Свято-троицкий серафимо-дивеевский женский монастырь. Местоположение Дивеевского монастыря
21.10.2015 г.
23243 0
Дивеевский монастырь почитается православными верующими как земля, которую сама Богородица определила как Четвертый Свой Удел. Основанная еще в XVIII веке, обитель пережила сложную историю, которая вобрала в себя немало трагических страниц, связанных с запустением и забвением монастыря, попранием его святынь. Но выйдя из всех испытаний, святая обитель возродилась и приумножила свою славу. Сегодня Дивеевский монастырь по праву считается одним из оплотов духовной жизни России. Тысячи паломников стекаются сюда со всей страны, чтобы приобщиться к вере и возрадоваться красоте обители.
Основание монастыря
Дивеевский монастырь был основан во второй половине XVIII века монахиней Александрой, бывшей богатой помещицей Агафьей Мельгуновой. По преданию, после явления Богородицы, велевшей монахине искать на севере России земли ее Четвертого Удела, матушка Александра отправилась в Саров. По пути Богородица указала ей на место, где должен был быть основан монастырь, этим местом и оказалось село Дивеево недалеко от Нижнего Новгорода.
В 1773-1774 гг. матушка Александра на собственные деньги возвела основание Казанской церкви. В 1780 г. церковь была освящена. В 1788 г. будущему монастырю была пожертвована земля у Казанской церкви. На ней и были возведены первые постройки, в которых матушка Александра поселилась с четырьмя послушницами. Маленькая община, названная Казанской, стала жить по строгому уставу Саровской обители.
Батюшка Серафим и Мельничная община
В 1789 г. молодой иеродьякон Серафим взял на себя попечение над общиной. Он благословил устроить возле нее еще одну общинку, названную Мельничной. В 1827 г. сюда перешли первые девушки, 8 монахинь соседней общины. Первой настоятельницей была Елена Мантурова. Обустройству общины сильно содействовал ее брат Михаил Мантуров, которого преподобный Серафим исцелил от неизлечимой болезни. На его средства была построена каменная двухэтажная церковь во славу Рождества Христова. В ее нижнем этаже позднее был устроен храм во имя Рождества Божией Матери.
Серфимо-Дивеевская обитель
В 1842 г. Дивеевская и Мельничная общины были объединены, а в 1861 г. община получила статус монастыря.
В XIX - начале XX-го вв. монастырь расширялся. В 1885 г. был сооружен игуменский корпус, к которому в 1902 г. пристроена домовая церковь во имя святой Марии Магдалины. В 1875 г. завершено возведение огромного Троицкого собора. К началу XX века монастырь стал одним из крупнейших в России. К началу революционных событий его населяли 270 монахинь и почти 1500 послушниц.
Годы упадка
Советская власть преобразовала монастырь в трудовую артель, но обитель продолжала действовать: велись службы, монахини соблюдали монастырский устав. В 1927 г. монастырь закрыли. Дивеевских сестер ждала тяжелая судьба: многие оказались в тюрьмах и лагерях. Уцелевшие монахини расселились по округе, оберегая сохранившиеся дивеевские святыни и ведя тайную монашескую жизнь.
В 1937 г. закрыли последний оплот обители - Казанскую церковь.
Современная жизнь обители
Возрождение Серфимо-Дивеевского монастыря началось в 1988 г. В октябре 1989 г. обители был возвращен Троицкий собор.
Главное же событие в восстановлении славы Дивеева произошло в 1991 г.: монастырю передали повторно обретенные мощи Серафима Саровского. Их нашли в хранилищах Казанского собора, бывшего в те годы музеем Санкт-Петербурга.
Началось восстановление сооружений монастыря, реставрация церквей и соборов. В 2012 г. начато строительство нового храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Обитель населяют более 400 монахинь. Вся духовная жизнь монастыря строится вокруг Троицкого собора, где покоится главное достояние обители - мощи преподобного Серафима.
Храмы и святыни Дивеевского монастыря
Дивеевские храмы имеют удивительную историю, каждый из них уникален по-своему. Почти все они пережили годы упадки и запустения. После возрождения обители к изначальному комплексу добавились новые церкви. Сейчас Серафим-Дивеевский монастырь включает десять храмов, еще четырнадцать - на подворьях и скитах.
Святая Канавка Пресвятой Богородицы
Самая удивительная святыня монастыря - Святая Канавка . Это семиугольник длиной 777 метров по периметру, выкопанный и обнесенный валом. По легенде, указания об устройстве Канавки дала преподобному Серафиму сама Богородица. Канавка должна была быть вырыта самими сестрами вдоль тропы, по которой прошла сама Царица Небесная. Указания святого старца были выполнены, однако впоследствии Канавка пришла в запустение. После возрождения монастыря святыню полностью восстановили к 100-летию прославления Преподобного Серафима. Сейчас это место паломничества тысяч верующих. Земелька со святой Канавки считается целебной и чудодейственной.
По словам самого преподобного Серафима, Канавка для всех верующих станет защитой от антихриста: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». И сегодня паломники с молитвой идут вдоль Канавки, а монахини на пасхальной неделе и в праздничные дни обходят ее с крестным ходом.
Икона Божией Матери «Умиление»
Эта икона была любимой иконой преподобного Серафима Саровского, перед ней он и скончался в молитве. Елеем из лампады, освещавшей икону, он исцелял больных. После смерти старца образ был передан в Мельничную общину, где хранился в почитании долгие годы. И после разгона монастыря дивеевские монахини сумели сохранить его и увезти в Муром. Затем в 1991 г. икона была передана Патриарху Алексею II. Ныне икона хранится в резиденции Патриарха при его домовом храме. А в Троицком соборе Дивеевского монастыря находится список иконы, также ставший чудотворным.
Другие святыни
- Вещи преподобного Серафима Саровского , почитаемые как святыни, выставлены в Троицком соборе. Многие из них долгие годы хранились дивеевскими сестрами после закрытия монастыря в 1927 г. Сегодня эти вещественные напоминания о святом и его подвижнической жизни привлекают тысячи паломников, желающих прикоснуться к святыням. В котелке, принадлежавшем преподобному Серафиму, освящают сухарики, считающиеся целебными. Мотыжкой святого крестообразно прикасаются к больным местам паломников.
- Святые мощи дивеевских подвижников хранятся в обители и открыты для преклонения. Святые мощи преподобного Серафима Саровского сохраняются в Троицком соборе. В храме Рождества Богородицы хранятся мощи преподобных Александры, Марфы и Елены. В Казанском соборе находятся святые останки Пелагии, Параскевы и Марии и Матроны (Власовой).
Храмы Дивеевского монастыря
Казанский собор - старейшая каменная церковь монастыря, строительство которой было начато еще в 1773 г. основоположницей обители матушкой Александрой. В годы советской власти храм лишился куполов и крестов, здесь располагались различные службы. С 1992 г. началось его возрождение. Накануне 250-летия со дня рождения преподобного Серафима главный престол Казанской церкви был торжественно освящен.
Троицкий собор. Земля для постройки этого собора, расположенного восточнее Казанской церкви, была куплена у помещика Жданова по особому распоряжению преподобного Серафима. Начало строительства состоялось в 1848 г., однако активные работы начались только в 1865 г. Строительство сопровождалось многими чудесами. В 1874 г. собор был освящен, а один из его приделов был освящен в честь преподобного Серафима после его прославления. Сегодня здесь хранится копия иконы «Умиление», принадлежавшей старцу.
Спасо-Преображенский собор, заповеданный быть построенным в конце святой Канавки, с самого начала ожидала трудная судьба. Полностью выстроенный и обустроенный, он так и не был освящен из-за начала революции. Много лет он простоял в запустении. Освящение храма состоялось лишь спустя без малого столетие после начала его строительства, в 1991 г.
Благовещенский собор - это самый новый собор в храмовом комплексе монастыря. Его строительство начато в 2012 году по завещанию преподобного Серафима. Этот храм должен встать в одну линию с колокольней и Троицким собором и завершить комплекс церквей у Святой Канавки.
Святые источники Дивеева
В селе Дивеево находятся пять источников:
- Источник преподобной матушки Александры.
- Иверский источник (в 15-ти минутах ходьбы от монастыря).
- Казанский (самый старинный из дивеевских источников, известный с XVIII века).
- Пантелеимоновский источник.
- Источник иконы Божией Матери «Умиление» (в получасе ходьбы от монастыря).
Наиболее чтимым является дальний источник преподобного Серафима Саровского у поселка Цыгановка. Он открылся в 1960-е гг. на реке Сатис, по преданию, при чудесном явлении самого святого.
Добраться до него можно автобусом, который отходит в 12:00 в будние дни и в 13:00 в воскресные и праздничные дни от паломнического центра. Здесь же можно приобрести билеты. Летом автобус ходит чаще:
- в будние дни в 10:00, 12:00 и 14:00.
- в воскресенье и праздничные дни в 11:00, 13:00, 15:00.
Для купания в источнике женщинам необходима хлопчатобумажная сорочка, мужчинам - короткая сорочка или нательная рубашка. Купание в голом виде или в купальнике недопустимо. В источнике можно набрать святую воду, для этого нужно иметь с собой бутыль. Все необходимое можно приобрести в Дивеево, рядом с монастырем.
Другие источники:
Жизнь обители сегодня
Настоятельницей Серафимо-Дивеевского монастыря с 1991 г. является игуменья Сергия (Конкова), которая неустанно несет бремя забот о восстановлении обители.
Обитель относится к Нижегородской и Арзамасской епархии.
Контакты Серафимо-Дивеевского монастыря
- Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
- Телефон: +7 (8831-34) 3-00-23
- Тел./факс: +7 (8831-34) 4-34-45
Расписание Богослужений Дивеевского монастыря
Соборы монастыря открыты с 8:00 до 16:00 (летом - до 17:00). 1 августа и 15 января (дни памяти покровителя монастыря преподобного Серафима Саровского) монастырь работает круглосуточно.
Богослужения в Троицком соборе проходят каждый день:
- 7:00 - Молебен с акафистом преподобному Серафиму.
- 7:45 - Общая исповедь.
- 8:00 - Литургия.
В субботу:
- 5:15 - Общая исповедь.
- 5:30 - Литургия.
В воскресенье:
- 8:00 - Параклис.
- 9:00 - Литургия.
- 16:00 (летом в 17:00) - вечернее богослужение.
Богослужения в Преображенском Соборе проходят
В субботу:
- 8:00 - Поздняя Литургия.
В воскресенье:
- 5:30 - Ранняя Литургия.
Требы
Справки о требах можно получить по тел. +7 (831-34) 3-00-11.
Заказать требы можно по электронной почте: [emaildb86ec;protected] . В письме нужно указать требу (о здравии или о упокоении) и прикрепить скан квитанции о перечислении пожертвования.
Размеры пожертвований:
- Псалтирь на 12 месяцев: 1 имя - 1000 руб.
- Псалтирь на 6 месяцев: 1 имя - 500 руб.
- Поминания без Псалтири (чтение синодиков во время вечернего богослужения и полунощницы):
- 12 месяцев: 1 имя - 400 руб.
- 6 месяцев: 1 имя - 200 руб.
- Сорокоуст (поминание на протяжении 40 дней во время литургии)
- без вынимания частицы: 1 имя - 200 руб.
- с выниманием частички из просфоры: 1 имя - 400 руб.
- Заказная обедня (с выниманием частички из просфоры): 1 имя - 10 руб.
- Простая обедня (чтение синодиков за литургией): записка до 15 чел. - 20 руб.
- Молебны:
- С акафистом преп. Серафиму ежедневно: до 25 чел. - 100 руб.
- С водосвятием по понедельникам: до 15 чел. - 80 руб.
- Простой по понедельникам: 1 имя - 60 руб.
- Панихида: 1 имя - 10 руб.
Информация для паломников
Описание:История
Монастырь был основан во второй половине XVIII в. прп. Александрой Дивеевской (Агафьей Семеновной Мельгуновой), поселившейся ок. 1760 г. в деревне недалеко от Дивеева.
Ее усердием в 1773-1780 гг. в Дивееве была сооружена каменная Казанская церковь, при которой была устроена Казанская женская община, существовавшая под духовным руководством старцев близлежащей Саровской пустыни.
9/22 декабря 1826 г. по благословению прп. Серафима Саровского рядом с Казанской была устроена Мельничная община. В 1842 г., через девять лет после преставления прп. Серафима, они были объединены в Серафимо-Дивеевскую общину.
В январе 1861 г. указом Святейшего Синода был утвержден Серафимо-Дивеевский монастырь.
Первой его настоятельницей стала игумения Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова, 1819-1904). За годы управления игумении Марии обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик: были построены Троицкий собор, игуменский корпус, трапезный храм, колокольня, а также детский приют, богадельня, гостиница, около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. В начале XX в. в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало более полутора тысяч насельниц. По словам епископа Нижегородского и Арзамасского Назария (Кириллова), «обитель эта есть поистине чудо милости Божией по молитвам преподобного ее основателя».
19 июля / 1 августа 1903 г. в Сарове состоялись торжества, посвященные прославлению в лике святых прп. Серафима Саровского. 20 июля / 2 августа Дивеевская обитель принимала императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной и членами царской фамилии.
После смерти игумении Марии в 1904 г. в игумении была выбрана казначея монастыря — монахиня Александра (Траковская), ставшая последней настоятельницей перед закрытием обители.
После революции в 1919 г. монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сестры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни. Обитель покинули немногие. В сентябре 1927 г. монастырь был закрыт, в 1937 г. была закрыта Казанская церковь. В годы советской власти многие монастырские здания и святыни были разрушены.
Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 г., когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 г., была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.
Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 г. — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 г. в Дивеевском монастыре встречали мощи прп. Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве.
17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.
В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой).
В 2004 г. состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.
Дивеевский монастырь |
|
Нижегородская область |
|
Конфессия |
Православие |
Нижегородская и Арзамасская епархия |
|
Дата основания |
|
Известные насельники |
Александра (Мельгунова), Елена Дивеевская, Пелагия Дивеевская, Марфа Дивеевская |
Настоятель |
Сергия (Конкова) |
Монастырь епархиального подчинения |
|
Казанская община
Мельничная община
Серафимо-Дивеевский монастырь
Современная жизнь обители
Благовещенский собор
Святыни монастыря
Святая Канавка
Святые источники
Реликвии
Колокол Серафима Саровского
Портрет первой игумении
Скиты и подворья
Серафимо-Дивеевский монастырь ; Дивеевский монастырь (в разговорном обиходе -Дивеево ; полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь ) - православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается Поместными Православными Церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы». До своего закрытия в 1920-е, как и ныне, был в Нижегородской епархии (в отличие от Саровской пустыни, которая была на территории Тамбовской епархии), в статусе монастыря с 1861 года (именовался Серафимо-Дивеевский Троицкий ).
История
Монастырь возник во второй половине XVIII века: около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 году она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка.
В 1773-1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были 2 придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.
Казанская община
Первоначально Казанская каменная церковь была приходской, однако отец Серафим запрещал сёстрам так её называть, говоря, что со временем это будет тёплый монастырский собор. Преподобный Серафим так говорил о Казанской церкви:
По совету Саровских старцев Пахомия и Исайи и с разрешения Владимирского епархиального начальства Агафья Семёновна в 1788 году испросила у местной помещицы Ждановой пожертвовать 1300 кв. сажен своей усадебной земли расположенной поблизости от Казанской церкви. На которой матушка построила дом с надворным строением, где поселилась с четырьмя послушницами: девицей Евдокией Мартыновой, крестьянской девицей Ульяны Григорьевой и крестьянскими вдовами Анастасией Кириловной и Фёклой Кондратьевой. Община называлась Казанской, жили сёстры по строгому Саровскому уставу.
В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим. После смерти в 1796 году второй настоятельницы - Анастасии Кирилловны по выбору сестёр начальницей общины была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. При ней к 1826 году число сестёр в общине увеличилось до 40. Об её правлении, продолжавшимся 43 года, сохранились воспоминания как о времени трудном, подвижническом, будучи суровой к себе она не допускала никакого исключения, снисхождения и малодушия к другим. Серафим Саровский говорил, что она «великая раба Божия», «бич духовный», «огненный столб от земли до неба» и «терпуг духовный».
Мельничная община
По благословению Серафима Саровского рядом с Казанской, была устроена Мельничная община. Закладка мельницы состоялась 9 (21) декабря 1826 года, в день зачатия праведной Анны. 7 июля 1827 года первыми насельницами стали 8 сестёр Казанской общины. А первой наставницей общины стала дворянская девица Елена Васильевна Мантурова. На средства её брата Михаила Васильевича Мантурова в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова. В нижнем этаже которого располагался храм во имя Рождества Божией Матери. Устройству Мельничной общины и в дальнейшем во многом содействовал помещик Михаил Васильевич Мантуров, в благодарность за исцеление от неизлечимой болезни, обрёкший себя по обету на добровольную нищету до самой смерти († 1858 года).
Земля на которой располагалась новая община принадлежала наследникам Баташева. И одна из наследниц - Вера Андреевна Постникова (Баташева) будучи в Сарове обещала отцу Серафиму уступить ему эту землю, приняв её в свою часть наследства. В 1830 году последовало формальное распоряжение о пожертвовании этой земли, площадью 400 кв. сажень Дивеевской общине.
Первой начальницей новой общины в 1827 году была выбрана крестьянская девица Параскева Степановна Шаблыгина. По кончине отца Серафима по старости она была уволена на покой. Преемницей стала дворянская девица Александра Ивановна Булгакова - до 1834 года и с 1837 года до своей смерти в 1839 году. С 1834 по 1837 годы были крестьянка Ирина Семёновна Лифанова и Прасковья Семёновна Мелюкова. Пятая и последняя начальница Мельничной общины была избрана в 1839 году, её стала Ксения Ильинична Потхина. В общине к тому времени насчитывалось уже 115 сестёр.
Серафимо-Дивеевский монастырь
В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. С 1853 года Казанская церковь с приделами стала существовать отдельно от новой общины.
В 1861 году община получила статус монастыря. Первой игуменией стала Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова).
В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) своими руками положил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный Троицкий собор сооружался 27 лет. Строительство велось по проекту архитектораА. И. Резанова, завершавшего в это время строительство Храма Христа Спасителя в Москве. Одним из попечителей монастыря в это время был Николай Александрович Мотовилов, биограф и собеседник преподобного Серафима Саровского. Храм был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года епископом Нижегородским Иоанникием (Рудневым).
В 1885 году завершено строительство игуменского корпуса. В 1902 году в восточной части корпуса построена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Во время визита императора Николая II в 1903 году, по его просьбе в этой церкви была отслужена Божественная литургия.
После смерти игумении Марии в 1904 году, сёстрами в игумении была выбрана казначея монастыря - монахиня Александра (Траковская).
К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы - при численности населения села Дивеева 520 человек.
В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сестры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни. Обитель покинули немногие.
21 сентября 1927 года монастырь был закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь. Часть сестёр нашли приют в селе Елизарьево, где служил старший брат монастырского священника - Иаков (Гусев), прославленный затем как священномученик. По благословению братьев Гусевых из села Пузо в Елизарьево перевезли дивеевскую блаженную Марию Ивановну.
Игуменья Александра (Траковская; † февраль 1942) с частью сестёр впоследствии обосновалась в Муроме, в доме у стен Благовещенского монастыря; затем старшей сестрой стала Анна Ефимовна Баринова (в монашестве - Мария). В Муроме жили сестры, изгнанные из разных монастырей, но служивший там батюшка вспоминал: «Внешне все выглядели одинаково: темный платок, темное платье, но дивеевских мы узнавали сразу, они резко отличались от всех, они успели получить нечто в монастыре - благодать. Они были ни на кого не похожи: в общении особенно приятные, очень смиренные, это чувствовалось во всем - в обращении и даже в голосе. А остальные были какие-то боевые монахини» .
Казанская церковь была закрыта в 1937 году. Но и после закрытия на праздник Казанской иконы в Дивеево продолжали съезжались со окрестных сёл и деревень, шли крестным ходом с большой Казанской иконой Божией Матери, заходя с ней в дома местных жителей. В 1947 и 1951 годах поступали прошения об открытии монастыря, однако они остались без рассмотрения. В 1950-е годы у Казанской церкви были разрушены верхние ярусы колокольни, купол и храмовая часть трапезной.
Одной из немногих дивеевских сестёр, доживших до восстановления монастыря была монахиня Серафима (Булгакова), сохранившая и передавшая монастырю некоторые личные вещи преподобного Серафима Саровского и святой блаженной Параскевы Дивеевской.
Современная жизнь обители
Возрождение началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход. 22 апреля1989 года архиепископом Горьковским и Арзамасским Николаем была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этого в январе у родственников последнего священника выкуплен деревянный дом на окраине села, рядом с Казанским источником. До закрытия монастыря этот дом стоял недалеко от святой Канавки и в нём находилась свечная мастерская монастыря. Затем строение было разобрано и перенесено на окраину, чтобы обеспечить жильём священников, которых выселяли из центра села. К купленному дому был пристроен алтарь и построена деревянная колокольня. Освящение церкви состоялось в Лазареву субботу и совпало с днём памяти последнего дивеевского священника Иоанна (Смирнова). Перед освящением в церковь был внесена икона Серафима Саровского, выполненная в полный рост и с вложенной полумантией преподобного.
В октябре 1989 года церковной общине был передан Троицкий собор. Весной 1990 года при сиявшей в чистом небе радуге на него был установлен крест. Освящёние Троицкого собора состоялось 31 марта 1990 года архиепископом Николаем. 1 августа был вновь освящен придел в честь иконы Божией Матери «Умиление».
31 июля 1991 года в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии.
17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игуменьи монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.
В апреле 1992 года по завету Серафима Саровского перед образом Спасителя в Рождественской церкви была зажжена неугасимая свеча. В июле монастырю было передано здание Казанской церкви. 21 октября повторно освящена пристроенная к ней Церковь Рождества Богородицы. В сентябре монастырю был передан Никольский скит в Автодееве, а 25 декабря - территория бывшего Кутузовского скита.
1 июня 1993 года была повторно освящена Церковь Рождества Христова. В нижнем Храме Рождества Богородицы в 1993 году прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг.
20 февраля 1995 года указом президента Казанской церкви присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.
Летом 1996 года отремонтирован фасад и восстановлен купол над домовой церковью во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. 27 сентября в праздник Воздвижения Креста Господня на купол установлен крест. С 1997 года начались работы внутри церкви. В 1996 году была открыта общеобразовательная монастырская православная школа.
26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. 22 декабря состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Также в 2000 году были завершены исследования начатые в 1997 году по выяснению состояния Казанской церкви.
В 2002 году рядом с восстанавливаемой Казанской церковью были заложены фундаменты нескольких приделов, но затем их строительство было приостановлено до завершения главного здания, работы по восстановлению которого начались в 2003 году.
В 2003 году состоялось празднование 100-летия канонизации Серафима Саровского. Богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II, в числе гостей и паломников был будущий Патриарх - митрополит Кирилл.
В июле 2004 года прошли Курские торжества. 20 июля после Божественной Литургии в Троицком соборе святые мощи преподобного Серафима Саровского были перенесены к колокольне. Затем специально подготовленным автомобилем доставлены в аэропорт Сарова. Далее самолётом Ан-26 ВМФ России по маршруту Саров - Пенза - Воронеж - Курск. После молебна на лётном поле начался крестный ход к Красной площади Курска. За 3 часа было пройдено 11 км. За это время архиереи освятили часовню в честь Серафима Саровского возле Кафедрального Сергиево-Казанского собора построенного в XVIII веке родителями Преподобного - Исидором и Агафьей. Архиереями крестный ход был встречен возле Воскресенско-Ильинского храма в котором венчались родители и был крещён будущий старец. После чего крестный ход проследовал к восстановленному Знаменскому собору в котором за три дня к святым мощам приложилось от 130 до 150 тыс. человек. 23 июля самолётом мощи были доставлены в Саров, откуда в тот же день перевезены в Дивеевский монастырь.
31 июля 2004 года начались торжества посвящённые 250-летию со дня рождения Преподобного Серафима Саровского. В этот день митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил чин Великого освящения Казанского храма восстановленного в 2004 году. Также было освящено здание новой школы, а здание старой передано монастырю. В этот же день, 31 июля 2004 года в лике местночтимых святых Нижегородской епархии прославлена блаженная старица Мария Дивеевская. Её святые мощи были обретены 14 сентября, а с октября началось её общецерковное почитание. Со времени обретения мощи блаженной находятся в Казанской церкви. Советская власть запрещала посещение блаженной, общение с ней происходило тайно, через записки. Сестрам она предсказала лагеря и ссылки и последующее возрождение монастыря.
Летом 2004 года сёстрами обители при возведении часовни был обнаружен фундамент мельницы, закладка которой положила начало девичьей общине.
8 сентября 2004 года Владыкой Георгием совершён чин Великого освящения южного придела церкви Казанской иконы Божией Матери во имя святого первомученика и архидиакона Стефана. На чине освящения присутствовали представители Румынской Православной Церкви. 17 октября Владыкой освящен Никольский придел.
31 июля 2005 года торжества начались с малой вечерни в Троицком соборе. В этот день в монастырь пришло 5 крестных ходов: из Нижнего Новгорода, Арзамаса, Сарова, Павлова и Ардатова. Верующие из Нижнего Новгорода за 12 дней прошли более 200 км.
3 февраля 2006 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.
31 июля 2006 года малую вечерню в Троицком соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II, возглавивший торжества посвящённый 300-летию Саровской пустыни.
В апреле 2007 года возобновлены работы по строительству восьми приделов Казанской церкви. За основу был взят проект архитектора Виктора Коваля. К сентябрю строительные работы были завершены.
По благословению Патриарха Алексия II в сентябре 2007 года были обретены мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой). После обретения её мощи находились в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины.
В апреле 2008 года состоялось перезахоронение останков третьей настоятельницы Казанской общины Ксении Михайловны Кочеуловой.
В 2008 году были освящены ещё 5 приделов Казанской церкви: 20 июля - в честь священномученика Серафима (Чичагова), составителя «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», 21 августа владыкой Георгием - в честь святых жен дивеевских Марфы, Елены и Александры, 2 октября - в честь дивеевских подвижниц и молитвенниц преподобномучениц Марфы и Пелагеи (Тестовых) и преподобноисповедницы Матроны (Власовой). Освящение придела в честь святых Царственных страстотерпцев архиепископ Георгий совершил 3 декабря, а уже 11 декабря было освящен придел во имя святых Дивеевских блаженных Пелагеи, Марии и Параскевы.
17 января 2009 года Владыка освятил шестой придел в честь преподобномученицы Евдокии (Шиковой) и её послушниц: Дарии (Тимолиной), Дарии (Сиушинской) и Марии, принявшим мученическую кончину накануне праздника Успения Божией Матери в 1918 году.
22 июля 2009 года при посещении монастыря президентом Медведевым была подарена икона святого великомученика и целителя Пантелеимона.
9 сентября 2009 года в преддверии визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Троицком соборе Архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием совершена Божественная литургия, на которой присутствовали митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин и архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Затем состоялась встреча Патриарха с правящими архиереями 12 епархий, расположенных на территории ПФО. 10 сентября Патриархом Кириллом совершена Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе.
Вечером 6 ноября 2011 года архиепископом Георгием и настоятельницей Сергией из Арзамаса в монастырь был привезен Пояс Пресвятой Богородицы. Крестным ходом святыня была пронесена по Канавке Божией Матери. После чего ковчег был установлен под сенью в Преображенском соборе. На следующий день под звон колоколов Пояс Пресвятой Богородицы был вынесен из врат обители, чтобы проводить ковчег собралось несколько тысяч человек. Святыня пробыла в обители меньше суток, за это время к ней приложились десятки тысяч человек.
26 апреля 2012 года в Троицком соборе митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием был отслужен молебен на начало доброго дела, затем крестным ходом молящиеся прошли по Святой Канавке и закончили молебен на месте строительства нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Владыка окропил место строительства и первый ковш земли из котлована будущего храма. Благовещенский собор строится по проекту известного церковного архитектора Андрея Анисимова.
21 декабря 2015 года в монастыре был установлен и освящен митрополитом Георгием поклонный крест, пожертвованный паломниками в память об исцелении членов их семьи.
В обители проживает более 400 насельниц. С 1989 года в Дивееве было восстановлено и освящено семь храмов. Центром духовной жизни остается Троицкий собор со своей главной святыней - святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Обитель является местом паломничества. Для священников гостиницы обустроены на территории монастыря, для паломников построена гостиница на 460 мест в поселке Северный. По состоянию на 2009 год поездки из Нижнего Новгорода в монастырь епархией организуются три раза в неделю. Епархией и администрациями различного уровня организовываются единичные поездки для инвалидов, ветеранов и пенсионеров.
Собор был заложен в 1907 году.
В 1916 году строительство в основном завершилось: были готовы иконостас и необходимая утварь, но не было отопления.
После революции 1917 года в годы советской власти в нём был гараж, затем тир. Предзнаменованием случившегося в советские годы считаются слова блаженной Прасковьи Ивановой, сказанные во время закладки: «Собор-то собор, а я усмотрела, черёмуха по углам-то собора выросла, как бы не завалили» .
В 1991 году собор был передан возрождённому монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет. Фотографии разрушенного Преображенского собора, также как и других храмов монастыря можно увидеть на памятной доске около Храма Рождества Христова. Освящение главного престола состоялось через 91 год после начала строительства - 3 сентября 1998 года, в честь Преображения Господня. 27 октября митрополитом Николаем в честь св. Архистратига Божия Михаила со всеми Небесными Силами бесплотными был освящен южный придел. Ранее в честь св. Архистратига Божия Михаила был освящен один из приделов ныне не существующей Тихвинской церкви. Роспись предела велась в 2005 году под руководством Анатолия Беляева.
В соборе находятся мощи преподобной Марфы Дивеевской. Её мощи были обретены после прославления в лике местночтимых святых 22 декабря 2000 года. День памяти отмечают 3 сентября. По словам Серафима Саровского, преподобная Марфа - начальница над дивеевскими сестрами в Царствии Небесном.
Также в соборе хранятся мощи блаженной Параскевы (Паши Саровской). День памяти святой отмечают 5 октября. Считается, что блаженная предсказала гибель династии Романовых, гонения на Церковь и море крови.
В 2003 году были восстановлены могилы храмосоздателя собора Фёдора Васильевича Долгинцева и его жены Екатерины Ивановны.
По сложившейся традиции в соборе совершается главная служба на Успение Божией Матери.
Благовещенский собор
Строительство Благовещенского собора началось по завету преподобного Серафима, который говорил, что должен быть в обители ещё один храм, который встанет в одну линию с колокольней и Троицким собором, в конце Святой Канавки. 26 апреля 2012 года в Троицком соборе митрополит Георгий совершил молебен на начало доброго дела.
По проекту храм должен иметь размеры, которые определены Поясом Богородицы: двадцать поясов в ширину, тридцать в длину, пятьдесят в высоту. То есть его высота будет 60 метров. За основу был взят храм московского Заиконоспасского монастыря - это стиль, близкий к московскому барокко, характерный для начала XVIII века. Новый собор будет белоснежный, с кровлей стального цвета и золотой главкой. В нём предполагается устроить восемь приделов. Главный престол будет в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Подготовка к строительству нового собора велась более десяти лет. За это время проведен конкурс проектов, оформлены необходимые документы, подготовлена территория строительной площадки.
27 августа, в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы, состоялось освящение Успенского придела нового собора. Чин Великого освящения первого из приделов храма совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Святыни монастыря
Святая Канавка
Святая Канавка - одна из главных святынь монастыря.
25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.
Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста.
Копать Канавку начал сам отец Серафим 2 (15) июня 1829 года перед праздником Святой Троицы. Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см). Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 1833 года. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера.
С 1842 года, при Иване Тихонове, уход за Канавкой был прекращён, вал частично срыт, а через Канавку сделаны мосты и переходы.
Уход за Канавкой был возобновлён в 1862 году при игумении Марии (Ушаковой), произведена очистка от сора, убраны мосты и переходы.
До 1900 года в конце святой Канавки стояла звонница, затем её заменила пятиярусная колокольня.
В 1927 году вал был срыт, Канавка на значительном протяжении засыпана. В послевоенные годы через Канавку были проложены коммуникации, в частности через южную часть - канализационная труба. Введены запреты на молитвы на святой Канавке.
1 января 1992 года возобновлена традиция, по которой все сестры после вечернего богослужения обходят Канавку с молитвой Богородице Дево, радуйся.
10 августа 1993 года, на праздник Божией Матери «Умиление», впервые после длительного перерыва, по святой Канавке прошёл крестный ход с пением Параклиса.
В 1997 году администрацией Дивеева дано разрешение на восстановление Канавки при условии согласования с ними каждого участка работ. Работы на первом участке - от начала до первого поворота начались 23 августа, в день памяти священномученика архидиакона Лаврентия. Исходное расположение уточнялось с помощью поперечных раскопок.
Основные работы были завершены к 2003 году - столетию прославления Серафима Саровского. Тропинка, проходящая по валу была выложена плитами и обнесена кованной оградкой. В 2004 году установлены мраморные поклонные кресты, а на месте мельницы - деревянная часовня, освящение которой состоялось 30 июля 2004 года.
В 2005 году воротами была закрыта асфальтированная дорога через Канавку, ведущая к школе. 26 июня 2006 года, в день памяти преподобной Александры и канун кончины первого духовника Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерея Василия (Садовского), отслужен молебен на восстановление Канавки в месте пересечения с дорогой. 28 июня начались земляные работы.
В 2011 году по Святой Канавке многотысячным крестным ходом был пронесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы.
По сложившейся традиции при погребении плащаницы Божией Матери по Святой Канавке проходит крестный ход. Накануне монастырские сестры украшают Святую Канавку живыми цветами. Также крестный ход проходит после утреннего богослужения на первой и последней неделе Великого поста.
Икона Божией Матери «Умиление»
Икона «Умиление» Пресвятой Богородицы являлась главной святыней Троицкого собора. Перед этой иконой молился и скончался Серафим Саровский. Он называл её «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед иконой, преподобный помазывал больных. По завету отца Серафима, после его кончины образ был передан Саровским игуменом Нифонтом в Мельничную общину.
После закрытия монастыря игуменией Александрой (Траковской) вместе с другими сёстрами образ был увезён в Муром. После её смерти монахиней Марией (Бариновой) с благословения Патриарха Пимена икона была передана протоиерею Виктору (Шиповальникову), а в 1991 году - Патриарху Алексею II. С тех пор образ находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха, а в правом киоте Троицкого собора Дивеевского монастыря находится его чудотворный список.
Ковчег с мощами старцев Глинской пустыни
В апреле 2009 года в дар монастырю передан ковчег с частицами мощей святых Глинской пустыни: Макария, Серафима, Иннокентия, Феодота, Архиппа, Василия, Илиодора, Иоанникия и Филарета. Ковчег изготовлен по благословению игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Сергии (Конковой). Ранее по благословению настоятеля Глинской пустыни архиепископа Конотопского и Глуховского Луки (Коваленко) было изготовлено пять ковчегов с частицами мощей преподобных старцев. Они были отправлены на Валаам, в Соловецкий монастырь и в три храма Москвы.
Святые источники
В селе Дивеево расположено несколько источников: Казанский (самый древний), целителя Пантелеимона, матушки Александры и Иверский.
Наиболее чтимым является дальний источник батюшки Серафима расположенный у поселка Цыгановка. Чудотворный источник преподобного Серафима около реки Саровка, явивший многие чудеса и исцеления при его жизни и после его кончины, был засыпан в советские годы. Но чудесным образом на реке Сатис на границе закрытой территории появился новый источник, который засыпать не смогли.
1 августа 1993 года Патриарх Алексей II освятил возле источника деревянную часовню. В 2006 году были построены три новые купальни. В июле 2009 года была освящена новая часовня, строительство которой велось на протяжении двух лет.
Реликвии
Колокол Серафима Саровского
В 2008 году в монастырь был возвращён колокол, заказанный Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг (1 пуд). Был приобретён летом 1829 года на Нижегородской ярмарке. На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины планируется поместить колокол в экспозицию создаваемого музея.
Портрет первой игумении
6 марта 2009 года состоялась передача монастырю портрета первой игумении обители - матушки Александры. Портрет был написан монахинями монастыря. После закрытия монастыря в 1927 году портрет хранился в крестьянских семьях в деревне около Йошкар-Олы. Портрет был найден Германом Князевым и Сергеем Маловым в антикварном салоне, около церкви в честь Спаса Нерукотворного в Нижнем Новгороде.
Портрет матушки Александры упоминается в летописи монастыря. По легенде портрет менялся в зависимости от того, какой человек заходил в келью.
При передаче портрета благотворители отметили, что в жизни каждого из них было событие связанное с монастырём. После восстановления портрет планируется разместить в приделе матушки Александры.
Домик блаженной Параскевы Ивановны
Летом 2010 года для посетителей был вновь открыт домик блаженной Параскевы Ивановны. После ремонта в нём стало три зала. Одна комната посвящена блаженной Параскеве Ивановне, дивеевским блаженным и посещению этой кельи императором Николаем II. В большом зале представлены материалы о двух дивеевских игумениях - Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской) и о сестрах обители. Третий зал посвящен преподобному Серафиму Саровскому и его прославлению в сонме святых в 1903 году, а также воссоздан фрагмент кельи святого старца.
Подлинными экспонатами представленными в музее являются: платье блаженной Параскевы Ивановны, личные вещи игумении Марии и игумении Александры, монашеская одежда дивеевских сестер, вещи, принадлежавшие святителям Филарету (Дроздову) и Феофану Затворнику и мебель из кельи преподобного Серафима.
Скиты и подворья
- в селе Канерга. В декабре 1991 года монастырю предложили разобрать на дрова бездействующую начальную школу. Увидев, что рядом сохранилась колокольня, на которой стоял крест, сёстры решили восстанавливать здесь скит. Позднее выяснилось, что купленная школа была зубоврачебным корпусом Дивеевского монастыря. А около Канергской церкви жили сестры после разгона обители.
- Свято-Никольский скит в селе Автодеево - впервые деревянная Никольская церковь упоминается в1616 году. Современная каменная двухпрестольная церковь построена в 1822 году. Главный придел был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, а другой - во имя Святителя Николая. Закрыта осенью 1936 года и использовалась как зернохранилище. Передана монастырю в сентябре 1992 года. 26 декабря 1993 года митрополитом Николаем освящён престол Никольского придела. 21 октября 2006 года архиепископом Георгием вновь освящён главный алтарь в честь Святой Живоначальной Троицы.
- Скит в честь Всемилостивого Спаса в селе Нуча. Основан 17 мая 2007 года. Из-за малого числа насельниц был приписан к Никольскому скиту в селе Автодеево.
- Кутузовский скит в селе Кутузовка - передан монастырю 25 декабря 1992 года
- Меляевский скит в селе Меляево - располагается в двенадцати километрах от Кутузовского, оба они были основаны святой Натальей Дивеевской и принадлежали Серафимо-Дивеевскому монастырю, оба были разорены в годы гонений на Русскую Православную Церковь. В августе 2012 года митрополит Георгий освятил колокола и кресты храма в честь иконы Божией Матери «Умиление». В июле 2013 года храм был освящён Великим чином.
- Знаменский скит в селе Хрипуново - передан монастырю сентября 1993 года.
- Скит святых мучеников Флора и Лавра (подворье «Солнечная поляна») стал создаваться с мая 1997 года в 4 км от монастыря на реке Ломовке, где ранее располагались свечной корпус и прачечная. В 2004 году рядом по благословению митрополита Николая было заложено монастырское кладбище. В 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения главного престола деревянной Церкви в честь святых мучеников Флора и Лавра. 23 июня 2007 года на монастырском кладбище архиепископом Георгием освящена вновь построенная однопрестольная деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».
- Архангельский скит - в 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения Престола в честь Архангела Михаила.
- Троицкий скит . Троицкая церковь вновь освящена 3 января 2002 года митрополитом Николаем. 19 декабря 2006 года Законодательным собранием принято решение о создании в Шатовском сельсоветеАрзамасского района посёлка Троицкий Скит.
- Серафимовский скит в посёлке Хитрый
- Серафимо-Понетаевский монастырь в селе Понетаевка - в части одного из корпусов расположен скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
- Свято-Троицкий Белбажский монастырь - с апреля 2009 года действует как скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. 15 августа 2009 года освящен трапезный храм в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
- Спасо-Зеленогорский монастырь в селе Зелёные горы.
- Кладбищенская церковь в честь преподобного Сергия Радонежского в посёлке Выездное.
- Церковь в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена - Нижегородское подворье, открыто в 1997 году. Храм построен в 1860 году, в XX веке разорён. В 1998 году на средства монастыря началась реставрация. Вновь освящен владыкой Георгием 11 июня 2004 года. В 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения двух престолов: в честь святителя Николая Чудотворца и апостола от 70-ти Иасона и во имя апостола Луки и преподобномученика Андрея Критского.
- Церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери - Арзамасское подворье. Смоленская церковь построена в 1797 году. Церковь Рождества Христова - в 1845-1852 годах по проекту архитектора Константина Тона. Разорённый ансамбль Смоленской церкви передан монастырю в 1998 году. В 2011 году началось восстановление Смоленской церкви.
- Храм-часовня в честь Собора Дивеевских святых - Патриаршее подворье. В1909 году храмоздателем Спасо-Преображенского собора Фёдором Васильевичем Долгинцевым для Московского подворья был куплен участок земли с постройками по адресу проспект Мира, д. 20. В 2008 году архиепископ Георгий совершил чин освящения закладного камня первого храма в честь нового праздника Собора Дивеевских святых. В 2011 году был совершён чин малого освящения престола. К этому времени строительные работы в храме ещё продолжались. В храме имеется частица мощей преп. Серафима.
В России можно найти немало монастырей и храмов, история которых насчитывает не одну сотню лет. Многие из них разрушались, восстанавливались, перестраивались, но всегда хранили свою чистоту и святость. Таким является Серафимо-Дивеевский монастырь. Он признан одним из самых значительных в истории православной России и отличается особым укладом жизни, строгим иноческим правилом.
Познакомимся с историей основания, преданиями и современной жизнью обители, с ее святынями и реликвиями. А также узнаем, где находится Дивеевский монастырь и как удобнее добраться до него паломникам.
История
В 1758 году в Киев приехала богатая помещица из рязанской области Агафья Мельгунова. В 30 лет она овдовела, позднее умерла ее 9-летняя дочь. Тогда женщина решила вступить на духовный путь. В Киево-Флоровском монастыре она постриглась в монахини и стала матушкой Александрой. Однажды во время пребывания в Киево-Печерской Лавре после ночной молитвы ей было видение Пресвятой Богородицы. Она повелела Александре обойти все великорусские места на севере России и там, где укажет Божья Матерь, основать новую святую обитель. Старцы Лавры приняли за истину видение монахини и, дав благословение, отпустили ее в долгое и нелегкое странствие по Руси.
И вот когда матушка Александра в 1760 году направилась в Саровскую пустыню из Мурома, остановилась она отдохнуть в селе Дивеево. Ей вновь привиделась Богородица с указанием, что именно это место положено монахине для основания обители и служения Богу до окончания своей жизни. С этого момента и начинается история Дивеевского монастыря.
Уже через четыре года здесь, рядом с деревянной Стефановской церковью, на собственные средства монахини был заложен фундамент Казанского храма. А в 1780 году прошло освящение церкви. В ней было два алтаря (или придела). Левый устроен в честь святителя Николая, а правый - (по указанию Божьему) в память о первомученике архидиаконе Стефане.
Изначально Казанский храм был приходским. Однако отец Серафим (Саровский) предвидел, что это будет монастырский собор. И в 1788 году матушка Александра с благословения саровских старцев получила у местной помещицы почти 2,5 тысячи кв. м усадебной земли вблизи храма. Там был построен большой дом с надворными постройками. В нем вместе с матушкой Александрой поселились еще четыре послушницы. С годами община росла. В 1789 году попечение над ней взял Серафим Саровский, тогда еще носивший сан иеродиакона. А в 1826 году по его благословению была устроена Мельничная община, находящаяся недалеко от Казанской.
Серафимо-Дивеевский монастырь
Через девять лет после смерти старца Серафима обе общины объединили и назвали Серафимо-Дивеевской. Статус монастыря она получила гораздо позже, в 1861 году. Казанская церковь с приделами действовала отдельно.
В течение последующих 50 лет обитель достраивали и расширяли. Так был возведен игуменский корпус, позднее в восточной части была устроена домовая церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины.
К началу 20 в. Серафимо-Дивеевский монастырь превратился в крупное иноческое общежитие. По списку здесь проживало в три раза больше людей, чем в селе Дивеево.
Во время революции многие храмы были разрушены, а священнослужители изгнаны из своих обителей, либо преданы мученической смерти. Не обошла стороной эта ужасная пора и Дивеевский монастырь. Матушка Евдокия (Шикова) и ее три послушницы были убиты в 1918 году. Сегодня в их честь отстроен и освящен придел в Казанском храме.
Годом позже обитель приобрела статус трудовой артели (хотя и продолжала еще действовать). А через восемь лет ее закрыли вовсе. Послушницы расселились по округе, пытаясь сохранить дивеевские святыни. В военные годы закрыли и Казанский храм, частично он был разрушен.
Современная жизнь
Возрождение монастыря началось в 1988 году. Тогда зарегистрировали церковный приход. Год спустя он был освящен в честь иконы Казанской Божьей Матери. Также был выкуплен дом (в прошлом свечная мастерская), к нему пристроили алтарь и деревянную колокольню. Перед освящением в церковь внесли икону преподобного Серафима Саровского и его полумантию.
В 1989 году во владение общины был передан Троицкий собор (построен в конце 19 в.). А через два года Священным Синодом утверждено решение о возобновлении монастыря. Сюда были привезены мощи Серафима Саровского, присоединены Казанская церковь, Никольский скит (Автодеево) и территория Кутузовского скита. С 1996 по 2007 гг. в обители проводились внешние и внутренние ремонтные и строительные работы по восстановлению фасада домовой церкви, купола, устроению восьми приделов, а также прошло установление креста. С 1989 года на территории Дивеево были восстановлены и освящены семь храмов. А центром духовной жизни здесь стал Свято-Троицкий собор.
Сегодня обитель именуется Серафимов Дивеевским во имя Святой Троицы женским монастырем. За 300 лет своей истории он прославился традициями старчества и духовными подвижниками. В обители живет чуть более 400 насельниц, трудящихся по Саровскому уставу. Также несколько сестер образуют хор Дивеевского монастыря, дивные голоса которого можно услышать в каждую субботу и воскресенье, а также в праздничные дни на службах в Троицком соборе.
В настоящее время Дивеевский монастырь в Нижегородской области почитается Православными церквями как четвертый «Удел Пресвятой Богородицы» вслед за Иверией, Афоном и Киево-Печерской Лаврой. Сюда ежегодно стекаются паломники со всей России и других стран.
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор является частью Дивеевского монастыря. Он был заложен в 1907 году и к началу революции его полностью достроили. Не было лишь отопления. Советская власть внесла изменения в привычный уклад жизни собора, превратив его сначала в гараж, а затем в тир. Удивительно то, что эти печальные события предвидела еще в момент закладки фундамента храма блаженная Прасковья Ивановна.
Возрожденному монастырю собор был передан в 1991 году, и восстановление его продолжалось еще несколько лет. Фотографии разрушенного храма сегодня можно увидеть на специальной памятной доске на территории Церкви Рождества Христова, здесь же в Дивеево.
В 2000 году храм приобрел святые мощи преп. Марфы Дивеевской. Тут также можно поклониться мощам блаженной Параскевы (или Паши Саровской), которая предсказала гибель династии Романовых и жестокие гонения на Церковь.
По давней традиции главную службу в праздник «Успения Божьей Матери» проводят в Спасо-Преображенском соборе.
Благовещенский собор
В 2012 году было принято решение о строительстве нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Это было сделано по завету Серафима Саровского. Попытки предпринимались еще столетие назад, однако тогда место, указанное старцем, было занято. Там стояла Тихвинская церковь, основанная Иваном Толстошеевым, лжеучеником батюшки Серафима, гонителем сестер Дивеевского монастыря. После революции в ней устроена была паровая мельница. Через год она сгорела, и на ее месте построили кирпичную столовую для школы-интерната. В 2011 году интернат перенесли в село Сатис. И место для возведения храма освободилось.
По плану размеры его определены священной реликвией Поясом Богородицы: 20 поясов в ширину (24 м), 30 - в длину (36 м) и 50 - в высоту (60 м). За основу был взят храм Заиконоспасского монастыря в стиле московского барокко 18 века. Белоснежные стены, стальная кровля, золотая главка и восемь приделов - именно таким предстанет храм перед прихожанами.
Святыни монастыря
Одной из главных святынь Дивеевского монастыря является Святая Канавка. С ней связано дивное предание о том, как Богородица явилась во время молитвы Серафиму Саровскому и повелела построить Мельничную общину. То место, на которое указала Божья Матерь, необходимо было обнести канавой и валом. Причем копать должны были исключительно сестры монастыря. Мирянам разрешено было только носить землю, насыпать вал. Работы были начаты накануне праздника Святой Троицы в 1829 году, а завершились перед Рождеством Христовым 1833 года. Более двух метров составляли глубина канавы и высота вала, лишь местами величины получились заметно меньше.
В 1900 году в конце святыни была поставлена звонница, позднее ее заменили на колокольню в пять ярусов.
Во время революции и войны Канавка частично была засыпана. А через южную ее часть провели канализационную трубу.
В 1992 году традицию обхода святыни во время вечернего богослужения с молитвой «Богородице Дево, радуйся…» возобновили.
К 2003 году восстановительные работы на Канавке были завершены. Вдоль вала была обустроена тропинка в виде бетонных плит с кованой оградкой. А годом позже по линии были установлены поклонные кресты из мрамора и деревянная часовня. Каждый человек, приезжающий сюда, может набрать святой земли. Она обладает целебными силами.
Другими святынями являются иконы Дивеевского монастыря. Самой главной из них признан образ Пресвятой Богородицы «Умиление». Перед ним молился и преставился Серафим Саровский. Сам старец называл икону «всех радостей Радостью», а для помазания больных он использовал елей из лампады перед образом.
Когда монастырь закрыли, настоятельница Александра (Траковская) вместе с послушницами перевезла икону в Муром. В 1991 году она попала к патриарху Алексию II. С тех пор находится в домовом храме его резиденции. А чудотворный список к образу можно обнаружить в правом киоте Свято-Троицкого собора.
Тысячи людей стремятся попасть в Дивеевский монастырь, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского. В 1991 году крестным ходом из Москвы их доставили в обитель.
Также в храме Рождества Богородицы, относящемуся к монастырю, хранятся мощи преподобных Александры, Елены и Марфы. В Казанском соборе почивают блаженные Дивеевские жены Пелагия, Мария, Параскева и исповедница Матрона (Власова).
В 2009 году в дар Дивеевской обители передан ковчег с частицами останков святых Глинской пустыни.
Святые источники
Так, где находится Дивеевский монастырь, уже давно бьют из земли целебные источники. К ним тянутся болящие христиане со всего мира. Самым древним считается Казанский источник. Помимо него, здесь есть целебные родники Иверский, матушки Александры и целителя Пантелеймона.
Но наиболее почитаемым является источник преп. Серафима, который расположен возле реки Саровки, у поселка Цыгановка. Он явил немалые чудеса исцеления при жизни старца и после его смерти. В советские годы источник засыпали. Однако он чудесным образом пробился в другом месте. Засыпать его так и не смогли. К 2009 году здесь была построена часовня и три купальни.
Реликвии
В Дивеевский монастырь в 2008 году был возвращен колокол преп. Серафима. Старец купил его на Нижегородской ярмарке незадолго до своей кончины. Вес реликвии составляет 16 кг. Имеется гравировка имени заказчика. На данный момент колокол планируют поместить в экспозицию из-за трещины.
В 2009 году Дивеевскому монастырю был передан портрет матушки Александры - основательницы обители. Он был сделан ее послушницами. И после закрытия монастыря долгое время сохранялся крестьянскими семьями в деревне возле Йошкар-Олы. Реликвия была доставлена из Нижнего Новгорода в Дивеево. В антикварном салоне ее случайно обнаружили Сергей Малов и Герман Князев.
Существует предание о том, что портрет менялся. Это зависело от того, какой человек находился в келье. После реставрации реликвии ею украсят придел матушки Александры.
В 2010 году для посещения паломникам был вновь открыт домик (музей) Параскевы Ивановны. В нем оборудованы три зала. Первый посвящен дивеевским блаженным и царю Николаю II, побывавшему здесь. Во второй комнате собраны материалы об игуменьях Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской). Третий зал посвятили преп. Серафиму Саровскому. Здесь также воссоздали фрагмент кельи старца.
Среди экспонатов в музее представлены платье Параскевы, личные вещи известных настоятельниц и мебель Серафима Саровского.
Скиты и подворья
На скитах и подворьях Серафимо-Дивеевского монастыря действуют храмы. На первых сестры обители занимаются хозяйственными работами, а вторые выполняют представительскую функцию.
Монастыри Спасо-Зеленогорский, Серафимо-Понетаевский и Свято-Троицкий Белбажский теперь действуют еще и как скиты Дивеевской обители.
Как добраться паломникам
Для паломников уже давно не является тайной информация, где находится Дивеевский монастырь и какие богослужения и празднества в нем проходят. Он расположен примерно в 180 км от Нижнего Новгорода и одной частью граничит с Мордовией.
Согласно историческим данным, раньше эту землю населяли мордовские племена. Но Иван Грозный в борьбе за Казанское ханство вытеснил их. Тогда был образован город Арзамас и села в округе. Дивеево получило свое название по имени татарского мурзы Дивея, который выступал на стороне царских войск.
С юга до Дивеевской обители удобнее добраться через Рязань или Саранск, с востока - из Самары через Пензу или Ульяновск.
Из Арзамаса и Нижнего Новгорода в Дивеево ходят автобусы. Если добираться от Нижнего Новгорода, то в дороге придется провести почти 4 часа. Для этого с автовокзала, расположенного на площади Лядова, нужно пересесть на автобус, следующий в Дивеево. При этом следует помнить, что такие рейсы не ежедневные, поэтому в случае необходимости можно сделать пересадку в Арзамасе. Паломникам, отправляющимся в Серафимо-Дивеевский монастырь из Москвы на собственном автомобиле, лучше ехать по трассе, проходящей через Балашиху в сторону Владимира, после свернуть на Муром, а затем проехать через города Навашино и Ардатов до Дивеево. Адрес Дивеевского монастыря: Нижегородская область, село Дивеево Дивеевского района. Где он расположен, знает каждый местный житель области. Поэтому сложности с поиском просто невозможны. Епархией организуются поездки для желающих посетить монастырь трижды в неделю (из Нижнего Новгорода), для пенсионеров, ветеранов и инвалидов предусмотрены единичные поездки.
Где остановиться
Там, где находится Дивеевский монастырь, в настоящее время интенсивно развивается инфраструктура, в частности, есть магазины, гостиницы. Последние отдельно ориентированы на прием паломников и священнослужителей.
Также гостиничный центр есть на территории монастыря. Проживание и питание в нем предоставляются бесплатно. Взамен от паломников требуется послушание (выполнение определенных работ).
Адрес:
Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево
Дата основания:
1780 год
Основные достопримечательности:
собор Троицы Живоначальной (1875 год), собор Спаса Преображения (1916 год), церковь Казанской иконы Божией Матери (1780 год), Колокольня (1901 год), церковь Рождества Христова (1829 год)
Святыни:
святая Канавка, икона Пресвятой Богородицы «Умиление», ковчег с мощами старцев Глинской пустыни, вещи преподобного Серафима Саровского
Координаты:
55°02"24.2"N 43°14"44.0"E
Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.
Монастырь с высоты птичьего полёта
История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом .
Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.
Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза
Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.
Собор Спаса Преображения
Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.
Собор Троицы Живоначальной
Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.
Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.
Колокольня
В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых .
Святая канавка
Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь - в гостях у Серафима Саровского
Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму . Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником. По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!». Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой . Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы. В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.
Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения
Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.
