Переносные электростанции. Передвижные электростанции

Предисловие

Основное их предназначение - быть аварийным источником электроснабжения. Однако они могут служить и в качестве малой электростанции, обеспечивая дом электричеством круглый год.

Основное их предназначение - быть аварийным источником электроснабжения. Однако они могут служить и в качестве малой электростанции, обеспечивая дом электричеством круглый год. Эти устройства мобильные, компактные и мощные.

Универсальные передвижные электростанции, работающие на бензине и дизеле, рассчитаны на напряжение от 200 до 400 В. Они просты в устройстве, довольно редко требуют ремонта или сервисного обслуживания.

Основные преимущества передвижных электростанций: низкая стоимость вырабатываемой энергии; большой ресурс и долговечность; довольно низкий шум от работы; возможность с их помощью обогревать дом; стабильно работают при самых низких (до -50 °C) и высоких (до +45 °C) температурах.

Важные компоненты передвижной электростанции - двигатель внутреннего сгорания и генератор. По типам генератора электростанции делят на синхронные и асинхронные. Первые предназначены для аварийного использования. Вторые способны поддерживать напряжение в сети с большей точностью и предназначены для подключения приборов, более чувствительных к перепадам напряжения.

Передвижные электростанции разделяют и по типу используемого топлива, они бывают бензиновыми и дизельными.

Мировые марки по производству передвижных станций, такие как Endress (Германия), Gesan (Испания), Hitachi (Япония), готовы предложить разнообразные модификации в зависимости от потребностей покупателей.

Дизельная электростанция стоит от 30 тыс. руб., бензиновая - от 28 тыс. руб. Цены могут подниматься до 100-200 тыс. руб. в зависимости от мощности и комплектации приборов. При выборе важно обратить внимание на объем предполагаемого потребления энергии, возможные перегрузки, перебои с основным электроснабжением и запас мощности станции.

Бензиновые служат аварийным источником электроснабжения в случаях частых перебоев электричества. Они могут быть различной мощности: от 0,5 до12 кВт. Генератор в них дополняется автозапуском, чтобы он начинал работать при отключении электроэнергии. Такая станция обойдется дешевле, нежели дизельная, но затраты на топливо будут выше. Бензиновые переносные электростанции компактны в размерах, немного весят и обладают низким уровнем шума (на 20-30 % ниже дизельных).

Дизельная электростанция может служить постоянным источником получения электричества и способна выдерживать нагрузку 24 часа в сутки круглый год. Небольшие имеют мощность до 12 кВт, а самые мощные могут достигать показателя в 2,5 тыс. кВт. Станции с высоким количеством оборотов (3 тыс. об./мин) предназначены для интенсивного использования. Для постоянного энергоснабжения подойдет агрегат с более низким числом оборотов - 1,5 тыс. в минуту.

Выбирая мощность передвижной электростанции, следует определить, какое количество приборов нужно обеспечить электричеством. В первую очередь постоянная подача тока нужна будет холодильнику и лампочкам освещения. Периодически потребляют энергию электроинструменты, утюг, пылесос и т. д. Для расчета показателя складывают мощности активно используемых приборов и к ним прибавляют запас в 20 %.

Например, для небольшого дачного дома, где работают три лампочки освещения, телевизор и холодильник, будет вполне достаточно 2 кВт мощности передвижной станции. Для благоустроенного загородного дома потребуется станция в 10-20 кВт.

При однофазной электропроводке прибора понадобится однофазная передвижная электростанция.

В наше время сложно даже теоретически представить жизнь современного человека без использования электроэнергии. Электроприборы самого разного предназначения настолько прочно вошли в наш быт, что расставаться с такими «благами цивилизации» не хочется даже на короткое время. Согласитесь, что даже временное отключение электроэнергии способно практически полностью парализовать домашнее хозяйство. И если в городах с перебоями в подаче «света» обстоит все более не менее благополучно, то в загородных условиях этот «катаклизм», увы, пока еще остается не редкостью.

Случаются и иные ситуации, когда без электроэнергии обойтись очень сложно, а подключиться пока что негде. Типичный пример – начало индивидуального строительства на участке, куда еще не организована подача электрического питания. Да и выезд на отдых с ночевкой тоже будет намного более комфортным, если появится возможность подключения хотя бы минимально необходимых электроприборов. Во всех этих случаях на помощь могут прийти компактные источники электроэнергии – генераторы, своеобразные мини-электростанции.

Итак, электростанции переносные бензиновые какую выбрать из представленного в магазинах ассортимента, на что обращать особое внимание при покупке – ответы ищите в настоящей публикации.

Мобильная электростанция, или, как чаще их называют – электрогенератор, представляет собой достаточно сложное электромеханическое устройство. Его главная задача – преобразование энергетического потенциала жидкого или газообразного топлива вначале в кинетическую, а затем – в электрическую энергию для ее дальнейшего использования в бытовых или хозяйственных целях. Существует великое множество разнообразных моделей, но всегда и во всех присутствуют основные узлы и блоки, обеспечивающие функционирование этого прибора:

Двигатель внутреннего сгорания (поз. 1) вырабатывает кинетическую энергию – создает крутящий момент, который напрямую или через механизм передачи передается на вал генератора (поз. 4). Двигатель имеет встроенную систему пуска – стартер, ручной (как показано поз. 2) или (и) электрический. Подача топлива для работы двигателя осуществляется из встроенного бака (поз. 3) определенной емкости.

Преобразование кинетической энергии вращения вала в электрическую происходит в генераторе (поз. 4).

Вся конструкция скомпонована на одной раме (поз. 5), или в общем корпусе. Обычно предусматриваются удобные ручки для переноски электростанции, а иногда – и колесная тележка для облегчения перемещения тяжелых моделей.

Большинство современных переносных генераторов оснащены блоком управления (поз. 6) с контрольно-измерительными приборами, которые позволяют вести мониторинг работы как механической, так и электрической части агрегата. Некоторые модели не имеют такого блока, но обычно в них предусмотрена возможность его последующей установки опционально. В любом случае, имеется один или несколько выходов (розеток) (поз. 7) для подключения потребителей выработанной электроэнергии.

  • Силовой привод (двигатель) может быть дизельным, рассчитанным на продолжительное безостановочное функционирование. Обычно такие установки достаточно массивны, довольно шумные, и стоимость у них в 1,5 ? 2 раза выше, чем у бензиновых с примерно такими же характеристиками.
  • Если место установки электростанции газифицировано, то есть смысл приобрести агрегат, работающий на природном газе. Выпускаются и компактные модели, которые работают от сжиженного или природного газа из баллонов. Основные достоинства таких электростанций – высокий КПД, и самое дешёвое электричество – из-за невысокой цены газообразного топлива. Недостаток – очень высокая стоимость самих установок. Кроме того, они достаточно сложны в настройке, обслуживании, ремонте. Так что пока популярность газовых генераторов – невысока.
  • Наибольшей востребованностью у среднестатистического потребителя все же пользуются бензиновые генераторы – они наиболее мобильные, компактные, простые в эксплуатации, и. что немаловажно, самые доступные с точки зрения стоимости. Именно им и будет посвящено дальнейшее изложение.

Использоваться переносные бензиновые электростанции могут по-разному:

  • Такой генератор может быть установлен в качестве резервного питания, на случай временного отключения электроэнергии.

  • Он может использоваться в качестве основного источника энергии в период непродолжительных приездов семьи на дачу, на которой не предусмотрено подведение стационарной линии питания.

  • Это – отличное решение по организации электропитания для инструментов и для освещения при проведении строительных и, иногда, сельскохозяйственных работ, в мастерских, гаражах и т.д., в случаях, когда нет возможности использовать сетевую электроэнергию.

  • Мобильная бензиновая электростанция поможет создать максимальный комфорт в походных условиях, обеспечивая питанием осветительные приборы, мультимедийные устройства, мини–холодильник, электроплитку или чайник и т.п.

Потенциальный владелец, намереваясь приобретать бензиновую электростанцию, должен чётко представлять, в какой роли он собирается ее использовать. От этого напрямую зависят многие критерии оценки и выбора необходимой модели.

Как выбирать нужную модель бензинового генератора

Даже самая небольшая бензиновая электростанция все же является покупкой недешевой, рассчитанной на длительное использование. Чтобы не выбросить деньги «на ветер», при выборе оптимальной модели необходимо учитывать множество нюансов. А начинать необходимо еще дома, с проведения расчетов, какой же мощности генератор вам необходим.

Определяемся с мощностью бензиновой электростанции

Это, наверное, один из самых сложных и неоднозначных вопросов, который, как уже упоминалось выше, напрямую зависит от чёткого понимания будущим владельцем предназначения приобретаемой электростанции.

Дело в том, что на просторах интернета можно встретить массу рекомендаций по подсчету мощности генератора, которые сводятся к тому, что необходимо просуммировать потребляемую мощность имеющихся в доме электроприборов с учетом пиковых стартовых нагрузок (о них речь пойдет чуть ниже), добавить и будет получено необходимое значение мощности. Казалось бы, все правильно, но ведь мы ведем речь о переносной бензиновой электростанции, рассматривать которую в качестве основного источника энергии будет сильным преувеличением, так как возможности такого оборудования все же ограничены. И если просуммировать все значения мощностей и принять это за основу для выбора, станет понятно, что никакая компактная переносная станция с такой нагрузкой не справится.

А это означает, что при подсчете необходимой мощности необходимо все же расставить определенные приоритеты, подходить к делу с разумной целесообразностью. Можно пояснить на нескольких примерах:

  • Допустим, бензиновая электростанция используется в качестве резервного источника питания на случай перебоев в центральной системе электроснабжения. Наверное, в период отключения сети следует подавать питание только на те приборы, без которых действительно обойтись сложно или невозможно. Безусловно, нельзя остаться без освещения, без обеспечения работы энергозависимой системы отопления. Хочется, чтобы не прерывалась телевизионная трансляция и функционирование компьютера. Но разумный хозяин не затеет в это время, без какой-то чрезвычайной необходимости, стирку, глажку белья, включение микроволновки или посудомоечной машины, можно на это непродолжительное время обойтись и без климатического оборудования.
  • Если компактный бензиновый генератор будет использоваться для дачных или походных условий, то, скорее всего, какой-то чересчур энергоемкой, стационарной бытовой техники не предполагается. Тем не менее, также необходимо проявлять расчетливость – если, к примеру, включен насос для полива огорода, можно пока сделать паузу в работе с мощным электроинструментом и т.п.
  • При расчёте мощности генератора, который будет задействован в строительных работах, также не обязательно учитывать весь свой инструментальный «арсенал». Наверное, стоит принять во внимание обеспечение нужного освещения и лишь те инструменты, которые с большой долей вероятности могут быть включены одновременно. Обычно перечень ограничивается двумя, максимум – тремя.

Это были общие рекомендации, а теперь – к самому расчету. При суммировании мощностей бытовой техники и инструмента необходимо учитывать, что они могут серьезно отличаться по типу электрической нагрузки. А значит, паспортные показатели мощности прибора могут не в полной мере отражать пиковую нагрузку при включении.

  • К приборам с самой простой, активной нагрузкой относятся те, в которых электрическая энергия напрямую, по резистивному принципу, преобразуется в световую или тепловую. Сюда можно отнести лампы накаливания, обогреватели (не оснащенные вентилятором), электроплиты или чайники и т.п. Их номинальная мощность существенно не отличается при пуске и при работе, то есть ее можно учитывать без каких-либо поправок.
  • Сложнее с приборами, которым свойственна реактивная нагрузка, то есть немалое количество энергии при пуске расходуется на создание электромагнитных полей. Сюда относятся все приборы и устройства, оснащенные электродвигателями, люминесцентные лампы, насосное и компрессорное оборудование и т.п. Пусковые токи могут во много раз превышать значения номинального потребления.

Чтобы определить полную пусковую реактивную мощность, применяют следующую зависимость

Wп = Wн / cos f

Wп – полная мощность, которая должна быть учтена при расчётах параметров электростанции.

– номинальная активная мощность прибора, указывается в паспорте изделия.

cos f – коэффициент мощности, учитывающий наличие реактивной составляющей. Равен косинусу фазового сдвига между синусоидами переменного тока и напряжения. Обычно эта величина также указывается в паспорте изделия.

Для реактивной нагрузки необходимо учитывать коэффициент мощности — cos f

Например, в паспорте насоса указывается, что прибор имеет номинальную мощность в 1,5 кВт, и приведено значение cos f = 0,84. Значит, полная мощность прибора составит уже 1,5 / 0,84 = 1,79 ? 1,8 кВт. Прибавка в 300 Вт – достаточно существенна, особенно для компактных электростанций.

Если значение коэффициента мощности неизвестно, то можно воспользоваться приблизительным поправочным коэффициентом для различных типов бытовой техники. В этом случае значение номинальной мощности умножают на указанный коэффициент:

Некоторые значения таких коэффициентов приведены в таблице:

Типы приборов Поправочный коэффициент к номинальной потребляемой мощности
Домашняя техника
Лампы накаливания и энергосберегающие люминесцентные лампы 1
Электроплиты, электрочайники, утюг 1
Мультимедийная техника и компьютеры 1.15
Пылесос 1.35
Циркуляционные насосы и блоки управления котлов отопления 1.5
Люминесцентные лампы 2
Бытовые вентиляторы, кухонные вытяжки 2
Стиральная и посудомоечная машина 2.5
Микроволновая печь 3
Погружные насосы и внешние насосные станции 3
Кухонная техника – электромясорубки, блендеры и т.п. 3
Холодильник, кондиционер 3.5
Электроинструменты
Триммер, электроножницы садовые 1.2
Электродрель, заточный станок 1.25
Перфоратор, угло-шлифовальная машина, электроножовка или цепная пила, электрорубанок 1.5
Бетономешалка 2
Насос для полива 2.5
Компрессор электрический 2.5
Мини-мойка высокого давления 3
Сварочный инвертор 3.5

Данный коэффициент учитывает и пусковой пик потребляемого тока.

Таким образом, можно выписать те приборы, которые с большой долей вероятности будут одновременно задействоваться при работе бензиновой электростанции. Затем паспортная номинальная мощность каждого умножается на соответствующий коэффициент, полученные показатели суммируются – и в итоге получается требуемое значение вырабатываемой генератором мощности. К нему целесообразно добавить еще 10?25%, чтобы создать определенный резерв.

Цены на бензиновые электростанции Huter

Бензиновые электрогенераторы Huter ht950a

Быстро прикинуть необходимую мощность бензиновой электростанции поможет и размещенный ниже калькулятор. Он, естественно, учитывает весьма осредненные значения мощности среднестатистических бытовых приборов и электроинструмента, но, тем не менее, дает возможность представить общую картину.

Калькулятор расчета необходимой мощности бензиновой электростанции

Укажите запрашиваемые значения и нажмите кнопку "Рассчитать необходимую мощность генератора"

ОСВЕЩЕНИЕ
Укажите количество и тип ламп, которые будут задействованы одновременно

Лампы накаливания

Энергосберегающие лампы

Люминесцентные лампы

БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ
Отметьте галочками те приборы, которые могут быть одновременно задействованы при работе электростанции

Отметьте необходимые позиции

ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТ
Отметьте галочками только те инструменты, которые могут быть задействованы одновременно при работе электростанции

Полученное значение станет ориентиром для подбора необходимой модели генератора – его показатели должны быть выше расчётного. Однако, увлекаться, закладывать слишком большой запас мощности «на всякий случай» – все же не стоит. Это, во-первых, приводит к росту стоимости электростанции, возможности которой останутся невостребованными. Во-вторых, работа бензиновой электростанции без достаточной нагрузки не идет ей на пользу – покрывается копотью свеча, быстро «стареет» масло, быстрее изнашивается поршневая группа, снижается заложенный моторесурс. Ну и, в-третьих, если рассчитать стоимость каждого использованного киловатта относительно цены израсходованного бензина, то понятно, что для оптимального соотношения показатели мощностей, вырабатываемой генератором, и потребляемой – не должны слишком сильно различаться.

Еще одно важное замечание о мощности электрической электростанции. В технической документации изделия обычно указываются два значения мощности – максимальная и номинальная, причём разница между ними может быть достаточно существенной, достигающей 15?20%.. При выборе необходимой модели следует ориентироваться исключительно на номинальный показатель! Максимальное значение – этот тот верхний рубеж нагрузки, который сможет «вытянуть» генератор в течение весьма непродолжительного времени, например, при какой-то несогласованности в пользовании энергоемким инструментом. Но длительность работы агрегата в таких условиях ограничивается всего несколькими минутами, а иногда – даже десятками секунд.

Выбираем тип двигателя

Надежность переносной электростанции в первую очередь зависит от типа и качества силового привода. В нашем случае речь идет о бензиновом двигателе внутреннего сгорания.

По принципу своей работы все бензиновые ДВС делятся на две большие группы:

  • Двухтактные двигатели, хотя и не отличаются высокой мощностью, подкупают простотой своего устройства, неприхотливостью, экономичностью в расходе топливной смеси. Они обычно очень легко запускаются даже при отрицательных температурах воздуха.

Такие силовые агрегаты обычно устанавливаются на компактные переносные электростанции с небольшой выходной номинальной мощностью. Главное их преимущество – мобильность. Но вот моторесурс у подобных двигателей невелик – обычно не превышает 500 моточасов.

Еще одной специфической особенностью двухтактных двигателей является необходимость приготовления топливной смеси из бензина и специального моторного масла в определенной пропорции. Не совсем удобно, но зато двигатель не имеет дополнительной системы смазки.

Итак, двухтактные двигатели хороши для бензиновых электростанций небольшой мощности, рассчитанных не непродолжительную работу, например, в походных или полевых условиях.

  • Четырёхтактные двигатели – сложнее по конструкции, и уже имеют отдельную систему смазки, то есть их заправка не предполагает приготовления смеси – заливается чистый неэтилированный бензин рекомендованной производителем марки. Правда, при этом придется постоянно контролировать уровень масла в картере.

Такие двигатели всегда более мощные, рассчитанные на куда большую продолжительность работы. Но вот с запуском у них сложнее – в морозную погоду в полевых условиях провернуть и запустить агрегат – не так просто. Кроме того, четырёхтактные двигатели требуют к себе большего внимания в плане регулярного технического обслуживания.

Различаться ДВС могут и материалом изготовления.

  • Самыми недорогими, легковесными, но при этом и не обладающими большим ресурсом являются двигатели с алюминиевым блоком и боковым расположением клапанов. У них лишь одно преимущество – компактность и небольшая масса. То есть они являются неплохим решение для электростанций, к которым основными требованиями будут высокая мобильность, простота использования при небольшой вырабатываемой мощности.
  • Для сезонного использования для, например, электрообеспечения небольшого дачного дома лучше приобрести двигатель с чугунным блоком и боковым расположением клапанов. Они уже несколько дороже, но и показатели мощности и продолжительности работы (в непрерывном режиме до 4-?5 часов) выше. Подойдет такой агрегат и для использования в небольшой домашней мастерской или при ведении «полевого» строительства, при разумном подходе к использованию мощного электроинструмента.
  • Самые совершенные, но и наиболее дорогие – это бензиновые четырехтактные ДВС с чугунным блоком и верхним расположением клапанов – OHV. Их моторесурс доходит до 3000 и даже более часов. Длительность безостановочной работы тоже немалая – до 8?12 часов.

Многие производители бензиновых генераторов используют для своих изделий двигатели известных мировых брендов. Если есть возможность выбирать, то предпочтение лучше отдать моделям, на которые установлены ДВС компаний «Briggs&Stratton», «Honda», «Yamaha», «Robin-Subaru» - проблем с качеством в этом случае не должно быть в принципе.

Большинство двигателей, устанавливаемых на переносные электростанции, имеют воздушную систему охлаждения. Хотя она и несколько уязвима от внешних условий эксплуатации, чаще всего ее вполне достаточно. Водяная система охлаждения применяется, как правило, на установках повышенной мощности, рассчитанных на длительную безостановочную работу.

Параметры генерирующего блока

Выработка электроэнергии происходит в генераторирующем блоке, а значит, необходимо учитывать и его особенности.

Прежде всего, все устанавливаемые на переносные электростанции генераторы подразделяются на синхронные и асинхронные.

  • Асинхронные отличаются лучшей устойчивостью к неблагоприятным условиям эксплуатации (влажности, запыленности). Они существенно дешевле синхронных и устанавливаются на доступные в ценовом сегменте модели. Как недостаток можно отметить то, что таким генераторам более свойственна работа с приборами, в которых преобладают активные нагрузки, с невысокими отклонениями пиковой мощности при запуске.
  • Синхронные генераторы имеют более сложное устройство и, соответственно, выше по стоимости. Но зато они рассчитаны на многократные частые пусковые нагрузки, и поэтому становятся оптимальным выбором, если предполагается подключение приборов с выраженной реактивной мощностью (сварочные аппараты, мощный электроинструмент, насосное оборудование и т.п.

Все бензиновые электростанции рассчитаны на выработку переменного тока. Но фазность может различаться: в продаже представлены модели однофазные (220 В) и трехфазные (380 В).

Коль речь идет о переносных генераторах, то выбор однозначно делается в пользу однофазных – мощную трёхфазную нагрузку типа сварочного аппарата или насосной станции они просто не потянут, да и не для этого приобретаются. Можно, конечно, приобрести трехфазный генератор, и использовать его в качестве источника питания для обычной бытовой техники. Однако, это ненужный перерасход средств. А кроме того, есть вероятность по неопытности неправильно распределить нагрузку по фазам, что часто приводит к перегреву обмоток и выходу оборудования из строя.

Некоторые генераторы, кроме того, оснащаются еще и выходом постоянного тока (обычно – 12 В). Очень удобная опция для применения низковольтного инструмента и освещения или, например, зарядки аккумуляторов.

Оценка эксплуатационных характеристик

Любого потенциального владельца всегда должно интересовать, насколько приобретаемое оборудование будет удобно в планируемой эксплуатации.

Габариты и масса электростанции

Эти параметры напрямую связаны с мощностными показателями генератора. Все зависит от того, какие условия эксплуатации предполагаются владельцем.

По компоновке самыми распространенными являются электростанции рамного типа. Все основные агрегаты и узлы, от ДВС до блока управления, собраны на металлической раме. Все на виду, обеспечивается надежное вентилирование.

За раму генератор легко переносить, а кроме того, на ней может быть установлен колесный ход для облегчения перемещения в пределах, например, строительной площадки.

Если упор при выборе делается на удобстве транспортировки, например, в легковом автомобиле, на компактности, то имеет смысл выбрать мини-электростанцию модульного типа, которая собрана в едином закрытом корпусе и чем-то напоминает чемодан.

Мощность подобных генераторов обычно лежит в диапазоне от 0,7 до 2,5 кВт, а масса – до 20 кг – вполне посильно для перемещения одним человеком. Учитывая повышенную защищенность такого генератора от распространяемых шумов, подобный выбор становится оптимальным для выездов на отдых или на охоту-рыбалку.

Система запуска двигателя

Запуск двигателя может проводиться вручную или с использованием электростартера.

На компактных моделях обычно устанавливается система ручного запуска – барабан с вытяжным тросиком и рукояткой. При хорошо отлаженном двигателе запуск не представляет никакой сложности – это вариант будет оптимальным для походных или условий, когда на первый план выходят показатели компактности, небольшой массы. Да и стоимость таких генераторов – существенно ниже.

Генераторы с системой электрозапуска оснащены стартером, что, соответственно, подразумевает наличие аккумулятора. Все это приводит к возрастанию габаритов и массы изделия. Но это бывает необходимым, например, если электростанция используется в «дежурном режиме» в качестве резервного источника питания – при пропадании внешнего напряжения автоматика произведет самостоятельный пуск агрегата. Опционально можно предусмотреть и дистанционный запуск генератора, например, чтобы не бегать к нему на рабочей площадке.

Как правило, все бензиновые генераторы, оснащенные встроенным электрическим стартером, имеют и систему ручного запуска.

Режим работы электростанции

Очень важный критерий оценки. Он зависит и от ёмкости топливного бака, и от конструктивных особенностей конкретной модели.

Цены на бензиновые электростанции Hyundai

Бензиновая электростанция Hyundai

Производители в технической документации обычно указывают рекомендуемы режим эксплуатации генератора – чередование циклов непрерывной работы и необходимых пауз. Как правило, объем топливного бака и расход горючего двигателем на номинальной нагрузке рассчитаны так, чтобы не превышалась допустимая длительность непрерывной работы.

На электростанциях средней мощности длительность работы может доходить до 10 часов. Компактные установки обычно рассчитаны всего на 2?3 часа непрерывной работы, после чего должна следовать обязательная пауза.

Дополнительная оснащенность бензиновой электростанции

Специфика конкретного использования генератора может заставить обратить внимание на некоторые необходимые опции.

  • Система автозапуска потребуется, если генератор будет применяться в качестве источника резервного питания, специальный блок автоматики следит за напряжением в сети, и если оно пропадает, то посылается управляющий сигнал на электростартер. Соответственно, при возобновлении подачи сетевой электроэнергии, в течение порядка 10 секунд двигатель будет заглушен, а автоматика вновь перейдёт в «режим ожидания».

Такой блок автоматики может быть встроенным, и к нему останется только подвести провода электросети. Некоторые бензиновые электростанции таким блоком не оснащены, но предусмотрена возможность его опциональной установки или же подключения к внешнему управляющему устройству – имеется соответствующий разъем.

Если планируется именно такое использование генератора, то на этот момент следует обратить особое внимание.

Желательно приобретать генератор с блоком стабилизации напряжения — AVR

Эта аббревиатура говорит, что в электросхему прибора включена система автоматической стабилизации выходного напряжения. Оно будет поддерживаться на заданном уровне вне зависимости от того, сколько точек потребления подключены к конкретный момент. Таким образом, сглаживаются возможные перепады, характерные, например, для моментов включения мощной техники с высоким пусковым током.

Видео: рекомендации по выбору переносного бензинового генератора

Особенности бензиновых электростанций инверторного типа

Если к показателям выходного напряжения генератора предъявляются особые требования, то есть смысл приобрести инверторный генератор. Его основное отличие – это особая система двойного преобразования вырабатываемого тока – из переменного – в постоянный, а затем, после фильтрации и сглаживания колебаний – обратно в переменный, но уже со стабильной «геометрией» синусоиды. В результате полученный переменный ток отличается высокой стабильностью – максимальные отклонения от эталонных параметров напряжения и частоты не превышают 2 ? 2,5%.

Такие стабильные характеристики чрезвычайно важны для компьютерной техники, микропроцессорных систем сигнализации, электронных блоков управления – отпадает необходимость установки дополнительных стабилизаторов.

Кроме этого, инверторные электростанции обладают и другими достоинствами:

  • Они – наиболее компактные и лёгкие, не занимают много места и легко переносятся или перевозятся.

  • У таких установок предусмотрена автоматизированная система контроля за оборотами бензинового двигателя, в зависимости от нагрузки. Это повышает моторесурс электростанции и делает ее эксплуатацию по максимуму рациональной, экономичной в плане расхода топлива.
  • Компоновка узлов – продумана до мелочей, и вся конструкция умещается в одном компактном закрытом кожухе, позволяющем эксплуатировать генератор даже в неблагоприятных погодных условиях.
  • У таких электростанций – самый низкий уровень создаваемого шума, обычно лежащий в пределах допустимых санитарных норм – отличное качество для использования при организации досуга на природе.

Из недостатков можно отметить лишь невысокую длительность беспрерывной работы (ограничивающуюся обычно двумя - тремя часами), и высокую стоимость электростанций такого класса.

Каким брендам отдать предпочтение

Разнообразие представленный в продаже бензиновых генераторов – чрезвычайно велико, что, кстати, часто даже затрудняет выбор нужной модели. Рассказать обо всех производителях в масштабе одной статьи – просто невозможно, поэтому просто укажем на наиболее авторитетные бренды.

«Законодателями мод» по праву считаются японские компании – «Makita», «Honda», «Yamaha», «Subaru». Вполне соответствуют этому уровню и южнокорейские генераторы «Hyundai»

Немецкие генераторы часто называют «неубиваемыми»

Безусловным авторитетом пользуются германские электростанции «Fubag». За другими немецкими генераторами – «Huter» прочно закрепилась слава «неубиваемых» — настолько они надежны и долговечны. Постоянно высокий спрос на продукцию еще одной компании из Германии – «Hammer».

Только положительных отзывов за высокий моторесурс, малый уровень шума и вибрации, отличное соотношение мощности и размеров заслужили бензиновые электростанции французского производства – «SDMO» и «Caiman». Славятся своей безотказностью генераторы «Ресанта» латвийской компании, в производстве которых применены лучшие германские технологии.

Что можно сказать о Китае? Вполне достойной техникой являются бензиновые генераторы «Elitech»и «Kipor» – производители дают приличную гарантию, и аппараты очень даже неплохо показывают себя в эксплуатации. Существует и ряд других китайских компаний, которые производят подобные электростанции с установкой на них двигателей японских брендов, что само по себе говорит об определенной гарантии качества. Но, к сожалению, среди китайского разнообразия немало и низкопробной продукции неизвестных названий. Они, возможно, привлекают ценой, но ждать от них длительной безаварийной эксплуатации – это уже «лотерея», как повезет.

Лучше уж остановиться на отечественных моделях – они, наряду с умеренными ценами, привлекают еще и доступностью в обслуживании. А по качеству российская техника подобного класса, например, брендов «Энергомаш», «Сварог», «Энерго», «Калибр», «Зубр» и некоторых других уже стала успешно конкурировать с зарубежными образцами.

Цены на популярные бензиновые электростанции

Видео: обзор отечественных бензиновых электростанций «Зубр»

Передвижные электростанции применяются в качестве резервных и автономных источников электроэнергии на самых различных объектах. Данный вид энергетического оборудования всегда пользуется повышенным спросом, прежде всего, благодаря свой надежности и мобильности. Существует достаточно большое количество видов профессиональной деятельности, связанных с переменой местоположения. Например, деятельность по разработке рудников, газовых и нефтяных месторождений, строительная и военные сферы, кинематограф и т.д. Для данной категории потребителей применение передвижных дизельных электростанций для обеспечения того или иного объекта стабильной электроэнергией, является единственно верным решением. Так как стационарные электроагрегаты для эксплуатации в подобных условиях не подходят. Кроме того мобильные электростанции пользуются популярностью у дачников, рыбаков, охотников и просто любителей отдыха на природе. В качестве резервного источника передвижной дизель-генератор применяется там, где очень важна беспрерывная подача электроэнергии - это: больницы, банки, военные объекты, промышленные предприятия, спасательные службы и т.д.

В наши дни существует большое разнообразие передвижных электростанций . Между собой они могут различаться по следующим признакам:

· Мощности (малой (до 10 кВт), средней (10 -100 кВт), большой мощности (свыше 100 кВт));

· Виду топлива (жидкое или газообразное);

· Времени непрерывной работы;

· Способу транспортировки (самоходные - автомобильные электростанции , электростанция на прицепе , на раме-салазках, блочно-транспортабельные, на железнодорожной платформе (в вагоне), на специальном транспорте, а электростанции малой мощности могут быть переносными) и т.д.

В зависимости от предстоящих условий эксплуатации передвижная дизельная электростанция на шасси производится в различных вариантах, а именно: в контейнере, в открытом виде, в шумозащитном кожухе, под капотом.

Передвижной дизельный генератор – это надежное и долговечное энергетическое оборудование, которое сочетает в себе современные технологии, исключительную мобильность и постоянную готовность к работе. Если Вы испытываете потребность в приобретении передвижной электростанции , то всегда можете рассчитывать на профессиональную консультацию наших специалистов, которые помогут вам сделать правильный выбор. На нашем сайте вы можете выбрать, заказать и купить передвижные мобильные генераторы дизельные электростанций на шасси (прицеп на колесах), цена предоставляется по запросу. Стоимость электростанции передвижной зависит от комплектации и исполнения.

Электрооборудование мастерских

По техническому труду

Лекция № 2.1.1

Переносные электрические станции

Курс, группа, факультет : факультет технологии, 2 курс, дневное отделение

Дата проведение занятия : ________________

Цель занятия : изучение назначения, общего устройства, технологических характеристик, принципа работы и мер безопасности при работе с электроинструментами и бытовыми приборами в мастерских по техническому труду.

Задачи занятия:

1. Формирование у студентов минимально необходимых знаний основных законов электричества и освоение методов проведения электрических измерений в электрических цепях и выполнения поверок электроизмерительных приборов

2. Формирование знаний о назначении, общем устройстве, технологических характеристиках, принципах работы и мерах безопасности при работе с электроинструментами и бытовыми приборами в мастерских по техническому труду.

3. Привитие навыков электромонтажных работ в мастерских и выполнения первичных ремонтных работ электрооборудования в мастерских по техническому труду.

План занятия:

1. Назначение, общее устройство и классификация по техническим возможностям и фирмам-производителям переносных электрических станций.

2. Технологические характеристики и принцип работы.

3. Эксплуатация и меры безопасности.

Назначение, общее устройство и классификация по техническим возможностям и фирмам-производителям переносных электрических станций

Переносная электростанция представляет собой автономное устройство и предназначена для превращения механической энергии, полученной от сгорания топлива, в электрическую энергию.

Существует множество терминов для обозначения одного и того же оборудования, которое понимается под термином электростанция:

Портативная электростанция;

Переносная электростанция;

Бензиновая электростанция;

Дизельная электростанция;

Газовая электростанция;

Бензогенератор;

Дизельгенератор;

Стационарная, промышленная, передвижная и контейнерная электростанция;



Генераторная установка.

Все они объединяются общим принципом работы – преобразованием тепловой энергии топлива в электрическую. КПД таких электростанций 25-30%. Для повышения КПД (или для утилизации тепла, вырабатываемого электростанцией), созданы МИНИ-ТЭЦ, утилизирующие тепло для систем отопления.

Все электростанции можно разделить :

По назначению – бытовые, профессиональные (до 15кВА);

По применению – резервные, основные:

По виду топлива – бензин, дизтопливо, газ (сжиженный или магистральный);

По исполнению – открытые, в шумопоглощающем корпусе, в контейнере, в кунге и т.п.;

По виду пуска – ручной (для малогабаритных), электростартерный или автоматический;

По фирме – производителю.

Бензиновые переносные электростанции характеризуются высокой производительностью В качестве топлива используется бензин марок А-92 или А-95. Расход топлива зависит от мощности нагрузки, начинается со значения 0,3 л/час. Непрерывная работа генераторов обычно ограничена 6-8-мью часами. Ресурс работы (моторесурс) – от 500 до 2000 часов.

Преимущества (по сравнению с переносными дизельными моделями):

· низкая стоимость генератора;

· высокий экономический эффект при малых мощностях электропотребления;

· компактность;

· малошумность;

· гарантированный запуск при отрицательных температурах;

· простота обслуживания.

Недостатки электростанций этого типа:

· высокая стоимость используемого топлива;

· большая горючесть топлива повышает опасность возгорания, при установке и работе в помещении следует обеспечить вентиляцию воздуха.

Дизельные переносные электростанции по своим характеристикам схожи с бензиновыми, но они отличаются более высоким моторесурсом. Расход топлива зависит от мощности нагрузки и начинается со значения 0,8 л/час. Ресурс работы (моторесурс) – от 4000 часов.

Преимущества (по сравнению с переносными бензогенераторами):

· высокая надёжность и большой моторесурс;

· низкая стоимость топлива;

· высокая окупаемость при работе с большими мощностями;

· низкая опасность возгорания топлива.

Недостатки :

· более высокий уровень шума;

· при отрицательных температурах необходим подогрев топлива и системы охлаждения;

· значительное сокращение срока службы при работе на холостом ходу.

Переносные бензиновые и дизельные электростанции могут оснащаться инверторами . В чём отличие? В классических моделях параметры выходного напряжения определяются частотой вращения двигателя. В инверторных электростанциях амплитуду, частоту выходного напряжения формирует электронная схема. Сначала переменный ток электрогенератора преобразуется в постоянный ток. Затем ток опять преобразуется в переменный, но уже с качественными, стабильными параметрами.

Электростанции инверторного типа обладают следующими преимуществами :

· высокая стабильность параметров выходного напряжения инверторных электростанций (амплитуды, частоты) позволяет питать критичные к этим параметрам электронные приборы;

· низкая цена генератора;

· экономия топлива – электронная система обеспечивает точную регулировку оборотов двигателя в зависимости от мощности нагрузки; малый вес, компактность.

Газовый генератор – это самый молодой вид генераторных агрегатов. Газогенераторы – генераторы, работающие на самом «чистом» виде топлива, так как в результате сгорания газ не оставляет никаких твёрдых частиц, а, следовательно, не загрязняет атмосферу. Газ является самым недорогим видо м топлива, что обуславливает низкие затраты на содержание газогенератора. Этот экологичный вид генератора характеризуется и низким уровнем шума в процессе работы, что также является явным преимуществом перед бензиновым и дизельным генератором. Однако цена на газовый генератор значительно выше, чем на бензиновый или дизельный генератор, что обуславливает доступность лишь узкому кругу потребителей. Поэтому на сегодняшний день газогенератор и не получил такого широкого распространения, как дизельный или бензиновый виды генераторов.

Переносные солнечные электростанции предназначаются для преобразования солнечной энергии в электрическую. Накопленная электроэнергия хранится в аккумуляторной батарее. Преобразованная энергия используется напрямую или через преобразователи напряжения. Солнечные электростанции характеризуются высокой устойчивостью к механическим повреждениям и климатическому воздействию, благодаря этому их можно эксплуатировать в любых экстремальных условиях. В качестве аккумуляторов в переносных солнечных электростанциях используются герметичные свинцово-кислотные гелиевые аккумуляторные батареи. С помощью солнечных электростанций обеспечивается освещение временных строений и отдельно стоящих объектов. Однако широкого распространения они не получили. Поскольку стоимость их высока, мощность и КПД низки, а вес и габариты существенно ограничивают возможность мобильного перемещения.

Устройство бензинового генератора. Ключевым узлом агрегата является двигатель. Могут использоваться два типа двигателей:

* двухтактные – устанавливаются на маломощные агрегаты для непродолжительной эксплуатации.

* четырехтактные – обладают повышенным запасом прочности. Срок бесперебойной работы – 5-7 часов. Моторесурс – 3-4 тысячи моточасов.

Двигатель комплектуется различными системами. Одна из них отвечает за подачу топлива, другая – за шумоподавление, третья – за подачу смазки.В комплектацию также входит выхлопная труба.

Вырабатываемая мощность двигателя определяет тип используемого генератора переменного тока – однофазный либо трехфазный.

Если планируемая нагрузка превышает 5 кВт, электростанция комплектуется трехфазным генератором.

Кроме этого электрогенераторы могут быть асинхронными и синхронными. Некоторые бюджетные модели оснащаются асинхронными генераторами, обладающими несложной конструкцией.

Синхронные генераторы способны переносить трехкратные скачки напряжения.

Качественная и безошибочная работа ключевых внутренних узлов электроагрегата контролируется при помощи контрольно-измерительных приборов.

Схема бензинового генератора показывает расположение всех узлов электрической установки, и их влияние на работу агрегата. Рамный каркас конструкции связывает все узлы в единый рабочий комплекс.

Если рассматривать стационарные электростанции , то они выполняются на станине или в закрытом кожухе.


В первом случае массивная станина служит демпфером и амортизатором для работающего агрегата. Амортизация может производиться за счет конструкции корпуса или при помощи специальных гидравлических и механических демпферов. Электростанции большой мощности отличаются от переносных более совершенной системой запуска и управления двигателем, возможностью включения в систему автономного энергоснабжения с автоматическим запуском.

Электростанции дизельные, выполняемые в отдельном кожухе, как правило, обладают мощностью от 15 кВт. Используемые здесь двигатели крайне надежны и могут эксплуатироваться в течение долгих лет.

Электростанции в кожухе, помимо станины и основных элементов могут поставляться с собственной принудительной системой вентиляции и в утепленном исполнении для районов с низкими зимними температурами. Исполнение в кожухе дает свои преимущества по транспортировки электростанций большой мощности. Чаще всего в нем предусмотрены подъемные «уши» для кранов и спецтехники. Такие электростанции можно использовать вместе с системами бесперебойной подачи топлива и прогрессивной автоматикой, рассчитанной на питание большого количества потребителей с разными параметрами потребляемого тока.

Таким образом, стационарные электростанции в кожухе состоят из: генераторного блока, двигателя, бензобака или системы бесперебойной подачи топлива, охладителя, системы принудительной или естественной вентиляции, станины, кожуха, выполненного под требования заказчика, блока регуляции и распределения нагрузки.

Современный рынок бензиновых и дизельных генераторов характеризуется широким ассортиментом продукции от лучших производителей, среди которых основными являются фирмы-производители завоевавшие доверие большого круга потребителей по вполне понятным причинам. Ведь качество и надёжность долгосрочной работы генераторов – основные показатели, благодаря которым такие производители, как Gesan, Wilson, Endress, Kipor, Damask, Matrix, Huter, Green field, Champion, Hyundai, Fubag, Honda обеспечивают постоянно растущий уровень спроса на изготавливаемую продукцию