Что такое икона? Икона «Троеручица»: откуда у Богородицы на образе третья рука

События из истории иконы

Как появилась икона Божией Матери «Троеручица»?

В сложной истории христианской церкви был период, который остался как один из самых горестных ее эпизодов. Иконоборчество – это еретическое движение, которое пришло в Византию в начале VIII века. Связано оно с именем уроженца малоазиатского города Германикии императора Льва III Исаврянина, который в основу своей иконоборческой позиции положил строки из книги Исход Ветхого Завета «… не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, ... не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5), очевидно, не осознавая величайшей разницы между тем, что есть христианская икона и что – языческий идол, и какова пропасть между этими двумя явлениями. В этот период были уничтожены многие памятники культуры того времени – иконы, расписные алтари, фрески, мозаики, скульптурные изваяния святых, которые были также безусловными святынями для истинных христиан. От издержек ветхозаветного сознания Восточная Церковь понесла большие духовные и культурные убытки.

На самом деле – иконоборчество становилось очень серьезным препятствием в развитии христианства, так как не оставляло человеку возможности личного общения с Господом и всеми святыми Его, ибо икона – образ, святыня, имеющая Святого Духа, которым освящен первообраз того святого, который на ней изображен, или самих Господа Иисуса Христа и Царицы Небесной.

Лев III Исаврянин, иначе – Исавр, взошел на престол в 717 году. С этого момента и до самой его кончины в 741 году, и еще век далее христианский мир находился в состоянии борьбы между сторонниками иконоборчества и иконопочитания, вплоть до 843 года, когда на церковном соборе были признаны все постановления об иконопочитании, принятые на VII Вселенском соборе, где сторонники иконопочитания одержали победу и иконоборцы были окончательно отлучены от Церкви. На том же соборе 11 марта провозгласили и совершили новый чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, который теперь совершается Православной Церковью в Неделю Православия – первое воскресенье Великого поста.

История удивительной чудотворной иконы Богоматери, которая по типу восходит к Одигитрии, с той только разницей, что Богомладенец восседает на правой, а не на левой руке Ее, связана с именем песнопевца, ревнителя веры и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина – имя ему дано по месту его жительства и служения в городе Дамаск, столице Сирии. Многие не знают – откуда эта третья, будто посеребренная рука, и принадлежит ли она Богородице? Третья рука «Троеручицы» изображается на иконах более темной по тону или более светлой, но не телесного, свойственного живой руке цвета.
Святой преподобный Иоанн Дамаскин родился в 680 году в семье, исповедовавшей христианство. Отец, Сергий Мансур, служил при дворе халифа казначеем, после его ухода из жизни святой Иоанн занял придворную должность министра и градоправителя.
Когда настал период иконоборчества, преподобный Иоанн Дамаскин прилагал значительные усилия к тому, чтобы воспрепятствовать распространению этой опасной и вредной ереси. Ему принадлежат три трактата, объединенных названием «Против порицающих святые иконы». Содержание этих трудов было столь убедительным, мудрым, вдохновенным от Святого Духа, производило такое впечатление даже на некоторых иконоборцев, приводя их в сомнение по поводу их позиции, что Лев Исавр пришел в ярость. Ему необходимо было погубить автора трактатов. Но поскольку Иоанн Дамаскин занимал высокое положение при дворе самого халифа и не был византийским подданным, арестовать или казнить его император не мог. Так что иначе как коварством унять преподобного Иоанна, в котором византийский царь нашел серьезного противника, было невозможно. Клевета и подлог – вот были лучшие инструменты в этом случае, и он не погнушался ими. По его приказанию было составлено письмо якобы от имени Иоанна Дамаскина, в котором он предлагал императору план завоевания Дамаска, и приложил к нему свой ответ, полный лицемерной лести. Клевета, как известно, вещь страшная, халиф разгневался и велел лишить преподобного святого всех регалий, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на главной площади города всем в назидание.
Физические страдания преподобного были велики. Но еще более велики страдания духовные, ибо он был оклеветан и незаслуженно опозорен. Тем же днем Иоанн через своих товарищей передал халифу письмо, где писал, что болезнь его усиливается, но ему нет и душевного покоя, пока его правая рука выставлена на позор всем. Халиф, очевидно, помня прежние заслуги своего придворного и его отца, приказал вернуть руку Иоанну. В ту же ночь преподобный Иоанн приложил кисть руки к тому месту, где она была отсечена, пал на колени перед иконой Божией Матери и, рыдая, молитвенно просил Ее вернуть ему десницу, не просто, чтобы исцелиться, а вновь обрести возможность трудиться в защиту православия и мыслью, изложенной письменно, противостоять ересям. Так в молитве и слезах он и забылся в сновидении. Но на грани сна и яви он увидел светлый лик Богоматери, склонившейся над ним, и услышал Ее чудный голос – Она обещала ему исцеление, но с тех пор все труды его этой рукою должны быть отданы Ей.

После этого преподобный Иоанн, измученный болью душевной и телесной, крепко уснул, а наутро, проснувшись, не почувствовал боли и тут увидел, что кисть руки принадлежит ему как прежде, остался лишь тонкий рубец.

В порыве любви и благодарности Царице Небесной за скорое и чудесное исцеление святой Иоанн Дамаскин создал песнь Богоматери «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», впоследствии вошедшую в литургию Василия Великого, которую служат в дни Великого поста. А как символ вечного служения своей Избавительнице он приделал к Ее иконе посеребренную руку – этим он как бы признавал, что это отсеченная и возвращенная ему рука принадлежит не ему, а Той, Которая сотворила чудо исцеления его духа и тела. Так появилась эта чудеснейшая из икон – «Троеручица».

Когда халиф узнал, что случилось, увидел чудо, которое было свидетельством невиновности преподобного Иоанна, то попросил прощения и хотел было вернуть святому все, что отнял у него, но тот поблагодарил и отказался. Богатство он роздал нуждающимся и вместе с приемным братом Космой, которого еще ребенком взял в семью и с которым он вместе рос и воспитывался, ушел простым послушником в монастырь Саввы Освященного.

Здесь же Иоанн Дамаскин принял монашеский постриг, затем его призвал в Иерусалим патриарх, рукоположил в священники и пригласил к служению на кафедре, но преподобный, предпочтя простую монашескую жизнь, очень скоро вернулся в обитель Святого Саввы и продолжил свои письменные труды во славу Божию, служа своей Заступнице и Избавительнице. Ему нынешние богослужения обязаны созданием многих церковных песнопений и духовных книг. В 754 году на Константинопольском соборе, где перевес сил оказался на стороне иконоборцев, его бросили в темницу и пытали. Однако Богоматерь не оставила того, чья рука была верна Ей во все дни жизни святого и запечатлена на одном из Ее священных образов. Преподобный Иоанн Дамаскин не погиб, а вернулся в свою обитель, к иконе «Троеручица», с которой не расставался вплоть до своей блаженной кончины в 784 году в возрасте 104 лет.

Как икона попала в сербскую обитель на Афоне

Ушел из жизни преподобный Иоанн Дамаскин, но продолжилось удивительное шествие «Троеручицы». В XIII веке икона Божией Матери «Троеручица» оказалась в Сербии, будучи передана в дар святителю Савве Сербскому. Когда началось завоевание османами восточного христианского мира и турки напали на Сербию, святыню, дабы спасти от поругания, монахи, доверяясь милости Божией, положили на осла и отправили его брести куда глаза глядят. И вот, чудесным образом не встретив никаких препятствий, осел дошел из Сербии до афонского монастыря Хиландар, основанного в XIII веке сербским правителем Стефаном (Симеоном), где монахи с радостью приняли ее и поставили на алтаре в главном соборе. На месте обретения иконы с тех пор каждый год совершается крестный ход.

Здесь через икону «Троеручица» Божия Матерь явила опять свою чудесную волю. Спустя некоторое время после прибытия иконы в монастырь в обители не стало игумена. Братия приступила к выбору нового настоятеля, но монахи никак не могли принять единого решения. Однажды, когда все пришли к утренней службе, на месте, где их встречал игумен, стояла икона Божией Матери «Троеручица». Образ унесли на прежнее место, а на утро следующего дня она опять стояла на игуменском месте. Чтобы удостовериться, что это не чья-то странная шутка, монахи запечатали двери в алтарь, а на другой день «Троеручица» вновь стояла на месте настоятеля. Тогда монахи поняли, что это – воля самой Богородицы, о том же им поведал и монах, бывший долгое время в затворе, но вышел из затвора с тем, чтобы свидетельствовать явление ему в ночи Пречистой. Всеблагая Царица сказала, что отныне Она станет Сама управлять обителью. С той поры в Хиландарской обители игумена нет, а для получения благословения, как полагается перед любым делом, монахи идут к иконе приложиться к Ее благословенной руке, делами же монастыря управляет иеромонах-наместник.

В пору Русско-турецких войн Хиландарская обитель была под защитой Богоматери-Троеручицы. Сами турки свидетельствовали, что над стенами монастыря появлялся небесный Женский образ, и это устрашало османских захватчиков, славившихся бесстрашием и рвением в бою.

Икона Божией Матери «Троеручица» в России

В Россию «Троеручица», вернее, список с древней иконы, привезен 28 июня 1661 года по просьбе патриарха Никона и помещен в Воскресенском монастыре в Новом Иерусалиме. Сейчас там хранится список с той иконы, сделанный в 1854 году. В Москве находятся еще два списка – в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря и в Успенском храме Болгарского подворья.

Какое чудо произошло

Само появление иконы связано с чудом. Иоанн Дамаскин в сердечной молитве перед образом обратился к Богородице с просьбой об исцелении. Его рука с отсеченной кистью снова стала целой и невредимой. В память о случившемся он прикрепил к образу серебряную кисть, и с тех пор икона Божией Матери «Троеручица» стала известна во всем христианском мире как целительная. То, что ее списки тоже становятся чудотворными, подтверждают рассказы людей, получивших от нее помощь. Так, в одном петербургском храме сохранились записи, согласно которым уже в наше время икона «Троеручица» помогла излечить руку с разорванными сухожилиями без оперативного вмешательства, благодаря молитве матери перед этой иконой у ребенка пропала пупочная грыжа. В московском храме три женщины плакали и молились перед иконой о спасении умирающего мужчины, и тот выздоровел. Случаев, подтверждающих чудеса от иконы Божией Матери «Троеручица», множество.

Где бы ни оказывалась икона Божией Матери «Троеручица», происходили чудеса. Московский храм Успения, в котором она находилась, не закрывался даже во времена советской власти. С образом, который находится в московском Даниловом монастыре, интересная история произошла в 1980-х годах. Из музея икону возвращали монастырю, но перед этим ей требовалась реставрация. У близорукого мастера, который с ней работал, вдруг восстановилось зрение.

Значение иконы

При взгляде на икону мы видим, что центр композиции занимает Младенец Иисус Христос, сидящий на руках Богородицы. Он словно благословляет правой рукой того, кто находится перед образом. Божия Матерь указывает на Христа как на путь к Спасению. Это типичное изображение Одигитрии, но само возникновение и великое почитание иконы «Троеручица», которая тесно связана со сложным периодом в истории христианства, служат нам важным духовным и историческим свидетельством того, что икона – не оберег, не талисман, а окно в мир горний, с которым мы можем общаться, и нам дастся по вере нашей. Само явление иконоборчества и началось с этого непонимания: люди соскабливали краску с икон, отламывали кусочки, поклонялись не первообразу, а тому, что о. Павел Флоренский называл «физической причиной». Мы почитаем икону, но отдаем свою любовь и верим тому, той личности, которая смотрит на нас с нее и сквозь нее. И если мы будем так относиться к ней, то и нам будет через икону явлено благоволение той личности, что проявлена в красках рукой благословленной иконописца. Рука же преподобного Иоанна Дамаскина – вечное свидетельство того, как по велению Божией Матери приходит спасение и благодать к тем, кто отдает себя служению Богу под Ее высочайшим водительством.

Истинные христиане в период становления веры претерпевали суровые мучения, гонения, пытки. Одним из таких испытаний стало иконоборчество – движение, уничтожившее ценные алтари, образа, скульптуры святых, фрески, мозаики.

Именно тогда церковь понесла не только материальные, но и духовные убытки. На защиту христианских ценностей встал Иоанн Дамаскин. Именно с этим святым связана история появления образа Троеручица.

Икона Божией Матери Троеручица прославилась во времена Иоанна Дамаскина. Седьмой век нашей эры ознаменован страшными событиями гонений христиан, это период иконоборчества.

Воины, служившие еретику Льву Исавру, вламывались к православным верующим с целью поиска иконописных изображений, а их владельцев предавали смерти и мукам.

Дело обстояло иначе в Дамаске, это был мусульманский город, где правил богослов, верующий христианин Иоанн Дамаскин. Изучая Священное Писание, он доказывал правильность почитания икон – поклонение образу, а не физической причине.

Будучи первым министром у Халифа, все же он очень много сделал для православной веры. Его труды тайно переписывались, передавались, изучались. Однако это не нравилось императору, и он решил извести славного защитника православной веры.

Приказав своим слугам изучить почерк Дамаскина, он составил поддельное письмо, смысл которого заключался в предложении помощи овладением города Дамаска и предательстве местного Халифа Иоанном. Это письмо он отправил Халифу, лживо заявив, что дорожит миром с ним, а предателя советует казнить.

Несмотря на многолетнюю дружбу с Дамаскином, Халиф взбесился и, посчитав это подложное письмо настоящим, приказал отсечь своему министру кисть.

Именно эта кисть была повешена на базарной площади на всеобщее обозрение, а икона Троеручица в самом низу тоже украшена этой отсеченной кистью. Но что же случилось дальше, как разворачивались события, какова история возникновения иконы Троеручица?

Жестоко страдая от боли, Иоанн попросил у Халифа вернуть свою отрубленную кисть. Вспомнив все заслуги своего подданного, он ответил согласием. Затворившись в своем жилище, Иоанн перед образом Богоматери стал усердно молиться.

Приложив к ране свою кисть, он стал еще усерднее молиться, но заснул. В видении к нему пришла Богоматерь и заявила, что он здоров, а исцеленной рукой заповедовала ему прилежно трудиться.

Проснувшись, он убедился, что исцелен; после этого он изложил дивное песнопение своей Исцелительнице: «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь…»

Весть о чудном исцелении распространилась по всей окрестности. Вскоре Халиф попросил прощения у Иоанна, пригласил продолжить свое служение. Однако он с этого момента решил посвятить свою жизнь лишь служению одному Богу.

Примкнув к обители Святого Саввы, он принял иноческий постриг. Чудотворный образ был с ним – в память об этом событии Иоанн отлил из серебра изображение кисти и прикрепил ее к нему. Вот почему икона так называется и что означает кисть, которая находится у ее основания.

История чудотворного образа очень интересна. Долгое время, вплоть до восьмого века, он находился на этом месте, затем его подарили Сербскому архиепископу Савве. Однако во время нападения на Сербию агарян верующие, попытавшись сохранить икону, привязали ее к ослику, затем пустили идти без провожатого.

Чудным образом животное дошло до горы Афон. Местные иноки встретили святыню и приняли как великий дар. Вот она, знаменательная икона Божией Матери Троеручица, увидеть ее можно на фото.

Интересно! На месте остановки ослика каждый год организуется крестный ход.

О чем молятся Троеручице?

Конечно же, каждого православного христианина интересует вопрос: икона Троеручица от чего помогает, и о чем молятся ей.

Конечно же, для исцеления болезней, увечий рук, ног, глаз обязательно нужно обращаться за помощью к Троеручице – на фото можно увидеть, как она выглядит.

Акафист иконе Троеручица, читаемый в тяжелый жизненный период, поможет изгнать горестные мысли, тоску, неуверенность, апатию .

О чем молятся женщины Божией Матери Троеручица – это о помощи по хозяйству, она придает сил и терпения. Особенно почитают ее люди, занимающиеся каким-либо ремеслом.

В чем еще помогает Троеручица и каково ее значение, может узнать каждый семьянин, который сталкивается с невзгодами и тяготами бытия. Она защитит семьи от людей с недобрыми намерениями и помыслами. С Божьей помощью произойдут непременные перемены, которые преобразят жизнь каждого православного христианина.

Если задуматься над тем, что означает икона Троеручица, можно понять, что в ней скрыт весь смысл нашей земной жизни. Иисус, находящийся на руках Богородицы, как будто благословляет всех, преклоняющихся перед иконой.

Владычица указывает на путь к спасению каждого. Значение в Христианстве этой иконы велико. Цель ее – донести до каждого, что исцеление мы можем получить, только если будем истинно верить и служить Богу.

Праздник иконы Божией Матери «Троеручица» во Введенском храме города Болхова

В общем, читают акафист иконе Троеручица и просят помощи у лика Богородицы при следующих обстоятельствах:

  • при семейных неурядицах;
  • для защиты от врагов;
  • при болезнях, для исцеления близких людей;
  • для улучшения благосостояния.

Празднование памяти этого чудотворного образа совершается два раза: 11 июля (28 июня по старому стилю) и 25 июля (12 июля). У нас святой лик почитается издавна, в этот день принято прийти в храм и поклониться святыне . Но в каком же храме находится икона Божией Матери Троеручица, куда пойти?

Где находятся самые почитаемые иконы?

Мы разобрались, в чем помогает святыня и почему называется Троеручицей, но где находится она у нас, где ей можно поклониться? В России она была известна с 1661 года, когда Московский Патриарх Никон удостоился этого великого дара. На территории страны сохранились множественные копии.

Паломникам можно посетить следующие обители:

  1. Московский Свято-Даниловой монастырь. Этот список один из самых почитаемых, написан он был в семнадцатом столетии. Во время его реставрации случилось очередное чудо. Мастер, страдавший слабым зрением, излечился.
  2. Храм-на-Крови, город Екатеринбург. Второй по значимости список находится именно тут.
  3. Успенский храм на Таганке, город Москва.

Есть и другие копии образа Богородицы, встречающиеся в других церквях: Покровский храм, Голики, Белобережская, Нилова пустыни, а также Алексеевский монастырь, Воронеж, Семеновский, Трехсвятительский, Борисоглебский храмы.

Помимо этого можно приобрести в обители Троеручицу, предварительно узнав, куда вешать, в чем она помогает.

Сомнения, где вешать икону, появляются обычно у молодых православных христиан. Как правило, домашний иконостас располагают в восточном углу дома или квартиры. Объясняется это тем, что восточная сторона считается у христиан символом прозрения, веры.

Если возникают какие-либо другие вопросы, служители храма обязательно ответят на них.

Список, находящийся в Гончаровском храме Успения, был снят с копии Ново-иерусалимского монастыря, подаренной в 1661 году хилендарскими иноками. Нужно отметить, что с пребыванием этой святыни связывают тот факт, что обитель не закрывалась даже во времена злостных гонений.

Более того, удалось сохранить все колокола и другие ценности храма. Сегодня перед чудотворным образом каждую пятницу читают акафист, а перед другим ликом, присутствующим на западной стороне храма, постоянно возносятся молитвы. Вот она – искренняя, сильная вера!

Важно! При возникновении любых трудностей Троеручица о нас позаботится и испросит у своего сына Божественную благодать.

Полезное видео

Подведем итоги

Церкви известны случаи исцеления верующих, молящихся чудотворной иконе. Святыня помогла спасти многих людей во время эпидемии тифа, она дарует спасение, благодать всем нуждающимся.

Перед образом молятся христиане о скорейшем выздоровлении близких, о собственном здоровье, благополучии. Святой лик укрепляет веру, направляет на праведный путь!

Икона Божией Матери «Троеручица» - оберег живущих в доме от врагов и всего лихого. Обращаются к святыне с прошениями о здоровье близких, об их исцелении. В молитвах своих верующие просят о лечении глаз, рук и ног от заболеваний даже самых тяжелых. Избавляет икона и от переживаний душевных, прогоняет тоску и мысли грустные.

Икона Божией Матери «Троеручица» и совершенная перед святыней молитва содействуют улучшению благосостояния.
Покровительствует святыня тем, кто занимается ручной работой (ремеслом).
Много чудотворных икон Богоматери распространено в православном мире, но святыня Божией Матери «Троеручица» считается одной из самых прославленных.

Император Лев III Исавр, как говорится в писаниях, оклеветал Иоанна Дамаскина, который так активно выступал против иконоборчества. Отсекли несчастному защитнику христианства руку, чтобы не мог он прошений писать. Тяжко переживал Иоанн утрату, но верил и молился перед иконой Матери Божией. Пообещал он, что если рука его исцелится, то все сделает Иоанн, чтобы возвысить славу Владычицы.
Устав от всего, что с ним случилось, решил бедный отдохнуть и погрузился в сон. И случилось чудо. Явился ему образ Богоматери, и пролились слова, которыми Пресвятая оповестила, что рука Иоанна срослась, и он снова может трудиться. Благодаря за чудесное исцеление, он подвесил у иконы серебряное изображение десницы. Поэтому икона и получила название «Троеручица».

Не один список с первоявленного образа пребывает на земле Русской. Получил в подарок патриарх Никон в 1661 г. один из таких списков, привезенный из Афонского Хилендарского монастыря. В 1663 г. дарование было передано Воскресенскому Ново-Иерусалимскому храму.
Как говорит история, в 1716 г. с этого списка сняли другой, который пребывает и в нынешнее время в Успенской святыне Пресвятой Богородицы, находится она в Гончарах (г. Москва). Чтобы каждый желающий мог помолиться к иконе, был снят еще один список. Найти его можно в изразцовом киоте, располагающемся снаружи западной стороны храма.

Русский народ издревле нашел в своей душе един­ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, - исполненным нежности и любовнымобращением: «Матушка!» Люди духов­но увидели, что не в каком-то условном аллегори­ческом смысле, а в высшей онтологической дейст­вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной - по Крови Христовой - Мате­рью каждого верующего.

Протоиерей Лев Лебедев

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Дамаск. Современный вид.
Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан­ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что­бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес­ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от­сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж­но этой рукой».

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар­ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...». Весть о чу­де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха­лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно­му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав­шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре­бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов­ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны­не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте­не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы­шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско­го образа либо же с других списков «Троеручицы» на­ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се­лигере и в иных местах.



25 / 07 / 2005

История чудотворного образа Божией Матери «Троеручицы» тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году византийский император Лев Исавр начал лютые гонения на почитателей икон. Иконы сжигали, разбивали, а их защитников предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, еще продолжали открыто почитать иконы благодаря заступничеству святого Иоанна, занимавшего должность советника у правителя города. Однако вскоре преподобный Иоанн был обвинен императором в государственной измене и оклеветан перед местным халифом. Было велено отсечь у него кисть правой руки и повесить ее на городской площади для устрашения. К вечеру, когда утих гнев правителя, преподобный ходатайствовал перед ним и, взяв отсеченную руку, затворился в своей келлии. Святой долго и слезно молился перед иконой Божией Матери, приложив отрубленную кисть к суставу и прося Владычицу исцелить руку. В тонком сне Пресвятая Богородица явилась ему, принеся радостную весть об исцелении руки, которой он отныне должен был пользоваться для прославления имени Божия. Проснувшись, преподобный ощупал руку и увидел ее целой и невредимой. Тронутый чувством глубокой признательности Небесной Владычице за Ее милость, святой Иоанн составил благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая в позднейшей богослужебной практике стала использоваться как задостойник в литургии святого Василия Великого. Также, желая оставить память о произошедшем чуде, святой приложил к нижней части иконы, через которую получил исцеление, сделанную из серебра руку, отчего этот образ и получил название «Троеручицы».

Весть об исцелении Иоанна немедленно разнеслась по Дамаску. Вразумленный чудом халиф сознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя государственные дела, но святой уже решил отдать все свои силы на служение Богу. Он удалился в Лавру Саввы Освященного в Иерусалиме и там принял иночество. Туда же он взял с собой и чудотворную икону Божией Матери.

Святой образ постоянно находился в Иерусалиме до XIII века, когда в обитель прибыл святой Савва. По особому произволению Богоматери будущему архиепископу Сербскому чудотворная икона была дарована в благословение. В XV веке, во время османского нашествия, желая спасти драгоценный дар от уничтожения, благочестивые сербы вверили его попечительству самой Царицы Небесной. Икона была возложена на осла, и животное, никем не водимое, само пришло на святую гору Афон и остановилось у ворот Хиландарского монастыря, основанного в XIII веке сербским господарем Стефаном (Симеоном). Хиландарские иноки приняли образ как великий дар свыше и поставили его в алтаре соборного храма, а на место появления иконы с той поры ежегодно совершается крестный ход.

Однажды по смерти игумена братия, приступив к избранию нового, никак не могла прийти к соглашению. Смуты братии не были угодны Богоматери, и Она Сама приняла участие в их споре. Собравшись на утреннее богослужение, иноки обнаружили чудотворный образ стоящим не в алтаре, а на игуменском месте. Приписав это чьим-то тайным действиям, монахи вернули икону на место, но в следующие дни это повторилось даже при запечатанных дверях. Вскоре воля Божией Матери открылась через известного монастырского затворника, который сообщил, что в видении Богородица сказала ему Свою волю: для устранения несогласий братии Она Сама займет игуменское место Своей иконой и будет непосредственно управлять монастырем.

С того времени и до наших дней, согласно воле Царицы Небесной, в Хиландарской обители не выбирают из братии особого игумена, а только иеромонаха-наместника, заведующего монастырскими делами. Во время службы он стоит у игуменского места, где помещается чудотворная икона Божией Матери Троеручицы. Прикладываясь к иконе, братия свято веруют, что принимают благословение от Самой Богородицы, их Небесной Игумении.

Чудотворный образ не раз защищал Хиландарскую обитель от вторжения иноплеменных. В эпоху русско-турецких войн, по свидетельству самих турок, над стенами монастыря часто появлялась недосягаемая для людей и оружия таинственная Жена.

Просмотреть на карте большего размера

Видео о Хиландарском монастыре на Афоне.

Иконография

С иконографической точки зрения образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. Образ Богоматери почти лишен движения: голова Ее чуть повернута к Сыну, левой рукой Она указывает на Младенца Иисуса Христа, как на Путь спасения. Голова Младенца отстранена от головы Девы Марии, но взгляд Его неизменно обращен к Матери. На задней стороне иконы изображен святитель Николай Чудотворец.

В «Путешествии на Афон» преосвященного Порфирия особо отмечается «славяносербское обличие» образов Богоматери и Младенца. Существует мнение, одним из первых высказанное Н.П. Кондаковым, что икона “Троеручицы”, хранящаяся в Хиландарском монастыре, не глубокой древности. Кондаков относит образ к XIV веку, судя по его письму и такой незначительной, но красноречивой детали, как маленькая держава в левой руке Младенца Иисуса, которая свидетельствует, по словам ученого, «о позднем происхождении иконы или о позднейшей переписке». В качестве обоснования своего мнения Кондаков приводит запись о Хиландарской Богоматери духовника и старца обители Никанора, составленную им в 1685 году. Согласно этому свидетельству, икона «Троеручицы» «сама своим мановением и чудотворением пришла есть из Богохранимаго града Скопия, иже иногда в нем Българом царствующим <…>». На основании этой записи Кондаков предполагает, что образ мог быть создан «после 1377 года, когда Хиландарцы получили в Скопии подворье»

Списки с иконы

На Руси Хиландарская икона «Троеручицы» почитается издревле. По просьбе Святейшего Патриарха Никона, 28 июня 1661 года с Афона в Москву был доставлен список образа «Троеручицы», что и послужило установлению второго празднования иконы в честь ее сретения на Московской земле. Икона была помещена Патриархом Никоном в основанный им на Истре Воскресенский монастырь, именуемый Новым Иерусалимом, откуда и стали распространяться по России списки иконы. Многие из них были прославлены чудотворениями и потому стали особо чтимы в народе.

По причине многочисленности чудотворных списков с хиландарской святыни здесь не могут быть приведены их пространные описания.

Видео об иконе Богородицы «Троеручица»

Фотографии и изображения в порядке появления: Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ;