Новая онтология: бытие без субстанции. Старая и новая онтология Текст научной работы на тему «Новые онтологии архитектуры и архитектуры новых онтологий»

В современной европейской философии проблема бытия по-прежнему остается фундаментальной. Занимаясь поисками бытия, философия, как и прежде, отстаивает свое отличие от науки, религии, искусства, обнаруживая уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимый ни к знанию, ни к вере. Занимаясь бытием, философия выявляет своеобразный характер такого мышления, в котором бытие может для нас открыться. Поиски бытия – это поиски корней, прикоснувшись к которым человек может найти в себе силы для понимания смысла окружающего мира. Эти поиски составляют незримый фундамент того, что человек называет наукой, искусством, религией, любовью, стремлением к счастью, совестью, долгом.

Николай Гартман (1882-1950) - основоположник критической или новой онтологии. Неразрешимые проблемы или непознаваемые остатки проблем и составляют собственно предмет метафизики. Познание окружено метафизической зоной непознаваемости, это иррациональное не исчезает с развитием наук, в которых всегда будут ставиться вечные проблемы метафизики. Философские системы приходят и уходят, но все они вращаются вокруг одних и тех же проблем. Сознание проблем – это знание о незнании. С точки зрения неопозитивистов, метафизические проблемы – плод неправильного употребления языка. По Гартману метафизические проблемы созданы не мыслью, а бытием.

Гартман выделял четыре слоя реального мира: мертвое, живое, психическое и духовное; и соответственно три разреза в строении реального мира: первый – между материальным (физическим) и психическим. Раньше он неточно обозначался делением на природу и дух. Великая загадка в том, что разрез проходит через человеческое существо, не разрезая его самого. В этой проблеме проявляется предел человеческого познания.

Второй разрез (ниже первого) – между живой и неживой природой. Сущность жизни, саморегулирующийся обмен веществ – также предел и загадка познания.

Третий разрез между духовным и психическим. Духовная жизнь – не совокупность психических актов, так же как она и не совокупность чистых идей. Духовное бытие проявляется в трех формах – личностного, объективного и объективированного духа.

Между слоями четкие границы, а между ступенями – скользящие переходы, например, роды, виды, семейства, классы в органической природе.

Б) Идеальное бытие

Идеальное не зависит от мышления, оно не реально, но его нельзя отождествлять с ирреальным, ибо ирреальное также является сферой мысли: фантазии, мечты и т.д. Само же мышление – один из процессов реального мира. Это бытие без реальности, потому что оно без времени. Числа, треугольники, ценности – нечто совсем другое, чем вещи, события, личности, ситуации. Основные типы идеального «в себе» бытия: математические сущности и ценности, им соответствуют науки: математика, этика, эстетика.


Идеальное ошибочно представляется имманентным (пребывающим внутри) сознанию. Часто бывает нелегко отделить друг от друга мышление и предмет мысли. Эта близость к сознанию загадочна и не поддается расшифровке. Идеальное представляет собой парадоксальный синтез: оно ирреально и в то же время сущее.

Особенности способов бытия не поддаются человеческому сознанию, они глубоко иррациональны. Нет естественного сознания, идеального бытия, есть только вторичное сознание на ступени высокоразвитого познания в науке. Идеальное бытие в силу большой общности является неполным и потому низшим бытием. Изменчивый реальный мир есть высший способ бытия.

Заключение.

1. В представлении современной психологии «психе», по выражению К. Юнга, или психика человека совершенно не соответствуют представлению о душе, которое сложилось среди философов, в общественном сознании и в религиозных учениях за последние две с половиной тысячи лет.

2. В современном обществе господствует взгляд на человека как на биосоциальную сущность, а душа и духовность объявляется чем-то эфемерным и не существующим. Если научных доказательств души не существует, то духовность в человеке распознается сразу. Человек, интересы которого не выходят за пределы материальной сферы, чужд высокому искусству, альтруизму и многому другому, что делает его гуманным. У него может быть чрезвычайно развит интеллект, он может быть воспитан и любезен, но внутри он черствый эгоист, которому не нужна любовь, семья, дети. Таких типов в современном обществе много. Не случайно общепризнанным является определение нашего общества как бездуховного. Отличительными чертами человека духовного является потребность познания, альтруизм и высокая нравственность, а также стремление служить людям. Без восстановления популяции духовных людей невозможно построить великую Россию и успешно бороться с коррупцией, преступностью и решать другие грандиозные задачи.

3. Мы не пытаемся сделать вывод, что есть душа и дух, так как это невозможно. По степени сложности он приближается к космогонической проблеме «Большого взрыва», который нельзя ни смоделировать, ни повторить, но по своим идейно-нравственным последствиям ответ на этот вопрос имеет важнейшее значение, так как он объясняет сущность человека и лежит в основе его духовности, на которой созидается этика.

4. Религиозные философы, видя тупик, в который попала западная материалистическая цивилизация, упорно трудятся над разработкой проблемы человека и этики. Конечно, им не удается переломить существующие тенденции, но труды многих из них влияют на мировоззрение довольно широкого круга представителей интеллигенции.

Экзистенциализм (или философия существования) - это философское направление, возникшее в Европе в конце XIX в. и ставшее одним из основных течений философии XX в. Его представителями были М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969) в Германии; Ж.-П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960) во Франции; X. Ортега-и-Гассет (1883-1955) в Испании; Н. А. Бердяев в России и др. Характерно, что именно в экзистенциализме происходит фактическое сращение литературы и философии, в числе его представителей есть Нобелевские лауреаты в области литературы, известные писатели. Один из них, Жан-Поль Сартр, определил экзистенциализм как философию существования , потому что он утверждает примат, предшествование существования сущности. Человек сначала существует, а потом обретает свою сущность:

Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него ответственность за существование .

Сёрена Кьеркегора (1813-1855) и Федора Михайловича Достоевского называют предтечами экзистенциализма, они заложили основу понимания человеческого бытия как экзистенции , переживаемой реальности . Мир, не столько познаваемый, сколько переживаемый, становится для экзистенциалистов предметом осмысления. Что есть человек без своих чувств и эмоций? Ничто. Что заставляет человека страдать, любить или ненавидеть, искать себя? Центром философского поиска в экзистенциализме становятся проблемы смысла жизни, свободы и ответственности, бунта и смирения, счастья и покоя. Объектом исследования становится человек, который и есть суть бытия. Само бытие - это прежде всего бытие человеческой души, чувства, переживания; отсюда и название экзистенциализм. Подлинная реальность личности проявляется и познается в ее бытии в мире, где человек свободен и одинок. Как выйти из этого одиночества? Свобода - это дар или наказание?

Свобода здесь рассматривается не в дихотомической паре с необходимостью , как у диалектиков, но в неразрывной связи с ответственностью. Именно ответственность является обязательной спутницей свободы, ибо свобода - это не вседозволенность или избавление от грехов, а постоянный выбор.

Это блестяще описал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Идя на преступление, Раскольников стремится освободить других и освободиться сам. Однако, кроме этого, он пытается определить самого себя и свое место в мире: «Тварь ли дрожащая или право имею?» - вопрошает он себя. Раскольников хочет стать как бы сверхчеловеком (Достоевский, скорее всего, не был знаком с идеями Ницше, а вот Ницше читал Достоевского, чему есть много свидетельств), стать свободным не только от долгов, но и от норм морали, от необходимости подчиняться закону. Раскольников проверяет себя. Он бунтует против несправедливости и собственной малости. Поделив людей на низших и высших, он ищет себя среди высших, но не найдя, страдает еще больше.

Сонечка Мармеладова своей верой, своей любовью побеждает то зло, которое живет в Раскольникове, помогает ему понять главный смысл христианского вероучения, утверждающего смирение, ценность любой жизни и невозможность творить добро при помощи зла. В вере Раскольников обретает свободу, которую он искал в преступлении. С принятием веры он перестает метаться, обретает желанный покой и уверенность в себе, в правильности своего пути, хотя это путь страданий и тягот. Раскольников являет собой ярчайший пример реализации принципа непосредственной зависимости свободы и ответственности , который обосновывается экзистенциализмом. Чем больше человеку дано свободы, тем больше он несет ответственности.

Преобразующую силу веры постулирует и Кьеркегор. В произведениях «Или-или», «Страх и трепет» он рассуждает о том, что человек определяет себя только в момент выбора. Мы всегда стоим перед выбором, но какой бы мы выбор ни сделали, мы будем страдать и раскаиваться. Спасает от тягостных мук только вера, когда человек выходит за границы этического в сферу религиозного.

Кьеркегор показывает это на примере библейской легенды об Аврааме, от которого Бог потребовал принести в жертву своего сына Исаака, и Авраам послушно отправился на жертвенную гору, чтобы исполнить волю божью. В Библии все закончилось хорошо. Бог, убедившись в любви Авраама к себе, разрешил ему не убивать сына, да еще и наградил. Но, что чувствовал Авраам? Какие мысли одолевали его, пока он вел своего сына, как агнца, на заклание? Что было бы, убей он на самом деле сына? Стал бы он детоубийцей? По каким законам его надо было бы судить? Кто нес бы ответственность за смерть Исаака - Бог или Авраам?

Все эти вопросы неминуемо возникают. Но Авраам, согласно Кьеркегору, рыцарь веры , он вне морали, вне здравого смысла. Нетрудно заметить некоторое сходство с Ницше, ибо его сверхчеловек тоже вне морали. «Рыцарь веры» действует во имя Бога, сверхчеловек - во имя себя, но и тот, и другой наделяются правом как бы не замечать, переступать моральные нормы, даже такую, как «Не убий!». Ж.-П. Сартр остроумно замечает, анализируя сюжет Кьеркегора, что «глас небесный» вполне мог бы оказаться галлюцинацией: что тогда спасет Авраама, готового превратиться в убийцу собственного сына?

Сам Сартр относит себя к атеистическому крылу экзистенциализма, полагая, что человек «обречен на свободу». Свобода - не дар, не обретение крыльев, это результат одиночества , которое в экзистенциализме превращается в онтологическую характеристику, т.е. человек свободен , потому что одинок. Он пребывает в состоянии заброшенности в мире, он всегда одинок, поскольку только он несет ответственность за всю свою жизнь. Тревога всегда сопровождает его выбор, и если человек не говорит себе в момент выбора: «Поступаю ли я так, чтобы с моих поступков могли брать пример все?», он скрывает от себя тревогу. Человек сам себя выбирает и вместе с этим он выбирает все человечество. Например, если человек выбирает брак или безбрачие, вступление в ту или иную партию и т.д., он тем самым провозглашает свой выбор ценностью , которую готов распространить на всех.

Человек всегда свободен, пока он жив, и даже когда его ведут на казнь, он может выбрать, идти ли самому или позволить другим тащить себя. Мы выбираем в поле определенных возможностей, наш выбор изменяет реальность и создает новые возможности. Поэтому человек всегда есть проект самого себя. Окончив школу, вы сделали возможным выбор, поступать вам в университет или нет, выбор, которого у вас не было без документа о среднем образовании. Поступив в вуз, вы создали себе много новых возможностей: стать хорошим студентом или плохим, окончить университет или бросить его и т.п. Главное - мы не просто совершаем поступки, мы постоянно создаем самих себя; только от человека зависит, быть ему трусом или храбрецом, милосердным или жестоким, добрым или злым и т.п. Мы можем прислушиваться к советам, подчиняться чужой воле, возлагая на кого-то ответственность за сделанный выбор, но слушать совета и подчиняться - тоже выбор, поэтому никто, кроме нас самих, не несет ответственности за то, что мы собой представляем. Каждый решает сам, зачем он живет на этом свете.

Продолжая эту мысль, Альбер Камю, автор романов «Посторонний», «Чума» и др., философских эссе «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек», создает философию абсурда. Гонимый тоской по Единому, человек мечется в поисках смыла жизни, но наталкивается на «стены абсурда». Что это значит?

Представьте разговор фаната футбола и фаната балета. Один готов рвать на себе волосы, оттого что его любимая команда проиграла. Другой не понимает, как можно из-за «ерунды» так переживать, и бежит выстаивать огромную очередь на морозе, чтобы попасть на спектакль, где будет танцевать знаменитая балерина, при этом тратит на билет почти всю зарплату, что с позиций его собеседника есть полный абсурд. Кто их рассудит? Бог? Так его нет. Нет и заданного нам извне стержня жизни: нет всеобщей цели, нет высшего разума, нет смысла, который мог бы быть всеобщим. Если мы сами выбираем, точнее, придумываем себе, смысл жизни, то есть ли он на самом деле или он всего лишь плод нашей фантазии? Значит, его легко поменять? Можно ли считать смыслом жизни то, что легко поменять, как модное платье или устаревшую модель телефона? Нет.

Всматриваясь в бытие, мы становимся свидетелями его абсурдности , поэтому главный вопрос философии - это вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить. Логичный ответ - нет, ведь в ней нет смысла. Превращаясь в абсурдного человека , мы совершаем «философское самоубийство», т.е. отказываемся от всяких поисков смысла жизни. Проницательность и упорство делают нас зрителями в театре абсурда под названием «жизнь». В этой драме обмениваются репликами смерть и надежда. Смерть - единственный логичный выход из ситуации абсурда, надежда - иллюзорный выход в осмысленность бытия. Толчком к постижению атмосферы абсурда становится скука , сама по себе она омерзительна, но польза ее в том, что она заставляет сознание искать выход.

Человек бунтует, не соглашаясь с логикой жизни, ведущей к самоуничтожению. Бунт толкает его к развитию, к действию, а посему вся человеческая культура есть продукт бунта. Бунтующий человек - символ нашего времени, характеристика бытия в мире абсурда.

Таким образом, если Камю и Сартр все-таки определяют ареной поиска человеком самого себя его же собственный мир, то Кьеркегор, Достоевский, Бердяев переносят его в область трансцендентного (внемирового), божественного. Описание ими трагичности человеческого бытия в мире приводит их к убеждениям, что обретение себя возможно вне этого мира и потому предполагает существование иной, более высокой, оправдывающей человеческое бытие реальности Бога. Человек как субъект истории становится песчинкой, или, как говорил Б. Паскаль, «мыслящим тростником». Поскольку но замыслу божьему человек свободен, то он ответствен перед собой и перед Богом за все содеянное и за тот мир, который он сам создает.

Н. А. Бердяев в духе философии Возрождения определял человека как микрокосму полагая, что люди свободны не потому, что одиноки и постоянно стоят перед выбором, а потому, что наделены способностью творитЬу умножать божественное творение. Отсюда творчество, перерыв непрерывности, выход за границы обыденности, есть особый способ познания, основанный не на логике, а на чувстве и вдохновении, что дает возможность непосредственного переживания Бога.

Действительно, если мы обратимся к Библии, то увидим, что все знания, которые получены людьми от Бога, получены в акте мистического откровения. Например, Моисею он диктует 10 заповедей, Марии и Иосифу благо- вествует о рождении Иисуса, Иоанну показывает конец света и т.д. Именно такое знание Н. А. Бердяев считает высшим по сравнению с тем, что мы называем наукой. Но только свободный человек может постичь высшую истину, поэтому Бердяев и называет свою книгу «Философия свободы».

Итак, смысл жизни - главный вопрос философии. Следовательно, обрести смысл жизни означает оправдать свою жизнь? Чем? Тем, что находится за ее пределами, тем, что больше и выше ее, тем, что поглощает ее и ставит в общую цепь причинно-следственных связей. Это хорошо показывают классические примеры литературных героев - Родиона Раскольникова («Тварь ли я дрожащая или право имею?») и Павки Корчагина из романа Николая Островского «Так закалялась сталь» («Нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»). Можно вспомнить и удивительное по своему лиризму, не свойственному автору, стихотворение Маяковского «Послушайте»:

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, целует его жилистую руку, просит -

чтобы обязательно была звезда! - клянется -

не перенесет эту беззвездную муку.

Для героя непереносима «беззвездная мука», другими словами, без звезд его жизнь бессмысленна. Как любое художественное обобщение, образ звезды может воплощать все что угодно: свет истины (стремление к которому составляло смысл жизни философа, но Платону), любовь женщины и деторождение (то, что привносит осмысленность в бытие, по В. Розанову), моральный закон («Звездное небо надо мной и моральный закон во мне», как писал Кант) и пр. Важно другое - поиск смысла жизни выносится за пределы самой жизни, самого субъективного бытия. Иными словами, для обретения смысла жизни нужно выйти из ситуации заброшенности и одиночества , которая согласно экзистенциалистской традиции есть онтологическая данность каждого человека. Н. А. Бердяев, возможно, добавил бы: если этот человек вне Бога.

Хосе Ортега-и-Гассет предлагает, если так можно выразиться, социальную версию экзистенциализма. Он обращает внимание на то, что духовная ситуация XX в. кардинально меняется но сравнению с предшествующими эпохами, поскольку сегодня человек ощущает себя частью безличного начала, толпы . Самая известная работа Ортеги - «Восстание масс» посвящена анализу нового типа человека - человека-массы.

Человек-масса создается средствами массовой коммуникации (заметим, что Ортега еще не знал Интернета), массовой культурой, он агрессивен, нетерпим к проявлениям индивидуализма, инакомыслия. Принадлежность к массе - не социальное положение или место человека, но психологическая характеристика: средний, заурядный, стандартный человек. Массовый человек утверждает себя не путем восхождения к высотам культуры, а путем низведения до себя социальных норм и ориентиров этой культуры. Начинают господствовать массовая культура, массовые вкусы, мода и т.п., подавляя подлинное искусство, высокую литературу и пр. Вместо «Войны и мира» Л. Н. Толстого многие школьники, например, читают комиксы, так как многие классические литературные произведения переведены в этот формат. Ортега как бы вторит Бердяеву, который писал, что для Нового времени был характерен «плебейский дух» зависти к аристократии и ненависти к ней:

Самый простой человек из народа может не быть плебеем в этом смысле. И тогда в мужике могут быть черты настоящего аристократизма, который никогда не завидует, могут быть иерархические черты своей собственной породы, от Бога предназначенной .

Ортега ставит задачу воспитания новой элиты , отличительными чертами которой являются компетентность, профессиональный и культурный потенциал. Он выделяет некий промежуточный слой честных тружеников] они не достигают высот в искусстве, культуре, науке, но хорошо выполняют свою работу, интересуются достижениями искусства, не полагают себя эталоном вкуса, готовы к принятию нового, изменению своих ориентиров. Нетрудно заметить, что критерием деления всех людей на различные типы является рефлексивность и моральность.

Немецкий экзистенциализм развивается в неразрывной связи с феноменологией в русле академической университетской традиции. В 1927 г. выходит книга Мартина Хайдеггера «Бытие и время», в которой появляется одно из ключевых понятий экзистенциализма - Дазайн (Dasein ), которое переводится как «здесь-бытие». Само определение бытия исходит у Хайдеггера из его зависимости от времени. Вспомним философию Средних веков. В учении Августина мы встречаем тезис об отсутствии трех времен - прошлого, настоящего и будущего, так как первого и последнего нс существует, а есть только настоящее. Это положение отчасти воспроизводится у Хайдеггера. Для него настоящее и есть бытие. Главная характеристика человеческого бытия - конечность, временность. Размышление перед лицом смерти, понимаемой как небытие, переживание своей конечности - общее для всех экзистенциалистов. Хайдеггер же полагает время определяющей характеристикой бытия. При этом оно распадается на внутреннее время и вульгарное (физическое), которым занимается наука, отмеряемое часами, минутами и т.п.

Что же такое внутреннее время ? Это актуальность. Представьте, что в прошлом произошла какая-то трагедия, глубоко ранившая вас? Здесь и сейчас это переживание присутствует? Эта трагедия с вами? Вы можете физически присутствовать на лекции, а мыслями быть где-то в другом месте? Наверное, да. Но присутствуете ли вы на лекции, если ваши мысли далеко? Бытие как экзистенция - это всегда настоящее, это то, что мы представляем собой здесь и сейчас, то, что наполняет нашу жизнь, присутствуя в ней как базовое переживание. Наверное, уже ясно, что под бытием экзистенциализм понимает внутренний мир человека. Именно поэтому о философии XX в. говорят, что она впускает в себя психологизм.

Центральный момент здесь-бытия, по Хайдеггеру, это забота, делающая бытие подлинным. Забота - способ связи человека с внешним миром, она структурирует бытие, проявляясь через «уже-бытие-в-мире» - модус прошлого; «забегание вперед» - модус будущего; «бытие при (рядом)» - модус настоящего. Прошлое и будущее всегда с нами, так как они включены в сферу наших переживаний, а следовательно, и в структуру настоящего. Если вам когда-то приходилось переживать прошлую обиду или восторг, радостное предвкушение встречи, праздника и т.п., т.е. то, что физически находится за границами настоящего, но составляет часть вашего эмоционального мира, вы сами ощущали слитную и неразрывную структуру здесь-бытия.

Мир вещей (Май) заслоняет от нас конечность бытия, порождая иллюзию его бесконечного продолжения, а стимулом к бытию становится страх. Попытка вытеснить страх тщетна до тех пор, пока человек не решится заглянуть в ничто. Страх толкает человека к поиску смысла жизни, и человек приносит свою жизнь в жертву своему предназначению, а страх не найти предназначения делает постоянной характеристикой жизни готовность к самопожертвованию. Стремление выйти за рамки конечности толкает нас к принятию божественных откровений, поиску грандиозных свершений, которые продлят наше бытие в культуре, приводит к сакральному отношению к деторождению, понимаемому как способ сохранить себя в потомстве, и т.п. Однако безусловное, подлинное надо искать внутри себя, принимая как неизбежность свою конечность.

Бытие открывается нам в безотчетных действиях, настроениях, именно поэтому оно непознаваемо рациональными средствами. Чтобы познать бытие, в него надо вчувствоваться, его нельзя видеть, ему можно внимать.

Кто легче поймет другого - тот, кто сам пережил нечто подобное, или гот, кто прочитал кучу книг по психологии и все может объяснить? Кого считают хорошим психологом - того, кто знает множество методик и умеет ими пользоваться, или того, кто на основании этих знаний может интуитивно почувствовать другого? Ответьте сами на эти вопросы.

Карл Ясперс присоединяется к мнению, что философия, исследуя бытие, не может быть «строгой наукой», поэтому наилучшим обозначением занятию философией, по его мнению, является термин «философствование». Психолог по образованию (в 1909 г. он получил степень доктора медицины по психиатрии, в 1913 г. стал доктором психологии), Ясперс считал своей высшей целью философию и был чрезвычайно горд тем, что стал профессором философии в Гейдельберге. Однако он оставил преподавание по требованию нацистских властей, так как был женат на еврейке, и полностью посвятил себя исследовательской деятельности. В 1931 г. выходит его основная книга «Духовная ситуация эпохи».

Философствование, по Ясперсу, лишено строгих правил подобно науке, но только в нем можно уловить «наполненную бедственностью и заботой человеческую действительность». Есть две формы философствования - философствование пред лицом вещей (обыденное сознание, материалистические концепции и т.п.) и философствование как экзистенция , которое проявляется в пограничных ситуациях (перед лицом смерти, краха и т.п.). Понятие пограничной ситуации оказалось весьма популярно и в философии, и в психологии. Наша подлинность, самость , то, что мы есть на самом деле, проявляется исключительно в ситуации, сопряженной с переходом в ничто. Только здесь человеку открывается его собственная суть, отбрасывающая многочисленные маски, которыми мы пользуемся в жизни. Именно поэтому ценится глубокое искреннее общение, или «коммуникация в истине», чего очень не хватает современному человеку. Экзистенция есть непосредственное переживание бытия или сопереживание, делающее бытие другого частью нашего собственного бытия.

Экзистенция не только выводит нас из замкнутости предметного мира, но и позволяет соотнести себя с высшим миром (трансценденцией ), тем, что в традиционных религиях называется Богом. Философия своими средствами приходит к постижению трансцендентного, выводя философствующего субъекта в некое метафизическое пространство. Главным средством является философская вера , которая отлична от веры религиозной, не рассуждающей. Философская вера, наоборот, требует осмысления и рассуждения над предметом, но именно она, а не рационально-логическое познание, является способом постижения сущности бытия, ибо несет в себе иррациональность, экзистенцию, ведь бытие нельзя понять, можно только почувствовать.

Все виды человеческого бытия развиваются в рамках истории. Человек осужден пребывать в истории, заброшен в нее. История - это ситуация, когда человек осознает, что внутренняя убежденность первична по отношению к историческому действию, что любую ситуацию следует воспринимать, не впадая в цинизм и отчаяние. Здесь явно прослеживается линия стоиков, призывавших смириться с неумолимой судьбой.

Историческое развитие имеет тенденцию к торжеству тоталитаризма (фашизм, коммунизм), противостоять этому социальными средствами невозможно, можно только психологическими, только личность имеет внутренние ограничения, способные не допустить распространения тоталитаризма.

Таким образом, Карл Ясперс остается в русле экзистенциальной традиции, полагая смысл жизни центральной проблемой и предлагая рецепты решения проблем личностных и социальных. Его взгляды как нельзя лучше демонстрируют близость философии и психологии в этот период, иллюстрируя распространение психологизма в философии. Характерно, что многие психологические теории XX в. обретают статус философских. Как это происходит?

  • Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов: антология. М. :Политиздат, 1989. С. 325.
  • Бердяев II. Л. Философия неравенства. М.: ИМА-Кресс, 1995. С. 136.

Мышление Нового времени видело основную философскую науку в теории познания. При этом предполагалось, что мы знаем больше о познании, чем о его предмете; однако не замечали, что познание само является большой загадкой, так как отношение, с которым оно имеет дело, трансцендентное, т.е. буквально - «выходящее за пределы сознания». Ибо предмет познания существует независимо от самого познания.

Реакцией на это в наши дни является антропология. Оказалось, что познание является лишь одной из многих связей сознания с окружающим миром. Реагирование, действие, любовь и ненависть являются другими, параллельными трансцендентными отно- шениями, и притом первичными, тогда как познание вторично и во временном отношении образуется также лишь в зависимости от них. В этом виделось указание на устройство человеческого существа, и поэтому науку о человеке пришлось поместить перед теорией познания.

Но и это оказалось половинчатым. К истинному пониманию человеческого существа относится, очевидно, знание о тех бытийных отношениях, в которых находится человек. Ибо человек - существо, зависящее от тысячи условий. Эти бытийные отношения суть полнота мира. Итак, надо было понять человека, включая его сознание, исходя из его встроенности в целостность реального мира. Таким образом, дошли до старой проблемы онтологии, т. е. той науки, которую когда-то ради теории познания отодвинули и от которой в конце концов совсем отказались.

Таким образом, мы сегодня стоим перед задачей создания новой онтологии. Вполне ясно, что после всех успехов науки старой онтологии больше быть не может. Речь уже не идет «о форме и материи» сущего. И не о «потенции и акте». Ибо уже не целевое соотношение «субстанциальных форм» господствует над миром, никакая телеология не может нам больше помочь; нейтральные «законы» оказались господствующими силами природы, и отношение причины и следствия управляет мировыми событиями снизу.

Новая онтология исходит из других соображений. Она усматривает «строение» (то, что обычно называют объектами) и «процессы» не раздельно, а вместе. Все реально сущее находится в становлении, оно имеет свое возникновение и уничтожение; первичные динамичные образования от атомов вплоть до спирального тумана являются настолько же процессными, как и членными (Gliedgef?ge) и оформленными (Gestaltgef?ge) образованиями. В еще большей степени это имеет место относительно органических образований, начиная от сознания как душевной целостности, и относительно порядков человеческого общества.

В этих образованиях действует иной способ сохранения, чем субстанциальность: сохранение через внутреннее равновесие, регулирование, самодеятельное воссоздание или даже самодеятельное превращение. В отличие от субсистенции его можно назвать консистенцией. Ее результатом является хотя и не вечная, но достаточно долгая длительность для того, чтобы придать образованиям свойство быть носителем изменяющихся состояний (акциденций).

Ее каузальностью является не causa immanens, которая сохраняет себя в действии, a causa transiens, которая исчезает в своем действии. Ее действие поэтому не содержится в причине, а возникает заново. Каузальный процесс в этом новом смысле не является развитием чего-то, что уже содержалось в причине, а представляет собой производительное созидание (produktives Hervorbringen).

Строение реального мира имеет форму наслоения. Каждый слой является целым порядком сущего. Главных слоев четыре: физически-материальный, органический-живой, душевный, исторически-духовный. Каждый из этих слоев имеет свои собственные законы и принципы. Более высокий слой бытия целиком строится на более низком, но определяется им лишь частично.

Метафизика, построенная на одном-единственном принципе или на одной-единственной группе принципов (как ее раньше всегда конструировали), является поэтому невозможной. Все сконструированные картины единства мира неверны - как «метафизика снизу», так и «метафизика сверху» (исходя из материи или из духа). Существует естественная система мира, которая не является сконструированной. Ее структуру можно найти в феноменах. Но она не сводима ни к точечному или централизованному единству, ни к первопричине или наивысшей цели.

То, что можно установить, - закономерность самого строения. В нем можно охватить последовательность (?berh?hung) слоев, а также противодействие зависимости и самостоятельности. Характер самой реальности при восхождении не меняется. Душевные и духовно-исторические события не менее реальны, чем вещи и животные, процессы вообще не менее реальны, чем образования. Новое понятие реальности не связано с материальностью и пространственностью, а всего лишь со временностью, процессностью и индивидуальностью.

III

Само бытие нельзя ни определить, ни объяснить. Но можно отличить виды бытия и анализировать их модусы. Тем самым их можно осветить изнутри. Это осуществляется модальным анализом реального и идеального бытия. Здесь все связано с внутренними отношениями возможности, действительности и необходимости. Эти отношения в каждой из сфер бытия совсем разные; более того, они разные в логической сфере и в познании. Их нахождение составляет предмет целой, и притом новой, науки: модального анализа. Модальный анализ - ядро новой онтологии.

Все остальное относится к учению о категориях. Оно охватывает совместные принципы (фундаментальные категории) и специальные принципы отдельных слоев бытия. Из последних не все ограничены одним из слоев, некоторые проникают в более высокие порядки сущего, другие обрываются на границах слоев. Так, пространство, субстанция (включая материю) и математическая структура завершаются на органическом, тогда как время, процессность, каузальность и др., простираются далее вверх и внутрь духовного бытия: душевная жизнь непространственна, нематериальна, нематематична, но временна и процессна, имеет свою собственную причинность и взаимодействие.

С другой стороны, на каждой границе слоев возникают новые принципы. В органической природе все основывается на новом типе процесса, на морфогенетическом процессе, на саморегулирующемся равновесии процессов, на стихийном самовоссоздании (Selbstwiederbildung) индивида. К этому прибавляется (исходя из системы задатков) надкаузальная форма детерминации процесса самообразования. Но в душевное бытие эти категории не проникают. Они остаются связанными с пространственным миром.

Совсем иные формы бытия обнаруживает душевный мир: «субъект» и отличающийся от внешнего «внутренний мир», замкнутость индивидуальных внутренних сфер по отношению друг к другу, поток переживаний со своей своеобразной формой процесса, предметное сознание, а также противодействие акта и содержания (представления). Сюда же относится и трансценденция таких актов, как хотение, действие, познание, любовь и ненависть, в сущности которых заложен выход из внутреннего мира и связывание его с пространственно-предметным миром.

С этой же трансценденцией одновременно начинается духовная жизнь, которая не сводится к сознанию индивида и составляет над ним собственную плоскость бытия, плоскость исторически объективного духа. Язык, право, нравственность, мораль, оформление общества, религия, искусство, техника составляют объективный дух. В нем нет актов, нет сознания (которое соответствовало бы ему как целому), нет наследственности; его продолжение безличностно, он передает себя таким образом, что индивиды врастают в него, его перенимают и передают. Это его форма сохранения, консистенция особого рода.

Индивиды же, из-за того, что они охвачены им, являются чем-то большим, чем субъекты, они - личности. Основные категориальные определения личности опять-таки нового рода: предвидение и предопределение (целевая деятельность), свобода и сознание ценностей. Только находясь в обществе и в объективном духе, личность является нравственным и способным к ответственности существом.

В строении мира нет свободного парения более высоких слоев. Они существуют, лишь накладываясь на более низкие, носимы ими. Способ накладывания (das Aufruhen) различный. Органическая жизнь носима неживой природой, так как имеет своими кирпичиками ее образования (атомы и молекулы). Душевная же жизнь не имеет своими кирпичиками образования и процессы, а поднимается над ними как совершенно новый мир. В первом случае мы имеем дело с отношением переоформления, в последнем - с отношением надстройки. Притом категории более низкого слоя проникают в более высокий, и существенная их часть остается там. Строение мира из слоев определяется отношением категорий (принципов и законов) надстраивающихся друг над другом слоев

Повторение более низких категорий в более высоких слоях бытия составляет единство мира; появление новых категорий на более высоких слоях (категориальное novum) составляет его несводимое разнообразие. Нельзя все в мире свести к одному знаменателю. Отсюда крах всей монистической метафизики.

Самостоятельности более низких по отношению к более высоким слоям соответствует частная зависимость последних от первых. Появлению (der Einschlag) категориального novum в более высоких слоях соответствует их автономия (свобода) от более низких. Даже в отношении переоформления более низкие принципы только «по материи» определяют более высокие формы. Свое особое своеобразие последние получают из самих себя.

Основной онтологический закон мировой взаимосвязи содержится в следующих двух положениях: 1) более низкие принципы являются более сильными, всёносящими, они не могут быть сняты более высокой формой и 2) хотя высокие принципы являются более слабыми, они тем не менее в своем novum являются самостоятельными и имеют неограниченный простор для воздействия на более низкие.

«Свобода» имеется на каждой ступени, в каждом более высоком слое по отношению к более низкому. Многодекларируемая свобода воли человека как моральной личности является лишь специальным случаем. Ее как таковую можно понять, лишь исходя из основного онтологического закона. Все индетерминистские понятия свободы так же неверны, как и все детерминистские отказы от свободы. Индетерминизм не нужен, так как свобода является не снятием существующей определенности, а началом более высокой.

***

Без критической онтологии Н. Гартмана трудно представить картину развития философской мысли XX в. Наряду с учениями Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Хайдеггера вариант философии бытия Гартмана является одним из самых глубоких пересмотров традиции.

Публикуемый текст представляет собой доклад, сделанный Н. Гартманом на философском конгрессе в Испании (Mendoza, 1949). Это сжатое изложение основ его онтологического учения тем более интересно, что относится к позднему периоду творчества философа.

Перевод выполнен Д. Мироновой по изданию: Hartmann N. Kleinere Schriften. В., 1958. Bd. III. S. 333-337.

«Мышление Нового времени видело основную философскую науку в теории познания. При этом предполагалось, что мы знаем больше о познании, чем о его предмете; однако не замечали, что познание само является большой загадкой, т. к. отношение, с которым оно имеет дело, трансцендентное, т. е. буквально - «выходящее за пределы сознания». Ибо предмет познания существует независимо от самого познания.

Реакцией на это в наши дни является антропология. Оказалось, что познание является лишь одной из многих связей сознания с окружающим миром. Реагирование, действие, любовь и ненависть являются другими, параллельными трансцендентными отношениями, и притом первичными, тогда как познание вторично и во временном отношении образуется также лишь в зависимости от них. В этом виделось указание на устройство человеческого существа, и поэтому науку о человеке пришлось поместить перед теорией познания.

Но и это оказалось половинчатым. К истинному пониманию человеческого существа относится, очевидно, знание о тех бытийных отношениях, в которых находится человек. Ибо человек - существо, зависящее от тысячи условий. Эти бытийные отношения суть полнота мира. Итак, надо было понять человека, включая его сознание, исходя из его встроенности в целостность реального мира. Таким образом, дошли до старой проблемы онтологии, т. е. той науки, которую когда-то ради теории познания отодвинули и от которой в конце концов совсем отказались.

Таким образом, мы сегодня стоим перед задачей создания новой онтологии. Вполне ясно, что после всех успехов науки старой онтологии больше быть не может. Речь уже не идёт «о форме и материи сущего. И не о «потенции и акте ». Ибо уже не целевое соотношение «субстанциальных форм » господствует над миром, никакая телеология не может нам больше помочь; нейтральные «законы» оказались господствующими силами природы, и отношение причины и следствия управляет мировыми событиями снизу.

Новая онтология исходит из других соображений. Она усматривает «строение» (то, что обычно называют объектами) и «процессы» не раздельно, а вместе.

Всё реально сущее находится в становлении, оно имеет своё возникновение и уничтожение; первичные динамичные образования от атомов вплоть до спирального тумана являются настолько же процессными, как и членными (Gliedgeftige) и оформленными (Gestaltgefuge) образованиями. В ещё большей степени это имеет место относительно органических образований, начиная от сознания как душевной целостности, и относительно порядков человеческого общества.

В этих образованиях действует иной способ сохранения, чем субстанциальность: сохранение через внутреннее равновесие, регулирование, самодеятельное воссоздание или даже самодеятельное превращение.

В отличие от субсистенции его можно назвать консистенцией. Её результатом является хотя и не вечная, но достаточно долгая длительность для того, чтобы придать образованиям свойство быть носителем изменяющихся состояний (акциденций). […]

Строение реального мира имеет форму наслоения. Каждый слой является целым порядком сущего. Главных слоев четыре : физически-материальный, органический-живой, душевный, исторически-духовный. Каждый из этих слоёв имеет свои собственные законы и принципы. Более высокий слой бытия целиком строится на более низком, но определяется им лишь частично.

Метафизика, построенная на одном-единственном принципе или на одной-единственной группе принципов (как е` раньше всегда конструировали), является поэтому невозможной . Все сконструированные картины единства мира неверны - как «метафизика снизу», так и «метафизика сверху» (исходя из материи или из духа).

Существует естественная система мира, которая не является сконструированной. Её структуру можно найти в феноменах. Но она не сводима ни к точечному или централизованному единству, ни к первопричине или наивысшей цели.

То, что можно установить, - закономерность самого строения».

Николай Гартман, Старая и новая онтология, в Сб.: Онтология. Тексты философии / Ред.-сост. В.Ю. Кузнецов, М., «Академический проект»; Фонд «Мир», 2012 г., с. 15-16.

- (от греч. ?n, род. падеж ?ntos - сущее и...Логия) раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия (См. Бытие), его структура и закономерности. По своему существу... Большая советская энциклопедия

  • онтология - орф. онтология, -и (филос.) Орфографический словарь Лопатина
  • ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛОГИЯ (греч. on, ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытии: в классической философии - учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др. Новейший философский словарь
  • онтология - Онт/о/ло?г/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  • - (< др.-греч. on (ontos) сущее +…логия) Философское учение о принципах, основах, строении и закономерностях бытия, в отличие от учения о познании (гносеология). Например: Онтологический статус "языковой картины мира". Словарь лингвистических терминов Жеребило
  • онтология - ОНТОЛОГИЯ -и; ж. [греч. on (ontos) - сущий, logos - учение] Книжн. Раздел философии, изучающий основы, принципы бытия, мироустройства, его структуру. Толковый словарь Кузнецова
  • онтология - Онтологии, ж. [от греч. on (род. п. ontos) – сущий и logos – учение] (филос.). В идеалистической философии – учение о бытии, об основных началах всего существующего. Большой словарь иностранных слов
  • онтология - ОНТОЛОГИЯ греч. ученье о существе или о сущности, бытии, сути. Толковый словарь Даля
  • ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos - бытие и iogos - учение, слово) - англ. ontology; нем. Ontologie. Учение о бытии; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие категории сущего. см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, МЕТАФИЗИКА. Социологический словарь
  • онтология - Онтология, онтологии, онтологии, онтологий, онтологии, онтологиям, онтологию, онтологии, онтологией, онтологиею, онтологиями, онтологии, онтологиях Грамматический словарь Зализняка
  • онтология - ОНТОЛ’ОГИЯ, онтологии, ·жен. (от ·греч. on (род. ontos) - сущий и logos - учение) (филос.). В идеалистической философии - учение о бытии, об основных началах всего существующего. Толковый словарь Ушакова
  • онтология - сущ., кол-во синонимов: 1 философия 40 Словарь синонимов русского языка
  • Онтология - (ontologia) - вообще учение о сущем; в особенности так обозначается основная, формальная часть философии в системе Христиана Вольфа, который, следуя Аристотелю, называет ее также "первой философией". Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • онтология - онтология ж. Раздел философии, изучающий бытие, его основы, принципы, структуру и закономерности. Толковый словарь Ефремовой
  • ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛОГИЯ (от греч. on, род. п. ontos - сущее и...логия) - раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании) - в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613). Большой энциклопедический словарь
  • онтология - ОНТОЛОГИЯ, и, ж. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой. | прил. онтологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова