Архитектурный образ древней руси презентация. Презентация на тему "древнерусская архитектура". Новгородская архитектурная школа
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ - с IX до XVII вв. В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков. В конце 1-го тысячелетия н.э. на просторах Восточно-Европейской равнины сложилось древнерусское государство, объединившее многочисленные восточнославянские племена и некоторые соседние с ними угро-финские племена. Древнерусское государство было раннефеодальным. На больших водных путях Восточной Европы в X-XI вв. возникли многочисленные древнерусские города. Древнерусская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства. В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево.
3 слайд
Описание слайда:
Деревянная церковная архитектура Церковь Святого пророка Ильи На Руси с глубокой древности возводились и деревянные храмы. Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Строительство каменных храмов требовало особых условий, огромных финансовых ресурсов, привлечения опытных мастеров каменного дела. Вместе с тем, потребность в храмах была огромной, и деревянное храмостроительство. Архитектурные формы и технические решения деревянных храмов отличались такой законченностью и совершенством, что это вскоре стало оказывать значительное влияние на каменное зодчество. Древнейшие летописные источники упоминают о том, что задолго до Крещения Руси в ней уже строили деревянные храмы. В договоре князя Игоря с греками упоминается о церкви св. пророка Ильи (945). В том же источнике упоминаются еще две церкви: «божница свт. Николая» на Аскольдовой могиле и церковь «св. Орины». Обе они были деревянными, так как упоминаются как «срубленные» и говорится, что все они сгорели.
4 слайд
Описание слайда:
Основным материалом для строительства, в преимущественном 507 большинстве, были бревна (осляди или слаги), длиною от 8 до 18 м и диаметром около полуметра и более. Из бревен тесали брусья (бревно отесанное на четыре канта). Для устройства полов применялись бревна, расколотые на две части (пластины). Из бревен с помощью клиньев (расколотых в длину) получали доски (тес). Для устройства кровельного покрытия использовали изготовленный из осинового теса лемех (гонт).При строительстве традиционно использовали два способа крепления бревен: «в обло» - при помощи вырубания в концах бревен соответствующих углублений, и «в лапу» («в шаг») - этом случае выпускных концов нет, а сами концы вырубались так, что схватывались друг с другом зубцами, или «лапами». Ряды собранных венцов назывались срубами, или стопами.Крыши храмов и шатры покрывались тесом, а главы лемехом. Подгонялись они с большой точностью и только в верхней части крепились к основе особыми деревянными «костылями». Во всем храме от основания до креста не применялись металлические детали. Связанно это, в первую очередь, не с нехваткой металлических деталей, а с умением мастеров обходиться без них.Для строительства храмов широко использовались те породы древесины, которые в изобилии произрастали на данной территории; на севере чаще строили из дуба, сосны, ели, лиственницы, на юге - из дуба и граба. Для изготовления лемеха применяли осину. Особенности деревянного храмостроительства
5 слайд
Описание слайда:
Храмы Киевской Руси строились по образцу византийских крестовокупольных храмов. Ку?пол - пространственная несущая конструкция покрытия[источник не указан 45 дней] , по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Бараба?н - цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Закомара- полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода. Хоры- верхняя (на втором ярусе) открытая галерея, балкон внутри церкви или зала. Апсида - (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos - свод) выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Столп или столб - распространённый архитектурный элемент вертикальной формы; несущая часть опорной конструкции зданий и сооружений; наименование башни, вертикально вытянутого здания Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
6 слайд
Описание слайда:
Построили приехавшие из Византии "мастера от грек". Об этом событии подробно, на редкость для древнерусского летописания, сообщает "Повесть временных лет. После пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена. Десятинная церковь не сохранилась до наших дней. Ее первоначальное название - церковь Успения Богородицы, Десятинной же ее называли потому, что Владимир I дал десятую часть от доходов княжеской казны на ее содержание. В 1240 г. здание было полностью разрушено. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки. Первый известный каменный храм Древней Руси - Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.) По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями - "гульбищами" (позднейший отзвук античных колоннад). По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик.Основное крестово-купольное здание церкви было разделено столбами на три продольных нефа и с восточной стороны завершалось тремя алтарными полукружиями - апсидами. С трех сторон, кроме восточной, здание было окружено галереей, в западной части которой располагались крещальня и лестничная башня для подъема на второй ярус - хоры.Удалось установить систему кирпичной кладки здания - "со скрытыми рядами кирпичей".
7 слайд
Описание слайда:
Киевский собор св. Софии, Премудрости Божией, выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главный храм киевских митрополитов. Собор, выстроенный преимущественно из плинфы, большой (37 Х 55 м) пятинефный с 5 апсидами 13-главый крестово-купольный храм, со ступенчатым построением основных сводов. Окружен с 3 сторон двухъярусными галереями. В галереи с запада встроены 2 башни, лестницы которых ведут на просторные хоры. Киевский Софийский собор был построен великим князем Ярославом Мудрым. Точное время его строительства неизвестно. Софийский храм, упоминаемый германским хронистом Титмаром Мерзебургским под 1018 г., скорее всего был деревянной постройкой, которая сгорела во время междоусобной войны Святополка Окаянного с Ярославом. Высказывалось предположение, что первый Софийский храм в Киеве был возведен еще во времена св. Ольги, но четких подтверждений этой версии не существует. Софийский собор первоначально представлял собой грандиозное 13-купольное сооружение (в XVII в. были добавлены еще 6 глав). Крестово-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей. С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни, примыкаюшие к западному фасаду. На стенах Софии Киевской сохранилось множество граффити - настенных надписей. Древнейшая из датированных граффити относится к 1052 г. - к этому времени в храме были завершены отделочные работы: он был богато украшен мозаиками и фресками, созданными греческими мастерами и их русскими учениками. Несмотря на значительные утраты, часть этого убранства сохранилась до наших дней. По своим размерам и богатству убранства Софийский собор не имел себе равных не только в Киевской Руси, но и во всей Европе того времени. Киевский собор св. Софии, Премудрости Божией София Киевская в XI в. Реконструкция.
Солнышко «помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от грек». Кирпичная церковь была заложена в Киёве рядом с княжеским двором в 989 г. Князь Владимир даровал ей десятину от своих доходов, поэтому церковь назвали Десятинной. Это древнейшая из известных нам монументальных построек на Руси. Многоглавая Дёсятинная церковь состояла из трех нефов, разделенных тремя парами столбов; Она имела три апсиды. Размеры ее были 27,2 х 18,2 м. С трех сторон ее окружали галереи. Внутри храма были хоры - балкон для князя и его приближенных. Здание церкви было построено из плинфы. Плинфа – плоский кирпич размером 30х40х5 см. В Киеве плинфа была особая, тонкая - всего 2,5-3 см толщиной. Многие мраморные детали внутренней отделки греческие мастера привезли с собой (Русь еще не знала мрамора). На площади перед храмом поставили «четыре коня медяны» - трофейные скульптуры из Корсуни. Церковь рухнула во время взятия Киева монголами в 1240 г., когда в ней укрылись оставшиеся в живых жители города. Сохранились лишь остатки фундамента.
Архитектура Древней Руси
Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна



История архитектуры Древней Руси началась с создания Киевского государства и закончился этот этап лишь с появлением Российской Империи. Первыми храмами считаются Новгородские, Киевские и Владимирские. Расцветом архитектурного зодчества считается период правления Ярослава Мудрого (XII век). В XIII веке развитие церковной архитектуры на Руси замедляется, это связано с появление татаро-монгольского ига. И в XV веке, уже во времена правления Ивана III вновь наступает бурное развитие архитектурного зодчества.

Крестово-купольный храм в своей основе представляет прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, соединившимися арками, которые поддерживали барабан купола. Примыкавшие к подкупольному квадрату ячейки, перекрывавшиеся цилиндрическими сводами, образовывали крестообразную основу плана; угловые части перекрывались куполами или сводами.

С восточной стороны к зданию примыкали три полукруглых выступа - абсиды , в средней из которых размещался алтарь , отделенный от основного помещения храма алтарной преградой (иконостас появился позднее), а в боковых хранились церковные принадлежности. В западной части здания устраивалось помещение второго яруса - хоры , где во время богослужений размещалась знать. Промежутки между столбов навивались нефами , которых обычно бывало три или пять; с запада часто прибавляли еще одно членение - нартекс .


Здания возводились из тонкого плиткообравпого кирпича - плинфы и камня на известковом растворе. Стены не белились, а сохраняли естественно-декоративное красно-белое сочетание; кроме того, стены оживлялись проемами узких окон и рядами декоративных ниш. Древнейшим каменным храмом на Руси была Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.)

По свидетельству русской летописи - Десятинную церковь - построили приехавшие из Византии "мастера от грек". Об этом подробно, сообщает "Повесть временных лет": "В лето 6497 (989)... Володимер... помысли создати церковь пресвятыя богородица, и послав преведе мастеры от Грек. И начашю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами..." . Однако после пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена. Десятинная церковь не сохранилась до наших дней. Ее первоначальное название - церковь Успения Богородицы , Десятинной же ее называли потому, что Владимир I дал десятую часть от доходов княжеской казны на ее содержание. В 1240 г. здание было полностью разрушено. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки.

По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями - "гульбищами". По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи - ещё более широкой одноярусной.
Собор строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.





Софийский собор использовался не только для богослужения. Он являлся местом, где проходили различные государственные акты и торжественные церемонии, устраивались, например, приемы иностранных церемонии, здесь размещались библиотека и архив древнего Новгорода, хранились исторические ценности города, образцы мер и весов.
Под звон Софии на площади перед собором собиралось всенародное вече, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Там хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству удостаивались по смерти такой чести, преимущественно, когда они положили голову в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.



Отличительные черты новгородской архитектуры - монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.
Церковь Спаса на Нередице 1198


Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Здесь во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня - известняка.
Свято- Покровский женский монастырь


Город Владимир в этот период стал столицей русских земель, и поэтому здесь велось особенно широкое строительство. Возникла необходимость создать величественный архитектурный ансамбль, способный затмить старую столицу - Киев. Расположенный на высоком берегу р. Клязьмы, город имел три обнесенные валами и стенами части с каменными и рублеными въездными башнями, среди которых главными были сохранившиеся до наших дней Золотые ворота (1164) и несохранившиеся Серебряные ворота .

Самое крупное сооружение Владимира - Успенский собор , превосходивший по высоте (32,3 м) Софию Киевскую, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов. Строительство собора было начато в 1158 году, и затем, после пожара, он был перестроен. Первоначальное здание было построено как однокупольный трехнефный храм (1158-1160), окруженный галереями, затем при князе Всеволоде его расширили по площади более чем в два раза - до пятинефного, пятикупольного (1185-1189). Вокруг старого храма были построены новые стены, увенчали их четырьмя главами и расчленили фасады на пять частей - прясел. Еще более величественным, со своим пирамидально нарастающим пятиглавием, в своей широко, но слитно и четко разросшейся белокаменности, стал этот храм, обретя подлинно классическую для русского зодчества могучую стать.




Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества - Дмитриевский собор (1194-1197), Дмитриевский собор - одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его - четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны - три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Несмотря на несомненную связь с предыдущими постройками, Димитриевский собор является глубоко оригинальным произведением, не имеющим прямых аналогий ни на Руси, ни в Западной Европе. Почти шестьсот резных камней украшают белокаменную поверхность его стен.



Знаменит своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165), сохранивший в основном свои первоначальные формы,
Фундамент церкви заложили на глубину 1,6 метра, затем было построено основание стен из тесаного камня высотой 3,7 метра. После этого, стены дважды обсыпали снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом и затем плотно утрамбовывали. Так вырос искусственный холм высотой 5,3 метра, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащее в его массиве основание храма.
Кроме того, строители облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили каменные желоба для отвода осадков.
Среди оригинальных строительных находок, позволивших зрительно увеличить высоту здания, можно отметить следующие:
Большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий, созданных с помощью узких высоких окон, удлиненных колонок аркатурного пояса и вытянутого барабана купола
Стены церкви слегка наклонены внутрь, что также зрительно увеличивает высоту здания.


Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234), возведен сыном князя Всеволода - Святославом Всеволодовичем. В нем декоративное начало начинает преобладать над структурным. Верх Георгиевского собора обрушился в XV в. Восстановленный в 1471 г. московскими мастерами, он утратил свои первоначальные формы.



Домашнее задание
Ответить на вопрос «Особенности архитектуры московского княжества»
Слайд 2
Развитие городов
Европейцы называли Русь «Градарики» - страна городов.
Средневековые города были центрами культуры. Крупнейшими в Европе были Киев, Новгород, Галич.
Развивались ремесла, которых насчитывалось ок.70. Многие товары шли на продажу.
Торжок. Гравюра 16 века.
Слайд 3
Внутри кремля располагались монастыри, церкви, княжеские хоромы.
Горожане были грамотными людьми,имели более широкие, чем сельчане кругозор. Они ездили в другие страны и принимали купцов.
План Киева в сер. 12 века.
Слайд 4
Въезд в город символизировал его мощь. Как правило на въезде строили Золотые ворота. Это были сложные архитектурные сооружения.
На стенах ученые находят множество надписей.
Золотые ворота во Владимире. Реконструкция.
Слайд 5
Архитектура. Живопись
Большинство зданий Киевской Руси были деревянными. В таких постройках жили даже князья. Хоромы состояли из 6-7 помещений.
Типичный вид боярских хором.
Слайд 6
Архитектура. Живопись.
В XI веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей. На 1-м этаже располагались небольшие комнатки, а второй этаж занимал просторный зал. Снаружи здание украшалось арками, каменной резьбой, колоннадами.
Княжеские хоромы в Чернигове. Реконструкция.
Слайд 7
Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и соборов.
От того периода до нас дошли соборы Киева Новгорода, Смоленска, Чернигова.
В отличие от сегодняшнего дня соборы были не белыми,а красными, т.к. их не штукатурили.
Торжок. Гравюра 16 века.
Слайд 8
Архитектура Древней руси XI-XIV веков
Слайд 9
Раздробленность Руси
«И разъдрася вся русская земля.» (из летописи)
«В Ростовской земле –
князь в каждом селе».
В XIII веке Киевская Русь распалась на полтора десятка мелких княжеств.
Дробление Руси продолжалось и к XIVвеку вместо 15 удельных княжеств образовалось примерно 250.
Это был процесс становления разных русских княжеств, которые впоследствии были объединены Москвой в новое государство.
Слайд 10
Архитектура Древней руси
Слайд 11
Стили архитектуры
Новгородский стиль:
- мощь, монументальность;
- невысокие, крепкие;
- 5-ти или одноглавые;
- вместо закомар скатное перекрытие;
- украшения: ниши, арки, кресты, розетки;
- Арки и треугольники на барабанах.
Владимиро-Суздальский стиль:
- храмы стали выше и стройнее;
- стены более тонкие и лёгкие;
- вместо скромных украшений;
- богатая каменная резьба на стенах;
- аркатурный пояс;
- вытянутые барабаны.
Слайд 12
Новгородская архитектурная школа
Слайд 13
«Господин Великий Новгород» - приемник Киева
Софийский собор в Новгороде, построен в 1045 -1050 году по велению князя Владимира Ярославича.
XI век – эпоха «трёх Софий».
Три собора - София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая, повторяющие посвящение главного храма Константинополя.
Слайд 14
Один из трех Софийских соборов, построенный на Руси в сер. XI в.
- Репрезентативный княжеский храм, городской собор;
- Возведён на берегу реки Волхов на территории древнего кремля;
- Построен из белого камня - плинфа, известняковая плита;
- Внутри расписан фресками.
Слайд 15
Собор св.Георгия в Юрьевом монастыре
- заказчик кн. Всеволод;
- плинфа, известняковая плита;
- Ассиметричный, крестовокупольный, шестистолпный с тремя световыми куполами собор;
- Внутри расписан фресками, которые частично сохранились.
В XII веке строятся монументальные княжеские храмы – памятники уходящей княжеской эпохи. Один из них построен в 1119 г.
Архитектор Петр: «…а мастер трудился Пётр» (из летописи).
Слайд 16
Строительство храмов в XIII веке
С XIII века храмы строятся на средства бояр, купцов и других жителей. Их объединяют общие черты новгородского стиля:
- одноглавые;
- невысокие;
- небольшие в объёме;
- трёхлопастное покрытие (в виде трилистника) или скатное перекрытие.
Примеры архитектуры:
- Спаса на Ильине улице, 1374 г.;
- Церковь Симеона в Зверином монастыре;
- Церковь Федора Стратилата на Ручью 1360 – 1361 гг.
Слайд 17
Украшения новгородских храмов
- фигурные ниши;
- розетки-углубления;
- крестики из кирпича;
- на барабанах;
- маленькие арки;
- треугольники на барабанах.
Слайд 18
Примеры русской архитектуры
- Церковь Рождества Христова на Кладбище;
- Церковь Параскевы Пятницы на Торгу.
Строительный материал: валуны, кирпич, волховская известняковая плита.
Слайд 19
«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтёсанного…, но себе на уме…
В его зодчестве такие же, как сам он простые и крепкие стены…, могучие силуэты, энергичные массы… Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще.»
И.Э. Грабарь
Слайд 20
Владимирская архитектурная школа
Слайд 21
Храмы Владимиро-Суздальской земли
В XII веке на Руси сложились отдельные княжества.
Каждый князь-правитель в своём удельном княжестве стремился возвести храм. Приглашали византийских и киевских зодчих.
Киевские традиции дополнились местными особенностями стиля:
- Храмы строили трёхнефные, одноглавые;
- Пропорции вытянутые, а храмы более высокие;
- Использовали белый камень богато украшали стены.
Золотые ворота во Владимире.
Слайд 22
Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском 1152-1157
- Строили мастера из Галича;
- Строился как крепостной бастион;
- Имеет форму куба, осевая симметрия;
- Одноглавый, четырёхстолпный;
- Стены разделены плоскими лопатками и завершены полукруглыми закомарами;
- Под куполом зубчатые украшения – «городки»;
- Узкие окна-бойницы;
- Храм-богатырь.
Архитектура.




Софийский Собор Киева 1037г.

Собо?р Свято?й Софи?и был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта

Софийский собор в Киеве отразил
сочетание славянских и
византийских традиций: на базу
крестово-купольного храма были
поставлены тринадцать радостных
глав новейшего храма. Эта
ступенчатая пирамида Софийского
собора воскресила стиль
российского древесного зодчества.
Софийский собор, сделанный во
время утверждения и возвышения
Руси при Ярославе Мудром,
показал, что стройка - это тоже
политика. И действительно, сиим
храмом Русь бросила вызов
Византии, ее признанной святыне
- константинопольскому Софийскому собору.

Софийский собор в Киеве

Фреска - Живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке.Мозаика - изображение, составленное из маленьких кусочков мрамора или смальты (цветного стекла).
.
Собор Успения Пресвятой
Богородицы (в обиходе
«Великая церковь») -
главный соборный храм
Киево-Печерской лавры,
«богосозданный» прообраз
всех монастырских храмов
Древней Руси, усыпальни- ца киевских князей. Заложе-
на в 1073 году по инициативе Феодосия
Печерского и построен за три года на деньги князя
Святослава Ярославовича.
Новгородская София.
Собо?р Свято?й Софи?и - главный
православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 г.
В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и
княгиня Ирина направились в Новгород к сыну
Владимиру на закладку им Софийского собора,
Который был заложен вместо сгоревшего
деревянного храма. Первоначально стены храма не
были побелены, за исключением криволинейных в
Плане апсид и барабановв, покрытых
слоем цемянки. Внутренние стороны стен также
были обнажены, в то время как своды изначально
обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое
оформление было выбрано под воздействием
архитектуры Константинополя, в которой
мраморная облицовка стен сочеталась
с мозаиками на сводах; однако мрамор был
заменён известняком, а мозаика - фресками.
На западном портале
смонтированы бронзовые Магдебурские
врата в романском стиле с большим количеством
горельефов и скульптур.
Це?рковь Спа?са на Нере?дице
- храм Преображения Господня,
расположенный в 1,5 км к югу
от Великого Новгорода на правом
берегу бывшего русла Малого
Волховца, на небольшой
возвышенности рядом с
Рюриковым Городищем.
Возведена за один сезон
около 1198 года при новгородском
князе Ярославе Владимировиче в
память о двух погибших сыновьях.
Фрески Нередицы - наиболее
драгоценный памятник
новгородской монументальной живописи XII века.
Успе?нский собо?р во
Влади?мире - до возвышения
Москвы, был главным
(кафедральным) храмом
Владимиро - Суздальской Руси, в нём
венчались на великое княжение
владимирские и московские
князья. Один из немногих
храмов, в котором сохранились
уникальные фрески
Андрея Рублева.
Первоначальный белокаменный
собор был построен при
великом князе Андрее
Боголюбском в 1158-1160 гг.
Дми?триевский собо?р
города Владимира -
придворный собор,
возведённый Всеволодом
Большое Гнездо на
княжеском дворе и
освящённый в
честь великомученика Д
митрия Солунского
построен в 1194-1197 гг.
Це?рковь Покрова? на Нерли?
белокаменный храм во
Владимирской области
России, в полутора километрах от
Боголюбова 1165г,
церковь Покрова была построена
в память о погибшем сыне великого князя Изяславе
Андреевиче.
Золотые ворота
выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городеВладимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины или же Оринины, Серебряные, Ивановские, Торговые и Волжские). До наших дней дошли лишь Золотые ворота.
Георгиевский собор Юрьева монастыря - православный храм Юрьева монастыря (Великий Новгород). Построен в 1119 году, относится к памятникам древнерусской архитектуры домонгольского периода. Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав Владимирович. Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников.
