Используя тематические карты. Специальные школьные карты и другие картографические произведения. Использование цвета на тематических картах
Отдельные направления тематического картографирования развиты
неравномерно. Наиболее сложилось геологическое картографирование. Учреждения министерства геологии планомерно занимаются созданием карт от крупных до мелких масштабов. На территорию страны составляют государственные геологические карты масштабов 1:200 000 и 1:1 000 000, регулярно издаются обзорные карты. Кроме собственно-геологических созданы карты тектонические, четвертичных отложений, гидрогеологические и др. Издаются каталоги карт, установлена единая система карт.
Успешно развивается почвенное картографирование. На территорию России создана карта масштаба 1:1 000 000, большинство областей обеспечены картами более крупных масштабов, развиты региональные почвенные съемки.
Геоморфологическое картографирование, создание карт растительности и ландшафтов отстают, прежде всего, потому что не опираются на общепризнанные классификации и стандартные требования. Существует множество карт - от съемочных масштабов до обзорных, -но единые государственные комплексы карт каждого направления пока не сложились; карты носят в основном авторский характер.
Климатическое и гидрографическое картографирование имеет два уровня. Первый - ведомственный, где создают наборы карт фактологического типа достаточно крупных масштабов (они обычно не издаются); второй уровень - государственный, реализуемый системой Гидрометеослужбы, которая составляет и издает мелкомасштабные сводные тематические карты.
Социально-экономическое картографирование в основном базируется на статистических данных. Оно изначально мелкомасштабно и не носит общегосударственного характера. Во главе его, как правило, стояли крупные ученые-теоретики: Н. Н. Баранский, А. И. Преображенский, М. И. Никишов, В. П. Коровицын, В. П. Шоцкий и др. На территорию России в целом и крупные экономические районы изданы карты обзорных масштабов. С внедрением компьютерных технологий это направление стало быстро прогрессировать.
Большое значение для тематического картографирования имеет деятельность сложившихся научно-исследовательских и информационных центров. Там разрабатывают методику картографирования, концентрируют информацию, ведут экспериментальные работы, составляют обзорные карты. Такие центры курируют работу других учреждений и ведомств, занимающихся созданием карт данной тематики.
Большой вклад в тематическое картографирование вносят многие отраслевые научно-исследовательские институты, а также институты Российской академии наук (географии, геологии, почвоведения,ботанический и др.) и их местные филиалы, Государственные университеты, ведомственные научные подразделения (Институт леса; Центр комплексных территориальных проблем и т.д.).
_____________________________________
Тематическими называются карты, основное содержание которых определяется отображаемой конкретной темой, специально посвящены какому-либо элементу или явлению, например, населенным пунктам, климату, почвам, транспорту, событиям истории и т.п. Они подразделяются на карты природных явлений (физико-географические) и карты общественных явлений (социально-экономические) и далее делятся на группы карт более узкой области картографирования, к каждой из которых уже относится ряд карт конкретной тематики. Например, к группе геологических карт относятся стратиграфические, тектонические, гидрогеологические, металлогенические, инженерно-геологические и другие карты; к группе ботанических карт относятся геоботанические, флористические карты лесов и другие. В ряде случаев эти карты относятся одновременно к двум различным областям картографирования, например, агрохимические карты могут быть отнесены к почвенным и к геохимическим картам, а сейсмические – к геологическим и к геофизическим картам. Такое “двойное подчинение” встречается и на более высоком уровне. Например, вся группа медико-географических карт (нозогеографические, медико-географического прогнозирования и др.) может быть отнесено и к картам природных явлений, и к картам общественных явлений.
Тематические карты делятся также и по ширине охвата темы – на общие, отображающие относительно более широкую тему, и частные, или отраслевые, посвященные более узкой теме. Степень широты темы может определяться на разных уровнях, например, карты промышленности по отношению к общеэкономическим являются отраслевыми, а по отношению к картам текстильной промышленности – общими.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА КАРТ - общегеографические элементы тематической карты, не входящие в ее специальное содержание и облегчающие ориентирование и уяснение закономерностей размещения явлений, относящихся к тематике карты (н-р проекцию и масштаб – и элементы общегеографической карты – географическую сеть, населенные пункты, пути сообщения, границы и т.п. Географическая основа помогает ориентироваться на карте, «читать» ее и локализовать содержание проектируемой карты.)
По степени обобщенности показателей тематические карты делятся на аналитические, синтетические и комплексные.
4.1.1. Аналитические карты
К аналитическим относятся карты, дающие конкретную характеристику одного или нескольких природных или социально-экономических явлений, без отображения связей и взаимодействий между ними. Для них используются необобщенные или мало обобщенные показатели, часто полученные на основе единичного наблюдения (на картах наблюдения). Например, карты отдельных метеорологических элементов, характеризующих их величину в тот или иной момент или период времени (рис. 4.1): температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, ветров и т.п.; или карты крутизны склонов, глубин, густоты расчленения рельефа и др. Аналитические карты дают информацию по определенным сторонам или свойствам объектов и явлений, им свойственно отвлечение от целого.
Рис. 4.1. Аналитическая карта фактической погоды
Сила аналитического картографирования в том, что оно позволяет как бы «расчленить» объект на составные части, обособленно рассмотреть их или даже выделить элементы этих частей. Такое «расчленение» может быть сколь угодно детальным, все зависит от глубины анализа. На начальных стадиях аналитического изучения объекта на картах показывают основные элементы его структуры, вещественного состава, особые признаки и свойства. Но по мере накопления знаний и совершенствования методики аналитические карты отражают все более тонкие особенности и детали строения. Так, изучая рельеф, применяют все более «тонкие» методы математического моделирования, получая все более детальные аналитические карты, например карты горизонтальной и вертикальной кривизны поверхности, карты вторых производных, характеризующих скорость изменения уклонов, карты дисперсии высот и т.п. Возможности анализа практически бесконечны.
Необходимо, однако, иметь в виду, что понятие «аналитическая карта» в определенном смысле относительно. Скажем, карта дневных температур, несомненно, аналитическая карта по отношению к карте среднемесячных, а тем более среднегодовых температур. Но и карту среднегодовых температур можно считать аналитической, если поставить ее в ряд с картами давления, осадков, испарения, преобладающих ветров - все они характеризуют лишь отдельные элементы климата. Такова диалектика всякого анализа, который неразрывно связан с синтезом.
Близки к аналитическим так называемые частные
, или отраслевые
, карты. Они имеют узкую тематику, подробно показывают какую-либо отдельную отрасль. Чаще всего, говоря об отраслевых картах, имеют в виду социально-экономическую тематику, связанную с отдельными отраслями промышленного или сельскохозяйственного производства. Отраслевыми принято считать карты машиностроения, текстильной, химической, пищевой и других отраслей промышленности или карты свекловодства, хлопководства, овцеводства, птицеводства и т.п.
4.1.2. Синтетические карты
Синтетические
карты дают целостное пространственное отображение явлений в результате интерпретации наиболее существенных показателей, их соединения и обобщения с учетом связей между ними. Примером могут служить карты климатического районирования, сельскохозяйственной специализации районов, ландшафтные карты, на которых выделяются соответствующие области (районы) по совокупности многих показателей.
Синтетические карты обычно создают путем интеграции данных, отраженных в сериях аналитических карт. При небольшом числе синтезируемых показателей это можно делать вручную, но в более сложных случаях необходимо использовать методы математического моделирования.
Отметим, что синтетические карты всегда имеют довольно подробные, порой даже громоздкие легенды. В пояснениях к интегральной оценке стараются отразить многие исходные параметры.
Методы создания синтетических карт особенно усовершенствовались с внедрением геоинформационных систем, оперирующих одновременно десятками слоев информации. ГИС включают специальные процедуры для синтеза данных. В частности, это дало импульс широкому развитию синтетического эколого-географического картографирования условий жизни населения на основе учета комплекса природных, экономических и социальных параметров. Возможно даже совмещение на одной карте нескольких синтетических показателей.
Рис. 4.2. Синтетическая карта. Зоны специализации сельского хозяйства на юге Азербайджана
Иногда на одной и той же карте синтетическое изображение сочетается с некоторыми аналитическими показателями. Например, на экономических картах сельскохозяйственное районирование дается в синтетическом обобщении, а отрасли промышленности представлены аналитически. Это так называемые аналитико-синтетические карты.
Необходимо иметь в виду, что есть разные ступени синтеза. Геоморфологическая карта является синтетической по отношению к картам углов наклона и расчленения рельефа, но в то же время она может рассматриваться как аналитическая по отношению к карте природного районирования территории. Тут она стоит в ряду таких карт, как гидрологическая, почвенная, геоботаническая и др. То, что на одной ступени выступает как синтетическое изображение, на следующем, более высоком уровне становится «элементом» более сложной системы - так в картографировании проявляется диалектика процессов анализа-синтеза. Следует добавить к этому, что степень синтеза всегда возрастает с уменьшением масштаба карты, с переходом от показа отдельных объектов к изображению собирательных понятий. Иначе говоря, уровень синтеза находится в определенной зависимости от степени генерализации картографического изображения.
4.1.2. Комплексные карты
Комплексные карты совмещают изображение нескольких элементов близкой тематики, набор характеристик (показателей) одного явления. Например, на одной карте можно дать изобары и векторы преобладающих ветров, имея в виду, что ветры непосредственно связаны с полем атмосферного давления. На карте сельского хозяйства можно одновременно показать распаханность территории и урожайность пшеницы, на гидрологической карте - внутригодовое распределение стока в речном бассейне, водоносность рек и потенциальные энергоресурсы. На рис. 4.3 приведена комплексная карта, на которой изображение внутри годового распределения речного стока и водоносности рек совмещено с характеристикой потенциальных ресурсов гидроэнергии.
Рис. 4.3. Комплексная карта. Водоносность рек, распределение стока и потенциальные энергоресурсы восточной части Кольского полуострова
Каждая характеристика дается в своей системе показателей, но показ на одной карте двух, трех и более тем позволяет читателю рассматривать их в комплексе, визуально сопоставлять между собой, устанавливать закономерности размещения одного показателя относительно другого. В этом - главное достоинство комплексных карт.
Однако возникают и сложности. Дело в том, что на одной карте трудно совместить изображение нескольких явлений так, чтобы они хорошо читались. Известно, например, что можно совместить две системы изолиний (одна дается с послойной окраской, а другая - яркими цветными линиями), но три системы изолиний уже не читаются. Аналогично можно дать на карте две картограммы (одну - цветовой шкалой, а другую - штриховкой), дополнить карту значками, линиями движения, изображением ареалов и т.п., но при пяти-шести слоях комплексная карта становится перегруженной и теряет читаемость.
Хорошо известными примерами комплексных карт могут служить топографические карты, на которых совместно представлены рельеф, гидрография, растительность, почвы и грунты, населенные пункты, социально-экономические объекты, дорожная сеть, линии связи, административные границы - т.е. весь комплекс объектов, характеризующих местность.
Другой, не менее яркий пример - метеорологические карты, где на фоне изобар и линий атмосферных фронтов показаны метеоэлементы: температуры воздуха и почвы, влажность воздуха, направление и скорость ветра, количество и вид осадков, облачность и др. - в совокупности они отражают погодные условия.
Тематические
карты, отображающие несколько природных или социально-экономических элементов, относятся к типу комплексных карт. Например, синоптические карты, характеризующие в данное время погоду на определенной территории. Каждый элемент на этих картах (температура, давление, ветры и др.) характеризуются своей системой показателей, но все они сопоставляются между собой, рассматриваются комплексно, обычно с выявлением закономерностей размещения одного показателя относительно другого. Содержанием комплексных карт могут быть: одни природные явления (давление, ветры); несколько социально-экономических явлений (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); группа явлений, характеризующих природную среду, население и хозяйство (например, карты агропромышленных комплексов, отображающие взаимосвязи размещения промышленности и сельского хозяйства с природными ресурсами и сырьевыми базами). На комплексных картах часто одновременно применяют аналитические и синтетические приемы. Например, на экономических картах для отображения промышленности употребляют аналитические, а для сельского хозяйства - синтетические показатели. Топографические карты, отображающие различные элементы местности, также относятся к типу комплексных карт.
Среди тематических карт выделяются карты динамики
и взаимосвязей
, а также карты функциональных
типов
. К последним относятся инвентаризационные
, оценочные
, индикационные
, прогнозные
и рекомендательные
карты.
Карты динамики
передают движение, развитие определенного явления или процесса во времени или его перемещение в пространстве (перемещение водных масс, атмосферных вихрей, рост городов).
Рис. 4.4. Климатическая карта Антарктики
Карты взаимосвязей
отображают характер и степень пространственных связей нескольких явлений (атмосферного давления и ветров, внесения удобрений и урожайность сельскохозяйственных культур). В основном это межотраслевые карты, отображающие связи между явлениями и процессами природы, населения и хозяйства.
Инвентаризационные карты
- обычно это аналитические карты, отображающие (регистрирующие) наличие, расположение и состояние объектов и явлений (природных и трудовых ресурсов, объектов экономики: карты размещения полезных ископаемых, лесов, сельхозугодий, трудоспособного населения, объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.).
Оценочные карты
- карты, дающие оценку определенных явлений (объектов) для решения конкретных задач (например, карты оценки природных условий территории для сельскохозяйственного производства или для строительства дорог и т.п.). Это прикладные карты, составляемые на основе инвентаризационных карт, чаще всего отражающих взаимодействие человека и природы.
Индикационные карты
предназначены для предсказания и выявления неизвестных явлений на основе изучения других, хорошо известных. Составление индикационных карт опирается на представления о тесной связи индикаторов и индицируемых явлений. Так, индикационные карты растительности применяют для обнаружения тектонических разломов, поскольку над зонами разломов возникают особые условия циркуляции грунтовых вод, а это сказывается на видовом составе растительности. Некоторые виды растений служат индикаторами полезных ископаемых (особенно рудных месторождений, соляных залежей), отдельные ареалы животных индицируют распространение тех или иных болезней человека, поэтому индикационные геоботанические карты используют при разведке полезных ископаемых, а индикационные зоогеографические карты — при выявлении потенциальных ареалов болезней. Таким образом, по сути индикационные карты близки к картам прогнозным.
Прогнозные карты
отображают неизвестные в настоящее время или недоступные для непосредственного наблюдения явления и процессы, происходящие как во времени
(например, динамика численности населения в будущем, изменения в структуре промышленного производства и др.), так и в пространстве
(например, размещение месторождений полезных ископаемых, строение недр Земли и др.). По степени достоверности (вероятности) прогноза карты могут быть: предварительного прогноза
(схематичные мелкомасштабные карты), вероятного прогноза (наиболее детальные, чем карты предварительного прогноза, обычно это крупномасштабные карты), весьма вероятного прогноза
(наиболее детальные, обычно крупномасштабные карты) и карты перспективного расчета
(еще более точные карты, составленные по точным данным).
Рекомендательные карты
обычно составляются на основе оценочных и прогнозных карт и содержат конкретные предложения (рекомендации), которые необходимо провести в данной ситуации (на определенной территории) для достижения какой-то цели (по рациональному использованию земель, охране и улучшению окружающей среды и т.д.).
4.2. КАРТЫ РАЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Назначение карт так же разнообразно, как разнообразны сферы человеческой деятельности, поэтому затруднительно указать все типы карт, различающиеся по этому признаку. Дело осложняется еще и тем, что ряд карт ориентирован на многоцелевое назначение - они одновременно служат для планирования, научных изысканий, учебных и культурно-просветительных целей, получения справочных сведений и много другого. И все же можно указать несколько типов карт, в которых особенно четко проявлены особенности их назначения.
Научно-справочные карты
предназначены для выполнения по ним научных исследований и получения максимально подробной (для данного масштаба), достоверной и научно обработанной информации. Это карты для специалистов, работающих в сфере наук о Земле и социально-экономических наук.
Культурно-просветительские карты
ориентированы на широкие читательские круги, они дают упрощенную, если можно так сказать, «облегченную» картографическую трактовку для лиц, не имеющих специальной географо-картографической подготовки. Назначение этих карт - распространение знаний, пропаганда идей (например, бережного отношения к природно-историческим памятникам), разъяснение планов экономического развития и освоения территорий и т.п. Такие карты обычно имеют яркое, простое, доходчивое оформление, дополняются диаграммами, рисунками, элементами плаката. К этому типу близки карты туристские
и туристско
-краеведческие
, предназначенные для туристов, путешественников по родному краю и просто для отдыхающих. В их содержании основное внимание уделено местам, представляющим интерес для туристов (архитектурные и исторические памятники, заповедники, парки, музеи и др.). Карты отличаются красочным оформлением, сопровождаются подробными указателями и справочными сведениями. Они могут изображать обширные курортные районы (например, Черноморское побережье), национальные парки, города, отдельные лыжные, пешеходные, водные маршруты и т.п. К этой же группе примыкают карты для спортивного ориентирования
, специально приспособленные для проведения соревнований по этому виду спорта.
Учебные карты
- четко выделяемый тип карт, используемых как наглядные пособия или материалы для самостоятельной работы в школах и вузах. На них применяют проекции, способы изображения, учитывающие степень подготовки учащихся и характер использования карт в учебном процессе. Соответственно создают карты для начальной, средней и высшей школы. Их нагрузка должна соответствовать объемам учебных программ того или иного образовательного уровня. Отметим, что карты для высшей школы, предназначенные для аудиторий, по содержанию и детальности приближаются к научно-справочным, не теряя при этом своих демонстрационных свойств.
4.3. ШКОЛЬНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
4.3.1. Особенности школьных карт
По сравнению с другими картами школьные карты имеют ряд особенностей:
. согласованность их с соответствующей программой и учебниками
, освобождение от излишних деталей. Чем младше учащиеся, тем меньше нагрузка карт для них. Чрезмерная детальность и нагрузка школьных карт может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление нужных для изучения объектов. Это, однако, не означает, что на школьную карту наносится только то, что упоминается в учебнике. В этом случае карта не будет правдоподобно отражать действительность. Поэтому даже на картах для младших классов дается некоторая дополнительная нагрузка из объектов, не упоминающихся в учебнике
. обзорность,
обеспечивающаяся не только мелким масштабом, но и большой генерализацией, а также использованием особых графических приемов и, прежде всего, укрупнением условных знаков (особенно на стенных картах), созданием многопланового изображения, когда на первый план выдвигается то, что учащиеся должны знать в первую очередь;
. повышенная наглядность
, позволяющая учащимся легко ассоциировать данные на карте обозначения с соответствующими объектами в натуре. Наглядность на картах достигается разными приемами - применением фоновых и штриховых расцветок ассоциирующихся с природными (голубой фон озер, синие реки, зеленые леса и т. п.), размещением на полях карты художественных изображений объектов и местности в целом, изображенной на карте, применением многоплановости картографического изображения и др.;
. применение
довольно ограниченного числа картографических проекций
;
. масштаб
на картах, предназначенных для изучения начального курса географии в младших классах обычно приводится именованный и линейный. Для старших классов на картах помещается и численный масштаб;
. ориентировка рамок
школьных карт относительно линий картографической сетки выбирается такой, при которой средний меридиан проходит посередине карты. При этом сохраняется направление север-юг в середине карты в привычном для учащихся положении (север - вверху, юг - внизу).
4.3.2. Школьные географические атласы
Школьные географические атласы - главные пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся в классе и дома. Основная педагогическая цель в работе со школьными атласами - не передавать ученикам знания, а научить их самостоятельно добывать информацию. Как картографические произведения они обладают теми же свойствами, что и все атласы. Однако им присущи свойства, которые вытекают из специфики их назначения.
В настоящее время растет число школьных атласов, издаваемых как государственными учреждениями, так и частными фирмами. Поэтому выбор того или иного атласа в качестве основного, обязательного пособия должен основываться на тщательном анализе всех существующих произведений этого рода. Анализ школьных атласов проводится учителем по той же схеме, что и любого атласа. Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных атласов и умеющий их анализировать, сможет более грамотно организовать работу с ними, научить учащихся более полно использовать их в качестве источника географических знаний.
Отдельные школьные атласы, помимо карт, включают специальные методические вводные разделы, рассматривающие особенности карт атласа и указания по работе с ними, справочные сведения о важнейших объектах земной поверхности (реках, озерах, островах, самых высоких горных вершинах и т. д.). Кроме того в атласах для старших классов справочные сведения помещены и на самих страницах атласа. Это различного рода диаграммы, таблицы, карты-врезки. Лучшие издания школьных атласов содержат космические снимки участков земной поверхности и общего вида Земли из космоса.
Среди группы атласов отдельных стран особого внимания заслуживает Национальный Атлас Украины
- официальное государственное издание. Создан Атлас, как современная информационная система, имеет ряд важных функций. Широкие репрезентативные и информационные возможности позволяют использовать его во многих сферах жизни общества:
. в законотворческой и управленческой деятельности на национальном и региональном уровнях;
. для обоснования различных государственных программ сбалансированного экономического, социального, экологического и духовного развития регионов и государства в целом;
. в природопользовании и осуществлении мониторинга природных и социальных явлений и процессов;
. в системе школьного и высшего образования;
. при формировании внешней политики и развития международных отношений.
Он является источником современной информации об Украине для заинтересованного отечественного и зарубежного читателя и многочисленной украинской диаспоры.
По уровню теоретико-методического обеспечения и картографического воплощение пространственных данных Атлас сопоставим с национальными атласами других государств мира.
Рис. 4.5. Национальный Атлас Украины
В 2010 году вышла новая современная картографическая работа - Атлас учителя, который подготовлен Государственным научно-производственным предприятием "Картография".
Рис. 4.6. Атлас учителя изданный НПП "Картографія"
По своему содержанию и наполнению этот атлас можно назвать атлас-энциклопедия. И это действительно так. В четырех основных разделах атласа содержится огромная географическая информация о планете Земля.
Атлас выполнен по новейшим технологиям, иллюстрирован большим количеством фотографий и схем. Он создан на основе современных картографических и литературных источников и статистических материалов.
Карты атласа дополняет текстовая и географическая информация.
4.3.3. Специальные школьные карты и другие картографические произведения
К ним относят следующие:
а) контурные карты
- одноцветные изображения, предназначенные для нанесения на них различных данных (надписей, знаков, объектов, явлений, процессов и т.п.). Они выпускаются в виде блоков с согласованной основой, масштабу, компоновкой. Существующие карты предусматривают постепенное усложнение работ с контурными картами от младших классов к старшим. Другая функция контурных карт - основа для составления тематических карт или картосхем при выявлении взаимосвязей исследуемых явлений и процессов;
б) индукционные карты
- настенные контурные карты, выполненные на линолеуме или дерматине с несмываемыми контурами. Используются при работе с учащимися на настольных контурных картах, объяснении нового материала;
в) немые карты
- обычные настенные карты, но без надписей; предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся у доски;
г) полунемые карты
- характеризуют объекты первыми двумя-тремя буквами, а следующие буквы названий этих объектов ученику необходимо определить и дописать;
г) карты-трафареты
- выполнены на прозрачной пленке для проектирования с эпидиаскопа на экран; дают возможность накладывать ряд пленок; используются при изучении нового материала;
д) эскизные картосхемы
- картографические рисунки, сделанные ”на глаз“, без точного соблюдения масштаба на доске; используются при изучении нового материала, когда необходимо сконцентрировать внимание учащихся на определенном явлении или процессе;
е) электрифицированы и магнитные карты
- обычные настенные карты, которые специально оборудованы; на электрифицированных картах в определенных местах встроенные электрические контакты, куда подсоединяются маленькие электрические лампочки; магнитные карты выполняются на специальных металлических листах; условные знаки на них сделаны из пенопласта с вставленным магнитом;
ж) текстовые карты
- карты учебников и пособий, один из видов настольных карт и составная часть учебника как целостного произведения; вместе с текстом обеспечивают изучение необходимого программного материала. По тексту эти карты могут играть основную роль (текст их объясняет), вспомогательную роль (они объясняют, ”комментируют“ текст), находятся на паритетных началах;
с) глобусы
начинают применять на уроках еще в младших классах для объяснения формы Земли, в последующих - для объяснения формы и размеров Земли, картографической сетки, сути параллелей и меридианов, при определении географических координат (географических широты и долготы), освещенности Земли Солнцем, движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси и т.д. Школьные глобусы изготавливают в масштабах 1:83 000 000, 1:50 000 000, 1:30 000 000; последний - демонстрационный, первые два - предназначены для самостоятельной работы учащихся; по содержанию делятся на физические
, политические
, рельефные
. Распространены индукционные
глобусы
- на черном фоне светлой краской нанесена градусная сетка. Есть глобусы из прозрачного пластика с подсветкой изнутри.
В школьной программе по географии предусмотрено использование профилей, разрезов, блок-диаграмм, рельефных карт и т.д.
4.3.4. Педагогическая цель в работе с картой на уроках географии
Карта - наиболее используемый картографическое произведение в школьной программе по географии. Она является наиболее универсальным произведением. По карте можно решать различные творческие задачи. Применение карт в школьной географии преследует три основные цели (задачи), которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней:
а) понимать карту - это значит усвоить основные свойства карты, особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы применения;
б) читать карту - значит уметь выяснить географическую действительность с ее картографическим изображением, то есть по условным обозначениям обнаружить взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Характер чтения может быть различным и зависит от назначения и возможностей карты: от обычной справки (что? где? сколько?) до полного понимания взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений (почему? по каким причинам? как?);
в) знать карту - воспроизведение в памяти картографической информации, по памяти представлять взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, которые изучаются в школьном курсе географии.
Картографическая информация способствует упорядочению географических знаний, при этом эти знания имеют хорологическую и пространственную привязку.
Выше упомянутые цели по своему значению неравноценны, но взаимосвязаны. В школьной географии упор следует делать именно на чтении карты, которое должно строиться на понимании и знании карты.
Работа с картой или другими картографическими произведениями является интересной для школьников, потому что включает зрительную функцию памяти (нервный зрительный канал вчетверо мощнее, чем слуховой). Кроме того, детям всегда нравились путешествия и экскурсии. Это следует использовать для ”передачи“ учащимся знаний. Научить учащихся картографическим словесным методам невозможно, поэтому для учеников следует подбирать соответствующие картографические произведения, а не карты в целом.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие карты называют аналитическими?
2. По каким показателям можно распознать аналитическую карту?
3. В чем преимущества аналитического картографирование?
4. В чем выражается относительность понятия «Аналитическая карта»?
5. По каким показателям можно распознать комплексную карту?
6. В чем преимущества и недостатки комплексного картографирования?
7. По каким показателям можно распознать синтетическую карту?
8. В чем преимущества и недостатки синтетического картографирование?
9. Какие методы математического моделирования применяются при составлении синтетических карт? В чем суть этих методов?
10. Каким образом в картографировании оказывается диалектика процессов анализа-синтеза?
11. Как соотносятся степень синтеза с масштабом карты?
12. Какие географические явления показывают карты динамики? Приведите примеры этих карт.
13. Какие географические явления передают карты взаимосвязей? Приведите примеры этих карт.
14. Какие данные содержат инвентаризационные карты?
15. Какие данные содержат оценочные карты?
16. Какие данные содержат индикационные карты?
17. Какие данные содержат прогнозные карты?
18. Как классифицируют прогнозные карты?
19. Какие данные содержат рекомендательные карты?
20. Для каких целей предназначены научно-справочные карты?
21. Для каких целей предназначены культурно-образовательные карты?
22. Для каких целей предназначены туристские карты?
23. Для каких целей предназначены учебные карты?
29. Приведите примеры современных комплексных атласов.
Современные проблемы картографии
Широкое применение карт при планировании и управлении в науке и практике, в обучении и для путеводителя – все это доазывает, что создание карт – важнейшая государственная проблема.
Стоят задачи:
1. Создания, в первую очередь, тематических карт и атласов и обеспечения ими потребителей, особенно карт, связанных с учетом природных ресурсов земли и карт охраны природы и окружающей среды;
2. Увеличения объемов выпуска картографической продукции и сокращения сроков её выпуска;
3. Использования ЭВМ техники для автоматизации картографических процессов, разработки цифровых карт;
4. Создания информационно-поисковой системы, которая обеспечила бы сбор, хранение и использование информации;
5. Создания карт специалистами с разносторонними глубокими знаниями. Потребители в свою очередь должны обладать навыками работы с этими картами.
Процессы создания карт сближают картографию с геодезией, астрономией, аэрофототопографией особенно при создании крупномасштабных карт.
Сущность комплексного картографирования. Если отраслевая карта, сущность которой ограничена одним из элементов геосистемы или даже его отдельными признаками, допускает лишь изучение пространственного размещения этого элемента или признака, то комплексная карта, объединяющая ряд элементов геосистемы, открывает путь к исследованию их взаимосвязей и функционирования и, следовательно, сильно расширяет возможные пределы исследования. Но подлинную силу комплексное картографирование приобретает в сериях карт, что определяет большую эффективность совместного анализа сопряженных карт геосистем.
Тематическими называют карты, основное содержание которых определяется конкретной отображаемой темой. Эти карты отличаются большим разнообразием содержания, но все они имеют общегеографическую основу и специальное содержание. Элементы географического ландшафта в большинстве случаев показываются с меньшей полнотой и подробностью, чем на общегеографических картах. Основными элементами содержания тематических карт могут быть и элементы общегеографических карт и элементы, которые на общегеографических картах не изображаются.
Тематические карты подразделяются на карты природных (физико-географических) и общественных (социально-экономических) явлений.
Природные явления делятся на компоненты географической среды (атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы) следующим образом:
1. Карты природных явлений:
а) общие физико-географические;
б) геологические:
Стратиграфические;
Тектонические;
Литологические;
Четвертичных отложений;
Гидрологические;
Геохимические;
Полезных ископаемых;
Сейсмические;
Вулканизма и др.
в) геофизические;
г) рельефа земной поверхности:
Гипсометрические;
Батиметрические;
Океанографические (вод океанов и морей);
Гидрогеологические;
Почвенные;
Ботанические;
Животного мира.
При детальной классификации карт социально-экономической тематики в ее основу положено количество жителей и их обслуживание, народное хозяйство, политико-административное деление. Особую группу составляют исторические карты.
2. Карты социально-экономические:
а) населения:
Размещения населения (и расселения);
Состава населения по полу и возрасту;
Движения населения;
Этнографические и антропологические;
Социальные (социального состава и занятости); б) экономические (народного хозяйства):
Природных ресурсов (с их хозяйственной оценкой);
Промышленности;
Сельского и лесного хозяйства;
Транспорта;
Средств связи;
Строительства;
Торговли и финансов;
Общеэкономические;
в) обслуживания:
Образования;
Науки и культуры;
Здравоохранения;
Физкультуры и спорта;
Туризма;
Бытового и коммунального обслуживания;
г) политические и административные;
д) исторические:
Первобытного строя;
Рабовладельческого строя;
Феодального строя;
Капиталистического строя;
Социалистического строя и империализма;
е) в связи с активной деятельностью человека его воздействием на окружающую среду появились карты, на которых совместно отображены природные и общественные явления.
Тематические карты иногда привлекают для решения задач, связанных с измерением длин, площадей и направлений, поэтому изображение построено в картографической проекции и имеет картографическую сетку.
1. По назначению тематические карты могут быть:
а) многоцелевыми;
б) специальными.
2. По масштабам:
а) крупномасштабными;
б) среднемасштабными;
в) мелкомасштабными.
Способы изображения специального содержания (самостоятельно или в сочетании):
1. Способ изолиний – для количественных характеристик. Изолинии – это кривые, имеющие одинаковое количественное значение изображаемого явления. Обычно способом изолиний изображают одно явление, хотя возможно разными цветами, но ухудшается качество восприятия. Для наглядности изображения применяют послойную окраску (на гипсометрических, климатических картах и др.).
2. Способ качественного фона применяют при изображении комплекса качественно различных объектов; используют цветную окраску или различную штриховку. Две различные системы качественного фона одновременно не могут быть использованы, но сочетание цветной окраски со штриховкой возможно. Количественные характеристики объектов или явлений при использовании этого способа получить нельзя.
3. Способ ареалов используется, чтобы показать распространение сельскохозяйственных комплексов, растительности, животного мира, оледенений и др. Может быть сплошным или частичным. Ареалы выделяют изображением границ, сплошной окраской площади, размещением на площади условных знаков или подписей. Способ позволяет показывать на одной карте несколько перекрывающихся областей распространения различных явлений.
4. Способ значков используется, чтобы показать объекты, не выражающихся в масштабе карты, расположение которых точно определено. При помощи значков можно передать как качественные, так и количественные характеристики объектов. Значки бывают геометрические, буквенные и наглядные (художественные).
5. Точечный способ применяется для отображения массовых рассредоточенных объектов. Способ применяют, чтобы показать размещения и количества скота или посевных площадей. По сгущенности точек судят об интенсивности распространения явления по территории. Разными цветами точек можно передать качественные характеристики объектов. Способ прост и нагляден на мелкомасштабных картах.
6. Линии движения (знаки движения) используется, чтобы показать на карте перемещение явления. Используют разноцветные стрелки или линии разной толщины и рисунки. Для показа грузопотоков, морских течений, направлений ветра, торговых и транспортных связей. Применяются на картах природных явлений и на социально-экономических картах.
Для социально-экономических явлений применяются также:
7. Картодиаграммы для изображений абсолютных значений явлений применительно к территориально-административным явлениям. Например, количество жителей по району с подразделением по возрасту или полу. Характер используемых статистических данных определяет форму диаграммы и структуру изображаемых явлений.
8. Картограммы также составляются по статистическим данным, но в отличие от картодиаграмм передают не абсолютные, а относительные характеристики явлений, например, плотность населения на 1 км 2 . Каждую территориальную единицу закрашивают или штрихуют в зависимости от величины показателя.
9. Метод растровой дискретизации появился в связи с развитием автоматизации.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http :// www . allbest . ru /
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Байкальский государственный университет экономики и права» в г. Якутске
Кафедра экономики, финансов и учета
Специальность - «Земельно-имущественные отношения»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Геодезия с основами картографии и картографического черчения
По теме: «Тематические карты»
Исполнитель
Кычытарова А.М
Руководитель
Захарова Л.А
Якутск 2015
ВВЕДЕНИЕ
3.1 Диаграммы
3.2 Графики
3.3 Фотокарты
3.4 Статистические таблицы
3.6 Профиль
3.7 Половозрастная пирамида
ВВЕДЕНИЕ
Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах - от небольшого участка местности до поверхности Земли в целом. Они создают зрительный обзор формы, величины и взаимного положения объектов, позволяют находить их пространственные размеры: координаты, длины, площади, высоты и объемы. Карты содержат необходимые количественные и качественные характеристики этих объектов и, наконец, показывают существующие между ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значение и ценность карт для практики. Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута.
В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организации их взаимодействия. В промышленном, энергетическом и транспортном строительстве карты используются как основа для изысканий, проектирования и переноса в натуру инженерного проекта. Теперь наивыгоднейшие трассы железных дорог, автомагистралей и трубопроводов изыскиваются не в поле, а намечаются по топографическим картам в кабинетах проектных организаций.
Карты широко применяются в сельском хозяйстве при землеустройстве, мелиорации, мероприятиях по повышению плодородия почв, по борьбе с эрозией и вообще для учета и наиболее правильного, эффективного использования всех земельных фондов.
Карты составляют незаменимое пособие для школьного и внешкольного обучения. Они не только хранилище накопленных географических знаний, но и действенное средство для их распространения, подъема общей культуры. Без преувеличения модно сказать, что карты в той или иной степени используются во всех сферах человеческой деятельности.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ КАРТ
Тематическая карта - карта, природных и общественных (социальных и экономических) явлений, посвященные какой-либо определенной теме. Картографировать можно все, что существует в окружающем мире: воздушные течения в атмосфере и донную фауну в океане, перевозки грузов и прирост населения, заболеваемость гриппом и участие в выборах, и многое другое. И не только реальные, но абстрактные объекты, например, продуктивность растительного покрова или устойчивость экономического развития территории. Тематические карты охватывают литосферу, атмосферу, гидросферу, биосферу, техносферу и социальную сферу, а также области их контакта и взаимодействия.
Тематическими называются географические карты, показывающие расположение и динамику лишь одного географического явления или специальных элементов, более широко раскрывающих природу этого явления, используя прочие явления лишь в качестве ориентиров. Этим тематические карт отличаются от общегеографических, отображающих все географические, геологические и политические явления данной местности.
Тематические карты разделяются на две большие группы: карты природных явлений и карты общественных явлений. Все сведения о природных и общественных явлениях составляют специальное содержание карты.
К первой группе относят геологические, геофизические, карты рельефа земной поверхности и дна Мирового океана, метеорологические и климатические, океанографические, ботанические, гидрологические и т.п.
Ко второй: карты населения, экономические, политические, исторические, и социально-экономические карты.
ГЛАВА 2. ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ СОДЕРЖАНИЯ
Тематическими называются карты, основное содержание которых определяется отображаемой конкретной темой, специально посвящены какому-либо элементу или явлению, например, населенным пунктам, климату, почвам, транспорту, событиям истории и т.п. Они подразделяются на карты природных явлений (физико-географические) и карты общественных явлений (социально-экономические) и далее делятся на группы карт более узкой области картографирования, к каждой из которых уже относится ряд карт конкретной тематики. Например, к группе геологических карт относятся стратиграфические, тектонические, гидрогеологические, металлогенические, инженерно-геологические и другие карты; к группе ботанических карт относятся геоботанические, флористические карты лесов и другие. В ряде случаев эти карты относятся одновременно к двум различным областям картографирования, например, агрохимические карты могут быть отнесены к почвенным и к геохимическим картам, а сейсмические - к геологическим и к геофизическим картам. Такое «двойное подчинение» встречается и на более высоком уровне. Например, вся группа медико-географических карт (нозогеографические, медико-географического прогнозирования и др.) может быть отнесено и к картам природных явлений, и к картам общественных явлений.
Тематические карты делятся также и по ширине охвата темы - на общие, отображающие относительно более широкую тему, и частные, или отраслевые, посвященные более узкой теме. Степень широты темы может определяться на разных уровнях, например, карты промышленности по отношению к общеэкономическим являются отраслевыми, а по отношению к картам текстильной промышленности - общими.
2.1 Основные направления использования тематических карт
Карты применяются в науках о Земле для решения самых разнообразных задач. Сейчас трудно назвать какое-либо изыскание в географии, геологии, планетологии, которое обходилось бы без карт. Поэтому перечислить все направления использования карт означало бы дать полный перечень исследовательских задач решаемых в науках о Земле. Впрочем, такой перечень никогда не будет полным.
Геологические карты. Это обширная группа, куда входят карты тектонические, структурные, стратиграфические, метологические четвертичных отложений, гидрологические, полезных ископаемых, сейсмические, неотектонические, охраны геологической среды и др. они используются для познания глобальных, региональных и локальных особенностей строения земной коры, происходящих в ней процессов, поиска полученных ископаемых и т.д.
В последние годы отчетливо появилась тенденция совместного использования геологических карт, аэрокосмических снимков, космофотогеологических карт для познания глобальных геологических систем, особенно литосферных плит и рифтовых зон, а также для поиска полезных ископаемых, оценки современных геологических процессов и опасных явлений.
Геофизические карты. Карты магнитного, гравитационного, сейсмического, электрического, теплового и других физических полей Земли используются для изучения геодинамических явлений и процессов, протекающих в оболочках планеты и в ее ядре, для поисков и разведки полезных ископаемых. По сейсмическим картам определяют расположение качественных и количественных характеристик землетрясений, а также сопутствующие явления.
Карты рельефа . Гипсометрические, геоморфологические, палеогеоморфологические карты используют для изучения морфологии, генезиса, возраста и динамики рельефа суши и морского дна. По картам решают следующие задачи:
Изучение выраженности тиктанических, неотектонических структур разного ранга и н геофизических аномалий в рельефе, морфоструктурный анализ рельефа;
Изучение экзогенных рельефообразующих факторов, эрозионно-аккумулятивных, дефляционных, карстовых, креагенных и других процессов;
Прогноз полезных ископаемых;
Инженерно -геоморфологическая оценка рельефа для обеспечения разных видов строительства и освоения территории;
Изучение рельефа, как главного компонента окружающей среды, его динамики и связей с другими компонентами для планирования и проведения природоохранных мероприятий;
Создание цифровых моделей рельефа, как основы банков тематической информации.
По картам рельефа составляется множество производных морфометрических карт: глубины и густоты расчленения, овражности, озерности, закарстованности территории, крутизны, длины, экспозиции и освещенности склонов, кривизны и асимметрии разного порядка, остаточного рельефа, продольных профилей речных долин и их деформаций.
Климатические карты используются, прежде всего, для анализа и прогноза климата территорий и его элементов по месяцам, сезонам, годам, климатическим периодам, эпохам. По климатическим картам получают картолитрические и математико-статические характеристики климатообразующих факторов, термического режима, увлажнения, ветрового режима, атмосферных явлений..
Одна из главных областей практического применения - оценочные исследования:
а) условий жизни населения, воздействия климата на здоровье людей и возможностей адаптации к неблагоприятным погодно климатическим факторам;
б) агроклиматических условий и влияния колебаний климата на урожайность сельскохозяйственных культур;
в) условий освоения территории для гражданского, промышленного и других видов строительства;
г) рекреационных условий местности.
Гидрологические карты применяются для изучения распределения режима, состава и свойств поверхностных вод суши, водного баланса и ресурсов территорий. Количественная оценка параметров речной и озерной сети структуры речных бассейнов выполняется с помощью хорошо разработанных приемов гидрологической картометрии и морфометрии, топологический анализ гидросети осуществляется методами математико - картографического моделирования
В числе новых направлений использования гидрологических карт следует отметить изучение малых рек и малых водосборов, динамики водных потоков и водохранилищ.
Практические народно - хозяйственные потребности ведут к разработке методики применения карт для оценки водных ресурсов, прогноза опасных гидрологических явлений, исследования руслового режима рек, изучения влияния стока на интенсивность эрозионных процессов.
Океанологические карты. Использование тематических карт для изучения мирового океана - одна из самых актуальных областей применения картографического метода исследования. Круг научных и практических задач, решаемых с широким привлечением карт, охватывает: 1) изучение состояния и динамики природы океана: структур и рельефа дна, размеров акваторий и их частей, объемов водных масс и растворенных веществ, геофизических и геохимических полей, климата, биогеографии и др.; 2) анализ взаимодействия океана с литосферой, атмосферой и биосферой, процессов массо- и энергообмена между ними; 3) освоение минеральных и биологических ресурсов моря, прежде всего, в пределах шельфа, обеспечение рыбного промысла; 4) охрану среды океана, особенно наиболее уязвимых прибрежных зон и эстуариев, мониторинг различных видов загрязнения.
Специфика исследований океанических геосистем связана с изучением пространственного распределения всех параметров и процессов не только по горизонтам, но и по вертикали, вглубь, и с большой изменчивостью этих параметров во времени. Поэтому активно разрабатываются трехмерные картографические модели (блок диаграммы и метахронные диаграммы), а также приемы сопоставления карт разных уровней.
Карты почв . Основные направления практического применения карт связаны с кадастровым учетом почвенных ресурсов, экономической оценкой почв, разработкой агрономических мероприятий и мелиорацией, борьбой с почвенной эрозией. Карты почв непосредственно используются на всех этапах сельскохозяйственного освоения территорий.
Широко практикуется изучение почвенных карт совместно с другими картами природы, населения и хозяйства.
Для практических и исследовательских целей очень важны частные почвенные карты, характеризующие отдельные свойства почв: кислотность, солонцеватость, засоление, ощелачивание и т.п., а также прикладные карты.
Карты растительности. Существует 5 главных направлений использования карт растительности:
Инвентаризация и оценка растительных ресурсов.
Выявление связей растительности с главнейшими факторами окружающей среды, определяющими структуру и динамику растительного покрова.
Анализ возможностей сельскохозяйственного освоения территории, условий жизни населения, рекреационного потенциала.
Контроль за состоянием и динамикой растительного покрова, степенью ее нарушенности; разработка мер по охране растительного мира и всей окружающей среды.
Индикация геологических структур, полезных ископаемых, четвертичных отложений и почв, гидрогеологических и мерзлотных условий, полезных ископаемых и геохимических ареалов.
Зоогеографические карты применяются для инвентаризации, изучения размещения, миграции животных, их связей со средой обитания, для разработки мер по охране и воспроизводству животного мира. В практическом плане имеет значение выявление ареалов и картометрическая оценка ресурсов промысловых животных, определение условий промысла.
Ландшафтные карты. Ландшафтным картам, так же как и картам растительного покрова, принадлежит ведущая роль в комплексных исследованиях природы и взаимодействия человека с окружающей средой.
Социально-экономические карты. В эту обширную группу входят карты населения, экономики и хозяйства, науки, образования и культуры, обслуживания и здравоохранения, истории развития общества. Увеличивается удельный все карт, синтезирующих природную и социально-экономическую тематику, что отражает усиливающее взаимодействие общества с окружающей средой. Это карты экономической оценки природных ресурсов, агроклиматические, инженерно-географические, оценки условий жизни и отдыха населения и т.д.
Социально-экономические карты используются в науках о Земле и при разработке проектов освоения ресурсов Мирового океана, для экономической оценки ресурсов, планирования мер по их охране и воспроизводству, развитию и размещению воспроизводства, добыче полезных ископаемых на шельфе и т.д. также социально-экономические карты привлекаются для реализации крупных научно-исследовательских программ и проектов.
2.2 Особенности восприятия знаков и образов элементов дополнительной характеристики
Исследования по восприятию элементов дополнительной характеристики чаще всего сосредотачиваются на изучении отдельных знаков и способов их изображения: значков различной геометрической формы, размера и цвета, линейных обозначений, штриховок, серых и цветных шкал, послойной окраски, диаграммных рисунков и т.п. В ряде случаев удается получить результаты интересные и практически5 с точки зрения использования карт.
Говоря о программе экспериментов по изучению восприятия, А. Робинсон подчеркнул особую важность двух аспектов: 1) определение практического порога восприятия различий знаков на карте; 2) изучения равномерности пространственного распределения различий восприятия. При этом целесообразно оценить две характеристики порога восприятия: с одной стороны, наименьшие заметные различия, а с другой - минимальное практическое различие знаков читателями. На основе минимального практического различия могут быть, по мнению А. Робинсона, разработаны принципы и нормативы, обеспечивающие наилучшие условия восприятия и практического использования карт.
Р.П. Веденеева, экспериментально изучив различные виды воздействия цвета, зрительное пространство при разных цветовых фонах, а также ассоциации связанные со свойствами картографируемых объектов и воздействия цвета на расстояние, сформировала некоторые рекомендации для оформления мелкомасштабных общегеографических карт, призванные повысить четкость восприятии и скорость чтения карт.
Экспериментально доказано, что оценка читателями размеров элементов дополнения характеристики, значков и картограммных знаков (например, кружков) определяется тремя причинами:
1) соотношением данного значка и соседних с ним;
2) наличием или отсутствием на карте внутренних границ;
3) размером самого оцениваемого значка.
Заметнее всего оказывается первая причина: значок, находящийся в окружении других более мелких значков, кажется больше (в среднем на 13%) и, наоборот, если он расположен среди более крупных значков, то читатель склонен преуменьшить его величину.
Считается, что при употреблении в качестве значков множества различных геометрических фигур, степень их различения выше, если фигуры симметричны. По возрастанию сложности значков составлен следующий ряд: круг, квадрат, прямоугольник, вытянутый по вертикали, прямоугольник, вытянутый по горизонтали, ромб, треугольник. Отмечено, что высокой информативностью обладает контур знака, поэтому его усиление упрощает зрительное восприятие.
Эксперименты, связанные с отдельными знаками и способами их географического оформления - это лишь первая ступень исследования восприятия картографического изображения и элементов дополнительной характеристики. На более высоких уровнях изучают: а) восприятие знаковых комбинаций; б) восприятие всего картографического изображения; в) способы сравнения и сопоставления двух и более картографических изображений.
Чтение карты в целом - всегда целенаправленный поиск знаков, конфигураций, восприятие знаковых комбинаций, ради получения необходимой читателю информации. Процесс чтения карты включает три этапа:
Предварительный просмотр изображения и получение начальной информации, то есть «первое чтение»;
Уточнение и детализация первичных восприятий знаковых комбинаций и полученной на их основе информации, что сопровождается самообучением читателя;
Окончательная фиксация восприятия знаковых комбинаций и содержательная интерпретация полученной информации.
При сравнении разных карт читатель решает следующие подзадачи:
выбор начала отсчета;
поиск,прослеживание последовательности топологических отношений, опознавание границ;
подбор и сопоставление сходственных точек и контуров на разных картах.
В процессе чтения и распознавания, восприятие знаковых комбинаций человек, пользующийся картой, постоянно сортирует и отбрасывает постороннюю и избыточную информацию, формирует систему восприятия знаковых комбинаций, отвечающую поставленной цели, дает ей содержательную интерпретацию.
ГЛАВА 3. ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ. (КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ)
3.1 Диаграммы
Диаграммы бывают весьма разные. Изложение способов диаграммирования ведется по следующей схеме, исходящей из степени сложности подлежащих диаграммированию рядов:
Пространственные ряды, члены которых даны без указания структуры и без «динамики» (т.е. без изменения во времени).
Пространственные ряды со структурой, но без динамики.
Пространственные ряды с динамикой, но без структуры.
Пространственные ряды и со структурой и с динамикой.
Самый простой случай тот, когда дело идет об изображении абсолютного ряда без структуры и без динамики, например, абсолютного количества всего населения, всего посева, всего числа рабочих на определенный год. При составлении диаграмм, не предназначенных для помещения их на карту, лучше всего для более легкого сопоставления фигур употреблять «полоски» или «столбики», т.е. прямоугольники, высоты которых пропорциональны характеризуемым величинам, а основания одинаковы.
С той целью, чтобы сделать наглядным сам счет, применяется иногда способ изображения не одной фигурой, а несколькими, из которых каждая принимается за какое-либо одно условно назначенное круглое число. В качестве таких фигур обыкновенно употребляются маленькие квадратики или точки, которые могут для упрощения счета комбинироваться в группы по пять или десять.
Квадраты на глаз хуже соизмеряются, чем полоски, столбики и вообще фигуры, отличаются лишь по одному измерению, а круги соизмеряются хуже, чем квадраты.
Существует несколько правил которых нужно придерживаться при построении диаграмм: картографический монолит почвенный чертеж
Заголовок диаграммы должен быть настолько понятным и ясным, чтобы неправильное его истолкование было невозможным. В примечании следует указать по каким данным и на какой год составлена диаграмма.
На самой диаграмме должно быть ясно и четко указано, какой именно показатель подвергнут диаграммированию, если этого не дано в самом заглавии или подзаголовке, то это надо дать в легенде. Обязательно должна быть оговорена и единица измерения.
Цифры, которые легли в основу диаграммы, приводятся на самой диаграмме, у соответствующих диаграммных фигур, или внутри их.
В процессе составления могут быть выявлены следующие стадии:
Изучение, проверка и если требуется, обработка цифрового материала.
Выбор наиболее подходящей диаграммы.
Вычисление размеров всех диаграммных фигур в соответствии с цифровыми показателями.
Подготовка картографической «основы».
Карандашный эскиз с легендой и заглавием.
Окончательное оформление.
Существует несколько видов диаграмм:
Столбиковые диаграммы - это наиболее простой вид диаграмм. Их применяют для сравнения количественных данных одного ряда, имеющих общие единицы измерения. Основные элементы столбиковой диаграммы во многом подобны элементам графика. Столбики строят на горизонтальной базисной линии. Высоту столбиков отсчитывают по вертикальной шкале. Ее разметка и расчет масштабов вполне аналогичны этим же операциям при составлении графиков. Основной графический образ создается соотношением высоты столбиков. Столбики строятся от нулевой линии, причем нельзя допускать условных сокращений их высоты, чтобы не искажать графический образ. Ширина столбиков должна быть одинаковой, также как и интервал между ними. Особое внимание обращается на штриховку и закраску столбиков. Лучше всего воспринимаются косая и вертикальная штриховка. Различают следующие виды столбиковых диаграмм:
Простая столбиковая диаграмма - каждый столбик строят на базисной линии отдельно. Диаграмму применяют при иллюстрировании простого ряда количественных показателей, компоненты которого не связаны между собой. Между столбиками в этих случаях нужны небольшие интервалы.
Сплошная столбиковая диаграмма - она аналогична простой, но между столбиками интервалов не делают. По построению и графическому образу сплошная столбиковая диаграмма подобна линейному графику. Ее удобно строить для сравнения показателей, одного ряда, как бы примыкающих один к другому. Примером такой сплошной столбиковой диаграммы могут быть широко применяемые диаграммы распределения осадков по месяцам года в разных местностях. Такие диаграммы широко применены в учебниках географии для 7 и 8 классов. Они обычно сочетаются с графиком годового хода температуры. При это в таких диаграммах строят 2 шкалы слева температур, справа осадков.
Групповая столбиковая диаграмма - ее используют для сравнения групп показателей. Она представляет собой группы сплошных столбиковых диаграмм, построенных на общей базисной линии. Групповую столбиковую диаграмму полезно применять при сравнении различных районов, месторождений полезных ископаемых, бассейнов и т. д.
Столбиковая диаграмма с подразделениями (компонентная столбиковая диаграмма) - применяется для иллюстрации сложных объектов, указывает не только на изменения в целом, но и каждой из составных частей. Такие диаграммы часто используют для иллюстрации состава населения, структуры топливных ресурсов, а в физической географии - распределение осадков по сезонам и в разные годы и т. д. Иногда для большей доходчивости и наглядности столбиковые диаграммы строят на фоне соответствующих рисунков или с рисунками в столбиках.
Ленточные диаграммы - в географии ленточные диаграммы применяют для сравнения длины рек, железных дорог, каналов, нефтепродуктов и др. линейных объектов. В полосовых диаграммах базисную линию строят по вертикали, а масштабную шкалу - по горизонтали. Расчет масштабов и интервалов аналогичен при построении столбиковых диаграмм.
Секторные диаграммы - рекомендуются для создания наглядного представления о структуре явления или объекта. Они эффективны при иллюстрировании распределения стока рек материка по океанам, структуры населения, земельных угодий, отраслей промышленности, топливного баланса, посевных площадей и т. д., когда речь идет об изучении частей целого в их относительной значимости. Секторная диаграмма удобна лишь в том случае, если сравниваются не более 6-8 компонентов целого. Если же этих компонентов больше, их надо объединить, чтобы не измельчать секторы.
Для построения секторности диаграммы:
а) подготавливают необходимый цифровой материал (лучше всего в табличной форме), как и при вычерчивании графиков или столбиковых диаграмм;
б) обрабатывают цифровой материал, так чтобы величины отдельных компонентов были выражены в градусах окружности;
в) переводят проценты в градусные меры;
г) вычерчивают круг необходимой величины, размеры которого определяются задачами работы;
д) размечают по окружности точки, соответствующие величине каждого сектора.
Секторные диаграммы удобно применять также для сравнения изменений самого объекта и его структуры во времени.
В обычной секторной диаграмме площадь круга можно выбрать произвольно. В секторных диаграммах сравнения структур площади кругов имеют важное значение. Изменения объекта в целом иллюстрируются, соответствующей площадью круга, а изменения в структуре, увеличением или уменьшением секторов.
Выразительным средством для сопоставления ряда удельных весов или частей по отношению к какой - либо совокупности, рядом совокупностей являются концентрические круговые диаграммы. Они заменяют ряд простых круговых диаграмм, т.к. в них вокруг общего центра наращиваются в определенных масштабах окружности, создающие ряд концентрических колец.
Внутренний круг представляет собой обычную секторную диаграмму, а остальные кольца как бы усеченные секторные диаграммы. Расчеты для построения концентрических круговых диаграмм такие же, как для обычных секторных диаграмм. При создании таких диаграмм следует рассчитать радиусы окружностей и размеры секторов.
7.Структурные квадратные и прямоугольные диаграммы - используются для иллюстрации сравнительных размеров территориальных объектов а также структуры их составных частей. Их можно создавать на основе как относительных, так и абсолютных отметок. Если диаграмму строят на относительных данных удобно разбить квадрат на 10 частей (10х10),считая затем каждую клеточку квадрата за 1%.
В некоторых случаях основой структурной диаграммы может служить прямоугольник.
Передвижные диаграммы - изготовление диаграмм отнимает немало времени поэтому можно применять передвижные диаграммы. Простая и удобная конструкция таких диаграмм предложена в свое время О.Б.Василенко. Для изготовления передвижной диаграммы вырезают круг из тонкого картона диаметром 40-50 см и заклеивают его белой бумагой. По краю этого круга делают ободок, на него наносят 100 делений. Их обводят тушью, надписывают через каждые 5 или 10 делений цифры. Круг разрезают в одном месте по радиусу от центра до ободка. Потом вырезают еще несколько кругов, которые оклеивают цветной бумагой: один круг красной, другой - зеленой, третий - синей. В них тоже делают надрезы по радиусу от края до центра. Диаметр этих цветных кругов должен быть меньше деаметра основного белого круга на ширину ободка с делениями.
Хорошо иметь несколько передвижных секторных диаграмм. Это поможет делать нужные сопоставления. Удобно таким секторным карточным диаграммам сделать приспособления для их подвешивания.
Прорезы должны быть одинаковыми и поставлены на ровном расстоянии. Приготавливают столько двойных полосок, сколько намечено диаграмных столбиковых. Полоски вставляют в прорезы, после чего каждую полоску склеивают в виде вечной ленты, для того чтобы она передвигалась через прорезы. Двигая полоску, можно устанавливать цветные столбики на нужной высоте. Следует отметить, что передвижные диаграммы очень ценны для объяснения принципов диаграммирования, а также при проверке понимания учащимися диаграммы.
3.2 Графики
График - геометрическое изображение функциональной зависимости при помощи линии на плоскости.
Виды графиков очень разнообразны и зависят от того, какая система координат на плоскости положена в их основу. Графики строят в декартовых прямоугольных координатах, также в прямоугольной системе координат, полярной системе координат. Если график является прямой линией или дугой окружности, то его можно строить с помощью линейки или циркуля по двум, соответственно трем точкам. В остальных случаях для вычерчивания графика приходится наносить на бумагу достаточно большое число принадлежащих ему точек, а затем проводить через эти точки линию графика. Часто для графического изображения зависимости между величинами пользуются диаграммами. Во многих вопросах целесообразно одновременно рассматривать графики нескольких различных функций, изображая их на одном и том же чертеже.
3.3 Фотокарты
Фотокарты - полиграфические оттиски с фотопланов, на которые нанесены картографические обозначения, горизонтали, надписи.
Фотокарты создаются в проекциях и разграфке, принятых для топографических карт. Наибольшее применение получили фотокарты масштабов от 1:5 000 до 1:1 000 000 создаваемые по материалам аэросъемки и космической съемки. Выпускаются также обзорные общегеографические тематические фотокарты. Фотокарты топографического назначения характеризуются большей информативностью и объективностью, изготавливаются быстрее с меньшими затратами, чем объектные карты топографические. Топографические фотокарты создаются для использования как в комплекте с обычными картами, так и независимо от них.
3.4 Статистические таблицы
Статистические таблицы - способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характеризующих те или иные массовые явления или процессы. Статистическая таблица состоит из горизонтальных делений (строк) и вертикальных делений (колонок, столбцов или граф). Строки обычно служат для записи подлежащего таблицы, а графы - для признаков, составляющих сказуемое. Пересечение горизонтальных и вертикальных линий образует клетки таблицы, в которых располагаются цифровые данные. Содержание каждой цифры раскрывается заголовками соответствующих строк и граф.
Статистические таблицы в жатом виде содержат все необходимые сведения; заголовки таблицы точны и кратки. В статистических таблицах указываются единицы измерения, а также место и время, к которым относятся сведения.
3.5 Почвенный монолит, разрез, профиль
Почвенный монолит - вертикальный образец почвы, отобранный (без нарушения ее строения) из стенки почвенного разреза. Почвенный монолит охватывает всю толщу почвы или ее основные горизонты; используется для исследования различных (главным образом физических) свойств почвы, а также в качестве наглядного пособия.
Почвенный разрез - вертикальная стенка ямы (шурфа), вскрывающая почвенный профиль.
Почвенный профиль - вертикальный разрез почвенной толщи от поверхности до материнской породы. Имеет слоистое строение, образуя совокупность генетически взаимосвязанных почвенных горизонтов и под горизонтов, сформировавшихся в процессе почвообразования и лежащих друг над другом. Мощность почвенного профиля от десятком см до нескольких метров. Исследования почвенных профилей широко применяются также при картографировании почв.
3.6 Профиль
Профиль - это географический разрез в вертикальной плоскости по заданному направлению, показывающий часть географической оболочки Земли. Он имеет две оси и два масштаба. С помощью горизонтального масштаба измеряют расстояния по горизонтальной оси, а вертикального - расстояние по вертикальной линии под или над горизонталью. Почти все профили имеют горизонтальный масштаб более мелкий по сравнению с вертикальным.
Следует отличать (по точности информации и показу) географический профиль от профильного рисунка (или схемы), который не имеет масштабов (изменений) и показывает обобщенные закономерности.
На профилях и схемах показано различное количество элементов природы: орография - рельеф основа для всех профилей; геология и рельеф; рельеф, почвы и растительность; может быть и большее количество элементов в различном сочетании. Комплексные физико - географические профили, показывающие основные компоненты природы и их взаимосвязь и взаимообусловленность (рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, климат, почвы, растительный и животный мир).
3.7 Половозрастная пирамида
Географические различия в половом и возрастном составе населения иллюстрируют половозрастные пирамиды. При построении пирамид по оси ординат используют относительные показатели (но можно использовать и абсолютные показатели).
Идеальной половозрастной пирамидой будет пирамида с возрастным интервалом в один год, но для составления таких пирамид требуется большая графическая работа. Кроме того, по многим развивающимся странам такие пирамиды составить невозможно из-за искажения данных о численности населения отдельных возрастных групп. Поэтому составление половозрастных пирамид с интервалами в пять, а иногда десять лет для развивающихся стран становится необходимостью.
3.8 Надписи на географических картах
Наряду с географическими знаками - основным языком всякого картографического изображения - на картах используются слова естественного языка для географических названий и некоторых пояснений.
Пояснительные надписи указывают вид или род изображенных на карте объектов, их некоторые характеристики и т.п. к пояснительным подписям относятся:
географические термины, определяющие род географического объекта (например, море, залив, лиман, колодец, гора вулкан, урочище, местечко, станция, аэродром и т.п.);
указание качественных особенностей объектов, не отражаемых условными знаками (например, обозначения подписями господствующих пород леса, качества воды в озерах и колодцах, производственной специализации сельского хозяйства, состава грузопотоков и т.д.);
количественные характеристики объектов (например, обозначения цифрами высоты падения воды в водопаде, средней высоты и толщины деревьев и средних расстояний между ними в лесу, число домов в населенном пункте, ширины дороги и т.д.);
обозначения хронологических рамок или дат, событий (например, времени оккупации страны, даты открытия острова, присвоения территории, положения линии фронта и т.д.) и периодов сезонных явлений (например, наибольшего распространения айсбергов);
пояснения к линиям движения и знакам перемещения;
собственные имена и названия, не относящиеся к географическим объектам (например, фамилии начальников и названия кораблей; пояснения к линиям картографической сетки.
Исследования в области изучения карты и ее элементов многосторонни и имеют большие перспективы. Изучение элементов дополнительной характеристики относится к небольшой их части, но это не снижает их важности. В результате нашего исследования были получены следующие выводы:
1.Широта тематических мелкомасштабных карт позволяет использовать различные элементы дополнительной характеристики (графики, диаграммы и т. д.)
2. Различные элементы дополнительной характеристики способствуют получению качественных и количественных картируемых явлений.
3. Элементы дополнительной характеристики способствуют характеристики явлений во времени.
4. Наличие элементов дополнительной характеристики делают карту более информативно емкой и позволяют получать по ней более глубокие и разнообразные выводы.
5.Вшкольном курсе не выявлено возможности использования элементов дополнительной характеристики с картографическим изображением.
6. Имеются методические разработки для практических работ по составлению элементов дополнительной характеристики на уроках
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Атлас СССР. - М.: ГУГК, 1983.
Берлянт А.М. Образ пространства: Карта и информация. - М.: Мысль,1986
Вахрамеева Л.А. Картография. - М. 1981.
Граур А.М. Математическая картография. - Л.,1956 Звонарев К.А. Картография. - М.- Л. 1951.
Математические методы в географии / Ю.Р. Архипов, Н.И. Блажко, С.В. Григорьев. - Казань: Изд-во КПУ, 1976.
Рехтзамер Г.Р. Основы картографии. - Л., 1974.
Поспелов Е.М. Топонимика и картография. - М.,1971.
Салищев К.А. Картоведение. - М., 1976.
Итоги науки и техники. Серия «Картография». - Т.2. - М.,1986.
Трешников А.Ф. Географический энциклопедический словарь. - М., 1989.
Советская энциклопедия. - М., 1988.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Приемы анализа картографического изображения. Краткая история картографического метода исследования. Основные функции географических карт. Совместное использование и переработка карт. Методические указания по работе с школьными географическими атласами.
курсовая работа , добавлен 12.04.2015
Особенности карт. Картографическая сетка. Графическое представление масштаба. Элементы основы и условные картографические знаки. Надписи и географические названия на картах. Понятие о карте и особенностях картографического изображения земной поверхности.
реферат , добавлен 01.06.2010
Понятие и краткая история картографического метода исследования. Основные функции географических карт. Совместное использование и переработка карт, топологические модели. Применение картографического метода в научных исследованиях и в школьном обучении.
курсовая работа , добавлен 18.02.2012
Географическая карта как величайшее творение человечества. Основные свойства географических карт. Виды карт по охвату территории, масштабу и содержанию. Способы изображения компонентов природы, географических объектов и явлений на географической карте.
презентация , добавлен 08.12.2013
Картографическое изображение, географические элементы, обусловленные темой и назначением карты. Общегеографические, экономические, физико-географические, топографические, синтетические карты. Сфера использования карт как средства научного исследования.
контрольная работа , добавлен 23.04.2010
Основные функции географических карт. Понятие о картографическом методе исследования. Основные приемы анализа при картографическом методе исследования. Совместное использование и переработка карт. Применение картографического метода в исследованиях.
курсовая работа , добавлен 04.02.2012
Виды географических карт: физическая, политическая, климатических и природных зон, социально-экономического развития. Объекты, информационная емкость, использование географических карт. Экономическая и социальная география как самостоятельная отрасль.
реферат , добавлен 03.04.2012
Исследование способов отображения поверхности Земли на плоскости. Изучение понятия картографической проекции. Анализ особенностей составления и оформления карт. Компьютерная обработка картографических данных. Древнейшие карты. Методы использования карт.
презентация , добавлен 01.03.2014
Курортология и оздоровительный туризм. Физико-географическая характеристика района картографирования. Назначение интерактивной карты "Курорты Италии". Редакционные указания по составлению элементов географической карты (в программе Curious World Maps).
дипломная работа , добавлен 06.08.2013
Способы построения точечных картографических знаков. Использование современных средств картографирования при создании карт АПК Краснодарского края. Изучение опыта создания картографических условных знаков и обозначений на картах экономической тематики.
Отображающие явления, которые не показываются на общегеографических картах (напр., геологическое строение, климатические условия и т. п.).
Большой Энциклопедический словарь . 2000 .
Смотреть что такое "ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ" в других словарях:
Карты, передающие с большой полнотой какой либо элемент (или элементы), входящий в содержание общегеографической карты (например, рельеф земной поверхности), или отображающие явления, которые не показываются на общегеографических картах (например … Энциклопедический словарь
Карты, передающие с большой полнотой к. л. элемент (или элементы), входящий в содержание общегеогр. карты (напр., рельеф земной поверхности), или отображающие явления, к рые не показываются на общегеогр. картах (напр., геол. строение, климатич.… … Естествознание. Энциклопедический словарь
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ - Атлас включает группу карт разнообразной тематики, состоящую из карт природных явлений и социально экономических: мира, материков, зарубежных стран, СССР и его частей. Одновременное использование общегеографических и тематических карт на… … Географический атлас
См. Карты тематические …
Карты, показывающие мероприятия по охране и восстановлению природной среды: области, где ограничена хозяйственная деятельность: от полного ее запрета на территории заповедников до ограничения рубок отдельных видов деревьев или запрета добычи… … Финансовый словарь
Карты, основным содержанием которых служат показатели каких либо природных или общественных явлений, отображенных в их соотношении с основными элементами местности (географической основой). См. Агроклиматические карты, Батиметрические… … Большая советская энциклопедия
Карты Google … Википедия
Географические, уменьшенные, математически определенные, обобщенные образно знаковые изображения земной поверхности на плоскости. Показывают размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характеризуемых в… … Современная энциклопедия
Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью «Interfax.by Карты». Вы можете помочь проекту, объединив статьи. В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{к объединению}} и добавьте… … Википедия
Тематические карты, на которых изображаются отдельные компоненты или явления природы (климат, почва и др.) и их закономерные сочетания – природные территориальные комплексы (См. Природный территориальный комплекс). Основные типы Ф. г. к … Большая советская энциклопедия
Книги
- Сезонные прогулки. Осень. Карта-план для воспитателя. Старшая группа (от 5 до 6 лет): 64 тематические карты по программе "От рождения до школы" , Костюченко М.П.. Комплект из 64 тематических карт для организации прогулок с детьми на каждый день по программе "От рождения до школы" Предназначен: воспитателям ДОО, педагогам и специалистам ДО,…
- Сезонные прогулки. Лето. Карта-план для воспитателя. Средняя группа (от 4 до 5 лет): 64 тематические карты по программе "От рождения до школы" , Небыкова О.Н.. В комплекте из 64 тематических карт представлена система прогулок, организуемых летом в средней группе, разработанная на основе положений ФГОС ДО, основной образовательной программы…