Вавилонская богиня иштар. Кто такая богиня Иштар и в чем суть ее культа
Иштар ("богиня", перс. Истар, ивр. Ашторет, греч. Астарта, Анунит, Нана), в аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия, плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера; ассоциируется день недели пятница.
Иштар считалась покровительницей проституток. Дочь Эля и жена Баала. Главный миф об Иштар повествует о том, как богиня предложила свою любовь Гильгамешу, а тот отверг ее притязания и напомнил о многих возлюбленных, погубленных ею — богах, людях и животных. Разгневанная богиня в отместку наслала на его город Урук небесного быка — чудовище, созданное по ее просьбе богом Ану, отцом Иштар. Иные мифы донесли до нас историю нисхождения Иштар в преисподнюю, после чего на земле исчезли любовь, животная и растительная жизнь. В западносемитской мифологии Иштар соответствует Астарта, а в шумерской — Инанна.
Нисхождение Иштар
Текст сохранился в двух версиях — фрагмент Ашшура (XI в. до н.э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII в. до н.э.). Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны».
Иштар, дочь Сина, спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мертвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль, что пришла ее сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с нее какое-нибудь украшение (амулеты, имеющие магическую силу).
Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть ее во дворце и наслать на богиню 60 болезней. Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, все живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе. Премудрый бог создает евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мертвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится ее возлюбленный Таммуз (шум. Думузи).
Древний шумерский знак Инанны
Перед Вами один из древнейших в мире знаков - знак мифической шумерской богини Инанны - Иштар (означающий "ЯСНОЕ НЕБО").
Он изображен и на саркофаге Ярослава Мудрого в Софии Киевской (XII в.). При этом отмечу, что полный знак Инанны состоит из круглого венка - круга, с вплетенной в него лентой, образующей два конца и шестилучевой звезды в центре. Упрощенный знак Инанны состоит из круга (озн. Небо) и шестилучевой звезды в центре (озн. Солнце), которые вместе означают - "Ясное небо".
Самый простой знак Инанны - шестилучевая звезда, внешне похожая на букву "Ж" (озн. Солнце). Знак Иштар отличается тем, что обычно состоит из восьмилучевой звезды в круге или без него.
В древнем Шумере, в каждом городе был свой главный Бог. Так, в Урюке им считался Бог неба и жена его - царица небесная Инанна (Иштар), которые очень почитались. Днем Инанны было двадцать первое марта, который приходился на день весеннего равноденствия. Многие народы Востока в этот день отмечают Новый год (например, в Казахстане, а в Иране это - науруз (озн. "Новый день"). Двадцать первого марта праздновали Новый год и скифы. Издревле на Руси Новый год также праздновали весной.
В древнем Вавилоне в период его возвышения, в т.ч. и над шумерами, были построены специальные красивые голубые ворота (цвет неба), посвященные богине Иштар, заменившей шумерскую Инанну, которая ко всему была и богиней плодородия. Часто ее изображали стоящей на льве. Многие шумерские божества со временем трансформировались у других народов в разных богов древнего мира, при этом, в основном, сохранив свои значения, но получив иные имена.
Звезда Иштар
Восьмиконечная звезда Иштар - Ашторет - Астарты, богини войны, охоты, секса, и плодородия; символ планеты Венера. Очевидно, что этот символ более поздний, чем такие базовые элементы, как точка, окружность, волна, относящиеся к раннему неолиту, и однозначно соотносится с эпохой земледелия, оседлого скотоводства и городской цивилизации ближневосточного региона.
Интересно, что в ближневосточном / семитском пантеоне Иштар была единственной настоящей богиней-женщиной, т.к. все остальные "богини" были лишь вторичными ипостасями, тенями соответствующих богов-мужчин. Существует предположение, что это верно - в обратную сторону - для Иштар: т.е. "солнечный бог" Шамаш был либо одной из ипостасей Иштар, либо она одновременно несла в себе и солнечную функцию, что хорошо объясняет наличие окружности с точкой (одна из древнейших солнечных идеограмм) посередине в звездах, которые однозначно идентифицированы как "женские". Вполне может быть, что мужская / солнечная ипостась была отнесена к отдельному богу гораздо более поздними интерпретаторами в эпоху доминирования патерналистски-ориентированных религий т.н. "авраамического куста". Также можно вспомнить о гермафродитизме многих древних божеств, который достался в наследство от сущностей Хаоса (плененная и зафиксированная метаморфность, включающая в себя все возможные варианты; в данном случае - признаки обоих полов).
"Королевская" звезда Иштар, названная так по первому из четырех аккадских королей, носивших имя Нарам-Син; а также по одноименной аккадской стеле. Здесь присутствуют все элементы: восемь лепестков и восемь групп по пять волнистых линий; и сочетаются все ипостаси Венеры как утренней и вечерней звезды. При этом символ однозначно мужской в том смысле, что ему поклонялись аккадские иерархи-мужчины. Изображение датируется примерно 2300 годом до н.э.
Этот вариант звезды Иштар использовался в личных перстнях-печатях в Вавилоне за 800 - 1000 лет до н.э.
Составная восьмиконечная звезда, обнаруженная на мозаике в одном из храмов недалеко от Иерихона (Израиль). Возраст мозаики - около 300 лет до н.э.
Еще один вариант звезды Иштар, который использовали гностики раннехристианского толка примерно в том же значении, что и предыдущий символ. Также
В данном тексте обзор наиболее распространенных вариантов Звезды Иштар. Разумеется охватить все варианты ее начертания невозможно, поэтому наряду с основными я привожу несколько весьма неожиданных.
Восьмиконечная звезда Иштар - Ашторет - Астарты, богини войны, охоты, секса, и плодородия ; символ планеты Венера. Очевидно, что этот символ более поздний, чем такие базовые элементы, как точка, окружность, волна, относящиеся к раннему неолиту, и однозначно соотносится с эпохой земледелия, оседлого скотоводства и городской цивилизации ближневосточного региона.
Интересно, что в ближневосточном / семитском пантеоне Иштар была единственной настоящей богиней-женщиной, т.к. все остальные "богини" были лишь вторичными ипостасями, тенями соответствующих богов-мужчин. Существует предположение, что это верно - в обратную сторону - для Иштар: т.е. "солнечный бог" Шамаш был либо одной из ипостасей Иштар, либо она одновременно несла в себе и солнечную функцию, что хорошо объясняет наличие окружности с точкой (одна из древнейших солнечных идеограмм) посередине в звездах, которые однозначно идентифицированы как "женские". Вполне может быть, что мужская / солнечная ипостась была отнесена к отдельному богу гораздо более поздними интерпретаторами в эпоху доминирования патерналистски-ориентированных религий т.н. "авраамического куста". Также можно вспомнить о гермафродитизме многих древних божеств, который достался в наследство от сущностей Хаоса (плененная и зафиксированная метаморфность, включающая в себя все возможные варианты; в данном случае - признаки обоих полов).
Две т.н. "полные" звезды Иштар слева и в центре, сравним со звездой Шамаша справа. Я специально подобрал наиболее различающиеся варианты (волнистые линии вместо лепестков). Еще забавнее, что волнистые линии - это вода, однозначно женская стихия. Но "усредненную" звезду Иштар от "усредненной" звезды Шамаша вообще-то не отличить.
"Королевская" звезда Иштар, названная так по первому из четырех аккадских королей, носивших имя Намар-Син; а также по одноименной аккадской стеле. Здесь присутствуют все элементы: восемь лепестков и восемь групп по пять волнистых линий; и сочетаются все ипостаси Венеры как утренней и вечерней звезды. При этом символ однозначно мужской в том смысле, что ему поклонялись аккадские иерархи-мужчины. Изображение датируется примерно 2300 годом до н.э.
Этот вариант звезды Иштар использовался в личных перстнях-печатях в Вавилоне за 800 - 1000 лет до н.э..
Составная восьмиконечная звезда, обнаруженная на мозаике в одном из храмов недалеко от Иерихона (Израиль). Возраст мозаики - около 300 лет до н.э.
"Октограмма творения" - гностический символ, обозначающий Венеру в ипостасях рождения, создания, творения нового. Здесь очень ярко проглядывает хаотическое начало.
Еще один вариант звезды Иштар, который использовали гностики раннехристианского толка примерно в том же значении, что и предыдущий символ. Также был адаптирован христианством для обозначения Вифлеемской ("рождественской") Звезды. На данный момент символ профанирован донельзя.
Очередное обозначение Венеры, на сей раз - из доколумбийского Перу (Южная Америка, культура Норте Чико). Однако не могу не заметить, что официальная версия истории доколумбийской Южной Америки во многом является чистейшим фэнтези, потому не удивлюсь, если этот символ был принесен европейцами а затем был перенят автохтонным населением ; либо его рисовали по ошибке до того, как была окончательно придумана и утверждена система символов "древних доколумбийских цивилизаций".
Весьма примечательный комбинированный символ, используемый народом Нсибиди (Nsibidi), проживающим на территории африканской страны Гана ; а также в одноименной африканской идеографической системе письма. Используется для обозначения любви между мужчиной и женщиной, состоящими в браке. Интересно, что восьмиконечная звезда (у Нсибиди она также обозначает Венеру) вписана в нестандартную гексограмму. Обычная гексограмма, известная в т.ч. как "Щит Давида", состоит из двух пересекающихся равносторонних треугольников: один, стоящий на основании, обозначает огонь (мужское начало) ; второй, стоящий на вершине - воду (женское начало). Здесь гексограмма положена на бок.
В системе письма Нсибиди обозначает священное место.
В системе письма Нсибиди обозначает то же, что и предыдущий знак. Жители восточного Готланда украшали идентичным символом женскую одежду.
Этот символ найден на Фестском Диске , относящемся по времени к минойской культуре острова Крит, и расположен в центре спирали на одной из его сторон, а также повторяется несколько раз по ходу спирали. Считается, что часть символов (в т.ч. этот) либо были привнесены на Крит из ближневосточного региона, либо сам диск был изготовлен на Ближнем Востоке.
Орнаментальный элемент, распространенный в Малой Азии и Греции. Также встречается как часть крестьянских орнаментов в Западной Европе, по-видимому является профанированной (с потерей смысла) звездой Иштар.
Этот символ встречается на греческой керамике, датируемой пятым веком до н.э.
Еще один интересный символ. Концы восьмиконечной звезды загнуты против часовой стрелки по типу саувастики, обозначающей одновременно неудачу, невезение (в т.ч. "наведенные" с через проклятие) и защиту от невезения и злых чар. Неудивительно, что данный символ использовался в поздней средневековой Западной Европе в качестве своеобразного корпоративного логотипа Вемскими Судами , в юрисдикции которых, помимо прочего, находилось делопроизводство и вынесение вердиктов по статьям о колдовстве.
Забавно, но этот вариант звезды мы можем увидеть на портрете 15 или 16 века, изображающего Влада Цепеша ; того самого, из которого Брэм Стокер сделал впоследствии Дракулу. Скорее всего символ попал в Валлахию от турков, которые в 15 веке использовали его на своих военных штандартах (как затем стали использовать прямую пентаграмму ; см. флаг Ирака, к примеру).
В астрономии используется для обозначения массы Солнца (к вопросу о солнечной ипостаси Иштар!); Джон Далтон обозначал этим знаком магнетизм.
XXX век до н.э. Иштар (“богиня”, перс. Истар, ивр. Ашторет, греч. Астарта, Анунит, Нана), в аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия, плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера; ассоциируется день недели пятница. Дочь Эля и жена Баала.
Главный миф об Иштар повествует о том, как богиня предложила свою любовь Гильгамешу, а тот отверг ее притязания и напомнил о многих возлюбленных, погубленных ею - богах, людях и животных. Разгневанная богиня в отместку наслала на его город Урук небесного быка - чудовище, созданное по ее просьбе богом Ану, отцом Иштар. Иные мифы донесли до нас историю нисхождения Иштар в преисподнюю, после чего на земле исчезли любовь , животная и растительная жизнь . В западносемитской мифологии Иштар соответствует Астарта, а в шумерской - Инанна.
Возлюбила прекрасная богиня Иштар юного красавца Думузи. Не могла она жить без него ни дня, ни мгновенья, а если он отлучался, она находилась в великом волнении.
Однажды отправился Думузи в степь на охоту и не вернулся. От слуг, сопровождавших охотников, богиня узнала, что внезапно налетел вихрь и Думузи упал, как надломленный тростник, и дух испустил.
Великая скорбь овладела богиней. Не могла она примириться со смертью того, кто был ей дороже жизни, и мысли она обратила к стране без возврата, к обиталищу мрака, к Эрешкигаль, к хозяйке подземного мира.
Надела Иштар наряд, украсила кольцами запястья и лодыжки, перстнями украсила пальцы, уши - серьгами, подвесками - шею, обвила голову золотою тиарой и отправилась скорбной дорогой, которой спускаются тени мертвых. Дошла Иштар до ворот, до медных, которые мертвым одним открыты, а живым недоступны.
Откройте! Откройте! - кричала богиня, могучей рукой ударяя по меди, так что она как бубен гремела. - Откройте, а то обрушу я ваши ворота, сломаю запоры и выпущу мертвых наружу.
Привратники шум услыхали и удивились. Бесшумны ведь тени мертвых. Беспокойства они не приносят.
Шум услыхала сама Эрешкигаль, и яростью ее наполнилось сердце.
Кто там ко мне стучится, словно пьяный в двери таверны? Надо же выпить столько сикеры!
Это не пьяный! - почтительно страж промолвил. - Это богиня Иштар, твоя сестрица, пришла за Думузи. Сейчас опрокинет ворота. А кто их поднимет? - Впусти! - приказала хозяйка подземного мира.
Со скрипом великим открылись ворота. Предстала богиня Иштар перед стражем во всей своей красоте и скорби. Но наглый привратник не содрогнулся. Он жадно взглянул на тиару. Богиня, сняв ее с головы, ему протянула.
И снова пред нею ворота из меди, ворота вторые. Богиня вручила второму стражу кольца и серьги. Когда же седьмые ворота прошла - нагой оказалась средь душ, снующих туда и сюда во мраке кромешном, как летучие мыши. На ощупь она среди них пробиралась и натыкалась на стены, скользкие от воды и слез, натыкалась на камни, падала и поднималась.
Нет, не смогли сломить Иштар униженья. С головою, поднятой гордо, она перед троном предстала и хозяйке подземного мира сказала:
Думузи верни мне, сестрица. Нет без него мне жизни.
Закона нет, чтобы мертвым жизнь возвращать ради чьих-то капризов, - оборвала Эрешкигаль богиню. - Мало ли осталось юнцов? Пусть они Думузи заменят.
Думузи один, - Иштар возразила. - Прекрасному нет замены.
И тут Эрешкигаль обернулась, слуге своему Намтару, болезней владыке, рукою махнула. Наслал на Иштар он язв шестьдесят, шесть тысяч болячек.
И затихла земля без Иштар. Травы расти перестали. Опустели птичьи гнезда. Овцы ягнят не рожали. Семьи людские распались. Овладело землей равнодушье, предвещавшее жизни распад и победу могильного мрака.
Боги , глядя на землю с небес, ее не узнали. И, всполошившись, послали гонца из верхнего мира в мир нижний с приказом:
Иштар возвратить и с нею вместе Думузи.
Как ни кипела яростью Эрешкигаль, как по бедрам себя ни колотила, как ни вопила, что нет возврата из царства ее, пришлось ей смириться.
В тот день, когда Иштар вместе с Думузи вернулись на землю, весна наступила. Все на земле зацвело буйным цветеньем. Птицы запели в ветвях, любовь прославляя. Жены вернулись к мужьям на брачные ложа. В храмах Иштар настежь все двери открылись. Ликующий хор голосов провозгласил:
Думузи воскрес! К любви вернулся Думузи!
Богиня Иштар
От стрел и от чар,
От гнезд и от нор,
Богиня Иштар,
Храни мой шатер:
Братьев, сестер.
Руды моей вар,
Вражды моей чан,
Богиня Иштар,
Храни мой колчан…
(Взял меня - хан!)
Чтоб не жил, кто стар,
Чтоб не жил, кто хвор,
Богиня Иштар,
Храни мой костер:
(Пламень востер!)
Чтоб не жил - кто стар,
Чтоб не жил - кто зол,
Богиня Иштар,
Храни мой котел
(Зарев и смол!)
Чтоб не жил - кто стар,
Чтоб не жил - кто юн!
Богиня Иштар,
Стреми мой табун
Среди многочисленных шумерских, а затем и аккадских, сверхъестественных существ одной из наиболее почитаемых была богиня Иштар, или по-другому Инанна. С ее именем связывается множество различных преданий, которые, видоизменившись, стали достоянием мифологии многих других народов.
Трудности шумерской теогонии
Легенды о происхождение богов древней Месопотамии и их деяниях относятся к числу древнейших преданий мира. Их сложность характеризуется наличием особой номовой организации, в которой отдельный город представлял собой самостоятельное государство. Общие для шумеров культы почитались в этих городах-государствах с некоторыми отличиями. Нельзя сказать, в какой стране богине Иштар приносились жертвы и где к ней обращались с молитвами: такой страны попросту не существовало.
В связи с этим существуют разные мифы о происхождении богини. Согласно одним, Иштар - дочь Ану, бога Неба. В других же говорится, что родителями Иштар и Уту (в более поздних преданиях носит имя Шамаш), бога Солнца, были Нанна (или ассоциировавшийся с ним Син) - божество Луны - и Нинлиль.
Функции богини
Снобизм шумерам был непривычен. В сохранившихся текстах говорится, что Иштар - богиня любви. И тут же следует одно многозначительное дополнение: богиня любви и проституток. Следует отметить, что храмовая проституция в шумерских номах была распространенным явлением. Поэтому нет ничего странного в том, что Иштар являлась и хранительницей семейного очага.
Исходя из того, что один из атрибутов богини - мельница, Иштар первоначально почиталась как хранительница урожая, но постепенно ее образ усложнялся, откуда и противоречия в теогонии. В Уруке, например, ее почитали как покровительницу правосудия, а также приносили жертвы как богине победы. Следы первоначального культа сохранились в том, что Иштар, помимо прочего, считалась небесной покровительницей пастухов.
Брак Иштар
О том, насколько зыбкой была граница между различными функциями богини, свидетельствуют мифы о ее браке с пастухом Думузи. Кроме него на руку богини претендовал земледелец Энкимду. Оба юноши были хороши собой, и богиня не знала, кого из них выбрать. Шамаш, к которому Иштар обратилась за советом, посоветовал выбрать пастуха. Однако Иштар была своенравной богиней. Недаром слово, означающее в шумерском языке "битва" дословно на русский переводится как "пляска Иштар". Едва услышав совет она заявила, что больше любит Энкимду.
Тогда за дело взялся сам Думузи. После долгих уговоров он убедил Иштар, что лучше ей выйти замуж за него, чем за Энкимду. Земледелец не обиделся на соперника. Вместо того чтобы вызвать его на поединок, Энкимду предложил стать друзьями.
Смерть Думузи
Легенда о внезапной гибели божественного пастуха принадлежит уже к вавилонскому периоду, однако именно она была воспринята другими народами и странами. Богиня Иштар в этих мифах предстает уже не только женой, но и сестрой Думузи. Потрясенная его внезапной смертью - а в этих мифах она ничем не мотивирована - богиня решает спуститься в подземный мир, где правят Эрешкигаль и ее муж Нергаль.
Далее миф повествует об оскорблениях и унижениях, которые пришлось пережить богине во время ее путешествия. У нее отобрали все украшения, сорвали одежду. Едва Иштар добралась до престола подземных владык, как Нергаль поразил ее шестьюдесятью страшными болезнями, а Эрешкигаль объявила, что назад непрошеную гостью уже не выпустит.
Лишь вмешательство других богов вынудило Эрешкигаль освободить Иштар. Из подземного мира богиня вынесла сосуд с волшебной водой. Омыв ею тело Думузи, она вернула его к жизни.
Древнейшие варианты
В этом виде от вавилонян миф о воскрешающем и умирающем боге был заимствован другими народами. Однако более ранние версии преданий о путешествии Иштар в подземный мир рассказывают о богине вовсе не как об отчаявшейся жене.
В этих преданиях Иштар оказалось мало власти над живыми людьми. Она захотела повелевать и мертвыми. Чтобы достичь этого, она решила спуститься в царство Эрешкигаль, заранее предупредив своего слугу, чтобы он был готов в случае опасности выручить ее. Далее история повторяется. По пути к престолу Эрешкигаль слуги владычицы мертвых срывают с Иштар украшения и одежду. Уже без помощи Нергаля Эрешкигаль убивает Иштар, а ее слуги прибивают мертвое тело гвоздями к стене.
Слуга обратился за помощью к богам, но все проигнорировали его просьбы кроме Энки, божественного гончара. Тот слепил из глины двух вестников, которые отправились в подземное царство и потребовали освобождения Иштар. Эрешкигаль с насмешкой отдала им труп.
Иштар - богиня коварства
В продолжении этого мифа Иштар предстает и вовсе с неприглядной стороны. После того как вестники Энки, к удивлению Эрешкигаль, вернули богиню к жизни, повелительница мертвых отправила вслед за ней свирепых демонов, требовавших, чтобы Иштар либо сама вернулась в преисподнюю, либо нашла себе замену.
Как и следовало ожидать, все боги, к которым обращалась с таким предложением Иштар, отказывались. После долгих поисков вспомнила она о своем муже Думузи. Немедля отправилась она к нему и убила одним взглядом. Демоны, насланные Эрешкигаль, утащили труп в царство мертвых.
Исчезнувшая цивилизация шумеров оставила этот миф в наследство вавилонянам, но те утратили его примитивные простоту и жестокость. Вместо этого была создана приведенная ранее версия, которая более логично описывала удивлявшую людей смену времен года. Несколькими веками позже изменились и имена главных действующих лиц: Иштар стала Астартой, а Думузи превратился в Таммуза.
Иштар в памяти потомков
Усложнение форм организации общества требовало и более понятной мифологии, где не было места жестоким подробностям вроде распятой на стене богини. В правление вавилонского царя Навуходоносора II Вавилон, став столицей крупной империи, перестраивается. Помимо укрепления города, царь задумался об укреплении религии. Поэтому новостройки имели явно выраженное символическое значение.
В числе прочих были выстроены сохранившиеся по сей день ворота богини Иштар. Они были проделаны в одной из двойных стен, высота которых составляла немногим менее восьми метров, а толщина - четыре метра. Выполнено все это было из кирпича, облицованного цветной глазурью. Ворота были украшены зооморфным орнаментом. Наиболее частым мотивом были изображения львов - символов Иштар.
Масштаб построек VII века до н.э. поражает. Укрепления Вавилона, в том числе и ворота Иштар, были обнаружены во время раскопок Багдада. Изображения животных находятся на уровне глаз человека и выполнены в натуральную величину.
Культ Иштар у других народов
Под разными именами Иштар вошла в мифологию других семитов, населявших Древнюю Месопотамию. Упоминания о ней сохранились даже у евреев, которые, если верить Библии долгое время жили в Уре. В священных текстах евреев Иштар известна под именем Ашторет и предстает в своей темной ипостаси как жестокая и мстительная богиня, полностью лишенная того романтического налета, что придавала ей вавилонская легенда о смерти Таммуза.
Представления шумеров значительно обогатили мифологию таких народов как греки и римляне. Существуют теории, что греческий миф о Деметре и Персефоне представляет собой региональный вариант предания об Иштар и Думузи. Однако, серьезных доказательств этому до сих пор не обнаружена. Зато известно, что находящиеся на одном уровне развития народы имеют и сходные представления о мироустройстве.
Имя: Иштар (Inanna)
Страна: Древняя Месопотамия
Создатель: мифология
Деятельность: вавилонская царица
Семейное положение: не замужем
Иштар: история персонажа
Персонаж шумерской мифологии, богиня войны, секса и плодородия. Также олицетворяет планету Венера. Атрибуты богини Иштар - львы и восьмиконечные звезды. Персонажа обычно изображали крылатой женщиной, вооруженной луком и стрелами. Иштар поклонялись всюду на территории древней Месопотамии. С именем богини были связаны такие религиозные практики, как ритуальная проституция.
История происхождения
Имя богини происходит от древнего слова «астар». В прасемитских языках так называли планету Венера. Поскольку древние считали, что Венера, видимая лучше всего утром и вечером - это две разных звезды, то и имен у небесного тела было два. Мужское - Астар, или «утренняя звезда», и женское - Астарт, или «вечерняя звезда».
В одних семитских культурах это разделение сохранилось и закрепилось в мифологии, а в других, в частности, шумеро-аккадской - два аспекта Венеры слились в едином мифологическом персонаже. Поэтому богине Иштар свойственна андрогинность - признаки и мужского, и женского полов. Иштар - богиня одновременно войны, секса и деторождения.
Кроме того, в восточносемитских языках, на которых говорили предки древних шумеров и аккадцев, слово «астар» означало богиню вообще. Из-за того, что имя богини использовалось как нарицательное, вышло так, что Иштар поглотила множество других месопотамских божеств, чьи образы слились с представлениями об Иштар. Аккадцы знали богиню под именем Иштар, а у шумеров то же божество носило имя Инанна.
Мифы и легенды
К Иштар в ее ипостаси богини войны обращались аккадские цари, поэтому Иштар получила эпитет «царица царей», а также Ануннит, или «Иштар-воительница». Считается, что Иштар восседает на божественном престоле вместе с мужем, верховным богом неба Ану, и тот советуется с супругой, когда принимает решения, потому что Иштар мудра и проницательна. Боги склоняются перед четой правителей, а люди испытывают страх перед ликом Иштар.
Считается, что могущественная богиня держит в руках судьбы сущего, однако при этом образ Иштар пленяет и вызывает влечение. Глаза богини переливаются цветами радуги, а уста источают мед. Иштар дает людям удачу и жизненные силы. Богиня благосклонна к покорным почитателям, взаимно влюбленным и людям с благими намерениями.
Два мифа, касающихся Иштар, описаны в «Эпосе о Гильгамеше» и тексте, повествующем о том, как богиня ходила в Преисподнюю. В одном из них Иштар отправляется в земли мертвых. Богиня становится под дверьми Преисподней и велит, чтобы те отперли. А иначе Иштар сама расколотит ворота и выведет мертвецов, которые станут пожирать живых. Как видим, идея зомби-апокалипсиса не нова. Сестра Иштар, владычица подземного царства Эрешкигаль, в испуге велит впустить богиню.
Иштар приходится пройти семь врат подземного мира, и у каждых ворот богиня оставляет часть собственного облачения, так что в результате предстает перед Эрешкигаль обнаженной. Одежды Иштар также наделены волшебными силами, и лишенная их богиня становится слабой. Эрешкигаль разгневана и велит запереть Иштар.
На земле из-за отсутствия Иштар прекратились процессы размножения. Боги отправляют к Эрешкигаль посланника. Тот вынуждает владычицу подземного царства отпустить Иштар, однако Эрешкигаль требует, чтобы богиня нашла себе замену. Иштар проходит обратно семь ворот, возвращает собственные одежды и выбирается из царства мертвых, однако вместо богини в мир мертвых должен спуститься Таммуз, возлюбленный богини.
В «Эпосе о Гильгамеше» герой ходил в далекий поход и возвращается с удачей. Перед ним предстает богиня Иштар, которая предлагает взять ее в жены, а взамен обещает, что перед героем склонятся государи и владыки и принесут дары, стада героя станут втройне плодороднее, а животные станут полны жизненной силы.
Гильгамеш обещает неизменно приносить Иштар щедрые жертвоприношения, но брать богиню в жены отказывается, поскольку та известна непостоянством и вероломством. У богини было много любовников, которых Иштар предала. Среди них Таммуз, отправленный в царство мертвых, а также несколько персонажей, обращенных богиней в животных.
Ответ Гильгамеша оскорбляет Иштар, и та отправляется на небо, где жалуется на героя отцу и матери. Богиня требует, чтобы те создали для нее громадного быка, и снова грозит зомби-апокалипсисом в случае, если ей не дадут того, чего она хочет. Божественный отец выполняет просьбу Иштар, и громадный бык спускается с неба.
На земле зверюга выпивает реку Евфрат и принимается убивать людей, но герой Гильгамеш победил чудовищного быка и принес в жертву. Богиня смотрит на это со стены города Урук и проклинает героя, а спутник Гильгамеша Энкиду швыряет в Иштар оторванную ногу быка. Над этой ногой богиня плачет вместе с блудницами, которых созывает для этого. Этот эпизод в биографии богини заканчивается не к чести Иштар.
Блудницы напрямую связаны с богиней Иштар. В рамках культа Иштар практиковалась иерогамия - «священный брак», сексуальный ритуал, в ходе которого люди исполняли роли мужских и женских божеств, заключающих между собой брак. Ритуал проводили обычно правитель шумерского города и верховная жрица Иштар.
В городе Урук проходили празднества в честь Иштар, которые носили черты оргии. Например, особые жрицы в ходе этих празднеств приносили в жертву богине девственность. Урук именовался «городом священных проституток», а Иштар считалась покровительницей блудниц.
Иштар в культуре
Американский писатель-фантаст первой половины ХХ века Абрахам Меррит в 1924 году опубликовал мистико-приключенческий роман «Корабль Иштар». По сюжету герой находит некий древний камень, внутри которого скрыта модель античного корабля. Эта игрушка оказывается магическим предметом, благодаря которому героя заносит в непонятный мир, находящийся вне пространства и времени. Там, на некоем проклятом корабле, двое вавилонских богов - Нергал и Иштар - сошлись в бесконечной битве.
Образ богини Иштар присутствует в романе «Американские боги». По мотивам романа был снят одноименный сериал, первый сезон которого вышел в 2017 году. По сюжету, Иштар забыта людьми как древняя богиня плодородия, распри и весеннего пробуждения природы, но все же неплохо приспособилась к текущей версии реальности, став Пасхой.
Теперь это светская дамочка-блондинка в весенних цветах, богиня пасхальных кроликов. В одном из эпизодов мистер Среда напоминает Пасхе о тех деньках, когда героиня звалась Иштар и царила над несметными толпами верующих.
Пасху в первом сезоне играет актриса Кристин Ченовет. Известно, что после первого сезона Ченовет покинула сериал, пока не известно, кто будет исполнять роль Пасхи во втором сезоне и планируется ли присутствие этого персонажа в сериале.
Богиня Иштар появляется и в вымышленной вселенной комиксов «DC». В 2001-2002 годах вышли три книги комиксов серии «JLA Gatekeeper», где фигурирует персонаж Ishtar - древняя ассирийская богиня любви, плодородия и войны. Богиня появляется также в комиксах «Песочный человек» («The Sandman») Нила Геймана, в арке «Тhe Brief Lives». Героине известен танец блаженства и разрушения, посредством которого можно убить все живые существа в округе.
Культ богини Иштар и ритуальная проституция в Вавилоне April 20th, 2016
Здравствуйте уважаемые.
Читаю тут книгу Видала Гора "Сотворение мира" (очень приличная по качеству,кстати) и наткнулся на достаточно любопытное описание служение девушек и женщин богине Иштар в древнем Вавилоне.
Вообще Иштар-Астарта_Аштарет-Анахит - это вообще одно из самых любопытных божественных персонажей в древних Пантеонах. Ей поклонялись практически по всему ближнему Востоку. Возможно именно она трансформировалась у греков в Афродиту, а у римлян в Венеру. Да и ранее Христианство заимствовало у нее немало, особенно в плане символики.
Но это отдельный и очень непростой разговор, и, возможно, мы с Вами отдельно по данному вопросу сделаем пост.
А ныне я хотел бы просто рассказать о служении Иштар в Вавилоне.По сути, это конечно ритуальная проституция, но интересная с точки зрения ритуала. В принципе, ритуальная проституция много где была, и если Вам интересно, то готов написать отдельный пост по данному вопросу. Напишите в комментариях:-)
Но сегодня, я хотел бы рассказать именно о вавилонском служении. Даже великий Геродот писал об этом: "В Вавилоне существовал храм Милитта. Каждая вавилонянка была обязана один раз в своей жизни отдаться в этом храме иностранцу
".
В других источниках поподробнее, но меня вполне устроило описание самого Видала Гора. То есть, пусть и художественная литература, но вполне все исторично получилось:-) Итак.
"Как все гости Вавилона, мы первым делом отправились к храму Иштар, где женщины торгуют телом. Согласно древнему вавилонскому закону, каждая местная женщина должна раз в жизни пойти к храму Иштар и дождаться, пока мужчина не предложит ей серебро, чтобы лечь с ней. Первый предложивший деньги получает ее. В других храмах этой богини продают себя мальчики и молодые мужчины, считается, что приходящие сюда получают особое благословение богини. К счастью для вавилонских мужчин, от них не требуется раз в жизни прийти в храм, чтобы продавать себя. Только дамам выпала такая честь.
Вытаращив глаза, мы строем стояли на краю двора. На земле под палящим солнцем сидело с тысячу женщин всевозможной комплекции, роста, возраста, сословия. И никакого навеса или тента. Портик в дальнем конце двора занимали храмовые евнухи, лениво следящие, чтобы посетители не переступали начерченных на земле линий. Каждому мужчине полагалось держаться в отведенной ему полосе, иначе получилась бы большая неразбериха. Между этими полосами сидели женщины.
Довольно странно, что вавилонские мужчины редко приходят в этот храм. Наверное, они привыкли. К тому же им, должно быть, неловко видеть, как их жены и сестры служат богине. К счастью, всегда хватает приезжих со всех концов света, чтобы помочь дамам заслужить благословение Иштар.
Ксеркс, Мардоний и я вереницей прошли сквозь скопление сидящих женщин. Нас предупредили, что веселые и радостные женщины на самом деле шлюхи и только делают вид, что служат богине. Как бы они порой ни казались привлекательными, их следует избегать. Лучше выбрать из задумчивых и грустных, словно некоторым образом отдалившихся от своих тел, предлагаемых в жертву божеству.
Большинство из приходящих к святому месту исключительно безобразны, и я понял, какая радость какому-нибудь уродцу-пекарю за серебряную монету получить прекрасную дочь почтенного вавилонянина. И даже для трех персидских принцев — я, конечно, преувеличиваю свой ранг — ситуация представлялась в высшей степени заманчивой. А поскольку мы были молоды, то привлекали к себе много просящих взглядов.
По обычаю, на колени выбранной женщины ты бросаешь серебряную монету. Женщина встает, берет тебя за руку и ведет в храм, где устроены сотни деревянных перегородок, образуя ряд клетей без дверей. Найдете пустую, совокупляетесь прямо на полу. Хотя евнухи не приветствуют зрителей, но симпатичные пары часто собирают вокруг себя значительное число любопытствующих — ненадолго. Обстоятельства там таковы, что правилом служения Иштар является стремительность и быстрота. Чтобы подавить пропитывающий все вокруг запах половых отправлений, повсюду на жаровнях курится фимиам, отчего в воздухе висит синий дым, и, если задержишься там слишком долго славить богиню, рискуешь посинеть сам.
Большинство иностранцев раздеваются догола, но мы, благопристойные персидские юноши, не сняли ничего, и это особенно позабавило греков. В считанные мгновения мы освятили трех девушек, показавшихся нам поприличнее. Они были вроде бы удовлетворены, но когда Мардоний спросил свою даму, не увидеться ли им снова, та со всей серьезностью ответила, что будет за это проклята навеки. И, кроме того, она замужем. Затем вежливо поблагодарила его за проделанную работу.
Моя избранница казалась очень смущенной всем этим ритуалом. Она сказала, что совсем недавно вышла замуж, что хотела сослужить службу Иштар еще девственницей, но мать отговорила ее. Очевидно, слишком многие вавилонские девственницы имели печальный опыт общения с грубыми иноземцами, и потому девушка отложила это до настоящего времени. Она сказала, что теперь рада своему решению.
Мы расправили после совокупления наши одежды, что очень позабавило двух белобрысых северян, говоривших на ломаном греческом:
— И как они справляются в таком наряде?
Мы пропустили их слова мимо ушей.
— Самое страшное, — сказала моя девушка, выходя со двора, — подхватить какую-нибудь болезнь. Не знаешь, кому попадешься. Моя мать говорила, что, если подойдет какой-нибудь грязный тип, лучше прикинуться уродиной или дурочкой. А если, наоборот, увижу опрятного мужчину, нужно улыбнуться. Хорошо, что я так и сделала.
Она хотела мне польстить, и я был польщен. Мы постояли на свежем воздухе, очищая легкие от пахучего дыма, и девушка рассказала, что уродливым женщинам приходится приходить сюда изо дня в день, и порой не один месяц, ожидая, когда их кто-нибудь купит. Я даже слышала про семьи, вынужденные заплатить иноземцу, чтобы он лег с их женщиной. Это нехорошо, конечно, и очень грешно. Но не так грешно в глазах богини, как вообще не продаться мужчине".
Вот такая вот штука:-)
Приятного времени суток.