Индия джамму и кашмир. Штат Джамму и Кашмир — Индия. В городах Джамму, Сринагар и Лех действуют аэропорты

Северо-Западная Индия – регион очень сложный в этнополитическом отношении. Если на северо-востоке страны, где десятилетиями продолжаются конфликты между сепаратистскими движениями национальных меньшинств и правительственными войсками, сталкиваются интересы Индии и Китая, то северо-запад – точка столкновения индийских и пакистанских интересов. Фактически столкновение индийских и пакистанских интересов в Северо-Западной Индии является одним из фронтов общего противостояния мусульманского и немусульманского мира. Наиболее проблемной территорией в регионе является штат Джамму и Кашмир. Этот горный регион примечателен тем, что вплоть до 1947 года здесь существовало полунезависимое княжество Джамму и Кашмир во главе с махараджей – индуистом, тогда как основная часть населения относилась к мусульманам.


Джамму и Кашмир – древняя красивая земля, испокон веков являвшаяся мостом между Индией, Китаем и ирано-мусульманским миром. С глубокой древности здесь существовали города с высокоразвитой культурой и, вплоть до недавнего времени, удавалось относительно мирно сосуществовать последователям нескольких религий – мусульманам, индуистам, буддистам. Конечно, противоречия и войны, в том числе и на религиозной основе, имели место на протяжении всей Кашмира, но характер глобального противостояния они приняли лишь после освобождения Индии от британского колониального владычества.

Во многом здесь, безусловно, постарались колонизаторы, начертившие искусственные границы для двух постколониальных государств – Индии и Пакистана. Именно англичане несут львиную долю ответственности за продолжающееся геополитическое противостояние Индии и Пакистана, в котором, прежде всего, и заинтересован западный мир. Для США и Великобритании независимая сильная Индия представляет значительную угрозу, поэтому с самого начала было решено, во-первых, разделить ее на два государства (затем добавилось третье – Бангладеш), а во-вторых – стравить государства Индостана в непрекращающемся противостоянии. Одним из инструментов этого стравливания и является кашмирский конфликт.

До того, как была провозглашена независимость Индии и Пакистана, мусульманское население княжества Джамму и Кашмир прекрасно уживалось с индуистскими махараджами и соседние мусульманские правители не выражали по этому поводу особых претензий. Напомним, что в Джамму и Кашмире индуисты населяют южную территорию – это, в основном, представители индоарийских народов.


Солдат патрулирует во время комендантского часа на безлюдной улице. За ним на стене надпись: «Индийские собаки, убирайтесь домой»

Мусульмане сосредоточены на севере и включают не только индийские народности, но и пуштунов, тибето-бирманскую народность балти и уникальную народность буриши, говорящую на изолированном языке бурушаски, над загадкой происхождения и родства которого до сих пор до сих пор ломают голову ученые всей планеты. Помимо индуистов и мусульман, в Джамму и Кашмире проживает также достаточно многочисленная буддистская община, представленная, в первую очередь, тибетоязычным населением бывших княжеств Ладакх и Заскар. Ладакх исторически тяготеет к Тибету и, по понятным причинам, является зоной повышенного интереса со стороны соседнего Китая.

В современном индийском штате Джамму и Кашмир этноконфессиональная ситуация выглядит следующим образом: большая часть населения (67%) исповедует ислам, 30% - индуизм, 2% - сикхизм и 1% - буддизм. При этом существуют сильные различия между отдельными территориями штата. Так, в северной части – Кашмире - мусульмане составляют до 97% населения. На юге штата – в Джамму, наоборот, 65 % населения составляют индуисты, мусульман лишь 31%, сикхов – 4%. В Ладакхе 46% составляют буддисты. То есть, мы видим, что этноконфессиональный расклад в штате отличается неравномерностью распределения этнических и конфессиональных групп по его территории, но в то же время существует очевидное преобладание в численности мусульманского населения.

Что касается этнической картины, то население Кашмира представлено следующими группами: 1) дардские народы, промежуточные между индийскими и иранскими – кашмирцы, шина, калаши и другие этносы. 92% кашмирцев – мусульмане, остальные – индуисты; 2) индоарийские народы – пенджабцы, догры, хиндустанцы и другие этносы, преимущественно населяющие южную часть штата и исповедующие индуизм, сикхизм или ислам; 3) тибето-бирманские народы – ладакхи, балти, тибетцы – населяют северо-восточную часть штата и исповедуют преимущественно буддизм ламаистского толка, а также тибетскую религию бон (за исключением балти, которые едва ли не единственная тибето-бирманская народность, исповедующая ислам шиитского толка); 4) буриши, говорящие на языке бурушаски и населяющие область Хунза, в настоящее время контролируемую Пакистаном. Эта народность также исповедует ислам; 5) пуштуны (афганцы), относящиеся к иранским народам и поддерживающие тесные связи с соплеменниками в Пакистане и Афганистане.


Один из кашмирских подростков бросает камни в военных

Махараджи Джамму и Кашмира по национальности были дограми. Догры возводят свой род к выходцам из Раджпутаны (современный штат Раджастхан), гордятся своими воинскими подвигами и в большинстве своем сохраняют индуистскую религию, хотя небольшая часть догров также исповедует сикхизм и ислам. Формально в состав их государства с правившей сикхской династией, которая остальными сикхами рассматривалась как изменники сикхизма, входили земли собственно Джамму и Кашмира, а также буддистские княжества Ладакх и Заскар и эмираты Хунза, Гилгит и Нагар. В настоящее время Гилгит-Балтистан и Хунза контролируются Пакистаном. Британские власти в обмен на лояльность позволили махараджам Джамму и Кашмира сохранить свой престол и не особо вмешивались во внутренние дела этого региона.

Когда в 1947 г. произошел раздел Индии и Пакистана, махараджа Джамму и Кашмира Хари Сингх, стремившийся сохранить свое единовластное правление на подконтрольной ему территории, не пожелал войти в состав ни одного из новообразованных государств. Однако мусульмане, недовольные этим решением и не стремившиеся и впредь оставаться под властью индуиста, тем более, что рядом их соплеменники оказались в составе собственного суверенного мусульманского государства, подняли вооруженное восстание. Махарадже не оставалось ничего иного, как обратиться за помощью к Индии. Так территория Джамму и Кашмира вошла в состав индийского государства, при этом наследник Хари Сингха Каран Сингх, занимающий пост губернатора штата, до сих пор формально является махараджей Джамму и Кашмира.

На помощь мусульманскому населению штата прибыли пуштунские племенные ополчения афридиев и юсуфзаев – племен, проживавших в пограничных районах Пакистана и отличающихся большой воинственностью и ревностным отношением к религии. После того, как индийской армии удалось отбить их атаки, вмешались пакистанские вооруженные силы. Так началась Первая Индо-пакистанская война, длившаяся с 21 октября 1947 по 1 января 1949 гг. и закончившаяся разделом территории Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном. Примерно 60 % территории княжества оказалось в составе Индии, тогда как остальная северная часть, населенная мусульманами, отошла по факту к Пакистану.


Сопротивление кашмирских протестующих и индийских военных на улицах Шринагара

С тех пор индо-пакистанский конфликт вокруг Кашмира продолжается фактически непрерывно. Около семидесяти лет два соседних государства не могут решить миром вопрос о границах между ними. За это время последовало еще три индо-пакистанские войны – Вторая – в августе-сентябре 1965 года, Третья – в декабре 1971 года, Каргильская – в 1999 году, а также бесчисленное количество мелких вооруженных конфликтов. И Индия, и Пакистан вынуждены держать в регионе значительные вооруженные силы, вкладывать огромные деньги в совершенствование вооружения и оснащения армейских и полицейских подразделений.

Помимо использования собственных вооруженных сил, Пакистан активно спонсирует мусульманские радикальные организации, базирующиеся в подконтрольном ему районе Кашмира и совершающие террористические вылазки против индийских правительственных войск. Территория пакистанского Кашмира за последние десятилетия превратилась фактически в базу международных террористических организаций, использующих труднодоступные горные местности как прекрасное укрытие для своих тренировочных лагерей. Эти организации фактически и осуществляют контроль над пакистанским Кашмиром, установив на его территории свои порядки и препятствуя проникновению в регион не только индийцев, но и любых иностранцев – немусульман.

На подконтрольной Пакистану территории Кашмира образованы провинции Северная и Азад Кашмир, тогда как индийская территория входит в состав штата Джамму и Кашмир. Помимо того, примерно 10% территории Кашмира в 1962 году было оккупировано китайскими войсками и до сих пор эта территория, носящая название Аксай Чин, входит в состав КНР, как и часть Транс-Каракорумского тракта, присоединенная к Китаю в 1963 году с согласия пакистанской стороны.


Солдаты индийской армии во время учений у индийско-пакистанской границы на территории спорной территории индийского Кашмира

Однако, раздел территории бывшего княжества между Индией, Пакистаном и КНР не означал прекращения вооруженных конфликтов в регионе. Мусульманские организации, базирующиеся в пакистанском Кашмире, не собираются мириться с тем, что значительная часть их единоверцев остается в составе индийского штата Джамму и Кашмир – в том числе, в районе кашмирской долины, где мусульмане составляют около 97 % населения.
Естественно, что штат Джамму и Кашмир стал постоянной мишенью атак террористов. На территории штата базируется значительный по численности индийский военный контингент, призванный обезопасить регион от возможного риска пакистанского или китайского вторжения. В 1990 году в штате Джамму и Кашмир, в виду постоянной угрозы террористических атак со стороны радикальных организаций, были расквартированы двадцать индийских дивизий.

Им противостоят боевики радикальных организаций, общая численность которых также исчисляется тысячами человек. При этом, если следовать индийским источникам, в последние годы происходит снижение удельного веса собственно кашмирских мусульман в рядах радикальных организаций – их сменяют выходцы из соседних Пакистана и Афганистана, отступающие талибы, а также уйгурские сепаратисты из соседнего Китая и радикалы из бывших советских среднеазиатских республик. Вся эта многонациональная публика находит свое пристанище в тренировочных лагерях на территории пакистанского Кашмира.

Опасность радикализации индийских мусульман усугубляется и тем, что в социальном плане мусульмане существенно уступают индуистам. Как правило, представители мусульманской общины хуже образованны, среди них меньше предпринимателей и представителей интеллигенции. Это связано, в том числе, и с тем, что изначально в ислам переходили представители низших каст, стремившиеся тем самым вырваться за пределы кастовой системы. После образования суверенного Пакистана значительная часть мусульман, прежде всего из верхних слоев общества, покинула Индию, предпочтя делать карьеру в собственном мусульманском государстве. Остались в Индии как раз менее обеспеченные и менее образованные представители городских низов, ну а в случае Кашмира – представители местных коренных этносов, также занятые преимущественно в традиционных сферах хозяйствования.

То есть, у радикальных исламских организаций в Индии существуют достаточно широкие возможности в плане пополнения и обновления кадрового ресурса, прежде всего за счет безработной молодежи. Антиамериканская риторика, активно используемая радикальными исламскими организациями, также содействует поднятию их авторитета. Имеет значение и роль Пакистана, Саудовской Аравии, других мусульманских государств, которые оказывают финансовую и организационную помощь индийским мусульманским организациям.


Огромный отток денежных средств на поддержание войск в этом регионе, заставили Индию и Пакистан открыть диалог для мирного размежевания по Сиачену, без ущерба для потери территории с обеих сторон

В настоящее время ключевыми акторами военно-политической ситуации в Кашмире являются следующие религиозно-политические организации:

1. Джамиат уль-улама-и ислам – Общество исламских богословов. Именно эта пакистанская организация осуществляет вербовку и подготовку боевиков для кашмирских военизированных формирований.

2. Лашкар и-Джангви – Армия Джангви, вторая по значимости религиозно-политическая организация, осуществляющая вербовку и подготовку боевиков для вооруженных формирований и непосредственно руководящая последними.

3. Хизб-и муджахидин – Партия борцов за веру. Является одной из наиболее радикальных исламских организаций региона, выступающих за независимость Кашмира.

Следует отметить, что все перечисленные организации относятся к радикальному крылу ортодоксального суннитского ислама. Это объясняется тем, что именно сунниты в современном мире представляют собой наиболее активную исламскую силу. Пакистан и афганские талибы оказывают поддержку именно суннитским организациям. Однако в Кашмире проживает и значительное количество мусульман-шиитов, прежде всего – исмаилиты. Для радикальных суннитов они выступают вторыми после индуистов и буддистов идеологическими врагами, предусматривается или обращение их в суннизм, или «очищение» будущего исламского Кашмира от исмаилитов.

Позиции исмаилитов сильны в горных районах, прежде всего среди небольших этнических групп вроде балти и буришей. Своим главой исмаилиты считают имама Ага-хана IV. Этот духовный лидер исмаилитских общин Индии, Пакистана, Афганистана, Таджикистана и других стран постоянно проживает в Великобритании, но пользуется большим влиянием в регионе. Мы можем предполагать, что в силу глубоких связей с британской короной исмаилитский имам является и важнейшим проводником английского влияния в Северо-Западной Индии. Ведь Ага-хан мало того, что проживает и ведет бизнес в Великобритании, сам является наполовину (по матери) англичанином. Естественно, что решение кашмирской проблемы невозможно без учета интересов исмаилитской общины, которая также не удовлетворена растущим влиянием ортодоксальных суннитских организаций, угрожающих самому существованию шиитского ислама в Северо-Западной Индии.

Индо-пакистанские конфликты и атаки повстанцев к началу XXI века унесли жизни не менее чем 30 тысяч военнослужащих и мирных жителей. Пакистанские источники уверяют, что количество погибших в боевых действиях мусульман гораздо выше и достигает 70 тысяч человек. Фактически Джамму и Кашмир является незатихающей горячей точкой, эскалация насилия в которой значительно превосходит другие проблемные индийские штаты, включая и Северо-Восточную Индию, где также действуют сепаратистские вооруженные организации.


Индийский военнослужащий с вершины горы следит за порядком на вверенном ему участке. Тысячи военных и военизированных полицейских размещены вдоль маршрута паломников: с 1990-х годов в штате Кашмир продолжается борьба с мусульманскими сепаратистами

Поскольку кашмирских мусульман активно поддерживает Пакистан и афганские талибы, с , пропагандистской литературой, организационным обеспечением у них проблем не наблюдается. И это в значительной степени усложняет эффект действий правительственных войск и спецслужб, которым оказывается не под силу преодолеть вооруженное сопротивление в Джамму и Кашмире. Ситуация усугубляется тем, что Индия и Пакистан являются ядерными державами и в случае обострения положения в регионе Кашмира последствия не только для этих стран, но и для всего человечества, могут быть самыми непредсказуемыми.

Для Индии Кашмир остается одной из первостепенных проблем, причем не существует хоть сколько-нибудь правдоподобных надежд на решение сложившейся в этом регионе ситуации. Перед индийским правительством остается два пути – либо согласиться с территориальными претензиями Пакистана и освободиться от территории с преимущественно мусульманским населением, либо вести непрекращающуюся войну с радикальными организациями, которые поддерживаются тем же Пакистаном и, косвенно, большей частью исламского мира.

Однако, уступить территории Кашмира Пакистану означает не только потерпеть поражение и потерять стратегически важные районы, но и согласиться с тем, что Кашмир в еще большей степени превратится в очаг распространения религиозного экстремизма и терроризма в Южной Азии. Поэтому вряд ли индийское правительство когда-либо пойдет на предоставление суверенитета Кашмиру. А это значит, что конфликт в регионе так и будет тлеть, во многом при внешней поддержке заинтересованных государств.

Кашмир граничит с Афганистаном на севере, Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая на востоке, штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб на юге и Пакистаном на западе.

Сегодня Кашмир разделён на индийский штат Джамму и Кашмир (включая провинцию Ладакх) общей площадью 101 387 км? и населением 10,1 миллионов жителей; самопровозглашенное непризнанное государство Азад Кашмир («свободный Кашмир») площадью 13 000 км? и населением 3,6 миллиона жителей, контролируемое Пакистаном; "северные территории" площадью 72 500 км? и населением 1 млн жителей, находящиеся под контролем Пакистана; и небольшую территорию под юрисдикцией Китая площадью 37 555 км? и несколькими тысячами жителей. Общая площадь Кашмира составляет 222 236 км?.

Кашмир условно делится на несколько природных областей, каждая из которых характеризуется своими геологическими и климатическими особенностями.

Крайний юго-запад Кашмира занимает небольшая часть Пенджабской равнины, где преобладают неплодородные почвы, практически непригодные для земледелия.

На северо-востоке равнину сменяют отроги Предгималаев (Сиваликский хребет) высотой до 600-700 м над уровнем моря, а затем Малые Гималаи, представленные хребтом Пир-Панджал с самой высокой точкой - горой Татакути (4743 м).

Между Пир-Панджалом и Главным Гималайским хребтом (высшая точка - гора Нункун, 7135 м) простирается Кашмирская долина - обширная межгорная котловина длиной около 200 км, шириной свыше 40 км и высотой днища около 1600 м над уровнем моря. Она является самой густонаселенная областью Кашмира. Долина богата озерами, крупнейшие из которых - Вулар и Дал. Там же протекает судоходная река Джелам, на берегу которой находится Сринагар - столица и крупнейший город индийского штата Джамму и Кашмир.

На востоке от Больших Гималаев тянется нагорье Ладакх - труднодоступная и малоизвестная область (также именуемая Малый Тибет), прорезаная долиной верхнего Инда. Ладакх связывает Гималаи с Каракорумом.

Каракорум - вторая по высоте горная система мира (средняя высота около 5500 м) - насчитывает восемь вершин выше 7500 м. Из них восьмитысячник Чогори, известный также как К-2 (8611 м), по высоте уступает только Эвересту.

Крайний восток Кашмира занимает плато Аксай Чин, находящееся во владении Китая.

Население

Перепись населения штата Джамму и Кашмир в 1901 г. во время британской колонизации Индии зафиксировала 2 905 578 жителей. Из них 2 154 695 (74,16 %) человек исповедовали ислам, 689 073 человека (23,72 %) - индуизм, 25 828 были сикхами и 35 047 - буддистами.

Согласно переписи населения Индии 2001 г., население индийской части штата Джамму и Кашмир составляло 10 143 700 человек. Из них: 6 793 240 чел. (66,97 %) - мусульмане, 3 005 349 чел. (29,63 %) - индуисты, 207 154 чел. (2,04 %) - сикхи, и 113 787 чел. (1,12 %) - буддисты.

""Истоки Кашмира идут от древнего торгового города Сринагар, расположенного в высокогорье передних Гималаев. В своей долгой и полной перемен истории город был перекрёстком караванных путей (в том числе исторического шёлкового пути) между Дальним Востоком, Средней Азией, Ближним Востоком и Южной Азией. Север Кашмира был заселён преимущественно приверженцами ислама, юг - индуистами, а восток - буддистами. Однако в целом, как считается, конфессиям удавалось соблюдать необходимый баланс в отношениях и выработать общую идентичность.

Между 1846 и 1947 годами Кашмир был большим полунезависимым государством, которое британская колониальная администрация формально продала индуистским махараджам, этническим догра. В 1949 году в результате военного конфликта между Индией и Пакистаном Кашмир был разделен между ними примерно поровну и остается в таком состоянии по сей день. Конфликтная ситуация вокруг штата привела к индо-пакистанской войне 1965 года и Каргильскому конфликту 1999 года.








Вместо предисловия. Диалог с местным на подъезде к Кашмиру:

Я три месяца не был в Индии, вот ездил на неделю

Чувак, мы тебя может огорчим, но мы как бы все еще в Индии

Нет, Кашмир это не Индия

И это оказалось правдой. Ну, или почти правдой.

Джамму и Кашмир — севернее уже некуда. Верхний край Индии Мечтала попасть в Ладакх (административно он относится к этому же штату), но раньше июня дорогу не откроют, а столько ждать я не могу.

Штат Джамму и Кашмир расположен в Гималаях, и именно из-за него отношения между Индией и Пакистаном остаются напряженными уже много лет.

После ухода британцев из Индии территорию бывшей Британской Индии поделили на Индию и Пакистан. Кашмир делят до сих пор. Часть осталась в Пакистане, часть отхватил Китай, но большинство территорий контролирует Индия.

Раньше было напряженно, въезд в штат для иностранцев был закрыт. Войны, теракты и всякие нехорошие вещи, но сейчас поспокойнее. Можно ехать.

Сначала мы с Барбарой приехали в Джамму , с планами разобраться на месте и решить куда дальше. Разницу между индийской Индией и Джамму мы почувствовали сразу же, еще на вокзале. Ну, во-первых наши делийские сим карты здесь больше не работают, но это мелочи.

Пытаемся узнать про автобус — какое там, тут не то что на английском, на хинди даже не говорят. И даже не пытаются) Это было странно. Мы привыкли к тому, что индусы тебе десять раз повторят, скажут «мадам, это ваш автобус», даже когда ты уже в нем сидишь. Что все хотят помочь, даже когда нам это не нужно.

Тут же на нас вообще всем пофиг, бесполезно спрашивать работников вокзала, водителей и продавцов билетов — они либо правда ничего не знают, либо прикидываются. Скорее второе)

Дорога из Джамму до столицы штата Шринагар занимает 12 часов на автобусе или 8-9 часов на джипе. Все равно далеко) Автобус стоит от 400 до 500 рупий в зависимости от комфортабельности автобуса (замечу, самый лучший — это наименее худший )

Мы хотели уехать утром на автобусе, но в этот день были какие-то забастовки и ничего не ходило. Оно и к лучшему, потому что после ночного переезда Манали — Джамму наши лица были нежно-салатого цвета, и день на «отлежаться» иногда бывает очень кстати.

Поехали след утром на джипе — сторговались за 450 рупий с человека за место в семиместной машине. Всяко лучше, чем в автобусе трястись.

Дорога прекрасна, точнее дорога ужасна, а виды прекрасны. Серпантины, горы кругом, весна.

Остановились на чай.

Вы хотите попробовать традиционный кашмирский чай?

Да мы всегда за, давай наливай

Сначала смутил цвет — слишком темный по сравнению с привычным индийским молочным чаем. А на вкус он оказался омерзительно соленым

Сам по себе соленый чай не так уж и страшен — мы пробовали его в Монголии и у тибетцев, но этот мне пришлось выплюнуть. Невкусный))

Чем ближе к Кашмиру, тем больше военных. В касках, с автоматами, все как положено. Наконец въезжаем на перевал, отмечаемся на чек посту, получаем для выезда и «книгу жалоб» — если какие проблемы будут, напишите и на обратном пути отдадите нам, а мы разберемся.

Часов в семь вечера мы приехали в Шринагар . Столица штата, самый неиндийский город в Индии который я видела. Начнем с того, что штат мусульманский, то есть кругом мечети, мужчины с бородами и в белых шапочках и косые взгляды на наши непокрытые головы.

Центр города — озеро Дал, на котором больше сотни хаусботов, и там можно жить)

Хаусбот — это плавучий дом, на воде. Очень популярный вид размещения в городе — еще бы, зачем нам комната в гестхаусе, когда можно жить на большой лодке с теми же удобствами.

Хаусботы появились в Шринагаре еще в 19 веке. Их начали строить англичане, которым ограничили права на покупку домов, опасаясь усиления британского присутствия в Кашмире.

А потом и кашмирцы подхватили идею. И вот теперь это местная фишка, а ведь действительно прикольно!))

Мы поселились на хаусботе Dulsedodum у Али (его контакт у нас был еще с Джамму), сговорившись платить по 250 рупий в день с человека за комнату, завтрак, ужин и доставку нас на маленькой лодочке с берега домой и обратно.

В этот день мы уже никуда не пошли. Было холодно и мокро, а одеяла такие мягкие, и кровать с подогревом)) Легкий ужин рисом с карри, и спать.

Утро. Йога на крыше, свежесть, тучки. Это Чача, наливает Барбаре чай. Завтрак у нас!

Кашмирский хлеб с маслом, чай без молока (соскучились мы по простому чаю), вареные яйца.

После Али организовал для нас небольшую прогулку на лодке по озеру. От нас требовалось поехать посмотреть магазин с коврами, покупать не обязательно

Начало апреля — не лучшее время для посещения Шринагара. Погода еще не установилась, «дождит», ветер, ночами холодно.

Из плюсов — туристов пока мало, тихо и спокойно.

Озеро красивое, и горы видать когда облака раздувает

А хаусботы не кончаются:

Есть совсем маленькие, на две комнаты, если большие типа «люкс»

Плавучие магазины — нормальная вещь на озере. Все самое необходимое

Возвращаемся домой

Озеро, горы, тишина.

Тишина правда только по утрам, наш дом был совсем рядом от главной дороги. Можно селиться подальше, даже наверное лучше.

Весла в форме сердца:

На озере помимо туристов по-прежнему живут местные, не так много но все же.

Некоторые дома стоят на земле, но очень близко к воде:

Машина здесь ни к чему:

Али перевозит нас с большой земли домой, на хаусбот:

На третью ночь нас переселили в другую комнату, ее я успела сфотать до того как мы закидали ее своими вещами:

Прогулки по городу:

Булочная:

Мечетей в Шринагаре много, мы сходили только в одну. Зато в самую красивую.

Игрушечная Jamiya mosque — с искусной резьбой, разноцветными фасадами и декором из папье маше.

Женщин внутрь не пускают, мы наблюдали из окошка

Продавец фруктов:

Зашли выпить чай

Девочка с лепешкой

Улочки старого города:

И никак не пойму, где же мы все-таки находимся?

Что-то на арабском:

Кашмирская бабушка

Молодежь:

Мужчина в традиционной одежде:

Просто дедушка:

Три дня в Шринагаре для нас оказалось более чем достаточно. Снова в джип, снова долгая дорога до Джамму, ночевка в сикхском храме и поезд в Чандигар.

Так приятно снова оказаться в индийской Индии с ее раздолбайством и доброжелательностью. Индуизм нас сейчас явно радует больше чем мусульманство. И все-таки было хорошо, не зря скатались.

Пишу из Дели, праздновали Пасху сегодня с индусами католиками (да, и такое бывает ) а завтра Барбара летит домой. Я же двину , посмотрим что там!

Штат Джамму и Кашмир нас встретил ожидаемо настороженно. Военные, блокпосты, досмотры, двухметровые заборы. Неспокойная обстановка и близость Пакистана видны невооруженным взглядом. Но иностранцев это практически никак не касается, кроме как разве регистрации с паспортом на границе (и то нас остановили только на выезде отсюда).

Джамму – наша первая остановка здесь. Это еще индуистский город, хотя мусульман здесь уже очень много. Это чувствуется и по количеству женщин в парандже. На вокзале как обычно там, где даже индийский бомж постесняется сесть, спали европейские бэкпекеры. Это уже непременный атрибут индийских вокзалов. Было еще темно. Снаружи была куча колючей проволоки. Пройдя по огороженному коридору, пошли будить сонных таксистов.

Мы приехали в Джамму рано утром и потому никак не могли найти гостиницу. С одной стороны индусы очень хотят заработать денег на туристах. Но с другой стороны они очень хотят спать. Поэтому на наши стуки и звонки отвечали игнорированием. Через несколько гостиниц мы наконец-то достучались. Хотя, может, нам повезло, потому что индус спал прямо рядом с дверью на стойке ресепшен и слиться с местностью у него явно бы не вышло. Ура, долгожданный душ после долгой дороги!

Проснувшись, мы почувствовали разницу с горным воздухом в Ришикеше и , где были всего сутки назад. Легкие начинали откашливать грязную мокроту. Сухой, жаркий и грязный город. А день начался с того, что мы переступили через чью-то винтовку на выходе из отеля и обошли солдата с офицером. Хорошенькое начало!

Изучая город, зашли в оружейную лавку. Стало интересно, почему их здесь такое огромное количество. Эту содержал сикх, и он поведал нам любезно, что в Кашмире можно носить оружие с целью самообороны. В витринах стоял богатый выбор огромных винтовок для «самообороны» по цене от 500 долларов и выше. Если кончатся патроны - можно хорошо прикладом отбиваться

За день мы обсмотрели большую часть местных достопримечательностей. Первым делом поехали в форт Баху. Это старейшая крепость Джамму. Ей больше трех столетий, так что стены форта повидали немало. Там есть и арсенал с царскими конюшнями, и своя тюрьма и секретные выходы. Ворота форта были построены в расчете на свободный проход внутрь рабочих слонов.

1.

2.

Если честно, внутрь мы не пошли. Там запрещено фотографировать, да и очень жарко было. Поэтому мы пошли гулять вокруг него. Вид с этой высокой точки открывается довольно неплохой. Форт построен на возвышенности. Впрочем, индусы знают толк в крепостях. Например, до сих пор нас поражает своей мощью.

3.

Мы же отправились гулять вокруг форта, где был разбит довольно неплохой сад Багх-И-Баху. После пыльного Джамму он был настоящим оазисом. Много зелени и чисто.

4.

5.

6.

Народу там немного. В основном, приезжие индусы. Так что мы привлекали неизменное внимание.

7.

Особо наглые настойчивые увязывались следом. Это вообще свойственно местным, жадным до впечатлений. Мы для них в диковинку. Поэтому им просто интересно тусоваться рядом. Они могут задать пару заученных вопросов, ничего не понять в ответ, но быть при этом счастливым по уши от возможности поговорить с белым туристом. Этот паренек все время пытался залезть хотя бы в краешек кадра. Отстал только после того, как всласть попозировал нам

8.

9.

Потом мы отправились в тенёк. Передохнуть и отведать местных яблок. Мы их не купили. Их нам подарил моторикша. Он нас оставил в полных непонятках: денег не взял, всучил яблоко и с улыбками свалил.

10.

В дупле дереве сидела офигевшая от жары и лени макака. Интерес в её глазах был неподдельный. Но ей настолько было в лом, что она даже головой еле двигала вслед за нами.

Увидев хавчик у нас в руках, она собрала всю силу воли в кулак и потопала к нам. В глазах ясно читалось «Дай, блин!» Она аккуратно отдирала от яблока кожуру и ела мякоть. Привередливая! Периодически поглядывала на нас и разрывалась между желанием отобрать еще и страхом, чтобы не отобрали у неё.

12.

Питьевой кран «Антивандал» с системой «Антивор» Из стакана пили уже сотни людей. Никто его, конечно, не моет. Но вообще индусы пьют из стаканов и из бутылок, не прикасаясь губами. В рот, короче, наливают. Защита от болезней.

13.

Даже местные собаки не знали куда деваться от солнца. Всеобщая сиеста!

14.

Чтобы охладиться, мы отправились в «рыбозооаттракцион» – под землей в кондиционируемых залах расположена куча аквариумов с экзотическими рыбками. Хотя едва ли не больше рыб интересно само здание «аквариума»: вход расположен в голове гигантской рыбы, выход сзади. Причем рыба разорвана пополам и разнесена на большое расстояние друг от друга. Выглядит жутковато

15.

16.

17.

18.

19.

Уголок юного ихтиолога.

20.

Похоже на гигантского глиста. Хотя все же это мурена.

21.

Минискат? Тайцы таких любят кушать. Надпись «Королевский краб» вносила сумятицу и ломала мозг.

22.

С другой стороны форта находился огороженный парк развлечений. Судя по всему все это используется редко, поэтому обветшало. На фоне старой крепости ржавые аттракционы вообще выглядели как какой-то сюррелиастический сон.

23.

Семейство Вообще, индийские обезьяны, наверное, самые наглые в мире. Сказывается общая перенаселенность Индии. В том же они более робко тырят продовольствие. Хотя и не менее успешно

24.

Умная, собака! Макаки занимали очередь к крану, открывали воду, пили и закрывали.

25.

За обезьянами глаз да глаз. Отвернулся и нету чипсов! Кстати, в этих торговых развалах на выходе Лена сделала себе местную временную «татушку» - это традиционная роспись хной

26.

Немножко камней, чтобы не сдуло

27.

КАШМИР
спорная область на крайнем севере Индийского субконтинента. Индия предъявляет права на всю ее территорию площадью 222 236 кв. км. Кашмир граничит с Пакистаном на западе, Афганистаном - на севере, Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая - на востоке и штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб - на юге. Пакистан и Китай оспаривают права Индии, причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время фактически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира площадью 78 932 кв. км. В административном отношении она преимущественно выделена в т.н. Азад ("свободный") Кашмир. Под китайским контролем находится северо-восточная часть территории Кашмира площадью 42 735 кв. км. Остальную часть занимает индийский штат Джамму и Кашмир площадью 100 569 кв. км.

Строение поверхности и климат. В Кашмире можно обособить несколько природных районов, различающихся прежде всего по рельефу и геологическому строению. На крайнем юго-западе тянется узкая полоса Пенджабской равнины с сильно эродированными землями, которые в значительной степени утратили свое плодородие. К северо-востоку она сменяется холмистыми грядами Сивалика высотой до 600-700 м над у.м. и затем Малыми Гималаями (хребет Пир-Панджал с вершиной Татакути, 4743 м). За Малыми Гималаями находится знаменитая Кашмирская долина - обширная межгорная котловина длиной 135 км и шириной 40 км. Средняя высота ее днища 1600 м над у.м. Это самая густонаселенная часть Кашмира с крупнейшим городом Сринагаром на берегу р.Джелам близ оз. Дал. Среди озер этого района самое крупное - оз. Вулар. На северо-востоке над Кашмирской долиной нависает Большой Гималайский хребет с заостренными скалистыми гребнями, где отдельные пики превышают 7000 м (высшая точка гора Нункун, 7135 м). Далее к востоку простирается обширное нагорье Ладакх, известное также под названием Малый Тибет. Оно прорезано долиной верхнего Инда. К северу от Ладакха находится величественная горная система Каракорум, где много крутосклонных пиков с высотами более 7000 м, а некоторые из них даже превышают 8000 м. Особо выделяется вторая вершина мира - гора Чогори (8611 м), известная также под названиями К2, Годуин-Остен и Дапсанг. Крайний восток Кашмира занимает плато Аксайчин, захваченное Китаем. Северные районы Кашмира, контролируемые Пакистаном, представляют собой систему труднодоступных высоких горных хребтов, между которыми в узких теснинах текут быстрые реки. Здесь Каракорум и Гиндукуш образуют дугу, вогнутую к югу. Средние высоты гор превышают 5000-6000 м над у.м. Характерна сильная расчлененность рельефа с преобладанием крутых и нередко отвесных склонов. В высокогорных районах Кашмира широко развито современное оледенение. Особенно выделяется в этом отношении Каракорум, где площадь ледников превышает 14 тыс. кв. км. Здесь находятся многие крупнейшие ледники мира: Сиачен (длина 76 км, площадь 750 кв. км), Биафо, Балторо, Батура, Хиспар и др. Эти гигантские ледниковые системы дендритового типа состоят из основного долинного ледника со множеством боковых ледников-притоков. Конец ледника Батура находится близко от русла р.Хунза и проходящего по ее берегу Каракорумского шоссе, поэтому имеется опасность перекрытия этой стратегически важной магистрали. В Больших Гималаях тоже имеется значительное число ледников, но по размерам они уступают каракорумским (крупнейший ледник Ганготри в Кумаонских Гималаях достигает в длину 32 км и имеет площадь ок. 300 кв. км). Климат в Кашмире сильно меняется даже на небольших расстояниях. Среднее годовое количество осадков в Сринагаре 640 мм, в Джамму - более 1000 мм, а в городе Лехе в Ладакхе - лишь 80 мм. В Кашмирской долине 40-50% осадков приходится на период с февраля по апрель. Сельское хозяйство в северных районах Кашмира сильно зависит от снежно-ледникового питания рек. На юге Кашмира климат гораздо теплее, чем в его северных районах. Средняя температура января в Сринагаре составляет -1° С, июля +21° С.
Население. Наиболее достоверные данные о численности населения имеются лишь для штата Джамму и Кашмир. Перепись Индии 1991 зафиксировала на этой территории 7718,7 тыс. человек. Преобладает сельское население, рассеянное по многочисленным деревням. В последнее время быстрыми темпами происходит урбанизация. Значительно выросло население обеих столиц Кашмира - зимней Джамму (206,1 тыс. жителей) и летней Сринагара (594,8 тыс. жителей). В пакистанской части Кашмира, управляемой из города Музаффарабада, в конце 1980-х годов проживало ок. 2,8 млн. человек. В Кашмире расселены несколько народностей. Догры, сосредоточенные на юго-западе в районе Джамму, близки к панджабцам, язык которых - панджаби - наряду с догри и хинди принадлежит к самым распространенным в регионе. По религии жители этого района преимущественно индуисты, конфессиональное меньшинство образуют сикхи. В слабозаселенных восточных районах Кашмира народы тибетского происхождения - ладакхи и балти - исповедуют буддизм; их языки иногда рассматривают как диалекты языка бхотия, относящегося к тибето-бирманской группе. В остальной части Кашмира доминируют мусульмане. В Кашмирской долине этнический субстрат составляют кашмирцы, основные языки - кашмири и урду. Штат Джамму и Кашмир - единственный в Индии, где численно преобладают мусульмане.
Достопримечательности. В Кашмире много объектов, представляющих историко-культурную ценность, включая прежде всего религиозные святыни. Мусульмане наиболее почитают мечеть Хазратбал в Сринагаре, в которой хранится волос, как полагают, из бороды пророка Мухаммеда. Индуистские места поклонения включают пещеру Амарнатх, к северо-востоку от Сринагара, и храм Вайшно-Деви близ города Джамму. Буддийские часовни и монастыри ("гомпы") многочисленны в Ладакхе. На протяжении столетий Кашмир использовался для летнего отдыха индийских властителей. При Великих Моголах в 16-17 вв. в Кашмирской долине было разбито несколько "садов"-парков, в том числе самые знаменитые Нишат и Шалимар в Сринагаре. На оз. Дал базируется флотилия лодок, используемых в качестве постоянных жилищ. В Пахалгаме, Сунамарге и Гулмарге при британской колониальной администрации были основаны горные курорты, которые в настоящее время превратились в популярные места отдыха. Среди главных учебных заведений штата - университет Джамму (в городе Джамму) и Кашмирский университет (в Сринагаре).
Экономика. В Кашмире растет экономическое значение туризма, но занятие сельским хозяйством еще дает средства к существованию примерно 4/5 населения. Возделываются прежде всего рис, пшеница, ячмень, нут, просяные культуры и кукуруза. Развивается и садоводство. Важным источником дохода остается лесное хозяйство. Кашмир известен своими ремеслами. Особенно славятся изделия ковроделов, резчиков по дереву, чеканщиков серебра и меди, мастеров папье-маше. Транспорт в Кашмире развит слабо. Преобладают грунтовые дороги и караванные тропы, которые в сезон муссонных дождей становятся непроходимыми. Железнодорожная сеть замыкается на городе Джамму на крайнем юго-западе. Для связи Кашмирской долины с равнинами Индии важное значение имеет автомобильная дорога Сринагар - Джамму - Патханкот, пересекающая хребет Пирпанджал через перевал Банихал. Другая дорога Сринагар - Музаффарабад, обеспечивающая выход в Пакистан, в настоящее время пересекается демаркационной линией. В Кашмире, несмотря на плохое состояние местных дорог, имеется автобусное сообщение, наиболее развитое на юго-западной равнине и в пределах Кашмирской долины. Организуются рейсы и в периферические районы. Например, из Сринагара на автобусе можно добраться в Ладакх и Занскар, минуя труднодоступный перевал Зоджи-Ла в Большом Гималайском хребте. На севере Кашмира, преимущественно по долинам Инда, Гилгита и Хунзы, проходит стратегически важное Каракорумское шоссе, построенное в годы холодной войны. Оно соединяет Кашгар (КНР) и Исламабад (Пакистан) и пересекает Каракорум через перевал Хунджерад (4890 м). В городах Джамму, Сринагар и Лех действуют аэропорты.
История. Кашмир, расположенный на перекрестке торговых путей, связывавших Китай, Индию и Центральную Азию, издавна привлекал внимание соседних держав. В 3 в. до н.э. он стал частью государства Маурья, при одном из властителей которого - Ашоке - распространился буддизм. На протяжении последующих нескольких столетий на территории Кашмира царила феодальная раздробленность. Распространение ислама в Кашмире восходит к середине 14 в., оно усилилось, когда область была присоединена к державе Великих Моголов при императоре Акбаре в 1587. С развалом этой империи Кашмир захватили патаны (годы их владычества с 1752 по 1819). Земли в Джамму были разделены между местной знатью, а впоследствии были объединены под эгидой догрской династии. В 1819 догрское государство было аннексировано Ранджит Сингхом, сикхским правителем Пенджаба с 1801 по 1839. В 1846, после поражения сикхов в первой войне с англичанами, глава видного догрского рода Гулаб Сингх, ранее министр при дворе Ранджит Сингха, приобрел у британской короны за 7,5 млн. рупий право на управление Кашмиром. Махараджи из догров-индусов, пользовавшихся покровительством англичан, были популярны в Кашмире, где большинство населения исповедует ислам. Тем не менее они продолжали управлять княжеством вплоть до обретения независимости Индией и Пакистаном в 1947, несмотря на требования провести демократические реформы, выдвигавшиеся политической оппозицией и ее лидером шейхом Абдуллой. Власть англичан в Кашмире закончилась с принятием в 1947 "Акта об управлении Индией". Княжество имело возможность войти в одно из двух государств. Махараджа-индус Хари Сингх стремился сохранить автономию Кашмира, но подвергался давлению со стороны Индии и Пакистана. С ними была достигнута договоренность, что решение вопроса откладывается. Но вскоре Пакистан предпринял блокаду Кашмира, ибо тогда единственная магистраль вела из Кашмирской долины на юг и имела выход непосредственно на пакистанскую территорию. В октябре 1947 вооруженные пакистанцы-мусульмане, включая патанов, были доставлены автотранспортом к границе с Кашмиром и вторглись в западные и северо-западные районы княжества. Махараджа обратился за помощью к Индии и 26 октября согласился на вхождение Кашмира в ее состав. В итоге эти акции привели к сражениям между индийскими и пакистанскими войсками. Обе страны обратились в ООН, и в январе 1949 при посредничестве этой организации была достигнута договоренность о прекращении огня. В середине 1949 Индия и Пакистан согласились с временной демаркационной границей. Позднее была принята резолюция ООН о выводе вооруженных сил обоих государств из Кашмира и о проведении референдума о будущем статусе Кашмира, что так и не было выполнено. В 1959 индийские воинские части обнаружили, что китайцы проложили дорогу через пустынное плато Аксайчин в северо-восточном Кашмире. Индия усмотрела в этом строительстве попытку КНР усилить свое влияние в этом регионе. Не ограничиваясь отдельными вооруженными конфликтами, китайцы в 1962 предприняли вторжение в глубь Кашмира, но затем отступили, сохранив тем не менее контроль над высокогорной территорией Кашмира, расположенной к востоку от Каракорума. В 1971 возобновились столкновения между пакистанскими и индийскими войсками, что совпало со временем выхода Бангладеша из состава Пакистана. Соглашение в Шимле, подписанное в середине 1972 после одержанной Индией быстрой победы, закрепило сложившуюся демаркационную линию между пакистанскими и индийскими районами Кашмира. В 1980-х годах разные мусульманские общественные объединения, включая Фронт освобождения Джамму и Кашмира, развернули агитацию за независимый Кашмир или его вхождение в состав Пакистана. Обстановка резко обострилась в начале 1990, когда мусульмане Джамму и Кашмира провели массовые выступления против индийских властей, и особенно накалилась в мае, когда индийские войска открыли огонь по огромной толпе, собравшейся на похороны убитого Маулви Мухаммед Фарука, ведущего мусульманского деятеля Кашмира. В итоге значительная часть индусского населения Кашмирской долины (ок. 150 тыс. человек) была вынуждена укрыться в специально созданных временных лагерях. Конфликт между Индией и Пакистаном по поводу принадлежности территории Джамму и Кашмира продолжается до сих пор, хотя и перешел в менее явные и агрессивные формы.
ЛИТЕРАТУРА
Пуляркин В.А. Кашмир. М., 1956 Пешель М. Заскар. М., 1985

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .