В корзине растения изображенного на рисунке цветки. Соцветие цветов и ботаника. Образование зародышевого мешка
Задание 1. «Размножение цветковых»
Почему цветковые растения называют покрытосеменными?
Задание 2. «Голосеменные и цветковые»
Заполните таблицу:Задание 3. «Цветковые. Общая характеристика»
Дайте ответ одним предложением:
Какое количество видов объединяет отдел Покрытосеменные?
Жизненные формы цветковых растений?
Чем представлен спорофит цветковых?
Чем представлен мужской гаметофит цветковых?
Чем представлен женский гаметофит цветковых?
Основные ароморфозы, которые привели к появлению цветковых?
Чем представлены микроспорангии цветковых?
Чем представлены мегаспорангии цветковых?
Что из себя представляют гаметангии цветковых?
Когда в жизненном цикле цветковых происходит мейоз – при образовании гамет или спор?
Что развивается из микроспор и мегаспор цветковых?
К какой группе относятся цветковых – равно- или разноспоровым растениям?
Задание 4. «Эволюция растений»
Р**Задание 5. «Происхождение цветка»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Первые цветковые растения появились (_).
Цветковые произошли от (_).
Эвантиевая, стробилярная гипотеза происхождения цветка предполагает, что цветок (_).
Согласно псевдантиевой гипотезе цветок представляет собой (_).
**Задание 6. «Происхождение цветка»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Как называются типы гинецеев, изображенные на рисунке?
Как называется гинецей, образованный из одного плодолистика?
Какие гинецеи можно назвать ценокарпными?
Какой гинецей называется псевдомонокарпным?
Задание 7. «Двудольные и однодольные растения»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Запишите, под какими цифрами нарисованы признаки, характерные для однодольных растений.
Запишите, под какими цифрами нарисованы признаки, характерные для двудольных растений.
Какие растения, двудольные или однодольные, более древние?
Задание 8. «Двудольные растения»
Запасные питательные вещества в семени могут находятся в (_), в (_) или (_).
Черешок у листа чаще (_).
Камбий в стебле (_).
Корневая система обычно (_).
Жизненные формы – (_) и (_) растения.
Количество частей цветков обычно кратно (_) или (_).
Околоцветник чаще (_).
Задание 9. «Однодольные растения»
Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):
Количество семядолей в зародыше семени – (_).
Запасные питательные вещества в семени находятся в (_).
Жилкование листьев обычно (_).
Черешок у листа чаще (_).
Камбий в стебле (_).
Проводящие пучки в (_) типа, располагаются в стебле (_).
Корневая система обычно (_).
Вторичное утолщение стебля и корня (_).
Жизненные формы – (_) растения.
Количество частей цветков обычно кратно (_).
Околоцветник чаще (_).
Задание 10. «Семейство Крестоцветные»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Какое количество видов объединяет семейство Крестоцветные?
Какова формула цветка крестоцветных?
Какие плоды у крестоцветных?
Какие листья у крестоцветных?
Задание 11. «Семейство Розоцветные»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Какое количество видов объединяет семейство Розоцветные?
Какими жизненными формами представлены растения семейства?
Какова формула цветка розоцветных?
Постарайтесь угадать: кто такие братьев пять, двое бородаты, двое безбороды, а последний пятый кажется уродом – только справа борода, слева нету и следа.
Какие плоды у растений, изображенных на рисунке?
Какие листья у розоцветных?
Какие группы растений различают в семействе?
Задание 12. «Семейство Бобовые»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Какое количество видов объединяет семейство Бобовые?
Какими жизненными формами представлены растения семейства?
Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?
Какова формула цветка бобовых?
Какие соцветия характерны для бобовых?
Какие плоды у бобовых?
Какие листья у бобовых, изображенных на рисунке?
Почему бобовые называют «растительной телятиной»?
Почему бобовые называют «живыми удобрениями»?
Задание 13. «Семейство Пасленовые»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Какое количество видов объединяет семейство Пасленовые?
Какими жизненными формами представлены растения семейства?
Какова формула цветка пасленовых?
Какие плоды у пасленовых?
Какие листья у пасленовых?
Каково значение растений семейства?
Какие ядовитые растения семейства вам известны?
Задание 14. «Семейство Сложноцветные»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Какое количество видов объединяет семейство Сложноцветные?
Какими жизненными формами представлены растения семейства?
Какие цветы обозначены цифрами 1 – 4?
Какое соцветие у всех растений семейства?
Какие плоды (5) у сложноцветных?
Каково значение растений семейства?
Задание 15. «Класс Однодольные. Семейство Лилейные»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Какое количество видов объединяет семейство Лилейные?
Какими жизненными формами представлены растения семейства?
Какова формула цветка лилейных?
Какие плоды у лилейных?
Какие подземные побеги характерны для лилейных?
Каково значение растений семейства?
Задание 16. «Класс Однодольные. Семейство Злаки»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?
Какими жизненными формами представлены растения семейства?
Каковы особенности строения цветка злаков?
Какие соцветия встречаются у растений семейства?
Какие плоды у злаков?
Какие листья у злаков?
Какие особенности у стебля злаков?
Каково значение растений семейства?
Задание 17. «Диаграммы растений основных семейств»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Какой цифрой обозначена диаграмма крестоцветных? Формула цветка? Плоды?
Какой цифрой обозначена диаграмма розоцветных? Формула цветка? Плоды?
Какой цифрой обозначена диаграмма бобовых? Формула цветка? Плоды?
Какой цифрой обозначена диаграмма пасленовых? Формула цветка? Плоды?
Какой цифрой обозначена диаграмма сложноцветных? Виды цветков? Соцветия? Плоды?
Какими цифрами обозначены диаграммы однодольных? Формулы цветков? Плоды?
Задание 1. 1. 1 – семязачатки; 2 – зародышевый мешок; 3 – тычинка; 4 – опыление; 5 – прорастание пыльцевой трубки; 6 – двойное оплодотворение; 7 – семя; 8 – проросток, развивающийся спорофит. 2. Семена образуются внутри околоплодника.
Задание 2.
Признаки для сравнения | Голосеменные | Цветковые |
| Около 700 видов Отсутствуют Пыльцевое зерно Эндосперм с двумя архегониями Спермий + яйцеклетка Отсутствуют Образуются По два на чешуйке женской шишки Образуются Отсутствуют Только древесные, деревья и кустарники | 250 000 видов Образуются Пыльцевое зерно Зародышевый мешок Образуются Образуются Внутри завязи пестика Образуются Деревья, кустарники, травы |
Задание 3. 1. Около 250 тыс. видов. 2. Деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, лианы, травянистые растения. 3. Листостебельным растением. 4. Пыльцевым зерном. 5. Зародышевым мешком. 6. Появление цветка и плода. 7. Пыльцевыми гнездами пыльника. 8. Нуцеллусом в семязачатке. 9. Отсутствуют. 10. При образовании спор. 11. Гаметофиты. 12. Разноспоровые растения.
Задание 4. 1. Спорофиты у водорослей чаще отсутствуют, диплоидна зигота; у мхов – коробочкой на ножке; у плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых – листостебельным растением. 2. Гаметофиты у водорослей представлены чаще представлены слоевищем, образующем гаметы; у мхов – листостебельным растением; у плаунов, хвощей и папоротников – заростком, у голосеменных пыльцевым зерном и эндоспермом с двумя архегониями; у покрытосеменных – пыльцевым зерном и зародышевым мешком. 3. Происходит развитие спорофита и редукция гаметофита.
Задание 5. 1. В мезозойскую эру в меловой период. 2. От неспециализированных древних голосеменных. 3. Это видоизмененный укороченный спороносный побег, первоначально напоминавший шишку голосеменных. Мегаспорофиллы превратились в плодолистики, микроспорофиллы – в тычинки. 4. Собрание редуцированных разнополых стробилов, сросшихся между собой.
Задание 6. 1. 1 – апокарпный; 2 – синкарпный; 3 – лизикарпный (плодолистики срастаются боками, но их стенки затем разрушаются с сохранением центральной колонки, к которой и прикреплены семязачатки); 4 – паракарпный (возникает в результате срастания плодолистиков краями). 2. Монокарпный. 3. Синкарпные, лизикарпные, паракарпные. 4. Ценокарпный гинецей, в котором границы срастания незаметны, а единственное гнездо завязи несет только один семязачаток.
Задание 7. 1. Признаки однодольных: 2, 3, 4, 5, 9. 2. Признаки двудольных: 1, 6, 7, 8, 10. 3. Двудольные более древние.
Задание 8. 1. Две. 2. Эндосперме, перисперме или семядолях. 3. Сетчатое. 4. Присутствует. 5. Имеется. 6. Открытого; по кругу. 7. Стержневая. 8. Происходит. 9. Травянистые и древесные растения. 10. Четырем или пяти. 11. Двойной.
Задание 9. 1. Одна. 2. Эндосперме. 3. Дуговое или параллельное. 4. Отсутствует. 5. Отсутствует. 6. Закрытого; в два и большее количество колец. 7. Мочковатая. 8. Отсутствует. 9. Обычно травянистые растения. 10. Трем. 11. Простой.
Задание 10. 1. Около 3200 видов. 2. Преобладают травянистые растения. 3. *Ч 4 Л 4 Т 2+4 П 1 . 4. Стручки или стручочки. 5. Простые и сложные. 6. Овощные и декоративные растения.
Задание 11. 1. Около 3000 видов. 2. Травянистые растения, кустарники и деревья. 3. *Ч 5 Л 5 Т ? П 1 , *Ч 5 Л 5 Т ? П ? ., или *Ч 5+5 Л 5 Т ? П ? 4. Чашелистики у шиповника (см. рисунок). 5. Шиповник – ложные плоды из вогнутого разросшегося цветоложа (цинародий) и внутри настоящие плоды – орешки; вишня – костянка; земляника – ложные плоды из выпуклого разросшегося цветоложа (фрага, или земляничина) и настоящие плоды орешки (многоорешек); ежевика – сборная костянка (многокостянка); яблоня и груша – яблоко. 6. Простые и сложные. 7. Плодово-ягодые, декоративные.
Задание 12. 1. Более 12000 видов. 2. Деревья, кустарники, травы. 3. 1 – чашелистики; 2 – парус; 3 – весла; 4 – лодочка; 5 – пестик; 6 – десять тычинок; 7 – плод боб; 8 – клубеньки на корнях гороха. Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 или Ч (5) Л 1+2+(2) Т (10) П 1 . 5. Кисть, головка. 6. Бобы. 7. У гороха – перистосложные; у фасоли – тройчатые; у арахиса и желтой акации – перистосложные; у люпина – пальчатосложные. 8. Есть пищевые растения (горох, фасоль, соя), есть декоративные (карагана, или желтая акация, робиния, или белая акация, душистый горошек), кормовые (клевер, люцерна), лекарственные растения (донник). 9. Содержат очень много белка. 10. Вместе с корнями в почве остаются соединения азота, образованные клубеньковыми бактериями.
Задание 13. 1. Около 3000 видов. 2. Травы, кустарники, в тропических широтах – даже деревья. 3. *Ч (5) Л (5) Т 5 П 1 . 4. Ягода или коробочка. 5. Простые и сложные. 6. Пищевые растения (картофель, томаты, баклажаны, перец однолетний), декоративные (петуния, душистый табак). 7. Белена, дурман, красавка, табак.
Задание 14. 1. Около 25000 видов. 2. Травянистые растения, кустарники встречаются в тропических странах. 3. 1 – трубчатые, 2 – язычковые, 3 – ложноязычковые, 4 – воронковидные. 4. Корзинка. 5. Семянки. 6. Пищевые (подсолнечник, салат); декоративные (астры, георгины, хризантемы); много лекарственных растений (одуванчик лекарственный, ромашка лекарственная).
Задание 15. 1. Около 4000 видов. 2. Многолетние травянистые растения. 3. *О 3+3 Т 3+3 П 1 . 4. Ягода или коробочка. 5. Корневища и луковицы. 6. Овощные (спаржа, лук репчатый, чеснок); декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты, алоэ), лекарственные (вороний глаз, ландыш майский).
Задание 16. 1. 1 – колосковые чешуи; 2 – цветочные чешуи; 3 – пестик с двумя раздвоенными пушистыми рыльцами; 4 – тычинки; 5 – две цветковые пленки; 6 – стебель соломина; 7 – влагалище листа; 8 – плод зерновка. 2. Большинство – травянистые растения, но есть кустарники и древесные формы. 3. Цветки имеют по две цветковые чешуи, две цветковые пленки, три тычинки и один пестик, формула цветка – О (2)+2 Т 3 П 1 . 4. Сложный колос, метелка, початок, султан. 5. Зерновки. 6. Влагалищные, узкие, длинные с параллельным жилкованием. 7. У большинства злаков стебель соломина. 8. Зерновые культуры (пшеница, рожь, кукуруза, рис и другие) являются главным пищевым продуктом, содержащим белок.
Задание 17. 1. 2; *Ч 4 Л 4 Т 2+4 П 1 . Плоды стручки или стручочки. 2. 6; *Ч 5 Л 5 Т ? П 1 , *Ч 5 Л 5 Т ? П ? ., или *Ч 5+5 Л 5 Т ? П ? . Ложные плоды у шиповника из вогнутого разросшегося цветоложа (цинародий) и внутри настоящие плоды – орешки; ложные плоды из выпуклого разросшегося цветоложа (фрага, или земляничина) и настоящие плоды орешки (многоорешек); костянка; сборная костянка (многокостянка); яблоко. 3. 7; Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 или Ч (5) Л 1+2+(2) Т (10) П 1 . Плоды – бобы. 4. 1; *Ч (5) Л (5) Т 5 П 1 . Плоды – ягода или коробочка. 5. 4; Цветки – трубчатые, язычковые, ложноязычковые, воронковидные. Соцветие – корзинка. Плоды – семянки. 6. 3 – лилейные; *О 3+3 Т 3+3 П 1 . Плоды – ягода или коробочка. 5 – злаки; О (2)+2 Т 3 П 1 . Плоды – зерновки.
Размер: px
Начинать показ со страницы:
Транскрипт
1 1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ Часть первая. На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в таблицу на бланке работы. 1. Микобактерии являются возбудителями: а) сифилиса; б) желтухи; в) туберкулёза; г) микозов. 2. Кукушкин лён размножается: а) зооспорами; б) семенами при неблагоприятных условиях; в) спорами; г) апланоспорами. 3. Красные водоросли отличаются от зелёных и бурых водорослей тем, что: а) красные водоросли не образуют хлорофилл a; б) у красных водорослей нет полового процесса; в) одноклеточных красных водорослей не обнаружено; г) в жизненном цикле красных водорослей отсутствуют клетки со жгутиками. 4. Из перечисленных водорослей способны поглощать органические вещества из окружающей среды: а) спирогира и фукус; б) спирогира и улотрикс; в) хламидомонада и хлорелла; г) ламинария и фукус. 5. В корзинке растения, изображённого на рисунке, цветки: а) язычковые; б) ложноязычковые; в) трубчатые и ложноязычковые; г) язычковые и трубчатые.
2 6. Листья земляники: а) непарноперистосложные; б) тройчатосложные; в) пальчатосложные; г) сложные однолисточковые. 7. На поперечном срезе стебля 3-летней липы можно увидеть: а) камбий, внутрь от него сердцевина, а наружу кора; б) камбий, внутрь от него древесина, а наружу кора; в) прокамбий, наружу от него кора, а внутрь древесина; г) прокамбий, наружу от него центральный цилиндр, а внутрь древесина. 8. В одной клетке мякоти зрелого плода рябины под микроскопом можно увидеть пластиды: а) лейкопласты, хлоропласты и хромопласты; б) лейкопласты и хлоропласты; в) лейкопласты и хромопласты; г) хромопласты. 9. Подземное прорастание семян характерно для: а) клещевины; б) липы; в) тыквы; г) дуба черешчатого. 10. Смоляные ходы характерны для: а) хвойных; б) сложноцветных; в) зонтичных; г) всех перечисленных растений. 11. Какая кровь находится в сердце беззубки: венозная (с низким содержанием кислорода) или артериальная (насыщенная кислородом)? а) венозная; б) артериальная; в) в предсердиях венозная, а в желудочке артериальная; г) в левом предсердии артериальная, в правом предсердии венозная, в желудочке смешанная. 2
4 18. Для кого из млекопитающих характерно отсутствие клыков в зубной системе? а) рыжая вечерница; б) заяц-беляк; в) волк; г) крот. 19. Представителями какого класса являются червяги? а) круглоротые; б) млекопитающие; в) рептилии; г) амфибии. 20. У воробьиных птиц короткий мощный клюв связан с питанием: а) семенами; б) фруктами; в) крупной животной пищей; г) насекомыми. 4
5 Часть вторая. Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). Индексы верных ответов/да (д) и неверных ответов/нет (н) укажите в таблице на бланке работы знаком «Х». Образец заполнения таблицы: 1 да/нет да нет а Х б Х в Х г Х д Х 1. Для цветковых растений, произрастающих в воде, характерно: а) плохое развитие или отсутствие механической ткани; б) хорошее развитие механической ткани; в) хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по растению; г) наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля; д) преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы. 2. В составе жилки листа можно обнаружить: а) ситовидные трубки с клетками-спутницами; б) сосуды; в) склеренхиму; г) уголковую колленхиму; д) паренхиму. 3. У плаунов, хвощей и папоротников образуются корни: а) главный с боковыми; б) главный; в) придаточные; г) боковые; д) главный с придаточными. 4. Бесполое размножение путём почкования или отрыва частей тела встречается у: а) круглых червей; б) кольчатых червей; в) кишечнополостных; г) моллюсков; д) иглокожих. 5. Органы боковой линии у рыб служат для: а) определения направления и скорости течения; б) определения химического состава воды; в) обнаружения приближения хищника или добычи; г) обнаружения подводных препятствий; д) ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля. 5
6 6 Часть третья. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в таблицу на бланке работы. 1. Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями. 2. Колючки боярышника являются видоизменёнными побегами. 3. Зародыш семени на самых ранних этапах прорастания гетеротрофен. 4. Двоякодышащие рыбы вымершая группа рыб, от которой произошли первые земноводные. 5. Миксины не имеют в цикле развития личиночной стадии. 6. Все представители типа Хордовые раздельнополые животные. 7. Регенерация у полипов происходит благодаря делению кожномускульных клеток. 8. Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение. 9. Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне. 10. К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные.
7 7 Часть четвёртая. Заполните таблицы на бланке работы в соответствии с требованиями заданий. 1. На рисунке изображён поперечный срез проводящего пучка кукурузы (Zea mays). Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А Д) с их обозначениями: А древесинная паренхима; Б склеренхима; В воздушная полость; Г сосуды; Д флоэма.
8 8 2. На рисунке изображён поперечный разрез хвоинки ели. Соотнесите обозначения на рисунке (1 5) с названиями элементов строения: А эпидерма; Б смоляной ход; В устьице; Г проводящий пучок; Д мезофилл.
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Часть первая. На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Часть I На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Часть первая. На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Часть первая. На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2014-2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7-8 КЛАССЫ Часть первая 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответов. Необходимо выбрать только один правильный и внести
Демонстрационный вариант переводной промежуточной аттестации по биологии в 6 «А», 6 «В» классах в 2016-2017 учебном году. Инструкция по выполнению работы Материалы для переводной промежуточной аттестации
Материалы для подготовки к поступлению в 8-й класс химико-биологического направления 1.Форма работы: Тесты БИОЛОГИЯ 2. Время на выполнение: 45 минут. 3. Спецификация работы Тема Живые организмы Клетка
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЭРУДИТ» 410000, г. Саратов, а/я 91, E-mail: [emaildb86ec;protected], http://erudyt.ru, http://эрудит.рус V Международная дистанционная олимпиада по биологии «Растения» Для учеников
Министерство образования и культуры Кыргызской Республики Кыргызский Аграрный Университет имени Скрябина Практикум по ботанике Составила: к. с.-х. н. Яковлева Н.В. Бишкек - 2006 Тема 1 Клетка как основная
Задания 4. Царство Растения 1. Какова главная функция хлорофилла в растениях? 1) выделение углекислого газа 2) поглощение энергии света 3) защита растений от грибковых и вирусных болезней 4) превращение
Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 41 балл Задание 1. (15
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 учебного года по биологии 7 класс Время выполнения-120 минут Максимальное количество баллов- 38 Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЬНОМУ ЭТАПУ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ 7 8 классы Часть первая На каждый вопрос даны четыре варианта ответов. Необходимо выбрать только один правильный
Контрольно- измерительный материал для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 5 классов Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 40 минут.
Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2017-2018 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 40 Задание 1. (15 баллов)
Итоговая контрольная работа по учебному материалу разработанного по новым стандартам ФГОС, по учебнику автора: Пасечник 5 класс Биология: Бактерии, Грибы, Растения. Пояснительная записка В работе содержатся
Биология 11 класс. Демонстрационный вариант 4 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по темам «Эволюционное учение», «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,
Всероссийская олимпиада школьников по биологии МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2014/2015 уч. г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР 7 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех
Шифр 30 ноября 2016 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2016/2017 УЧЕБНОГО ГОДА Комплект заданий для учеников 7 классов Номер задания Максимальное количество баллов Полученные
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2015 2016 г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Часть I На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.
Четвер тая третья вторая перва я Четверти Тематическое планирование по биологии (экстерны) 2017-2018 учебный год 6 класс Учебник: Биология. 6 класс И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова Изд. «Вентана-Граф», 2012-2015гг.
МОРФОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ Атлас микрофотографий Оболочка Цитоплазма Ядро Фото 1. Клетки эпидермиса мясистой чешуи лука Ядро в интерфазе Метафаза Профаза Телофаза Анафаза Закладывающаяся клеточная
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП БИОЛОГИЯ 8 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов,
Работа 1 Вариант 1 Подцарство Простейшие 1. Верны ли следующие суждения? А. Инфузория-туфелька передвигается с помощью ложноножек. Б. Малярийный комар является возбудителем малярии. 1) верно только А 3)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 7 КЛАСС. 2016-2017 уч. год Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного варианта ответа их
Срезы стебля различных растений (однодольные, двудольные, засухоустойчивые, водные и т.д.) Выполнила: Гостева Дарья 10 класс Срез стебля однодольного растения Срез стебля однодольного растения Поперечный
Итоговая контрольная работа по биологии в 6 классе. Пояснительная записка Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного,
Органы и ткани растений 1. Приведены следующие данные о высоте стебля одного из сортов ржи: Высота стебля, см 95 105 125 75 80 85 98 88 Количество растений, экземпляров 22 4 0 3 12 25 14 35 Составьте вариационный
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс. (35 ч, 1 ч в неделю) Разработано на основе программы Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Авторы: Пономарева И.Н и др. / Биология
МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа 5» Итоговая аттестация по БИОЛОГИИ для учащихся 5 классов проводится в два этапа: 1 этап 2 этап теоретическая часть (устный ответ по вопросам программного
Контрольная работа по биологии 6 класса 1 вариант (1-16) 0.25 б. 1. Хлорофилл содержится в: 1. Хлоропластах 2. Цитоплазме 3. Клеточном соке 4. Вакуоле 2. Тубус это: 1. Увеличительный прибор 2. Часть микроскопа,
Экзаменационные билеты по биологии по программе основного общего образования (7 класс) 2015-2016 учебный год Билет 1 1. Зоология как наука. Признаки и многообразие животных. Роль зоологии в жизни и практической
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЭРУДИТ» 410000, г. Саратов, а/я 91, E-mail: [emaildb86ec;protected], http://erudyt.ru, http://эрудит.рус IV Международная дистанционная олимпиада по биологии «Растения» Для учеников
Всероссийская олимпиада школьников по биологии МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2017/2018 уч. г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР 7 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех
Демонстрационный вариант переводной аттестации по биологии за курс 7 класса Часть А. Выберите один правильный ответ 1. Переваривание пищи начинается вне пищеварительного канала у 1) моллюсков 3) пауков
Демоверсия стартового контроля знаний по биологии 7 класс Выбрать один верный ответ. 1. Для питания животные организмы... А) используют готовые органические вещества Б) поглощают углекислый газ В) образуют
Четвер тая третья вторая первая Четверти Тематическое планирование по биологии (экстерны) 2017-2018 учебный год 7 класс Учебник: Биология. 7 класс В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, Изд. «Вентана-Граф»,
ЗАДАНИЯ муниципального этапа XXXIII Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2016-2017 учебный год Алтайский край 7 класс Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады
Наименование раздела/темы МАТЕРИАЛЫ для подготовки по биологии 6 класс. Погружение 2 Знать Уметь Раздел 3: Основные процессы жизнедеятел ьности растений. Раздел 4: Многообраз ие и развитие растительно
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием программы авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой М.: Дрофа, 2011
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2013 года для 8 класса Задание 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных.
Банк примерных заданий по Биология 6класс П1 база Задание 1 Верны ли следующие утверждения: Укажите истинность или ложность вариантов ответа: Все живые растения состоят из клеток. Цитоплазма внутренняя
Задания теоретического тура 8 класс. Демонстрационный вариант (максимальное количество баллов 45) Время выполнения 60 минут Часть 1. Выбрать один ответ. Максимальное количество баллов, которое можно набрать
6 класс. 1 вариант 1. Задача 1* Какая часть растения изображена на срезе? 1 лист 2 стебель 3 корень 4 слоевище 2. Задача 2* Какую функцию выполняют клетки, показанные стрелкой? 1 газообмен, транспирация,
Систематика. Основные отделы растений. Классы цветковых растений. 1. Самой крупной из перечисленных систематических групп является 1) вид 3) семейство 2) род 4) класс 2. В каком случае систематические
Г.москва ГБОУ Школа 329 Альбом микрофотографий «Растительные ткани» Растительные ткани Клетки растительного организма различаются по строению и выполняемым функциям. Одни из них плоские, бесцветные, с
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 52 имени Ф.Д.Безрукова» Рабочая программа по предмету «Биологии» для 7 класса на 2016/2017 учебный
Рубежная контрольная работа по биологии (6 класс) Задание А. Выберите один верный ответ Ва ри ан т 1 1. В процессе дыхания растение 1. Поглощает кислород 2. Выделяет кислород 3. Поглощает углекислый газ
МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа 5» Итоговая аттестация по БИОЛОГИИ для учащихся 7 классов проводится в два этапа: 1 этап 2 этап теоретическая часть (устный ответ по вопросам программного
Требования к уровню подготовки учащихся (7 класс) В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать: - признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных,
Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют
ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ БИОЛОГИЯ 6.6 КЛАСС (УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ) ТЕМА: Устройство увеличительных приборов Вопрос 1. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает? Вопрос
Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения предмета «Биология. Многообразие живых организмов» учащиеся 7 классов должны: знать/понимать - строение и функционирование биологических
Тренировочная работа по биологии. Растения. 7 класс Часть 1. При выполнении заданий с выбором ответа (1-40) обведите кружком номер правильного ответа в тренировочной работе или впишите в ответ пропущенный
6класс. Биология П2 Задание 1 Органы растений Цветок это орган растения, который обеспечивает: Выберите один из 3 вариантов ответа: семенное размножение вегетативное размножение оба размножения Задание
Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса 1. У ланцетника и других бесчерепных животных скелет 1)отсутствует 2)наружный 3)внутренний хрящевой или костный 4)в течение всей жизни представлен
Описание контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации 7 класс 1. Документы, определяющие содержание проверочной работы Содержание и структура проверочной работы определяются
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта» Олимпиада школьников «Будущее с нами» 2015-2016 уч.г. Задания очного (заключительного)
Время выполнения задания 60 минут, 1 попытка Задание 1. Задание включает 22 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ п/п Тема урока Измерители Сроки Содержание Требования к уровню подготовки Введение (3 часа) 1 Мир живых организмов. Уровни организации живого. 2 Ч.Дарвин и происхождение
Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по темам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и
БЛОК 4 Систематика и многообразие живых организмов. 1. Установите последовательность развития систематических групп А) цветковые Б) голосеменные В) водоросли Г) псилофиты Д) мхи В Г Д Б А 2. Укажите способ
Биология 8 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по темам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные» Инструкция
ТЕМА «Эволюция. Основные направления» 1. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра в современную эпоху пример 1) биологического прогресса 2) биологического регресса 3) идиоадаптации 4) ароморфоза
Шифр Олимпиада по биологии 9 класс Школьный этап Задание 1. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным. (1 балл за каждый правильный ответ) А1. Белки в
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ Часть 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный ответ и внести
1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Амёба обыкновенная представитель подцарства Простейшие, обитает в морской воде. 2. Передвигается
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классы Составитель: Носачёва Лилия Григорьевна, учитель биологии высшей категории 2017 год 1 Рабочая программа по биологии для 7 класса
СОЦВЕТИЕ
Значение соцветий. Соцветием называют побег или систему побегов, несущих цветки. Биологический смысл возникновения соцветий очевиден, поскольку возрастает вероятность опыления цветков как у анемогамных, так и у энтомогамных растений. Понятно, что насекомое за единицу времени посетит гораздо больше цветков, собранных в соцветие, чем одиночных. Последовательное распускание цветков в соцветии также представляет собой существенное биологическое преимущество. Некоторые ученые отмечают, что повреждение одиночного цветка приводит к бесплодности всего побега. Очень важно, что тот или иной тип соцветия связан с определенным типом соплодия и с приспособлениями для распространения плодов и семян. Принимая все сказанное во внимание, не приходится удивляться, что соцветия свойственны громадному большинству цветковых растений.
Классификация соцветий. Соцветия делятся напростые и сложные. Среди простых соцветий различают две группы: 1)рацемозные (ботрические), или моноподиальные, и 2) цимозные, или симподиальные.Для рацемозных соцветий характерно распускание самого верхнего цветка в последнюю очередь. Цветки распускаются акропетально (снизу вверх), центростремительно (от периферии к центру соцветия). Основных вариантов рацемозных соцветий три: 1) кисть и родственные ейколос,головка и початок, 2) зонтиковидные соцветия, 3) корзинки.
Рисунок – Схемы простых рацемозных соцветий с конечными цветками: 1 – кисть, 2 – колос, 3 – початок, 4 – зонтик, 5 – головка, 6 – корзинка, 7 – щиток
Для цимозных соцветий характерно распускание верхнего цветка на главной оси в первую очередь. Цветки распускаются базипетально (от вершины к основанию), центробежно (от центра к периферии). Цимозные соцветия делятся на: 1) монохазии, 2) дихазии и 3) плейохазии.
Рисунок – Схемы некоторых цимозных соцветий: 1, 2 – монохазий, 3 – дихазий, 4 – плейохазий
В простых формах цимозные и рацемозные соцветия легко различимы, однако в специализированных формах установить тип соцветия нередко очень трудно.
Все упомянутые соцветия относятся к простым соцветиям. Сложные соцветия образуются из нескольких или многих простых соцветий, как рацемозных, так и цимозных.
Число цветков в соцветиях весьма различно, иногда достигает десятков тысяч. Самые крупные соцветия, по-видимому, у пальмы Corypha, диаметром до 12 м.
Рацемозные соцветия. Кистьхарактеризуется расположением цветков на удлиненной оси, на цветоножках. Сходный тип, но с сидячими цветками называют колосом. Колос с толстой мясистой осью именуют початком. Наконец, если главная ось укорочена, соцветие называют головкой. Особенно распространены соцветия первых двух вариантов.
Колос,очень близок к кисти. Отличие состоит исключительно в том, что цветоножки у колоса не развиваются. В связи с этим находится и отсутствие прицветничков. Нередко форма соцветия служит и систематическим признаком.
Початок- это колос с толстой мясистой осью соцветия. Початки чрезвычайно характерны для видов тропического семейства ароидных, у которых яркая окраска початка нередко контрастирует с не менее яркой окраской подсоцветного листа. Все это привлекает мелких насекомых-опылителей. Очень немногие ароидные встречаются в умеренной зоне Евразии. Наиболее известен нередкий у нас в зарастающих водоемах белокрыльник с беловатым подсоцветным листом.
Зонтиковидные соцветияраспространены в природе довольно широко. Типичныйзонтикможно рассмотреть на примере обычного у нас на мусорных местах чистотела. Зонтики заканчивают собой как главный, так и боковые побеги. Последние несут меньшее число цветков. Главный зонтик состоит обычно из 7-9 цветков и соответствует схеме.Уже упоминалось, что зонтик можно вывести из кисти, у которой рост оси полностью заторможен и соответственно кроющие листья и цветоножки скучены в розетки. Соцветия яблони, которые образуются на укороченных побегах и представляют собой типичные зонтики, по большей части из 6 цветков. Типичными зонтиками обладают также луки, некоторые примулы, проломники и другие растения.
Щитокзанимает в известной мере промежуточное положение между кистью и зонтиком. Он встречается, например, у близкородственной яблоне садовой груши, причем подобно зонтику яблони имеет помимо боковых верхушечный цветок.
Типичные корзинкихарактерны для огромного, самого крупного среди покрытосеменных, семейства сложноцветных. Схематически корзинки изображены на, однако кроющие листья у многих видов очень мелкие, а иногда и вовсе отсутствуют.
В корзинках цветки плотно прилегают друг к другу и располагаются на площадке или конической поверхности, соответствующей расширенной оси соцветий. По краю корзинки имеется обертка, состоящая из листочков, в различной степени специализированных. Следует подчеркнуть, что обертка образована стерильными верховыми листьями. Биологически, но не морфологически (аналогия, но не гомология!) корзинка соответствует цветку, причем внешнее сходство усугубляется часто дифференцировкой цветков. Расширенную блюдцевидную или коническую ось соцветия иногда называют общим цветоложем или просто цветоложем.
Как и у кисти, в корзинке, по существу, акропетальный порядок распускания цветков. Последними распускаются центральные, верхние цветки.
Поскольку обертка представляет собой характернейший признак корзинки, следует коснуться ее специально. Биологически она соответствует чашечке (опять аналогия, но не гомология!) и имеет, собственно, сходное с чашечкой происхождение.
У некоторых сложноцветных листочки обертки ярко окрашены и играют роль лепестков. Очень сильно это выражено у так называемых бессмертников (Xeranthemum,Helichrysumи др.). Особенно велико число листочков обертки у садового бессмертникаHelichrysumbracteatumродом из Южной Африки.
Сложные соцветия распространены в природе довольно широко, особенно сложные, или двойные, кисти и сложные, или двойные, зонтики.
К двойным кистямотносят соцветия многих вероник, целого ряда мотыльковых и других растений. Рассмотрим двойную кисть на примере соцветия клевера (Trifoliumcampestre). Она образована у последнего несколькими головчатыми кистями, выходящими из пазух кроющих листьев. Междоузлия весьма удлинены, и кисти далеко отстоят друг от друга. Наряду с кистями, которые в данном случае представляют собойчастные соцветия, в пазухах кроющих листьев у клевера возникают также придаточные почки. На определенном расстоянии от вершины из пазух листьев главной оси возникают не кисти, а облиственные побеги, т. е. оси второго порядка, повторяющие ветвление главной оси. Их называютпобегами обогащения,а участок главной оси, на котором они возникают,-зоной обогащения.Так называемое основное междоузлие (между самым верхним побегом обогащения и самым нижним частным соцветием) отделяет соцветие от вегетативной зоны с зоной обогащения.
Сложные,илидвойные, зонтикихарактерны для громадного большинства представителей крупного семейства зонтичных. Двойной зонтик можно представить себе, если вообразить, что в простом зонтике каждый цветок заменен на зонтик. Как правило, сложные зонтики носят открытый характер. Стало быть, частные соцветия-зонтички возникают как пазушные образования. Обычно зонтики сидят на ножках, причем длина последних у многих зонтичных (морковь) уменьшается по направлению от внешних зонтиков к внутренним.
Рисунок – Схема сложного зонтика
Так называемые сложные колосья,свойственные некоторым злакам, представляют весьма своеобразные соцветия в значительной мере благодаря тому, что их листовые органы весьма специализированы и превращены вчешуи.Соцветия злаков всегда сложные, состоящие из частных соцветии-колосков; в сложном колосе колоски как бы замещают цветки простых колосьев. Колоски располагаются на оси соцветия двухрядно или спирально. Кроющие листья колосков отсутствуют, что нередко бывает и в соцветиях других типов. Каждый колосок заключает один или несколько (редко более 10) цветков. Последние, кроме тычинок и пестика, обладают еще крошечными пленками-лодикулами. Цветок заключен между двумя чешуями. Распусканию цветка способствуют лодикулы. Цветки располагаются в колоске большей частью двухрядно. Помимо упомянутых органов, колосок обычно имеет в основании нижнюю и верхнюю колосковые чешуи.
Рисунок – Соцветие пшеницы: 1 – цветок после удаления чешуй, 2 – схема строения колоска; НКЧ – нижняя колосковая чешуя, ВКЧ- верхняя колосковая чешуя, НЦвЧ – нижняя цветковая чешуя, ВЦвЧ – верхняя цветковая чешуя
У большинства злаков колоски сидят на ножках, а ось соцветия ветвится, в результате чего возникают соцветия метельчатого характера (овес, мятлик, костер и др.).
Метелкаотличается от двойной кисти многоосностью системы ветвления. Конечно, оси третьего порядка имеются обычно лишь в нижней и средней частях метелки, а в верхней части нередко остается лишь главная ось с боковыми и (часто) конечными цветками.Метелка встречается у сирени, бузины, калины, винограда, таволги, гортензии и других растений.
Рисунок – Схема метелки с супротивным листорасположением
Цимозные соцветия. Простые цимозные соцветия делятся на моно-, ди- и плейохазиальные, к которым примыкают еще некоторые менее распространенные типы.
Дихазий представляет собой, очевидно, наиболее простой вариант цимозных соцветий. Распускание соцветия начинается с верхушечного цветка, называемого цветком первого порядка; оба боковых цветка оказываются цветками второго порядка. Из пазухприцветничков последних возникают цветки третьего порядка и т. д., и ось соцветия становится симподием.
Дихазиальные соцветия особенно характерны для растений с супротивным листорасположением, например для представителей семейства гвоздичных. Соцветия видов звездчаток, ясколок (Cerastium) соответствуют выше разобранной схеме. Следует обратить внимание на движения, производимые цветоножками. Во время цветения они направлены вверх, при отцветании резко отгибаются вниз и опять выпрямляются ко времени плодоношения. Иногда «правильность» дихазия нарушается благодаря тому, что одна из ветвей развивается сильнее, чем другая (мокрица -Stellariamedia). Как и многие другие признаки, число порядков цветков в дихазии зависит от окружающих условий.
Так, многие виды ясколок и смолевок (Sileпе) в крайних условиях существования образуют одиночные цветки, соответствующие цветкам первого порядка дихазиальных соцветий. Бывают случаи среди тех же гвоздичных, когда одна из двух ветвей каждой пары регулярно подавляется. Возникающее тогда соцветие, как у некоторых смолевок (Sileneanglica,S.pendula) внешне чрезвычайно похоже на кисть (рис. 358), т.е. ось соцветия оказывается извилистой. Оно представляет уже переход к монохазиальным соцветиям.
Типичные монохазиихарактеризуются развитием, как правило, лишь одного прицветничка (предлиста), в особенности у цветков третьего и более высоких порядков.
Монохазиальные соцветия делятся на две группы: извилины и завитки.Извилина возникает тогда, когда последовательные оси монохазия относительно кроющего листа верхушечного цветка идут то влево, то вправо, в случае завитка оси по отношению к кроющему листу направлены в одну сторону, благодаря чему нераспустившаяся еще часть соцветия закручена как бы спирально.
Монохазии весьма распространены в семействе бурачниковых, причем, поскольку ось соцветия в стадии образования плодов оказывается совершенно прямой, они часто по внешнему виду чрезвычайно напоминают кисти или колосья.
Рисунок – диаграммы Цимозных соцветий: 1 – дихазий, 2 – извилина, 3 – завиток, 4 – двойной завиток
Сложные цимозные соцветия, составленные из монохазиев и дихазиев, называют тирзоидными соцветиями.
К тирзоидным соцветиям относятся, в частности, сережки ольхи, березы и других, так называемых сережкоцветных растений. Соцветия здесь часто раздельнополые, характеризующиеся развитием кроющих листьев и прицветничков. У ольхи, например, ось мужской сережки несет кроющие листья, из пазух которых возникают цветки первого порядка; последние обладают прицветничками, которые служат кроющими листьями для цветков второго порядка; у последних, однако, развито лишь по одному прицветничку. Таким образом, соцветие состоит из трехцветковых дихазиев. Иногда (как у орешника) картина весьма запутывается вследствие срастания листовых и осевых органов.
Рисунок – Схема части соцветия ольхи
Плейохазий характеризуется тем, что из каждой оси, несущей верхушечный цветок, выходит более двух ветвей, перерастающих главную ось и имеющих тот же тип ветвления.
Отграничение соцветия от вегетативной части и его происхождение .
Признаком соцветия отнюдь не всегда является специализация листьев. Следует иметь в виду, что соцветие отграничено снизу так называемым основным междоузлием, часто превышающим по длине следующие за ним. Этому междоузлию предшествует лист (или пара листьев), в пазухе которого может возникать побег обогащения, повторяющий главный побег. Таким образом, имеет место дифференцировка на соцветие и «фундамент» (вегетативную зону) с побегами обогащения.
Схема соцветия вероники. ОМ – основное междоузлие
Некоторые ученые полагают, что филогенетически исходное расположение цветков - их одиночное расположение на верхушках побегов, что можно видеть у магнолии, некоторых пионов и других растений. Пазушное расположение одиночных цветков оказывается вторичным. Другие ученые полагают, что соцветиями, возможно цимозными, обладали самые первые покрытосеменные.
Задания «С» ЕГЭ_ 2007 г. – С 2
Назовите способ и фазу деления клеток, изображенных на рисунке. Какой процесс они иллюстрируют и в чем состоит его сущность?
1) профаза мейоза I;
2) изображены конъюгация и кроссинговер;
3) кроссинговер – обмен участками, генами между гомологичными хромосомами, который приводит к перекомбинации генов.
Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на рисунке. Какие процессы происходят в эту фазу?
1) на рисунке изображена метафаза митоза;
2) в эту фазу двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора;
3) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом.
Назовите мономер, изображенный на представленной схеме. Опишите функции биополимера, в состав которого он входит. Что обозначено буквами А, Б, В?
1) молекула тиминового нуклеотида ДНК;
2) функции ДНК: хранение и передача наследственной информации клетки;
3) А – азотистое основание тимин, Б – углевод дезоксирибоза, В – остаток фосфорной кислоты.
Определите зоны корня, обозначенные на рис. цифрами 1, 2, 4, и укажите их функции.
1) 1 – корневой чехлик, защищает кончик корня от механических повреждений;
2) 2 – зона деления, обеспечивает рост корня в длину за счет деления клеток;
3) 4 – зона всасывания, зона корневых волосков, обеспечивает всасывание воды и минеральных веществ.
Назовите части пестика, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.
1) 1 – рыльце, улавливает пыльцу;
2) 2 – зародышевый мешок, в нём происходит двойное оплодотворение, участвует в формировании зародыша и эндосперма семени;
3) 3 – покровы семязачатка, из него образуется семенная кожура, покрывающая семя.
Какие части зародыша семени фасоли обозначены на рисунке цифрами 1 и 2, и какие функции они выполняют?
1) 1 – корешок, почечка (зародышевый стебель и листья), 2 – семядоли;
2) корешок развивается в главный корень, из почечки развивается побег;
3) семядоли – обеспечивают проросток питательными веществами
Определите класс и семейство покрытосеменного растения, изображённого на рисунке. Назовите характерные для данного семейства типы соцветий и плода.
1) класс Двудольные растения;
2) семейство Бобовые (Мотыльковые);
3) соцветие – кисть, головка;
4) плод – боб.
К какому семейству цветковых относят растение, изображенное на рисунке? Назовите органы, обозначенные буквами А и Б, и укажите их роль в жизни растения.
1) семейство Капустные (Крестоцветные);
2) А – кочан – это видоизменённый побег (почка), обеспечивает зимовку двулетней капусты;
3) Б – плод – стручок, обеспечивает распространение и защиту семян.
Назовите представленный на рисунке объект и его систематическое положение (царство, подцарство, тип). Какой процесс изображён на рисунке и в чём состоит его биологическое значение?
1) инфузория-туфелька; царство Животные, подцарство Простейшие (Одноклеточные), тип Инфузории;
2) процесс – бесполое размножение делением надвое (простое деление); 3) биологическое значение: воспроизведение организмов, идентичных родительской особи.
Определите класс и семейство цветкового растения, изображённого на рисунке. Опишите строение его цветка. Назовите орган, обозначенный на рисунке буквой А, и объясните его роль в жизни растения.
1) класс Двудольные, семейство Розоцветные;
2) цветок: околоцветник из 5 лепестков венчика и 5 чашелистиков, пестиков много, у некоторых видов семейства – один, тычинок много;
3) видоизменённый побег – ус (или столон), обеспечивает вегетативное размножение.
Укажите номера простых и сложных соцветий. Какими цифрами обозначены соцветия корзинка и головка? Растения каких семейств их имеют?
1) простые – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сложные – 8, 9, 10;
2) 5 – головка, 6 – корзинка;
3) корзинка – семейство Сложноцветные, головка – семейство Мотыльковые (Бобовые).
Ккакому типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 2, в чём состоит роль этих образований в жизни животного?
1) тип Саркожгутиковые;
2) 1 – сократительная вакуоль, собирает и выводит из клетки избыток воды и продукты обмена;
3) 2 – ядро, участвует в хранении и передаче наследственной информации, регулирует обмен веществ.
Назовите части цветка, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и объясните их функции.
1) 1 – тычинки, участвуют в половом размножении, образуют пыльцу с мужскими гаметами (спермиями); 2) 2 – завязь пестика, участвует в половом размножении, содержит семязачаток с яйцеклеткой (женской гаметой);
3) 3 – чашелистики и лепестки венчика (околоцветник), служат для защиты тычинок и пестика, участвуют в привлечении насекомых (опылении).
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. 2. Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. 3. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. 4. Общее количество спинномозговых нервов – 34 пары. 5. Спинной мозг имеет полость, заполненную спинномозговой жидкостью.
1) 1 – передние корешки спинного мозга содержат отростки двигательных нейронов;
2) 2 – задние корешки спинного мозга содержат отростки чувствительных нейронов;
3) 4 – общее количество спинномозговых нервов – 31 пара.
Назовите плод, разрез которого изображен на рисунке. Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 1 и 2, какие функции они выполняют?
1) плод – зерновка;
2) 1 – эндосперм – запасание органических веществ;
3) 2 – околоплодник, сросшийся с кожурой семени, – защита семени и зародыша.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
2015-2016 учебный год
9 класс
Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Время выполнения заданий 180 минут (3 часа). Максимальный балл 68. Успеха Вам в работе!
Часть I.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Микобактерии являются возбудителями:
а) сифилиса;
б) желтухи;
в) туберкулёза;
г) микозов.
2. Кукушкин лён размножается:
а) зооспорами;
б) семенами при неблагоприятных условиях;
в) спорами;
г) апланоспорами.
3. Красные водоросли отличаются от зелёных и бурых водорослей тем, что:
а) красные водоросли не образуют хлорофилл a ;
б) у красных водорослей нет полового процесса;
в) одноклеточных красных водорослей не обнаружено;
г) в жизненном цикле красных водорослей отсутствуют клетки со жгутиками.
4. Из перечисленных водорослей способны поглощать органические вещества из окружающей среды:
а) спирогира и фукус;
б) спирогира и улотрикс;
в) хламидомонада и хлорелла;
г) ламинария и фукус.
5. В корзинке растения, изображённого
на рисунке, цветки:
а) язычковые;
б) ложноязычковые;
в) трубчатые и ложноязычковые;
г) язычковые и трубчатые
6. Листья земляники:
а) непарноперистосложные;
б) тройчатосложные;
в) пальчатосложные;
г) сложные однолисточковые.
7. На поперечном срезе стебля 3-летней липы можно увидеть:
а) камбий, внутрь от него сердцевина, а наружу – кора;
б) камбий, внутрь от него древесина, а наружу – кора;
в) прокамбий, наружу от него кора, а внутрь – древесина;
г) прокамбий, наружу от него центральный цилиндр, а внутрь – древесина.
8. В одной клетке мякоти зрелого плода рябины под микроскопом можно увидеть пластиды:
а) лейкопласты, хлоропласты и хромопласты;
б) лейкопласты и хлоропласты;
в) лейкопласты и хромопласты;
г) хромопласты.
9. Подземное прорастание семян характерно для:
а) клещевины;
в) тыквы;
г) дуба черешчатого.
10. Смоляные ходы характерны для:
а) хвойных;
б) сложноцветных;
в) зонтичных;
г) всех перечисленных растений.
11. Какая кровь находится в сердце беззубки: венозная (с низким содержанием кислорода) или артериальная (насыщенная кислородом)?
а) венозная;
б) артериальная;
в) в предсердиях венозная, а в желудочке артериальная;
г) в левом предсердии артериальная, в правом предсердии венозная, в желудочке смешанная.
12. Чем заполнен перикардиальный синус у речного рака?
а) водой;
б) целомической жидкостью;
в) артериальной кровью;
г) венозной кровью.
13. Чем представители данного вида животных (см. рисунок) опасны для человека?
а) переносчики простейших – возбудителей опасной болезни;
б) переносчики бактерий – возбудителей опасной болезни;
в) имеют ядовитые железы, укус представляет опасность для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
г) ничем не опасны.
14. На рисунке изображён орган движения, характерный для:
а) медуз;
б) ракообразных;
в) иглокожих;
г) кольчатых червей.
15. Как дышит речной рак?
а) атмосферным кислородом;
б) кислородом, растворённым в воде;
в) по-разному, в зависимости от степени загрязнения водоёма;
г) по-разному, в зависимости от времени года.
16. К какой группе насекомых наиболее близки термиты?
а) пчёлы;
б) муравьи;
в) тараканы;
г) прямокрылые.
17. Какая из этих групп животных имеет в классификации ранг класса?
а) рукокрылые;
б) плеченогие;
в) брюхоногие;
г) крылоногие.
18. Маска – это часть ротового аппарата:
а) термитов-солдат;
б) жуков-могильщиков;
в) паука-крестовика;
г) личинок стрекоз.
а) эхинококк;
б) аскарида;
в) кошачья двуустка;
г) бычий цепень.
а) эхинококк;
б) малярийный плазмодий;
в) дизентерийная амёба;
г) власоглав.
21. Кто из птиц специализируется на сборе корма в полёте?
а) чёрный дрозд;
б) зарянка;
в) зяблик;
г) чёрный стриж.
22. Для кого из млекопитающих характерно отсутствие клыков в зубной системе?
а) манул;
б) землеройка;
в) зебра;
г) суслик.
23. Кто из птиц устраивает гнёзда в дуплах?
а) дрозд-рябинник;
б) обыкновенный поползень;
в) славка-черноголовка;
г) зелёная пеночка.
24. Представителями какого класса являются червяги?
а) круглоротые;
б) млекопитающие;
в) рептилии;
г) амфибии.
25. Как белый медведь в природе охотится на пингвинов?
а) сбивает лапой в воздухе;
б) поджидает в засаде;
в) догоняет вплавь;
г) никак.
26. У воробьиных птиц короткий мощный клюв связан с питанием:
а) семенами;
б) фруктами;
в) крупной животной пищей;
г) насекомыми.
27. Когда собака перемечивает чужую мочевую метку, это пример:
а) мотивации;
б) сигнализации;
в) ориентации;
г) коммуникации.
28. У птиц ведущим органом чувств является:
а) зрение;
б) обоняние;
г) осязание.
29. Какой из перечисленных видов лучше удовлетворяет понятию
«r-стратег»?
А) травяная лягушка;
б) африканский слон;
в) рыжая полёвка;
г) живородящая ящерица.
30. Для кого из млекопитающих характерно отсутствие клыков в зубной системе?
а) рыжая вечерница;
б) заяц-беляк;
31. Кости крыши черепа относятся к костям:
а) воздухоносным;
б) губчатым;
в) плоским;
г) трубчатым.
32. В отличие от взрослого человека, у ребёнка до 6–7 лет отсутствуют:
а) резцы;
б) клыки;
в) малые коренные зубы;
г) большие коренные зубы.
33. Мембранный потенциал покоя при увеличении концентрации внеклеточного калия:
а) увеличивается;
б) не изменяется;
в) уменьшается;
г) меняет знак.
34. В скелетных мышцах появление кальция в цитоплазме обусловлено:
а) активацией кальциевых насосов;
б) активацией натрий-кальциевого обменника;
в) закрытием потенциал-чувствительных каналов в мембране эндоплазматического ретикулюма;
г) открытием кальций-зависимых кальциевых каналов в мембране эндоплазматического ретикулюма.
35. Поперечно-полосатые волокна свойственны мышечным тканям, которые обеспечивают:
а) повороты глазного яблока;
б) сжатие стенок лимфатических сосудов;
в) сужение зрачка;
г) расширение зрачка.
36. Центры слюноотделения находятся в:
а) среднем мозге;
б) мозжечке;
в) промежуточном мозге;
г) продолговатом мозге.
37. Обкладочные клетки слизистой оболочки желудка секретируют:
а) пепсиноген;
б) трипсиноген;
в) соляную кислоту;
г) альфа-амилазу.
38. Эритроциты, помещённые в гипертонический раствор:
а) лопаются, освобождая содержимое в окружающую среду;
б) уменьшаются в объёме и сморщиваются;
в) сохраняют дисковидную форму за счёт активации систем переноса электролитов;
г) слипаются (агглютинируют) с образованием осадка.
39. Органоиды, имеющиеся в клетках и прокариот, и эукариот:
б) митохондрии;
в) лизосомы;
г) рибосомы.
40. Животные, обитающие в почве и пещерах, имеют некоторые общие черты. Найдите среди них одну неправильную.
а) редукция пигментации;
б) редукция зрительного восприятия;
в) редукция всех органов чувств;
г) адаптация к постоянным абиотическим условиям.
Часть II.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
Инфузория балантидий – 1) обитает в пресных водоёмах, 2) передвигается при помощи жгутиков, 3) не имеет сократительной вакуоли, 4) осуществляет половой процесс – конъюгацию, 5) имеет одно ядро.
а) 3, 4 |
б) 1, 2 |
в) 1, 2, 5 |
г) 2, 4 |
д) 3, 4, 5 |
Изображённое на рисунке животное – 1) покрыто роговыми чешуйками, 2) размножается на личиночной стадии (неотеническое), 3) имеет один поясничный позвонок, 4) осуществляет двойное дыхание, 5) не имеет твёрдого нёба.
К оптической системе глаза относятся – 1) зрачок, 2) роговица, 3) склера 4) хрусталик, 5) сетчатка.
Из перечисленных веществ в воде растворимы – 1) бета-каротин, 2) эритроза, 3) АТФ-аза, 4) мальтоза, 5) инулин.
Часть III.
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет», поставив значок Х в соответствующей графе. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое задание).
1. Все автотрофные организмы являются также фототрофными.
2. Из общей световой энергии, достигающей фотосинтезирующих организмов, около 1 % видимого света используется ими.
3. Интенсивность и качество света изменяются вертикально в пологе леса.
4. Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями.
5. Колючки боярышника являются видоизменёнными побегами.
6. Зародыш семени на самых ранних этапах прорастания гетеротрофен.
7. Двоякодышащие рыбы – вымершая группа рыб, от которой произошли первые земноводные.
8. Миксины не имеют в цикле развития личиночной стадии.
9. Все представители типа Хордовые раздельнополые животные. 10. Регенерация у полипов происходит благодаря делению кожно- мускульных клеток.
11. Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение.
12. Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне.
13. К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные.
14. Основным органом, который под влиянием гормона инсулина обеспечивает снижение уровня глюкозы в крови, является печень.
15. Строгий постельный режим в течение месяца не влияет на водно- электролитный баланс крови.
Часть IV.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. Сопоставьте названные биохимические процессы и органоиды, в которых эти процессы протекают.
2. У млекопитающих гормоны принимают участие в регуляции многочисленных процессов. Соотнесите, пользуясь буквенными обозначениями, названия этих гормонов, обозначенные цифрами, с их функциями, обозначенными буквами.
Гормоны | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Функции: |
3. Установите соответствие между формами клеток возбудителей бактериальных инфекций (1 – 4) и заболеваниями, которые они вызывают (А – З).