Пдд перевозка грузов на грузовом автомобиле. Крупногабаритный груз: особенности перевозки, разрешения и рекомендации. Зачем нужно сопровождать транспортировку негабаритных грузов

Правилами автомобильного перемещения на дрогах Российской Федерации запрещается провозить грузы, которые не соответствуют нормам и стандартам по различным параметрам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Например, малогабаритный или средний грузы имеют свои предельные допустимые длины, ширины, высоту и массу. Тогда как крупногабаритный груз – свои пределы разрешенных размеров.

Поездки должны обязательно сопровождаться соответствующими документами – об этом водители обязаны знать. Также – что делать, если грузы сильно выступают за пределы перевозочного кузова, либо иной конструкции, предназначенной для грузоперевозок.

Штрафы выписываются тем автомобилистам, которые не придерживаются Правил, не соблюдают нормы провозочных масс, размеров, иное.

Какой груз считается большим

Любая пассажирская и не пассажирская перевозка обязательно должна соответствовать положениям, которым подчиняются все водители, шоферы (профессиональные грузоперевозчики).

К таким регулирующим актам относятся следующие основные документы:

  1. Устав, который был утвержден федеральным и действует сейчас.
  2. Специальные грузоперевозочные Правила – утверждались правительственным . Изменения последний раз вносились 16 марта 2019 года.
  3. Инструкция для провоза автотранспортным средством негабаритного груза – была утверждена , в который вносились изменения 16 января 2017 г.
  4. , отредактированные последним этапом 30 мая 2019 г.

Если автомобиль или грузовая машина соответствует Уставу, но сам груз не проходит нормоконтроль по длине, ширине, массе или по разрешениям на провоз, то это будет считаться нарушением Правил.

Негабаритный груз – это багаж, то провозимое, что отличается от стандартного и соответствующего нормативам его параметрами, выходящими за рамки норм веса, размеров.

Другими словами, то, что плохо размещается в грузовом отсеке автотранспортной машины и при движении по дорогам станет мешать другим участникам, подвергая их опасности.

Поэтому такой тип грузов должно повозить при соблюдении общих и специфических Правил дорожного движения (далее – ПДД).

Четкое определение понятия отсутствует в Правилах. Но есть некоторые критерии, по которым легко определить, является ли груз негабаритным, или нет.

Критерии определения негабаритных грузов:

  1. Не подходит по требованиям закона касательно состава, типа, массы, иное. Масса должна учитываться суммарно с массой авто.
  2. Габариты превышены в отношении габаритов автотранспортного средства.

Перед тем, как начать грузоперевозку, необходимо проверить тип и категорию товара, предметов, веществ, которые будут транспортироваться.

Для рейсов, осуществляемых между странами, существует понятие – «эмбарго на ввоз контрабандного товара». Это значит, что провозимое должно каждый раз тщательно проверяться.

Причем проверки производятся как до поездки, так и при пересечении границы на таможенных пунктах. Все международные маршруты регулируются договорами и иными положениями, заключаемыми между странами, государствами.

Требования к размеру

Габариты устанавливаются нормативными актами, исходя из следующих ключевых факторов – соответствие параметрам:

  • проезжей части;
  • различным элементам автодорожной инфраструктуры;
  • габаритов самого перевозочного автотранспорта.

В учет идут сразу все перечисленные факторы. Это касается:

  • размеров полосы;
  • дорожного полотна в целом;
  • наличия наземных газовых магистралей (важно для определения высоты груза);

Кроме того, каждому водителю проводится инструктаж, где он должен подключить свой опыт и навыки определения габаритов в процессе провоза, чтобы держать оптимальную дистанцию между своей машиной и другими.

Для транспортных средств, груженых чем-то, что по высоте, массе превышает норму, оформляется специальная документация – разрешение. Но тогда у такого шофера будут ограничения в плане использования конкретных участков дорог.

Например, ему нельзя проезжать те места, где предел высоты ограничивается конкретным метражом, на что указывают дорожные знаки.

Правила диктуют следующие требования к размерам грузов:

Двадцатиметровая длина обозначается с учетом прицепных устройств, приходящихся на крепление провозимого. Если прицепов два и более, тогда общая длина автопоезда не должна превышать 24 м.

Знаки ПДД, регулирующие перевозку негабаритных грузов

Все знаки, которые призваны оповещать других участников, о том, что провозится негабаритный груз, либо регулирующие движение таких автомашин, создаются, принимаются и устанавливаются на дорогах службой ГИБДД.

Так, на самой грузовике водители обязаны прикреплять специальную маркировку – обозначение «Крупногабаритный груз».

Благодаря ней остальные участники автодорожного движения будут своевременно предупреждены, станут держать соответствующую дистанцию и пропускать машину в соответствии с Правилами.

Такие опознавательные знаки могут быть установлены на машину одним из следующих способов:

  • наклеиваться пленкой;
  • крепиться табличкой;
  • размещаться светодиодным щитком.

Его параметры должны соответствовать стандартам Р124 026-2001, а номер пункта в ПДД, где описан такой знак-маркер – 23.5.

Порядок установки обозначения «23.5»:

  1. Табличка не должна касаться дороги.
  2. Загораживание обзора для водителя таким знаком недопустимо.
  3. Нужно очень надежно прикреплять маркировку, чтобы она не соскальзывала при движении автотранспорта.

Знаки, указывающие на ограничение провозимого по высоте, имеют в Правилах свой номер – 3.13. Они могут выполняться в разной вариации касательной цифровых значений.

Поэтому указывают разные метражи в высоту. Также такие знаки существуют как на постоянной основе, так и при временной их установке. Отличить их просто- первые имеют белый фон, а вторые – желтый.

Правила

Устав диктует общие правила провоза крупногабаритного груза. Разрешено везти по следующим типам автодорог:

  • городским;
  • пригородным;
  • междугородним;
  • международным.

Общие правила для провоза негабаритного груза на любом автотранспортном средстве касаются не только соблюдения дорожных знаков, но также и обращения с самим провозимым.

Груз должен быть:

  1. Размещенным на специализированном для провоза автомобильном транспорте.
  2. Закрепленным крепко и надежно.
  3. Таких размеров, чтобы не загораживать обозрение обстановки на дороге для водителя.
  4. Уложенным так удобно, чтобы автомобилисту это не мешало управлять ТС, в том числе даже подавать рукой сигналы, предупреждающие о предстоящем маневре – повороте, развороте.
  5. Отложен, освобожден от погрузки и транспортировки на случай, если машина не оборудована для этого. Либо – перемещен на авто, соответствующее нормоконтролю.

При этом его расположение на перевозочной площадке автотранспортного средства не должно загораживать работу огней, фар, световых отражателей, госномеров. Это касается как авто, так и прицепов к ним.

Перевозчик каждый раз обязан останавливаться с определенной периодичностью, с тем, чтобы проверить крепежи, местоположение груза в отсеке.

Такая необходимость возникает еще и для нормального распределения массы по машине.

Вес не должен превышать с одной стороны и быть меньшим с другой. В противном случае машину будет постоянно уклонять в сторону тяжести при движении. Это создаст прецедент аварийности в высокой степени.

Для легковых автомобилей

Легковое авто не относится к грузовому автомобильному транспортному средству. Тем не менее, его также можно использовать для провоза каких-либо грузов.

Легковыми машинами разрешена такая транспортировка в том случае, если вещи, товары не превышают следующие параметры:

Высота в данном случае ограничивается естественным образом высотой багажника, либо салона автомобиля. Исключением являются случаи, когда груз размещен на крыше.

Но тогда его основным параметром будет масса, которая не должна быть больше:

Багажник на крыше легковой машин может быть закрытым или открытым. Открытый тип представлен классическим решетчатым поддоном, к которому легко крепить ремнями и тросами груз.

Закрытый тип – более современные модели, имеют обтекаемую форму. Их емкость ограничивает параметры груза по габаритам.

Правила провоза:

  1. Выступающая часть груза должна закреплять дополнительно.
  2. Нужны красно-белые светоотражатели.
  3. В случае провоза на прицепе, предупреждающие маркеры «Крупногабаритный груз» клеятся на прицеп. Размер знаков – 40х40 см.
  4. Машина не должна пылить, загрязнять окружающую среду.
  5. Определенный уровень шума (низкий, средний) должен соблюдаться в пути, если ТС движется в пределах населенных пунктов.

Что касается шумового порога, то его соблюдать просто – достаточно применять глушащие устройства, предусмотренные заводом-изготовителем транспортного средства. В остальном же действия автомобилиста должны соответствовать всем общим правилам, перечисленным выше.

Для грузовых авто

Чтобы провозить грыз на специализированных для этого машинах, могут использоваться:

  • грузовики (малые, средние, большие);
  • автопоезда;
  • длинномеры.

Для опасного, негабаритного груза обязательно должно быть наличие при водителе таких бумаг, как специальное разрешение на провоз.

Правила-памятка по перевозке негабаритных грузов и иное:

  1. Необходимо крепить знак «Крупногабаритный груз» со световозвращающей поверхностью. Размеры таблички, наклейки – 40 х 40.
  2. У водителя должна быть при себе специально оформлена документация.
  3. Перевозчик обязан соблюдать режим рабочий, а также – отдыха. В промежутках между ними он осуществляет проверку креплений груза.
  4. В пути следует внимательно наблюдать за изменениями разметки, знаков на дорогах, чтобы своевременно перестроиться или подчиниться ограничениям, предусмотренным специально для таких машин.
  5. Нужно соблюсти требование выбора трассы. В некоторых городах, особенно крупных, не разрешается перевозить негабарит по городским дорогам и улицам с большим скоплением пеших людей, либо легковых авто. Для этого смотрят также на дорожные знаки и предупредительные указатели.

При покупке маркировочных обозначений водитель должен внимательно смотреть. Чтобы их поверхность была световозвращающей.

Это необходимо соблюсти по правилам для того, чтобы в темное время суток перевозчика было хорошо видно на дороге. Такой стандарт относится также и к перевозкам на легковых автомобилях.

Выступ груза

Если негабарит по закону может обходиться без оформления со специальным разрешительными бумагами, то тогда его провоз должен происходить в полном соответствии с Правилами, предусмотренными ПДД.

Что касается габаритов, выступающих за пределы самого перевозчика – транспортного средства, то здесь нормы устанавливаются п. 23.4 Правил.

Важно обращать внимание на то, как груз выделяется по всем сторонам – вперед, назад, по бокам.

Сзади

Транспортировка осуществляется при величине груза, превышающего свои габариты на 1-2 м от габаритов автоперевозчика. А в некоторых иных случаях выступ спереди и сзади – на 1 м.

Если длина груза выдалась только в одну сторону больше самой перевозящей машины, но не больше чем на 102 м., тогда такой груз уже считается крупногабаритным.

Сбоку

Выступать груз может по бокам только на определенное расстояние, но оно не должно быть больше, чем 0,4 м. В этих случаях следует знать, как правильно осуществляют замеры. Они должны начинаться с точки расположения задних боковых огней – их краев.

При этом выступающая оптика уже входит в обозначенные 40 см регламента. Поэтому разрешенный размер все же допускается меньшим на 8-12 см, в среднем.

Точная «погрешность» зависит от того, какого размера предусмотрены производителем фонари, какова модель. В случае отклонения от следования правилам, водителю грозит лишение прав или штраф.

Штрафы за нарушение правил

Все нарушения Правил дорожного движения караются по статьям админстративного права. Меру ответственности изыскивают судьи в Кодексе административно-правовых положений – (в ней 11 частей).

В таблице указаны некоторые диапазоны мер ответственности, по которым виновнику определяют наказание за неправильный или запрещенный провоз негабаритного груза:

Зафиксированный факт несоблюдения ПДД в отношении провоза негабаритных грузов Размер
штрафа, руб.
Водителям Ответственным лицам Предприятиям
Превышение габаритов на 10 см. 1000-1500 10000-15000 100000-150000
Превышение параметров на 10-20 см. 3000-4000 25000-30000 250000-300000
Превышение параметров на 20-50 см. 5000-10000 35000-40000 350000-400000
Нарушение правил провоза и движения по дорогам. 1000-1500 5000-10000 50000-100000
Превышение норм по массе провозимого товара, ложные сведения. 5000 25000-35000 350000-400000
80000-100000
(для ИП)
Несовпадение данных по грузу в документации. 1000-2000 15000-20000 200000-300000
Игнорирование дорожных знаков, разметки, иное. 5000

В дополнение к денежным взысканиям применяют иные меры пресечения злостных нарушений ПДД.

Иные варианты административной ответственности:

  • арест автомашины с оплатой за каждые сутки хранения на спецплощадке.

В случае происшествий, где есть пострадавшие (тяжело раненные, либо погибшие) по вине шофера, ответственного за неправильный провоз негабаритного груза, ответственность наступает уголовная.

Величину и тип наказания по УК РФ будут определять в дополнение к административной ответственности, и она будет зависеть от степени виновности и последствий .

Таким способом, получается, что наказание будет удваиваться, а то и утраиваться, в зависимости от того, как определит суд.

Виды уголовной ответственности:

  • штраф государству;
  • компенсация потерпевшим;
  • изъятие авто с буксировкой на штрафную стоянку;
  • арест обвиняемого;
  • лишение водительского права управлять ТС;
  • ограничение или лишение свободы;
  • иное (принудительные работы, напр.).

В Правилах ДД провоз грузов выделен в целый Раздел №23. Чтобы обратиться к стандарту по негабаритным грузоперевозкам, необходимо прочтение пунктов 23.1 и 23.2, где дается норма, как крепить груз и каковы его допустимые массы и размеры.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ


ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Москва, 1999 г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ
(ФДС России)

ПРИКАЗ

г. Москва

Об утверждении норм «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования»

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности ПРИКАЗЫВАЮ: 1 . Утвердить прилагаемые нормы «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования», согласованные с Минтрансом России и МВД России. 2 . Отделу обеспечения сохранности дорог ФДС России (Сорокин С.Ф.) совместно с Юридическим Управлением ФДС России (Еникеев Ш.С.) согласовать в установленном порядке с заинтересованными министерствами и ведомствами и представить до 1 июня 1999 г. на утверждение руководству ФДС России «Правила пропуска тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» и «Инструкцию о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования». 3 . Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФДС России Урманова И.А. Руководитель В.Г. Артюхов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ

МАКСИМАЛЬНЫЕ МАССЫ И ГАБАРИТЫ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Москва, 1999 г.

1 . Общие положения

1.1 . Положения, изложенные в настоящих нормах, относятся к массе и размерам транспортных средств, разрешенных для использования в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования, установлены исходя из требований обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности. Изложенные ниже ограничения по массе и габаритам транспортных средств не относятся к производству транспортных средств, требования к которому устанавливаются иными стандартами и нормами. 1.2 . Транспортные средства или его части, образующие часть комбинированных транспортных средств, размеры, а также общая масса и осевая нагрузка которых не превосходят значений, установленных разделами 3 , 4 и 5 настоящих норм, допускаются к передвижению по федеральным и территориальным автомобильным дорогам общего пользования. Для остальных автомобильных дорог, запроектированных и построенных на меньшие, чем указанные в разделах 3, 4 и 5 нагрузки, владельцами автомобильных дорог могут устанавливаться иные (меньшие) предельные значения массы транспортных средств, для федеральных автомобильных дорог - Федеральной дорожной службой России, для территориальных автомобильных дорог - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для муниципальных автомобильных дорог - органами местного самоуправления. Решения об уменьшении приведенных ниже размеров и масс транспортных средств принимаются на основании результатов обследования автомобильных дорог и могут носить постоянный или временный характер. При этом орган, принявший такое решение, обязан в установленном порядке установить соответствующие дорожные знаки на автомобильной дороге или ее участке, на котором введены дополнительные ограничения по массе и размерам транспортных средств и проинформировать об этом пользователей автомобильных дорог. 1.3 . Транспортное средство и его часть, образующая комбинированное транспортное средство, масса и/или осевая нагрузка кото рого и/или размер которого превышают максимальные значения, установленные настоящими нормами, могут передвигаться по автомобильным дорогам только при наличии специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке компетентными органами. Движение таких транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в соответствии с «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», утвержденной Минтрансом России 27.05.96 г. 1.4 . Кроме предельных значений общей массы и осевых нагрузок, установленных настоящими требованиями, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для конкретного транспортного средства. 1.5 . Для целей настоящих норм использованы следующие понятия и определения: Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по автомобильным дорогам грузов и пассажиров; Грузовой автомобиль - транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для перевозки грузов; Тягач - транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для буксировки прицепа или полуприцепа; Прицеп - транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов путем буксировки тягачом или грузовым автомобилем; Полуприцеп - специально оборудованное для перевозки грузов, предназначенное для соединения с тягачом таким образом, чтобы часть этого транспортного средства располагалась непосредственно на тягаче и передавала ему значительную долю своего веса; Автопоезд - комбинированное транспортное средство, состоящее из грузового автомобиля и прицепа; Сочлененное транспортное средство - комбинированное транспортное средство, состоящее из тягача, сочлененного с полуприцепом; Автобус - транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа, имеющее более девяти сидячих мест, включая место для водителя; Сочлененный автобус - автобус, состоящий из двух или более жестких секций, соединенных друг с другом и имеющим пассажирский салон в каждой секции, позволяющий пассажирам свободно перемещаться из одного салона в другой; Комбинированное транспортное средство - комбинация грузового автомобиля, состоящего из грузового автомобиля, соединенного с полуприцепом; Максимальная длина, ширина и высота транспортного средства - длина, ширина и высота транспортного средства с грузом или без груза, не превышающая значений, указанных в разделе 3 настоящих норм; Максимальные линейные параметры транспортного средства - линейные параметры, не превышающие значений, указанных в разделе 3 настоящих норм; Максимальная масса транспортного средства - масса транспортного средства с грузом или без груза, которая не превышает значений, указанных в разделе 4 настоящих норм; - масса, передающаяся через ось транспортного средства на поверхность автомобильной дороги, не превышающая нормативного значения; Неделимый груз - груз, который при перевозке по автомобильной дороге не может быть разделен на две или более частей без чрезмерных затрат или риска его порчи и который, будучи погруженным на транспортное средство, будет превышать его максимальные размеры и массу; Воздушная подвеска - система подвески, в которой амортизирующим элементом является воздух; Тележка - две и более осей, имеющих общую подвеску к транспортному средству; Одиночная ось - ось транспортного средства, расположенная на расстоянии более 1,8 м до ближайшей оси этого транспортного средства; Сближенные оси - оси (две или более) транспортного средства, расположенные на расстоянии между ними менее 1,8 м.

2 . Измерение массы и размеров транспортных средств

2.1 . Длина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.1. При этом при измерении длины в соответствии с положениями этого стандарта, не учитываются следующие устройства, смонтированные на автомобиле: устройство для очистки стекол и брызговики; фронтальные и боковые маркировочные пластины; устройства для пломбирования и защитные приспособления для них; устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них; оборудование для электроосвещения; зеркала задней обзорности; приспособления для обзора пространства за автомобилем; воздуховодные трубки; длина клапанов и разъемов для соединения с прицепами или съемными кузовами; ступеньки для доступа в кузов; подъемник для записной автопокрышки; подъемные платформы, ступеньки для доступа и аналогичное оборудование, не превышающее в рабочем положении 200 мм и выполненное таким образом, чтобы они не могли увеличивать предельную массу загрузки автомобиля; сцепные устройства для буксировки транспортных средств или прицепов. 2.2 . Высота транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.3. Причем, при измерении высоты с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве: антенны; пантограф в поднятом положении. Для транспортных средств, имеющих устройство для подъема оси, учитывается эффект от воздействия этого устройства. 2.3 . Ширина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.2. При измерении ширины транспортного средства с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на автомобиле: устройства для пломб и печатей и защитные приспособления к ним; устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них; устройства для опознавания повреждения автопокрышек; выступающие гибкие части брызговиков; осветительное оборудование; ступеньки в рабочем положении, подвесные платформы и аналогичное оборудование, которые в рабочем положении не превышают 10 мм с каждой стороны транспортного средства и обращенные вперед или назад, углы которых имеют закругления радиусом не менее 5 мм, и кромки которых имеют закругления с радиусом не менее 2,5 мм; зеркала для заднего обзора; индикаторы давления в автопокрышках; втягивающиеся или убирающиеся ступени; искривленная часть поверхности автопокрышки, выступающая за точку ее контакта с землей. 2.4 . Осевая масса транспортного средства измеряется при динамической вертикальной нагрузке, передающейся через одиночную ось на поверхность автомобильной дороги, от груженого автомобиля. Измерение производится специальными автомобильными весами, прошедшими аттестацию в установленном порядке. Осевая масса тележки, расположенной на одной подвеске, с учетом конструкции транспортного средства, определяется как сумма измерений массы каждой из осей, входящих в тележку. 2.5 . Полная масса транспортного средства или его части, образующей часть комбинированного транспортного средства, определяется как сумма измеренных масс всех осей транспортного средства или его части.

3 . Максимальные размеры и другие параметры транспортных средств

Максимальные размеры транспортных средств с учетом размеров съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры, не должны превышать приведенных ниже значений. 3.1 . Максимальная длина: грузового автомобиля - 12,00 м прицепа - 12,00 м сочлененного транспортного средства - 16,5 м сочлененного автобуса - 18,00 м автопоезда - 20,00 м 3.2 . Максимальная ширина: всех транспортных средств - 2,50 м 3.3 . Максимальная высота - 4,00 м 3.4 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью полуприцепа не должно превышать 12,00 м. 3.5 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда от внешней передней точки кузова или площадки для установки груза за кабиной до задней внешней точки прицепа, минус расстояние между задней частью тягача и передней частью прицепа не должно превышать 15,65 м. 3.6 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки полуприцепа не должно превышать 16,40 м. 3.7 . Установленный в кузове транспортного средства груз не должен выступать за заднюю внешнюю точку автомобиля или прицепа более чем на 2,00 м. 3.8 . Расстояние между задней осью грузового автомобиля и передней осью прицепа должно быть не менее 3,00 м. 3.9 . Горизонтально измеренное расстояние между осью шарнирного крепления полуприцепа и любой точкой передней части полуприцепа не должно превышать 2,04 м. 3.10 . Любое транспортное средство при движении должно обеспечивать возможность поворота в пределах пространства, ограниченного внешним радиусом 12,50 м и внутренним радиусом 5,30 м. 3.11 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью комбинированного транспортного средства не должно превышать 12,00 м.

4 . Нормативная общая масса транспортных средств*

* Нормативные общие массы транспортных средств не допускается превышать более чем на 20 %.

Таблица 4.1

Тип автотранспортного средства

Нормативная общая масса автотранспортного средства, т

Грузовые автомобили а) двухосный автомобиль
б) трехосный автомобиль
г) четырехосный автомобиль с двумя ведущими осями, каждая из которых состоит из двух пар колес и имеет воздушную или эквивалентную ей подвеску
Транспортные средства, образующие часть комбинированного транспортного средства а) двухосный прицеп
б) трехосный прицеп
Комбинированные транспортные средства Сочлененные транспортные средства
а) двухосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,2 м и более
б) двухосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 м и более
в) трехосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,7 м и более
г) трехосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 и более
д) транспортное средство, состоящее из 18-ти тонного грузовика и 20-и тонного полуприцепа в случае, если транспортное средство имеет ведущую ось, состоящую из спаренных колес и оборудована воздушной или эквивалентной ей подвеской при общей базе 13,3 м и более
Автопоезда а) двухосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 12,1 м и более
б) двухосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
в) двухосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 16,5 м и более
г) трехосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
д) трехосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 15,9 м и более
е) трехосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 18 м и более
Автобусы а) двухосный автобус
б) трехосный автобус
в) трехосный шарнирно сочлененный автобус
г) четырехосный шарнирно сочлененный автобус

5 . Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств

Таблица 5.1 .

Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств *

* Осевые нагрузки автотранспортных средств не должны превышать нормативные осевые нагрузки более чем на 40 %.

Типы осей транспортных средств

Расчетная осевая нагрузка, на которую рассчитана дорожная одежда, тс

двухскатные

односкатные

Одиночные оси
Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, ведущие оси грузовых автомобилей и автобусов при расстояниях между осями:
г) равном или более 1,8 м
Строенные оси прицепов и полуприцепов при расстояниях между осями:
а) более 0,5 м, но менее 1,0 м
б) равном или более 1,0 м, но менее 1,3 м
в) равном или более 1,3 м, но менее 1,8 м
г) равном или более 1,8 м
- то же, при креплении на воздушной или эквивалентной ей подвеске
5.8 . Вес, передающийся на ведущую или ведущие оси автомобиля или комбинированного транспортного средства не должен быть менее 25 % от суммарного веса автомобиля или комбинированного транспортного средства.
1. Общие положения. 2 2. Измерение массы и размеров транспортных средств. 3 3. Максимальные размеры и другие параметры транспортных средств. 4 4. Нормативная общая масса транспортных средств. 5 5. Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств. 6

Перевозка грузов — ответственная процедура, требующая учета многих факторов. Зачастую в процессе такой транспортировки приходится перевозить различные негабариты – объекты, размеры которых превышают установленные в ПДД нормы. Опытные водители знают, что к транзиту подобных грузов предъявляют особые требования. Это значит, что их нельзя перевозить в обычном прицепе автомобиля или вагоне поезда.

Как сделать транспортировку негабаритных грузов автотранспортом максимально безопасной? В данной статье пойдет речь о правилах доставки таких нестандартных объектов и о правовых нормах, которые регламентируют пордок перевозки. Кроме того, мы расскажем о ряде требований, предъявляемых к водителю данной ТС, а также о его ответственности за превышение массы груза.

Любой груз, перевозимый автомобильным транспортом, должен соответствовать размеру, который предъявляет к нему законодательство. В связи с этим существует ряд ограничений по доставке таких объектов. Итак, согласно ПДД, груз не должен:

  • Выступать за длину автомобиля спереди и сзади более чем на 1 метр;
  • Превосходить машину по ширине более чем на 2,25 метра;
  • Иметь габариты по высоте более 4 метров.

В случае, если длина перевозимого объекта превысила 1 метр, необходимо установить знак крупногабаритного груза — он представляет собой белый квадрат с изображенными по диагонали красными полосами. При превышении допустимой нормы более чем на 2 метра, без согласования водителя с сотрудниками ГИБДД груз перевозить нельзя. Что касается нарушения стандартов высоты, то в этом случае нужно вешать уже два знака «негабарита» — спереди и сзади. В темное время суток, к тому же, на них должны быть добавлены светоотражатели. Это нужно для того, чтобы обеспечить их видимость другим водителям. Разрешение на более тяжеловесные грузы можно получить как на одну поездку, так и в срок от 1 до 3 месяцев.

Требования ПДД

Негабаритные грузы и тяжеловесы должны перевозиться с учетом требований ПДД. Более того, некоторые особенности таких транзитов регламентируются Федеральными законами №127 и 257. Согласно этим документам, доставлять крупногабаритный груз можно лишь при условии, что он:

  • Надежно закреплен;
  • Не нарушает устойчивости автомобиля;
  • Не ограничивает водителю обзор;
  • Не создает помех для движения;
  • Не закрывает фликеры и знаки для других водителей;
  • Не производит шум, не создает загрязнений и не вредит окружающей среде.

Перевозимый груз должен быть надежно уложен и закреплен так, чтобы не было сдвига, падений или любых других неприятностей. Еще он не должен мешать водителю управлять автомобилем. Так, транспортировка объекта, закрывающего ему обзор, допускается только в тех случаях, когда у транспортного средства есть оба боковых зеркала заднего вида. Перевозимый объект ни в коем случае не должен создавать препятствия другим автомобилистам, а также другие помехи на дороге.

Если вместе с грузом движется автоколонна, то к ней тоже предъявляют несколько требований. При этом одна из машин должна быть пустой – она предназначена для замены основного ТС на случай непредвиденных обстоятельств. Итак, водители автомобилей сопровождения должны:

  • Иметь предупреждающие знаки;
  • Придерживаться безопасного расстояния между друг другом;
  • Получить разрешение на поездку и пройти технический осмотр.

Обязанности водителя

Еще один важный момент – соблюдение скоростного режима. Максимальная скорость движения ТС с грузом по проезжей части должна составлять 60 км/ч, а по мосту – 15 км/ч. Водитель не может отклоняться от установленного маршрута. В том числе, ему строго запрещается садиться за руль при неблагоприятных погодных условиях, таких как гололед и плохая видимость, а также двигаться по обочине дороги.

Если на автомобильную перевозку негабаритного груза требуется разрешение, то водитель обязан незамедлительно его оформить . Например, это может быть транспортировка крупного оборудования или спецтехники. Подавать заявку на пропуск лучше заранее, поскольку на его получение в автоинспекции может потребоваться до 30 рабочих дней. За это время сотрудники ГИБДД обязаны проверить предполагаемый маршрут на предмет мешающих движению препятствий. Вам могут отказать в разрешении на транзит, если есть более безопасный путь транспортировки груза: ж/д, авиа и морские перевозки. При наличии возможности разобрать тяжеловес на части и выполнить несколько перевозок, вам также будет отказано в оформлении пропуска.

Ответственность за нарушение требований

Водитель, управляющим транспортным средством, несет полную ответственность за соблюдение правил перевозки негабаритного груза. В случае их несоблюдения он должен незамедлительно принять меры по их устранению, а если это возможно – прекратить движение автомобиля. К тому же, владелец транспорта должен постоянно контролировать состояние груза, чтобы избежать его падения или повреждения. Объект не должен причинить вреда ни самой машине, ни другим участникам дорожного движения.

За неправильную организацию доставки водителю транспортного средства могут выписать штраф. Так, при транспортировке крупногабаритного объекта без наличия специального разрешения автомобилист должен уплатить от 2 до 2, 5 тысяч рублей , а при превышении массы груза – от 1,5 до 2 тысяч рублей . Что касается перевозки объектов с превышением их размеров, то в этом случае водителю может грозить лишение прав на срок от 2 до 4 месяцев. Помимо него, к административной ответственности могут привлекаться должностные и юридические лица.

Способов доставки много, но большой популярностью пользуются автотранспортные средства передвижения. Довольно часто можно услышать фразу «перевозка негабаритных грузов». Какой товар является негабаритным и каковы его особенности? Прежде всего, негабаритным называется груз, который сложно перевозить в стандартном ТС. Параметры такого груза составляют: ширина – 2,55 м; высота 4 м; длина – 20 м, и к машине выдвигаются особые требования. Доставка осуществляется по отдельным правилам. К негабаритам относятся: промышленное оборудование и техника специального назначения.

К негабаритным грузам относится в основном техника и промышленные детали

Ограничения

Все перевозки негабаритных грузов регулируются сводом правил по дорожному движению и правилами перевозки.

Негабаритные грузоперевозки ограничены некоторыми факторами:

  • грузоподъемность ТС;
  • габариты мостов;
  • переезды;
  • погода.

При перевозе товара учитывается распределение общей массы нагрузки на оси. Предельные же величины авто не должны быть нарушены. Следует соблюдать технические нормы, которыми снабдил технику завод-изготовитель. Несмотря на всю правильность распределения в ходе транспортировки работнику следует постоянно контролировать его расположение. Это необходимо для безопасности.

Маршрут перевозок корректируется в зависимости от высоты мостов и тоннелей

Специальное разрешение

Чтобы осуществлять деятельность по транспортировке негабарита, необходимо обзавестись специальным разрешением, в котором прописаны конкретные габариты, условия доставки, маршрут и др. Данный порядок стал действовать на основании Федерального закона № 257 от 08.11.2007 «Об автодорогах», где указано о запрете транспортировки тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов без специальных на то разрешений. Маршрут согласовывается с уполномоченным государственным органом.

Бумага выписывается на одну или же несколько поездок, но не может превышать более 10. Маршрут и перевозимый груз каждый раз должны совпадать. Срок действия разрешения не превышает 3-х месяцев.

Правила, которые действуют на международные перевозки негабаритных грузов, прописаны в ФЗ № 127 от 24.07.1998 года «О госконтроле за осуществлением международных автоперевозок».

Перевозка негабарита невозможна организованными колоннами, это может привести к аварийно-опасной ситуации.

Порядок грузоперевозок негабаритов регламентируется следующими документами РФ:

  • Федеральный Закон № 127 от 24.07.1998 г. «О госконтроле за осуществлением международных перевозок».
  • Федеральный Закон № 259 от 08.11.2007 г. «Устав автотранспорта».
  • Постановление Правительства РФ № 72 от 15.04.2011 г. «Правила грузоперевозок автомобильным транспортом».
  • ПДД, утвержденные 23.10.1993 г.
  • Нормы выдачи спецразрешения, утвержденные приказом № 258 по Министерству транспорта РФ от 24.07.2012 г.
  • Нормы обеспечения безопасности перевозок, утвержденные приказом № 7 от 15.01.2014 г. по Министерству транспорта РФ.

Разрешение на перевозку негабарита выдается не более чем на 10 поездок

Нюансы грузоперевозок негабарита

Крупногабаритные грузоперевозки могут допускаться, если соблюдены некие особенности:

  • груз не мешает обзору;
  • нет снижения устойчивости техники;
  • осветительные элементы транспорта, спецзнаки не закрываются перевозимыми элементами;
  • груз не загрязняет среду вокруг.

Ответственность за доставку ложится на водителя техники. Если доставка негабаритных грузов не соответствует указанным условиям, то шофер должен немедленно принять ряд мер, направленных на обеспечение безопасности.

Когда перевозимый элемент сзади или спереди выходит за пределы авто на метр и больше, более чем на 0,4 м сбоку, на технике прикрепляется знак с надписью «Крупногабаритный груз». Когда грузоперевозки осуществляются в недостаточной видимости или же в темное время суток, то груз наделяется дополнительными фонарями либо отражателями: спереди белого цвета; сзади – красного.

К особенностям доставки следует отнести и скоростной режим. По дорожному полотну скорость техники не превышает 60 км/час, по мосту – 15 км/час. При транспортировке водитель не может отклоняться от заданного маршрута, превышать установленный скоростной режим. Ему запрещаются стоянки вне специальных мест и различные манипуляции по обочинам.

При выявлении неисправности техники движение нужно незамедлительно прекратить, так как это может создать аварийную ситуацию и угрозу другим участникам дорожного движения.

Еще одной особенностью таких грузоперевозок являются требования, предъявляемые к тормозной системе. По правилам следует, что педаль тормоза в автопоезде устанавливается на тягаче, а на полуприцепе должны находиться стояночные тормоза. На случай разрыва магистралей технику следует снабдить спецустройством для автоматической остановки. Автопоезд с негабаритным грузом оснащается дополнительными противооткатными приборами, а кабина дополнительными зеркалами для дополнительного заднего обзора. Полностью запрещены поездки в гололед и, когда видимость составляет менее 100 м.

Более сложной является ситуация, когда транспортируется тяжеловесный негабарит. Здесь потребуются усиленные меры безопасности. Первым делом необходимо получить разрешение, где будет прописан конкретный маршрут техники. Если же длина транспорта превышает 30 м, а ширина более 4 м, то порядок перевозки намного строже. Следует заручиться сопровождением машинами дорожно-патрульной службы, иначе компании и водителю грозит штраф.

Бывают случаи, когда во время движения автотранспортной техники возникают непредвиденные ситуации и утвержденный маршрут требует изменения, то необходимо получить разрешение с измененным маршрутом в установленном законом порядке.

К оснащению автопоезда предъявляются строгие требования

Спецзнаки

Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов гласит, что авто следует оснащать дополнительными знаками:

  • «Автопоезд»;
  • «Длинномерное ТС»;
  • «Крупногабаритный груз».

Помимо знаков на технике необходимо установить оранжевый либо желтый проблесковые маячки.

Спецзнаки для негабарита включают проблесковые маячки на крышу

Штрафы

За нарушение порядка провоза негабарита предусматривается административная ответственность. Если параметры транспортировки товара превышены на 10 см и более, то в 2016 году действуют следующие виды штрафных санкций:

  • для шофера транспорта: штраф от 1500 до 2000 руб. либо лишение удостоверения водителя сроком до 4-х месяцев;
  • для физических лиц: штраф 10000-15000 руб.;
  • для юридических лиц: штраф 250-400 тыс. руб.

Транспортное средство подлежит задержанию.

Грузоперевозки негабарита являются довольно ответственными и сложными мероприятиями. К делу следует подходить со всей ответственностью, чтобы не получить штраф или не навредить кому-нибудь. Руководствуясь установленными нормативными актами и придерживаясь правил, тогда всяческие риски можно свести к минимуму.

Часто в процессе транспортировок приходится перевозить различные негабаритные грузы. Четкого определения в ПДД для такого нет.

Принято считать, что груз является негабаритным, если он не соответствует требованиям и превышает размеры самого транспортного средства, вследствие чего повышается опасность аварий. Поэтому негабарит нужно выделить таким образом, чтобы другие участники дорожного движения его могли заметить с большого расстояния и предпринять меры для обеспечения безопасности.

Выделяют два основных типа данного вида грузов:

  • крупногабаритный - превышает размеры транспортного средства, может перекрывать часть проезжей части;
  • тяжеловесный - его вес больше максимально допустимого веса, который может перевозить данная машина.

Если речь идет о грузовых перевозках, то негабарит превышает следующие параметры:

  • его высота более 2,5 м;
  • весит от 38 тонн;
  • длина начинается от 24 м;
  • ширина - от 2,55 м.

Какой штраф за несоблюдение требований?

Нужно также напомнить, что в админкодексе предусмотрено наказание за неправильную организацию транспортировки негабарита и без соответствующего разрешения.

  • В частности, в статье КоАП 12.12.1 ч.1 сказано, что водитель вынужден будет заплатить штраф 2 500 рублей.
  • Должностное же лицо, которое разрешило такую перевозку, обязано будет заплатить 15-20 тысяч рублей.
  • А для юрлица накладывается ответственность в виде 400-500 тысяч рублей.

По этой же статье водителя могут лишить его водительского удостоверения сроком до полугода.

Исходя из всех этих факторов, водитель и ответственное лицо могут получить не только штраф за негабаритный груз, но и лишиться прав. Поэтому необходимо изучить и четко придерживаться правил транспортировки негабарита, которые описаны в ПДД.

Знак крупногабаритный груз

Прежде всего транспортное средство отмечают спецзнаком «Крупногабаритный груз». Он представляет собой металлическую табличку, на которую нанесены диагональные белые и красные линии. Размер щитка - 40х40 см. Также допускается применение наклеек аналогичного размера.

Поверхность таблички обязательно световозвращающая, чтобы ее было заметно как в дневное, так и в ночное время.

Кроме данной таблички любой грузовой автомобиль должен быть отмечен следующими знаками:

  • автопоезд;
  • крупногабарит;
  • длинномер (Long Vehicle).

Устанавливать данный знак необходимо на тех частях груза, которые выступают над проезжей частью. Также применяют светоотражатели. В передней части они должны быть белого цвета, в задней - красного или оранжевого.

Негабарит - перевозка легковым транспортом

Часто можно увидеть, как на легковых машинах аналогично грузовым перевозят негабаритные грузы, выступающие над проезжей частью. Для водителей легковых авто также предусмотрена ответственность за нарушение правил транспортировки, поэтому их следует рассмотреть.

Негабаритным считается следующий груз:

  • сзади или спереди выступает на более чем один метр;
  • сбоку - на 40 и больше сантиметров.

Если вы имеете дело с таким видом перевозки, то необходимо использовать вышеуказанную табличку (знак) и прицепить ее непосредственно к выступающим частям негабаритного груза. В ночное время помимо знака для негабаритного груза используйте светоотражатели - спереди белые, сзади красные.

Размещать груз нужно таким образом, чтобы он не перекрывал водителю обзор, не было риска его соскальзывания, не причинял вреда дорожному покрытию или вспомогательным конструкциям.

Обратите внимание, что если груз выступает сзади или спереди более чем на 2 метра, а общая ширина превышает 2,55 метра, то его транспортировка на легковом транспорте без специального разрешения запрещена. Если вас остановит инспектор, то существует высокая вероятность того, что будет выписан соответствующий протокол и вас лишат прав на срок до полугода.

Организация перевозок крупногабаритного груза

Если предстоит доставка массивных объектов автомобильным транспортом, например, тяжелого оборудования или крупной сельхозтехники, необходимо заранее позаботиться о получении разрешения в региональном отделении Минтранса.

Потребуется предоставить следующую информацию:

  • метрические параметры перевозимого оборудования;
  • маршрут, по которому будет двигаться автоколонна;
  • сертификаты качества и дополнительные документы, подтверждающие характеристики груза: опасный, крупногабаритный, не представляющий опасности и так далее.

На согласование маршрутов и на получение разрешения может потребоваться до 30 суток. В Минтрансе проанализируют маршрут следования, и если окажется, что по данной трассе имеются какие-либо коммуникации, мешающие проезду (низкие мосты, путепроводы, нависающие линии электропередач, узкие участки дороги), то маршрут может быть пересмотрен. Возможен вариант, что потребуется воспользоваться другим видом транспорта, например железнодорожным или морским.

В особенных случаях могут выделить сопровождение в виде нескольких патрульных машин с проблесковыми маячками оранжевого цвета. Они не дадут никакого приоритета в движении, но предупредят других автовладельцев о потенциальной угрозе.

Если движется автоколонна, состоящая из нескольких длинномерных транспортных средств, должны быть соблюдены следующие требования:

  • сопровождающие автомобили с проблесковыми маячками спереди и сзади колонны;
  • дистанция между каждой единицей транспорта должна обеспечивать безопасность;
  • если перевозятся опасные грузы, потребуется присутствие еще одного дополнительного большегрузного ТС, чтобы на него переложить груз в случае непредвиденных ситуаций.

В условиях плохой видимости все ТС должны быть оборудованы сигнальными фонарями.

Есть и такие случаи, когда в перевозке негабарита может быть отказано:

  • имеется возможность транспортировать его другими способами - ж/д, авиа или морские перевозки;
  • груз является делимым, то есть его можно разобрать без ущерба;
  • не может быть обеспечена стопроцентная безопасность, например, если маршрут пролегает через населенные пункты или вблизи опасных участков дороги.

Ну и самый важный момент - только технически исправные транспортные средства допускаются к таким работам. Поэтому перед началом необходимо пройти полную диагностику, устранить любые неисправности. Водители также проходят обязательный медосмотр и соблюдают режимы работы и отдыха.