Анафема. История и смысл. Что такое анафема

Анафема. Этим древним церковным термином в наше время любят часто жонглировать светские журналисты, когда имеют задачу упрекнуть Церковь в жестокости, потере евангельского духа и т.п. Да и современные верующие люди часто соблазняются, когда слышат об анафеме.

Оно и не удивительно, ведь начиная с Большой Советской Энциклопедии и заканчивая современными Википедиями, слово «анафема» нам упорно трактуют как «изгнание, проклятие».
Действительно ли это так? Комментирует протоиерей Владимир Ровинский.

Как понимает анафему сама Церковь?

Дело в том, что Церковь - живой организм. Сердцевиной и Главой этого Богочеловеческого организма есть Христос. Как и всякий живой организм, Церковь имеет способность и необходимые механизмы, чтобы постоянно себя восполнять и обновлять, но вместе с тем, здесь необходимы и другие механизмы - отторжения мертвых клеток и самоочищения.
Так вот, нам всем в той или иной мере знакомы священнодействия (в Церкви они называются Таинствами), благодаря которым сама Церковь растет и обновляется. Это Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Соборование. И даже таинства Венчания и Священства играют в этом процессе ключевые роли. Таинства - это средства не только количественного роста церковного организма, но и качественного. И этот процесс называется освящением, преображением и обожением каждого церковного члена, каждой клеточки этого организма.

А что мы знаем о самоочищении Церкви?

Прежде всего заметим, что Церковь очень бережно относится к своим членам. Забота о здоровье каждой клеточки - главная задача Церкви. Здесь состояние болезни называется грехом. Грех - болезнь заразная, можно сказать, инфекционная. Она опасна не только для самого больного, но и для окружающих его.
В борьбе с грехом первым и главным средством является покаяние. Чтобы покаяние было более действенным, Церковь через пастырей нередко предписывает кающемуся своеобразное лекарство-катализатор - епитимию.

Заметим, что грех, как и любую другую болезнь, нельзя излечить без непосредственного участия больного, его доброй воли и искреннего желания быть здоровым.
Случается, что болезнь требует не только усиленного лечения, но и изоляции больного. Понятие карантина нам всем известно. В Церкви такое явление называется отлучением. Отлучение, как правило, имеет временный характер, пока болезнь не станет угасать. Мирян на определенное время отлучают от участия в Евхаристии, а священнослужителей - от совершения священнодействий.

Как и в каждом живом организме, среди членов Церкви случаются духовные болезни, подобные раковым.

Да, ереси, расколы, лжеучения вполне сопоставимы с раковыми опухолями на церковном теле. И пусть никто не смущается, что в Богочеловеческом организме и такое возможно. Это лишь еще раз косвенно свидетельствует, что Церковь жива. Но как и всякий нормальный организм, Церковь должна иметь свою иммунную систему, защищающую ее от заражения.
Что же происходит на этой стадии духовной болезни того или иного члена Церкви. Во-первых, под действием гордости, эгоизма, самонадеянности такой член - клеточка церковного организма начинает мутировать, видоизменяться. Он не способен более выполнять свои функции, не соответствует своей роли и предназначению. По сути, для церковного, как и любого другого организма, эти клетки являются мертвыми. Но если бы они были просто мертвы. Нет, это не так!

Эти больные члены, во-вторых, начинают быстро делиться, расти количественно и все более деградировать качественно. Они способны стремительно заражать болезнью соседние клетки и угрожать целому организму.

Что делать? Да, сначала химиотерапия, потом облучение. Но если и это не помогает - операция по отторжению.

В Церкви такое отторжение получило название анафема.

Анафема слово древнегреческое (от ana – далеко; tihein – ставить). Его использовали еще апостолы, когда предостерегали о последствиях духовных болезней среди первых христиан. «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16, 22), - говорит апостол Павел коринфянам. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. (1 Гал. 8), - повторяет апостол галатам.

Апостолы в таком свидетельстве об отделении от Церкви тех, кто сам себя уже отделил, опирались на учение Христа: «Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и… повеждь Церкви», «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

Впрочем, История Церкви свидетельствует, что только в крайних и редких случаях провозглашалась анафема.

А когда уже были употреблены все другие средства для врачевания, не с целью наказания, а последнего средства для вразумления отпавшего и воспитательного акта ему сочувствующих, провозглашалась анафема.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий так пишет об анафеме: «Но как ясно вручил Господь апостолам и их преемникам право и власть крестить и таким образом вводить в Церковь достойных, так точно ясно же уполномочил Он их и отлучать от нее недостойных».
В Православии укоренилась традиция, что засвидетельствовать об отпадении от Церкви согрешающих, которые впали в ересь или раскол, т.е. провозгласить анафему, может только церковный собор.

Епископ Никодим Милош в толковании на 5 правило святых апостол так объясняет, что такое анафема:

«Совершенное исключение из церкви или большое отлучение (pantelis aforismos, excommunicatio omnimoda sive major) заключается в том, что известный член церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, т. е. теряет:

а) право общей молитвы с верными,
б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в божественной литургии,
в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда, и
г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти.

С лицом, подвергшимся полному отлучению, ни один верный не должен иметь никакого религиозного общения, духовные же лица не должны с ним иметь и частного общения».

Как видим, анафема не есть проклятие. Это и не акт, закрывающий путь к возвращению в Церковь.

Если отпавший будет способен на покаяние - анафема может быть снята.

Одной из последних достаточно известных анафем была провозглашенная в 1997 году архиерейским собором Русской Православной Церкви анафема своему бывшему иерарху Филарету (Денисенко). К тому времени, в ожидании покаяния и обращения, монах Филарет был лишен всех степеней священства и предупрежден о возможных последствиях его раскольнической деятельности. Однако он продолжал совершать «богослужения», лжехиротонии. В соборном постановлении сказано, что «не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»», своими преступными деяниями он продолжал наносить урон Православию. Ссылаясь на апостольские и святоотеческие правила, собор вынес определение: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».

В завершение следует сказать, что провозглашая анафему, Церковь всегда руководствуется законом любви. Она всегда применяет апостольский принцип: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня» (Иуд. 1, 22-23).

протоиерей Владимир Ровинский

В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах , частью которого должно быть анафематствование. Что такое анафема, кому ее провозглашали в прошлые времена и не нужно ли включить в древний чин осовремененные анафематизмы? Ответить на эти вопросы мы попросили доктора церковной истории, преподавателя канонического права в Сретенской духовной семинарии протоиерея Владислава Цыпина.

- Отец Владислав, когда и в связи с чем появился чин Торжества Православия?

Чин Торжества Православия вошел в употребление после того, как был преодолен рецидив иконоборческой ереси. , которая стала правительницей Византии после смерти мужа, приверженного иконоборчеству. Будучи иконопочитательницей, она использовала свою власть, чтобы помочь православным христианам одержать верх.

После победы над иконоборчеством - последней большой ересью эпохи Вселенских соборов - был составлен и установлен упоминаемый чин Торжества Православия. Частью этого чина, действительно, является провозглашение анафемы ересиархам.

- Что такое анафема по сути? Правомерно ли, как делают некоторые, именовать анафему «церковным проклятием»?

Слово «проклятие» является русским аналогом греческого (?nathema). При этом слово «проклятие» получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки. Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения - не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном. Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица.

- То есть даже анафематствованный еретик, покаявшись, мог вернуться в Церковь?

В случаях анафематствования известных ересиархов, к сожалению, такого возврата не было. Эта крайняя мера Церковью не применяется легковесно, а только тогда, когда возникает . Если же в иных случаях эта мера послужила к исправлению и вразумлению анафематствованного, то она, конечно, отменялась.

- В истории Церкви имеются подобные примеры?

Повторюсь: только не в случае тех, кто вошел в историю как основатель ереси. Но на Халкидонском соборе были сняты анафемы с блаженного Феодорита и Ивы Эдесского. Непременным условием снятия с них анафемы было провозглашение ими публичной анафемы Несторию. Когда они, в прошлом его почитавшие, хотя и не единомысленные с ним, исполнили это, то были приняты в церковное общение.

Правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы - это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?

Именно так. Констатация в случаях квалифицированной вины отлучаемого. Почти всегда, за исключением политических преступников в России, анафематствовались ересиархи - предводители еретиков. Что же касается прочих еретиков, то обыкновенно при анафематствовании они обозначались не поименно, а просто «иже с ними», то есть те, которые следуют за основателем ереси, сохраняют с ним общение.

В настоящее время в полном виде чин Торжества Православия совершается не во всех храмах и анафематствование при этом часто опускается. На ваш взгляд, чем это объясняется?

Что касается древних ересиархов, то они жили в давнем прошлом. Всякому знающему церковную историю известны имена ересиархов и самый факт их анафематствования, то есть отлучения от церковного общения. Думаю, это причина того, что в большинстве храмов, за исключением некоторых кафедральных соборов, эти анафематизмы не провозглашают.

Дело также и в том, что со временем к древним анафематизмам добавлялись новые. Причем в России, помимо еретиков, анафематствовались еще и политические преступники, которые, конечно, совершали тяжелые грехи: убийства, насилия - и церковных прещений, безусловно, заслуживали. В этом ряду «Гришка Отрепьев», « », «Емелька Пугачев», «Стенька Разин». Я называю их имена в той форме, в какой они употреблялись в чине анафематствования. Это уничижительные имена, и писать их в таком виде при других обстоятельствах, скажем - в историческом исследовании, было бы не вполне корректно. Однако сам факт анафематствования по политическим соображениям все же не вполне соответствует исходному посылу чина - провозглашение основоположников ересей находящимися вне Церкви.

Вероятно также, что в советские времена ежегодное провозглашение анафемы Пугачеву или Разину было бы воспринято как некая политическая акция. Тогда их имена были окружены романтическим ореолом, сами они ставились в один ряд с революционерами, а их биографии и деятельность являлись ключевыми темами для советской историографии XVII-XVIII веков. Не знаю точно, какой могла бы быть реакция властей, но вполне допускаю, что они могли бы это просто запретить, а в 1930-е годы за подобным провозглашением анафемы с церковного амвона могли последовать и кары.

- Эти политические преступники отлучались от Церкви по факту осуждения светским судом?

Они отлучались за свои установленные преступные, а значит и греховные, деяния. Другое дело, что для некоторых из них обратного пути в Церковь не было в силу того, что они подвергались смертной казни. Но не все анафематствованные были казнены: в случае Мазепы, например, казнь была лишь символической.

- Насколько в прошлом было взаимосвязано провозглашение анафемы и гражданская казнь еретика?

В Средневековье сохранение жизни еретика было большой проблемой. Я не имею в виду раннехристианское время и эпоху Вселенских соборов. Тогда, в Византии, казнили только крайних еретиков, например манихеев, да и то не всегда. Никогда не бывало, чтобы монофизиты, или монофелиты, или несториане как таковые подвергались смертной казни лишь за свои взгляды. Эксцессы могли быть всякие, но нормой это не являлось.

Напротив, в средневековой Западной Европе провозглашение еретиком обыкновенно влекло за собой смертную казнь. В Испании, например, это происходило по отношению к протестантам вплоть до начала XIX века.

- В Католической церкви существует аналогичный чин, содержащий анафему еретикам?

Безусловно. Я не знаю, как это происходит, но, конечно, сам канонический акт отлучения от церкви существует и применяется достаточно широко и в наше время.

Сейчас в среде людей образованных, но далеких от Церкви, при упоминании термина «анафема» часто вспоминают Льва Толстого. И далее, как правило, следуют обвинения в адрес Церкви, которая-де помогла царскому правительству расправиться с яркой инакомыслящей личностью…

Знаете, с Толстым все было не совсем так. То, что написано в известном рассказе Куприна, - это вымысел. Имя Толстого никогда не было официально включено в чин Торжества Православия для анафематствования. И вообще в акте об отлучении от церковного общения термин «анафема» не употребляется. Значение этого акта равносильно анафематствованию, но выражено это более деликатно, более осторожными словами именно потому, что слово «анафема» воспринималось в широких кругах как одиозное. По очевидным причинам Святейший Синод не стал употреблять этого термина в отношении Толстого. В акте о его отлучении содержалась лишь констатация: пока писатель не покается (а возможность его покаяния существовала), он пребывает вне Церкви, и то, что он проповедует, не выражает учения церковного. Было вполне очевидно, что долгая проповедь Толстым идей, радикально расходящихся с православным церковным учением, сопровождаемая язвительными выпадами против церковных таинств, должна же была вызвать некоторую реакцию.

Конечно, в это же время или чуть раньше жили и действовали люди, публично заявлявшие о своем мировоззрении, которое ставило их вне Церкви, как, например, Чернышевский, Писарев, Герцен, а также политические деятели оппозиции - тот же Милюков, который прямо заявлял себя атеистом. Однако их не анафематствовали. Опасности в проповеди Толстого было больше. Дело в том, что последователями Толстого становились многие из тех, кто искренне считали себя христианами, но искали «лучшего» и «совершеннейшего» христианства. Им под видом «христианства» писатель предлагал свои собственные домыслы, и поэтому в религиозном плане он был более опасен, чем просто атеист.

Считаете ли вы целесообразным возобновление употребления этой части чина Торжества Православия с внесением некоторых изменений в те его положения, которые в настоящее время могут быть восприняты как анахронизм, например в части, касающейся православных государей? В ней предаются анафеме «помышляющие, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению», а также дерзающие «противу них на бунт и измену»…

Над тем, чтобы несколько изменить положения анафематизмов, можно было бы подумать. Но легко решить эту задачу невозможно, потому что при отсутствии в настоящее время православных монархов такое изменение означало бы совершенно определенную политическую позицию. Напротив, восстановление упоминания о государях могло бы восприниматься как агитация за восстановление монархии, а Церковь не может становиться на политическую платформу. Между тем, если внимательно вчитаться в текст именно этого анафематизма, то станет очевидным, что он не указывает на монархию как абсолютно правильную и единственно возможную форму правления. Речь идет о том, что коли монархи венчаны на царство и миропомазаны, то это произошло действием Святого Духа, что помазание на царство не является просто символом, а реальным действием благодати.

Говоря отвлеченно, возможно такое изменение этого анафематизма, чтобы оно относилось к носителям государственной власти вообще. Но очевидно, что православная вера подразумевает веру в Промысл Божий. Значит, и всякая государственная власть Богом поставлена или попущена. Распространять эту анафему на всех тех, кто не верит, что любой чиновник, депутат и вообще всякий, кто причастен государственной власти, либо попущен Богом, либо поставлен? Но в это нельзя не верить, ведь иначе, как по воле Божией, и во лос с главы человека не упадет. Впрочем, это уже совсем другая идея. Поэтому подобная переделка текста не представляется уместной. Как-то по иному изменить содержание данного анафематизма можно, но это требует серьезного и основательного обдумывания соборным разумом Церкви.

Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года:

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
  4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
Предать анафеме - что это такое.

Достаточно известный, часто употребляемый, однако обычно не понимаемый толком, фразеологизм: предать анафеме – что это такое. Предать анафеме, объявить анафему, прочесть анафему – это синонимы отлучения от церкви человека. Однако не любого человека, а только христианина, считающего себя принадлежащим к этой церкви, но являющимся, по мнению церкви: еретиком. То есть, выражение предать анафеме – это сугубо внутренний, специальный церковный термин. И правильным было бы именно так к нему относиться, а не пытаться толковать значение выражения – предать анафеме, исходя из внешних, не церковных, светских позиций. Люди светские, не являющиеся христианами, обычно «грешат» уникальной способностью все дико упрощать. «Попутно» извращая смыл любых церковных терминов, самым непредсказуемым образом. Придавая по своему желанию совершенно не свойственный смысл фразеологизму: предать анафеме, являющемуся внутренним церковным термином. мы даже не всегда знаем как ударение в слове анафеме поставить правильно, а туда же - толкование даем.

Предать анафеме – что это такое? Синонимом предания анафеме, как мы знаем, будет выражение: отлучение от церкви. Если мы говорим о Православии, то отлучаются от церкви люди, считающие себя православными христианами или заявляющие о себе, как о православном христианине. Однако, на практике исповедующие другую религию и проповедующие учение не совместимое с христианством – антихристианские взгляды от имени церкви. Ведущие антихристианскую проповедь, как бы изнутри православной церкви, выдавая свои взгляды за обновленную, улучшенную, продвинутую версию Православия, в противовес «устаревшей, искаженной» церковью. То есть – еретики.

Понятно, что такая лукавая позиция еретика и ситуация в целом, не может считаться нормальной и возникает естественная реакция церкви выраженная в желании дистанцироваться от еретического учения или антихристианской проповеди, ведущейся от ее имени. Как форма предупреждения христиан, что взгляды еретика по вероучительным и догматическим вопросам, не могут быть отождествлены с мнением церкви и подкреплены ссылкой на ее авторитет, существует практика официального объявления подтверждающего фактическую ситуацию, «разделяющего стороны». Такое официальное объявление или предупреждение называется отлучением от церкви или анафемой еретику. Типа сигнала: осторожно - это секта.

Предать анафеме – что это такое в практическом смысле? Реальных физических действий или каких-то ограничений на свободу высказывания собственных религиозных взглядов еретика, анафема не предусматривает. Кроме запрета на проповедь еретического учения в стенах храмов и церковных учебных заведений. Поэтому, предание анафеме или отлучение от церкви не рассматривается в Православии как наказание или проклятие. А только как информационное сообщение о фактически сложившейся ситуации. Иногда указывается такой аспект предания анафеме, как запрет на посещение православного храма. Однако – это не соответствует действительности. Отлученный от церкви человек, по своему желанию, может посещать православный храм, молиться, ставить свечи перед иконами, присутствовать на службе.

В православной церкви просто не существует механизма, карающего органа или следящей организации, позволяющих, хотя бы теоретически, реализовать такой запрет на практике. Да и глупо гоняться за человеком по храму, не позволяя ему зажигать свечи – это абсурд. До такого идиотизма еще ни кто не доходил. Хочет еретик поставить свечку в церкви – пусть ставит. В православном храме ставить свечи и молиться перед иконами может представитель любой религии, даже самой антихристианской. Лишь бы гражданин соблюдал правила поведения в православном храме, вел себя прилично – этого достаточно. Тем более, что молиться можно и дома - было бы желание.

Предание анафеме – что это такое и можно ли отлученному от церкви человеку ходить в храм? Предполагается, что отлученный от церкви еретик, не может быть допущен к Таинствам Христовым. Однако, на практике такой запрет может быть реализован только при совершенно фантастической ситуации. Когда отлученный еретик, сам сообщит священнику о том, что он предан анафеме и попросит допустить к церковному Таинству. Естественно, в такой ситуации священник откажет. Но при допущении к Таинствам Христовым, ни кто не устраивает «паспортный контроль» и не существует практики «сверки с черным списком».

Раскаявшийся еретик, отказавшийся от своих взглядов, без особых процедур может быть воцерковлен, без повторного крещения, после снятия анафемы и допущен ко всем церковным Таинствам. С единственным ограничением, что обычно считается невозможным восстановление его в священническом сане, если он был ранее. Но и здесь есть свои тонкости, исключения, особые ситуации, принимаемые во внимание церковью.

Анафема - это отлучение христианина от святых таинств и от контактов с верными. Применялась как наказание за особо тяжкие прегрешения перед Церковью.

Термин

Происходит от греческого слова anathema, обозначающего нечто, посвященное Богу, приношение в храм, дар. В греческом переводе Библии было использовано, чтобы передать древнееврейский термин (herem) - что-то проклятое, людьми отверженное и обреченное на уничтожение. Именно под влиянием древнееврейского языка значение слова «анафема» приобрело отрицательный смысл и стало трактоваться как то, что людьми отвержено, обречено на уничтожение и поэтому проклято.

Сущность

Вопрос о необходимости анафемы и ее допустимости - одна из наиболее сложных церковных проблем. За всю историю Церкви как применение, так и неприменение этого наказания диктовалось чередой конкретных обстоятельств, главным из которых была степень опасности, которую представлял грешник для церковного сообщества.

В средние века и на Востоке, и на Западе утвердилось мнение, введенное что Крещение не дает полностью исключить человека из Церкви, и потому даже анафема не может закрыть окончательно путь для спасения души. И все равно подобное наказание в эпоху на Западе рассматривалось как «предание на вечную погибель». Правда, применялось оно лишь за и только тогда, когда наблюдалось абсолютное упорство в заблуждениях, и не было тяги к исправлению.

Православие говорило, что анафема - это соборно провозглашенное отлучение человека (или группы), действия и мысли которого несли угрозу единству Церкви и чистоте вероучения. Этот акт изоляции нес воспитательную, врачующую функцию в отношении анафематствованного и предупредительную в отношении верующего сообщества. Применялась такая кара только после множества тщетных попыток вызвать у грешника покаяние и давала надежду на будущее раскаяние и, как следствие, возвращение человека в лоно Церкви в будущем, а значит, и на его спасение.

Католичество по-прежнему считает, что придать анафеме - значит проклясть и лишить всяких надежд на спасение. Потому различается отношение к анафематствованию покинувших этот мир. Анафема - это проклятие, считает католичество, - наказание для мертвых. А православие смотрит на нее как на свидетельство отлучения человека от Церкви, а значит, человек может быть ей подвергнут в любой момент.

Провозглашение анафемы

Деяние, за которое могла постигнуть эта кара, должно было носить характер крупного дисциплинарного либо догматического преступления, потому персональной Анафеме подвергались раскольники, лжеучителя, ересиархи. Вследствие тяжести этого прибегали к нему в крайне редких случаях, когда ни одно из более мягких средств на грешников своего влияния не оказывало.

Произносилась анафема изначально «имярек да будет анафема», что означало буквально «да будет отлученным». С течением времени формулировка менялась. В частности, термин «анафема» - это уже не отлучение субъекта, а сам акт отлучения («имярек-анафема»). Потому возможно такое выражение «анафематствую (ем) имярек и (либо) его ересь».

Из-за серьезности этого наказания подвергать ему мог представительский собор архиереев либо синод с Патриархом во главе, а в особо сложных ситуациях - Вселенский Собор. Если какой-либо Патриарх решал такой вопрос единолично, то оформлялось решение все равно как соборное.

При наложении анафемы после смерти запрещалось поминать душу усопшего, проводить панихиду, заупокойную службу, произносить

Снятие анафемы

Наложение этого наказания вовсе не означало, что путь к возврату в Церковь и, как следствие, к спасению был заказан. Чтобы снять это высшее церковное наказание, следовало совершить сложное юридическое действо: покаяние грешника в публичном порядке. В случае достаточных оснований (полнота и искренность раскаяния, отсутствие угрозы от грешника для остальных членов Церкви и исполнение положенного наказания) орган, назначивший наказание, мог принять решение о прощении анафематствованного. Анафема могла быть снята и после смерти. Тогда снова допускался любой из видов