Бюджетное учреждение. фгбу, гбу, мбу. "самостоятельное" имущество бюджетных учреждений

"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 7

Федеральный закон N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) принят 08.05.2010, в соответствии с ним кардинально меняются принципы функционирования бюджетных учреждений. Иными словами, предлагается изменить правовое положение бюджетных образовательных учреждений, действующих на сегодняшний день, путем создания на их основе казенных, бюджетных и автономных учреждений. Бюджетным учреждениям, созданным после 2011 г. (далее - новые бюджетные учреждения), согласно данному Закону предоставят больше самостоятельности. В этой статье мы приведем особенности правового статуса новых бюджетных учреждений и казенных учреждений, как нового типа госучреждений. Также определим, из каких этапов будет состоять процесс реализации Федерального закона N 83-ФЗ, как будут функционировать бюджетные учреждения в переходный период.

Федеральный закон N 83-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 г., за исключением отдельных его положений, которые начнут действовать в иные сроки. Как уже было сказано, с этой даты все бюджетные учреждения образования должны приобрести статус казенных, бюджетных или автономных.

Поскольку перевод образовательных учреждений в автономные осуществлялся уже давно на основании Закона об автономных учреждениях <1>, в данной статье на них мы останавливаться не будем, а более подробно рассмотрим особенности новых типов государственных учреждений: казенных и новых бюджетных.

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Правовой статус казенных и новых бюджетных учреждений

Приведем в таблице сравнение правового статуса казенных и новых бюджетных учреждений.

Показатели для

сравнения

Казенные учреждения

Новые бюджетные учреждения

Определение

Казенное учреждение -

государственное

(муниципальное)

учреждение,

осуществляющее оказание

государственных

(муниципальных) услуг,

выполнение работ и (или)

исполнение

государственных

(муниципальных) функций

в целях обеспечения

реализации

предусмотренных

законодательством РФ

полномочий органов

государственной власти

(государственных

органов) или органов

местного самоуправления

(ст. 6 БК РФ в редакции

Бюджетным учреждением

признается некоммерческая

организация, созданная

Российской Федерацией,

субъектом РФ или муниципальным

образованием для выполнения

работ, оказания услуг в целях

обеспечения реализации

предусмотренных

законодательством РФ

полномочий соответственно

органов государственной

власти (государственных

органов) или органов местного

самоуправления в сферах

науки, образования,

здравоохранения, культуры,

социальной защиты, занятости

населения, физической культуры

и спорта, а также в иных

сферах (ст. 9.2 Федерального

закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ

"О некоммерческих

организациях" в редакции

о некоммерческих организациях)

Финансовое

обеспечение

Финансовое обеспечение

деятельности казенного

учреждения

осуществляется за счет

средств соответствующего

бюджета бюджетной

системы РФ и на

основании бюджетной

сметы (п. 2 ст. 161,

ст. 6 БК РФ). Порядок

составления и ведения

бюджетных смет

устанавливает Минфин

(ст. 165 БК РФ)

Финансовое обеспечение

выполнения государственного

задания новым бюджетным

учреждением осуществляется

в виде субсидий из

соответствующего бюджета

бюджетной системы РФ

(п. 6 ст. 9.2 Закона о

некоммерческих организациях).

Другими словами, с 2011 г.

изменится механизм

финансирования бюджетных

учреждений, то есть будет

осуществлен переход

со сметного финансирования

к выделению субсидий

на выполнение госзадания <*>

Лицевые счета

Для учета операций

по исполнению бюджета

казенными учреждениями

открываются лицевые

счета в Федеральном

казначействе

или финансовом органе

субъекта РФ

(муниципальном

образовании) (ст. 220.1,

п. 4 ст. 161 БК РФ)

Лицевые счета новым бюджетным

учреждениям для учета операций

со средствами, поступающими

им в соответствии

с законодательством РФ,

открываются и ведутся

в территориальных органах

Федерального казначейства,

финансовых органах субъектов

РФ (муниципальных образований)

(п. 1 ст. 30 Федерального

закона N 83-ФЗ).

Здесь также важно отметить,

что с 2011 г. лицевые счета

новых бюджетных учреждений

обнуляться не будут. Согласно

п. 17 ст. 30 Федерального

закона N 83-ФЗ не

использованные в текущем

финансовом году остатки

средств, предоставленных

бюджетным учреждениям

из соответствующего бюджета,

используются в очередном

финансовом году на те же цели

Собственник

имущества

Собственником имущества

казенного учреждения

являются Российская

Федерация, субъект РФ,

муниципальное

образование

(п. 1 ст. 161 БК РФ)

Собственником имущества нового

бюджетного учреждения

по-прежнему остаются

Российская Федерация, субъект

РФ, муниципальное образование

(п. 9 ст. 9.2 Закона о

некоммерческих организациях)

распоряжения

имуществом

Казенное учреждение

не вправе отчуждать либо

иным способом

распоряжаться имуществом

без согласия

собственника имущества

(п. 4 ст. 298 ГК РФ

в редакции Федерального

Новое бюджетное учреждение

может самостоятельно

распоряжаться имуществом,

находящимся у него на праве

оперативного управления,

за исключением особо ценного

движимого и недвижимого

имущества (п. 10 ст. 9.2

Закона о некоммерческих

организациях, п. 3 ст. 298

При этом право

самостоятельного распоряжения

движимым имуществом возникает

с момента утверждения перечней

особо ценного движимого

имущества. До этого момента

во всех случаях требуется

согласие учредителя

(п. 5 ст. 31 Федерального

закона N 83-ФЗ)

Осуществление

деятельности,

приносящей доход

Казенное учреждение

может осуществлять

приносящую доход

деятельность, если

такое право

предусмотрено в его

учредительных

документах. При этом

доходы, полученные

казенным учреждением

от приносящей доход

деятельности, поступают

в соответствующий бюджет

бюджетной системы РФ

(п. 3 ст. 161 БК РФ,

п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Новое бюджетное учреждение

вправе осуществлять приносящую

доход деятельность лишь

постольку, поскольку это

служит достижению целей, ради

которых оно создано, и

соответствующую этим целям

при условии, что такая

деятельность указана в его

учредительных документах.

Доходы, полученные от

приносящей доход деятельности,

поступают в самостоятельное

распоряжение нового бюджетного

учреждения (п. 3 ст. 298 ГК

РФ). Иными словами,

полученные учреждением доходы

не являются доходами бюджета,

остаются в его распоряжении

и направляются на достижение

целей, ради которых это

учреждение создано

Ответственность

по обязательствам

Главный распорядитель

бюджетных средств

отвечает от имени

Российской Федерации,

субъекта РФ,

муниципального

образования по денежным

обязательствам

подведомственных ему

получателей бюджетных

средств (казенных

учреждений)

(п. 12.1 ст. 158 БК РФ)

Новое бюджетное учреждение

отвечает по своим

обязательствам всем

находящимся у него на праве

оперативного управления

имуществом, за исключением

особо ценного движимого

и недвижимого имущества.

Собственник имущества

бюджетного учреждения не несет

ответственности по

обязательствам бюджетного

учреждения (п. 2 ст. 120 ГК

РФ). Субсидиарная

ответственность государства

по обязательствам бюджетного

учреждения с 2011 г.

отменяется.

При этом если правоотношение

с участием бюджетного

учреждения возникло

государство продолжает нести

субсидиарную ответственность

по всем обязательствам,

вытекающим из такого

правоотношения (п. 9 ст. 31

Федерального закона N 83-ФЗ)

казенные учреждения при

ведении бухгалтерского

учета будут

руководствоваться

Инструкцией по

бюджетному учету,

утвержденной Приказом

Минфина России

от 30.12.2008 N 148н

и действующей в 2011 г.

Согласно ст. 165 БК РФ порядок

ведения бухгалтерского учета

в бюджетных учреждениях

устанавливает Минфин.

Планируется, что новые

бюджетные учреждения будут

вести бухгалтерский учет по

упрощенному бюджетному плану

счетов. Необходимые изменения

готовятся специалистами

<*> Стоит отметить, что государственные задания в сфере образования формируются на основе федеральных стандартов и базисного учебного плана общего образования, в которых устанавливается как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет. Например , согласно базисному плану 7 классу для географии, истории, литературы и физики отведено по 2 урока в неделю, для русского и иностранного языка - по 3, для математики - по 5 и т.д. Соответственно, на проведение указанного объема учебных часов и будут предоставляться субсидии из бюджета.

Что касается уроков сверх госзадания (базисного учебного плана), то они будут платными. К примеру, если родители захотят, чтоб их дети изучали физику в объеме более 2 уроков в неделю (3 или 4), то эти уроки будут предоставлены на платной основе во внеурочное время и не в ущерб выполнению госзадания.

Таким образом, государство гарантирует полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта. Государственные и муниципальные школы, как и раньше, будут получать бюджетное финансирование на реализацию государственного стандарта в полном объеме.

Анализируя приведенную сравнительную таблицу, можно сделать следующий вывод. По своей сути казенные образовательные учреждения будут функционировать в том же правовом статусе, в каком существуют ныне действующие бюджетные учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доходы деятельности в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Стоит отметить: если права казенных учреждений по сравнению с действующими бюджетными учреждениями минимизированы, то права новых бюджетных учреждений, наоборот, расширены. Целью создания последних является повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг и их качества. Для этого новым бюджетным учреждениям дается больше свободы и самостоятельности в плане распоряжения имуществом, закрепленным за ними, и использования доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Причем собственники (учредители) новых бюджетных учреждений не несут ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Оно самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.

Основные этапы реализации Федерального закона N 83-ФЗ. Переходный период

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ решения о том, какие учреждения будут казенными, а какие останутся в статусе бюджетных, принимают федеральные органы исполнительной власти (в отношении федеральных учреждений), субъекты РФ (в отношении учреждений субъектов РФ), муниципальные образования (в отношении учреждений муниципальных образований).

Стоит отметить, что образовательные учреждения не входят в перечень федеральных, определенный пп. 1 п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ, для которых предусмотрен автоматический перевод в статус казенных.

Согласно п. 13 ст. 33 данного Закона процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно: устанавливается переходный период с 01.01.2011 по 01.07.2012. При этом ряд подготовительных мероприятий по реализации ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ планируется провести уже в 2010 г. Приведем в таблице основные этапы реализации указанного Закона, установленные его п. п. 1, 2 ст. 31.

Основные этапы реализации Федерального закона N 83-ФЗ

Название мероприятия

Сроки исполнения

На федеральном уровне

Утверждение Правительством РФ перечней казенных

учреждений, которые создаются путем изменения

типа бюджетных учреждений

Утверждение перечней недвижимого имущества,

закрепленного за подведомственными учреждениями

учредителем или приобретенного за счет средств,

выделенных учредителем на эти цели

Принятие федеральными органами исполнительной

власти решений об отнесении движимого имущества

федеральных бюджетных учреждений к особо

ценному движимому имуществу

Представление федеральными органами

государственной власти в Федеральное

казначейство утвержденных перечней бюджетных

и казенных учреждений

Внесение изменений в уставы федеральных

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований

Принятие законов субъектов РФ, нормативных

правовых актов местного самоуправления,

устанавливающих особенности переходного

периода в субъекте РФ (муниципалитете), в том

Дату, начиная с которой осуществляется

зачисление в бюджет субъекта РФ (местный

бюджет) доходов, полученных казенными

учреждениями субъекта РФ (муниципальными

казенными учреждениями) от платных услуг;

Форму финансового обеспечения бюджетных

учреждений (бюджетная смета или субсидия

на выполнение государственного задания);

Порядок и направления использования

учреждениями доходов от платных услуг и иной

приносящей доход деятельности

Принятие нормативных правовых актов, в силу

которых создаются казенные учреждения путем

изменения типа бюджетных учреждений,

действовавших на дату принятия этих актов,

с указанием в них перечня казенных учреждений

Утверждение перечней недвижимого имущества

подведомственных учреждений, закрепленного

за ними учредителем или приобретенного за счет

средств, выделенных учредителем на эти цели,

в целях расчета субсидий

Принятие решений об отнесении движимого

имущества бюджетного учреждения к особо ценному

движимому имуществу

Внесение изменений в уставы подведомственных

бюджетных и казенных учреждений

Дополнительно органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо разработать следующие нормативно-правовые акты об:

  • установлении порядка определения платы за оказание бюджетным учреждением государственных услуг (выполнение работ) (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • утверждении условий и порядка формирования государственного задания и порядка финансового обеспечения выполнения этого задания бюджетными учреждениями (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка определения видов особо ценного движимого имущества в отношении бюджетных учреждений (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • определении перечня особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • определении порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений (п. 19 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • определении порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества (п. 19 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений (п. 19 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка предоставления бюджетных инвестиций бюджетным учреждениям (п. 5 ст. 79 БК РФ);
  • установлении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений (п. 1 ст. 221 БК РФ);
  • установлении порядка открытия и ведения лицевых счетов бюджетным учреждениям в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) и порядка проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) (п. п. 3, 6 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка учета и хранения исполнительных документов, предусматривающих взыскание на средства бюджетных учреждений, и иных документов, связанных с их исполнением (пп. 10 п. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка санкционирования расходов бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии (п. 16 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • определении порядка взыскания в бюджет неиспользованных в текущем финансовом году остатков субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям (п. п. 18, 19 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ).

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, а данный процесс сводится лишь к изменению его учредительных документов (п. 1 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому следует отметить, что при изменении типа государственного (муниципального) учреждения не придется:

  • производить переназначение руководителя и иных работников учреждения (п. 7 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • перезакреплять имущество при создании казенного учреждения. Имущество признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения (п. 10 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • переоформлять лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению при переводе его в статус казенного. Действие таких документов не прекращается (п. 12 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ).

Также Федеральным законом N 83-ФЗ предусматривается, что в переходный период созданные новые бюджетные и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений:

  • бюджетные учреждения остаются получателями бюджетных средств (пп. 1 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • бюджетные и казенные учреждения вправе использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от приносящей доход деятельности (пп. 4 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ). Доходы казенных учреждений, поступающие от приносящей доход деятельности, зачисляются в бюджет начиная с даты, установленной законом субъекта РФ, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, но не позднее 01.01.2012 (пп. 2 п. 16 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • финансовый орган субъекта РФ, муниципального образования вправе принимать решение об осуществлении операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, находящимися на счетах, открытых ему или Федеральному казначейству в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства РФ и обслуживаемых без взимания платы (пп. 7 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • заключение и оплата федеральным бюджетным учреждением или федеральным казенным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доходы деятельности (пп. 5 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ).

К сведению. На переходный период законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами уполномоченного органа местного самоуправления могут устанавливаться особенности исполнения бюджета субъекта РФ, местного бюджета в части доведения лимитов бюджетных обязательств соответственно бюджетным учреждениям субъекта РФ или муниципальным бюджетным учреждениям, являющимся получателями бюджетных средств (п. 17 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ).

С 2011 года изменится налогообложение бюджетных и казенных учреждений

Налог на добавленную стоимость. Федеральным законом N 83-ФЗ внесены изменения в ст. 161 "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" НК РФ. Как и прежде, при предоставлении в аренду на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом если раньше данная норма касалась операций по сдаче имущества в аренду только органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, то с 2011 г. такая норма распространится еще и в отношении операций по сдаче в аренду имущества казенными учреждениями. Налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В таком случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ в редакции Федерального закона N 83-ФЗ).

Налог на прибыль. Статья 321.1 НК РФ, определяющая в настоящее время особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями в целях исчисления налога на прибыль, с 2011 г. отменяется (п. 5 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ). Это означает, что в отношении бюджетных учреждений нормы гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ распространятся в общеустановленном порядке, как и для остальных организаций, исчисляющих и уплачивающих налог на прибыль.

При этом с 2011 г. налогом на прибыль не будут облагаться доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в определенном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям, признаваемых средствами целевого финансирования; в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. "а" п. 2 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ).

Обратите внимание! Применять единый сельскохозяйственный налог, а также упрощенную систему налогообложения казенные и новые бюджетные учреждения не вправе (п. п. 7, 8 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ).

Также не будут учитываться при исчислении налога на прибыль расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе в связи с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 3 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ).

Ю.Васильев

генеральный директор

Право оперативного управления - это особая разновидность вещных прав наряду с правом собственности, с правом хозяйственного ведения и в сравнении с ними право оперативного управления уступает по объему правомочий.

В соответствии с гражданским законодательством РФ право оперативного управления - это право учреждений и казенных предприятий владеть, пользоваться закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями их деятельности, назначением такого имущества и, если иное не установлено законодательством, распоряжаться таким имуществом с согласия его собственника.

Собственник имущества при этом вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, которые были выделены ему собственником на приобретение этого имущества. Изъятым у учреждения или казенного предприятия имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.

Рассмотрим подробнее права, а также ограничения прав учреждений и казенных предприятий в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления в следующих разделах.

Имущество казенного предприятия

Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или другим способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации либо уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Казенное предприятие субъекта РФ — только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие — только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

Казенное предприятие вправе отчуждать или другим способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом лишь с согласия его собственника и только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

В уставе казенного предприятия могут быть предусмотрены виды сделок и (или) их размер, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества казенного предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено действующим законодательством.

Казенное предприятие осуществляет деятельность в соответствии со сметой доходов и расходов, которая утверждается собственником имущества такого предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено российским законодательством.

Казенное предприятие, взяв в аренду земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

  • сдавать его в субаренду;
  • передавать свои права и обязанности по договору аренды третьим лицам;
  • отдавать арендные права в залог;
  • вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ либо в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Имущество общественного учреждения

Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления таким имуществом.

Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими другими законными способами имущества.

При переходе права собственности на имущество, которое закреплено за общественным учреждением, к другому лицу данное общественное учреждение сохраняет право оперативного управления таким имуществом.

Без письменного разрешения собственника общественные учреждения не вправе отчуждать либо другим способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом, а также приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете.

Если учредительными документами общественному учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественного учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Общественные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам общественного учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Имущество автономного учреждения

1. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

2. В отсутствие согласия учредителя автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, которые закреплены за ним учредителем либо приобретены автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на их приобретение.

Остальным имуществом (в том числе недвижимым) автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение при этом составляет имущество, указанное в пункте 5 настоящего раздела.

Особо ценное движимое имущество

Для более полного и правильного восприятия законодателем дано определение понятия «особо ценное движимое имущество» - это движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу устанавливается Правительством РФ.

3. Решение об отнесении имущества к особо ценному движимому имуществу принимается учредителем одновременно с принятием решения о закреплении такого имущества за автономным учреждением либо о выделении средств на его приобретение.

4. Недвижимое имущество, которое закреплено за автономным учреждением (приобретено за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества), а также особо ценное движимое имущество, которое находится у автономного учреждения, подлежит обособленному учету в установленном порядке.

5. С согласия своего учредителя автономное учреждение вправе вносить имущество, которое указано в пункте 4 настоящего раздела в уставный (складочный) капитал других юридических лиц либо иным образом передавать такое имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.

Исключение при этом составляют:

— объекты культурного наследия народов Российской Федерации;

— предметы и документы, которые входят в состав Музейного фонда и Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда.

6. Земельный участок, который необходим автономному учреждению для выполнения своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

7. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям (при условии: такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах). Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Имущество частного учреждения

Частное учреждение не вправе отчуждать, а также другим способом распоряжаться имуществом, которое закреплено за ним собственником или приобретено этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено его учредительным документом. При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Имущество бюджетного учреждения

Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за ним собственником или приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на такое приобретение, а также недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством:

1. Крупную сделку бюджетное учреждение может совершить только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

При этом законодателем дается определение понятия «крупная сделка» — это сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением другого имущества (которым в соответствии с законодательством бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование либо в залог при определенном условии.

Условие заключается в том, что цена такой сделки или стоимость отчуждаемого (передаваемого) имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если в уставе бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением вышеуказанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения либо его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала (должна была знать) об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, которые были причинены бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением вышеуказанных требований, независимо от того, была ли такая сделка признана недействительной.

2. Бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

3. В случае, когда заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является либо намеревается быть бюджетное учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и бюджетного учреждения в отношении существующей (предполагаемой) сделки:

— оно обязано сообщить о своей заинтересованности соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения до момента принятия решения о заключении сделки;

— и такая сделка должна быть одобрена соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Государственное учреждение - это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник - частично или полностью.

Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

Сформировать такое учреждение может:

  • Юридическое лицо;
  • Физическое лицо;
  • Российская Федерация либо ее субъект;
  • Муниципальное образование.

Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

  • Казенные;
  • Бюджетные;
  • Автономные.

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью - она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

Особенность государственных учреждений - финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

  • Науки;
  • Спорта;
  • Образования;
  • Культуры;
  • Социальной защиты;
  • Занятости населения;
  • В других сферах.

Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату - эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения - осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

Финансирование казенной организации - на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

Отличие бюджетного учреждения от казенного

Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Автономное учреждение - организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.

Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

Основной документ - Устав, который утверждает учредитель.

В документе фиксируются такие особенности деятельности:

  • Наименование.
  • Место регистрации.
  • Цели деятельности.
  • Предмет деятельности.
  • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
  • Филиалы и представительства.
  • Компетенция и полномочия.
  • Структура организации.

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

муниципальное учреждение

Добрый вечер! является ли Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ленинградский областной колледж культуры и искусства» муниципальный учреждением?

Елена 16.03.2019 20:38

Добрый день! Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ленинградский областной колледж культуры и искусства» является муниципальный учреждением. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения. Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы. Государственное учреждение - это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник - частично или полностью. Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) ГК РФ Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение.

Дубровина Светлана Борисовна 22.03.2019 11:28

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 23.03.2019 09:00

Задать дополнительный вопрос

Возмещение жку воспитателям.

С какого периода имеет право воспитатель детского сада на возмещение оплаты жилищно-коммунальных услуг? С момента подачи заявления в мфц или с периода начала Работы в сельском детском саду? Проживаю в посёлке Ростовской области

Мария 25.02.2019 18:55

Дубровина Светлана Борисовна 12.03.2019 08:26

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 13.03.2019 10:00

Задать дополнительный вопрос

Сборы денежных средств..с родителей

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении проводят с согласованием родительского комитета,. сборы на покупку кроватей постельного белья разных принадлежностей и.т.д Разве казенное предприятие не предусматривает такие расходы?? Спасибо..

Людмила 18.01.2019 07:50

Добрый день! Обратитесь в Управление ФСБ России по Мурманской области Адрес: Телефон: +7 8152 45-40-76, +7 8152 47-70-75 Сайт: fsb.ru Открыто: пн-пт 9:00-19:00, перерыв 13:00-14:45

Дубровина Светлана Борисовна 14.02.2019 09:30

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 15.02.2019 11:00

Задать дополнительный вопрос

Автономное учреждение

Муниципальное автономное учреждение Управление культуры молодежной политики и спориа является ли органом власти?

Влад 14.12.2018 14:35

Здравствуйте!

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях"Статья 2. Некоммерческая организация 1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)2.2. Под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.(п. 2.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 287-ФЗ) 3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007N 300-ФЗ, от 03.06.2009N 107-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции) 4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

(п. 4 введен Федеральнымзакономот 10.01.2006 N 18-ФЗ) 5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства.Структурное подразделение - отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.Структурные подразделения - филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

(п. 5 введен Федеральнымзакономот 10.01.2006 N 18-ФЗ) КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла взаимосвязанных положенийп. 6 ст. 2,абз. 2 п. 7 ст. 32данного документа ич. 6 ст. 29ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ см.ПостановлениеКС РФ от 08.04.2014 N 10-П 6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в астоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность; финансирование указанной деятельности. К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - "МИП"

Коханов Николай Игоревич 14.12.2018 18:40

Задать дополнительный вопрос

Влад 14.12.2018 16:08

Тоесть не является органами власти?

Здравствуйте, да.

Малов Дмитрий Владимирович 14.12.2018 19:14

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно.

Дубровина Светлана Борисовна 15.12.2018 10:00

Задать дополнительный вопрос

Муниципальное автономное учреждение

Может ли быть физическое лицо соучредителем муниципального автономного учреждения (на уровне поселения)? Спасибо!

Николаев Алексей Петрович 19.11.2018 05:18

Добрый день! Согласно ст. 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «МИП».

Леонов Владислав Юрьевич 19.11.2018 10:32

Задать дополнительный вопрос

Ознакомьтесь с данной статьей.

Кутенков Виктор Валерьевич 20.11.2018 17:15

Задать дополнительный вопрос

Государственное бюджетное учреждение является ли учреждением городского значения?

Игорь 10.10.2018 14:29

Малов Дмитрий Владимирович 10.10.2018 14:45

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 11.10.2018 10:00

Задать дополнительный вопрос

ЖКХ

Здравствуйте. Согласно: П.П №97 . Утвердить прилагаемые: федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, которые применяются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг; Значит ли это,что государство оплачивает коммунальные услуги? То,что оно(П.П№ 97) отменено я знаю.

Александр 23.09.2018 01:51

Федорова Любовь Петровна 23.09.2018 11:38

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 24.09.2018 08:00

Задать дополнительный вопрос

Эффективный контракт в государственном казенном учреждении

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, обязано ли государственное казенное учреждение переходить на эффективный контракт? Спасибо.

Кристина 20.09.2018 10:50

Добрый день! Применение эффективных контрактов обязательно для работодателей, которые являются государственными или муниципальными учреждениями. Согласно ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Т.о. да, Вам нужно переходить на эффективный контракт.

Дубровина Светлана Борисовна 27.09.2018 08:49

Задать дополнительный вопрос

Да, действительно обязано

Захарова Елена Александровна 28.09.2018 14:30

Задать дополнительный вопрос

Преобразование муниципального казенного учреждения в акционерное общество

Добрый день! Подскажите Муниципальное казенное учреждение может быть преобразовано в Акционерное общество?

Светлана 05.07.2018 08:55

Добрый день! Да, может, путем приватизации. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 13 178-ФЗ преобразование унитарного предприятия в акционерное общество (АО) является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, приватизация унитарного предприятия данным способом представляет собой создание хозяйственного общества (в частности, АО) посредством преобразования унитарного предприятия.

Малов Дмитрий Владимирович 13.08.2018 14:34

Задать дополнительный вопрос

Все верно, согласна с коллегой

Дубровина Светлана Борисовна 14.08.2018 08:00

Задать дополнительный вопрос

пожалуйста ответьте мне, кто должен оформлять больничные листы учителей для оплаты, директор школы или бухгалтерия если она у нас централизованная

кто должен это делать если в школе нет бухгалтера а есть централизованная бухгалтерия района

Мариет 23.12.2017 12:50

Здравствуйте Маринет! Больничные листы, должен оформлять Ваш работодатель т.е. отдельным приказам(распоряжением) устанавливается ответственный за данную процедуру. В Вашем случаи это скорее всего бухгалтерия.

Дубровина Светлана Борисовна 26.12.2017 12:37

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Основные положения об автономной некоммерческой организации

Александр Жуков, главный специалист по правовым вопросам ФГУ "Ивановосельлес".

Проблема рационального и законного использования имущества актуальна для любой организации. Для бюджетных учреждений эта проблема далеко не последняя, поскольку правовой режим использования имущества может быть различен в зависимости от оснований и источников получения денежных средств и приобретения имущества. На каком праве владеть приобретенным имуществом, каким образом распоряжаться им? Вопросы, ответы на которые крайне важны для бюджетных учреждений в процессе решения хозяйственных проблем.

Доходная деятельность

Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете, осуществляет право оперативного управления (ст. 296, п. 1 ст. 298 ГК РФ).

В то же время учреждению законодательно предоставлена возможность осуществлять с согласия учредителя приносящую доходы деятельность. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в его самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Возможность для бюджетного учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность предусмотрена также в п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 42, п. 3 ст. 161, п. 1 ст. 232, п. 4 и 6 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ, а также в ряде других нормативных актов, включая утверждаемые ежегодно законы о федеральном бюджете.

В перечисленных выше статьях Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) указанная деятельность определена как предпринимательская и иная приносящая доход.

Если денежные средства учреждения, полученные от разрешенной ему деятельности, приравниваются к дополнительному бюджетному финансированию от имени собственника (см., напр., ст. 28 Закона "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23.12.2003 N 186-ФЗ), то в расходовании данных средств учреждение формально не самостоятельно и режим пункта 2 ст. 298 ГК РФ на него не распространяется. Согласно действующему законодательству бюджетное учреждение самостоятельно лишь в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (п. 6 ст. 161 БК РФ).

Если же полученные денежные средства не относятся к бюджетному финансированию, учреждение в соответствии со ст. 161 БК РФ и ст. 298 ГК РФ самостоятельно в их распоряжении.

В связи с этим возникают вопросы, связанные с характером прав учреждения на самостоятельное распоряжение полученных за счет внебюджетных источников денежных средств и приобретенного на эти средства имущества:

  • какой правовой режим имеют заработанные учреждением денежные средства и приобретенное на них имущество?
  • в какой мере учреждению позволено самостоятельно ими распоряжаться?
  • кто собственник этого имущества?

Право собственности или иное право?

В соответствии с п. 2 ст. 48 ГК РФ учреждения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности. Согласно ст. 128, 130 ГК РФ денежные средства являются вещью и признаются движимым имуществом, право собственности на которое также имеет учредитель.

В то же время имеются попытки закрепления за отдельными учреждениями права собственности на некоторые виды доходов и имущества (см., например, п. 7 ст. 39, п. 1 ст. 44 Закона "Об образовании"). Чаще всего при этом ссылаются на п. 3 ст. 120 ГК РФ, согласно которому особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и другими правовыми актами. Но заметим, что данные законы и правовые акты, регулируя вопросы собственности, не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ (ст. 3 ГК РФ), который, в свою очередь, не содержит положений о праве собственности учреждений, а прямо указывает на обратное (ст. 213, 214 ГК РФ и др.). Следовательно, имущество не может находиться в собственности учреждения.

Поскольку учреждение нередко финансируется собственником лишь частично (п. 1 ст. 120 ГК РФ), оно, с согласия данного собственника, порой вынуждено заниматься несвойственной ему деятельностью, а именно изыскивать дополнительные средства для осуществления непосредственных уставных функций в соответствии с заданиями собственника.

Как неоднократно отмечалось в юридической литературе, справедливо было бы предположить, что на заработанные таким образом денежные средства и приобретенное на них имущество учреждение должно получить дополнительные имущественные права. И закон это в принципе подразумевает. Согласно ст. 298 ГК РФ имущество учреждения, приобретенное за счет дополнительных доходов, как и сами дополнительные доходы, учитываются на отдельном балансе в целях обособления данного имущества от имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного за счет средств, выделенных учреждению по смете. А также, вероятно, в целях разделения различных правовых режимов по распоряжению имуществом, приобретенным по разным основаниям.

С денежными средствами, полученными из внебюджетных источников, в части самостоятельного ими распоряжения, учреждению несколько проще. В целях оперативного решения конкретных проблем учреждение, с учетом своих потребностей, самостоятельно планирует распределение указанных средств по предметным статьям кодов экономической классификации в рамках своей сметы доходов и расходов. А затем в порядке, установленном главным распорядителем денежных средств, при необходимости смету корректирует.

Что касается приобретенного за счет внебюджетных средств имущества, то вопрос о пределах самостоятельного распоряжения этим имуществом имеет для учреждения серьезное значение при его участии в гражданском обороте. Как быть, например, с залогом? Закон (ст. 335 ГК РФ) разрешает быть залогодателем вещи только ее собственнику либо лицу, имеющему на вещь право хозяйственного ведения.

Новое вещное право

Сторонники одной позиции рассматривают режим распоряжения имуществом, приобретенным за счет внебюджетных средств, в качестве самостоятельного вещного права, которое не укладывается ни в рамки права оперативного управления, ни в рамки права хозяйственного ведения <*>.

<*> Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002. Т. 1. С. 488 - 490.

В статье 216 ГК РФ перечень вещных прав приведен с отметкой "в частности", то есть помимо названных подразумевается наличие иных видов вещных прав, установленных законом, одним из которых и является, по мнению сторонников данной версии, право учреждения по распоряжению имуществом, полученным в результате хозяйственной деятельности.

Между тем в Гражданском кодексе РФ нигде не раскрывается содержание этого права. Кроме того, ст. 298 ГК РФ, в которой оговорена возможность самостоятельного распоряжения имуществом, помещена в главу 19 ГК РФ "Право хозяйственного ведения, право оперативного управления" и не содержит иных вещных прав.

Перечень вещных прав, как справедливо отмечается в юридической литературе, не может включать права, содержание которых прямо не раскрыто законом <*>.

<*> Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2003. Т. 1. С. 607 -608.

Если же допустить, что учреждение может иметь обособленное имущество на праве самостоятельного распоряжения и соответственно отвечать им по своим обязательствам, то возникает вопрос, как это согласовывается с п. 1 ст. 48 ГК РФ, в котором указано, что юридическим лицом признается организация, которая имеет 1) в собственности, 2) хозяйственном ведении или 3) оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Как видим, иного вещного права здесь нет.

Следовательно, позиция, при которой право на самостоятельное распоряжение имуществом рассматривается в качестве отдельного вещного права, представляется менее аргументированной, хотя и логичной.

Право хозяйственного ведения

Сторонники другой позиции рассматривают право учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом в качестве права, наиболее близкого к праву хозяйственного ведения.

Ранее в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР от 31.05.91 N 2211-I), в п. 2 ст. 48, было прямо указано, что доходы и имущество, полученные от разрешенной предпринимательской деятельности, принадлежат учреждению на праве полного хозяйственного ведения.

По причине отсутствия в действующем законодательстве аналогичной формулировки большинство авторов не называют рассматриваемое право непосредственно правом хозяйственного ведения и не пытаются в полном объеме распространить на деятельность учреждения по самостоятельному распоряжению имуществом нормы правового положения права хозяйственного ведения, а лишь указывают на сходство с ним.

К тому же заметим, что согласно редакции ст. 294 ГК РФ субъектом права хозяйственного ведения может быть только государственное (за исключением казенного) или муниципальное унитарное предприятие, но не учреждение. Кроме того, согласно п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник предприятия, имущество у которого находится в хозяйственном ведении, имеет право на получение части прибыли от использования данного имущества. Но, как мы знаем, учреждения, равно как и другие некоммерческие организации, не могут распределять полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Отметим также, что если в соответствии с правом хозяйственного ведения на распоряжение недвижимым имуществом требуется согласие собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ), то это уже не самостоятельное распоряжение в смысле п. 2 ст. 298 ГК РФ.

И потому, как справедливо и с осторожностью отмечается, право на самостоятельное распоряжение доходами и имуществом лишь схоже с правом хозяйственного ведения и, следовательно, им в полном объеме не является.

Право оперативного управления

С другой позиции, высказываемой в юридической литературе, право на самостоятельное распоряжение имуществом рассматривается как еще одна разновидность права оперативного управления. Для такого утверждения также имеются основания.

Учреждение осуществляет право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) в отношении закрепленного за ним имущества. Как в данном случае быть с самостоятельно приобретенным имуществом? Считать ли его закрепленным за учреждением от имени учредителя? Если вспомнить ст. 214 ГК РФ, а также п. 2 ст. 48 и 299 ГК РФ, где соответственно говорится о праве собственности учредителя на все имущество учреждения и об основаниях приобретения права оперативного управления, то, возможно, так оно и есть.

Учредитель, разрешая учреждению получать дополнительный доход, видимо, желает, чтобы полученный доход использовался на нужды и развитие учреждения. В противном случае какой смысл разрешать учреждению отвлекаться на несвойственную ему деятельность? И поскольку учреждение не может иметь извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то и приобретенное имущество, и доходы должны использоваться прежде всего на главную уставную деятельность, а не на хозяйственную, как это было бы при наличии права хозяйственного ведения. Хотя, с другой стороны, проблема в том, какой правовой режим применять при распоряжении имуществом, то есть как его использовать, а не в том, куда полученные средства направлять.

Кроме того, осуществляя деятельность, связанную с получением дохода, учреждение использует людской ресурс и материально-техническую базу, финансируемые собственником, и потому учредитель также непосредственно связан с такой деятельностью учреждения, а в установленных случаях несет ответственность по его обязательствам.

В связи с этим коснемся субсидиарной ответственности собственника учреждения.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, имущество, в том числе и полученное за счет самостоятельных доходов учреждения, защищено от взыскания кредиторов. И если принять, что учреждение владеет таким имуществом на праве самостоятельного распоряжения (либо на праве хозяйственного ведения), а субсидиарная ответственность возлагается на учредителя, то нелогично выглядит позиция законодателя в отношении ответственности бюджетного учреждения лишь денежными средствами.

В свою очередь, денежные средства, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, при наличии кредиторской задолженности, в том числе и по вине собственника, не подпадают под категорию "самостоятельного распоряжения", а будут взысканы в счет погашения бюджетных долгов учреждения.

Все изложенное дает основание согласиться с тем, что распоряжение доходами и имуществом, полученными учреждением от приносящей доходы деятельности, находится ближе к праву оперативного управления. И при недостаточности законодательных норм относительно применения других вещных прав таковым и является.

Можно сделать следующие выводы.

Учреждению, в особенности бюджетному, необходимо осторожно и взвешенно подходить к решению вопроса о своих полномочиях относительно самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами и имуществом. Инициатива в данном случае может быть наказуема, поскольку по поводу обозначенной проблемы нет единого мнения даже среди исследователей гражданского права.

В целях устранения дальнейших разногласий по толкованию и применению положений п. 2 ст. 298 ГК РФ необходимо нормативное решение в виде дополнений в Гражданский кодекс РФ, конкретизирующее вышеобозначенную проблему.

На сегодняшний день п. 2 ст. 298 ГК РФ в части самостоятельного распоряжения соответствующими доходами и имуществом непосредственно и в полном объеме не действует.

На наш взгляд, правовой режим "самостоятельного распоряжения" заключен в рамках права оперативного управления и, возможно, особого вещного права учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом. Но в настоящее время, с учетом отмеченных норм, скорее является видом права оперативного управления, отличающимся от самого права оперативного управления несколько большей степенью свободы учреждения в отношении соответствующего имущества и ограничением права собственника на его изъятие. Указанное в законе самостоятельное распоряжение в любом случае ограничено специальной правоспособностью учреждения и необходимостью действовать в интересах собственника.

Представляет собой некоммерческую организацию. Она может оказывать разного рода услуги по гос. заданию. Финансирование деятельности учреждения осуществляется из средств соответствующего бюджета на основании сметы.

Некоммерческие организации

Согласно ст. 116-123 ГК виды таких объединений различаются по:

  1. Составу участников.
  2. Цели создания.
  3. Способу формирования их имущества.
  4. Ответственности участников по имеющимся обязательствам.
  5. Возможности вести предпринимательскую деятельность.
  6. Составу учредительной документации.
  7. Обязанности публиковать отчеты по использованию имущества.

В качестве одной из форм некоммерческой организации может выступать учреждение, сформированное собственником для выполнения общественно полезных задач. Оно может создаваться юрлицом или гражданином, РФ, регионом, МО. На территории страны в последние годы стали активно возникать частные (негосударственные) образовательные дошкольные учреждения. Они создаются физическими и юрлицами и частично компенсируют отсутствие нужного числа муниципальных ДОУ. Рассмотрим далее, что собой представляют бюджетные учреждения.

Общая характеристика

Территориальное или федеральное государственное бюджетное учреждение не имеющие в качестве основной цели своей работы извлечение прибыли и не распределяющие полученные средства между участниками. Такая организация может осуществлять коммерческую деятельность, соответствующую цели, ради которой она создана. Бюджетное учреждение формируется без ограничений продолжительности своей работы, если другое не предусматривается в учредительной документации (уставе).

Особенности формирования

Бюджетное учреждение может создаваться Российской Федерацией, ее субъектом или МО. В качестве учредителей выступают органы госвласти, исполнительные структуры регионов или местного самоуправления. Государственное бюджетное учреждение не может отчуждать либо другим способом распоряжаться имуществом, которое закрепляется за ним собственником или приобретается за счет выделенных ему средств. Финансирование организации осуществляется полностью или частично ее владельцем.

Признаки

Территориальное (государственное) бюджетное учреждение имеет единственного собственника. В качестве него может выступать:


В первом случае создается федеральное бюджетное учреждение. В качестве цели формирования организации выступает осуществление социально-культурных, управленческих либо иных общественно-полезных некоммерческих функций. Бюджетное учреждение отвечает по собственным обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. В случае недостаточности объема источников, субсидиарная ответственность налагается на собственника имущества. В качестве учредительного документа организации выступает устав. Предприятие обязано каждый год публиковать отчеты по использованию вверенного ему имущества. Основным финансовым планом является смета расходов и доходов.

Выводы

Основываясь на приведенных выше признаках, можно отметить, что бюджетное учреждение:

  1. Не может создаваться кооперативами, акционерными обществами и прочими хозяйствующими субъектами.
  2. Формируется для реализации некоммерческих целей. Однако тот факт, что основная деятельность осуществляется не для извлечения прибыли и распределения полученных средств между учредителями, не выступает как запрет на оказание платных услуг. Организация может заниматься предпринимательством, если оно соответствует поставленным целям.
  3. Поучающее доход от оказания платных услуг, должно направлять средства по согласованию с главным распорядителем исключительно на развитие и расширение деятельности, для которой оно создано.
  4. Обладает имуществом, сформированным из материальных ценностей, вверенных ему собственником, а также приобретенных самой организацией. Бюджетное учреждение, осуществляющее оперативное управление, пользуется и владеет объектами в рамках, определенных в законодательстве, и в соответствии с целями, ради которых оно создано. Если прочее не установлено в нормативных актах, организация распоряжается имуществом с согласия собственника.
  5. До начала отчетного года обязано составить смету расходов/доходов, а в конце периода - отчет о ее исполнении.

Особенности финансирования

Как выше было сказано, средства на обеспечение деятельности поступают из соответствующего бюджета. Это зависит от того уровня, на котором создается организация. Так, например муниципальное бюджетное учреждение финансируется средствами местного фонда. Однако при рассмотрении этого вопроса следует учитывать один нюанс. Само по себе поступление таких средств еще не указывает на то, что учреждение является бюджетным. Финансирование из таких фондов предусмотрено и для других организаций, в том числе и коммерческих. Оно осуществляется в различных формах. Например, это может быть закупка продукции для удовлетворения государственных (территориальных) нужд, предоставление субсидий, дотаций, субвенций и прочего.

Требования и контроль

Рассматриваемые некоммерческие организации оказывают широкий спектр различных общественно-полезных услуг и исполняют функции, которые оплачиваются не потребителями, а финансируются из соответствующих фондов на безвозвратной основе. По такой схеме, например, работает государственное бюджетное учреждение здравоохранения, культуры, спорта и пр. Такая модель деятельности, с одной стороны, ослабляет контроль над качеством функций, реализуемых организацией, с другой - над эффективностью использования полученных средств. Формирование цены на услуги осуществляется преимущественно директивным методом. При этом учитывается не только реальный размер затрат, но и возможности бюджетного фонда. Таким образом, финансовое состояние рассматриваемых организаций, расчетов с кредиторами и дебиторами в существенной мере зависят не столько от качества и количества услуг, сколько от полноты и своевременности выделения средств. Доходы, которые муниципальное бюджетное учреждение получает от продажи своих услуг, необходимо тратить и распределять согласно требованиям законодательства. Этот факт негативно отражается на гибкости хозяйственного управления, возможностях осуществлять оперативное маневрирование в стремительно изменяющихся экономических условиях. Необходимо учесть, что только при сочетании всех вышеназванных признаков можно говорить о том, что организация является бюджетным учреждением.

Классификация

Среди основных видов бюджетных организаций следует выделить:


Классификация организаций может проводиться по различным признакам. В зависимости от исполняемых функций (то есть, по роду своей деятельности), выделяют государственные учреждения, финансируемые в соответствии с разделами бюджетной классификации. В их числе:

  • Местное самоуправление и госуправление. В эту систему, в частности, входят Минобороны, Счетная палата, Минфин и пр.
  • Судебные органы (Конституционный Суд, ВАС, ВС, инстанции общей юрисдикции).
  • Представительства и посольства, осуществляющие деятельность за рубежом.

В зависимости от источников финансирования, выделяют учреждения, получающие средства из федерального, регионального или местного бюджетов. Как выше было сказано, организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Например, высшее государственное бюджетное образовательное учреждение вправе оказывать платные услуги по обучению студентов на заочной форме. В зависимости от источников формирования доходов, выделяют, таким образом, организации:

  • Оказывающие услуги юрлицам и гражданам за плату.
  • Осуществляющие деятельность бесплатно. Например, бюджетные общеобразовательные учреждения в большинстве своем являются бесплатными.

Дополнительные услуги

Бюджетные учреждения образования, культуры, спорта и так далее, оказывают общественно-полезные услуги, выступающие как основная их деятельность. Она, в свою очередь, в обязательном порядке указывается в учредительной документации. Их деятельность осуществляется согласно заданию, от которого они не могут отказаться. Финансирование работы производится путем предоставления субсидий. Эти доходы относятся к целевым средствам финансирования, не включенным в базу по исчислению налога на прибыль. Сверх определенного задания, в случаях, предусмотренных в ФЗ, в рамках задания организация может оказывать услуги, выполнять работу, соответствующие ее основной деятельности, за плату на одинаковых условиях для всех. Так, бюджетное учреждение здравоохранения может осуществлять определенные медицинские процедуры, взимая за них деньги с пациентов. Организация также может осуществлять иные, кроме основной, виды деятельности только постольку, поскольку это будет выступать методом достижения целей, для которых она сформирована. В этом случае ключевым условием является указание на дополнительные услуги в учредительной документации. Иные, кроме основной, виды деятельности, например, может осуществлять бюджетное профессиональное образовательное учреждение посредством введения в программу вспомогательных платных курсов.

Налогообложение

Прибыль, полученная от дополнительной платной деятельности, а также имущество, приобретенное за счет нее, поступает в самостоятельное распоряжение организации. Данное положение установлено в ст. 298, п. 3 ГК. Бюджетное образовательное учреждение, получающее доход от оплачиваемых услуг, должны осуществлять отчисления с прибыли в установленном законодательством порядке. Им надлежит производить только авансовые квартальные платежи по указанному налогу. В установленном порядке уплачивается НДС от оказанных платных услуг, в том числе от аренды. Бюджетное образовательное учреждение, как и прочее, отчисляет пошлину за использование в наименовании "РФ" при регистрации учредительной документации, земельный сбор и налог на имущество.

Ограничения

Государственное бюджетное образовательное учреждение, равно как и прочее, оказывающее общественно-полезные дополнительные платные услуги, не может использовать упрощенный спецрежим обложения. Данный запрет устанавливается ст. 346.12, п. 3, пп. 17 НК. Также организации не уплачивают ЕСН. Это положение предусмотрено в ст. 346.2, п. 6, пп. 4 НК.

Автономные организации

Они также относятся к категории некоммерческих. Автономными называют такие учреждения, которые создаются регионом, РФ или МО для оказания услуг/выполнения работ в целях реализации предусмотренных в законодательстве полномочий органов госвласти и местного самоуправления в областях:


Особенности распоряжения имуществом

Автономное учреждение не вправе осуществлять никаких действий с недвижимыми объектами и особо ценными движимыми предметами без согласия собственника. Остальным имуществом, которое находится у организации на праве оперативного управления, она может распоряжаться по собственному усмотрению, если другое не предусматривается в законодательстве. При этом, автономное учреждение может при согласии собственника внести недвижимые объекты, особо ценные движимые предметы в складочный (уставной) капитал иных юрлиц. Исключением являются объекты культурно-исторического наследия РФ, материалов, включенных в состав Музейного, Архивного и Национального библиотечного фондов России. Порядок, в соответствии с которым имущество учреждения относится к особо ценному, утверждается Правительством.

Изменение типа организации

Эта процедура осуществляется по решению исполнительного госоргана соответствующего уровня:

  1. Для федеральных учреждений таким институтом является Правительство.
  2. Для региональных организаций - высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ.
  3. Для муниципальных учреждений - местная администрация или управление МО.

Данный порядок закреплен в ФЗ о№83, ст. 6, п. 6 и 10. Изменение типа территориального либо государственного бюджетного учреждения не рассматривается как его реорганизация. При принятии соответствующего решения, корректировки вносятся в учредительную документацию. По замыслу законотворцев, процедура перевода бюджетного учреждения в другой тип должна включать в себя минимальный объем мероприятий организационного характера, касающихся изменения статуса (переоформления права на земельный участок, повторное выделение имущества в управление и пр.). Правительство РФ приняло Распоряжение, утверждающее методические рекомендации. Они должны использоваться при определении критериев для осуществления перевода бюджетного учреждения в иной тип в соответствии со спецификой его деятельности. Кроме этого, утверждены рекомендации относительно внесения изменений в трудовые контракты с руководителями организаций. Для приведения правоустанавливающей документации бюджетных учреждений в соответствие с принятыми требованиями закона был определен переходный период. Он устанавливался на полтора года - с1-го января 2011-го по 1-е июля 2012-го г.

Заключение

В качестве основного объединяющего признака для всех бюджетных учреждений выступает тот факт, что учредителем их могут выступать только РФ, ее субъект или МО. Это положение установлено в ФЗ 83 и ФЗ №174. Вторым существенным общим признаком выступает перечень тех видов деятельности, которые бюджетное учреждение имеет право осуществлять согласно целям, ради которых оно создавалось. Этот список должен в обязательном порядке приводиться в уставе организации. Кроме этого, объединяющим признаком учреждений рассматриваемого типа выступают ограничения по распоряжению имуществом. В связи с тем, что финансирование в большей степени осуществляется за счет субсидий, создание организаций должно иметь экономическое обоснование и практическую целесообразность. Любое бюджетное учреждение обязано отчитываться об управлении имуществом, вверенном ему, ежегодно.