Установление контакта с аудиторией. Личность оратора и установление психологического контакта с аудиторией

Само понятие «оратор» в русском языке появилось в начале 18 столетия, а стало распространяться более широко только через столетие. Слово это произошло от латинского «oro», в переводе оно значит «говорю».

В наше время в литературном русском языке слово оратор стало многогранным. В толковых словарях можно встретить такие значения:

1. Тот, кто произносит речь, выступает в собрании.

2. Человек, обладающий даром красноречия.

3. Тот, кто публично провозглашает какие-либо мысли, идеи; глашатай чего-либо.

4. Тот, кто обладает даром произносить речи.

Поэтому и в печати, и в художественной литературе, и в нашей с Вами речи слово оратор употребляется в разных значениях. А в ораторском искусстве это любой человек, который произносит речь на публике. И здесь уже у термина оратор нет качественных характеристик и ему необходимы дополнительные определения, такие как хороший или плохой оратор, скучный или блестящий, посредственный или выдающийся, вялый или вдохновляющий оратор. Список можно продолжать долго.

Конечно, каждый человек индивидуален и его особенности влияют на стиль речи и манеру выступления. Поэтому еще с античных времен теоретики выделяли разные типы ораторов. Цицерон, например, в своем труде «Об ораторе» разделял 3 типа:

1. «Велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». По его мнению, это «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца» ораторы.

2. «Сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так сказать, и сжатой речи».

3. «Средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых…«

Очень важной составляющей выступающего человека являются его нравственные качества. Он может оказывать влияние на множество других судеб и помогать принимать то или иное решение в своей жизни. Его речи должны подвигать на добрые дела и поступки. Вспомним Гитлера. Всем известно, что он был блестящим, даже завораживающим оратором. Но какая была у него конечная цель? Истребить всех, кто не его расы.

Но нравственность без знаний тоже много не стоит. Если оратор хорошо произносит свою речь, а на возникающие вопросы не может ответить, то возникают сомнения в его компетентности. И этот человек не будет вызывать большого доверия и уважения.

Несомненно, оратор должен хорошо пользоваться специальными навыками, то есть способен осуществлять различные операции самым лучшим образом. Вот некоторые из этих навыков:

§ навык отбора литературы;

§ навык изучения литературы;


§ навык составления плана;

§ навык написания текста речи;

§ навык самообладания перед аудиторией;

§ навык ориентации во времени.

Из всех приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

§ самостоятельно подготовить выступление;

§ доходчиво и убедительно излагать материал;

§ отвечать на вопросы слушателей;

§ устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;

§ применять технические средства, наглядные пособия и т. д.

Если у оратора какого-то навыка или умения будет не хватать, то его выступление окажется не эффективно. Например, он мастер писать тексты, но он не умеет красиво говорить, то есть невыразительно бубнит себе под нос тихим голосом. Тогда его хорошо если услышат в первых рядах. Или оратор хорошо поставленным голосом эмоционально говорит, но увлекся, и не успел уложиться в отведенное ему время. Тогда он сможет донести до слушателя не все свои мысли, и впечатление от него останется отрывочным.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается «своими» дедами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.

По определению психологов, контакт - это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего, на основе совместной мыслительной деятельности, т. е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы - оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».

Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т. е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает, в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания. Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.
Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора.

Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна бывает эта тишина! Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов, тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией. Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.

Следует иметь в виду, что оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт - это величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов.

Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления. Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.

Однако в ораторской практике следует учитывать еще целый ряд моментов, требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить эффективность ораторского воздействия.
Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающей «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.

Единство слова и дела - это нравственно-этический критерий деятельности оратора, одно из главных требований, предъявляемых ему, важнейшее условие взаимопонимания. Несоблюдение этого требования остро и болезненно воспринимается слушателями, подрывает их доверие к словам говорящего.

Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать, знать ее количественный и качественный состав, мотив действий слушателей, их настроение, установки, интересы и т. п. Рассмотрим основные особенности аудитории ораторской речи. Прежде всего, важно знать, однородна или неоднородна аудитория. По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как: возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т. п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей. Если вам приходилось выступать на собрании или на конференции, то вы вспомните, что приемы, используемые в той и другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории были различными. Иногда интересуются: в какой, аудитории легче выступать - в малочисленной или многочисленной. Каждая аудитория имеет своя особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи. Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей. Во время выступления можно наблюдать различные «интересные явления». Вот, к примеру, в какой-то части зала возник легкий шум, и он очень быстро распространяется по всему помещению. Ваш сосед одобрительно кивнул выступающему головой. Это определенным образом повлияло на ваше поведение, на ваше отношение к словам говорящего. А вот прозвучала ироническая реплика, на нее живо реагируют остальные слушателя. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего. В чем же дело? Почему это происходит? Да потому, что слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих, другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих, на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих. В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно научиться управлять аудиторией, уметь, если надо, изменить его.

На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и
некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Однако оратор такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории. А. С. Макаренко учил педагогов-воспитателей:
«Настроение у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет... Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными».
Рекомендации А. С. Макаренко, несомненно, полезны и для ораторов.
Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели - это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его» обмениваются друг, с другом критическими замечаниями. Что же привлекает в ораторе зрительное внимание слушателей? Конечно, в первую очередь его внешний вид. Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносятся речь, быть опрятной а аккуратной. А. Ф. Кони советовал лекторам:
«Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой».

Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Липшие, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.

Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит, оратор. Нередко можно наблюдать такую картину: делает начальник доклад, выступает на собрании и время от времени посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т. е. смотрит куда угодно, только не на слушателей.

Бывает еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Можно ли в таком случае говорить о подлинном взаимопонимании между оратором и аудиторией? Конечно, нет! Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

Таким образом, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей» закрепление у них определенных знаний и убеждений.

В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько, сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни. Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

  1. Практическая часть

Каждый оратор стремится ''завоевать аудиторию'' - привлечь ее внимание и удерживать его на протяжении вс?его выступления. При этом как этого добиться? В случае если читать речь ''по бумажке'', лишь изредка устремляя взгляд в зал, добиться живой реакции слушател?ей невозможно. Следить за такой речью, как бы содержательна она ни была, очень трудно. Между ''оратором'', а точнее тем, кто озвучивает заранее написанный текст, и аудиторией возникает незримая стена, и контакт со слушателями невозможен.

Чувство аудитории, или коммуникативность, возникает лишь тогда, когда выступающему удается создать в аудитории ''эффект общения'', разговаривая со слушателями так, как обычно говорят с близкими, знакомыми людьми, которым есть что сказать и которые будут вас охотно слушать. Начинающему оратору очень трудно добиться коммуникативности, получить так называемый эффект живой реакции аудитории. При этом этому нужно учиться.

Известны риторические приемы, помогающие оратору достичь эффекта общения со слушателями. Выступающий старается придать своей речи ''разговорность'', используя для этого различные способы: непосредственное обращение к слушателям; эмоциональность, экспрессивность высказываний; особый разговорный синтаксис - вопросы, восклицания, неполные предложения, вводные слова и словосочетания, вставные, присоединительные конструкции, прямую речь, короткие, преимущественно односоставные предложения...

Иногда высказывается мнение, что оратор должен ''перейти на разговорный стиль речи'', но с этим согласиться нельзя. При публичном выступлении нет условий, определяющих обращение к разговорному стилю (неофициальность обстановки, ''равноправие'' говорящего и собеседника, неподготовленность речи, ее подлинная диалогичность). В применении к ораторской речи говорят лишь о ''скрытой форме диалога'', точнее различных приемах диалогизации речи с целью вызвать сопереживание слушател?ей. Используемые оратором стилистические приемы, придающие речи особую выразительность, лексика и фразеология выступления, наконец само его содержание не укладываются в разговорный стиль. Но искусство публичного выступления в том и заключается, что оратор имитирует разговорность, создавая у слушател?ей впечатление живого общения. Для этого он обращается к аудитории, задает вопросы (на которые сам же и отвечает), сталкивая мнения, показывая несостоятельность своих оппонентов и т.д.

Опытные ораторы советуют начинающим в случае отсутствия коммуникабельности (особенно если приходится выступать в атмосфере недоверия) найти в толпе хоть одно доброжелательное лицо и обращаться к нему, не придавая значения недобрым взглядам. Говорить нужно спокойно и уверенно, убеждая в своей правоте, рисуя яркие эмоциональные картины. И тогда ситуацию можно переломить и овладеть вниманием аудитории.

Важным средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт со слушателями. Правильно устремленный взгляд оратора - непременное условие достижения чувства аудитории, в связи с этим крайне важно во время выступления научиться контролировать свой взгляд, чтобы не смотреть на потолок, или в пространство ''невидящим взглядом'', или даже на одного из присутствующих в зале, не делая при этом его своим собеседником. ''Рекомендуется иное, - пишет А.К. Михальская. - Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза ''бегают'': задерживать взгляд нужно настолько, чтобы вы ощутили зрительный контакт с тем, на кого смотрите, его ответный взгляд. Читайте его реакцию по глазам, следите за тем, чтобы не смотреть только в одну сторону аудитории (вправо или влево) чересчур долго. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создать у каждого из слушател?ей впечатление, что говорят именно с ним''.

Придет на помощь оратору и голосовой контакт, который дополняет зрительный контакт: голос выступающего направляется вместе с его взглядом к кому-нибудь из слушател?ей, и у того складывается впечатление, что вы говорите с ним и для него. При этом оратор переводит взгляд и одновременно изменяет направление голоса, охватывая вс?е большее число слушател?ей, добиваясь живой реакции аудитории.

Установив контакт со слушателями, опытный оратор следит за тем, чтобы не утратить его, контролирует реакцию аудитории: не появились ли признаки утомления, ослабления внимания слушател?ей. Заметив это, уверенный в себе оратор может сделать замечание кому-нибудь в зале. К примеру, по воспоминаниям поклонников ораторского искусства П.Ф. Лесгафта#` собиравшего на свои популярные лекции многочисленную аудиторию, он внимательно всматривался в лица слушател?ей и, заметив чей-то отсутствующий взгляд, мог позволить себе непосредственно обратиться к нему со словами: ''Что, милостивый государь, отсутствуете? Не о том думаете? ..''

При этом подобные замечания может делать лишь оратор, пользующийся признанием и любовью слушател?ей, с которыми он встречается не первый раз. Более проверенный и надежный способ вернуть внимание слушател?ей - эмоциональная разрядка. Оратор вспоминает какой-нибудь смешной случай из жизни, парадокс, афоризм, пословицу, ''притягивая'' их к развитию темы; делает ''лирическое отступление'', рассчитанное на обострение внимания аудитории; рассказывает веселый анекдот, вызывая смех в зале... Все это помогает поддержать затухавшую было коммуникативность и продолжать речь.

Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей.

Два оратора (два лектора) могут говорить одно и то же, но слушать одного интересно, а другого – скучно, даже невозможно.

Контакт с аудиторией необходим а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).

Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.

Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт . Время от времени надо смотреть в глаза слушателям, тогда аудитория чувствует заботу о себе, а оратор видит, интересно ли, не пора ли завершать.

Распространенные ошибки ораторов: 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада.

Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла, это: 1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении), 2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт… ), 3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда), 4) небольшие отступления от темы.

Чтобы выступление «получилось», необходимо настроиться на аудиторию. Вот некоторые рекомендации:

1. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. При несоответствии постарайтесь "навести мосты взаимопонимания".

2. Держитесь во время выступления уверенно, демонст­рируя твердую убежденность в своих словах. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, убеди­тесь в том, что она готова к восприятию ваших слов.

3. Начи­найте говорить только после того, как установится ти­шина. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная, а в случае необходимости - и более длительная пауза.

4. Вступительные слова не должны быть громкими. Это поможет лучше контролировать ход выступления и привлечь внимание аудитории.

5. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее ни слишком быстро, ни монотонно.

6. Во время выступления ваш взгляд должен быть направ­лен на слушателей. Не избегайте взглядов, направленных на вас, не смотрите в одну точку.

7. Наблюдайте за реакцией ауди­тории. Если вы заметили, что только что сказанные вами слова вызвали оживление слушателей, постарайтесь развить затрону­тую тему. Это поможет завоевать аудиторию и вызвать ее одо­брение.


8. Переходите к изложению главного вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.

9. Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступле­ния. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

10. Не вступайте в дискуссию, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас из равновесия. Скажите, что после выступления вы охотно от­ветите на любой вопрос. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе дальнейшего выступления дискуссионные вопросы могут быть сняты.

11. В критические моменты выступления необходимо говорить особенно убежденно, уверенно, артикулируя каждое слово.

12. Нелицеприятные для аудитории моменты выступления следует подкреплять очевидными примерами. Не забудьте подчеркнуть, что насущная необходимость заставляет вас затронуть подобную тему.

13. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комп­лиментами слушателям. Если заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте голос.

14. Обобщающие выводы должны быть логично связаны с со­держанием речи. Заканчивая выступление, не забудьте побла­годарить присутствующих за внимание.

Настраивают аудиторию против выступающего и разрушают контакт и энергетику зала высокомерие, менторский тон, презрение, выказывание превосходства, спор со слушателями, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий, враждебные выпады в адрес аудитории.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико - аналитических и эмоцианально - образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации.

Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

Прием апелляции к собственным мыслям.

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы.Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например: "Локомотив истории остановить невозможно..."

Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!.."

Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды прохожий спросил у строителя:"Что ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю деньги!"

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днепра".

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации.

Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер", служат объединению говорящего со слушателями.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации.

Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.


Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Деловая риторика
(речевая культура делового общения) Учебное пособие Ульяновск 1999 УДК 808.2 ББК 4р(075) М48

Риторика как наука и искусство
Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator

Предмет, объект, цель изучения деловой риторики
С давних времен, наряду с академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно - политическим, социально - бытовым, судебным, выделяют деловое красноречие. В России X1X - начала XX веков

Деловое общение и его виды
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение

Вопросы
1.Каковы предпосылки зарождения риторики? 2.В чем состоит основная задача древнегреческого ораторского искусства? 3.Назовите известных вам теоретиков красноречия. 4.Чем о

Задания
1.Используя словари и энциклопедии, («Русский язык. Энциклопедия» (М. , 1998), «Языкознание. Большой энциклопедический словарь» (М. 1998), Ахманова О. С. «Словарь лингвистических терминов» (М. , 19

Понятие о языке и речи
Слова «язык» и «речь» многозначны, иногда они соотносятся как синонимы. По представлениям современной лингвистики, речь связана с языком, но не отождествляется с ним. Язык

Виды речи
Письменная Устная Монологическая Диалогическая Выделяют следующие виды речи: Внешняя Внутренняя Мысль

Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная - речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопрово

Виды речевой деятельности
Различают четыре вида речевой деятельности: два из них производят текст - говорение, письмо, а другие - слушание (аудирование) и чтение - осуществляют восприятие. Таковы составляющие системы нашего

Техника звучащей речи
Голос человека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментом воздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте, мироощущении говорящего. Звуковое оформлен

Вопросы
1.Приведите примеры искусственных знаковых систем. 2.Что такое уровневое представление о системе языка? 3.Какая речь преобладает в современной жизни - письменная или устная?

Задания
1.Почему представление о языке как о системе закрепляется за словом «язык», а не «речь»? Объясните это, опираясь на этимологию (См. : Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М. , 1996;

Понятие о тексте
Текст (от лат. textus - «ткань, сплетение, соединение») возникает и существует только в процессе общения; это речевая единица, воплощение коммуникативного акта; это последовательность вербальных зн

Типы текста
Столетия развития языка, мышления выработали наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для решения задач, которые ставит перед собой говорящий. Поэтому издавна

Композиция текста
Композиция (лат. compositio - «составление, сочинение») - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста. Наиболее распространенно

Стили текста
Любой текст можно отнести к тому или иному стилю. Под стилем (от греч. stulos - «палочка для письма») обычно понимают разновидность литературного языка, выполняющую определенную фу

Функциональные стили
«Лицо» каждого стиля определяют доминирующие стилевые черты, характерные языковые средства. Отличительные коммуникативные качества научного

Задания
1.Определите, в каком из писем (жанр разговорной речи) используются характерные признаки книжного стиля: а) «Дорогая Любаня! Вот уже и весна скоро, в скверике, где мы с тобой познакомились

Понятие о литературном языке
Русский национальный язык представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как литературный язык, территориальные и социальные диалекты (жаргон), просторечие. Литературный язык

Культура речи и речевая культура
Известный лингвист Е. Н. Ширяев так определяет понятие «культура речи»: «Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общен

Правильность речи
Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного языка. Говорящий должен владеть литературным произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Расс

Коммуникативная целесообразность речи
К качествам «хорошей» речи относятся те, которые определяют ее коммуникативную целесообразность. Это точность, выразительность и богатство (иногда к коммуникативным качествам относят также чистоту,

Фигуры переосмысления (тропы)
1.Метафораперенос значения по сходствуВсе новые волны молодежи приходят в университет...2.Метонимияперенос по смежностиИз министерства пришла бумага... (т. е. официальный документ)3.Синекдохапере

Поздравления
Поздравляю вас...Позвольте вас поздравитьС праздникомПримите мои поздравленияС праздником васРазрешите вас поздравить Ситуации речевого этикета незамкнуты, открыты, среди них выделяют так

Вопросы
1.Чем различаются и как между собой связаны понятия: культура речи, речевая культура, культура речевой деятельности, культура общения, общая культура? 2.Какие из слов выходят за рамки совр

Задания
1.Читайте тексты, соблюдая орфоэпические нормы. 1.Я товарищей встречал, Различал их за квартал (В. Берестов). К плетню растерянно приникший, Я услыхал в тени вет

Словари и справочники
1.Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. - М., 19993. 2.Граудина Л. К. , Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. - М. , 1976.

Этапы подготовки и проведения публичного выступления
Публичное выступление -это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как докла

Поза, жесты, мимика оратора
Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступ

Доклад и речь как жанры делового общения
Доклад - это развернутое сообщение на определенную тему с целью сформировать мнение слушателей по затронутым вопросам, определить характер дальнейших практических действий. В докла

Вопросы
1.Что надо учитывать при определении темы выступления? Каковы функции названия ораторской речи? Чем отличается выступление в однородной, немногочисленной аудитории от выступления

Задания
1.Составьте предполагаемый портрет аудитории, перед которой вы хотели бы выступить с темой: «Профессия - менеджер». 2.Какие жесты используют телеведущие? Составьте, по результатам наблюден

Типы речевых актов в деловом общении
В современной теории коммуникации принято выделять 3 класса речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения. Если со стороны собеседника не пред

Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника
Очень крупные сделки чаще всего заключаются на таких условиях, которые были лучше поддержаны аргументацией. В качестве ее объектов в деловом мире выступают цена, условия поставки, качество, сроки,

Психологические типы собеседников
П. Мицич в книге «Как проводить деловые беседы» (М. , 1983) приводит классификацию возможных типов собеседников и соответствующие варианты поведения. «Вздорный человек («ни

Невербальные средства делового общения
В русской разговорной литературной речи, функционирующей во многих ситуациях служебного общения, словесные и несловесные средства выражения очень тесно связаны. Параллельно с языком используются ми

Пространственные нормы делового общения
Для установления контакта очень полезно учитывать расстояние между собеседниками и объем пространства коммуникации. Для ведения конструктивного диалога надо установить расстояние приблизительно в 1

Вопросы
1.К какому классу речевых актов относятся обещание, разрешение? 2.На какой стадии делового контакта вы будете использовать закрытые, открытые, переломные вопросы? 3.В чем преимуще

Задания
1.Проследите за изменениями в строении реплик - стимулов и установите, какой ответ прогнозирует говорящий в каждом случае: 1)Вы готовы организовать работу базы в выходные дни, если это буд

Деловой разговор и его виды
Любой коллективный труд, сотрудничество начинаются, осуществляются и завершаются посредством разговоров. Они возникают, если в диалоге доминирует согласованность, если участники речевой коммуникаци

Этапы подготовки и проведения деловой беседы
Выделим 3 этапа подготовки и проведения данного вида речевого общения ДокоммуникативныйКоммуникативныйПосткоммуникативный1.Планирование, оценка собеседников и обстановки1.У

Цель и задачи переговоров
Если в процессе общения возникают противоречия, то устранить их можно только 2 способами. Первый способ - негативный. Это конфликт. Второй - позитивный: переговоры. Без них было бы невозможно мирно

Этапы подготовки и проведения переговоров
Структурные элементы каждого этапа переговорного процесса можно представить в виде таблицы: ДокоммуникативныйКоммуникативныйПосткоммуникативный1.Сбор информации.1.Представл

Вопросы
1.В учебных пособиях зарубежных авторов часто приводится ситуация: «Две сестры спорят о том, как разделить апельсин. Каждая приводит аргументы, обосновывающие, что она должна получить если

Задания
1.Попробуйте взглянуть на проблему и предмет коммерческих переговоров глазами оппонента. Представьте, что вы ведете разговор о сдаче в аренду торговой площади. Восстановите рассуждения арендатора.

Цели и задачи общения с представителями прессы
Как справедливо утверждает известный американский имиджмейкер Лиллиан Браун, бизнесмен и пресса нужны друг другу. Деловому человеку средства массовой информации необходимы, если надо быстро распрос

Этапы подготовки и проведения интервью
К этапам данного вида общения относим: ДокоммуникативныйКоммуникативныйПосткоммуникативный1.Определение (совместно с интервьюером, круга проблем разговора1.Приветствие. Уст

Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора
По подсчетам исследователей, на телефонные разговоры тратится до 27% рабочего времени делового человека. Какие действия он совершает, осуществляя этот вид дистантного общения?

Техника речи разговора по телефону
Когда человек говорит с кем - то по телефону, единственным средством выразить себя является его голос. Поэтому необходимо, как и при публичном выступлении, следить за техникой речи: освобождать дых

Правила ведения делового телефонного разговора
1)Рационально снимать трубку при любом звонке. Лучше всего после первого звонка. Если у руководителя есть отдельный кабинет и параллельный телефон, то трубку первой снимает секретарь. Она может дат

Вопросы
1.Почему по телефону часто задают вопросы: «Ты плохо себя чувствуешь?», «Вы спешите?». 2.Л. К. Граудина приводит в своей статье «О современной концепции отечественной риторики и культуре р

Дискуссия как вид спора
Дискуссия (от лат. discussio - «исследование») - это публичный диалог, в процессе которого сталкиваются различные, противоположные точки зрения. Целью дискуссии является выяснение и сопоставление п

Этапы подготовки и проведения дискуссии
Дискуссия в служебном взаимодействии - это, как правило, организованный спор: он планируется, готовится, а затем анализируется. Охарактеризуем следующие основные структурные элементы дискуссии:

Правила ведения спора
1.Начинайте возражать только тогда, когда вы уверены, что мнение собеседника действительно противоречит вашему. 2.Вначале приводите только сильные доводы, а о слабых говорите после и как б

Анализ дискуссии
Последний, заключительный этап рассматриваемого речевого жанра предусматривает тщательное осмысление процесса общения. Для этого можно использовать такие вопросы: 1.Что обсуждалось и что д

Задания
1.Сделайте письменный анализ одной из телепередач, построенной в форме дискуссии. 2.Определите свое отношение (совершенно согласен, согласен, не могу определиться, не согласен, совершенно

Совещание как вид организации делового общения группы
Деловое совещание (собрание) - устное коммуникативное взаимодействие группы людей (коллектива). В этом виде общения сочетаются различные жанры: ораторский монолог (вступительное и

Этапы подготовки и проведения собрания
Собрание - это групповое общение, которое управляется, организуется. Его успех на 90% зависит от подготовки, обдумывания структурных элементов коммуникативного этапа и последующей оценки и самооцен

Протокол совещания
Протокол совещания - это первичный официальный документ, на основании которого руководство вправе требовать от работников выполнения порученных им заданий. Секретарь фиксирует в пр

Пресс - конференция
Пресс - конференция - это вид взаимодействия делового человека с представителями прессы, аккредитованными своими редакторами с целью получения нужной информации. Поводы устройства пресс -

Список цитируемой литературы
1.Лихачев Д. С. О речевой культуре // Слово лектора. - 1989. - № 4. 2.Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13т. - М. , 1954, т.6. 3.Якокка Л. Карьера менеджера. - М. , 199