Владимир Петрович Зинченко: биография. Бесплатная электронная библиотека Основные научные труды
Зинченко Владимир Петрович (1931-2014) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.
В П. Зинченко являлся членом редколлегии журналов: «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек», Journal of Russian and East European Psychology, ежегодника «Системные исследования» и др., главным редактором Международного научного журнала «Культурно-историческая психология».
В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН. Был членом Президиума и вице-президентом Общества психологов СССР, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ, заместителем председателя ряда Межведомственных научных советов «Эргономика», «Сознание», «Человек», председателем Международного Научного совета «Эргономика» стран - членов СЭВ, председателем совета по Федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ, членом Совета Российского фонда фундаментальных исследований, президентом Международной ассоциации развивающего обучения.
Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.
Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.
Основные научные труды: Формирование зрительного образа. М:. МГУ, 1969 (В соавт.); Психология восприятия. М:. МГУ, 1973 (В соавт.); Психометрика утомления. М:. МГУ, 1977 (соавт. А.Б.Леонова, Ю.К.Стрелков); Проблема объективного метода в психологии / / Вопр. философии, 1977 № 7 (соавт. М.К.Мамардашвили).; Основы эргономики. . М: МГУ, 1979 (соавт. В.М.Мунипов); Функциональная структура зрительной памяти. М, 1980 (в соавт.).; Функциональная структура действия. . М: МГУ, 1982 (соавт. Н.Д.Гордеева); Человек развивающийся. Очерки российской психологии. . М, 1994 (соавт. Е.Б. Моргунов); Живое знание. Психологическая педагогика. Самара, 1997; Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М, 1997.; Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов ". М., 1998 (соавт. В.М.Мунипов).
Среди изданных книг заметное место занимают учебники и учебные
пособия В начале 70-х гг. по инициативе и под редакцией В.П.
Зинченко изданы 4 выпуска Хрестоматий "Зрительные образы:
феноменология и эксперимент".
Публикации
- +
-
Время - действующее лицо[недоступно]
В настояще время публикация недоступна. http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107782917&archive=1120045907&start_from=&ucat=27& http://www.library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?subaction=showfull&id=1107782917&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
- +
-
Как построить свое "я" (Диалоги о Человеке без начала и конца)
Эта книга - своеобразный диалог философов и историков, обществоведов и этнографов, психологов и педагогов по одной из самых острых и актуальных проблем современности - формирования и становления личности человека. Дискуссионная форма разговора, неординарности подхода к решению поставленных проблем дают возможность читателям стать заинтересованными участниками диалога. Для широкого круга читателей....
// Под ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. - 136 с. ISBN 5-7155-0277-2
Http://www.psychlib.ru/mgppu/Zkp_1991/Zkp-136.htm
- +
-
Кризис или катастрофа? (Психология и новые идеалы научности (материалы "круглого стола"))
Http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/psychsci1.htm
- +
-
Культурно-историческая психология: опыт амплификации
Http://mary1982.narod.ru/zinchenko.htm
- +
-
На пути к осмыслению теоретического мира психологии[недоступно]
В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/books/6206/ http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1278
- +
-
О душе и ее воспитании
Http://www.rl-online.ru/articles/1-02/54.html
- +
-
О человеческой душе и плоти[недоступно]
Стенограмма выступления на конференции "Междисциплинарные проблемы психологии телесности" 2004 В. П. Зинченко "Психология на качелях между душой и телом" и последовавшего за ним доклада В. А. Подороги "Феноменология телесности". ных, разрабатывающих проблему телесности
В настояще время публикация недоступна. http://mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_1/Zinchenko&Podoroga/index.pdf
- +
-
Очень субъективные заметки о психологической диагностике
Http://www.rl-online.ru/articles/3_4-01/194.html http://courier.com.ru/homo/ho0101zinchenko.htm
- +
-
Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии[недоступно]
В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/aud/p/showindex.php?ShowIndex=3014
- +
-
Проблема объективного метода в психологии
Http://psylib.org.ua/books/_zimamar.htm http://narrativepsy.narod.ru/num1-2004_45.html
- +
-
Психология доверия
Автор брошюры - психолог рассматривает различные аспекты проблемы доверия: ситуация и этимология, коммуникативные, вещные и природные корни возникновения глубокого (базисного) чувства доверия (недоверия); некоторые психологические механизмы этого чувства. Специально рассматривается доверие в игре (на примере игры чемпиона мира и компьютера). В разделе культура доверия значительное внимание уделено психологии личности. Предназначена для преподавателей гуманитарных дисциплин, а также для студентов факультетов и отделений психологии университетов и гуманитарных вузов
// Самара: Издательство СИОКПП, 2001. - 104 с.
Http://www.psychlib.ru/mgppu/Zpd-001/Zpd-001.htm
- +
-
Психология на качелях между душой и телом
Http://www.zpu-journal.ru/zpu/2005_3/Zinchenko/20.pdf
- +
-
Психология развития (по мотивам Л. Выготского)
Http://elib.org.ua/psychology/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1161761105&archive=&start_from=&ucat=4&category=4 http://www.portalus.ru/modules/biology/readme.php?subaction=showfull&id=1125997760&archive=&start_from=&ucat=19&
- +
-
Работа понимания
Понимание - это очень широкое понятие, не имеющее строго фиксированного содержания и объема. Оно нередко отождествляется с познанием. Укажем на некоторые наиболее важные значения слова "понимание": 1. Способность осмыслять, постигать содержание, значение, смысл чего-нибудь. 2. То или иное толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т.д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное понимание. 3. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс может быть успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.
// "Психологическая наука и образование", 1997. № 3
Http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1029&binn_rubrik_pl_articles=121
- +
-
Размышления о душе и ее воспитании
Http://telesnost.ru/omega/psihologiya/razmyshleniya_o_dushe_i_ee_vospitanii.htm
- +
-
Участность в бытии[недоступно]
В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/books/974/
- +
-
Человек в пространстве времен
Http://www.rl-online.ru/articles/3-02/140.html
- +
-
Человек развивающийся. Очерки Российской психологии
В учебнике предпринята попытка восстановления психологии в роли и функции неотъемлемой части культуры и цивилизации, придания ей статуса профессии, а не узкой специальности, которой она стала в советское время. Учебник представляет собой опыт, направленный на расширение профессионального сознания психологов. Поэтому его центром стали культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности, обогащенные традициями Серебряного века российской культуры. Он предназначен для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей философских и психологических факультетов университетов и может быть полезен при подготовке к курсам «Психология развития», «Общая психология», «История и методология психологии», «Мышление и искусственный интеллект».
Http://tipa-biblioteka.narod.ru/chelrazv.zip http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1492
Окончил отделение психологии МГУ (1953). Кандидат психологических наук (1957). Доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992), вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Профессор Самарского государственного педагогического университета. Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии».
Педагогическая работа в МГУ (1960-1982). Организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1970 г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с 1984 г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета. Под его руководством защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.
Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.
Научная деятельность
Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.
Основные научные труды
- Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева)
- Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков),
- Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
- Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь (idem )
- Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.).
- Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.),
- Проблема объективного метода в психологии// Вопросы философии, 1977. № 7 (соавт. М. К. Мамардашвили).
- Живое знание. Психологическая педагогика. Самара. 1997.
- Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
- Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов. М., 1998 (соавт. В. М. Мунипов).
- Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.).
Работы по истории психологии
- Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 151-169.
- Зинченко, В. П. (1995).Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца), Вопросы психологии, 1995, № 5
- Зинченко В. П. (2000). Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения Ухтомского) (idem ). Вопросы психологии, 2000, № 4, 79-97
- Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия). Вопросы психологии, 1997, № 5, 72-78.
- Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации. Вопросы психологии, 1993, № 4.
- Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc /zip
- Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна), Вопросы психологии, 1999, № 5
- Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура…». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.
- Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е. Б. Моргунов).
- Зинченко В. П. (1993).
(10.08.1931 г., Харьков - 06.02.2014 г., Москва), психолог, философ, академик РАО , доктор психологических наук, профессор. Окончил философский факультет МГУ по специальности "психология" (1953). С 1951 — учитель психологии и логики в средней школе. В 1954—1961 — аспирант и научный сотрудник Психологического института АПН. Докторская диссертация — "Восприятие и действие" (1966). С 1969 — профессор. В 1959 начал работать в оборонной промышленности над проблемами инженерной психологии. В 1970 создал кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ, которой руководил до 1982. Кафедра восстановила подготовку специалистов по психологии труда, прекратившуюся в стране в 30-е гг, и начала подготовку специалистов по инженерной психологии. В 1969—1984 Зинченко руководил Отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, где были развернуты эргономические (теоретико-методологические и экспериментальные) исследования, а также исследования процессов порождения зрительных образов, умственного вращения и визуального мышления. Под ред. Зинченко В. П. (и В. М. Мунипова) с 1970 по 1984 было выпущено около 40 сборников по эргономике и психологии. В 1979 был издан написанный ими же первый в стране учебник "Основы эргономики". В 1984 Зинченко В. П. создал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики; там же (1986—1988) руководил кафедрой философии. В 1989—1991 Зинченко В. П. был заместителем председателя Центра наук о человеке. Зинченко В. П. — член-корреспондент АПН СССР (1974), академик РАО (1992), в 1992—1997 — академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО; почетный член Американской академии искусств и наук (1988). Как вспоминает Зинченко В. П., его интерес к философии зародился в общении с друзьями-философами — тогда еще студентами и аспирантами: М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицким , Э. В. Ильенковым , А. А. Зиновьевым, A. M. Пятигорским, Б. А. Грушиным, В. Н. Садовским, Ф. Т. Михайловым, В. А. Лекторским и др. (Зинченко В. П. отмечает большое влияние, оказанное на него Э. Г. Юдиным). С некоторыми из них Зинченко В. П. опубликовал совместные работы по философии проблемам психологии. Собственные теоретико-методологические исследования Зинченко связаны с дальнейшей разработкой и оценкой культурно-психологической теории развития психики и сознания Л. С. Выготского ; психологической теорией деятельности А. Н. Леонтьева , А. Р. Лурии , С. Л. Рубинштейна; с состоянием и перспективами развития отечественной психологии и др. Ряд работ Зинченко посвящен проблемам культуры и техники, культуры в науке. Зинченко В. П. руководил комплексными научными программами "Геном культурного и духовного развития" и "Координаты поступка". При большом разнообразии интересов и тем публикаций Зинченко в его исследованиях имеются две главные доминанты. Первая — формирование образа мира и построение образа действий в мире; вторая — проблема развития, понимаемого как формирование динамических функциональных органов-новообразований (А. А. Ухтомский), или артефактов, форм превращенных, амплификаторов человеческой жизни (М. К. Мамардашвили). Процессы развития психики трактуются Зинченко как взаимное обогащение и обращение внешних и внутренних форм, своего рода хронотопия сознательной и бессознательной жизни. В. П. Зинченко — автор около 400 научных публикаций, свыше 100 его работ изданы за рубежом, в том числе 12 монографий на английском, немецком, испанском, японском и других языках.
Зинченко Владимир Петрович (10.08.1931, Харьков) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.
Родился семье психологов. В 1948 году поступил в МГУ на отделение психологии. После окончания университета (1953) занимался изучением развития восприятия у детей. 1957 г. - кандидат психологии; 1966 г. - доктор; 1969 г. - профессор.
В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН.
Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.
Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.
Зинченко Владимир Петрович является действительным членом РАО (Российская Академия Образования), заведующим кафедрой эргономики МИРЭА, профессором Самарского государственного педагогического университета, почетным членом Американской академии искусств и наук.
Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.
Книги Зинченко В.П.
Видео автора
Доклад В.П. Зинченко
"Развитие и применение теории деятельности: реструктурирование социальных практик".
Зинченко Владимир Петрович (10 августа 1931, Харьков — 6 февраля 2014, Москва) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.
Родился семье психологов. В 1948 году поступил в МГУ на отделение психологии. После окончания университета (1953) занимался изучением развития восприятия у детей. 1957 г. - кандидат психологии; 1966 г. - доктор; 1969 г. - профессор.
В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН.
Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.
Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.
Зинченко Владимир Петрович является действительным членом РАО (Российская Академия Образования), заведующим кафедрой эргономики МИРЭА, профессором Самарского государственного педагогического университета, почетным членом Американской академии искусств и наук.
Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.
Книги (11)
В учебнике предпринята попытка восстановления психологии в роли и функции неотъемлемой части культуры и цивилизации, придания ей статуса профессии, а не узкой специальности, которой она стала в советское время.
Учебник представляет собой опыт, направленный на расширение профессионального сознания психологов. Поэтому его центром стали культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности, обогащенные традициями Серебряного века российской культуры.