Реестр предприятий естественных монополий. Реестр субъектов естественных монополий
В экономиках многих современных государств, в том числе России, значительная доля ВВП приходится на естественные монополии. Как правило, к ним относятся крупнейшие по оборотам, инфраструктуре, финансовым возможностям, передовые по уровню технологий предприятия. Деятельность соответствующих субъектов бизнеса играет важнейшую роль в развитии национального хозяйства страны, и этим обусловлено регулярное вмешательство государства в правоотношения с их участием. Каким образом формируются естественные монополии? Как они взаимодействуют с госструктурами?
В чем заключается сущность субъектов естественных монополий?
Под монополией принято понимать состояние рынка товаров или сервисов, при котором тот или иной хозяйствующий субъект имеет возможность вести бизнес в наиболее комфортных условиях — с точки зрения формирования цен, доступа к поставщикам, рынкам сбыта, кадрам, технологиям. Современные экономисты классифицируют монополии на 3 основные разновидности: закрытую, естественную, открытую. Нас интересует специфика монополии второго типа.
Под ней понимается состояние рынка, при котором то или иное предприятие в силу причин, прямо не зависящих от него и часто не имеющих рыночной природы, имеет преимущественное положение на рынке и все ресурсы для того, чтобы стать в своем сегменте лидером. Таким образом, субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу не зависящих от них причин лидируют на рынке, и потому могут устанавливать свои цены, пользоваться возможностями поиска выгодных поставщиков, каналов сбыта товаров.
Практически защищена от конкуренции. Данное обстоятельство может повлиять на перспективы развития бизнеса как положительно, так и отрицательно. Позитивный аспект низкой конкуренции заключается в возможности, прежде всего, долгосрочного планирования бизнеса. Предприятие, уверенное в том, что оно будет вести бизнес с большими оборотами, при стабильной прибыли, может успешно инвестировать в модернизацию фондов, привлекать инвесторов, кредиторов.
Вместе с тем субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу конкуренции могут не всегда уделять большое внимание качеству производимых товаров, а также уровню их технологичности. Вполне может быть, что фирма, осуществляющая деятельность на определенном национальном рынке без конкуренции, существенно проиграет в темпах модернизации производства компании, которая работает в другой стране в высококонкурентной среде. Как результат, как только национальный рынок будет освоен, фирме будет весьма проблематично освоиться за рубежом.
Монополии, изначально не имеющие конкурентов, могут препятствовать их появлению в дальнейшем — посредством предельного снижения цен или, например, загрузки производственных мощностей поставщиков — так, чтобы они не смогли даже при наличии спроса удовлетворить заказы сторонних фирм. Поэтому государство, осознавая положительные и отрицательные стороны рыночной ситуации, при которой те или иные предприятия получают преимущества в своем сегменте, осуществляет регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Для этого власти издают специальные правовые акты.
Для каких сфер свойственно появление естественных монополий?
Субъекты естественных монополий — это предприятия, которые чаще всего приобретают соответствующий статус в таких сферах экономики, как:
- железнодорожные перевозки;
- сырьевой сектор;
- производство электрической энергии;
- авиастроение.
Появление естественных монополий в соответствующих сегментах экономики обусловлено ограниченным доступом сторонних предприятий к необходимым технологиям, очень высоким порогом входа на рынок, жесткими требованиям к финансовым показателям, технологической оснащенности, квалификации сотрудников организаций, претендующих на работу в отмеченных сферах экономики.
Многие субъекты естественной монополии в РФ являются преемниками советских предприятий, которые формировались в условиях нерыночного хозяйства: учреждение аналогичных фирм в современной рыночной среде было бы крайне затруднено в силу необходимости вложений огромных средств в производственную, логистическую инфраструктуру, подготовку кадров.
В России на практике субъектами естественной монополии чаще всего становятся крупнейшие акционерные общества. Но теоретически ими могут быть и индивидуальные предприниматели, иногда — даже некоммерческие организации. Нередко формирование монопольного положения иностранных компаний. Это может быть обусловлено, опять же, технологическим фактором, финансовым — в силу наличия у зарубежного предприятия больших инвестиционных возможностей и ресурсов для оформления кредитов, что необходимы для развития бизнеса.
Выше мы отметили, что государство осуществляет регулирование деятельности фирм, имеющих статус естественных монополий. Изучим данный аспект подробнее.
Регулирование деятельности фирм в статусе естественных монополий
Контроль субъектов естественных монополий в России осуществляют 2 основных государственных структуры — Федеральная служба по тарифам, а также Федеральная антимонопольная служба.
ФСТ осуществляет такие функции, как:
- установление цен или тарифов в тех или иных сегментах рынка;
- контроль над правоотношениями, имеющими отношение к определению и применению цен либо тарифов естественными монополиями.
ФАС осуществляет такие функции, как:
- разработка нормативных актов, регулирующих деятельность естественных монополий;
- контроль и надзор в области соблюдения предприятиями положений антимонопольного законодательства;
- содействие формированию конкурентных условий деятельности коммерческих предприятий.
Можно отметить, что ФСТ и ФАС подчиняются напрямую Правительству РФ. Регулярно оба ведомства отчитываются перед высшим исполнительным органом власти о результатах деятельности.
Можно также отметить, что в компетенции одного регулятора может находиться участие в правоотношениях в нескольких сферах деятельности предприятий, классифицируемых как естественные монополии. Но к общим направлениям деятельности всех органов, осуществляющих контроль над правоотношениями с участием рассматриваемых субъектов бизнеса, можно отнести:
- формирование реестров предприятий, имеющих монопольное положение на рынке;
- определение методов правового регулирования деятельности фирм в различных сегментах;
- контроль над соблюдением норм антимонопольного законодательства;
- реализация законотворческой инициативы;
- взаимодействие с субъектами естественных монополий по различным вопросам.
Реестры монополий
Есть официальный источник, в котором фиксируется необходимая информация о предприятиях рассматриваемой категории — реестр субъектов естественных монополий. Органы власти, компетентные в осуществлении контроля над деятельностью соответствующих компаний, могут включать фирмы в соответствующий реестр или же исключать их из него. Только те фирмы, что присутствуют в нем, могут быть объектом государственного регулирования.
Закон о субъектах естественных ряд методов, которые госструктуры обязаны применять, решая задачи, связанные с развитием предприятий, имеющих соответствующий статус. Изучим данный аспект подробнее.
Методы регулирования деятельности монополий
Органы власти вправе применять следующие основные методы регулирования деятельности бизнесов в статусе естественных монополий:
- ценовое регулирование;
- субсидирование;
- определение целевых групп потребителей.
Рассмотрим их сущность подробнее.
Ценовое регулирование естественных монополий
Как мы отметили выше, субъекты естественных монополий — это бизнесы, которые в силу отсутствия явной конкуренции могут устанавливать комфортные для себя цены. Однако государство может вмешиваться процесс их определения. Данное направление регулирования деятельности монополий имеет нюанс: если речь идет о формировании цен в условиях рыночных отношений, то государство в общем случае не вправе прямо вмешиваться в ценообразование в тех или иных отраслях экономики.
Но компетентные органы имеют возможность устанавливать определенные требования к финансовым характеристикам сделок, если это прямо предусмотрено законом. Те сферы, в которых развиваются естественные монополии, — например, ЖД-перевозки, законодатель может классифицировать как те, что подлежат регулированию в аспекте цен. Каким образом государство может реализовать данную привилегию?
Регулирование цен в правоотношениях фирмы, что включены в реестр субъектов естественных монополий, может осуществляться посредством:
- установления конкретной стоимости тех или иных товаров или услуг;
- утверждения предельной величины цен;
- установления допустимых показателей волатильности стоимости реализуемых субъектом монополии товаров или сервисов.
При этом компетентные государственные структуры могут применять такие методы, как:
- определение предельных издержек;
- исчисление средних издержек.
В первом случае государство направляет компании в статусе монополии требование касательно того, чтобы цены на товар коррелировали с предприятия. Во втором случае та прибыль фирмы, которая превышает установленные нормы, подлежит изъятию государством.
Субсидирование монополий
Следующий способ регулирования бизнеса в формате естественных монополий — субсидирование. Его специфика заключается в том, что некоторые из потребителей товаров или сервисов, производимых естественной монополией, могут получать ее по более льготным ценам. Так, многие промышленные фирмы обязаны поставлять населению некий ресурс — например, производящие тепловую энергию - по расценкам ниже себестоимости.
Определение целевых групп потребителей
Государство в процессе регулирования деятельности фирм, включенных в официальный перечень субъектов естественных монополий, может применять рассматриваемый метод, если стоит вопрос в необходимости получения определенных товаров и сервисов теми или иными категориями потребителей. В данном случае речь идет о защите интересов отдельных категорий граждан.
Компетенции регулирующих органов
Полезно будет рассмотреть то, какими компетенциями фактически наделены госструктуры, осуществляющие регулирование фирм, имеющих статус естественных монополий. Их можно подразделить на 2 разновидности.
Во-первых, это компетенции, имеющие отношение ко взаимодействию государственного органа, регулирующего монополии, с другими госструктурами по различным вопросам.
Так, например, соответствующие ведомства наделены законотворческой инициативой, могут направлять предложения по совершенствованию правового регулирования собственной деятельности в адрес Правительства РФ.
Во-вторых, это компетенции, имеющие отношение к взаимодействию регулирующих органов и фирм, которые имеют статус естественных монополий.
Так, соответствующие госструктуры могут:
- направлять компаниям предписания о необходимости приведения работы в соответствие с положениями антимонопольного законодательства;
- штрафовать фирмы за нарушения при ведении бизнеса;
- привлекать организации к ответственности, предусмотренной нормами административного права;
- направлять иски в суд на монопольные бизнесы, нарушившие положения антимонопольного законодательства.
Отраслевая специфика деятельности монополий
Та или иная субъектов естественных монополий может требовать особого подхода государственных органов к определению приоритетных методов регулирования их деятельности, а также задействованию полномочий, установленных законом. Это обусловлено спецификой экономических процессов в различных сегментах.
Так, ЖД-перевозки могут характеризоваться высокой степенью востребованности услуг, оказываемых фирмами в данной сфере, гражданами, которые желают пользоваться соответствующими сервисами по доступной цене. Поэтому государство, регулируя деятельность железнодорожных компаний, может задействовать метод управления их ценовой политикой.
В свою очередь, к примеру, атомная индустрия в существенно меньшей степени ориентирована на спрос со стороны граждан — он в общем случае минимален. Поэтому власти страны могут давать предприятиям атомной отрасли возможность выставлять комфортные цены без особых ограничений — особенно если речь идет об усилении присутствия фирмы на зарубежных рынках.
Фирмы, включенные, к примеру, в реестр субъектов естественных монополий в области связи, могут, с одной стороны, иметь востребованные со стороны граждан сервисы, с другой — формировать приемлемую ценовую политику для населения. В связи с этим необходимость в излишнем вмешательстве государства в деятельность поставщиков услуг связи может в принципе отсутствовать.
Особый случай — авиакомпании. В принципе, данная сфера характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции и, как следствие, установлением цен на услуги по рыночным принципам. Однако она может существенно снизиться, если, к примеру, в собственности той или иной авиакомпании есть единственный в регионе функциональный аэропорт. Субъект естественных монополий, имеющий доступ к данному ресурсу, может иметь значительные преимущества перед авиакомпаниями, которым соответствующий аэропорт может быть нужен для обслуживания тех или иных линий, вынужденных арендовать его инфраструктуру.
Таким образом, от государства требуется взвешенный и грамотный подход к регулированию монополий. Это касается выстраивания административных механизмов, совершенствования законодательства. Различные виды субъектов естественных монополий будут успешно развиваться и играть значимую роль в строительстве экономики только в том случае, если государство окажется готовым к регулярному взаимодействию с ними на основе конструктивного подхода, предполагающего учет интересов граждан, предприятий, а также собственно политических структур.
Субъект естественной монополи и - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Индивидуальные предприниматели в силу прямого указания закона субъектами естественных монополий не являются.
Субъекты естественной монополии могут быть созданы в форме:
АО; ГМУП
Закон определяет несколько групп субъектов естественной монополии:
1. Субъекты естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе
Например, транспортировка газа по трубопроводам (ГАЗПРОМ).
Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам
Услуги по передаче электрической энергии.
2. Субъекты естественной монополии на транспорте
Это железнодорожные перевозки (но в будущем сюда предполагается внедрить конкуренцию)
Это предоставление услуг по использованию инфраструктуры ж\д транспорта общего пользования.
3. Субъекты естественной монополии в области связи
Услуги почтовой связи.
Услуги электрической связи
Деятельность данных субъектов регулируется специальными законодательными актами:
Субъекты естественной монополии включаются в реестр.
Реестр ведёт Федеральная служба по тарифам.
Туда заносятся те субъекты, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения и установления цен тарифов.
Доступ к реестру является открытым.
В составе реестра 3 части:
- Реестр по субъектам естественных монополий в ТЭК
- Реестр по субъектам естественных монополий на транспорте
- Реестр по субъектам естественных монополий в области связи
Для субъектов естественных монополий установлен особый порядок их банкротства
Если сфера естественной монополии сама вырождается в конкурентную среду, сдерживание этого процесса не допускается.
Если вам необходимо закупить товар или услугу, производством которых занимается лишь одна фирма, то есть, монополист, важно знать некоторые правила. Рассмотрим особенности таких закупок, а также разберем, что такое реестр естественных монополий и где его искать.
Что такое естественная монополия и ее субъект
Это состояние рынка, при котором он способен нормально функционировать только при отсутствии конкуренции. Это связано с технологическими особенностями производства. При этом товары, которые выпускает субъект естественной монополии, нельзя заменить другими. Субъект естественной монополии – это предприятие, занятое производством в таких условиях.
Проще говоря, у монополиста есть какие-то уникальные природные ресурсы (например, доступ к дешевому источнику электроэнергии), или же он вложил значительные средства в развитие производства в прошлом, и сейчас его преимущество на рынке основано на доступе к необходимой технологии, которого у других предприятий нет, они не способны сравнятся с монополистом в этой сфере.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
В качестве примера субъектов естественных монополий можно привести железную дорогу – РЖД, а также Газпром. Их деятельность регулирует 147-ФЗ о естественных монополиях.
Реестр субъектов естественных монополий
Учет предприятий, работающих в условиях естественной монополии, ведут разные органы власти. Законодательно эта обязанность закреплена за Федеральной антимонопольной службой. Это необходимо для определения цен и тарифов. На сайте ФАС можно найти следующие типы реестров:
- в области связи;
- в сфере водоснабжения и водоотведения;
- в области захоронения радиоактивных отходов;
- реестр естественных монополий в энергетике;
- на транспорте.
В некоторых есть по нескольку разделов. Поиск пока работает в тестовом режиме. Искать можно по типу реестра, по названию предприятия, по территориальному принципу, по ИНН и т.д. К примеру, реестр субъектов естественных монополий на транспорте содержит 4 раздела, касающихся ж/д, воздушных, морских перевозок, а также ледокольной проводки судов.
Выбрав поиск по разделу, мы получаем список организаций. Из него можно получить информацию о названии предприятия, регионе, на территории которого оно функционирует, номере и дате приказа о включении в реестр.
Кроме того, список субъектов естественных монополий ведет Федеральная служба по тарифам.
Особенности закупок у субъектов естественных монополий
Логично предположить, что закупки естественных монополий ведутся способом «у единственного поставщика». Однако по закону государственные или муниципальные органы вправе осуществлять закупку у единственного игрока на рынке, только если он есть в реестре. Бывают случаи, когда фирма имеет все признаки субъекта естественной монополии, но в список естественных монополий почему-то не вошла.
В таком случае закупку у нее заказчик произвести не сможет.
Кроме того, планируя закупку у субъекта естественной монополии, важно удостовериться, что товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Эти области прописаны в законе. В их числе транспортировка нефти и газа, услуги в аэропортах, услуги общедоступной почтовой связи, услуги по передаче тепловой энергии и т.д.
Например, если вам необходимо закупить марки для конвертов. Вроде бы это имеет отношение к почте, однако в перечне услуг общедоступной почтовой связи госзнаков нет. Поэтому закупка у одного исполнителя будет здесь незаконной. А вот закупка междугородней связи у единственного поставщика соответствует всем нормам закона.
Рассмотрим теперь особенности заключения контракта, если закупка осуществляется у субъекта естественной монополии . По 44-ФЗ некоторые требования, которые предъявляют к контракту, здесь можно не соблюдать. Так, можно не включать в контракт:
- Условие об ответственности заказчика и подрядчика, если обязанности не будут выполнены или это будет сделано некачественно;
- Информацию о неустойках за просрочки;
- Условия о процедуре и сроках оплаты и приемки товара или работы;
- График исполнения договора, если его заключают на три года и больше, а цена выше ста миллионов. Контракт в этом случае можно заключать по форме для сделок, предусмотренной Гражданским кодексом.
Отметим также, что для закупок у единственного поставщика-монополиста не нужно обоснование целесообразности выбора такого исполнителя, цены договора или других его условий.
Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»
В экономике РФ и многих других стран мира значительную роль играют естественные монополии. Эти предприятия чаще всего представлены масштабными бизнесами, являющимися ведущими в своём сегменте. Они имеют возможность осваивать крупные рынки, включая зарубежные, становиться носителями уникальных технологий. В чём специфика формирования естественных монополий? Какую роль они могут играть в экономике государства?
Что понимается под естественной монополией?
Естественная монополия - это фирма, которая имеет производственную модель, в силу некоторых причин существенно более эффективную, чем у других игроков рынка. Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешёвому источнику сырья или электроэнергии. Она будет иметь низкие издержки, связанные с их закупкой, как результат - выставлять более низкие цены или работать с большей прибылью и динамичнее развиваться.
К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний. Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль. В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд.
Классификация
Естественная монополия - предприятие, которое может представлять одну или несколько отраслей. Поэтому один из ключевых критериев классификации бизнесов соответствующего типа - принадлежность к той или иной сфере экономики. В национальном хозяйстве РФ монополии чаще всего ведут деятельность в таких отраслях: транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальные услуги, атомная промышленность, предоставление почтовых сервисов.
Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, - то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий. Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами. Следующий критерий классификации естественных монополий - организационно-правовая форма. Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или унитарных предприятий.
Причины возникновения естественных монополий
С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные. Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий. Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.
Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.
Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России - высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Конкуренция естественных монополий - явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.
Ещё один механизм формирования естественных монополий - наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще. В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.
Какие в РФ есть естественные монополии?
Деятельность естественных монополий занимает значимую долю в российской экономике. К предприятиям соответствующего типа в РФ принято относить «Интер РАО», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Почту России».
Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ. В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше.
Со стороны государства осуществляется регулирование естественных монополий, направленное на стимулирование выполнения ими позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность компаний соответствующего типа. Далее в статье мы рассмотрим соответствующий аспект подробнее.
Реестры монополий
Можно отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий, которые можно отнести к естественным монополиям. Как правило, этим занимается, в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.
Реестр естественных монополий, сформированный ФСТ, включает предприятия таких отраслей, как водоснабжение в сфере коммунального хозяйства, транспортировка природного газа по трубопроводам, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, телекоммуникации, атомная энергетика, транспортировка нефти. Есть и другие органы власти, осуществляющие учёт предприятий рассматриваемого типа. Так, реестр субъектов естественных монополий ведёт Федеральная антимонопольная служба.
Государственные контракты
Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г. может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами. Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий. В этом смысле в интересах предприятия - как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами.
Роль естественных монополий на рынке
Как правило, фирмы, о которых идёт речь, являются очень крупными бизнесами. Следовательно, естественная монополия - это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик. Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения - важнейшей социальной задачи. Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило. Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа.
Иногда услуги естественных монополий настолько востребованы, что у фирм соответствующего типа нет проблем с выручкой и рентабельностью. В этом случае вмешательство государства в деятельность предприятий может быть сведено к минимуму. Главное, чтобы фирма своевременно исполняла свои обязательства перед бюджетом страны. Говоря о роли государства в работе естественных монополий, полезно будет более подробно рассмотреть аспект регулирования деятельности предприятий рассматриваемого типа.
Регулирование монополий
Деятельность субъектов естественных монополий может регулироваться посредством следующих основных методов: издание государством нормативных источников - отраслевых, или же имеющих статус федеральных НПА, которые непосредственно определяют приоритеты в управлении предприятиями соответствующего типа. Или же утверждение других нормативно-правовых актов, влияющих на ценообразование в том или ином сегменте. Первый механизм регулирования применяется в отношении предприятий, владельцем которых является государство. Второй начинает «работать» в тех случаях, когда фирма принадлежит преимущественно частным лицам или иностранным компаниям.
Значимый аспект государственного регулирования естественных монополий - правоприменительная практика. Важно не только содержание НПА, издаваемых органами власти, но также и реализация их положений в условиях рынка. Практическая необходимость вмешательства государства в сферу естественных монополий может быть обусловлена разными причинами.
Например, работа предприятий соответствующего типа может перестать удовлетворять объективным критериям конкурентоспособности, когда выпускаемая им продукция начинает уступать в качестве зарубежной, вследствие чего её всё труднее становится продавать за рубежом. Следовательно, снижается валютная выручка государства, уменьшаются поступления в бюджет. Государство может быть заинтересовано в скорейшем стимулировании необходимой модернизации производства своих монополий или тех, которые принадлежат частным лицам, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.
Помощь монополиям от государства
Активность компетентных органов власти в части регулирования деятельности монополий может быть связана с необходимостью защиты национального рынка от развёртывания, в свою очередь, зарубежных монополий. Соответствующего типа бизнесы в других странах, как и в России, могут иметь большие финансовые возможности, иметь доступ к уникальным ресурсам, позволяющим обеспечивать присутствие на большом количестве национальных рынков.
В некоторых случаях государство напрямую содействует решению возможных сложностей в функционировании бизнес-модели естественных монополий. Это может быть выражено, к примеру, в предоставлении компаниям соответствующего типа кредитов в первоочередном порядке и на льготных условиях с высокой вероятностью последующего списания их части. Помощь государства фирмам, о которых идёт речь, может выражаться в поддержке их активностей за рубежом, поскольку субъекты естественных монополий часто работают с международными рынками и их устойчивость во многом зависит от уровня спроса в зарубежных странах.
Предприятия рассматриваемого типа могут иметь доступ к уникальным технологиям и даже разрабатывать их, имея в наличии достаточные объёмы капиталов. Поэтому в ряде случаев государство может быть заинтересовано не только в финансовой устойчивости фирм соответствующего типа, но также и в том, чтобы та или иная естественная монополия продолжала быть единственным или одним из немногих субъектов, обладающих редкой технологией. Это обстоятельство может положительным образом сказаться на конкурентоспособности экономики страны, положении дел в иных отраслях, в которых соответствующая технология может быть задействована.
Отметим, что для государства может быть существенно более предпочтительным лидерство компаний, зарегистрированных в нём, а не зарубежных в том или ином сегменте. Это связано, прежде всего, с тем, что выручка от бизнеса фирмы, имеющей прописку в конкретной стране, с высокой вероятностью будет оставаться в ней же. Это, в свою очередь, способствует общей капитализации экономики. Зарубежные фирмы часто стремятся как можно более оперативно выводить выручку за пределы государства, хотя даже при этом могут перечислять существенные объёмы налоговых платежей в бюджет страны, в которой работают.
Резюме
Итак, естественные монополии в России являются значительной частью национального хозяйства. Во многом это обусловлено тем, что крупнейшие предприятия соответствующего типа были основаны в СССР в условиях отсутствия рыночной конкуренции, изначально имели лидирующее положение на рынке и доступ к тем ресурсам, которые были недоступны потенциальным конкурентам. РЖД, «Почта России», «Газпром» - каждая из этих корпораций, основанных в СССР, может быть рассмотрена как естественная монополия. Примеры фирм соответствующего типа, безусловно, есть и во многих других отраслях. Естественные монополии - субъекты бизнеса, которые являются крупнейшими налогоплательщиками и работодателями. Поэтому государство заинтересовано в стабильности их работы и в меру возможностей содействует этому. Вместе с тем в ряде случаев власти могут осуществлять вмешательство в деятельность естественных монополий в силу необходимости модернизации того или иного сегмента рынка.
Предприятия, о которых идёт речь, с одной стороны, являются мощной опорой экономики, поскольку аккумулируют в себе значительные объёмы капиталов, обладают способностью инвестировать в различные инновационные производства и становиться конкурентоспособными на международной арене. А это способствует повышению инвестиционной привлекательности национального хозяйства страны в целом. С другой стороны, отсутствие конкуренций в тех сегментах рынка, в которых естественные монополии ведут деятельность, может привести к формированию консервативных приоритетов у менеджеров соответствующих бизнесов, как следствие - к противоположному результату, когда конкурентоспособность продукции снижается. Поэтому властям страны важно осуществлять мониторинг тех процессов, что происходят в сфере естественных монополий, и содействовать их эффективному развитию, соблюдая баланс между интересами государства и частных инвесторов.
Естественная монополия - это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (эксклюзивное владение ресурсами, крайне высокая стоимость или исключительность материально-технической базы).
Чаще всего, естественные монополии - фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: водоснабжение, электроснабжение, железные дороги).
Субъект естественной монополии
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Субъекты естественной монополии созданы в форме акционерных обществ и государственных муниципальных унитарных предприятий. Закон определяет группы субъектов естественной монополии:
1.Субъекты естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе. Например:
- транспортировка газа по трубопроводам (ГАЗПРОМ),
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам,
- услуги по передаче электрической энергии.
2.Субъекты естественной монополии на транспорте:
- железнодорожные перевозки (но в будущем сюда предполагается внедрить конкуренцию),
- предоставление услуг по использованию инфраструктуры ж\д транспорта общего пользования.
3.Субъекты естественной монополии в области связи:
- услуги почтовой связи,
- услуги электрической связи.
Для субъектов естественных монополий установлен особый порядок банкротства. Если сфера естественной монополии сама вырождается в конкурентную среду, сдерживание этого процесса не допускается.
Реестр естественных монополий
Деятельность субъектов естественных монополий регулируется специальными законодательными актами. Субъекты естественной монополии включаются в реестр. Реестр ведёт Федеральная служба по тарифам. Туда заносятся те субъекты, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения и установления цен тарифов. Доступ к реестру является открытым. В составе реестра 3 части:
- реестр по субъектам естественных монополий в ТЭК,
- реестр по субъектам естественных монополий на транспорте,
- реестр по субъектам естественных монополий в области связи.
Регулирование естественных монополий
Большинство чистых монополий представляют собой естественные монополии и поэтому подлежат общественному регулированию. Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения.
Чаще всего в отраслях общественного потребления (коммунальное хозяйство) есть злоупотребления со стороны естественных монополий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен предприятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. Эти факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специальных административных органов.
Органы регулирования естественных монополий применяют методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
- ценовое регулирование, через определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня,
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Страница была полезной?
Еще найдено про естественная монополия
- Системные проблемы банкротства в России
Общий перечень направлений этого анализа достаточно широк - 23 актуальных для российской экономики вида и направления деятельности в том числе энергетика и естественные монополии противодействие коррупции развитие малого и среднего бизнеса и многие другие В конечном итоге - Вариативное изменение стоимости основных производственных фондов и качественные оценки на основе модифицированного метода анализа иерархий
Выделять конкурентов как заинтересованную группу не имеет смысла ввиду того что предприятие на определенной территории является естественным монополистом Смежные сетевые организации не несут никакой конкурентной нагрузки наоборот их взаимодействие может выражаться - Управление валовой прибылью современного производственного предприятия как неотъемлемое условие управления корпоративной прибылью
Ко второй группе факторов влияющих на формирование прибыли но не зависящих от предприятия традиционно относят следующие 3 природные географические транспортные и технологические условия работы производственного предприятия являются изначально заданными рамочными их изменение всегда сопряжено с переориентацией производства сменой масштабов деятельности и как следствие выливается в серьезный уровень дополнительных инвестиций в производство уровень цен на потребляемые материальные ресурсы и услуги естественных монополий -если первые в очень малой степени можно отрегулировать индивидуальными договоренностями с поставщиками разовым - Оценка и анализ дебиторской и кредиторской задолженности с учетом фактора времени
ЖКХ являясь естественной монополией Таблица 4. Расчет текущей стоимости кредиторской задолженности за 2013 г Месяц Сумма тыс - Новые подходы к диагностике финансовой состоятельности коммерческой организации
ФЗ Об особенностях несостоятельности банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса распоряжением Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству от 20.12.2000 №26-р - Совершенствование мониторинга финансового состояния предприятий
Объектами мониторинга должны являться только наиболее крупные экономически или социаль-нозначимые градообразующие предприятия и естественные монополии Вместе с тем территориальным органам и агентствам ФСДН России предоставлено право проводить мониторинг - Влияние ограничений ликвидности на вложения промышленных компаний в исследования и разработки и результативность инновационной деятельности
Область научных интересов стратегия и управление развитием кампании инновации предпринимательство и современные бизнес-модели в финансовом и реальном секторах экономики динамика и развитие электронного бизнеса опыт функционирования и перспективы развития естественных монополий Линдер Н В кандидат экон наук доцент кафедры Стратегический и антикризисный менеджмент заместитель - Концепция финансово-экономического мониторинга
В-четвертых объектами мониторинга должны служить только наиболее крупные экономически или социально значимые градообразующие предприятия и естественные монополии т е пока сфера мониторинга ограничена В-пятых предоставляется право территориальным органам и агентствам... Федерации укрупненная стоимостная инвентаризация активов и обязательств повышение финансовой устойчивости предприятий выявление резервов имеющихся на предприятиях или отсутствия резервов а также определение возможности восстановления или утраты платежеспособности на предприятиях создание финансовых историй предприятий в регионе совершенствование нормативной базы финансово-экономического анализа проведение работ по реструктуризации задолженности упорядочение распределения средств федеральной и региональной поддержки предприятий повышение финансовой устойчивости регионов развитие конкурентной среды снижение уровня монополизма В ходе мониторинга должны решаться следующие задачи выявление основных тенденций социально-экономического развития субъектов рынка