Биография пастернака. Борис леонидович пастернак презентация к уроку по литературе на тему Презентация на тему пастернак

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Родился 29 января 1890 года в Москве в семье известного художника Л.О. Пастернака. Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. Левитаном, В. Поленовым, М. Нестеровым, С. Ивановым, Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Л.Н. Толстой.

Cлайд 4

В 13 лет, под влиянием композитора А.Н. Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано). Скрябин – учитель музыки Б. Пастернака

Cлайд 5

Я рос. Меня, как Ганимеда, Несли ненастья, сны несли. Как крылья, отрастали беды И отделяли от земли. Я рос. И повечерий тканых Меня фата обволокла. Напутствуем вином в стаканах, Игрой печальною стекла, Я рос, и вот уж жар предплечий Студит объятие орла. Дни далеко, когда предтечей, Любовь, ты надо мной плыла. Но разве мы не в том же небе? На то и прелесть высоты, Что, как себя отпевший лебедь, С орлом плечо к плечу и ты.

Cлайд 6

В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в день Преображения - ср. позднейшее стихотворение «Август»). В 1905 году попал под казачьи нагайки - эпизод, вошедший в книги Пастернака. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора.

Cлайд 7

В 1908 году поступил на юридический факультет, но затем перешёл на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, затем, летом 1912 года изучал философию в Марбургском университете в Германии. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой, но получил отказ, как описано в стихотворении «Марбург». В 1912 году вместе с родителями и сестрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени. Виделся в Германии с кузиной Ольгой Фрейденберг. С ней его связывала многолетняя дружба и переписка.

Cлайд 8

После поездки в Марбург Пастернак отказался и от того, чтобы в дальнейшем сосредоточиться на философских занятиях. В это же время он начинает входить в круги московских литераторов. С 1914 Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга» В этом же году близко знакомится с другим футуристом -Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «Леф», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.

Cлайд 9

Пастернак начал печататься в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), а в 1914 году опубликовал сборник «Близнец в тучах», в котором проявил себя как самобытный и оригинальный поэт. Однако сам Пастернак считал этот сборник «незрелым». Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.

Cлайд 10

В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Опасаясь возможного призыва в армию, зиму 1916 годa Пастернак провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии. Широко распространено мнение, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» и является город Пермь.

Cлайд 11

Cлайд 12

Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности с Мариной Цветаевой. В 1922 гoду Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 гoдoв. В том же 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя - жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. В следующем 1923 году в семье Пастернаков рождается сын Евгений.

Cлайд 13

В 20-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество. Рисунок В.Маяковского

Cлайд 14

Cлайд 15

В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв (последняя его поездка за границу). На конец 20-х - начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся.

Cлайд 16

Cлайд 17

В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой. В 1937 году отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка. 1942-1943 провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой. В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице», полном глубокого религиозного чувства: «О Господи, как совершенны дела Твои, - думал больной»

Cлайд 18

Cлайд 19

Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя - Юрия Андреевича Живаго. Во время написания романа Пастернак не раз менял его название. Роман мог называться "Мальчики и девочки", "Свеча горела", "Опыт русского Фауста", "Смерти нет".

Cлайд 20

Публикация романа на Западе - сначала в Италии в 1957 гoду прокоммунистически настроенным издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, при посредничестве известного философа и дипломата сэра Исайи Берлина - привела к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся. Московская организация Союза Писателей СССР, вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Следует отметить, что отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе В. В. Набоковым.

Cлайд 21

С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.

Cлайд 22

Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время литературными критиками.

Cлайд 23

Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) 125 лет со дня рождения Бокучава М.В. Учитель русского языка и литературы Удельнинской СОШ №34

Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь. (Борис Пастернак «Смерть сапера»)

Высшая сложность жизни - это простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших стихотворений Бориса Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»,которое по праву можно считать литературным кредо поэта. В этом произведении он изложил свои взгляды на то, какой должна быть поэзия, и почему лично себя он не считает талантливым литератором, хотя и стремится к совершенству.

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте... Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве 29 января, по старому стилю 10-го февраля 1890 года в семье художника пастернака и пианистки Кауфман. С детства он был окружен искусством. Борис Леонидович родился в кругу московской интеллигенции. В доме,где он рос,бывали музыканты, художники, писатели. В детстве Пастернак обучался живописи.

Попав под влияние крупного русского композитора Скрябина, 13-летний Пастернак увлёкся музыкой. Скрябин – учитель музыки Б. Пастернака

Но в 1909 году он поступает на философское отделение историко-философского факультета московского университета. Он отправляется в Германию. И хотя обучение философии идет весьма успешно, он расстаётся с ней также решительно, как раньше расстался с музыкой. Пастернак увлёкся поэзией. Поэзия становится его призванием, его почвой и судьбой. Она вобрала в себя и его страсть к музыке и интерес к философии. В стихотворении, посвященной Пастернаку, Анна Ахматова писала: « Он награжден каким-то вечным детством».

Вечное детство составляло самую суть поэтической личности Пастернака. Широко раскрытыми глазами смотрел он на мир,восхищаясь его пленительным разнообразием. На первых порах своей поэтической деятельности Пастернак писал изысканные стихи для узкого круга ценителей. Перелом произошел в 20-ые годы,когда поэт обратился к социальным проблемам. Он стал скупее, проще, классичнее.

В Париже из-под крыши Венера или Марс Глядят, какой в афише Объявлен новый фарс. Кому-нибудь не спится В прекрасном далеке На крытом черепицей Старинном чердаке. Он смотрит на планету, Как будто небосвод Относится к предмету Его ночных забот. Не спи, не спи, работай, Не прерывай труда, Не спи, борись с дремотой, Как летчик, как звезда. Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты вечности заложник У времени в плену.

Борис Леонидович Пастернак - поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. Он владел талантом выражать глубокие и тонкие человеческие чувства, проникновенно изображал картины природы. Восхищался красотой мира, стремился отыскать повсюду прекрасное.

Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске Что случится на моём веку?. На меня наставлен сумрак но?чи Тысячью биноклей на оси?. Если только можно, Авва, Отче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идёт другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти.

Весной 1956 го года Борис Леонидович Пастернак закончил работу над главным своим произведением –романом « Доктор Живаго ». Вообще-то он писал его 11 лет, но как считал сам, вся его предыдущая проза, поэзия, всё творчество вообще и вся жизнь была лишь подготовкой, черновиком этого романа. По большому счету, писатели, даже близкие Борису Леонидовичу были невысокого мнения о литературных достоинствах его романа.

Анна Андреевна Ахматова считала,например,что «Гениальный поэт балуЕтся прозой ». Другие, подмигивая, говорили друг другу о главном герое произведения так: «Хорошо,если бы Юрий писал побольше стихов ». Стихи из « Доктора Живаго» все действительно единодушно признавали чуть ли не лучшим из всего того,что было создано.

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

Но, наконец,роман был закончен. Автор отослал рукописи в советские журналы и одну передал итальянскому издателю, с просьбой не печатать роман до появления его в советских журналах. Но вскоре из редакций пришли гневные письма, а в Италии роман был напечатан, и в какие-то немыслимо короткие сроки роман был переведен почти на все европейские языки.

В 1958 –м году за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы, шведская академия присудила Пастернаку Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция.

Борис Леонидович был счастлив,а его близкие - в ужасе. Начались дни,которых назовут его «Гефсиманским садом». На страницах печати развернулась кампания травли поэта.Пастернак был исключен из союза писателей, ему грозили высылкой из страны. В ответ на критику и на предложение покинуть страну поэт отвечал, что не мыслит себя вне России, вне Родины. Было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене Родине. ВСЁ ЭТО ВЫНУДИЛО Пастернака отказаться от премии.

«Очень тяжелое для меня время,-писал он 11 ноября 1958 – го года своей двоюродной сестре Марковой. -Всё лучше было бы теперь умереть, но я сам,наверное, не наложу на себя рук.» 26-го мая 1960 года был сделан Борису Леонидовичу Пастернаку рентген и поставлен диагноз рак легких. 30 – го мая 1960 – го года Борис Пастернак скончался.

В самом начале июня 1960 – го года в подмосковном посёлке Переделкино хоронили великого русского поэта Бориса Пастернака. За долгие десятилетия это были первые похороны писателя такого масштаба, умершего в своей постели. Он никогда не был в лагерях, не сидел в тюрьмах. Внешне вполне благополучная жизнь, если не считать тех двух лет,которые прошли после присуждения ему нобелевской премии, тех двух лет,которые его убили.

Бориса Леонидовича отпевали в том храме,который всегда был виден из его окна. Тысячи людей пришли поводить его в последний путь, несмотря на то, что в этот день все электрички на Переделкино были отменены. Всюду было полно шпионов. Похороны фотографировались. Многие знали,что никакого советского будущего у них уже не будет. Это был настоящий гражданский поступок. Панихида превратилась в антиправительственную демонстрацию.

Анна Ахматова, которая была там,говорила: «У меня такое чувство, что это торжество, большой религиозный праздник. Так было, когда умер Блок. Настоящие русские похороны, такие нужно заслужить.» Шли и шли и пели «вечную память». Этими словами начинается роман «Доктор Живаго», у которого есть еще одно название.Близкие знали, что на папке с рукописями размашистой пастернаковской рукой было выведено « Смерти не будет!»

Могила писателя в Переделкино Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь. (Борис Пастернак «Смерть сапера»)



Слайд 1

Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960 г.г.)

Жизнь и творчество

Слайд 2

Основные этапы жизни и творчества

Слайд 3

Во всем мне хочется дойти до самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Б. Л. Пастернак

Слайд 4

1890, 10 февраля (29 января по ст. ст.) Родился в Москве Б. Пастернак. Отец - художник Леонид Осипович Пастернак, мать - пианистка Розалия Исидоровна, в девичестве Кауфман.

Слайд 5

Леони?д О?сипович Пастерна?к (согласно документам Ицхок-Лейб, или Исаак Иосифович, Пастернак, также Постернак; 1862, Одесса - 1945, Оксфорд, Великобритания) - российский живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации; педагог.

Слайд 6

1) Лев Толстой с семьей, 1902 год 2) Сосны и море, 1910 год

Слайд 7

Автопортрет, Л.О.Пастернак с женой

Слайд 8

Университеты

1901, август Поступил во второй класс московской пятой гимназии. 1908, май Окончание гимназии с золотой медалью. август Поступает на юридический факультет Московского университета. Параллельно еще в гимназии проходит композиторский курс по программе консерватории, готовится сдавать экзамены экстерном. 1909, май Переводится на философское отделение историко-филологического факультета университета.

Слайд 9

1913 год – решение стать поэтом

апрель Первая публикация стихов Б. Л. Пастернака в коллективном сборнике “Лирика”. В этом же году он заканчивает университет со званием кандидата философии Московского университета. декабрь Работа над сборником стихов “Близнец в тучах”.

Слайд 10

В кругу футуристов

1914 Выходит первый сборник футуристической группы “Центрифуга” - “Руконог” со стихами и статьей Б. Пастернака; в этом же году происходит первая встреча с В. Маяковским. 1916 Выход книги стихов “Поверх барьеров”.

Слайд 11

Творчество 20-х годов

1917 Революция в России; Б. Пастернак работает над книгой “Сестра - моя жизнь”. 1917-1918 Работа над повестью “Детство Люверс”. 1921 Отъезд родителей в Берлин.

Слайд 12

Творчество 30-х годов

1922 Женитьба на художнице Евгении Владимировне Лурье; завязывается переписка Пастернака с Мариной Цветаевой, в то время живущей во Франции. январь Выходит книга стихов “Сестра - моя жизнь”. 1922-1923 Пребывание в Германии, участие в литературной жизни Берлина; здесь выходит книга стихов “Темы и вариации” (январь 1923). 1924 В журнале “ЛЕФ” печатается поэма “Высокая болезнь”, в которой Б. Пастернак пытается выразить свое понимание Октябрьской революции.

Слайд 13

1925-1930 Работа над романом в стихах “Спекторский”, где Пастернак, ощущая тягу к эпической форме, впервые предпринимает попытку соединения в одном произведении прозы (“Повесть) и поэзии (“Спекторский”). 1925-1926 Пишет поэму “Девятьсот пятый год” - эпос, “ внушенный временем ”. 1926-1927 Пишет поэму “Лейтенант Шмидт”; порывает с группой ЛЕФ, назвав работу на злобу дня лефовцев “ремесленным полуискусством”.

Слайд 14

Новый взлет

1931 Выходит автобиографическая повесть “Охранная грамота”, посвященная памяти Р. М. Рильке. Женитьба на Зинаиде Николаевне Нейгауз; поездка в Грузию, начало крепкой дружбы с грузинскими поэтами Тицианом Табидзе и Паоло Яшвили, стихи которых много переводит. 1932 Новая любовь - новый творческий взлет: выходит книга стихов “Второе рождение”. 1936 Усиливаются нападки на поэта со стороны верноподданнической прессы. Пастернак, стараясь быть дальше от официальной литературной жизни, уезжает на дачу в Переделкино, где работает над переводами.

Слайд 15

Годы войны

1941 Переводит и публикует “Гамлета”; начинает работу над переводом “Ромео и Джульетта”. июль-август Эвакуация семьи в Чистополь; первые “военные” стихи. 1943 В составе писательской бригады Б. Пастернак отправляется на Брянский фронт. 1945 Выходит последняя прижизненная поэтическая книга Б. Л. Пастернака “Избранные стихи и поэмы”.

Слайд 16

В атмосфере репрессий

1945-1955 Работа над романом “Доктор Живаго”. октябрь Знакомится с Ольгой Всеволодовной Ивинской.

Слайд 17

Б. Пастернак с Ольгой Ивинской

Слайд 18

Нобелевская премия

1946, осень Первое выдвижение Б. Пастернака на Нобелевскую премию: его кандидатуру предложили английские литераторы за лирические произведения. На Родине же в это время идет откровенная травля поэта, уничтожаются его книги, печатаются разгромные статьи. 1952, 20 октября Инфаркт миокарда; Боткинская больница. 1953 Выход отдельной книгой перевода “Фауста” Гете. 1954 Выдвижение на Нобелевскую премию. Правительство СССР кандидатуру Пастернака не одобрило, предложив Шолохова.

Детство Русский поэт и прозаик Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в известной в Москве еврейской семье. Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком живописи, преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества, специализировался на портретной живописи, писал портреты многих известных людей, в том числе и Толстого. Мать поэта, урожденная Роза Кауфман, известная пианистка, отказалась от карьеры музыканта, чтобы воспитывать детей: Бориса, его брата и двух сестёр.


Образование После окончания московской гимназии в 1909 поступает на историко- филологический факультет Московского университета, серьёзно увлекается философией. Для усовершенствования философских знаний в 1912 едет в Германию, где семестр учится в Марбургском университете. Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и Италию. По возвращении в Москву заканчивает университет в Охладев к философии, Пастернак полностью отдается поэтическому искусству, которое становится делом его жизни г. Выпускник Пятой Московской гимназии


НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Стихотворение «Нобелевская премия» («Я пропал, как зверь в загоне...») Пастернак написал после вынужденного отказа от присужденной ему Нобелевской премии в 1958 году.


Шведская академия присудила Пастернаку Нобелевскую премию по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Центральные советские газеты «Правда» и «Литературная газета» обрушились на поэта, называя его «изменником», «злобным обывателем», «клеветником», «Иудой», «вражеским наймитом» и т.д. Пастернака исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от премии г.


Творчество По возвращении в Москву он входит в литературные круги. В альманахе «Лирика» впервые печатаются несколько не переиздававшихся им впоследствии стихотворений. Вместе с Н.Асеевым и С.Бобровым он организовывает группу новых или «умеренных» футуристов - «Центрифуга». С.БобровН.Асеев


Пастернак - переводчик В 1930-е Пастернака почти не печатают. Поселившись в 1936 на даче в Переделкине, он вынужден заниматься переводами. Трагедии Шекспира, « Фауст » Гете, « Мария Стюарт » Шиллера, стихи Верлена, Байрона, Китса, Рильке, грузинские поэты. Эти работы вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством. УИЛЬЯМ ШЕКСПИР Иоганн Вольфганг фон Гёте ФРИДРИХ ШИЛЛЕР ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН ДЖОН КИТС


Пастернак - поэт В 1914 вышла первая книга стихов «Близнец в тучах». В начале 1930-х его поэзия переживает «второе рождение». Книга с таким названием вышла в Пастернак вновь воспевает простые и земные вещи: «огромность квартиры, наводящей грусть», «зимний день в сквозном проеме незадёрнутых гардин», «пронзительных иволог крик», «вседневное наше бессмертье» г. Переделкино. Фотография Льва Горнунга.


Военные годы В 1943 г. Пастернак создает цикл «Стихи о войне», включённый в книгу «На ранних поездах» После войны опубликовал ещё две книги стихов: «Земной простор» (1945) и «Избранные стихи и поэмы» (1945) г. Во время поездки на фронт в составе группы писателей


«Доктор Живаго» В Пастернак мечтает о настоящей большой прозе, о книге, которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести». И вот с 1945 по 1955 в муках рождается роман Доктор Живаго, во многом автобиографическое повествование о судьбе русской интеллигенции в первой половине 20 в., особенно в годы Гражданской войны. Главный персонаж, Юрий Живаго, - лирический герой поэта Бориса Пастернака; он врач, но после его смерти остается тонкая книжка стихов, составившая заключительную часть романа.


Памятники Борису Пастернаку Умер Пастернак 30 мая 1960 от рака легких в Переделкине. Борис Пастернак был похоронен на Переделкинском кладбище (в то время это было небольшое скромное сельское кладбище). Автор памятника на его могиле - скульптор Сарра Лебедева. Памятник поэту Борису Пастернаку в Перми. Скульптор Елена Мунц


Список использованных ресурсов Лютов В. Русские писатели в жизни - Урал LTD,1999 Пастернак Е.Б. Б. Пастернак: Материалы для биографии. - М. Советский писатель,1989 Баевский В.С. Пастернак. - М.: Изд.- во МГУ, с. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака -Л., Сов.писатель, с. Вильмонт Н.Н. О Б.Пастернаке: Воспоминания и мысли. - М. Советский писатель, 1989 historydoc.edu.ru lichnosti.net hronos.km.ru



Класс: 11

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Родился Борис Пастернак в семье художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.

В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьез готовился к композиторской карьере, в 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена. После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).

Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов - А. Белого, А. А. Блока, Вяч. И. Иванова и И. Ф. Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 поэт входит в футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма (символистов - главным образом на уровне поэтических образов, и футуристов - в необычности словоупотребления и синтаксиса) отчетливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х гг. появляются и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, - мира, где все настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» - стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!...»).

Пастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи находят наиболее полное воплощение на страницах третьей книги стихов «Сестра моя - жизнь» (1922), посвященной лету 1917 между двумя революциями. Книга представляет собой лирический дневник, где за стихотворениями на темы любви, природы и творчества почти не видно конкретных примет исторического времени. Тем не менее Пастернак утверждал, что в этой книге «выразил все, что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого». В соответствии с эстетическими взглядами автора, для описания революции требовалась не историческая хроника в стихотворной форме, а поэтическое воспроизведение жизни людей и природы, охваченных событиями мирового, если не вселенского масштаба. Как ясно из заглавия книги, поэт ощущает свое глубинное родство со всем окружающим, и именно за счет этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и летом 1917 года претворяются в книгу о революции. Позже Пастернак назвал подобный подход «интимизацией истории», и этот способ разговора об истории как о части внутренней жизни ее участников применялся им на протяжении творческого пути неоднократно.

С начала 1920-х гг. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов-современников - П. Г. Антокольского, Н. А. Заболоцкого, Н. С. Тихонова, А. А. Тарковского и К. М. Симонова.

Для самого Пастернака 1920-е гг. отмечены стремлением к осмыслению новейшей истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы. В поэмах «Высокая болезнь» (1923-28), «Девятьсот пятый год» (1925-26), «Спекторский» (1925-31), «Лейтенант Шмидт» (1926-27) революция предстает как логическая часть исторического пути не только России, но и всей Европы.

Финансовые трудности заставили Пастернака обратиться к детскому творчеству, он почувствовал некую свободу: упрощался рисунок, сдержаннее становились интонации, сокращалось число слов, не входящих в активный запас.

В 1928 году Пастернак получил предложение от Госиздата переиздать свои первые книги. Во многих своих творениях Пастернак был разочарован и многие их них ему приходилось переписывать заново.

Пастернак формулирует свою позицию в искусстве, представления о месте поэта в мире и истории, иллюстрируя основные положения описанием собственной биографии и судьбы наиболее близкого ему поэта-современника - В. В. Маяковского. Тяжелым ударом было самоубийство поэта, и Пастернак пишет стихотворение «Смерть поэта». Оно вызвало неприятие многих товарищей, которые не желали признавать свою вину в гибели Маяковского.

В 1934 году Пастернак выступает с речью на Первом съезде Союза советских писателей в качестве члена правления принимает участие практически во всех мероприятиях Союза. Отстаивание им творческой независимости писателей, их права на собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы. В годы все нараставшего сталинского террора Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, и его заступничество оказывалось порой небесплодным.

С середины 1930-х гг. и до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии У. Шекспира («Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта»), «Фауста» И. Гете и многое другое, стремясь при этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шекспира» и пр В 1939 году он берется за перевод «Гамлета». Мейерхольд хотел поставить ее на сцене театра в Ленинграде, но режиссера арестовывают, однако, Пастернак продолжает работать над переводом, спасаясь от предстоящей депрессии.

В 1940 -1941 после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи. В 1943 поэт совершает поездку на фронт. Результат – «Стихи о войне» составил книгу «На ранних поездах» (1943)., свидетельствующий о верности Пастернака кругу избранных тем и мотивов. Он стал выступать с чтением своих стихов в московском университете, политическом музее и доме ученых. Его творчество пользуется популярностью за рубежом.

Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 год. Уже в 1910-х гг. Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг. свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме. В основу романа, посвященного «вечным» вопросам (о смерти и бессмертии, укорененности человеческой жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии, которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены «новая идея искусства» и «по-новому понятое христианство»; в рамках этих представлений культура рассматривается как результат стремления человечества к бессмертию, а главной ценностью Евангелия и европейской литературы объявляется умение иллюстрировать высокие истины «светом повседневности». Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента - врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в. Извечность проблем и ситуаций, в которых оказываются персонажи романа, при всей их конкретной социальной и исторической обусловленности, подчеркивается евангельскими и сказочными сюжетами стихов главного героя, которые составляют последнюю часть «Доктора Живаго».

В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988). В 1958 «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Роман «Доктор Живаго» на протяжении нескольких десятилетий оставался одним из самых читаемых русских романов во всем мире, во многом определяя представление о русской литературе 20 в.

В наследии Пастернака особое место занимают письма. Переписка с М. И. Цветаевой 1922-36 гг. представляет собой не только важный творческий диалог двух крупнейших поэтов-современников, но и напряженный эпистолярный роман; после публикации «Доктора Живаго» огромное место заняла переписка с зарубежными корреспондентами о романе, в чем Пастернак видел знак «душевного единенья века».

Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой классики с достижениями русского символизма и авангарда..

В 1990 в подмосковном поселке Переделкине, в помещении бывшей дачи Пастернака, был открыт музей поэта.