Кондиционер на обогрев зимой. Допустимая температура для включения кондиционера на обогрев

Купив домой сплит-систему, вы вдруг задумались о том, можно ли включать сплит-систему зимой? Вопрос вполне резонный, ведь даже в инструкции и технической документации к приобретенному климатическому оборудованию указывается, что диапазон рабочих температур реверсивных кондиционеров составляет от -5 до +25 градусов. А что если там не -5, а -30? Давайте выясним, насколько реальна работа кондиционера зимой.

Обогрев зимой: миф или реальность

Обратите внимание на инструкцию к своему кондиционеру. Наверняка вы там увидите уже озвученные выше параметры, ну или очень близкие к ним. Если температура за бортом будет ниже -5, то кондиционер попросту потеряет заявленную в технической документации теплопроизводительность. Рано или поздно она и вовсе снизится до нуля. Возможна ли эксплуатация кондиционера зимой?

Бытовые кондиционеры вообще нельзя эксплуатировать зимой. Дело в том, что растворенное в хладагенте масло эффективно «работает» лишь при указанных в инструкции параметрах. Нарушая ее (инструкцию), вы рискуете «потерять» своего друга навсегда, ведь трение деталей будет происходить практически насухую из-за загустевшего масла, а это неминуемо приведет к быстрому износу компрессора и окончательному его выходу из строя.

«Зимние» температуры для эффективной работы реверсивных кондиционеров не должны быть ниже -5 градусов

Существуют меры направленные на расширение диапазона рабочих температур сплит-системы, чтобы вы имели возможность использовать технику в зимнее время для охлаждения помещения, а не для его обогрева.

Выбор кондиционера для эксплуатации в зимний период

Благодаря устройству зимнего пуска эксплуатация кондиционера в зимний период возможна, причем не в указанном в инструкции диапазоне, а при гораздо более низких температурах. Для этого нужно выбрать модель с техническими показателями, соответствующими для этой цели. Сплит-система MDV обеспечивает работу до -8 градусов, а VRF — до — 15 градусов Цельсия.

Некоторые модели сплит-систем, такие как Mitsubishi Electric и Daikin , могут использоваться для обогрева помещений даже при условии, что температура на улице составляет -25 градусов, что, согласитесь, неплохое достижение.

Кондиционеры марок Mitsubishi Electric и Daikin могут работать даже при температуре -25 градусов

Когда требуется постоянное кондиционирование воздуха, то используют специальное оборудование: дренажный нагревательный элемент, служащий для отвода жидкости; нагревательный прибор для компрессора, который предотвращает замерзание масла и вскипание хладагента; замедлитель скорости вентилятора, чтобы не происходило обмерзание внутренних частей устройства.Таким комплектом можно оснастить большинство качественных машин, но сделать это может только техник. Если требуется бесперебойная работа прибора до -15 (при отсутствии ветра до — 25 градусов), то нужно обратиться в сервисный центр. Здесь вам не только установят адаптированное оборудование, но и поставят на гарантийное обслуживание. Возможно расширение диапазона температур, но это неоправданный риск при эксплуатации техники.

Схема отдачи тепла прибором

Возможные проблемы при неправильной эксплуатации

Включение обычной техники зимой может привести к ряду неприятностей, причем их характер зависит от того, в каком режиме вы его эксплуатировали, какая при этом была температура на улице.

Режим «Обогрев», температура ниже -5 градусов

  • внешний блок от выделяемого во время работы конденсата начинает покрываться ледяной коркой;
  • ухудшается теплообмен, снижается теплопроизводительность;
  • жидкий хладагент может поступить в компрессор, что приведет к его поломке.

Режим «Охлаждение», температура +5 градусов и ниже

  • промерзают внешний блок и дренажная трубка;
  • снижается производительность компрессора;
  • возрастает риск поломки компрессора при включении кондиционера.

Подготовка бытового кондиционера к эксплуатации зимой

Если зимой не включается кондиционер, вернее, не планируется его эксплуатация, то стоит его подготовить к холодам. Для этого нужно:

  1. включить сплит-систему в режим «Вентиляция» на 2-2,5 часа для удаления влаги из теплообменника внутреннего блока;
  2. очистить фильтры (можно самостоятельно);
  3. закрыть внешний блок водонепроницаемым материалом.

Проверка работы кондиционера в зимний период

И еще один актуальный для многих вопрос остался «на закуску»: «Как проверить кондиционер при минусовых температурах?» Проверить его можно будет только в том случае, если температура на улице поднимется до указанного в инструкции минимума или при наличии у вас «зимнего комплекта».

Если вы купили и решили установить сплит-систему зимой, когда на улице -25-30 градусов, то стоит либо дожидаться потепления и тогда заниматься монтажом, либо довериться компании, продавшей вам климатическое оборудование, включить систему весной.

Любой кондиционер предназначен для того, чтобы охлаждать воздух в помещении. Но в холодное время года у многих пользователей этот прибор работает на обогрев. Однако перед тем, как начать эксплуатацию техники в таком русле, надо понять, как правильно запустить отопление кондиционером. Эта информация поможет не допустить ошибок в эксплуатации недешевой техники.

Принцип работы сплит-системы на обогрев – это понижение (!) температуры воздуха, забранного с улицы. Будет сделан забор воздуха, к примеру, с температурным значением -16, а отдан обратно в еще более холодном состоянии, доходящий до -25. Разница используется для теплоотдачи : полученный теплый воздух попадает внутрь помещения.

Однако хватит ли у прибора сил на полноценное осуществление такой задачи? Важно знать: если температура на улице окажется значительно ниже нулевой, то у компрессора просто не хватит сил подогревать воздух – начнется работа на износ. А если техника работает на максимуме, это уже чревато риском поломки.

Итак, первое условие – это температура за окном . Использование кондиционера в качестве обогревателя уместно для регионов с мягким климатом. А для большей части нашей страны такую технику стоит использовать только в межсезонье, в осенний или весенний период.

Работа кондиционера на обогрев зимой может быть опасной и перемерзанием шланга дренажа . В этом случае конденсат начнет стекать в здание. Сегодня производственники пытаются решить проблему установкой в технике обогревателя на 20 Ватт. Хорошо действует и блокировочная система: техника отключается при резком снижении температуры.

Эффективность подобного процесса

Насколько экономически целесообразно включать кондиционер на обогрев? Это оказывается довольно экономично, ведь работа идет на основе теплового насоса. На это указывают и цифры: с каждого киловатта электричества в выходе будет идти 2,5-4,2 кВт тепла. Это что касается температурного режима в пределах от 0-5?С. Эффективность системы рассчитана до -15?С (а для некоторых моделей такая возможность предоставляется и до -30 градусов).

Если сравнивать использование кондиционера с масляным обогревателем, то последний кажется и вовсе не экономичным: он идет в 1 кВт электроэнергии, выдавая при этом всего 0,95 кВт тепла.

Так насколько эффективен обогрев кондиционером? На это влияет стоимость электроэнергии . Там, где дешевле обогревать газом, ставить кондиционер зимой на обогрев экономически нецелесообразно. А вот в регионах (странах) с дорогой электроэнергией, будет рационально оставлять климатическую технику в режиме обогрева (но опять же, с оговоркой на погодные условия).

Преимущества и недостатки работы сплит-системы для обогрева

Отапливать или нет с помощью кондиционера — каждый пользователь решает сам в частном порядке. Но если решение оказалось положительным, то можно быть уверенным – воздух не пересушится, как при использовании отопительных приборов. Есть и другие плюсы:

  • экологичность применения (нет выброса СО2);
  • тепла будет выдаваться в три раза больше, чем расходоваться электричества.

Но кроме улучшения микроклимата есть и свои «подводные камни». О них обязательно следует знать при постоянном использовании.

  1. Износ устройства произойдет в 3-5 раз быстрее. Это произойдет из-за загустевшего масла, которое потеряет свои свойства.
  2. Идет тенденция на замену хладагента – в применении будет ходить более безопасный для озонового слоя R410. Это требует установку более совершенных компрессоров.
  3. Производительность прибора станет в два раза меньше номинальной.
  4. Кондиционер для отопления зимой чаще выходит из строя.

Оптимальный вариант

Хорошим решением станет приобретение устройства с инвертором . Такая техника способна отапливать помещение даже при -25?С за окном. Подкупает и то, что к конструкции инверторного устройства для отопления реально будет дополнительно присоединить блок гидромодуля. Этот элемент может находиться как снаружи, так и внутри здания.

  1. Если гидроблок наружный , то техника будет работать по знакомому нам типу теплового насоса. В этом случае есть смысл использовать кондиционер только как дополнительный источник тепла (или если предполагается непостоянное проживание в доме). Если посещение дома нерегулярное, то в зимний период необходимо полностью консервировать (отключать и утеплять) всю систему прибора.
  2. Если гидроблок находится внутри , технику получится подключать к традиционным радиаторам или «теплому полу». Подобный принцип работы кондиционера на обогрев потребует начальных затрат на этапе монтажа, однако наградой станет полноценный подогрев. Еще один плюс подобных моделей – хорошая ремонтопригодность.

Как выбрать правильную модель

От правильного подбора модели будет зависеть то, как работает кондиционер с подогревом. Здесь важно обратить внимание на характеристики СОР (отношение мощности нагрева к потребляемой) и EER (отношение охлаждение/потребление):

  • COP в моделях для дома должна равняться 2,8-4;
  • у EER этот показатель может составлять 2,5-3,5 единиц.

Также имеет значение класс энергоэффективности прибора: в случае с наиболее приоритетным и экономичным А оптимальные показатели должны составлять от 3,2 до3,6 у COP и 2,2-2,4 EER.

Вне зависимости от рекомендаций, монтировать подобный вид техники нужно будет индивидуально, с учетом особенностей помещения. При этом актуально будет просчитать возможные теплопотери, которые идут от окон и дверей. Именно в этих местах и резонно будет создать тепловую завесу. Немного об управлении: техника будет переключаться или с пульта, или вручную. Обогрев можно установить автоматически.

Важно знать и такие нюансы: первые несколько минут прибор должен работать в качестве кондиционера, а не обогревателя . Это нужно для того, чтобы согрелся наружный блок и оттаял возможно образовавшийся в дренаже лед. Следующие разы этот момент будут регулировать вентиляционные обороты. Также во многих моделях предусмотрена специальная функция DeIce , которая позволит не перепутать режим правильного включения.

А вот еще несколько советов, которые помогут улучшить работу техники.

  1. Подогрев дренажа позволит воде не замерзнуть и уберет конденсат.
  2. При остановленном компрессоре можно включить подогреватель, который подогреет масло и предотвратит его загустение. В этом случае хладагент не сможет вытечь в картер.
  3. Если в устройстве наружного блока есть контролер вентилятора , то он нагонит актуальную температуру и предотвратит обмерзание внутреннего блока.

Итак, тепло от кондиционера оказывается намного экономически эффективнее, чем от других приборов (при затратах в 1 кВт потребитель получает 4 кВт). Вся энергия идет именно на перемещение теплых воздушных масс. Многие современные приборы гарантируют хорошую работу и при тридцатиградусных морозах. Однако любая сплит-система остается лишь дополнением к основному отоплению и пока не готова взять полную нагрузку по комфортному обеспечению теплой атмосферы в жилье.

Все более востребованной комплектацией бытовой климатической техники становится функция обогрева. Актуальность связана с периодами межсезонья, когда центральное отопление еще или уже не отключено. Но также часто звучит вопрос: можно ли включать кондиционер зимой на обогрев? Производители климат-оборудования выпускают специальные «зимние комплекты» для кондиционеров, некоторые модели оснащают встроенными системами подогрева при низкой температуре воздуха. Рассмотрим подробнее, возможно ли использовать сплит-систему как дополнительное обогревательное устройство зимой.

Основная функция

Главная изначальная функция бытового климатического оборудования – охлаждение внутреннего пространства квартиры, комнаты. Именно поэтому приобретение кондиционеров стало массовым явлением перед началом летнего сезона. Как происходит процесс охлаждения воздуха?

Сплит-система оборудована охлаждающим контуром из медных труб. Внутри циркулирует фреон. Особенности таковы, что при испарении он способен охлаждать воздух. Внутренний блок климат-устройства располагает теплообменником, через который фреон, испаряясь, отдает холод. Рядом расположенный вентилятор подает комнатный воздух к испарителю, прогоняет сквозь него, выдавая охлажденный поток.

Далее нагретый фреон перемещается к внешнему блоку, внутри которого преобразуется, избавляется от накопленного тепла и, готовый охлаждаться, снова возвращается к испарителю. Таким образом реализуется основная охлаждающая функция кондиционера.

Режим работы на охлаждение

Инструкция охлаждающего бытового оборудования указывает температурный диапазон, где техника работает с максимальными производительной мощностью и КПД. Для режима охлаждения нижний предел составляет -5? С, у некоторых агрегатов – до -25? С. При изменении температурных показателей ниже приведенного уровня включать оборудование нельзя.

Внутри охлаждающего контура кроме фреона циркулирует масло, которое смазывает детали компрессора внешнего блока. Его наличие обязательно для эффективной работы климат-устройства. Снижение температурных показателей способствует загустеванию масла. Компрессор начинает усиленно работать, изнашиваться, может быстро сломаться.

Другой момент – минусовая температура замораживает жидкость, отводимую дренажной системой. Это постепенно станет причиной перелива конденсата из внутреннего блока.

Следует помнить, что при отдаче тепла наружный блок зимой неизбежно покроется льдом, что снизит его эффективность, увеличит энергозатраты.

Указанные производителем -5? С (или -25? С) говорят о том, что устройство может работать до этого предела именно на охлаждение, но никак не обогрева. Активно продаваемые «зимние комплекты», подогревающие элементы оборудования, разработаны именно для обеспечения эффективной работы кондиционера на охлаждение при снижении наружной температуре. Работе устройства на обогрев не способствуют.

Зимний комплект

Представляет собой совокупность нескольких приборов:

  • Нагреватель дренажной системы. Подогревает коммуникации, чтобы отводимая жидкость могла беспрепятственно проходить по патрубкам.
  • Прибор, нагревающий компрессорный картер внешнего блока. Способствует прогреву неактивного компрессора, поэтому последний запускается уже теплым, масло жидкое, фреон охлаждается.
  • Прибор, снижающий скорость вращения вентилятора для нормализации КПД устройства (касается функции охлаждения, обогревая, вентилятор должен вращаться быстрее обычного).

Установка комплекта на устройство с опцией обогрева не поможет правильно функционировать кондиционеру зимой. Такое оснащение будет верным только в случае охлаждающей работы.

Модификации оборудования, оснащаемые производителями зимним комплектом, программой интиобледенения также малоэффективны зимой, несмотря на указанные диапазоны температур. В морозы работать будет незначительная часть. Обогревать способны модели полупромышленного типа.

Режим обогрева

Данная функция стала оборудоваться недавно. Удобно, когда внутри квартиры становится холодно перед или после работы центрального отопления. Периоды межсезонья ассоциируются с отсутствием тепла. Обогревательное электрооборудование – энергозатратная бытовая техника, а потому экономически не выгодная. На ее фоне кондиционер с функцией прогрева выглядит более привлекательно. Как происходит нагревание воздуха?

Следует понимать, любое сплит-устройство – необогревательное оборудование, так как не оснащено элементом нагрева. При допустимых производителем параметрах окружающей среды нагревательная функция реализуется реверсивным движением фреона.

Установленный внутри внешнего модуля четырехходовой клапан позволяет циркулировать хладагенту обратно. Испаритель и конденсатор меняются функциями. Теперь теплообменник внутреннего блока принимает тепло фреона, охлаждая его. Вентилятор нагнетает воздух через новообразовавшийся конденсатор, прогревая поток.

К наружному модулю фреон поступает охлажденным. Там он вбирает тепло окружающего воздуха, возвращается обратно внутрь помещения.

То есть нагревания воздуха не происходит, только передача тепла от одного места другому. Такая схема эффективна, когда температура окружающей среды плюсовая. Если за окном минус – перестает работать, потому теплообменника наружного блока не хватает, чтобы фреон сбросил холод, модуль оказывается для этого мал.

Существуют кондиционеры, способные эффективно обогревать помещение зимой. Но они ближе к полупромышленным, оснащаются увеличенным внешним теплообменником, способствующим прогреву фреона.

Кондиционеры для зимы

Климатическое оборудование, способное работать зимой:

  • Daikin CTXG-J/MXS-E
  • Toshiba DAISEKAI SKVR
  • Hitachi PREMIUM, ECO
  • Panasonic HE-MKD
  • Mitsubishi Electric DELUXE, PKA-PR

Устройства оборудованы системой обогрева воздуха зимой в квартире. Их стоимость выше по сравнению со стандартными сплит-системами. Условия использования необходимо внимательно изучить, прочитав инструкцию, технический паспорт.

Климатическое оборудование, даже укомплектованное опцией обогрева, перед морозами настоятельно рекомендуется выключать. Это предотвратит износ компрессора, выходд из строя. До определенных низких температур устройство способно эффективно охлаждать. Современные сплит-установки запрограммированы автоматически выключаться, когда производится запуск на обогрев при минусовой температуре окружающей среды.

Исключение составляют единичные модели, сконструированные заводом-изготовителем для работы зимой. Они комплектуются увеличенным теплообменником, программами эффективного обогревания помещения, антиобледенения.

В иных случаях следует подготовить сплит-систему к зимовке, осушив внутренний блок двухчасовым вентилированием, внешний – защитить навесом или чехлом от снега, наледи.

Друзья! Еще интересные материалы:

Ой! Пока нет материалов(((. Полистайте сайт еще!

Зима приближается семимильными шагами. Ощущается это не только на улице, но и в наших собственных квартирах: к сожалению, система отопления часто оставляет желать лучшего, и приходится обогревать дом своими силами. Бывает и другая ситуация: порой батареи топят слишком активно, и охладить воздух в помещении просто необходимо. В связи с этим у многих возникает вопрос: можно ли пользоваться кондиционером зимой? Отвечаем – можно. Но с некоторыми условиями.

На рынке представлен широкий ассортимент кондиционеров, имеющих различные технические характеристики, поэтому не очень-то просто. Но кое-что все-таки объединяет сплит-системы, моноблоки и прочие устройства: в зимний период их используют крайне редко. Но почему?

Дело в наших знаменитых русских морозах. Когда температура воздуха меняется, меняется и его влажность – поэтому при работе кондиционера возникают излишки влаги (конденсат). В большинстве кондиционеров установлена дренажная система для удаления влаги: видимая часть этой системы – трубка, которая, как правило, выходит на улицу. Если на улице слишком холодно, трубка дренажной системы замерзает, и в ней образуется ледяная пробка, которая не дает конденсату выйти наружу. Тогда у влаги остается два выхода: либо она просачивается в Ваш дом через внутренний корпус, либо выводит прибор из строя.

От холодов страдает и наружный блок, в частности компрессор – «сердце» кондиционера, сжимающее холодильный агент (особое вещество, необходимое для работы кондиционеров) и поддерживающее его движение по остальным частям прибора. Выполнять свои прямые обязанности ему помогает специальное масло, свойства которого как раз зависят от температуры воздуха. Если она опустится ниже границы, утвержденной производителем, масло загустеет, и детали компрессора будут изнашиваться.

Существует еще одна опасность. В режиме обогрева холодильный агент, несмотря на свое название, должен не охлаждаться, а нагреваться. При чрезмерно низкой температуре этого не происходит. При поступлении охлажденного, т.е. жидкого, хладагента в компрессор происходит гидравлический удар – он-то и может привести прибор в негодность.

Поэтому зимой следует использовать кондиционер с осторожностью и следовать инструкции по эксплуатации.

Правда, есть один вид кондиционеров, который можно приспособить для работы в зимних условиях, – это мобильный моноблочный кондиционер. Это передвижное напольное устройство можно использовать во всех комнатах, брать с собой на дачу или перевезти при переезде: монтажа прибор не требует. Единственный элемент прибора, который не должен находиться в помещении, – это воздуховод для отвода теплого или холодного воздуха. Чтобы устранить риск промерзания воздуховода, стоит вывести его в вентиляционное отверстие.

В целом работа кондиционера строится только на одном принципе, знакомом нам с уроков физики: поглощается тепло при испарении, а выделяется – при конденсации.

Первоначально прибор предназначался для охлаждения, но современные технологии шагнули далеко вперед, так что сейчас обогрев – самая обычная функция для климатической техники. Чтобы понять, как работает кондиционер на обогрев, давайте сначала рассмотрим, как он работает на охлаждение:

  1. Хладагент в газообразном состоянии поступает в компрессор.
  2. В компрессоре хладагент сжимается под давлением и нагревается до очень высокой температуры.
  3. Из компрессора хладагент попадает в конденсатор, где происходит переход хладагента в жидкое состояние.
  4. Далее давление хладагента понижается, и он попадает в испаритель внутреннего блока кондиционера, где снова переходит из жидкого состояния в газ. Происходит вскипание хладагента, он «забирает» тепло из помещения, проходит обратный путь до внешнего блока и «выбрасывает» забранное тепло на улицу.
  5. Хладагент в газообразном состоянии вновь поступает в компрессор, и цикл замыкается.

Пользоваться режимом обогрева позволяет специальный клапан – он разворачивает поток хладагента и как бы меняет местами конденсатор и испаритель. В остальном принцип тот же самый.

Прежде чем пользоваться режимом обогрева, убедитесь, что прибор обладает такой функцией. Это указано в инструкции, а также на самом устройстве – режим обогрева, как правило, обозначен пиктограммой солнца.

Если режим обогрева предусмотрен, смотрите на нижний порог температуры, при которой можно включать обогрев, – обычно это также пишут в инструкции.

Помните: у каждого термометра может быть погрешность. Порой она достигает нескольких градусов. Поэтому лучше не пользоваться кондиционером, если Ваш термометр показывает критическую отметку, заявленную производителем.

До какой температуры кондиционеры работают на обогрев

Как правило, кондиционеры исправно работают в режиме обогрева, когда температура воздуха выше -5°C. При более низких температурах, во-первых, мощность обогрева значительно падает, а во-вторых, возникает риск обледенения конденсатора или дренажной системы устройства. Так что не рекомендуем включать режим обогрева во время сильных морозов, иначе из-за неправильной эксплуатации Вы рискуете потерять своего климатического «друга».

Однако некоторые модели сплит-систем нагревают воздух и при -10°C, и при -15°C. Нижняя граница температур зависит от типа хладагента. Также при -15°C работают инверторные модели – в них есть функция регулировки интенсивности работы компрессора, что позволяет ему быть более гибким в отношении наружных температур. Конечно, цена инверторного кондиционера значительно выше обычного.

Самая простая причина, по которой не работает обогрев, – клиент купил устройство, не разобравшись в его возможностях. Скажем, сплит-системы без режима обогрева очень популярны в широтах с теплым климатом. Поэтому будьте внимательны ко всем мелочам при покупке климатического оборудования.

Любимый прибор не греет в холодное время? Это неудивительно. Мы уже писали про возможные опасности работы кондиционера на морозе: проблема может быть связана и с поломкой компрессора, и с маслом, и с дренажной системой. Мастер поможет детально разобраться в проблеме.

Если обогрева не происходит, не спешите бить тревогу. Особенно когда дисплей показывает, что прибор нормально работает. Возможно, просто долго прогревается внутренний блок – это нормально в холодную погоду. Температура в помещении может начать подниматься в течение 15 минут после запуска устройства.

Еще одна распространенная проблема – утечка холодильного агента. Утечка происходит, например, из-за некачественной спайки межблочных трубок, по которым циркулирует хладагент. В этом случае понадобится заправка хладагентом, которая производится сервисными службами.

Даже если Вы знаете, не стоит забывать, что после установки за ним нужно правильно ухаживать. Если Вы не успели своевременно очистить фильтры, то поломки не избежать.

Точно определить проблему поможет и небольшой экран индикации. В современных моделях он, как правило, выводит код ошибки. Значение каждого кода отображено в инструкции.

Если Вы не можете определить причину поломки или не уверены, что можете починить его самостоятельно, стоит вызвать мастера.

Можно ли включать кондиционер зимой на охлаждение

Ответ будет таким же, как и ответ на вопрос про обогрев, – можно. Но только если зима теплая.

Как правило, минимальная температура, при которой кондиционер работает нормально в режиме охлаждения, – это -5°C. При более низкой температуре прибор подвержен всем тем опасностям, о которых мы писали в начале статьи. Поэтому внимательно изучите технические характеристики устройства, прежде чем пользоваться режимом охлаждения.

Чтобы не отвлекаться на работу кондиционера, можно установить : с ним прибор будет включаться и отключаться автоматически по расписанию, которое Вы составите.

Тем не менее у Вас всегда есть возможность «усилить» кондиционер, поставив зимний комплект.

Зимний комплект для кондиционера

Порой кондиционер оснащают так называемым зимним комплектом. В комплект входит несколько устройств. Они подогревают дренажную систему, предотвращают загустение масла и переохлаждение хладагента.

Принципы работы зимнего комплекта заключаются в следующем:

  • Благодаря температурному датчику регулируется скорость вращения вентилятора внешнего блока. Когда температура становится ниже, скорость замедляется. Тем самым предотвращается замерзание (и загустение) масла и образование наледи в корпусе.
  • Значительная часть нагрузки компрессора приходится на его запуск. А если компрессор еще и промерзший, кондиционеру точно несдобровать. Поэтому зимний комплект обеспечивает обогрев картера компрессора. Так компрессор всегда готов к запуску.
  • Чтобы не возникало ледяных пробок, а конденсат выводился без проблем, обогревается дренажная система.

Казалось бы, все проблемы решены, а опасности преодолены, если бы не одно но. Действительно, зимний комплект позволяет включать кондиционер при более низких температурах, чем заявлено производителем, но только в режиме охлаждения !

При включении кондиционера с зимним комплектом в режиме обогрева прибор все равно не сможет работать должным образом. Более того, значительно возрастает риск гидроудара.

Кроме обеспечения комфортной температуры в салоне летом кондиционер также подсушивает воздух. Это помогает эффективно бороться с запотеванием стекол круглый год, поэтому он востребован даже зимой. Однако в зависимости от температуры за бортом система управления может запретить включение компрессора кондиционера. В этом вопросе бал правят законы физики и защитные функции электроники.

Физика процесса

Работа любого кондиционера (в том числе и обычного холодильника) основана на переходе хладагента (фреона), циркулирующего по системе, из газообразного состояния в жидкое, и наоборот. Именно эти изменения агрегатного состояния и обеспечивают поглощение и выделение большого количества тепла (тепловой энергии).

Фреон поступает в салонный радиатор (испаритель) в жидком состоянии и при низкой температуре. Через соты теплообменника он активно поглощает тепло из воздуха, попутно подсушивая его, и закипает, полностью превращаясь в газ. Во внешнем радиаторе системы (конденсоре) он отдает эту энергию в окружающую среду, снова превращаясь в жидкость.

Полное испарение фреона критически важно для здоровья компрессора, который обеспечивает его циркуляцию по системе. Попадание в него даже малого объема жидкого хладагента будет фатальным. Поэтому в систему управления включены различные контролирующие датчики, чтобы исключить такой риск. На основании их показаний электроника может принудительно отключить компрессор при работе или вообще запретить его активацию.

Переменные

Сейчас в подавляющем большинстве автомобильных кондиционеров используют фреон R134a. При атмосферном давлении он начинает кипеть уже при -26°C. Но в системе кондиционирования он находится под избыточным давлением. Соответственно, температура его кипения будет уже выше. Переход в газообразное состояние в испарителе возможно примерно при 0°C. В зимний период часто бывает так, что фреону попросту недостаточно тепла от воздуха в салоне, чтобы превратиться в газ. За этим пристально следит датчик температуры окружающей среды и дополнительный сенсор климат-контроля в салоне. Поэтому при определенных условиях за бортом система управления запретит включение компрессора кондиционера.

За давлением в системе кондиционирования следит комбинированный датчик. При слишком низком или высоком давлении включение компрессора будет запрещено, дабы исключить риск повреждений. Это сделано для того, чтобы система не активировалась, к примеру, когда в ней будет недостаточно фреона. Важный момент: когда кондиционер работает, давление фреона перед компрессором обычно составляет около 3 бар, а после компрессора - примерно 14 бар. Спустя небольшое время после его остановки показатели сравниваются. При 20°C это давление составляет около 5–6 бар, а вот при 0°C оно падает до 2 бар. И на некоторых моделях машин этого достаточно, чтобы система управления заблокировала включение компрессора.

В зависимости от конкретной модели автомобиля датчики давления и температуры обладают разным приоритетом. К примеру, на многих машинах блок управления ориентируется на показания наружного температурного сенсора. Если машина заехала в отапливаемый гараж с мороза, то даже когда давление в системе физически поднимется до рабочего диапазона, электронным «мозгам» потребуется еще немного времени на то, чтобы осознать реальное, а не сиюминутное изменение условий окружающей среды и дать добро на включение компрессора.

Главный вывод: зимой можно смело пользоваться кондиционером. Это никоим образом не сказывается на ресурсе его элементов. Вопрос лишь в том, одобрит ли это система управления конкретного автомобиля, которую обучили перестраховываться. На каких-то автомобилях компрессор кондиционера включится и при отрицательной температуре за бортом (немногим ниже нуля). А, к примеру, на некоторых Фордах он откажется работать, когда на приборном щитке загорится «снежинка» (падение температуры ниже 3°C). Тут уж все зависит от программного обеспечения и конструкции системы кондиционирования конкретного автомобиля, то есть ее рабочих характеристик. К слову, сервисмены рекомендуют регулярно включать кондиционер в зимний период, чтобы снизить риск закисания прижимной металлической пластины муфты включения компрессора.

Система защиты кондиционера очень надежна. Она опирается на показания нескольких датчиков и имеет различные страховочные алгоритмы. В целом, мало известно о реальных фактах включения компрессора при неблагоприятных условиях. Но если по какой-то причине это все же произойдет и в него попадет жидкий фреон, то смерть его будет скоропостижной, остальные элементы системы это не затронет.