Мао цзэдун и культурная революция в китае

После «Большого скачка» председатель Мао начал терять авторитет в партии из-за массовых народных выступлений. Обострилась борьба за власть, которая особенно проявилась во время Великой пролетарской культурной революции (1965 – 1976 гг.), вдохновителем и организатором которой был Великий кормчий. Мао пришла «гениальная» мысль использовать молодёжь в борьбе за власть и торжество идей маоизма. Что позволило убить двух зайцев - убрать оппозицию в партии и выпустить пар народного гнева. Культурная революция характеризовалась беспрецедентной анархией и политизацией всех сфер общественной жизни Китая. В значительной степени эта борьба напоминала советский террор, использованный Сталиным против оппозиции, когда произошла существенная ротация партийных кадров за счет смены поколений. Движущей силой революции стали молодежные студенческие и школьные отряды хунвэйбинов («красных охранников»). Однако со временем хаос и стихия охватили Поднебесную. Произошло расслоение среди молодежи, революционные отряды поделились на «красные» и «черные» банды мародеров и убийц. В состав Политбюро КПК вошли властолюбивые жены Мао и Линь Бяо. Конфликт на советско-китайской границе на Дальнем Востоке достиг апогея (бой за остров Даманский на реке Уссури). Западные СМИ начали писать о первой социалистической войне. Советский министр обороны предлагал нанести ядерные удары по основным промышленным центрам Китая.

«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В КИТАЕ - мероприятия, проводившиеся в Китайской Народной Республике в 1965- 1976 гг. для укрепления единоличной власти Председателя Коммунистической партии Китая Мао Цзэдуна. Официально именовалась «Великая пролетарская культурная революция». Наиболее важные меры на начальном её этапе предприняли ближайшие сподвижники Мао Цзэдуна - его жена Цзян Цин, Линь Бяо и Чжоу Эньлай. Под их контролем были созданы молодёжные отряды хунвэйбинов («красные охранники») и цзаофаней («бунтари»). Они расправлялись с «буржуазными предателями и перерожденцами», т. е. теми, кто выражал какие-либо сомнения в правильности политики Мао Цзэдуна. За годы «культурной революции» были убиты многие китайские политики, учёные, деятели культуры, сотни тысяч выселены в деревни на «перевоспитание». Точное число жертв неизвестно, но оно достигает нескольких миллионов. Спустя год после смерти Мао Цзэдуна, в 1977 г., на XI съезде Коммунистической партии Китая политика «культурной революции» была осуждена, а пострадавшие во время неё - полностью реабилитированы.

Причины- В конце 1950-х годов произошёл дипломатический конфликт между КНР и СССР. Пик конфликта пришёлся на 1969 год. Окончанием конфликта считается конец 1980-х. Конфликт сопровождался расколом международного коммунистического движения.

Разоблачения сталинизма на XX съезде КПСС, хрущёвский курс на постепенную либерализацию в экономике при политике мирного сосуществования вызвали недовольство Мао Цзэдуна, как противоречащие коммунистической идеологии и создающие угрозу его личной власти в КПК.

Со стороны СССР знаком недовольства маоистской политикой стал внезапный отзыв всего корпуса советских специалистов, работавших в КНР по программе международного сотрудничества.

Результаты- Большинство источников говорят о 100 миллионах пострадавших. Впервые это число появилось в газете «Жэньминь жибао» 26 октября 1979 года.Ж.-Л. Марголен(франц. ) пишет, что погибших был миллион человек. Только в провинции Гуансиво время «культурной революции» погибло свыше 67 тыс. человек, а в провинцииГуандун- 40 тыс.

В ходе «культурной революции» было репрессировано около 5 млн членов партии и к IX съезду КПКв партии насчитывалось около 17 млн человек. Во время X съезда 1973 года численность КПК составила уже 28 млн человек, то есть в 1970-1973 годах в КПК было принято около 10-12 млн человек. Таким образом, Мао заменил «старых» членов партии, которые были способны хоть на какое-либо несогласие, на «новых» - фанатичных последователейкульта личности.

«Бунтари» и хунвэйбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов КНР. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов и т. д. Были уничтожены почти все монастыри и храмы в Тибете, сохранившиеся к началу «культурной революции».

Возложив ответственность за «культурную революцию» лишь на Мао Цзэдуна и партийные группировки, объявленные «контрреволюционными», КПК легитимизирует свою власть в условиях рыночной экономики КНР.

В 2006-м году отмечается 40-я годовщина Культурной Революции. Под знаменем борьбы с "советским ревизионизмом и американским империализмом" миллионы молодых людей бросили производство и записались в ополчение.

Хунвэйбины (красногвардейцы) готовились отражать атаки классовых врагов. Множество китайцев, в том числе и члены партии, были обвинены в предательстве дела революции. Экономическая и социальная жизнь страны была серьезно подорвана.

Культурная Революция закончилась лишь через 10 лет — после смерти Мао Цзэдуна, осенью 1976 года. Сегодня китайская компартия (КПК) называет те события ошибкой, однако подробное их обсуждение не поощряется.

Чего состоят эти «ошибки»? Китайская компартия позднее назвала этот период «10-ти летней катастрофой». В интервью югославскому журналисту, бывший партийный секретарь Ху Яобан, сказал: «В то время было затронуто около 100 миллионов человек, что составляет 1/10 часть населения Китая». В официальных источниках сообщалось, что за 10 лет было арестовано 4 млн. 200 тысяч человек; более 7 730 000 человек умерли неестественной смертью. более 135 000 человек казнены как контрреволюционеры; более 237 000 человек были убиты; более 7 030 000 человек были искалечены в вооруженных нападениях; более 71 200 семей полностью распались».

С приходом коммунизма в Китай в 1949 году, началось уничтожение традиционной китайской культуры, достигшее своей кульминации в «десятилетие Культурной Революции». Уничтожение сохранившихся моральных ценностей продолжается и сегодня. Культура является душой нации. Полное уничтожение традиционных культурных ценностей приведет к исчезновению нации. Разрушение традиционной культуры является непростительным преступлением, разрушение древней 5000-летней культуры Китая является тяжким грехом. Несмотря на то, что китайское государство неоднократно подвергалось нападениям и разрушалось, китайская культура проявила огромную стойкость и запас жизненных сил, и суть ее последовательно передавалась из поколения в поколение. Единство Неба и человека олицетворяет знания наших предков. Широко распространено убеждение, что добро будет вознаграждено, а за зло последует наказание.

Китайская культура олицетворяла честность, доброту, согласие и терпимость. Традиционная китайская культура стремилась к гармонии человека и Вселенной, и особое внимание уделяла нравственности личности. В отличие от закона, устанавливающего жесткие рамки, культура играет роль мягкого ограничения. Закон предусматривает наказание после совершения преступления, а культура, питая нравственность, предупреждает само возникновение преступления. Нравственные нормы общества часто воплощаются в его культуре.

С тех пор, как в 1949 году КПК добилась власти, она бросила ресурсы государства на уничтожение богатой традиционной культуры Китая. Это намерение исходило не из приверженности КПК к развитию. В значительной степени это исходило из врожденного идеологического противостояния КПК традиционной китайской культуре. С момента своего появления, КПК не останавливаясь, проводит «революцию», коренную ломку культуры Китая, стремясь полностью уничтожить ее дух. Еще более низким является намеренное искажение и скрытая подмена традиционной культуры. КПК поощряет низость, нежели добродетель, провозглашая борьбу за власть, заговор и диктатуру - все то, что происходило в истории Китая, когда люди отклонялись от традиционных ценностей.

КПК создала свой моральный кодекс, способ мышления, манеру речи, создав ложное впечатление, что эта «партийная культура» в действительности является продолжением традиционной культуры Китая. Разрушение компартией традиционной культуры привело к гибельным последствиям для Китая. Люди не только утратили свои нравственные устои, они еще и пропитались губительными идеями КПК. Культурная революция началась в мае 1966 года.

Рассматриваемые как объекты «феодализма, капитализма и ревизионизма» буддийские и даосские храмы, статуи Будд, каллиграфия, живопись, книги и предметы старины стали как пережиток прошлого основными объектами разрушения «красными охранниками» (хунвэйбинами). По всей стране были уничтожены и повреждены эти памятники китайской культуры. Насилие осуществлялось над монахами-даосами: их заставляли сбривать волосы, снимать даосские одеяния и становиться членами народных коммунн, вступать в брак, участвовать в военных действиях и т.д. Дошло до того, что предлагалось упразднить буддийские заповеди и объявить «свободу религии». Людей, не согласных с такими «преобразованиями», жестоко наказывали. Насаждение партийных организаций позволило КПК контролировать практически каждого человека в каждом уголке страны. КПК убивает людей и оправдывает «убийство контрреволюционера проявлением еще большего сострадания».

Культурная революция коснулась и христианства и католицизма. Было убито 8 840 священников, 39 200 сосланы в трудовые лагеря. Все имущество неугодных КПК конфисковывалось, а священнослужителям насаждалась обязанность изучения марксизма-ленинизма с целью перевоспитания («промывания мозгов»). До 1949 года интеллигенция в Китае насчитывала 2 миллиона человек. 550 000 представителей интеллигенции были репрессированы. КПК осуществляла самое сильное унижение интеллигентов, лишая их права выживания до тех пор, пока они не принимали это унижение. В это были вовлечены и их семьи. Был уничтожен традиционный «класс ученых», являющийся образцом общественной морали. Мао Цзэдун не просто убивал интеллигенцию. Он уничтожал ее дух и сердце.

КПК использовала традиционную культуру для приукрашивания своего истинного лица, чтобы скрыть свою сущность обмана, злобы и насилия. КПК восстановила внешнюю форму культуры, которая служит развлечению, чтобы скрыть свою цель - уничтожение нравственности. Выставками картин и каллиграфии, фестивалями с драконами и танцами львов, кулинарными выставками и построенными архитектурными зданиями партия просто восстанавливала внешнюю сторону, а не суть культуры. Монастыри превращены в популярные туристические достопримечательности.

В то время как КПК разрушала традиционную полубожественную культуру, она тихо создавала свою собственную культуру, объединив все плохое, что было в течение нескольких тысяч лет в китайской культуре, с жестокостью революции и философией борьбы. Ее характерные черты «обмана, злобы и насилия» усиливались, оттачивались и развивались. Все средства массовой информации воспевали и коллективно поддерживали партию. Руководители всех уровней партии, правительства, все организации должны были выражать свою поддержку КПК. Партия поддерживала насилие. Мао Цзэдун сказал: «Возможно ли существование 800 миллионов человек без борьбы?»

КПК постоянно обманывает, как это было при убийствах студентов в 1989 году на площади «Тяньаньмэнь», с «контролем атипичной пневмонии» в 2003 году, говоря, что «сегодня в Китае права человека переживают наилучшие времена». Культура КПК - это самовосхваление, лесть, зависть, доносы, клевета, унижение личности и превращение людей в добровольных рабов. Она извращает традиционные нравственные ценности. Так, в Гражданской войне воевали друг с другом члены одной семьи, дети доносили на родителей. Музыка превращена в способ восхваления КПК, когда пели песни, прославляющие партию, начиная с детского сада до университета. В ходе исполнения этих песен люди постепенно впитывали значение этих слов.

КПК очерняла и отвергала то, что люди считали наиболее прекрасным и священным. Уничтожение духовного начала является еще более разрушительным, а его последствия длятся еще дольше, нежели при одном лишь физическом уничтожении. Сегодня знания традиционной культуры у многих китайцев очень скудны. Некоторые даже путают 50 лет «партийной культуры» и пятитысячелетнюю китайскую культуру. Разрушение традиционной культуры принесло обществу немыслимые материальные разрушения. «Борьба с Небом и Землей» привела к тому, что 75% из 50 000 километров рек Китая непригодны для обитания рыб; 33% подземных вод загрязнены больше, чем даже десять лет тому назад, и ситуация продолжает ухудшаться. Нравственность людей упала настолько, что в пищевые продукты производители добавляют токсичные, канцерогенные вещества. Производство ядовитых пищевых продуктов широко распространено в Китае, не являясь частным или отдельным явлением.

Подлинная традиционная культура оценивает человеческую жизнь с позиции внутреннего счастья, а не внешнего материального комфорта. Тао Юаньмин (365-427), величайший поэт Китая, жил в бедности, но сохранял радостное настроение. Культура осуществляет нравственное руководство и нравственные ограничения. Возрождение традиционной культуры является восстановлением уважения к Небу, Земле и Природе, уважения к человеческой жизни и возвращение почитания Бога. Это позволит человечеству жить в гармонии с Небом и Землей, и спокойно встретить дарованную Небесами старость.

По материалам исторической хроники «Девять комментариев о коммунистической партии».

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, процесс коренной перестройки культурной и идеологической жизни общества в период строительства социализма в РСФСР и СССР. Термин «культурная революция» впервые употребил В. И. Ленин в работе «О кооперации» (1923), подразумевая под ним, прежде всего, распространение грамотности, развитие массовой просветительной работы среди сельского населения. Впоследствии термин утвердился для обозначения политики замены «буржуазной» культуры на новую, социалистическую, сформированную, по словам Ленина, «с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры». Важнейшей целью культурной революции являлось превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека. Культурная революция включала перестройку народного образования и просвещения на социалистических началах, «перевоспитание» буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, создание основанных на марксистской идеологии литературы, искусства и науки, утверждение новой морали и атеистического мировоззрения, преобразование быта и т.п.

Задачи политики в области культуры сформулированы в первых декретах советской власти, Конституции РСФСР 1918 и программе РКП(б) 1919. Для её осуществления создана система партийно-государственного руководства культурной жизнью общества, включавшая агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп), Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос; в его системе были сосредоточены все учебные заведения), Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), отделы народного образования Советов, Главлит и др. Были национализированы издательское, театральное и музейное дело, кинопроизводство. Ликвидирована свобода печати.

Система коммунистической пропаганды и агитации включала организацию в промышленных центрах и на предприятиях профсоюзных культотделов и культурно-просветительных комиссий, библиотек, клубов, пролетарских университетов, «красных уголков» и пр. В деревне действовали передвижные и стационарные школы политграмоты, группы политграмоты и пр. По всей стране курсировали агитпоезда, агитпароходы, «красные повозки» и «красные обозы». Огромное значение и для города, и для села имела радиофикация, благодаря которой резко расширились горизонты знания для населения и одновременно партия получила мощнейшее средство идеологического воздействия на массы. В 1920-е годы широко распространились марксистские кружки низшего, среднего и повышенного уровня, где слушателей знакомили с целями социалистической революции, разъясняли политику РКП(б)-ВКП(б) и Коммунистического интернационала. Ещё в 1920-е годы возник культ В. И. Ленина, который упрочился и дополнился в 1930-х годах культом И. В. Сталина, ставшим неотъемлемым атрибутом культурной революции в СССР.

Один из важнейших аспектов культурной революции - атеистическая пропаганда и внедрение материалистического миропонимания вместо религиозного. Их начало положено Декретом об отделении церкви от государства (1918), отменившим преподавание Закона Божьего в школе. Антирелигиозная кампания была призвана разрушить крестьянскую патриархальную культуру. В рамках образованного в 1928 году рабоче-крестьянского радиоуниверситета действовал антирелигиозный факультет. По решению 2-го съезда безбожников (1929) при вузах, коммунистических вузах и техникумах открывались антирелигиозные отделения, а при биологических, агрономических и медицинских факультетах институтов - специальные курсы и семинары. Во многих городах создавались антирелигиозные музеи. В 1932 массовой организацией (5,5 миллионов человек) стал Союз воинствующих безбожников. Выросли тиражи антирелигиозной литературы, организовывались кружки юных безбожников. Для детей, пытавшихся придерживаться семейных религиозных традиций, в учебных заведениях создавалась невыносимая обстановка. Духовенство подвергалось шельмованию и преследованиям. Многие церкви, особенно в годы коллективизации, были разрушены или переоборудованы под клубы, склады и производственные объекты.

В области образования упор делался на внедрение классового принципа в высшей школе и ликвидацию неграмотности в массовом масштабе. Последней проблеме В. И. Ленин придавал особое значение в связи с критикой большевистских планов построения социализма в Советской России со стороны российских и западноевропейских социал-демократов, утверждавших, что подобные планы обречены на провал из-за культурной отсталости населения. Согласно декрету СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26.12.1919, все неграмотные в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны обучаться грамоте. В таком случае для взрослых рабочий день сокращался на 2 часа, а в РККА занятия по обучению грамоте приравнивались к строевой подготовке. При Наркомпросе образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (1920; с 1917 действовал отдел внешкольной работы во главе с Н. К. Крупской, созданный также для ликвидации неграмотности), организована сеть внешкольного образования: школы ликбеза (ликвидации безграмотности), избы-читальни, добровольное общество «Долой неграмотность» (1923). По данным переписи 1939, доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет достигла 89,7% (по данным хозяйственной переписи 1918, грамотных среди рабочих было 64%, среди крестьян - 30%).

Перед школой при осуществлении политики культурной революции ставилась задача быть не только «проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс». Повсеместное создание комсомольских и пионерских организаций сыграло существенную роль в распространении коммунистического мировоззрения. При организации школьного образования учитывался опыт функционирования учреждений начального образования, сложившихся ещё в дореволюционной России: согласно «Положению об единой трудовой школе РСФСР», принятому ВЦИК 30.9.1918, в Советской России предполагалось бесплатное, совместное для мальчиков и девочек обучение в 9-летней 2-ступенчатой школе (1-я ступень - 5-летняя начальная школа, 2-я ступень - 4-летняя средняя школа). Однако реализация «Положения...» встретила значительные трудности. Около 50% детей в 1920 оставалось вне школы. В 1921 финансирование школ переведено на местный бюджет, возложено на население (так называемое самообложение). Началось сокращение числа школ, а также преподавателей. В 1923 году введена плата за обучение (освобождались дети необеспеченных граждан и инвалидов) в начальных 4-летних (иногда 3- или 5-летних) и средних (9-летних) общеобразовательных школах; одновременно стали создаваться производственно ориентированные 7-летние школы при совхозах и кооперативах, с 1925 - при промышленных предприятиях. К концу 1920-х годов значительно увеличились ассигнования на общеобразовательную школу. В 1930-34 введено всеобщее обязательное 4-летнее (в промышленных городах и рабочих посёлках - 7-летнее) обучение (всеобщее обязательное 7-летнее - повсеместно, в 1956). Огромное значение для развития школьного обучения на родном языке имело создание в 1920-30-х годах письменностей для десятков народов (киргизов, башкир, бурят, народов Дагестана, Крайнего Севера и др.), перевод с арабского на латинскую, а затем на кириллическую графическую основу письменности отдельных народов Средней Азии и Кавказа (узбеков, таджиков, туркмен, казахов, азербайджанцев и др.). В 1940 в СССР действовало 65 тысяч школ, в которых обучалось почти всё (свыше 20 миллионов) подрастающее поколение, работали 1216 тысяч учителей. В связи с ростом вовлечённости женщин в производственную деятельность увеличилось число дошкольных детских учреждений (46 тысяч в 1940).

Доступ в вузы декретом СНК от 2.8.1918 был открыт для лиц старше 16 лет (в том числе для женщин), независимо от наличия у них среднего и даже начального образования, отменялись вступительные экзамены, а также плата за обучение (возобновлена для большинства студентов и учащихся старших классов средней школы на период 1940-56). Одновременно Наркомпросу предписывалось принимать в вузы преимущественно «лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства» в случае, если число желающих учиться в них превысит обычное число мест в вузе. Чтобы подготовить выходцев из социальных низов к обучению в вузе, с 1919 стали создаваться рабочие факультеты (рабфаки), являвшиеся также центрами формирования студенческих первичных организаций РКП(б), которые оказывали воздействие на решения приёмных комиссий, препятствуя поступлению в вузы «классово чуждых» элементов. В 1921 ликвидирована автономия высшей школы. За годы 1-й пятилетки (1928/29-1932/33) число вузов в РСФСР увеличилось с 94 до 498 (главным образом за счёт разделения политехнических вузов на несколько отраслевых институтов и преобразования техникумов в вузы). К концу 1930-х годов 15,9% населения имело высшее, незаконченное высшее, среднее и неполное среднее образование, эта группа составляла около 80-90% общего числа специалистов.

Подготовкой новой административной, научной и преподавательской элиты, преданной марксистским идеям, занимались специально созданные научные и высшие учебные учреждения: Социалистическая академия общественных наук (1918; с 1924 Коммунистическая академия), Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (1921; в 1931 объединён с Институтом В. И. Ленина), Институт В. И. Ленина (1923-31), Истпарт, Институт красной профессуры, коммунистические университеты. Одной из главных проблем стало написание новых учебников и учебных пособий, основанных на коммунистической идеологии. Преподавание истории в школах и вузах было заменено изучением обществознания. В вузах вводилось обязательное изучение исторического материализма, истории пролетарской революции, истории партии и основ ленинизма, в 1921 вместо юридических, исторических, экономических факультетов образованы факультеты общественных наук (с середины 1930-х годов гуманитарные факультеты в университетах стали восстанавливаться; было возобновлено преподавание истории в школе и вузах). В 1922-23 при ЦК РКП(б) образовано Центральное бюро коммунистического студенчества и его общегородские объединения, способствовавшие усилению влияния партии в вузах.

В сфере науки советское руководство исходило из тезиса о приоритетном развитии производительных сил. В интересах экономического развития страны правительство поддерживало деятельность Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС; учреждена в 1915), в состав которой входили ведущие учёные. В 1918 началась разведка нефти на территории между Волгой и Уралом, в 1920 развернулись работы по комплексному изучению Курской магнитной аномалии. При ВСНХ был создан Научно-технический отдел для централизации всех конкретных исследований, который привлёк к работе свыше 250 учёных-профессоров, 300 инженеров и около 240 других специалистов. Свыше 200 учёных и инженеров участвовали в составлении ГОЭЛРО плана. К 1921 в РСФСР действовало свыше 70 НИИ (не считая имевшихся при вузах). Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 27.7.1925 Российская академия наук получила статус Академии Наук СССР, была признана высшим научным учреждением страны и передана в ведение СНК. В том же году решением Политбюро ЦК ВКП(б) утверждена межведомственная Комиссия по содействию работам АН, которая осуществляла политическое и организационное руководство академией, участвовала в планировании её работ, контроле над финансами и т.д.

Внедрение марксистского сознания в среде учёных с уже сложившимися взглядами и мировоззрением представляло особую трудность. Советское руководство, нуждаясь в интеллектуальных силах, с одной стороны, привлекало учёных и специалистов-техников к сотрудничеству (в 1921 приняты декреты СНК «Об улучшении быта учёных», «О мерах к поднятию уровня инженерно-технического знания в стране и к улучшению условий жизни инженерно-технических работников РСФСР», в 1921-31 действовала Центральная комиссия по улучшению быта учёных при СНК), а с другой стороны, стремясь подчинить их целям выполнения планов социалистического строительства, прибегало к методам устрашения и репрессий. В ходе операции, получившей в литературе название «Философский пароход», за границу в 1922-23 принудительно отправлено свыше 200 человек, в которых большевики видели своих политических противников, - видные юристы, врачи, экономисты, деятели кооперации, писатели, журналисты, философы, преподаватели высшей школы, инженеры. В конце 1920-х - начале 1930-х годов процесс «вытеснения» буржуазных специалистов был ускорен. В ходе организованных политических процессов преследованию и репрессиям подверглись учёные-гуманитарии («Академическое дело»), представители в основном старой технической интеллигенции («Шахтинское дело», Промпартии дело), учёные в сфере экономических наук (Трудовой крестьянской партии дело), краеведы («краеведов дело») и др. Многие были расстреляны или отбывали заключение; с 1929 часть заключённых занимались научными исследованиями в «шарашках» - Особых технических бюро ОГПУ - НКВД - МВД СССР. Такая политика нанесла огромный ущерб интеллектуальному потенциалу страны, однако, несмотря на потери, советская наука внесла существенный вклад в социалистическую индустриализацию страны, создание могучего оборонного потенциала.

В области литературы и искусства революция открыла дорогу «новой» культуре, зародившейся ещё в 1910-х годах, в частности Пролеткульту (образован в 1917), в основе деятельности которого лежали идеи о чисто пролетарской культуре и нигилистическое отношение к культурному наследию прошлого и его носителям. Идея тотальной переделки общества, невиданный социально-политический эксперимент большевиков нашли отклик среди представителей и идеологов футуризма и других направлений авангардизма. В 1922 был создан «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), деятельность которого характеризовалась отрицанием «буржуазного» искусства и «буржуазной» эстетики и стремлением к созданию социально полезного искусства. Продолжался поиск в русле других направлений искусства, представители которых объединялись в собственные творческие союзы и организации - Ассоциация художников революционной России (АХРР), «Перевал», «Серапионовы братья» и др. Политический плакат, в создании которого участвовали многие известные художники и поэты, эффективно использовался для пропаганды революционных идей и новой идеологии. Одновременно с формированием моделей революционной культуры происходил процесс сужения сферы воздействия на общественное сознание традиционных для русской классической культуры гуманистических ценностей.

Советское руководство и партийные верхи первоначально уделяли главное внимание массовой культуре, призванной донести до городских слоёв наглядную идеологическую информацию (с 1918 осуществлялся монументальной пропаганды план), и мало вмешивались в деятельность различных литературных и художественных группировок. В постановлении Политбюро ЦК РКП(б) от 18.6.1925 говорилось, что партия в целом не может связывать себя «приверженностью к какому-либо направлению в области литературной формы», вместе с тем деятелям культуры, ещё сохранявшим относительную независимость, не позволялось в прямой или косвенной форме критиковать правящую партию. Со 2-й половины 1920-х годов власть перешла к очевидному ограничению свободы творческого поиска; проводниками этой политики стали Российская ассоциация пролетарских писателей, Российская ассоциация пролетарских музыкантов, Российская ассоциация пролетарских художников. В период свёртывания НЭПа и с началом коллективизации от деятелей культуры уже требовалась прямая и активная поддержка партийных и государственных начинаний. В 1932 многочисленные литературно-художественные объединения, представлявшие различные течения и направления в искусстве, были распущены, вместо них созданы отраслевые творческие союзы на единой идеологической основе. Ведущим художественным методом стал социалистический реализм. Не соответствовавшие методу (с точки зрения власти) произведения писателей, поэтов и художников не издавались и не популяризировались. Пристальное внимание партийное руководство и лично И. В. Сталин уделяли кинематографу. Для укрепления морально-политического единства советского народа популяризировались классические и современные образцы национальных культур народов Советского Союза, особое значение придавалось пропаганде пролетарского интернационализма. Рассчитывая привлечь творческую интеллигенцию к участию в социалистическом строительстве, партия коммунистов и советская власть выработали систему, с одной стороны, поощрения и поддержки лояльных деятелей культуры, а с другой - ограничения и давления, вплоть до травли и физического уничтожения, тех, кто не желал поступиться своими убеждениями, был чужд партийной идеологии. С середины 1930-х годов востребованным оказалось классическое наследие русской и мировой культуры, особенно в той части, где содержалась критика феодального или буржуазного строя. Стал приветствоваться патриотический настрой в творчестве писателей, драматургов, артистов, композиторов. В то же время были искусственно ограничены прежние связи между отечественной и зарубежной культурой, которая подразделялась на «прогрессивную» и «реакционную» в зависимости от отношения тех или иных иностранных мастеров к СССР. Советские читатели и зрители не имели доступа к произведениям «реакционеров», среди которых было немало выдающихся деятелей культуры, а также оказавшихся в эмиграции или репрессированных на родине русских писателей.

Значительные перемены произошли в сфере повседневной жизни. Строились дома-коммуны, фабрики-кухни, вводились коллективные формы общественно полезного неоплачиваемого труда (субботники, воскресники). Создавались сети домов отдыха, санаториев и профилакториев. Юношество вовлекалось в различного рода кружки при домах пионеров и учебных заведениях. Широко распространялась художественная самодеятельность. Физическая культура и спорт, рассматривавшиеся властью не только с точки зрения физического оздоровления и военной подготовки молодёжи, но и как средство сплочения «рабочих и крестьянских масс» вокруг тех или иных партийных, советских или профессиональных организаций, были включены в план деятельности профсоюзов, комсомола, армии, школы, органов здравоохранения, стали играть большую роль в жизни советских людей (создавались массовые спортивные общества, строились стадионы, организовывались спортивные секции для молодёжи). Сформировалась система военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Основные задачи советского руководства по революционному преобразованию культуры были решены к концу 1930-х годов. Сложилась новая культура, в основе которой лежала единая официально принятая обязательная идеология. Культурная революция, осуществлявшаяся на фоне значительного роста городского населения, внесла принципиальные изменения в условия и образ жизни, быт трудящихся, прежде всего рабочих и государственных служащих, которые заняли устойчивое и обеспеченное место в обществе, получили доступ к образованию и социальному продвижению, приняли массовую советскую культуру. К 1940 существенно выросли тиражи выпускаемых книг и газет, увеличилось количество массовых библиотек и киноустановок. Государство устанавливало низкие цены («дешевле табака и хлеба», по словам поэта Б. А. Слуцкого) на книги, газеты, билеты в кино, музеи, театры и др.

Опыт, вынесенный из культурной революции, оказался востребован советским руководством и в дальнейшем, он был также распространён правящими коммунистическими партиями в других социалистических странах.

Лит.: Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры, 1917-1927. М., 1985; Советская культура в реконструктивный период, 1928-1941. М., 1988; Максименков Л. В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция, 1936-1938. М., 1997; Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине, 1917-1932. М., 1998; Манин В. С. Искусство в резервации: Художественная жизнь России 1917-1941 г. М., 1999; Плаггенборг Шт. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000; Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. М., 2002. Ч. 2.

«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» 1966-76 годов, идейно-политическая кампания, развёрнутая Мао Цзэдуном под лозунгом борьбы с «ревизионизмом» и «остатками буржуазии в партии, правительстве и армии». Преследовала цель устранить политическую оппозицию Мао Цзэдуну и установить режим его личной власти (подробнее смотри в статье Китай, раздел Исторический очерк). 6-й пленум ЦК Коммунистической партии Китая 11-го созыва (1981) квалифицировал «Культурную революцию» как «смуту», возникшую «по вине руководителя».

Лит.: The Cultural revolution in China / Ed. Т. W. Robinson. , 1971; The Cultural revolution in the provinces. Camb., 1971; Lee Hong Yung. The politics of the Chinese Cultural revolution: а case study. Berk., 1978; Усов В. Н. К вопросу об оценке маоистской «культурной революции» // Вопросы истории. 1982. №2; он же. Культурная революция в Китае // Китай: история в лицах и событиях. М., 1991; он же. История КНР. М., 2006. Т. 1-2; Гао Гао, Янь Цзяци. История десяти лет «великой культурной революции». Тяньцзинь, 1986 (на китайском языке); Ван Няньи. Эпоха великих потрясений. Хэнань, 1989 (на китайском языке); Маомао. Мой отец Дэн Сяопин в годы «культурной революции». М., 2003; Тайные известия беспокойных лет: Люди, умершие и посаженные в тюрьмы в период «великой культурной революции». Хух-Хото, 2003 (на китайском языке).

Вопрос № 13. Политика «большого скачка» и «культурная революция»

Стремясь показать себя «большими марксистами», чем лидеры СССР, китайское руководство попыталось осуществить на прак­тике форсированное развитие экономики и за три года построить в стране основы коммунистического общества. Вто­рую пятилетку предполагалось завершить за один год, производ­ство продукции сельского хозяйства увеличить в 2,5 раза, а промышленной - в 6,5 раз за три года. Генеральная линия получила название политики «Tpex красных знамен» под лозунгом «три года упорного труда и 10 тысяч лет счастья!».

    «Идея малой металлургии» - улучшение материально-технической базы. В рамках «большого скачка» в конце 1958 г. прошла так называ­емая «битва за сталь». Более 90 млн. человек, в абсолютном боль­шинстве не имевших до того времени никакого представления о ме­таллургии, по всей стране строили кустарным способом небольшие доменные печи. Таким образом, решалась поставленная руковод­ством задача - удвоение выплавки стали. Результатом же стало появление продукции очень низкого качества, на производство ко­торой израсходовали огромное количество каменного угля и же­лезной руды, а также домашней утвари.

26 окт . 1958 г. – воскресение стали. Более 700 тыс. человек вышли на улицы и стали выплавлять сталь. В рез-те было получено 5134 т стали.

    «Стратегия людского моря» - выполнить все планы за счет большого количества людей.

    Создание народных коммун. С середины 1958 г., было создано 26 тыс. народных ком­мун», объединивших прежние сельхозкооперативы. 500т млн крестьян согнали в нар.ком.за 5 дней. («Все принадлежит гос-ву за исключением зубной щетки», «Гос-во – это большая семья»). Коммуна- первичная единица общества с целью тотального огосуд-я. Это были объе­динения высшего типа, в которых происходило почти полное обоб­ществление собственности крестьян, вплоть до домашней утвари. Там осуществлялось уравнивание произведенной продукции, вво­дилось бесплатное коллективное питание. Для коммун характерно: полное огосударствление, милитаризация быта, уравнительность в распределении и отмирание товарно-денежных отношений.

Большое значение для осуществления своих идей Мао придавал ликвидации по всей стране «четырех вредителей» : крыс, воробьев, мух и комаров (1958 г.). В результате к 1960 г. возник сильнейший с/х кризис. Стремясь в какой-то степени снять с себя ответственность за происходившее, в 1959 г. Мао Цзэ­дун уступил пост Председателя КНР своему заместителю по партии Лю Шаоци, к которому постепенно перешли реальные рычаги управ­ления экономикой.

Особенно тяжелый кризис поразил сельское хоз-во. Уже в 1959 г. Страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных всякой собственности крестьян снизилась, прежде бережно хранившиеся на год припасы были быстро съедены коммунарами при совместных трапезах. Производство было дезорганизовано. Критика эксперимента со стороны ряда парт.лидеров привела к репрессиям. Происходила чистка в армии. Изменились в худшую сторону отношения с СССР. Если в 1950-х гг. Пекину были предоставлены долгосрочные кредиты на льготных условиях, в Китай были направлены высококвалифицированные сов.специалисты, распространялась помощь на все виды и этапы строительства, то в 1960-х гг. начали углубляться идеологические разногласия, связанные с борьбой за лидерство в международном ком-ом движении. Настал период свертывания экономических научно-технических и культурных связей. Резкое сокращение помощи СССР и было предоставлено как главная причина провалов в экономике, вызванных на самом деле политикой «б.с.» и коммунизации деревни. По некоторым данным, за годы «б.с.» валовая стоимость продукции нар.хоз-ва КНР сократилась на треть, национальный доход – на четверть.

С начала 60-х п. китайским руководством были предприняты шаги по преодолению отрицательных последствий большого скачка. Начал вос­станавливаться потенциал сельского хозяйства. Основной едини­цей в деревне стали производственные бригады, объединявшие кре­стьян на принципах самоокупаемости и совместного владения землей. Им постепенно возвращались подсобные хозяйства и до­машняя утварь, обобществленные ранее. Были приложены ог­ромные усилия по реализации китайской ядерной программы, увен­чавшейся в 1964 г. созданием собственной атомной бомбы.

«Культурная революция». Проходила в два этапа:

    1966-1976 гг.

    1969-1973 гг.

    1973-1976 гг.

В мае 1966 г. на заседании Политбюро ЦК КПК были сформулированы основные идеи укрепления власти Мао Цзэдуна (хотя реально революция началась в 1965 г., формальная цель – создание пролетарской культуры). На нем были подвергнуты критике и сняты со своих постов несколько видных партийных деятелей. Создавалась группа по делам «культурной рево­люции» при ЦК КПК. Ее возглавил давний сторонник Мао, его бывший личный секретарь Чэнь Бода . Заместителями главы группы стали жена Мао Цзэдуна Цзян Дин и секретарь Шанхайс­кого горкома Чжан Чуньцяо. Советником был назначен Кан Шэн. Вскоре она подменила собой высшие партийные и государствен­ные органы и сосредоточила в своих руках реальную власть. Другой т.зр. придерживались сторонники широкомасштабной чистке в партии – Лю Шаоци и Дэн Сяопин.

В конце мая в Пекинском университете был образован первый отряд хунвейбинов (красных охранников) из числа радикально на­строенных студентов. Несколько позднее по всему Китаю среди молодых малоквалифицированных рабочих были образованы отряды цзаофаней (бунтарей). На ХI Пленуме ЦК Мао вывесил собственное воззвание «Огонь по штабам!».

Основной удар критики пришелся на Председателя КНР Лю Шаоци и генсека ЦК КПК ДЭН Сяопина, которые были отстранены от дел. Находясь под воздействием официальной пропаганды, хунвей­бины и цзаофани повели ожесточенную борьбу против культурно­го наследия Китая. Уничтожались книги, архитектурные памятни­ки, произведения «враждебной» живописи. В Пекине на многих языках народов мира огромными тиража­ми был выпущен сборник цитат из произведений Мао Цзэдуна. Его изучение от­ныне становилось обязательным для каждого гражданина КНР. «Враги» направлялись для «перевоспитания» в специальные ла­геря, где занимались тяжелым физическим трудом и подвергались «перевоспитанию» .

23 января было принято решение о вступлении армии в «к.р.» и военных, которым предписывалась активная помощь революционерам. Наиболее серьезный очаг сопротивления проводимому курсу возник в Ухане летом 1967 г. Туда были переброшены ре­гулярные войска.

У весне 1968 г. Была намечена полная замена парткомов райкомами. При этом часть лидеров хун-ов и цз-ей, которые к тому времени у же «выполнили предназначенные им функции», должны были уступить место новым выдвиженцам, пр.всего военным. С августа 1968 г. начинается организационная ликвидация движе­ния хунвейбинов и цзаофаней в вузах и учреждениях. Миллионы его участников были выселены из городов в отдаленные сельско­хозяйственные районы.

В период 1967-1968 гг. промышленное производство сократи­лось на 15-20% по отношению к 1966 г. В сельском хозяйстве так­же наблюдался спад. Замедлились темпы ликвидации неграмотности, из-за приоста­новления работы вузов государство недополучило значительное ко­личество квалифицированных специалистов. Подвергались репрес­сиям огромное число научных и инженерно-технических кадров.

На 9-м съезде (весна 1969 г.) Линь Бяо стал офиц-м приемником Мао. 13 сентября 1971 г. Линь Бяо погиб, разбившись на самолете. После этого, оставшись один на один, «радикалы» (Цзян Цин, Линь Бяо) и «прагмати­ки» (премьер госсовета Чжоу Эньлай) продолжили свое соперничество за влияние на престарелого Мао Цзэдуна. Во внутр.политике л.задачей объявлялись непрерывная революция, водготовка народ кВойне, а в области внешней политики провозглашалось, что КНР будет бороться как с США, так и с СССР.

В 1969 г. Началась новая фаз «к.р.», суть которой заключалась в закреплении итогов 1-го этапа и создании нового механизма управления, полного подчинения интересам правящей группы. 1969 г. – «Моральный кодекс строительства коммунизма».

Получение Лиь Бяо статуса офиц. Преемника М.Ц. вызвало беспокойство, как радикалов, так и прагматиков. В рез-те Линь Бяо и его сторонники погибли. Радикалов теперь возглавили Цзян Цин и Кан Шэн. По инициативе радикалов развернулась очередная идеологическая кампания «критики Линь Бяо и Конфуция» . В отличие от выступлений прагматиков за возврат системы материального стимулирования, повышение производительности труда и эффективности экономики в целом, радикалы продолжали руководствоваться идеями милитаризации всех сторон жизни общества, уравнительного распределения произведенной продукции. К 1973 г. Формально «к.р.» не отменялась, но уже практически все инициаторы ее посчитали, что она себя исчерпала. В 1973 г. – происходит частичная реабилитация репрессированных, в частности в состав руководства вернулся Дэн Сяопин. Однако к 1976 г. Радикалам удалось восстановить против него Мао, и тот отправляется в политическую ссылку.

В 1975 г. была принята новая Конституция КНР . В ней упраздня­лась должность Председателя государства а формальные функции главы КНР переходили к Постоян­ному комитету ВСНП. Расширялась роль армии в жизни общества. Были легализованы в качестве органов власти на местах «ревкомы». 9 сентября 1976 г. умирает Мао и обостряется борьба за власть.

Культурная революция - этим термином в Китае принято обозначать события 60х - 70х годов, изменившие политическую, общественную, культурную и научную жизнь Китая. Культурная революция ассоциируется с массовым террором, тотальными нарушениями прав человека, убийствами, а также гонениями на традиционную культуру.

Причины

Основной причиной к началу Культурной революции послужило желание Мао Цзэдуна , тогдашнего председателя Коммунистической партии Китая, абсолютизировать свою власть. В 60е годы ослабло его влияние в общеполитических кругах, и появились оппоненты, критикующие путь развития страны. Кроме того, наблюдались обострения во внешней политике. После прихода к власти Н.С. Хрущева и осуждения им культа личности Сталина началось резкое ухудшение дипломатических отношений с СССР, вплоть до отзыва всех дипломатов из Китая и вооруженных столкновений на пограничных территориях.

Этапы

1) май 1966 - апрель 1969 - характеризуется террором банд хунвэйбинов и гонениями на традиционализм. Хунвэйбины, или «красногвардейцы», - это отряды молодежи и школьников, созданные в 1966-1967 годах для борьбы с врагами маоизма. Они должны были выявлять и пресекать все факты общественной и культурной жизни, которые противоречат существующей идеологии. В действительности, власти способствовали разжиганию массовых пыток, убийств и различных форм издевательства над людьми. «Красные отряды» имели право потребовать у любого человека на улице предъявить цитатник Мао - на тот момент единственную книгу, находившуюся в свободной продаже.

Хунвэйбины сами определяли, какого человека считать преступником и врагом Мао. Зачастую такими людьми становились преподаватели вузов, различные деятели культуры, интеллигенция. «Красные отряды» устраивали публичные шествия, во время проведения которых на «преступников» надевались шутовские колпаки, их заставляли идти с опущенной головой, лаять по-собачьи и подвергали другим унижениям. В тюрьмах «врагов режима» пытали, избивали, кололи иглами и вынуждали часами стоять нагнувшись под палящим солнцем. Многие из них не выдерживали издевательств и умирали, либо кончали жизнь самоубийством. Количество жертв Культурной революции исчисляется миллионами убитых, доведенных до самоубийства и репрессированных.

Менее известные, но ужасающие по уровню цинизма события проходили в Гуанси-Чжуанском автономном районе. В книге Чженга И описывается более 100 случаев каннибализма, который был там распространен в конце 60х. Писатель описывает «банкеты человеческой плоти», на которых некоторые партийные лидеры подстрекали своих последователей убивать «классовых врагов», а затем поедать некоторые части их тел - сердце, печень и другие органы. Чженг И утверждает, что ему удалось собрать неопровержимые доказательства творимых бесчинств - интервью с родственниками жертв и непосредственными участниками событий.

В 1969 по инициативе председателя Мао были созданы Школы кадров, в которых специалисты проходили обучение совместно с занятиями физическим трудом. Тысячи чиновников обучались в этих школах. Предполагалось, что такая организация позволит оптимизировать процесс управления производством.

Широкое распространение получила депортация более 10 миллионов студентов и другой интеллигенции в сельскую местность.

3) сентябрь 1971 - октябрь 1976 - приход к власти «группы четырех» и смерть Мао Цзэдуна. «Группа четыр?х», в состав которой входили Цзян Цин, жена Мао Цзэдуна, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань и Ван Хунвэнь, в течение 5 лет фактически находилась у власти страны. После смерти председателя Мао в 1976 году члены группы подверглись осуждению за антипартийную деятельность.

Последствия Культурной революции

Культурная революция оказала разрушительное влияние на жизнь страны.

Человеческие жертвы по некоторым источникам достигают 100 миллионов.

Идеология маоизма привела к возникновению классовой войны, а убийства стали считаться частью повседневной жизни.

Были разрушены величайшие архитектурные сооружения древности, такие как многие Тибетские храмы и некоторые участки Великой китайской стены .

Были уничтожены тысячи картин и книг, а также декорации в Пекинской опере. В течение 10 лет после Культурной революции в ее репертуаре были только произведения Цзян Цин, жены Мао Цзэдуна .

Миллионы молодых специалистов пропали в деревнях. Оставшаяся часть молодежи - хунвэйбины - и сейчас считается потерянным поколением.