Дыхание растений. Питание растений

Дыхание растений и животных по биологии - процесс уникальный и универсальный. Оно выступает как неотъемлемое свойство любого организма, населяющего Землю. Рассмотрим далее, как происходит дыхание растений.

Биология

Жизнь организмов, как и любое проявление их деятельности, непосредственно связаны с расходом энергии. Дыхание растений, питание, органы, фотосинтез, передвижение и поглощение воды и необходимых соединений, а также многие функции связаны с непрерывным удовлетворением необходимых потребностей. Организмам требуется энергия. Она поступает от потребляемых питательных соединений. Кроме этого, организму нужны пластические вещества, служащие в качестве строительного материала для клеток. Распад этих соединений, который происходит в процессе дыхания, сопровождается высвобождением энергии. Она и обеспечивает удовлетворение жизненно-важных потребностей.

Рост и дыхание растений

Эти два процесса тесно связаны друг с другом. Полноценное дыхание растений обеспечивает активное развитие организма. Сам процесс представлен в виде сложной системы, включающей множество сопряженных окислительно-восстановительных реакций. В ходе них изменяется химическая природа органических соединений и используется присутствующая в них энергия.

Общая характеристика

Клеточное дыхание растений - окислительный процесс, происходящий с участием кислорода. В ходе него происходит распад соединений, который сопровождается образованием химически активных продуктов и высвобождением энергии. Суммарное уравнение всего процесса выглядит так:

С6Н12О6 + 602 > 6С02 + 6Н20 + 2875 кДж/моль

Далеко не вся энергия, которая высвобождается, может использоваться для обеспечения процессов жизнедеятельности. Организму необходима в основном та ее часть, которая сосредотачивается в АТФ. Во многих случаях синтезу аденозинтрифосфата предшествует формирование разности электрозарядов на мембране. Этот процесс связан с отличиями в концентрации водородных ионов по разные ее стороны. По современным данным не только аденозинтрифосфат, но и протонный градиент выступает источником энергии для обеспечения жизнедеятельности клетки. Обе формы могут использоваться для активации процессов синтеза, поступления, перемещения питательных соединений и воды, формирования разности потенциалов между внешней средой и цитоплазмой. Энергия, которая не накапливается в АТФ и протонном градиенте, в большей степени рассеивается в виде света или тепла. Она является бесполезной для организма.

Зачем нужен этот процесс?

Какое значение имеет дыхание у растений? Этот процесс считается центральным в жизнедеятельности организма. Энергия, которая выделяется при дыхании, используется для роста и поддержания в активном состоянии уже развитых частей растения. Однако это далеко не все моменты, определяющие важность этого процесса. Рассмотрим, в чем основная роль дыхания растений. Этот процесс, как выше было сказано, представляет собой сложную окислительно-восстановительную реакцию. Она проходит в несколько этапов. На промежуточных стадиях происходит образование органических соединений. Впоследствии они используются в разных метаболических реакциях. Среди промежуточных соединений можно выделить пентозы и органические кислоты. Дыхание растений, таким образом, - это источник множества метаболитов. Из суммарного уравнения видно, что в ходе этого процесса образуется также и вода. В условиях обезвоживания она может спасти организм от гибели. В суммарном виде дыхание противоположно фотосинтезу. Однако в ряде случаев эти процессы дополняют друг друга. Они способствуют поставке и энергетических эквивалентов, и метаболитов. В некоторых случаях при выделении энергии в виде тепла, дыхание растений приводит к бесполезной утрате сухого вещества. Поэтому далеко не всегда увеличение интенсивности этого процесса полезно для организма.

Особенности

Дыхание растений осуществляется круглосуточно. В ходе этого процесса организмы поглощают кислород из атмосферы. Кроме этого, они вдыхают О2, образованный у них вследствие фотосинтеза и имеющийся в межклетниках. В течение дня кислород в основном поступает через устьица молодых побегов и листьев, чечевички стеблей, а также кожицу корней. Ночью практически у всех растений они прикрыты. В этот период для дыхания растения используют кислород, который накопился межклетниках и образовался при фотосинтезе. Кислород, поступивший в клетки, окисляет органические сложные соединения, имеющиеся в них, преобразуя их в воду и углекислый газ. При этом происходит высвобождение энергии, затраченной на их формирование при фотосинтезе. Углекислый газ удаляется из организма через клеточную поверхность молодых корней, чечевички, устьица.

Опыты

Чтобы убедиться в том, что дыхание растений действительно происходит, можно следующим образом:

Как использовать полученные знания?

В процессе выращивания культурных насаждений почва уплотняется, а содержание в ней воздуха значительно снижается. Для улучшения течения процессов жизнедеятельности осуществляют рыхление грунта. От недостатка кислорода особенно страдают те растения, которые выращиваются на заболоченных (сильно увлажненных) почвах. Улучшение снабжения О2 достигается путем осушения земли. Негативным образом на процессе дыхания сказывается пыль, которая оседает на листьях. Твердые мелкие ее частицы забивают устьица, что значительно затрудняет поступление кислорода в листья. Кроме этого, вредное воздействие оказывают и примеси, которые попадают в воздух при сжигании на промышленных предприятиях разного вида топлива. В этой связи при озеленении городской территории, как правило, высаживают деревья, устойчивые к запыленности. К ним, например, относят конский каштан, липу, черемуху, тополь. В процессе хранения зерна особое внимание следует уделять их влажности. Дело в том, что при повышении ее уровня усиливается интенсивность дыхания. Это, в свою очередь, способствует тому, что семена начинают сильно разогреваться выделяющимся теплом. Это, в свою очередь, негативно сказывается на зародышах - они погибают. Во избежание таких последствий семена, которые закладываются на хранение, должны быть сухими. Само же помещение необходимо хорошо проветривать.

Заключение

Таким образом, дыхание растений имеет огромное значение для обеспечения нормального их развития на любой стадии. Без этого процесса невозможно не только обеспечение нормальной жизнедеятельности организма, но и формирование всех его участков. В ходе дыхания образуются важнейшие соединения, без которых существование растения невозможно. Этот сложный, многоэтапный процесс является центральным звеном во всей жизни любого организма. Знания об этом способствуют обеспечению надлежащих условий выращивания и хранения культурных растений, достижению высокой урожайности зерновых и прочих сельскохозяйственных насаждений. Известно, что при дыхании выделяется тепло. Возле некоторых культур температура воздуха может повышаться более чем на 10 градусов. Такое свойство используется человеком в разных целях.

Вариант 7

А1. Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы

1) организменный

2) биоценотический

3) биосферный

4) популяционно-видовой

А2. Нуклеиновые кислоты, в отличие от крахмала, содержат атомы

1) азота и фосфора

2) водорода и кислорода

3) калия и кальция

4) серы и магния

A3. Наследственная информация в клетках грибов заключена в

А4. Новые соматические клетки в многоклеточном организме животного образуются в результате

3) овогенеза

4) сперматогенеза

А5. Прокариоты — это организмы,

1) клетки которых не имеют оформленного ядра

3) состоящие из одинаковых клеток и не имеющие тканей

4) которые не имеют клеточного строения

А6. У большинства животных с прямым развитием из яйца появляется организм,

1) по строению похожий на родителей

2) значительно отличающийся от родителей

3) способный к автотрофному питанию

А7. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску цветков гороха, называют

1) сцепленными

2) рецессивными

3) доминантными

4) аллельными

А8. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных по данному признаку родителей?

А9. Явление полиплоидии обусловлено

1) поворотом участка хромосомы на 180°

2) кратным увеличением наборов хромосом

3) наличием в хромосоме двух хроматид

4) уменьшением числа отдельных хромосом

А10. Назовите признак, характерный только для царства Бактерий.

1) имеют клеточное строение

2) дышат, питаются, размножаются

3) в клетках есть оформленное ядро

4) в клетках отсутствует оформленное ядро

A ll. На развитие растений используется энергия, которую организм получает в результате

1) роста и деления клеток

2) транспорта воды и минеральных веществ

3) расщепления органических веществ при дыхании

4) поглощения веществ из окружающей среды

А12. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству

1) розоцветных

2) бобовых

3) капустных

4) лилейных

А13. Клетка многоклеточного животного, в отличие от клетки простейшего,

1) покрыта оболочкой из клетчатки

2) выполняет все функции организма

3) выполняет определенную функцию

4) представляет собой самостоятельный организм

А14. Кожное и лёгочное дыхание характерно для

2) крокодилов

4) лягушек

1) гортани

2) носоглотке

4) ротовой полости

А16. Образование мочи у человека происходит в

1) мочеточниках

2) мочевом пузыре

3) нефронах

4) почечной вене

А17. В процессе энергетического обмена

1) из глицерина и жирных кислот образуются жиры

2) синтезируются молекулы АТФ

3) синтезируются неорганические вещества

4) из аминокислот образуются белки

А18. Пример рефлекса, приобретённого в течение жизни, —

1) сужение зрачка на ярком свету

2) выделение слюны у собаки на запах мяса

3) чихание при попадании пыли в носоглотку

4) рвотный рефлекс у человека

А19. При вывихе в суставе

1) повреждается суставный хрящ

2) нарушается целостность мышечной ткани

3) повреждается надкостница в головках костей, образующих сустав

4) суставная головка выходит из суставной впадины

А20. Сохранению признаков вида в природе способствует

1) изменчивость

2) мутагенез

3) метаболизм

4) наследственность

А21. Материалом для естественного отбора служит изменчивость

1) сезонная

2) мутационная

3) определённая

4) фенотипическая

А22. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят

1) клеточное строение организмов

2) наличие сходных систем органов у позвоночных

3) сходство зародышей позвоночных животных

4) сходство процессов жизнедеятельности у животных

А23. Доказательством единства человеческих рас является

1) одинаковый набор хромосом

2) приспособленность к жизни в различных климатических условиях

3) наличие атавизмов

4) наличие рудиментов

А24. Увеличение продолжительности светового дня, вызывающее сезонные изменения у организмов, относят к факторам

1) антропогенным

2) биотическим

3) абиотическим

4) ограничивающим

А25. В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят

1) злаки, осоки

2) бактерии и грибы

3) мышевидных грызунов

4) насекомых, питающихся растениями

А26. Обмен химическими элементами между организмами и неорганической средой, различные стадии которого происходят внутри экосистемы, называют

1) круговоротом веществ

2) экологической пирамидой

3) пищевыми цепями

4) саморегуляцией

А27. Полипептидная цепь, свернутая в клубок, — это структура белка

1) первичная 3) третичная

2) вторичная 4) четвертичная

А28. В ходе пластического обмена происходит

1) окисление глюкозы

2) окисление липидов

3) синтез неорганических веществ

4) синтез органических веществ

А29. Генотип потомства является точной копией генотипа родителей при

1) половом размножении

2) размножении семенами

3) вегетативном размножении

4) оплодотворении яйцеклетки

АЗО. Проявления модификационной изменчивости признака зависят от генотипа, поэтому её пределы ограничены

1) нормой реакции 3) случайными мутациями

2) условиями среды 4) конвергенцией

А31. Гетерозис выражается в

1) превосходстве гибридов по ряду свойств над родительскими формами

2) подавлении действия генов одного из родителей генами другого родителя

3) кратном увеличении числа хромосом

4) наследовании признаков родительских форм

А32. Растения семейства лилейных можно узнать по строению

1) цветков пятичленного типа, напоминающих строение мотылька

2) вегетативных органов: стебля (соломина), сидячих листьев, видоизменённого корня

3) цветков трёхчленного типа с простым околоцветником и наличию видоизменённых подземных побегов

4) вегетативных органов: стебля (соломина), видоизмененных подземных побегов

АЗЗ. Клетки соединительной ткани

1) многоядерные, имеют поперечную исчерченность

2) располагаются рыхло, между ними много межклеточного вещества

3) мелкие, веретенообразной формы, имеют миофибриллы

4) плотно прилегают друг к другу

А34. К рецепторам сумеречного зрения относят

1) палочки

2) хрусталик

3) колбочки

4) стекловидное тело

А35. Дрейф генов — это

1) случайное изменение частот встречаемости их аллелей в популяции

2) перемещение особей из одной популяции в другую

4) результат естественного отбора

А36. Хвощ, в клетках которого накапливается кремний, выполняет в биосфере функцию

1) биохимическую

2) газовую

3) концентрационную

4) окислительно-восстановительную

В 1. Клетки эукариотных организмов, в отличие от прокариотных, имеют

1) цитоплазму

2) ядро, покрытое оболочкой

3) молекулы ДНК

4) митохондрии

5) плотную оболочку

6) эндоплазматическую сеть

В 2. Двигательные нейроны

1) воспринимают возбуждение от вставочных нейронов

2) передают возбуждение мышцам

3) передают возбуждение вставочным нейронам

4) передают возбуждение к железам

5) передают возбуждение на чувствительные нейроны

6) воспринимают возбуждение, возникшее в рецепторах

В 3. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1) развитие образовательных тканей у растений

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани

В4. Установите соответствие между моллюском и средой его обитания.

СРЕДА ОБИТАНИЯ

2) наземно-воздушная

A) обыкновенная беззубка

Б) большой прудовик

B) голый слизень

Г) осьминог

Д) виноградная улитка

В5. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом.

ВИД РЕФЛЕКСА

1) безусловный

2) условный

ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСА

A) обеспечивает инстинктивное поведение

Б)обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида

B) позволяет приобрести новый опыт, полученный в течение жизни

Г) определяет поведение организма в изменившихся условиях

В6. Установите соответствие между особенностью процесса и его видом.

ВИД ПРОЦЕССА

1) фотосинтез

2) гликолиз

ОСОБЕННОСТЬ ПРОЦЕССА

A) происходит в хлоропластах

Б) состоит из световой и темновой фаз

B) образуется пировиноградная кислота

Г) происходит в цитоплазме

Д) конечный продукт — глюкоза

Е) расщепление глюкозы

В7. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наименьшей.

A) Покрытосеменные

Б) Паслёновые

B) Двудольные

Г) Паслён чёрный Д) Паслён

В8. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.

A) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки

Б) проникновение ДНК вируса в клетку

B) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса

Г) синтез вирусных белков

Д) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки-хозяина

Е) формирование новых вирусов

С1. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

I. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

СЗ. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают эти отличия.

С4. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают это утверждение.

С5. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

Сб. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

Зачем, вообще нужно поливать комнатные растения? Для чего растению нужна вода? Странный вопрос. Вода нужна любому живому организму, это универсальный растворитель, именно с водой происходит перемещение всех веществ, протекают разные реакции, связанные с выработкой и использованием энергии, как у животных, так и у растений.

Вода необходима для жизни любого растения. Она составляет 70-95% сырой массы тела растения. У растений все процессы жизнедеятельности протекают с использованием воды. Обмен веществ в растительном организме происходит только при достаточном количестве воды. С водой в растение поступают минеральные соли из почвы. Она обеспечивает непрерывный ток питательных веществ по проводящей системе. Без воды не могут прорастать семена, не будет в зеленых листьях фотосинтеза. Вода в виде растворов, наполняющих клетки и ткани растения, обеспечивает ему упругость, сохранение определенной формы. Поглощение воды из внешней средыобязательное условие существования растительного организма.

Цель работы:

Экспериментально проверить влияние воды из различных источников на прорастание растений.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по данному исследованию.

2. Выяснить как вода воздействует на растения.

3.Эспериментально выяснить вся ли вода полезна растениям.

2.Какая вода лучше для растений

Ни для кого не секрет, что успешный рост наших цветов во многом обусловлен именно составом воды, используемой для полива.

Сначала мы изучили литературу, в которой давались рекомендации по уходу (в частности поливу) за растениями.

Большинство растений предпочло бы дождевую воду. К ней они привыкли, ею поливаются все растения в природе. Но если мы живем в городе, использовать дождевую воду или воду от растаявшего снега очень проблематично. В ее составе могут быть такие элементы, которые совсем не придутся по нраву нашим зеленым друзьям.

Для каждого цветовода одним из наиболее важных вопросов в уходе за растениями является качество используемой для полива воды. Естественно, самое первое правило, которое известно каждому любителю растений, это то, что вода для полива должна быть отстоянной, как минимум, в течение суток. Это нужно для того, чтобы из нее улетучился весь хлор, которым щедро снабжается водопроводная вода для обеззараживания, и о сели другие вещества.

Однако еще одна проблема воды в наших водопроводах - это жесткость. Если постоянно поливать растения жесткой водой, то на поверхности почвы может образоваться белая корка. Она сама по себе не представляет никакого вреда, но существует много растений, требующих исключительно мягкую воду.

Жесткость - это повышенное содержание в воде солей кальция и магния. Они накапливаются в воде, когда она проходит через горные породы: известняк, мел, доломит, гипс. При этом, как известно из школьного курса химии, жесткость бывает временной и постоянной. Временная жесткость связана с карбонатными солями кальция и магния. Временная она потому, что при кипячении эти самые карбонаты очень легко разлагаются на углекислый газ, который выходит в воздух, и собственно кальций и магний, которые в виде накипи оседают на стенках чайников. А вот с постоянной жесткостью бороться сложнее, она обусловлена сернокислыми и другими солями кальция и магния, и избавиться от нее не так уж просто.

Сразу хочется отметить, что лучше не использовать для полива дистиллированную воду, т.к. в ней вообще не содержится никаких макро- и микроэлементов, что тоже очень вредно для растений.

Однако и избыток солей не принесет пользу домашним цветам. Некоторые цветоводы любят поливать свои цветы минеральной водой. Однако, давайте подумаем, так ли уж полезно избыточное количество солей для растений.

В действительности постоянное поступление в почву повышенных концентраций солей, как с водой, так и с удобрениями значительно ухудшают состояние цветов. Именно по всем вышеуказанным причинам так важен полив растений мягкой водой, причем не только тех цветов, которые предпочитают «кислые» почвы, но и других растений. Так или иначе, основой нормального состояния растения все же служит качественная отстоянная мягкая вода, которая наилучшим образом усваивается растением и обеспечивает ему оптимальный рост.

3.Практическая часть.

3.1.Условия эксперимента

Чтобы убедиться на практике, как вода воздействует на живые организмы - в частности на растения, мы решили провести эксперимент и узнать, правда ли то, что вода, взятая от различных источников, будет различно влиять на жизнь растений. Для эксперимента взяли 9 различных видов воды:

1.Минеральная вода, 2.Родниковая вода, 3.Снеговая вода, 4.Кипячёная вода,

5.Водопроводная вода, 6.Злая вода (вода, на которую говорили злыми словами), 7.Добрая вода (вода, на которую говорили добрыми словами)

8.Вода с марганцовкой, 9.Отстоявшаяся водопроводная вода

3.2.Наблюдения.

См.приложение 1.

За 24 дня, в раз посаженные семена бархатцев дали разный результат. Самыми большими и крепкими выросли бархатцы, под №1 (минеральная вода). Уступают в размерах бархатцы под №2 - (родниковая вода). Меньше по размерам №5- (водопроводная вода), но листья этих бархатцев имеют не естественную форму они закрученные и сморщенные. Бархатцы под №8 -(вода с марганцовкой) выглядят здоровыми, но маленького размера и не у всех появились настоящие листья. Бархатцы под №7 - (добрая вода), похожи на бархатцы под №8 тоже крепкие, но маленького размера. Бархатцы под №6-(злая вода,) маленького размера и у них только-только начинают появляться настоящие листья. Бархатцы под №3 (снеговая вода), такие же как бархатцы под №6(злая вода). Бархатцы под №9 - (отстоявшаяся вода), как это ни странно, но растение слабое нет настоящих листьев, многие из них полегли. Самые маленькие бархатцы под номером 4- (кипяченая вода):у них только семядольные листья.

3.3.Поменяли условия

№4, №9 стали поливать минеральной водой.

См. приложение 2

4.Некоторые свойства используемой воды

В ходе эксперимента заинтересовались водой, которой поливали растения. Мы выяснили состав и некоторые свойства используемой воды. Вот что мы узнали:

1)Пермангана?тка?лия (лат. Kaliipermanganas ) — марганцовокислый калий, калиевая соль марганцевой кислоты. Химическая формула — .

Выпускается он в порошке (мелких кристаллах) с неограниченным сроком годности. Свежий раствор перманганата калия обладает сильной окисляющей активностью. Перманганаткалия состоит из калия и марганца.

Влияние калия на растения. Калий для растений очень важен, так как он обладает важной способностью повышать тургор клеток растения и тем самым выполнять функции регулятора водного баланса растения. В засушливые периоды растения, хорошо обеспеченные калием, могут сильнее ограничивать транспирацию и лучше использовать имеющуюся в почве воду. Кроме того, калий для растений в качестве питательного вещества активизирует многочисленные ферменты и незаменим для образования ароматических веществ и углеводов. Высокое содержание калия в вакуолях клеток повышает их морозостойкость.

Влияние марганца на растение. Марганец ускоряет рост, улучшает цветение и плодоношение растений. При его нехватке урожайность резко снижается. При остром его недостатке наблюдаются случаи полного отсутствия плодоношения.

2) «Карачи?нская вода » — лечебно-столовая минеральная вода. Добывается в Чановском районе Новосибирской области. Тип — хлоридно-гидрокарбонатная натриевая.

Химический состав:Общая минерализация 2,0 — 3,0 г/дм?.

    • Гидрокарбонаты HCO 3 - — 800—1100

      Сульфаты SO 4 2- — 150—250

      Хлориды Cl - — 300—600

      Магний Mg 2+ — менее 50

      Кальций Ca 2+ — менее 25

      Натрий + калий (Na + + K +) — 500—800

3)Родниковая вода

Родниковая вода представляет собой грунтовые и подземные воды, имеющие выходы на поверхность. Пробиваясь на поверхность, родниковая вода проходит через слои гравия и песка, что обеспечивает ей естественную природную фильтрацию. При такой очистке вода не теряет своих целебных свойств, и не меняет своей структуры и гидрохимического состава.

4)Питьевая вода — это вода, пригодная к употреблению внутрь, отвечающая установленным нормам качества. В случае несоответствия воды стандартам, производится ее очистка и обеззараживание. Очистка и обеззараживание воды производиться различными средствами, применяются фильтры из пористого вещества (уголь, обожженная глина); хлор и т.п. Так как в Таштаголе для обеззараживания применяют хлор, то мы решили посмотреть в литературе его влияние на растения.

5) Хлор существует в виде газа или растворенный в воде, например, дезинфицирующие средства, и не применяется в удобрениях. Хотя хлор и классифицируется как микроэлемент, растения могут принимать хлор только в качестве вторичных элементов, таких, как сера, но хлор играет большую роль в росте растения и имеет важное значение для многих процессов.

5.Заключение.

После опыта, проведённому на бархатцах, выяснили:

    Как различные виды воду воздействуют на произрастания растений.

    Благодаря найденным данным узнали настоящий состав воды

Самыми лучшими оказались растения под номером 1 (минеральная вода), выросли они очень длинными и сильными. Разница с остальными цветами у них составляет около 17 см.

Скорее всего это произошло,потому что в «Карачинской» содержится много неорганических веществ необходимых для полноценного развития растения.

Хуже всего развились растения под номером 4 (кипяченая вода). Это связано с тем, что в кипячёной воде нет ни каких полезных элементов, так как под действием высокой температуры полезные вещества разрушились.

После проведённой работы, мы решили выяснить как же будут себя вести растения в одинаковых условиях. После высаживания растений на обычную почву их размер не поменялся и бархатцы, которые были не большого размера зацвели гораздо позже остальных. Тем самым мы пришли к выводу, что влияние воды, которой поливают растения с момента всходов оказывает значительное влияние да дальнейшую жизнедеятельность растений.

Литература

    Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. СПБ: СМИО Пресс, 1999.

    Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёва А.Г., Гущина Э.В.Практикум по экологии: Учебное пособие/ под ред. С.В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.

    Кудрявцев Д.Б., Петренко Н.А. К88 Как вырвстить цветы: Кн. Для учащихся.-М.: Просвещение, 1993.-176 с.: ил.-ISBN 5-09-003983-6

4. Лосев К.С Вода.- Л.: Гидрометеоиздат, 1989,272 с.

6.Приложение.

Дата

количество

Дата

количество

Дата

количество

Дата

количество

Дата

количество

размер

0,3-2см

0,6-2,5см

0,7-2,5см

0,5-2см

0,5-2см

1-2,5см

1-2,5см

Дата

количество

размер

0,5-2,5см

1-2,5см

1-2,8см

1-2,5см

1-2см.

1,2-3,3см

1,2-2,8см

0,7-2,5см

0,2-1см

Дата

Количество

Дата

количество

размер

0,7-3см

1,2-3см.

1,3-3см.

1,3-2,8см

1,2-2,3см

1,5-3,5см

1,5-3см.

1-2,5см

0,5-1,2см

Дата

количество

Дата

количество

размер

1-4см.

0,5-4см.

0,7-3см.

0,5-4,5см

1-3см.

1-4см.

1,5-3см.

0,5-3,5см

1-2,5см

Дата

количество

семядольные листья

на всех

на всех

Дата

количество

размер

2,5-5см.

0,5-4,5см

2,3-3см.

1-5см.

1-3,5см

2-4см.

2-5см.

2,5-4,8см

1,5-3см

Дата

количество

семядольные листья

Дата

количество

размер

4-8см.

1,5-7см.

1,6-3,5см

2,5-4,5см

1,5-4см.

1,5-4см.

2,5-5см.

2-4см.

1,5-2,5см

Дата

количество

семядольные листья

Дата

количество

размер

4-11см.

1,5-7см.

2-3см.

2-4см.

2-4см.

2-5см.

4-6см.

3-5,5см

2,5-4см.

Дата

количество

семядольные листья

Дата

количество

семядольные листья

Дата

количество

размер

5-12см.

2-7.5см

2-3.5 см

2.3-4.8 см.

3-4.5см

4.2-6см

3.5-6см

3-4.5см

Дата

количество

семядольные листья

Дата

количество

семядольные листья

размер

6-12.2 см

2.3-7.8см

3.5-5см

2.7-6.3см

4.3-6.3см

3.8-6.3см

3.4-4.7см

Дата

количество

семядольные листья

Дата

количество

семядольные листья

Дата

Количество

Размер

7-16см

4-5.5см

4-6.5см

семядольные листья

Дата

Количество

Размер

7-11см

семядольные листья

Дата

Количество

семядольные листья

Дата

Количество

Размер

10-22см

6-10см

семядольные листья

Дата

Количество

семядольные листья

Дата

Количество

Размер

12-30см

8-12см

7-10см

7-11см

8-11см

8-10см

Дата

Количество

семядольные листья

дата

количество

размер

15-32см

10-15см

8-10см

8-11см

8-12см

9-13см

9-12см

10-11см

Посеяли растения.

Семена бархатцев

Первые всходы

Наблюдение различий растений

Высадили на открытый грунт

Различие размеров

Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1-А36) поставьте знак «x» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Изменение структуры хромосомы изучают с помощью метода
1) центрифугирования 3) цитогенетического
2) гибридологического 4) биохимического
А2. Рибоза, в отличии от дезоксирибозы, входит в состав
1) ДНК 3) белков
2) и-РНК 4) полисахаридов
А3. Часть клетки, с помощью которой устанавливаются связи между органоидами обозначена на рисунке буквой
1) А 2) Б 3) В 4) Г

Часть 2
Ответы к заданиям этой части записываются в бланке ответов №1 справа от номера задания В1-В8. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1 - В3 выберите три верных ответа из шести, обведите их. Запишите выбранные цифры в бланк ответов №1 без пробелов и других символов, в порядке возрастания

В1. В каких структурах клетки эукариот локализованы молекулы ДНК?
1) цитоплазме
2) ядре
3) митохондриях
4) рибосомах
5) хлоропластах
6) лизосомах
Обведенные цифры запишите в бланк ответов в порядке возрастания (не более трех цифр)

В2. Особенности, характерные для лишайников,
1) представляют самостоятельную группу организмов
2) занимают промежуточное положение между царствами растений и животных
3) чувствительны к загрязнению окружающей среды
4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы
5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов
6) состоят из одинаковых клеток

В3. В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в
1) сокращении численности деревьев в результате вырубки
2) минерализации почвы дождевыми червями
3) усыхании деревьев при устойчивой засухе
4) зависимости численности белок от урожая желудей
5) полном уничтожении волками популяции кабанов
6) ограничении роста численности мышей хищниками

При выполнении заданий В4 – В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

В4. Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен.

ПРИЗНАК КЛАСС ЖИВОТНЫХ

А) образование цевки 1) Птицы
Б) развитее на теле волосяного покрова 2) Млекопитающие
В) наличие на коже потовых желез
Г) развитее у большинства плаценты
Д) наличие копчиковой железы
Е) формирование воздушных мешков

А Б В Г Д Е

В5. Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и ее видом.

ХАРАКТЕРСТИКА ВИД ТКАНИ
А) образуют средний слой стенок 1) гладкая
кровеносных сосудов 2) поперечнополосатая
Б) состоит из многоядерных клеток –
волокон
В) обеспечивает изменение размера
зрачка
Г) образует скелетные мышцы
Д) имеет поперечную исчерченность
Е) сокращается медленно

А Б В Г Д Е

В6. Установите соответствие между особенностью процесса у растений и его видом.

ОСОБЕННОСТЬ ПОЦЕССА ВИД ПРЦЕССА
А) происходит в хлоропластах 1) фотосинтез
Б) состоит из световой и темновой фазы 2) гликолиз
В) образуется пировиноградная кислота
Г) происходит в цитоплазме
Д) конечный продукт – глюкоза
Е) расщепление глюкозы

А Б В Г Д Е

В7. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наименьшей.
А) Покрытосеменные
Б) Пасленовые
В) Двудольные
Г) Паслен черный
Д) Паслен

В8. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.
А) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки
Б) проникновение ДНК вируса в клетку
В) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса
Г) синтез вирусных белков
Д) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки-хозяина
Е) формирование новых вирусов

Для ответов на задания этой части (С1 – С6) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2 – С6 – полный развернутый ответ.

С1. Какие процессы поддерживает постоянство химического состава плазмы крови человека?
С2. Установите, какая часть у луковицы лука обозначена на рисунке буквой Б, объясните ее строение и выполняемые функции.

С3. Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых?
С4. В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?
С5. Белок состоит из 100 аминокислот. Установите во сколько раз молекулярная масса гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты – 110, а нуклеотида – 300. Ответ поясните.
С6. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты

Ответы
Часть 1.
За верное выполнение заданий А1-А36 выставляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 36.

А1 3
А2 2 А19 4
А3 2 А20 1
А4 1 А21 4
А5 4 А22 3
А6 1 А23 2
А7 4 А24 2
А8 3 А25 2
А9 1 А26 3
А10 2 А27 3
А11 3 А28 4
А12 3 А29 3
А13 3 А30 1
А14 1 А31 1
А15 1 А32 2
А16 3 А33 4
А17 2 А34 1

Часть 2.
За верное выполнение заданий В1 –В6 выставляется 2 балла. Если в ответе 1 ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов
За верный ответ на задания В7 – В8 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. В других случаях выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за верно выполненные задания этой части – 16 баллов.
В1 235
В2 134
В3 246
В4 122211
В5 121221
В6 112212
В7 ГДБВА
В8 АВБДГЕ

Часть 3.
За верное выполнение задания С1 выставляется 2 балла, за верное выполнение заданий С2 – С6 – 3 балла. Максимальное количество баллов за верно выполненные задания части 3 – 17 баллов.

С1.
Баллы
Элементы ответа:
1) осуществляется нейро – гуморальная регуляция химического состава плазмы;
2) процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне.
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 2
Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа, или ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

С2.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Элементы ответа:
1) видоизмененный лист;
2) строение: сочные белые чешуи, лишенные хлорофилла, имеют тонкую кожицу;
3) функции: запас воды с растворенными в ней питательными веществами.

Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3

Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

С4.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Элементы ответа:
1) запасание жира;
2) запасание и смена кормов;
3) линька, развитие густого перьевого покрова;
4) кочевки и перелеты
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает 2 – 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 4 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки 2
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 – 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

С5.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
1) генетический код триплетен, следовательно, белок, состоящий из 100 аминокислот, кодируют 300 нуклеотидов;
2) молекулярная масса белка 100x110 = 11000; молекулярная масса гена 300x300 = 90000;
3) участок ДНК тяжелее, чем кодируемый им белок, в 8 раз (90000/11000)
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки 2
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

С6.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Схема решения задачи включает:
1) генотипы родителей: самка аавв (гаметы: ав), самец АаВв (гаметы: АВ, ав);
2) генотипы потомства: 1 АаВв серое тело, нормальные крылья: 1 аавв черное тело, укороченные крылья;
3) так как гены сцеплены, то самец дает два типа гамет: АВ, ав, а самка – один тип гамет: ав, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1:1 (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки 2
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 – 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Одно из основных условий существования всех растений – свет. Ведь только на свету в листьях в результате фотосинтеза образуются сложные органические вещества, необходимые для роста и развития живого организма. Для образования органических веществ (сахара и крахмала) из углекислого газа и воды нужна энергия, и хлоропласты получают ее в виде энергии солнечного луча.

В зеленом листе происходит и процесс дыхания, то есть окисление органического вещества, образовавшегося при фотосинтезе. Он совершается круглые сутки, фотосинтез же – только днем на свету, но намного интенсивней, чем дыхание. Окисляясь, органическое вещество, выделяет ту энергию, которую оно получило от солнечного света в момент своего образования. Эта энергия используется растением для роста, развития и других процессов жизнедеятельности.

Таким образом, энергия, поглощенная растением при фотосинтезе, не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую: световая – в химическую, химическая – в механическую или тепловую. Так в жизни растения осуществляется один из законов природы – закон сохранения энергии.

Зеленый лист – источник жизни на нашей планете. Хлоропласты листа – это единственная в мире лаборатория, в которой из простых неорганических веществ – воды и углекислого газа создаются с помощью энергии солнечного луча сложные органические вещества – сахар и крахмал.

Фотосинтез в зеленом листе

Чем больше солнечных лучей усвоят растения, тем полнее энергия Солнца будет использована для жизни на Земле.

Требования к свету у растений не одинаковые и зависят от происхождения того или иного вида. Африканские алоэ и молочаи, например, привыкшие в пустыне к палящим лучам солнца, нуждаются в большой освещенности, а аспидистре, растущей в сумраке тропических лесов Индокитая, яркий свет ни к чему.

Потребность растений к интенсивности освещения меняется в различные фазы. В период цветения она выше, чем в фазу распускания почек. Ростовые органы менее требовательны к свету, чем репродуктивные (цветковые), но при хорошем освещении ростовые процессы активизируются.

Факторы окружающей среды, особенно свет, действуя на развивающиеся листья, могут оказывать существенное влияние на их окончательные размеры и толщину. У многих видов листья, выросшие при высокой освещенности (световые), мельче и толще, чем теневые, сформировавшиеся при меньшем количестве света. Увеличение толщины световых листьев связано с усиленным развитием паренхимы. Хотя у обоих типов листьев интенсивность фотосинтеза одинакова при низкой освещенности, теневые листья не приспособлены к яркому свету и, следовательно, фотосинтезируют в таких условиях гораздо слабее световых.

Поскольку освещенность в различных частях кроны деревьев весьма не одинакова, здесь можно обнаружить крайние формы листьев обоих типов. Световые и теневые листья встречаются также у кустарников и травянистых растений. Образование того или иного типа можно стимулировать, выращивая растения при определенной освещенности.

2. 2Отношение растений к разной степени освещенности.

По отношению к свету растения условно делят на 3 большие группы – светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

К первой группе относятся растения пустынь – кактусы и другие суккуленты. Ко второй – различные папоротники (птерис, пеллея) или хвойные (туя, криптомерия). К третей группе - тенелюбивые (ель,мхи).

Иногда, даже по внешним признакам легко определить, к какой группе относится растение. Обычно, теневыносливые виды отличаются темно-зеленой окраской листьев (аспидистра, иглица).

2. 3. Приспособленность растений к освещению

Листья всех растений образуют «листовую мозаику». Листовая мозаика - расположение листьев растений в одной плоскости, обычно перпендикулярной направлению лучей света, что обеспечивает наименьшее затенение листьями друг друга. Листовая мозаика - результат неравномерного роста черешков листьев и листовых пластинок, которые тянутся к свету и заполняют каждый освещенный промежуток. В связи с этим часто изменяются величина, и даже форма листьев. Листовая мозаика - важное приспособление к максимальному использованию рассеянного света и может образоваться при любом типе листорасположения - спиральном, супротивном, мутовчатом.

Живые существа приспосабливаются к окружающим условиям внешней среды. Многие животные, будучи подвижными, могут в какой то мере менять окружающую обстановку, то есть перемещаться в пространстве в поисках пищи, разыскивая убежище. Растение, напротив, с появлением первого корня становится неподвижными. Однако оно способно реагировать на разные изменения внешней среды и приспосабливаться к ним.

Ростовая реакция, вызывающая изгибание или искривление частей растения в сторону внешнего стимула, определяющего направление движения, или от него, называется тропизмом. Если движение направлено к стимулу, говорят о положительном тропизме, если в обратную сторону – об отрицательном.

Листья и цветки многих растений в течение суток могут поворачиваться, ориентируясь перпендикулярно или параллельно солнечным лучам. Это явление имеет особое название гелиотропизм (положительный или отрицательный). Движение листа гелиотропного растения не является результатом ассиметричного роста. В большинстве случаев в движении участвуют подушечки у основания листьев или листочков. Некоторые черешки имеют свойства подушечек вдоль всей длины или большей ее части.

Различают два типа гелиотропизма. При одном листовые пластинки поворачиваются таким образом, что в течение всего дня остаются перпендикулярно к прямым солнечным лучам. Такие листья получают больше квантов, вовлекаемых в фотосинтез и, имеют большую скорость фотосинтеза в течение всего дня, чем « не следящие» за солнцем или парагелиотропные листья. Среди обычных растений, у которых наблюдается положительный гелиотропизм листьев, можно назвать хлопчатник, сою, люпин и подсолнечник.

В засушливые периоды некоторые гелиотропные растения активно уклоняются от прямого солнечного света, ориентируя свои листовые пластинки параллельно солнечным лучам. Кроме того, что такая ориентация скорее уменьшает поглощение света, чем увеличивает его, она снижает температуру листа, и потерю воды, способствуя выживанию в засушливые периоды. Существует оригинальное растение с отрицательным гелиотропизмом – это так называемое растение-компас. Оно располагает свои листья ребром к зениту. Следовательно, при прохождении солнца через меридиан данной местности, то есть во время наибольшей инсоляции листовые пластинки лежат параллельно падающим лучами, поэтому не страдают от нагревания.

Положительный гелиотропизм Отрицательный гелиотропизм

Итак, освещенность является одним из жизненноважных факторов для роста и развития растения. От этого фактора зависит важнейший процесс образования органических веществ – фотосинтез, который является источником жизни на нашей планете. В результате разной степени освещенности растения выработали специальные приспособления, такие как разное расположение листовой мозаики и явление гелиотропизма. Мною были проведены исследования, доказывающие данные выводы.

3. Экспериментальная часть.

3. 1. Проведение исследований.

Опыт 1. Для исследования были взяты семена фасоли, разделены на две части и помещены во влажные марлевые салфетки в два блюдца. Опыт проводился при комнатной температуре, при постоянной влажности и при различной освещенности. Одно блюдце находилось при естественной освещенности, а второе – при полном отсутствии света.

Опыт 2. Полученные проростки были посажены в промаркированные под №1, №2 и №3 горшки с грунтом. Горшок №1 был установлен в помещение, полностью лишенное света, горшок №2 – на подоконник в условия естественной освещенности солнечным светом, где лучи света падали из окна под определенным углом, а горшок №3 был помещен в условия искусственного освещения лампой дневного света, где лучи падали на горшок вертикально сверху. Температурные условия и влажность для всех горшков были одинаковыми. За проростками,развивающимися в горшках №1, №2 и №3 проводилось ежедневное наблюдение, отмечалось влияние освещенности на интенсивность окраски проростков, а также сравнивались скорость роста и развития проростков во всех трех горшках.

Опыт 3. Было проведено наблюдение за направлением роста проростков фасоли при различном направлении освещенности (горшки №2 и №3). Отмечались угол отклонения от вертикали и направление развития проростков, находящихся в горшке №2, на который солнечные лучи падали из окна под углом, и в горшке №3, на который лучи света лампы падали вертикально сверху.

3. 2. Результаты исследований.

Опыт 1. На вторые сутки семена в обоих блюдцах набухли и увеличились в размере примерно в два раза. На третьи сутки в блюдце, находящемся на свету «проклюнулись» первые проростки. В блюдце, находящемся в темном помещении прорастание семян началось на четвертые сутки.

Вывод. Таким образом, свет воздействует на семена фасоли как стимулятор, ускоряя их прорастание.

Опыт 2. При ежедневном наблюдении за ростом проростков фасоли во всех трех горшках отмечались следующие результаты:

В горшке №1 отмечался бурный рост стеблей вертикально вверх. Стебли не имели окраски, имели минимальную толщину. Листья проростков окрашены в бледно-желтый цвет, их развитие было замедлено.

В горшках №2 и №3 скорость роста стеблей была несколько меньше, но стебли были толще в диаметре, имели интенсивную зеленую окраску. Развитие листьев было более интенсивным, чем в горшке №1, листья хорошо развитые, мясистые, имели насыщенную ярко-зеленую окраску.

Вывод. Освещенность напрямую влияет на скорость роста и развития проростков: при отсутствии освещенности (горшок №1) стебли растут значительно быстрее, «тянутся к свету», но проростки и листья на них слабые и лишены окраски; фасоль, растущая при интенсивной освещенности (горшки №2 и №3) имеет хорошо развитые стебли и листья, а также ярко-зеленый цвет. Таким образом, энергия света преобразуется в энергию роста растений.

Опыт 3. В горшке №2 у проростков,на которых свет падал из окна под определенным углом, отмечалось изгибание стеблей в сторону источника света. В горшке №3, где свет падал вертикально сверху, стебли проростков остались прямые.

Вывод. При проведении исследований наблюдалось явление фототаксиса, при котором проростки росли в сторону света.

4. Выводы по работе.

1. Свет может как ускорять, так и тормозить прорастание семян.

2. Недостаток или отсутствие света приводит к изменению и утрате зелёной окраски листьев и стеблей проростков.

3. Недостаток света может вызвать интенсивный рост проростков, при этом их стебли будут тонкими и непрочными.

4. При проведении исследований проявилось явление фототаксиса - направленный на источник света рост проростков.

Таким образом, зная, что свет является одним из важных факторов, необходимых для фотосинтеза, можно влиять на интенсивность этого процесса. Практически это важно для успешного выращивания культурных и сельскохозяйственных растений, например, комнатных декоративных растений, при содержании домашних оранжерей и теплиц. Правильная организация освещённости выращиваемых растений будет способствовать лучшему росту и развитию растений,повышению урожайности овощных культур.