Созерцание. «Ваше видение станет ясным только тогда, когда вы сможете заглянуть в свое сердце. Кто смотрит наружу, спит; кто заглядывает внутрь, просыпается», — Карл Юнг. «Нам требуется всё наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе», -

АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ


Будьте готовы к неприятному сюрпризу. Постарайтесь рассудительно и детально осмыслить положение дел; увидеть их так, как они обстоят в действительности. Возможно, Вам придется сменить место работы и жительства. Сейчас Вам необходимо быть особенно внимательным, не позволяйте важным вещам ускользать за пределы Вашего влияния. Тщательно продумывайте все действия и тогда получите помощь оттуда, откуда меньше всего ждете. Желания исполнятся, но не так быстро, как бы Вам хотелось. Хорошенько обдумайте и проанализируйте возможности осуществления Ваших планов, а если дела пойдут успешно, не забывайте помогать другим.

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ

для большей информации наведи мышку на название гексаграммы

№ 20 – Гуань. Созерцание

[Умой руки, но не приноси жертв; владея правдой, будь нелицеприятен и строг]

I. В начале шестерка.
Юношеское созерцание.
– Ничтожному человеку – хулы не будет;
благородному человеку – сожаление.

II. Шестерка вторая.
Созерцание сквозь [щель].
– Благоприятна стойкость женщины!

III. Шестерка третья.
Созерцай продвижение и отступление собственной жизни.

IV. Шестерка четвертая.
Созерцай блеск страны.
– Благоприятно тому, чтобы быть принятым, как гость у царя.

V. Девятка пятая.
Созерцай свою жизнь.
– Благородному человеку хулы не будет!

VI. Наверху девятка.
Созерцай их (других людей) жизнь!
– Благородному человеку хулы не будет.

НАЗВАНИЕ

Гуань (Созерцание): созерцать, смотреть издалека или с большой высоты; изучать, выдвигать суждения, строить догадки; прорицание; идея, точка зрения; наставлять, сообщать, указывать, делать известным; также: даосский монастырь, обсерватория, высокая башня. Иероглиф изображает птицу в сочетании со знаком «видеть».


ОБРАЗНЫЙ РЯД

Это время созерцать вещи без активного действия, с целью постижения их внутреннего смысла и определения верной перспективы. Пусть все само появляется перед Вами. Особенно пристально смотрите на те вещи, которые Вы обычно не хотите видеть. Это время религиозной церемонии, когда совершается очищение, но жертвоприношение еще только готовится. Будьте уверены в себе. Проникновение в суть вещей даст Вам необходимое просветление. Руководствуйтесь указаниями духа. Пусть образы проходят перед Вашим внутренним взором. Избавьтесь от предвзятых идей и убеждений. Будьте в согласии с окружающим и дайте ему место в своем внутреннем мире: тогда Вы сможете охватить одним взглядом весь мир. Если Вы хорошо подготовитесь, то вещи и события, на которые Вы пытаетесь влиять, будут изменяться самопроизвольно. Об этом в Древнем Китае писали так: "Когда мудрец говорит, то весь мир слушает".


Созерцание, видение

Созерцание само по себе выше, чем действие.
Маритен Жак

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, СЮНЬ. ВЕТЕР. ПРОНИКНОВЕННОСТЬ. СТАРШАЯ ДОЧЬ. ЮГО-ВОСТОК. БЕДРО.
ГУА НИЖНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

Ключевые слова

Обзор. Медитация. Наблюдение.

Объяснение структуры

Ветер, дуя над Землей, овевает все предметы и поэтому как бы инспектирует Вселенную.

Структура обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

НАЧАЛЬНАЯ ШЕСТЕРКА, ИНЬ,

Не на своем месте. Все начинается с любопытства, с детской любознательности. Созерцая, мало-помалу откроешь мир.

ВТОРОЙ ИНЬ.

Знание, видение открывается постепенно, но, подглядывая в щель двери, можно увидеть все, что происходит в комнате. "Третий глаз" также открывается постепенными действиями. Но если увидят, что ты подглядываешь, - будет стыд, срам.

ТРЕТИЙ ИНЬ.

Опираясь на опыт поколений, можно как идти вперед, так и отступать. Но путь - Дао - при этом не теряется.

ГУА ВЕРХНИЙ, СЮНЬ. ВЕТЕР. ПРОНИКНОВЕННОСТЬ. СТАРШАЯ ДОЧЬ. ЮГО-ВОСТОК. БЕДРО.

ЧЕТВЕРТЫЙ ИНЬ.

Заимствуй у лучших, достойных их качества - будет счастье.

ПЯТЫЙ ЯН,

Позиция Правителя занята янской твердостью. Инь, которые внизу, созерцают Ян, который вверху это - Великое Созерцание, верное, глубинное.

ПОСЛЕДНИЙ ВЕРХНИЙ ЯН.

Заимствовать нужно и у других народов (семей, людей и др.).

Главное в гуа

Доверие, верность традициям достойны почтительного уважения. Практика медитации каждый день.

Основной тезис

Главное - созерцание себя и других. Это порождает действия.

Прорицательный аспект

Ваши действия объективны.
Положительный опыт медитации, обязательна системность.
Узнавай понемногу о главном, но "зри в корень".
Используй во благо опыт более мудрых.

Соответствие с Таро

Здесь можно было бы поставить в соответствие великий Аркан Таро - Аркан IX, Отшельник.

Существует множество способов слияния с Единым, способов просветления сознания. Пройдя все стадии, Посвященный смотрит на свое тело как на сосуд, который наполнил Бог. Тот, кто достиг высшей мудрости, понимает, как освободить душу от оков, связывающих ее с физическим телом и другими, более тонкими телами. Состояние, когда душа абсолютно свободна не только от заточения в физическом теле, но и от астрального и каузального тел, достигается Отшельником. Каузальное тело составляют разум, интеллект, тонкие ощущения и оставшиеся от прошлых жизней кармические семена или накопившиеся замыслы прошлых воплощений; все это переходит по закону кармы в будущее. Страдание, а не счастье - вот плоды жизни, прожитой только ради чувственных наслаждений. Искатели последних на склоне лет утрачивают даже саму способность наслаждаться ими. Они не видят, что эта способность лежит где-то вне и извне приходит к ним. Любовь, радость, энтузиазм, а не разочарование и боль - вот то, что необходимо для обретения Высшего в себе.

Провидец, Отшельник, обладает умением вселять надежду в тех, кто живет в невежестве. Отшельник в мире Божественном - Абсолютная Мудрость, в мире интеллектуальном - благоразумие, управляемое волей, в мире физическом - осмотрительность того, кто руководит действиями. Отшельник, поднявшийся в заоблачные дали духа, кладет предел страданиям: нет более вихря радостей и скорбей; тот, кто не боится мира, и есть истинно освобожденный, вознесенный. Этот внутренний свет и есть свет незримый, живительный, спасающий, способен возродить человека, дать ему новую жизнь неисповедимым для человека же путем. Состояние просветленности достигается практикой медитации. Само слово "медитация" происходит от латинского meditatio - "думание", "обдумывание". Во время медитации человек говорит с Богом языком интуиции. Во время медитации происходит концентрация сознания, человек "проскальзывает" в сверхсознание и "парит в вездесущности". Медитируя, человек становится более одухотворенным, ибо однажды преображенное сознание летит по небесам вездесущности, а человек сливается с вечным Космическим Разумом. Йога учит человека входить во все более глубокие слои, само слова "йога" означает "слияние". Суть человека Космического Сознания - достижение все больших высот Космического Сознания Абсолюта. А это достигается практикой медитации, углубленного сосредоточения.

Если можно обозреть, то можно и соединить, поэтому переходим к знаку двадцать первому, ШИ ХЭ, ПРОКУСЫВАНИЕ НАСКВОЗЬ.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Прежде чем приступить к любому виду деятельности, нужен совет более опытных, мудрых людей, учителей. Необходимо тысячу раз отмерить, прежде чем отрезать. Но если вы уже отмерили тысячу раз, режьте без опаски: ваши действия будут плодотворны и успешны. Но обязательна цикличность, последовательность. Наскоки неприемлемы.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Бизнес. Здесь также происходит медленное развитие, постепенное наращивание доходов. Взаимовыручка, опыт других людей, партнеров, ваши усилия обретают твердость.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Любовные отношения - в развитии. Семейные традиции. Знакомство, обещающее дальние перспективы. Симпатия.

Будьте готовы к неприятному сюрпризу. Постарайтесь рассудительно и детально осмыслить положение дел, увидеть из так, как они обстоят в действительности. Возможно, вам придется сменить место работы и жительства. Сейчас вам необходимо быть особенно внимательным, не позволяйте важным вещам ускользать за пределы вашего влияния. Тщательно продумывайте все действия и тогда получите помощь оттуда, откуда меньше всего ждете. Желания исполнятся, но не так быстро, как бы вам хотелось. Хорошенько обдумайте и проанализируйте возможности осуществления ваших планов, а если дела пойдут успешно, не забывайте помогать другим.

Созерцание, которое подразумевается здесь, рассматривается в комментаторской литературе с двух сторон. Во-первых, со стороны созерцаемого и, во-вторых, со стороны созерцающего. Когда благодаря высочайшим положительным качествам уже достигнуто единение, охарактеризованное в предыдущей ситуации, то человек, не может оставаться незамеченным другими людьми. Так же и философская концепция, которая благодаря процессу приближения, описываемому в предыдущей гексаграмме, сделана доступной для людей, она также становится объектом их умозрения. В таком смысле и данный человек, и данная концепция выступают как объекты созерцания. С другой стороны, когда наше познание в его новом акте приближено к объекту познания и вполне покоится на правильно подготовленном основании мышления и воли, когда оно освобождено от сомнений, то для него наступает момент созерцания. Если это даже только момент, все-таки он тоже имеет свои специфические черты.

Это момент, противоположный деятельности во внешнем. Все для нее уже подготовлено, но человек на мгновение (а в некоторых случаях на известный промежуток времени) отстраняется от деятельности вовне и концентрирует свои силы на самом познавательном созерцании, которое является тоже деятельностью, но деятельностью познания. Последнее, конечно, подготовлено предшествующей деятельностью. Кроме того, этот момент со стороны его содержания характеризуется полной правдивостью внутри и ее внешним проявлением — строгостью и искренностью. В тексте эти характеристики выражены следующим образом:

Созерцание. Умой руки, но не приступай к жертвоприношению. Владей правдой, будь нелицеприятен и строг.

Если на языке «Книги Перемен» «ничтожные люди» и противопоставляются «благородному человеку» с этической точки зрения, то их низкий моральный уровень здесь рассматривается как функция их познавательной недоразвитости. Поэтому их нельзя обвинять в познавательной близорукости, ибо в отношении познания они юны, а от юноши невозможно требовать дальновидности. Но дело обстоит иначе, если недальновидностью созерцания обладает «благородный человек». Для него она есть результат недомыслия, т.е. проступка перед своей собственной познавательной жизнью. Наличие недальновидности может привести благородного человека только к сожалению. Здесь, на первой позиции, лишь начало процесса созерцания, это созерцание юноши, о котором в тексте сказано:

В начале слабая черта. Юношеское созерцание. Ничтожному человеку не будет хулы. Благородному человеку — сожаление.

Недальновидность созерцания — это его замкнутость в узкой сфере своего эгоистического бытия. Но созерцание должно расширяться и расти. Поэтому созерцание должно пробиться сквозь эту ограниченность. Сначала лишь в некоторых отношениях оно может выйти за эти пределы. Они точно стена, окружающая человека, и на этой ступени он получает лишь незначительную возможность выглянуть вовне, точно посмотреть сквозь щель забора. Если на этой ступени еще возможно стойко оставаться женщине, которая, как полагали в древнем Китае, предрасположена к тому, чтобы пребывать внутри, далеко от внешней деятельности, то эта ступень никак не может удовлетворить человека, стремящегося к прогрессирующему развитию созерцания. Поэтому в тексте мы находим:

Слабая черта на втором месте. Созерцание сквозь щель. Благоприятна стойкость женщины.

Когда наступает выход из внутреннего во внешнее, то внутреннее тоже становится внешним и доступным для объективного рассмотрения. Здесь собственная жизнь предстает человеку, как обширная панорама, и в ней человек созерцает отливы и приливы, выступления к активности вовне и отступления вовнутрь для собственного усовершенствования. Эту широкую созерцательную мысль текст облекает в лаконическую формулу:

Слабая черта на третьем месте. Созерцай наступление и отступления собственной жизни.

Созерцание должно расшириться еще более. Уже и рамки целой жизни для него должны стать более тесными, ибо хотя это и целая жизнь, но все лишь индивидуальная жизнь одного человека. Здесь созерцание должно выйти и за пределы. Объектом созерцания здесь должны стать «блеск всей страны», лучшие стороны жизни общества, то, что в нем выработано как ценности, перерастающие ограниченность эпохи. Такой человек, который способен на это расширенное созерцание, был достоин, по древнекитайским представлениям, быть приятым как гость у царя. Текст об этом говорит следующим образом:

Слабая черта на четвертом месте. Созерцай блеск страны. Благоприятно тому, чтобы быть принятым как гость у царя.

При правильном развитии после созерцания, объектом которого становится жизнь общества в целом, человек должен своей жизнью совершенно слиться с созерцаемой жизнью общества. На нее он должен смотреть, как на собственную жизнь, и ее недостатки принимать на свою ответственность. Поэтому текст опять говорит:

Сильная черта на пятом месте. Созерцай собственную жизнь. Благородному человеку не будет хулы.

На высшей ступени созерцания достигается полная внутренняя свобода. Человек уже ни с чем и ни с кем не связан в своих восприятиях и суждениях. Пройдя весь опыт, очерченный в предыдущем, он свободно может наблюдать и понимать переживания и действия других людей. Но, достигнув освобождения такого рода, он был бы лишен содержания, стал бы внутренне пустым, если бы он воспользовался возможностью отделиться от жизни людей. Поэтому и ему, не связанному в силу необходимости с людьми, следует свободно по собственному решению связаться с ними, созерцая их жизнь и служа объектом их созерцания. Хотя это и кажется некоторым снижением уровня собственного развития, однако это только кажется на первый взгляд. Поэтому и текст говорит:

Наверху сильная черта. Созерцай их жизнь. Благородному человеку не будет хулы


Созерцание. Рассматривание

Умыв руки, не приноси жертв; владея правдой, будь нелицеприятен и строг.

***

1. Начальная шестерка.

Юношеское созерцание. Низкому человеку беды не будет. благородному человеку - сожаление.

2. Шестерка вторая.

Созерцание сквозь щель. Гадание благоприятно для женщины.

3. Шестерка третья.

Созерцание своей жизни. Наступление и отступление.

4. Шестерка четвертая.

Созерцай блеск страны. Благоприятно быть принятым, как гость у императора.

5. Девятка пятая.

Созерцай свою жизнь. Для благородного человека беды не будет.

5. Верхняя девятка.

Созерцай жизнь других. Благородному человеку беды не будет.

***

1. Начальная шестерка.

Если вы несерьезны, относитесь к происходящему халатно, по-детски, то ждите беды. Чем больше на вас ответственность, тем больше с вас спросят. Чем вы образованнее и опытнее, тем непростительнее ваши ошибки. Старайтесь предупредить будущие недоразумения.

2. Шестерка вторая.

Удача женщине. Если гадает женщина, ее ждет радость личного и социального характера. Женщина может оказаться сильнее и мудрее, от женщины зависит все дело. Если собираете сведения о ком-то или обдумываете перспективы, то учитывайте все мелочи и тонкости, ничего не должно ускользнуть от вас.

3. Шестерка третья.

Чтобы принять решение, необходимо вернуться в свое прошлое, вспомнить все минусы и плюсы своей деятельности. Осмысливайте и анализируйте. Возможно, ничего нового судьба вам не дает, поэтому не стоит повторять прошлые ошибки. Ваши труды носят непостоянный характер: то активизация, то упадок. Так должно быть, не переживайте.

4. Шестерка четвертая.

Пора оторваться от собственных забот и волнений. Ваши дела зависят от состояния всего государства, законов, принимаемых правительством. Поэтому учитесь мыслить глобально, на уровне общества. Если вы занимаете пост, слушайте мнение подчиненных, будьте открыты для мыслей других. Для решения скопившихся задач пойдите на встречу к тем, от кого зависит участь вашей карьеры, сделайте подарки и т.д.

5. Девятка пятая.

Время вернуться к себе, подумать о достигнутом. Книга предсказывает удовлетворение и радость от приобретенного. Это могут быть не только материальные блага, но и духовные. Сейчас вы - отстраненный зритель, наблюдающий за собой со стороны.

6. Верхняя девятка.

***

Пора остановиться, осмотреться и подумать над всем приобретенным и над всем потерянным - это основная мысль гексаграммы. Что же нужно для этого? Отстраненность, отказ от предвзятости, холодный рассудок, отсутствие эмоций, забудьте об обидах, сделайте шаг назад или в сторону от сложившейся ситуации, будьте честны. Аналогично построена методика освобождения от негативных эмоций и проблем в НЛП. Вы представляете два круга, в одном вы со своими бедами, во втором - вы удачливы и спокойны. Переходя из одного в другой, вы изменяете и свое состояние, мысли, а значит и судьбу.

Итак, вы в размышлении: что-то вам не понравится, что-то обрадует. Ваша задача не огорчаться при первом и не возбуждаться при втором. Будьте спокойны, как будто вы смотрите фильм о чужой жизни. Тогда вы сможете объективно оценить себя. Оценки и ярлыки с успехом вам повесят знакомые, не тратьте на это силы и время.

Спокойствие поможет увидеть всю ситуацию в деталях и в целом, сделать анализ и синтез, вы определитесь с будущим. Возможно, вы смущены неравномерным притоком денег (то пусто, то густо) или работа идет слишком неровно. Вас это не должно смущать, идите к своей цели, веря в себя. Еще не время лля решительных шагов и не время пожинать урожай. Плоды только зреют. Вовремя делайте подарки влиятельным людям, чиновникам, напоминайте о себе.

Сейчас для вас главное - понимание происходящего, себя самого, людей, которые вас окружают, мотивы их поведения. Уступите место взрослости и мудрости, ваш внутренний ребенок пусть подаст голос в другое время и при других обстоятельствах. За то, что вы совершаете сейчас, будете отвечать, как взрослый. Для молодых людей эта гексаграмма означает первые самостоятельные шаги, переход в новую, серьезную жизнь.

Гексаграмма символизирует ветер, проносящийся над землей. Вы должны быть, подобно ветру, легким, скользящим над миром, вы касаетесь всего, что попадается вам на пути, осмысливаете это и уноситесь дальше.

Будьте "легким" в личных отношениях, но не принимайте скоропалительные решения. Ваши отношения не должны быть похожи на детскую игру в жену и мужа в песочнице. Знакомьтесь друг с другом, изучайте характер, исходя из незначительных фраз и поведенческих реакций. Гексаграмма покровительствует женщинам, им повезет в информации больше, чем мужчинам. Они способны узнать далеко спрятанные тайны.

Символ предупреждает вас о возможных ошибках и сообщает о скором улучшении ситуации.

Будьте готовы, вас ожидает неприятный сюрприз. Проанализируйте внимательно и детально ваши дела. Переосмыслите свое положение, чтобы увидеть его так, как оно обстоит в действительности.

Возможно, предстоит перемена работы или места жительства.

Будьте внимательны, не давайте важным делам ускользнуть из-под вашего контроля. Тщательно продумывая все свои дела, вы получите неожиданную помощь и добьетесь улучшения своего положения.

Детально проанализируйте и обдумайте возможности для реализации ваших планов, если у вас дела пойдут хорошо, не забывайте помогать другим людям.

Желания исполнятся, но не так быстро, как бы вы хотели.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 20. Созерцание

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – Гуань — Созерцание.

Иероглиф изображает птицу в сочетании со знаком «видеть».

Созерцать, смотреть с большой высоты или издалека. Выдвигать суждения, строить догадки, изучать; прорицание. Идея, точка зрения. Указывать, наставлять, сообщать, делать известным.

Также: даосский монастырь, высокая башня, обсерватория.

Смысловые связи гексаграммы 20.Гуань

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить как символизирующую время созерцать вещи без активного действия, с целью определения верной перспективы и постижения их внутреннего смысла. Пусть все само появляется перед вами. Особенно пристально смотрите на те вещи, которые вы обычно не хотите видеть. Будьте уверены в себе. Проникновение в суть вещей даст вам необходимое просветление.

Это время религиозной церемонии, когда совершается очищение, но жертвоприношение еще только готовится. Руководствуйтесь указаниями духа и избавьтесь от предвзятых убеждений. Пусть образы проходят перед вашим внутренним взором. Будьте в согласии с окружающим и дайте ему место в своем внутреннем мире: тогда вы сможете охватить одним взглядом весь мир. Если вы внутренне хорошо подготовитесь, то события и вещи, на которые вы попытаетесь влиять, будут изменяться самопроизвольно. Об этом в Древнем Китае писали так: «Когда мудрец говорит, то весь мир слушает».

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании двадцатой гексаграммы.

[Умой руки, но не приноси жертв; владея правдой, будь нелицеприятен и строг]

I. В начале шестерка.

Юношеское созерцание.

— Ничтожному человеку — хулы не будет; благородному человеку — сожаление.

II. Шестерка вторая.

Созерцание сквозь [щель].

— Благоприятна стойкость женщины!

III. Шестерка третья.

Созерцай продвижение и отступление собственной жизни.

IV. Шестерка четвертая.

Созерцай блеск страны.

— Благоприятно тому, чтобы быть принятым, как гость у царя.

V. Девятка пятая.

Созерцай свою жизнь.

— Благородному человеку хулы не будет!

VI. Наверху девятка.

Созерцай их (других людей) жизнь!

— Благородному человеку хулы не будет.