Основные функции, формы и уровни политической власти. Формы и виды политической власти
Основными формами политической власти является господство, политическое руководство и управление. Господство - это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим. Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений к объектам власти, через организацию, регулирование и контроль их развития. Но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных, а порой и аморальных форм и средств: подкуп, обман, обещания, шантаж, искусственные препятствия, популизм и т.п.. Все это наносит ущерб истинной демократии, подрывает престиж власти, вызывает к ней недоверие народа, чревато социальными конфликтами.
Формы политической власти различают и по критерию главного субъекта правления. К ним относятся:
- Монархия - единовластное (абсолютное или конституционному ограничением) наследственное правление одного лица (монарха);
- Тирания - единоличное деспотическое правление вследствие насильственного захвата власти;
- Аристократия - власть лучших, то верховой, знатной, привилегированной группы;
- Олигархия - власть немногих богатых;
- Тимократия - особая форма олигархии, по которой государственная власть принадлежит привилегированной большинства, обладающего высоким имущественным цензом, часто - военной силой;
- Теократия - власть церкви;
- Охлократия - власть толпы, которая опирается не на законы, а на сиюминутные настроения и капризы толпы, которая часто подвергается воздействию демагогов, становится деспотической и действует тираническое;
- Демократия - власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан. Современные исследователи выделяют еще власть партократии (партийной верхушки, номенклатуры), бюрократии (господство высшего государственного чиновничества, разгул надцентрализованости и заформализованости в государстве), технократы (решающее влияние в обществе осуществляет научно-техническая элита; господство технологического мышления).
Политическая воплощается через механизм властных отношений. Польский политолог Ежи Вятр предложил такую??его структуру:
- Наличие во властных отношениях не менее двух партнеров;
- Волеизъявление обладателя осуществляется в виде определенного акта, который предусматривает санкции за неподчинение его воле;
- Обязательное подчинение тому, кто осуществляет власть;
- Социальные нормы, закрепляющие право одних издавать акты, другие - им подчиняться (правовое обеспечение).
Такой механизм властных отношений, четко работая, обеспечивает оперативность и действенность взаимосвязи субъекта и объекта, реализацию функций. Такими функциями являются:
- Интегративная (в объединении социально-политических сил общества);
- Регулятивная (направляет политическую волю масс на регулирование жизнедеятельности общества, правотворчество);
- Мотивационная (формирование мотивов политической деятельности, прежде общезначимых)
- Стабилизирующая (нацеленность на устойчивое развитие политической системы, гражданского общества).
Совершенствование и демократизация политического управления предполагает поиск новых способов реализации власти и определенные требования к ней. Учитывая это российский политический мыслитель Иван Ильин (1882-1954) сформулировал шесть аксиом государственной власти:
1. Государственная власть не может принадлежать никому, кроме тех, кто имеет правовое полномочия. Правосознание требует, чтобы власть воспринималась не как сила, которая порождает право, а как правомочное полномочия. Право рождается не от силы, а только от права и всегда от естественного права. Власть, которая не имеет правовой санкции, не имеет и правового измерения.
2. Государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть одна. Она - единственное организованное волеизъявление, которое вытекает из единства права. В каждом по-
литической союзе государственная власть, несмотря на принцип ее разделения, по своей сути и целях единственная. Наличие двух государственных властей свидетельствует о существовании двух политических союзов.
3. Власть должна осуществляться людьми, которые отвечают высокому этическому и политическому цензу. Власть без авторитета хуже, чем явное безвластие. Народ, который принципиально отрицает правление лучших, является позорным толпой, а демагоги - его проводниками.
4. Политическая программа властвующих может предусматривать только меры, которые имеют общий интерес. Ведь государственная власть призвана утверждать естественное право, а оно совпадает с общими интересами народа и каждого гражданина.
5. Политическая программа власти должна охватывать мероприятия и реформы, которые реально можно воплотить в жизнь. Недопустимо прибегать к утопическим, несбыточным программных начертаний.
6. Государственная власть принципиально связана распределительной справедливостью. Однако власть имеет право и обязана отступать от нее тогда, когда этого требует национально-духовное бытие народа.
Практика политической жизни удостоверяет, что игнорирование этих аксиом приводит к кризису государственной власти, дестабилизации общества, конфликтных ситуаций, которые могут перерастать даже в гражданскую войну.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Политология
Политическая коммуникация.. б функции действующие на выходе из.. составление правил деятельности системы применение этих..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Политология как наука и учебная дисциплина
1. предмет политологии
2. структура политологии, ее функции и задачи, категории
3. политика как общественное явление
1.Политология – наука о государственных делах.
Сравнительный анализ в политологии
Сравнение - обычный способ мышления. Существует даже расхожее выражение: «Всё познаётся в сравнении». Даже познание человеком самого себя происходит через познание других людей. Ф
Применение этих правил
7. Вынесение суждений о характере применения правил.
Рассмотрим более подробно сущность функций группы А.
1. Политическая социализация и рекрутирование
Политическая коммуникация
Реализация предыдущих функций осуществляется благодаря бесчисленным актам передачи информации между отдельными индивидами, группами людей и организациями. Все виды деятельности, связанные с испол
Азвитие политической системы
Процесс формирования обновленной российской государственности начался еще до распада Советского Союза. Принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России на I Съезде народных
Сущность и характеристика политических режимов
Понятие "режим" (от лат. regimen, от фр. regime - управление) означает совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Политический режим возникает не стихийно
Тоталитарный режим
Тоталитаризм (от лат. totalitas – цельность, полнота) характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчине
Характеристика авторитаризма как политического режима
Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas – власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии,
Демократический режим: понятие и основные черты
В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократ
Теория элит Г.Моски
Идеи политического элитизма, согласно которым фун- кцию управления обществом должны выполнять избран- ные, лучшие из лучших, аристократы, появились еще в глу- бокой древности. Наиболее
Основные концепции политической власти
На сегодня в научной литературе существует более 300 определений власти. Существование многих концепций власти является свидетельством творческих поисков и одновременно недостаточной изученности пр
Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального института политической системы. В качестве такового государ
Политический процесс
Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп
Политическое развитие и кризисы политического развития
Современный исторический период характеризуется наиболее глубоким и всесторонним кризисом тоталитарных и авторитарных политических режимов в различных районах мира. Для того, чтобы оценить эти
Политические партии: понятие, основные черты
Партии в современном понимании являются относительно молодыми общественными институтами, хотя термин «партии» употреблял еще Аристотель. Буквальное значение понятия партия (от лат. part - часть) -
Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы
Честь создания теоретически обоснованной и завершенной концепции политической культуры принадлежит Габриэлю Алмонду и Сиднею Вербе. Сама идея такой концепции родилась у Алмонда в связи с разработко
Типы лидеров
Выделяют различныетипы лидерства. По отношению к подчиненным выделяют авторитарных и демократических лидеров; по масштабу- общенациональных, классовых, партийных. В современной пол
Формальное и неформальное политическое лидерство
Различают лидерство формальное, которое может быть охарактеризовано как управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, руководящая должность, и
Типология политических лидеров
Для изучения природы и понимания существа лидерства большое значение имеет типологизация политических лидеров. В этой связи следует рассмотреть типологии, построенные:
§
Формы государственного устройства
Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.
Выделяют три основных формы
Основными формами политической власти являются:
Господства;
Политическое руководство;
Управления.
Господство - это абсолютное или относительное подчинения одних людей (социальных групп) другим.
Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений до объектов власти, через организацию, регулирование и контроль их развития. Но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных, а порой и аморальных форм и средств: подкуп, обман, обещания, шантаж, искусственные препятствия, популизм и т.д. Все это наносит вред истинной демократии, подрывает престиж власти, вызывает к ней недоверие народа, грозит социальными конфликтами.
Формы политической власти различают и по критерию главного субъекта правления. К ним относятся:
· монархия - єдиновладне (абсолютное или с конституционным ограничениям) наследственное правления одного лица (монарха);
· тирания - единоличное деспотическое правление в результате насильственного захвата власти;
· аристократия - власть лучших, то есть верховой, знатной, привилегированной группы;
· олигархия - власть немногих богатых;
· тимократія - особая форма олигархии, по которой государственная власть принадлежит привилегированной большинства, которая обладает высоким имущественным цензом, часто - военной силой;
· теократия - власть церкви;
· охлократия - власть толпы, которая опирается не на законах, а на мгновенные настроения и прихоти толпы, которая часто подвергается воздействию демагогов, становится деспотичной и действует тиранічне;
· демократия - власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан.
Современные исследователи выделяют еще власть партократии (партийной верхушки, номенклатуры), бюрократии (господство высшего государственного чиновничества, засилье надцентралізованості и заформалізованості в государстве), технократии (решающее влияние в обществе осуществляет научно-техническая элита; господство технологического мышления).
Политическая власть реализуется через механизм властных отношений. Польский политолог Єжи Вятр предложил такую его структуру:
Наличие во властных отношениях не менее двух партнеров;
Волеизъявление обладателя осуществляется в виде определенного акта, который предусматривает санкции за неподчинение его воли;
Обязательное подчинение тому, кто осуществляет власть;
Социальные нормы, закрепляющие право одних издавать акты, других - им подчиняться (правовое обеспечение).
Такой механизм властных отношений, четко работая, обеспечивает оперативность и действенность взаимосвязи субъекта и объекта, реализацию функций. Такими функциями являются:
1. Интегративная (заключается в объединении социально-политических сил общества);
2. Регулятивная (направляет политическую волю масс на регулирование жизнедеятельности общества, правотворчество);
3. Мотивационная (формирование мотивов политической деятельности, прежде всего общезначимых);
4. Стабилизирующая (нацеленность на устойчивое развитие политической системы, гражданского общества).
Совершенствование и демократизация политического управления предполагает поиск новых способов реализации власти и определенные требования к ней. Учитывая это российский политический мыслитель Иван Ильин (1882-1954) сформулировал шесть аксиом государственной власти:
1. Государственная власть не может принадлежать никому, кроме тех, кто имеет правовое полномочия. Правосознание требует, чтобы власть воспринималась не как сила, которая порождает право, а как правомочное полномочия. Право рождается не от силы, а только от права и всегда от естественного права. Власть, которая не имеет правовой санкции, не имеет правового измерения.
2. Государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть одна. Она - единственное организовано волеизъявления, которое вытекает из единства права. В каждом политическом союзе государственная власть, несмотря на принципе ее разделения, по своей сути и целях единственная. Наличие двух государственных властей свидетельствует о существовании двух политических союзов.
3. Власть должна осуществляться людьми, которые отвечают высоком нравственном и политическом ценза. Власть без авторитета хуже, чем явное безвластие. Народ, который принципиально отрицает правления лучших, является позорным толпой, а демагоги - его проводниками.
4. Политическая программа володарюючих может предусматривать только меры, которые имеют общий интерес. Ведь государственная власть призвана утверждать естественное право, а оно совпадает с общими интересами народа и каждого гражданина.
5. Политическая программа власти должна охватывать меры и реформы, которые реально можно воплотить в жизнь. Недопустимо прибегать к утопических, невыполнимых программных начертаний.
6. Государственная власть принципиально связана разрешающей справедливостью. Однако власть имеет право и обязана отступать от нее тогда, когда этого требует национально-духовное бытие народа.
Практика политической жизни показывает, что игнорирование этих аксиом приводит к кризиса государственной власти, дестабилизации общества, конфликтных ситуаций, которые могут перерастать даже в гражданскую войну.
Выражая и защищая интересы тех или иных социальных слоев, политическая власть вместе с тем так или иначе занимается организацией политической жизни общества в целом. Она «складывается как система функций из моделирования собственной деятельности; анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций; определения своей стратегии и частных тактических задач; надзора и пресечения... отклоняющегося от норм поведения; присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и духовными...); распределения ресурсов политики - мер доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами, наградами и вознаграждениями и т. д.; преобразования политического и общественного (социального, экономического, правового, культурного, морального) окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики» (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 42).
Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль.
Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют (см.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 85).
Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки" программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.
Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок
руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.
Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти может быть построена «по различным признакам: по степени институционализации правительственная, городская, школьная и т. п.; по субъекту власти - классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.; по количественному признаку... - единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по социальному типу правления - монархическая, республиканская; по режиму правления - демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.; по социальному типу - социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п....» (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 44)!
Важным видом политической власти является государственная власть. Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием «политическая власть». В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным.
Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. Однако, это не выражает ее сущность. «Государственная власть-это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации» (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально политические пауки. - 1991. - № 11. - С. 28).
При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть ТОЛЬКО как власть, которая занята ЛИШЬ тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная власть реализует не только свои интересы, по и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населения, в определенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие.
В реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным - федеративной и унитарной. Сущность этих систем власти определяется характером существующего разделения государственной власти между ее субъектами разного уровня. Если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделены определенными властными функциями, то действует федеральная система власти. Если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система-государственной власти.
Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.
В некоторых странах к названным трем властям добавляют еще четвертую - избирательную власть, которую представляют избирательные суды, решающие вопросы о правильности избрания депутатов. В конституциях отдельных стран речь идет о пяти и даже шести властях. Пятую власть представляет Генеральный контролер с подчиненным ему аппаратом: шестую - учредительная власть по принятию конституции.
Целесообразность разделения властей обусловливается, во-первых, необходимостью четкого определения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвей власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право. . государство и общество, приказание и подчинение; в-пятых, необходимостью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функции (см.: Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. - 199.4. - № 7-8. - С. 40).
Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека.
Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, по и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.
Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть."В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей (см.: Там же. - С. 43-44, 45).
Начало теоретического обоснования проблемы разделения властей связано с именем французского философа и историка Ш. Л. Монтескье, который, как уже отмечалось при рассмотрении этапов развития политической мысли, предложил разделить власть на законодательную (избираемый народом представительный орган), исполнительную власть (власть монарха) и судебную власть (независимые суды).
В последующем идеи Монтескье получили развитие в трудах других мыслителей и законодательное закрепление в конституциях многих стран. В конституции США, например, которая принята в 1787 году, говорится, что полномочия законодательной власти в стране принадлежат конгрессу, исполнительная власть осуществляется президентом, судебная - Верховным судом и темп низшими судами, которые утверждаются конгрессом. Принцип разделения властей, согласно конституций, лежит в основе государственной власти И в ряде других стран. Он, однако, до конца не реализован пи в одной стране. Вместе с тем во многих странах в основе государственной власти лежит принцип единственности.
В пашей стране в течение многих.лет считалось, что идея разделения властей не может быть реализована па практике в связи с тем. что власть едина и неделима. В последние годы положение изменилось. Теперь все говорят о необходимости разделения властей. Однако, проблема разделения еще не решена на практике в связи с тем что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей зачастую подменяется противопоставлением этих властей.
Решение проблемы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей - в нахождении оптимального соотношения между ними как направлениями единой государственной власти, четком определении их функций и полномочий.
Относительно самостоятельным видом политической власти является партийная власть. Как вид политической власти эта власть признается далеко не всеми исследователями. В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе продолжает господствовать точка зрения, согласно которой партия может быть звеном в системе политической власти, но не субъектом власти. В качестве субъекта власти партию не признают и многие зарубежные исследователи. Реальная действительность давно опровергла эту точку зрения. Известно, например, что в течение многих десятилетий в нашей стране субъектом политической власти являлась КПСС. Реальными субъектами политической власти партии уже многие годы являются и в индустриально развитых странах Запада.
Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она реализует общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества, регулирование политических отношений, структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д.
В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе функции политической власти часто характеризуются со знаком «плюс». Так например, Б. И. Краснов пишет: «Власть должна: 1) обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем; 2) утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-созидательные функции» (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально-политические науки. - 1991. - № 11. - С. 31).
То, что «власть должна» обеспечивать «права граждан», «их конституционные свободы», «выполнять созидательные функции» и т. д. - пожелание безусловно, хорошее. Плохо только то, что оно нередко не реализуется на практике. В действительности власть не только обеспечивает права, конституционные свободы граждан, но и попирает их; она не только созидает, но и разрушает и т. д. Поэтому, думается, более объективные характеристики функций политической власти дают некоторые зарубежные исследователи.
По мнению зарубежных политологов, власть «проявляет себя" через следующие основные признаки и функции:
1) принуждение;
2) приманивание;
3) «блокирование последствий» (т. е. помеха конкуренту и борьбе за власть);
4) «создание требований» (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить лишь агент власти, своего рода политический маркетинг);
5) «растяжение сети власти» (включение дополнительных источников зависимости от агентов);
6) шантаж (угрозы в настоящем или посулы бед от неподчинения в будущем);
7) подсказки;
8) информационный прямой и косвенный контроль (с помощью предостережений, рекомендаций, мести и т. д.)» (Основы политологии: Курс лекций. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 244).
Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы..
Легитимность политической власти. Типы легитимности
При характеристике политической власти в последние годы широко используется понятие «легитимность». В переводе с латинского это понятие означает законность. В таком значении его довольно часто используют при характеристике политической власти не только в обыденной речи, но и в научной литературе (см. например: Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. - 1994. - № 3-6. - С. 83-84). В действительности понятия «легитимность» и «законность», безусловно, не являются тождественными. «Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, потому легитимность не следует смешивать с легализацией..., т. е. с законностью» (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 151).
Политически господствующий социальный слой для утверждения своего господства использует разные средства: идеологическое, воздействие, распространение выгодной и скрытие невыгодной информации, политическое воспитание, физическое насилие и т. д. Вместе с тем он всеми силами стремится добиться признания своей политической власти людьми, которые не принадлежат к господствующему социальному слою. Это ему довольно часто удается осуществить.
Политическая власть, которая признается основной массой людей по отношению к которым она осуществляется, называется легитимной. Легитимация политической власти того или иного ее субъекта - это признание этой власти со стороны тех, кто не принадлежит к этому субъекту. Противоположным процессом легитимации политической власти является ее делегитимация, то есть утрата властью доверия со стороны тех, кто не принадлежит к ее субъекту.
При наличии легитимности политической власти в обществе устанавливаются отношения относительного доверия между господствующим социальным слоем и остальной частью общества. В этом случае субъект политической власти ослабляет насилие по отношению к социальным слоям и группам, являющимися объектами этой власти, ибо его решения и распоряжения большинством людей воспринимаются как вполне правомерные, они одобряются ими.
Наоборот, при отсутствии легитимности политической власти общественная жизнь утрачивает стабильность. В этом случае субъект политической власти концентрирует усилия па насильственном подчинении себе остальной части общества, свои приказания и распоряжения он реализует силой принуждения.
Легитимация политической власти господствующих социальных слоев, отдельных лиц достигается по разному. Все многообразие факторов, обеспечивающих легитимацию политической власти, в конечном итоге, как показал М. Вебер, (см.: Вебер М. Типы легитимного порядка: условия и право// Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. -. С. 638-643), можно свести к трем основным: традиции, легальности и харизме.
Легитимность политической власти обеспечивают, прежде всего, многовековые традиции управления и подчинения. В традициях закреплено, кто должен отдавать приказания и распоряжения, а кто должен их выполнять и подчиняться. Нарушение традиционных норм неодобрительно оценивается обществом, оно закономерно сопровождается определенными санкциями со стороны общества. Политическая власть легитимация которой обеспечивается традициями, называется традиционной властью.
Легитимность политической власти достигается также с. помощью Принятия определенных законов и других нормативных актов, устанавливающих нормы управления и подчинения, определяющих права и обязанности управляющих и управляемых. Политическая власть, легитимность которой обеспечивается установленными юридическими нормами, принятыми законами и другими нормативными актами, называется легальной, законной.
Легитимность политической власти может достигаться также за счет приписывания лидерам исключительных, нередко сверхъестественных качеств. Люди признают политическую власть того или иного социального слоя потому, что верят в исключительные способности его лидера, преклоняются перед этим лидером, связывают с ним свое благополучие в настоящем или возможность улучшения своего положения в будущем. Лидер, в свою очередь, постоянно пытается показать массам, что он обладает особыми качествами, выполняет «историческую миссию». Политическая власть, легитимность которой достигается за счет обожествления лидера, Наделения его особыми качествами, называется харизматической.
Указанные типы легитимности политической власти в реальной действительности в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще всего они дополняют друг друга в тех или иных сочетаниях. Это, однако, не исключает специфических черт каждого из них- Важнейшей особенностью политической власти, легитимность которой обеспечивается традициями, является консерватизм. Такая власть в значительно меньшей степени ПО сравнению с властью легальной и харизматической подвержена изменениям. Из всех указанных типов легитимности самым неустойчивым является последний. «Если традиции и закон придают политическим системам определенную стабильность, то власть харизматического лидера может превратиться во всеподчиняющую силу, направленную на осуществление глубоких институциональных изменений. При определенных условиях харизматический лидер способен свергнуть традиции и действующие законы, чтобы установить «новый порядок»... Лидер руководствуется при этом не существующими установлениями, действующими юридическими нормами или укоренившимся традициями, а собственным вдохновением» (Санистебан Л. С. Основы политической науки. - М., 1992. - С. 42-43). Если это происходит, то общество, как правило, утрачивает стабильность, вступает в полосу радикальных изменений, нередко сопровождающихся разрухой. обнищанием значительной части населения и т. д.
Возможность легитимации политической власти обеспечиваем ее неравное распределение в обществе с момента появления этой власти, выражающееся в том, что меньшинство отдает приказания и распоряжения, управляет и повелевает, а подавляющее большинство населения выполняет распоряжения и подчиняется.
Всем известно назначение государственной власти. Однако далеко не каждый знает, как именно она функционирует. В чем Существуют ли наиболее оптимальные для общества? Попытаемся во всем разобраться в нашей статье.
Что такое власть?
Власть существовала на всех этапах человеческого развития. Еще в первобытнообщинном строе формировались отношения руководства и подчинения. Такой тип взаимодействия выражал потребности людей в организации и саморегуляции. При этом власть — это не только механизм регулирования общества, но и гарант целостности определенной группы людей.
В чем главная особенность политической власти? Мыслители разных времен имели свое мнение на этот счет. Например, говорил о стремлении достичь блага в будущем. был более пессимистичен, а потому находил во власти стремление подчинять себе подобных. Бертран Рассел определял отношения руководства и подчинения как производство намеренных результатов. Однако все ученые сходятся в одном: власть имеет естественный характер.
Объекты и субъекты
Вопрос о том, в чем главная особенность политической власти, нельзя рассматривать без определения основных компонентов понятия. Известно, что любая власть есть соотношение господства и подчинения. Оба вида отношений реализуют субъекты политической власти: социальные общности, и само государство. Народ влияет на власть лишь косвенным образом. Происходит это путем выборов. Лишь в редких случаях могут быть созданы "низовые" институты, которые берут всю власть в свои руки.
Государство реализует большую часть политических полномочий. В аппарат власти входят правящие партии, бюрократическая элита, группы давления и прочие институты. Характер и сила государственных функций зависят от режима политической власти. Для исторических эпох были характерны разные режимы. Каждый из них следует разобрать.
Виды власти
Политическим режимом называют вид государственного управления, совокупность методов, форм и приемов реализации господства и подчинения. Сегодня в большинстве стран царит демократия - режим, при котором источником власти признается народ. Обычные люди опосредованно участвуют в осуществлении государственной власти. Путем голосования формируется государственная власть, которая работает в согласии с народом.
Противоположностью демократии является авторитаризм. Это режим, при котором вся полнота государственной власти находится в руках одного человека или группы лиц. Народ не принимает никакого участия в государственных делах. Российскую империю XVIII-XX вв. вполне можно назвать авторитарным государством.
Ужесточенной формой авторитарного режима называют тоталитаризм. Государство не только полностью подчиняет себе народ, но и вмешивается во все сферы общественной жизни. Присутствует полный контроль со стороны власти над каждым человеком. История знает много примеров политической власти тоталитарного характера. Это гитлеровская Германия, сталинский СССР, современная Северная Корея и т. д.
Полное безвластие и отсутствие политического режима характерно для анархии. Анархический строй устанавливается после революций, войн или других общественных потрясений. Как правило, господствует такой строй недолго.
Функции
В чем главная особенность политической власти? Рассмотрев основные государственные режимы, можно с уверенностью заявить: это построение отношений господства и подчинения. Такие отношения по-разному проявляются и могут иметь непохожие цели. Однако принцип власти всегда один: подчинение одной группы лиц другой.
Власть, какой бы она ни была, имеет примерно одинаковые функции. Первой и главной особенностью государства является наличие у него полномочий управления. С его помощью власть претворяет свои планы в жизнь. Следующая функция именуется контрольно-надзорной. Власть следит за качеством своего управления, а также за тем, чтобы никто не нарушал ее порядки. Для реализации функции контроля создаются правоохранительные органы. Третья функция - организаторская. Власть формирует отношения с гражданами и общественными организациями для достижения взаимопонимания. Наконец, последняя функция именуется воспитательной. Власть зарабатывает себе авторитет, заставляя граждан быть послушными.
Легитимность власти
Любая власть должна быть законной. Более того, она должна быть признана народом. В противном случае возможны конфликты, революции и даже войны. История хранит в себе множество примеров политической власти, которая была разрушена народом из-за отсутствия признания и компромисса.
Как власть становится легитимной? Здесь все просто. Народ сам должен наделить полномочиями лиц, которым впоследствии будет подчиняться. Если же человек или группа людей захватят власть не по воле народа, то случится катастрофа.
Итак, какими же особенностями обладает политическая власть? Это наличие четкой структуры, аппарата управления, легитимности и легальности. Любая власть должна служить только на благо народу.
Из теории и практики мы знаем о большом разнообразии типов и форм государств. Но все они имеют схожие элементы. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.
Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.
Признаками государства являются:
? наличие публичной власти;
? суверенитет;
? территория и административно-территориальное деление;
? правовая система;
? гражданство;
? налоги и сборы.
Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.
Аппарат управления - органы законодательной и исполнительной власти и другие органы, с помощью которых осуществляется управление.
Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли:
Органы безопасности и полиция (милиция);
Суды и прокуратура;
Система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).
Особенности публичной власти:
? отделена от общества;
? не имеет общественного характера и непосредственно народу неподконтрольна (контроль за властью в догосударственный период);
? чаще всего выражает интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), нередко самого аппарата управления;
? осуществляется особым слоем людей (чиновниками, депутатами и т.п.), наделенных государственно-властными полномочиями, специально для этого подготовленными, для которых управление (подавление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в общественном производстве;
? опирается на писаное формализованное право;
? подкреплена принудительной силой государства.
Наличие специального аппарата принуждения . Только государство имеет суд, прокуратуру, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами. Для выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.
Как форма общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственные дела характеризуют уровень развития государства как демократического и правового.
Государственный суверенитет - независимость власти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним.
Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.
Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства, т. е. независимостью от других государств в международных отношениях.
Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.
Государственный суверенитет не следует путать с народным суверенитетом. Народный суверенитет - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суверенитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.
Разделение населения на территории
Территория государства - то пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Территория обычно имеет специальное деление, именуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.
В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к определенной территории, а не к племени или роду. В условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.
Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.
Правовая система - юридический "скелет" государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п.
Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Государство - единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.
Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.
Сущность государства заключается в том, что:
~ это территориальная организация людей:
~ этим преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;
~ создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.