Мониторинг окружающей среды Урок экологии Мониторинг окружающей среды Начать. Презентация по "экологическим основам природопользования" на тему "экологический мониторинг" Презентации мониторинг загрязняющих веществ в окружающей среде
Cлайд 1
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ Подлинно многие и почти бесчисленные наблюдения перемен и явлений, на воздухе бывающих, ...учинены от испытателей натуры и...сообщены ученому свету, так чтобы нарочитой подлинности в предсказании погод уповать можно было… М.В. Ломоносов. Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящихCлайд 2
Литература Основная: Дегтев М.И., Кудряшова О.С. Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. Пермь, 2007. Дегтев М.И., Стрелков В.В., Дегтев Д.М. Окружающая среда и экологический мониторинг. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 330 с. Основы аналитической химии. В 2-х кн.: Учебное пособие. Кн.1: Общие вопросы. Методы разделения/ Под ред. Ю.А.Золотова. М.: Высшая школа. 2002. 351 с. Основы аналитической химии. В 2-х кн.: Учебное пособие. Кн.2: Методы химического анализа/ Под ред. Ю.А.Золотова. М.: Высшая школа. 2002. 494 с. Дополнительная: Дегтев М.И. и др. Экологический мониторинг: Учебное пособие для вузов. Пермь, 1999. Дегтев М.И. Методы разделения и концентрирования: Учебное пособие. Пермь, 1998. ГОСТ 17.2.3.07-86 Правила контроля воздуха населенных пунктов. ГОСТ 17.1.3.07-82 Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды, водоемов и водотоков. ГОСТ 17.4.4.02-84 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа. Дегтев М.И., Торопов Л.И. Аналитический контроль содержания поллютантов в объектах окружающей среды. Пермь, 2003. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учебное пособие: в 2-х ч. /Ю.А. Афанасьев, С.А. Фомин, В.В. Меньшиков и др. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.- 337с. Рекомендуемая: Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде: Справочник. Л.: Химия, 1985. 528 с. Муравьева С.И., Казнина Н.И., Прохорова Е.К. Справочник по контролю вредных веществ в воздухе. М.: Химия, 1988. 320 с. Лурье Ю.Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. М.: Химия, 1984. Золотов Ю.А. Окружающая среда - вызов аналитической химии // Вестн. РАН. 1997. Т. 67, № 11. С. 1040-1041.Cлайд 3
Функции экологического контроля проверка исполнения законов, норм, правил, режимов работы контролируемых объектов. Это эколого-управленческий контроль – ЭУК измерение параметров контролируемых объектов. Это эколого-аналитический контроль - ЭАК и технолого-аналитический контроль – ТАКCлайд 4
Основные задачи ЭАК и ТАК Контроль источников загрязнения: экологически значимых параметров технологических процессов, прежде всего контроль организованных выбросов и сбросов; утечек из технологического оборудования, газовыделений из химических веществ, материалов, изделий и других неорганизованных выбросов и сбросов. Контроль воздушной среды и безопасности людей: загрязняющих веществ в воздухе рабочих и жилых зон; индивидуальный химический дозиметрический контроль.Cлайд 5
Основные операции алгоритма ЭАК и ТАК пробоотбор; анализ отобранных проб; обработка результатов анализов; метрологическое обеспечение измерений.Cлайд 6
Экологический мониторинг - информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессовCлайд 7
Cлайд 8
Система экологического мониторинга накапливает, систематизирует и анализирует информацию о состоянии окружающей среды; о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e., об источниках и факторах воздействия); о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом; о существующих резервах биосферы.Cлайд 9
Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.» Экологический мониторинг в РФ – это комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностьюCлайд 10
Основные направления деятельности мониторинга наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды; оценку фактического состояния среды; прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.Cлайд 11
Контроль экологический - деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контрольCлайд 12
Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" Статья 68. Задачи экологического контроля. Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля.Cлайд 13
Cлайд 14
Уровни мониторинга импактный (изучение сильных воздействий в локальном масштабе -И); региональный (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона - Р); фоновый (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность - Ф).Cлайд 15
Мониторинг качества
образования.
Достоинства и
недостатки.
Под мониторингом следует понимать систему
постоянного сбора данных о наиболее
значимых характеристиках качества
образования, их обработку, анализ и
интерпретацию с целью обеспечения
общества и системы образования достоверной,
достаточно полной и дифференцированной по
уровням использования информацией о
соответствии процессов и результатов
образования нормативным требованиям,
происходящих переменах и прогнозируемых
тенденциях.
К составляющим мониторинга относятся:
объекты и субъекты образовательного
процесса,
комплекс показателей качества
образования,
инструментарий,
базы данных для накопления
информации,
методики анализа, переработки и
интерпретации информации,
программно-инструментальные средства
обработки данных.
Ведущими функциями
мониторинга в образовании
являются:
информационная,
диагностическая,
сравнительная,
прогностическая.
Основная сфера
практического применения
мониторинга -
информационное обеспечение
управления качеством
образования, осуществляемого
различными методами, в том
числе и прямым
административным
вмешательством.
Условия эффективного
проведения мониторинга:
- использование системного подхода,
обеспечивающего слаженную работу
механизма по сбору, обработке,
анализу и интерпретации
информации;
- сочетание количественных и
качественных методов измерения;
- репрезентативная совокупность
показателей мониторинга, учет
различных, в том числе и косвенно
влияющих на результаты обучения,
факторов;
- корректная интерпретация данных
мониторинга с учетом различных
влияний и связей между
показателями;
- репрезентативность выборочных
совокупностей учащихся;
- привлечение к проведению
мониторинга квалифицированных
специалистов;
- использование качественного
инструментария и современного
программного обеспечения для
обработки;
- методическая и финансовая помощь
со стороны органов управления
образованием разного уровня.
Виды мониторинга
В основу классификации видов мониторинга
могут быть положены разные основания:
цели проведения мониторинга; его
основные функции; область применения
данных; инструментарий; модель или
технология проведения мониторинга и др.
Классификация видов мониторинга по
основными функциями:
информационный,
диагностический,
сравнительный,
прогностический.
Информационный мониторинг
Сбор, накопление, анализ, структуризация и
интерпретация данных по выделенной совокупности
показателей при условии, что анализ носит не
сопоставительный или прогностический, а
констатирующий характер.
Отличительной чертой информационного мониторинга
является отсутствие анализа эффектов связи и
взаимного влияния показателей, сопоставления
результатов мониторинга на различных уровнях
управления качеством образования, выявления
тенденций в образовании и прогнозирования их
влияния на качество образования.
Диагностический мониторинг
Предназначен для определения того, как
справляются с различными темами или
разделами учебного плана большинство
учащихся.
Преподаватели выявляют проблемы
усвоения учебного материала и
осуществляют деятельность по
диагностическому мониторингу на уровне
класса.
В районе диагностические системы
мониторинга нацелены на определение
отдельных слабо усвоенных умений и
навыков.
Сравнительный мониторинг
Специфический анализ данных, который
направлен на сопоставление
количественных оценок по совокупности
показателей для регионов, областей,
районов, школ, отдельных
преподавателей и других участников
образовательной деятельности.
Сравнения проводятся либо по вертикали
(территории, регионы, образовательные
учреждения), либо по горизонтали
(рейтинг школьников, рейтинг территорий
и т.д.).
Прогностический мониторинг
Предназначен для выявления и
предсказания позитивных и негативных
тенденций в развитии образовательных
систем.
Он очень важен для решения
управленческих задач в образовании,
связанных с формированием социального
заказа и соответствующих потенциалу
системы образования.
Достоинства и недостатки
мониторинга
Совокупность показателей мониторинга всегда
согласована с наиболее общими тенденциями в
образовании, выработанными руководством страны
и органами управления образованием. В этой связи
сбор обширного количества данных и накопление
описательной статистики не только важны для
образования, но и имеют политический смысл.
Статистика, описывающая состояние системы
образования, может использоваться для
демонстрации потребности в образовательных
реформах, служить доказательством плохой работы
предыдущего управленческого состава в
образовании или показывать преимущества
проводимых в государстве реформ.Достоинства и недостатки
мониторинга
Некоторые критики систем мониторинга
утверждают, что аналитики специально выбирают
для сообщения нужную информацию, которая
зависит от политических целей в образовании и
способствует усилению централизованного
контроля со стороны органов управления
образованием.
Проведение сравнительного мониторинга связано
со сбором дополнительной информации по ряду
показателей, находящихся вне сферы влияния
школ, но требующих учета при проведении
межшкольных, межрайонных и других сравнений
(социальные и экономические особенности региона
или района, организационные механизмы
формирования состава школ и др.).
Спасибо за
внимание!!!
Подписи к слайдам:
По данным инвентаризации объектов захоронения и хранения отходов на территориях города и 439 населенных пунктов Астраханской области выявлено более 440 свалок отходов, из которых около 300 - несанкционированных, 7 полигонов отходов, из них 6 полигонов ТБО и 1 полигон промышленных отходов. Общая площадь земель, занятых свалками, составляет 634 га, полигонами - 65 га. Из общего количества несанкционированных свалок в г. Астрахани имеется 91 свалка. Общая площадь земель, занятых несанкционированными свалками отходов - 182,4 га, в т.ч. в г. Астрахани - 63,0 га.
На несанкционированных свалках размещаются твердые бытовые отходы, отходы из жилищ, формируемые населением, отходы потребления на производстве подобные бытовым, мусор уличный, выборочно мусор строительный и металлолом.
Количество отходов, накопленных на санкционированных свалках, составляет 282,2 тыс. т, несанкционированных - 47,7 тыс. т., на полигонах ТБО и отходов производства 2677 тыс. т.
Экологический мониторинг окружающей среды с.
Мултаново
.
Село
Мултаново
раскинулось на одном из живописных уголков природы, в дельте реки Волги. Наш край привлекает своей красотой и рыбным богатствам. С наступлением весны к нам приезжают люди с палатками из разных городов отдыхать и порыбачить. И очень важно, чтобы каждый из нас научился ценить эту красоту, беречь её, приумножить богатство края.
Экологические проблемы моего села те же, что и везде. Это первую очередь, загрязнение территории села. С ранней весны и до поздней осени в окрестностях села можно увидеть не только красивые цветы, но и целые свалки мусора. Жители села выбрасывают отходы где попало: сзади домов, на берегу реки, на дороги.
Ещё одна проблема – это загрязнение воды бытовыми отходами. Каждый человек в быту использует воду для различных целей: для питья, приготовления пищи, стирки, мойки. При этом он загрязняет воду различными веществами.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Эппиграф. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Основные источники загрязнения окружающей среды
г. Астрахани. . . . . . . . . . . . . . 4 – 9
3. Основные источники загрязнения окружающей среды
Володарского района. . . . . . . . . . . . . . .10 – 12
4. Основные источники загрязнения окружающей среды
с.
Мултаново
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .13-14
5. Моё отношение. . . . . . . . . . . . . . . . .15
6.Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . .16
На территории г. Астрахань на несанкционированных свалках накоплено 30,8 тыс. т отходов. В Правобережной части города вновь создалась напряженная экологическая обстановка, связанная с отсутствием площадей под размещение твердых промышленных и бытовых отходов. Аналогичное положение в ближайшие 1-2 года возможно сложится и в Левобережной части города, так как существующий полигон твердых бытовых отходов, расположенный в пос.
Фунтово
Приволжского района, может принимать отходы до 2006 г.
Неблагоприятная экологическая ситуация сложилось с утилизацией жидких нечистот и
хозбытовых
сточных вод из выгребных ям
неканализованной
части города, размещаемых в настоящее время на иловых (сливных) картах южных очистных сооружениях биологической очистки канализации. В данное время требуется их ликвидация и строительство сливных насосных станций в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Главные источники загрязнения атмосферы -- промышленные, транспортные и бытовые выбросы.
Ежегодно промышленность и транспорт Астраханской области выбрасывают в атмосферу около 200 тысяч тонн загрязняющих веществ. Это означает, что на одного жителя области в среднем приходится до 200 кг загрязнений. Значительная часть выбросов в атмосферу области (около 60%) приходится на предприятие
«
Астраханьгазпром
»
.
Для того, чтобы защитить людей и другие организмы от воздействия загрязнителей, устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в природной среде.
В балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения доля поверхностных вод составляет 100 %. Запасы пресных подземных вод на территории МО «Поселок Володарский» не разведаны.
Качество волжской воды ниже Волгоградского водохранилища и водотоков, формирующих дельту Волги, зависит от степени загрязнения вод, сбрасываемых в нижний бьеф Волгоградского гидроузла.
В 2002 году по данным АЦ ГМОС наиболее загрязненными были воды рукава
Бузан
, по состоянию которых этот рукав был отнесен в категорию кризисной экологической ситуации (2 градация из 5) или очень высокой степени экологического неблагополучия (I градация из 3).
Территории характеризуется загрязнением водных ресурсов, истощением рыбных запасов, общим засолением почв (обвалованная территория).
Современные физико-геологические процессы на территории (эрозионная деятельность рек, затопление территории паводковыми водами, подтопление грунтовыми водами,
просадочные
явления и другие) требуют осуществления специальных инженерных мероприятий
.
Презентация на тему
«Экологический мониторинг окружающей среды
с.
Мултаново
».
Выполнила ученица 11 класса
МБОУ «
Мултановская
СОШ»
Джалмукашева
Динара.
Руководитель: учитель географии
Кулушев
И. К.
2013 год
Список используемой литературы:
1.
Бернард Небел. Наука об окружающей среде (В 2х томах), М.: Мир,
1993
2. Информационное агентство
«
ВолгаИнформ
»
//1.12.04
3.
Радзевич
Н.Н.,
Пашканг
К.В. Охрана и преобразование природы. - М.: Просвещение, 1986.
4. Экология, окружающая среда и человек/под ред. Ю.В.Новикова. Издательско-торговый дом
«
Гранд
»
, Москва, 1998
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха
- ООО
“
Астраханьгазпром
”
, ООО
“
Астраханьэнерго
”
.
Основные источники загрязнения водных объектов -
ЖКХ г. Астрахань, морской транспорт
В области отмечается низкое качество возвратных вод, сбрасываемых в открытые водоемы предприятиями -
природопользователями
. Наиболее часто отмечается превышение по таким ингредиентам как азот аммония, азот нитритов, азот нитратов, нефтепродукты, железо, медь. Проверены сбросы 26 предприятий, 43 очистных сооружений канализации и водопроводов, 4 рыбоводных предприятий, 6
ливнево-дренажных
канализаций.
В атмосферу от стационарных источников поступило 118,5 тыс. т загрязняющих веществ, в том числе в г. Астрахань - 9,2 тыс. т.
Основным загрязнителем воздушного бассейна области является предприятие ООО “
Астраханьгазпром
” - его выбросы составляют 102 тыс. т или 86% от областного объема. Увеличение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии ООО “
Астраханьгазпром
” по сравнению с 2002 г. на 3,2 тыс. т связано с увеличением объемов переработки пластового газа.
Источниками техногенных выбросов в атмосферу на территории МО «Поселок Володарский» являются отопительные котельные, автотранспорт и обслуживающие его объекты, промышленные и пищевые предприятия, объекты дорожной ремонтно-строительной службы.
Источниками
шумового и иного воздействия служат проходящие по территории муниципального образования автомобильные дороги, расположенные в жилой зоне поселка, трансформаторы,
электроподстанций
.
Источниками загрязнения поверхностных и подземных вод являются площадки промпредприятий с неорганизованным сбором
промливневых
стоков, причальные сооружения и речной флот, выгребные ямы на территории населенных мест, объекты размещения канализационных стоков и нечистот (поля фильтрации), площадки складирования навоза.
Экологически опасными объектами являются расположенные в
водоохранной
зоне реки Чурки и в границах жилой застройки асфальтобетонный завод ГП ОА «
Володарское
», производственная база ОАО «
Астраханьавтодор
», ООО РПСК «
Держава-Шиппинг
» (рыбоконсервный
завод
), производственная зона ВЧ 2349 ПС ФСБ РФ.
Большая часть производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха, находится в селитебной зоне пос. Володарский. Санитарно-защитные зоны
промплощадок
в основном не организованы, в границах СЗЗ расположена жилая застройка.
Величина атмохимической нагрузки на территории муниципального образования достигает 14,0 тонн выбросов /км
2
в год, что значительно превышает средний показатель по району.
Источником воды для водоснабжения населения МО «Володарский сельсовет» служит пр. Чурка в месте разветвления р.
Бузан
. Вода перед подачей потребителям проходит очистку на водопроводных очистных сооружениях, расположенных в с. Козлово.
Основные источники загрязнения окружающей среды
г. Астрахани.
Главная геофизическая обсерватория им. Войкова ежегодно проводит исследования замеров воздуха с помощью Федеральной государственной метеорологической службы «Росгидромет» в 260 городах России. По результатам исследований составляется так называемый приоритетный список городов с самым высоким уровнем загрязнения воздуха. По сравнению с прошлым годом «черный список» существенно изменился. В него попали наши ближайшие соседи: Волгоград, Ставрополь, Ростов-на-Дону, причем столица Южного федерального округа оказалась в первой десятке этого списка. Как нас заверили в областном центре по гидрометеорологии, Астрахани пока не грозит занесение в «черный список». Конечно, нашу область нельзя отнести к числу самых чистых городов, но положение у нас достаточно стабильное. За последние пять лет уровень загрязнения воздуха существенно не изменился и даже имеет тенденцию снижения по некоторым загрязнителям. Контроль за качеством воздуха носит систематический характер.
Закройте глаза и представьте такую картину: вы на берегу чистой речки, на зеленой лужайке, вдыхаете аромат свежего воздуха, подбегаете босиком к реке и, прильнув к ней губами, жадно пьете вкусную прохладную воду. А теперь откройте глаза, оглянитесь вокруг и скажите, где вы можете наяву увидеть подобное. Наши реки, лужайки, леса, воздух испытали такое тлетворное влияние цивилизации, что пора бить тревогу. Разумный человек уже давно не рискнет напиться из реки или озера, пройтись босиком по берегу. Горы мусора, свалки, деревья с гирляндами полиэтиленовых пакетов - вот и вся красота окружающей природы.
Удивительно, как мы выживаем в таких условиях. Ведь воздух и вода содержат такую гремучую смесь тяжелых металлов и других вредных для здоровья компонентов, что превышает все мыслимые и немыслимые нормы. Даже пребывая в туристических зонах родной страны, мы испытываем разочарование, так как «Цивилизация» делает свое «черное дело» и здесь.
Почему человечество столь беспечно? Создается ощущение, что большинство живет по принципу «а после нас хоть потоп». Сколько ужасных ошибок допущено, сколько произошло глобальных катастроф. И ничему это нас не учит.
Та экологическая работа, которая проводится сейчас - лишь жалкое подобие необходимой деятельности. А ведь это несложно - жить в гармонии с природой, отвечать благодарностью и заботой на ее дары.
Нельзя допустить, чтобы люди
направляли на свое собственное
уничтожение те силы природы,
которые они сумели открыть и покорить.
Ф.
Жолио-Кюри
Вырубаете леса - посадите молодняк, потребляете воду - очистите реки. На практике же получается, что мы плюем в колодец, из которого сами же и пьем. В результате мы имеем высокую смертность, низкий уровень здоровья, отсутствие элементарной культуры у большого процента населения (где живу, там и сорю). А исправлять допущенные ошибки с каждым годом все сложнее и сложнее. Для очистки только нескольких метров водоема необходимо столько денежных затрат, что хватило бы для строительства одноэтажного дома. Не хватает природе хозяйской руки, которая бы уберегла, защитила от технологических «монстров».
Не отдаляйтесь от своей матери - природы, а то возвращаться «блудным детям» будет некуда. Пусть экологический набат прозвучит в сердце каждого. Начинайте бороться за выживание уже сегодня. Вместе мы сможем многое, но только вместе.
Моё отношение.
Источники загрязнения окружающей среды
Володарского района.
Загрязнение природной среды Астраханской области, включая территорию МО «Поселок Володарский», обусловлено ее физико-географическим положением в низовье реки Волги, являющемся аккумулятором загрязнений, поступающих с вышележащих территорий.
Основной объем загрязняющих веществ (до 99,0%) на территорию области поступает с транзитным стоком волжских вод. Значительный вклад в загрязнение поверхностных вод р. Волги, ее рукавов и протоков, в т.ч. и расположенных на территории Володарского района, вносит региональный фактор: в поверхностные водотоки сбрасываются недостаточно очищенные канализационные сточные воды, загрязненные
промливневые
стоки с площадок предприятий, территории населенных пунктов.
Схемой территориального планирования Астраханской области (ЮРГЦ, 2006 год) экологическая ситуация в целом по Володарскому району оценивается как напряженная.
«Есть такое твердое правило Встал поутру, умылся, привел себя в порядок
И сразу же приведи в порядок свою планету».
С.
Экзюпери
.
Еще в давние времена народная мудрость вывела формулу взаимосвязи поведения человека по отношению к воде. В народе это взаимосвязь определена на пословицей: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться». Она отражает зависимость будущих последствий от нынешних последствии загрязняющих воду. Мы должны помнить, что всегда будет необходимость в чистой воде, чтоб потом не пришлось жалеть о своих действиях, надо беречь воду и не допускать её загрязнения сегодня.
Мы, учащиеся, чтобы помочь своему селу, устраиваем субботники: убираем территории села школы. Берег реки помогаем ветеранам, весной сажаем деревья.
Слайд 2
2 Тезисы выступления по данному вопросу базируются на материалах доклада Руководителя Росгидромета А.И. Бедрицкого «О мониторинге загрязнения окружающей среды, проводимом Росгидрометом, и об использовании результатов мониторинга структурными подразделениями Минприроды России, подведомственными федеральными службами и агентствами»на заседании 17 апреля 2009 г.Консультативного совета при Министре природных ресурсов и экологии РФ.
Слайд 3
3 О полномочиях и обязанностях в области мониторинга загрязнения окружающей среды Органы государственной власти РФ - установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга); - формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы. Органы государственной власти субъектов РФ - участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта РФ. ФЗ «Об охране окружающей среды» - «окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов»; - «компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство…»; - «государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется…в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в т.ч.за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды» Водный кодекс РФ (ст. 39), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 23), ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 12) Обязывают владельцев соответствующих объектов проводить наблюдения (мониторинг) за состоянием окружающей среды в зоне воздействия этих объектов
Слайд 4
Общая организационно-структурная схема информационного обеспечения в сфере окружающей среды
4 Органы государственной власти Российской Федерации Органы государственной власти субъектов РФ Отрасли экономики Население Государственные доклады о состоянии: 1. Окружающей природной среды 2. Минерально-сырьевой базы 3. Водных ресурсов 4. Земельных ресурсов 5. Лесных ресурсов 6. Рыбных ресурсов Реестры природных ресурсов Государственные доклады: 1. О состоянии здоровья населения 2. О санитарно-эпидемиоло- гической обстановке Доклады и информация: 1. О фактическом состоянии и ожидаемых изменениях в параметрах погодно-климатической системы 2. О неблагоприятных факторах (в т.ч. загрязнении) природной среды, влияющих на экономику, безопасность населения и устойчивость экосистем Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Оценка и прогноз состояния природных ресурсов, объектов животного и растительного мира и устойчивости экосистем A,C Оценка и прогноз состояния здоровья населения B,C Оценка и прогноз состояния природно-климатической системы и загрязнения компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, почв и поверхностных вод) C Оценка и прогноз состояния защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера B,C,D А Отдельные виды природных ресурсов, источники и уровни антропогенных воздействий, объекты животного и растительного мира Аналитические и прогностические службы Росприроднадзор, Роснедра, Роснедвижимость, Росводресурсы и др. В Человек и окружающая его среда (социально-гигиенический мониторинг) Аналитические и прогностические службы Роспотребнадзор C Параметры погодно-климатической системы, параметры качества компонентов окружающей среды в условиях антропогенного воздействия44 Аналитические и прогностические службы Росгидромет D Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Аналитические и прогностические службы МЧС России, РАН, Ростехнадзор 4 Состояние сейсмической активности, технической безопасности в отраслях экономики и готовности к действиям в чрезвычай-ных ситуациях МЧС России, РАН, Ростехнадзор 3 Физические, химические и др. параметры околоземного космического пространства, атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв Государственная сеть наблюдений за состоянием окр. среды, ее загрязнением Росгидромета, др. ведомств и субъектов РФ, предприятий 2 Качество продуктов питания и питьевой воды, состояние жилой и производственной среды, состояние природно-очаговых инфекций и др. Роспотребнадзор, Россельхознадзор СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ ОБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ 1,2,3,4 1,3,4 1,2,3 1,3
Слайд 5
5 Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов В основном принципы построения измерительных сетей в странах Европейского Союза и Россииидентичны. Размещение пунктов наблюдений – жилые и промышленные зоны, районы крупных автомагистралей. * - в 2 раза меньше в городах с относительно низким уровнем загрязнения
Слайд 6
6 Контролируемые примеси (обязательная программа) (в сравнении с директивой ЕС 2008/50/EC от 21.05.2008) -* - в Москве и Санкт-Петербурге определяется +) – в отдельных городах по специальной программе Общее число измеряемых примесей в России достигает 38 ингредиентов Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов
Слайд 7
В перспективе в ЕС планируется расширение обязательной программы наблюдений до 12 примесей. В ЕС для городских агломераций с относительно высоким уровнем загрязнения – непрерывные измерения с использованием автоматических газоанализаторов. В России автоматизированные системы наблюдений из-за ограниченных ресурсов широкого распространения не получили. Такие системы, созданные за счет средств бюджетов субъектов РФ, полноценно функционируют только в Москве, Санкт-Петербурге и Череповце. Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов Наиболее широко используются методы отбора проб на сорбционные трубки и жидкостные поглотители с последующим анализом в 154 аккредитованных лабораториях. Полная программа наблюдений предусматривает 4-х разовый отбор проб в сутки – в 1.00, 7.00, 13.00 и 19.00 час.
Слайд 8
Сравнение программ наблюдений в России и странах ЕС
8 Мониторинг качества поверхностных вод
Слайд 9
Принцип формирования наблюдательной сети в странах ЕС (1 пункт на 1000 кв.км территории страны) не учитывает специфические условия России, 75%территории которой неподвержено интенсивному антропогенному воздействию.
9 Мониторинг качества поверхностных вод Плотность сети сопоставима с критериями ЕС для Европейской части страны, где численность населения на единицу площади сопоставима со среднеевропейскими показателями (10-40 чел. на кв.км). Для АТС (0,1- 3 чел. на кв.км) плотность сети на порядок и более ниже критериев ЕС. Oб основных проблемах осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды - существующая инфраструктура наблюдательной сети требует существенного расширения и развития; - в коренной модернизации нуждается приборно-техническое оснащение наблюдательной сети; - значительного развития требуют технологии сбора, обработки и представления информации о загрязнении окружающей среды;
Слайд 10
10 в дальнейшем развитии нуждается нормативно-правовой базы, которая пока сдерживает эффективную реализацию полномочий субъектов РФ и обязанностей предприятий по осуществлению мониторинга загрязнения окружающей среды. В настоящее время территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды субъектов РФ и локальные сети наблюдений предприятий составляют суммарно не более 10-15% от сети Росгидромета. Основные направления развития Решение перечисленных проблем предусмотрено в проекте ВЦП Росгидромета «Модернизация и развитие системы мониторинга загрязнения окружающей среды на 2010-2112 годы». Так, в 25 городах будут организованы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха с использованием автоматических газоанализаторов и измерением мелкодисперсных фракций пыли (РМ 10 и РМ 2,5). До 40 возрастет число городов, в которых осуществляются наблюдения за содержанием в атмосферном воздухе приземного озона. Будет осуществлен повсеместный переход от сокращенной (3 раза в сутки) к полной (4 раза в сутки) программе отбора и анализа проб атмосферного воздуха. Предусматривается создание 26 новых пунктов наблюдений за качеством поверхностных вод, а на 28 пунктах – повышена их категорийность (на 5 пунктах – со 2-ой на 1, на 10 – с 3-ей на 2 и на 13 - с 4-ой на 3).
Слайд 11
11 Предусмотрено переоснащение 5 станций наблюдений за трансграничным переносом загрязняющих веществ средствами измерений, отвечающими международным требованиям. Существенной модернизации подвергнется и лабораторно-аналитическая база. В 21 региональном центре Росгидромета предусматривается внедрение современных технических средств и технологий сбора, обработки и представления данных о загрязнении окружающей среды. Необходимый объем финансирования программы (бюджет принимаемых обязательств) в 2010-2012 гг. составляет 921,68 млн. рублей, в том числе: - 503,48 млн. рублей - на капитальные вложения; 78,8 млн. рублей - на НИОКР; 339,40 млн. рублей – на прочие нужды. Одновременно с решением вопросов финансирования ВЦП необходимо принятие нового нормативного акта, регулирующего порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (проект представлен в Минприроды России 03.03.2008 г.) На последующих этапах потребуется переоснащение 620 пунктов наблюдения автоматическими газоанализаторами, организация аналогичных наблюдений в 41 городе с численностью населения более 100 тыс.человек, создание 315 дополнительных пунктов наблюдений за загрязнением поверхностных вод 1 и 2 категорий, расширение сети и программ наблюдений на озерах и водохранилищах (озера Байкал, Ладожское, Онежское и др., Усть-Илимском, Цимлянском и др. вдхр.). По предварительным оценкам для этого необходимо 17,5-18 млрд.рублей.
Слайд 12
12 Основные политические предпосылки для развития Важность использования результатов мониторинга в целях охраны окружающей среды подчеркнута в итоговых документах Киевской конференции Министров окружающей среды региона ЕЭК ООН, определивших мониторинг загрязнения, как «практический инструмент для разработки экологической политики, установления целей, подготовки стратегий и мероприятий, направленных на снижение загрязнения, а также для оценки прогресса в достижении поставленных целей и эффективности природоохранных мероприятий». Реализация данного подхода предусмотрена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, которым в качестве одного из целевых показателей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года принято «сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз». В состав показателей и целевых индикаторов ряда проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1663-р) включены: - снижение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения со 170 в 2008 г. до 160 – в 2010 и 135 – в 2012 г.; - снижение доли городов, где среднегодовые концентрации одного или нескольких загрязняющих веществ в атмосферном воздухе превышают ПДК, в общем числе городов, где проводятся регулярные наблюдения, с 85% в 2008 г., до 82% – в 2010 и 80% - 2012 г.
Слайд 13
13 Спасибо за внимание!
Слайд 14
14 Oб использовании результатов осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды Подготовленные Росгидрометом перечни городов, указанных в распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 г. по состоянию на 01.01.2008 г., представлены в Минприроды России 15 апреля с.г. Спасибо за внимание!
Слайд 15
15 Предварительный анализ полученных в 2008 г. результатов мониторинга загрязнения окружающей среды показывает, что в целом, в большинстве регионов страны отмечается стабилизация или незначительное снижение уровней загрязнения поверхностных вод по сравнению с 2007 г. Аналогичные тенденции характерны и для загрязнения атмосферного воздуха многих городов страны. Вместе с тем, в некоторых городах страны отмечается некоторый рост уровней загрязнения, связанный в первую очередь, с продолжающимся ростом автотранспортного парка. Об изменении уровней загрязнения окружающей среды в 2008 г. по сравнению с 2007 г. В значительной мере отмеченные изменения обусловлены снижением случаев аварийного загрязнения окружающей среды. В 2008 г. количество аварий, сопровождавшихся поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду, снизилось по сравнению с 2007 г. с 77 до 55. Аварий, связанных с поступлением радиоактивных веществ в природную среду, в 2008 г. не было. Радиационная обстановка оставалась стабильной, содержание радионуклидов антропогенного происхождения в атмосферном воздухе, почвах, поверхностных водах суши и морей сохранилось на уровне 2007 г.
Слайд 16
16 Организационно-структурная схема осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды Росгидромет (формирование и обеспечение функционирования наблюдательной сети; научно-методическое и метрологическое сопровождение деятельности наблюдательной сети; сбор, обобщение и анализ данных; подготовка и представление материалов с оценкой уровней загрязнения окружающей среды на территории страны; ведение разделов Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнения) Мониторинг химического загрязнения окружающей среды
Слайд 17
17 Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды Осуществляется в соответствии с постановлением Правительства СССР от 04.02.1961 г. На первом этапе его основной задачей являлась оценка радиационной обстановки на территории страны в результате глобальных радиоактивных выпадений, обусловленных проведением «атмосферных» ядерных испытаний. В последующем этот вид мониторинга внес определяющий вклад в оценку уровней радиоактивного загрязнения окружающей среды, обусловленных радиационными авариями на ПО «Маяк» на Южном Урале, катастрофы на Чернобыльской АЭС, захоронением радиоактивных отходов на акваториях Арктических и Дальневосточных морей и т.д. Основные задачив настоящее время: - участие в выполнении обязательств в рамках Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (постановление Правительства РФ от 18.05.2006 г. № 297); - реализация обязательств по Межправительственному Соглашению об обмене данными радиационного мониторинга между Североевропейскими странами (постановление Правительства РФ от 28.02.2002 г. № 133); - уточнение радиационной обстановки в рамках ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»; - создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».
Слайд 18
18 ? – АЭС; - РОО ?– аэрозоли ?– выпадения Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды По состоянию на 01.01.2009 г. действуют: 1308 пунктов по измерению мощности экспозиционной дозы гамма-излучения; 49 пунктов по отбору проб радиоактивных аэрозолей; 407 пунктов по отбору проб радиоактивных выпадений; 45 пунктов по отбору проб поверхностных вод и 10 пунктов по отбору проб морских вод для анализа на содержание Sr-90; 31 пункт по отбору проб осадков и 15 пунктов по отбору проб речной воды для определения содержания трития. Анализ проб выполняется в 40 радиометрических лабораториях. Аналитическая информация Оперативные данные
Слайд 19
19 Мониторинг химического загрязнения окружающей среды Осуществляется с 1972 года(постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов») Состав наблюдательной сети по состоянию на 01.01.2009 г.
Слайд 20
Мониторинг химического загрязнения окружающей среды
20 Требования к организации наблюдений: ГОСТ 17.2.3.01-86 «Правила контроля качества воздуха населенных пунктов»; ГОСТ 17.1.3.07-82 «Правила контроля качества воды водоемов и водотоков»; ГОСТ 17.4.3.04-85 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения». Специализированные (*) виды наблюдений осуществляются по международным программам.
Слайд 21
21 Прогнозирование неблагоприятных для рассеивания примесей метеорологических условий (НМУ) в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов Предупреждения о возникновении НМУ для 318 городов передавались в 2008 г. в городские администрации, органы контроля и надзора, а также на 3132 предприятия для осуществления мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ. Достоверность передаваемых предупреждений о возникновении НМУ составляет в среднем 94-97%, т.к. она определяется достоверностью краткосрочных (1-3 суток) прогнозов метеорологических параметров.
Слайд 22
Мониторинг качества поверхностных водОбщий перечень определяемых показателей
Слайд 23
Мониторинг качества поверхностных водКатегории пунктов наблюдений и факторы, определяющие их установление
Слайд 24
Мониторинг загрязнения морской среды90% из 320 станций наблюдений по состоянию на 01.01.2008 г. располагались в прибрежных водахи территориальном море, для которых характерны высокие уровни антропогенной нагрузки (жилищно-коммунальное хозяйство, промышленная и сельскохозяйственная деятельность). Из-за ограниченных ресурсов и специализированных судов ежегодные целевые наблюдения на станцияхв открытом море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерациипрекращены. Они выполняются как сопутствующие при комплексных экспедициях.Регулярные наблюдения за загрязнением донных отложений, которые включены в стандартную программу ЕС, проводятся не более чем на 10% станций.
24 Мониторинг качества поверхностных вод Национальные требования к формированию наблюдательной сети, «привязывающие» пункты наблюдений к фоновым и трансграничным участкам акваторий, расположению крупных населенных пунктов и предприятий, замыкающим створам больших и средних рек и устьям загрязненных притоков крупных водоемов и водотоков и т.д., не противоречат подходам ЕС и учитывают специфические особенности территории России. Раздел «Загрязнение» Единой системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) Ежегодник качества морских вод по гидрохимическим показателям
Слайд 25
Мониторинг качества поверхностных водСпециализированная сеть наблюдений
25 Показатели, определяемые в донных отложениях
Слайд 26
Мониторинг качества поверхностных водПрограммы наблюдений в пунктах разной категории
Слайд 27
27 В соответствии с законодательством незамедлительное предоставление территориальными органами Росгидромета информации о загрязнении окружающей среды осуществляется при выявлении уровней загрязнения, которые «оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду», а также в условиях «аварийного» загрязнения. Конкретный порядок взаимодействия ФОИВ и использования результатов мониторинга регулируется «Временным положения о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды» (регистрационный № 946 Минюста России от 11.09.1995 г.). В настоящее времяновая редакция данного документа, откорректированная с учетом уточнения функций Минприроды России и подведомственных федеральных агентств и служб, представлена Росгидрометом в министерство 05.03.2009 г. По мнению Росгидромета принятие данного документа позволит существенно повысить эффективность использования мониторинговой информации при возникновении высоких уровней загрязнения и в условия техногенных аварий. Что касается использования результатов мониторинга о «хроническом» характере загрязнения, то по этому направлению действуют следующие правовые нормы:
Слайд 28
28 Oб использовании результатов осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды - «информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды» (ст. 63 ФЗ «Об охране окружающей среды»); - ежегодные государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации должны служить «основой для уточнения приоритетных областей и направлений природоохранной деятельности, а также программ, направленных на улучшение экологической обстановки в Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 24.01.1993 г. № 53). Сводная аналитическая информация, подготовленная Росгидрометом по результатам ежегодного обобщения данных представляется в Минприроды России для использования при подготовке вышеуказанных Государственных докладов.
Посмотреть все слайды