Поребрик это или бордюр? Поребрик и бордюр: отличия и виды
Различия речи москвичей и петербуржцев - это совокупность исторически сложившихся определённых систематически наблюдаемых орфоэпических, лексических и интонационных расхождений речи жителей двух столичных городов России - Москвы и Санкт-Петербурга. Оба варианта являются в русском языке нормативными, они понятны подавляющему большинству носителей русского языка вне зависимости от местонахождения и проживания, но отличаются в немногих частностях.Лексические различия.
Наиболее известные, не вызывающие разногласий примеры лексических различий речи жителей двух российских столиц следующие:
Москва/Питер
Подъезд/Парадная
Бордюр/Поребрик
Водолазка/Бадлон
Проездной/Карточка
Эстакада/Виадук
Шаурма/Шаверма
Батон/Булка
Пончик/Пышка
Палатка/Ларёк
Курица/Кура
Утятница/Латка
Ластик/РезинкаОрфоэпические различия.
Московский и петербургский говоры характеризуются орфоэпическими (особым произношением некоторых групп слов), лексическими и небольшими интонационными отличиями. В частности, петербуржцы произносят чёткий «ч» в слове булочная и др. (а многие коренные петербуржцы старшего поколения и в словах что, конечно) вместо старомосковского «ш» - булошная, яишница, што, конешно; также налицо более твёрдый «ж» в словах вожжи, дрожжи, дождь и др. вместо старомосковского («мхатовского» - см. Сценическая речь) палатализованного «ж» - вожьжьи, дрожьжьи, дощщ и др. - и чёткий твёрдый «р» в словах первый, четверг, верх вместо старомосковского перьвый, читверьх, верьхь.
В Москве ещё полвека назад считалось хорошим тоном произносить «-кий» в прилагательных мужского рода и соответствующих фамилиях как нечто среднее между «-кай» и «-кый» - чуткый, ленинградскый, интеллигентскый, Мусоргскый; сходные моменты можно отметить и в Петербурге - например, опускается мягкость, причём не только в тех случаях, когда её быть действительно не должно (а ближе к югу страны есть - сосиськи), но и в некоторых остальных: зачитатьса (зачитаться), поднимайтес, не бойтес, восем, сем; кроме того, звук «щ» в речи старых коренных петербуржцев замещается на «щч»: щчербатый, щчука, ощчущчение.Жителей Петербурга часто можно узнать и по редуцированным предударным гласным. Если москвичи в слове «сестра» скажут нечто среднее между «е» и «и», у жителей Санкт-Петербурга там слышится буква «и». Свой вклад в своеобразие старомосковского произношения внесли и областные говоры. В безударных слогах «е» заменялось на долгое «и»: нису, биру, были и ещё простонародные вариации - чоринький (чёрненький), суда (сюда), подушкими (подушками), шылун (шалун) и др. Их отголоски можно услышать в речи даже старших поколений москвичей лишь при очень большом везении.
Пограничным, регионально-социальным, случаем является произношение «э». Традиционное предназначение этой буквы и соответствующего звука - использование в заимствованных словах, особенно среди недавних заимствований, ещё не вполне усвоенных русским языком. Это приводит к тому, что написание и произношение через «э» обычно выглядят более «иностранными» - и, как следствие, «статусными», столичными.
Во многом поэтому непременное «э» характерно для речи старопетербуржцев, а также и перенявших эту манеру москвичей: сэм/семь, крэм/крем, фанэра/фанера… Любопытно, что в своём естественном состоянии (то есть без вмешательства сословно-статусного фактора) русский язык быстро русифицирует заимствования - пионэр/пионер, брэнд/бренд, тэг/тег, хэш/хеш, рэкет/рекет, - однако в некоторых случаях за сохранение элитарно-столичного «э», несмотря на влияние радио и телевидения, происходят затяжные бои, растягивающиеся на многие десятилетия - рэльсы/рельсы, шинэль/шинель, музэй/музей, слэнг/сленг, энэргия/энергия.
Перечисленные орфоэпические особенности характеризуют московский (и, соответственно, петербургский) выговор.Современная ситуация.
Сейчас в Москве уже почти не говорят ни булошная, ни дощщ, ни читверьх - и наоборот, в Петербурге обычными стали што и конешно. Ныне языковые нормы во многом задаются не коренными жителями двух российских столиц, а позавчерашними, вчерашними и сегодняшними переселенцами из разных регионов бывшего СССР.
Петербуржский «язык» перемещается в присущую каждому крупному городу область местной субкультуры, где уже во многом стал характерным явлением и даже достопримечательностью, визитной карточкой Санкт-Петербурга. Особостью поребрика или бадлона порой гордятся, а наличие или отсутствие разницы в рецептурах шаурмы и шавермы служит предметом многих горячих споров петербуржцев с гостями города. Впрочем, отдельного выговора Петербурга-Ленинграда или Москвы как таковых в чистом «классическом» виде уже нет, и замечать различия с каждым годом становится всё труднее. Например, газета «АиФ Москва» со ссылкой на неназванные, правда, лингвистические исследования сообщает:
"Только 7 % москвичей в слове «высокий» не смягчили «к», только 8 % не влепили «э» оборотное в заимствованные слова вроде «шинель». А что касается некогда типично московского «дощщь», то здесь мы перещеголяли и самих жителей культурной столицы - теперь «дошть» и «под дождём» вместо «дощщь» и «под дожжём» говорят 86 % москвичей и только 74 % питерцев."Москва и Санкт-Петербург были и остаются источниками языковой нормы в текущем словоупотреблении русского языка.
Строительные материалы, инструмент и оборудование - обмен опытом.
Страница 1 из 1
12.12.2011, 15:40
Как правильно называть? Вечный спор бордюр или поребрик. Как вы считаете правильно?
АнатолийЧто такое бордюр?
27.12.2011, 11:38
Что такое бордюр? Зачем нужны бордюры?
ВолодяБордюр является непременной составляющей мощения дорог
04.01.2012, 11:20
Бордюр (франц. bordure, от bord - край), кромка, кайма, полоска, кривые или прямые полосы, обрамляющие что-либо (рисунок, текст и пр.); в дорожном строительстве - узкие полосы (бортовые камни, плиты), отделяющие проезжую часть дороги от обочин, тротуаров и т.п.; в декоративном садоводстве - окаймляющая посадка бордюрных (низких) растений по контуру клумбы, вдоль дорожки, газона.
Бордюр дорожный используется при постройке дорог с целью разделения проезжей части и пешеходных тротуаров, отделения дорог от газонов и остановок городского транспорта. Поэтому бордюр является непременной составляющей мощения дорог.
lev1991Бордюр (французское bordure - кромка, край, bord - край)
16.01.2012, 04:17
Поребрик - это приём орнаментальной кирпичной (иногда и каменной) кладки, выполняемой путём установки кирпича на ребре или укладки плашмя под углом к наружной поверхности стены. В русской архитектуре распространен с XII в.
Бордюр (французское bordure - кромка, край, bord - край).
1. Кромка или кайма, обрамляющая края чего-либо (обоев, рисунка и т.п.).
2. Бортовые камни, плиты, отделяющие проезжую часть дороги от тротуара, обочин, газонов.
3. Низкие и узкие полосы посаженных растений, обрамляющие дорожки, газоны, отдельные участки в садах и парках.
Чем отличается бордюр от поребрика?
31.08.2013, 20:31
Поребрик - тип орнаментальной кирпичной кладки, при которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности. В дорожном строительстве - способ укладки профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью.
Таким образом, для границы между тротуаром и проезжей частью, в случаях, когда тротуар приподнят над поверхностью проезжей части, а профильный разделитель уложен под углом к поверхности тротуара и дороги, верно название «поребрик». В случае же, когда тротуар и проезжая часть находятся на одном уровне и бордюрный камень уложен «заподлицо», верно наименование «бордюр»
prozerpina71Чем отличается поребрик от бордюра? Бордюр или поребрик?
27.05.2014, 14:00
Все такие умные - прямо теряюсь...
Оказывается поребрик это орнаментальная... и т.д. Ну надо же!!!
Это сколько же лет на всех заводах ЖБИ не подозревали, что изделие "тротуарный поребрик" (от русского "ребро", кстати) таковым не является.
А вообще это мило, приехав из... называть на французский манер бордюр...
Звучит-то как - Бордю-юр... Сразу понятно становится, что не медведь лапотный перед вами, а образованный человек... Бордю-юр...
Ну, а дальше... оказывается мы всегда так называли...
Внимание! - Это анонимное сообщение оставлено гостем.
bfdyПоребрик - тип орнаментальной кирпичной кладки, при которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены (ребром наружу) . Использовался древнерусскими архитекторами, в частности был популярен в Великом Новгороде и Пскове . Поребрик следует отличать от бегунца , вместе с которым он часто использовался.
В современном дорожном строительстве
Поребрик и решётка ливневой канализации
В дорожном строительстве - способ укладки профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью.
Таким образом, для границы между тротуаром и проезжей частью, в случаях, когда тротуар приподнят над поверхностью проезжей части, а профильный разделитель уложен под углом к поверхности тротуара и дороги, верно название «поребрик». В случае же, когда тротуар и проезжая часть находятся на одном уровне и бордюрный камень уложен «заподлицо», верно наименование «бордюр »
Поребрик в авто- и мотоспорте
Поребрики на картодроме
На гоночной трассе поребриком называют невысокий бордюр, ограничивающий границы трассы в поворотах. Поребрики располагаются на внешней стороне трассы, на траектории входа-выхода из поворота, а также на внутренней стороне поворота, обычно там, где располагается апекс . Они бывают разной формы, от ровных, практически не выступающих над уровнем покрытия, до волнистых, в форме «стиральной доски». На ровный поребрик легко заехать и немного срезать таким образом поворот, либо выйти из него шире. Высокие и волнистые поребрики лучше не атаковать, так как это может снизить скорость прохождения поворота и даже вызвать повреждения гоночного болида.
Поребрики повышают безопасность гонок и защищают полотно от разрушения в тех местах, в которых автомобили чаще всего съезжают с трассы.
Обычно поребрики окрашивают в чередующиеся полосы двух разных цветов; чаще всего в белый и красный .
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Поребрик и бордюр" в других словарях:
Петербуржский и новосибирский заменитель слова бордюр, являющийся одним из самых характерных различий в речи петербуржцев (см. статью). В речи жителей Новосибирска поребрик появился, предположительно, благодаря ссыльным декабристам петербуржцам,… … Википедия
бордюр - Москва прилегающий к мостовой край тротуара, обычно выложен бордюрным камнем Москва идет, Москве дорогу! Бордюры вдоль дороги той, Северо западную ногу Сломав, волочишь за собой. И проклинаешь эти дебри Из камня, нефти и стекла… Каким был… … Языки русских городов
А; м. 1. Окаймление края тротуара, отделяющее проезжую часть от пешеходной дорожки; бордюр (2 зн.). Ехать вдоль поребрика. П. тротуара. 2. Орнаментальная кирпичная кладка, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной… … Энциклопедический словарь
поребрик - Петербург, Карелия, Новосибирск прилегающий к мостовой край тротуара, обычно выложен бордюрным камнем Поребрик: Проза петербургских писателей. (заголовок сборника) Идет укладка поребрика. (подпись к иллюстрации в газете «Карелия») Syn: бордюр,… … Языки русских городов
А; м. [франц. bordure] 1. Цветная полоска, обрамляющая края чего л.; кайма. Б. двора. Обои с бордюром. Пустить б. по краям рисунка. / О декоративном обрамлении чего л. (обычно из цветов, гравия и т.п.). Б. клумбы, газона. Вдоль аллеи идёт… … Энциклопедический словарь
М. 1. Цветная полоска, обрамляющая край ткани, ковра и т.п.; кайма. отт. Декоративное обрамление чего либо. 2. Барьер из плит, камней и т.п., отделяющий проезжую часть от тротуара; поребрик. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
бордюр - а; м. (франц. bordure) см. тж. бордюрный, бордюрчик 1) а) Цветная полоска, обрамляющая края чего л.; кайма. Бордю/р двора. Обои с бордюром. Пустить бордю/р по краям рисунка … Словарь многих выражений
поребрик - а; м. 1) окаймление края тротуара, отделяющее проезжую часть от пешеходной дорожки; бордюр 2) Ехать вдоль поребрика. Поре/брик тротуара. 2) Орнаментальная кирпичная кладка, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной… … Словарь многих выражений
поребрик - Бордюр, разделитель между проезжей частью и тротуаром. «Не ходи по поребрику!» Питерский сленг … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
Редкий случай: «московский» бордюр плавно переходит в «петербургский» поребрик Различия речи москвичей и петербуржцев это совокупность исторически сложившихся определённых систематически наблюдаемых ор … Википедия
В повседневной жизни мы встречаемся с терминами, значение которых схожи. Время не стоит на месте, и смысл знакомых нам словосочетаний меняется. Возьмем, например, два слова: поребрик и бордюр. Отличия между ними, на первый взгляд, невелики. Но если взять техническую часть укладки этих двух элементов дорожного строительства - разница налицо.
Бордюр и поребрик: разница
Отличия между поребриком и бордюром закреплены в ГОСТе . Оба строительных элемента, которыми благоустраивают разделение между тротуаром и проезжей части, состоят из бортового камня. Продолговатый прямоугольник имел типичные для стран бывшего союза размеры : 1000 x150 x300 мм . Сейчас ситуация изменилась, и заказчик может заказать бортовой камень любого размера.
- Поребрик . Применяется для деления двух уличных зон (проезжая и пешеходная части, или автостоянка и газон). Бортовой камень укладывается специальным образом, чтобы выступающая часть возвышалась над граничащей плоскостью. Поребрик ставится непосредственно на проезжую часть.
- Бордюр . Используется для обрамления пешеходной зоны, но уровень мощения идет вровень с газоном или брусчаткой. Основная особенность этого архитектурного элемента - он не мешает пешеходам пересекать линию разделения двух зон. Часть бордюра, при установке, уходит под землю.
Ходит мнение, что один и тот же элемент в Санкт-Петербурге называют поребриком , а например москвичи или сочинцы - бордюром . Как видно разница есть .
Именно разница в благоустройстве городских улиц делит дорожные ограничители на два разных термина.
Бортовой камень
И поребрик и бордюр изготавливают из бортового камня . Строительное изделие прямоугольной формы может состоять из разных материалов, иметь различные цвета и физические свойства.
Материал для бортового камня:
- Бетон . Наиболее часто встречаемый материал. Благодаря своей стоимости (бетон, мелкий щебень и арматура) именно такие бордюры можно встретить на наших улицах.
- Гранит . Из этого элитного материала изготавливают поребрики для оформления скверов, парковых зон или частных коттеджей.
Большую цветовую вариацию имеют бортовые камни из гранита: красный, серый, желтый, белый или серый. При изготовлении бордюров из бетона, обычно в строительную конструкцию не добавляют красящие вещества, хотя оттенки могут довольно сильно и отличатся.
Производство бордюр и поребриков: свойства и характеристики
Любой строительный элемент должен отвечать тем или иным ГОСТам и нормам. Бордюры и поребрики, несмотря на простоту своей конструкции, не стали исключением. По своему производству, бортовой камень изготавливают технологиями вибролитья и вибропрессования.
Вибролитье |
Вибропрессование |
|
Геометрия |
Правильная форма, четкие размеры. |
Неприятный внешний вид, небольшие трещины и сколы. |
Прочность |
Мелкопористая структура бетона увеличивает уплотнение элемента, и его прочность. |
Внутренние пустоты не только уменьшают прочность конструкции, но и понижают морозостойкость элемента. |
Качество внешней поверхности |
Конструкция состоит из двух частей: внутренняя и облицовочная. Последний слой придает строительному элементу элегантность. |
Нет эстетичного вида, и бордюр не радуют глаз. Единственный плюс, который имеет значимый вес - это низкая стоимость конструкции. |
Исходя из своих свойств и характеристик, бортовой камень маркируется:
- БкР - форма изделия имеет радиус и предназначена для дорожного полотна имеющего поворот.
- БкУ - для устройства пешеходной части и велосипедных дорожек.
- БкК - строительная конструкция специальной конусной формы.
Предназначение поребрика и бордюра
Для пешеходов разницы между этими уличными элементами не существует. Но если строго поддерживаться строительными нормами, можно узнать много интересного о поребрике и бордюре.
- Бордюр . Разделяет части городских улиц, укрепляет края дорожного полотна, предотвращает наезд на пешехода и другие оградительные конструкции, создает упор для газона или уложенной плитки. Высота конструкции должна быть не менее 30 сантиметров в высоту (часть установленного бордюра визуально не видна).
- Поребрик . Разделяет пешеходную часть от газона, обрамляет дорожки для велосипедистов, создает боковой упор для асфальта, повышает высоту пешеходной дорожки, исполняет эстетическую функцию. Высота поребрика начинается от 35 сантиметров, а ширина, как правило, меньше чем у бордюра.
5 интересных факта про бордюры и поребрики
- В Древней Руси, поребриком называли орнамент из кирпича , который выкладывали при строительстве церквей.
- Первые бордюры появились во Франции в середине 19 века.
- Первые природные бордюры, из растений, начали выращивать в садах вокруг монастырей из кервеля.
- Современные бордюры ландшафтного дизайна изготавливают из пластика, металла, дерева или кирпича.
- Петербуржцы разделительную часть улицы называют поребриком, а москвичи бордюром. Хотя эти строительные конструкции присутствуют в этих городах практически в одинаковой пропорции.
Теперь вы знаете, что такое поребрик и бордюр. Отличия минимальны, зато и те и другие: делят части городских улиц, укрепляют края дорог и предотвращают наезд транспорта на пешеходную часть.
Разница состоит только в одном - бордюр укладывают вровень с ограниченной поверхностью, а верхняя часть поребрика на несколько сантиметров превышает брусчатку.
Видео: бордюр лучше, чем поребрик?
Неотъемлемой частью любого дорожного покрытия являются бетонные и железобетонные бортовые камни, поребрик и бордюр.
Их основное функциональное назначение – разграничение края проезжей части от пешеходной линии, либо велосипедной дорожки от обочины. Тротуара от , отделение проезжей части от площадок-остановок общественного транспорта или железнодорожного полотна трамвайных путей. Либо ограничение роста растений на проезжей части, также они могут быть использованы для сооружения водоотводов.
Такие конструкции активно применяются в садовой архитектуре для благоустройства территории. Создания эстетических элементов композиции (возможно производство цветных садовых бордюров для обрамления клумбы, газона или дорожки).
Техническая документация по дорожному строительству (ГОСТы, СНиПы, технологические карты) чаще всего использует общепринятую официальную формулировку – «бортовой камень», которая негласно включает в себя бордюр дорожный и поребрик садовый.
Отличие поребрика от бордюра
Технические требования, представленные в государственном стандарте, классифицируют бортовые камни (бордюр и поребрик) на следующие типы: прямые (рядовые, с уширением, с прерывистым уширением, с лотком), въездные и криволинейные.
Производство бортовых камней также подразумевает их разделение по марке, форме и классам бетона по прочности на сжатие. Общеизвестны два способа производства бортовых камней – вибропрессование (использование полусухих жестких бетонных смесей и вибропресса) и вибролитье (использование подвижных жидких смесей бетона и вибропресса).
Поребрик и бордюр, существует негласное мнение среди обычных обывателей, что бортовые камни принято классифицировать в зависимости от способа укладки и их размеров. Считается, что бордюр (бордюрный камень) – это блок прямоугольной формы, выполненный из бетона или железобетона и часто имеющий на своей поверхности скос.
Укладывается бордюр на плоскую часть
и в результате не образует ступеньки и не создает перепадов высот между проезжей частью и отделяемым тротуаром. Помимо разграничения территории бордюр также предназначен для создания фиксации тротуарной плитки и предохранения ее от расползания зимой, когда тает снег. И летом, когда под воздействием высоких температур и постоянным давлением часто возможна деформация поверхности покрытия.
В отличие от бордюра,
поребрик создает разграничение поверхности с помощью формирования выступающего ребра. Такой бортовой камень специально укладывается на ребро и как результат образует выступ с разницей по высоте между граничащими поверхностями. По нормам стандарта в переделах населенных пунктов высота бортовых камней над покрытием не должна превышать 15 см, а в районе автомагистралей – не более 8 см.
Поребрик и бордюр, принято считать, что разница между бордюром и поребриком еще и в наличии скошенных закругленных углов у бордюра, либо острых граней у поребрика. Однако, производство бортового камня, регламентированное стандартом, допускает наличие закругления лицевых и нелицевых граней (радиус до 5 и 15 мм соответственно).
Дорожные рабочие в обиходе употребляют термин «бордюр» применительно к массивным бортовым камням. Которые в поперечном сечении имеют прямоугольную или квадратную форму. Термин «поребрик» чаще применяется к тонким и плоским бортовым камням с прямоугольным сечением в поперечном разрезе.
Сходства и характеристики
Несмотря на все вышеперечисленные различия, бордюры и поребрики имеют сходные характеристики.
Для городских условий лучше использовать бордюры и поребрики, изготовленные по методу сухого вибропрессования, чем по методу вибролитья. При соблюдении в производстве всех требований ГОСТа, должной транспортировки и хранении бордюры и поребрики обладают достаточно высоким сроком службы, прочностью, износо- и трещиностойкостью, морозостойкостью. Они также устойчивы к резким перепадам температур и воздействию агрессивных противогололедных многокомпонентных реагентов.
Таким образом, «бордюр» и «поребрик» абсолютно тождественные формулировки, раскрывающие суть понятия «бортовые камни» и отличающиеся по целям использования, способу укладки и выбранному методу производства.