Средства выразительности гой ты русь. Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная

Родине и природе посвятил Сергей Есенин большую часть своих произведений. Любимая Русь для него — это и мир крестьянских домов, в которых «пахнет яблоком и мёдом », И природа средней полосы с бескрайними полями, с деревеньками, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя». В природе поэт черпал своё вдохновение, искренне ощущая себя её частицей.
Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная … » — нежное признание поэта в любви к родной земле. Оно вошло в первый сборник Сергея Есенина «Радуница» .

С присущей поэту склонностью одушевлять всё живое, он и к России обращается как к близкому
ему человеку: «Гой ты, Русь моя родная». В этом стихотворении есть всё, что характерно для ранней поэзии Есенина: не совсем понятные городскому читателю слова (корогод — хоровод) и обилие религиозной символики (рать святая; хаты — в ризах образа; кроткий Спас; рай). Картина воспринимается как бы глазами «захожего богомольца», и читатель ощущает настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праздничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами. Звуковой ряд — слова звонно, гудит, прозвенит — создают иллюзию колокольного звона. А деревенская
изба уподобляется храму: «хаты — В ризах образа».

Используемые Есениным художественно-выразительные средства, прежде всего олицетворения (звонко чахнут тополя; гудит весёлый пляс), создают живой образ мира, раскинувшегося между небом и землёй. Праздничное состояние души — и у лирического героя, и у крестьян, и в природе. Лирический герой находится в полной гармонии с собой и с природой — другого счастья ему не надо. Если начальная строка стихотворения определила настроение автора, то в последней строфе все чувства, вся любовь Есенина к родине вылились в важное для него утверждение:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю! »

настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праадничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами.
Звуковой ряд — слова звонно, гудит, прозвенит — создают иллюзию колокольного звона. А деревенская изба уподобляется храму: «хаты — В ризах образа».

Это ключевой образ произведения. Деревня воспринимается лирическим героем в образе Храма.
С самой первой строки Русь предстаёт как нечто святое. За этим сравнением — целая философия и система ценностей автора. Поэт использует цветопись: «только синь сосёт глаза». Эта метафора необычна: синь будто бы впивается в глаза. Есенин представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью. Если синий цвет в стихотворении назван прямо, то золотой присутствует в стихотворении скрытно: он в соломенных крышах, налитых яблоках, мёде, желтой стерне на сжатых полях, в пожелтевшей тополиной листве. В стихотворении большинство глаголов использовано в форме будущего времени (побегу; прозвенит; если крикнет; скажу) — лирический герой только собирается отправиться в путь для того, чтобы познать бесконечные пр ос торы родной земли.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» было написано Есениным в 1914 году. Это стихотворение о бесконечной любви к своей родине. Поэт описывает Русь во всей её красе:

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосёт глаза.

Лирический герой восхищается родиной с её полями, «низенькими околицами» и церквами. Он наслаждается тем, что проводит время именно здесь:

Побегу по мятой стежке

На приволь зелёных лех

Поэт очень тонко чувствует всё, чем «богата» Русь. Каждый звук, запах - ничего не остаётся без внимания:

Звонно чахнут тополя...

Пахнет яблоком и мёдом...

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс...

Есенин, как самый откровенный поэт серебряного века, хотел выразить свою искреннюю любовь и благоговение к родине. Данное стихотворение можно назвать одним из самых сильных признаний в любви и верности России.

Поэт готов отказаться от райской жизни, лишь бы никогда не покидать родного края.

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою.»

Для лучшего выражения тёплого чувства к России поэт использует различные художественные средства. Обращаясь к Руси, Есенин использует древнерусское слово «Гой», тем самым показывая уважение к древним традициям и фольклору. Он сравнивает себя с «захожим богомольцем», чтобы подчеркнуть преклонение перед верой русского народа, ведь русские - православные. Поэтом применяются метафоры «синь сосёт глаза», «звонно чахнут тополя», «гудит весёлый пляс», «прозвенит девичий смех» - для наибольшего выражения образности и необычности самых обычных вещей.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма - женская, чередующаяся с мужской. Это сделано для поддержания ритма и мелодичности, стихотворение легко читается и запоминается.

Стихотворение производит приятное ощущение с первых же строк. Создаётся чувство лёгкости и счастья, наслаждения просторами прекрасной страны. И вместе с тем - это произведение является сильным и наполненным чувством патриотизма. Бесконечное уважение и любовь к родине - вот то, к чему стоит стремиться.

Сергея Есенина относят к «новокрестьянским» поэтам. Их произведениям присуще обращение к теме деревенской России, а также тесная связь с миром природы и устным народным творчеством. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» отражает все эти характерные черты.

Стихотворение датировано 1914-м годом, когда поэт уже находится в Москве. Молодой Есенин сталкивается со многими испытаниями: тут и неверие отца в то, что сын может прожить на доходы от своего творчества, и необходимость выбрать дальнейший жизненный путь – учёба или служба, и первые серьёзные отношения… Связанные с этим трудности, как и сама по себе жизнь в городе, сказывались на настроении поэта: он тосковал по деревне, где жил вольно и беззаботно. Вот почему в стихотворениях того периода он часто изображает деревенскую среду. К слову, именно она для Есенина является воплощением образа Родины.

Основные образы

Какой же видит поэт деревню? Это раздольное – «не видать конца и краю» – место, над которым простирается ярко-синее небо; под ним – поля, пашни, дорожки… Во многих стихотворениях Есенин упоминает и про вечную крестьянскую беду – нищету, но здесь она явно не прослеживается (разве что «низенькие околицы,», у которых «звонно чахнут тополя»). Зато говорится, что жизнь простого люда тесно связана с православной верой («Хаты – в ризах образа…»). Какое настроение царит в деревне? Радость и веселье («И гудит за корогодом // На лугах весёлый пляс»).

Представить общую картину можно так: герой вначале окидывает взором всё пространство, смотрит в небо; затем идёт вдоль домов, полей – пока медленно; но вот послышались звуки «пляса» – и он, поддавшись этому новому настроению, уже «бежит по мятой стежке»; из наблюдателя рассказчик становится участником действия – и пусть это лишь воспоминания или, наоборот, надежды (так как время глаголов меняется с настоящего на будущее), но тем ярче видно, что деревня, Родина, Русь навсегда в сердце героя, они неразрывно связаны друг с другом.

Стихотворение написано от первого лица: лирический герой, близкий к автору, описывает, что он видит, слышит, чувствует, проходя по родному краю. Сам себя он сравнивает с «захожим богомольцем», который пришёл поклониться своей земле, после чего вновь уйдёт в чужие края, – это создаёт лирическое настроение, пронизанное светлой грустью; однако бодрость, задор, веселье, свойственные народной песне, на которую стихотворение очень похоже по форме, постепенно берут верх, достигая апогея к финалу.

Средства художественной выразительности

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, рифма перекрёстная, точная – всё это придаёт тексту напевность, плавность, мелодичность.

Музыкальность – ключевая особенность стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…». Этот эффект создают эффект ассонансы (например, повтор звуков [э], [у] в четвёртой строфе) и аллитерации (особо нужно отметить повторение сонорных [р], [л], [м], [н], звонких взрывных [б], [г], [д], звонких шипящих [з], [ж], придающих звучность, бравурность). На уровне лексики обнаруживается сходство с народной речью: в характерном междометии при обращении «гой» («Гой ты, Русь…»), в диалектных словах («корогод» — хоровод, «стежка» — дорога, «лехи» — борозды, пашни). В стихотворении много существительных, образованных с помощью нулевых суффиксов («синь», «Спас», «пляс», «приволь»), что также характерно для народной речи. Таким образом, Есенин берёт за основу форму народной песни. Этим он, во-первых, создаёт атмосферу русской деревни, а во-вторых, делает акцент на эмоциональности, глубине чувств. Как известно, музыка, песня – это прямое выражение души человека.

В чём смысл?

Главная мысль сосредоточена в последней строфе стихотворения. В ней Русь образно сравнивается с раем, что можно понимать и в прямом, и в переносном смысле (как любое место, где человеку лучше всего) – и герой выбирает Родину. Такая патриархальная, православная, дореволюционная отчизна – его идеал.

У читателя это стихотворение рождает идиллический образ. Плохо знакомые с реальностью деревенского быта, мы легко поддаёмся влиянию поэта, который опускает проблемы и трудности – ведь и он сам, находясь в городских стенах, не вспоминает о них, ему видится только лучшее. Эта точка зрения и яркая, сильная, афористичная финальная строфа заставляют задуматься о собственном отношении к Родине. Читатель думает о том, что, при всех недостатках, в ней гораздо больше прекрасного, а также о том, что любовь к отчизне, как и любовь в принципе – чувство абсолютное, и для истинного патриота иной выбор, кроме того, которым заканчивается стихотворение, невозможен.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В «годину невзгод» вошла в поэзию С.Есенина тема России. «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине», - говорил этот лирик. Первые стихи на эту тему, предназначенные для печати, появились в 1914 году. Стихотворение «Гой ты, Русь...» тоже написано в этом трагическом году и является одним из ранних произведений Есенина. Здесь я предлагаю целостный анализ этого текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«гимназия 3»

города Дубна Московской области

Конспект урока по литературе
в 11 классе

Анализ стихотворения С.Есенина

«Гой ты, Русь, моя родная...»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Мадигожина Наталья Валентиновна

г. Дубна

В «годину невзгод» вошла в поэзию С.Есенина тема России. «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине», - говорил этот лирик. Первые стихи на эту тему, предназначенные для печати, появились в 1914 году. Стихотворение «Гой ты, Русь...» тоже написано в этом трагическом году и является одним из ранних произведений Есенина.

По «форме» это произведение будущего новатора очень простое: оно состоит из пяти четверостиший с перекрестной рифмовкой, в нем чередутся женские и мужские точные рифмы: «родная - края», «образа - глаза»... Написан текст четырехстопным хореем - одним из самых распространенных в классической поэзии размером. Здесь нет сложных символов и метафор, характерных для лирики начала 20 века... Первое, что бросается в глаза - это насыщенность стихотворения религиозными мотивами.

В этом смысле данное произведение не является для Есенина уникальным. Именно в 1914 году поэт создает более десятка текстов на тему Родины, в которых пишет о божьей благодати, о культе Спасителя, о богомольцах и богомолках... А ведь за два года до этого Сергей слыл безбожником, не хотел носить крест и ходить в церковь. Но, чуть повзрослев, в так называемый «московский период» юноша попытался решить проблемы нравственного и этического характера на материале христианской мифологии. Сам Есенин утверждал, что верил в Христа скорее не как в Бога, а как в идеально прекрасного человека. Тем не менее в стихотворениях 1914 года все в Природе полно божественной, неизреченной тайны, поэту всюду мерещится Божий лик.

В это время он мечтает об идеализированной Руси, где все благостно и свято. Родная сторона показана глазами «захожего богомольца», которого восхищают и живописные картинки природы, и звуки, и запахи... Он верит, что главное в каждой крестьянской хате - это «в ризах образа», восхищается запахами яблок и меда церковных праздников... В одном из своих стихотворений Есенин скажет: «Люблю тебя, Родина кроткая! А за что - разгадать не могу». Но в произведении «Гой ты, Русь...» он дает разгадку тайны. Как же можно не любить русские просторы! Поэт несколько раз подчеркивает, что здесь привольно глазу: «не видать конца и края», лирический герой выбегает «на приволь зеленых лех»... Все пейзажные картинки ярко окрашены: синь неба, озер и рек «сосет глаза», поля зеленые, образа мы сразу представляем в золоте, хороводы крестьянки ведут, конечно, в ярких, пестрых одеждах! Звуки смеха, веселого шума, народной пляски... Одно из немногих сравнений этого текста - девичий смех звенит, как сережки.

Есенин пишет о России деревенской, народной и использует просторечную лексику, значение которой нам сейчас даже приходится узнавать в словаре. Оказывается, хоровод называли и «корогодом», низенькая «околица» - это деревенская изгородь, на «лехи», то есть на полосы, делили поля и луга... Читая, чувствуешь, что и сам автор - не коренной житель большого города, он в деревне не такой уж и «захожий», он свой, он умеет чувствовать и народный дух, и природу. В его описаниях столько искренности и непосредственности, что стихотворение превращается в страстный гимн во славу отчизны.

И, по-моему, вовсе не смиренному «богомольцу» принадлежат слова, которыми заканчивается произведение:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Мне кажется, в этом выражении «рать святая» просвечивает беззлобный юмор поэта, который появляется у него почти всегда вместе с религиозной тематикой. В другом стихотворении, написанном в том же 1914 году, «у лесного аналоя воробей псалтырь читает»... Ветер кажется поэту «рыжим ласковым осленком», на котором едет Спаситель. И всё в мире весело кричит Иисусу: «Осанна!»

Стихотворение Есенина «Гой ты, Русь...» не случайно стало песней, как и множество других произведений этого автора. Я люблю эту его раннюю пробу пера за искренность и за то, что здесь он показывает нам нашу Родину такой, какой она часто предстает в мечтах. Замечательный бард второй половины 20 столетия Александр Галич в «Плачах о России» показывает нам совсем другую, трагическую Русь, сомневается, была ли когда-нибудь эта вымышленная страна, где «листья падают с деревца в безмятежные воды, и звенят, как метелица, над землей хороводы»... Он иронизирует вроде бы над этим лубочным образом нашей родины, где «каждый с каждым поделится божьим словом и хлебом», но в то же время понятно, что каждый русский человек хранит в своем сердце веру в то, что такая Русь была когда-то и надежду на то, что мечту о золотой стране, «где все родятся счастливыми и отходят в смиреньи» можно сохранить хотя бы в своем сердце. В сердце, которое и в трудные времена не должно ожесточаться.

Я больше люблю более зрелые, более совершенные стихотворения Есенина о Родине, но, мне кажется, что уже здесь виден огромный самобытный талант начинающего автора. Мне нравится это идеализированное, с налетом легкого юмора над своей же наивностью, отношение к российской деревне и природе. Такое восприятие мне гораздо ближе всяких «обличений», на которые многие были горазды уже и в ту эпоху.

В предреволюционные годы, в 1915-1916, и у Есенина будет много стихотворений о тяжелой судьбе России, о необъятной, но вечно нищей стране. Тем удивительней, что именно в год, когда началась мировая война, поэт создал столько текстов о веселых стариках, мирных пахарях, которые собираются на войну «без печали, без жалоб и слез». Кроткие монахи и монашки благословляют родной край и верят в победу и в воцарение вечного мира. Такая страна, как показана в стихотворении «Гой ты, Русь...» воистину даже лучше рая, в который зовет лирического героя «святая рать». В такой России так хочется жить, а если уж придется умереть - то легко и « в смиреньи».

Использованная литература:

1. Сергей Есенин Собр.сочинений в двух томах. Москва, «Современник», 1990, том 1,с. 52

2. Л.Л. Бельская Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.Глава 1 «Начало пути», с.5-33, Москва, 1990



1.Тема стихотворения - любовь к родине.

2.Основная мысль. Есенин хочет показать, что он дорожит своей родиной и не променяет её даже на рай.

3.Композиция.Произведение состоит из пяти строф по четыре стиха в каждом.Все пять строф повествуют нам о красоте и святости родины:

"Хаты - в ризах образа

Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза"

Однако последняя строфа выражает нам отношение автора к родине больше, чем в других строфах.

4.Ритм-стихотворение мелодично.Рифма-перекрестная.Размер-четырёхстопный хорей.

5.Лирический герой.Лирический герой-это Есенин.

"Гой ты, Русь, моя родная"

"Не надо рая,

Дайте родину мою"

Лирический герой любит свою родину за поля, за пляски на лугах, за девичий смех.Я считаю, что Есенина можно назвать истинным патриотом.

6.Художественные средства.Автор использовал эпитеты"Русь, моя родная", "весёлый пляс", "у низеньких околиц".Они нужны, чтобы показать образы русской земли.Используются сравнения "как захожий богомолец", "как серёжки, прозвенит девичий смех".Они даны для более точного описания родины. Также есть метафоры "Синь сосет глаза", "чахнут тополя", "смех прозвенит".В стихотворении присутствует церковная лексика:"ризы".", богомолец", "Спас", "святая".Она нужна, чтобы показать, что родина является святым местом для каждого человека.

7.Моё впечатление.Меня впечатлило это стихотворение, так как в нём автор говорит о любви к родине.Мне очень понравились строки:

"Если крикнет рать святая:

Обновлено: 2017-01-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме