Глоссарий. Классификация внешних нагрузок, действующих на элементы конструкций. Черчение Группа аэробных нагрузок
Сопротивление материалов. Основные задачи раздела. Классификация нагрузок.
Наука, о прочности и деформируемости материала.
Задачи.
А) Расчет на прочность: прочность – это способность материала сопротивляться нагрузкам и разрушениям;
Б) Расчет на жесткость: жесткость – способность материала сопротивляться деформациям;
В) Расчет на устойчивость: устойчивость – способность сохранять устойчивое равновесие.
Классификация нагрузок.
В процессе работы сооружения и конструкции воспринимают и передают нагрузки (силы).
Силы могут быть:
А) Объемными (сила тяжести, сила инерции и т.д.);
Б) Поверхностные (поверх. воды, давление воды);
Поверхностные нагрузки бывают:
Сосредоточенные
Распределенные нагрузки
В зависимости от характера действия нагрузки:
А) статические – постоянные по величине или медленно нарастающие;
Б) динамические – быстро меняющиеся нагрузки или ударные;
В) повторно-переменная нагрузка – нагрузки меняющиеся во времени.
Расчетные схемы. Гипотезы и допущения.
Они упрощают расчеты.
Расчетные схемы.
Расчетные схемы –деталь, которая подвержена расчету на прочность, жесткость, устойчивость.
Все многообразие конструкций деталей сводится к 3 расчетным схема:
А) Брус – тело у которого один из размеров больше 2 других (балка, бревно, рельс);
Б) Оболочка – тело у которого один из размеров меньше двух других (корпус ракеты, корпус корабля);
В) Массив – тело у которого все 3 стороны приблизительно равны (станок, дом).
Допущения.
А) Все материалы имеют непрерывное строение;
Б) Материал детали однороден, т.е. обладает одинаковыми свойствами во всех точках материала;
В) Все материалы считаются изотропными, т.е. у них во всех направлениях одинаковые свойства;
Г) Материал обладает идеальной упругостью, т.е. после снятия нагрузки тело полностью восстанавливает свою форму и размеры.
Гипотезы.
А) Гипотеза о малости перемещений.
Перемещения, возникающие в конструкции под действием внешних сил очень малы, поэтому ими пренебрегают в расчетах.
Б) Допущения о линейной деформируемости.
Перемещение в конструкциях прямо пропорциональны действующим нагрузкам.
Метод сечений. Виды нагружений (деформаций)
Метод сечений.
Рассмотрим груз нагруженный внешними силами P1, P2, P3, P4. Применим к брусу метод сечений: рассечем его плоскостью L на 2 равные части, левую и правую. Левую отбросим, правую оставим.
Правая часть – оставленная, будет находиться в равновесии, т.к. в поперечном сечении будут возникать внутренние силовые факторы (ВСФ), которые уравновешивают оставленную часть заменяют действия отброшенной части.
А) N – продольная сила
Б)Qx – поперечная сила
В) Qy – поперечная сила
Г) Mz – крутящий момент
Д) Mx – изгибающий момент
Е) My – изгибающий момент.
Виды деформаций (нагружений)
А) Растяжение, сжатие: такая деформация при которой в поперечном сечении действует только продольная сила N(пружина, баян, сельфон);
Б) Кручение – такая деформация при которой в сечении действует только крутящий момент Mz (вал, зубчатое колесо, гайка, юла);
В) Изгиб – деформация при которой в сечении действует изгибающий момент Mxили My(изгиб балки, изгиб балкона);
Г) Сдвиг – такая деформация при которой в сечении действует поперечная сила QxилиQy(срез и смятие заклепки).
Рассмотренные деформации считаются простыми.
Сложный вид деформации.
Деформация, при которой в сечении действуют одновременно 2 или более внутренних силовых фактора (совместные действия изгиба и кручения: вал с зубчатым колесом).
Вывод: метод сечений позволяет определить ВСФ, вид деформации. Для оценки прочности конструкции определяют интенсивность внутренних сил-напряжения.
Механические напряжения.
Механическим напряжением – называют, величину внутреннего силового фактора, приходящегося на площадь поперечного сечения.
Деформация растяжения, сжатия. ВСФ, напряжения.
Деформация растяжение, сжатие.
Это деформация, при которой в сечении возникает продольная сила N.Пример (пружина, баян, трос,).
Вывод: Растяжение – деформация, при которой сила направлена от сечения, сжатие – к сечению .
Напряжения при Р-С:
Вывод: при Р-С возникают нормальные напряжения, т.е. они также, как и продольная сила N перпендикулярны сечению.
Расчеты на прочность при растяжении, сжатии.
Существуют 3 расчета на прочность:
А) Проверка на прочность
Б) Подбор сечения
В) Определение допускаемой нагрузки
Вывод: расчеты на прочность нужны чтобы предугадать разрушения.
Закон Гука при растяжении, сжатии.
Е – модуль Юнга (или модуль упругости).
Е.И. как у напряжения.
Модуль Юнга для каждого материала различен и выбирается из справочного материала.
Нормальное напряжение прямо-пропорционально продольной деформации- Закон Гука .
Модуль Юнга характеризует жесткость материала при растяжении-сжатии.
Смятие. Расчеты на смятие.
Если толщина соединяемых деталей небольшая, а нагрузка действующая на соединение большая, то между поверхностью соединяемых деталей и стенками отверстия возникает большое взаимное давление.
Оно обозначается – Сигма см.
В результате этого давления мнется заклепка, болт, винт…, форма отверстия искажается, герметичность нарушается.
Расчеты на прочность.
Срез. Расчеты на срез.
Если 2 листа толщиной Sсоединить между собой заклепками, болтом, то по плоскостям перпендикулярным осевым линиям этих деталей произойдет срез.
Расчеты на срез.
Кручение. Чистый сдвиг. Закон Гука при кручении.
Кручение – деформация, при которой в поперечном сечении детали возникает крутящий момент Mz (вал, зубчатое колесо, червяк).
Кручение можно осуществить при чистом сдвиге тонко-стенной трубы.
На гранях выделенного элемента a,b,c,dвозникает касательное напряжение t(тау)–этим и характеризуется чистый сдвиг .
При чистом сдвиге между касательными напряжениями tи углом сдвига g(гамма) установлена прямая зависимость – закон Гука при кручении :t=G*g
G- модуль сдвига, характеризует жесткость материала при сдвиге.
Измеряется – Мпа.
2) G=E*E(модуль Юнга)
Для одного и того же материала между модулями сдвига G и модулем Юнга, существует зависимость (3).
Модуль сдвига опр-ют из формулы путем расчета, приняв величины из справочного материала.
Напряжения при кручении. Распределение касательных напряжений в сечении.
Ws – полярный момент сопротивления сечению.
Касательное напряжение распределены в сечении по линейному закону, tmaxнаходится на контуре сечения, t=0 в центре сечения, все остальные t между ними.
Ws – для простейших сечений.
Расчеты на прочность при кручении.
Вывод: расчеты на прочность при кручении необходимы, чтобы предугадать разрушения.
Расчеты на жесткость при кручении.
На жёсткость рассчитываются точные валы, для потери точности пружинения.
Относительный угол закручивания.
Обе величины могут измеряться в градусах, либо в радианах.
Изгиб. Виды изгибов. Примеры изгибов.
Изгиб – деформация при которой действует изгибающий момент (Mx, My).
Примеры : изгиб в строительной балке, парта, балкон.
Виды :
Прямой изгиб
Косой изгиб
Чистый изгиб
Классификация механических передач
- по принципу передачи движения
: передачи трением и передачи зацеплением; внутри каждой группы существуют передачи непосредственным контактом и передачи гибкой связью;
- по взаимному расположению валов
: передачи с параллельными валами (цилиндрические, передачи с пересекающимися осями валов (конические), передачи со скрещивающимися валами (червячные, цилиндрические с винтовым зубом, гипоидные);
- по характеру передаточного числа
: с постоянным передаточным числом и с бесступенчатым изменением передаточного числа (вариаторы).
В зависимости от соотношения параметров входного и выходного валов передачи разделяют на:
-редукторы (понижающие передачи) - от входного вала к выходному уменьшают частоту вращения и увеличивают крутящий момент;
-мультипликаторы (повышающие передачи) - от входного вала к выходному увеличивают частоту вращения и уменьшают крутящий момент.
Фрикционные передачи
Фрикционная передача - механическая передача, служащая для передачи вращательного движения (или для преобразования вращательного движения в поступательное) между валами с помощью сил трения, возникающих между катками, цилиндрами или конусами, насаженными на валы и прижимаемыми один к другому.
Фрикционные передачи классифицируют по следующим признакам:
1. По назначению:
С нерегулируемым передаточным числом (рис.9.1-9.3);
С бесступенчатым (плавным) регулированием передаточного числа (вариаторы).
2. По взаимному расположению осей валов:
Цилиндрические или конусные с параллельными осями (рис.9.1, 9.2);
Конические с пересекающимися осями (рис.9.3).
3. В зависимости от условий работы:
Открытые (работают всухую);
Закрытые (работают в масляной ванне).
4. По принципу действия:
Нереверсивные (рис.9.1-9.3);
Реверсивные.
Достоинства фрикционных передач:
Простота конструкции и обслуживания;
Плавность передачи движения и регулирования скорости и бесшумность работы;
Большие кинематические возможности (преобразование вращательного движения в поступательное, бесступенчатое изменение скорости, возможность реверсирования на ходу, включение и выключение передачи на ходу без остановки);
Равномерность вращения, что удобно для приборов;
Возможность бесступенчатого регулирования передаточного числа, причем на ходу, без остановки передачи.
Недостатки фрикционных передач:
Непостоянство передаточного числа из-за проскальзывания;
Незначительная передаваемая мощность (открытые передачи - до 10-20 кВт; закрытые - до 200-300 кВт);
Для открытых передач сравнительно низкий КПД;
Большое и неравномерное изнашивание катков при буксовании;
Необходимость применения опор валов специальной конструкции с прижимными устройствами (это делает передачу громоздкой);
Для силовых открытых передач незначительная окружная скорость ( 7 - 10 м/с);
Большие нагрузки на валы и подшипники от прижимной силы , что увеличивает их размеры и делает передачу громоздкой. Этот недостаток ограничивает величину передаваемой мощности;
Большие потери на трение.
Применение.
Они применяются в машиностроении сравнительно редко, например, во фрикционных прессах, молотах, лебедках, буровой технике и т.п. Эти передачи применяются преимущественно в приборах, где требуется плавность и бесшумность работы (магнитофоны, проигрыватели, спидометры и т. п.).
Передача Винт-гайка
Передача винт-гайка состоит из : винта и гайки, соприкасающихся винтовыми поверхностями.Передача винт-гайка предназначена для преобразования вращательного движения в поступательное.
Различают два типа передач винт-гайка :
Передачи трения скольжения или винтовые пары трения скольжения;
Передачи трения качения или шариковинтовые пары. Ведущим элементом в передаче, как правило, является винт, ведомым - гайка. В передачах винт-гайка качения на винте и в гайке выполнены винтовые канавки (резьба) полукруглого профиля, служащие дорожками качения для шариков.
В зависимости от назначения передачи винты бывают:
- грузовые, применяемые для создания больших осевых сил.
- ходовые, применяемые для перемещений в механизмах подачи. Для снижения потерь на трение применяют преимущественно трапецеидальную многозаходную резьбу.
- установочные, применяемые для точных перемещений и регулировок. Имеют метрическую резьбу. Для обеспечения безлюфтовой передачи гайки делают сдвоенными.
Основные достоинства:
1.возможность получения большого выигрыша в силе;
2. высокая точность перемещения и возможность получения медленного движения;
3. плавность и бесшумность работы;
4. большая несущая способность при малых габаритных размерах;
5. простота конструкции.
Недостатки передач винт-гайка скольжения:
1.большие потери на трение и низкий КПД;
2. затруднительность применения при больших частотах вращения.
Применение передачи “винт-гайка”
Наиболее характерными областями применения передачи винт – гайка являются:
Поднятие грузов (домкраты);
Нагружение в испытательных машинах;
Осуществление рабочего процесса в станках (винтовые процессы);
Управление оперением самолетов (закрылки, руки направления и высоты, механизмы выпуска шасси и изменения стреловидности крыла);
Перемещение рабочих органов робота;
Точные делительные перемещения (в измерительных механизмах и станках).
Зубчатые передачи
Механизм, в котором два подвижных звена являются зубчатыми колесами, образующими с неподвижным звеном вращательную или поступательную пару, называют зубчатойпередачей . Меньшее из колес передачи принято называть шестерней, а большее – колесом, звено зубчатой передачи, совершающее прямолинейное движение, называют зубчатой рейкой.
Классификация:
- по взаимному расположению осей колес : с параллельными осями, с пересекающимися осями со скрещивающимися осями) с преобразованием движения
- по расположению зубьев относительно образующих колес: прямозубые; косозубые;шевронные; с круговым зубом;
- по направлению косые зубья бывают: правые и левые.
- по конструктивному оформлению : открытые и закрытые;
- по числу ступеней: одно- имногоступенчатые;
Червячные передачи
Червячная передача (или зубчато-винтовая передача) - механизм для передачи вращения между валами посредством винта и сопряженного с ним червячного колеса. Червяк и червячное колесо, образуют совместно высшую зубчато-винтовую кинематическую пару, а с третьим, неподвижным звеном, низшие вращательные кинематические пары.
Достоинства:
· Плавность работы;
· Малошумность;
· Самоторможение - при некоторых передаточных отношениях;
· Повышенная кинематическая точность.
Недостатки:
· Повышенные требования к точности сборки, необходимость точной регулировки;
· При некоторых передаточных соотношениях передача вращения возможна только в одном направлении - от винта к колесу. (для некоторых механизмов может считаться достоинством).
· Сравнительно низкий КПД (целесообразно применять при мощностях менее 100 кВт)
· Большие потери на трение с тепловыделением, необходимость специальных мер по интенсификации теплоотвода;
· Повышенный износ и склонность к заеданию.
Червяки различают по следующим признакам:
По форме образующей поверхности:
· цилиндрические
· глобоидные
По направлению линии витка:
По числу заходов резьбы
· однозаходные
· многозаходные
· по форме винтовой поверхности резьбы
· с архимедовым профилем
· с конволютным профилем
· с эвольвентным профилем
· трапецеидальный
Редуктор
Редуктор (механический) - механизм, передающий и преобразующий крутящий момент, с одной или более Механическими передачами.
Основные характеристики редуктора -КПД, передаточное отношение, передаваемая мощность, максимальные угловые скорости валов, количество ведущих и ведомых валов, тип и количество передач и ступеней.
Прежде всего редукторы классифицируются по типам механических передач : цилиндрические, конические, червячные, планетарные, волновые, спироидные и комбинированные.
Корпуса редукторов : в серийном производстве широко распространены стандартизованные литые корпуса редукторов. Чаще всего в тяжёлой промышленности и машиностроении применяются корпуса из литейного чугуна, реже из литейных сталей.
Классификация редукторов
- Червячные редукторы
- Цилиндрические редукторы
- Классификация редукторов в зависимости от вида передач и числа ступеней
Ременные передачи
Устройство и назначение
Ременная передача относится к передачам трением с гибкой связью и может применяться для передачи движения между валами, находящимися на значительном расстоянии один от другого. Она состоит из двух шкивов (ведущего, ведомого) и охватывающего их бесконечного ремня, надетого с натяжением. Ведущий шкив силами трения, возникающими на поверхности контакта шкива с ремнем вследствие его натяжения, приводит ремень в движение. Ремень в свою очередь заставляет вращаться ведомый шкив.
Область применения
Ременные передачи применяются для привода агрегатов от электродвигателей малой и средней мощности; для привода от маломощных двигателей внутреннего сгорания.
Цепные передачи
Цепные передачи – это передачи зацеплением и гибкой связью, состоящие из ведущей и ведомой звездочек и охватывающей их цепи. В состав передачи также часто входят натяжные и смазочные устройства, ограждения.
Достоинства:
1. возможность применения в значительном диапазоне межосевых расстояний;
2. меньшие, чем у ременных передач, габариты;
3. отсутствие проскальзывания;
4. высокий КПД;
5. относительно малые силы, действующие на валы;
6. возможность передачи движения нескольким звездочкам;
7. возможность легкой замены цепи.
Недостатки:
1. неизбежность износа шарниров цепи из-за отсутствия условий для жидкостного трения;
2. непостоянство скорости движения цепи, особенно при малых числах зубьев звездочек;
3. необходимость более точной установки валов, чем для клиноременной передачи;
4. необходимость смазывания и регулировки.
Цепи по назначению разделяют на три группы:
1. грузовые – используют для закрепления грузов;
2. тяговые – применяют для перемещения грузов в машинах непрерывного транспорта (конвейерах, подъемниках, эскалаторах и др.);
3. приводные – используют для передачи движения.
Применение: Передачи используют в сельскохозяйственных, подъемно-транспортных, текстильных и полиграфических машинах, мотоциклах, велосипедах, автомобилях, нефтебуровом оборудовании.
Механизмы
Механизм - внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие. Механизмы служат для передачи движения и преобразования энергии (редуктор, насос, электрический двигатель).
Механизм состоит из 3 групп звеньев:
1. Неподвижные звенья- стойки
2. Ведущие звенья- передаёт движение
3. Ведомые звенья- воспринимают движения
Классификация механизмов :
1. Рычажные механизмы: кривошибно-шатунный механизм- кривошиб(врощательные движения), шатун(калибательное), ползун(поступательное).
Применение: Поршневые насосы, паровые машины.
Валы и оси
В современных машинах наиболее широко используется вращательное движение деталей. Менее распространено поступательное движение и его комбинация с вращательным (винтовое движение). Движение поступательно перемещающихся частей машин обеспечивается специальными устройствами, называемыми направляющими . Для осуществления вращательного движения используют специальные детали – валы и оси, которые своими специально приспособленными для этого участками – цапфами (шипами) или пятами– опираются на опорные устройства, называемые подшипниками или подпятниками.
Валом называют деталь (как правило, гладкой или ступенчатой цилиндрической формы), предназначенную для поддержания установленных на ней шкивов, зубчатых колес, звездочек, катков и т. д., и для передачи вращающего момента.
При работе вал испытывает изгиб и кручение, а в отдельных случаях помимо изгиба и кручения валы могут испытывать деформацию растяжения (сжатия).Некоторые валы не поддерживают вращающиеся детали и работают только на кручение (карданные валы автомобилей, валки прокатных станков и др.).
Осью называют деталь, предназначенную только для поддержания установленных на ней деталей.
В отличие от вала ось не передает вращающего момента и работает только на изгиб. В машинах оси могут быть неподвижными или же могут вращаться вместе с сидящими на них деталями (подвижные оси).
Лассификация валов и осей
По назначению валы подразделяют на:
Передаточные- несущие только различные детали механических передач (зубчатые колеса, шкивы ременных передач, звездочки цепных передач, муфты и т.д.),
Коренные- несущие основные рабочие органы машин (роторы электродвигателей и турбин, шатунно-поршневой комплекс двигателей внутреннего сгорания и поршневых насосов), а при необходимости ещё дополнительно и детали механических передач (шпиндели станков, приводные валы конвейеров и т.п.). Коренной вал станков с вращательным движением инструмента или изделия называется шпинделем .
По геометрической форме валы делят на : прямые; кривошипные;коленчатые; гибкие; телескопические; карданные .
По методу изготовления различают : цельные и составные валы.
По виду поперечных сечений участков вала различают сплошные и полые валы с круглым и некруглым поперечным сечением.
Подшипники
Подшипник - Сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение или линейное перемещение (для линейных подшипников ) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции.
По принципу работы все подшипники можно разделить на несколько типов:
· подшипники качения;
· подшипники скольжения;
Подшипники качения
Представляет собой уже готовый узел, основными элементами которого являются тела кочения- шарики или ролики, установленные между кольцами и удерживаемые на определённом расстояние друг от друга.
Достоинства:
1. Малая стоимость, из-за массового производства.
2. Не большие потери на трение и малый нагрев при работе.
3. Малые осевые размеры.
4. Простота конструкции
Недостатки:
1. Большие радиальные размеры.
2. Нет разъёмных соединений.
Классификация:
1. По форме тел качения: шариковые, роликовые.
2. По напровлению действия: радиально-упорные,упорные, упорно-радиальные.
3. По числу рада тел качения: однородные, двухрядные, четырёхрядные.
4. По основным конструктивным признакам: самоутанавливающиеся, несамоустанавливающиеся.
Применение: В машиностроение.
Подшипники скольжения
Подшипник скольжения – состоит из корпуса, вкладешей и смазывающих устройств. В простейшем виде они представляют собой втулку (вкладышь), встоенную в станину машины.
Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод, защиту от вредного воздействия окружающей среды.
Смазка может быть:
- жидкой (минеральные и синтетические масла, вода для неметаллических подшипников),
- пластичной (на основе литиевого мыла и кальция сульфоната и др.),
- твёрдой (графит, дисульфид молибдена и др.) и
- газообразной (различные инертные газы, азот и др.).
Классификация:
Подшипники скольжения разделяют:
в зависимости от формы подшипникового отверстия:
- одно - или многоповерхностные,
- со смещением поверхностей (по направлению вращения) или без (для сохранения возможности обратного вращения),
- со смещением или без смещения центра (для конечной установки валов после монтажа);
по направлению восприятия нагрузки :
- радиальные
- осевые (упорные, подпятники),
- радиально-упорные;
по конструкции :
- неразъемные (втулочные; в основном, для I-1),
- разъемные (состоящие из корпуса и крышки; в основном, для всех, кроме I-1),
- встроенные (рамовые, составляющие одно целое с картером, рамой или станиной машины);
по количеству масляных клапанов :
- с одним клапаном,
- с несколькими клапанами;
по возможности регулирования :
- нерегулируемые,
- регулируемые.
Достоинства
- Надежность в высокоскоростных приводах
- Способны воспринимать значительные ударные и вибрационные нагрузки
- Сравнительно малые радиальные размеры
- Допускают установку разъемных подшипников на шейки коленчатых валов и не требуют демонтажа других деталей при ремонте
- Простая конструкция в тихоходных машинах
- Позволяют работать в воде
- Допускают регулирование зазора и обеспечивают точную установку геометрической оси вала
- Экономичны при больших диаметрах валов
Недостатки
- В процессе работы требуют постоянного надзора за смазкой
- Сравнительно большие осевые размеры
- Большие потери на трение при пуске и несовершенной смазке
- Большой расход смазочного материала
- Высокие требования к температуре и чистоте смазки
- Пониженный коэффициент полезного действия
- Неравномерный износ подшипника и цапфы
- Применение более дорогих материалов
Применение: Для волов больших диаметров; тихоходных машин; бытовая техника.
Му?фта - устройство (деталь машины), предназначенное для соединения друг с другом концов валов и свободно сидящих на них деталей для передачи крутящего момента. Служат для соединения двух валов, расположенных на одной оси или под углом друг к другу.
Классификации муфт.
По видам управления
· Управляемые - сцепные, автоматические
· Неуправляемые - постоянно действующие.
Неразъемные соединения.
Соединения сварные
Сварное соединение - неразъёмное соединение, выполненное сваркой.
Сварное соединение включает три характерные зоны, образующиеся во время сварки: зону сварного шва, зону сплавления и зону термического влияния, а также часть металла, прилегающую к зоне термического влияния.
Зоны сварного соединения: самая светлая - зона основного металла, темнее - зона термического влияния, самая тёмная область в центре - зона сварного шва. Между зоной термического влияния и зоной сварного шва находится зона расплавления.
Сварной шов - участок сварного соединения, образовавшийся в результате кристаллизации расплавленного металла или в результате пластической деформации при сварке давлением или сочетания кристаллизации и деформации.
Металл шва - сплав, образованный расплавленным основным и наплавленным металлами или только переплавленным основным металлом.
Основной металл - металл подвергающихся сварке соединяемых частей.
Зона сплавления - зона частично сплавившихся зёрен на границе основного металла и металла шва.
Зона термического влияния - участок основного металла, не подвергшийся расплавлению, структура и свойства которого изменились в результате нагрева при сварке или наплавке.
Клеевые соединения.
Клеевые соединения находят все большее применение в связи с созданием высококачественных синтетических клеев. Наиболее широко применяют клеевые соединения внахлестку, работающие на сдвиг. При необходимости получить особо прочные соединения, применяю комбинированные соединения: клеевинтовые, клеезаклепочные, клеесварные.
Области применения клеев.
Наиболее крупными потребителями клеевых материалов являются деревообрабатывающая промышленность, строительство, легкая промышленность, машиностроение, авиационная промышленность, судостроение и др.
Применяются клеи в устройствах связи, сигнализации и энергоснабжения.
Комбинированные соединения: клеесварные, клеерезьбовые, клееклепанные - значительно улучшают технические характеристики деталей и механизмов, обеспечивают высокую прочность и, в ряде случаев, герметичность конструкций.
Клеи нашли применение в медицине для склеивания костей, живых тканей и других целей.
Разъемные соединения.
Шпоночные соединения
Шпоночные соединения служат для закрепления на валу (или оси) вращающихся деталей (зубчатых колес, шкивов, муфт и т. п.), а также для передачи вращающего момента от вала к ступице детали или, наоборот, от ступицы к валу.Конструктивно, на валу делается паз, в который закладывается шпонка и затем на эту конструкцию надевается колесо, которое так же имеет шпоночный паз.
В зависимости от назначения шпоночного соединения существуют шпонки разной формы:
А) Призматическая шпонка с плоским торцом;
б) Призматическая шпонка с плоским торцом и отверстиями для крепежных винтов;
в) Шпонка со скруглённым торцом;
г) Шпонка со скруглённым торцом и отверстиями для крепежных винтов;
д) Сегментная шпонка;
е) Клиновая шпонка;
ж) Клиновая шпонка с упором.
Шлицевые соединения
Шлицевые соединения используют для соединения валов и колёс за счёт выступов на валу и в падинах в отверстии колеса.
По принципу действия шлицевые соединения напоминают шпоночные соединения, но имеют ряд преимуществ:
· лучшее центрирование деталей на валу;
· передают больший вращающий момент;
· высокая надёжность и износостойкость.
В зависимости от профиля зубьев различают три основных типа соединений:
а) Прямобочные зубья (число зубьев Z = 6, 8, 10, 12), ГОСТ 1139-80;
б) Эвольвентные зубья (число зубьев Z = 12, 16 и более), ГОСТ 6033-80;
в) Треугольные зубья (число зубьев Z = 24, 36 и более).
Широкое распространение шлицевые соединения получили в механизмах, где нужно перемещать колесо вдоль оси вала, например в переключателях скоростей автомобилей.
Шлицевые соединения надежны, но не технологичны, поэтому их применение ограничено из за высокой стоимости изготовления.
Резьбовые соединения
Резьбовым называют разъёмное соединение составных частей изделия с применением детали, имеющей резьбу.
Резьба представляет собой чередующиеся выступы и впадины на поверхности тела вращения, расположенные по винтовой линии. Телом вращения может быть цилиндр или круглое отверстие - цилиндрические резьбы. Иногда используется коническая резьба. Профиль резьбы соответствует определённому стандарту.
Виды резьбовых соединений
Название | Изображение | Примечание |
Болтовое соединение | Используется для скрепления деталей небольшой толщины. При обрыве резьбы легко заменяется. | |
Винтовое соединение | Винт может иметь любую головку. Резьба нарезается непосредственно в корпусе детали. Недостаток - резьба в корпусе может быть повреждена, что приводит к замене всего корпуса. | |
Соединение шпилькой | Затяжка осуществляется гайкой. Шпилька закручена в корпус. При обрыве резьбы в корпусе, нарезается новая резьба большего диаметра или, если это невозможно, то заменяется весь корпус. | |
Соединение шпилькой | Затяжка производится двумя гайками. При обрыве резьбы легко заменяется. |
Основные конструктивные формы головок болтов и винтов
а) Шестигранная головка для затяжки гаечным ключом; б) Круглая головка со шлицом для затяжки отвёрткой; в) Потайная головка со шлицом для затяжки отвёрткой.
Крепежно-уплотняющие резьбы. Их используют в резьбовых изделиях, предназначенных как для скрепления деталей, так и для создания герметичности. К ним относятся резьбы: трубная цилиндрическая, трубная коническая, коническая дюймовая, круглая дюймовая.
Установочные винты и соединения.
Установочные винты применяют для фиксации положения деталей и предотвращения их сдвига.
а) С плоским торцом, используется для фиксации при малой толщине детали. б) Конический хвостовик. в) Ступенчатый хвостовик.
Ступенчатый и конический хвостовики используются для крепления деталей имеющих предварительное засверливание.
Пример использования установочного винта с коническим хвостовиком.
Болты и соединения специального назначения.
Фундаментные болты. Специальные крепёжные элементы, изготовленные в виде стержня с резьбой. Они служат в основном для крепления различного оборудования и строительных конструкций. Их применяют в местах, где необходимо прочное и надёжное крепление конструкций в бетонном, кирпичном, каменном или другом основании. Болт помещается в основание и заливается бетоном. | |
Рым-болт (болт нагруженный) - предназначен для захвата и перемещения машин и деталей при монтаже, разработке, погрузке и тому подобное. | |
Крюк с болтом нагруженным - предназначен для зацепления и перемещения различных грузов. |
Гайки.
В разъёмных резьбовых соединениях болты и шпильки снабжены гайками. Гайки, в отверстиях имеют ту же резьбу, что и болты (тип, диаметр, шаг). Резьбовое отве
Как показывает практика, тема сбора нагрузок вызывает наибольшее количество вопросов у молодых инженеров, начинающих свою профессиональную деятельность. В данной статье хочу рассмотреть, что такое постоянные и временные нагрузки, чем длительные нагрузки отличаются от кратковременных и для чего такое разделение необходимо и т.п.
Классификация нагрузок по продолжительности действия.
В зависимости от продолжительности действия нагрузки и воздействия делятся на постоянные и временные . Временные нагрузки в свою очередь подразделяются на длительные, кратковременные и особые .
Как следует из самого названия, постоянные нагрузки действуют на всем протяжении эксплуатации. Временные нагрузки проявляются в отдельные периоды строительства или эксплуатации.
относятся: собственный вес несущих и ограждающих конструкций, вес и давление грунтов. В случае применения в проекте конструкций заводского изготовления (ригели, плиты, блоки и т.п.), нормативное значение их веса определяется на основании стандартов, рабочих чертежей или паспортных данных заводов — изготовителя. В прочих случаях вес конструкций и грунтов определяется по проектным данным на основании их геометрических размеров как произведение их плотности r на объем V с учетом их влажности в условиях возведения и эксплуатации сооружений.Ориентировочные плотности некоторых основных материалов приведены в табл. 1. Ориентировочные веса некоторых рулонных и отделочных материалов приведены в табл. 2.
Таблица 1
Плотность основных строительных материалов
Материал |
Плотность, r, кг/м3 |
Бетон:— тяжелый— ячеистый |
2400400-600 |
Гравий |
1800 |
Дерево |
500 |
Железобетон |
2500 |
Керамзитобетон |
1000-1400 |
Кирпичная кладка на тяжелом растворе:— из полнотелого керамического кирпича— из пустотелого керамического кирпича |
18001300-1400 |
Мрамор |
2600 |
Мусор строительный |
1200 |
Песок речной |
1500-1800 |
Раствор цементно — песчаный |
1800-2000 |
Минераловатные теплоизоляционные плиты:— неподвергающиеся нагрузке— для теплоизоляции железобетонных покрытий— в системах вентилируемого фасада— для теплоизоляции наружных стен с последующим оштукатуривание |
35-45160-19090145-180 |
Штукатурка |
1200 |
Таблица 2
Вес рулонных и отделочных материалов
Материал |
Вес, кг/м2 |
Битумная черепица |
8-10 |
Гипсокартонный лист толщиной 12,5 мм |
10 |
Керамическая черепица |
40-51 |
Ламинат толщиной 10 мм |
8 |
Металлочерепица |
5 |
Паркет дубовый:— толщиной 15 мм— толщиной 18 мм— толщиной 22 мм |
111315,5 |
Рулонная кровля (1 слой) |
4-5 |
Сэндвич — панель кровельная:— толщиной 50 мм— толщиной 100 мм— толщиной 150 мм— толщиной 200 мм— толщиной 250 мм |
1623293338 |
Фанера:— толщиной 10 мм— толщиной 15 мм— толщиной 20 мм |
710,514 |
Временные нагрузки подразделяются на длительные, кратковременные и особые.
относятся:— нагрузка от людей, мебели, животных, оборудования на перекрытия жилых, общественных и сельскохозяйственных зданий с пониженными нормативными значениями;
— нагрузки от автотранспорта с пониженными нормативными значениями;
— вес временных перегородок, подливок и подбетонок под оборудование;
— снеговые нагрузки с пониженными нормативными значениями;
— вес стационарного оборудования (станки, моторы, емкости, трубопроводы, жидкости и твердые тела, заполняющие оборудование);
— давление газов, жидкостей и сыпучих тел в емкостях и трубопроводах, избыточное давление и разряжение воздуха, возникающее при вентиляции шахт;
— нагрузки на перекрытия от складируемых материалов и стелажного оборудования в складских помещениях, холодильниках, зернохранилищах, книгохранилищах, архивах подобных помещениях;
— температурные технологические воздействия от стационарного оборудования;
— вес слоя воды на водонаполненных плоских покрытиях;
— вертикальные нагрузки от мостовых и подвесных кранов с пониженным нормативным значением, определяемым умножением полного нормативного значения вертикальной нагрузки от одного крана в каждом пролете здания на коэффициент:
0,5 — для групп режимов работы кранов 4К-6К;
0,6 — для группы режима работы кранов 7К;
0,7 — для группы режима работы кранов 8К.
Группы режимов кранов принимаются по ГОСТ 25546.
относятся:— вес людей, ремонтных материалов в зонах обслуживания и ремонта оборудования с полными нормативными значениями;
— нагрузки от автотранспорта с полными нормативными значениями;
— снеговые нагрузки с полными нормативными значениями;
— ветровые и гололедные нагрузки;
— нагрузки от оборудования, возникающие в пускоостановочном, переходном и испытательном режимах, а также при его перестановке или замене;
— температурные климатические воздействия с полным нормативным значением;
— нагрузки от подвижного подъемно — транспортного оборудования (погрузчиков, электрокаров, кранов — штабелеров, тельферов, а также от мостовых и подвесных кранов с полным нормативным значением).
относятся:— сейсмические воздействия;
— взрывные воздействия;
— нагрузки, вызываемые резкими нарушениями технологического процесса, временной неисправностью или поломкой оборудования;
— воздействия, обусловленные деформациями основания, сопровождающимися коренным изменением структуры грунта (при замачивании просадочных грунтов) или оседанием его в районах горных выработок и в карстовых.
По характеру приложения: сосредоточенные и распределенные.
По продолжительности действий во времени: переменные и постоянные.
По характеру действия: статические и динамические.
Постоянные нагрузки:
Вес части зданий и сооружений, в том числе вес несущих и ограждающих строительных конструкций;
Вес и давление грунтов, горное давление;
Воздействие предварительного напряжения в конструкциях;
Временные нагрузки: Вес временных перегородок; Вес стационарного оборудования: станков, аппаратов; Нагрузки на перекрытия жилых и общественных зданий с пониженными нормативными значениями; Нагрузки на перекрытия жилых в складских помещениях, холодильниках, зернохранилищ, архивах, библиотеках и подсобных зданиях и помещениях; Снеговые нагрузки с пониженным расчетным значением;
Кратковременные нагрузки : Нагрузки на перекрытия жилых и общественных зданий с полными нормативными значениями; Снеговые нагрузки с полным расчетным значением; Нагрузки от подвижно подъемно-транспортного оборудования (мостовых и подвесных кранов, тельферов, погрузчиков); Нагрузки, возникающие при изготовлении, перевозе и возведении конструкций, при монтаже и перестановке оборудования, а также нагрузки от веса временно складируемых на строительстве изделий и материалов; Нагрузки от оборудования, возникающие в пускоостановочном, переходном и испытательном режиме; Ветровые нагрузки; Температурные и климатические воздействия;
Особые нагрузки: Сейсмические и взрывные воздействия; Нагрузки, вызываемые резким нарушением технологического процесса, временной неисправности или поломкой оборудования; Воздействия неравномерных деформаций, сопровождающиеся изменением структуры грунта;
Работа центрально сжатых колонн под нагрузкой и предпосылки для расчета по несущей способности. Расчет центрально сжатых колонн (стоек).
Центрально-сжатыми называются элементы, нагрузка на которые действует по центру тяжести сечения (в колоннах с симметричным сечением центр тяжести сечения принимается совпадающим с геометрическим центром). Напряженно-деформированное состояние центрально-сжатых колонн и характер их разрушения зависят от многих факторов: материала, размеров и формы поперечного сечения, длины, способов закрепления концов. При продольном или поперечном изгибе разрушение элемента происходит оттого, что напряжения в его крайних волокнах достигают предельных величин, и материал разрушается. Продольному изгибу в той или иной степени подвержены все сжатые элементы, его проявление зависит от их гибкости и материала, из которого изготовлен сжатый элемент. Стальные и деревянные колонны, как правило, имеют небольшие размеры поперечного сечения и являются более гибкими, а железобетонные и каменные имеют более значительные размеры поперечного сечения и, следовательно, обладают меньшей гибкостью. Нормы учитывают безопасные величины продольного изгиба - это и положено в основу расчета колонн.
Расчет:
Выбираем расчетную схему колонны;
По СНиПу или справочнику находим расчетное сопротивление: R y = 24,5 Кн
Находим площадь поперечного сечения: А
Определяем коэффициент продольного изгиба
Определяем расчетную длину стержня: L ef = µ*L 0
По сортаменту определяем моменты инерции сечения относительно главных центральных осей: J x , см 4 ; J y , см 4
Находим минимальный радиус инерции: i min = ? J min / ?A
Определяем гибкость стрежня: l = m * L 0 / i min
Коэффициент продольного изгиба (f) определяется в зависимости от гибкости;
Несущая способность определяется величиной допускаемого значения сжимающей силы.
Основные понятия технической механики
Современное производство, определяющееся высокой механизацией и автоматизацией, предлагает использование большого количества разнообразных машин, механизмов, приборов и других устройств. Конструирование, изготовление, эксплуатация машин невозможна без знаний в области механики.
Техническая механика – дисциплина, вмещающая в себя основные механические дисциплины: теоретическую механику, сопротивление материалов, теорию машин и механизмов, детали машин и основы конструирования.
Основными задачами в технике являются обеспечения прочности, жесткости , устойчивости инженерных конструкций, деталей машин и приборов.
Сопротивлением материалов – это наука, в которой изучаются принципы и методы расчетов на прочность, жесткость и устойчивость.
Прочность – это способность конструкции в определенных пределах выдерживать внешние нагрузки без разрушения.
Жесткость – это способность конструкции в определенных пределах воспринимать действие внешних нагрузок без изменения геометрических размеров (не деформируясь).
Устойчивость – это способность конструкции сохранять свою форму и равновесие в нагруженном состоянии, а так же самостоятельно восстанавливать первоначальное состояние после того, как ей было дано некоторое отклонение от состояния равновесия.
Кроме указанных требований конструкция должна быть экономичной, ее масса и габариты должны быть минимальными. Для этого она должна иметь рациональную форму и размеры.
Классификация нагрузок
Различают внешние и внутренние силы и моменты сил.
Внешними силами (P ) называются силы, действующие на точки (тела) данной системы со стороны материальных точек (тел), не принадлежащих этой системе. Внешние силы (нагрузка) – это активные силы и реакции связи.
Внутренними силами (Q ) называют силы взаимодействия между точками (телами) данной системы. Они действуют и в отсутствии внешних нагрузок. При действии на тело внешних сил возникают дополнительные внутренние силы , сопровождающие деформацию. Эти силы сопротивляются стремлению внешних сил изменить форму тела или отделить одну часть от другой. Мы будем изучать только дополнительные внутренние силы.
По способу приложения нагрузки делятся на:
1) объемные – распределенные по объему тела и приложенные к каждой его частице (собственный вес конструкции, силы магнитного взаимодействия);
2) поверхностные – приложенные к участкам поверхности и характеризующие непосредственное контактное взаимодействие объекта с окружающими телами:
а) сосредоточенные (P 1 ) – нагрузки, действующие по площадке, размеры которой малы по сравнению с размерами самого элемента конструкции (давление обода колеса на рельс);
б)распределенные (P 2 )– нагрузки, действующие по площадке (или длине), размеры которой не малы по сравнению с размерами самого элемента конструкции (гусеницы трактора давят на балку моста).
Распределенные нагрузки характеризуются интенсивностью q [Н/м ] или [Н/м 2 ]. Если q – интенсивность нагрузки, распределенной вдоль элемента длиной a , то
Если q – const, ее можно вынести за знак интеграла, тогда получим:
P 2 = q ? a .
Нагрузки могут быть постоянными и временными. Постоянные действуют всегда или в течение достаточно длительного времени (например, собственный вес конструкции). Временные действуют эпизодически (например, давление ветра).
По характеру действия нагрузки делятся на:
1.статические – прикладывается медленно, возрастая от нуля до конечного значения, и не изменяются;
2.динамические – изменяют величину или направление за короткий промежуток времени и сопровождаются появлением ускорений элементов конструкций. К ним относятся:
а) внезапные нагрузки– действуют сразу на полную силу (колесо локомотива, заезжающего на мост),
б) ударные нагрузки – действуют на протяжении короткого времени (дизель-молот),
в) циклические нагрузки – действуют периодически(нагрузка на зубья зубчатого колеса).
1.4. В зависимости от продолжительности действия нагрузок следует различать постоянные и временные (длительные, кратковременные, особые) нагрузки.
1.5. Нагрузки, возникающие при изготовлении, хранении и перевозке конструкций, а также при возведении сооружений, следует учитывать в расчетах как кратковременные нагрузки.
Нагрузки, возникающие на стадии эксплуатации сооружений, следует учитывать в соответствии с пп.1.6-1.9.
а) вес частей сооружений, в том числе вес несущих и ограждающих строительных конструкций;
б) вес и давление грунтов (насыпей, засыпок), горное давление.
Сохраняющиеся в конструкции или основании усилия от предварительного напряжения следует учитывать в расчетах как усилия от постоянных нагрузок.
а) вес временных перегородок, подливок и подбетонок под оборудование;
б) вес стационарного оборудования: станков, аппаратов, моторов, емкостей, трубопроводов с арматурой, опорными частями и изоляцией, ленточных конвейеров, постоянных подъемных машин с их канатами и направляющими, а также вес жидкостей и твердых тел, заполняющих оборудование;
в) давление газов, жидкостей и сыпучих тел в емкостях и трубопроводах, избыточное давление и разрежение воздуха, возникающее при вентиляции шахт;
г) нагрузки на перекрытия от складируемых материалов и стеллажного оборудования в складских помещениях, холодильниках, зернохранилищах, книгохранилищах, архивах и подобных помещениях;
д) температурные технологические воздействия от стационарного оборудования;
е) вес слоя воды на водонаполненных плоских покрытиях;
ж) вес отложений производственной пыли, если ее накопление не исключено соответствующими мероприятиями;
з) нагрузки от людей, животных, оборудования на перекрытия жилых, общественных и сельскохозяйственных зданий с пониженными нормативными значениями, приведенными в табл. 3;
и) вертикальные нагрузки от мостовых и подвесных кранов с пониженным нормативным значением, определяемым умножением полного нормативного значения вертикальной нагрузки от одного крана (см. п. 4.2) в каждом пролете здания на коэффициент: 0,5 - для групп режимов работы кранов 4К-6К; 0,6 - для группы режима работы кранов 7К; 0,7 - для группы режима работы кранов 8К. Группы режимов работы кранов принимаются по ГОСТ 25546 - 82;
к) снеговые нагрузки с пониженным нормативным значением, определяемым умножением полного нормативного значения в соответствии с указаниями п. 5.1 на коэффициент: 0,3 - для III снегового района: 0,5 - для IV района; 0,6 - для V и VI районов;
л) температурные климатические воздействия
с пониженными нормативными значениями,
определяемыми в соответствии с указаниями
пп. 8.2 - 8.6 при условии
=
=
=
=
=0,
=
= 0;
м) воздействия, обусловленные деформациями основания, не сопровождающимися коренным изменением структуры грунта, а также оттаиванием вечномерзлых грунтов;
н) воздействия, обусловленные изменением влажности, усадкой и ползучестью материалов.
а) нагрузки от оборудования, возникающие в пускоостановочном, переходном и испытательном режимах, а также при его перестановке или замене;
б) вес людей, ремонтных материалов в зонах обслуживания и ремонта оборудования;
в) нагрузки от людей, животных, оборудования на перекрытия жилых, общественных и сельскохозяйственных зданий с полными нормативными значениями, кроме нагрузок, указанных в п. 1.7,а,б,г,д;
г) нагрузки от подвижного подъемно-транспортного оборудования (погрузчиков, электрокаров, кранов-штабелеров, тельферов, а также от мостовых и подвесных кранов с полным нормативным значением);
д) снеговые нагрузки с полным нормативным значением;
е) температурные климатические воздействия с полным нормативным значением;
ж) ветровые нагрузки;
з) гололедные нагрузки.
а) сейсмические воздействия;
б) взрывные воздействия;
в) нагрузки, вызываемые резкими нарушениями технологического процесса, временной неисправностью или поломкой оборудования;
г) воздействия, обусловленные деформациями основания, сопровождающимися коренным изменением структуры грунта (при замачивании просадочных грунтов) или оседанием его в районах горных выработок и в карстовых.