Особенности различных форм познания. Научное и ненаучное познание. Методологическое обеспечение современных эконом. исследований Ненаучные способы познания

Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученого. Общие правила данного процесса, которые иногда называют методом Декарта , (см. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82) можно сформулировать следующим образом:

1) ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;

3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;

4) ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический . Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными принципами научного познания являются:

1. Принцип причинности.

Принцип причинности означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно-следственными связями, и задача науки - установить эти связи.

2. Принцип истинности научного знания.

Истиной называется соответствие полученных знании содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой, следовательно ее можно признать истинной.

3. Принцип относительности научного знания.

Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. Поэтому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности - так называемый интервал адекватности.

Основными методами, используемыми в процессе - эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание , в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах. Особое место среди вышеперечисленных методов занимает метод эксперимента. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Выделяются следующие виды эксперимента:

1) исследовательский (поисковый) эксперимент, который направлен на обнаружение новых, неизвестных науке явлений или свойств предметов;

2) проверочный (контрольный) эксперимент, в ходе которого осуществляется проверка каких-либо теоретических предположений или гипотез;

3) физический, химический, биологический, социальный эксперименты и др.

Особым видом эксперимента считается мыслительный эксперимент. В процессе такого эксперимента заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирование научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании таких явлений, которые еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева).

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.

Однако при отсутствии возможности или потребности в научном познании его функцию может взять на себя ненаучное познание.

Самым ранним видом ненаучного познания являлся миф. Основной задачей мифа являлось непротиворечивое объяснение структуры мира, места человека в нем, ответ на ряд вопросов, интересующих человека. Наряду с сюжетной линией миф предлагал принятую в данном обществе систему правил и ценностей. Таким образом, мифы для человека первобытного общества и древнего мира на определенной стадии развития человека заменяли научное познание, давая готовые ответы на возникающие вопросы.

Еще одной разновидностью ненаучного знания являются такие понятия как опыт и здравый смысл. И первое, и второе часто не являются результатом осмысленной научной деятельности, а представляют собой сумму практики, выраженной в ненаучном знании.

В ходе стремительного развития научного знания в XIX – начале XXI века так же активно развивается область знаний, получившая обобщенное название паранаука. Эта область ненаучного знания обычно возникает в тех случаях, когда развитие научного знания подняло некоторые вопросы, на которые наука на протяжении некоторого времени не может дать ответ. В таком случае функцию ответа на эти вопросы берет не себя паранаука. Зачастую паранаука дает формальное объяснение происходящим процессам, или не дает его вовсе, списывая происходящее на некоторую чудодейственность.

Паранаука может либо дать научное объяснение существующему феномену и тогда она становится новым видом научного знания, либо не дать такого объяснения до того момента, как научное знание самостоятельно найдет непротиворечивое объяснение.

Паранаука часто имеет претензию на универсальность, т.е. знание, образованное ею предлагается как средство решения обширного ряда проблем и исключительность, т.е. концепцию, изменяющую всеобщее представление о проблеме.

Таким образом, паранаука иногда приводит к развитию научного знания иными способами, но чаще является по форме заблуждением, которое, несомненно, стимулирует научные процессы, но приводит к ошибкам значимой части общества.

Информация к сведению :

1. Это надо запомнить : эмпирический и теоретический уровни научного познания, метод наблюдения, метод эмпирического описания, метод эксперимента, метод гипотезы, метод научной теории, Р. Декарт.

Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел III, пункт 3.

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. 10 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.:Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава II, параграф 10,11.

Кроме научного, в аппозицию к нему, выделяют так называемое ненаучное познание. Понятие «ненаучное познание» употребляется в двух смыслах: 1) ненаучное познание объединяет в себе все виды познавательной деятельности, не являющиеся собственно научной деятельностью (то есть все то, что не наука); 2) ненаучное познание отождествляется с паранаучным (или околонаучным) познанием (с парапсихологией, алхимией и тому подобными явлениями, где используется язык науки, научные средства и приборы, но, тем не менее, наукой это не является).

Ненаучное познание в первом смысле включает в себя следующие виды или формы:

1. обыденно-практическое познание, которое осуществляется в повседневной жизни человека. Оно дает элементарные (простейшие) сведения о природе, о людях, условиях их жизни, социальных связях и т.п. В его основе лежит опыт житейской практики человека;

2. Игровое познание – это важнейший элемент познавательной деятельности не только детей, но и взрослых (взрослые играют в так называемые «деловые» игры, спортивные игры, играют на сцене). В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает новые знания. В настоящее время понятие игры широко используется в математике, экономике, кибернетике, где все чаще применяются игровые модели и игровые сценарии, в которых проигрываются различные варианты течения сложных процессов и решения научных и практических проблем.

3. Мифологическое познание – оно играло важную роль прежде всего на начальных этапах человеческой истории. Его специфика в том, что миф представляет собой фантастическое отражение реальности в сознании человека. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, об условиях их бытия, формах общения и т.д. В последнее время философы утверждают, что миф – это своеобразная модель мира, позволяющая передавать и закреплять опыт поколений людей.

4. Художественное познание – это форма познания получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно большой познавательный потенциал. Художественно осваивая действительность, искусство (живопись, музыка, театр и т.д.) удовлетворяет потребности людей (потребности в красоте и в знаниях). В любом произведении искусства всегда присутствуют определенные знания о разных людях и их характерах, о странах и народах, о различных исторических периодах и т.п.

5. Религиозное познание – вид познания, который соединяет в себе эмоционально-чувственное отношение к миру с верой в сверхъестественное. Религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей знаний, накопленных людьми в течение тысячелетий, являются, например, Библия, Коран и др. Священные книги.

6. Философское познание – специфический вид познания, очень близкий к научному познанию. Подобно науке, философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что на них невозможно получить однозначный ответ. Философское познание, в отличие от научного, не просто строит объективную картину мира, но обязательно как бы «вписывает» в эту картину человека, пытается определить отношение человека к миру, чего не делает наука.

Во втором смысле понятие «ненаучное познание» отождествляется с так называемым паранаучным познанием. Паранаука претендует на научность, использует научную терминологию, но не является научным познанием в действительности . К паранаучному познанию относятся так называемые оккультные науки: алхимия, астрология, парапсихология, парафизика и т.п. Их существование обусловлено тем, что научное знание пока не может дать ответы на все вопросы, в решении которых заинтересованы люди. Биология, медицина, другие науки, например, не открыли еще способов продления человеческой жизни, избавления от болезней, защиты от разрушительных сил природы. На паранауку люди возлагают надежды найти решения жизненно важных проблем. Эти надежды поддерживаются непорядочными людьми, стремящимися нажиться на человеческом несчастье, а также средствами массовой информации (газетами, телевидением и т.п.), падкими на сенсации. Достаточно вспомнить выступления на радио т телевидении различных экстрасенсов, психотерапевтов, «заряженную» воду и т.п. Многие люди оказались восприимчивыми к этим «чудесам».

Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве основных способностей человека, позволяющих получить новое знание, выделяют и ненаучные способы познания :

  • интуицию;
  • остроумие;
  • веру;
  • мистическое озарение.

Интуиция — способность получить новое знание «по наитию», «в озарении». Обычно ее связывают с бессознательным.

Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и не на осознаваемом уровне. К примеру, как в случае с Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907), к????ый во сне увидел принцип построения Периодической системы элементов. Важно заметить, что однако, при всем этом решение проблемы в интуитивном познании приходит не само собой, а на базе прошлого опыта и в процессе напряженных размышлений над проблемой. Вполне понятно, что человек, серьезно не занимающийся проблемой, никогда не решит ее путем «озарения». Поe??му интуиция находится на границе научных и ненаучных форм познания.

Остроумие - творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Важно знать, что большая часть теорий (как и научных изобретений) основана именно на тонких и остроумных решениях.
Стоит отметить, что остроумие по s??им механизмам принадлежит к способам художественного познания мира.

Вера будет в религии способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая вера создаст сверхъестественную связь между человеком и истиной. Более того, сами «символы веры» в любой религии признаются непререкаемыми истинами, а вера в них делает ненужной чувственную и рациональную проверку. «Верую, ???бы знать», — говорил средневековый схоласт Ансельм Кенгерберийский (1033-1109)

Мистическое озарение в мистических учениях расценивается как путь к истинному познанию, прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в сверхприродное, истинное бытие. В мистических учениях существуют многочисленные духовные практики (медитации, мистерии), к????ые в итоге должны обеспечить выход человека на новый уровень познания.

Виды ненаучного познания

Наука скептически относится к ненаучным формам познания, однако нек????ые исследователи считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом.

Помимо способов можно выделить и виды ненаучного познания .

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и крайне важно для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поe??му их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей s??ей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках s??их возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

Религиозное познание представляет собой мышление на базе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из к????ых будет требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в к????ой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

Художественное познание базируется не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. В случае если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно окрашенную его составляющую.

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами.
С одной точки зрения, данные концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку данные понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.

В отличие от данных видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области s??его исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При e??м наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая нек????ые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.

При этом научное знание не застраховано от ошибок. История доказала неправомерность многих гипотез, к????ыми ранее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.) При этом наука и не претендует на абсолютное знание. В ее знаниях всегда содержится какая-то часть заблуждения, к????ая сокращается с развитием науки. Наука направлена на поиск истины, а не на обладание ею.

Именно в e??й направленности науки заложен основной критерий, отличающий ее от многочисленных подделок: любая претензия на обладание единственной и абсолютной истиной будет ненаучной.

См.также: Лженаука

Формы знания весьма многообразны и каждое знание связано с познанием. Познание – это процесс приобретения знаний..

Необходимо выделить научное и ненаучное познание.

1. Научное познание (на его основе возникает наука). В общем смысле научное познание определяется как процесс получения объективных знаний о действительности. Объективный – не зависящий от сознания. Конечная цель научного познания – достижение истины. Непосредственная цель научного познания состоит в описании, объяснении и предсказании явлений и процессов действительности на основе открываемых им законов. Научное объяснение означает указание (вскрытие) причин. Цель познания также состоит в открытии законов. Закон – это совокупность необходимых, существенных, всеобщих и повторяющихся связей между явлениями и процессами действительности. Законы бывают двух типов: динамические и статистические.

Динамические законы – те, выводы которых носят однозначный характер. Наука опирается, прежде всего, на динамические законы (ньютоновские – до конца 19 в.).

Статистические закономерности характеризуются вероятностным характером (с конца 19 в. – со вторжения науки в микромир). Синергетика исходит из того, что все явления характеризуются статистическими закономерностями.

2. Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания:

1). Исторические:

а) мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся); миф всегда носит антропогенный характер и принимается как истина, ритуалы связаны с жизненно важными положениями, люди в них верят, хотя они заведомо ложные;

б) религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное;

в) философская форма познания, заключающаяся в исследовании наиболее общих принципов бытия, мышления;

г) художественно-образное (связано с эстетическим);

д) игровое познание: игра, как необходимая форма познания, основополагающая в развитии культуры, игры предполагают правила («деловые игры»);

е) обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт): опирается на индивидуальный опыт.

2). Иррациональное (внерациональное) познание:

б) мистика;

в) колдовство;

г) эзотерическое знание;

д) переживание, ощущения;

е) народная наука (экстрасенсы, целители, знахари).

Вненаучное познание характеризуется:

1) недостаточной обоснованностью;


2) частой недостоверностью;

3) иррационализмом.

Крайние выражения вненаучного знания: антинаука – враждебное отношение к науке (эпоха Средневековья); лженаука (понятие, содержащее противоречие внутри себя, сознательное противопоставление науке); псевдонаука (квазинаука) – мнимая наука (астрология).

К вненаучному знанию относится также паранаука (околонаука) – знание, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, но заставляет задуматься (телекинез и т.д.), например, передвигание предметов на расстоянии (телекинез).

Существование вненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, его интересов (любовь, религия), человека нельзя загнать в строгие научные рамки, нормальному человеку научных знаний недостаточно. Наука не всесильна, вненаучное знание появляется раньше научного, но главным критерием истины является научное знание.

Философия – это учение (не наука), это систематизированное учение о наиболее общих принципов бытия. Отдельные концепции философии близки к научным, поскольку стремятся опираться на науку (марксизм), но это не значит, что остальные философские концепции менее ценные. Ненаучная философия может играть колоссальную роль (религиозная философия). Философия науки не является наукой, поскольку имеет свою систему категорий, свой язык и т.д., но это общественная наука. Даже естественная наука не содержит однозначных истин (концепция Ньютона в развитии Эйнштейна).

И?стина - гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету .

Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинскими всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re (интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей).

В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критериюпроверяемости: теоретической, эмпирической.

В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его логической противоречивости/непротиворечивости, по степени его соответствия априорным принципам .

Ленин характеризовал истину как надклассовое и надысторичное содержание наших представлений . Марксизм не отрицает существования вечной или абсолютной истины как динамической целостности бытия во всей своей полноте и в своей гносеологии рассматривает процесс постижения абсолютной истины в контексте диалектической взаимосвязи абсолютной и относительной истины. В.И.Ленин в своей работе Материализм и эмпириокритицизм утверждал, что "человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного утверждения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания" (ПСС, Т., 18, с.137) .

Критерии научности -- совокупность признаков, специфицирующих научное знание ; ряд требований, которым наука должна удовлетворять .

Приведённые ниже формулировки критериев абстрагированы от профессионально-отраслевой специфики и социокультурной и социоисторической изменчивости.

1. Истинность . Нельзя отождествлять научность и истинность. Ильин выделил в науке три элемента: наука переднего края, предназначенная для проигрывания альтернатив (творческий поиск, гипотезы); твёрдое ядро науки -- непроблематизируемый пласт знаний, выступающий фундаментом; история науки -- вытесненное за пределы науки (морально устаревшее) знание, возможно, не окончательно 14 . Только ядро образовано из истинного знания, однако и ядро претерпевает изменения (научные революции). Абсолютного истинного знания в науке не существует.

2. Проблемность : наука -- попытка решения проблемных ситуаций. Историк Коллингвуд: всякая наука начинается с сознания незнания.

3. Обоснованность . Нельзя абсолютизировать обоснованность: не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, которые принимаются без доказательства. С течением времени очевидность этих предпосылок может измениться; тогда происходит пересмотр предпосылок (пример -- возникновение квантовой механики).

4. Интерсубъективная проверяемость . Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.

5. Системность : научное знание должно быть логически организовано.

6. Прогрессизм : научное знание должно самосовершенствоваться. К искусству это требование не применимо -- могут одновременно существовать несколько направлений (например, реализм и сюрреализм).

Рассмотренные критерии являются идеальными нормами, они не описывают научное знание, а предписывают. Одновременное наличие всех этих критериев невозможно, это лишь стремление. Приведённая система критериев требует уточнения в применении к отрасли науки (например, в физике главную роль играет интерсубъективная проверяемость, в математике -- истинность, в истории -- системность).

Ненаучное познание – верный спутник человечества во всю его многовековую историю развития. Наука в её нынешнем понимании – довольно молодая сфера человеческой деятельности.

Ей всего около пяти веков от роду, тогда как история человека разумного началась намного раньше, в пятом тысячелетии до нашей эры. При этом процесс познания человеком мира и своего места в нём шел непрерывно, во все времена.

И только очень отважный мыслитель решится заявить, что достижения человечества донаучного периода уступают по важности и значимости тем, которыми сегодня гордится современная наука.

Научное и ненаучное познание – два основных инструмента получения знаний об объективной действительности. Кроме этих двух форм, существует еще и субъективное познание, а также самопознание.

Определение

На первый взгляд кажется, что ненаучным знанием можно назвать всё, что не входит в предмет изучения науки. Но это далеко не так. В действительности ненаучное знание – это чётко сформулированная категория философии, которая имеет свои границы, законы и правила применения.

Более того, ненаучное знание – один из основных источников получения информации для науки.

Под ненаучным понимается знание, которое нарабатывается человечеством без определенной системы. Оно формально не закреплено в сводах законов наук естествознания и его основные положения не рассматриваются и не исследуются теми теориям, которые наработаны наукой.

Презентация: "Ненаучное познание"

Характерные черты, которыми обладает ненаучное познание:

  • максимальная приближенность к чувственному опыту человека и отсутствие исследований идеальных моделей явлений, характерных для научных абстракций и эмпирических построений.
  • связанность с практическими жизнью и опытом человека и с его насущными утилитарными потребностями;
  • отсутствие специальных средств и методов, которые позволили бы исследовать проблемы и гипотезы, возникающие при любых формах вненаучного познания;
  • отсутствие единых правил, стандартов, норм, критериев оценки результатов проведенных вненаучных исследований;
  • отсутствие возможности взаимодействия ненаучных знаний между собой и невозможность проверить их на внутреннюю противоречивость, ввиду того, что не разработана систематика ненаучного познания.

Разновидности

Официально философия признаёт существование четырёх форм ненаучного познания. Это такие виды ненаучного познания:

  • мифологическое;
  • обыденное;
  • народная мудрость
  • паранаука.

Мифология как вид познавательной деятельности

Мифология – дошедший до нас из глубины веков способ объяснения человеком некоторых событий объективной реальности. Те явления, которые не могли быть исследованы людьми при помощи имеющегося массива общепризнанных познаний, объяснялись ими с самых разных позиций.

Каждая народность наделяла объективную реальность теми чертами и характеристиками, которые сформировали бы целостный образ взаимодействия действительности с конкретным социумом.

Основные характеристики социума, которые становились основой для создания мифов:

  • структура общественного устройства (распределение основных прав и обязанностей между всеми членами общества);
  • структура семьи (положение женщины, способы воспитания детей, отношение к родителям и т.д.);
  • способы добычи продовольствия и предметов первой необходимости (земледелие, скотоводство и т.д.);
  • природные условия, в которых проживала община.

Познание в процессе повседневной жизни

Форма приобретения ненаучных знаний в процессе повседневной жизни называется обыденным или бытовым познанием.

Обыденные знания имеют большую практическую ценность и подсказывают человеку способы поведения в тех или иных житейских ситуациях.

Польза обыденного знания:

  • даёт нюансы применения накопленного опыта в повседневной жизни;
  • может передаваться из поколения в поколение путем поучений;
  • нарабатывает базу универсальных познаний, которые упрощают бытовую жизнь человека.

Недостатки применения обыденного знания – оно всегда субъективно и перед тем, как полагаться на чужой опыт, необходимо убедиться в его полезности на собственном опыте.

Народная мудрость

Это ненаучное познание в виде своеобразной компиляции мифов и обыденных знаний, которая передается из поколения в поколение в виде примет, пословиц, поговорок, сказок, песен и т.д.

Народная мудрость как форма познания характеризуется:

  • обобщенностью;
  • неоднородностью и противоречивостью;
  • стихийностью;
  • стереотипностью;
  • большой вероятностью заблуждений.

Паранаука

Эта форма познания человеком объективной реальности существует гораздо дольше, чем сама наука, и всегда была интересна человеку.

Для понимания процессов в рамках паранауки нет необходимости нарабатывать специальный категорийный аппарат или использовать специальные приспособления, как этого требует наука.

Решения, которые предлагает паранаука, направлены на то, чтобы быстро и эффективно удовлетворить насущные утилитарные потребности человека и освободить его тяжеловесных сомнений.

Но очевидные минусы говорят о том, что паранаука не способна добиться тех результатов, о которых заявляет во время проведения своих специальных исследований.

Недостатки паранауки:

  • использование сведений, которые не подтверждены экспериментальным путем и зачастую противоречат данным науки;
  • несоответствие гипотез и выводов основным научным представлениям;
  • спекуляции на неисследованных феноменальных явлениях.

Встречаются индивидуально в своей квартире, индивидуалки Новосибирск, это нечто - dosugnovosib.ru. Девочки Новосибирска дадут вам всё, что вы ищете в сексе: яркие эмоции, страсть, разнообразие, приятные ощущения и множественные оргазмы на зло скучным соседям. Очаровательные индивидуалки Новосибирск, страстные и желанные, они такие изобретательные и стройные, что возбуждение неизбежно. Все красавицы к твоим услугам.