Конфликты в космосе между космонавтами. Конфликт в отряде космонавтов. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
ПОСЛЕПОЛЕТНАЯ БОРЬБА СО СЛАВОЙ, СОБЛАЗНАМИ
И С САМИМ СОБОЙ.
Почти перед каждым космонавтом после космического полета вставал вопрос –что дальше? Подумать о карьере или, оставаясь верным профессии, ждать, может быть и десять лет, нового полета.
И, конечно же, каждый решал главный нравственный вопрос – вопрос звездной болезни.
Юрий Гагарин, своей короткой послеполетной жизнью длиной в 7 лет, показал, что оба вопроса можно и нужно решать нравственно чисто. Хотя и у него были срывы.
Юрий Гагарин при жизни не получил генеральского звания. Хотя при желании мог бы этого добиться. Он все годы стремился в новый космический полет, и не его вина в том, что его уж слишком оберегали.
Герман Титов звездной болезнью переболел сполна. 10 лет куролесил на полную катушку. Кто интересуется, пусть прочтет книгу Н.П.Каманина «Скрытый космос». Титов и пил, и в аварии попадал. Готовиться к новому полету он принципиально не хотел. Не хотел он и учиться. Хотел жить в свое полное удовольствие. Уж очень он был обижен тем фактом, что не ему суждено было стать первым космонавтом.
После гибели Гагарина поведение Титова изменилось. Он пошел учиться в Академию генштаба, и дослужился до звания генерал-полковник.
Не дружили между собой и космонавты-белорусы Петр Климук и Владимир Коваленок. Они были соперниками, и, может быть, именно это обстоятельство помогло им обоим стать генерал-полковниками.
Владимир Титов. 5 лет он ждал второго полета \с промежуточным аварийным стартом\, находясь в «подвешенном состоянии» - не присваивали звание Героя Советского Союза. Затем он совершил два космических полета на американских кораблях, но в интересах нашей орбитальной станции «Мир». Однако от нашей страны за эти полеты в награду не получил ничего.
Полеты по программе «Интеркосмос» были значительно короче и проходили относительно спокойно в основной массе полетов. Но все космонавты - представители стран участниц по программе «Интеркосмос», которые слетали в космос, получили звание Героя Советского Союза.
А Владимиру Титову за два полета на американских кораблях просто сказали: « Не за что».
Впрочем, врач Моруков тоже совершил полет на американском космическом корабле и тоже в интересах нашего модуля для МКС, одним из первых поработал на самой МКС. До того, как туда прибыл первый официальный экипаж. Но звания Герой России он так и не получил. Так же как и места на российском космическом корабле в будущем. Хотя здоровье и позволяло летать в космос.
Американский астронавт Лиза Новак. В 2006 году совершила космический полет на корабле Дискавери \ полет СТС-121\ в качестве специалиста по операциям на орбите. А уже в 2007 году она чуть не убила свою соперницу. В 46 лет, мать троих детей она влюбилась в молодого, не летавшего астронавта. Ради него она развелась с мужем, а ее любимый предпочел встречаться с другой женщиной.
Лиза предпочла разобраться раз и навсегда с соперницей, а не решать вопрос с любимым человеком. Чтобы настичь соперницу, Лиза без остановки проехала на автомобиле 1500километров.
Ей повезло. Полицейские не позволили ей совершать преступление. Она отделалась легким испугом. Была уволена из армии, из НАСА. Ее лишили привилегий и льгот при уходе на пенсию. Да еще дали год условно.
Вообще, перед каждым космонавтом после первого космического полета всегда встает вопрос – а что дальше? Некоторые «наедаются» впечатлениями уже в первом полете, и твердо знают, что больше не полетят. Но заявлять об этом во всеуслышание не принято. Не поймут – и коллеги, и особенно руководство. Проще не проходить медкомиссию по каким-то параметрам.
Но таких немного. В основном космонавты летают два и более раз. А Сергей Крикалев слетал в космос 6 раз с общим налетом 803 суток.
Конечно, есть два астронавта, которые слетали в космос по 8 раз, но налет у них не превышает и сотни суток. Есть с чем сравнивать.
На мой взгляд, по нынешним временам настоящим космонавтом можно считать того, кто побывал в космосе два, а лучше три, раза.
Настоящую же полноту положительных и отрицательных ощущений от космического полета получает тот, кому посчастливилось выйти в открытый космос. Пусть даже он совершил и один космический полет.
Поэтому я согласен с Олегом Котовым, который считает, что первый космический полет это скорее реализация мечты, установки, заложенной с детства. И сопровождается этот полет слишком большими эмоциями.
На второй полет космонавты идут уже осознанно, с пониманием важности и насыщенности самого полета, с желанием получить на выходе конкретные результаты.
А в третьем полете космонавты уже передают опыт своим более молодым коллегам.
Поэтому будучи начальником Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев предлагал присваивать почетное звание Героя Росси только после второго или третьего космического полета. В зависимости от сложности программы полета.
С этим мнением можно только согласиться.
Но не соглашаются с этим сами космонавты. В результате конфликта Крикалева с группой летавших космонавтов, он был вынужден покинуть должность Начальника Центра подготовки космонавтов.
После завершения своей космической карьеры космонавты стараются устроиться на хорошую денежную должность. Некоторые уходят в политику, другие в бизнес. Но есть и такие, которые становятся простыми пенсионерами, без претензий на свое особое положение. Борис Волынов, Валерий Быковский…
Романтики в жизни становятся реалистами. Семьи ведь тоже кормить надо, и о будущем своих детей надо позаботиться.
Кондратьев человек честный и непримиримый. У него не было перспектив на скорый космический полет, и он ушел в бизнес.
Командир отряда Лончаков тоже ушел в «Роскосмос» на более высокооплачиваемую должность. Но потом вернулся и заменил ушедшего Крикалева.
Сейчас стало модным и привлекательным для космонавтов последних наборов учиться в академии госслужбы, и затем попадать в кадровый резерв Президента. Неплохая, однако, перспектива, если вдруг отчислят из отряда.
Жолобов в Украине сделал неплохую карьеру. Он многое испробовал, пока понял, что работа в исполнительной власти не бывает только удовольствием и чистым служением народу.
Елена Кондакова после двух полетов ушла в политику – стала депутатом Госдумы от партии Единая Россия. Это время она использовала для того, чтобы в 2006 окончить дипломатическую академию.
В 2011 году, когда однопартийцы сочли, что она не слишком активно работает и прокатили ее на очередных, она легко порвала отношения со своей партией. Теперь она Торговый представитель РФ в Швейцарии. Наверное, в международной торговле она разбирается лучше, чем в политике и космонавтике.
ЛЕСНИКОВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ.
В четверг, 30 августа, на одном из модулей Международной космической станции (МКС) произошло ЧП, что привело к серьезным разногласиям между членами 56-й экспедиции. На станции была зафиксирована утечка воздуха.
Пресс-служба Роскосмоса сообщила: «Экипаж станции провел обследование всех модулей и выявил микротрещину в бытовом отсеке транспортного пилотируемого корабля „Союз МС-09“ и с помощью ремкомплекта проводит работы по устранению неполадки».
«Союз МС-09» пристыкован к МКС. На нем должны вернуться на Землю три члена экспедиции. Безусловно, разгерметизация корабля является серьезной проблемой.
На орбите в настоящее время находятся шесть человек: командир экспедиции Эндрю Фьюстел (США), его соотечественники Ричард Арнольд и Серена Ауньон, россияне Олег Артемьев и Сергей Прокопьев, а также немецкий космонавт Александр Герст.
Сообщения об утечке воздуха на МКС начали появляться около 12.30 по киевскому времени. Сначала члены экипажа решили, что разгерметизация произошла в одном из модулей МКС. Оказалось, что датчики зафиксировали утечку еще около 02.00, но управляющие полетом на Земле не придали этому значения, поскольку давление воздуха снижалось незначительным темпами.
Около 14.00 новый глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин официально подтвердил: «У нас сегодня ночью была нештатная ситуация на МКС, утечка воздуха, падение давления. Были приняты меры, чтобы определить, откуда идет утечка. Оказывается, все это на российском сегменте, а не на американском, и даже не на сегменте, а на корабле «Союз МС».
Рогозин, ссылаясь на мнение российских специалистов, выдвинул версию, согласно которой утечку вызвала трещина в результате попадания микрометеорита в корабль. Он отметил, что для расследования инцидента будет создана специальная комиссия.
Глава Роскосмоса заверил, что жизни и здоровью экипажа МКС ничего не угрожает, а корабль «Союз» «скорее всего, будет сохранен в результате использования ремонтного комплекта для локализации этой утечки».
НАСА также сделала официальное заявление, в котором американцы подтвердили, что утечка воздуха не представляет опасности для экипажа орбитальной станции.
Примерно в 16.00 Артемьев и Прокопьев в ходе переговоров с Центром управления полетами (ЦУП) получили приказ отправиться на «Союз» с видеоэндоскопом для определения параметров микротрещины. Спустя некоторое время они отправили на Землю сделанные на борту корабля фото- и видеоматериалы. ЦУП разрешил им «отправиться на перекус» .
Интерфакс, ссылаясь на свой источник в Роскосмосе, утверждает, что российские космонавты обнаружили в бытовом отсеке «Союза» два отверстия размером по 2 мм каждое и заклеили их каптоновой лентой. Соответствующие инструкции они получили от дежурного ЦУПа. При этом он просил выполнить работу «без фанатизма и очень аккуратно». Менее, чем через час, в НАСА заявили, что снижение давления воздуха на станции возобновилось.
И снова Интерфакс, но уже со ссылкой на свой источник в НАСА, сообщил: «Клейкой ленты недостаточно для полной закупорки микротрещин. Давление вновь начало снижаться со скоростью 0,6 мм ртутного столба в час. Космонавты компенсируют потерю давления наддувом воздуха на 10 мм ртутного столба из баков пристыкованного к МКС грузового корабля «Прогресс».
Возобновление утечки привело к возникновению разногласий между астронавтами НАСА и российскими космонавтами. Источник сообщил: «Командир экспедиции Эндрю Фьюстел настаивает на том, что предложенная российской стороной схема ремонта путем установки заплаток требует более детального рассмотрения. Он предлагает подождать 24 часа, чтобы изучить все возможные способы ремонта».
Во время переговоров Центра управления полетами в Хьюстоне с Фьюстелом, он подтвердил, что аппаратура продолжает фиксировать утечку воздуха. Эндрю также сообщил, что Артемьев и Прокопьев настаивают на все той же схеме ремонта — с помощью клейкой ленты.
Командир экспедиции отказался участвовать в таком ремонте и запретил это делать Арнольду и Ауньон. Фьюстел настаивал на том, чтобы дождаться, пока Роскосмос и НАСА не согласуют единый план действий. Тем не менее, «российские космонавты приняли решение подчиниться приказу из Центра управления полетами в Королеве и самостоятельно ставить заплатки». Об этом сообщил Интерфакс.
Вечером 30 августа российский ЦУП принял решение приостановить ремонтные работы и продолжить их на следующий день, передает РИА Новости.
«Сергей, оставляй все в том виде, в котором есть, а завтра мы дадим дальнейшие рекомендации» , — сказал сотрудник ЦУПа Прокопьеву. Люк между «Союзом» и МКС на ночь решили закрыть.
Источник Интерфакса рассказал, что российские космонавты ввели в трещину герметик, который будет твердеть на протяжении 10-12 часов. «Течь остановлена, давление падать перестало. Однако герметик пузырится. Это явление не вызывает опасений и находится в границах нормы», — заявил источник.
Русская служба Би-би-си обратилась за комментариями к российскому космонавту Максиму Сураеву . Он считает, что образование микротрещины на корабле — это неординарное событие.
«Я не знаю, насколько там все серьезно, насколько падает или не падает давление. Но опять же есть полностью инструментарий, и этому учат на земле, как обнаружить эту трещину, как ее заделать, там есть специально сконструированные клеи, инструкции, специальное оборудование. То есть ничего криминального, но это редкий случай», — сказал Сураев.
По его мнению, плохо в этой истории то, что «теряется процентное содержание азота» . По мнению Максима, кислород можно без особых проблем пополнить из запасов, которые регулярно доставляют на МКС грузовые корабли. Кроме того, на станции есть специальная установка, разлагающая воду на водород и кислород. А вот азот нужно будет доставить на орбиту в случае необходимости.
Командир несостоявшегося экипажа многоразового космического корабля «Буран» Игорь Волк убеждал руководство СССР отказаться от рискованного беспилотного полета и был готов сесть за штурвал челнока. Полет состоялся, но он оказался последним.
В сайт позвонил гендиректор Славкурорта Виктор Яковленко. «Если хотите пообщаться с легендой авиации и космонавтики – приезжайте, Игорь Волк вас ждет», – сообщил организатор оздоровления.
Биографии 58-го космонавта СССР хватит на три жизни. Родился в 1937 года в Змиеве Харьковской области. Юность провел в Уссурийске Приморского края и в Курске.
– Игорь Петрович, отчего Вы выбрали Славкурорт, а не Карловы Вары?
– Санаторий "Юбилейный" проверен на деле моими коллегами. Они уже проходили курс лечения, остались довольны и мне посоветовали подкрепить здоровье именно здесь. В здравнице – уникальные грязи, самочувствие заметно улучшилось, спасибо прекрасному медперсоналу. Зачем ехать в дальнее зарубежье? Лучше уж в братский Донбасс.
– А как пришли в авиацию?
– В начале 50-х годов семья жила в Курске, отец трудился на машзаводе, я оканчивал школу. Как-то в класс пришли пилоты из аэроклуба и пригласили на занятия. Вначале желающих освоить пилотирование было много, но едва дело дошло до обслуживания матчасти, число претендентов убавилось. Но я остался, в 54-м завершил обучение и собрался стать военным пилотом.
– Как родители отнеслись к выбору профессии?
– Плохо. И отправили меня в Харьковскую артиллерийскую радиотехническую академию. Я уже почти сдал вступительные экзамены. Вдруг над казармой пролетает самолет. Едва стемнело, я выпрыгнул из окна и вернулся домой. Но успел в тот же год поступить в Кировоградское военное училище летчиков. Через два года меня направили в Бакинский округ ПВО. Как-то купаясь в море, я встретил шуструю пловчиху Валентину. Она и стала моей женой. Недавно отпраздновали золотую свадьбу, полвека вместе.
– Вы рано завершили карьеру военного в чине старшего лейтенанта. Почему?
– Старшее поколение помнит хрущевские сокращения численности армии и авиации: Никита Сергеевич по живому резал, потом, спохватившись, отменял прежние решения. Я не ждал ничего хорошего, поэтому позаботился о служении любимому делу, пусть даже в гражданском статусе. Добился приема у Гризодубовой. Валентина Степановна в 63-м возглавляла Летно-испытательный центр НИИ Министерства авиапромышленности. Уйдя в запас, в 65-м окончил школу летчиков-испытателей в Жуковском, а в 69-м – МАИ. Так я стал испытателем.
– Весть о полете Юрия Гагарина где вас застала?
– Служил в полку ПВО в Азербайджане. Собрались на полеты, а тут новость по радио. Меня часто спрашивали: «А вам хотелось в космос». Нет, у меня желания не было, честно говорю.
Кстати, уже после полета в одном из интервью на вопрос: «За что дали Звезду Героя?» я, пошутив, ответил: «За подаренный руководством десятидневный отпуск на орбитальную станцию». Ну, правда, я не стремился стать космонавтом, хотя и родился 12 апреля. Меня заметили на испытательской работе и в 78-м году зачислили в отряд космонавтов по проекту "Буран". В 80-м году завершил обучение в центре подготовки космонавтов. И до 1995 года был в составе отряда, будучи летчиком – испытателем вплоть до 2001-го.
– Как произошло, что проект «Буран» заморозили?
– Дело в том, что тогда для «Бурана» не было четкой программы освоения околоземного пространства. Его создавали в противовес американскому аналогу. А беда его в том, что назвали космическим кораблем, а не самолетом. Поэтому и предъявляли к нему жесткие требования. В итоге, в 84-м на машзаводе в Тушино создали аппарат, совершивший 15 ноября 1988 года один беспилотный орбитальный полет. Но второй не мог состояться из-за отсутствия цифровых систем, способных решать сложные задачи. А то, что его сумели посадить в автоматическом режиме, вообще было чудом.
Меня назначили командиром первого экипажа. Для развития проекта был создан аналог «Бурана» – БТС-002, он мог взлетать с обычного аэродрома. Его передали к нам, в Летно-исследовательский институт, и я выполнил ряд полетов перед выходом в космос.
В 1990 году Минобороны от идеи отказалось и программу «Энергия-Буран» свернули, а в 93-м году проект закрыли. Летавший в космос челнок был уничтожен в 2002 году при обрушении монтажно-испытательного корпуса в Байконуре, где он хранился с ракетой-носителем.
– Выходит, «Буран» был обречен?
– Он изначально был дорог из-за одноразовой ракеты «Энергия». Если бы его развивали как самолет, то и система управления была бы другая: проще и надежнее – та, на которой настаивало министерство общего машиностроения. И денег вариант требовал поменьше. Утвердили б его – челнок летал бы до сих пор.
– У "Бурана" недобрая слава. Дескать, много людей погибло при испытаниях...
– Слухи навеяны сюжетом фильма "Созвездие Волка" о работе моей группы. Так вот, 90 процентов фильма – вранье. Но люди гибли, это правда. Первым из группы погиб Олег Кононенко. Он мог отказаться от испытательного полета на новинке - Як-38 в Южно-Китайском море, где взлет производили с палубы корабля, но не отказался. В отличие от штатного летчика-испытателя. Тот как чувствовал, что будет труба – дело... А остальные ребята группы погибли уже после того, как проект "Буран" был свернут.
– Можно ли возродить проект многоразовых космических челноков?
– Даже нужно. При нынешних компьютерах возрождение «Бурана» или создание лучшего проекта – вполне реально. Уже есть новинки авиационно-космической системы, не нуждающихся в ракете-носителе «Энергия» для вывода орбитального отсека. Взлетает с обычного аэродрома, и – на орбиту. Есть и более серьезные разработки, использующие принципиально новые двигатели. Впереди – целая новая эпоха. Жаль, что внимание руководства страны пока приковано к более приземленным делам...
– А как же разговоры на самом высоком уровне о марсианской программе?
– На современном этапе развития космической отрасли это всего лишь фантазии наших руководителей. Я как-то сказал одному из активистов этой идеи, дескать, если в полет отправят людей, обратно аппарат вернется пустой. Неужели это непонятно? Нет техники, способной реализовать замысел, нельзя взять с собой столько топлива для двигателей и продуктов, чтобы прокормить экипаж.
– Говорят, Вы первым выполнили на перехватчике Су-27 популярный у «Русских витязей» красивый маневр, названный "коброй Пугачева"?
– Да, когда я испытывал машину на небольшой высоте с большим углом атаки, она вдруг стала неуправляемой. Надо катапультироваться, но я, глядя на высотомер, решил, что сделать это еще успею, и машинально выключил систему автоматического управления: она ограничивала выход на критические углы атаки. И машина стала меня слушаться. Я форсировал двигатели, заметив, что, выйдя далеко за критический угол атаки (более 100 град.), самолет не свалился в штопор, а вошел в нормальный режим. Тогда я набрал высоту и сознательно повторил маневр. Вернувшись на базу, я обо всем сообщил генеральному конструктору. С тех пор маневр и удивляет публику на авиашоу с участием Су-27. А почему «Пугачёва»? Это мой напарник, я ему передал опыт, а он показал фигуру в Ле-Бурже (Франция), к восторгу зрителей. Согласитесь, «кобра Волка» звучит смешно.
– Я не раз был свидетелем полетов НЛО. А Вы их видели в космосе?
– Нет, НЛО на орбите не видел. Многие коллеги наблюдали, но это были, смешно сказать, емкости с отходами, которые сами и отстреливали. Особенности корабля на орбите не позволяют в деталях отслеживать – что вокруг творится. Но если вы меня спросите: а есть ли НЛО вообще? Я отвечу: да, есть. Лично я видел старт такого объекта.
Как-то вечером мы с доктором наук Колей Мельниковым ехали из Москвы в Жуковский, о чем-то говорили. Вдруг водитель по тормозам: что это?! Выскакиваем и видим, как нечто поднимается от земли. Было темновато, но хорошо видно, что объект – полусферической формы, поднимается и уходит за горизонт. Минут двадцать мы стояли в оцепенении, после него осталось сиреневое послесвечение. Вот то, что я видел. Причем, в тех местах нет ни аэродромов, ни ракетных комплексов, вообще пусто. Стало быть, мы не одни на Земле: «они» давно уже здесь.
– Вы нелестно отзывались об участии женщин в орбитальных программах. Но полетели с Савицкой, а она вышла в открытый космос с Джанибековым... Разве это не подвиг?
– А вот об этом умолчу. Кто она – я без диктофона скажу. После полета Терешковой Королев сказал: «Женщинам в космосе делать нечего». Я согласен.
– Случались ли конфликты между членами экипажа на орбите?
– Бывало всякое. Знаю случаи, когда, вернувшись с орбиты, люди не разговаривали друг с другом годами. Бывало, на станции чуть ли не до рукопашной дело доходило. Люди мы разные. Помню, как-то врач – космонавт Валерий Поляков в сердцах высказал нам: «Жаль, что мы вас отбирали, прежде всего, по состоянию здоровья…». Вот и ответ.
– Вы – россиянин с украинскими корнями. Как оцениваете отношения наших стран?
– Жаль, что не только правители стран оказались недальновидны, но и народы предали сами себя. Жаль прежнюю могучую страну, которую разрезали по живому. Большего смешения, чем украинской и русской крови нет нигде в мире. Сколько семей пострадали! Возможно, все наладится, хочется верить. Мы ведь из одной колыбели.
– Что бы Вы пожелали читателям сайт ?
– Я как-то давно побывал в одной из шахт, и считаю горняков настоящими героями. Пусть у вас будет достойная жизнь, повышайте рождаемость, здоровья и оптимизма. Иначе грош цена всей этой демократии и самостоятельности.
«Здоровье у вас – в порядке, хоть снова – в полет», – сообщил лечащий врач – гендиректор Славкурорта Виктор ЯКОВЛЕНКО своему пациенту – летчику-космонавту СССР Игорю ВОЛКУ.
17 июля 1984-го с Байконура стартовал корабль «Союз T-12». На орбитальную станцию «Салют-7» прибыли исследователь Игорь Волк, инженер Светлана Савицкая и командир Владимир Джанибеков. Полет продлился 12 суток, но Волк без отдыха первым из летчиков-космонавтов после посадки сразу поднял в воздух истребитель «МиГ-25», затем пассажирский «Ту-154» с переделанной под «Буран» системой управления. Слетав из Байконура в Жуковский и обратно, он доказал: пилот после пребывания в космосе может в ручном режиме посадить «Буран» при спуске с орбиты. Фото из семейного архива Игоря ВОЛКА.
Волк летал на всех типах истребителей, транспортников и бомбардировщиков. Испытал воздушно-космический самолет, разработанный по проекту "Спираль", проверял машины на штопор, на инерционное взаимодействие и аэродинамику. Первым провел дозаправку истребителя в воздухе. Поднял в небо аналог "Бурана" – БТС-002, совершил в 1986-87 годах на нем 12 сложных полетов без выхода на орбиту. Своими учителями считает асов – Коккинаки, Анохина, Амет-хана и Гудкова.
Игорь Волк награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством». Живёт полковник в Москве, возглавляет Российский национальный аэроклуб. В соавторстве с Василием Анисимовым издал книгу "Цель – 2001 год. Авиационная и космическая техника мира", и фантастический детектив "Космический колпак". Вместе с женой Валентиной вырастили двух дочерей. Страстный пловец и горнолыжник.
Экипаж российского сегмента МКС в составе:
командира экипажа экспедиции МКС-37/38 Котова Олега Валерьевича,
бортинженера экипажа МКС-38 Тюрина Михаила Владиславовича,
бортинженера экипажа МКС-37/38 Рязанского Сергея Николаевича,
отвечает на вопросы победителей викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС».
На вопросы победителей викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС» отвечает командир экипажа МКС-37/38 Котов Олег Валерьевич.
Добрый день, уважаемые участники викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС». Я, Олег Котов, командир 38 экспедиции на станции, и я рад возможности ответить на некоторые ваши вопросы. В общей сложности мы получили больше 60-ти вопросов. Все они очень интересные, все очень познавательные, некоторые есть очень оригинальные и впервые заданные нам. К сожалению, мы технически не можем ответить на все эти интересные вопросы, поэтому мы выбрали несколько, на наш взгляд, самых интересных, самых занятных и постараемся ответить вам на них.
В частности, интересный вопрос мы получили от Тавсият Сейдуллаевой, 15 лет
, которая спрашивает: «С какой скоростью и в каком направлении полетит брошенный в космосе камень? Будет ли уменьшаться его скорость и когда он сможет остановиться?»
.
Данный вопрос обращает нас к специальному разделу физики и математики «Небесная механика». Раздел крайне интересен в изучении, потому что движение предметов на околоземной орбите несколько отличается от привычного понимания того, как эти предметы ведут себя в нашем обычном окружении на Земле. В качестве примера, если мы бросим какой-то предмет против полета станции (другими словами, назад) с удивлением обнаружим, что через некоторое время этот предмет вдруг появится ниже станции, т.е. между станцией и Землей, обгонит ее, полетит быстрее станции вперед и скроется впереди. Поэтому тех, кому интересно изучить законы этого раздела физики, я приглашаю к более детальному ознакомлению в учебниках или Интернет-ресурсах. Ну, а с практической точки зрения, предметы, которые выбрасываются со станции, в конце концов, рано или поздно сгорают в атмосфере, потому что предметы будут тормозиться об атмосферу даже на высоте, на которой летает станция, хотя атмосфера очень разреженная, но тем не менее. Предмет будет опускаться все ниже и тормозиться все быстрее, пока не опустится в плотные слои атмосферы, где кислорода будет достаточно, чтобы предмет там сгорел. Вечно вокруг Земли ни один предмет летать не будет. Рано или поздно он затормозится и сгорит в атмосфере. Спасибо.
Следующий вопрос поступил к нам от Арины, тоже 15 лет: «Каким образом летательный аппарат уходит от столкновения с космическими телами? Можно ли вылететь с орбиты?»
.
Действительно, существует опасность столкновения летательных аппаратов с другими объектами как природными, так и техногенными. Безопасность станции, безопасность корабля и экипажа обеспечивается работой специалистов на Земле, специалистов, которые проводят мониторинг окружающего космического пространства с помощью локационных методов: как и где летают предметы, есть ли опасность столкновения. Если такая опасность вдруг появляется, это математически просчитывается наперед, то принимается решение на выполнение маневра уклонения от осколков. Т.е. выдается заданный импульс двигателями станции, и станция смещается, уходит с орбиты столкновения или возможного столкновения. От более мелких объектов часть станции защищена, так называемыми, противометеоритными панелями, которые в случае их попадания должны смягчить удар, приняв на себя энергию столкновения. Так у нас осуществляется контроль безопасности от столкновения. Спасибо.
Анна Самохвалова, 16 лет
, спрашивает: «Как проходят отборы космонавтов?»
Отбор в космонавты проходит решением Российского космического агентства (Роскосмос) по представлению Центра подготовки космонавтов (ЦПК), когда принимается решение о наборе определенной группы кандидатов в космонавты, определяется их численность. Также направление отбора зависит от пилотируемых программ, т.е. для чего они будут выполняться, полетов куда. Возьмем в качестве примера последний отбор, который проводился в прошлом году. Он проводился открытым способом - были размещены объявления на информационных ресурсах, в печатных изданиях, в интернете. Любой желающий, отвечающий требованиям по возрасту, по уровню образования, по физическим данным, мог подать заявление, попытаться пройти в отряд космонавтов. Такой вот отбор состоялся. В принципе, каждые два-три года обязательно проходят повторные наборы, когда набираются три, четыре, пять, семь человек, чтобы пополнить отряд космонавтов. Спасибо.
Следующий вопрос мы получили от Антона, 11 лет: «Как долго происходит адаптация организма после прилёта на Землю?»
Повторная адаптация или реадаптация к нормальным условиям жизни для человеческого организма проходит достаточно долго и, конечно, зависит от продолжительности космического полета. Послеполетную реабилитацию принято разделять на два этапа: так называемый, острый период, он проходит в течение трех-четырех недель. Человек учится заново ходить, владеть своим телом, перемещаться, двигаться, его вестибулярный аппарат обратно привыкает к жизни в условиях гравитации, он возвращается к нормальной жизни. И существует, так называемый, второй этап реабилитации. Этот период более продолжительный. Он может занимать несколько месяцев. Полностью восстанавливается функционирование внутренних органов, систем организма, восстанавливается костно-мышечная система, и человек приходит к своему исходному состоянию до полета. По опыту длительных космических полетов, в частности, вопрос о восстановлении и признания космонавта годным к следующему полету, обычно решается через шесть месяцев после посадки, после приземления. Вот примерно срок, когда можно сказать, что функции организма полностью восстановились, и человек вернулся к своему исходному состоянию.
Вопрос от Волковой Алены, 13 лет: "Уважаемые космонавты! Меня интересует вопросы космической психологии. Как вы разрешаете конфликтные ситуации на орбитальной станции во время длительных полётов в космос?"
Это крайне интересная тема на самом деле. Работа в замкнутом пространстве людей в составе малых групп, малых коллективов является одной из актуальных проблем космической медицины и психологии. Какие методы психологической подготовки, сопровождения, психологической разгрузки необходимы, чтобы избежать каких-либо конфликтов или напряженностей среди экипажа? В этом направлении работают и Институт медико-биологических проблем, и Центр подготовки космонавтов. Существуют отделы и лаборатории, которые над этим работают и помогают нам чувствовать достаточно комфортно во время полета. Ну, что могу сказать, самое главное, что все мы являемся профессионалами, мы осознанно понимаем, куда мы летим, в каких ситуациях, каких условиях будем находиться. Поэтому, конечно, стараемся избегать каких-либо обострений взаимоотношений. Поэтому, во всяком случае, во время нашей экспедиции, во время нашего полета никаких конфликтов не возникает. Спасибо за интересный вопрос.
На вопросы победителей викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС» отвечает бортинженер экипажа МКС-37/38 Тюрин Михаил Владиславович.
Начнем с самого начала, с самого основного вопроса, который часто задают. Этот вопрос задала Аня
. С удовольствием попробую сформулировать вопрос. Вопрос звучит так: «Почему МКС не падает?»
.
Пусть вас это не сильно удивит, на самом деле, скажу по секрету, она падает. Именно падает. Непрерывно и постоянно. Но падает она не отвесно, как падал бы камень с крыши, а как мячик, брошенный немного вперед: падает и одновременно летит вперед. Вот по такой криволинейной траектории. Но Земля, как известно, тоже круглая. Станция падает, а Земля из-под нее уходит. И так все время. Она падает, а Земля из-под нее уходит. Вот такая история получается с падением станции. А если бы Земля была плоской, то упала бы наверняка.
Вопрос, который задает Сергей, или Сергий: «Уважаемая команда МКС. Имеется ли на станции угол или доска, где есть история команд, которые бывали на МКС?»
.
Да, действительно, с первой экспедиции на МКС у нас заведена традиция - оставлять что- то на память. Поэтому есть у нас в одном из модулей специальное место, где все экипажи, которые здесь побывали, оставляют свои эмблемы, такие эмблемки, которые с одной стороны липкие. Они размещаются на специальном месте, на специальной панели. В частности, там есть места, где группируются эмблемы длительных экспедиций на МКС, эмблемы экипажей Шатлла, которые сюда прилетали, когда работала программа Шатлл. Также помимо этого возле люков, через которые мы выходим в открытый космос, тоже есть эмблемки тех экипажей, которые через этот люк выполняли выход в открытый космос. Вот такая небольшая традиция как визитная карточка.
Вопрос, который задает Татьяна. 20 лет
. Вопрос звучит так: «Какие ощущения, когда ВЫ летите домой с МКС? Какие ощущение, когда Вы летите на МКС, есть ли волнение?»
.
Вы знаете, космонавты, в основном, люди цельные, уравновешенные и бывалые. По большей части, мы находимся в гармонии и с окружающей действительностью, и сами с собой. Поэтому всегда радуемся, когда идем на работу, и всегда радуемся, когда идем с работы домой. В общем, так, как и положено нормальному человеку.
На вопросы победителей викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС» отвечает бортинженер экипажа МКС-37/38 Рязанский Сергей Николаевич
Добрый день! Один из вопросов нам задает Исаев Роман, 11 лет: «Уважаемые космонавты! Какие растения (овощи) вы выращиваете на сегодняшний день на борту МКС? С уважением Исаев Роман. г. Королёв»
.
За время космических станций - и на станции «Мир», и на станции «МКС» - в оранжереях выращивались различные растения, проводились разные эксперименты с генетикой растений, например, гороха. Были выращены несколько его поколений. Также были выращены несколько поколений пшеницы. На данный момент никакие эксперименты с растениями у нас не проводятся. Хотя я знаю, на Земле идут разработки новых экспериментов в нашей космической оранжерее «Лада». Но надо сказать, что наш американский коллега Майкл привез семена и сам попытался выращивать здесь на станции подсолнух и тыкву. Семена, конечно, проросли, растения выросли. Но, к сожалению, недостаточно почвы, недостаточно света, и растения быстро погибли. Это очень здорово, когда растения на станции есть, и мы будем всегда очень рады любым экспериментам с растениями. Потому что это напоминает нам о доме, нашей Земле. Спасибо за вопрос.
Следующий вопрос нам задает Варзина Ирина, 11 лет: «Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, хотели бы Вы, чтобы Ваши дети связали свою жизнь с космонавтикой? Спасибо»
.
Я думаю, что был бы рад. Потому что все, что связано с космосом, очень, по-моему, романтично и очень интересно! Всегда что-то новое: новые открытия, новые технологии, различные эксперименты. И я думаю, что, если мои дети будут разделять то, что действительно нравится мне, то для меня это будет счастьем. Спасибо за вопрос.
Екатерина Костюченкова, 10 лет
, задает нам сразу несколько вопросов. Попробую ответить по очереди. «Сколько лет надо учиться, чтобы стать космонавтом?»
Космонавт – профессия интересная, но и очень комплексная, сложная, сочетает в себе достаточно много различных других профессий. Поэтому учиться надо несколько лет, по крайней мере, после получения высшего образования.
«Вкусная ли еда в космосе?»
Конечно, вкусная, различная, но надо сказать, что по домашней еде мы тоже скучаем.
«Трудно ли спать в космосе?»
Спать всегда хорошо и в космосе прекрасно. Поначалу было непривычно. Примерно, через неделю уже привык,и стало достаточно комфортно.
«Была ли у вас возможность смотреть зимнюю олимпиаду в Сочи 2014 и болеть за наших спортсменов?»
Мы смотрим только то, что нам закачивают на сервер службы психологической поддержки. Конечно, мы следили, смотрели далеко не все соревнования, как хотелось бы, но, по крайней мере, несколько любимых видов спорта, отдельные соревнования с удовольствием посмотрели и болели за нашу команду. Спасибо за вопрос.
Ксения Пульнева, 8 лет,
спрашивает «Можно ли было увидеть начало Олимпийских игр из космоса?»
Я сам очень хотел увидеть, как выглядит открытие Олимпиады, фейерверк. Потому что с МКС Сочи-то мы видим и видим, насколько преобразился город, какие красивые объекты были построены к Олимпиаде. К сожалению, во время открытия, во время праздничных салютов мы не пролетали над этим районом, поэтому не смогли увидеть. Но могу вам сказать честно и абсолютно ответственно, факел, который горел в Сочи, можно было видеть и из космоса. Видно было прекрасно, и в ночи мы сделали хорошие фотографии, так что, надеюсь, вы их когда-нибудь увидите. Спасибо.
Следующий вопрос задает нам Алина, 12 лет: «Какие эксперименты вы проводите на космической станции?»
Научная программа на станции достаточно обширна. Экспериментов великое множество. У нашей экспедиции их порядка шестидесяти. В основном эксперименты проходят по следующим направлениям: это физико-химические процессы материалов - каким образом невесомость, космическая радиация действуют на различные материалы; это исследование человека - как на наш организм воздействует космический полет; биотехнология - воздействие различных микроорганизмов, бактерий на ткани; также наблюдение за Землей - сверху нам прекрасно видны различные циклоны, наводнения, извержения вулканов. Всё это, конечно, мы снимаем и передаем на Землю. Также существует великое множество различных других экспериментов по другим направлениям, которые широко представлены в нашей программе и тоже представляют большой интерес. Мы с удовольствием занимаемся научной программой. Хотелось бы, чтобы научных экспериментов у нас на станции было еще больше. Спасибо большое за вопросы.
В США завершился эксперимент по имитации жизни на Марсе. Он заключался в том, что группа людей на протяжении восьми месяцев жила в полной изоляции от внешнего мира на «марсианской» базе. Роль Красной планеты сыграло подножие вулкана Мауна-Лоа на одном из Гавайских островов.
NASA выделило $2,5 миллиарда на проект HI-SEAS, в рамках которого с 2013 года проведены уже пять подобных экспериментов. В последнем принимали участие четверо мужчин и две женщины - астробиолог, программист и инженеры разных специализаций. Большую часть времени участники эксперимента проводили на базе, а выйти за ее пределы могли только в скафандрах. Они должны были соблюдать технику безопасности так же, как если бы действительно находились на другой планете. Еду обитатели базы получали раз в несколько месяцев, а общаться «с Землей» могли только с 20-минутной задержкой. Задачей участников было не только посмотреть, как они смогут находить друг с другом общий язык в условиях полной изоляции от внешнего мира, но и провести определенные научные исследования, геологические и картографические изыскания.
В NASA полагают, что подобные эксперименты помогут подготовиться к созданию настоящих баз на других планетах. В частности, в космическом агентстве рассчитывают выяснить, какими качествами должны обладать люди, способные справиться со стрессом от изоляции и страха в ходе 2-3-летнего полета на Марс. Для сравнения: полеты на МКС обычно занимают полгода, ни один экипаж не провел в космосе больше 200 дней; личный рекорд принадлежит Валерию Полякову - он провел на станции «Мир» 437 суток и 18 часов. Сейчас университет Гавайев, который ведет проект HI-SEAS, готовит шестую «экспедицию». А NASA рассчитывает отправить людей на Марс к 2030-м годам.
Еще одна важная задача - сформировать экипаж так, чтобы его члены максимально хорошо ладили друг с другом. «Колонисты» регулярно играли в психологические игры, разработанные специально, чтобы определить взаимную совместимость «членов команды» и уровень испытываемого ими стресса. Также каждый участник эксперимента вел дневник и носил на теле датчики, фиксирующие громкость голоса и расстояние до других членов группы. Данные этих датчиков помогают понять, не стремится ли тот или иной житель базы избегать кого-то из соседей и не испытывает ли раздражения при дискуссиях. По словам ведущего исследователя проекта профессора Ким Бинстед, конфликты неизбежно возникнут в любом сообществе. Так что успешность группы определяется главным образом тем, насколько ее члены способны разрешать эти конфликты и выходить из них с минимальными потерями.
Следует отметить, что жилая зона базы составляет всего 111 квадратных метров - довольно мало для шести человек. Там расположены небольшие индивидуальные отсеки для сна, кухня, лаборатория, душ и два туалета. В ходе эксперимента участники также пытаются выяснить, что помогает им ослабить стресс. Например, у них есть устройства виртуальной реальности, с помощью которых они могут посмотреть на знакомый или просто красивый пейзаж.
Каждый участник эксперимента вел дневник и носил на теле датчики, фиксирующие громкость голоса и расстояние до других членов группы.
Помимо продолжительной разлуки с близкими и необходимости непрерывно находиться в обществе одних и тех же людей, отсутствия интернета и привычных развлечений участники эксперимента терпят и другие лишения. Так, они едят только сублимированные продукты плюс овощи, которые выращивают на базе сами. По словам биолога Джошуа Эрлиха, ему удалось вырастить морковь, перец, пекинскую капусту, помидоры, редис, разнообразную зелень и картофель.
Исследователи из Гавайского университета говорят, что одним из преимуществ HI-SEAS перед другими подобными проектами в разных странах является то, что ландшафт вокруг Мауна-Лоа чрезвычайно похож на марсианский: почва красноватая и на ней практически отсутствует растительность. Впрочем, пока рекорд по продолжительности имитации жизни на другой планете принадлежит проекту Роскосмоса «Марс-500». В ходе одного из экспериментов, который завершился в ноябре 2011 года, шесть добровольцев - трое россиян, француз, итальянец и китаец - прожили в изоляции 520 дней. Эксперимент прошел успешно: несмотря на отрабатываемые трудности (однажды даже пришлось разбираться с последствиями сымитированного пожара), команда действовала бесконфликтно и профессионально.
Хотя никто не отрицает, что изоляция небольшой группы людей может привести к сложностям в общении, об этом всегда говорят обтекаемыми, максимально корректными фразами. Даже если у кого-то из участников подобных экспериментов случится нервный срыв или серьезный конфликт с другими членами группы, об этом предпочтут не распространяться. Ведь если эксперимент признают неудачным, это может отпугнуть спонсоров и привести к сокращению финансирования. Сами испытуемые тоже не рвутся лишний раз общаться с психологами: каждую жалобу фиксируют и в конце концов потенциального космонавта могут признать недостаточно стрессоустойчивым.
Об одном из редких случаев, когда о внутреннем «космическом» конфликте стало известно журналистам и широкой публике, подробно рассказывает американская писательница Мэри Роуч в своей книге «Обратная сторона космонавтики». Речь идет о моделируемом полете международной команды на космическую станцию (МПМККС) - эксперименте, который в 1999 году проводили в Московском институте медико-биологических проблем РАН (ИМБП).
«Инцидент при МПМККС случился через три месяца с начала испытания после состыковки отдельных модулей. В составе одной части экипажа находилось четверо русских. Вторая часть представляла собой куда более пеструю смесь: там были канадка, японец, русский и их командир, урожденный австриец, Норберт Крафт. 1 января 2000 года в 2:30 ночи командир русского экипажа Василий Лукьянюк оттолкнул канадку Джудит Лапьер в зону недосягаемости камер и, несмотря на сопротивление, дважды поцеловал ее, - пишет Роуч. - А еще чуть ранее двое других русских подрались и даже забрызгали кровью стены. В результате всего этого шлюз между модулями был закрыт, японец решил уйти, а Лапьер доложила о произошедшем в ИМБП и Канадское космическое агентство. По ее мнению, психологи ИМБП не оказали ей должной поддержки и даже, наоборот, сказали, что она просто принимает все слишком близко к сердцу. Несмотря на подписанный договор о неразглашении и желание стать астронавтом, Лапьер рассказала прессе обо всем случившемся».
Писательнице довелось поговорить об этом инциденте с Норбертом Крафтом. По его мнению, Лапьер страдала скорее не от домогательств, а от гендерной дискриминации - сотрудники ИМБП не воспринимали ее всерьез. Кроме того, мешал языковой барьер: канадка почти не говорила по-русски, а сотрудники наземного центра управления, как и большинство россиян из экипажа, с трудом объяснялись по-английски. Еще Крафт рассказал, что японец Масатака Умеда «закрыл шлюз просто потому, что ему надоело, что русские постоянно смотрели порнофильмы». Австриец упомянул также, что в экспериментальном модуле водился алкоголь в довольно больших количествах.
Японец Масатака Умеда «закрыл шлюз просто потому, что ему надоело, что русские постоянно смотрели порнофильмы».
Несмотря на неприятный осадок, эта история помогла исследователям сделать несколько правильных выводов. Они поняли, что должен существовать общий язык, на котором говорят все члены команды, и что каждого из них следует подробно проинструктировать о культурных особенностях представителей других народов. В целом очень важно, чтобы у членов команды было много общего.
Особенности национального характера вообще играют довольно серьезную роль. Например, японцы боятся не вспышек гнева у космонавтов и возможных конфликтов, а депрессии, возникающей от излишне подавляемых эмоций: японцы известны своей воспитанностью, сдержанностью и привычкой безоговорочно уважать правила и старших. Даже в обычной жизни это часто доводит японцев до срывов и суицидов - что уж говорить о длительном пребывании в космосе. В своей книге Мэри Роуч рассказывает, как отбирают астронавтов в Японии. На одном из этапов претенденты занимаются оригами: каждый должен изготовить ни много ни мало тысячу бумажных журавликов. Потом специалисты внимательно изучают эти поделки, чтобы выяснить, не упало ли качество журавликов. Если последние сделаны небрежно и второпях, это значит, что человек устает от однообразной монотонной работы - а ведь именно из нее состоит жизнь астронавта процентов на девяносто.
Еще один важный вопрос - как уживаются друг с другом представители разных полов. Эксперименты показывают, что самая благоприятная обстановка устанавливается внутри смешанных групп, где мужчин и женщин примерно поровну. Однополые коллективы - сугубо мужские или сугубо женские - работают заметно хуже. Среди прочего рассматривалась идея формировать экипаж из супружеских пар - однако ученые пришли к выводу, что астронавт не сможет рационально действовать в критической ситуации, если опасность будет грозить любимому человеку. Кроме того, в случае катастрофы оставшиеся на Земле семьи лишатся сразу двух своих членов. Что касается секса во время космической миссии , то от обсуждения этой темы в космических агентствах старательно уклоняются, а в инструкциях для астронавтов содержатся нейтральные формулировки о необходимости избегать непристойного поведения.
Человека могут не взять в команду из-за храпа или неприятного запаха изо рта.
Когда речь заходит о космосе, такого понятия, как «мелочь», не существует. Человека могут не взять в команду из-за храпа или неприятного запаха изо рта - в условиях маленького замкнутого пространства эти «мелочи» сведут с ума всех остальных.
Возможно, однажды наступит время, когда в космические корабли, отправляющиеся к другим планетам, будут пускать всех, как сейчас в самолет, но пока Марсу нужны суперлюди. Идеально здоровые и физически и ментально, обладающие огромным арсеналом знаний и практических навыков, привыкшие переносить лишения, неделями заниматься скучной однообразной работой и беспрекословно следовать правилам - и в то же время способные действовать самостоятельно в критический момент, принимать решения и брать на себя ответственность. Ведь с учетом 20-минутной задержки связи, совета с Земли можно и не дождаться.
Фото на обложке: Жилой модуль HI-SEAS. Neil Scheibelhut / University of Hawaii at Manoa / AFP / East News
