуматься о «совершенной засыпке» водоема.
В городской Думе утверждали, что существование пруда в «густонаселенной местности не вызывается никакой действительной надобностью». История закончилась хорошо: «патрики» пощадили и решили заполнять свежей мытищинской водой.
Каток на Патриарших прудах, устроенный на замерзшей глади водоема и так любимый в наши дни москвичами, приобрел свою популярность еще в конце XIX века. Известно, что, к примеру, писатель Лев Толстой зимой водил туда своих дочерей кататься на коньках.
Примечательно, что советская власть в рамках борьбы с религией переименовала Патриарший пруд в Пионерский, а вместе с ним и Патриаршие переулки, расположенные по соседству. Однако, несмотря на переименование, в народе пруд продолжали называть Патриаршим.
Голицынский пруд
Сегодня Голицынский пруд по праву можно назвать сердцем Парка Горького. Водоем состоит из Большого и Малого прудов, которые соединены узким перешейком. Работы по его созданию начались в 1954 году.
За все время своего существования водоем несколько раз менял свое название: в советские времена пруд именовали Пионерским, однако после распада СССР ему вернули историческое название, а Пионерским стали называть пруд у главного входа в парк. Водоем сохранил имя князя Дмитрия Голицына, создавшего Голицынскую больницу для бедняков в 1802 году (сегодня — Первая Градская больница).
В 30-х годах ХХ века в пруд завезли водоплавающих птиц: в их числе были два лебедя с черными шеями редкой породы. В настоящее время птицы радуют посетителей парка только летом: зимой их заботливо переселяют в специальные домики. До недавнего времени Голицынский водоем был полностью покрыт водорослями. Решили эту проблему 400 кг рыбы, выпущенные в воду руководством парка. Именно она очистила пруд от ила и водорослей. Сегодня в пруду обитают толстолобики, сазаны, караси, окуни и белые амуры. Вдоль берега высажен тростник, камыш и кувшинки.
Неподалеку находится так называемый «Остров танца». Сейчас он не используется по прямому назначению, но в 1930-е годы здесь располагалась одна из красивейших эстрад парка.
На берегу, на месте современного кафе «Островок», располагался амфитеатр для зрителей (порядка 700 мест). Там можно было посмотреть спектакль, балет, оперу, причем нередко на сцене выступали артисты Большого театра.
Сегодня большая площадь водоема дает горожанам возможность арендовать катамараны на лодочной станции. Главное — не нарушать покой грациозных лебедей и уточек, настоящих хозяев Голицынского пруда. Рядом с прудом расположены лежаки и лавки: смело приземляйтесь на них и устраивайте пикник. Парковый Wi-Fi и розетки, расположенные рядом с лежаками, помогут вам всегда оставаться в сети. По вечерам романтическую атмосферу создадут лампы, слегка подсвечивающие водную гладь пруда.
Останкинский пруд
Останкинский пруд выкопали в начале XVII века в пойме Останкинского ручья. У него есть еще два названия — Дворцовый и Актеркин. Второе он получил во времена графа Шереметева, который в середине XVIII века построил недалеко от пруда крепостной театр. По легенде, уставшие от тяжелой жизни, болезней и притеснений актрисы кончали жизнь самоубийством, топясь в пруду.
Однако некоторые историки отмечают, что дурная слава охватила Останкинский пруд задолго до печальных судеб крепостных артисток. По некоторым данным,
на месте водоема в прошлом находилось кладбище самоубийц, а позже — немецкое протестантское. Отсюда историки делают вывод, что название района произошло от слова «останки».
Также подчеркивалось, что в древности на этом же месте язычники проводили ритуалы жертвоприношения. И, по одной из мистических версий, неприкаянные души якобы подталкивают жителей Останкинского района к самоубийствам и в настоящее время.
На месте кладбища сегодня стоит малое здание телецентра. Такое расположение породило легенды о призраке старухи, которую якобы живьем зарыли неподалеку от пруда. Колдунья жила в XVIII веке, во времена правления императора Павла I. Именно она, согласно преданию, предсказала смерть самодержца во время его визита в имение графа Шереметева. С тех времен она якобы расхаживает в Останкино и предвещает беды. При этом отмечалось, что после смерти старухи и наступил пик самоубийств в крепостном театре графа.
Если же опустить всю мистику, то можно сказать, что в XVIII веке пруд пользовался популярностью среди горожан. Люди прогуливались по берегу, катались на лодках, а также запускали ночные фейерверки неподалеку от водоема. Аллеи уводили москвичей в глубины лесного массива, который раньше являлся охотничьим угодьем. Сегодня на пруду можно посидеть на удобных лавочках, покормить уток, а также попытать удачу и встретить известных телеведущих, спешащих на работу в телецентр «Останкино».
Лефортовские пруды
Лефортовские пруды являются основной акваторией одноименного парка, расположенного в Измайлово. Он появился в XVIII веке как сад при дворце адмирала Федора Головина, приближенного Петра I. Строили парк голландские архитекторы, которых император пригласил в Россию лично. Они установили множество плотин, террасы из красного кирпича и вырыли пруды, которые впоследствии назвали «лефортовскими».
У каждого водоема есть свое имя: Сапожок, Северный, Банный, Квадратный, Гитара и Островной. Пруд Сапожок назван по своей необычной форме, а пруд Гитара раньше напоминал церковный крест, однако после «оплывания» берегов стал похож на расширенную часть гитары.
Интересно, что Лефортовские пруды и водоемы в Измайлово выступили в качестве Чистых прудов в одноименном фильме 1965 года режиссера Алексея Сахарова по произведениям Юрия Нагибина.
К сожалению, плавать в прудах запрещено (зачем тревожить покой уточек?), однако принятию солнечных ванн никто не воспрепятствует. В теплые дни все берега заполнены загорающими москвичами. Летом в парке можно заметить закидывающих удочки пожилых горожан: они охотятся на гибридов карася и карпа. Однако специалисты Роспотребнадзора утверждают, что выловленной в пруду рыбой не стоит кормить даже домашнюю кошку.
Если открыть практически любой путеводитель по Москве или заглянуть в учебник по истории города, то несложно найти сведения о том, что Чистые пруды ранее именовались Погаными, а новое название получили после того, как были вычищены по приказу сподвижника Петра Первого «полудержавного властелина» Александра Даниловича Меншикова, отстроившего свое имение неподалеку от них. Однако, несмотря на устоявшуюся традицию, утверждение сие весьма спорное. Как часто бывает, лежавшие в его основе реальные факты за долгие годы обросли большим количеством мифических напластований и превратились в городскую легенду. МОСЛЕНТА выяснила подлинную историю Чистых прудов.
Много вопросов
У внимательного любителя московской старины сразу возникает ряд вопросов. Во-первых, современные Чистые пруды (хотя это один пруд!) довольно далеко от места расположения усадьбы всесильного царского друга, которая стояла на Мясницкой улице, примерно на месте Почтамта. Во-вторых, версия о том, что пруды были загрязнены отходами от мясных лавок, которые традиционно располагались на одноименной улице, не выдерживает критики - за чистотой в первопрестольной следили и в пруд со стоячей водой никто отходы сваливать не позволил бы.
Граф Александр Данилович Меншиков.
И самое главное: на месте Бульварного кольца в петровское время шла крепостная стена Белого города, которая окончательно снесена будет… почти через столетие. И, естественно, пруд на этом месте ранее появиться просто не мог! Между тем точное указание на то, что по приказу Меншикова были очищены некие Поганые пруды, в документах имеется. Так о каких же прудах идет речь? Что за водоемы чистили рабочие по приказу Александра Даниловича? Попробуем разобраться, для чего придется совершить небольшое путешествие в прошлое.
Слобода гастарбайтеров
Местность между Китай-городом и Бульварным кольцом исторически называется Белым городом. Название появилось в конце XVI века после строительства новой линии оборонительных укреплений, состоявших из десятиметровой стены с 27 крепостными башнями, из которых десять имели ворота. Это грандиозное десятикилометровое сооружение было построено в 1585-1593 годах, возведением руководил «государев мастер Приказа каменных дел» Федор Савельевич Конь.
Укрепления начинались у Водовзводной башни Кремля, шли вдоль Москвы-реки, а потом (за нынешним храмом Христа Спасителя) поворачивали по линии современных бульваров. Сложена стена была из белого подмосковного известняка и кирпича, а сверху побелена. Собственно, за цвет сооружение и получило название Белый город. Просуществовала стена до времен Екатерины II. К этому времени она уже утратила свое фортификационное значение, да и обветшала изрядно. В итоге ее надземную часть постепенно разобрали на другие постройки, а по линии разбили бульвары. Фундамент же стены кое-где сохранился, а недавно открытый фрагмент в районе Хохловской площади даже собираются музеефицировать.
Белый город в конце XVIII века.
Белый город изначально нельзя было назвать престижным районом, но на протяжении XVII века он таковым постепенно становился. Москва росла, прежде всего, как административный центр, и быстро увеличивающемуся служилому люду нужно было все больше места. Соответственно, ремесленные слободы отодвигались все дальше от центра, а на их месте появлялись боярские и дворянские домовладения.
Но среди придворных были не только коренные россияне. Хорошо известно, что уже первые Романовы стали активно привлекать на службу иностранцев. Естественно, им нужно было место для житья, а селиться они предпочитали компактно, дабы иметь свой круг общения. Так вот, судя по всему, первая такая замкнутая «слобода гастарбайтеров» появилась именно между Покровкой (позже Маросейкой) и Фроловской (позже Мясницкой).
В XVII веке здесь появился целый район, населенный иностранцами, и, что интересно, именно в отношении него во многих официальных и полуофициальных документах употребляется эпитет «поганый». Но не в принятом сейчас значении «плохой», «зловонный», а в старом понятии иноверец, от латинского paganus – язычник. Христиане Римской империи этим словом называли тех, кто оставался верен старым богам, а в средневековой Руси так именовали всех иноверцев: и армян, и евреев, и католиков с протестантами.
Первым на это обратил внимание весьма уважаемый москвовед Сергей Романюк, он же занялся сбором информации о «поганом урочище». Впервые оно встречается на известном «Сизигмундовом плане», который датируется примерно 1610 годом. Составлен он был Иоганном Готфридом Абелином и аугсбургским гравером Лукой Килианом для польского и шведского короля Сигизмунда III. Так вот в легенде при перечислении конкретных объектов Москвы однозначно указан «Поганый пруд», и располагается он внутри Белого города, между Покровскими и Фроловскими (на пересечении с Мясницкой) воротами.
Сигизмундов план Москвы 1610 года.
А вот свидетельство чеха Иржи Давида, автора записок «Современное состояние Великой России, или Московии», написанных ближе к концу того же XVII столетия: «В первое время по прибытии они (иноземцы) жили в пределах города, где и теперь есть улица, на которой обитают старожилы. Их считали язычниками, отсюда москвитяне и сегодня называют их улицу «Поганый пруд», или улицей язычников. Там у них был и собор». В другом, более раннем описании уточняется, что «к этой общине принадлежало очень много Англичан, Шотландцев и Ирландцев - почти больше, чем Немцев, и большинство из них были военные».
А вот данные переписи 1620 года, где в принятой тогда «русифицированной» манере описаны домовладения этого района: дом «немчина Елисея Возбринкова», «вдовы немки Олены», «торгового немчина Андрея Дюкаря», «торгового немчина Ивана Ульянова», «немчина Кашпира Иванова», «неметцкого попа Юрья Томосова», «немецкаго дьячка Якова Юстрова», «немчина Христофора серебреного мастера», «немчина переводчика Юрья». Известно, что здесь же стоял дом одного из самых заметных членов иноземной колонии - Петра Марселиса, богатого заводчика, владельца первых в России металлургических заводов, а заодно представителя датского короля в Москве. В церемониале его встречи 26 декабря 1643 года боярам предписывалось сопровождать Марселиса «на Поганый пруд, на его Петров двор».
Невыгоняемые
Теперь о локализации пруда. В уже упомянутой «Переписи московских дворов» 1620 года упомянута «церковь храм деревянной Гаврила великого, что на Поганом пруде» и «патриаршая слободка, что на Поганом пруде», для которой упомянутая церковь была приходской. Исходя из более поздних документов, ясно, что это та самая церковь, на месте которой впоследствии Александр Данилович построит новую церковь святого Гавриила, которую мы знаем как Меншикову башню. Значит, пруд был совсем рядом с имением и тогда логика в его очистке новым хозяином становится понятной.
Церковь Архангела Гавриила, Меншикова башня.
Но куда же пропала иноземная слобода на Поганом пруде, почему так мало свидетельств о ней осталось в московской топонимике? Ответ кроется в одном любопытном документе, по форме больше напоминающем донос. В 1643 году священники церквей Никольской в Столпах и Космодамиановской на Покровке, а также еще девять настоятелей местных православных храмов подали царю челобитную следующего содержания (орфография сохранена):
«Немцы на своих дворех близко церквей поставили ропаты (так именовали все не православные храмы), и Руских людей Немцы у себя во дворех держат и всякое осквернение Руским людем от тех Немец бывает, и те Немцы, не дождався Государева указу, покупают дворы в их приходех вновь, и вдовые Немки, и держат у себя в домех всякие корчмы; и многие де прихожане, которые у них в приходех живут, хотят свои дворы продавать Немцом, потому что те Немцы покупают дворы и дворовые места дорогою ценою, перед Рускими людми вдвое и болши, и от тех де Немец приходы их пустеют».
«Государь бы(...) велел с тех дворов Немец сослать, потому что они те дворы купили без Государева указу, а впредь в их приходех Немцам дворов и дворовых мест покупати б не велеть, чтоб их приходы от Немец не запустели».
Царь Михаил Федорович подумал-подумал и решил: «дворов и дворовых мест Немцам и Немкам вдовам у Руских людей не покупать, (...) а ропаты, которые на Немецких дворех близко Руских церквей, велети сломать».
Картина С. Иванова «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».
В 1652 году по указу уже следующего государя Алексея Михайловича не принявшие православие иностранцы должны были покинуть пределы столицы и переехать в пригород, где на берегу Яузы возникла новая «немецкая» слобода, известная нам как Кукуй. Тот самый, где так полюбил бывать Петр - внук царя Михаила Федоровича и сын Алексея Михайловича…
Великий реформатор
Став правителем страны, Петр не изменял своим привычкам. А дорога к Кукую (район нынешнего Лефортово) от центра Москвы шла по Мясницкой улице. Так что выбор Меншиковым места для строительства своего двора был вовсе не случайным. Хитер был Александр Данилович, знал, как заманить дорогого гостя. И колокольню поставил в европейском стиле, столь любимом Петром. Впрочем, это уже другая история.
Итак, Меншиков, видимо, действительно очистил Поганые пруды, но это совсем не те пруды, которые сейчас именуются Чистыми. Он (или они) находились не на бульваре (т.е. за стеной), а ближе к центру, в глубине квартала. Известные же нам Чистые пруды появились существенно позже. Впервые они упоминаются на перспективном плане екатерининской эпохи, как раз связанном с разрушением белогородской стены и устройством бульваров. Там прудов отмечено три, на месте остатков крепостного рва. Когда этот план был реализован, точно не известно, видимо, уже после Отечественной войны 1812 года. Пруд был устроен один, но в памяти народной так и осталось множественное число. После пожара началась и застройка территории вокруг бульвара. Внутренняя сторона считалась более престижной, там располагались в основном дома знати. К сожалению, от них мало что осталось, да и то в основном в переделанном виде. Но традиция гуляний по бульвару и катания на коньках осталась со времен Александра Сергеевича Грибоедова и его тезки Пушкина, бывавшего здесь в усадьбе Пашковых.
Со второй половины XIX века бульвар активно застраивался доходными домами, некоторые из которых сохранились по сей день. А незадолго до Первой мировой войны здесь появилось, наверное, самое популярное здание - бывший кинотеатр «Колизей», унаследованный театром «Современник». Пожалуй, на сегодня это новая идеологическая доминанта бульвара, который из места тихого отдыха и неспешных прогулок все больше превращается в один из культурных центров столицы. Не теряя, впрочем, присущего ему своеобразия.
Георгий Олтаржевский
E-mail Показать на картеВсякий, кто приходит на Чистые пруды, удивляется: почему во множественном числе, если пруд - вот он, один? Объяснение весьма логично: один из прудов засыпали. Такая же ситуация была и в случае с Патриаршими прудами: в названии тоже сохранилось множественное число.
Когда-то на этом месте были болота, но постепенно их осушили. Реку Рачку, которая тут протекала, пересекли стены Белого города, а у стен образовался пруд. Сначала его называли Поганым, существует несколько версий этого названия. Многие считают, что оно происходит от слова paganus, что означает «язычник». Эта история связана с боярином Кучкой, который недостаточно почтительно отнесся к основателю Москвы, Юрию Долгорукому, за что и был сперва убит, а потом утоплен в пруду. Исторически подтвержденный факт: казни на месте Чистых прудов были, но во времена Ивана Грозного. По приказу царя на этом месте жестоко мучили и казнили 120 бояр.
Но самая распространенная версия связана с тем фактом, что раньше у Поганого пруда были мясные ряды. Вся Москва приезжала к скотобойням (кстати, располагались они на улице с говорящим названием - Мясницкая). При разделке мяса ненужные части, которые не шли на продажу, мясники скидывали прямо в водоем. Этот факт не мог не возмутить князя Меншикова, жившего неподалеку. Князь распорядился пруды вычистить. После этого название «поганый» исчезло, и пруды стали Чистыми.
В 1911 году именно на льду Чистых прудов тренировались чемпионы мира по фигурному катанию. К 1960 году пруд обустроили, открыли лодочную станцию. Зимой здесь катаются на коньках, а ближе к лету на небольшой территории у памятника Грибоедову собираются представители неформальных субкультур.
На Чистопрудном бульваре часто проходят фотовыставки под открытым небом. Вдоль него, кстати, курсирует трамвай «Аннушка». Неподалеку находится океанариум.
Адрес: Москва, Чистые пруды (м. Тургеневская, Чистые пруды, Сретенский бульвар)
В период правления императора Наполеона I и в течение трёх первых десятилетий XIX в. в архитектуре Франции и других странах Европы получил развитие стиль ампир .
Затем ампир сменился эклектическими течениями в архитектуре, они доминировали в Европе и России фактически до конца XIX в.
Ампир в архитектуре XIX века
Ампир – завершающий этап эпохи классицизма . Причём этот стиль являлся официальным имперским стилем (от фр. empire – «империя»), насаждавшимся для особой торжественности и парадности мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.
У Наполеона были свои придворные архитекторы (Шарль Персье, Пьер Фонтен), которые и являлись создателями этого стиля.
Шарль Персье (1764-1838)
Робер Лефевр. Портрет Шарля Персье (1807)
Шарль Персье был французским архитектором, художником и декоратором, педагогом. Среди его учеников – Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Став придворным архитектором императора и одним из законодателей вкуса в период империи Наполеона I, он совместно с Фонтеном создал ряд торжественно-монументальных сооружений, например, арку на площади Каррузель в Париже (1806-1808), которая формами напоминала древнюю арку Константина в Риме.
Арка на площади Каррузель. Архитекторы Ш. Персье и Ф.Л. Фонтен
Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже – монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806-1808 гг. От арки на северо-запад была проложена 9-километровая историческая ось, которую составляют площадь Согласия, Елисейские поля с масштабной Триумфальной аркой и Большая арка Дефанс.
Сюжеты скульптурного убранства для арки отбирал лично Виван-Денон, основатель и первый директор Луврского музея, который сопровождал Наполеона в Египетском походе 1798 г. Рельефы Клодиона изображают Пресбургский мир, триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и в Вену, Аустерлицкое сражение, конгресс в Тильзите и падение Ульма.
Архитекторами Персье и Фонтеном создано одно из крыльев Лувра (Павильон Маршан)
Персье принимал участие в восстановлении Компьенского дворца, создании интерьеров Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло, занимался проектированием мебели, убранства интерьера, оформлением торжеств и празднеств.
Мальмезон – усадьба в 20 км от Парижа, известная как частная резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне
Бильярдная в стиле ампир в Мальмезоне
Дворец Фонтенбло
Один из интерьеров замка Фонтенбло
Пьер Франсуа Леонар Фонтен (1762-1853)
Французский архитектор, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего убранства. Вместе с Шарлем Персье – один из основоположников стиля ампир. Один из первых начал применять металлические (чугунные) конструкции в строительстве.
С 1801 г. состоял в должности правительственного архитектора.
Известен как архитектор Лувра и Тюильри, Триумфальной арки на площади Каррузель в Париже. Реставрировал Версаль, госпиталь в Понтуа.
Вместе с Шарлем Персье издал в 1807 и 1810 гг. описания придворных церемоний и празднеств наполеоновского времени.
Дворец французских королей Тюильри в центре Парижа был построен в XVIII в., а во дни Парижской коммуны был сожжён и больше не восстанавливался. С приходом к власти Бонапарта он стал его официальной резиденцией, тогда и было начато сооружение северного крыла. Персье и Фонтен переоформили обветшавшие интерьеры в стиле Первой империи (ампир). Апартаменты императрицы Марии Луизы были выполнены в модном стиле неогрек (проект разработал П. П. Прюдон). У главного входа во дворец была воздвигнута триумфальная арка (на площади Каррузель).
Галерея в Тюильри
Дворец всё более воспринимался как символ монархического режима. Наполеон III также предпочёл остаться в Тюильри. При нём было достроено северное крыло Лувра вдоль улицы Риволи. К концу 1860-х годов Лувр и Тюильри составляли единый дворцовый комплекс.
В это же время (в эпоху Александра I) ампир был господствующим стилем и в России.
Эклектика в западноевропейской архитектуре XIX века
Это направление в архитектуре Европы и России в 1830-1890-е гг. было доминирующим. Популярно оно было и в мире.
Эклектика
– использование элементов различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль). Эклектике присущи все черты европейской архитектуры XV-XVIII вв., но в ней есть принципиально другие свойства.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Например, русский стиль Константина Тона стал официальным стилем храмостроительства, но почти не применялся в частных постройках. Постройки одного периода в эклектике базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика. В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, который диктовал единый стиль для построек любого типа.
Примером эклектики в архитектуре можно назвать церковь Святого Августина в Париже (Сент-Огюстен)
. Строилась она 11 лет (1860-1871).
В архитектуре церкви просматриваются черты романского и византийского влияния. Главный фасад церкви украшен тремя арочными проходами в нижней части с символами евангелистов над ними и гигантской розой в верхней части. Между ней и аркадой создана галерея скульптур 12 апостолов. Купол церкви расписан известным художником А. В. Бугро.
Церковь Святой Марии (Брюссель)
Её также называют Королевской церковью Святой Марии и Собором Девы Марии.
Церковь спроектирована в эклектическом стиле, сочетая влияния византийской и древнеримской архитектур. Проект принадлежит архитектору Луи ван Оверстратену. Строительство церкви продолжалось 40 лет (1845-1885).
В этом же стиле построен Исторический музей Берна (Швейцария)
. Он создан в 1894 г. по проекту нёвшательского скульптора Андре Ламберта.
Как мы уже отметили, стиль эклектика использовал элементы различных архитектурных стилей. Вот примеры использования некоторых форм эклектики.
Необарокко
– одна из форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурные формы барокко. Это направление существовало недолго и отразилось в архитектуре менее определенно, обычно сочетаясь с элементами неорококо и неоренессанса. Это объясняется тем, что стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI-начале XVII вв., а в других странах (в Германии XVIII в., например) стиль барокко позаимствовал элементы поздней готики , маньеризма и соединялся с элементами рококо . Поэтому в XIX в. необарокко приобрело эклектичный характер.
Наибольшее распространение необарокко получило после 1880 г. и за пределами Европы: в США, по всей Латинской Америке и на Дальнем Востоке, Японии, Китае.
Опера Гарнье в Париже (1862). Эклектика (форма необарокко)
Неовизантийский стиль
– одно из направлений эклектики в архитектуре. Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI-VIII вв. н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе.
У храмов неовизантийского стиля купола обычно имеют приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину.
Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек.
Церковь Святого Петра в Галликанту. Иерусалим (Израиль)
Хотя две эти последние церкви находятся за пределами Европы, мы решили показать их, чтобы вы увидели, насколько масштабным было эклектическое направление в архитектуре XIX в.
Неоренессанс
– одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурныерешения Возрождения . Отличительные черты: стремление к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование архитектурных элементов рустика (облицовки внешних стен здания) и пилястры (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну).
В стиле неоренессанс были построены, например, здания Штеттинского и Силезского вокзалов в Берлине, Центральный вокзал Амстердама и др.
Центральный вокзал в Амстердаме