Что говорит коран. Что говорит коран о евреях и израиле. Иисус в Евангелии

«Я бы хотел обратиться к проблеме «избиения женщин», которая в последнее время вызвала нешуточный общественный резонанс среди пользователей социальных сетей – Коран регулирует и эту проблему…

Фото сайта alashainasy.kz

В 34 аяте суре «Ниса» Алла Тагала говорит:

«Если вы опасаетесь, что ваши жены начнут капризничать и перестанут подчиняться,

воздействуйте на них словом – проводите агитационную работу

Если агитация не даст результатов, откажитесь от интимной близости, спите отдельно.

Если и это не даст результатов, потихоньку побейте их,

не нанося тяжких повреждений. Если после этого она исправится и начнет подчиняться, больше не трогайте, не унижайте и не вредите по разным мелочам – не обижайте их».

Теперь попытаемся разъяснить этот аят с помощью тапсир книг (комментарий к Корану). Настоящий аят затрагивает две проблемы.

Первое: предписывает необходимость подчинения жен своим мужьям. Мы не будем подробно останавливаться на нем, ограничимся лишь констатацией, что сказано там –

если муж требует то, что очерчено в рамках прав, определенных шариатом, женщина обязана подчиниться ему

Второе: там предписано, какие виды мер дисциплинарного воздействия можно принимать в отношении женщин, не подчиняющихся своим мужьям и выступающим против них. В их числе есть и такая мера, как «избиение». Однако нужно учитывать, что

главная цель — воспитание. Применяя эту меру, нельзя выходить за рамки шариата!

Итак, мужчина, столкнувшийся с проблемой неподчинения своей супруги, может принять в отношении ее следующие четыре меры, предписанные Коран Каримом (однако он не обязан применять эти меры. Можно сказать, это рекомендации мужчинам касательно этой ситуации).

  1. Проведение воспитательной беседы. Это попытка мужа вразумить непокорную супругу, объяснить ей необходимость быть «богобоязненной» и что ее поступки противоречат постулатам шариата, общечеловеческим ценностям. Кроме того, беседу нужно проводить вежливо, доброжелательно, художественно, как это предписано в Коране (16:125). Если эта мера будет безрезультатной, нужно переходить к следующему виду воспитательной работы.
  2. Спать отдельно от жен, отказаться от интимной близости. То есть показать действием свое недовольство поведением супруги, заставить ее осознать свою оплошность, усмирить, успокоить ее. Имам аль-Матруди писал: «Можно спать и в одной кровати, но отвернувшись, спиной к ней». (Тафсируль Матуриди, 3/164). Однако шариат не разрешает мужчине не разговаривать с женой более трех дней. А также сахаба (сподвижник пророка Мухаммеда) Ибн Аббас говорил: «Если после отказа от интимной близости жена подчинится мужу, успокоится, то муж не имеет права избивать ее». Но если и это не даст результатов, можно переходить к третьей мере, предписанной Кораном.
  3. Незначительные побои. Мужчинам, принявшим в полной мере указанные меры, согласно всем требованиям шариата, разрешается наказывать непокорных жен небольшим избиением. Это вердикт, закрепленный на основе аятов Корана и хадисов Пророка. Однако к нему нельзя приступать, не поняв и не осознав все это.
  4. Арбитраж. Если все указанные выше три меры оказались безрезультатными, семьи обеих сторон должны перейти к следующей способу решения проблемы – арбитражу.

Ведь всемогущий Аллах в 35 аяте говорит:

«Если вы опасаетесь развода супругов, назначайте одного арбитра со стороны родных мужа, другого — от семьи жены. Если истинная цель этих двух арбитров – примирение супругов, Алла Тагала, безусловно, примирит их. Шuбa`сіз, Алла – Алим (бa`рін білетін шексіз ілім иесі – обладатель неограниченных знаний), Хабир (барлыk` нa`рседен толыk` хабардар болушы – человек, знающий обо всем)» (4:35).

Касательно этих мер, пророк (с.а.у.) говорил:

«Когда дело касается женщин, бойтесь Аллаха! Воспринимайте их, как наказ Аллаха. Словами Аллаха сделайте их верными себе.

Они обязаны не пускать в дом людей, неприятных вам. Если они не выполняют эту обязанность, немного побейте их

Но вы обязаны содержать их, одевать и обеспечивать всем необходимым».

Ибн Журайж Ата ибн Абу Рабах дает следующее разъяснение понятию «избиение» в хадисах:

«Небольшое избиение производится мисуаком (мисуак – приспособление для очистки зубов, сделанное из корней тальника, размером с карандаш) и похожими на него предметами» (Аль-Жассас. Ахкамуль K`уранда, 2/189).

Профессор У. Аз-Зухайли в своей разъяснительной книге «A`т-Тафсируль Мунир» пишет:

«Избиение осуществляется тремя небольшими ударами ладони, мисуаком или прутью по спине супруги. Главная цель – воспитание женщины… Кроме того, нельзя дважды бить по одному и тому же месту, а также по лицу – там сосредоточена вся красота женщины!

Также нельзя бить женщин плеткой и палкой. Нужно знать меру, побои должны быть легкими, незначительными. Ведь их главная цель – воспитание, предупреждение, а не нанесение увечья и боли, как это делают невежды» (3/60).

Подводя итоги изложенного, нужно сказать, что хотя сказанное в Коране «Избивайте» позволяет шариату наносить побои женщине, пророк Мухаммед, посланный Аллахом на землю для разъяснения постулатов Корана (с.а.у.), говорил, что

благородный человек не поднимает руку на женщину

К тому же, хорошо известно, что первый мусульманин, который служит примером для подражания всех правоверных, никогда не избивал женщин. Ведь не зря пророк предупреждал:

«Повесь плетку дома или брось ее на такое место, чтобы видела жена, но никогда не бей ею жену»

Переводные статьи содержат исключительно оценки оригинала и не отражают позицию 365info.

В гостях у журнала FrontPage Magazine профессор Халил Мохаммед, преподаватель кафедры религиоведения университета Сан-Диего.

Халил Мохаммед представляет один из существующих, хоть и не особо распространенных пока взглядов на то, что говорит Коран в отношении евреев, Израиля и права евреев жить на земле Израиля. На основании мест Корана, Халил доказывает, что Эрец Исраэль — это данная Богом земля для евреев, и выступать против этого — значит выступать против Корана и самого Бога.

— Рады вас видеть, г-н Мохаммед.

— Беседовать с вами — для меня большая честь. Искренне благодарю за предоставленную возможность познакомить ваших читателей с моей позицией. Как вам, наверное, известно, я исповедую умеренный ислам — ислам, не делающий различий между людьми, ратующий за уважение ко всем правам человека. Я вижу свою миссию в том, чтобы вернуть в практику ислама ту красоту, которая когда-то была ей свойственна. Однако на данный момент среди мусульман-фундаменталистов такая позиция непопулярна.

— Вы сами мусульманин. Однако вы утверждаете, что право евреев владеть Израилем закреплено в Коране. От исламских ученых и священнослужителей такое услышишь, мягко говоря, нечасто. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этой доктрине.

— В идеях, очерченных в Коране, сквозит общий мотив: «Аллах не терпит несправедливостей и помогает обиженным». Этой теме уделяется очень много внимания. Заметьте, что самый часто упоминаемый в Коране человек — это Моисей\Муса. В Коране Муса изображается как своеобразный революционер от Аллаха. Муса увел народ, подвергавшийся за поклонение Аллаху унижениям и гонениям, из плена и привел его в Землю Обетованную.

В пятой суре Корана (айаты 20-21) четко сказано: «Муса сказал своему народу: «О народ мой! Помните милость, оказанную вам Аллахом, когда Он назначил среди вас пророков, сделал вас господами и даровал вам то, чего не даровал никому из обитателей миров. О народ мой! Войдите в землю священную, которую Аллах предписал вам; не обращайтесь вспять (от страха перед ее правителями), а не то потерпите урон».

Затем Коран объясняет, почему в течение сорока лет израильтянам не позволялось ступить на Землю Обетованную… Для моего исследования ключевым является то место, где Моисей говорит, что Земля Священная «предписана» израильтянам Аллахом. И в исламской, и в иудейской интерпретации слово «предписал» содержит в себе коннотации окончательности, решительности и неизменности. Поэтому мы имеем Письменную Тору (неизменную) и Устную Тору (предполагающую изменения традиции в соответствии с духом времени). В Коране сказано «Вам предписан пост». Тем самым подчеркивается: так предначертал Аллах, и никто не волен этого изменить. Итак, если руководствоваться верой, все очень просто: раз уж Аллах «записал» Израиль за народом Моисея, люди не вольны это изменить.

Коран упоминает об изгнанниках, но не закрывает им пути к возвращению… Коран говорит евреям: если вы выполните то, что обещали Аллаху, Аллах выполнит то, что обещал вам. Конечно, мы можем сослаться на то, что современное Государство Израиль было создано не самыми мягкими методами, многие были изгнаны: Но, на мой взгляд, это второстепенный момент. Гораздо важнее тот факт, что еще в VII веке мусульмане, впервые придя на эту землю, отлично осознавали, КОМУ она принадлежит по праву. И потому, когда мусульмане отказались подчиниться Б-жьей воле (во всяком случае, в понимании всех конфессий, восходящих к вере Авраама), они стали соучастниками преступления. И теперь мы пожинаем плоды их деяний: ежедневно гибнут ни в чем не повинные люди, как палестинцы, так и израильтяне.

Также я хотел бы заострить ваше внимание на том факте, что средневековые толкователи Корана — а я изучил все их труды без изъятия — признавали, что Израиль дарован евреям и принадлежит им по праву рождения. Вот как объясняют два самых знаменитых исламских комментатора Корана слово «предписал» в 21 айате пятой суры.

Ибн Касир (ум. 774/1373) писал: «в землю, которую Аллах предписал вам» то есть «в землю, которую Аллах обещал вам устами вашего отца Израиля, в землю, которая есть наследие тех из вас, кто верует» . Мухаммад аль-Шавкани (ум. 1250/1834) понимает слово «катаба» так: «то, что Аллах выделил и предначертал вам, исходя из Своего изначального знания, назначив эту землю вам как место обитания».

Идея, что Израиль не принадлежит евреям, — это современное представление. Вероятно, оно порождено неприязненным отношением к европейскому колониализму на Ближнем Востоке. Но к Корану эта идея определенно не имеет никакого отношения. К сожалению, большинство мусульман вообще не читает Коран, не пытается самостоятельно истолковать его подлинный текст, — а, наоборот, принимает на веру истолкования имамов и проповедников.

— Вы сказали, что в VII веке мусульмане, появившись на Земле Обетованной, «стали соучастниками преступления». Не могли бы вы разъяснить этот момент поподробнее? Скрывает ли современный ислам эти факты?

— Как евреи утратили свое право жить на Земле Обетованной? Судя по всем надежным источникам, виной тому были грабежи и сожжение городов, начавшиеся в 70-135 н.э. Мусульмане появляются здесь в 638 году — отвоевывают эти земли у Византии. Мусульмане отлично знали, кому по справедливости принадлежат эти земли. Но в мусульманских хрониках мы читаем, что мусульманский халиф принял капитуляцию местного представителя византийцев, Софрония, на определенных условиях. Одно из этих условий гласило: «Не допускать евреев в город». Мне лично эта история кажется не слишком правдоподобной. Современные исследователи доказали, что эти хроники писались спустя долгое время после самих событий, и, следовательно, менее достоверны, чем считалось ранее. Также нам известно, что в 1096-1099 годах участники Первого Крестового Похода, завоевывая эти земли, убивали множество мусульман и евреев. Если Омар и впрямь подписал в VII веке такой договор, откуда здесь взялись евреи?

Говоря о соучастии в преступлении, я имею в виду поступки Абдула Малика, который построил в Иерусалиме мечеть и приписал Пророку вымышленные хадисы. Мохаммед якобы сказал, что человек должен совершать хадж только к трем мечетям, к мекканской, к мединской и к иерусалимской. Но как мог Пророк такое сказать, если (это место однозначно трактуют ВСЕ МУСУЛЬМАНЕ) из фразы Корана «Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии» (сура 5, айат 3) следует, что Иерусалим не входил в географическую зону распространения ислама? Потому-то речь и идет о «завершении». Подразумевается, что арабский Коран — для арабских племен. Следовательно, коранический ислам НЕ ПРЕДПИСЫВАЕТ мусульманам завоевание территории, которая принадлежит иноплеменникам.

Когда мусульмане взяли Иерусалим, его ворота следовало распахнуть, дабы туда смогли вернуться истинные хозяева. Вполне возможно, что иудейские доктрины того времени допускали подобное возвращение только под руководством Мессии — но эта тонкость не должна была повлиять на действия мусульман. История о договоре с Софронием опровергается сведениями, которые свидетельствуют, что Омар и впрямь открыл ворота города перед евреями. В таком случае позднейшая мусульманская оккупация и возведение мечети на месте Храма не были санкционированы Кораном. Насколько открыто эта история обсуждается в современном исламе? Ну что тут сказать. В нынешней обстановке на Ближнем Востоке честность приносится в жертву политике.

— Читая в университетах лекции, вы разоблачаете эти измышления политиков и тем самым часто навлекаете на себя гнев мусульман.

— Да, мою позицию критикуют, так как она не соответствует геополитическому сдвигу в сторону фундаментализма. Я хотел бы привлечь внимание ваших читателей к тому факту, что фундаментализм стремительно становится преобладающим течением в исламе. Умеренный ислам, напротив, теряет популярность. Это отлично показано в «Осажденном исламе» Акбара Ахмеда. Ахмед отмечает, что в Пакистане талибы уже не являются маргинальным слоем. Их учением увлеклись очень многие пакистанцы.

Даже в США я раздражаю тех прихожан мечетей, которые используют методы социального давления для того, чтобы навязывать другим свои экстремистские взгляды. Поделюсь историей из личного опыта: когда моя жена после многолетнего изучения вопроса пришла к выводу, что женщинам не обязательно покрывать голову, и появилась в мечети без платка, многие из ее «сестер»-мусульманок отказались даже ответить на ее приветствие. Причем их совершенно не интересовало, почему она так поступает. Многие мусульмане выступают против меня по одной-единственной причине — потому что я утверждаю, что Израиль имеет право на существование.

В высказываниях тех, кто меня критикует, прослеживается странная закономерность: люди считают, будто, признавая законность существования Израиля, я отрицаю права палестинцев. На это я отвечаю, что ни в коей мере не отрицаю тот факт, что у палестинцев есть определенные права. Но меня даже не хотят слышать: мои противники исповедуют принцип «все или ничего».

Недавно, когда я читал лекцию в Санта-Крус, члены некоторых мусульманских организаций развесили там плакаты, где утверждалось, будто я утверждаю, что в Коране есть негативные высказывания о евреях. Но эти люди сильно искажают факты. Я признаю, что некоторые айаты Корана имеют полемический смысл, но, на мой взгляд, в Коране прослеживается уважительное отношение к евреям (иначе Муса\Моисей не упоминался бы в нем столь часто). Однако в устной традиции ислама (в хадисах) евреи изображаются в виде отрицательных героев. Многим мусульманам трудно смириться с этой неудобной правдой о Коране — ведь почти 12 столетий их учили, что некритичное отношение к устной традиции — составная часть исламского символа веры.

Часто критики пытаются возражать мне, приводя разрозненные цитаты из Корана, — но тут они терпят поражение, поскольку толкования, экзегетику я изучаю уже много лет. Иногда меня вызывают на поединок. В Санта-Крус мусульмане предложили провести диспут. Я согласился при одном условии — чтобы диспут был публичным. Мои оппоненты на него не явились. А те немногочисленные мусульмане, которые пришли на лекцию и имели терпение меня выслушать, не смогли обнаружить в моих рассуждениях никаких неверных интерпретаций постулатов ислама.

В Монреале меня обвинили в расизме, когда я сказал, что в наше время 95% мусульман подвергаются антисемитской идеологической обработке. Я дал ответ (который «Монреаль Газетт» отказалась опубликовать): пусть каждый мусульманин откровенно ответит на один простой вопрос: «Как следует понимать два финальных айята первой суры Корана: «Веди нас прямым путем, путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что [подпали под Твой] гнев, и не [путем] заблудших?»

В этом айате ничего не сказано ни о евреях, ни о христианах: однако почти всякий мусульманин узнает от своих учителей, что «подпавшие под Твой гнев» — это евреи, а «заблудшие» — христиане. Главная проблема в том, что среднестатистический мусульманин заучивает эту суру и узнает ее толкование в возрасте 5-8 лет. А, как мы знаем, полученные в этом возрасте знания врезаются глубоко в подсознание. Чуть ли не в генетическую память, образно говоря.

Я полагал, что мой ответ самоочевиден. Но каковы же были результаты? Некоторые из моих ближайших коллег стали отрицать, будто их этому учили. Для меня эта ситуация была еще мучительнее, чем критика со стороны некоторых мусульманских лидеров. Я всегда прошу людей: ну хорошо, если вы что-то отрицаете публично, хотя бы в частной обстановке имейте совесть — признайте правду. Но даже в частной обстановке мои единоверцы-мусульмане не нашли в себе мужества признать то, что очевидно всем и каждому. Это само по себе свидетельствует, насколько низко мы пали.

Однако я должен подчеркнуть, что нападки на меня выражаются только в форме полемики. Никаких угроз своему здоровью или безопасности я не получал. Как бы ни смущала моих единоверцев-мусульман моя позиция, они сознают, что я мусульманин. Я не отказываюсь от своей веры, и потому мы можем дискутировать. Здесь, в университете Сан-Диего, где я преподаю, местное отделение «Ассоциации студентов-мусульман» написало на меня жалобу, утверждая, будто я обвиняю членов этой организации в антисемитизме и гомофобии. Но вскоре эти люди отступились от своего намерения и правильно сделали — иначе они бы выглядели очень глупо. Их письмо говорит само за себя. «Мы не можем быть антисемитами, потому что мы сами — семиты, — писали они, хотя среди авторов письма не было ни одного араба по национальности. — И мы вовсе не гомофобы, поскольку среди наших соседей есть геи и лесбиянки».

— Следует ли ожидать, что в исламе возникнет реформистское движение? Есть ли для такого движения питательная почва?

— Движущей силой реформ станут мусульмане, живущие на Западе. Тут главная роль принадлежит женщинам, решительно возвышающим свой голос. Я могу назвать несколько имен, которые пока мало кому известны. Но эти женщины очень много сделали для того, чтобы изменить мусульманское мировоззрение. Некоторые из них горячо спорят между собой, но, несмотря на все свои разногласия, они сделали очень много для того, чтобы излечить ислам от его многовековой болезни — мужского шовинизма: Фатима Мернисси, Азиза аль-Хибри, Амина Вадуд Мухсин, Иршад Манджи, Рифат Хасан, Асма Джахангир. Конечно, среди сторонников реформ есть и мужчины: Халид Абу аль Фадл, Абдалла аль-Наим, Сад аль дин Ибрагим: Обратите внимание, что все они получили образование на Западе, а теперь, за единственным исключением, живут там.

— Г-н Мохаммед, мы были очень рады, что вы почтили нас своим визитом. Хотелось бы поблагодарить вас за то, что вы столь мужественно отстаиваете свою позицию в мусульманской общине, которая, к сожалению, не благоволит к честным диспутам. Боритесь и дальше за умеренный ислам, способный сосуществовать с западной демократией. Надеемся, что ваши влияние будет только нарастать. Итак, в заключение интервью, давайте расставим все точки над «i». Верно ли мы поняли из ваших слов, что право евреев владеть Израилем закреплено в исламской доктрине и что священный Коран обязывает мусульман смириться с существованием этого государства?

— В самом начале второй суры Корана сказано: «Это Писание, в [божественном ниспослании] которого нет сомнения, — руководство для богобоязненных». Следовательно, всякий мусульман должен расценивать содержание Корана как ниспосланное свыше руководство к действию. Айаты об Израиле в пятой суре предназначены не только для прочтения, но и для исполнения. Одним из основополагающих принципов ислама является положение «Источник бед следует удалить» («аль дарар йузаль»). Мусульмане должны взглянуть в лицо реальности. С момента возникновения Израиля прошло много лет. Все эти годы целый регион прилагает усилия для уничтожения этого государства. Однако эти попытки безрезультатны, и надежд на успех, по всей видимости, нет. Самым конструктивным и прагматичным было бы смириться с фактами: Израиль есть, и нужно выбирать из двух: либо мирно сосуществовать с Израилем, либо воевать с ним до скончания века. Коран разъясняет мусульманам, что Аллах не изменит их жизнь, если только они не изменят ее сами. Данный случай — отличный повод осуществить этот догмат на практике.

Только признав Израиль по собственной инициативе, мусульмане выполнят предписание своей священной книги — Корана. Получив гарантии своей безопасности, Израиль сядет за стол переговоров, и, хотя отдельные вспышки напряженности возможны, мирное сосуществование станет нормой.

— Большое спасибо, г-н Мохаммед, за интересную беседу.

— Благодарю, я был очень рад вас посетить.

Лицемеры описаны в Коране как двуличные люди, суть неверующие, но живущие среди верующих и прикрывающиеся верой ради достижения своих целей и определённой выгоды. Всемогущий Аллах сообщает в Своей Книге, что лицемеры вносят смуту в общество верующих (муминов) , ведут тайные действия для того, чтобы расколоть их единство и братство. Для обозначения этой сути лицемеров в Коране по отношению к ним используется слово «мунафик» (??????????), которое происходит из корня арабского слова «нифак» (??????), означающего «раздор», «смуту», «разделение».

Ещё одной отличительной особенностью лицемеров является то, что они очень умело маскируют своё двуличие - их истинное лицо проявляется только когда община правоверных сталкивается с трудностями и испытаниями. Но мунафики глубоко заблуждаются, думая, что могут обмануть верующих: своими действиями они вредят в первую очередь самим себе. Аллах говорит в Коране в какое заблуждение повергли себя эти люди:

«И среди людей некоторые говорят: „Уверовали мы в Аллаха и в Последний день“. Но они не веруют. Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают. В сердцах их болезнь. Пусть же Аллах увеличит их болезнь! Для них - мучительное наказание за то, что они лгут» (2:8-10).

Эти люди своими глазами видели посланников Аллаха и жили среди верующих, знали всё о вере, истине Судного дня и вечной жизни, но, несмотря на это, проявляли поразительное бесчестие и низость, отвращались и злодействовали против веры и уверовавших тайно, сеяли в общине семена раздора, натравливали безбожников на искренних рабов Аллаха. Всё это - лишь проявление их порока - гордыни и отсутствия страха перед будущим воздаянием, которое непременно настигнет их:

По каким признакам можно определить мунафика?

Всевышний Аллах, описав в Коране многие особенности мунафиков, предупредил верующих о необходимости быть бдительными и мудрыми, зная о существовании этого нечестивого типа людей, который будет существовать во все времена. Поэтому для мумина, хорошо знающего Коран, не составит труда увидеть все знамения и признаки этого предательского сообщества, действующего за спиной у верующих.

Мунафики, в чьих сердцах порок, никогда не смогут скрыть свою сущность от проницательного ума искренне верующего мусульманина: сколько бы они не пытались спрятать неверие в своих сердцах - они всё равно выдают себя поведением, манерой речи, реакцией на то или иное мирское испытание.

Однако мумины не могут сказать про такого человека или людей: «Это, истинно, лицемеры!», даже если налицо все характерные описания Корана, но вынуждены строить отношения с этой категорией людей с предельным вниманием и предусмотрительностью. Вот лишь один из многих аятов Корана, где Всевышний Аллах предупреждает нас о явных признаках, указывающих на мунафиков:

Описанная в данном аяте неискренность поведения мунафиков, стремящихся заслужить лишь общественную похвалу через совершение поступков, носящих демонстративный характер, несомненно, не может остаться незамеченной для чуткого сердца искренне верующего. Коран также гласит, что, по воле Аллаха, каждый мунафик рано или поздно явит общине свою истинную суть в облике, речах или деяниях:

«Разве же думают те, в сердцах которых болезнь, что Аллах не обнаружит их злобы? И если бы Мы пожелали, то показали бы их тебе, и ты бы их узнал по их приметам; и ты бы их, конечно, узнал по звукам речи. А Аллах знает их деяния!» (47:29-30).

Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность и злонамеренность притворными чистосердечием и добродетелью. У лицемеров нет веры:

«И среди людей некоторые говорят: „Уверовали мы в Аллаха и в Последний день“. Но они не веруют» (2:8).

Лицемеры - лжецы, которые пытаются обмануть своего Творца:

«Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают» (2:9).

«Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, тогда как Он обманывает их! А когда они встают на молитву, то встают ленивыми, делая вид пред людьми, и вспоминают Аллаха, только мало» (4:142).

Лицемерие - болезнь души:

«В сердцах их болезнь. Пусть же Аллах увеличит их болезнь! Для них - мучительное наказание за то, что они лгут» (2:10).

Поражённые этим недугом считают, что они на истинном пути:

«А когда им говорят: „Не распространяйте нечестия на земле!“ - они говорят: „Мы - только творящие благое“» (2:11).

Но на самом деле их двуличие порождает нечестие:

«Разве нет? Ведь они - распространяющие нечестие, но не знают они» (2:12).

Лицемеры глупы:

«А когда говорят им: „Уверуйте, как уверовали люди!“ - они отвечают: „Разве мы станем веровать, как уверовали глупцы?“. Разве нет? Поистине, они - глупцы, но они не знают!» (2:13).

Двуличным людям характерно издеваться над теми, кто уверовал по-настоящему:

«И когда они встречают тех, которые веровали, они говорят: „Мы уверовали! А когда остаются со своими шайтанами, то говорят: „Мы ведь - с вами, мы ведь только издеваемся“» (2:14).

Но им неведомо, что Аллах поиздевается над ними:

«Аллах поиздевается над ними и усилит их заблуждение, в котором они скитаются слепо!» (2:15).

Они предпочитают заблуждение истинному пути:

«Это - те, которые купили заблуждение за правый путь. Не прибыльна была их торговля, и не были они на верном пути!» (2:16).

Ещё одной их отличительной чертой является демагогия:

«И то, что вас постигло, когда встретились два сборища, по дозволению Аллаха и для того, чтобы Он узнал верующих и узнал тех, которые лицемерят. И сказано было им: „Приходите, сражайтесь на пути Аллаха или отгоните!“. Они сказали: „Если бы мы знали сражение, мы последовали бы за вами!“. Они в тот день - ближе к неверию, чем к вере! Они говорят своими устами то, чего нет у них в сердце, а Аллах лучше знает то, что они скрывают!» (3:166-167).

Порой они бывают сладкоречивы, но сердца их переполнены злобой:

«Среди людей есть такой, речи которого восторгают тебя в ближайшей жизни, и он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него в сердце, и он упорен в препирательстве» (2:204).

Мунафики - распространители нечестия:

«А когда он отвернётся, то ходит по земле, чтобы распространить там нечестие и погубить и посевы и потомство, - а Аллах не любит нечестия!» (2:205).

Они не приемлют наставлений:

«А когда ему скажут: „Побойся Аллаха!“, то его схватывает величие во грехе. Довольно же с него Геенны, и скверное она пристанище!» (2:206).

Разум их помутнён:

«И если постигнет их хорошее, они говорят: „Это - от Аллаха“, а когда постигнет их дурное, они говорят: „Это - от тебя“. Скажи: „Всё - от Аллаха“. Почему же эти люди никак не могут понять рассказа?» (4:78).

Лицемеры - неверные по своей сути:

«Почему же вы в отношении лицемеров - две партии? Аллах низверг их за то, что они приобрели. Не хотите ли вы вывести на прямой путь тех, кого сбил Аллах? Ведь, если кого Аллах сбил, для того не найдёшь дороги!» (4:88).

Они имеют обыкновение раскрывать чужие тайны:

«А когда к ним придёт какое-нибудь дело, безопасное или опасное, они разглашают об этом. А если бы они вернули его к посланнику и обладающим властью у них, тогда узнали бы его те, которые стараются проникнуть внутрь его. И если бы не щедрость Аллаха к вам и не Его милость, то вы бы последовали за сатаной, кроме немногих» (4:83).

Поэтому от них следует отвернуться:

«Они говорят: „Повиновение!“ А когда выйдут от тебя, то группа из них замышляет ночью не то, что ты говоришь, и Аллах записывает то, что они замышляют ночью. Отвернись же от них и положись на Аллаха! И довольно поручителем Аллаха!» (4:81).

Их радует неверие других:

«Они хотели бы, чтобы вы оказались неверными, как были неверными они, и вы бы оказались одинаковыми» (4:89).

В конце концов Божья кара настигнет их:

«Обрадуй лицемеров вестью о том, что им - мучительное наказание» (4:138).

В Аду для них уготовано самое страшное наказание:

«Поистине, лицемеры - в нижнем слое огня, и никогда не найдёшь ты для них помощника» (4:145).

Мунафики имеют дерзновение издеваться над аятами Священного Корана:

«Аллах уже низвёл вам в писании, что когда вы слушаете знамения Аллаха, в которые не веруют и над которыми издеваются, то не сидите вместе с ними, пока они не погрузятся в другой рассказ: ведь тогда вы подобны им. Поистине, Аллах соберёт лицемеров и неверных всех в Геенне!» (4:140).

Они не любят войну, но стремятся к военным трофеям:

«Те, которые выжидают, что будет с вами, если вам будет победа от Аллаха, они скажут: „Разве мы не были с вами?“. А если будет удел неверным, они скажут: „Разве мы не старались помочь вам и не защищали вас от верующих?“. Но Аллах рассудит вас в День воскресения. И никогда Аллах не устроит неверным дороги против верующих!» (4:141).

Это потерянные люди:

«Колебаясь между этим (верой и неверием), ни к тем, ни к другим. Ведь, если кого Аллах собьёт с пути, то для того не найдёшь ты дороги!» (4:143).

При этом они утверждают, что мусульмане горделивы:

«Вот говорят лицемеры и те, в сердцах которых болезнь: „Обольстила этих их религия“. А кто полагается на Аллаха… Поистине, Аллах - Великий, Мудрый!» (8:49).

Мунафики стремятся к лёгкой жизни и боятся трудностей:

«Если бы направление было близким и путь умеренным, они последовали бы за тобой. Но далеко для них расстояние, и они будут клясться Аллахом: „Если бы мы могли, то вышли бы вместе с вами!“. Они губят самих себя, а Аллах знает, что они - лжецы» (9:42).

Самый лучший тест на выявление лицемеров - война:

«Да простит тебя Аллах! Почему ты разрешил им остаться дома, пока тебе не стало ясно, кто говорит правду, а кто является лжецом?» (9:43).

В сражениях «Ухуд» и «Хандак» они вели диверсионную деятельность:

«И раньше они стремились к смуте и переворачивали перед тобой дела, пока не пришла истина и проявилось повеление Аллаха, хотя они и ненавидели» (9:48).

Они не выносят чужой радости и радуются чужим бедам:

«Если тебя постигнет что-либо хорошее, это печалит их; а если тебя постигнет несчастье, они говорят: „Мы позаботились о нашем деле раньше!“ - и отходят, радуясь.» (9:50).

Аллах не принимает их помощь религии, и причина, по которой их помощь не принимается - в их неверии:

«Скажи: „Тратьте добровольно или по принуждению, - не будет принято от вас! Ведь вы были народом распутным“. И мешает принять их расходы только то, что они не веровали в Аллаха и Его Посланника, что они приходят на молитву только ленивыми и расходуют только по принуждению» (9:53-54).

Лицемеры уходят из жизни неверующими:

«Пусть тебя не восхищают их достояния и их дети. Аллах хочет наказать их этим в ближайшей жизни; души их изойдут, и они будут неверными» (9:55).

А при жизни они всегда трусливы:

«И клянутся они Аллахом, что они - из вас, хотя они - не из вас, но они - люди, которые боятся. Если бы они нашли убежище, пещеру или укрытие, то они поспешно направились бы туда» (9:56-57).

Мусульманский пост представляет собой отказ от еды и питья с рассвета (времени утренней молитвы) до вечера (до наступления времени вечерней молитвы). Проходит месяц, и каждый постящийся наверняка задается вопросом, достиг ли он своей цели, приняты ли его дела Всевышним? Несомненно, Всевышний Аллах засчитывает даже пылинку добродеяния, и ничто из совершенного блага не будет потеряно. Так как сказано в Коране:

«Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 215)

Однако ограничивается ли пост только физическим воздержанием? Что говорит Коран о целях поста? Коран упоминает о нескольких духовных состояниях, которые сопровождают (или должны быть результатом) пост в месяц Рамадан.

В суре «аль Бакара» сказано:

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 183)

Призыв к богобоязненности звучит в Коране 240 раз. Это неразлучные спутники – пост и богобоязненность, потому что без второго просто отказ от еды и питья не будет возвышать человека по степеням. Как сказано в одном из хадисов, некоторые люди от молитвы не получают ничего кроме усталости, и от поста – ничего, кроме голода. По причине грехов, совершаемых ими, их религиозная практика теряет свою силу, искренность, а значит остается от нее только внешняя оболочка. Если верующий не страшится Всевышнего путем «обхода» грехов, цель его поста не достигнута.

В другом аяте сказано:

«В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 185)

Рамадан – это месяц возвеличивания Всевышнего посредством соблюдения Его велений, отказа от грехов, обращением к покаянию и смирению перед Творцом. А наставление на прямой путь – это особая милость Аллаха, которая служит спасением и помощью человека в этом мире и в следующей жизни. Верующий возвеличивает Творца в течение Рамадана благими делами, поклонением и воздержанием, а накануне дня Разговения, как правило, такбиром, произносимым до совершения праздничной молитвы.

Всевышний говорит в этом аяте: «…быть может, вы будете благодарны» (аят 185)

В Рамадан верующие острее понимают ценность тех благ, которыми одаряет Аллах людей. Хотя благодарность – это спутник веры, в Рамадан эта связь только укрепляется, яснее выявляя перед верующим те милости, о которых в другое время просто забывают.

Таким образом, эти три составляющие – богобоязненность, возвеличивание Аллаха и благодарность Ему – представляют собой духовную сторону, поста, свидетельствующую об искренности и глубине веры постящегося. А тот, кто постился с верой и надеждой, получит щедрое воздаяние от Творца в виде прощения и приближения к Нему.

Все мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда были обижены кем-то или угнетены. Это достаточно тяжелое испытание от Аллаха. Когда кто-то причиняет нам боль или ограничивает нас в наших же правах, совершенно естественно чувствовать себя сердитым или обиженным.

Если какой-то человек причиняет нам боль неоднократно, мы склонны медленно развивать в нашем сердце ненависть и обиду. Поэтому, неудивительно, что в мусульманских семьях разводы постепенно становятся обыденностью.

Супруг или супруга - это тот человек, который всегда находится рядом, знает все твои ошибки и отрицательные стороны. Им известно то, что скрыто для других. Именно поэтому разногласия наиболее часто возникают между самыми близкими и родными людьми, что еще больше расстраивает и вызывает в нас отрицательные эмоции.

Если подобные разногласия не решать, копить в душе обиду, то они будут скапливаться, зарождая между супругами ненависть и отторжение.

Аяты о браке

Аллах открыл нам аят, в котором конкретно говорится о брачных отношениях:

«Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих». (Коран, сура Рум, аят 21)

Следовательно, цель супругов - найти в друг друге успокоение.

В другом аяте Аллах говорит:

"Он - Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел в ней покой (ли-яскуна иляйха)". (Коран, сура Аграф, аят 189)

Арабское слово «яскуну» имеет один корень со словами «сукун» или «сакина». Возможно, вы знакомы с этим словом. Оно означает «спокойствие, мир». В арабском языке при письме также встречается сукун, где он обозначает буквы, на которых нет огласовок.

Наши супруги были создан для того, чтобы мы могли найти в них сукун, то есть успокоение, чтобы мы чувствовали себя расслабленными, непринужденными, и счастливыми с ними.

Но зачастую происходит обратное. Это указывает на то, что муж и жена не смогли правильно выстроить отношения. В чем же тогда ошибка и в чем кроется секрет счастливой семейной жизни?

В первом аяте, приведенном выше, Аллах сказал, что Он заключил между супругами любовь и милосердие (мавадда и рахма). Эти два чувства являются ключом к успеху в браке.

Любовь (мавадда)

Часто, в начале супружеской жизни супруги проявляют заботу по отношению к друг другу, дарят подарки, открыто говорят о своих чувствах, признаются в любви. Все это способствует сохранению любви и взаимопонимания. Но, к сожалению, подобные отношения со временем угасают. Ежедневные заботы, проблемы и трудности берут верх, и говорить о любви становится уже «не принято».

Мавадда - это любовь, которая очевидна. Одним из прекрасных имен Аллаха является аль-Вадуд, происходящее из того же корня.

Его любовь к нам очевидна и проявляется повсеместно в бесчисленных благословениях, которые Он нам дал. Например, Аллах не просто обеспечил нас питанием, будучи ар-Раззаком, он сделал нашу еду вкусной и приятной, красивой для глаз и ароматной.

Рахма (милосердие)

Корень "рахм" означает материнскую утробу. Рахма - это милосердие, защита и мягкость, которыми плод наслаждается в утробе матери.

Если мавадда – укрепляет отношение в «мирное» время, то рахм позволяет сохранить отношения во время ссор и разногласий и обрести в семейной жизни истинное спокойствие.

Аллах безгранично одаривает нас Своей милостью и милосердием, так же и мы должны относиться к нашим ближним с добротой и заботой. Муж и жена - это наши спутники жизни, которых мы выбрали для достижения довольства Аллаха. Только от нас зависит какими будут наши отношения. Супруги должны помогать друг другу не только в мирских делах, но и воспитывать духовно.

Зачастую, супруги понимают это буквально и начинают упрекать, указывать на ошибки и недостатки, тем самым зарождая в семье еще большее напряжение, негатив и ненависть к друг другу. Снисходительность, милосердие, понимание, мягкое отношение и терпение – все это является важнейшими факторами счастливой семейной жизни, об этом и должны помнить супруги.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что Аллах наградит своей милостью тех людей, которые проявят милосердие по отношению к другим.