Старый крым. Анатолий мигов

Очень маленький и очень провинциальный… Старый Крым. Так уж распорядилась история, что этот город растерял за века свое былое величие. Сейчас это один из самых маленьких городов Крыма с населением меньше 10 тысяч человек, который административно подчиняется поселку Кировское (Ислям-Терек). А было время, когда Старый Крым был крупным средневековым городом и даже являлся столицей Крымского улуса Золотой Орды.

Старый Крым расположен в восточной части Крымского полуострова. Через него проходит шоссе, соединяющее Симферополь и Феодосию. Если вы следуете этим маршрутом, почему бы не остановиться в городке и не посмотреть достопримечательности Старого Крыма, которым не одна сотня лет, к тому же, займет это не более двух часов.

Несколько лет назад мы в составе группы из пятнадцати человек арендовали микроавтобус, и отправились из Севастополя в Старый Крым. Среди нас была большой знаток истории и любитель путешествий по Крыму, которая составила наш маршрут, а также нашла местного гида-проводника, который устроил нам замечательную экскурсию. В Старом Крыму мы посетили – Мечеть хана Узбека, развалины мечети Бейбарса, развалины древней христианской церкви, церковь и часовню со святым источником Пантелеймона Целителя, городское кладбище, где похоронено много известных людей, среди который Александр Грин, недалеко от Старого Крыма – армянский монастырь Сурб-Хач, руины армянского монастыря Сурб-Стефанос. Получился такой вот религиозный тур, но нас больше интересовала история.

Старый Крым расположен в долине, окруженной горными массивами внутренней гряды Крымских гор: с севера – Агармыша (725 м), с юга – более высокого хребта Карасан-Оба. Природные условия сделали эту местность привлекательной для жизни человека. О том, что долина была обитаема с глубокой древности свидетельствует множество археологических находок. Это кремневые орудия, глиняные черепки и даже могильники с каменными гробницами. Вокруг города сохранились курганы, оставленные кемиобинскими, таврскими, скифскими племенами. Обнаружено много следов древних поселений, разбросанных во времени, начиная с IX века до нашей эры. Эти поселения не являлись полноценными городами, поэтому, на сегодняшний день принято считать, что Старый Крым как город появился только в XIII веке. Наверное, поселения даже как-то назывались, но до нас дошло название уже средневекового города, когда он именовался Кырым и Солхат. По крайней мере, сейчас историки и археологи пришли к единому мнению, что с XIII века город имел эти названия, причем одновременно. По поводу их происхождения есть еще споры, самой обоснованной считается версия, что название «Кырым» произошло от тюркского слова, обозначающего «ров», а «Солхат» от итальянского «борозда, ров», так как город был окружен рвом. Не исключено, что имелся в виду Перекопский ров, отделяющий полуостров от материка. Тюркское население – местное, населявшее степной Крым и пришлые татаро-монголы называли город «Кырым», а генуэзцы, обитающие в Генуэзских колониях на Южном побережье Крыма – «Солхат».

В первой половине XIII века татаро-монголы неоднократно совершали набеги на Крымский полуостров, и постепенно начали здесь оседать. В результате чего, к середине века Крым стал одной из провинций (улусом) Золотой Орды. Столица Крымского улуса, где находилась резиденция золотоордынского наместника, появилась на месте существовавших ранее поселений в непосредственной близости от торговых городов Генуэзских колоний Каффы (Феодосии) и Солдайи (Судака). Через некоторое время Кырым (Солхат) стал крупным торговым центром, быстро рос и активно развивался. XIV век был для него «золотой эпохой». В это время в городе построено множество мечетей и других зданий, некоторые из них сохранились до наших дней. Одно из них и самое сохранившееся – Мечеть хана Узбека, ставшая первым пунктом нашего экскурсионного маршрута по Старому Крыму.

Мечеть хана Узбека была построена в 1314 году в первые годы правления хана Золотой Орды Узбека, при котором ислам стал государственной религией Золотой Орды. Сейчас мечеть действующая, внутрь можно заглянуть. Внутреннее пространство мечети разделено двумя рядами граненных колон. Напротив входа находится михраб – ниша, обращенная в сторону Мекки. Это единственная красочная деталь во внутреннем убранстве.

Сохранился резной узор михраба. Он перекликается с каменным кружевом входного портала.

По двум сторонам от михраба изначально были окна, заложенные после построенного впритык к мечети предположительно в 1333 году медресе – мусульманского учебного заведения. Хотя, некоторые исследователи считают, что это здание текие – мусульманского монастыря.

Сейчас строение медресе очень разрушено, но даже по сохранившимся руинам, видно каким было это здание: квадратное в плане с внутренним открытым двором, вокруг которого располагались кельи – маленькие комнаты с узкими, как бойницы, окнами. Каждая из них была перекрыта арочным сводом. Вдоль келий тянулись галереи – навесы на каменных опорах.

Земля Старого Крыма интересна для исследования. Уже в 1925-26 гг. здесь работала археологическая экспедиция, объектом изучения которой было медресе. Сейчас на его территории тоже работают археологи. Место раскопок было накрыто специальной конструкцией.

Недалеко от мечети хана Узбека находятся руины мечети Бейбарса. На сегодняшний день нет полной уверенности в том, что это руины мечети, построенной в 1287-88 гг. на деньги султана Египта Бейбарса I. Однако, считается, что это так. Зачем Бейбарс отправил 2000 динаров на строительство мечети в золотоордынской провинции еще до принятия ею ислама? По одной из версий по происхождению он был половцем (кипчаком) и уроженцем крымских степей. По сохранившимся развалинам можно судить только о размере мечети, а от былой роскошной мраморной облицовки не осталось и следа.

Также поблизости от мечети хана Узбека находятся руины христианской церкви. На стене церкви размещена табличка еще времен СССР, на которой указан период возведения храма X-XII века.

На сегодняшний день не известно, когда точно была построена церковь (допускается временной диапазон X-XIV веков), а также ее национальная принадлежность. Считается, что церковь была или греческой, или армянской. Храм носит имя Иоанна Крестителя, в дни празднования и почитания которого у древних стен церкви проходят службы прямо под открытым небом.

Для своего почтенного возраста постройка неплохо сохранилась. В одной из стен прямо из земли выступают два арочных окна. Это говорит о том, что за тысячу (или около того) лет уровень грунта сильно поднялся.

Развалины церкви заросли плющом. Если не замечать стоящие рядом дома, то получается очень атмосферное место.

В ста метрах от развалин церкви Иоанна Крестителя не так давно была построена церковь Святого великомученика и целителя Пантелеймона.

С архитектурной точки зрения здание храма не представляет особого интереса. В историческом плане тоже. Чего не скажешь об одноименной часовне, расположенной на склоне горы южнее города.

Первая часовня Пантелеймона Целителя была построена у святого источника в 1893 году. Место, где находится источник, считается «местом силы», а сам источник то ли благодаря химическому составу воды, то ли из-за энергетической составляющей имеет целебные свойства. По крайней мере, некоторые случаи исцеления связывают с ним (во что я искренне верю). Нынешняя часовня Святого Пантелеймона была построена в 2001 году, и является уже третей (первые две сгорели в 1904 и 1949 году).

Последней точкой нашей экскурсии по Старому Крыму было городское кладбище. Что может быть интересного на кладбище маленького провинциального городка? Как не странно там обрели покой известные и даже знаменитые люди. Прежде всего, Александр Грин, на могилу которого приходят поклонники его таланта.

В 1930 году Александр Степанович Гриневский (Грин) с супругой Ниной Николаевной переехали в Старый Крым, где купили небольшой домик, который сейчас является Домом-музеем А. Грина. До этого они несколько лет прожили в Феодосии, но вынуждены были перебраться в более дешевое для проживания место. Семья очень нуждалась, так как произведения Грина перестали издавать по причине несоответствия с советской идеологией. Александр Грин тяжело болел и 8 июля 1932 года умер. Первоначально на его могиле был ничем не примечательный памятник, а в 1980 году установили другой с трогательной скульптурой «Бегущей по волнам».

Во время нашего посещения на могиле Грина лежал тетрадный лист бумаги, придавленный камешком, с благодарственным посланием писателю.

«Вся земля, со всем, что на ней есть, дана нам для жизни, для признания этой жизни всюду, где она есть.»

Спасибо! Спасибо! За волшебство и мечты!

Она из Севастополя.

На Старокрымском кладбище похоронены другие известные люди: кинодраматург Алексей Каплер вместе с женой поэтессой Юлией Друниной, завещавшие похоронить себя именно здесь; писатель-фантаст и инженер-изобретатель Вадим Охотников; поэт и переводчик Григорий Петников.

Как добраться:

Площадь Старого Крыма небольшая – все достопримечательности находится в пешей доступности.

Мечеть хана Узбека – ул. Халтурина.

Руины мечети Бейбарса – ул. Красноармейская.

Развалин церкви Иоанна Крестителя – ул. Осипенко.

Церковь Святого великомученика и целителя Пантелеймона – ул. Калинина.

Часовня Святого великомученика и целителя Пантелеймона и святой источник – южная окраина города от ул. Грина по грунтовой дороге.

Городское кладбище – ул. Чапаева.

Из Старого Крыма мы отправились в .

До новых встреч на страницах блога www.сайт

- Январь, 25th 2016

Старый Крым – город на востоке Крыма, расположенный в долине реки Чурюк-Су, известный своим целебным климатом и достопримечательностями. Этот старинный уголок дал название всему полуострову (до этого он назывался Таврикой либо Газарией).

Период расцвета Старого Крыма

Своего расцвета Старый Крым достиг в XIV столетии, когда через него пролегал Шелковый путь из Азии в Европу. Здесь можно было встретить как мусульман (половцев), так и христиан (русов, генуэзцев). Считается, что уроженцем этого города является Бейбарс – знаменитый своими военными и другими реформами султан Египта (XIII век). Именно с его щедрой руки на родине была построена мечеть, которая сейчас является древнейшим мусульманским религиозным сооружением Крыма.

Постепенно Старый Крым утрачивал свое стратегическое значение, а после перехода в подчинение Российской Империи и вовсе опустел (только к ХХ веку численность его населения выросла со 114 человек до почти 5 тысяч). Но этот город сохранил нечто большее – уникальные исторические достопримечательности, на основе которых современные путешественники могут воссоздавать у себя в воображении жизнь наших далеких предков. Туристы, «окунающиеся в объятия» Старого Крыма, насквозь пропитываются духом древности, без машины времени попадая на несколько веков назад.

Наследие эпохи Средневековья

Какие же исторические достопримечательности Старого Крыма сохранились до наших дней? В основном, это памятки архитектуры. Их можно разделить на две эпохи – Средневековую и эпоху Русификации.

Уже упомянутая мечеть Бейбарса предстает перед взором современного путешественника в развалинах. Ее архитектурный силуэт сейчас можно воссоздать лишь в воображении. А вот мечеть хана Узбека, расположившаяся недалеко от дара Бейбарса, функционирует до сих пор. Хотя построена она была ненамного позже, чем самая древняя мечеть Крыма.

Хан Узбек велел начать строительство нового религиозного сооружения в 1314 г. А спустя 20 лет к ней пристроили еще и медресе (религиозная школа). Сейчас о нем напоминают лишь живописные руины. А вот сама мечеть продолжает принимать верующих.

В трех с половиной километрах от города функционирует старинный армянский монастырь Сурб-Хач. Его соорудили в четырнадцатом веке, когда армяне, не желая попадать в рабство к монголам, бежали на полуостров.

В XVII веке Сурб-Хач стал центром паломничества для всех армян Крыма и Северного Причерноморья. Во времена правления Советов здесь находился пионерлагерь и лечебница. И только накануне нашего столетия монастырь возвратился в лоно Армянской церкви и продолжил свою первоначальную миссию.

На юге от Сурб-Хач дожили до наших дней развалины еще одного христианского монастыря – Сурб-Степанос. По мнению ученых, он еще древнее и в свое время был еще больше. Но природные колебания земли и горные оползни подействовали разрушительно на этот оплот христианства.

Наследие эпохи Русификации

Достопримечательности Старого Крыма эпохи Русификации имеют литературную основу. Самая популярная из них – это тропа Грина. Дорога, по которой писатель любил гулять по пути в Коктебель. Также знаменит среди туристов дом-музей им. Грина, открытый в 1960 г. благодаря усилиям его супруги.

Также функционирует дом-музей К. Паустовского, писателя и большого почитателя творчества Грина.

Можно посетить литературно-художественный музей, деятельность которого посвящена знаменитым людям, чья жизнь и творчество имели связь с городом. А таких было немало – поэты А. Ахматова, М. Цветаева, М. Волошин, знаменитый хирург Н. Амосов и многие другие.

Среди природных достопримечательностей Старого Крыма можно выделить уникальный источник Святого Пантелеймона.

Церквушка над источником Святого Пантелеймона

О его чудодейственной лечебной силе знали еще за четыре века до нашей эры. В советское время его пытались ликвидировать, засыпав песком. Но благодаря стараниям староверки К. Токаревой источник не иссяк, и сегодня многие, совершив омовение в его водах, ощущают значительное облегчение и прилив сил.

Старый Крым - один из древнейших городов Крымского полуострова, самые ранние артефакты, найденные на территории города, относятся к эпохе неолита. При строительных работах в центре города были найдены керамические изделия и домашняя утварь 5-4 века до нашей эры, принадлежавшие первым греческим поселениям. Основой расцвет города пришелся на 13 век нашей эры, когда в Крыму правила Золотая Орда.

Географические координаты города Старый Крым на карте Крыма N 45.0306 E 35.0853

Старый Крым стал столицей Крымского полуострова . Город находился на шелковом пути, жил с налогов торговцев и был административным центром вплоть до 16 века. В 16 веке хан Гирей выстроил новую столицу - Бахчисарай, туда и перебралась вся знать. После Крымско-турецкой войны, город опустел, местное население частично перебралось в Турцию, частично расселилось по Крыму.

Ближе к концу 18 века город полностью перестроили на новый, современный лад того времени. Купеческие домики, относительно прямые улицы, процветает парковое и садовое искусство, модное в те времена. На сегодняшний день, город является приморским, находится на основной трассе Керчь- , если ехать из Симферополя, то через него проходить путь в и . Находится в восточной части Крыма. Население города около 10 тыс. человек, этнический состав - 80% русские и украинцы, остальные 20% - татары, греки, болгары, армяне и другие народности.
Расстояние к морю от Старого Крыма 20-30 км. В основном, туристы и обитатели города предпочитают ездить к морю в Судак, Коктебель или Феодосию, все находится на расстоянии 30 км.


Климат в Старом Крыму умеренный, город со всех сторон защищен горами и лесом, поэтому не бывает сильных ветров и суховеев.
Старый Крым богат историческими событиями и достопримечательностями, на юго-западе города в 3-х километрах находится один из старинных храмов Крыма - , построенный в 14 веке армянской диаспорой в Крыму. Храм хорошо сохранился, некоторые его части реставрированы, но большая часть осталась неизменной. Посещение комплекса окунет в историю средневековья с великолепной архитектурой.


Двигаясь в центральную часть города, упираемся в развалины старинной мечети 1314 года, возведенной в честь хана Узбека, при котором Золотая Орда достигла своего максимального могущества. Мечеть дошла до нашего времени в хорошем состоянии и выглядят весьма впечатляюще. Возле мечети находится старинное мусульманское кладбище с сохранившимися надгробиями и надписями.

В восточной части города находится мечеть султана Бейбарса, построенная в 1288 году, мечеть была облицована мрамором и являлась по тем временам очень большой и богатой, сейчас на территории мечети ведутся археологические раскопки.
На восточном выезде, недалеко от города, раскинулся сафари-парк "Козья балка", один из удивительных парков Крымского полуострова, тут можно посмотреть страусов, оленей, антилоп и еще множество животных и птиц. Площадь парка около 4 гектар.
Одной из историй, связанных с городом, является история о названии города, ведь именно от этого города, весь крымский полуостров получил свое название - "Крым". Постепенно в истории полуострова, его все чаще стали назвать "Крым" и название "Таврида или Таврия" затерлось, а чтобы не происходило путаницы, город получил приставку "старый", так и стал называться Старый Крым.
Если Вы отдыхаете в , то непременно посетите этот удивительный город и окунитесь в его историю и достопримечательности.

Старый Крым на карте

Герб Старый Крым

Страна Украина
Автономная Республика Крым
Район Кировский район
Телефонный код +380-6555
Почтовый индекс 97345
Автомобильный код AK / 01
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Площадь 9,97 км?
Высота НУМ ~300 м
Координаты Координаты: 45°01?45? с. ш. 35°05?19? в. д. / 45.029167° с. ш. 35.088611° в. д. (G) (O) (Я)45°01?45? с. ш. 35°05?19? в. д. / 45.029167° с. ш. 35.088611° в. д. (G) (O) (Я)
Прежние названия Кырым, Солхат
Городской голова Котюк Петр Максимович
Плотность 1000 чел./км?
Население 10700 человек (01.06.2005)

Старый Крым (укр. Старий Крим, крымскотат. Eski Qrm, Эски Къырым) - город в восточной части Крыма. Город районного подчинения Кировского района республики (выделен тёмным на карте-врезке). Через Старый Крым проходит дорога Р23 Симферополь -Феодосия .

Население - 10,7 тыс. чел. (2005).

История

На территории города в разных местах открыты неолитические поселения, которые получили эпонимные названия Старый Крым, Бакаташ, Изюмовка в 1930 г.; Старый Крым I,II в 1975 и 2004 гг. В центре города при земляных работах выявлена античная керамика IV в. до н. э. - III в.н. э. Эти слои перекрыты наслоениями средневекового города и отчасти разрушены. Почётная надпись 222 г. н. э.на древнегреческом языке, найденная в 1895 году в Старом Крыму, является свидетельством гораздо большего возраста города, чем это принято считать.

Но возникновение города традиционно относят к XIII веку, когда после монгольского завоевания степной Крым вошёл в состав Золотой Орды. Вскоре после окончательного установления ордынской власти в восточной части полуострова был основан город Кырым, который стал административным центром Крымского Юрта и резиденцией эмира Крыма. В период господства Золотой Орды город имел два названия одновременно.

  • Ордынцы и составлявшие основную часть населения степного Крыма кыпчаки называли город Кырым, а итальянцы (в основном генуэзцы), владевшие южным побережьем Крыма и ведшие в регионе активную торговлю, именовали его Солхат - Solcati. По поводу происхождения обоих названий ведётся много споров, однако наиболее обоснованными представляются следующие версии. Кырым - западно-кипчакское qrm - «мой холм» (qr - холм, возвышенность, -m - аффикс принадлежности I лица единственного числа). Солхат - от итальянского solcata - «борозда, ров». Некоторые историки высказывают предположение, что город был разделён на две части: мусульманскую, в которой была расположена резиденция эмира, и христианскую, в которой жили итальянские купцы, и эти две части назывались Кырым и Солхат соответственно.

Название города - Кырым - вскоре распространилось и на весь полуостров, который до того обычно именовали Газарией или Таврикой.

Расцвет города пришёлся на XIV век. В этот период Солхат был крупным торговым центром на Шёлковом пути из Азии в Европу, активно рос и строился. Тогда были построены сохранившиеся до наших дней несколько мечетей и медресе. По одной из версий, уроженцем Солхата был великий султан мамлюкского Египта Бейбарс. Став правителем Египта, он отправил в родной город щедрые подарки, в частности на его средства была сооружена одна из городских мечетей.

После того, как Крым обрёл независимость от Орды, и было образовано Крымское ханство, столица была перенесена сначала в Кырк-Ор, а затем во вновь построенный Бахчисарай , и город стал утрачивать своё прежнее значение. После завоевания в 1475 году Османами генуэзских колоний вышло из употребления имя Солхат. Во времена Крымского ханства город стали называть Эски-Кырым (крым. Eski Qrm - «старый Кырым»). Нынешнее русское название является калькой с этого имени.

После вхождения Крыма в состав Российской империи почти всё население города эмигрировало и перепись 1805 года зафиксировала в нём всего 114 жителей. Тогда же город был переименован в Левкополь, но в отличие от других переименованных городов новое название не прижилось.