Ленинградская область (монастыри). Ленинградская область (монастыри) Монастыри ленинградской
В Ленинградской области, приблизительно в 200 км от Северной столицы, находится Введено-Оятский женский монастырь. Скромная обитель, которая в наше время переживает период возрождения, расположена в красивой местности, на берегу реки Оять, которой и обязана своим теперешним названием.
История монастыря насчитывает несколько веков, предположительно он был основан в конце XIV – начале XV вв. Его старое название – Введенско-Островский. Первая часть – от религии – по главному храму, посвященному празднику Введения Пресвятой Богородицы во храм. Вторая – от природных особенностей местности. Монастырь во время разлива Ояти был окружен со всех сторон водой и на некоторое время превращался действительно в остров. Монастырь связан с именем почитаемого православного святого – Александра Свирского, который благодаря своему монашескому подвигу привел в христианскую веру много новых последователей. Введенская обитель до середины XVIII в. была приписана к Александро-Свирскому монастырю.
В Введенском монастыре проживали родители святого, которые приняли постриг под именем Сергия и Варвары, а после смерти были погребены на территории Преображенской церкви. В те времена в небольших монастырях существовала практика совместного пребывания мужчин и женщин, которые размещались в отдельных келейных помещениях. Только значительно позже монастырь стал исключительно мужским. Монастырь был спланирован в форме прямоугольника, четыре угла которого символизировали Небесный Иерусалим. Большинство первых строений, в том числе и двухэтажный Преображенский храм с несколькими приделами, в монастыре были из дерева, поэтому время от времени подвергались разрушению из-за пожаров.
По этой причине менялся состав церквей, но всегда в нем присутствовали посвящения праздникам Введения Пресвятой Богородицы во храм, Богоявлению и Преображению Господнему, апостолам Петру и Павлу, преподобному Александру Свирскому, и иконам Божией Матери – Тихвинской и «Живоносного источника» . Территория монастыря по периметру была обнесена оградой со святыми вратами, украшенными иконами и росписями. Так как монастырь по статусу был заштатным, обладал не слишком большим количеством земель и насельников, его развитие шло медленными темпами. Окончательный архитектурный ансамбль сложился в первой половине XIX века. Был возведен каменный Введенский собор с приделами, отстроены помещения хозяйственного назначения – погреба, пивоварня, склады.
К храму примыкала Трапезная как символ непрекращающегося богослужения. Наряду с кельи насельников располагались на восточной стороне монастыря. Были предусмотрены помещения и для богомольцев, которые строили за оградой. В 1910 году на территории монастыря появился красивейший Богоявленский храм в неорусском стиле, выстроенный по проекту архитектора А. Аплаксина. В советский период монастырь был упразднен, на его территории была организована хозяйственная коммуна, церковные ценности были изъяты, Введенский храм стал клубом, а Богоявленский собор был разобран до основания, в кельях и даже в колокольне были устроены неудобные и тесные жилища для работников.
Начало возрождения приходится на начало 90-х годов прошлого века. Небольшая группа женщин по инициативе Лидии Коняшовой, получив благословение на организацию общины, взяли на себя нелегкий труд по восстановлению обители, которая обрела официальный статус Введено-Оятского женского монастыря. Сегодня на небольшой площади разместились храм, колокольня, колейные корпуса и часовня. Настоящим чудом является источник с целительной родоново-минеральной водой, над которым была поставлена часовня. Рядом с прудом, куда стекает целебная вода из источника, обустроена деревянная закрытая купель.
Главными реликвиями стали дарованные частицы мощей Сергия Радонежского и Анны Кашинской, икона Богородицы Одигитрия с частицей ее Ризы. Святыми покровителями Введенского монастыря считаются Сергий и Варвара Островские, гробницы которых так же чудесным образом были найдены в фундаменте разрушенного храма. Сестры за мизерное вознаграждение проводят экскурсии, в которых повествуют о событиях, связанных с историей монастыря.
Введено-Оятский монастырь на фото
Адрес: 187725, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-он, ст. Оять, п/о Рассвет
Новая православная женская обитель находится в поселке Ленинское (фин. Хапполо) Выборгского района, недалеко от курортных поселков Репино и Комарово. В этом селении никогда не было православного храма. Исторически эта территория принадлежала Финляндскому княжеству и население было в основном лютеранского вероисповедания. Ближайший православный храм находился только в Рощино, где жили православие люди. В 1998 году в поселке "Ленинское" была создана православная община. Место, отведенное под строительство храма, было местом, оставшимся от сгоревшего в перестроечные годы клуба. Строительство осуществлялось на средства ктитора Константина Вениаминовича Голощапова.
В июне 1998 года состоялась закладка церкви в честь святых равноапостольных Константина и Елены, в феврале следующего года были установлены купола на храм. В декабре 1999 года на звонницу подняли восемь колоколов. Первая служба в храме состоялась в Рождественский пост в 1999 году, с мая 2000 года богослужения здесь проводятся постоянно. Храм был освещен в 2001 года Святейшим Патриархом Алексием.
Несколько лет храм Константина и Елены действовал как приходский. Но на заседании Священного Синода от 6 октября 2006 года было удовлетворено прошение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о благословении на открытие Константино-Еленинского женского монастыря в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области.
Первые сестры приехали сюда из Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря. Настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности была назначена монахиня Илариона (Феоктистова).
На территории обители сейчас находятся три храма: во имя святых равноапостольных Константина и Елены, во имя святителя Николая Чудотворца и крестильный храм во имя Рождества Христова. Старший священник Константино-Еленинского храма о. Феоктист.
В Никольском храме хранятся мощи свт. Николая чудотворца, свт. Спиридона Трифунского, вмч. Пантелеймона целителя, св. благоверного князя Александра Невского, прпп. Серафима Саровского, Антония Дымского.
Другой храм построен во имя Рождества Христова. Этот храм называют ещё "баптистерий", он предназначен для крещения. В купелях можно крестить полным погружением не только детей, но и взрослых и для взрослых.
В монастыре более пятидесяти святынь. Там пребывают ковчеги с частицами мощей святых царей Константина и Елены, мощи св. Апостола Варфоломея и св. равноапостольной Марии Магдалины, мучеников первых веков христианства - священномученика Харалампия и великомученика Феодора Стратилата; глава мц. Иулитты, часть мощей муч. Кирика; свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Спиридона Тримифунтского, Филарета Московского, Феофана Затворника и других святых, а также частица Древа Креста Господня.
Особо почитаются образ Божией материи "Всецарица" афонского письма, икона Нерукотворенного Образа Господня кисти Васнецова, Иверская икона Божией Матери, написанная в Афоне в 2002 году, древний образ святителя Николая Чудотворца - дар В.В. Путина.
На территории монастыря находятся два памятника - дары известных скульпторов. Скульптура святителя Николая Чудотворца, подаренная Зурабом Церетели, установлена у входа в храм святителя Николая.
Напротив храма святых равноапостольных Константина и Елены установлена другая скульптура: коленопреклоненная фигура святого благоверного князя Александра Невского - работа скульптора А.Чаркина. По словам экскурсовода, она выставлялась на конкурс памятника Александру Невскому на одноименной площади у Александро-Невской лавры. Однако конкурс выиграла другая скульптурная работа. Теперь этот памятник находится в Костантино-Еленинском монастыре. Он - часть военного мемориала. Рядом с ним установлены доски с именами жителей посёлка, погибших за Родину в сражениях на Великой Отечественной и последующих войнах. Жителей поселка собираться возле мемориала на праздник 9-го Мая. Здесь служится панихида, и потом посещаются другие захоронения.
При монастыре действует воскресная школа, строится богадельня для престарелых священно- и церковнослужителей. Обитель принимает паломников-инвалидов, детей из церковных воскресных школ, трудниц по благословению приходских священников. Сюда можно приезжать и группами до тридцати человек по предварительной договоренности. Паломников обеспечивают питанием и ночлегом в помещениях с хорошим отоплением и горячей водой.
С 2007 года в Санкт-Петербурге действует подворье монастыря - .
С недавнего времени у монастыря есть и другое подворье: Свято-Троицкий монастырь в (поселок "Огоньки" Выборгского района). Этот монастырь был построен по благословению св. Иоанна Кронштадтского на средства помещиков Нероновых. Во время финской войны в 1939 году он был эвакуирован в Финляндию, где и продолжает своё существование.
Однако, сейчас, на историческом месте Линтулы началось возрождение старой обители: ведется проектирование храма и келейного корпуса.
4 августа 2008 года был организован 10-километровый Крестный ход от Константино-Еленинского монастыря до бывшего Линтульского монастыря.
Адрес монастыря:
188839 Ленинградская область, Выборгский район, пос. Ленинское, ул. Советская, д. 44.
Тел.: 343-67-88
Факс: 343-67-89
Проезд: электропоездом с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга (Выборгское направление) до ст. Репино, автобус № 408 пос. Лeнинское.
Проезд автотранспортом: а/д Репино (от ж-д. платформы) - Симагино (А122).
Фотографии сделаны 30 мая 2009 г.
Фото: 2009 год. |
Храм св. равноапостольных царей Константина и Елены. |
Алтарная часть храма. |
Мозаичное изображение на алтарной стене. |
С восточной стороны храма отведено место для будущих погребений насельниц монастыря. Фрагмент ограды места для захоронений. |
Храм св. равноапостольных царей Константина и Елены с юго-западной стороны. |
Южный фасад храма. |
Мозаичная икона Божьей Матери над южным входом в храм. |
Двери южного входа. В храме читается акафист иконе Божьей Матери "Всецарица". |
Икона над южными дверями. Исцеление расслабленного. |
Западная часть главного Константино-Еленинского храма. Главный вход и колокольня. |
Церковь свв. Константина и Елены. Западный фасад.
|
Фрагмент главного входа и колокольни Константино-Еленинского храма и церковь свт. Николая, расположенная с южной стороны. |
Мозаичная икона Спаса Нерукотворенного, над главным входом в Константино-Еленинский храм. |
Двери главного входа в храм. |
Икона над главным входом. Святые Константин и Елена, воздвигающие Крест Христов. |
Вид с паперти главного входа на церковь свт. Николая и храм Рождества Христова. |
Крыльцо северного входа в храм. |
Мозаичная икона св. Константины и Елены над северным входом. |
Икона, непосредственно над дверями с северной стороны: исцеление жены кровоточивой. |
Колокольня храма. Ярус звона. |
Колокола. Белые крапинки - это облетающие лепестки цветов черёмухи. |
Храм свв. Константина и Елены. Южный фасад. Справа - забор паломниками освящённой воды. |
Паперть главного входа в Константино-Еленинский храм. |
Храм свв. равноапостольных царей Константина и Елены. Восточный фасад, алтарная часть. |
Храм свт. Николая. Справа - фрагмент алтарной стены Константино-Еленинского храма. |
Храм свт. Николая. Западный фасад, вход в храм. |
Возле входа в Никольский храм - скульптурное изображение святителя Николая (автор - З. Церетелли). |
Скульптурное изображение святителя Николая (фрагмент). |
Храм свт. Николая. |
Особенностью монастыря стало использование изделий художественной ковки в храмах и помещениях. |
Храм свт. Николая. Восточный фасад, алтарная часть. |
Решётка на окне Никольского храма. |
Никольский храм с северной стороны. |
Именитые гости монастыря сажают ёлочки на память о своём пребывании здесь. |
Эта ёлочка посажена Святейшим Патриархом Алексием. |
Мемориальный комплекс на территории монастыря. |
Скульптурное изображение св. вел. князя Александра Невского (автор А. Чаркин). |
Изображение иконы Казанской Божьей Матери, перед которой склонился благоверный князь. |
Одна из двух мемориальных досок с именами погибших. |
Крестильный храм во имя Рождества Христова (баптистерий). |
Храм во имя Рождество Христова. Перед ним - готовящиеся принять таинство крещения. |
Икона над входом в Рождественский храм. |
Рождественский храм. К сожаления, купель для взрослых стоит далеко от входа и потому в кадр не попала. |
Восточная часть Рождественского храма. |
Рождественский храм, восточная часть. Перед ним - кормление паломников. |
Трапеза паломников. |
Желающие могли трапезовать под открытым небом. |
А кто хотел - мог обосноваться для трапезы в беседке. |
По видимому, в беседке со временем будет фонтан. Во всяком случае, скульптура в центре наводит на такие размышления. |
Ель, посаженная нынешним Патриархом Кириллом во время, когда он был митрополитом и посещал Константино-Еленинский монастырь. |
Сестринский корпус и часовня. |
Корпус, назначения которого я не знаю. |
Окраска крыши. |
Корпус монастыря. |
Монастырский автобус. |
Монастырская техника. |
Двор монастыря замощён и содержится в идеальной чистоте. |
Газоны расцветают одуванчиками. |
Монастырский страж. Несмотря на добродушный вид - собака серьёзная. |
Таким видится храм с дороги. |
Озеро или пруд у посёлка Ленинское, напротив монастыря. |
Дорога к монастырю. Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009 |
В Старой Ладоге, на правом берегу Волхова расположен Никольский монастырь. Это не только духовный архитектурный памятник, но и памятник славы русских воинов.
Основан был монастырь в XIII веке Александром Невским после победы в сражении со шведскими захватчиками. Правда, существует версия, что на месте обители уже существовал храм, построенный в XII веке.
Современный монастырь для монашеской жизни был возобновлен в 2002 году. А в 2003 году из города Бари (Италия) в дар монастырю была передана великая реликвия – часть мощей святого Николая Чудотворца.
Основные храмы монастыря – храм Николая Чудотворца и храм Иоанна Златоуста.
Константино-Еленинский женский монастырь
Константино-Елененский православный женский монастырь расположен в поселке Ленинское, неподалеку от знаменитых курортных поселков Комарово и Репино. В поселке "Ленинское" в 1998 году создали первую православную общину. Строительство храма планировалось производить на средства Константина Вениаминовича Голощапова. Летом 1998 года основали церковь в честь равноапостольных святых Елены и Константина. Первая служба состоялась здесь в 1999 году, а начиная с мая 2000 года богослужения стали проводиться постоянно. В 2001 году храм освятил Святейший Патриарх Алексий.
Несколько лет церковь Елены и Константина действовала как приходская. Но 6 октября 2006 года на заседании Священного Синода удовлетворили прошение санкт-петербургского митрополита Владимира о благословении на открытие Константино-Еленинского женского монастыря. Первые сестры прибыли сюда из Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря. Настоятельницей обители была назначена монахиня Илариона (Феоктистова). Сейчас на территории монастыря расположено три храма: во имя святителя Николая Чудотворца, во имя равноапостольных святых Елены и Константина, а также крестильный храм во имя Рождества Христова. Старшим священником Константино - Еленинской обители является отец Феоктист.
Антониево-Дымский монастырь
Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь расположен в деревне Красный Броневик неподалеку от Тихвина, Ленинградская область. Он был основан преподобным Антонием в 1200 году. В 1611 году обитель подверглась разорению шведов, а в 1687 году Дымский монастырь сгорел, но вскоре был отстроен заново. Начиная с 1709 года при нем существовала церковно-приходская школа, в которой проходили обучение дети из близлежащих деревень. Также в монастырском пользовании были огороды, пашня, озеро, лес и луговая земля.
К началу 1990-го года от комплекса обители сохранились келейный двухэтажный корпус, остов четырехъярусной соборной колокольни, небольшой корпус приюта для бездомных, несколько деревянных хозяйственных построек и здание церковно-приходского училища. В 1919 году монастырь упразднили. В 2000 году начали восстановление главного собора обители, которое продолжается до сих пор. В 2003 году благодаря игумену Евфимию в Антониево-Дымский монастырь были перевезены мощи преподобного Антония. В наши дни обитель принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.
Александро-Свирский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь - одно из благодатных мест Ленинградской области. Обитель расположена в довольно глухом месте недалеко от границы с Карелией. Но здесь всегда много паломников.
Преподобный Александр Свирский основал монастырь в здешнем сосновом лесу в 1508 году, после явления ему божественного знака. В 16-17 века здесь сформировался целый комплекс с двумя центрами - Троицким и Преображенским. Он выглядит очень живописно и хранит в своем облике сокровенные, исконно русские черты.
Древнейшая постройка монастыря - церковь Покрова Святой Богородицы 16 века. Всего на территории комплекса шесть храмов. В Троицком соборе сохранились иконы и настенные росписи 18 века.
После революции и во время Великой Отечественной войны монастырь был разграблен и разрушен. В 1997 году обитель была возвращена церкви. В это же время сюда вернулись святые мощи Александра Свирского. В наши дни все постройки монастыря требуют реставрации, но даже в обветшалом виде он выглядит величественно и оставляет необыкновенное впечатление.
Коневский Рождество-Богородичный монастырь
Мужской православный Коневский Рождество-Богородичный монастырь находится на острове Коневец в Ладожском озере. Он был основан в 1393 году. Основателем монастыря стал Арсений Коневский, уроженец Великого Новгорода. Он долго искал на Ладожском озере место, где можно было образовать монастырь. Остров Коневец пришелся как раз для этого назначения.
Отец Арсений имел цель сделать из карелов-язычников православных. Этому и были отданы все его силы во время жизни в монастыре. В 1421 году в монастыре был построен собор Рождества Богородицы, где находилась Чудотворная икона Коневской Богоматери, которую Арсений привез с Афона.
За время своего существования монастырь подвергался нашествию врагов, в частности шведов, монахам приходилось уходить из обители. После победы Петра Первого над шведами монастырь опять вернули монахам.
XIX век стал для монастыря "золотым веком". Монастырь посетил император Александр Второй, многие видные деятели искусства.
В XX веке монастырь пережил революцию и войны, монахи покинули его, уйдя в Финляндию. Только в девяностые годы 20 века монастырь опять вернули Православной церкви. Сейчас это известное место посещает много туристов и паломников.
Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
Тихвинский мужской монастырь, расположенный в одноименном городе на берегу реки Тихвинки, был основан еще в 1560 году по указу Ивана Грозного. Главная святыня монастыря, которой приезжают поклониться, - чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии.
После закрытия храма в советское время икона «странствовала» по миру – она была в Риге, Германии, Чикаго. Вернулась святыня в Россию только при полном возрождении монастыря в 2004 году.
На сегодня монастырь состоит из Успенского собора, Покровской церкви с трапезной палатой, колокольни, келейных корпусов конца XVI - начала XVII века и ограды с башнями.
Доехать до монастыря можно из Санкт-Петербурга с автовокзала на Обводном канале или на поезде с Ладожского вокзала.
Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь
Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь расположен посреди изумительного по красоте Череменецкого озера, в двадцати километрахк югу от старинного городка Луги и в 130 от Санкт-Петербурга.За более чем пятисотлетнюю историю своего существования Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь не раз переживал разорения, и каждый раз снова возрождался. Вот и сейчас активно реставрируется.