Пейзажный стиль в ландшафтном дизайне: познаем английскую романтику. Сад в пейзажном стиле своими руками – фото
Но настоящий профессионал - всегда немного циник. Самые высокие материи он норовит подвергнуть классификации, замеру, обобщению. Ландшафтные дизайнеры, не смущаясь, как в анатомическом классе, расчленяют гармонию природы на составные части, чтобы понять законы красоты. Зачем? Все просто: на их основе можно создавать новую красоту.
Пейзажи часто сравнивают с картинами; но некоторые из них - рукотворные - и впрямь произведения искусства, выполненные рукой мастера - садовника и дизайнера. И тому, кто хочет, чтобы и его сад был создан по законам красоты и гармонии, придется и самому стать немного художником.
Сразу определимся с терминами. Что же такое пейзаж и вид в понимании ландшафтного дизайнера?
Пейзаж (франц. paysage , от pays - страна, местность) - это часть ландшафта, визуально выделенная из общего пространства. То есть чтобы та или иная природная красота имела право называться пейзажем, она должна:
- быть условно заключена в "раму", ограничивающую поле видения ("рамой" может считаться склон холма или скала, опушка лесного массива, высокий кустарник, группа деревьев или даже одна ветка, ограничивающая наш взгляд. А также любой неодушевленный предмет - стена здания, садовой ограды);
- иметь определенное композиционное построение.
Синонимы слова "пейзаж" в ландшафтном дизайне - "парковая картина " , "пейзажная картина ", "вид ".
Задумывая создать красивые пейзажи в своем саду, нужно всегда помнить, что и в природе, и в саду они существуют по тем же законам, что и живописные картины, заключенные в раму и висящие на стене. А композицию пейзажей определяют одни и те же факторы, самый важный из которых - композиционный узел .
Композиционный узел - это центр, где расположены основные предметы изображения. Заметим, в скобках, что он не обязательно должен находиться в геометрическом центре изображения. А служить им может что угодно. Например, несколько деревьев или одно, одиноко стоящее (солитер), плоскость газона или яркое пятно цветника , гладь пруда, водопад, ручей, беседка, увитая плетистыми розами, и т.д. и т.п.
Что же необходимо учитывать, "рисуя" пейзаж в своем саду?
Во-первых, расстояние от наблюдателя до картины. Но поскольку наш пейзаж в отличие от живописного не плоский, а трехмерный, то в зависимости от глубины пространства вы можете руководствоваться расстоянием либо до композиционного центра картины, либо до ее переднего плана, либо, что реже, - до заднего плана (фона). Допустим, любоваться небольшим цветником хорошо с расстояния в несколько метров, а солитером или группой деревьев первой величины (липы, дубы, сосны) - с расстояния в несколько сотен метров.
Во-вторых, ширину картины. Это расстояние между объектами, которые являются "рамой" нашей картины. Пусть линия, соединяющая их, проведена лишь условно.
В-третьих, высоту картины. Эту величину определяют высотой элементов пейзажа. Но, как всякий художник, дизайнер обязательно учитывает "воздух", включая в композицию небо и плоскость земли (воды).
И, наконец, горизонтальный угол восприятия пейзажа. Полный круг - 360° - видят лишь посетители рукотворных круговых панорам и альпинисты, стоящие на пике горы. Обычно угол обзора колеблется в пределах от 15 до 60°, а оптимальная его величина составляет 23-28°. Угол 28° применяется ландшафтными дизайнерами в качестве исходного измерителя воспринимаемого пейзажа. Его условный эквивалент - один фотокадр.
Пейзажи бывают простыми , сложными и панорамными . Пейзажная картина с одним сюжетом (и обычно с одним композиционным узлом) - это простой пейзаж. Два или три таких пейзажа с разными сюжетами, образующими единое целое, - сложный пейзаж. Изображение как простого, так и сложного пейзажа можно получить, один раз щелкнув фотокамерой. Если для этого понадобится сделать серию фотоснимков, перед нами пейзаж панорамный. Чтобы увидеть картину, представляющую собой несколько простых или сложных пейзажей, объединенных общим замыслом, сюжетом и композицией, зрителю придется покрутить головой.
Все виды делятся на внутренние и заимствованные .
Виды внутренние расположены непосредственно на участке, их хозяин сада может создавать своими руками.
Виды заимствованные - зрительный мостик между садом и окружающим его ландшафтом. (С точки зрения ландшафтного дизайнера, морская перспектива, открывающаяся с балкона, относится к заимствованным видам.) И, разумеется, их надо учитывать еще до покупки участка, а затем обязательно сверяться с ними при его проектировании и строительстве дома, создании и благоустройстве сада. Грамотный архитектор планировку дома, размещение окон непременно свяжет с окружающими видами.
Ландшафтный же дизайнер или тот, кто будет заниматься садом, прежде всего должен обязательно посмотреть на него из окон дома и оценить открывающиеся виды. Одни из них - на лес, озеро, речку, поля - нужно будет акцентировать. Другие - на дорогу, огороды, технические строения - придется маскировать деревьями, архитектурными сооружениями и живыми изгородями.
Во многих источниках говорится о том, что пейзажный стиль появился в XVIII веке в Англии. Согласно истории, английские натуралисты-естествоиспытатели создали новые культурные течения с Востока, что в итоге отразилось на литературе и живописи страны. Получается, случился крупный культурный взрыв, который и привел к появлению новых взглядов на мир ландшафтного проектирования.
Таким образом, парк пейзажного стиля будет являться не столько плодом взаимосвязанных идей с Востока, а самобытным явлением английской культуры, которая и воплотила в себе представление о естественности и красоте окружающего мира и лиц, его создававших, конечно же.
Сам по себе сад в пейзажном стиле предполагает свободное и естественное расположение различных элементов ландшафта. Здесь можно увидеть прямолинейность, а правильность и симметричность исключены. Главным признаком пейзажного ландшафтного стиля является отсутствие каких-либо намеков на его рукотворное происхождение.
Зачастую может использоваться, хоть и несколько хаотичное, но при этом тщательно продуманное расположение основных деталей и элементов. Обязательным признаком данного направления является неровный рельеф местности с оврагами и возвышенностями, которые могут быть не только искусственными, но и естественными. Зачастую присутствуют тут и водоемы неправильных очертаний.
Водоем в пейзажном стиле (видео)
Композиции здесь обычно создаются так, чтобы в процессе движения по дорожкам человеку в поле зрения постоянно попадались несколько скрытые композиции – например, за каждым изгибом дорожки он должен получать новые впечатления и убеждаться в неожиданности решений, связанных с искусством создания пейзажного ландшафта.
Само собой, и гармоничность должна присутствовать в данном случае – это является своеобразным показателем законченности пейзажа. Дорожки, которые идут по участку, должны обладать извилистой формой, но при этом их повороты ни в коем случае не должны быть резкими. В качестве материала, из которого создаются эти дорожки, нужно использовать подручные средства, подаренные природой или имитирующие ее. Тут очень хорошо можно сказать, что имеется некоторое сходство с известным учением фен-шуй – на основании его как раз-таки плавно переходящие в другие направление дорожки должны стать великолепными проводниками для положительной энергии Ци, которая и обеспечивает гармоничное состояние человек, создавая подобным образом его успешное взаимодействие с окружающей средой.
И, надо заметить, плавность и извилистость линий должны быть во всех формах парка пейзажного стиля – в оригинальной форме деревьев, в красивом природном камне и даже крыши прилегающих к парку домов должны принимать участие в этом ансамбле.
Конечно же, в саду пейзажного стиля трудно недооценить роль всевозможных водных объектов – прудов, ручьев, небольших водопадов или даже искусственное болотце. Самое главное тут – это то, чтобы они выглядели по максимуму естественно.
В процессе выбора растений для посадки нужно использовать именно те виды, которые являются естественными для конкретной климатической зоны, то есть для той местности, где и находится приусадебный участок. Только тут следует учитывать то, что для придания какого-либо «заморского» колорита важно высаживать именно те растения, которые характерны для этой части света. Это, как известно, может быть очень затруднительным, особенно, для средней полосы России, поэтому и важно иметь в виду данный момент.
Что же касается примеров пейзажного стиля, то среди них явно выделяются старинные английские усадьбы прошлых веков. На территории стран бывшего СНГ можно отметить некоторые крымские парки, стиль которых был на самом деле позаимствован в свое время у англичан.
Водоем в пейзажном стиле (часть 2) (видео)
Пейзажный стиль в ландшафтном дизайне (20 фото)
Уставшие от прямолинейности и упорядоченности улиц и домов, жители города все чаще и чаще пытаются создать на своей даче естественный природный стиль сада. Отдых в пейзажном саду обладает потрясающей способностью создавать уют и отвлекать ваше внимание от городских проблем и суеты, делая садовый участок максимально комфортным для отдыха.
Пейзажный стиль садового участка был изобретен в Великобритании в 18 веке, придя на смену регулярным садам, от которых он очень сильно отличается. Исследователи считают, что на создание пейзажного стиля повлияла философская идея единения с природой, которая была очень популярна в это время, а также знакомство европейцев с уникальными на то время
Особенности пейзажного садового стиля, английского сада
Особенности пейзажного садового стиля - в гармонии с природой все должно быть.
Главная особенность пейзажного стиля – это создание на садовом участке кусочка естественной природы, который может органично вписываться в окружающую местность и создавать вид, что работа дизайнера тут не прилагалась. Для английского пейзажного стиля свойственны плавные линии и контуры составляющих элементов, хаотичность, а также асимметрия и свободное расположение всех элементов декора (садовых дорожек, кустарников, аллеи и т.д.). Не думайте, что такой пейзажный сад покажется беспорядочным и неуютным, наоборот, при правильной планировке и вы почувствуете себя не «повелителем» сада, а его частью. Так же характерной чертой пейзажного стиля или английского стиля сада, считается холмистость рельефа, которую при необходимости можно создать и своими руками.
Растительный мир английского, пейзажного сада
Растительный мир английского сада - открывается красивый пейзаж на горизонте.
Для английского сада, пейзажного стиля, характерными будут растения, которые соответствуют данной местности. Как такового распределения растений нет (т.к. уже упоминалось, что в саду присутствует хаотичность), но дизайнеры ландшафта рекомендуют рассаживать растения по принципу: , . Учитывается так же сезонные изменения цвета листвы, цветов и , т.к. при правильном подборе растений, можно сделать сад всесезонным. Не забывайте ухаживать за садом, что бы он не «запустился», для этого необходимо стричь газон, высаживать растения ярусами, а также мульчировать почву. Хотя «родные» для местности растения считаются более соответственными пейзажному саду, не исключаются также экзотически растения. Гармонично вольются в композицию растения с декоративной листвой и окрасом, злаки и живые изгороди. Что касается последних, то ими можно изящно украсить арки и перголы садового участка.
Водоемы в пейзажном стиле
Если вы стали счастливым обладателем сада, в котором располагается небольшой природный водоем, значит, для создания пейзажного стиля не потребуются дополнительные мероприятия. Если же водоема нет (как это зачастую бывает), тогда не поленитесь и . Не нужно делать его строгой геометрической формы, наоборот, не забывайте, что сад будет отражать кусочек дикой природы, поэтому форма водоема должна быть круглая, овальная либо фасолевидная. Береговая линия должна быть не четкой, по желанию украшенная гравием, песком и прибережными растениями.
Малые архитектурные формы для пейзажного сада - амфора.
Исходя из того, что сад сделан как можно больше похожим на кусочек естественной природы, архитектурные формы необходимо подбирать с учетом сочетания композиции. Правильным решением будет установка и поилок для птиц, которые добавят в ваш садовый участок немного природных мелодий. Садовые фигурки, декоративные и различные предметы антиквариата добавят оригинальность саду. Дорожки, вымощенные из природных материалов (таких как деревянный спил и природный камень) будут гармонично сочетаться с , обустроенными на водоеме. Не забываем так же про , расположенные в тихих уютных уголках садах, которые можно украсить декоративными фонариками и для создания романтической обстановки.
Английский сад для современной жизни
Акцент на архитектурное единство является визитной карточкой британского дизайнера садов Кристофера Брэдли-Хоул, его спонтанные чувства красоты добавляют радости.
Шикарный городской облик, особенно для городских садов, был очень популярен в Великобритании с середины 1990-х годов, когда его продвигали (среди других) Дэн Пирсон и Стивен Вудхамс. Эта тенденция дизайна была развитием функционализма, Модернистских идей Джона Брукса, который пришел к известности в 1970-х годах с садами с сетчатым рисунком, которые были специально разработаны для людей и их потребностей в досуге, а не для садоводства, которое ранее было Британской традицией. Брукс был под влиянием калифорнийских модернистов, таких как Томас Черч, но его работа и работа его британских последователей всегда отличались неизменным интересом к растениям. Этот кроссовер между садоводством и Модернизмом был типичным британским компромиссом, который на самом деле работал довольно хорошо. Этому виду придали массовую привлекательность в конце 1990-х и начале 2000-х годов всплеском садовых программ «makeover», на британском телевидении, продвигая прелести , «водных объектов», архитектурных растений в сеялках из нержавеющей стали и кобальтово-синих горшках для украшения. В результате была некоторая отрицательная реакция со стороны знатоков, но популярность этого подхода, когда он был реализован на высоком уровне, не уменьшилась.
Традиционный английский пейзажный сад, по краям дорожки содержит сложные и разнообразные «разливы» трав и многолетников.
Модернист Christopher Bradley-Hole
Первоначально обученный как архитектор, Кристофер Брэдли-холе является основательным Модернистом, приверженным доктринам функционализма, асимметрии и архитектурного единства, которые поддерживает эта идеология дизайна. Европейское движение за новую волну решительно повлияло на его работу в течение последнего десятилетия, но он происходит от совершенно другой традиции. Натуралистические насаждения всегда выглядели хорошо против гладкого белого или серого бетона Модернистских зданий или граничащих с экспансивными палубами из кедрового дерева, знакомыми с калифорнийской Модернистской традицией Томаса Черча и других, но Брэдли-Хоул намного глубже вошел в философию посадки, чем любой из его Модернистских предков или современников.
Стиль Bradley-Hole тесно связан с потребностями клиентов-независимо от того, есть ли у них дети, являются ли они увлеченными садоводами, в какое время дня они любят использовать сад. Для одного лондонского клиента с молодой семьей Брэдли-холе создал простое пространство, показанное ниже, состоящее из деревьев, скульптурно изображенных на цветных бетонных стенах, чтобы дети могли играть в открытом пространстве в центре сада, в то время как взрослые могли наслаждаться элегантным отступлением для вечерних коктейлей.
Это внимание Брэдли-холе к деталям, как в посадке, так и в твердых материалах, это его подпись, характеристика, которую он приписывает своему Модернистскому фону. Типичный Брэдли-Хоул сад дизайн объединяет формальной строгости с буйной, но тщательно спланированная дрифт посадок многолетников и высоких трав, таких как Тырса в углу . В одном недавнем саду в Суссексе (показанном на этих страницах) он привел эту методологию к ее логическому завершению в формалистических терминах, создав простую (но большую) сетку посадочных площадей, проектируя каждый из них индивидуально. В результате образуется выгоревший, движущийся океан растений, наводненный золотыми, голубыми, пурпурными и красными.
Bradley-Hole работает в основном для частных клиентов, сохраняя свою практику относительно небольшой и не-корпоративной, как это происходит с большинством британских садовых дизайнеров. Однако одним из его новейших проектов, бесспорно, является масштабный и громкий: редизайн области, которая была игровым полем на бывшем арсенале футбольного стадиона в Хайбери, Северный Лондон. Здесь он превращает пространство в коммунальный парк для жителей новых квартир, неформально разделенных на различные садовые «комнаты», организованные на абстрактной сетке из живых изгородей и стеклянных стен, многие из которых также являются водопадами.
Пейзажный стиль
Искусственная среда, технологические новшества, увеличивающееся количество городов – все это вытесняет природу из нашей жизни. Пейзажный стиль ландшафтного дизайна появился как ответ на эти урбанистические процессы современности.
Сад в пейзажном стиле
Сады в пейзажном стиле по своему внешнему виду напоминают естественный природный пейзаж.
Изначально для пейзажного стиля было характерно использование уже имеющихся в саду растений, а главной его целью – облагораживание территории, т. е. устранение дефектов внешнего вида, создание дорожек и тропинок неправильной формы. Этот способ обустройства сада подходит для участков с богатой растительностью, не требует больших материальных и физических затрат. В то же время, если использовать фантазию, можно создать множество оригинальных вариантов различных пейзажей.
Главной целью пейзажного стиля в ландшафтном дизайне является создание сада, максимально приближенного к природному пейзажу. Все элементы такого ландшафта располагаются свободно, естественно, не должно прослеживаться ни малейшего намека на искусственность, рукотворное создание, отсутствует симметрия, геометрическое расположение предметов, исключены правильные формы и прямолинейность.
Важной чертой садов в пейзажном стиле является хаотичность – предметы и элементы ландшафта будто естественным путем появились на тех или иных местах под руками единственного здесь садовода – природы. На самом деле расположение тех или иных элементов тщательно продумывается.
Обязательным для участков в пейзажном стиле является разнообразный ландшафт. Если сады в регулярном стиле превозносят абсолютное величие человека над природой, то эти сады с их рельефной местностью, оврагами и возвышенностями, водоемами и тропинками показывают царственную власть природы на своей территории.
Все элементы композиции должны гармонично сочетаться, дорожки должны быть извилистыми, но без искусственно созданных резких поворотов. Цветовая гамма растений – естественная и создающая плавные линии и переходы. Декоративные элементы также должны быть естественных цветов и форм и выполнены из натуральных материалов. Дорожки можно выполнить из дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию.
Немаловажную роль в создании пейзажного сада или парка играют водные объекты – пруды, ручейки, каскады, болотца. Несмотря на то что они будут искусственно созданными элементами на участке, необходимо приложить все усилия, чтобы придать им ярко выраженный природный характер: например, создать неровную изогнутую береговую линию, добавить естественное обрамление в виде гальки, песка, околоводных растений.
Характерной особенностью пейзажного сада является иерархия в построении композиции растений – они высаживаются ярусами: большие деревья, подлесок, кустарники, цветы, газон. Для этих композиций, имитирующих природный пейзаж, подбираются растения, которые наилучшим образом сочетаются друг с другом по цвету и фактуре. При проектировании пейзажного сада учитываются даже сезонные изменения цвета листвы, травы и цветов. Поэтому пейзажные сады одинаково великолепно выглядят во все времена года.
Яркими примерами оформления территории в пейзажном стиле являются старинные английские усадьбы. Поскольку пейзажный стиль зародился именно в Англии, он используется во многих садах. В настоящий момент пейзажный стиль очень популярен для оформления участков и в нашей стране.
Основные черты пейзажного стиля:
– в рельефе чередуются плоские участки и возвышенные, как естественного характера, так и искусственно созданные;
– свободная естественная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей;
– малые архитектурные формы и декоративные элементы обогащают пейзажный стиль;
– дорожки в пейзажных садах извилистые и неровные, они соединяют различные зоны сада. Дорожки выполняются из естественных природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию;
– вся красота сада раскрывается постепенно;
– основную роль играет композиционное сочетание деревьев и кустарников, гармоничность цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду;
– в основном преобладают породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности;
– садовые цветы высаживаются чаще всего около дома, в саду же отдается предпочтение полевым и лесным многолетникам;
– все водоемы, даже искусственно созданные, должны иметь ярко выраженные природные черты: неровную береговую линию, естественное обрамление – гальку, песок, околоводные растения.
Водные объекты в садах в пейзажном стиле
К водным объектам, которые могут гармонично вписаться в ландшафт сада, выполненного в пейзажном стиле, относятся ручьи, пруды, декоративные маленькие болотца и водопады, поскольку они имеет более естественный внешний вид, чем фонтаны и бассейны.
Пруд – это искусственный или естественный водоем со статичной (не движущейся) водой, в котором присутствуют водные растения и животные, появляющиеся в нем либо специально запущенные.
Пруд в пейзажном стиле
Пруд украсит сад в летние месяцы и будет выглядеть привлекательно и живописно в течение всего года. Но для достижения такого результата крайне важно избежать ошибок в планировании и последующем строительстве водоема, иначе это может создать диаметрально противоположный результат – пруд зарастет водорослями и станет привлекательной средой для различных, не всегда желательных обитателей, например комаров.
Пруд по размеру может быть от нескольких десятков сантиметров до нескольких десятков метров в зависимости от площади участка и материальных возможностей. Маленькие прудики изготавливаются из готовых форм, также возможно использование старых бочек, ванн и корыт. Они удобны на небольших площадях, хотя такие водоемы и отличаются от классического вида прудов.
Настоящий пруд с чистой водой и достаточным количеством растений должен иметь площадь не менее 4 м 2 и глубину не менее 0,5 м, кроме того, в нем должны быть предусмотрены мелководные террасы для посадки прибрежных растений.
При строительстве пруда важно рассмотреть вопрос о гидроизоляции дна. Раньше в качестве материала использовали мятую глину, сейчас она не так популярна по сравнению с более технологичными материалами. Из современных материалов самым прочным является бетон, но процесс создания пруда с бетонным дном – сложная и трудоемкая операция. Поэтому наибольшей популярностью пользуются готовые жесткие формы из пластика и гибкий гидроизолирующий материал.
Самым долговечным и самым дорогим из гибких материалов является бутилкаучуковая резина. Ее производят в основном за рубежом. Срок эксплуатации этой резины практически неограничен (гарантия около 50 лет). Главный ее недостаток – низкая прочность к механическому воздействию.
Помимо выбора типа материала для гидроизоляции, важным является и его цвет. На фоне светлых тонов в водоеме хорошо видны рыбы и другая живность, однако такой пруд выглядит несколько неестественно. Поэтому применение светлой гидроизоляции возможно только в водоемах формального стиля, да и то не всегда. Оптимальным и универсальным цветом гидроизоляционного покрытия можно считать черный, коричневый или темно-зеленый.
Пруд свободных очертаний будет выглядеть более естественно, если прибрежную зону оформить в виде декоративного болотца, хотя возможно создание болотца и как независимого ландшафтного элемента. По сути, болотце – это тот же пруд, только вместо воды в нем находится влажная, никогда не пересыхающая почва определенного состава.
В отличие от пруда, гидроизоляция болотца не должна быть полной, потому что вода в нем не должна застаиваться. Для этого достаточно сделать в гидроизоляции несколько отверстий 10–20 мм в диаметре на 1 м 2 площади.
Растения, высаживаемые в болотцах, должны быть влаго– и тенелюбивые. Для выращивания на болотистых почвах подходят следующие виды растений:
– астильба разных видов и сортов;
– волжанка;
– роджерсия;
– бузульник;
– многие виды папоротников.
При подборе растений необходимо учитывать, что большинство их них не выносят прямого солнечного света.
Движущаяся вода в виде ручья часто используется в оформлении садов в пейзажном стиле. Она выглядит более привлекательно, нежели статичная. При определении направления течения и общего маршрута ручья, можно использовать имеющийся уклон участка или создавать его искусственно.
Лучшим примером рукотворного русла ручья является совмещение его с альпийской горкой, рокарием или ландшафтной композицией подобного плана. Такое сочетание является единственно возможным для участка с плоским рельефом.
Планируя и прокладывая русло ручья, необходимо добиваться максимальной естественности. Лучше не делать его прямым, гораздо привлекательнее выглядит извилистый журчащий ручеек, в котором вода меняет характер своего движения. Естественнее и эффектнее будет выглядеть ручей, вытекающий из небольшого углубления, заполненного водой или из скопления нескольких камней.
Направление и маршрут ручья так же играют важную роль. Различные перепады высот, меняющаяся ширина и глубина позволяют легко и быстро менять характеристики водного потока. Так, при укладывании в русло ручья гальки, природного камня или других материалов появляется возможность быстро изменить те или иные свойства русла, например создать новый порог, изменить уже существующий.
Устье садового ручья обычно оформляется в виде плоского камня, по которому вода плавно стекает в основной водоем, но можно сделать его и в виде водопада или, разделив поток камнями на несколько рукавов (проток), имитировать речную дельту.
Кустарники в садах в пейзажном стиле
Кустарники всегда были самым используемым элементом озеленения участка и на сегодняшний день не теряют своей популярности. Причина проста – разнообразие сортов и видов, неприхотливость, декоративная ценность кустарников.
Для оформления сада в пейзажном стиле кустарники подходят идеально, поскольку для этого стиля характерно соблюдение уровней, а кустарники создают плавный переход между деревьями и невысокими декоративными травянистыми растениями или газоном, а также могут выступать и в качестве самостоятельного элемента ландшафта.
Кустарники – это растения, наземная часть которых представлена множественными, практически одинаковыми древовидными побегами-кустами, отходящими от основания у самой земли или ниже уровня грунта. Это отличает их от деревьев, имеющих, как правило, один, реже несколько стволов.
Кустарники – один из обязательных типов растений, используемых в оформлении сада. Их можно высаживать в качестве солитеров, а можно обособленными группами. Кустарники очень разнообразны по форме кроны, листьев, внешнему виду цветков.
В разное время года один и тот же куст может быть украшен то цветками, то красивой осенней листвой, а некоторые виды радуют своих хозяев необычной окраской побегов и плодов даже зимой.
Кустарники можно разделить на несколько групп.
1. Декоративные кустарники. Имеют длительный период цветения и создают прекрасный фон для других растений на участке. Такие кустарники относительно неприхотливые и необременительные. Они ценятся за форму кроны, текстуру и окраску листьев. К таким кустарникам относятся:
– барбарис, живые изгороди из которого будут очаровывать пурпурной окраской листьев;
– боярышник, великолепно украшающий сад яркой окраской плодов и цветов;
– лапчатка кустарниковая, из которой создаются великолепные композиции;
– дейция, считающаяся эффектным солитером;
– гортензия метельчатая, раскидистые кусты которой потрясающе смотрятся на фоне газонов;
– дерены, ярко окрашенные побеги которых дополняют вид снега.
2. Декоративно-цветущие кустарники. Являются непременным атрибутом многих садов и ценятся за потрясающие цветы, радующие глаз в теплое время года. К таким кустарникам относятся:
– роза, известный фаворит многих садоводов, цветущая все лето;
– чубушники, наполняющие сад чудесным ароматом;
– волчник с ароматными розовыми цветками;
– форзиция с ее золотыми цветущими мотыльками;
– калина с пышной цветущей шапкой;
– боярышник, цветущий яркими щитками соцветий;
– спиреи с восхитительными белоснежными лавинами цветов;
– сирень, наполняющая пространство сада цветами разнообразных оттенков;
– ракитник, осыпающий подпорные стенки дождем из золотых цветов;
– древовидные пионы, роскошно цветущие в садах;
– рододендроны, дарящие изысканные цветы;
– вереск, цветущий в конце августа и переливающийся волнами мелких, но очаровательных цветков, собранных в длинные соцветия;
– гортензии, меняющие к осени цвет и надолго запоминающиеся даже среди зимних метелей.
3. Декоративно-лиственные кустарники. Эти кустарники – настоящая находка для сада. Они великолепно выглядят с ранней весны до поздней осени, украшают участок и прекрасно дополняют любую композицию. Но, поскольку эти кустарники были изначально выведены в странах с более теплым климатом, они очень требовательны к теплу, солнечному свету и плодородию почвы. К декоративно-лиственным кустарникам относятся:
– барбарис, обладающий разнообразной цветовой окраской листьев: пурпурные, золотистые, ярко-зеленые, фиолетово-красные, пятнистые, с разнообразными штрихами;
– аралия с ее роскошными листьями, похожими на пальмовые;
– рябинник, листья которого окрашены весной в необычный розовый цвет, летом превращающиеся в зеленые, а к осени золотистые;
– белый дерен, который станет украшением монохромной кирпичной стены или забора;
– магония падуболистная, листья которой великолепно сверкают на солнце;
– черная бузина, обладающая душистыми цветками, черными лаковыми ягодами и будто вырезанными из золота листьями.
4. Плодовые кустарники, отлично приживающиеся на территории Средней полосы России и украшающие сад яркими плодами и ягодами. Среди них можно выделить такие популярные растения, как:
– смородина с черными, красными, белыми и розовыми ягодами;
– крыжовник, кустам которого можно придать различную форму;
– ежевика, с помощью которой можно создать вокруг дома живую изгородь, если закрепить ее на проволочных шпалерах;
– малина, наполняющая сад ароматом своих ягод;
– айва японская, имеющая неповторимые декоративные свойства;
– арония – поистине украшение сада;
– ирга с полезными ягодами;
– калина, которую можно использовать как солитер;
– облепиха, для которой подходит групповая посадка.
Все кустарники требуют особого ухода и особенно обрезки, которая поможет своевременно и правильно избавиться от погибших побегов, сдержит бурный рост и сформирует красивую крону.
Зона отдыха в садах в пейзажном стиле
Условно сады можно разделить на парадную и непарадную зоны. Если парадная зона – это «лицо» участка, то непарадная зона – это зона отдыха, предназначенная для уединения. Эта зона дает возможность побыть наедине с собой.
Зона отдыха в пейзажном стиле
Парадная зона обычно оформляется в регулярном стиле, в то время как зона отдыха чаще всего напоминает о красоте природы, и для нее выбирают, например, пейзажный стиль. В современном мире стремление людей к единению с природой становится все более востребованным, поэтому часто для зон отдыха выбираются стили ландшафтного дизайна, напоминающие о гармоничном природном пейзаже.
При оформлении зоны отдыха в пейзажном стиле можно проявить фантазию в выборе тех или иных элементов ландшафта, оставаясь при этом верным основным принципам стиля:
– естественность;
– неровный рельеф;
– натуральные цвета и материалы;
– иерархия в построении композиции;
– наличие водных объектов на участке.
При этом стоить помнить, что планируя оформление зоны отдыха, стоит учитывать природные и климатические условия местности, размеры и ландшафт участка.
Альпинарии в садах в пейзажном стиле
Альпинарий – это декоративный миниатюрный каменный садик, который повторяет горный рельеф со всеми характерными элементами, растительностью и водными объектами.
Первые сады, которые можно с полным правом назвать каменистыми, появились в Англии в XIX веке. Англичане, увидевшие красоту швейцарской природы, решили создать нечто подобное и у себя на родине. Для этого в Англию были привезены альпийские растения. Однако природные и климатические условия Англии сильно отличаются от швейцарских, и первые опыты по выращиванию альпийских растений были неудачными. Хотя некоторые растения смогли прижиться, однако для создания полноценного альпийского ландшафта приходилось снова и снова привозить растения из горной местности. Только к концу XIX века благодаря правильному уходу появились классические альпинарии.
Альпинарий
Наиболее благоприятное условие для создания альпинария – естественный уклон на участке. Однако если рельеф этому условию не соответствует, можно сформировать ландшафт по своему желанию. При этом стоит учесть, что организация альпинария – процесс очень трудоемкий, и лучше начать его создание с небольшого участка.
Альпийская горка – яркое и привлекательное украшение. Альянс и контраст двух противоположностей всегда привлекает. Неподвижные и неизменные камни, и постоянно меняющиеся растения обеспечивают оригинальность горок и их красоту.
Камни – основной элемент альпинария, символ вечности, прочности, силы и мужества.
Альпинарий является идеальным местом для создания коллекции любых низкорослых и стелющихся хвойных и лиственных кустарников. Дополнительную привлекательность альпинарию может придать ручей или небольшой водоем. Иногда роль воды в альпинарии играет камень – светлая галька или гравий.
При оформлении альпинария необходимо определиться с типом горки и составить ее план (рельеф, расположение камней, дорожек). При этом следует учесть ряд условий – освещенность участка, особенность склона, существующие растения и почвенный покров.
Очень важно, чтобы альпинарий выглядел как можно более натурально и гармонично вписывался в ландшафтную среду. При оформлении сада в пейзажном стиле альпинарии будут гармонично уживаться с другими элементами, если оформить их как часть живой природы.
Каменистый сад в пейзажном стиле – это альпинарий в самом строгом смысле слова. Альпинарий может включать в себя самые различные природные элементы:
– ущелья;
– террасы;
– уступы.
Растения для альпинария отличаются разными свойствами и размерами, чаще всего выбирают многолетники, у которых (кроме вечнозеленых видов) осенью или в начале зимы, а иногда и вскоре после цветения отмирает надземная часть. К весне они снова начинают расти и в разгар сезона радовать своим видом.
Каждый альпинарий – своего рода уникальное самостоятельное строение. Он должен быть расположен (если это не природный уголок) отдельно от остальных частей сада, иметь красивый фон и естественное окружение. Например, его могут окружать заросли вересняка, включенного в альпинарий или продолжающего его.
Часто используется степная флора. По соседству с альпинарием хорошо выглядит и свободное пространство с ухоженным газоном.
Растения, необходимые для альпинария, должны быть в большинстве своем многолетние, а иногда – способные произрастать на каменистой почве. К ним можно отнести:
– цикламены, которые хорошо себя чувствуют в слегка затененных местах на водопроницаемых почвах, богатых гумусом, особенно подходят для украшения альпинариев, находящихся по соседству с вересковыми зарослями или рядом с карликовыми древесными породами, как лиственными, так и хвойными;
– весенники, которые следует высаживать в слегка затененных уголках под негустыми декоративными кустами, золотые цветы и красивые листья которых будут украшать сад, начиная с февраля – мая;
– подснежники, показывающие свои цветочки с дуновением первого весеннего ветра;
– черный морозник, некоторые сорта которого расцветают еще до наступления нового года, а другие вступают в пору цветения постепенно, вплоть до начала апреля;
– весенние эрики, начинающие цвести в пору таяния снегов, отличающиеся разнообразной гаммой окрасок от снежно-белых, нежно-розовых и розовато-красных, до сочных карминово-красных;
– волчеягодник, относящийся к декоративным древесным породам, обильно цветущий розово-красными и белыми цветами и обладающий сильным и приятным ароматом;
– жасмин голоцветковый, привлекающий внимание своими цветами и нежным ароматом;
– форзиция, которая в защищенной части сада или на более крупной горке зацветает с января;
– бесстебельная примула, красиво цветущая желтоватыми цветами, когда еще повсюду царит холод;
– камнеломка, великолепный изысканный цветок, которым можно любоваться у самых взыскательных садоводов;
– хойфелла, с удивительной напористостью пробивающаяся сквозь остатки тающего, порой оледенелого снега;
– перелеска, на которой уже в марте появляются прекрасные голубые цветы;
– белоцветник, отличающийся крупными колоколовидными белыми цветами с зелеными пятнами на концах лепестков;
– энотера миссурийская, которая в летние вечера распускается ярко-желтыми цветами;
– девясил – сухолюбивое растение, похожее на многолетние астры, с желтыми лучеобразными цветами.
Из книги Шесть соток радуют и кормят. Дизайн дачного участка автора Кизима Галина АлександровнаГлава 2 Стиль сада ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО КОНФИГУРАЦИЯ И ВАШ ВКУС Рассмотрим варианты оформления сада, которые зависят в первую очередь от его конфигурации и природного ландшафта.1. Участок на склоне. Придется располагать его на террасах и использовать для укрепления
Из книги Садовые беседки автора Юрина Ольга ПавловнаСтиль При разработке плана участка все элементы садовой композиции нужно объединять общим художественным замыслом. Дом, ограждение, малые архитектурные формы и посадки должны составлять единый ансамбль. Для этого все элементы садового дизайна должны быть выполнены в
Из книги Дизайн сада своими руками автора Красичкова Анастасия ГеннадьевнаРегулярный стиль Регулярный стиль ландшафтного дизайна также называют французским. Он имеет богатую историю, насчитывающую более 1000 лет. Изначально регулярный стиль возник в Древнем Египте и Вавилоне, получил развитие в античной Греции и Риме. В эпоху Средневековья,
Из книги Беседы о домашнем хозяйстве автора Никольская ЕвгенияДеревенский стиль Деревенский стиль иначе называется стилем кантри. Американская вариация этого стиля ассоциируется у многих с ковбоями и пыльными шляпами.В самом деле, некоторые атрибуты американского кантри ландшафтные дизайнеры переняли, например невысокие заборы
Из книги автораКитайский стиль Китайский сад не похож на другие сады мира. Его обустройство основывается на особом философском мировоззрении. Сад в китайском стилеКитайские сады существуют многие тысячелетия, они создавались наравне с первыми садами египтян и шумеров. Согласно
Сад декоративного назначения, в котором много привлекательных ландшафтных видов, интересных растительных композиций, пластических решений принято считать пейзажным. У этого типа садов традиционно есть и другое название Английский, ведь именно в Англии были заложены основы, сложились принципы Пейзажного сада.
Англичане любили свои сады, ценили красоту растений и старались окружить себя красивыми видами. Мастера старались максимально сохранить прелесть и естественность живой природы, аккуратно адаптировав ее к условиям конкретного сада. Сложилась традиция организации живых кулисных посадок в свободной или стриженой форме, создания смешанных цветников непрерывного цветения, в которых нередко присутствовали и кустарники, и даже деревья. Так родилось понятие миксбордер. Позднее появилось бессчетное количество вариантов и модификаций, но главные принципы Пейзажного сада остались прежними - сочетание яркой выразительности и природной естественности.
В пейзажном саду все растения высаживаются свободными группами. Они дополняют друг друга и перекликаются то фактурой, то цветом, то формой. Вспыхивают и гаснут новые краски, а декоративность сохраняется. Здесь по краю дорожек высажены хосты. Справа они поддержаны розовой хелоне, слева - парковыми розами. Извилистая дорожка, с обеих сторон густо заросшая отцветающими в конце лета растениями, приглашает пройти по ней к домику. Его крыша едва виднеется из-за ветвей деревьев и разросшихся кустарников. В пейзажном саду обычно много разнообразных растений, и древесных, и кустарниковых, они перемешиваются ветвями и сплетаются кронами, а цветы сменяют друг друга в цветении с весны и до осени.
Зона отдыха с удобной садовой мебелью разместилась на мощеной площадке, окруженной со всех сторон зеленой стриженой лужайкой газона. По его краям высажены пышными группами разнообразные травянистые многолетники, в том числе и злаки. Цветовая гамма решена в теплых тонах. Мебель окрашена в белый цвет. Все эти нехитрые приемы привносят ощущение света и радости даже в пасмурный день.
В пейзажном саду вполне уместны некоторые элементы из регулярных садов. Как, например, здесь низкий стриженый бордюр, организующий пространство сада особым образом. В цветниках перемешаны самые разнообразные цветы, звучат неожиданные сочетания, но в целом картинка кажется упорядоченной и живописной.
В этом цветочном бордюре перемешаны самые разные растения: многолетние, однолетние и клубневые. Представлены все возможные окраски без учета каких-либо правил. Этот смешанный цветочный бордюр наполнен объемами и формами, насыщен красками и вместе с развесистым деревом слева создает живописную картину бушующего лета.
Внутреннее пространство тенистого сада. Здесь тон задает развесистое старое дерево с мощным рельефным стволом и корявыми ветвями. Оно художественно и значительно. Под ним расстилается большая стриженая лужайка с ярко-зеленым травяным ковром, а все растения рассредоточены по периферии сада, группами прижимаясь к стенам дома. Здесь нет никаких ярких и кричащих окрасок. Создается умиротворенное ощущение покоя. При этом вся композиция представляется законченной пейзажной картиной.
Цветник из многолетников вдоль изгиба дорожки. В конце лета многие цветы уже отцвели, сохраняясь в композиции лишь облиственными куртинами. Другие еще в полном блеске. Золотятся травы, играют на ветру красные шишечки кровохлебки на длинных, тонких цветоносах. Во всю еще цветут розы и котовники. Дербенник и кусты фиолетовой монарды усиливают сиреневую ноту. Чуть дальше в группе угадываются золотисто-желтые нотки. Все растения в композиции тщательно подобраны, но их свободные перемешанные объемы убеждают зрителя в естественности цветника. Вся картина выглядит живописной с весны и до осени.
Эффектный белый сад организован по обе стороны извилистой дорожки. Буйно цветут аквилегии, поддержанные только зацветающими астранциями и уже вовсю разросшимися мискантусами. В отдалении слева зацветают чубушники «Аурея». Их желтые листья создают мягкий контраст и белым цветам, и зеленой листве. В правой группе желтый отголоском звучит в листьях хосты.
Классический миксбордер из травянистых растений оформлен по принципу кафедры. На переднем плане собраны низкие растения, а средний и задний планы местами переплетаются, что создает особое ощущение глубины и объема. Цветовая палитра в классических традициях - на сочетании сиреневых и ярко-желтых тонов, но цвет разнесен в пространстве, а промежуточная группа в беловатых тонах смягчает прямой контраст. Благодаря всем этим уловкам вся композиция смотрится очень естественно и живописно. Растения высажены крупными куртинами, контрастируют формой соцветий, плотностью цветущих слоев. Особенное настроение легкости, динамику придают группе злаки: вейники, мискантусы и перистощетинник.
Фрагмент цветника с розами и лавандой. Цветы оформлены в группы, акцентированные низкими стрижеными бордюрами, за которыми бушуют розы, лаванда, душистый горошек, дельфиниумы и сальвия. Композиция украшена кованой ажурной аркадой, выкрашенной в голубой цвет, обыгранный в цветниках. На заднем плане пышные куртины кустарников, среди которых огромный великолепный куст гортензии метельчатой «Грандифлора».
Спокойная композиция из очитков. Некоторые из них уже отцвели, другие еще не полностью расцвели, но, поддержанные другими многолетниками, образуют интересную декоративную группу, контрастирующую формой, окраской, объемами. На переферии собраны более высокие растения в кулисных посадках. Вся композиция выглядит естественно и при этом очень живописно.
Фрагмент пышного миксбордера с акцентированием пурпурного цвета. Здесь собраны и травянистые многолетники, и летники, и кустарники. Они высажены большими живописными куртинами и сочетаются объемами и окраской, мягко контрастируя формой соцветий и фактурой. Композиция классическая - миксбордер одностороннего обзора, но вся картинка радует приятным сочетанием дополняющих друг друга цветовых тонов и возможностью рассматривать особенности фактуры.
Белый сад выполнен по профилю дорожки и ограничен стриженой живой изгородью. В составе группы растения, цветущие белым, и те, в листьях которых присутствует белый цвет. Обе стороны построены по принципу кафедры и ограничены по нижнему краю бордюрами: справа из цветущего ибериса, слева из вечнозеленого стриженого кустарника. Кусты гибридного паслена задают ритм, без которого наполнение цветника смотрелось бы просто цветочной массой. Следует добавить, что этот белый сад находится в не очень выигрышной позиции. При ярком солнце белый цвет теряет глубину и фактуру. Белые композиции лучше размещать при легком затенении.
В старом саду подросли деревья. Многоствольная туя справа кронирована и выглядит совершенно необычно. Ее крона нависает над крышей дома, над газоном и дорожкой, создавая определенное лирическое настроение. Дорожки теряются среди газона, но растения сгруппированы в небольшие композиции и возникает ощущение простора и умиротворения. В пасмурный день здесь царит ровное, чуть размытое освещение, а при солнечной погоде в игру вступают солнечные блики, проникающие сквозь кроны деревьев.
Пейзажный сад - это, конечно, не парк, с его огромностью, но принципы организации все те же. Живописные виды, соотношение открытых и закрытых пространств, кулисы, игра прямой и обратной перспективы, свободные группы растений, выразительные сочетания, одухотворенность природы во всех ее проявлениях, будь то растительные формы, вода или камень. Когда эти принципы соблюдаются, пейзажный сад можно создать и на очень небольшом пространстве.
В пейзажном саду всегда выигрышно смотрятся рельефные участки, пластические решения, поддержанные посадками, водоемами, мощеными и протоптанными дорожками, «случайными» объектами в виде живописно разложенных каменных глыб, спилов деревьев и пней. Именно в пейзажном саду важную роль играют сезонные изменения, смена цветовых акцентов, наличие особых качеств типа колючек и шипов, ягод и соплодий, искривленных стволов и фактурной коры. Все это привносит в пейзажный сад особенное настроение. Пейзажный сад - это всегда сад настроения.
Перемешанные кроны, крупные, свободные куртины, контраст фактур, сезонные цветовые метаморфозы, засохшие ветви и коряги - все это непременные составляющие пейзажного сада, которые включаются в общую игру и вместе с росой и туманом, восходом и закатом создают нужное настроение.
Водоем в пейзажном саду, будь то пруд или ручей, отвечает все тем же принципам живописной картины. Он должен казаться абсолютно естественным, хотя и выполняется из искусственных материалов и декорируется в основном сортовыми растительными формами. Создавая водный сад в пейзажном стиле, сочетая в его оформлении садовые растения, нужно постараться добиться убедительности природного ландшафта, его особого поэтического настроения.
Продолжая тему водоема в пейзажном саду, стоит оговориться, что какие-то преувеличения, узнаваемые исторические черты вполне могут присутствовать. Как, например, формальный водоем или канал в пейзажном саду. Понятно, что это рукотворный элемент, но он не противоречит принципам. Сад в целом выглядит естественно и живописно, и он не должен в точности копировать природный ландшафт, а лишь навевать ассоциации и создавать настроение. Важно не переусердствовать с украшательством, не ввести противоречивые элементы и кричащие сочетания, как цвета, так и материалов. На фото пейзажный пруд со свободно разросшейся лягушачьей травой и куртиной мискантуса, а линия берега сознательно акцентирована линейной насыпкой камня и усилена плитами во второй линии.
Растительные композиции в пейзажном саду должны выглядеть естественно, но они, как правило, состоят из отобранных садовых форм, с акцентированным декоративным эффектом. Часто в пейзажном стиле требуется разместить экспозицию коллекции каких-либо определенных растений. Эти условности вполне допустимы, когда не нарушаются основные принципы. Так рядом могут находиться растения пусть и из разных регионов и даже с разных материков, но произрастающих в природе в сходных условиях. У таких растений ярко выражены основные узнаваемые черты: мясистые или игольчатые листья, высокие стебли или прижатая, стелющаяся форма роста и т.д. В пейзажном саду растения должны казаться взятыми из сходных условий, тогда некоторая условность вполне простительна.
Всеми любимые хосты происходят из лесных участков японских островов и дальневосточного региона. При всей своей самодостаточности и разнообразии садовых форм хосты все же эффектнее и естественнее выглядят в композициях с другими растениями. По закону пейзажного стиля сложились устоявшиеся сочетания, которые и усиливают декоративность хост, и при этом выглядят естественно. Лучшими компаньонами для них считаются астильбы, астранции, манжетка, водосбор, лабазники и бузульники, злаки и в частности мискантусы, манжетка и еще множество садовых растений, которые не противоречат хостам по своему облику и в природе растут в сходных условиях.
В пейзажном саду вполне допустимы такие вольности, как на фото - садовая решетка из обрезанных ветвей деревьев. Часто с такой же целью используют ивовые прутья, которые легко укореняются и начинают обрастать листьями. Из необработанных деревяшек, с фрагментами коры и лишайниками на поверхности, из сухих стеблей тростника традиционно выполняются всевозможные приспособления и элементы декора: подставки, решетки, перголы, арки, плетеные маты и элементы крыши и еще множество узнаваемых и типичных для разных народов полезных вещей для сада.
Сад, выполненный в пейзажной традиции, вполне может сочетаться с современными постройками. При умелом пространственном решении, использовании естественных растительных форм, мягкой пластике линий и спокойных цветовых сочетаниях вполне можно добиться хорошего результата, сочетая на первый взгляд не сочетаемые вещи. Главный принцип пейзажного сада - естественность - остается на приоритетных позициях, что подразумевает в этом случае: не злоупотреблять контрастами, не нагромождать чужеродных и противоречивых элементов украшения, не использовать кричащих цветовых сочетаний, не мельчить деталями.