Растительный мир Земли (12 ч). Растительный и животный мир земли

Природа нашей планеты Земля уникальна и разнообразна. Леса, степи, горы, реки и озера богаты многообразием растительного и животного мира, где растения и животные имеют свои особенности, виды и характеристики.

Разным местностям расположенных на контентах характерны свои природные зоны, которые зависят от климата и географического местоположения. И тем не менее все растения и животные живут в экосистемах, которые объединяет природа земного шара.

Природа, растения и животные Европы

Располагаясь в Северном полушарии для европейской части материка Евразии характерны широколиственные и смешанные леса, предгорные и горные природные зоны. Ближе к северу Европы среди растений часто встречаются сосны, ели, березы, а южнее дубы, оливковые деревья и теплолюбивые растения. Среди животных частые гости лесов белки, лисы, волки, медведи, олени, зайцы и многие другие...

Природа разных стран Европы:

Природа, растения и животные Азии

Для северной части Азиатского континента характерен холодный континентальный климат, в суровых условиях которого умело приживаются растения тундры и тайги, такие как ель, пихта и сосна. Среди животных жители таёжных степей это олени, волки, песцы и различные перелетные птицы, прилетающие в эти края летом.

Попадая под влияние экваториального пояса, климат в Ближней Азии теплый и влажный, поэтому здесь преобладают густые тропические леса с обилием растительности. Среди животных много таких, которых можно назвать экзотическими, это носороги, слоны, тигры, крокодилы и другие.

Для природы юго-восточной части Азии характерна своеобразная природа. Среди растений лишайники, карликовые деревья, ягодные кустарники, среди животных тигры, коалы, панды и более привычные для всей другой Азии медведи, волки и лисы...

Природа разных стран Азии:

Природа, растения и животные Африки

Африка располагается на самом жарком континенте, через который проходит линия экватора. Поэтому в Африке очень жарко и круглогодичное лето. В Северной части материка Африки климат засушлив, жаркий, а местность по большей части пустынная с огромными барханами песков на многие километры. И здесь в самой жаркой части планеты есть место для растительного мира, например, пальмы, пробковые и каучуковые деревья. На оазисах посреди песков живут необычные экзотичные животные антилопы, львы, гепарды, крокодилы и другие

Южная Африка это целый природный мир живописных мест с красивой вечнозеленой природой, это тропические леса, саванны, джунгли. Также Южная Африка богата уникальным животным миром, характерным только для таких жарких стран, жирафы, зебры, носороги, слоны и леопарды...

Природа, растения и животные Северной Америки

Климат Северного материка Америки, находясь на другой стороне земного шара, повторяет климат Евразии, на территории Канады более холодный и снежный, а вниз по территории США всё более теплый. Встречаются многие растения и животные, что и в Европе, но есть и собственные виды животных, например бизон, койот и скунс...

Природа разных стран Северной Америки:

Природа, растения и животные Южной Америки

Южная Америка по большей части попадает в Южное полушарие земного шара и там, где ближе к югу времена года идут наоборот. Когда в Европе зима, в Южной Америке лето. Растительный мир разнообразен, это и кактусы, которых особенно много в Мексике, и древние деревья секвойи, а среди животных ленивцы, муравьеды, броненосцы и огромное множество птиц в ярких цветных оперениях...

Природа разных стран Южной Америки:

Природа, растения и животные Австралии

Материк Австралия находится в Южном полушарии, где времена года идут наоборот и довольно тепло. Правда, растительный мир в Австралии не очень богат разнообразием, но есть растения произрастающие только здесь, например, эвкалипт и бутылочное дерево. Животный мир Австралии необычен, здесь много сумчатых животных, белки, кенгуру, небольшие медведи и коала...

Природа, растения и животные Антарктиды

Антарктида это материк на Южном полюсе Земли, который является самым холодным местом на планете. Именно поэтому на поверхности он состоит из толстых слоёв льда. Из-за сильного холода здесь практически нет растений, которые смогли бы произрастать, только мхи, лишайники и водоросли, которые встречаются на побережьях, где теплее. А вот среди немногочисленных животных, самые яркие представители это пингвины. Также вблизи берегов встречаются разные прибрежные птицы, голубоглазые бакланы, поморник, снежный буревестник...

Природа, растения и животные морей и океанов

Моря и океаны занимают большую часть площади поверхности Земли. Океан играет огромную важную роль в формировании климата всей планеты, с его поверхности вода в виде осадков переносятся на материковые части, что позволяет существовать жизни и растительности на континентах. Растительный мир богат различными подводными растениями, произрастающими на дне океанов и морей, а животный мир морей и океанов уникален, в океанах живут тысячи видов рыб, морские животные, акулы, осьминоги, киты и необычные жители подводных глубин...

Растительный мир Земли разнообразен и удивителен, а флора встречается повсюду – как на морском дне, так и на суше, как под землёй, так и высоко в горах, начиная от экватора и заканчивая Арктикой или Антарктидой. Растения являются чрезвычайно живучими организмами, способными приноровиться выживать практически в любых условиях (например, среди водорослей есть виды, которые великолепно себя чувствуют среди льдов, а есть, которые можно встретить только возле кипящих фонтанов).

При этом растительный мир на окружающую среду влияет настолько сильно, что если бы флора не существовала, то жизни на Земле попросту не было бы. Во-первых, учёные уже давно доказали, что если бы не фотосинтез растений, на Земле никогда бы не появился кислород.

Кроме того, именно растительный мир является естественной средой обитания как животных, так и человека, обеспечивая их не только пищей, но и сырьем, из которого изготавливают разные технологические и строительные материалы, топливо, лекарства. Флора не только напрямую, но ещё и косвенно, принимает активное участие в образовании почвы.

Растения нашей планеты

Разнообразие растительного мира, без сомнения, дало возможность использовать флору повсеместно. Никто не может точно сказать, сколько именно видов растений существует на нашей планете, поскольку с каждым годом их количество увеличивается. Вместе с тем, кое-какие данные есть – ботаниками Международного союза охраны природы в начале 2010 года в мире растений было зафиксировано более 320 тыс. видов, среди которых:

  • 280 тыс. цветковых – к ним относят деревья, кустарники и травы, при чем каждый представитель растительного мира этого вида имеет свои органы: корень, стебель, лист (благодаря им флора получает питательные элементы), цветок и плод (с их помощью происходит размножение).
  • 1 тыс. голосеменных – это вечнозелёные растения (в основном – хвойные, а также гинкговые, гнетовые и саговниковые). Флора этого вида имеет семязачатки, в которых развиваются семена, вместе с тем, цветки или плоды они не образуют. Значение голосеменных на окружающую среду трудно переоценить, ведь благодаря им образовываются хвойные и смешанные леса, активно обогащающие воздух нашей планеты кислородом, контролируется таяние снегов и уровень воды в водоемах, укрепляется песчаный грунт.
  • 16 тыс. мохообразных – ученые убеждены, что растительный мир мохообразных является отдельной ветвью эволюции высших растений, при этом их предками, скорее всего, были зелёные водоросли. Флора этого вида лишена проводящей системы, цветков и корней. К почве они крепятся ризоидами, что является аналогами корней высших растений.

Мохообразные довольно живучие, поскольку размножаются как бесполым, так и вегетативным и половым путями. По этой же причине они способны быстро распространяться по территории – флора этого вида встречается практически повсюду, в т.ч. их можно увидеть и в Антарктиде (исключение составляют только моря, участки с высоким количеством соли и места, которые подвергаются интенсивной эрозии).

Мохообразные, как и любая другая флора, активно влияют на окружающий их мир. Они регулируют водный баланс ландшафтов, поскольку способны впитывать и удерживать в себе огромное количество воды.

  • 12 тыс. высших споровых – водоросли (а именно они являются первыми настоящими растениями), грибы, лишайники, папоротники, хвощи, мхи. К этому виду относится флора, размножающаяся и распространяющаяся по территории земли посредством спор (как бесполым, так и половым путями).

сайт: самое интересное о растениях

Мир растений настолько богат и разнообразен, что мы не может рассказать вам абсолютно обо всех представителях растительного мира Земли. На нашем сайте вы сможете ознакомиться с самыми интересными представителями флоры.

Здесь вы сможете прочитать о самом высоком растении в мире, узнать какое живет на самой большой высоте, а какое великолепно себя чувствует на самой большой глубине. Кроме того, вас вряд ли оставят равнодушными растения-хищники, заманивающие своих жертв в ловушки и успешно переваривающие их после этого, получая таким образом, необходимые для своего организма питательные вещества.

Также интересно будет узнать о растениях, способных выживать при очень высокой температуре (например, вы познакомитесь с представителями флоры, которые способны не только выжить в кипящих водах гейзеров, но и активно функционировать при этом диктуя свои условия окружающему их миру). И это ещё не все, поскольку мир растений либо же флора однозначно удивят вас не раз.

Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).

Практические работы

Зарисовки деревьев, кустарников, трав.
Выделение составных частей (органов) растений*.
Изготовление гербариев отдельных растений*.
Сезонные наблюдения за растениями.
Зарисовка растений в разные времена года.
Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Составление букетов из сухоцветов*.
Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь*.
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород (в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, русский язык, математика, чтение, изобразительная деятельность.

Животный мир Земли (12 ч)

Разнообразие животного мира.
Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

Практические работы

Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
Упражнения в классификации животных (таблица, игры).
Изготовление кормушек, скворечников.
Наблюдение за животными живого уголка и домашними животными.
Сезонные наблюдения за животными.
Составление правил ухода за домашними животными.
Уход за животными живого уголка.
Составление рассказов о своих домашних животных*.
Экскурсии в зоопарк, зверинец, парк, живой уголок, на ферму (в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, чтение, русский язык, математика, изобразительная деятельность.

Человек (8 ч)

Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

Практические работы

Составление распорядка дня.
Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран - порезов). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.
Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов).
Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
Межпредметные связи: физическая культура, домоводство, изобразительная деятельность.

Есть на Земле страна - Россия (14 ч)

Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России.
Столица Москва.
Санкт-Петербург.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя).
Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края.
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей; знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями.

Практические работы

Зарисовка Государственного флага России.
Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов и т. д.).
Изготовление альбома «Россия - наша Родина».
Нахождение России на политической карте*.
Зарисовка животных и растений своей местности.
Составление таблицы «Животные и растения нашей местности».
Составление рассказа о своем городе, поселке, селе*.
Изготовление альбома «Наш город (поселок)».
Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:
что изучает природоведение;
основные свойства воды, воздуха и почвы;
основные формы поверхности Земли;
простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
основные санитарно-гигиенические требования;
название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
названия важнейших географических объектов*;
правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
демонстрировать простейшие опыты;
проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
соблюдать правила элементарной гигиены;
оказывать простейшую медицинскую помощь.

ГЕОГРАФИЯ

КЛАССЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей.
Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Живой мир» и «Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
В настоящее время содержание курса географии претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены коррективы.
Обучение географии рассчитано на четыре года - с 6 по 9 класс по 2 урока в неделю.
Учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс - «Начальный курс физической географии» (66 ч), 7 класс - «География России» (66 ч), 8 класс - «География материков и океанов» (66 ч), 9 класс - «Наш край» (66 ч).
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы).
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Здесь изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа должна изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание следует уделить экологическим проблемам.
При изучении географии нашей страны учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России).
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь учебный год, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) - 18 ч.
II. Природные зоны России - 48 ч.
Учителю необходимо рационально распределить время на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных природных зон.
Особого внимания учителя требуют вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Он должен дать разъяснения направлениям экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.
При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел.
Учитель должен учитывать принятое в настоящее время новое административное деление России на семь федеральных округов: Центральный федеральный округ (центр - Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр - Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр - Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр - Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр - Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр - Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр - Хабаровск).
До появления нового учебника основные положения и выводы урока (при изучении тем «Хозяйство», «Занятия населения», «Экологические проблемы») учитель может отпечатать, отксерокопировать и раздать учащимся для закрепления изученного. Педагог в качестве ориентира и уточнения фактологического материала может пользоваться учебниками «География России» для средней общеобразовательной школы.
Изучение курса «География материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В этот курс внесены изменения. Деидеологизирована его тематика: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.
В 8 класс перенесено изучение государств ближнего зарубежья - бывших союзных республик. Здесь учителю необходимо дать оценку причин политико-экономического застоя, кризиса, а затем и распада монополизированного государства. В то же время надо стараться на доступном материале анализировать последствия разрыва связей бывших союзных республик, повлиявшие как на углубление экономического кризиса и падение производства в этих государствах, так и на национальные проблемы. Государства ближнего зарубежья изучаются последовательно в 3-й и 4-й четвертях.
Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель.
Эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в своей местности. В 7 классе более подробно может быть изучена своя природная зона. В 8 классе учитель должен уделить больше внимания той части света, в которой расположена школа.
В данной программе тема «Наш край» (9 класс) завершает весь географический цикл.
На краеведческих уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.
В альтернативной программе по географии зарубежные государства изучаются два года (8 и 9 классы), а «Наш край» - одну четверть.
Астрономический материал, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне, космических полетов, явлений природы на Земле и в космосе, тесно связан с географией, но не является ее органичной частью. Это дало основание не выделять его в программе в самостоятельный раздел, а включить в тему «Земной шар» (6 класс).
Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретной школы и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.

Разные географические (природные) зоны Земли характеризуются определенным сочетанием тепла и влаги, почвами, растительным и животным миром и, как следствие, - особенностями хозяйственной деятельности их населения. Это зоны лесов, степей, пустынь, тундры, саванны, а также переходные зоны лесотундры, полупустынь, лесотундры. Названия природным зонам традиционно даются по преобладающему типу растительности, отражающему важнейшие особенности ландшафта. Закономерная смена растительности - индикатор общего увеличения тепла. В тундре средняя температура самого теплого месяца в году - июля - не превышает + 10°С, в тайге она колеблется в пределах + 10... + 18°С в полосе лиственных и смешанных лесов + 18...+20°С, в степи и лесостепи +22...+24°С, в полупустынях и пустынях - выше +30 °С. Большинство животных организмов сохраняют активность при температуре от 0 до +30°С. Однако наилучшими для роста и развития считаются температуры от + 10°С и выше. Очевидно, что такой тепловой режим характерен для экваториального, субэкваториального, тропического, субтропического, а также умеренного климатических поясов Земли. Интенсивность развития растительности в природных зонах зависит также от количества осадков. Сравните, например, их количество в зоне лесов и пустынь (см. карту атласа). Итак, природные зоны - это природные комплексы, занимающие большие площади и характеризующиеся господством одного зонального типа ландшафта. Они формируются преимущественно под влиянием климата - особенностей распределения тепла и влаги, их соотношения. Каждой природной зоне присущ свой тип почв, растительности и животного мира. Внешний облик природной зоны определяется типом растительного покрова. Но характер растительности зависит от климатических условий - теплового режима, увлажнения, освещенности, почв и т.д. Как правило, природные зоны вытянуты в виде широких полос с запада на восток. Между ними нет четких границ, они постепенно переходят одна в другую. Широтное расположение природных зон нарушается неравномерным распределением суши и океана, рельефом, удаленностью от океана. Дадим характеристику главным природным зонам Земли, начиная от экватора и двигаясь в направлении полюсов. На всех материках Земли, кроме Антарктиды, расположены леса. Лесные зоны имеют как общие черты, так и особые, свойственные только тайге, смешанным и широколистным лесам или тропическому лесу.

К общим чертам лесной зоны относятся: теплое или жаркое лето, довольно большое количество осадков (от 600 до 1000 и более мм в год), крупные полноводные реки, преобладание древесной растительности. Наибольшее количество тепла и влаги получают экваториальные леса, занимающие 6 % суши. Им по праву принадлежит первое место среди лесных зон Земли по разнообразию растений и животных. Здесь произрастает 4/5 всех видов растений и обитает 1/2 всех видов животных суши. Климат экваториальных лесов жаркий и влажный. Средние годовые температуры +24... + 28°С. Годовая сумма осадков более 1000 мм. Именно в экваториальном лесу можно встретить наибольшее количество древних видов животных, например земноводных: лягушек, тритонов, саламандр, жаб или сумчатых: опоссумы в Америке, поссумы в Австралии, тенреки в Африке, лемуры на Мадагаскаре, лори в Азии; древними животными являются и такие обитатели экваториальных лесов, как броненосцы, муравьеды, ящеры.

В экваториальных лесах богатейшая растительность располагается в несколько ярусов. В кронах деревьев обитает множество видов птиц: колибри, птицы-носороги, райские птицы, венценосные голуби, многочисленные виды попугаев: какаду, ара, амазона, жако. У этих птиц цепкие лапки и крепкие клювы: они не только летают, но и прекрасно лазают по деревьям. Животные, обитающие в кронах деревьев, также имеют цепкие лапы и хвост: ленивцы, обезьяны, ревуны, летучие лисицы, древесные кенгуру. Самое крупное животное, обитающее в кронах деревьев, - это горилла. В таких лесах обитает множество красивых бабочек и других насекомых: термитов, муравьев и т.д. Разнообразны виды змей. Анаконда - крупнейшая змея в мире, достигает длины 10 м и более. Многоводные реки экваториальных лесов богаты рыбой. Наибольшие площади экваториальные леса занимают в Южной Америке, в бассейне реки Амазонки, и в Африке - в бассейне реки Конго. Амазонка - самая полноводная река на Земле. Каждую секунду она выносит в Атлантический океан 220 тыс. мі воды. Конго - вторая по водности река мира. Экваториальные леса распространены также на островах Малазийского архипелага и Океании, в юго-восточных районах Азии, на северо-востоке Австралии (см. карту в атласе). Ценные породы деревьев: красное дерево, черное, желтое - богатство экваториальныхлесов. Заготовка древесины ценных пород ставит под угрозу сохранение уникальных лесов Земли. Космические снимки показали, что в ряде районов Амазонии уничтожение лесов идет катастрофическими темпами, во много раз быстрее, чем их восстановление. При этом исчезают многие виды уникальных растений и животных.