Онегин уж небо осенью дышало. «Уж небо осенью дышало…»: анализ. Унылая пора! Очей очарованье
О. Лопатин, В. Никифоров-Волгин, Л. Модзалевский, М. Пришвин...
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (осень)
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц я к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь я елок и сосен,
Потому что я … (осень)
Нахмурится, насупится,
В слезы ударится –
Ничего не останется. (туча)
Пыль поднимает, деревья качает,
Воет, завывает,
С деревьев листья срывает,
Тучи разгоняет, волны поднимает. (ветер)
Шел долговяз,
В землю увяз. (дождь)
Краснеют и желтеют,
С деревьев опадают,
В воздухе кружатся
И на землю ложатся. (листья)
Осень
А.С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Осень
А.А. Фет
Ласточки пропали,
А вчера с зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится
На дворе темно
Лист сухой валится
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…
Несжатая полоса
Н.А. Некрасов
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
"Скучно нам слушать осеннюю вьюгу.
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли.
Нас, что ни ночь разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? Чего еще ждет?"
Ветер несет им печальный ответ
"Вашему пахарю моченьки нет"…
***
Ф. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Коротая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц неслышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Отлет птиц
О. Лопатин
Улетают крылатые гости,
Улетают на радостный юг,
Где живет и цветет все на воле,
Не страдая от стужи и вьюг.
С каждым днем умолкают их песни,
С каждым днем оставляют они
Те места, где готовили гнезда
И встречали весенние дни;
И летят они в дальние страны,
К Средиземному морю летят,
За собой оставляют туманы,
Отогреться на юге спешат…
До свиданья залетные гости, -
Лишь подснежник в лесу расцветет,
Лишь пригреет весеннее солнце,
Снова хор ваш у нас запоет.
***
К.Р.
Зарумянились клен и рябина
Ярче золота кудри берез,
И безропотно ждет георгина
Что спалит ее первый мороз.
Только тополь да ива родная
Все сдаваться еще не хотят
И последние дни доживая,
Сохраняют зеленый наряд.
И пока, не навеяло снега
Ледяное дыханье зимы,
Нас томит непонятная нега,
И печально любуемся мы.
Но промчалося лето с весною,
Вот и осени дни сочтены…
Ах, уж скоро мы с этой красою
Распростимся до новой весны.
Приглашение в школу
Л. Модзалевский
Дети, в школу собирайтесь!
Петушок пропел давно.
Попроворней одевайтесь!
Смотрит солнышко в окно
Человек, и зверь, и пташка –
Все берется за дела;
С ношей тащится букашка;
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг;
Лес проснулся и шумит;
Дятел носом: тук да тук!
Звонко иволга кричит.
Рыбаки уж тащат сети;
На лугу коса звенит…
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит.
Кончил дело, гуляй смело
За уроками давно
У окна дитя сидит,
И давно уже в окно
Солнце мальчика манит:
"Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?"
А мальчик-то солнцу в ответ:
"Нет, ясное солнышко, нет!
Теперь мне гулянье не впрок;
Дай прежде окончу урок".
Мальчик пишет и читает;
А на ветке за окном
Птичка звонко распевает
И поет все об одном:
"Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?"
А мальчик-то птичке в ответ:
"Нет, милая пташечка, нет!
Теперь мне гулянье не впрок;
Дай прежде окончу урок".
Мальчик все сидит за книгой
И в окно уж не глядит;
А ему давно из сада
Вишня красная твердит:
"Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?"
А мальчик-то вишне в ответ:
!Нет, красная вишенька, нет!
Теперь мне гулянье не впрок;
Дай прежде окончу урок".
Кончил мальчик! В шляпе дело!
Книгу в столик положил;
Прыгнул в сад и крикнул смело:
"Ну-ка, кто меня манил?"
Ему солнышко смеется,
Ему пташечка поет,
Ему вишенка, краснея,
Свои ветки подает.
Пословицы
Корми меня в весну, а в осень я сам сыт буду.
В осень и у воробья пиво.
Осень-то матка: кисель да блины; а весною-то гладко: сиди да гляди.
Холоден сентябрь да сыт.
В октябре ни на колесах, ни на полозьях.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Не приходит Вознесение в среду, а в четверг.
Проза
Осеннее утро
М. Пришвин
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками.
Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.
И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:
- Летите, летите!
Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и все кончится.
Полет журавлей
И. Тургенев
Сильный переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас же повторился уже немного впереди… Это запоздалые журавли летели на север.
Крупные красивые птицы (их было всего тринадцать) летели трехугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув головы и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал кругом. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого, такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовым товарищем, с вожаком, - и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо-самоуверенное в этих громких возгласах, в этом подоблачном разговоре: "Мы долетим, небось, хоть и трудно", казалось, говорили они, ободряя друг друга.
Медведь-лежебока
Народная сказка
Отъелся косолапый Мишка за лето. Накопил он жиру на целую зиму, приготовил себе берлогу и пошел в последний раз по лесу погулять.
Идет мохнатый, бредет косолапый, лист сухой ворошит, по кустам шуршит.
Бежит навстречу ему волк. Медведь его останавливает:
- Куда ты, волк бежишь? Куда так торопишься?
Волк отвечает:
- Как же не торопиться-то мне? Всю ночь я рыскаю, добычу ищу, волчат моих малых накормить хочу.
- Да! Плохое тебе, волку, житье… - согласился медведь. – А вот я-то, медведь, всю зиму на боку лежу.
Идет дальше медведь, идет-бредет, шатается, за пни, за сучья задевает. Бежит на встречу ему лисичка, хвост распустила, глазки книзу опустила.
Медведь ей:
- Куда ты? Куда бежишь, лисонька? Куда спешишь, кумушка?
Лисичка мимоходом отвечает:
- Ах, медведь! Ну как же не спешить-то мне? Забегала я сейчас на хозяйский двор, увидали меня собаки, залаяли, навострили зубы…
-Плохое житье твое, кумушка, - не торопясь говорит медведь. – А вот я-то, медведь, всю зиму лежу.
Лисичка пробежала, и медведь дальше пошел.
Идет он, бредет, сухими листьями шуршит, за пни, за кусты задевает. Из-за куста выскакивает зайка и прямо под ноги медведю попадает.
- Куда ты, зайка, бежишь? Куда, серый, спешишь?
- Ах, медведь! Как же не спешить-то мне? Бегал я в огород капустки пожевать, сладкой морковки поглодать, а там уж и капустку, и морковку убрали.
- Эх, серенький, плохое твое заячье житье, - пожалел его медведь. – А вот я-то, медведь, всю зиму в берлоге лежу.
И пошел медведь спать в свою берлогу.
Родные огни (этюд)
В. Никифоров-Волгин
Сквозная и голубая, как ломкий весенний лед, осень. Воздух пахнет родниковой водой. В лужах небесная синь, блестки солнца и увядшие листья.
Большая с глубокими колеями дорога. Поникшие верстовые столбы. ПО обе стороны дороги широкие крылья полей. Над ржаными скирдами вьются вороны. От земли идет тонкий-тонкий, едва ощутимый хрустальный звон, какой бывает только солнечной листопадной осенью.
На старом тарантасе, на котором когда-то ездили сельские батюшки и деревенские богатеи, мы проехали много верст. Костлявой рыжей лошадью, прозванной Самолетом, правит крепкий старик Савва, пахнущий овчиной, ржаным хлебом и дымом избы, - запах избяной, ржаной Руси!…
Савва везет меня к русскому рубежу – Чудскому озеру, откуда видна Россия, Слышно Ее дыхание, и даже в тихие, безветренные часы доносится с того берега звоны сельской церковки и отголоски вечерних девичьих песен…
Тихим-тихим, едва ощутимым хрустальным звоном звенела листопадная земля. Пахло болотной сыростью и осенним увяданием. В недалекой роще звенел топор, и это почему-то особенно напоминало осень. Солнце уже ушло, и только яркими платками пылали на небе зори. От зорь на земле алое озарение и нездешняя ласковость, какая бывает в монастырском храме после вечерни. Мы подъезжали к Чудскому озеру. Уже издали подуло на нас свежестью большой воды. Промерцали кресты белой церкви. С русской стороны дул ветер – русский ветер, который пробегал по лесам, равнинам, дорогам и соломенным крышам родной земли. Далекий берег тонул в грустных осенних сумерках, но все же были видны очертания черных изб, деревьев, мельницы и одинокой лодки.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. С. Пушкин)
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А. С. Пушкин)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
(Ф. И. Тютчев)
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
(Ф. И. Тютчев)
Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит...
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.
Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч!
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!..
(Ф. И. Тютчев)
ПЕРЕД ДОЖДЕМ
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...
(Н. Некрасов)
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
(Н. Некрасов)
Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
...Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо - все одето -
Каким-то тусклым серебром...
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч
ОСЕННЯЯ РОЗА
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осеннним грибом.
яковлева мария
Конспект по развитию речи «Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи . Заучивание стихотворения А . С. Пушкина «Уж небо осенью дышало » в старшей группе
Цель : учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы .
Задачи :
Образовательные : закреплять представления детей о характерных признаках осени ; учить детей называть приметы осени , описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения; разучить отрывок из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало… » .
Развивающие : развивать мышление , память, связную речь, воображение и творчество.
Воспитательные : воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.
Материалы : иллюстрация образа осени (кукла-осень , поэтапные иллюстрации по стихотворению , осенние листья .
Ход занятия:
В : - Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку :
Что за волшебница краски взяла?
Листья покрасила, с веток сняла,
Мошек упрятала спать до весны,
Что за волшебница, скажите вы?
Д : - Осень .
Воспитатель : - Правильно, сегодня к нам пришла сама осень (иллюстрация образа осени ) .
В : - Какая бывает осень ?
Д : - Золотая, разноцветная, скучна, хмурая, дождливая, пасмурная.
В : - Осень предлагает нам сыграть в игру «Доскажи словечко» . Я буду говорить вам предложение, а вы будете его дополнять. Будьте внимательны!
1. На смену лету пришла (осень ) .
2. Люди осенью одеты (тепло) .
3. Моросит мелкий… (дождь) .
4. По небу гуляют серые (тучи) .
5. Часто дует холодный… (ветер) .
6. Листья на деревьях стали… (желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные) .
7. С деревьев падают… (листья) .
8. Птицы улетают… (в теплые края) .
9. Зайчик меняет серую шубку на … (белую) .
10. Солнце греет слишком… (мало) .
11. Школьники идут с портфелями (в школу) .
В : - Ребята, Осень хочет поиграть еще в одну игру. Игра «Да и нет» , если ваш ответ означает «да» , то вы хлопаете в ладоши, а если «нет» , то топаете ножками.
Осенью цветут цветы ? - нет
Осенью растут грибы ?- да
Туманы осенью плывут ? - да
Ну, а птицы гнёзда вьют?- нет
А букашки прилетают?- нет
Урожай все собирают?- да
Птичьи стаи улетают?- да
Солнце светит очень жарко? - нет
Можно детям загорать?- нет
Куртки, шапки надевать? - да
Часто, часто льют дожди?- да
С деревьев листья опадают? – да
В : - Молодцы, ребята! А теперь давайте встанем и немного отдохнем.
Физкультминутка :
Ходит осень по дорожке ,
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень , бродит осень ,
Ветер с клена листья сбросил
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши) .
Дети садятся за столы.
В : - А какие вы знаете осенние месяца ?
Д : - сентябрь, октябрь, ноябрь.
В : - А знаете ли вы, как осенние месяца назывались в старину ?
Д : - Нет.
В : - Тогда слушайте.
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время поспевают ягоды рябины) .
В : - Многие поэты писали об осени , а сегодня мы послушаем, как Александр Сергеевич Пушкин описывает осень в своём произведении :
Уж небо осенью дышало ,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень,
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу : приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
В : - Сегодня мы постараемся запомнить это стихотворение А . С. Пушкина .
Помогут нам запомнить стихотворение картинки (иллюстрации) .
«Уж небо осенью дышало… » показ иллюстрации
В : - Какое осенью небо ?
Д : - Хмурое, серое, низкое.
«Уж реже солнышко блистало…» показ иллюстрации
В : - Почему?
Д : - Потому что его часто закрывают тучи.
«Короче становился день…» показ иллюстрации
В : - Ночь становится длиннее, а день короче.
«Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…» показ иллюстрации
В : - Как это понять? Листья с деревьев в лесу осыпаются, т. е. в лесу листопад.
«Ложился на поля туман…» показ иллюстрации
В : - Туман это явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды.
«Гусей крикливых караван тянулся к югу…» показ иллюстрации
В : - Мы знаем, что осенью птицы… (что) улетают… (куда) на юг.
«Приближалась довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…» показ иллюстрации
В : - Какой сейчас месяц?
Д : - ноябрь – последний месяц осени .
В : - Давайте попробуем вместе рассказать стихотворение по рисункам (читаем) .
Дети читают стихотворение по цепочке .
Подведение итогов :
В : - Осень благодарит всех вас . Спасибо, ребята, мне очень понравилось, как много вы знаете об осени . Дарит листочки.
Публикации по теме:
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Уж небо осенью дышало» Интегрированное занятие «Уж небо осенью дышало». Программное содержание: образовательная: закреплять представления детей о характерных.
Тема: «Осень» Интеграция образовательных областей: художественное творчество (аппликация, речевое развитие (заучивание стихотворения).
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Заучивание отрывка стихотворения Ю. Полякова «Как-то солнечным деньком…» Задачи: Продолжать развивать произвольную память при заучивании стихотворения. Закрепить умение воспроизводить текст стихотворения с помощью.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Спи, младенец, мой прекрасный». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация». Виды детской деятельности: познавательная,.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ РНС «Волшебные лапоточки» и заучивание стихотворения Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Класс: 2
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Задачи урока:
- формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к природе;
- развивать навыки выразительной речи, умение определять понятия: сравнение, рифма, логическое ударение, пауза;
- обогащать читательский опыт (расширение читательских знаний о поэзии А.С.Пушкина).
Оборудование:
- учебник Ефросинина Л.А.,2 класс, 1 часть;
- тетрадь “Литературное чтение”, детские рисунки об осени, презентация, музыкальные отрывки.
Презентация к уроку.
1. Организационный момент.
– Какой урок сейчас?
– Проверьте свою готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
Выставка детских рисунков.
– Каким было ваше домашнее задание?
– Какие картины осени вы изобразили?
– Какое настроение хотели передать?
– Каких краски в ваших работах преобладают? Почему?
3. Актуализация знаний. Беседа.
Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.
В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Особенно ярко красота осени видна в лесу.
– Случалось ли вам бывать осенью в лесу?
– Бродить в тишине по лесным тропинкам?
– Какие чувства вы испытываете, когда идете по дорожке в осеннем лесу?
Учитель: В такой час чувствуешь, особенную связь с природой, с Родиной, понимаешь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит земля.
На исходе октябрь. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.
4. Постановка учебной проблемы.
В течение нескольких уроков мы будем вести разговор об осени. Познакомимся с произведениями русских писателей и поэтов. Будем учиться выразительному чтению, развивать память, учиться красиво говорить. Проникнемся пониманием того, что к природе надо относиться бережно, научимся видеть и ценить красоту природы.
5. Введение нового знания.
1) А начать изучение темы хочется словами поэта.
Прочитайте эти строки. Как вы думаете, кто их автор?
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной.
Верно – это слова А.С.Пушкина. Любимое время года поэта – осень.
2) Александр Сергеевич Пушкин! (Презентация А.С. Пушкин)
Когда впервые каждый из нас услышал это имя?
Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?
Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама?
Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь.
Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта.
Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии.
И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.
Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Г.Гоц
6. Физкультминутка
Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Каким вы увидели осенний лес?
Вот мы остановились и
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В сторону руки,
Плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
7. Слушание стихотворения.
1) А сейчас послушаем, как А.С. Пушкин описывает осень в своем стихотворении (чтение стихотворения учителем под музыку):
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Эмоциональная пауза. Музыка)
2) Беседа.
– Какие картины представили при слушании?
3) Моделирование обложки.
4) Словарная работа.
– Объясните слова:
Караван –
– Какие слова вам еще непонятны?
Обнажалась –
Блистало –
5) Работа над стихотворением. Учебник стр.106.
– Прочитайте стихотворение.
– О каком периоде осени говорит поэт? (Найдите слова в тексте.)
– “Уж небо осенью дышало …”
– Как понимаете эти слова?
– В каком значении употреблено слово “дышало?” (Ответы учащихся)
“Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась”
Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью?
Как они летят?
Почему Пушкин употребляет слово “тянулись”?
8. Работа над выразительностью.
1) Постановка логического ударения, темпа чтения, расстановка пауз.
2) Какие чувства передает поэт? (Чувство сожаления, печали, уныния об ушедшем лете.)
3) Выразительное чтение стихотворения.
9. Рефлексия.
В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, и сверху льёт, и снизу метёт.
– Какой поре осени посвящена эта пословица?
В народе осень связана со временем сбора урожая.
Главным действующим лицом и в жизни крестьянина становится хлеб.
"Рыбе – вода, ягоде – трава, а ржаной хлеб – всему голова", – говорилось в народе.
Сколько хлеба соберут – так жизнь и сложится. Настроение, и благополучие, и здоровье зависели от сбора урожая. "Рыбе – вода, ягоде – трава, а ржаной хлеб – всему голова", – говорилось в народе.
Но осень – это не только "хлебный итог", осень – это еще и "очей очарованье" (А.С.Пушкин). Осень – это красота: разноцветные листья, горы румяных яблок, прозрачный ароматный утренний воздух.
Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.
И хочется закончить наш урок словами:
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.
10. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение наизусть.
- Выполнить задание в тетради.
«Уж небо осенью дышало…» Александр Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Анализ стихотворения Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Стихотворение «Уж небо осенью дышало…» является обязательным для изучения в младшей школе. Дети во втором классе слушают эти строки и с их помощью проникаются волшебной атмосферой русской осени. Кроме того, это произведение позволяет ученикам оценить поэтический талант Александра Сергеевича Пушкина.
Интересно, что при своей широкой известности это стихотворение не является самостоятельным произведением. Оно представляет собой фрагмент строфы XL четвёртой главы романа «Евгений Онегин». У этого отрывка необычная судьба. Он был создан между октябрём 1824 г. и январём 1825 г. Первоначально следующая часть
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…
помещалась в строфе XXIV, но затем поэт перенёс её в сороковую строфу.
Уже по приведённым строкам читатель может отметить, сколь разнообразными поэтическими приёмами пользовался автор, чтобы передать свой восторженный трепет при созерцании осенних красот. Анафора в этом фрагменте подчёркивает, как неумолимо меняется природа, как угасает лето.
В этих строках проявляется любовь поэта к родине. Заметьте, как ласково Александр Сергеевич называет небесное светило «солнышком», словно это родное для автора живое существо. Даже небо у автора одушевлено. Если в других произведениях небеса выступают как декорация для более важных событий, то у Пушкина оно само является действующим лицом. Оно вдыхает запахи, чтобы сконцентрировать их и передать наслаждающемуся осенними видами поэту.
Подробного рассмотрения заслуживают эпитеты, применённые в произведении. Выражения, которые поэт подбирает для изображения природных явлений, позволяют читателю легко представить себе эти вещи. Вот, например, фраза «лесов таинственная сень». Благодаря эффектному эпитету мы можем увидеть мысленным взором некогда непроходимую чащу, постепенно теряющую густую листву и приобретающую расплывчатость и прозрачность. Наш слух доносит до нас неясный шелест, охарактеризованный поэтом как «печальный шум», с которым обнажаются изогнутые ветви деревьев.
Следует обратить внимание на метафору, с помощью которой автор описывает птичью стаю:
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу…
Такое выражение не ожидаешь встретить применительно к гусям, ведь оно обычно используется только по отношению к вьючным животным. Само слово «караван» предположительно происходит от санскритского «верблюд» (по другой версии «слон»). Но эта метафора очень точно передаёт впечатление от длинной цепочки откормившихся за лето птиц, медленно движущихся по небу.
Осенний месяц, упомянутый в финале стихотворения, тоже выступает как самостоятельный герой. Одушевлённый ноябрь напоминает нетерпеливого нежданного гостя, который поджидает у двери: «Стоял ноябрь уж у двора.»
Это стихотворение представляет собой прекрасный образец пейзажной лирики Пушкина. В нём удивительные картины преподнесены с помощью эффектных литературных приёмов, благодаря чему читатель легко проникается настроением русской осени.