Молитва чтобы человек не умирал. У Бога все живы. Православный обряд погребения. Утешение скорбящему. Молитвы за усопших. Когда на наших глазах мучительно умирает близкий нам человек, имеем ли мы право просить Бога ускорить его кончину

(43 голоса : 4.0 из 5 )

Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый . Это последование положено читать священнику, для чего он призывается в дом умершего.
Если таковой возможности нет, то последование могут прочитать ближайшие родственники и знакомые. Выше приведена ссылка на канон в версии для чтения мирянином. Если человек умер вне дома и тела его в квартире нет, то в час сообщения о смерти все равно нужно прочитать этот канон и далее читать Псалтирь.
Если смерть наступила в Пасхальную седмицу (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели – ), то помимо читается .

В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения над телом покойного вплоть до его погребения. Псалтирь нужно читать сразу по кончине, если даже тело усопшего находится вне дома. Псалтирь читается и в дальнейшем в молитвенную память о почившем, в дни поминовения, а особо усиленно в первые сорок дней по кончине. Мнение, что смерть в Страстную седмицу усугубляет грехи усопшего, а в Пасху или Светлую седмицу облегчает – неверно.
Не без причины и не без цели с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Именно Псалтирь воспроизводит все многообразие движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и ободрения в наше сердце. Чтение Псалтири – молитва Господу об усопшем – утешает скорбящих и помогает душе новопреставленного в ее загробных странствиях.
Псалтирь разделена на 20 больших частей – кафизм (от греческого слова «кафизо» – «сижу», что означает возможность сидеть при чтении Псалтири). Каждая кафизма делится на группы псалмов, отделяемых словом . Псалтирь – составная часть Библии, однако, обрести Псалтирь можно и в отдельном издании, и в некоторых молитвословах.

Если Псалтирь читает мирянин , то чтение начинается с прошения «Молитвами святых отец наших…», затем предначинательные молитвы: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш» и далее по порядку. Каждая кафизма начинается молитвословием: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу», «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу», «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».
Затем читаются псалмы до слова «Слава», что означает «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». На каждой «Славе» читается молитва «Помяни, Господи Боже наш…», находящаяся в конце «Последования по исходе души от тела» с упоминанием имени усопшего. Затем продолжается чтение псалмов до следующей «Славы». По окончании кафизмы читают «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», тропари и молитву, положенную после каждой кафизмы. Возбраняется при чтении Псалтири добавлять молитвы неизвестного происхождения и вообще любые молитвы, не находящиеся в Богослужебных книгах.

Во время Пасхальной недели (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели – Радоницы) в церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить чтением Пасхального канона. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь, т.к. Псалтирь употребляется с первых времен христианства не только в одних скорбных случаях, но и в радостных, а Апостольские постановления указывают читать Псалтирь в 3-й день по кончине ради Того, Кто в 3-й день воскрес из мертвых. Отсюда следует заключить, что нет надобности отлагать чтение Псалтири над усопшим и в святые дни Пасхи. Для выражения же большей торжественности праздника, можно делать некоторые прибавления пасхальных песней, по прочтении каждой кафизмы и даже «Славы». Если к гробу умершего приглашен священник, то он совершает заупокойное богослужение – или . В первый же день нужно позаботиться о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу же, в день смерти, заказать в тех храмах, где богослужение совершается ежедневно.

Если рядом несколько храмов, то хорошо в них подать записки с именем усопшего на или на панихиду. Делать это можно и даже нужно еще до отпевания и погребения. Усопшие, со дня кончины которых не прошло 40 дней, называются новопреставленными .

Пока гроб с покойным находится дома, прощаться с усопшим приходят родственники, друзья, знакомые. И, в большинстве случаев, подойдя к гробу, не находят нужных слов для прощания. Самое уместное в этом случае, осенив себя крестным знамением, прочитать следующие краткие молитвы:
«Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего новопреставленного(имя) , идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная», или: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего новопреставленного (имя) , и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».
При смерти женщины в молитвах соответственно читается «душу рабы Твоей новопреставленной (имя) ».

Необходимо попросить прощения у почившего и простить ему все обиды.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Ушедший из жизни родной или близкий человек повергает всех в скорбь, тоску и уныние. Слезы людей могут облегчить только их боль, никак не влияя на душу усопшего. На душу усопшего вряд ли повлияет солидный памятник, пышные и красивые поминки, а также престижное место на кладбище. Потому что все это материальное. Оно никак не влияет на духовный божий мир. Умершему помогает поминальная молитва за упокой души усопшего.

В таком молитвословии живые принимают святое участие в спасении души умершего. Люди обращаются с молитвой «Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего» и продвигают Бога на милость души умершего. Такая милость дается только по прошению живых. Молитва за усопших родственников также доставляет спасение и живым.

Все дело в том, что при молитвословии об умерших люди настраивают также свою душу на небесный лад. Это все отвлекает от суетливого и временного живого мира и наполняет память людей о смерти и отклоняет их души от зла. Также такое молитвословие помогает живым надежду на неземное будущее, и воздерживаться от произвольных грехов.

Еще молитвы об усопших родственниках помогают расположить душу верующего христианина к исполнению основной заповеди Христа — готовиться к исходу в любой час. Помните, что усопшие также молятся и за нас. А особенную помощь мы можем получить по молитвословиям, которые показали свою Божественную силу и обрели блаженство в вечности.

Поминальное молитвословие об умершем родственнике считается долгом любого верующего православного человека. По канонам православной церкви особенно усердно необходимо молиться в течении первых сорока дней после кончины. Христианская церковь заповедует возносить молитву вдовы об усопшем муже, детей родителям или просто близкому человеку каждый день.

Православная церковь также заповедует прочитывать имена по специальному помяннику. Это небольшая книжечка, в которой сохранены имена усопших и живых сородников. Даже существует благочестивый обычай, по которому предлагают ведение семейных помянников. Прочитав имена всех записанных родственников, православные верующие могут помнить многие поколения родственников, которые давным-давно умерли.

Помните, что молитвы, читаемые дома, до 40 дней усопшему имеют намного лучший эффект, чем после 40 дней. Помимо этого стоит учесть, что в домашних условиях можно читать все молитвы. Даже те, которые нельзя упоминать на церковном Богослужении. Например, в храме запрещено читать молитву за не крещенных усопших или за самоубийц. Главное, точно воспроизводите весь текст молитвословия, сохраняйте все намерения и концентрацию. И ни коем случае нельзя ни на что отвлекаться.

Богослужение в храме

Поминать умершего человека в Церкви необходимо как можно чаще. Это нужно делать не только в дни поминовения, но и в любой другой день.

  1. Главным молением является короткая молитва об усопших православных христиан на Божественной литургии. Во время этого процесса приносится бескровная жертва Богу.
  2. После литургии следует панихида. Этот обряд служится перед кануном — специальным столиком с несколькими подсвечниками и с изображением распятия. Во время этого процесса в память об умерших следует оставить приношение на нужды церкви.
  3. Для души умершего человека очень важно заказать в церкви сорокоуст. Это обряд литургии, который длиться со дня кончины человека до 40 дней. По окончании сорокоуста — его можно заказать вновь. Длительные сроки поминовения можно заказывать на полгода и на год. А самым простым жертвованием за умершего считается свеча, которую ставят за упокоение.

Какие молитвы читать по усопшему дома

Помните, что самое большое, что можно сделать в память об умершем — это заказать литургию. Но все же не стоит забывать, что за них также можно совершать дела милосердия и молиться дома.

Молиться о спасении души умершего — это святая обязанность, которая возлагается на здравствующих родственников. Помните, что только молясь о умерших близких людях, можно доставить им единственное благо, которого они ждут. Этим благом будет поминовение Господа.

Церковь заповедует детям произносить слова молитвы об усопших родителях до 40 дней после их кончины. Это необходимо делать каждый день на протяжении этого периода. Для этого достаточно читать следующее краткое молитвословие каждое утро:

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

На кладбище

Кладбище — это святое место, на котором покоятся тела усопших до их будущего всеобщего воскрешения. Даже во времена язычества усыпальницы считались неприкосновенными и священными.

Помните, что могилу умершего человека всегда нужно содержать в идеальной чистоте. Крест на могиле считают молчаливым проповедником воскресения и бессмертия. Его обязательно ставят в ноги покойного для того, чтобы лик его был обращен на Распятие.

Придя на кладбище, нужно зажечь свечу и помолиться. Не нужно на кладбище есть и пить. Особенно недопустимым является лить водку на могильный холм. Ведь это оскверняет память умершего. Также не должен соблюдаться обычай оставлять на могиле кусочек хлеба и рюмку водки. Это пережиток язычества.

Наиболее эффективные поминальные молитвы

Дальше поговорим о том, какие молитвы читать по усопшему для того, чтобы Господь их услышал. Ведь молитвословия о покойниках с грузом грехов, способны намного улучшить загробную жизнь наших родных. А Господь всегда очень хорошо слышал тех, кто молится не только за себя, но и за других людей.

Со следующее поминальным молитвенным обращением обращаются к Господу вдовы:

«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты - плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами.

Ты, Господи Владыко всяческих, благословил еси сочетати мя со единем из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим.

Аще отъял еси его от меня, не отыми от меня Своея милости. Якоже некогда приял вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имя), прости ему вся согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконьми его и не предаждь вечной муки, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в небесныя обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца, и Сына, и Святаго Духа православно даже до последняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит.

Ты Един кроме греха, и правда Твоя - правда во веки. Верую Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако, умилосердився, утиши и скорбь мою.

Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам святыя Церкви Твоея внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими и мое моление о рабе Твоем, и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

Молитвословие детей за своих умерших родителей:

«Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты - сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и. плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.

Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.

С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!

приими днесь о рабе Твоем (имя), теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, Своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя;

за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и видео о молитве за усопших:

Бывает, что не только в деревнях нет возможности пригласить священнослужителя отчитывать предсмертную молитву и сотворить соборование, но и в городе не всегда есть возможность это сделать. Причины тому разные, например батюшка занят, поехать некому, нет средств, да мало ли что еще.

В таких случаях не возбраняется самим сделать отчитку. Очень многие просят научить этому. Особенно много писем приходит после того, как я написала «У порога вечности».

Люди тяжело переносят смерть родных и близких. Но кроме душевных страданий возникает масса вопросов, которые обязательно нужно разрешить: как правильно молиться об умершем, чтобы Господь простил усопшего, как проводить его в последний путь.

Как всегда, я откликаюсь на Ваши просьбы. Сегодня я расскажу о том, какие молитвы следует читать о новопреставленных и давно умерших людях.

Если человек при смерти (в сознании или же без сознания), следует читать вслух, но не очень громко, по возможности четко и без слез, ибо Вы являетесь ходатаем за умирающего человека перед Всевышним. Если ангел смерти в эту минуту находится возле умирающего, он передаст молитву Господу Богу нашему Иисусу Христу. Не следует прерываться на полуслове, отвлекаться на разговоры с кем-либо. Нехорошо, если в это время в доме будет лаять собака. Нужно заранее позаботиться о тишине и животных убрать.

Помните! Вашим языком умирающий говорит с Богом!

А теперь молитвы:

Когда я, удрученный приближение кончины земного бытия моего: Господи, помилуй меня.

Когда бедное сердце мое при последних ударах своих будет изнывать и томиться смертными муками: Господи, помилуй меня.

Когда очи мои в последний раз орошаются слезами при мысли, что в течение моей жизни оскорблял я Тебя, Боже, грехами своими: Господи, помилуй меня.

Когда частое биение сердца станет ускорять исход души моей: Господи, помилуй меня.

Когда смертная бледность лица моего и холодеющее тело мое поразит страхом близких моих: Господи, помилуй меня.

Когда зрение мое помрачится и пресечется голос, окаменеет язык мой: Господи, помилуй меня.

Когда страшные призраки и видения станут доводить меня до отчаяния в Твоем милосердии: Господи, помилуй меня.

Когда душа моя, пораженная воспоминаниями моих преступлений и страхом суда Твоего изнеможет в борьбе со врагами моего спасения, силящимися увлечь меня в область мрака мучений: Господи, помилуй меня.

Когда смертный пот оросит меня и душа с болезненными страданиями будет отдаляться от тела: Господи, помилуй меня.

Когда смертный мрак закроет от мутного взора моего все предметы мира сего: Господи, помилуй меня.

Когда в теле моем прекратятся все ощущения, оцепенеют жилы и окаменеют мышцы мои: Господи, помилуй меня.

Когда до слуха моего не будут уже доходить людские речи и звуки земные: Господи, помилуй меня.

Когда душа предстанет лику Твоему, Боже, в ожидании Твоего назначения: Господи, помилуй меня.

Когда стану внимать праведному приговору суда Твоего, определяющего вечную участь мою: Господи, помилуй меня.

Когда тело, оставленное душою, сделается добычей червей и тления и, наконец, весь состав мой превратится в горсть праха: Господи, помилуй меня.

Когда трубный глас возбудит всех при Втором Твоем Пришествии и раскроется книга деяний моих, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного раба Твоего (имя). В руце Господи, предаю дух мой. Аминь.

1) Всех ли он простил и со всеми ли примирился.

2) Есть ли неотпущенный тайный грех при исповеди.

3) Есть ли слово, которое хочет умирающий сказать кому-либо.

4) Обещайте донести волю умирающего до того лица, к кому обращался умирающий.

5) Спросите, чего бы он искушал или испил.

6) Дайте умирающему святой воды или яблоко (яблоко вложите в руку или положите на грудь).

7) Дайте ему поцеловать икону или же крест.

Ирмос

Яко по суху путешествовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песню поим, вопияще.

Припев

Пресвятая Богородица, спаси нас. Каплям подобно дождевым, злии и малые дни мои, летним обхождением оскудевшие, помалу исчезают уже, Владычица, спаси нас. Твоим благоутро-бием и многими щедротами Твоими, Владычица, преклоняема, естественно, в час сей ужасный предстани ми, Помощнице Непоборимая. Содержит ныне душу мою страх велик, треплет неисповедим и болезнен есть, всегда изыти ей телеси, Пречистая, Юже утеши.

СЛАВА: Грешным и смиренным известное прибежище, о мне извести Твою милость Чистая, и бесовские избавируки, яко же бо пси мнози обступиша мя.

И НЫНЕ: Се время помощи, се время Твоего заступления, се, Владычице, время, о немже день и нощь припадах и молимся Тебе.

Православный обряд погребения

Конец жизни человека

Как молиться за умирающего человека. Как читать канон над умирающим человеком. Для чего читается отходная.

Как молиться за умирающего человека. При конце жизни человека, при отходе его из этого мира, над ним читается особый канон – собрание песней-молитв, составленное по определенному правилу. «Канон» – слово греческое, в переводе означает «правило».

В православном молитвослове этот канон называется так: «Канон молебный при разлучении души от тела». Он читается «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущаго глаголати» (говорить), и часто его называют отходною (молитвой).

Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из этого умилительного канона, данных в переводе на русский язык: «Уста мои молчат, и язык ничего не говорит, но сердце вещает, потому что, снедая его, внутри меня разгорается огонь сокрушения и призывает неизреченными словами Тебя, Пресвятая Дево» (песнь 6); «Ночь смертная, мрачная, безлунная меня постигла неготового, она пропускает меня, неприготовленного, к долгому страшному пути. Да сопутствует мне Твоя милость, Владычице» (песнь 7); «Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные (безместные) мысли, поступки (деяния) души моей, люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести. Но Ты, Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне (за меня) ходатаицей пред Господом» (песнь 9).

В каноне девять песней (вторая песнь не читается). В каждой из песней есть коротенькие молитвы-тропари (обращения к Богу, Пресвятой Богородице). Перед ними читается припев, указанный в 1-й песни. Перед ирмосом (первой молитвой каждой песни) припев не читается. Если перед началом тропаря стоит «Слава», то читать следует: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», если «И ныне» – «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». В конце канона читают молитвы: Достойно есть. Трисвятое. По Отче наш. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды).

Для чего читается отходная. В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом; особенно тяжело душе первые три дня вне тела. При выходе из тела душа встречает Ангела-хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид последних так ужасен, что душа мечется и трепещет при виде их.

Родным и друзьям умирающего нужно быть мужественными, чтобы попрощавшись с любимым человеком, постараться молитвой смягчить не столько телесные, сколько душевные его страдания, облегчить душе выход из тела.

Обряд погребения

Омовение и облачение умершего. Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание. Погребение.

Омовение и облачение умершего . Ни один народ не оставлял без попечения тела своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.

Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он член Церкви Христовой. В развалинах этого некогда величественного храма носился, жил и действовал животворящий Дух Божий (см.: 1 Кор. 6: 15-19). Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием (см.: 1 Кор. 15: 53). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.

Трогательные обряды, совершаемые Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от богопросвещенных Апостолов и первых христиан.

Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение производится в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лицом Божиим после всеобщего воскресения.

Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока там находится покойник.

При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой или губкой.

После омовения тело христианина одевают в новые светлые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия (см.: 1 Кор. 15: 53). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.

Если вдруг на человеке во время кончины не было креста, то после омовения его обязательно надевают.

Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку умершего кладут икону (или крест): для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. Можно и так: в левую руку – крест, а на грудь – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (всегда имел) Господа перед собой, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.

Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и гроб внутри и снаружи. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят во гроб.

На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего привозят туда для отпевания. Некоторые люди покупают его для себя заранее. Умерший христианин украшается венцом как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Этим показывается, что окончивший свое земное житие надеется за свои подвиги получить венец (см.: 2 Тим. 4: 7 – 8) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.

Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб, как правило, ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу.

Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область Света – в лучшую, загробную жизнь.

Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» . Если человек умер не дома и тела дома нет, то в день его смерти все равно читают этот канон.

Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песней. Перед тропарями (песнями, начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоей)» с прибавлением полного имени усопшего.

Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека; поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего», произносить еще имена недавно умерших знакомых, родителей, родственников и т. п. Канон читается только за одного .

В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением имени покойного: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (-уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имярек )…». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имярек), Господи».

«Последование» читается с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.

Вот молитвенные прошения из этого канона: «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (5-я песнь); «Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к земной жизни» (4-я песнь); «Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его (умершего)» (из начального тропаря).

Затем в течение трех дней над умершим читают Псалтирь. Ее начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.

Псалтирь разделена на двадцать больших частей – на кафизмы. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу:

«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему».

После этого читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом «Слава», трижды говорится: «Аллилуиа! (трижды). Слава Тебе, Боже!» и повторяется молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди…». После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й и так далее).

В каждой кафизме трижды читается «Слава»; следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего.

Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина все то время, пока умерший остается непогребенным.

Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, много проливает утешения и ободрения в наше скорбящее сердце. Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем…

Книга эта такова, что всякий молящийся и читающий ее может произносить слова ее как свои собственные, что нельзя сказать ни о какой другой книге. Поэтому, слыша над гробом христианина монотонный голос чтеца, воображаешь, что молитва богодухновенного царя-пророка Давида как бы произносится устами самого усопшего. Он будто бы сам из гроба умоляет милосердного Бога о своем помиловании.

Вынос тела. За час или за полтора часа перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читают «Последование по исходе души от тела».

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» – в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в Царство бесплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь.

Церковное отпевание. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники.

По учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом православного христианина читают канон и Псалтирь, а в церкви совершают чин отпевания.

Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека – за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, один бессмертен; а мы все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты – земля и в землю возвратишься. Туда-то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями, возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Но, несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», а потому Святая Церковь молит Владыку и Господа по Его неизреченной милости простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного; «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезни, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная».

Чтобы не оставить в страдающем сердце места для печали и ни одного облака сомнения, которое может родиться в душе при виде разрушения прекраснейшего из творений Божиих (человека), апостол Павел возвышает свой утешительный глас, переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает перед нами дивные тайны будущего славного преображения тела человека (см.: 1 Фес. 4: 13-17). Наконец, Сам Иисус Христос устами священника утешает и обнадеживает нас, проливает отраду и радость в сердце, растерзанное горем и печалью: читается заупокойное Евангелие от Иоанна (см.: Ин. 5: 25-30).

По прочтении Апостола и Евангелия священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем грехи, в которых он покаялся (или которые при покаянии не мог вспомнить), и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается в правую руку усопшего его близкими.

Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных стихир (молитв): «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…». В переводе со славянского языка эта молитва звучит так: «Приходите, братья! Дадим последний поцелуй умершему, принося благодарение Богу. Вот он оставил родных своих и спешит к могиле, уже не заботясь о суете земной и о многострадальной плоти. Где теперь родные и друзья? Сейчас мы с ним разлучаемся… Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его».

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землей (или чистым речным песком) со словами: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущии на ней». Гроб закрывают крышкой, после чего уже не открывают.

При выносе гроба с телом из храма поется «Трисвятое». Лицо умершего обращают к выходу.

Заочное отпевание. Часто случается так, что церковь находится далеко от дома усопшего; тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшем храме. После чина отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола. Дома умершему в правую руку вкладывают разрешительную молитву, на чело полагают бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело, закрытое простыней с ног до головы, крестообразно, от головы к ногам, с правого плеча на левое, посыпают песком, чтобы получился правильной формы крест.

Погребение. В могиле усопшего полагают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой мы молимся на восток, – в ожидании наступления утра вечности, или Второго Пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности.

При опускании гроба с телом в могилу вновь поется «Трисвятое». Все провожающие умершего в последний путь перед тем, как могилу начнут зарывать, бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле в знак покорности Божественному определению: ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3: 19).

Крест, символ спасения, возвышается над могилой всякого христианина (он ставится в ногах). Умерший веровал в Распятого на Кресте и покоится сном смерти под сенью креста. Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.

Помочь родным умершего омыть его, облачить, помолиться о его упокоении – благочестивое дело. Не надо уклоняться от участия в нем: это последняя милость, которую мы можем оказать усопшему.

Поминовение умерших

Третий, девятый, сороковой дни, год памяти по умершему. Почему и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших. Поминовение на Божественной литургии.

Третий день памяти по умершему. Святая Церковь молится постоянно о всех «прежде почивших отцех и братиях наших», но она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем, если есть к тому наше желание и нужда. Такое поминовение называется частным; к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина.

О поминовении усопших в третий день после смерти повествует апостольское предание. В нем говорится, что Господь воскрес на третий день; поэтому и нам надо в этот день усиленно молиться Ему памятуя о почившем, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице. Кроме богословского значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил ему: «Когда в третий день бывает в Церкви поминовение (за душу усопшего), тогда душа умершего получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса для поклонения Богу всяческих».

Девятый день. В этот день Святая Церковь совершает молитвы и Бескровную Жертву об усопшем также по апостольскому преданию. Преподобный Макарий Александрийский, по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих – Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире? Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»

По рассмотрении же в течение шести дней всей радости праведных, душа опять возносится Ангелами на поклонение Богу.

Сороковой день. Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. По установлению Церкви положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст), и особенно – в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное.

Преподобный Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души после смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых (грешных людей), в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней (с девятого по сороковой), трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».

Что мы можем сделать для умерших в течение сорока дней после их смерти? Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться о сорокоусте, то есть ежедневном поминовении во время Божественной литургии в течение сорока дней.

Если смерть человека случится во время Великого поста, то в среду и пятницу каждой недели заказывают панихиды, а в субботы и воскресенья – обедни об упокоении души умершего. Сорокоуст во время Великого поста не заказывается, так как Божественная литургия в этот период каждый день не совершается.

Во время Пасхальной недели (первая неделя после Пасхи) панихид не бывает, ибо Пасха – это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей недели не заказывают обедни об усопших, не заказывают панихид. Это начинают делать со вторника Фоминой недели (вторая неделя после Пасхи). Этот день называется Радоницей, потому что именно тогда и мертвым возвещается радость о Воскресении Христовом.

В третий, девятый и сороковой дни заказывают в церкви обедни об упокоении усопшего (при этом называют его полное имя). Дома, в память о нем, собираются за трапезой его родные и близкие, чтобы в совместной молитве за него просить у Господа оставления грехов и упокоения души его во Царствии Небесном.

Хорошо также послать пожертвование монастырям, чтобы там молились об упокоении души усопшего.

Годовая. День смерти христианина есть день рождения его для новой, лучшей жизни. Вот почему мы празднуем память усопшего по истечении года со дня его кончины, умоляя благоутробие Божие, чтобы милостив был Господь душе его, подал ей вожделенное отечество в вечное наследие и сотворил ее жительницей рая.

Не только в годовщину смерти следует поминать усопшего, но и в дни его земного рождения, в дни его именин (день памяти святого, имя которого он носил). В дни памяти умершего закажите в церкви обедню о его упокоении, помолитесь за него дома, помяните его за трапезой.

Почему и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших. Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие трепещут в ожидании вечных мучений, которые усилятся после Страшного Суда (Второго Пришествия Господа, во время которого Он будет судить всех живых и мертвых). Но до этого все же возможны изменения в загробной участи души, особенно благодаря принесению за нее молитв Церкви и творению добрых дел в память об умершем.

Польза молитвы, как общественной (церковной), так и частной (домашней), о душах, находящихся даже в аду, описана в житиях святых, в святоотеческих наставлениях.

Наши молитвы могут действовать на души усопших непосредственно, если они скончались в правой вере и с истинным раскаянием , пребывая в общении с Церковью и с Господом Иисусом Христом. В этом случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать Церкви: одному и тому же Телу Христову (см.: Еф. 1: 23; Кол. 1: 18). Скончавшиеся в правой вере и с истинным раскаянием перенесли в иной мир начаток добра или семя новой жизни, которое только не успели сами раскрыть здесь и которое, под влиянием наших молитв, при благословении Божием, может мало-помалу развиться и принести плод, подобно доброму семени в земле под живительным влиянием солнца.

Скончавшимся в нечестии и нераскаянности, совершенно погасившим в себе Дух Христов (см.: 1 Фес. 5: 19), то есть отвергшим веру в Бога, вряд ли помогут молитвы еще живущих близких. Однако мы, люди, не можем узнать все тайны чужой души, известные только Богу. Бывает так, что человек, видимо неверующий, на самом деле имеет где-то в сердце огонек веры. И молиться необходимо даже за того, кто, может быть, явный атеист – человек только предполагает, Господу же ведомо все.

Святитель Епифаний, епископ Кипрский, поучает нас: «Живые и оставшиеся (на земле) веруют, что отшедшие и умершие не лишены бытия, но живы пред Богом. Святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им, так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отшедших от мира сего».

Панихида и домашняя молитва за усопшего, добрые дела, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвования на храм), – все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Во время этой службы частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии. Было много явлений усопших и других событий, подтверждающих, как полезно такое поминовение преставившимся. Умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, освобождаются от мучений и получают упокоение.

В Церкви постоянно возносятся молитвы об усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение «о иже в аде держимых» (о тех, кто в аде содержится).

Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, часто совершал Божественную литургию об усопших и рассказывал: «Один узник, за которого родители, почитавшие его умершим, трижды в год совершали Божественную литургию (в дни Богоявления, Святой Пасхи и Пятидесятницы), по освобождении из плена неожиданно явился домой к своим родителям и рассказал, что в эти самые дни приходил к нему в темницу некий славный муж: оковы спадали с ног узника, он делался свободным. В прочие же дни он опять содержался в оковах».

Итак, позаботимся же об ушедших от нас в иной мир, чтобы сделать для них все, что мы можем, памятуя о том, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5: 7).

Полное собрание и описание: молитва по умершему в первые дни после смерти для духовной жизни верующего человека.

Новопреставленным называется умерший человек, с момента смерти которого прошло не более сорока дней. Согласно православному верованию, после смерти, в течение первых двух дней, душа находится на земле и посещает те места, где проходила земная жизнь человека. На третий день душа переносится в мир духовный. Православные молитвы родственников о новопреставленном помогают душе пройти воздушные мытарства. Господь способен по горячим и искренним молитвам близких простить грехи умершего. Освобождение от грехов делает возможным воскрешение души для вечной блаженной жизни.

День смерти. Что делать

Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия.

Для чего нужна смерть тела?

Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели.

Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные?

Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии.

Какие продукты можно положить на канун?

Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.

Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины.

Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно.

Зачем делаются поминки на 40 дней

А еще по одному народному поверью именно на 40 вой день поминок на целые сутки душа возвращается в родной дом, и уходит только после того как её проводят.

Иногда к такому приходу души даже тщательно готовились, стелили с вечера постель белой простыней и накрывали одеялом.

Молитвы о новопреставленном рабе божьем до 40 дней

Рождение человека приносит семье большую радость. К сожалению, в книге жизни уже отмечена дата смерти. Только от человека зависит, как и с чем он придет к этому дню. Как он проживет отведенный ему период.

Молитвы написаны в основном на старославянском. Их большое множество. В зависимости от того, в чем причина смерти и кто умер. Существует молитва и для тех, кто умер и не успел принять крещение. Среди них есть молитва Богородице о новопреставленном. Она мать Господа, и молитва к ней может помочь смягчить Небесного Царя. Найти ее можно практически в любом молитвослове. Цель поминального обеда – вспомнить умершего человека, помолиться за упокой его души, оказать психологическую поддержку нуждающимся, поблагодарить людей за участие и помощь. Нельзя устраивать обед с целью поразить приглашенных дорогими и изысканными блюдами, похвастаться обилием яств или накормить до отвала. Главное - не пища, а объединение в горе и поддержка тех, кому тяжело.

Не стоит воспринимать поминки как застолье.

Посещение могилы умершего человека – обязательная часть поминального ритуала. С собой нужно взять цветы и свечу. На кладбище принято нести парное количество цветов, четные числа – символ жизни и смерти. Возложение цветов - самый лучший способ выказать уважение умершему.

Придя, следует зажечь свечу и помолиться об успокоении души, потом просто можно постоять, помолчать, вспоминая хорошие моменты из жизни усопшего человека.

На кладбище не устраивают шумных разговоров и обсуждений, все должно проходить в атмосфере спокойствия и умиротворения.

Молитва об усопшем до 40 дней

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Помощь себе и близкому

Молитвы о новопреставленном является высшим видом подвижничества. Плоды коего узнаются только на страшном суде. Когда люди что-то просят у Господа, то получают желаемое. За это они благодарят Господа. Если произносить их с чистым сердцем и благими намерениями, то многие грехи человека уже умершего простятся. Гнев Царя Небесного сменится на милость.

Молитва о новопреставленном является исполнением главной двуединой заповеди. Она говорит о любви к Богу и ближнему. Любить ближнего не значит просто помогать ему в мирской жизни. Это значит помочь ему тогда, когда от него уже ничего не зависит. Он пришел к Господу, и душа запятнана грехами.

Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.

Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. Очищались» также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.

За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальные тризнысуществовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.

Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность. Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.

Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями.

Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании.

На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.

За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.

Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).

Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.

В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков.

Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких. Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.

При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву. Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.

Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству.

Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.

Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.

Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.

После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца.

На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы «не призвать покойного с кладбища» по народному поверью.

Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода.

Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок.

Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам.

В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении.

Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение. В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе.

Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств. Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва об усопшем родственнике, читаемые дома до 40 дней

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Ушедший из жизни родной или близкий человек повергает всех в скорбь, тоску и уныние. Слезы людей могут облегчить только их боль, никак не влияя на душу усопшего. На душу усопшего вряд ли повлияет солидный памятник, пышные и красивые поминки, а также престижное место на кладбище. Потому что все это материальное. Оно никак не влияет на духовный божий мир. Умершему помогает поминальная молитва за упокой души усопшего.

В таком молитвословии живые принимают святое участие в спасении души умершего. Люди обращаются с молитвой «Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего» и продвигают Бога на милость души умершего. Такая милость дается только по прошению живых. Молитва за усопших родственников также доставляет спасение и живым.

Все дело в том, что при молитвословии об умерших люди настраивают также свою душу на небесный лад. Это все отвлекает от суетливого и временного живого мира и наполняет память людей о смерти и отклоняет их души от зла. Также такое молитвословие помогает живым надежду на неземное будущее, и воздерживаться от произвольных грехов.

Еще молитвы об усопших родственниках помогают расположить душу верующего крестьянина к исполнению основной заповеди Христа - готовиться к исходу в любой час. Помните, что усопшие также молятся и за нас. А особенную помощь мы можем получить по молитвословиям, которые показали свою Божественную силу и обрели блаженство в вечности.

Основные правила молитвенных обращений об умерших

Поминальное молитвословие об умершем родственнике считается долгом любого верующего православного человека. По канонам православной церкви особенно усердно необходимо молиться в течении первых сорока дней после кончины. Христианская церковь заповедует возносить молитву вдовы об усопшем муже, детей родителям или просто близкому человеку каждый день.

Православная церковь также заповедует прочитывать имена по специальному помяннику. Это небольшая книжечка, в которой сохранены имена усопших и живых сородников. Даже существует благочестивый обычай, по которому предлагают ведение семейных помянников. Прочитав имена всех записанных родственников, православные верующие могут помнить многие поколения родственников, которые давным-давно умерли.

Помните, что молитвы, читаемые дома, до 40 дней усопшему имеют намного лучший эффект, чем после 40 дней. Помимо этого стоит учесть, что в домашних условиях можно читать все молитвы. Даже те, которые нельзя упоминать на церковном Богослужении. Например, в храме запрещено читать молитву за не крещенных усопших или за самоубийц. Главное, точно воспроизводите весь текст молитвословия, сохраняйте все намерения и концентрацию. И ни коем случае нельзя ни на что отвлекаться.

Богослужение в храме

Поминать умершего человека в Церкви необходимо как можно чаще. Это нужно делать не только в дни поминовения, но и в любой другой день.

  1. Главным молением является короткая молитва об усопших православных христиан на Божественной литургии. Во время этого процесса приносится бескровная жертва Богу.
  2. После литургии следует панихида. Этот обряд служится перед кануном - специальным столиком с несколькими подсвечниками и с изображением распятия. Во время этого процесса в память об умерших следует оставить приношение на нужды церкви.
  3. Для души умершего человека очень важно заказать в церкви сорокоуст. Это обряд литургии, который длиться со дня кончины человека до 40 дней. По окончании сорокоуста - его можно заказать вновь. Длительные сроки поминовения можно заказывать на полгода и на год. А самым простым жертвованием за умершего считается свеча, которую ставят за упокоение.

Какие молитвы читать по усопшему дома

Помните, что самое большое, что можно сделать в память об умершем - это заказать литургию. Но все же не стоит забывать, что за них также можно совершать дела милосердия и молиться дома.

Молиться о спасении души умершего - это святая обязанность, которая возлагается на здравствующих родственников. Помните, что только молясь о умерших близких людях, можно доставить им единственное благо, которого они ждут. Этим благом будет поминовение Господа.

Церковь заповедует детям произносить слова молитвы об усопших родителях до 40 дней после их кончины. Это необходимо делать каждый день на протяжении этого периода. Для этого достаточно читать следующее краткое молитвословие каждое утро:

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

На кладбище

Кладбище - это святое место, на котором покоятся тела усопших до их будущего всеобщего воскрешения. Даже во времена язычества усыпальницы считались неприкосновенными и священными.

Помните, что могилу умершего человека всегда нужно содержать в идеальной чистоте. Крест на могиле считают молчаливым проповедником воскресения и бессмертия. Его обязательно ставят в ноги покойного для того, чтобы лик его был обращен на Распятие.

Придя на кладбище, нужно зажечь свечу и помолиться. Не нужно на кладбище есть и пить. Особенно недопустимым является лить водку на могильный холм. Ведь это оскверняет память умершего. Также не должен соблюдаться обычай оставлять на могиле кусочек хлеба и рюмку водки. Это пережиток язычества.

Наиболее эффективные поминальные молитвы

Дальше поговорим о том, какие молитвы читать по усопшему для того, чтобы Господь их услышал. Ведь молитвословия о покойниках с грузом грехов, способны намного улучшить загробную жизнь наших родных. А Господь всегда очень хорошо слышал тех, кто молится не только за себя, но и за других людей.

Со следующее поминальным молитвенным обращением обращаются к Господу вдовы:

«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты - плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами.

Ты, Господи Владыко всяческих, благословил еси сочетати мя со единем из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим.

Аще отъял еси его от меня, не отыми от меня Своея милости. Якоже некогда приял вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имя), прости ему вся согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконьми его и не предаждь вечной муки, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в небесныя обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца, и Сына, и Святаго Духа православно даже до последняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит.

Ты Един кроме греха, и правда Твоя - правда во веки. Верую Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако, умилосердився, утиши и скорбь мою.

Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам святыя Церкви Твоея внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими и мое моление о рабе Твоем, и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

Молитвословие детей за своих умерших родителей:

«Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты - сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и. плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.

Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.

С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!

приими днесь о рабе Твоем (имя), теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, Своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя;

за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».