Л н толстой детство содержание. Детство, толстой лев николаевич

Лев Николаевич Толстой

«Детство»

12 августа 18** г. десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. После утреннего туалета учитель Карл Иваныч ведёт Николеньку и его брата Володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной, и с отцом, отдающим в своём кабинете хозяйственные указания приказчику.

Николенька чувствует в себе чистую и ясную любовь к родителям, он любуется ими, делая для себя точные наблюдения: «…в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то оно прекрасно; если она не изменяет его, то лицо обыкновенно; если она портит его, то оно дурно». Для Николеньки лицо матушки — прекрасное, ангельское. Отец в силу своей серьёзности и строгости кажется ребёнку загадочным, но бесспорно красивым человеком, который «нравится всем без исключения».

Отец объявляет мальчикам о своём решении — завтра он забирает их с собой в Москву. Весь день: и учёба в классах под надзором расстроенного от полученного известия Карла Иваныча, и охота, на которую берёт детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время которых Николенька чувствует что-то вроде первой любви к Катеньке, — все это сопровождается горестным и печальным чувством предстоящего прощания с родным домом. Николенька вспоминает счастливое время, проведённое в деревне, дворовых людей, беззаветно преданных их семейству, и подробности прожитой здесь жизни предстают перед ним живо, во всех противоречиях, которые пытается примирить его детское сознание.

На другой день в двенадцатом часу коляска и бричка стоят у подъезда. Все заняты приготовлениями к дороге, и Николенька особенно остро чувствует несоответствие важности последних минут перед расставанием и всеобщей суеты, царящей в доме. Вся семья собирается в гостиной вокруг круглого стола. Николенька обнимает мать, плачет и ни о чем не думает, кроме своего горя. Выехав на большую дорогу, Николенька машет матери платком, продолжает плакать и замечает, как слезы доставляют ему «удовольствие и отраду». Он думает о маменьке, и любовью к ней проникнуты все воспоминания Николеньки.

Уже месяц отец с детьми живут в Москве, в бабушкином доме. Хотя Карл Иваныч тоже взят в Москву, детей учат новые учителя. На именины бабушки Николенька пишет свои первые стихи, которые читают прилюдно, и Николенька особенно переживает эту минуту. Он знакомится с новыми людьми: княгиней Корнаковой, князем Иван Иванычем, родственниками Ивиными — тремя мальчиками, почти ровесниками Николеньки. При общении с этими людьми у Николеньки развиваются главные его качества: природная тонкая наблюдательность, противоречивость в собственных чувствах. Николенька часто оглядывает себя в зеркале и не может представить, что его кто-то может любить. Перед сном Николенька делится своими переживаниями с братом Володей, признается, что любит Сонечку Валахину, и в его словах проявляется вся детская неподдельная страстность его натуры. Он признается: «…когда я лежу и думаю о ней, бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать».

Через полгода отец получает из деревни письмо от маменьки о том, что она во время прогулки жестоко простудилась, слегла, и силы её тают с каждым днём. Она просит приехать и привезти Володю и Николеньку. Не медля, отец с сыновьями выезжают из Москвы. Самые страшные предчувствия подтверждаются — последние шесть дней маменька уже не встаёт. Она даже не может попрощаться с детьми — её открытые глаза ничего уже не видят… Маменька умирает в этот же день в ужасных страданиях, успев лишь попросить благословения для детей: «Матерь божия, не оставь их!»

На другой день Николенька видит маменьку в гробу и не может примириться с мыслью, что это жёлтое и восковое лицо принадлежит той, кого он любил больше всего в жизни. Крестьянская девочка, которую подносят к покойнице, страшно кричит в ужасе, кричит и выбегает из комнаты Николенька, поражённый горькой истиной и отчаянием перед непостижимостью смерти.

Через три дня после похорон весь дом переезжает в Москву, и со смертью матери для Николеньки заканчивается счастливая пора детства. Приезжая потом в деревню, он всегда приходит на могилу матушки, недалеко от которой похоронили верную до последних дней их дому Наталью Савишну.

Повесть «Детство» Л.Н. Толстого является автобиографической. В ней писатель изображает свое детство, которое старается воплотить на страницах своего произведения, во всех подробностях. Однако главным моментом в данном произведении является то, что автор пытается разъяснить своему читателю о важности этой поры. Для этого писатель пользуется приемом, который называется «диалектика души».

Теперь, автор не только обращает внимание на поступки героя Николеньки, но и на его чувства, которые тесно взаимосвязаны между собой. В результате, читателю удается ближе познакомиться с мальчиком, узнать все его слабости и страхи. Однако главное – это познать его внутреннюю жизнь: о чем думает, переживает. Писатель изображает не просто жизнь маленького героя, который подвергается эмоциям, Толстой, изображает доброту и жестокость, которая вплетается в жизни героев.

Читатель становится свидетелем теплых отношений между мальчиком и родителями, а также гувернером Карлом Ивановичем, няней Натальей Савишной, бабушкой и братом. Благодаря их теплому слову, Николенька растет добрым мальчиком. Чувство сострадания, которое развито в душе героя, заставляет читателя самому переживать за мальчика.

Читая страницу за страницей, читатель наталкивается на ситуацию, когда выбрасываю щенка за забор или птичку из гнезда. Этот момент не только ранит душу и психическое состояние героя, но и читателя. Однако дальнейшие события приобретают неожиданный оборот. Иногда отношение мальчика к своим родным и близким оказываются несправедливыми и недостойными. Так, он плохо думает о гувернере Карле Ивановиче, который является самым добрым человеком на земле.

В самом начале повести «Детство» читатель видит, как Карл Иванович щекочет его маленькую пяточку, пытаясь разбудить героя. Однако тот воспринимает это, как занудливость противного человека, который специально его мучает, потому что он в семье младший ребенок. В это же время, автор изображает раскаяние мальчика, он понимает, что он был не прав и ему становится стыдно.

Лев Николаевич Толстой - один из самых знаменитых русских писателей. Наиболее известными его романами являются «Анна Каренина», «Воскресенье», «Война и мир», а также трилогия «Детство, отрочество, юность». Многие произведения великого писателя экранизировались, поэтому в наше время мы имеем возможность не только читать, но и видеть героев романов воочию. Одной из экранизированных книг является полная интересных событий трилогия «Детство, отрочество, юность». Краткое содержание романа поможет лучше понять проблематику произведения. Возможно, у кого-то повится желание прочитать роман в полном объеме.

Роман «Детство, отрочество, юность»

Лев Николаевич писал свой роман пять лет. Произведение « Детство, отрочество, юность» повествует о жизни мальчика в разных периодах его жизни. Книга описывает переживания, первую влюбленность, обиды, а также чувство несправедливости, которые переживают многие мальчики в периодах взросления. В этой статье мы поговорим о трилогии, которую написал Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» - произведение, которое точно не оставит никого равнодушным.

« Детство, отрочество, юность».Краткое содержание. Книга первая. "Детство"

Роман начинается с описания Николеньки Иртеньева, которому некоторое время назад исполнилось 10 лет. Карл Иванович, учитель, ведет его с братом к родителям. Николенька очень любит своих родителей. Отец объявляет мальчикам, что он забирает их с собой в Москву. Дети расстроены таким решением отца, Николеньке нравится жить в деревне, общаться с Катенькой, своей первой любовью, и ходить на охоту, а еще он очень не хочет расставаться с мамой. Уже полгода Николенька живет у бабушки. На ее день рождения он читает ей стихи.

Вскоре герой понимает, что влюблен в Сонечку, с которой недавно познакомился, и признается в этом Володе. Внезапно его отец получает письмо из деревни о том, что мать Николеньки больна и просит их приехать. Они приезжают и молятся о ее здоровье, но все без толку. Через некоторое время Николенька остался без матери. Это оставило в его душе глубокий след, так как на этом его детство закончилось.

Книга вторая. «Отрочество»

Вторая часть романа « Детство, отрочество, юность» описывает события, которые произошли после того, как Николенька с братом и отцом переезжает в Москву. Он ощущает перемены в себе и в своем отношении к окружающему миру. Николенька способен теперь сопереживать и сочувствовать. Мальчик понимает, как страдает бабушка, потерявшая дочь.

Николенька все глубже уходит в себя, считая, что он некрасив и не достоин счастья. Он завидует своему красавцу-брату. Бабушке Николеньки сообщают, что дети играли с порохом, хотя это была только свинцовая дробь. Она уверена, что Карл состарился и плохо смотрит за детьми, поэтому она меняет им гувернера. Детям тяжело расставаться со своим учителем. Но новый учитель-француз не нравится Николеньке. Мальчик позволяет себе дерзить ему. По непонятной причине Николенька пытается открыть ключом портфель своего отца и при этом ломает ключ. Он думает, что все настроены против него, поэтому ударяет гувернера и ругается с отцом и братом. Его закрывают в чулане и обещают, что высекут розгами. Мальчик чувствует себя очень одиноко и униженно. Когда его выпускают, он просит прощения у отца. У Николеньки начинаются конвульсии, что повергает всех в шок. Проспав двенадцать часов, мальчик чувствует себя лучше и ему приятно, что все беспокоятся за него.

Через некоторое время брат Николеньки, Володя, поступает в университет. Вскоре у них умирает бабушка, вся семья тяжело переживает утрату. Николенька не может понять людей, которые ругаются из-за бабушкиного наследства. Еще он замечает как постарел отец и делает вывод, что с возрастом люди становятся спокойнее и мягче.
Когда остается несколько месяцев до поступления в университет, Николенька начинает усиленно готовиться. Он знакомится с Дмитрием Нехлюдовым, знакомым Володи по университету, и они становятся друзьями.

Книга третья. «Юность»

Роман « Детство, отрочество, юность» в третей части повествует о времени, когда Николенька продолжает готовиться к поступлению в университет на математический факультет. Он ищет свое предназначение в жизни. Вскоре молодой человек поступает в университет, и отец дарит ему экипаж с кучером. Николенька чувствует себя взрослым и пробует закурить трубку. Его начинает тошнить. Он рассказывает об этом случае Нехлюдову, который в свою очередь говорит ему о вреде курения. Но юноше хочется подражать Володе и его другу Дубкову, которые курят, играют в карты и рассказывают о своих любовных похождениях. Николенька идет в ресторан, где пьет шампанское. У него происходит конфликт с Колпиковым. Нехлюдов успокаивает его.

Николай решает поехать в деревню, чтобы навестить могилу своей матери. Он вспоминает детство и думает о будущем. Его отец снова женится, но Николай и Владимир не одобряют его выбор. Вскоре отец начинает плохо ладить со своей женой.

Учеба в университете

Учась в университете, Николай знакомится со многими людьми, смысл жизни которых - только получать удовольствие. Нехлюдов пытается вразумить Николая, но тот поддается мнению большинства. В конечном итоге Николай проваливает экзамены, а утешение Дмитрия расценивает как оскорбление.

Однажды вечером Николай находит свою тетрадь с правилами для себя, в которой писал еще очень давно. Он раскаивается и плачет, а позже начинает писать для себя новую тетрадь с правилами, по которым собирается жить всю жизнь, не изменяя своим принципам.

Заключение

Сегодня мы рассказали о содержании произведения, которое написал Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» - роман с глубоким смыслом. Прочитав его краткое содержание, каждый читатель сможет сделать определенные выводы, несмотря на то, что не читал его в полном объеме. Роман « Детство, отрочество, юность» учит нас не замыкаться в себе со своими переживаниями, а уметь сочувствовать и сопереживать другим людям.

Гарин Михайловский написал Детство Темы, с которым мы и предлагаем познакомиться в кратком содержании, чтобы быть в курсе сюжета и уметь пересказать книги Детство Темы.

Детство Темы краткое содержание

Детство Темы и его краткое содержание поведает читателю о жизни мальчика, и самое интересное, что данное произведение является автобиографическим.

Глава 1

Итак, Детство Темы и его краткое содержание по главам переносит нас на террасу, что находится в доме семьи Карташовых. Там Тема стоит над сломанным цветком и не верит в произошедшее. А ведь какую-то долю секунды назад он представлял, как позовет отца и обрадует его тем, что расцвел удивительный цветок. Теме захотелось поближе посмотреть на цветы. Мальчик присел на корточки и просто упал на цветок, сломав его. Тема в растерянности, ему страшно, ведь нужно признаться отцу в случившемся, а значит, наказание не минует. Он представляет, как огорчится его отец, как позовет его в свой кабинет, где они останутся вдвоем. А ведь его отец такой страшный в гневе. Мальчик представил, как отец снимет ремень и начнет его пороть. Представляя все это, мальчик по прежнему стоял возле цветка. Он думал о том, как все исправить и, услышав шорох, быстро принимает решение. Воткнув цветок в землю, Тема скрывается на кухне, где кипит работа. Там Тема узнает, что родители уезжают и мальчик вздыхает с облегчением, ведь теперь наказание оттягивается.

Так как наказание откладывается, то Тема вышел в сад, где играли его сестры. Там он случайно ломает лозы, за которые отец также может наказать. А тем временем Еремей подготовил карету. Тема подбежал к родителям, где стал проявлять нежность к матери, та и поняла, что что-то произошло. Родители едут, а Теме приходит в голову прокатиться на Гнедко — их лошади. Своей идеей он делится с сестрой. Затем сев на лошадь, он скачет галопом и резко притормозив, падает с лошади. Дальше Тема ругается с бонной, которая присматривала за детьми, дерется с сестрой, после чего все уходят.

Тема остается со своим другом, которому он пообещал принести сахара.

За завтраком Тема плохо ест, а когда все уходят, он крадет несколько кусочков сахара. За этим действием его застает сестра и бонна-немка. Вот теперь Тема понимает, уж точно ему никто не простит, ведь воровство — это плохо. А тут еще и гроза началась. Теме пришлось идти в детскую и, наблюдая за грозой, он вспомнил, что не видел свою Жучку. Он стал ее везде искать, ему вспомнились слова прислуги Акима, который грозился ее убить, но тот божился, что этого не делал. Тема побежал искать собаку на улицу и столкнулся с отцом. Увидев отца, мальчик бросился в дом.

Глава 2

Отец, убедив своими доводами мать, которая якобы неправильно воспитывает мальчика, закрылся с сыном в кабинете. Мальчик был напуган, он просил отца не наказывать его, но отец не слышал сына. Он приступил к порке. Как ни просил мальчик остановиться, отец не прекращал его бить. Ребенок даже укусил отца, чтобы тот остановился, но ничего не помогало. Мать же, сидя в коридоре, очень сильно переживала, каждый крик ребенка отдавался в ее сердце. Не выдержав, она вбежала в кабинет и обвинила мужа в том, что тот не умеет воспитывать, также сказала, что следующий раз он ударит ребенка только через ее труп.

Глава 3

Мать ищет Тему, но в комнате не находит его. Тема лежит в маленькой комнате на диване. Не стала она его беспокоить и пошла в свои покои. Там она винила себя, что допустила подобное, ведь нельзя детей так воспитывать. Дети делают глупости, потому что не до конца осознают, до чего могут привести их шалости. Им нужно объяснять и рассказывать, а не подобно ее мужу, воспитывать ремнем. У прислуги мать узнает, что Тема целый день ничего не ест. Это ее огорчает. Она приказывает для детей приготовить ванну.

Сначала искупались девочки и младший сын, а после позвали Тему. При этом мать приказала приглушить свет, а все потому, что знала, во время порки ее сын немного обделался и чтобы его не травмировать приказала всем сделать вид, что никто ничего не заметил. Также сказала оставить хлеб, ведь ее сын ничего не ел. Позвала Тему купаться его любимая горничная Таня. Мальчик пришел в комнату и решил купаться самостоятельно. Когда остался один, снял с себя белье и смыл все улики, спрятав мокрое белье. После искупался, а, увидев хлеб, съел его. Когда вышел, Таня повела его в покои матери, ведь нужно было родителям желать спокойной ночи, и хоть мальчику не хотелось видеться с родителями, он вошел в комнату. Там и поговорил с мамой, выплакав свои слезы и рассказав о несправедливости к нему. Мама же объяснила сыну, что все произошло из-за его трусости, ведь, если бы он сразу рассказал правду о цветке, то, возможно, никакого наказания и не было бы, а так есть что есть. Затем мальчик обнял мать и крепко к ней прижался.

Глава 4

Тема спал, но спал беспокойно, а когда проснулся посреди ночи, увидел няню. Он спросил ее о Жучке и няня сказала, что кто-то бросил ее в старый колодец. Собака целый день лаяла, звала на помощь. После этих слов Тема уснул и ему снилось, как он спасал свою собаку, а рано утром, когда мальчик проснулся, он пошел на самом деле спасать свою Жучку. Взял он веревку, направился к старому колодцу, куда пришлось спускаться, ведь по-другому вытащить собаку нельзя было. Силы изначально были на исходе, так как Тема заболел, но об этом еще не подозревал. С неимоверными усилиями ему все-таки удалось достать собаку, а когда он вылез из колодца, то упал без памяти. Его нашел Еремей. Очнулся мальчик в своей комнате, всех увидел рядом с собой, но вскоре вновь провалился в беспамятство. Он постоянно бредил и был на волоске смерти.

Глава 5

Долго организм ребенка боролся с болезнью, целое лето проболел мальчик и только под осень силы стали возвращаться. Вот он уже ходил весь худой по двору, где услышал разговор матери и отца. Они говорили о нем. Мать подняла вопрос о том, чтобы разрешить Теме играть с другими детьми в наемном дворе.

Теперь каждый день Тема ходит в наемный дом, что принадлежал его отцу и сдавался в аренду. Там среди мусора играли дети, но для них это не был мусор, это были настоящие клады, где всегда можно отыскать что-то интересное. Однажды дети нашли в одной хижине, повешенную женщину и стали придумывать различные страшилки. А вскоре дети увлеклись различными играми и здесь Тема у Абрумка просил орехов, обещая заплатить за них. Орехи он получил, а вот деньги не отдавал. И вот умерла больная жена Абрумки. Поговаривали, что он лично своими руками ее задушил, и на похорон понадобились деньги. Тема просит деньги у матери и относит Абрумке. Там видит, как его жену готовят к погребению. Тема рассуждает о жизни и смерти, о том, что все мы умрем рано или поздно и от таких мыслей ему захотелось больше двигаться. чтобы успеть пожить, наслаждаясь детством, ведь во взрослой жизни будет ему скучно.

Так и год пролетел. Тема продолжал бегать во двор, особенно любил с друзьями спускаться к морю и помогать рыбакам. А однажды ребята зашли к мяснику и там на них накинулся разъяренный бык. Мясник еле спас ребят, в том числе и Тему. За то, что дети зашли к нему без спроса, мясник надрал уши Теме. Это мальчика обидело и он захотел отомстить, поэтому, когда мясник проходил мимо двора, где жил Тема, мальчик бросил камень в лицо мужчине. Такой поступок не оценила мать, наругав Тему, а вот отец поддержал сына, но от этого Теме не было легче. Тема долго еще извинялся за проступок, а мать не могла простить такое, но потом простила и сказала, чтобы он уже брался за голову, как ни как, ему уже десять, например, один мальчик уже царем был в его годы. Тему тоже захотелось стать царем, но мать объяснила, что такое невозможно, а вот стать помощником царя можно.

В этот вечер Тема засыпал в возвышенном настроении, представляя как он помогает грозному царю и при этом он все-таки был горд за то, что отомстил мяснику.

Глава 6

Тема поступает в гимназию. Вот уже и форму ему выдали и он решил пройтись по наемному двору, чтобы все видели его в форме. Здесь же он встретил своих друзей, с которыми пошел к морю, чтобы поплавать. У моря к нему подошел старик и сказал, что негоже гимназисту плавать вместе с дворовыми ребятами, вот и отошел он со стариком в сторону. Снял свои одежды Тема и пошел купаться в море, а когда вышел, ни старика, ни одежды не было. Пришлось голым идти домой. Новую одежду пришлось ждать неделю, из-за этого Тема пришел на уроки с опозданием. Так как все места были уже заняты, он сел на последнюю парту. Там сидел Вахнов, из-за которого Тема столкнулся с первыми трудностями. Из-за Вахнова Тему чуть не исключили из гимназии, но, когда приехали родители Темы к директору, то тот сказал, что исключать не будет парня, но ему придется ответить за то, что не рассказал о шалостях и не выдал Вахнова, считая, что поступает по товарищески.

Тема остается в гимназии, а в качестве наказания ему придется оставаться в гимназии после уроков.

Глава 7

Вот и начались будни Темы. Каждый день он вместе с сестрой отправлялся в гимназию. Вот и сегодня в дождливый день они отправились вместе. Она в женскую, а он в мужскую гимназии. И в этот раз Тема вновь опаздывает. Он просит учителя не ставить отсутствие, но тот советует ему раньше вставать и уходит. На перемене Вахнов вновь издевается над Темой, который постоянно просит его этого не делать и вот входит учитель латыни. Он просит отвечать урок, но многие не готовы и делают ошибки, в том числе и Тема, далее был урок немецкого, где Вахнов издевался над больным учителем, который так и не окончил урок по причине своей болезни. Последним уроком была история естествознания, где преподавал любимый учитель Темы.

После уроков, Тема встретил сестру и они пошли домой. Дома за обедом Тема рассказывает о больном учителе и они с матерью идут его проведать.

По приходу домой, Тема с Зиной садятся за уроки и как всегда начинают спорить. Когда уроки все сделаны, Тема бродит по дому, зашел к Еремею, поговорил с Таней, а после, пошел спать, ведь завтра новый будний день и таких скучных дней еще будет очень много и Тема засыпает.

Глава 8

Учитель немецкого все-таки умирает в место него приходит новый учитель, который был не таким, как прежний. Тема находит нового друга Иванова, который любил Теме рассказывать на уроках страшные истории, о которых он читал в книгах. Тема тоже заинтересовался подобными книгами и уже во втором классе стал читать Гоголя, Вагнера, Майн-Рида. Иванов был лучшим другом Темы, и Тема его очень любил. Этот Иванов даже Теминой маме нравился. Однажды Тема попросился к Иванову поехать в деревню и мама разрешила летом съездить с тем условием, что Тема перейдет в третий класс.

Глава 9

Не долгой была дружба с Ивановым. Из-за одной неприятной истории, Вахнова и Иванова исключают из гимназии. Иванов прекращает общение с Темой, самого же Тему называют ябедой, ведь именно он выдал всю историю директору.

Глава 10

Тема заводит разговор с Касицким, который просится сесть с Темой вместе, к ним присоединяется и Данилов. Все в классе заговорили о том, что Тема и им услужит. Тема, Данилов и Касицкий сдружились. Они часто плавали вместе на лодке, в зимнее время просто бродили у моря и слушали истории Касицкого. Как-то ребята надумали ехать в Америку. Они уже и деньги стали собирать, и план приготовили. Построили лодку, на которой решили отплыть от берега, а потом пересесть на корабль. И вот тот день настал. Отплыли парни от берега и стали ждать пароход, который постепенно к ним приближался, но не забрал он парней. Друзьям пришлось возвращаться на берег. С одной стороны было радостно, что не удалась затея, а с другой стороны были на носу экзамены, которые нужно было сдавать.

Глава 11

Вот и начались экзамены. После каждого из них Тема говорил маме, что все нормально, только оценки не показывал. Как оказалось, три экзамена он завалил и нужно пересдавать. Но, чтобы разрешили пересдавать, родителям нужно было идти к директору. Так родители Темы узнали о том, что их сын завалил экзамены. Они стали ругать Тему и тут Теме пришла мысль о смерти. Он решил отравить себя, что и сделал, только вовремя Таня обнаружила Тему и его спасли. Мать же пошла к директору и договорилась о пересдаче, а Тема потратил две недели на подготовку к пересдаче в итоге все знал хорошо и смог ответить на все вопросы. Тему перевели в следующий класс, о чем он всем сообщил. Ведь может же, если хочет, может даже лучшим учеником стать.

Глава 12

В этой главе автор рассказывает о сближении отца и сына. Отец стал часто рассказывать истории о прошлых походах, о сражениях, о товарищах. Тема слушает эти рассказы с удовольствием, Вот только здоровье отца его сильно пошатнулось и вскоре отец его, некогда сильный генерал и вовсе сдал. Вскоре генерала Карташева не стало.
Завершается краткое содержание Детство Темы похоронной процессией, где лились слезы Темы по умершему своему отцу.

4 (80%) 5 votes


На этой странице искали:

  • детство тёмы краткое содержание
  • детство темы краткое содержание по главам
  • краткое содержание Детство Тёмы
  • краткое содержание детство темы по главам
  • детство

(краткое содержание). Написал это произведение автор в 1852 году. Это первая повесть из трех имеющихся о жизни Николая Иртеньева. Герой рассказывает от первого лица о раннем периоде своей жизни, ностальгически сожалея о невозвратной свежести детских чувств, беззаботности, любви и вере.

Краткое содержание «Детство» (главы 1-6)

Утром, через несколько дней после своего десятилетия, Иртеньев Николенька был разбужен учителем (вернее, хлопком его мухобойки). Мальчика обидело, что разбудили именно его, маленького и беззащитного, а не старшего брата Володю. От злости и жалости к себе он расплакался, объяснив слезы страшным сном. Но после того как учитель, щекоча и добродушно смеясь, стал поднимать Николеньку с постели, Карл Иваныч был прощен и назван «милым».

Каждое утро наставник вместе с мальчиками спускался в гостиную, чтобы пожелать их матушке доброго утра.

Воскрешая в воображении матушку, Николеньке никогда не удавалось воссоздать ее цельный облик. Чаще всего вспоминалось родимое пятнышко на шее, вышитый воротник, взгляд всегда добрых карих глаз и сухие нежные руки. Она справлялась по-немецки у Карла Иваныча о том, как спали дети, не плакал ли Николенька.

Часто они заставали отца за расчетами. Он давал финансовые распоряжения крепостному приказчику Якову. Тот был скуп, как и всякий хороший и преданный слуга, но о выгодах господина имел довольно странные представления, заботясь об увеличении его доходов за счет средств госпожи (а именно - ее имения Хабаровского).

Поздоровавшись с сыновьями, папа сказал, что, поскольку они уже выросли, пора серьезно взяться за учебу. Для этого он забирает их в Москву в дом бабушки, а maman с сестрами останется в Петровском. Братья были поражены этой новостью. Николеньке было жаль матушку и старого учителя, которому, верно, откажут от дома. Расчувствовавшись, он заплакал.

Краткое содержание «Детство» (главы 7-12)

Папа взял мальчиков с собой на охоту, попросились и девочки. С ними в коляске поехала maman. После был чай, фрукты, мороженое и, конечно, детские

Позже, уже дома, каждый занялся своим делом. Матушка играла на рояле, к отцу пришли с отчетом крепостные. Володя, Николенька и девочки решили ближе рассмотреть вериги юродивого, которого приютила матушка.

Николенька на всю жизнь запомнил искреннюю, мощную молитву настоящего христианина - юродивого Гриши, которой они стали невольными свидетелями. Он молился с любовью обо всех, кто дал ему кров. Когда не хватило слов, повалился на землю в искренних, льющихся потоком слезах.

Краткое содержание «Детство» (глава 13)

Краснощекую, веселую и толстую Наташку взяли в дом молодой девушкой в качестве женской прислуги для бабушки. В должности горничной Наталья отличалась усердием и кротостью. После родилась матушка, а горничная стала няней, и тут она тоже заслужила награды и похвалы за привязанность и верность, которую отдавала барышне (семья у Натальи не сложилась).

Выйдя замуж, maman попыталась отблагодарить Наталью Савишну, как ее теперь величали, за службу. Ей была дарована вольная и пожизненная пенсия в триста рублей. Но верная ее Наша порвала документ с и осталась служить экономкой, надзирая за хозяйством и даря любовь и заботу теперь уже третьему поколению своих господ.

Краткое содержание «Детство» (главы 14-28)

Мальчики прожили в Москве, в доме бабушки, больше полугода. Дети учились, танцевали на балах, познакомились с московскими родственниками: княгиней Корнаковой, князем Иван Ивановичем, братьями Ивиными, даже успели влюбиться в Сонечку Валахину.

Получив тревожное письмо от жены, отец снова повез их в Петровское. К сожалению, дети застали матушку уже в беспамятстве. Очень тяжело переживал Николенька смерть и похороны своей maman. Немного облегчали его страдания набожные беседы и искренние слезы Натальи Савишны, беззаветно любившей покойницу.

Бабушка узнала о кончине дочери только по возвращении Иртеньвых в Москву. Печаль ее и горе были трогательны и сильны, но Николенька почему-то сочувствовал и сопереживал больше Наталье Савишне, потому как убежден был, что никто так чисто и искренно не сожалел о его матушке, как это любящее и преданное создание.

Со смертью maman для Николеньки окончилось детство. Началась пора отрочества.

– один из титанов русской культуры. Автор таких литературных монументов, как «Война и мир», «Анна Каренина» . Путь в мир высокой литературы открылся перед писателем благодаря повести «Детство», журналу «Современник» и его проницательному редактору Николаю Алексеевичу Некрасову.

В 1851 году Лев Николаевич вместе со своим братом Николаем отправляется на Кавказ, где идут ожесточенные бои с горцами. Тамошняя атмосфера вдохновляет 23-летнего Толстого к творчеству. Однако он создает не произведение на военную тематику, что было бы вполне закономерно, а ностальгическую повесть «Детство», написанную в жанре псевдоавтобиографии.

Спустя год, после ряда корректур, первый труд готов. Толстой отправляет рукопись в редакцию культового журнала «Современник», которую в то время возглавляет Николай Алексеевич Некрасов. Опытный литератор тут же отмечает талантливую повесть и публикует произведение никому не известного автора на страницах своего журнала. Так в России появился выдающийся писатель, не новичок, а зрелый сформировавшийся прозаик.

История трилогии
Позже в «Современнике» напечатают «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857), которые продолжат историю жизни и становления личности главного героя Николеньки Иртеньева. Однако начиналось все «Детством».

Знакомство с домом Иртеньевых

Утро 12 августа началось для Николеньки Иртеньева прескверно. Его разбудил громкий хлопок прямо под ухом. Это учитель Карл Иваныч затеял охоту на мух у кровати маленького барина. Николенька жутко злится на учителя. Ему ненавистен Карл Иванычев пестрый халат и красная шапочка, которую тот носит, чтобы не простудить больные уши, его немецкая речь и хлопушка из сахарной бумаги для мух.

Посмеиваясь, Карл Иваныч щекочет пятки своего маленького воспитанника. Сонный дурман рассеивается, и Николенька уже не может представить, как мог буквально несколько мгновений назад ненавидеть доброго Карла Ивановича. Немец уже 12 лет живет в их доме и научил Николеньку и его старшего брата Володю всему, что знает сам.

Так начинается еще один день в жизни Николеньки Иртеньва. Три дня назад ему минуло десять лет. И это его детство.

После небольших приготовлений Карл Иванович выводит мальчиков (Николеньку и Володю) здороваться с матушкой, Натальей Николаевной. Николенька прекрасно помнит ее добрые карие глаза, родинку на шее, расположенную в том месте, где начинают виться волосы, нежную сухую руку, которой мама так часто ласкала своих сыновей. Наталья Николаевна разливает по кружкам чай. В той же комнате музицирует младшая сестра Николеньки Любочка и ее гувернантка Мими (Марья Ивановна) – пренеприятнейшая особа, по мнению юного Иртеньева.

Поцеловав ручку маман, Николенька отправляется в отцовский кабинет. Его отец, Петр Алексеевич, крупный помещик. С самого утра он решает хозяйственные дела с приказчиком Яковом. Николенька восхищается, какой его папа высокий и статный, какая у него большая жилистая рука и ровный спокойный голос. Отец напоминает сыну, что этой ночью они выезжают в Москву.

Дело в том, что Николенька с Володей уже взрослые. Им больше нельзя оставаться в деревне. Отец повезет их в большой город, где они получат достойное образование, научатся светским манерам. Николенька рад уехать в таинственную Москву. Его огорчает лишь предстоящее расставание с матушкой и добрым Карлом Ивановичем, которого он любит не меньше, чем папу. После многолетней службы учителя увольняют. Он больше не нужен выросшим Иртеньевым.

Утренние переживания не позволяют Николеньке настроиться на урок. Он напрочь забывает выученный накануне диалог, а тетрадь по чистописанию превращает в чернильную лужу из-за накапавших на нее слез. В довесок к сумбурному утру на пороге классной комнаты появляется юродивый Гриша – завсегдатай поместья Иртеньевых. Он говорит какие-то несвязные предсказания, стучит костылем и, по обыкновению, напрашивается на обед от доброй Натальи Николаевны.

Охота, первая любовь и торжество справедливости

Семейство Иртеньевых в полном составе отправляется на охоту. Николенька очень любит подобные поездки, тем более что сегодня с ними поехала матушка с девочками – сестричкой Любочкой и дочкой гувернантки Катенькой, к которой юный Иртеньев испытывает первые нежные чувства.

После неудачной охоты (Николенька ненароком спугнул зайца) взрослые усаживаются за обед, а дети идут играть в Робинзона. Все это время Николенька неловко проявляет знаки внимания по отношению к Катеньке, однако девочка ухаживаниям юного барина не потакает.

По возвращении домой детей занимают рисованием. Николеньке достается только синяя краска, и он пытается изобразить события сегодняшнего дня. Сперва мальчик рисует синего зайца, потом превращает животное в куст, куст в дерево, дерево в скирд, скирд в облако. В результате рисунок признается негодным и выбрасывается.

В это время в доме разыгрывается драма с учителем Карлом Ивановичем, которого накануне было решено уволить. Оскорбленный немец пришел жаловаться Петру Николаевичу на их неблагодарность, да так разволновался, что перезабыл все русские слова, разрыдался и пообещал служить без жалованья, лишь бы его не разлучали с любимыми воспитанниками. Пожалев старика, Петр Николаевич решил взять учителя в Москву и закрепить за ним прежнее жалованье. Справедливость восстановлена. Николенька счастлив.

Барышня и крестьянка

Рассказчик знакомит читателя с еще одной постоянной обитательницей дома Иртеньевых – экономкой Натальей Савишной. Когда-то она была просто Наташкой – дворовой девкой в селе Хабаровке, в котором выросла мама Наталья Николаевна. По просьбе ее отца-кларнетиста, молодую крестьянку взяли в дом. Когда родилась мама Николеньки, та стала ее няней. Так началась теплая сердечная привязанность двух Наталий – барышни и крепостной. А когда в благодарность за годы службы Наталья Николаевна написала Савишне вольную, та разрыдалась и ни в какую не захотела уходить со двора.

Глядя сквозь годы, Николенька признает, что тогда, в детстве, не ценил любви Савишной. Вот и сегодня, прощаясь перед отъездом, он бегло целует заплаканную старушку в чепец. Ему не терпится скорее отправиться в Москву навстречу приключениям. Выглядывая из коляски, Николенька видит маму, красивую в развивающейся голубенькой косыночке, которую она придерживает рукой. Тогда мальчик еще не подозревал, что смотрит на маму такой в последний раз.

Москва, родня и вторая первая любовь

Начинается новый период в жизни юных Иртеньевых, московский. И первое тревожное испытание на пути мальчиков – знакомство с городской родней. Перво-наперво Николенька и Володя отправляются на встречу с бабушкой княгиней. Каждый готовит для родственницы подарок. Николенька сочиняет стихотворение. Сперва оно кажется ему вполне сносным, но к моменту публичного чтения он практически убежден, что стихи вышли скверные и, более того, лживые. Особенно его беспокоит последняя строка – «И любим, как родную мать». Ведь неправда это! Неправда! Николенька, безусловно, любит и уважает бабушку графиню, но совсем не так, как матушку – самое обожаемое существо на свете.

В доме у графини Иртеньевы знакомятся с дальними родственниками – желчной княгиней Корнаковой и очень статным и красивым, несмотря на свои семьдесят, князем Иваном Ивановичем. Чуть позже Николенька и Володя заводят знакомство с братьями Ивиными, их одногодками, принимают участие в играх, присутствуют на настоящих танцах, а Николенька к тому же вторично влюбляется. Теперь предметом его обожания становится Сонечка Валахина, о которой он всякий раз думает перед сном. И это, убежден юный Иртеньев, серьезно.

Конец детства

Иртеньевы вот уже полгода живут в московском доме у бабушки графини. Их новую бурную жизнь нарушает письмо из деревни. Наталья Николаевна пишет, что тяжело заболела, ее дни сочтены, и просит мужа как можно скорее привезти детей в деревню. Петр Алексеевич, не раздумывая, мчится к супруге. Однако родные застают больную в бреду, она ничего не видит, никого не узнает и умирает тем же днем в страшных муках.

Похороны матушки оставили в душе юного Николеньки Иртеньева самые тяжелые воспоминания. Собралось много людей, все зачем-то плакали, молились, жалели бедных сироток. «Какое они имели право говорить и плакать о ней?» – вскрикивает сквозь годы Николенька. Ведь никому по сути не было дела до ее смерти и до их горя. Да и сам мальчик не мог осознать происходящее: «… я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести».