С чего началась новая эра. Когда началась "наша эра"
Люди всегда хотели запомнить своё прошлое. С возникновением письменности возникла необходимость вести летоисчисление.
Самой первой и естественной единицей измерения были земные сутки. Наблюдение за Луной помогло установить, что одна Лунная фаза длится в среднем 30 суток. А через 12 лунных фаз начинается повторение первой. Календари, основанные на наблюдении за Луной, появились у многих народностей и хоть они и были неточными, но позволяли вести летоисчисление.
Оставалось понять, с какой точки начинать отсчет. Чаще всего за начало летоисчисления принималось какое-либо важное событие в эпохе народа. Такие промежутки стали называться эрами. Например, начало царствования нового вождя (эра Селевкидов – у жителей государства Селевкидов при восшествии на престол Селевка), заложение нового города (эра от основания Рима – у римлян) или просто знаменательное событие (эра от проведения первых Олимпийских игр – у греков).
Другой способ летоисчисления представлял собой последовательность событий. Его можно представить следующим образом: правитель X взошел на престол через 3 года после неурожая пшеницы; через 5 лет после начала правления X на государство был совершен набег варваров и т.д.
Практически у каждого государства существовало свое летоисчисление. С развитием торговли и науки в Европе, возникла необходимость создания единого календаря для христианских стран. В 525 году римский аббат Дионисий Малый предложил новую систему летоисчисления от Рождества Христова. Поначалу идеи аббата не пользовались популярностью, и каждая страна продолжала вести хронологию по-своему, однако спустя столетия в конце 10 века многие европейские страны начали переходить на предложенный Дионисием календарь. Теперь любая дата стала писать с припиской «от Рождества Христова» или «от Р.Х.). Окончательное упорядочивание календаря произошло в эпоху Возрождения, когда был введен термин «до Рождества Христова». Это значительно облегчило и систематизировало хронологию мировых событий. Уже ближе к 20 веку религиозная фраза «от Рождества Христова» заменилась фразой «нашей эры» и летоисчисление приобрело современный вариант.
Получается, современное человечество ведет летоисчисление по эрам, то есть использует те же способы, которыми пользовались наши далекие предки. Только теперь мы имеем более точный астрономический календарь, а точка отсчета летоисчисления является единой для всех стран.
Это интересно: в России переход на летоисчисление «от Р.Х.» произошло по историческим меркам совсем недавно – в 1700 году указом Петра I. До этого хронология событий велась по Константинопольской эре, которая начинала свой отсчет с 5509 до н.э. Получается, по старообрядческому календарю сейчас (на 2015 год) идет 7524 год. По результатам последнее переписи населения, старообрядцами на территории России являются 400 000 человек.
Несколько лет назад мировая пресса на все лады обсуждала вопрос о том, с какого года следует начинать отсчет третьего тысячелетия: с 2000-го или с 2001-го. Только все эти разговоры не стоят и выеденного яйца — мы уже несколько лет живем в третьем тысячелетии. Если считать от Рождества Христова, конечно.
Речь пойдет не о знаменитом древнегреческом историке и риторе Дионисии, а о его тезке — ватиканском монахе, который жил в VI веке н.э. В 525 году папа Иоанн I поручил ему разработку нового календаря. Исполнительный священнослужитель взялся за дело с особым рвением. И надо сказать, нашел очень хороший ход: считать начало нашей эры, от дня рождения Иисуса, чем заслужил одобрение католических иерархов.
Работу он начал с попыток уточнения даты рождения Христа. Для этого воспользовался Евангелием от Луки и на основании содержащихся в его тексте данных вычислил, что это произошло в 754 году по римскому календарю. Но получилось так, что Лука, подробно описывая события жития Христова, кое в чем пренебрегал хронологией. А Дионисий, зная Библию почти наизусть, был не слишком силен в обычной летописной истории. Прошли годы. Новый календарь распространился по всему христианскому миру. И наконец выяснилось, что прилежный Дионисий ошибся на несколько лет: историческое событие в Вифлееме произошло раньше, чем он вычитал у Луки.
Иисус родился, когда царствовал Ирод. А Ирод (и это исторический факт, не подлежащий сомнению) умер в 4 году до новой эры. Мало того, евангельские данные и сведения, почерпнутые из других книг Библии, переносят дату рождения Христа на еще более ранний срок. Взять хотя бы такой библейский текст. В нем говорится, что Иосиф с беременной женой Марией сбежали из Назарета в Вифлеем, чтобы не попасть под перепись населения. Об этом свидетельствуют Матфей и Лука. Официальная история говорит о двух переписях населения в Иудее, Одна из них была проведена в 6 и 7 годах н.э., то есть после рождения Христа, а стало быть, ее в расчет брать нельзя. Другую же провел Се- неций Сантурин в период с 8 по 6 год до н.э. Значит, в это время Иисус и родился? Скорее всего, да. Но и это с уверенностью утверждать нельзя.
Вифлеемская звезда. В Библии она просто звезда — и все. Но что же это за небесное тело было на самом деле? Американский ученый и писатель-фантаст Артур Кларк в одном из своих рассказов предположил, что это была вспышка Сверхновой. Но вряд ли. Если бы это было так, вспышка наверняка была бызарегистрирована астрономами Китая, Греции и Рима, где в отличие от Иудеи наблюдение за звездным небом имело вековые традиции. Тогда что же? Астрономы относительно недавнего прошлого и современные ученые выдвигают несколько версий.
В XVII веке великий Иоганн Кеплер подсчитал, что в 7 году до н.э. произошла конъюкция (сближение на небесной сфере) двух крупнейших планет Солнечной системы — Юпитера и Сатурна. В результате получилось “светило”, по яркости превосходящее Сириус. В нынешнем веке англичанин Дэвид Хью проверил расчеты Кеплера, и они подтвердились. Мало того, выяснилось, что в 7 году до н.э. конъюк- ции Юпитера и Сатурна происходили трижды: в мае, сентябре и декабре, Кроме того, в 7 году до н.э. была еще и конъюкция Юпитера и Венеры, что давало еще более яркую светящуюся точку, а год спустя аж тройная конъюкция: Юпитера, Сатурна и Марса. Вифлеемской звездой могла быть и комета. В Евангелии от Матфея написано, что звезда «шла перед ними”. “Соединившиеся” планеты стоят в одной точке небеснойсферы. А вот кометы движутся по небосклону. В период, предшествовавший смерти Ирода, в небе появлялись две кометы — в 5 и 4 годах до н.э. Вторую из расчетов надо исключить. Она была слишком слабой и к тому же появилась незадолго до смерти царя, когда он был очень болен и младенцами не интересовался. Да и первая комета вызывает сомнение. Она была поярче, по форме напоминала веник и светила 70 дней. Но, судя по официальным хроникам, особого впечатления она не оставила. Остается знаменитая комета Галлея. Кстати, именно ее изобразил в 1303 году итальянец Джотто на фреске «Поклонение трех волхвов”. А комета Галлея перед началом новой эры появлялась на небосклоне в 12 году. Вот это уже ближе к истине. И подтверждается Евангелием от Иоанна, которое не потрудился проштудировать при подготовке календаря Дионисий. В нем иудеи говорят Иисусу: «Пятидесяти лет еще не имеешь, а Авраама видел?” Ну кто, скажите, будет так обращаться к 30-летнему парню? Скорее уж, к 40-летнему мужчине.
Выходит, Иисус родился в 12 году до н.э. Тут все сходится. И Вифлеемская звезда светила, двигаясь по небосклону, и царь Ирод был в расцвете сил и проводил переписи населения. А из этого следует, что мы уже не первый год живем в третьем тысячелетии. Если, конечно, считать от Рождества Христова.
Вы увидете, что Библия ясно говорит: вышеприведённое заявление - неверно.
Во-первых: адвентисткая церковь, как и многие другие, учит, что приказ о восстановлении Иерусалима был получен Ездрой в 7-ом году правительства Артаксеркса I в 457г до н.э. С этого года, игнорируя принцип библейского времени (см. стр.2), церковь начинает отсчитывать 69 недель как 483 года (мы обсудим эти 69 недель позже) и получает 27-ой год, когда по их мнению Иисус был окрещён (457до нэ - 483 года +1=27 г. ). .
Однако такая точка зрения не имеет надёжного основания.Лука совершенно ясно сказал (3:1), что Иоанн Креститель начал свою миссию крещения в 15-ом году правления Тиберия кесаря. Тиберий стал кесарем в 14 г., значит его 15-ым годом был 29-ый год. Это значит, что Иисус не мог быть окрещён ранее 29 года. Библия говорит, что Иоанн Креститель начал свою миссию в 29 году, она не говорит, что Иисус был окрещён в тот же –29ый год.
Фактически, когда Иисус пришёл креститься, Иоанна хорошо знали
“ Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская ” (Мат.3:5; Марк1:5 ), так что вероятнее всего, он проповедовал дольше, чем несколько месяцев (никто не знает, который день Лука посчитал началом года. В то времяпо нескольким календарям год начинался со дня рождения Августа (23 сентября) http:// en. wikipedia. org/ wiki/ Julian_ year_(calendar ) . И если это было так, 29 год только бы начался) .Адвентисты учат, что 27-ой год был пятнадцатым годом правления Тиберия, поскольку он замещал императора Августа два последних года до его смерти. Таким образом,учат они, его 15-ым годом правления был фактически 27-ой год. Однако внимательное изучение времени правления Августа ясно показывает, что то короткое время (менее двух лет), когда Тиберий был открыто признан Августом его приеемником и был допущен на заседания Сената, не было фактически временем его со-правления: он не издавал законов, не брал на себя ответственности за империю.
Тиберий не был лидером, он не умел говорить ни с народом, ни с Сенатом. Август приблизил его к себе, потому что Тиберий не был ему конкурентом, Август не боялся, что Тиберий привлечёт к себе уважение и почёт его подчинённых. До самой своей смерти Август оставался в твёрдом уме и здравой памяти, в год своей смерти он записал все свои победы, какие он совершил за свою жизнь ("Деяния Божественного Августа"). Август не нуждался в помощниках.
Будучи
себялюбивым
и гордым
правителем,
хорошо
осознающим
свои заслуги
в укреплении
империи, ему
нравилось,
когда люди
видели
контраст
между ним,
пусть старым,
но мудрым
вождём, яркой
личностью, и
будущим
правителем,
диковатым,
отстранённым,
подозрительным
человеком,
каким был
Тиберий.
В то
время никто
не
воспринимал
Тиберия как
правителя
империи.
Даже после смерти Августа Тиберий не был готов принять ответственность за империю. Согласно Летописи Тацита , очень неуверенно он спрашивал Сенат, может ли он принять на себя контроль только какой-то части государства. Сенат ответил ему, что империя не может быть разделена и должна управляться одним умом.
Преемник Цезаря, не по крови, но по собственному выбору Цезаря, Август в совершенстве удовлетворил ожидания римлян. Как первый римский император Август организовал местное правительство и армию, восстановил Рим, покровительствовал культуре и искусствам. С его правления прекратились бесконечные войны, и начались 200 лет мира, вошедшие в историю под именем Pax Augustus (или Pax Romana) . То, что он сделал для империи было настолько велико и казалось невозможным для человека, что многие считали его богом и поклонялись ему даже после его смерти.
В
то время,
когда Август
был жив,
Тиберий был
лишь тенью
вождя. Сенат,
и, особенно,
массы,
никогда не
воспринимали
его, как
правителя
империи, пока
Август был
жив. Лука не
мог
причислить
два
последних
года Августа
правлению
Тиберия
никоим
образом.
Именно
поэтомув 29-ом, а не в 27-ом
году Иоанн
стал
проповедовать,
и Иисус мог
прийти к нему
в 29ом году или
позже.
http://classics.mit.edu/Augustus/deeds.html
http://www.fordham.edu/halsall/ancient/
suetonius-augustus.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Augustus http://en.wikipedia.org/wiki/Tiberius
http://www.jerryfielden.com/essays/suetonius.htm
http://www.roman-emperors.org/tiberius.htm
http://www.romansonline.com/Persns.asp?IntID=
2&Ename=Tiberius
http://www.unrv.com/early-empire/tiberius.php
Второе: в традиционном объяснении пророчества нет никакой логики в порядке указанных событий. Смотрите сами: сначала был построен храм, затем город, потом - городская стена. Из вышеуказанных книг мы знаем, что евреи были окружены врагами, которые всё время пытались не допустить восстановления храма. Соседние племена были аггрессивны и опасны для евреев. Евреи не могли построить храм и город, не восстановив сначала городских стен. Стена города имела далеко не эстетические цели, но защитные. Она должна была быть восстановлена первой.
Давайте начнём изучать данные книги шаг за шагом.
Из истории мы знаем, что в 539 г.до н.э. Кир II (559-521до н.э.) одержал победу над Вавилоном и дал указ о восстановлении храма (Ездра 1:1-3). В правительство Кира, в 539-8 гг.до н.э., первые евреи вышли из вавилонского плена в Иерусалим и другие иудейские города с Шешбацаром (Ездра1:8,11), областеначальником (Езд.5:14), который первый положил основания храма (Езд.5:16).
Это был Шешбацар, а не Зоровавель, кто получил с еребро и золото отКира (Ездра 1:8). Имя Шешбацара не было упомянуто в списке людей, кто вышли с Зоровавелем, потому что Шешбацар вел другую группу- самую первую.
Второй исход состоялся позже, с Зоровавел ем (Ездра 2:2), областеначальником (Аггей 1:14). Когда они пришли и начали строить город Иерусалим,соседние народы написали письмо царю Артаксерксу Iс жалобой на евреев, в письме они сказали: “Да будет это известно царю, что Иудеи, которые вышли от тебя ,пришли к нам - в Иерусалим, строят этот мятежный и негодныйгород, и стены делают, и основания их уже поставили ” (Ездра 4:12). Так когда состоялся исход с Зороавелем? В правительство Артаксеркса I (465-424 до н.э.). Что люди Зоровавеля стали делать сразу по приходе? Они стали ремонтировать стены и устанавливать основания.
Неемия (или Тиршафа 1:1; 10:1) был очень богатым и уважаемым человеком (Неем.7:70). Сначала он прибыл в Иерусалим с группой Зоровавеля (Неем.7:7; Ездра 2:2) и вместе со священником Ездрой он участвовал в празднике кущей (Неем.8:9,17), который они не имели “ от дней Иисуса, сына Навина ” (Неем.8:1,17). Праздник был проведён в седьмом месяце (Ездра 3:4,6), в первом году по возвращении группы Зоровавеля в Иерусалим (Ездра 3:6,8). После этого Неемия возвратился в Вавилон, чтобы продолжить свою работу виночерпия при двореАртаксеркса I . Приблизительно 10 годами позже (мы обсудим этот период времени позже), когда он был в Сузах (Неем.1:1, указывает, что Неемия не оставался на одном месте все эти годы), он услышал, что люди, которые ушли в Иерусалим - “ в великом бедствии и уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнём ” (Неем.1:3). Неемия был очень раздосадован (1:3), потому что он был с людьми Зоровавеля, когда они ремонтировали стены. Вероятно соседние племена, которые были против восстановления Иерусалима, сожгли воротаБиблия говорит, что во втором году по их возвращении (Ездра 3:8) основания храма были положены (Ездра 3:10). Как мы знаем, Шешбацар уже положил основания храма (Ездра 5:16). Этоозначает только, что слишком много лет прошло с тех пор, как Шешбацар положил основания, и ониуже были частично разрушены, и, вероятно,не были даже закончены: « Тогда Шешбацар тот пришел, положил основания дома Божия в Иерусалиме; и с тех пор доселе он строится, и еще не кончен » (Езд.5:16) из-за сильной оппозиции, которую испытывали евреи от своих соседей.
В 20-ом году правления царя Артаксеркса I (правил с 465 по 424 гг. до н.э.) Неемия испросил у царя разрешения идти в город его предков и обстроить его. Царь послал Неемию обстроить город (Неем.2:1,5,6) и дал ему древесину для строительства городской стены и ворот Иерусалима (2:8). Неемия не сказал, что это был указ о восстановлении города, скорее всего это был просто ответ царя на его просьбу.
“В день сооружения стен твоих – в тот день отдалится указ ” – сказал пророк (Мих.7:11).
Стена была построена, несмотря на все трудности (Неем.4:16,17), несмотря на угрозы убийства Неемии (6:10) за 52 дня (6:15). Только после того, как стена была закончена, стало возможным строить что-либо внутри Иерусалима без угрозы смерти от окружающих племён.
Неемия сказал: « вы видите бедствие, в котором мы находимся; Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнём; пойдём, построим стену Иерусалима и не будем впредь в таком уничижении » (2:17). Следовательно, Иерусалим был пуст до тех пор, пока не была построена стена. Строительство стен города было приоритетом.
Во время Неемии Иерусалим “был пространен и велик: а народа в нём было немного, и домы не были построены ” (Неем.7:4).
Указ о восстановлении Иерусалима был дан Неемиею, как областеначальником (Неем.5:14), по окончании строительства стен города. Таким образом, указ о восстановлении города Иерусалима был дан Неемиею в том же самом 20-ом году правления царяАртаксеркса I , в 446 г. до н.э.. Еслибы это был Ездра, кто получил приказ о восстановлении Иерусалима 14 годами ранее времени Неемии (как это принято считать), тогда бы в городе уже были бы построены какие-то здания.
Неправильное заключение, что время Неемии наступило после времени Ездры, и город с храмом были уже восстановлены до того, как Неемия прибыл, вероятно было сделано потому, что Библия сообщает, что во времена Неемии в Иерусалиме был храм Бога (Неем.6:10). Однако в то время даже место, где храм был прежде,называлось домом Бога.
Так, алтарь был построен в первом году по прибытии Зоровавельской группы (Ездра 3:1,2,6,8), в седьмом месяце. В том же самом седьмом месяце (Неем.9:1) они “ бросили...жребии о доставке дров, ...привозить их к дому Бога нашего ” (10:34). Значит, имелся только алтарь, но место уже называлось домом Бога.
Ездра сказал:“Во второй год по приходе своём к дому Божию в Иерусалиме, во второй месяц, Зоровавель... и Иисус.. и прочие братья их,священники и левиты.., положили основание храму Господню ” (3:8,11). Таким образом, место называлось домом Бога даже тогда, когда дом не имел основания.
Во времена Неемии в Иерусалиме не было ещё храма. Библия говорит, что Артаксерксес I остановил все работы над храмоми работы не продолжались до второго года правления Дария (Езд.4:24). Если бы храм был бы уже построен, когда Неемия пришёл, то как бы тогда Артаксерс остановил работы над храмом? Помимо приказа Артаксеркса остановить работы над храмом Ездра также упоминает помощь Артаксеркса I в строительстве храма (Езд.6:14). Это ведёт к недоразумению: остановил ли он работы или помог с работами? Царь остановил работу над храмом, но позволил Неемии достроить крепость при доме Божием (Неем.2:8; 13:7). Это была крепость, где был алтарь, на месте храма, и она звалась домом Божиим. Храм ещё построен не был.
Храм был восстановлен тогда, когда все люди Иерусалима уже имели свои дома (Аггей 1:4,9), а во времена Неемии домов ещё не было (Неем.7:4). Таким образом, в противовес традиционным утверждениям, храм не мог быть построен до Неемии.
В главе 4 Ездра описал трудности восстановления храма,через которые евреи прошли от начала исхода из Вавилона до времени Ездры. Читайте внимательно эту главу.
Соседние народы были враждебно настроены против евреев (Ездра 4:5): “во все дни Кира (Кир II , от исхода из Вавилона в 538до н.э. до 521 г. до н.э.)…и до царствования Дария (Дарий I 521-486 до н.э.)”.
Во время господства сына Дария I – Ахашвероша (486-465до н.э.) против евреев было выдвинуто обвинение (Ездра 4:6), которое произошло в то же самое время, когда король издал указ об истреблении всех евреев в его царстве (Есфирь 3:7,13. В русских переводах книги Есфирь иногда вместо имени Ахашвероша употребляется имя Артаксеркса. Это – неверный перевод).
После этого Артаксеркс (Артаксеркс I правил 465-424 до н.э.) остановил все работы в храме и “остановка сия продолжалась до второго года царствования Дария ” (Ездра 4:7,21,24). Это был Дарий II , он правил с 424 до 404 до н.э..
Таким образом, во втором году правления Дария II (Ездра 5:5), в 423 до н.э. “Возбудил Господь дух Зоровавеля…и дух Иисуса …и они пришли стали производить работы в доме Господа ….во второй год царя Дария ” (Аггей 1:14-15). Захария (4:9) сказал: “Руки Зоровавеля положили основание Дому сему, его руки и окончат его ” (евреи фактически считали, что Зоровавель, а не Шешбацар положил основание храму, потому что почти ничего не осталось от первого основания и оно не было даже закончено: “и с тех пор до селе он строится, и ещё не окончен ”(Ездра 5:16).
Как видим,
если бы
Зоровавель
пришёл в
Иерусалим в 538
г.до н.э., как
это принято
считать, то во
времена
Дария
II
, т.е.через
116 лет, его уже
бы давно не
было бы в
живых.
Когда царю Дарию II было доложено, что евреи начали строить храм по повелению царя Кира, он сначала повелел найти это распоряжение в книгохранилище (Езра 5:17,6:1). И только удостоверившись в том, что такое распоряжение Кира действительно существовало, он издал указ продолжать строительство храма. Кир II Великий был легендарным царём Персии, и все его указы были авторитетны для каждого последующего царя. Поэтому евреи смело ссылались на указ Кира даже в то время, когда у власти находились другие цари. Так люди Зоровавеля сказали своим соседям о приказе Кира во время правления Артаксеркса I (Езра 4:3).
В 6-ом году правления Дария II (Ездра 6:15) храм Бога был закончен. Итак, храм был восстановлен в 419 г. до н.э..
Первый год нашей эры
Как известно, наша эра началась с большим запозданием. Только через два столетия после утверждения христианства в Римской империи монах Дионисий Малый сумел, по заказу папы, вычислить дату Рождества Христова. Он предложил сменить очередной 241 год эры Диоклетиана — языческого императора, гонителя христиан — на 525 год новой христианской эры. Предложение было принято не сразу и не всеми, но нам сейчас важнее другое: как жили люди Земли за пять веков до Дионисия, в начале неведомой им самим эры — полагая, что живут в 754 году от основания Рима, или в первом году 195 Олимпиады, или в 543 году от воплощения Будды?
Окинем «космическим» взглядом тогдашнюю Землю — покрытую в основном лесами и степями, но населенную уже тремя сотнями миллионов людей. По берегам Нила, Евфрата, Хуанхэ плотность населения достигла сотен человек на квадратный километр.
Население многих городов исчисляется десятками тысяч, а великие столицы — Рим и Александрия в Средиземноморье, Антиохия и Ктесифон на Ближнем Востоке, Паталипутра в Индии, Саньян и Чанъань в Китае — уже перешагнули полумиллионный рубеж. Такая населенность говорит о высокоразвитой экономике. Действительно — на рубеже новой эры античные общества имеют в своем активе не только совершенную технологию земледелия и ирригации, богатейший набор разнообразных ремесел, но и широко разветвленную систему товарного производства, а вместе с нею — высокую культуру финансового дела.
Знаменитая формула «Деньги — Товар — Деньги» широко применялась вавилонскими финансистами еще за 7 веков до новой эры. Двумя веками позже эта формула проникла в Элладу, где относительная перенаселенность вынуждала многочисленные полисы к межгородскому разделению труда и интенсивной торговле. Рим перешел к товарному хозяйству позже — во время долгой изнурительной войны с Ганнибалом, когда отток рабочих рук в армию и быстрый рост военной промышленности взвинтили цены на продукты питания.
Одновременно сходные процессы шли в Китае, разделенном на десятки враждующих княжеств. Здесь дальновидный купец Люй Бу-вэй выступил пионером новой формулы: «Деньги — Власть — Деньги». Своими средствами он помог взойти на трон царства Цинь малолетнему принцу Чжену — и пожал стократные плоды этой инвестиции, когда принц стал владыкой всего Китая, императором Цинь Ши хуанди.
С тех пор прошло два столетия. В начале новой эры экономика античных обществ кажется такой же процветающей — с точки зрения тех, кто пожинает и распределяет плоды этого процветания. Правда, есть еще рабы; их много местами больше, чем свободных. Но ведь это же не люди! В сельскохозяйственном трактате римского экономиста Колумеллы раб классифицирован как «говорящее орудие» — в отличие от плуга, который молчит, и от вола, который мычит. Раб так же необходим для античного способа производства, как плуг и вол.
Но класс рабов не воспроизводится с достаточной интенсивностью. Значит, нужны постоянные войны для обращения свободных людей в рабство, и полезные люди — пираты, поставляющие рабов на рынок во время мира… Так рассуждают представители правящих слоев всех античных государств. Поэтому агрессивные войны — неотъемлемая часть античной политики, неизбежное следствие интенсивного рабовладельческого хозяйства.
Вглядимся в политическую карту мира, какою она была в начале новой эры. Начнем с той полосы цивилизаций, которая протянулась поперек Евразии от Геркулесовых столпов через все Средиземноморье, Ближний Восток и Иран, а дальше делится Гималаями на две ветви: «индийскую» на юге и «китайскую» на севере.
В этой зоне обитало более 80 процентов человечества; здесь располагались все крупные города, все значительные государства Земли. Впрочем, великих держав в ту пору было немного: колоссальная Римская империя на западе, столь же огромная империя Хань на востоке, да их гораздо менее могучие соседи-соперники: Парфянское царство в Иране и кочевая держава Хунну в степях Монголии. Все четыре державы — почти ровесницы: они сложились во второй половине 3 века до н.э. Но структура и судьбы у них разные, и рассматривать их стоит попарно: Рим — Парфия и Хань — Хунну.
Первая пара держав охватила так называемый «Эллинистический мир». Здесь давным-давно сформировались первые земледельческие цивилизации; здесь сложились первые государства шумеров и египтян. Политическое наследие этих древнейших народов позволило персам создать в этом районе первую в мире устойчивую многоэтническую империю. Другие пришельцы — эллины — создали под влиянием древней критской культуры такую замечательную структуру, как полис — самоуправляемый республиканский город. Александр Македонский попытался соединить эти два достижения — персидскую державность и эллинскую муниципальность — в единый жизнеспособный организм, охватывающий всю Западную ойкумену.
Эта попытка не удалась: не было экономической основы для устойчивой «вселенской» державы. Но македонский опыт экспорта греческого полиса на Ближний Восток прошел успешно. Через три века после Александра погибли уже все царства, основанные его преемниками — а полисы процветают в Египте и Сирии, в Иране и Средней Азии. Даже парфянские цари признают самоуправление полисов в пределах своей державы.
Но главный полис Запада — это Рим. Дорого стоило римлянам их первенство. Город сложился, как лагерь изгоев и беглецов из разных полисов Средней Италии. Конфликты в этой пестрой массе были часты и остры, а соседи враждебно относились к новой слободе гулящих людей. Объединенные недоброй судьбой, римляне поневоле развили в себе редкую гражданскую зрелость и политическую гибкость. Рим оформился как республика, сочетающая высокий уровень предприимчивости граждан со столь же высокой самодисциплиной, с сильной властью выборной администрации и авторитетным наследственным сенатом. Все это скреплялось почти непрерывным военным положением в республике: если римляне не оборонялись от кого-то, то по инерции на кого-то нападали, и, по словам греческого историка Полибия, «опаснее всего они были тогда, когда им самим более всего приходилось опасаться».
Однако вершиной политических достижений римлян стала их многоступенчатая система союзничества и гражданства. Чем больше услуг оказывало Риму то или иное племя, тем большую долю прав и привилегий римского гражданина получали члены этого племени. Привилегии были значительны: право на военную помощь при нападении извне, доля в совместной военной добыче и страховка на случай военного разорения, допуск на контролируемые Римом рынки, облегчение торговых пошлин и т.п. Такая умная щедрость римлян к союзникам в сочетании с хладнокровной беспощадностью к побежденным привела Рим к господству над всей Италией.
Побежден был и Карфаген — торговая аристократическая республика финикийцев на африканском континенте, с отличным флотом и профессиональной наемной армией, но без больших людских ресурсов. Одолев грозного Ганнибала, римляне обнаружили вдруг, что ни одна держава в Средиземноморье не может устоять против их военно-государственной машины, против римского сплава отваги, алчности и упорства. Тогда римлянам впервые стало нечего опасаться извне. И сразу же в их державе начались внутренние распри, затянувшиеся на целый век — от Гракхов до Августа.
Отчего так получилось? Во имя чего владыки Средиземноморья убивали друг друга под знаменами Мария и Суллы, Помпея и Цезаря, Антония и Октавиана? В сущности, борьба шла за тот или иной способ навести порядок в великой державе, которая переросла рамки старого полиса и требовала иных политических учреждений, соответствующих новым производительным силам общества.
Первыми поднялись малоземельные крестьяне, вытесняемые латифундиями «всадников» — новых римских богачей-рабовладельцев — и не желавшие превращаться в лишних людей — «пролетариев». Это движение, возглавленное братьями Гракхами, было подавлено военной силой. Но нужно было создать новую сферу занятости для пролетариев — и военная реформа Мария открыла им путь в армию. Так армия стала новым (и последним) оплотом демократии в римской державе.
Следующий шаг сделали италики — те подданные Рима, которые не успели добиться гражданского полноправия до победы над Карфагеном и которым сенат теперь отказывал в их требованиях. Италики восстали с оружием в руках; с огромным трудом легионеры Мария и Суллы одолели их, а потом правители Рима все же пошли навстречу требованиям италиков. Уже не сенат, а военные диктаторы Рима распространили римское гражданство на всю Италию и на те земли, где они вербовали своих легионеров. Так было восстановлено социальное единство державы. Оставалось политически оформить обновленный социум, уравновесив претензии новых классовых сил: легионеров — «демократов от меча», и всадников — «аристократов от кошелька». Долгий процесс остывания и кристаллизации этого кипящего хаоса мы называем установлением Римской империи; начало ей положил в канун новой эры Октавиан Август.
Каков он — первый римлянин своей эпохи? Невзрачный человек с неярким характером… Однако Цезарь усыновил его, назначил главным наследником и девятнадцатилетний юнец из провинции явился в Рим, спокойно предъявил всевластному Антонию свои права на великое наследство. Не обладая политическим опытом, Октавиан сумел, однако, сперва заключить союз с Цицероном и сенатом против Антония — а затем, укрепившись, породнился с Антонием и предал вчерашних союзников, легко согласился на убийство Цицерона. Не отличаясь ни полководческим даром, ни особой храбростью, Октавиан одолел в гражданской войне талантливого и популярного полководца Антония. Будучи слабого здоровья, он дожил до 76 лет и полвека простоял на вершине власти, работая обычно по 14 часов в день.
Какие особые таланты нужны для такой карьеры? Огромное честолюбие, железная воля, великий дар администратора… и еще — чрезвычайно развитое чувство долга, ответственности за исполняемую должность. Похоже, что Октавиан смолоду привык глядеть на весь мир как на театр, где главное для актера — безупречно сыграть роль длиною во всю жизнь, ни разу не сбившись и сделав все, чего потребует Судьба. Такая работа требует постоянного насилия над своей личностью. Видимо, Октавиан созательно превращался с годами в идеального политического робота, играющего роли Императора, Консула, Трибуна, Цезаря, Августа, Верховного Жреца, Отца Отечества, Наилучшего Правителя — все эти титулы были ему даны послушным сенатом.
В начале новой эры Августу исполнилось 63 года. Правит он уже 30 лет, и главное дело жизни сделано: Римская держава обрела внутренний мир и порядок. Согласно переписи, в государстве насчитывается более 4 миллионов полноправных граждан. Прочих подданных Рима не перечесть но их, по крайней мере, вдесятеро больше. Август продолжает распространять гражданство в осторожном темпе — но реальное содержание привилегий римского гражданина неуклонно падает. Два века спустя император Каракалла «дарует» римское гражданство всем своим подданным; этот эдикт не будет иметь большого значения.
Фактически Римская держава превратилась в монархию. Но на официальном жаргоне ее еще долго будут именовать республикой, ибо сенат действует (под руководством Августа). Сенаторы управляют провинциями — но лишь теми, где нет легионов; губернаторов пограничных провинций назначает император. Он — верховный главнокомандующий 30 легионов; он назначает префекта, управляющего Городом в отсутствие Августа. Прошли времена, когда городские и государственные дела решались на Форуме — голосованием, или схваткой между гражданами. Теперь все текущие вопросы решаются в канцелярии Августа: там вершат дела вольноотпущенники императора из числа ученых рабов — греки или сирийцы, не имеющие даже гражданских прав.
Важнейшие проблемы державы обсуждает Государственный Совет, составленный из сенаторов — но сенату не подвластный. Наоборот — сенат подвластен императору, который решает вопросы о пополнении сената новыми членами или об исключении провинившихся сенаторов. Август контролирует и состав «второго сословия» — всадников, поставляющих кадры для офицерского состава армии и администраторов в римские провинции. Для вступления в привилегированные сословия требуется довольно высокий имущественный ценз; однако при наличии достаточных средств, или знатного происхождения и деловой хватки римлянину имперской эпохи нетрудно сделать карьеру в рамках государственной машины.
Но только в этих рамках! Политической самодеятельности в Риме больше нет: такова цена, уплаченная за прекращение гражданских усобиц. Подавляющее большинство современников Августа не считает эту цену чрезмерной: ведь римляне перестали убивать друг друга, экономика процветает, а внешняя политика успешна. Город Рим регулярно снабжается хлебом из Египта, подвластного лично императору. Парфянский царь под угрозой римского вторжения освободил всех пленных римлян и вернул Августу знамена легионов Марка Красса, разгромленных полвека назад в битве при Каррах. Римская цивилизация укоренилась в Галлии; довольно успешно идет завоевание Германии. Римские легионы прошли всю Испанию и Северную Африку, укрепились на Рейне и на Балканах, побывали в Британии и на Евфрате — и почти всюду были непобедимы.
Все это — бесспорные успехи; но успехи государственной машины, а не общества в целом. Римский социум вступил в эпоху кризиса, и отчуждение имперской власти от управляемых масс — не причина, а следствие глубоких экономических процессов. Произошел переход от фермерского сельского хозяйства к латифундиям; народное ополчение превратилось в профессиональную армию, пожирающую чужие народы и истощающую свой этнос… Это явный шаг назад — от производящей экономики к присваивающей!
Отныне римская держава обречена на деградацию — экономическую и политическую. Медленнее всего будет деградировать военная машина, постепенно превращаясь из национальной армии в «иностранный легион», набираемый из окрестных варваров. Но стоит такой армии ослабеть — и империя рухнет от ударов тех варваров, с которыми она еще вчера легко справлялась.
Столь же печальна судьба римского народа в начале новой эры. Отчуждение основной массы граждан от развития экономики и державы разрушило привычную систему ценностей — тех идеалов, которые объединяют толпу людей в единый этнос, позволяют им ощущать себя частями великого целого. Республиканские римляне поклонялись многим богам, но самой важной богиней была Рома — символ Города вместе с народом, его населяющим. Империя — не замена Роме. Она служит божеством только для своих жрецов — немногих администраторов и военачальников, чьи личности вполне самовыражаются в служении государственному механизму.
А простые грваждане Рима чувствуют себя осиротевшими, духовно ограбленными. Отсюда — жадный поиск новых ценностей, новой веры и новых богов, дающих прочную основу для душевного спокойствия, для уверенности, что ты правильно живешь, и для надежды на лучшую долю в загробном мире. Чего только не перепробуют римляне в первые века новой эры: «все культы в гости будут к ним», кроме разве что буддизма. Окончательный выбор будет сделан в пользу христианства — самой «личностной» из ближневосточных религий. Имперская машина не одобряет новую веру — но противопоставить ей она ничего не может. В конце концов император Константин объявит Христа равноправным с богами-олимпийцами, чтобы крепче привязать обновленный народ к старой державе. Но державу это не спасет…
продолжение
Сергей Смирнов
С какого события начался отсчет "до нашей эры" и "наша эра"?
- Эра (от лат. aera отдельное число, исходная цифра),
в хронологии начальный момент системы летосчисления, отмеченный некоторым действительным или легендарным событием, а также и сама система летосчисления. Христианская, или новая, Э. (наша эра) счт годов от общепринятой даты в христианской религии, связанной с рождеством Христовым. В древней хронологии у разных народов применялись различные Э., приуроченные к какому-либо событию (реальному или мифическому) или началу династии правителей. Например, эра Набонассара в Вавилоне 747 до н. э.; в Древнем Риме существовала Э. от основания Рима (аЬ urbe condita), за начало которой принят 753 до н. э., в мусульманской Э. (хиджре) счт годов ведтся от года, в котором, по преданию, произошло бегство Мухаммеда (Магомета) из Мекки в Медину, 622 н. э. Некоторые Э. были приурочены к какому-нибудь моменту времени, искусственно выбранному на основании астрономических соображений, часто сочетавшихся с религиозными; таковы, например, мировые Э. от принятого момента сотворения мира: у иудаистов 3761 до н. э., в православной церкви 5508 до н. э. К таким же Э. относится Калиюга, или железный век, индийцев 3102 до н. э. В конце 16 в. была введена так называемая Юлианская эра (см. Юлианский период), удобная при астрономических и хронологических расчтах. Начало этой Э. 4713 до н. э. - Наша эра - отсчет времени идет по возрастающей. Кто и когда начал отсчет по убывающей до нашей эры. Религий много. А кто и когда - никто не может ответить.
- От события: рождество Христова
- Больше интересует "закат"пошлой эры. Когда нстал е конец, ведь точную дату И. Х. не кто ни знает и трактует каждый по своему!!!
- Может! К сожалению бывают не только глупые ученики, но и "училки"...
- обычно отсчет ведется по юлианскому календарю
- И тем не менее. От Рождества Христова. Училка уж могла бы и знать.
Да, не весь мир христиане. По этому у китая свой календарь, у будистов - свой.
Но Григорианский календарь принят во всем западном мире и ведт он свой отсчет именно от Рождества Христова. Это т.н. новая эра. А то что было раньше идт обратным отсчетом от того же момента и называется до н.э.
Расскажи это своей училке. бедные дети. - Мля я знаю что отщет нашей эры начался после рождества христова(только непутайте с тем что чубрик родился и тут же с неба посыпались гении-изобретатели)вроде после распада римской имперри
вроде - Начало отсчта
Нулевой год не используется ни в светской, ни в религиозной нотациях так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространн в культуре). Однако нулевой год применяется в астрономической записи (англ. Astronomical year numbering) и в стандарте ISO 8601.
По мнению большинства учных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана небольшая ошибка (в несколько лет) 12.
Распространение записиПрименение нашей эры в летосчислении получило распространение после использования Бедой Достопочтенным, начиная с 731 года. Постепенно все страны Западной Европы перешли на этот календарь. Последней на Западе, 22 августа 1422 года, на новый календарь перешла Португалия (с испанской эры).
В России последним днм Константинопольской эры было 31 декабря 7208 года от сотворения мира; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от Рождества Христова 1 января 1700 года.
Конфликт светской и религиозной записейСуществует ряд аргументов за и против использования светской нотации (до н. э. и н. э.) вместо религиозной (до Р. Х. и от Р. Х.).
Доводы в поддержку светской записиДоводы в поддержку светской записи в основном сводятся к е религиозной нейтральности и удобству для межкультурного использования.
Указывается также на простоту перехода: не требуется какой-либо сдвиг годов и, например, 33 годом до Р. Х. становится 33 год до н. э.
Отмечается также, что религиозная запись вводит в заблуждение относительно года рождения Христа исторические факты слишком размыты, чтобы точно установить эту дату.
Доводы в поддержку религиозной записиСторонники религиозной записи считают, что замена на светскую запись исторически некорректна, потому что даже если человек не разделяет христианских убеждений, календарная нотация сама по себе имеет христианские корни. Кроме того, множество уже изданных работ используют запись от Р. Х..
Также сторонники такой записи указывают на другие календарные понятия, заимствованные из других религий (январь Янус, март Марс и т. п.).
Доводы в поддержку обоих видов записиДата начала нашей эры сдвинута от даты Рождества Христова на постоянную величину истинного сдвига, неизвестную современной науке. Приблизительная величина истинного сдвига по разным вычислениям составляет от 1 до 12 лет. Таким образом, даты 33 год от Р. Х. и 33 год от начала н. э. это две разные даты, истинный сдвиг между которыми постоянен, но неизвестен. Из-за отсутствия достоверной величины истинного сдвига и жсткой привязки дат недавних событий к современному календарю от начала н. э. даты многих событий удобнее считать от начала н. э., но даты некоторых событий, особенно начала христианских времн, удобнее считать от Рождества Христова.
Text document with red question mark.svg
В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.
Утверждения, не подкреплнные источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены.
Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.См. также
От основания города
До настоящего времени система записи дат, относящихся к прошлому
Константинопольская эра
Календарь чучхе
Хронология
Нью-эйдж (новое религиозное движение) возможен перевод англ. New Age как новая эра; хронологическое понятие новая эра в английском англ. Common Era.Примечания
Doggett, L.E., (1992), Calendars in Seidelmann, P.K., The Explanatory Supplement to the Astronomical Almanac, Sausalito CA: University Science Books, p. 579.
Bromiley Geoffrey W. The International Standard Bible Encyclopedia. Wm. B. Eerdmans Publishing, 1 - мир то может и не все христиане, но заведено что от рождения Христа. Ведь христиане придумали этот отсчт
- так какое заметное событие произошло 01.01.01 ???