Презентация на тему "развитие творческих способностей у детей". Развитие творческих способностей.ppt - презентация «развитие творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации фгос ноо Развитие творческих спосо
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Развитие творческих способностей младших школьников Выполнила: Рыжова В.А. учитель начальных классов МАОУ ТСОШ№1. Муниципальное автономное Общеобразовательное учреждение ТСОШ№1.
Актуальность Н а высоком уровне творчества создается только около 3% работ старшеклассников. Тогда как для начальной школы эта цифра достигает по мнению многих исследователей 30 %. Как и почему в 10 раз снижается творческий потенциал учеников за 10-11 лет обучения в школе? Может быть это физиологическая или психологическая закономерность? Или педагогическая?
Цель работы Главная цель в моей работе - формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций.
Что такое творческие способности? Творческие способности - это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Способности человека можно представить в виде дерева: корни - природные задатки человека; ствол - общие способности; ветви - специальные способности, в том числе и творческие. Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!
Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников. Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учетом воображения; Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого; Используются технологии развития творческого мышления.
Способы стимулирования творческих способностей обеспечение благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка; обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей; обеспечение возможностей для практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; представление детям возможности активно задавать вопросы.
Особым направлением в системе развития творческих способностей выступает работа с текстом Текст-повествование; Текст-описание; Текст- рассуждение; Смешанные типы текста(повествование с элементами описания, описание с элементами повествования, описание с элементами рассуждения).
На уроках мы пишем и сочинения-сказки о частях речи и небольшие рассказы с использованием фразеологических оборотов и крылатых выражений, например: «уши развесить» «заруби себе на носу»
Лингвистические «почемучки» - это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Микроисследования - задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне). Сочинения нетрадиционного содержания.
В курсе математики можно выделить три основные линии: алгебраическая; арифметическая; г еометрическая.
Интеграции уроков математики с уроками трудового обучения
Дети воспринимают лучше не готовые геометрические фигуры и тела, а созданные своими руками: вырезают и наклеивают, моделируют, вырезают развёртки и склеивают, образуют фигуры на подвижных моделях, перегибают бумагу … Медведь Комарик-пискун
Стражник города Треугольников. Изобразили город Треугольников.
Большой опыт общения с плоскими фигурами и объёмными телами уже имеет дошкольник, нужно этот опыт не потерять, а развивать его дальше. Креативность – это процесс дивергентного мышления, где под дивергентным мышлением понимается не направленное мышление, а способность мыслить вширь, т. е. видения различных сторон изучаемого объекта; умение мыслить “в разных направлениях”. Развитие креативности способствует решению следующих задач: Научить детей мыслить в разных направлениях; Научить находить решения в нестандартных ситуациях; Развить оригинальность мыслительной деятельности; Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон; Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптациии в быстро меняющемся мире.
К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения: Утром Дима проснулся раньше обычного. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.
Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев. Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
Развитие творческих способностей младших школьников возможно через включение проектной деятельности. Был создан проект « Моя родословная »; Участники проекта: учащиеся 2,3, 4классов; Учебный предмет: окружающий мир; Продолжительность проекта: 4недели; Получили: Создали брошюры: « Наши имена», « Тайны наших фамилий», « Летопись наших семей »; Создали фотоальбом семейных гербов; Создали фотоальбом генеалогических древ.
Заключение Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме. Использование различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика. Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.
«Развитие творческих способностей
младших школьников в учебно
воспитательном процессе в рамках
реализации ФГОС НОО»
Выполнила: Медведко Л.П.,
учитель начальных классов,
ВКК
МКОУ СОШ №1
«В душе каждого ребенка
есть невидимые струны. Если
тронуть их умелой рукой, они
красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Что такое творческие способности?
Творческие способности это индивидуальные
психологические особенности ребенка, которые
не зависят от умственных способностей и
проявляются в детской фантазии,
воображении, особом видении мира, своей точке
зрения на окружающую действительность.
Актуальность
Перед школой всегда стоит цель:
создать условия для формирования личности,
способной к творчеству.
Поэтому начальная школа, делая переход на новые
стандарты второго поколения, должна быть
сориентирована на развитие творческой
(креативной) личности.
? Развитие творческих способностей важнейшая
задача начального образования, ведь этот процесс
пронизывает все этапы развития личности ребенка,
пробуждает инициативу и самостоятельность
принимаемых решений, привычку к свободному
самовыражению, уверенность в себе.
?Если посмотреть на современное состояние
образования в России, то можно увидеть, что оно
характеризуется качественными изменениями в
области содержания, которое направлено на развитие
творческих способностей личности ребенка.
Актуальность и перспективность работы в данном
направлении определяется тем, в какой мере учебно
воспитательный процесс обеспечивает развитие
творческих способностей каждого ученика, формирует
творческую личность, готовит его к творческой,
познавательной и общественной деятельности.
Творческие способности учащихся
Под творческими (креативными) способностями
учащихся понимают “…комплексные возможности
ученика в совершении деятельности и действия,
направленные на созидание”.
Креативность охватывает некоторую совокупность
мыслительных и личностных качеств, определяющую
способность к творчеству.
Основные цели
? развитие системности, диалектичности
мышления;
? развитие продуктивного,
пространственного,
управляемого воображения;
? обучение целенаправленному
использованию эвристических методов для
выполнения творческих заданий.
Задачи:
? Создать условия для развития личности ребенка.
Источниками развития ребенка выступают
два вида деятельности:
? учебная деятельность, которая направлена на
овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми
для жизни в обществе;
? творческая деятельность, в процессе которой ребенок
реализует свои возможности, т.к. она не нацелена на освоение
уже известных знаний.
? Способствовать проявлению у ребенка
самодеятельности, самореализации, воплощению его
собственных идей, которые направлены на создание нового.
Компоненты творческих
способностей школьников:
? творческое мышление;
? творческое воображение;
? применение методов организации
творческой деятельности.
Способности человека можно представить в виде
дерева:
корни - природные задатки
человека;
ствол - общие способности;
ветви - специальные
способности, в том числе и
творческие.
Чем больше ветвей, тем
дерево мощней, пышней и
ветвистее его крона!
Методы творчества
? наглядность;
? художественное слово;
? технические средства;
? игра.
Способы стимулирования творческих
способностей
? обеспечение благоприятной атмосферы;
? доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в
адрес ребенка;
? обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными
новыми для него предметами и стимулами с целью развития его
любознательности;
? поощрение высказывания оригинальных идей;
? обеспечение возможностей для практики;
? использование личного примера творческого подхода к решению
проблем;
? представление детям возможности активно задавать вопросы.
Методические приемы, развивающие
креативное мышление учащихся
Мозговой штурм
Мозговой штурм
Игровой метод
Метод дихотомии в игре «Данет»
Узнай объект по описанию
«Минутки» творчества
Уроки – сказки
Преобразование объектов
Составление синквейна
Проектная деятельность
Исследовательская работа
Внеклассные мероприятия
Система творчества, под которой понимается
упорядоченное
множество взаимосвязанных заданий, ориентирована
на познание, создание, преобразование в новом качестве
объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие
креативных способностей младших школьников в учебном
процессе.
Основным условием творчества учащихся на уроках
является
создание «УСПЕХА».
Результаты:
повышение качества знаний учащихся,
приобретение навыка самостоятельно
организовывать свою учебную деятельность,
активизация творческой и познавательной
активности учащихся,
формирование положительных личностных
качеств ученика,
формирование осознанной потребности в ведении
здорового образа жизни.
Заключение
?Развитие творческих способностей учащихся
зависит от эффективности используемых
учителем методов и приёмов и того, насколько
творчески он подходит к данной проблеме.
?Использование различных видов и форм
творческих заданий позволило достичь
определенного уровня в развитии творческих
способностей, который оказался посильным
для каждого ученика.
Систематическая работа по развитию творческих
способностей дает следующие результаты: дети
вырастают любознательными, активными, умеющими
учиться, настоящими мечтателями и фантазерами,
людьми, способными видеть чудо в привычных вещах.
Собственное творчество детей помогает прочнее
усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче
решается проблема мотивации, дети сами проявляют
желание творить. Важным моментом является то,
что творческие работы привлекают внимание всех
детей, здесь они открываются с положительной
стороны.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Развитие творческих способностей у детей Подготовила практический психолог Мангушской ОШ №2 Кузнецова Н.А.
2 слайд
Описание слайда:
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А.Сухомлинский
3 слайд
Описание слайда:
Все начинается с детства Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течении последующей жизни просто совершенствуются и реализуются.
4 слайд
Описание слайда:
В современном обществе очень высоко ценится творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. Естественно у каждого ребенка творчество проявляется по-разному: у кого-то в меньшей степени, у кого-то и в большей. Все это будет зависеть от природных задатков. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.
5 слайд
Описание слайда:
Составляющие креативных способностей умение познавать все новое; стремление к познанию; активность и живость ума; умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное; стремление к постоянным открытиям; умение применять на практике полученные опыт и знания; свобода воображения; интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.
6 слайд
Описание слайда:
Диагностика невербальной креативности. Тест Торренса. Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку. Фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
7 слайд
Описание слайда:
Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку. Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.
8 слайд
Описание слайда:
Направления развития творческих способностей Развитие творческого воображения; Развитие качеств мышления, формирующих креативность.
9 слайд
Описание слайда:
Создание гармоничной и благоприятной атмосферы, доброжелательность. Создание хороших условий и материальной базы для творческого развития. У ребенка должна быть возможность практиковаться и упражняться. Стимулирование развития способностей, поощрение за креативные идеи. 4. Свобода в выборе деятельности. Факторы, позволяющие развить творческие способности
10 слайд
Описание слайда:
Творческие способности можно развить у детей с помощью самых простых игр и упражнений Цели и задачи развивающих занятий: 1. Развивать творческие способности учащихся, самостоятельность. 2. Развивать креативность мышления: оригинальность, продуктивность, гибкость. 3.Развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 4.Развивать воображение, внимание, память. 5. Расширить словарный запас учащихся. 5. Формировать адекватную самооценку. 6. Формировать позитивное отношение к своей работе и других учащихся. 7. Воспитывать интерес к приобретению новых знаний, развитию своих умений и навыков.
11 слайд
Описание слайда:
Упражнения для развития творческих способностей учащихся среднего школьного возраста Упражнение «Что бы это могло означать?» Перед вами рисунки фигурок, которые похожи на несколько предметов. Подумайте, на что это может быть похоже.
12 слайд
Описание слайда:
2. Игры- фантазии «Что было бы, если ……» Представьте себе, что могло бы быть, если…(исчезли деревья; люди могли читать мысли друг друга; коровы имели крылья; вы были жителем другой планеты; дождь будет лить, не переставая; животные заговорят человеческим голосом; оживут сказочные герои.) 3. Упражнение «Придумай и расскажи» Придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев. Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
13 слайд
Описание слайда:
4. Упражнение «Придумай сказку» Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи. 5. Упражнение «Подбери слова» Подбери слова, которые начинаются на буквы, входящие в состав слова «лимон» (можно брать любые слова) Л- лось… И- игла… М- молоко… О- орел… Н- нос…
14 слайд
Описание слайда:
7. Упражнение « Незаконченные рисунки» Попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры. 6. Упражнение «Волшебные кляксы». Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках кляксы.
15 слайд
Описание слайда:
8. Упражнение «Новое применение ненужному предмету» Все вещи рано или поздно приходят в негодность. Но некоторые люди не спешат расставаться с предметами, исполнившими свое прямое назначение. Они придумывают вещам новое применение и используют их еще долго. Попробуйте найти не менее двадцати новых применений ненужным предметам: - пустой консервной банке; - дырявому носку; - лопнувшему воздушному шарику; - перегоревшей лампочке; - пустому стержню от ручки. 9. Упражнение «Рассказ на одну букву» Вот маленькая история из современной жизни: «Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов». В этом рассказе все слова начинаются на одну букву - «А». Попробуйте сочинить такой же короткий рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, а именно на букву... - «К»; - «М»; - «О»; - «П»; - «С».
16 слайд
Описание слайда:
10. Упражнение «Новый характер у героя старой сказки» Герои сказок бывают разные: добрые и злые, хитрые и простодушные, смелые и трусливые. Каждая сказка - это столкновение разных характеров. А что произойдет, если у одного из героев характер изменится? Наверное, все события, описываемые в сказке, будут происходить по-другому. Попробуйте по-новому рассказать некоторые старые народные сказки с учетом изменившегося характера главного героя. Представьте, что... - Колобок - жестокий и коварный; - Машенька («Машенька и медведь») - глупая и слёзообильная; - Волк («Волк и семеро козлят») - добрый и заботливый; - Емеля («По щучьему велению») - жадный и хитрый; - Курочка Ряба - капризная и высокомерная. 11. Упражнение “Клипмейкеры”. Прослушайте музыкальный клип с закрытыми глазами. Во время звучания музыки ассоциируйте и запоминайте свои ассоциации. Создайте собственный вариант клипа, опираясь на ассоциации. “Нарисуйте” созданный клип словами и продемонстрируйте свой вариант участникам группы. После демонстрации творческих продуктов участниками друг другу просмотрите авторский вариант клипа.
17 слайд
Описание слайда:
12. Игра «Что на что похоже» Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю. Дети с помощью ведущего выбирают 2 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача – отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?» Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т.д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова. 13. Упражнение «Рифмуем имена» Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…» Пример: Меня зовут Никита, меня любят москиты! Меня зовут Нина, я пришла из магазина! Меня зовут Саша, у меня сгорела каша! Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте! Меня зовут Рита, в огороде все полито!
18 слайд
Описание слайда:
14. Упражнение «Развитие креативности» Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты. Что общего между кофе и жителями Лапландии? Что общего между шнурками для обуви и поездами? Что общего между горой и шоколадом? Что общего между ходьбой и говорением? 15. Упражнение «Превращения» Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его! Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами. Представьте, что вы – сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране. Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.
19 слайд
Описание слайда:
Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет. У каждого особое, свое, И нет планет, похожих на неё. Творчество заразительно. Распространяйте его. А. Эйнштейн Спасибо за внимание!
Педагогический институт ЮФУ Кафедра педагогики и методики начального образования Выпускная квалификационная (дипломная) работа Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе литературного образования» Работу выполнила: студентка 4 курса Серова Надежда Васильевна Научный руководитель: к. п.н., профессор Ситько Римма Михайловна Ростов – на – Дону 2011 г
Проблема исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе литературного образования»
Объект исследования – литературное образование младших школьников.
Предмет исследования – пространство литературного образования, обеспечивающее развитие творческих способностей младших школьников.
Цель исследования – определение путей и условий развития творческих способностей младших школьников в процессе литературного образования.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что развитие творческих способностей младших школьников в процессе литературного образования будет более результативно, если:
- выявлены показатели, критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников;
- в процессе литературного образования будет разработана и внедрена система работы по развитию творческих способностей младших школьников;
- педагоги начальной школы будут заинтересованными руководителями процесса творческого развития школьников.
Задачи исследования:
- - проанализировать подходы к пониманию творческих способностей в психолого-педагогической и методической литературе;
- - рассмотреть опыт развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения;
- - организовать опытно-педагогическую работу по проблеме исследования творческих способностей младших школьников на уроках в процессе литературного образования и выявить е результативность.
Актуальность выбора темы
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. Сегодня его главные цели – развитие творческой личности ученика. Эта задача находит свое отражение в образовательных программах, в инновационных процессах, в государственных документах, стандартах нового поколения
Психологами установлено, что свойства личности человека, свойства интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Начальная школа – это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск добра и разума.
- Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное .
Творческие способности - совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.
«… дети несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу»
- Ш.А.Амонашвили
Согласно теории Л.С.Выготского, в центре структуры психических процессов, происходящих в младшем школьном возрасте, стоит развитие интеллекта, которое приводит к качественной переработке – «интеллектуализации» восприятия и памяти
Наиболее важные для литературно-творческого развития младших школьников психические процессы связаны со следующими изменениями:
- Активное развитие интеллекта, интеллектуализация восприятия и памяти;
- - появление внутренней жизни, развитие возможности фиксировать эмоциональное состояние, видеть оттенки переживаний, прослеживать динамику эмоций;
- - появление возможности увидеть и сопоставить разные точки зрения на явление;
- - переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, развитие способности устанавливать причинно-следственные связи, появление смысловой ориентировочной основы поступка
В выделяемой психологами группе широких социальных мотивов литературно-творческой деятельности свойственны в первую очередь мотивы саморазвития, а именно- развитие мышления, воображения, эмоций, памяти, речи.
Основным критерием развития литературного творчества является уровень речевого развития младшего школьника, проявляющийся в самостоятельной творческой работе ребенка – устном и письменном сочинении.
Констатирующий эксперимент
Цель констатирующего эксперимента – определить исходный уровень литературных творческих способностей учащихся начальных классов.
Использована диагностика литературного творчества младшего школьника. Литературное творчество предполагает создание ребенком письменных и устных сочинений разных жанров.
Уровни литературных творческих способностей :
- Уровень отсутствия замысла
- Уровень формального воспроизведения замысла
Уровень отсутствия замысла
Дети не могут выстроить сюжет, герои безлики, работы детей нельзя назвать текстом, это набор предложений; речь бедная, невыразительная
Уровень формального воплощения замысла
Непоследовательность замысла, нечеткость композиции, текст не делится на части, дети затрудняются в выборе средств создания смыслового образа. Речь бедная, невыразительная
Уровень частичной реализации замысла
Замысел сформулирован и прослеживается в работе, но могут встречаться отклонения; в сочинении используется разговорный стиль, диалог, фразеологизмы; созданные образы нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Уровень образного воплощения замысла
Гармоничное единство трех сторон текста, творческая реализация замысла, собственная интерпретация предложенного сюжета. Речь богата, эмоциональна, образна, выразительна, могут встречаться недочеты.
Классификация методов и приемов начального литературного образования, способствующие развитию литературных творческих способностей
Методы
Творческое чтение
Приемы
Творческая работа по следам прочитанных произведений: анализ произведения, продолжение сюжета, словесное и графическое рисование.
Эмоционально-образное переживание произведения
Инсценирование; выразительное чтение по книге и наизусть; чтение по ролям, игра в Режиссеры
Интерпретация
Составление видеоклипа, киносценария,
драматизация, игровое взаимодействие.
Метод проектов
Литературное творчество
Литературно-музыкальные композиции;
литературно-художественные журналы (альманахи);
создание книжки-малышки.
Сочинение;
редактирование текста
Стихотворство
- Условия формирования творческих способностей
- Условия формирования творческих способностей
- Условия формирования творческих способностей
- Условия формирования творческих способностей
Систематичность и
последовательность
Свобода выбора
Благоприятная
обстановка
Неограниченность
в действиях
Увлекательность
Контрольный эксперимент
Цель контрольного эксперимента – выявить изменения в уровне развития творческих способностей учащихся экспериментального класса
Заключение
- Развитие творческих способностей – сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.
- Творческие способности не возникают на пустом месте. Для их развития нужны условия. Такие условия мы попытались создать, проводя
- эксперимент.
Хочу представить вам работы, проводимые на уроках литературного чтения.
Слайд 5
Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.
Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.
Слайд 6.
Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делают это так:
- каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
- школьники обмениваются рисунками;
- получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
- сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.
Слайд 7
Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимаю еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.
Слайд 8
Одно из самых интересных заданий для ребят - это работа с книжками - самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор книжек в классе.
В этих книжках - самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.
Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.
Слайд 9
Составление вопросов и тестов по данному тексту.
Начиная с первого класса, учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как, в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).
Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.
Слайд 9.1
Творческое пересказывание
Цель творческого пересказывания - вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему так как пересказчику неизвестны какие- то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.
Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, получено при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.
Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец.
Творческое сочинение
Для развития творческих способностей используют написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.
Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:
- привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;
- мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;
- упражнения в самостоятельном построении сочинения.
Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.
Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.
Все сочинения с согласия автора мы читаем вслух и обсуждаем. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное - отметить всех. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников.
Слайд 10
Одним из важнейших сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказывать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.
Вариант структуры отзыва:
Такая организация творческой работы активизирует внеклассное чтение. Дети должны будут проявить творческий подход к художественному произведению, показать направленность своих литературных интересов и уровень художественного вкуса.
Слайд 11
Со второго класса я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. Образцы этой записи показываю на отдельных уроках. В особой тетради (дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги, о чем рассказала книга, что понравилось.
Вся описанная работа, несомненно, поднимет интерес учащихся к книге, развивает желание учиться.
Слайд 12.
Наиболее эффективным заданием творческой работы считают составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.
Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.
Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстрированное средство, притом же применяется во всех классах начальных школах.
При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:
Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.
Драматизация - это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. Поэтому, надо изредка поощрять обычное стремление детей к костюмированию при драматизации.
Все приемы и задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулируют развитие, умение учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.
Просмотр содержимого документа
Критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников
Критерии
Высокий уровень
Когнитивный
Средний уровень
Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.
Мотивационно- потребностный
Деятельностный
Низкий уровень
Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений, среднее речевое развитие.
Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.
Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.
Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.
Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность.
Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.
Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требует помощь учителя.
Не может создавать и принимать необычные образы, решения, отказывается от выполнения творческих заданий.
- наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;
- Разработка и планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию;
- соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;
- стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;
- разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.
Составление вопросов и тестов по данному тексту
Творческое пересказывание
Продолжение произведения (придумывание конца)
Творческое сочинение
- Представление героя и выражение своего отношения к произведению.
- Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.
- Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.
- Только с помощью слова, т. е в форме чтения в ролях и коллективной декламации;
- Только средствами движения, т. е в виде пантомимы
- Соединением движения и слова, т. е в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.