Дидактические игры «Труд взрослых. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию
Трудовое воспитание в детском саду
«Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных
профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями
должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.
«Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.
«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.
«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т.д.
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.
Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
1 Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.
2 Мытьё горшка.
3 Укладывание камушков на дно горшка.
4 Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
5 Насыпание в горшок поверш песка немного земли.
6 Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.
7 Срезание загнивших корней.
8 Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.
9 Уплотнение земли.
10 Установка горшка с растением на поддон.
11 Полив растения под корень.
Детский сад №16 «Дюймовочка»
«Использование
дидактических игр
дошкольников»
Воспитатели:
Кириллова И.В.
Батыршина Н.Н.
Использование дидактических игр
в трудовом воспитании дошкольников
"Самое большое богатство, которое отец может
оставить сыну в наследство, научить его трудиться".
К. Д. Ушинский
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.
Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Игры, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносятэлемент творчества в действия детей.
Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.
Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых являются:
сюжетно – ролевая игра.
театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.
дидактическая игра.
Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.
Основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с , с бытом людей.
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
Игры с предметами
Настольно – печатные игры
Словесные игры
Зачем засевать поля? (Зерно.)
Зачем сажать? (Картофель.)
Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
Зачем ухаживать за своим телом?
Игры для детей 5-7 лет
Игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь - не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.
Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
Мытье горшка.
Укладывание камушков на дно горшка.
Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
Срезание загнивших корней.
Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
Уплотнение земли.
Установка горшка с растением на поддон.
Полив растения под корень.
Игра «Назови профессию».
Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры:
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор - тракторист.
Машина - шофер.
Экскаватор - экскаваторщик.
Комбайн - комбайнер.
Подъемный кран - крановщик.
Поезд - машинист.
Корабль - капитан.
Самолет -летчик (пилот).
Космический корабль - космонавт.
Пожарная машина -пожарный.
Бульдозер - бульдозерист.
Гоночная машина -гонщик (пилот).
И т.д.
Игра «Угадай профессию».
Цель. Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик - кроликовод.
Теленок - телятница.
Овца - овцевод.
Олень - оленевод.
Виноград - виноградарь.
Чай - чаевод.
Хлеб - хлебороб.
Сад - садовод.
Цветы - цветовод.
Пчела - пчеловод.
Поле - полевод.
Гаечный ключ - слесарь.
Ведро и швабра-уборщица.
Билет - кондуктор.
Касса - кассир.
Рубанок - столяр.
Краска и кисть -маляр.
Мастерок - штукатур.
Кульман - инженер.
Молот и наковальня - кузнец.
Огнетушитель - пожарный.
Шприц - медсестра.
Электропила - лесоруб.
Рыбацкая сеть -рыбак.
Зубоврачебное кресло - стоматолог.
Доильный аппарат -доярка.
И т.д.
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг
Консультация для педагогов:
«Использование
дидактических игр
в трудовом воспитании
дошкольников»
Подготовила: Соловей Л.А.
воспитатель II младшей группы
2016г.
"Самое большое богатство, которое отец может
оставить сыну в наследство, научить его трудиться".
К. Д. Ушинский
Проблема трудового воспитания детей является одной из приоритетных в дошкольном возрасте. Она направлена на формирование психологической готовности к труду, ответственному отношению к процессу труда и его результату. В дошкольном возрасте ребенка больше привлекает процесс труда, чем его продукт. Поэтому важно установить связь между трудом и игрой.
Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются:
· сюжетно – ролевая игра.
· театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.
· дидактическая игра.
Сегодня я расскажу вам о дидактической игре. Дидактическая игра – игра обучающая.
Значение дидактических игр огромное т.к. они способствуют усвоению, закреплению у детей знаний, умений, навыков полученных в специально организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка во все режимные моменты, развиваютумственные способности. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра, как и все виды игр, развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, в дидактической игре «Кому это нужно?» в младших группах воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель усложняет задачу. Подбираются разные картинки с изображением предметов, например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессии, где могут использоваться эти предметы, для чего они нужны. Или попросить найти среди картинок предметы используемые в профессии врача и т.д.
Основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разной национальности.
Еще раз повторюсь, что содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Радио", "Что кому нужно для работы" и др.
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
1. Игры с предметами
2. Настольно – печатные игры
3. Словесные игры
Рассмотрим все эти виды по отдельности.
Игры с предметами
Здесь используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.
Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами как "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов), "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? В младшем возрасте кукла используется для формирования у детей сенсорно-мотрных и элементарным трудовым навыкам (самообслуживанию).
Настольно – печатные игры
Виды настольно – печатных игр:
1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.
2. Подбор картинок по общему признаку . Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
3. Подбор картинок на запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.
4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного.
Словесные игры
Дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Дидактические словесные игры в основном используются в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина.-М.: "Педагогическое Общество России", 2000.- 128с.
2. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильево, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 5-е изд.испр.и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 208с.
3. Примерная основная образовательная программа
4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников.- Воронеж, 1996.
Светлана Савинская
Методическая разработка «Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3–5 лет»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА №42 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
Методическая разработка «Дидактические игры по трудовому воспитанию детей
Подготовила воспитатель
МБДОУ № 42
С. А. Савинская
1. АННОТАЦИЯ 3
2. РЕЦЕНЗИЯ 4
3. Картотека
в младшей группе 5
труде
(младшая группа) 10
5. Потешки для детей в режимных моментах
(младшая группа) 14
6. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию
в средней группе 22
7. Пословицы и поговорки о труде (средняя группа) 26
8. Потешки для детей в режимных моментах
(средняя группа) 29
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
АННОТАЦИЯ
Трудовое воспитание – важная составная часть воспитания подрастающего поколения.
Поведение каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании подрастающего поколения именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний о труде .
В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.
Дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку , вызывают интерес к труду взрослых , желание самим трудиться .
Игры , предложенные вниманию детей , должны быть связаны между собой в каждой из форм воспитательно – образовательной работы.
Дети, которые умеют трудиться , знают цену трудовых усилий , уважают и труд других людей , скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи!
Приучая детей к труду необходимо использовать в работе методы , как «художественное слово» , народные пословицы и поговорки о труде , а также потешки для детей в режимных моментах .
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная методическая разработка предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.
Картотека игр разработана с целью оказать помощь педагогам в их творческой работе по трудовому воспитанию дошкольников через дидактические игры , народные пословицы и поговорки, народные приметы, сказки, загадки, песни, заклички, а также через потешки в режимных моментах.
Данная методическая разработка поможет воспитателю организовать труд детей и руководить их трудовой деятельностью таким образом, чтобы каждый ребенок ощущал радость от совместной деятельности, проявлял активность, инициативу, самостоятельность, учился оказывать помощь товарищам, добиваться общего результата, ценить свой труд , труд товарищей и труд людей .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(пилотный вариант)
2. Куцакова Л. В. .
«Скрипторий 2003» , 2015. – 64с.
«Скрипторий 2003» , 2015. – 64с.
6. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических миром
7. Сайт maam. ru
1. АННОТАЦИЯ 3
2. РЕЦЕНЗИЯ 4
3. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию
в младшей группе
4. Народные пословицы и поговорки о труде
(младшая группа
5. Потешки для детей в режимных моментах
(младшая группа)
6. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию
в средней группе
7. Пословицы и поговорки о труде (средняя группа) 26
8. Потешки для детей в режимных моментах
(средняя группа)
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Цель трудового воспитания : формирование
положительного отношения детей к труду .
ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ :
Младшая группа
1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.
2. Подчеркивать значимость результатов их труда .
3. Поддерживать желание детей помогать взрослым .
4. Приобщать детей к самообслуживанию
5. Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности .
Средняя группа
1. Воспитывать положительное отношение к труду , желание трудиться .
2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо) .
4. Разъяснять детям значимость их труда .
5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию в младшей группе
Игра «Накроем стол для кукол»
Цель : Учить детей сервировать стол , называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры : Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда) . Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель : Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях ; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры : Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла) .
Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло (подставляет кукле называемые предметы) .
Как вы думаете, что она будут делать? (Стирать.) Правильно.
А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшённая.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия , в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т. п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов , соответствующих тому или иному виду труда , или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций, предлагая детям угадать более сложные трудовые процессы . Например : ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена : один ребёнок рисует предметы на доске (выкладывает картинки, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.
Игра «Кому это нужно?»
Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах . Знакомить с профессиями.
Ход игры
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например : это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов .
Например : клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде .
«Кто это делает?»
Цель : упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т. п.
«Кто что делает?»
Цель детей о труде (трудовых операциях ) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, и т. д.
«Исправь ошибку»
Цель : учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.
«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель : расширять представления детей о предметах , необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т. д.
«Кому что нужно для работы?»
Цель : расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски. и т. д.
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии) »
Цель : упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача : стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь» , швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т. д.
(с мячом)
Цель : учить детей
Потешки для детей в режимных моментах
При умывании
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Водичка серебристая
Струится из-под крана.
И мыло есть душистое,
Совсем как в нашей ванной.
«Водичка серебристая,
Ты как сюда попала?»
«Через луга росистые
Я в детский сад бежала»
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб все вы были чистыми,
Чтоб все вокруг сверкало»
Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
Ах, какие ладошки!
Чистые ладошки!
Кто не моет руки с мылом
От среды и до среды.
На мохнатом полотенце
Отпечатаны следы.
Нам водичка - добрый друг,
Скажут люди все вокруг.
Мы на руки все польем,
А потом играть пойдем.
Говорим тебе - спасибо,
Ты даешь ребятам силу.
Дорогие мои дети!
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водою :
Кипяченой, ключевой.
Из реки иль из колодца,
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою, После сна и перед сном.
Каждый день я мою мыло
Под горячею водой.
Мойся, мыло, не ленись,
Не выскальзывай, не злись.
Вот оно и не упало,
Мы не моем его сначала.
Ах, опять оно упало,
Будем мыть его сначала.
Умываемся мы быстро,
Вытираемся мы чисто,
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно.
Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию в средней группе
«Угадайте, что я делаю?»
Цель : Расширять у детей представление о трудовых действиях . Развивать внимание.
Ход игры
Воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят :
Что ты делаешь – мы знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия , показывая их не только движениями, но и по возможности передает звуками.
Например :
Чистит пылесосом пол
Забивает гвоздь
Едет на машине
Стирает
Несет ведро с водой
Протирает зеркало
Трет на терке
«Назови профессию»
Цель : учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.
Ход игры
Воспитатель называет машины , транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Например :
Трактор – тракторист
Машина «Такси» – шофер (таксист)
Экскаватор – экскаваторщик
Комбайн – комбайнер
Подъемный кран – крановщик
Поезд – машинист
Корабль – капитан
Самолет – летчик (пилот)
Космический корабль – космонавт
Пожарная машина – пожарный
Бульдозер – бульдозерист
«Угадай профессию»
Цель : расширять у детей представление о профессиях.
Ход игры
Воспитатель показывает детям карточки с изображениями предметов . Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда .
Например :
Сад – садовод
Цветы – цветовод
Пчела – пчеловод
Гаечный ключ – слесарь
Ведро и швабра – уборщица
Билет – кондуктор
Касса – кассир
Рубанок – столяр
Краска и кисть – маляр
Мастерок – штукатур
Кульман – инженер
Компьютер – программист
Шприц – медсестра
Огнетушитель – пожарный
«Кто где работает?»
Цель : уточнить представления детей о том , где работают люди разных
профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду ;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т. д.
«Кто это знает и умеет?»
Цель : расширять представления детей о том , какими знаниями и умениями
должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель .
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры … музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель : учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Продолжи предложение»
Цель : упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду,
Прачка стирает (полотенца, постельное белье, халаты) .
Воспитатель утром с детьми (делает зарядку, завтракает, проводит занятия)
Дворник зимой во дворе (сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки) и т. д.
«Кто на фото?» ; «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель : закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада .
Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке : как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
Пословицы и поговорки о труде
Человек рожден для труда .
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Что потрудился , то и поел.
Воля и труд дивные всходы дают .
Не потрудиться , так и хлеба не добиться.
Кто хорошо трудится , тому есть чем хвалиться.
Труд человека кормит , а лень портит.
Наше счастье в общем труде .
Кто трудиться , тот и пользуется.
Без труда нет добра .
Без труда меду не едят .
Трудовая денежка - мозольная .
Труд кормит и одевает .
Не замочив рук, не умоешься.
Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.
Не разгрызть ореха - не съесть и ядра.
Без хорошего труда нет плода .
Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится .
Зажиточно жить - надо труд любить .
Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.
Дитя любит ласку, а станок - смазку.
Не следи за гудком, а следи за станком.
Труд при учении скучен , да плод от учения вкусен.
Труда много , а добычи мало.
Трудовая денежка до веку живет.
Трудовое беспорочно , хоть мало, да прочно.
В труде победить - мир укрепить.
В труде рождаются герои .
Где труд , там и счастье.
Трудовое добро ни в воде не тонет, ни на огне не горит.
От бессонницы трудом лечатся .
Кто любит трудиться , тому есть чем похвалиться.
Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.
Тот ничего не боится, кто честно трудится .
Труда не терпев , и чести не будет.
Чести без труда не сыскать .
Без труда в саду нет плода .
Без труда и отдых несладок .
Без труда и палку не выстругаешь.
Без труда не проживешь .
Без трудностей труд немыслим .
Без успеха в учебе нет успеха в труде .
Без учебы и труда не придет на стол еда.
Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
Без хлопот и труда растет не кукуруза , а лебеда.
Благо жизни - в труде .
Бог труды любит .
Старание и труд свое возьмут .
Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.
Трудовая копейка впрок идет .
Трудолюбив как муравей .
Трудящиеся едят , нетрудящиеся глядят .
У нас самый счастливый - человек трудолюбивый .
Хотя с трудом , да шло бы в дом, а нет труда , нет плода.
Трудовая денежка всегда крепка.
Трудовая денежка до веку живет, а нетрудовая всегда прахом идет .
Трудовая копейка в кармане лежит, а шальная - ребром торчит.
Трудовая копейка велика .
Здоров в еде, да хил в труде .
Без труда жить - только небо коптить.
Где успехи трудовые , там и горы зерновые.
Земля труд любит .
Кто первый в труде , тому слава везде.
Потешки для умывания
Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
Водичка – водичка.
Водичка – водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю
С ухмылкою :
Если б грязнуля вспомнил
про мыло –
Мыло его, наконец бы отмыло.
Эй вечерняя звезда!
Эй, вечерняя звезда!
Поскорей лети сюда
И за стол со мной садись,
Кашей нашей угостись.
Кашкой толокняной,
Из чашки деревянной!
Люли, люли, люленьки.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить :
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет : «кашкою» ,
Другой – «Простоквашкою» ,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком»Ванечка Ванюша.
Ванечка, Ванюша,
Кашу всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни ты в ладошки,
И погладь ты кошку.
Варись – варись кашка.
Варись – варись кашка
В голубенькой чашке
Варись поскорее
Булькай веселее
Варись, кашка, сладка
Из густого молока
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест
Вырастут все зубки!
Ай, качи, качи, качи.
Ай, качи, качи, качи
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи.
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам оставили бараночки.
Лепим, лепим, пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котенку пирожок,
Вот утенку пирожок,
И Сережке на зубок.
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
Ладушки, ладушки!
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим,
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше - два, Паше – два,
Ване – два, Тане – два.
Хороши оладушки,
У нашей бабушки
Потешки при одевании
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Раз, два, три, четыре, пять.
Собираемся играть
Завязали Настеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки – сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н,Е, Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014. 352с.
2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду .
Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014. – 128 с.
3. Голицына Н,С. Годовое комплексно – тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режиме дня. 2- я младшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2015. – 64с.
4. Голицына Н. С. Годовое комплексно – тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режиме дня. Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2015. – 64с.
5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2- 7 лет. - М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015. – 128 с.
6. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром : Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
Текущая страница: 7 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]
Тема «Знакомство с трудом работников леса»
Программное содержание. Познакомить детей с трудом лесничего, лесника, ученого-биолога и других работников леса; воспитывать уважение к их труду; способствовать экологическому и эстетическому воспитанию детей.
Ход работы
Рассказ воспитателя:
– Большая часть Земли покрыта лесами. Леса – это главное богатство планеты. Они дают всему живому целительный воздух для дыхания. В лесах обитает множество птиц, животных. Люди используют древесину при изготовлении мебели, бумаги, промышленных изделий.
Добрый лес
Что нам дарит добрый лес,
Где деревья до небес?
Воздух чистый, ароматный,
Шепот листьев непонятный.Трели птичек незнакомых,
Стрекотанье насекомых.
Чудных красок волшебство,
Страшных сказок колдовство.Что нам дарит добрый лес,
Где деревья до небес?
Ягод полные лукошки -
И брусники, и морошки,Голубики, и черники,
Земляники, ежевики.
Да орехов лесных
В кузовах расписных.Что нам дарит добрый лес,
Где деревья до небес?
Дружную семью грибов:
Толстяков-боровиков,И волнушек-веселушек,
И лисичек-огневушек,
Сыроежек, и маслят,
Рыжих рыжиков отряд.Что нам дарит добрый лес,
Где деревья до небес?
И травинки, и листочки,
Шишки, желуди, цветочки,Бересту, да веточки
Для забавы деточкам.
Чтоб поделки мастерили
И друзьям своим дарили.
Растет население планеты. Все больше земли приходится отводить под сельское хозяйство, поэтому лес вырубают и используют освободившиеся земли для пастбищ, где пасут скот; для полей, где выращивают хлеб, овощи; для садов и виноградников. Маленькие деревни превращаются в села, села – в города. Люди строят дома и необходимые для жизни постройки, вокруг крупных городов отводятся большие площади под дачные участки. В лесах прокладывают железные дороги, находят полезные ископаемые, начинается их добыча, а значит, и развивается производство. Все это необходимо людям. Однако лесов становится все меньше и меньше.
Лес необходимо беречь. Есть на земле очень важные и нужные профессии людей, которые защищают и сохраняют лес. Это – ученые-биологи, лесничие, лесники и другие работники леса. Специалисты осматривают деревья, отмечают те, которым необходима помощь: спиливают засохшие ветки, обрабатывают дупла, вырубают сгнившие или больные деревья, обрабатывают участки, где нужно произвести молодые посадки, очищают лес от мусора. Ученые-биологи изучают болезни растений и занимаются их лечением. Но чтобы понять и определить ту или иную болезнь дерева, нужно уметь чувствовать настроение каждого из них. Внимательно послушайте стихи:
Береза
Белоснежный сарафан,
Строгая прическа.
Первая красавица -
Русская березка.
В ярком кружеве листвы
Летний день встречает
И кудрявой головой
Весело качает.
Ивушка плакучая
У реки стоит.
И с крутого берега
На воду глядит.
Что ты плачешь, ивушка,
Что ты слезы льешь?
С кем ночами темными
Разговор ведешь?
Липа
Стоит красавица-липа,
Вся солнечным светом облита,
Медовым запахом дышит
И плавно ветвями колышет.
Всем дарит покой, и радость,
И отдыха летнего сладость.
Сама, словно лето красное,
И пышная, и прекрасная.
Рябина
Стройная рябинка
Ветками качает.
Шаловливый ветер
С радостью встречает.
Растрепались кудри,
Щечки заалели: -
Хороша я осенью -
Не люблю метели!
Сосна
Что грустишь ты, сосенка,
На высоком склоне?
Что иголки сыплешь
Прямо мне в ладони?
Ничего, что лето быстро пролетело,
Золотая осень свою песню спела.
Улыбнись, не надо
Так грустить об этом!
Ты всегда красива -
И зимой, и летом.
Осина
Скромная осинка
Спряталась в тени.
И глядит застенчиво
В пасмурные дни.
В сером сарафанчике,
Стоя на ветру,
Все дрожит и шепчет:
Дождь пройдет к утру!
Ель-красавица танцует
На лесной опушке,
А вокруг нее играют
Елочки-подружки.
Нарядились шишками,
Яркими иголками.
Шубки белоснежные
Примеряют елки.
После прочтения каждого стихотворения педагог предлагает детям выделить характерные особенности той или иной породы деревьев. Дети могут назвать и другие особенности деревьев, замеченные ими.
Тема «Профессия космонавта»
Программное содержание. Дать детям представление о труде космонавтов. Воспитывать гордость за них; уважение к их труду, к истории своей страны.
Материал. Иллюстрация, изображающая центральную часть монумента «Покорителям космоса».
Ход работы
Воспитатель показывает детям иллюстрацию, изображающую центральную часть монумента «Покорителям космоса».
– В Москве около станции метро «ВДНХ» возведен величественный монумент, изображающий устремленную ввысь ракету на острие мерцающего, подобно шлейфу, обелиска. Это памятник «Покорителям космоса» – людям, посвятившим свою жизнь удивительно интересной, но очень сложной и опасной профессии, – космонавт. У подножия обелиска находится Музей космонавтики, в котором хранятся документы, связанные с космическими исследованиями, демонстрируются фотографии космонавтов и людей разных профессий, причастных к космическим исследованиям (ученых, инженеров-конструкторов, рабочих).
К монументу ведет широкая Аллея космонавтов, вдоль которой установлены бюсты первопроходцев Вселенной: Ю. А. Гагарина – первого человека, побывавшего в космосе; В. В. Терешковой – первой женщины-космонавта, А. А. Леонова – первого человека, вышедшего из космического корабля в открытый космос, и многих других. Только они, космонавты, имеют возможность увидеть нашу планету из космоса. Они рассказывают нам о том, как прекрасна наша голубая планета, какой маленькой и хрупкой она кажется из космических глубин. Космонавты призывают людей всего мира беречь наш общий единственный дом – Землю, сохранять ее богатства.
Стать космонавтом непросто. Надо тренировать не только свое тело, но и ум, приспосабливая свой организм к сложным условиям жизни и работы в космосе. Сейчас на орбите Земли идет активное строительство международной космической станции, на ней постоянно живут и трудятся космонавты. Они изучают Землю из космоса и проводят многочисленные исследования, которые помогают ученым оберегать человечество от опасности, связанной с разрушением нашей планеты (засорение атмосферы, изменение и ухудшение климата, нехватка воды, гибель растительного и животного мира, истощение полезных ископаемых и пр.). Предполагается построить огромную космическую станцию. Ее полет можно будет наблюдать с Земли невооруженным глазом. С космической станции удобно изучать жизнь космоса, Солнца, далеких звезд, комет, астероидов. Со станции впоследствии будут запускаться на далекие планеты космические корабли, пилотируемые и космонавтами, и роботами. Со станции посылаются сигналы в глубины космоса, которые несут сведения о нашей планете; на ней работают установки, постоянно принимая из космоса сигналы в надежде услышать голос разумной жизни в ближайших космических мирах.
Воспитатель предлагает ребятам объединиться в группе по 3–4 человека, выбрать «конструктора» и смоделировать разные космические станции, рассказать о том, что размещается в каждой части станции. Далее педагог предлагает детям провести игру «Что нужно космонавтам в космосе?». Воспитатель называет обобщающее слово, а дети перечисляют относящиеся к нему предметы и рассказывают, для чего они необходимы космонавтам.
Инструменты: молоток, гаечные ключи, отвертка, сверло и пр. (для строительных и ремонтных работ).
Приборы: часы, термометр, телескоп, микроскоп; приборы для измерения состояния воздуха на борту корабля, для связи с Землей; медицинские приборы (для определения состояния здоровья космонавтов и пр.).
Оборудование и механизмы: кресла, кровати, спальные мешки, шкафы, специальные душевые и прочие приспособления и механизмы (для жизни в невесомости); физкультурное оборудование (для проведения общеукрепляющих упражнений).
Пища: хлеб в брикетах, жидкая пища в тюбиках, консервы в удобно открывающихся банках, соки в специальных пакетах, приспособленных для питья в невесомости, и пр.).
Одежда: костюм для жизни и работы внутри космического корабля, скафандр для работы астронавтов в открытом космосе с необходимыми приспособлениями (из непроницаемого материала; шлем со светофильтром, защищающим от ослепляющего солнца; резервуар с воздухом, прикрепляющийся к спине космонавта).
Предметы личной гигиены: мыло, зубная щетка, бумажные полотенца, салфетки и пр.
Личные предметы космонавтов, которые можно брать с собой в космос: фотографии родственников, слайды, значки, маленькая книжка с любимыми стихами и прочие некрупные предметы, которые дороги человеку.
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей
Игры для детей 3–5 лет
Игра «Накроем стол для кукол»
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
– Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
– Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т. п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.
Игра «Кому это нужно?»
Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.
Игра «Выбираем работу»
Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры
Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
(Деты имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
Вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мыв пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.
Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры
Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
– Зачем нужно растение? (Лейка.)
– Почему нужно кормить? (Птичка.)
– Что нужно мыть? (Тарелка.)
– Что нужно чистить? (Ковер.)
– Что нужно стирать? (Платье.)
– Что нужно гладить? (Рубашка.)
– Что нужно печь? (Пирожки.)
– Что нужно менять? (Постельное белье.)
– Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
– Зачем засевать поля? (Зерно.)
– Зачем сажать? (Картофель.)
– Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
– Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
– Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
– Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
– Зачем ухаживать за своим телом?
Игры для детей 5–7 лет
Игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т. д.
Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
Мытье горшка.
Укладывание камушков на дно горшка.
Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
Срезание загнивших корней.
Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
Уплотнение земли.
Установка горшка с растением на поддон.
Полив растения под корень.
Игра «Назови профессию»
Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют. Трактор – тракторист.
Машина – шофер.
Экскаватор – экскаваторщик.
Комбайн – комбайнер.
Подъемный кран – крановщик.
Поезд – машинист.
Корабль – капитан.
Самолет – летчик (пилот).
Космический корабль – космонавт.
Пожарная машина – пожарный.
Бульдозер – бульдозерист.
Гоночная машина – гонщик (пилот). И т. д.
Игра «Угадай профессию»
Цель. Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры
Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик – кроликовод.
Теленок – телятница.
Овца – овцевод.
Олень – оленевод.
Виноград – виноградарь.
Чай – чаевод.
Хлеб – хлебороб.
Сад – садовод.
Цветы – цветовод.
Пчела – пчеловод.
Поле – полевод.
Гаечный ключ – слесарь.
Ведро и швабра – уборщица.
Билет – кондуктор.
Касса – кассир.
Рубанок – столяр.
Краска и кисть – маляр.
Мастерок – штукатур.
Кульман – инженер.
Молот и наковальня – кузнец.
Огнетушитель – пожарный.
Шприц – медсестра.
Электропила – лесоруб.
Рыбацкая сеть – рыбак.
Зубоврачебное кресло – стоматолог.
Доильный аппарат – доярка. И т. д.
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры
Воспитатель называет предмет, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.
Игра «Кто трудится в море?»
Цель. Закреплять представления детей о людях, работающих в море, о значении их труда; названия машин, механизмов, приборов, оборудования, необходимого для труда в море.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям разделиться на пять команд. Каждой команде дает один рисунок на ту или иную тему: «Рыбная ловля», «На судах, кораблях и морских нефтяных вышках», «Изучение моря», «Полезные ископаемые и морские ценности» (рисунки могут быть выполнены детьми).
Педагог дает детям возможность сначала совместно обсудить предложенную тему и продумать, какие вопросы они могут задать по этой теме. Например, воспитатель называет тему «Рыбная ловля». Это означает, что к ответам должна подготовиться команда, которой досталась эта тема. Педагог использует вопросы, которые соответствуют уровню знаний детей данной возрастной группы. Он может сам составить вопросник и на другие темы («Подводный мир», «Рыбные фермы» и т. п.).
По каждой теме воспитатель задает команде не более трех вопросов. Если дети не ответят на вопрос, педагог предлагает ответить другой команде. За правильный ответ команда получает фишку. Если дети затрудняются ответом, педагог отвечает сам.
Игра «Как труд людей разрушает нашу планету и как ее спасает»
Цель. Уточнить представления детей об экологической опасности, которой подвергается наша планета. Способствовать экологическому воспитанию, закреплять представления о труде людей, связанном с экологией.
Ход игры
Воспитатель раздает детям по одной карточке с изображением красного восклицательного знака и предлагает разделиться на две команды.
Педагог задает детям вопросы. Если речь идет о загрязнении планеты, дети поднимают карточку с восклицательным знаком. Выигрывает команда, которая дает больше правильных ответов.
Пословицы и поговорки о труде
Что посеешь, то и пожнешь.
Не бравшись за топор, избы не срубишь.
Руки не протянешь, так с полки не достанешь.
Терпение и труд – все перетрут.
Одни с сошкой – семеро с ложкой.
Пошло дело на лад – и сам ему рад!
Обещал – сделали, дал слово – держи.
Поспешишь – людей насмешишь.
Без волнения и заботы нет радости от работы.
Звону много, да толку мало.
Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Землю красит солнце, а человека труд.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Лень, отвори дверь! Сгоришь! – Хоть сгорю, да не отворю.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Один собирает, другой зевает.
Не потрудиться, так и хлеба не родится.
Глаза страшатся, а руки делают.
Работай до поту, так и поешь в охоту!
Белые ручки чужие труды любят.
У него лень за пазухой гнездо свила.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
Муравей не велик, а горы копает.
Приложения
Приложение 1
Примерный перечень оборудования, инвентаря для организации труда дошкольников
* Количество предметов определяется содержанием организуемого труда.
Приложение 2
Методы и приемы формирования социальной направленности в трудовом воспитании детей 5–7 лет
Приложение 3
Вопросы и задания для беседы по выявлению трудовых умений, навыков и знаний детей
3-4 года
– Кто моет пол, вытирает пыль?
– Кто моет посуду и ставит ее в шкаф?
– Кто убирает снег на участке?
– Зачем дворник убирает снег, подметает участок?
– Кто сшил красивую одежду для кукол?
– Почему нельзя ничего бросать на пол?
– Покажи, куда нужно складывать (убирать) мусор?
Самообслуживание
– Покажи, как ты умеешь мыть руки (есть вилкой, вытирать рот салфеткой).
– Расскажи и покажи, как нужно надевать колготки (рубашку, застегивать пуговицы, причесываться).
– Почему нельзя разбрасывать свои вещи?
– Что нужно сказать, когда тебе помогают?
– Кто из вас часто помогает друг другу? Как помогает?
Хозяйственно-бытовой труд
– Покажи, как ты умеешь раскладывать ложки (вытирать столы тряпочкой).
– Для чего ты сейчас протираешь стол?
– Как ты помогаешь няне?
Труд в природе
– Покажи, как нужно поливать растение (протирать листья у фикуса). Для чего это нужно делать?
– Как называется это растение?
– Как называется рыбка в вашем аквариуме?
– Почему рыбку надо кормить?
4-5 дет
Ознакомление с трудом взрослых
– Для чего шофер возит грузы (повар готовит пищу, портниха шьет одежду, врач лечит людей)?
– Почему они стараются хорошо работать, трудятся быстро, ловко, аккуратно?
– Чем занимается повар? Какие блюда он готовит?
– Как трудится твоя мама (папа, бабушка, дедушка) дома?
– Чем занимается твоя мама (папа) на работе?
– Как ты помогаешь маме дома?
– Кто из вас особенно часто помогает няне, воспитателю?
– Какие предметы нужны для того, чтобы сделать уборку в помещении (на участке, чтобы приготовить обед)?
– Умеешь ли ты играть в игры «Что нужно для работы?», «Кому пригодится этот предмет?», «Какая это профессия?»
Самообслуживание
– Расскажи, как нужно сидеть за столом во время еды и пользоваться столовыми приборами.
– Помогаешь ли ты товарищам застегнуть пальто, завязать шарф, платок? Зачем ты это делаешь?
– Почему нужно убирать на место свои вещи? Покажи, как надо складывать вещи в шкаф.
Хозяйственно-бытовой труд
– Покажи, где у вас хранятся тряпочки, тазы, ведра.
– Покажи, как надо протирать стулья, полки. Для чего нужно это делать?
– Как ты любишь трудиться – один или вместе с товарищами?
– Почему лучше убирать игрушки вместе, чем одному?
– Расскажи, как вы убираете групповую комнату (моете игрушки, стираете кукольную одежду).
– Расскажи, как ты умеешь накрывать стол к обеду.
– Для чего нужно дежурить?
Труд в природе
– Какие комнатные растения вы знаете?
– Как нужно ухаживать за ними?
– Почему нужно ухаживать за растениями и животными?
– Кто из ваших товарищей особенно любит птиц, животных? Почему вы так считаете?
5-6 лет
Ознакомление с трудом взрослых
– Какие профессии вы знаете?
– Где работают ваши родители (какая у них профессия, чем они занимаются на работе)?
– Для чего все люди трудятся?
– Кто работает ночью?
– Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему?
– Какие пословицы о труде вы знаете?
– Какие вы знаете книги, в которых рассказывается о труде людей?
– Для чего человеку нужны машины и инструменты?
– Расскажите, как вы помогаете взрослым в детском саду и дома.
– Умеете ли вы играть в игры «Угадай профессию», «Кем я буду», «Кто огромный труд вложил, чтоб костюм тебе служил?» Как в них играют?
Самообслуживание
– Расскажи и покажи, как нужно ухаживать за одеждой и обувью.
– Для чего чистят зубы, полощут рот? Расскажи, как нужно это делать.
– Почему надо быстро и правильно одеваться?
– Расскажи, как ты убираешь одежду в шкаф.
– Кто следит за чистотой твоей одежды?
– Расскажи о правилах поведения за столом и правилах пользования столовыми приборами.
– Что значит «культурно себя вести»?
Хозяйственно-бытовой труд
– Где находится инвентарь и оборудование для хозяйственно-бытового труда?
– Кто отвечает за порядок в шкафу, в котором лежит оборудование и инвентарь?
– Как вы им пользуетесь?
– Расскажите, как вы организуете стирку.
– Какой труд тебе больше всего нравится и почему?
– Кто у вас в группе самый трудолюбивый? Почему вы так думаете?
– С кем ты любишь трудиться и почему?
– Как вы помогаете малышам?
– Часто ли вы трудитесь вместе? Любите ли вы такой труд? Почему?
– Кто у вас обычно бывает бригадиром и почему?
– Что значит «уважать труд взрослых»?
– Как вы помогаете взрослым в детском саду и дома?
– В чем заключаются обязанности дежурных по столовой (по занятиям, в уголке природы)?
– Какие поговорки и пословицы о труде вы знаете?
Труд в природе
– Какие комнатные растения (цветы, кусты, деревья на участке) вы знаете?
– Как называются рыбки в вашем аквариуме?
– Какие птицы живут в вашей группе?
– Для чего нужно ухаживать за животными и растениями?
– Как вы ухаживаете за хомячком (птицами, рыбками и пр.)?
– Кто из ребят вашей группы особенно любит труд в природе?
– Почему ты любишь трудиться?
– Расскажите, как вы трудитесь на огороде (в цветнике, саду). Как вы ухаживаете за деревьями и кустарниками? Какой инвентарь при этом используете? Где он у вас хранится?
Ручной труд
– Кто у вас подклеивает книжки, коробки, чинит атрибуты к играм?
– Кто отвечает за хранение материала и порядок в уголке ручного труда?
– Кто собирает разнообразный материал для поделок?
6-7 лет
Ознакомление с трудом взрослых
– Какие профессии вы знаете?
– Какое значение имеет профессия учителя (артиста, милиционера и др.)?
– Какое значение имеет труд в жизни людей?
– Расскажите о профессиях своих родителей.
– Ходили ли вы на экскурсии в библиотеку (в булочную, в ателье)?
– Что вы знаете о работе на селе?
– Какие сельскохозяйственные профессии вы знаете (полеводы, механизаторы, садоводы, пчеловоды и др.)?
– Какие стихи и пословицы о хлебе вы знаете?
– Какие книги о людях труда вы знаете? Какие смотрели диафильмы, мультфильмы, кинофильмы о них? Кто вам в них понравился? Почему?
– Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему? Расскажи об этой профессии.
– Люди каких профессий работают под открытым небом в стужу, непогоду, ночью и в других трудных для человека условиях?
Самообслуживание
– Почему необходимо заботиться о чистоте своего тела, зубов, всегда быть причесанным и аккуратным?
– Почему необходимо бережно относиться к своим личным вещам (вещам товарищей), мебели, пособиям, игрушкам?
– Как вы помогаете малышам?
– Покажи и объясни, почему ты именно так хранишь свои вещи в шкафу.
– Кто заботится, следит за чистотой твоей одежды, пришивает к твоей одежде пуговицы и петельки, когда они обрываются? Сколько раз в неделю тебе приходится менять рубашку (платье) из-за того, что она запачкалась?
– Что такое «культура поведения»?
Хозяйственно-бытовой труд
– Каким трудом вы любите заниматься?
– Кто распределяет между вами обязанности перед тем, как вы начинаете трудиться?
– Кто следит за порядком в хозяйственном шкафу?
– Кого чаще всего выбирают бригадиром и почему?
– Кто из ваших товарищей умеет быстро, ловко, аккуратно и добросовестно выполнять любое задание? Кто в вашей группе самый трудолюбивый?
– Почему нужно беречь веши, книги, предметы, которые являются общей собственностью?
– С кем ты любишь трудиться и почему?
– Шефствуете ли вы над малышами? В чем проявляется эта забота?
– Помогаете ли вы в работе взрослым в детском саду, дома? Как помогаете?
– Какая тебе нравится работа и почему?
– У кого дома есть постоянные обязанности и какие?
– Почему нужно выполнять не только интересную работу, но и такую, которая не всегда приятна, но необходима?
– Кто из твоих товарищей умеет придумывать, как можно быстрее и лучше выполнить дело?
– Какие электроприборы, облегчающие труд людей в быту, вы знаете? Какими умеете пользоваться?
– Какие виды дежурств у вас организуются?
– В чем заключаются обязанности дежурных по столовой, по занятиям, по уголку природы?
– Какое значение имеет труд дежурных?
– Кто сегодня дежурный по уголку природы? Что ты сегодня успел сделать по уходу за растениями и животными? Что еще будешь делать и как?
– Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
– Любите ли вы коллективный труд, как часто организуете его? Каким трудом вы занимаетесь?
– Что такое субботники? Принимали ли вы в них участие и что делали? Что вам особенно понравилось и запомнилось во время работы?
Труд в природе
– Какие растения вы знаете?
– Какие вы знаете виды декоративных рыбок?
– Какие птицы и животные живут в вашем детском саду (дома)?
– Кто ухаживает за растениями и животными в детском саду (дома)?
– Кто из ваших товарищей особенно любит труд в природе?
– Расскажите о значении ухода за растениями и животными.
– Расскажите, как вы ухаживаете на участке за деревьями и кустарниками. Как вы работаете на огороде, цветнике, в саду? Какой инвентарь и оборудование у вас есть для этой работы?
Ручной труд
– Кто занимается ремонтом книг (коробок, атрибутов)?
– Кто собирает, подготавливает материал к работе?
– Расскажите, какие материалы и оборудование у вас есть. Как они хранятся? Кто отвечает за порядок в уголке ручного труда?
– Что вы собираетесь сделать в ближайшее время? Как будете это делать?
Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.
Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".