Размер школьных парт для начальной школы. Размер школьной парты
Когда ребенок пойдет в школу, ему придется немало времени проводить за уроками. Ортопедическая парта для школьника станет отличным решением для организации комфортного рабочего места. Основные требования к нему – минимальный вред здоровью и максимальное удобство. При соблюдении этих правил вы обеспечите все условия для хорошей успеваемости и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые, к сожалению, нередко встречаются в детском возрасте.
Нужна ли парта для школьника дома
Многие родители при организации рабочего места ребенку отдают предпочтение обычному письменному столу, но часто это выходит боком – из-за неправильно подобранных размеров и конфигурации мебели школьник вынужден находиться в неудобном положении, что приводит к развитию сколиоза, быстрой утомляемости и другим проблемам .
Ортопедические парты для детей призваны решить эту проблему. Сегодня особой популярностью пользуются так называемые растущие парты-трансформеры , высота которых может регулироваться по мере роста ребенка. Также регулируется и угол наклона столешницы, что очень удобно при занятиях различными видами деятельности.
Несмотря на то, что подобные модели стоят довольно дорого по сравнению с обычными письменными столами, родители избавлены от необходимости менять мебель, когда ребенок подрастет. Приобретая парту-трансформер в первом классе, она прослужит вплоть до окончания школы, позволит сохранить здоровье ребенка и обеспечить его хорошую успеваемость.
Как подобрать парту для школьника
При выборе ортопедической парты для школьника необходимо руководствоваться индивидуальными параметрами ребенка. Оптимальные размеры такой мебели для домашнего использования – 70х40 или 105-40 сантиметров. Обратите внимание на наличие следующих параметров:
- возможность регулировки угла наклона столешницы;
- возможность зафиксировать столешницу горизонтально;
- оптимальная высота парты в зависимости от роста школьника – 52-56 сантиметров.
Сколиоз – частая проблема современных школьников. Искривление позвоночника становится следствием неправильного положения тела за письменным столом. Избежать патологии можно, если подобрать парту и стул к ней оптимальной высоты . Сориентироваться вам поможет таблица соответствия.
При выборе изделия также обратите внимание на такие важные нюансы:
- столешница должна иметь достаточные размеры для комфортной работы;
- углы парты должны быть закруглены, не должно быть никаких выступающих элементов, о которые ребенок мог бы пораниться;
- механизм регулировки высоты стола и угла наклона должен быть максимально простым, но, в то же время, надежным;
- наличие дополнительных ящичков для канцелярских принадлежностей.
Среди современных производителей и моделей мебели для школьников стоит выделить растущие ортопедические парты Moll. Модельный ряд этого немецкого производителя включает несколько моделей функциональных и комфортных парт, которые соответствуют всем приведенным выше требованиям и отлично подойдут для детей младшего школьного возраста, учеников средней школы и старшеклассников.
Внимание! Выбирайте парту с матовой столешницей неброского цвета. Глянцевые поверхности бликуют, что отвлекает школьника, также как и яркие цвета.
Подбор ортопедического стула к парте
Чтобы ортопедическая парта в полной мере выполняла свои функции, к ней необходимо подобрать правильный стул. Его также выбирают по росту в соответствии с вышеприведенной таблицей.
Для формирования и поддержания правильной осанки у ребенка, стул рекомендуется выбирать эргономичный. Лучше всего зарекомендовали себя модели с возможностью регулировки высоты сидения и наклона спинки , так называемые ортопедические растущие стулья . Современные ортопедические стулья выполняются с учетом анатомического строения позвоночника. Они могут иметь специальную раздоенную спинку или валики для комфортного положения спины во время сидения. Обратите внимание на уровень жесткости сидения – оно не должно быть слишком мягким.
Обратите внимание! Для безопасности школьника, рекомендуем выбирать устойчивое кресло или стул без колесиков. При сидении ноги ребенка должны быть согнуты под прямым углом и полностью упираться в поверхность пола. Спина должна плотно примыкать к спинке.
Что нужно учесть при работе за партой
Чтобы правильно организовать рабочее место для школьника, парту рекомендуется располагать так, чтобы ученик мог максимально сконцентрироваться на работе, не отвлекаясь на игрушки и компьютерную технику. Это позволит приучить малыша к дисциплине с самого раннего возраста.
При работе за партой желательно придерживаться следующих рекомендаций:
- край столешницы должен быть расположен немного ниже уровня груди, чтобы школьнику было удобно опираться на стол локтями, сохраняя правильное положение позвоночника;
- оптимальное расстояние между столешницей и грудью – 7-10 сантиметров;
- размеры парты и стула должны быть подобраны по росту школьника;
- необходимо обеспечить хорошее освещение во время работы – в вечернее время следует использовать не только настольную лампу, но и верхний свет.
Итак, ортопедическая парта для школьника – лучшее проявление заботы о его здоровье, на котором лучше не экономить. В благодарность чадо будет радовать ровной осанкой и отличными оценками. А чтобы осанка вашего ребенка не испортилась пока он носит не удобный портфель набитый учебниками, купите ему
Продолжаем цикл статей по правильной организации рабочего места школьника. Чтобы понять почему это важно сделать, достаточно посмотреть данные статистики по “популярным” школьным заболеваниям. Среди них “лидируют” - нарушение осанки и близорукость. Связано это с большими нагрузками в школе в период роста и неправильно оборудованном местом для занятий. Мы уже писали про то, как наклонная столешница помогает сохранить детское зрение. А в этой статье расскажем: какая должна быть высота парты по СанПину.
Зачем это надо?
Каждый ученик проводит до 8 часов в день за партой. Если она не соответствует росту, ребенок будет вынужден сутулиться. А учитывая, принятое в школе косое письмо, он будет поднимать правое плечо и кособочиться. В конечном итоге, ситуация может привести к развитию серьезного недуга - сколиоза.
А между тем, искривление позвоночника можно предотвратить. Для этого врачи-ортопеды рекомендуют придерживаться при посадке за столом правила “трех углов”. И правильно выбранная высота парты в зависимости от роста поможет легко соблюдать это простое правило.
Санитарные требования к школьным партам: СанПин
Государством разработаны правила и нормы для детских садов и школ, которые зафиксированы в документе: “Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” (СанПин 2.4.2.2821-10).
В п.5 говорится следующее:
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для детского здоровья, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
и приведена таблица:
Высота парты и стула по ГОСТу 11015-93 и 11016-93
Разумное решение: парта регулируемая по высоте
Дети слишком быстро растут. И чтобы родителям не пришлось менять мебель каждый год, производители выпускают так называемые “растущие парты” с регулировкой по высоте. Это очень удобно и дает возможность родителям сэкономить. По мере роста ребенка столешница просто поднимается на нужный уровень специальными механизмами, что позволяет использовать изделие в течение всего периода обучения: с первого класса и до окончания школы.
В нашем ассортименте есть парты-трансформеры с различными механизмами подъема столешницы: от простых до супер-надежных немецких газлифтов. Подробная информация по каждой позиции размещена в описании товара. У некоторых моделей имеется обзорное видео, где вы сможете посмотреть на использование в действии и подобрать для своего ребенка наилучший вариант.
Какая должна быть высота стола и стула для ребенка?
Родители каждого первоклассника сталкиваются с проблемой подбора правильного стола и стула для своего ребенка. Ведь рабочее место должно быть одновременно и комфортным, и красивым, а также стимулировать школьника к учебе. К сожалению, родители не в силах проконтролировать какая парта у ребенка в школе, но вот позаботиться о создании уютного и комфортного места они все же могут.
Неправильно подобранная мебель может негативно сказаться на осанке и зрении ребенка. Поэтому пренебрегать правилами и советами по выбору детской мебели не стоит.
Таблица подбора высоты детского стола и стула по росту
Как уже упоминалось, неправильно подобранная мебель может появление проблем со здоровьем в будущем. Например, если вы ошиблись в выборе стула и купили слишком низкое, то у ребенка от низкого сидения может нарушиться кровообращение. От сильно высокого стола у школьника может в худшую сторону изменится симметрия плеч, слишком низкий - может спровоцировать нарушение зрения и работы дыхательной системы.
Поэтому, чтобы правильно выбрать стул необходимо усадить ребенка на него и убедиться, действительно ли оно подходит ему. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам не ошибиться в стола и стула выборе:
- Ступни ребенка должны всей подошвой стоять на полу, при этом между голенью и бедром должен образоваться прямой угол. В случае если вместо прямого угла образовался тупой, то сидение слишком высокое для ребенка, если же угол острый, то нужно подобрать стул чуть повыше.
- Также обратите внимание на расстояние между коленками школьника и столешницей. Оно должно быть около 10-15 см.
- Сидение стула не должна врезаться в подколенные чашечки.
- Спинка стула должна иметь прямой угол и быть прочно зафиксированной, чтобы школьник мог при необходимости опереться на нее и при этом не отклоняться сильно назад.
- Не желательно покупать ребенку крутящейся стул, лучше всего остановить свой выбор на стуле с четырьмя ножками.
- В случае, если вы купили слишком высокий стул, сделайте под него деревянную подставку, чтобы ножки малыша не свисали.
- Должное внимание нужно уделить тому, на какой удаленности от крышки стола находится лицо ребенка. Правильное расстояние легко измерить - оно должно быть таким же, как расстояние от кончиков пальцев ребенка до локтя.
Облегчить выбор рабочего места для школьника поможет вам специальная таблица, в которой указан рост ребенка и соответствующая высота стола и стула.
Таблица среднего роста детей по возрасту (от 1 года до 15 лет)
Очень часто люди подбирают стол в соответствии со средним роста ребенка определенному возрасту. Но на самом деле не стоит этим руководствоваться, так как дети одного и того же возраста могут иметь совершенно разный рост. Лучше всего придерживаться выше описанных рекомендаций. Но на всякий случай мы сделали специальную таблицу среднего роста ребенка по возрасту от 1 года до 15 лет.
Другие параметры - длина, ширина и глубина
В основном родители покупают стол с прямой столешницей, но все же если вам удастся найти крышку с небольшим наклоном, то это будет самым лучшим вариантом. Дело в том, что небольшой наклон крышки стола облегчит работу глаз.
Если же вам не удалось приобрести стол с наклонной столешницей, то не расстраивайтесь, ее можно заменить подставкой для книг. Это поможет разместить учебник под углом 30-40 градусов.
Что касается ширины, то она должна быть минимум 1 м и более, а вот глубина-60 см. Если вы покупаете стол с ящичками, то следите за тем, чтобы под столом оставалось пространство для ног, желательно, чтобы оно было не меньше 50 x 50 см.
Если же вы подбираете письменный стол для двух детей. то советуем ознакомиться со статьей указанной выше.
Цвет также имеет значение. Не стоит брать стол слишком ярких оттенков, так как это может повлиять на концентрацию школьника. Лучше всего выбирать пастельные тона и успокаивающие, например, персиковый, бежевый, кремовый или же под цвет дерева.
Если стол слишком высокий - что делать?
Бывает и такое, что при покупке стол соответствовал всем рекомендациям, но придя домой, родители замечают, что ошиблись в высоте. Что же делать в таком случае, оставить все как есть или принять какие-то меры? Ответом будет – принимать какие-то меры! Дело в том, что это может повлиять на осанку малыша и на зрение. Существует два способа решить эту проблему:
- Подставка под ноги. Для начала нужно определить, на сколько купленный вами стол выше нормы, после чего эту разницу отобразить в подставке для ног. Подставку можно сделать из любого дерева и обтянуть тканью, чтобы зимой ножкам было тепло.
- Подрезать ножки. Это еще один эффективный способ, который поможет вам сделать нужную высоту стола. Единственным недостатком является то, что дети растут очень быстро и возможно, вы через время пожалеете, что решились подрезать ножки. Поэтому, наверное, оптимальным вариантом будет сделать подставку под ноги.
Увеличить высоту стола, если купили слишком низкий
- Увеличить высоту стола можно с помощью подиума. Он должен быть немного шире, чем сами ножки и столешница. Помимо этого данная конструкция крепко зафиксирует стол, и он не будет шататься. Высоту подиума нужно делать такой, на сколько вам нужно поднять сам стол. Еще одним плюсом подиума является то, что он будет служить для вас в качестве подставки для ног.
- Также сами ножки можно заменить на более длинные. Сейчас в магазинах можно приобрести обычные ноги- опоры без самой столешницы.
Когда ребенок идет в школу, у родителей возникает вопрос обустройства рабочего места. Многие покупают стол "на вырост", чтобы больше не надо было покупать новую мебель. Но специальная - более предпочтительный вариант, чем обычный письменный стол.
Во-первых, письменный стол предназначен для взрослых, которые уже в состоянии держать правильную осанку. Ребенок же только учится это делать, его позвоночник еще формируется. Парта для школьника должен быть сделан с учетом анатомических особенностей детей этого возраста, чтобы помочь формированию правильной осанки.
Во-вторых, дети быстро растут, и высота стола, как правило, не регулируется. Стандартные стулья имеют высоту 45 сантиметров, стандартные рабочие столы – 76 сантиметров. Ребёнку за ними будет попросту неудобно: ноги до пола не достают, столешница на уровне плеча… Мало того, что толком учиться не получится – постоянно придётся отвлекаться из-за дискомфорта – ещё и риск развития многих заболеваний серьёзно увеличивается. Речь идёт о сколиозе (искривлении позвоночника), остеохондрозе и близорукости. В хороших школьных партах высота регулируется, поэтому парта будет «расти» вместе с ним.
Важно правильно отрегулировать высоту стула и стола, поскольку ноги карапуза должны стоять на полу плотно и устойчиво, колени под столом должны обязательно образовывать один прямой угол, а бедра и туловище - второй.
По утверждению профессионалов высоту мебели для школьника следует регулировать два раза в год. На каждые новые 15 см роста ученика высота парты должна быть выше на 6 см, а стульчика на 4 см.
В-третьих, парты имеют модули для хранения самых нужных предметов. Их можно легко вписать в любой интерьер, сэкономив драгоценные метры.
При этом подобные парты гарантированно соответствуют и всем остальным требованиям, которые применяются к детским столам:
- Размеры крышки. Для того, чтоб малыш правильно сидел за столом, он должен иметь возможность положить оба локтя на край парты, но так, чтобы не возникло желания наклонить корпус вперед, ведь тогда спина будет в неправильном положении. Столешница рабочего стола ребёнка должна иметь размеры не меньше, чем 60х60 сантиметров, иначе на ней просто не хватит места для всех учебных принадлежностей.
- Тумбы и ящики. Они должны быть, чтобы ребёнку не приходилось за каждой ручкой или набором карандашей бегать к стеллажу. При этом идеальный ящик не может быть слишком глубоким, в противном случае искать в нём какую-то мелочёвку будет очень затруднительно.
- Соответствие высоты стола и стула. Стул должен идеально подходить к парте по высоте, иначе все преимущества современного стола будут сведены на нет. Растущий стул настраивается так же, как парта, им удобно пользоваться.
- Наличие надстроек. По мере роста ребёнка ему будет требоваться всё больше места для уроков. Растущая детская мебель дополнительно оборудуется боковыми и задними приставками – Вы можете увеличить полезную площадь стола в 2.5-3 раза!
Кроме того, парта для школьника должна обладать не только регулировкой высоты, но и углом наклона столешницы. В начальных классах для письма, чтения и рисования советуют использовать столешницу с наклоном. Медики утверждают, что оптимальный угол наклона столешницы при занятиях письмом должен составлять 15 градусов, чтением – 30 градусов, при рисовании – 0-5 градусов. Требования к механизму регулировки наклона те же, что к механизму регулировки высоты. необходима только ученикам начальной школы, тогда как старшеклассники должны заниматься за столом с ровной поверхностью.
В общем, все элементы парты должны быть безопасными для ребенка. Выберите прочный и надежный письменный стол. На нем не должно быть выступающих элементов, за которые можно зацепиться. Парта для школьника должна быть устойчивой, чтобы не шататься и не скользить по полу. Желательно, чтобы ее углы были закруглены.
Если у вас небольшая квартира, стоит обратить внимание на размер парты. Парта для школьника может быть большой и достаточно , поэтому ясно, что, чем комната меньше, тем более компактной должна быть парта (но не в ущерб удобству ребенка). Для совсем маленьких комнат в продаже имеются угловые парты.
Кроме того, важен материал, из которого сделана парта. Он должен быть экологически безопасным, не выделять формальдегид и другие опасные вещества. Необходимо спросить подтверждающий безопасность сертификат. Конечно, идеальный вариант - это школьная парта из массива дерева, но такие школьные столы дороже. Столешницу необходимо выбирать матовую, так как глянцевые поверхности бликуют и способствуют быстрому утомлению глаз. Лучше всего выбирать нейтральные цвета столешницы (пастельные или оттенки натурального дерева) с возможностью легкой очистки.
Аксессуары могут дать дополнительные «бонусы», которые помогут сделать окончательный выбор при прочих равных условиях. Скажем, некоторые школьные парты могут приспосабливаться к различным видам напольных покрытий (твердых и мягких). Крючок для подвешивания ранца, пенала, линейки, подставка для книг, отсек для письменных принадлежностей - не обязательные, но очень полезные дополнения. может быть поделена на две части. Стационарную, на которой располагается монитор или лампа, и подвижную, угол наклона которой может достигать 20 градусов. На передней части парты могут быть закреплены алюминиевые линейки, служащие для измерения во время занятия, а также препятствующие скатыванию предметов по наклонной плоскости.
Даже возможность выбрать один из нескольких цветов может склонить чашу весов в сторону конкретной модели. Но цвет парты не должен быть слишком ярким - это будет отвлекать внимание ребенка.
Еще один вариант современной растущей парты для школьника, которая учитывает физиологические потребности ребенка, а также отвечает всем экологическим нормам, - . Именно они первыми поставили растущую парту на два колеса, делая её более мобильной. Другим оригинальным решением стали маленькие подвесные ящички на высокой задней приставке к парте. Словно вынутые из бабушкиного секретера эпохи начала 20-го века, они способны были вместить в себя тысячи мелочей.
Парты средней ценовой категории предлагает компания - компания, расположенная в Тайвани, с главным офисом в США. Благодаря применению современных технологий, экологичности и доступной цене, эта компания вот уже 30 лет с успехом производит детскую эргономичную ортопедическую мебель, письменные и компьютерные столы. - это новый брэнд этой фирмы.
Экономичный вариант растущей парты . Все родители стремятся дать своим детям самое лучшее, но иногда возможностей хватает не на все. Сегодня на российском рынке можно найти много достойных аналогов дорогим растущим партам для школьника. Самая популярная недорогая модель – это . При сравнительно небольшой цене Астек-Элара почти не уступает более дорогим моделям. В каждой парте есть выдвижной ящик для ручек и карандашей. Высота регулируется с помощью того же ростомера на ножках. Небольшой минус, в том, что очень мало места для хранения. Придется докупать модули на стену или тумбу под парту. Угол столешницы тоже регулируется (не во всех моделях), но положений меньше. Чтобы установить нужный наклон, необходимо открутить и закрутить пару винтиков.
Подбираем правильный стул для школьника
При покупке в салонах "ДИН-детские интерьеры" одновременно со - для Вас доставка по г. Москве бесплатна; при покупке только стола - дарим прозрачную накладку на стол.
V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений
5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.
5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.
Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Размеры мебели и ее маркировка
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 |
Группа роста |
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) |
Веет маркировки |
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 |
оранжевый |
||||
Фиолетовый |
||||
Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).
В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 - 17 .
Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 - 10 мин, а для обучающихся II - III ступени образования - 15 минут.
5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.
5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
Между рядами двухместных столов - не менее 60;
Между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
Между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
От демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
От первой парты до учебной доски - не менее 240;
Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
Высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;
Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.
Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.
Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.
В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.
При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.
Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.
Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.
5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.
Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.
5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м 2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.
Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.
В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 - 0,7 м.
Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.
Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).
Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.
5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.
5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.
5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.
Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.
5.14. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.
5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.
5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.
5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.
При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.
Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 - 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.
5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, ширина прохода между кроватями - не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 - 0,4 м.
VI. Требования к воздушно-тепловому режиму
6.1. Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.
Паровое отопление в учреждениях не используется. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.
Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 С, душевых - 25 С.
Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.
6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 С.
6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
6.5. При наличии печного отопления в существующих зданиях общеобразовательных учреждений топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.
Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений печное отопление не допускается.
6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.
Наружная температура, 0 С |
Длительность проветривания, мин |
|
В малые перемены |
В большие перемены и между сменами |
|
От +10 до +6 |
||
От -5 до -10 |
||
6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.
Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут.
При достижении температуры воздуха плюс 14 С проветривание в спортивном зале следует прекращать.
6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
6.9. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена.
Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.
6.10. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
6.11. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских.
Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.
6.12. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных учреждений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.
VII. Требования к естественному и искусственному освещению
7.1. Естественное освещение.
7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.1.2. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.
7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.
7.1.4. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.
7.1.5. В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.1.6. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двустороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.
Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.
7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.
7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
Не закрашивать оконные стекла;
Не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;
Очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).
Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:
2,5 ч. в северной зоне (севернее 58 градусов с.ш.);
2,0 ч. в центральной зоне (58 - 48 градусов с.ш.);
1,5 ч. в южной зоне (южнее 48 градусов с.ш.).
Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.
7.2. Искусственное освещение
7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.
7.2.3. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.
7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
7.2.5. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.
7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.
7.2.7. При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.
Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.
7.2.9. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.
7.2.10. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.
VIII. Требования к водоснабжению и канализации
8.1. Здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.
Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения, дошкольного образования и интерната при общеобразовательном учреждении, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждениях.
8.2. При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательном учреждении и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.
8.3. Общеобразовательные учреждения обеспечивают водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения.
8.4. В зданиях общеобразовательных учреждений система канализации столовой должна быть отдельной от остальной и иметь самостоятельный выпуск в наружную систему канализации. Через производственные помещения столовой не должны проходить стояки системы канализации от верхних этажей.
8.5. В неканализованных сельских районах здания общеобразовательных учреждений оборудуют внутренней канализацией (типа люфтклозетами) при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов.
8.6. В общеобразовательных учреждениях питьевой режим обучающихся организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
IX. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях
9.1. Размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) существующих основных зданий общеобразовательных учреждений.
9.2. При размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для организации питания, помещения медицинского назначения, рекреацию, административно- хозяйственные помещения, санузлы, гардероб.
9.3. Площади учебных помещений и кабинетов определяются исходя из числа обучающихся в одном классе в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.
9.4. При отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал следует использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи общеобразовательного учреждения, при условии соответствия их требованиям к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.
9.5. Для малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, при отсутствии возможности оборудовать собственный медицинский пункт, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.
9.6. При отсутствии гардероба допускается оборудование индивидуальных шкафчиков, расположенных в рекреациях, коридорах.