Культурная революция. Задачи и этапы культурной революции

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Кафедра истории и экономической теории

по Истории Отечества на тему:

Культурная революция в СССР (1922-1941 гг.)

Выполнила: студентка I курса,

5 группы Фирсова В.Е.

Санкт-Петербург


Введение

Живопись

Литература

Архитектура

Наука и образование

Заключение

Библиография


Введение

«Культурная революция в СССР - совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры» [Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. - в кн.: Бухарин Н.И. Избранные произведения. - М.: Политиздат, 1988.- С.368-390]«Что же касается официально зафиксированных суждений партийных инстанций, то впервые понятие «культурная революция» встречается в резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», принятой 18 июня 1925 г. Отмечая достижения в сфере экономики, рост благосостояния населения, усиление массовой активности и «переворот в умах», вызванный резолюцией, ЦК констатировал: «Мы вступили, таким образом, в полосу культурной революции…» [Соскин В.Л., Российская советская культура (1917-1927 гг.) :очерки социальной истории / В.Л. Соскин.- Отв.ред.: д.ист.н. И.С. Кузнецов; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004.-с.106]

«Как ставил вопрос Владимир Ильич, когда он подходил к расшифровке понятия культурной революции?

Он говорил:

"Перед нами являются две главные задачи, составляющие эпоху. Это - задача переделки нашего аппарата, который ровно никуда не годится и который перенят нами целиком от прежней эпохи; переделать тут серьезно мы ничего за пять лет борьбы не успели и не могли успеть. Вторая наша задача состоит в культурной работе для крестьянства. А эта культурная работа в крестьянстве, как экономическая цель, преследует именно кооперирование. При условии полного кооперирования мы бы уже стояли обеими ногами на социалистической почве. Но это условие полного кооперирования включает в себя такую культурность крестьянства (именно крестьянства, как громадной массы), что это полное кооперирование невозможно без целой культурной революции"».

[Мартынов И., Д. Шостакович, М.- Л., 1946.-с.25-27] «Сущность культурной революции раскрывается Лениным в работах «Странички из дневника», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше» и др». [ Иван Пазий, Культурная революция в СССР: была ли она? [Электронный ресурс]. URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-17862/ (дата обращения: 4.10.2010)]

«Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс - на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.

Культурная революция обусловлена такими преобразованиями в экономике и политике как установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.

Культурная революция с одной стороны предусматривала ликвидацию неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование нового социального слоя - «социалистической интеллигенции», перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. С другой стороны - в системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия - Реальное училище - Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу». [Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. - в кн.: Бухарин Н.И. Избранные произведения. - М.: Политиздат, 1988.- С. 368-390]


Живопись

«Программа партии в области искусства встречала сопротивление художников, тесно связанных с буржуазией, настроенной против Советской власти. Реакционные художники и теоретики искусства прибегали к клевете на большевиков, обвиняя их в том, что они якобы хотят уничтожить русскую культуру и подавить "свободную" личность художника.

Для 1920-х годов характерна острая борьба творческих групп различных направлений. Многие из них были в плену формализма. Эти группировки тормозили поступательный ход развития советского искусства, ослабляли его роль в борьбе за новую, социалистическую идеологию.

Появилась насущная потребность в объединении художников-реалистов, творчество которых было бы понятно и доступно народу и могло бы в ярких и доходчивых образах выражать существо великих революционных преобразований, происходящих в нашей стране. Такой организацией стала возникшая в 1922 году Ассоциация художников революционной России (АХРР).

В АХРР вошли мастера старшего поколения и молодые художники, преимущественно участники Товарищества передвижных выставок и "Союза русских художников". На первой выставке АХРР был широко представлен своими работами один из крупнейших передвижников Н.А. Касаткин, вошедший в историю русского дореволюционного искусства как художник, широко отобразивший жизнь пролетариата. Касаткин пытливо вглядывался в новую, революционную жизнь, он создал галерею образов советской молодежи. Ему первому из советских художников было присвоено в 1923 году почетное звание Народного художника Республики. Вместе с Касаткиным в АХРР вошли другие крупные художники старшего поколения: А.Е. Архипов, С.В. Малютин, В.Н. Бакшеев, В.Н. Мешков, И.Н. Павлов, К.Ф. Юон, В.К. Бялыницкий-Бируля. Вместе с ними в одном коллективе работали более молодые: И.И. Бродский, М.Б. Греков, М.И. Авилов, Г.К. Савицкий, С.М. Карпов, С.В. Рянгина, Б.В. Иогансон, А.М. Герасимов, П.А. Радимов, Г.Г. Ряжский, Ф.С. Богородский, В.Н. Яковлев, Е.А. Кацман и многие другие. Живая, непосредственная связь молодых художников с представителями русского идейно-реалистического искусства была очень плодотворной.

Ассоциацией были организованы большие тематические передвижные выставки: "Жизнь и быт рабочих" (1922), "Жизнь и быт Красной Армии" (1923), "Революция, быт и труд" (1924), "Жизнь и быт народов СССР" (1926) - и ряд других.»[«Владимир Ильич Ленин». [Электронный ресурс]. URL: http://ussr.km.ru/rulers/lenin/ (дата обращения: 4.10.2010)]

«До 30-х гг. сохранялись еще некоторые различия между направлениями и эстетическими системами. После 1932 в СССР разделение искусства на “официальное” и “неофициальное” окончательно закрепилось после разгона всех художественных группировок и началом образования единого Союза художников, поставленного под строгий идеологический контроль. В “подполье” оказались все направления, не отвечающие канонам социалистического реализма: как авангардистские, так и более традиционные, но неприемлемые в “идейно-тематическом” отношении.

“Тихое искусство”, тенденции в искусстве 20 в., подверженных строгой цензуре и идеологическому давлению, когда изо-творчество, оставаясь “легальным”, участвуя в выставках, намеренно сужало круг мотивов, предпочитая помпезным официальным темам лирические пейзажи, сцены семейного быта, незаказные портреты друзей и близких. От собственно “неофициального искусства” отличается обычно своей стилистической “умеренностью”, относительным традиционализмом. Эти тенденции характерны для многих художников советского периода, таких, как Л.А. Бруни, Л.Ф. Жегин, Н.П. Крымов, М.К. Соколов, Н.А. Тырса, В.А. Фаворский, Р.Р. Фальк, А.В. Фонвизин и др.

С момента запрета группировок социалистический реализм был объявлен обязательным методом отражения реальности, хотя во всех его описаниях невозможно было обнаружить признаков структуры художественного языка. Социалистический реализм, термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения “основного метода” литературы, искусства и критики, который “требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии”, сочетающегося “с задачей воспитания трудящихся в духе социализма”. Эстетическое понятие “реализм” было соединено с определением “социалистический”, что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки расширить “теоретическую базу” социалистического реализма идеями “народности” (в кон. 30-х гг.), “социалистического гуманизма” (с 50-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия.

Все художники были обязаны состоять в Союзе художников. Отдельные художники отказались вступить в Союз. Их творчество осталось за бортом выставочной, музейной и какой-либо иной официальной жизни. Некоторые состояли в Союзе лишь формально, зарабатывая на хлеб копированием или оформительской работой. Некоторые из них получили международное признание.

Яркий пример - Родченко, в 1925 участвовал в Международной выставке декоративного искусства и художественной индустрии в Париже по четырем разделам и по каждому из них получил серебряную медаль. Но уже в 1930-е гг., после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию. Травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951, он восстановлен в 1954. В середине 1930-х гг. возвратился к живописи, написав серию картин на тему цирка и циркачей, со второй половины 1930-х гг. и на протяжении 1940-х гг. создавал декоративно-беспредметные работы. С 1934 оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий (“10 лет Узбекистана”, 1934; “Первая Конная”, 1935-37; “Красная Армия”, 1938; “Советская авиация”, 1939, и др.).

Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.

Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства.

Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития и одновременно отторжение масс от усвоения высших культурных ценностей. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.

В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты.

Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» - организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.


Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.

Итоги культурной революции в СССР

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87.4% населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным.

коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция была направлена на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, "коммунистическом воспитании", массовости культуры. Культурная революция предусматривала ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Отличное определение

Неполное определение ?

Культурная революция в СССР

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.

Огромным делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2й пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением.

Осенью 1922 г. из России было выслано 160 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевизма. Господство большевистской идеологии утверждалось также в антицерковной пропаганде, разрушении храмов, разграблении имущества церкви. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован. Репрессированы ученыеаграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, крупнейший биологгенетик Н. М. Вавилов, писатели О. Э. Мандельштам, А. Б. Бабель, Б. А. Пильняк, актер и режиссер В. Э. Мейерхольд и многие другие. Арестованы авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С. П. Королев и др.

В то же время создавались научноисследовательские центры. В развитии науки большую роль сыграли геохимики В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, физики П. Л. Капица, Н. Н. Семенов, химики С. В. Лебедев, А. Е. Фаворский, создатель теории космонавтики К. Э. Циолковский.

В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождей, героики революции. Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Т. Твардовский. Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. за формализм). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. СоловьеваСедого. Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк»). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930х гг. стал монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческой интеллигенции.

Революция чаще всего приводит к ухудшению экономической и культурной ситуации в стране. Наибольших успехов в социальном плане добились те государства, в которых развитие происходило эволюционно, и национальные ценности накапливались постепенно, приумножаясь от поколения к поколению. Нашей стране довелось испытать тектонические потрясения. Народ, отрекаясь от идеалов предков, в своем большинстве поверил в светлое будущее коммунизма. Немалую роль в этом сыграла культурная революция. В СССР она проходила менее драматично, чем в КНР (1966-1976 гг.), но и у нас перегибов хватало.

Предшествовавшие события

Об октябрьском перевороте 1917 года (именно так называлась в официальной советской историографии Великая Октябрьская социалистическая революция вплоть до конца 20-х годов) написано очень много, в том числе и правды. Событие это повлекло множество последствий, изменился привычный уклад жизни целой страны, прогремела на ее просторах братоубийственная Гражданская война, погибли от голода и болезней миллионы людей, число убитых и искалеченных также измерялось семизначными числами. Сотни тысяч «бывших», составлявших интеллектуальную и духовную элиту российского общества, оказались на чужбине.

Цели культурной революции

После такого чудовищного потрясения реформы были просто необходимы, требовалось не только преодолеть последствия разрухи, но и провести массовую разъяснительную работу среди населения, обосновав закономерность произошедшей общенациональной трагедии. Задача осложнялась тем, что большинство населения не воспринимало агитационной информации по очень простой причине: высокий процент граждан новой Советской России (примерно 68%) не владел элементарной грамотностью. Подъему экономики мешал недостаток специалистов. Не хватало инженеров, квалифицированных рабочих, военных командиров, учителей, профессоров, врачей, в общем, представителей всех специальностей, освоение которых требует долгой учебы. Тех, что были, разметал ветер Гражданской, иные погибли, другие нашли применение своим талантам в Парижах и Нью-Йорках. Им там было плохо и тоскливо, но оставшимся на родине чаще всего приходилось еще хуже.

Вслед за масштабной социальной требовалась действительно великая культурная революция.

Возникновение термина

В 1923 году лидер Советской республики В. И. Ленин написал статью «О кооперации». Как следует уже из названия, посвящена она была преимуществам коллективной организации труда, но попутно пролетарский вождь затронул еще один важный вопрос. Полемизируя со своими оппонентами (какими-то «педантами»), Ленин, возможно в пылу эпистолярной полемики, объявил произошедший «переворот» как бы первой фазой, за которой неизбежно последует другая, на этот раз культурная революция. В СССР ученые-историки в дальнейшем отсчитывали начало борьбы с безграмотностью именно от этой даты, т. е. от 1923 года. Именно тогда впервые был введен в оборот этот термин.

Наследие царского «прижима»

Долгие десятилетия советскими пропагандистами прилагались усилия для того, чтобы внушить согражданам мысль об образовательной отсталости старорежимного государства и главенствующей роли большевистской партии в благом деле преодоления массовой безграмотности населения. Действительно, по состоянию на 1897 год (тогда проводилась перепись) 79% жителей империи не умели читать и писать. Однако все познается в сравнении. Если учесть, что с осени 1917-го по конец 1921 года школы фактически бездействовали, и при этом, даже с учетом погибших и эмигрировавших (а бежали от красных не только великие князья и графы), этот процент к концу десятилетия опустился до 68%, то становится ясно, что царское правительство старалось ситуацию улучшить. И действовало достаточно эффективно. Реформа стартовала в 1908 году, согласно ее положениям, были учреждены свыше 10 тысяч школ, начальное образование стало не только бесплатным, но и обязательным. Самое позднее к 1925 году безграмотных людей в России не осталось бы, и для этого не требовалась никакая культурная революция. В СССР об этих планах последнего российского императора не вспоминали.

Основные направления

Столь масштабные преобразования, касающиеся основ этики, эстетики и прочих основ общественного мировоззрения, невозможно производить без предварительно разработанного хотя бы приблизительного плана. При его составлении следовало учесть как можно большее количество факторов как способствующих, так и препятствующих его осуществлению. План, по которому проводилась культурная революция в СССР, кратко можно разбить на шесть направлений. Первое, что требовалось сделать, это ликвидировать безграмотность (причем желательно не с помощью маузера). Второй пункт, невозможный без первого, предписывал в кратчайшие сроки подготовить максимальное количество новых пролетарских инженеров и техников, чтобы не зависеть от специалистов «царского призыва». Желательно и профессоров своих заиметь, но это, понятное дело, не сразу. Третья задача - создать собственное пролетарское искусство (даже название ведомства было придумано - «Пролеткульт»). При этом внимание уделялось развитию национальных форм. И последнее - по порядку, но не по значению - направление, отражающее суть культурной революции в СССР наиболее ярко, - пропаганда построения нового общества с упором на самые радужные для трудящихся перспективы.

Что делалось в 20-е годы

Наиболее трудным периодом было первое полное календарное десятилетие, в течение которого проходила культурная революция. 1920-1930-е годы ознаменовались сплошной коллективизацией села и началом индустриализации. Обе эти амбициозные программы стартовали почти одновременно с принятием первого пятилетнего (на 1928-1932 годы) плана и требовали привлечения значительных ресурсов. Только в 1930 году начальное детское образование стало обязательным, и борьба с безграмотностью пошла в полную силу. В 1928 году в Советском Союзе 169 тыс. студентов обучались в 148 высших учебных заведениях. К 1940 году число школ выросло до полутора сотен тысяч, потребности промышленности призваны были восполнить 4600 институтов. Несмотря на громкие декларации начала 20-х, настоящее начало культурной революции пришлось на конец десятилетия, время первой пятилетки, когда потребность в высококлассных специалистах стала критически-насущной.

Соцреализм и искусство

Отношения большевистских лидеров с выдающимися деятелями искусства всегда были непростыми. Ленин, Троцкий, а затем и Сталин нуждались в поддержке капризной и непокорной культурной элиты общества, их международном авторитете и талантах. Для привлечения на свою сторону выдающихся писателей, художников, музыкантов и поэтов они применяли самые изощренные методы. Культурная революция в СССР после долгих метаний и поисков новых форм привела к появлению уникального творческого метода - социалистического реализма, позже иронично названного одним из литераторов «восхвалением руководства в доступной для него форме». Перед авторами произведений ставилась конкретная и обязательная для исполнения задача: изображать жизнь примерно такой, какой она должна быть в представлении коммуниста, верящего в светлое будущее. Чтобы эффективно контролировать творческий процесс, всех хоть сколь значимых деятелей муз объединили в соответствующие союзы (композиторов, писателей, журналистов и т. д.), стимулируя их морально и материально. Парадоксальными оказались конечные итоги культурной революции. В СССР, несмотря на чудовищный прессинг чиновников, были созданы не только образцы казенщины, но и многие истинные шедевры музыки, живописи, поэзии, кинематографа и других видов искусства.

Есть у революции начало…

Процесс культурологических преобразований общества в Стране Советов нельзя ограничить строгими временными рамками. Он продолжался. И в конце 30-х (грамотных стало уже более 81%), и в суровые годы войны на территории, не попавшей в зону фашистской оккупации, действовала общепринятая система образования. В 1949 году стало обязательным семилетнее обучение (еще три класса стали платными, впрочем, расценки были доступными). В 1958-м срок школьного образования увеличили на год, а в начале 70-х еще на два, доведя до десятилетнего. В эпоху «зрелого» социализма советская школа находилась на самых передовых мировых позициях, о чем свидетельствовали успехи в самых разных областях науки и культуры. Такими стали итоги культурной революции, постепенно трансформировавшейся в эволюцию.

Культурная революция в СССР проходила в годы первой и второй пятилетки. Важнейшей и самой первой ее задачей являлось устранение неграмотности среди населения. Грамотных на 1926 год среди жителей от девяти лет и старше было порядка 51,1%. В некоторых народностях образованное население составляло очень незначительный процент. Так, у казахов их было порядка 9,1%, у киргизов - 5,8%, якутов - 7,2%, туркмен - 2,7%, таджиков - 3%.

Культурная революция в России началась с призыва Коммунистической партии ликвидировать неграмотность. Движение по устранению необразованности развернулось в стране достаточно широко. Лозунг партии призывал грамотных обучать неграмотных. Таким образом, общее количество людей, принимавших участие в движении по всей стране, к 1930 году составляло порядка миллиона. Культурная революция в СССР к 1932 году захватила более тридцати миллионов человек.

Для устранения неграмотности раз и навсегда необходимо было приостановить поток необразованных из среды поколения подрастающего. Таким образом, в стране было введено обязательное всеобщее обучение.

Кроме устранения неграмотности, нововведение выполняло важную хозяйственно-политическую роль. Ленин указывал на то, что необразованный человек находится за пределами политики. Неграмотные, по его мнению, не способны овладевать техникой и принимать осознанное участие в формировании социалистического строя.

Культурная революция в СССР в 1930-1931 годах ознаменовалась введением бесплатного четырехлетнего начального обучения для детей от восьми до одиннадцати лет. В рабочих поселках, фабрично-заводских районах, промышленных городах для детей, окончивших четырехлетнюю школу, ввели последующее бесплатное семилетнее образование.

Таким образом, к завершению первой пятилетки обязательное всеобщее обучение было осуществлено практически на всей территории страны.

Культурная революция в СССР на протяжении первых двух пятилеток ознаменовалась широкомасштабным повсеместным школьным строительством. Так, в 1929-32 годах было возведено порядка тринадцати тысяч школ, рассчитанных на 3,8 миллиона учащихся, в период с 1933 по 1937 года - более восемнадцати тысяч школ. Количество людей, получавших среднее и высшее образование, было увеличено к 37-му году до 29,6 миллионов.

Кроме огромных успехов в формировании школьного образования, были созданы сотни новых техникумов и институтов педагогического профиля в РСФСР и прочих республиках. На протяжении первой пятилетки стремительно разрастающаяся сеть средних и высших учебных заведений позволила подготовить более четырех сотен, а в период второй пятилетки - более миллиона специалистов-педагогов среднего и высшего звена.

На протяжении первых двух пятилеток значительные успехи отмечались в развитии советской науки. Поставленные в планах задачи сельскохозяйственного значения требовали формирования самых тесных связей с производством и практикой строительства социализма. В то время известность и признание получили работы таких деятелей, как И. В. Мичурина, К. Э. Циолковского, И. П. Павлова, А. Е. Ферсмана, В. А. Обручева, А. П. Карпинского, Н. Д. Зелинского и прочих ученых.

На протяжении первой и второй пятилетки были открыты и начали развиваться филиалы Академии наук СССР на Дальнем Востоке, Урале, в Узбекской, Туркменской, Казахской, Таджикской, Армянской, Азербайджанской, Грузинской союзных республиках.

Культурная революция СССР воспитала новую, вышедшую из крестьянской и рабочей среды интеллигенцию. Этот новый класс был тесно связан и предан народу, верно служил ему. Интеллигенция того времени оказала значительную помощь Коммунистической партии и всему государству в формировании социалистического общества.