Философия как форма общественного сознания план. Формы общественного сознания
Философия обращает внимание человека на то, что и без помощи бога он способен жить достойным образом, опираясь на данный ему природой дар - разум. Вся история философии посвящена исследованию того, что такое разум и какие он открывает возможности и перспективы человеку. В философии разум понимается в предельно широком значении как способность не только к теоретическому познанию, но и как способность выносить нравственные и эстетические суждения.
Научное сознание начинает доминировать в мировоззрении европейского человечества с 18 столетия. Его успеху способствовала, в том числе, и философия, длительное время выступавшая в качестве главной инстанции разума. Французский философ и ученый Рене Декарт, отстаивая позиции разума, сформулировал принцип рационализма, устанавливающий, что между порядкам вещей в мире и логическим порядком идей об этом мире в голове человека, существует принципиальное тождество. Другой философ - Френсис Бэкон - выдвинул лозунг, получивший широкую известность и дошедший до наших дней: "Знание - это сила, кто обладает знанием, то имеет власть над миром!"
Стремительный рост открытий в естествознании, повсеместное применение знаний в производстве и в повседневной жизни людей, кардинально изменили облик европейских обществ, придали им новое качество. Распространение научного мировоззрения сформировало у современного человека чувство уверенности в его безграничных перспективах в освоении мира. Однако научное мышление обладает существенной особенностью: оно нацелено на выявление, формулирование и применение законов. Все конкретное, частное, не укладывающееся в прокрустово ложе закона, для науки неинтересно. По это причине науку называют символическим описанием мира. Цель науки - истина. Но в жизни человека большую роль играет не только истина, но также доброта, справедливость, прекрасное, возвышенное. О них наука мало что может сказать. Поэтому абсолютизация научного общественного сознания приводит к очерствению человека, к дегуманизации общественных отношений.
Художественное (эстетическое) сознание в значительной мере компенсирует указанную выше ограниченность научного сознания. В различных искусствах люди отражают мир с точки зрения его гармонии и целесообразности, которые сконцентрированы в понятиях, красоты, прекрасного, возвышенного. В художественном сознании доминирует не логическое мышление, а эмоции и чувства, и продуктом художественного творчества является не понятие и закон, а художественный образ. Искусство иногда называют мышлением в образах. Благодаря живописи, пластике, архитектуре, музыке, литературе, театру человек осваивает уровни бытия, недоступные понятийному логическому мышлению. Гегель считал, что искусство, наряду с философией, способно выразить абсолютную истину. Хотя художественное творчество несет на себе печать индивидуальности художника и детерминировано культурой, гениальные творения содержат обобщения, выходящие за пределы конкретного места и времени. Гомер, Рафаэль, Шекспир, Достоевский, Чайковский, Толстой стали классиками, потому что смогли отразить в своем творчестве вечные темы.
Нравственное сознание (мораль) воспроизводит существующие в обществе нормы, законы, установления, регулирующие взаимоотношения между людьми. Для того, чтобы общественная жизнь людей была возможна, среди прочих условий, необходимы правила поведения, которых придерживаются все люди, проживающие в общем жизненном пространстве. Эти правила являются мерой должного поведения и направлены на регулирование свободной воли индивида. Представления о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо, присутствуют уже в сознании древних людей. Они формируются в процессе повседневной деятельности и закрепляют в качестве допустимых такие образцы поведения и взаимоотношений между людьми, которые положительно влияют на благополучие общества в целом и отдельного индивида в частности. В ходе истории действенные нормы и правила поведения сохраняются, а неэффективные - отбрасываются. Со временем в любом, долго существующем обществе формируется общественная мораль, а в сознании членов этого общества складываются представления о том, что является морально допустимым, а что - нет.
Моральные добродетели человека формируются в локальном общественном пространстве - семье, церковной и сельской общине, производственной артели, армейской казарме. Здесь люди непосредственно знакомы друг с другом, их жизнь проходит в буквальном смысле "на виду у всех" и поэтому малейшие отступления от общепринятого поведения порицается и осуждается. В исключительных случаях нарушитель может быть даже исключен, изгнан из общины. За пределами же этого локального пространства действие моральных норм ослабевает, а то и прекращается. В других общинах действуют другие правила, что, в частности, нашло отражение в поговорке: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". Это означает, что в рамках большого общества и государства моральные нормы носят более общий характер и действенность их не столь эффективна, как в небольшой общине единомышленников. Что же касается универсальной морали, предложенной мировыми религиями, то она имеет ценность скорее в качестве идеала, к которому должны стремиться все люди.
Специфика морального сознания состоит в том, что оно взывает к совести человека, его свободному выбору. Моральным считается не тот, кто поступает должным образом из-за страха наказания или осмеяния, а тот, кто делает это в силу внутреннего долга, сознавая свою ответственность перед другими людьми.
Арендный блок
Философия как форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире. Философия в духовной культуре общества. Связи между наукой и философией, философией и религией, философией и искусством.
из чего, как, когда и где возникла философия как новая форма мировоззрения, но и дать ответ на вопрос, почему потребность в философии воспроизводится в культуре человечества в многообразных региональных и национальных формах в различные исторические эпохи. По вопросу об источниках возникновения философии существуют три основные концепции в ис тории философии Первая - мифоіенная - считает единствен ным источником происхождения философии предфилософский миф. Наиболее видными представителями данной концепции в истории философии являются Г В Ф Гегель и А. С4 Лосев. При этом Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая миф мировоззренческой частью любой религии. Основой мифологии, по Гегелю, является фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира в разумной форм" В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т е. всеобщим определениям истины Философия и возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме. Миф как единственный духовный источник философии создает возможность философствования. Для того чтобы эта возможность стала действительностью, нужен, по Гегелю, ряд условий - расцвет действительной политической свободы и опреде ленная ступень зрелости культуры, когда исчезает направлен ность на единичное.
Вторая концепция сциентистская - рассматривает в качестве единственного источника происхождения философии пред- философское, конкретное, научное знание.
Согласно третьей - гносеомифогенной - концепции про исхождения философии тремя источниками философского знания являются развитый религиозно-мифологический комплекс, эмпирическое научное знание и житейская мудрость, отражающая обыденный нравственный опыт Необходимую причину генезиса философии представляет противоречие между осно ванным на нерациональном воображении мифстогическим мировоззрением и начатками научного мышления. Философия возникает как распространение методов научного мышления, которое стремится открыть неявные существенные связи и отношения в узкой области специального знания на все мироздание. Данное противоречие находит свое разрешение в философии при определенных социальных условиях, таких как наличие товарно-денежных отношений, установление частной собственности на землю и экономического господства городской жизни, установление правовых норм.
4.Структура философского знания, его элементы и общая характеристика, история формирования и развития, современное состояние и значение в обществе. Основные функции философии, взаимоотношение с наукой. Особенности соотношения философии с этикой и моралью.
5. Философия не была бы философией, если бы она принадлежала только к наукам. Подобно тому, как философия родственна любому направлению науки, родственные связи обнаруживаются у нее со всеми проявлениями культуры. Философию интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого существования в нем, т. е. в любой оригинальной философской системе отражается личностное мировосприятие ее автора. Поэтому философия относится к сфере культуры и обладает всеми ее характеристиками. Так, мы не можем говорить о русской или немецкой математике, русской или немецкой физике, но с полным правом говорим о русской и немецкой поэзии, музыке, философии.До Аристотеля философия основывалась большей частью на художественных образах и интуитивных озарениях. Но и интуитивное озарение является важнейшим элементом философского постижения мира. И прав был Ф. Достоевский, утверждавший, что философия та же поэзия, только высший градус ее. Античная философия действительно вышла из эпической поэзии - первые философские сочинения были написаны в поэтической форме
6. Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратиться по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.
Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою главную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут философами, а философствование - обычным делом каждого. Философия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по-видимому, должна становиться все более личностной, в идеале - занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.
7. Конкретно не нашел ничего, но, думаю «да»…
8. Мате?рия (от лат. materia - вещество) - философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.
12. Дух - 1) философское понятие, обозначающее нематериальное начало ; 2) высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности .
Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии . Идеализм , спиритуализм - признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как
понятие (панлогизм ),
субстанция (пантеизм ),
личность (теизм , персоналистические концепции)
Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием ; в иррационализме, определяя сущность духа, рассматривают такие его аспекты, как
интуиция
чувство
воля
воображение и т. д.
13. Жизнь человеческая - это микромир, состоящий из двух ярусов: духовного и материального. Материализм учит нас, что в основе всего лежит материя, идеализм утверждает – что душа. В человеке и других живых существах душа и материя едины. Душа обретает материю, с разрушением материи душа меняет место своего пребывания.Человек рождается и с первых минут ощущает заботу о себе матери. Мир нас учит заботиться о себе, точнее о своей материи – о здоровье. Нам советуют правильно питаться, заниматься спортом, избегать стрессов – холить и лелеять свою материю. Говорят, что так увеличивается продолжительность жизни.
14. Головной мозг человека (лат. encephalon ) является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков. Интеллект и первичные способности. Понятие о коэффициенте интеллектуальности. Исследование основных этапов эволюции интеллекта. Сравнительный анализ физиологических возможностей мозга человека и функционального информационного потенциала человечества
15. Еще древние мыслители искали разгадку тайны феномена сознания. В течение многих веков идут горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия, а естественные науки еще не достигли соответствующего уровня развития, психические явления рассматривались в рамках философии, с ее абстрактно – логическим объяснением этих явлений. Богословы рассматривали сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Рассматривая сознание как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное, ничем не объяснимое, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Материалисты искали общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального
16. Реа?льность (от лат. realis - вещественный, действительный) - философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума , составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно . Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность .
В диалектическом материализме термин «Реальность» употребляется в двух смыслах:
всё существующее , то есть весь материальный мир , включая все его идеальные продукты ;
объективная реальность , то есть материя в совокупности различных её видов . Реальность противополагается здесь субъективной реальности , то есть явлениям сознания , и отождествляется с понятием материи .
17. Идеали?зм (фр. id?alisme , через лат. idealis от др.-греч. ?dea - идея) - термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму (в Православии - христианскому материализму Святых Отцов, хотя сами термины "материализм" и "идеализм" предложил Лейбниц только в XVIII веке) сущностью философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя их, всегда нужно учитывать ту историческую их окраску и, в частности, ту эстетическую значимость, которую они получают в связи с разными периодами исторического развития, в связи с отдельными философами и культурологами и в связи с бесконечно разнообразной пестротой результатов и произведений философов и культурологов. Абстрактный идеализм в чистом виде и абстрактный материализм в чистом виде являются крайними противоположностями философского мировоззрения, не отвергающими, но предполагающими бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой.
Идеализм утверждает первичность в сфере бытия идеального духовного по отношению к материальному. В христианстве это учение называлось "варлаамизм" по имени Варлаама Калабрийского и было осуждено на Константинопольском соборе в 1341 году. Термин «идеализм» появился только в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря об осуждаемой не только Священным Преданием, но и в православной литургии философии Платона. Выделяются две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.
вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире. Философия в духовной культуре общества. Связи между наукой и философией, философией и религией, философией и искусством.
У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы
Философия – продукт духовного развития человечества и общественная форма сознания.
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения.
Компоненты мировоззрения:
Познавательный (цельные знания).
Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека).
Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).
Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).
Мировоззрение функционирует на двух уровнях:
Жизненно-практический.
Теоретический.
Исторические типы мировоззрения:
Мифологическое.
Возникает в глубокой древности и характеризуется следующими свойствами: образность (образное освоение реальности) и синкретизм (слитность и нерасчленённость мифологии, знаний, ценностей). В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологическое представление – это не столько знания, а реальность, в которой живёт человек.
Особенность мифологического мировоззрения – хаосоцентризм. Основной способ и принцип решения мировоззренческих вопросов – генетический.
Мифологический мир включает два аспекта:
Де хронический (рассказ о прошлом).
Синхронический (объяснение настоящего и будущего).
Мифология обеспечивает связь человека с прошлым и будущим. Главная функция и значение – обеспечение гармонии и единства человека с миром, природой, обществом.
Религиозное.
Религия возникла на очень ранних этапах развития человечества вместе с мифологией. Для религиозного мировоззрения характерен геоцентризм (в центре мировоззрения - Бог). Особенности религиозного мировоззрения:
Наличие культовой системы (системы обрядовых действий, направленных на создание особых отношений человека со сверхъестественным миром), наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру).
Основная функция религии - помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и приобщиться к неизменному и абсолютному. Мифология и религия носят духовно-практический характер, они ориентированы на регламентацию духовно-практической деятельности человека, на определение жизненного пути человека.
Философское.
Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу приходит логос или разум. Философия возникла, когда появилась необходимость в рациональном понимании мира (понимания с позиции знания).
Философское мировоззрение появилось в античной Греции, когда в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил термин “философия”.
У Платона и Аристотеля философия – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки.
Философия – это особая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, определение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Философия характеризуется теоретическим обоснованием любых положений, которые в ней выдвигаются, связью с наукой. Для философии характерен универсализм (любые явления рассматриваются в универсальном контексте), субстанционализм (стремление объяснить любые явления с единого основания) и сомнения (философия все подвергает критическому анализу).
В отличие от религии, философия противопоставляет догме – сомнение, вере – логику, эмоциям – интеллект.
. Философия в системе культуры
Начало философии можно определить, как попытку ответить на вопрос “ Кто я?” при отсутствии самоочевидных ответов. Этот вопрос является и началом собственных человеческих усилий по построению культуры. Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, возделыванию почвы (обыденного сознания). Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.
Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере.
Религиозным актом сверх рациональной веры разрывается тождество обыденной
личности и осуществляется порыв к Подлинной реальности.
Философия – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и
объясняющее мир естественными причинами. Философия рефлексивна (зная что-то,
философ должен знать себя, познающего это что-то).
Искусство и философия схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а философия – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.
Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Философия ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир человека входит в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, философия не удовлетворяется готовыми ответами. Важен сам процесс, состояние философствования.
Мораль характеризуется различием сущего и должного. Философия не говорит о том, что должно быть, но описывает сущее.
Философия занимает центральное место в культуре человечества. Тесно связана с остальными науками.
Позитивизм: философия – это побочный эл-т культуры, для позитивизма важна наука, естествознание.
Натурфилософия – философия природы. Конкретные науки не являются важными.
Антисциентизм: внутренний мир человека не может быть доступен науке.
Диалектико-материалистическая философия должна базироваться на опред. данных, может помогать естествознанию.
Реальные философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии.
Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамичный комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений.
К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.
Как совокупного духовного продукта важно уяснить, в чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания по отношению к общественному бытию.
Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Его самостоятельность проявляется в развитии по своим собственным внутренним законам. Общественное сознание может отставать от общественного бытия, но может и опережать его. Важно видеть преемственность в развитии общественного сознания, а также в проявлении взаимодействия различных форм общественного сознания. Особое значение имеет активное обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие.
Выделяют два уровня общественного сознания: общественную психологию и идеологию. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Идеология — это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Это уровень теоретического отражения мира; если первая является эмоциональным, чувственным, то вторая — рациональным уровнем общественного сознания. Сложным считается взаимодействие общественной психологии и идеологии, а также соотношение с ними обыденного сознания и массового сознания.
Формы общественного сознания
По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.
Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.
Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.
Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.
Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.
Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.
Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.
И здесь без знания , идеологии и политики не обойтись. В общественных науках о сущности и значении этих понятий с момента их возникновения существуют различные толкования и мнения. Но нам целесообразнее начать анализ поставленной проблемы с философии. Это оправдано не столько тем, что по времени появления философия предшествует всем другим наукам, сколько тем — и это является определяющим, — что философия выступает тем фундаментом, основой, на которые опираются все другие социальные, т.е. занимающиеся изучением общества, науки. Конкретно это проявляется в том, что поскольку философия изучает самые общие законы общественного развития и самые общие принципы исследования общественных явлений, то их знание, и самое главное — применение, будут той методологической основой, которую используют другие общественные науки, в том числе идеология и политика. Итак, определяющая и направляющая роль философии по отношению к идеологии и политике проявляется в том, что она выступает методологической основой, фундаментом идеологических и политических доктрин.
Идеология
А теперь посмотрим, что такое идеология , когда и почему она возникла и какую функцию выполняет в жизни общества. Впервые термин "идеология" ввел в обиход французский философ и экономист А. де Траси в 1801 г. в своем произведении "Элементы идеологии" для "анализа ощущений и идей". В этот период идеология выступает своеобразным философским течением, означавшим переход от просветительского эмпиризма к традиционному спиритуализму, получившему значительное распространение в европейской философии в первой половине XIX в. Во время правления Наполеона из-за того, что некоторые философы заняли по отношению к нему и его реформам враждебную позицию, французский император и его приближенные стали называть "идеологами" или "доктринерами" лиц, чьи взгляды были оторваны от практических проблем общественной жизни и реальной политики. Именно в этот период идеология начинает переходить из философской дисциплины в ее нынешнее состояние, т.е. в доктрину, более или менее лишенную объективного содержания и выражающую и защищающую интересы различных социальных сил. В середине XIX в. новый подход к выяснению содержания и общественного познания идеологии был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основополагающим в понимании сущности идеологии является ее понимание как определенной формы общественного сознания. Хотя идеология обладает относительной самостоятельностью по отношению к происходящим в обществе процессам, но в целом ее сущность и социальная направленность определяются общественным бытием.
Еще одну точку зрения на идеологию высказал В. Парето (1848-1923), итальянский социолог и политэконом. В его интерпретации идеология существенно отличается от науки, и они не имеют между собой ничего общего. Если последняя опирается на наблюдения и логическое осмысление, то первая на чувства и веру. Согласно Парето, — это социально-экономическая система, обладающая равновесием в силу того, что антагонистические интересы социальных слоев и классов нейтрализуют друг друга. Несмотря на постоянный антагонизм, вызванный неравенством между людьми, человеческое общество тем не менее существует и это происходит потому, что им управляют с помощью идеологии, системы убеждений избранные люди, человеческая элита. Получается, что функционирование общества в немалой степени зависит от умения элиты доводить свои убеждения, или идеологию, до сознания людей. Идеология может доводиться до сознания людей через разъяснение, убеждение, а также с помощью насильственных действий. В начале XX в. свое понимание идеологии высказал немецкий социолог К. Манхейм (1893-1947). Опираясь на заимствованное у марксизма положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия, идеологии от экономических отношений, он разрабатывает концепцию об индивидуальной и универсальной идеологии. Под индивидуальной или частной идеологией подразумевается "совокупность представлений более или менее осмысляющих реальную действительность, истинное познание которой вступает в противоречие с интересами того, кто предлагает саму идеологию". В более общем плане идеологией считается универсальное "видение мира" социальной группой или классом. В первом, т.е. в индивидуальном плане анализ идеологии должен осуществляться в психологическом ракурсе, а во втором — с социологических позиций. И в первом, и во втором случаях идеологией, по мнению немецкого мыслителя, является идея, которая способна врасти в ситуацию, подчинить и адаптировать ее себе.
"Идеология, — утверждает Манхейм, — это идеи, имеющие влияние на ситуацию и которые в действительности не могли реализовать свое потенциальное содержание. Нередко идеи выступают как благонамеренные цели индивидуального поведения. Когда же их стараются реализовать в практической жизни, имеет место деформация их содержания. Отрицая классовое сознание и соответственно классовую идеологию, Манхейм признает, по существу, только социальные, партикулярные интересы профессиональных групп и лиц разных поколений. Среди них особая роль отводится творческой интеллигенции, стоящей, якобы, вне классов и способной к беспристрастному познанию общества, хотя только на уровне возможности. Общим для Парето и Манхейма будет противопоставление идеологии позитивным наукам. У Парето — это противопоставление идеологии науке, а у Манхейма — идеологии утопиям. С учетом того, как Парето и Манхейм характеризуют идеологию, ее сущность можно охарактеризовать так: идеологией считается любая вера, с помощью которой контролируются коллективные действия. Термин вера следует понимать в самом широком значении и, в частности, как понятие, которое регулирует поведение и которое может иметь или нет объективное значение. Самое обстоятельное и аргументированное толкование идеологии, ее сущности было дано основоположниками марксизма и их последователями. Они определяют идеологию как систему взглядов и идей, с помощью которых осмысливаются и оцениваются отношения и связи людей с действительностью и друг с другом, социальные проблемы и конфликты, а также определяются цели и задачи общественной деятельности, заключающиеся в закреплении или изменении существующих общественных отношений.
В классовом обществе идеология носит классовый характер и отражает интересы социальных групп и классов. Прежде всего идеология — это часть общественного сознания и относится к ее высшему уровню, поскольку в систематизированной форме, облеченной в концепции и теории, выражает основные интересы классов и социальных групп. Структурно она включает в себя как теоретические установки, так и практические действия. Говоря о формировании идеологии, следует иметь в виду, что она не возникает сама по себе из повседневной жизни людей, а создается обществоведами, политическими и государственными деятелями. При этом очень важно знать, что идеологические концепции не обязательно создаются представителями того класса или социальной группы, чьи интересы они выражают. Мировая история свидетельствует, что среди представителей господствующих классов было немало идеологов, которые, порой неосознанно, выражали интересы других социальных слоев. Теоретически идеологи становятся таковыми в силу того, что они в систематизированной или достаточно явной форме выражают цели и необходимость политических и социально-экономических преобразований, к которым эмпирическим путем, т.е. в процессе своей практической деятельности, приходит тот или другой класс или группа людей. Характер идеологии, ее направленность и качественная оценка зависят от того, чьим социальным интересам она соответствует. Идеология, хотя и является порождением общественного бытия, но, обладая относительной самостоятельностью, оказывает огромное обратное воздействие на общественную жизнь и социальные преобразования. В переломные исторические периоды в жизни общества это влияние в короткие в историческом плане промежутки времени может быть решающим.
Политика — явление исторически преходящее. Она начинает формироваться только на определенном этапе развития общества. Так, в первобытно-родовом обществе не существовало политических отношений. Жизнь общества регулировалась многовековыми привычками и традициями. Политика как теория и руководство общественными отношениями начинает формироваться по мере появления более развитых форм разделения общественного труда и частной собственности на орудия труда, т.к. родоплеменные отношения оказались не в состоянии старыми народными способами регулировать новые отношения между людьми. Собственно, начиная с этого этапа развития человечества, т.е. с возникновения рабовладельческого общества, появляются первые светские представления и идеи о происхождении и сущности власти, государства и политики. Естественно, что представление о предмете и сути политики изменилось, и мы остановимся на том толковании политики, которое в настоящее время является более или менее общепринятым, т.е. о политике как теории государства, политике как науке и искусстве управления. Первым из известных мыслителей, кто затронул вопросы развития и организации общества, высказал идеи о государстве, был Аристотель, который сделал это в трактате "Политика". Свои представления о государстве Аристотель формирует, исходя из анализа социальной истории и политического устройства целого ряда греческих государств-полисов. В основе учения греческого мыслителя о государстве лежит его убеждение в том, что человек — это "политическое животное", а его жизнь в государстве — естественная сущность человека. Государство представляется как развитое сообщество общин, а община — как развитая семья. Семья у него — прототип государства, и ее структуру он переносит на государственное устройство. Учение Аристотеля о государстве носит четко выраженный классовый характер.
Рабовладельческое государство — это естественное состояние организации общества, а посему существование рабовладельцев и рабов, господ и подчиненных вполне оправдано. Основными задачами государства, т.е. , должно быть предотвращение чрезмерного накопления богатства у граждан, поскольку это чревато социальной нестабильностью; безмерного роста политической власти в руках одной личности и удержание рабов в повиновении. Значительный вклад в учение о государстве и политике сделал Н. Макиавелли (1469 — 1527 гг.), итальянский политический мыслитель и общественный деятель. Государство и политика, по Макиавелли, имеют не религиозное происхождение, а представляют собой независимую сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли в рамках необходимости, или фортуны (судьбы, счастья). Политика определяется не богом или моралью, а является результатом практической деятельности человека, естественных законов жизни и человеческой психологии. Главные мотивы, обуславливающие политическую деятельность, по Макиавелли, — реальные интересы, корысть, стремление к обогащению. Государь, правитель должен быть абсолютным властелином и даже деспотом. Он не должен быть ограничен ни моральными, ни религиозными предписаниями в достижении поставленных целей. Такая жесткость не прихоть, она диктуется самими обстоятельствами. Только сильный и жесткий государь может обеспечить нормальное существование и функционирование государства и удержать в сфере своего влияния жестокий мир людей, стремящихся к богатству, благосостоянию и руководствующихся только эгоистическими принципами.
В соответствии с марксизмом, политика — это область человеческой деятельности, детерминированная отношениями между классами, социальными слоями, этническими группами. Ее основная цель — проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самым существенным в политике считается устройство государственной власти. Государство выступает в качестве политической надстройки над экономическим базисом. Через нее экономически господствующий класс обеспечивает свое политическое господство. По существу главной функцией государства в классовом обществе становится защита коренных интересов господствующего класса. Три фактора обеспечивают могущество и силу государства. Во-первых, это публичная власть, включающая в себя постоянный административно-чиновничий аппарат, армию, полицию, суд, дома заключения. Это самые мощные и действенные органы государственной власти. Во-вторых, право на сбор налогов с населения и учреждений, которые необходимы главным образом для содержания государственного аппарата, власти и многочисленных органов управления. В-третьих, это административно-территориальное деление, которое способствует развитию экономических связей и созданию административных и политических условий для их регулирования. Наряду с классовыми интересами государство в определенной мере выражает и защищает общенациональные интересы, регулирует в основном с помощью системы правовых норм всю совокупность экономических, социально-политических, национальных и семейных отношений, тем самым способствуя укреплению существующего социально-экономического порядка. Один из важнейших рычагов, с помощью которых государство осуществляет свою деятельность, — право. Право — это совокупность норм поведения, закрепленных в законах и утвержденных государством. По выражению Маркса и Энгельса, право есть воля господствующего класса, возведенная в закон. С помощью права закрепляются экономические и общественные или социально-политические отношения, т.е. взаимоотношения между классами и социальными группами, статус семьи и положение национальных меньшинств. После образования государства и утверждения права в обществе формируются ранее не существовавшие политические и правовые отношения. Выразителями политических отношений выступают политические партии, выражающие интересы различных классов и социальных групп.
Политические отношения , борьба между партиями за власть есть не что иное, как борьба экономических интересов. Каждый класс и социальная группа заинтересованы в том, чтобы утвердить в обществе с помощью конституционных законов приоритет своих интересов. Например, рабочие заинтересованы в объективном вознаграждении за свой труд, студенты — в стипендии, которая обеспечивала бы им хотя бы пропитание, владельцы банков, заводов и другого имущества — в сохранении частной собственности. Можно сказать, что экономика на определенном этапе потому порождает политику и политические партии, что они нужны для нормального существования и развития. Хотя политика является порождением экономики, тем не менее она обладает не только относительной самостоятельностью, но оказывает на экономику определенное влияние, а в переходные и кризисные периоды это влияние может даже определять пути развития экономики. Влияние политики на экономику осуществляется различными способами: непосредственное, через экономическую политику, проводимую государственными органами (финансирование различных проектов, инвестиции, цены на товары); установление таможенных пошлин на индустриальную продукцию с целью защиты отечественных производителей; проведение такой внешней политики, которая благоприятствовала бы деятельности отечественных производителей в других странах. Активная роль политики в стимулировании экономического развития может осуществляться по трем направлениям: 1) когда политические факторы действуют в том же направлении, что и объективный ход экономического развития, то они его ускоряют; 2) когда действуют наперекор экономическому развитию, тогда они его сдерживают; 3) они могут тормозить развитие в одних направлениях и ускорять его в других.
Проведение правильной политики напрямую зависит от того, в какой степени политические силы, находящиеся у власти, руководствуются законами общественного развития и учитывают в своей деятельности интересы классов и социальных групп. Итак, можно сказать, что для понимания общественно-политических процессов, происходящих в обществе, важно знать не только роль социальной философии, идеологии, политики в отдельности, но и их взаимодействие и взаимовлияние.
Философия как форма общественного сознания (этапы формирования философского миропонимания)
Общественное сознание - отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Оно отражает, в сущности, и само состояние конкретного общества. Философия - рациональное отношение к действительности. Философ постигает мир рациональным способом. Философия есть форма общественного сознания. Она представляет собой мировоззрение, т. е. имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Она есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В философии формируется теоретическое мышление. Из философии выделяется наука как из рационального способа постижения мира. Главное отличие в том, что наука обязательно имеет практическое основание, то есть, связана с опытом, а философия нет. Философия охватывает область мышления. В отличие от философии другие формы сознания не охватывают область мышления. В философии реализуется мыслительная функция.
4 этапа:
· Античная философия 6в. До н.э. – 5в. Н.э. 1. Натурфилософия – Главный интерес: происхождение мира; Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.), Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.), Числа (Пифагор и др. 2. Интеллектуализм - Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.). 3. Эллинистическая философия - Самодостаточность человека (киники), Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы), Человек и его космическая судьба (стоики), Мудрое молчание (скептики). 4. Неоплатонизм - Иерархия: Единое-Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя.
· Средневековая философия 5-14в.в.
· Философия Нового времени 14-19в.в.
· Философия XX века
Предмет философии (структура философского знания)
ФИЛОСОФИЯ - учение о мире и месте человека в нем, теоретическая основа мировоззрения, способ познания мира, логика теоретического мышления, методология научного знания и практической деятельности, форма общественного сознания, мера человеческих ценностей, феномен духовной культуры.
Предмет философии - всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.
Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии.
Место и роль философии в культуре (функции философии)
Роль философии в культуре определяется тем, что она размышляет над основаниями культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от конкретики и превращает их в чистые понятия, оперируя которыми конструирует возможные идеальные миры. Фундамент культуры составляют ценности и знания, а рефлексией над ними занимается философия. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что должно быть, а не того, что есть. И в центре рассмотрения философии находятся так называемые смысложизненные, или экзистенциальные, ценности: свобода, жизнь, смерть, зло, смысл жизни, добро, истина, красота, цель и т. п. В культуре существуют разные мировоззренческие системы: религия, мифология, философия. Однако лишь философские теории отвечают критерию рациональности. Взгляд философии на мир и человека точнее и шире, чем точка зрения здравого смысла и жизненно-практического мировоззрения..
Функции: Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
Функции философии
1. Мировоззренческая функция - создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций. Ее компоненты:
- гуманистический (вопросы жизни и смерти, проблемы отчуждения)
- социально – аксиологический
- культурно – воспитательный
- объяснительно - информационный
2. Гносеологическая функция (от греч. гнозис - знание). В теории познания отношение «мир - человек» рассматривается как отношение объекта и субъекта познания. Вопрос о том, что такое истина - один из вопросов гносеологии.
1) эмпиризм (греч. эмпириа - опыт) единственный источник знания - опыт, основанный на чувственном познании.
2) рационализм (лат. рацио- разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления.
3. Методологическая функция - философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.
4. Интегративная функция - знания отдельных дисциплин сводит в единую целостную систему.
5. Критическая функция - принцип «подвергай все сомнению» - критический подход по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям.
6. Аксиологическая функция (греч. акси - ценность) ориентируется на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п
7. Социальная функция философии является аспектом общественной жизни и выполняет двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.
8. Прогностическая функция философии предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропонимания. Таковыми могут считаться «планетарная этика» Рерихов или «русский космизм» К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, рассматривающих единство человека и космоса, «ноосферная» концепция В. И. Вернадского и др.
ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД (греч. тетойоз - путь познания) - система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительности.
Философские методы не определяют однозначно путь поиска истины, следовательно, оптимальной является взаимодополнительность меmoдов.
Философия древнего Китая (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм)
Конфуцианство.
Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры.
Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом.
Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.
Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…)
Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.
Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.
Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол:
· Жестокости
· Грубости
· Жадности
В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими.
Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте.
В сферу обучения, считал Конфуций, должны входить:
· Искусство стрельбы из лука
· Управления лошадьми
· История и математика
О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое».
Моизм.
Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы), живший в 479-400-ом годах до нашей эры.
Как и Конфуций, одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу. Воля неба – это всеобщая любовь и взаимная выгода. Мо-Цзы в принципе отвергает влияние судьбы на жизнь человека, показывая наиболее уязвимое место конфуцианского учения: «Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, это всё равно, что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку».
Мо-Цзы, как и Кун-Цзы, близки интересы народа. Он утверждал, что правители должны любить народ и заботиться о нём.
Мо-Цзы и его сторонники предложили комплекс принципов поведения людей: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «принцип против нападений», «принцип за экономию в доходах», «принцип против музыки и увеселений» и так далее…
Моисты первыми начали изучать процесс познания. Они выступили против учения Конфуция о врождённом знании. Последователи Мо-Цзы считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания. Моисты впервые в китайской философии выделили и дали определения философским категориям: вещь, бытие и небытие, знание, разум, пространство и время, и многим другим.… К примеру определение разума, данное моистами, выглядит следующим образом: «Разум – это понимание сущности вещей».
Поздние моисты разрабатывали правила ведения спора.
Фа-цзя (Легисты).
Школа легистов сформировалась в IV-ом веке до нашей эры.
Легисты Шан Ян, Хань Фэй-Цзы и другие, отвергали методы управления, основанные на ритуалах и традициях, высмеивали рассуждения человека о человеколюбии, долге, справедливости, братской любви и так далее…
Представители школы фа-цзя в своих суждениях исходили из того, что человек по своей природе зол. Изначально заложенная в человеке звериная сущность не может быть изменена воспитанием, но проявления её могут быть предотвращены строгими едиными законами.
Легисты считали, что для порядка в государстве необходимо:
Иметь в государстве максимум наказаний и минимум наград
Карать жёстко, внушая трепет
Жёстко карать за мелкие хулиганства, тогда условий для крупных преступлений не появится
Разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносами
Эта программа была реализована императором Цинь Ши-Хуаном, который ввёл единое законодательство, денежные единицы, письменность, имущественную и социальную градации населения, создал единый военно-бюрократический аппарат.
- соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии
При этом усматривается причинная зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение
- действующая причина - это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего»
Ввел в философию принцип развития как ответ на апорию элейцев (согласно которым сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже не существует, а во втором - нечто не может возникнуть из ничего) } и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небытия»
Ввел в оборот философии категории возможности (потенция) и действительности (акт)
3) Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал
- мировое движение - цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя
Исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине (т.е. космологическое доказательство бытия божия)
Бог - причина движения, начало всех начал, чистая форма и первая сущность
Но Бог Аристотеля - не есть личный Бог
Идея души
Душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения
Душа - энтелехия тела (т.е. не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна)
То, благодаря чему мы живем, ощущаем и размышляем, - это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат: «Именно душа придает смысл и цель жизни»
Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию - это и есть душа, т.е. отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума
Теория познания и логика
- бытие – предмет познания
Опыт - ощущения, память и привычка (ПР любое знание начинается с ощущений)
Разум усматривает общее в единичном (формы истинно научного знания - понятия, постигающие сущность вещи)
Аристотель - основоположник логики: рассматривал операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний; сформулировал логические законы - закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»)
Разработал учение о силлогизмах, где рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений
Разработка Аристотелем проблемы диалога (углубившего идеи Сократа)
Этические взгляды
- государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что укрепляет социальный порядок
- виды добродетели : интеллектуальные и волевые
Характер: кроткий или умеренный
- интеллектуальные добродетели : мудрость, разумная деятельность, благоразумие (человек - как одаренное разумом существо). Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятельности
Счастье человека - это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести
Этические свойства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Природа дает возможность стать добродетельным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в деятельности: творя справедливое, человек становится справедливым; действуя умеренно - он становится умеренным; поступая мужественно - мужественным. Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности. Принцип этического учения - стремление найти среднюю линию поведения
Идея справедливости: справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе.
Об обществе и государстве
Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни
Только человек способен к восприятию понятий: добро и зло, справедливость и несправедливость
Первый результат социальной жизни - образование семьи. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.
Отождествлял общество с государством
Элементы государства: зависимость деятельности людей от их имущественного положения - бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя. - три главные слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества.
Государство возникает когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни
Сторонник рабовладельческой системы (связывал рабство с вопросом собственности)
По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.
В основе всех общественных потрясений - имущественное неравенство
Выделял 6-ть форм государства: 3-ри правильные – монархия, аристократия, полития и 3-ри неправильные – тирания, олигархия, демократия («за» политию)
Киники
Антисфен (являлся учеником Сократа) (ок. 450 - ок. 360 до н.э.) Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную философию никчемной.
Диоген (ок. 400 - ок. 325 до н.э.). (ученик Антисфена)
Антисфен
За опрощение жизни отказ от каких-либо потребностей
Полагал необходимым быть ближе к природе
- «нет»: правительству, частной собственности, браку
Осуждал рабство
Презирал роскошь и стремление к наслаждению
Диоген
(ПР - символично предание о том, как Диоген днем с фонарем безуспешно искал честного человека).
Искал добродетели
Считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания (Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха)
- (ПР – он утверждал, что боги поступили справедливо, жестоко наказав Прометея: он принес человеку искусства, породившие запутанность и искусственность человеческого бытия (это напоминает мысли Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого)
Мир плох, поэтому надо научиться жить независимыми от него
Блага жизни непрочны: они - дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши подлинные заслуги
Для мудреца важно - смирение
Человек по своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей - в доблести духа
ПР - по преданию один киник сказал богачу: «Ты даешь щедро, а я принимаю мужественно, не пресмыкаясь, не роняя никогда своего достоинства и не ворча» .
Что касается того, кто берет взаймы, то киники всячески преуменьшали его обязательства по отношению к заимодавцу. (Отсюда ясно, как слова «циничный», «циник» приобрели свое современное значение.) Популярный цинизм учит, по словам Б. Рассела, не отказу от благ этого мира, а лишь некоторому безразличию к ним.
Скептики
Скептицизм (от греч.скепсис - рассматривающий, исследующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего , противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений .
Пиррон - основатель скептицизма(360-270 до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Пиррон - участник азиатского похода Александра Македонского, где знакомство с индийскими аскетами и сектантами способствовали формированию такого рода его этических воззрений, прежде всего идеи безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно.
Философ -тот, кто стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий
Философ обязан ответить на вопросы:
Из чего состоят вещи?
Как мы должны относиться к этим вещам?
Какую выгоду мы можем получить из такого отношения к ним?
На первый вопрос чел не в состоянии получить ответа: всякая вещь «есть это не в большей мере, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым.
Всякому утверждению чел о любом предмете может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение.
- «Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чем-либо!»
Скептицизм Пиррона - это не полный агностицизм: достоверны все наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления
ПР - если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: «Это кажется мне горьким или сладким»
Эпикур и эпикурейцы
Эпикур (341-270 до н.э.)
Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.)
Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.
Эпикур
Развивал идеи атомизма
- во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение
- идея об «отклонении» атомов – т.е. атомы наделены способностью самопроизвольного отклонения, когда атомы движутся в «связном потоке», которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека } атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир.
Мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов.
Но (?) тяжесть атомов не позволяет объяснить самостоятельность каждого атома: в этом случае, по Лукрецию, атомы падали бы, наподобие капель дождя, в пустую бездну
- «В необходимости нет никакой необходимости!» - Эпикур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективности случайности
Жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет»
Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая, как она есть, с началом и с концом.
Эпикур признавал наличие души у человека
Душа – «ничего нет ни тоньше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов»
Душа – это принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного существования
- знание начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом анализ слов и установление точной терминологии
- принцип этики - удовольствие, кот отличаются: благородным, спокойным, уравновешенным и созерцательным характером - принцип гедонизма
Стремление к удовольствию - принцип выбора или избежания
Если у человека отнять чувства, то не останется ничего
- «за» постоянное блаженство
Предел наслаждения и блаженства -избавиться от страданий! «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно! »
- «за» благочестие, богопочитание
- «Бог - существо бессмертное и блаженное
Лукреций Кар
- признавал существование богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в между мировых пространствах в блаженном покое
- поэма «О природе вещей»
На сознание чел оказывают влияние атомы путем истечения особых «эйдолов», в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания
Атомы – это творческие начала, т.е. атомы - это материал для природы
Творческий принцип - в прародительнице-Венере, в искуснице-Земле, в созидательном естестве - природе
Ценит чел разум, овладевающий знаниями и искусствами
Стоицизм
Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм - это наименее «греческая» из всех философских школ.
1) ранние стоики , в большинстве своем сирийцы : Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп . Их труды сохранились в фрагментах, поэтому уяснение их воззрений затруднено.
2) поздние стоики (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий - это в основном римляне . Их труды дошли до нас в виде полных книг.
ПР -уже при одном слове «стоик», по словам А.Ф. Лосева, возникает представление о мудром человеке, который весьма мужественно выносит все невзгоды жизни и остается спокойным. Стоики выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного мудреца.
Марк Аврелий (121 -180; римский император с 161 г. н.э.) Работа: «Наедине с собой»
- Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители (эта идея зозродилась в христианстве в образе ангела-хранителя )
Вселенная -целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой
Афоризмы Марка Аврелия:
- «Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении»
-«Чтобы ни случилось с тобой - оно предопределено тебе из века»
- « Сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием»
- «Люби человечество. Следуй Богу... И этого достаточно, чтобы помнить, что Закон правит всем»
Особое внимание уделяли феномену воли: самообладанию, терпению и т.п.
Развитие природы - в религиозном духе: все предопределено
Бог не отделен от мира, он - душа мира
Принцип всеобщей целесообразности (ПР: все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать слишком долго в постели)
Сенеки (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.)
Божество господствует над всеми вещами и событиями: ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод
Не сопротивление злу: т.к. оно текуче
Тело мира образовано из: огня, воздуха, земли и воды
Душа мира - это огненная и воздушная пневма
Бытие - разная степень напряжения божественно-материального первоогня, т.к.
огонь превращается во все прочие стихии по закону (Логосу)
Логос мира =отождествлялся с Судьбой
Зенон (332-262 до н.э.)
Судьба - это власть, двигающая материю
Бог - пламенный разум мира (Бог =Ум = Судьба)
По природе все человеческие существа равны
Использовал термин «лектон» - предмет, который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением (язык (его лексика и грамматика, синтаксис, семантика и т.п.)
Особенности теории.
Отверг кастовость коммунизма , его связь с эксплуатацией и неравенством, распространил коммунистические принципы на все общество.
Ввел требование всеобщего производительного труда.
Отошел от платоновского подавления личности государством, от монополии государства на духовную жизнь человека , связал коммунистический идеал с демократией.
Коммунистическая идея возникает как отклик на социальное неблагополучие, из сочувствия к угнетенным, из стремления к равенству и преодолению социальной несправедливости (социализм приобретает социальную окраску, связывается с участью трудящихся).
Мор ввел жанр утопии как средство критики существующего строя (нереальность проекта, полное отсутствие практической заинтересованности позволили ему остаться верным высоким нравственным принципам).
Кампанелла. Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жён. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви - совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором «дети рождались бы самые лучшие». Кампанелла находит странным, что люди так заботятся о приплоде лошадей и собак, вовсе не думая о «человеческом приплоде», и считает необходимым строгий выбор брачующихся, для совершенства поколения. В городе Солнца этим заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причём женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п. Те женщины, которые оказываются бесплодными, становятся общими женами. Столь же деспотически, но сообразно способностям каждого распределяются между жителями работы; похвальным считается участвовать во многих разнообразных работах. Вознаграждение за труд определяется начальниками, причём никто не может быть лишен необходимого. Продолжительность рабочего дня определяется в 4 часа и может быть ещё сокращена при дальнейших технических усовершенствованиях, которые Кампанелла прозревал в будущем: так, например, он предсказывал появление кораблей, которые будут двигаться без парусов и весел, при помощи внутреннего механизма. Религия жителей г. Солнца - это, по всей вероятности, религия самого Кампанеллы: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание; всякие обряды и формы устранены. Таким, как город Солнца, Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство». Ему казалось, что Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы (мысль, разработанная им в сочинении «De Monarchia Messiae» и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов).
ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ
I – ый - чувства - имеют два недостатка:
1. они многое не замечают в явлениях природы (ПР: из-за слишком больших или малых размеров, скорости и т. п.)
2. чувства в принципе обманывают человека (т. к. дают предмет не по аналогии мира, а по аналогии человека) , по Бэкону, все чувственные качества (цвета, вкусы, запахи, звуки, тактильные ощущения) не существуют в самих предметах. Это явление Бэкон называет «великим обманом чувств». Избавить чувства от этого недостатка невозможно.
В ходе проведения опытов один предмет природы сталкивается с другим предметом природы, а ученый фиксирует результат (метод - наблюдения)
1) т. е. это диалог человека и природы
2) есть и «монолог» самой природы
ВЫВОД: не доверяет чувствам как источнику знания - они всегда обманывают
- но, в то же время, без них познать природу невозможно - это противоречие (или гносеологический парадокс) снимает понятие «специальных опытов» (современное название которых - эксперимент)
II – ой - ум - имеет 2-ва недостатка:
1. быстро отрывается от данных чувств, от опыта
2. из-за плененности «идолами» привносит многое от себя в познание природы
Чтобы ум занимался только осмыслением данных чувств и «опытов» - надо использовать – индукцию – это набор процедур, обеспечивающих строгую фиксацию данных наблюдений и опытов (экспериментов), располагает их так, чтобы стало очевидным, какие явления - причины, а какие - следствия
ВЫВОД: Бэкон обосновал экспериментально-индуктивное естествознание. Бэкон разработал теорию познания, в которой использовал понятие объекта («вещь сама по себе») и субъекта («ум сам по себе»)
Томас Гоббс (1588-1679)
Выходец из простонародья; закончил Оксфордский университет (Англия). Помогли ему туда поступить очарованные его способностями дядя и школьный учитель Латимер. От карьеры университетского преподавателя он отказался и стал домашним учителем барона Кавендиша. В семье знатных и богатейших дворян он познакомился со многими знаменитостями того времени, в частности с Бэконом, мысли которого Гоббс записывал под диктовку. А Бэкон говорил, что Гоббс лучше всех понимает его мысли. Трижды Гоббс вместе с Бэконом посещал Европу. В четвертый раз он отправился в Париж в эмиграцию (1640-1551).
Работы: «Основы философии» , делится на три части: «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642); «Левиафан...» (1645) , «Бегемот, или Долгий парламент» (1668) - работа по истории гражданской войны в Англии; перевел с древнегреческого на английский и издал поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада» (1677)
- (?) - о природе мыслящей вещи и об источнике знаний человека
Действия мышления осуществляет тело при помощи органов ощущений, через которые извне и поступают знания
Новая философия разделилась на два направления: эмпиризм и рационализм
Эмпиризм - (?) об источнике наших знаний => выработали и обосновывали позицию, что все знания происходят из внешнего опыта через органы ощущений человека.
Рационализм - все знания имеют своим источник
