Как из нерешаемой проблемы сделать решаемую? Что делать, если вы не знаете, как решить проблему

Что делать, если вы не знаете, как решить проблему. Безвыходные ситуации.
Когда в нашей жизни наступают тяжелые жизненные обстоятельства, мы, как правило, с головой погружаемся в свои переживания, задаемся вопросами: «за что мне это?», «почему это случилось именно со мной?», которые нам вовсе не помогают, а наоборот, ухудшают наше психоэмоциональное состояние.

Мы еще больше концентрируемся на беспокоящей нас проблеме, погружаемся в негативные эмоции, большую часть времени посвящаем поиску решений и все равно не можем его найти. Мы расстраиваемся и теряем веру в себя. Большая часть людей, не видя выхода из ситуации, постепенно смиряется с негативными переменами и продолжает плыть по течению жизни, надеясь, что со временем все разрешится и течение вынесет их на более благоприятный берег.

Помните, когда мы зациклены на какой-то проблеме, мы смотрим на мир и воспринимаем его через призму этой проблемы, и не замечаем остальное, а ведь это может быть ключом к преодолению этой трудности.

Вам необходимо осознать одну истину: решение всегда есть, и мы знаем о нем.
Есть 2 важных момента , на которые я хотела бы обратить ваше внимании:

– нет безвыходных ситуаций, есть решения, которые нам не нравятся
– из-за того, что решение проблемы может потребовать выхода из зоны комфорта, преодоление своих страхов, работы над собой, то мы часто блокируем осознание такого решения, и можем долго ходить кругами в поисках выхода.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ВИДИТЕ ВЫХОДА?

1. Честно ответьте на вопросы :

– Как вы воспринимаете свою роль в организации собственной жизни?
– Считаете ли вы, что можете оказывать решающее воздействие на свое будущее?

Ниже перечислены некоторые варианты реакций на тяжелые жизненные обстоятельства. Ваша задача – определить, в какой степени они присущи вам:
«жизнь ко мне жестока/несправедлива»;
«я ничего не могу с этим поделать, это не в моей власти»;
«я хочу перемен, но они невозможны при таких обстоятельствах»;
«что бы я ни делал, все зря, завтра опять что-нибудь пойдет не так»;
«это наказание свыше, видимо в чем-то я провинился».

Если вы узнали свои реакции в каких-то из перечисленных утверждений, спросите себя, как часто вы к ним прибегаете? Ответы на эти три вопроса позволят вам глубже понять, насколько вы в действительности управляете собственной жизнью и принимаете на себя ответственность за происходящее.

2. Необходимо дистанцироваться от проблемы .

Когда в нашей жизни наступают тяжелые обстоятельства или как нам кажется безвыходные ситуации, мы целиком вовлекаемся в них эмоционально и наше внимание сужено настолько, что почти ничего кроме насущной проблемы мы не замечаем. Когда мы выходим из роли действующего лица, то есть субъекта, с которым что-то случилось и занимаем позицию наблюдателя, мы можем узнать о данной проблеме много нового. Меняется наше видение произошедшего, утихают эмоции и мы уже способны замечать те нюансы, на которые раньше не обращали внимание.

3. Отлично работает техника «совет другу» .

Спросите себя:
– Что бы я посоветовал другу, который оказался в подобной ситуации?

Это еще один способ дистанцироваться от проблемы, снизить эмоциональную вовлеченность и частично снять ответственность за предложенные нами решения. Именно нежелание нести ответственность за последствия нашего выбора препятствует осознанию как часто бывает очевидного выхода из ситуации и вызывает промедление в принятии решения. Я рекомендую вам посмотреть мое видео о том, как научиться принимать решения.

4. Страх совершить неправильный выбор – еще одна причина, по которой ситуация может представляться как безвыходная. Как я сказала, выход есть всегда, но мы боимся принять ошибочное решение, а потому зачастую начинаем игнорировать проблему, пытаемся найти пути отвлечься от нее, кто-то сбегает от реальности, погружаясь в развлечения, компьютерные игры, просмотр сериалов, а кто-то находит успокоение в алкоголе, наркотиках и так далее.

Важно осознать, правильное и неправильное решение – это миф, мы не можем знать заранее, чем обернется наш выбор, пока не ступим на выбранный путь. Подробнее об этом я рассказываю в своем видео «Почему так трудно принять решение?»

5. Еще одна рекомендация по поиску лучшего решения – дайте свободу своему творческому началу . Возьмите лист бумаги или диктофон, кому как удобнее, опишите свою проблемную ситуацию и далее нужно сделать следующее. Засеките время, скажем 5 минут, установите будильник, и приступайте к записи всех возможных решений. Главное условие – это не критиковать себя и те варианты, которые будут мелькать у вас в голове. Ваша цель – зафиксировать как можно больше идей, и в данном случае ограниченное время заставит вас максимально сфокусироваться на поиске решений. Следующий шаг – это выбрать наилучший из всех вариантов решения вашей проблемы.

6. Если ни один из предложенных мной методов не помогает вам найти выход из ситуации, тогда просто дайте себе время. Сформулируйте ваш вопрос и позвольте вашему бессознательному отыскать наиболее подходящее решение. На первый взгляд, такая рекомендация кажется какой-то волшебной и отдает эзотерическими учениями. Однако если разобраться в процессе с точки зрения психологии, все встает на свои места и картина проясняется. Наше поведение, каждодневные выборы и поступки определяются в большей части нашим бессознательным. Кроме того, часто какие-то идеи и желания отвергаются на уровне сознания как нереалистичные, бредовые, труднодостижимые, неподходящие и так далее. Да и количество информации, которое мы осознаем весьма и весьма ограничено.

Мне нравится аналогия с айсбергом, где верхушка – это наше сознание, а все, что скрыто под водой, то есть основная часть айсберга, – это бессознательное. Техника, которую я предлагаю, отлично работает, если вы начнете больше доверять себе, будете открыты новой поступающей из внешнего и вашего внутреннего мира информации, будете внимательны к происходящему вокруг вас, чтобы вовремя заметить подсказки и воспользоваться ими.



Если статья оказалась полезной для вас - поделитесь ею в соц сетях,
возможно для кого-то она будет вовремя и очень поможет!

Процесс решения задачи состоит из таких основных подпроцессов, как:

  • Обнаружение проблемной ситуации;
  • Постановка задачи - строгое определение исходного (данного) и требуемого;
  • Нахождение решения задачи.

Эти этапы можно обнаружить во многих теориях решения задач. Так, стадии постановки задачи и нахождения решения задачи отчётливо видны в теориях последователя Вюрцбургской школы Отто Зельца, гештальт-психолога К. Дункера и когнитивиста Грино, несмотря на все их различия.

Стадии решения задачи в теориях О. Зельца, К. Дункера, Грино

О. Зельц К. Дункер Грино
1. Образование комплекса, в который входят: а) характеристики известного и б) отношения известное-неизвестное, определяющие в) место неизвестного в комплексе. Незавершённость этого комплекса - суть проблемности. 1. Проникновение в проблемную ситуацию - понимание её внутренних связей, восприятие её как целого, заключающего в себе некий конфликт. 1. Построение когнитивной сети, состоящей из элементов известного (данного) и неизвестного (отношения между элементами известного и неизвестного пока не установлены).
2. Запуск интеллектуальных операций: припоминание или создание решения. 2. Нахождение функционального значения решения.
3. Реализация (воплощение) функционального значения в конкретное решение.
2. Построение связей (отношений) между элементами, модификация сети при помощи дополнительной информации из памяти.

Психологические факторы

На ход решения задачи и успешность её решения влияют следующие факторы.

  • Установка :
  • Характеристики субъекта :
  • Эмоцональное (мотивационное) состояние :
  • Предшествующая неудача снижает эффективность решения;
  • Наилучшие результаты имеют место при средней интенсивности мотивации; чрезмерная или недостаточная мотивация приводит к ухудшению результатов (закон Йеркса - Додсона).
  • Знания : могут как повышать, так и снижать эффективность решения (из-за стереотипизации, привычки).
  • Интеллект : люди с низким интеллектом более восприимчивы к установке.
  • Личность : показано, что успешность решения задач связана с 1) гибкостью, 2) инициативой, 3) уверенностью , 4) нонконформизмом , 5) способностью сдерживать движения (очень медленно чертить линии и и т. п.).

Теории решения задач

Информационный подход

С точки зрения информационного подхода задача - это различие между двумя состояниями; задача считается решённой, когда признаки имеющегося и требуемого состояния идентичны. Таким образом, процесс решения задачи имеет место, когда организм или система искусственного интеллекта осуществляет переход из данного состояния в желаемое целевое состояние .

Представители информационного подхода исходили их того, что человек, так же как компьютер , оперирует символами (знаками), следовательно, вычислительные машины можно «использовать как устройства для имитации процесса человеческого мышления» . Модели решения задач, которые они создавали, зачастую одновременно представляли собой компьютерные программы (наиболее известный пример - «Универсальный решатель задач» (англ.) Ньюэлла и Саймона, созданный в 1957 году).

Линдсей и Норман

Линдсей и Норман описывают решение задач следующим образом.

Вся имеющаяся на данный момент информация , относящаяся к задаче, называется состоянием осведомлённости . Решение задачи представляет собой последовательный переход от одного состояния осведомлённости к другому, а затем к следующему и т. д., пока не будет достигнуто требуемое окончательное состояние осведомлённости, т. е. решение. Такие переходы осуществляются с помощью операторов - средств, уменьшающих разрыв между наличным состоянием осведомлённости и тем состоянием, которое последует за ним. Нахождение операторов и составляет главную сложность при решении задачи.

Возможны две стратегии решения: прямой и обратный поиск. 1. При прямом поиске «человек сначала испытывает какой-то метод подхода к задаче, а затем смотрит, продвинулся ли он вперёд в результате его применения». 2. При обратном поиске «человек рассматривает искомое решение, задаваясь вопросом: какой предварительный шаг необходим для того, чтобы прийти к нему? После определения этого шага определяется шаг, непосредственно ему предшествующий, и т. д., в лучшем случае - влоть до отправной точки, заданной в постановке исходной задачи». Обратный поиск осуществляется с помощью анализа средство-результат (сопоставления средств и целей): на каждом шаге данная промежуточная цель сравнивается с наличным состоянием осведомлённости и находится оператор - средство, уменьшающее разрыв.

Имеются два вида операторов: 1) алгоритмы (совокупность правил, гарантирующих результат) и 2) эвристические приёмы (для сложных задач, где не найдены алгоритмы).

Психофизиологические данные

Исследование О. К. Тихомирова

Появлению в сознании решения задачи предшествует эмоциональная активация и чувство близости решения.

Это установил О. К. Тихомиров, изучая процесс решения шахматных задач . Он предлагал испытуемым рассуждать во время решения задачи вслух и параллельно регистрировал их кожно-гальваническую реакцию (КГР), которая служила признаком эмоциональной активации.

Эксперименты показали, что сначала возникает эмоциональная активация . За ней - обычно через 0-0.5 секунд - следуют эмоциональные восклицания («Ага!», «Ой!» и т. п.). За эмоциональными восклицаниями обычно следуют слова, обозначающие чувство близости решения : приближение к неосознанной ещё идее («так-так-так-так», «вот-вот-вот-вот», «наверное…») или ещё неясные результаты поиска («что-то мелькнуло», «что-то есть», «кажется, нашёл», «кажется, решено»); реже это выражение необходимости попробовать («попробуем-попробуем», «интересно-интересно»), сомнения («„а“… „а“… или не „а“?») или сигналы самоостановки («стоп-стоп-стоп-стоп»); ещё реже сразу называется решение. За этим следует решение - называние конкретного принципиального для решения задачи хода, - через 1.5-13.5 секунд после появления эмоциональной активации, в среднем - через 5.5 секунд.

Решение задач животными

Дискуссии относительно механизмов решения задач животными разворачиваются вокруг метода проб и ошибок и инсайта .

Метод проб и ошибок

Торндайк (1889) полагал (и экспериментально демонстрировал), что механизмом решения задач животными является не понимание и рассуждение, а метод проб и ошибок .

Торндайк помещал животных (кошек) в специальные проблемные ящики - клетки «с секретом», выход из которых открывался нажатием на кнопку или рычаг, потягиванием за шнур, петлю и т. п., которые находились в клетке или около самой решётки снаружи. Торндайк обнаружил, что сначала кошки мечутся по клетке и цепляются за всё, что могут достать; в результате этого они рано или поздно случайно задевают механизм, открывающий клетку, и освобождаются. Когда кошку вновь сажают в клетку, её хаотическая активность приводит к успеху немного быстрее, в следующий раз ещё быстрее и т. д. Кривые научения демонстрируют постепеное овладение решением.

Согласно теории Торндайка, животные действуют случайным образом, причём вероятность повторения подкреплённой реакции возрастает .

Однако некоторые данные самого Торндайка говорят против его теории. Так, в случаях с некоторыми «ленивыми» кошками Торндайка «внимание, которое нередко сочетается с недостатком энергии, позволяло кошке быстрее образовать ассоциацию после первой удачи» . А заменив впоследствии (1901) кошек обезьянами, Торндайк обнаружил, что почти все задачи решались «путём быстрого, нередко казавшегося мгновенным, оставления безуспешных движений и выбора правильного... Естественно заключить, что обезьяны, внезапно переходящие от множества беспорядочных движений к одному определенному действию с крючком или задвижкой, имеют понятие о крючке, о задвижке или о том движении, которое они производят»…

Р. Вудвортс отмечает, что «не было обнаружено ни одного случая такого поведения в проблемной ситуации , когда животное бросалось бы на все окружающее без всякого учета объективной ситуации. Животное всегда реагирует на те или иные предметы, и почти всем его реакциям присуща известная степень правомерности. Метод проб и ошибок состоит не в слепых, рассчитанных на случайную удачу движениях, а в испробовании определенных путей к цели. Насколько мы можем судить по поведению животного, у него всегда имеется некоторое схватывание объективной ситуации. Другое дело, что в любой ситуации, которую можно назвать проблемной, это схватывание никогда не бывает с самого начала полным. Ситуация должна быть исследована, а это редко может быть сделано без передвижений и манипулирования. Но даже при первом взгляде на ситуацию общие очертания проблемы вскрываются в достаточной мере, чтобы до известной степени ограничить область исследования и манипулирования».

Инсайт

Решение задач путём внезапного озарения (инсайта) , понимания ситуации, проникновения в её суть описано В. Кёлером . Эксперименты Кёлера демонстрируют следующие примеры того, как это происходит.

  • Курица, видя перед собой цель, отделённую от неё некоторым препятствием (забором), «совсем беспомощна, постоянно налетает, если видит цель перед собою сквозь решётку, на препятствие, беспокойно бегая туда и сюда», и не способна добраться к этой цели иначе как с помощью таких метаний, лишь постепенно приближающих её к цели (что напоминает описания Торндайка). Напротив, собака или ребёнок (например, девочка 1 года 3 мес., едва научившаяся ходить), оценив пространственные характеристики ситуации, могут сразу найти кратчайший обходной путь.
  • Обезьяна способна схватить палку и достать ею еду, находящуюся вне клетки (без всяких проб и ошибок).
  • Случайно соединив две короткие палки, которые по отдельности недостаточно длинны, чтобы дотянуться до еды, шимпанзе тут же достаёт еду получившейся длинной палкой.
  • Шимпанзе влезает на ящик или даже ставит ящики друг на друга, чтобы достать высоко висящий плод.

Использование орудий

Известно, что животные в некоторых случаях способны использовать орудия при решении задач, однако дискуссионным остаётся вопрос о том, в какой мере такое использование является врождённым (инстинктивным), а в какой - проявлением интеллекта .

Примеры использования орудий животными.

Фрагмент книги Ричард Ньютон. От слов к делу! 9 шагов к воплощению вашей мечты. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

С этой книгой вы составите план действий, создадите визуальную схему достижения вашей цели, разбив трудный путь на понятные, короткие и реализуемые этапы, и начнете планомерно двигаться к мечте, будь то свой бизнес, новая профессия или профессиональные навыки игры на музыкальном инструменте.

Решение проблем - часть повседневной жизни. И вы должны быть готовы к ним, особенно когда работаете над воплощением большой мечты. Чем более она амбициозна и сложна, тем чаще вы будете сталкиваться с трудностями, причем серьезными. По мере роста амбиций вы станете все больше зависеть от умения противостоять обстоятельствам и делать выводы из своих ошибок.

К счастью, непреодолимые проблемы возникают крайне редко. А еще многие из них можно считать высосанными из пальца, поскольку мы сами их создаем, когда начинаем паниковать и терять над собой контроль. Сталкиваясь с проблемой, мы иногда не даем себе достаточно времени, чтобы обдумать причины происходящего и возможные способы изменения ситуации. И самое главное, не делаем выводов и не учимся.

Чтобы не сдаваться и упорно работать над реализацией своей мечты, нужны и смелость, и готовность приложить серьезные усилия. В этой главе мы постараемся помочь вам понять, что в проблемах нет ничего особенного, их можно решить тем или иным образом. Мы хотели бы, чтобы вы относились к ним как к чему-то обыкновенному, поэтому расскажем, как делать выводы и учиться. Последовав нашим советам, вы существенно повысите свои шансы на успех и научитесь учитывать собственный опыт.

Источники проблем

Проблемы - это препятствия и сложности, которые необходимо преодолеть, чтобы достичь цели. Как правило, они возникают по разным причинам и часто бывают следствием наших собственных ошибок и неудач. Можно выделить несколько факторов, которые обычно приводят к проблемам. Чтобы выявить их как можно раньше, мы советуем вам регулярно задавать себе перечисленные ниже вопросы.

  • Действительно ли я занят нужным делом и получаю результат? Нет смысла обманывать себя, оценивая свою работу необоснованно позитивно. Видите ли вы реальный измеримый результат работы, за которую взялись? Очень часто мы не достигаем поставленной цели и сталкиваемся с проблемами, потому что не до конца погружены в работу. Но если позволять себе лениться и потакать своим слабостям, вряд ли серьезно продвинешься на пути к мечте, да и проблем тоже не избежать.
  • Понимаю ли я, какие ресурсы понадобятся, чтобы сделать следующий шаг?

Начиная работать над своей мечтой, мы не имеем полного представления о том, что именно нам понадобится по ходу дела. Поэтому следует постоянно спрашивать себя, какие ресурсы потребуются на следующем этапе. Чаще всего мы упускаем какие-то детали в самом начале - и важно, чтобы все необходимое было под рукой в нужный момент, а не когда-нибудь позже.

  • Хорошо ли люди, которые мне помогают и работают вместе со мной, понимают, что нужно делать, чего мы уже достигли и как изменилась ситуация? Практически всегда самым слабым звеном в проекте оказывается коммуникация между участниками. Мы почему-то думаем, что окружающие нас полностью понимают, хотя нередко даже не даем им полной информации о том, чего от них ждем. По-нашему мнению, им известно то же, что и нам, следовательно, вообще все известно и понятно. Мы считаем, что коллеги и партнеры знают, как меняется ситуация и что нужно делать в новых условиях. Очень, очень важно проверять и перепроверять, все ли всё знают и понимают, особенно если вы чувствуете, что коммуникация между участниками не налажена. Так можно избежать хотя бы некоторых проблем. Чем меньше делать предположений, тем лучше будет передаваться информация о том, что по-настоящему важно и актуально.
  • Не развивается ли у меня паранойя? Некоторые люди слишком много размышляют о том, что может случиться. Иногда мы так сильно хотим избежать неудач или ошибок, что мысли об этом нас совершенно парализуют. Да и вообще, если много думать о потенциальных неприятностях, можно спровоцировать проблемы, которых при более спокойном отношении к происходящему и не возникло бы. Страх неудачи часто мешает отдать своей мечте все силы. Так что не позволяйте себе чрезмерно переживать и думать о возможных сложностях, лучше больше работайте!

Как избегать проблем

Одна простая и эффективная техника решения проблем поможет вам избежать многих из них. Время от времени обязательно задавайте себе два вопроса, о которых мы уже говорили выше в этой книге.

  1. Что, скорее всего, пойдет не так, и что можно сделать, чтобы этого избежать?
  2. Что может повысить шансы на успех?

Всякий раз, когда вы достигаете заметных результатов и дополняете новыми данными карту, задавайте себе эти вопросы, не забывая учитывать реальную ситуацию, изменения, произошедшие в вашем проекте с тех пор, как началась работам над ним, а также потенциальные изменения. Чем дальше вы будете продвигаться по пути к мечте, тем более детально сможете отвечать на эти вопросы, потому что станете лучше понимать, что еще необходимо для того, чтобы осуществить вашу мечту, какие приемы работают эффективнее и где может подстерегать неудача.

Кроме того, приобретаемый опыт поможет замечать появление новых возможностей и повысит шансы на успех. Используйте их, чтобы избежать некоторых проблем. Вы станете чувствовать себя увереннее по мере приобретения нового опыта.

Как решить проблему

В решении проблемы главное - понять, в чем она заключается, и не поддаваться страхам и волнению. Нет ничего хуже, чем в панике пытаться изменить то, в чем вы не до конца разобрались. Так можно все испортить, так и не найдя никакого решения. Предлагаем вам несколько советов, которые помогают преодолеть множество возникающих в ходе работы трудностей.

  • Если вы чувствуете, что слишком эмоционально реагируете на происшествие, постарайтесь успокоиться. Что тут может помочь? Отправьтесь туда, где вы сможете расслабиться, порадуйте себя чем-нибудь приятным, прогуляйтесь или сделайте нечто подобное.
  • Постарайтесь объяснить тому, кому доверяете, что случилось. После обсуждения проблемы вы не только успокоитесь, но и тут же обнаружите некоторые ошибки, которых не заметите, если станете вести диалог с самим собой. Как можно точнее описывайте хронологию событий. Не упускайте никаких деталей, даже незначительных и самое главное слушайте вопросы и комментарии собеседника.
  • Если вы работаете в команде, обязательно обсудите со всеми ее членами то, что произошло. Внимательно выслушайте их точку зрения, чтобы сравнить со своими соображениями, обратите внимание на расхождения в оценках. В ходе таких бесед легко выявляется причина возникшей проблемы.
  • Приступая к работе, вы наверняка делали разные предположения и допущения. Обязательно проверяйте, верны ли они, особенно в отношении тех этапов плана, где вы столкнулись с неудачей. Все мы склонны строить предположения, не проверив их истинности. Неприятности чаще всего возникают потому, что мы исходим из неверных посылок в самом начале работы.
  • Разобравшись с тем, что происходит, не спешите обвинять в неудаче себя или кого-нибудь другого. Поиски виноватого вряд ли помогут найти конструктивный выход из сложного положения. Направьте все силы на то, чтобы получить максимально позитивный результат, насколько это возможно в сложившейся ситуации. Подумайте, как лучше всего двигаться вперед и как быстрее решить проблему.
  • Не жалейте времени на то, чтобы обсудить все с командой, усвоить полученные уроки и сделать из них выводы. Что делать, чтобы избежать подобного в будущем? Не думайте, что все, в том числе и вы, сделают правильные выводы, если вы хотя бы не обсудите произошедшее. Чем больше вас беспокоит проблема, тем важнее сделать выводы и обсудить их с командой.

Откажитесь от всего, что не работает

Успешные люди умеют быстро разобраться в том, что не работает и вовремя отказаться от неудачной затеи. Учителя и родители наверняка предупреждали вас, как важно уметь бросить бесперспективное дело - при условии, что вы не бросаете свою мечту. Меняйте неверную тактику, отказывайтесь от ложного пути, но не отказывайтесь от мечты. Каждый день мы совершаем ошибки, вследствие чего понимаем, что эффективно, а что нет. Ошибки в гораздо большей степени, чем успехи, помогают человечеству развиваться.

Работая над осуществлением своей мечты, подготовьтесь к тому, что все участники проекта будут ошибаться. Если вы быстро учитесь, корректируете тактику и начинаете двигаться вперед более успешно, ошибки повернутся к вам позитивной стороной. Один раз потерпеть поражение - еще не значит полностью провалить дело. А вот неспособность учитывать негативный опыт и менять поведение, безусловно, ведет к провалу.

Важно также обращать внимание на то, с какими проблемами вы обыкновенно сталкиваетесь. Предположим, из раза в раз вы применяете неверную тактику, но пока не осознавали этого и, соответственно, не сделали выводов. Если вам покажется, что одна и та же проблема возникает снова и снова, или вы увидите некую закономерность в череде неприятностей, значит, вы не заметили и не осознали повторяющихся ошибок. В таком случае постарайтесь применить рекомендуемые нами методы решения проблем и поразмышляйте над тем, как вы вообще подходите к делу. Поговорите с другими людьми и, как только поймете, что именно делаете не так, прекратите это делать. Как говорил Альберт Эйнштейн, «делать одно и то же снова и снова и ждать нового результата - вот что такое безумие».

Не бойтесь менять подход к работе и увидите, что из этого выйдет. Чаще всего никаких радикальных изменений и не требуется: небольшие улучшения ведут к великолепным результатам и повышают шансы достичь успеха.

Не бросайте свою мечту

Не бросайте свою мечту только из-за того, что столкнулись с проблемой и не знаете, что теперь делать. Наберитесь терпения, причем и по отношению к себе, и по отношению к другим. Дайте себе время разобраться в происходящем. Джонас Солк* говорил: «Неудач не бывает - бывает только недостаток упорства».

*Джонас Солк (1914–1995) - американский исследователь, вирусолог; известен как разработчик первой вакцины против полиомиелита. Прим. ред.

По мере того как работаете над своей мечтой и все больше узнаете, вы начнете лучше представлять результат, яснее видеть, как добиться цели. Мы настоятельно советуем корректировать карту всякий раз, когда вы узнаете что-то новое и важное. Совершенствовать карту и четче определять свою мечту - отличная практика. А вот отказываться от мечты на полпути - никуда не годится. Этим вы только усилите собственные страхи, подорвете уверенность в себе, а развиваться потом станет сложнее. Чем чаще вы отказываетесь от своих целей, тем меньше вероятность, что вам удастся воплотить хоть что-то из того, о чем вы мечтаете.

Как понять, что я все делаю правильно?

Понять, что все идет как надо, что вы достаточно настойчивы и успешно справляетесь с проблемами, можно по нескольким признакам:

  • Вы спокойно рассуждаете о проблемах, с которыми сталкиваетесь. Когда вы спокойны, то прорабатываете проблему с рациональной, а не эмоциональной точки зрения и с большей вероятностью находите оптимальное решение.
  • Вы не теряете чувства юмора. Если вы еще способны посмеяться над собственными ошибками, это означает, что вы их приняли, сделали выводы и идете дальше.
  • Вы хорошо понимаете, что теперь нужно делать иначе, чтобы избежать проблем, подобных той, с которой только что столкнулись. Вам не терпится продолжить работу над воплощением своей мечты в жизнь.
  • По мере возникновения проблем вы чувствуете себя все увереннее и уже не сомневаетесь, что справитесь с ними.
  • Одна и та же проблема не возникает снова и снова. Даже если трудности и появляются, их можно считать новыми.
См. также: В чем твоя проблема? © Р. Ньютон. От слов к делу! 9 шагов к воплощению вашей мечты. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
© Публикуется с разрешения издательства
Существует несколько категорий людей, которые по-разному обходятся со своими проблемами:
Одни закрывают глаза на проблемы и просто их проигнорируют.
Другие начинают хныкать и жаловаться, заранее внушая себе, что возникшую проблему невозможно разрешить.
И, наконец, третьи собирают всю свою волю в кулак и пытаются решить вставшую колом проблему.
То, что принадлежащим к последней категории людям легче преодолевать трудности, ясно и очевидно. Отрадно, что принадлежность к любой из групп, – дело поправимое. Итак, если вы скорее принадлежите к первой или второй категории людей и вас это не устраивает, вы можете это изменить. Что для этого нужно? – Немного терпения и практики. Дальше вы найдете полезные установки и абсолютно конкретные шаги по конструктивному решению проблем любой степени сложности.

Совет 1: Не спрашивайте «Смогу ли…», спрашивайте «Как?» и «Что?»
Многие люди, сталкиваясь со сложностями, спрашивают себя:

смогу ли я это сделать?
возможно ли вообще это сделать?
а не станет ли еще хуже, если я попытаюсь что-то изменить?
Эти мысли можно понять. Чем тяжелее задача и чем угрожающе проблема, тем сильнее сомнение. Мы не уверены в себе, хватит ли нам сил и способностей в решении данной проблемы.
В принципе, размышление о пределах собственных возможностей – это не плохо. Только когда дело доходит до момента, когда надо начинать действовать, активность таких людей почему-то замедляется или они просто опускают руки, пока проблема не станет сложной, какой на самом деле не являлась.

Попробуйте подойти к проблеме с другой стороны. Не с той, которая вызывает у вас чувство, что вы стоите перед непреодолимой стеной, а с той, которая открывает двери для различных возможностей решения конкретной проблемы. Лучше спросите себя:

как мне лучше поступить?
что бы мне сделать, чтобы решить проблему?
что мне конкретно нужно для решения проблемы?
кто или что мне может помочь?
что может быть первым шагом в решении проблемы?
Хотя вопросы такого характера и не решают самой проблемы, но вы все же двигаетесь в нужном направлении. И если вы будете больше думать о возможных путях решения, чем о пределах ваших возможностей, это даст вам силы и пробудит чувство, что вы сами можете построить и организовать собственную жизнь.
Если вы постоянно будете заменять мысль «Смогу ли…» на «Как?» и «Что?», у вас появится хорошая исходная база для активного решения проблем.

Совет 2: Научитесь находить в ваших проблемах положительные стороны.
Если мы имеем какую-то проблему, то мы наверняка хотели бы лучше всего отложить ее на другой день или совсем про нее забыть. Мы рассматриваем проблемы как надоедливые и хотим просто от них избавляться, как от мусора. При этом мы забываем одну вещь: каждая проблема постоянно дает нам возможности, расти как личность и учиться этому.

Соответственно полезным шагом для решения проблем является расценивание их как учебные задачи и стремление научиться любить и решать эти задачи. Наверно, это даже менее теоретически, чем звучит – так как фактически каждый человек совершает это в определенных сферах деятельности.

Тот, например, кто начинает изучать какой-либо вид спорта или музыкальный инструмент, сразу сталкивается с большими трудностями. Люди, которые смотрят на еще недостигнутую цель, вступают в конфликт с собой и своими способностями. Они недовольны тем, что они не так хороши, они тратят много энергии на самокритику. При этом у них быстро проходит увлечение и они сдаются.

По-другому у тех, кто любит свое дело и пытается эту любовь расширить. Несмотря на некоторые неудачи и ошибки, они все же наслаждаются учебой и тем самым находят силы для дальнейшей борьбы.

Для очередных решений проблем, которые кажутся вам очень сложными, вам может помочь следующая постановка вопросов:

Что положительного в этой проблеме (для меня или других)?
Чему я научусь из этой проблемы (задачи)?
Какой опыт я получу, который не получил бы без решения этой проблемы?
Насколько расширится мой кругозор и мои способности при решении этой проблемы?

Совет 3: Если поймете суть проблемы, вы решите ее уже наполовину
Многие люди, не разобравшись с проблемой, часто выбирают неправильные пути ее решения. В итоге эти пути приводят в тупик, так как они совершенно не подходили к возникшей проблеме.
Допустим, у вас конфликт с коллегой по работе. Вы спрашиваете себя, в чем же собственно проблема и приходите к предположению, что ваш коллега завидует вам, потому что вы получаете больше денег за ту же работу. И какие бы вы меры не приняли, они не привели бы к решению конфликта, так как ненависть в этом случае – не проблема, а следствие.

И действительно, в реалити нелегко понять суть проблемы. Мы охотно забываем, что проблемы имеют почти всегда несколько причин и факторов. Конечно, было бы намного проще, если бы мы имели дело с недвусмысленной причина-следствием. Как правило, проблема является системой, включающей в себя различные факторы и действия.

Поэтому постарайтесь запомнить, что большинство вещей намного сложнее, чем вы их оцениваете. Это полезная мысль, которая оберегает от поспешных и необдуманных решений.

Итак, попытайтесь удержаться от мысли, что вы точно уже знаете, в чем суть проблемы. Еще раз начните с самого начала, почувствуйте проблему, взгляните на нее с разных точек зрения, анализируя ее таким образом:

так бы я описал проблему:
о чем кроме этого еще может идти речь:
а если еще подумать, можно придти к тому…
кто и что задействован(о) в проблеме…
что еще могло бы оказать влияние…
что до этого уже было сделано, чтобы решить проблему, и к чему это привело…

Совет 4: Будьте открыты для различных возможностей
Этот совет во многом связан с советом №3. Если вы допускаете, что проблемы сложнее, чем кажутся на первый взгляд, становится легче понять, что, как правило, к решению проблемы ведет не одно единственное решение – и однозначно не первое, которое вам пришло в голову.
Стремление поскорее найти подходящее решение к проблеме понятно. Но оно так же быстро приводит к зацикливанию на одном возможном пути решения. В некоторых случаях это может привести в никуда и усилить проблему. Часто случалось и такое, что люди были настолько сконцентрированы на выбранном пути решения, что даже не замечали, что проблема была уже выполнена на промежуточном этапе.

вы обдумываете проблему намного интенсивнее;
вы не забегаете слишком далеко в одном направлении, а остаетесь мысленно гибким;
практически у вас в наличии различные возможности, и вы не будете сомневаться, если выбранный путь приведет к успеху.
Итак, не закрывайте себя для других путей решения. Используйте креативные методы для изобретения различных идей. Записывайте все свои идее, и даже те, которые кажутся вам сумасшедшими – кто знает, возможно, именно в них и кроется решение проблемы.

Совет 5: Смелость думать креативно
Этот совет уже частично употреблен в совете №4, но он настолько важен, что должен быть специально вынесен в отдельный вопрос.
Итак, «думать креативно» значит приходить к неординарным идеям, к идеям, которые часто не понимаются или не принимаются другими, а также иметь смелость на сумасшедшие идеи и развивать кажущиеся ложные пути.

За один день научиться этому нельзя, но все же есть ряд вспомогательных средств, благодаря которым вы можете начать развивать в себе это качество, например:

Спрашивайте людей, которые вообще не имеют представления о вашей проблеме, об их идеях. Часто даже наивные и простоватые люди приходят к гениальным мыслям, к которым мы сами не смогли прийти из-за каких-то сложившихся представлений.
Просто поверните вашу проблему. И спросите вместо «Что мне сделать, чтобы взаимоотношения стали лучше?» - «Что мне сделать, чтобы взаимоотношения стали хуже?». Благодаря этому вы видите проблемы в новом свете. Хоть это и звучит сумасшествием, но именно таким путем люди часто приходят к идеям, которые не смогли найти в первом вопросе.
Дайте волю вашим фантазиям и ассоциациям. По-разному формулируйте проблему. Откройте словарь или лексикон на любой странице и случайно выберите какой-нибудь термин. Не важно, имеет ли отношение этот термин к вашей проблеме. Записывайте все все ассоциации связи этого термина и вашей проблемы.
Обратите, пожалуйста, внимание: необходима тренировка, чтобы прийти к совершенно новой мысли. Не ожидайте от себя сразу слишком многого, а просто открыто и любопытно изучайте этот вид мышления. И все получится!

То, насколько хорошо вы умеете справляться с проблемами, часто определяет ваш успех и счастье. Если вы не можете понять, как решить проблему, попробуйте ее проанализировать и разбить на несколько мелких частей. Подумайте, следует ли подойти к решению проблемы логически или через ощущения и чувства? Найдите творческий подход к этой ситуации, посоветовавшись с другими людьми и посмотрев на эту проблему с разных точек зрения.

Шаги

Подойдите к проблеме

  1. Определите проблему. Подумайте, в чем действительно заключается проблема, не стоит рассматривать только «симптомы» этой проблемы. В таком деле важно обратить внимание на основную суть, а не на посторонние ощущения, которые связаны с этой проблемой. Сопутствующие чувства и эмоции вы сможете проанализировать позже. Итак, ознакомьтесь с основной проблемой и постарайтесь ее полностью понять.

    • Например, если в вашей комнате постоянно беспорядок, проблема может быть не в том, что вы грязнуля. Возможно, вам просто не хватает ящиков и полок, чтобы аккуратно организовать и разложить все свои вещи.
    • При определении основной проблемы будьте как можно более внимательны. Если это личная проблема, будьте честны с собой, чтобы выяснить, в чем же дело. Если это проблема, которая поддается логическому объяснению, попробуйте понять, где и когда она впервые возникла.
    • Подумайте, реальна ли эта проблема, или вы ее надумали? Вам нужно решить эту проблему, или это что-то, чего вы хотите? Видение ситуации в перспективе поможет вам ориентироваться в процессе решения проблемы.
  2. Сначала принимайте важные решения. Подумайте, какие решения вам нужно принять, как и почему они важны для решения вашей проблемы. Принятие решений поможет двигаться вперед в разрешении проблем, поэтому для начала подумайте, на чем следует сосредоточиться, что нужно сделать, как вы собираетесь сделать это.

    • Например, у вас может быть несколько проблем, которые нужно решить. Поэтому сначала нужно определиться, какую из них решать в первую очередь. Решайте проблемы по мере их поступления - так будет легче, и вы не будете переживать из-за остальных проблем.
    • Как только примете решение, не сомневайтесь в себе. С этого момента будьте готовы смотреть в будущее, не перебирая в голове, как бы все могло быть, если бы вы выбрали другой вариант.
  3. Упростите проблему. Слишком сложная и глобальная проблема трудно поддается решению. Если есть несколько схожих проблем, разбейте их на более мелкие составляющие и разбирайтесь с ними по отдельности.Разбейте проблему на более мелкие части - так вы сможете понять ее и найти решение.

    • Например, если вам нужно выполнить много разных заданий для сдачи экзамена, сосредоточьтесь на том, сколько заданий нужно сделать, а затем приступите к их выполнению по очереди.
    • По возможности старайтесь объединять однотипные проблемы и решать их вместе. Например, если у вас не хватает времени на учебу, попробуйте прослушивать записанную лекцию, когда будете ехать на занятие (или быстренько просмотрите свои записи, пока ждете обед).
  4. Опишите, что вы знаете и не знаете. Ознакомьтесь с уже имеющейся у вас информацией. Затем подумайте, какая информация вам еще пригодится. Найдите весь необходимый материал, а затем правильно организуйте его.

    • Например, если вы пытаетесь сдать тест, выясните, что вы уже знаете, а затем решите, что еще вам нужно будет подучить. Сначала повторите тот материал, который уже знаете, затем начните искать и изучать новую информацию из своих записей, тетрадей и других источников, которые могут вам помочь.
  5. Попробуйте прогнозировать результаты. Придумайте план В (возможно, пригодится и план С), чтобы не быть в плену всего одного варианта. Когда придумаете возможные решения, подумайте, к чему может привести каждое из них. Рассмотрите возможные результаты и то, как они повлияют на вас и окружающих. Подумайте, как все будет развиваться при лучшем и при худшем повороте событий.

    • Обратите внимание на то, какие чувства вызывают у вас эти «сценарии».
  6. Распределите ресурсы. Ресурсы включают в себя время, деньги, усилия, поездки и так далее. Если решение проблемы - главный приоритет для вас, возможно, вам потребуется выделить для решения этой проблемы больше ресурсов, чем если бы это не было для вас приоритетом. Подумайте, какими ресурсами вы располагаете, как вы можете применить их для решения проблемы.

    • Например, если у вас есть крайний срок, возможно, вы можете пару раз пропустить приготовление обеда или тренировку в тренажерном зале, чтобы уделить это время работе над проектом.
    • Если есть такая возможность, сократите те задачи, которые не являются необходимыми. Например, вы можете сэкономить время, если закажете продукты или блюда онлайн, а не пойдете за ними в магазин. Сэкономленное время можно потратить на выполнение других задач.

    Подойдите к решению проблемы креативно

    1. Устройте «мозговой штурм» и придумайте несколько вариантов решений. Подумайте о разных способах решения проблемы. Зная, что у вас есть несколько способов решить эту проблему, у вас будет выбор. Подумав об альтернативных вариантах, решите, какие из них более реалистичны, а о каких лучше забыть.

      • Если вы принимаете сложное решение, запишите список альтернативных вариантов. В таком случае вы не забудете ни одного возможного варианта и сможете сразу вычеркнуть те варианты, которые кажутся нереалистичными.
      • Например, представим, что вы голодны, и поэтому вам нужно что-то съесть. Подумайте, хотите ли вы приготовить себе что-то, купить фастфуд, заказать еду или сходить в ресторан или кафе.
    2. Попробуйте по-разному подойти к проблеме. Если вы решаете конкретную проблему, аналитические и логические навыки помогут вам лучше всего. В других случаях придется положиться на эмоции, которые помогут вам решить проблему. Часто для решения проблемы требуется умение сочетать навыки мышления, чувства и даже интуицию. Не бойтесь использовать все эти способы, попробуйте каждый из них и посмотрите, что вам больше подходит.

      • Например, если вы рассматриваете предложение о работе, которая будет хорошо оплачиваться, но оставит вам слишком мало времени на семью, вам придется подойти к этой проблеме разными способами. Подумайте об этом предложении логически, но также обратите внимание на свои чувства и мысли, а также представьте, как ваше решение повлияет на вас и окружающих.
    3. Попросите совета. Если ваша проблема не решается в одночасье, обратитесь за советом к другим людям. Возможно, вы знаете кого-то, кто столкнулся с подобной проблемой в прошлом, и этот человек сможет вам что-то посоветовать. Не так важно, будете ли вы следовать его совету - это зависит только от вас. Однако, бывает полезно узнать другую точку зрения.

      • Например, если вы покупаете дом или квартиру и не знаете, как принять окончательное решение, поговорите с другими домовладельцами, послушайте их мнение о покупке дома/квартиры и об их сожалениях.
    4. Отслеживайте прогресс. Если вы работаете над какой-то целью, следите за тем, как идут дела. Если вы продвигаетесь вперед и преуспеваете - продолжайте движение. Если вы понимаете, что у вас не очень хорошо получается, подумайте о том, чтобы решить эту проблему по-другому. Возможно, вам придется придумать новые стратегии, чтобы решить свою проблему.

      • Например, если у вас возникли финансовые трудности, обратите внимание на то, как ваши усилия влияют на доходы и расходы. Если привычка вести бюджет вам помогает, продолжайте. Если вы не умеете обращаться с деньгами, попробуйте что-то еще.
      • Ведите дневник, пишите в нем о своем прогрессе, об успехах и проблемах. Эти записи можно будет прочитать, чтобы повысить мотивацию, когда почувствуете разочарование.