Бытие есть, а не бытия нет. Философия парменида Парменид биография

Учеником Ксенофана является Парменид. Фрагментов Парменида дошло гораздо меньше, чем Гераклита, однако по степени влияния Парменида на последующую греческую мысль его трудно с кем-нибудь сопоставить.

Парменид родился в 540-544 гг. Его обычно считают первым философом, который начал логически размышлять и привнес рационалистический, логический метод в философию. Школа называется по месту жительства Парменида - Элее, расположенной на юге Италии. Парменид учился у Ксенофана, но к созерцательной жизни, к философии его привел пифагореец Аминий. Считается, что Сократ беседовал с Парменидом, однако годы жизни Сократа, который родился в 469 году, и Парменида не позволяют сделать такой вывод.

Парменид написал поэму, которая также называется «О природе». Поэма состоит из двух частей - «Путь истины» и «Путь мнения». Хотя поэма до наших дней не дошла, как и другие произведения досократиков, но она столь часто цитировалась последующими философами, что из этих фрагментов оказалось возможным реконструировать поэму (точнее, «Предисловие» и «Путь истины») практически целиком. «Путь истины» излагает истинное учение о бытии, которое достигается лишь посредством строгого логического мышления, а в «Пути мнения» Парменид описывает мир, каким он представляется органам чувств. Может быть, это неистинный мир, если показания органов чувств не согласуются с выводами разума, но он тем не менее нам таким кажется и поэтому также заслуживает того, чтобы его описать. Но внимание философов всегда, естественно, привлекает первая часть поэмы - «Путь истины».

Сюжетно поэма, написанная в стихах, построена так: в «Предисловии» описывается, как богини-девы ведет колесницу с Парменидом «куда только мысль достигает» - к дверям дворца, в котором богиня справедливости Дикэ встречает автора и говорит, что здесь она расскажет ему то, что неизвестно никому - как убедительную истину, так и мнения смертных, «в которых нет верности точной». Затем, в «Пути истины» ведется рассказ от лица богини Дикэ, где и излагается собственно учение Парменида. Для понимания его учения наиболее важно начало, где говорится следующее:

Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав,

Что за пути изысканья единственно мыслить возможно.

Первый гласит, что "есть" и "не быть никак невозможно":

Это - путь убежденья (которое Истине спутник).

Путь второй - что - "не есть" и "не быть должно неизбежно":

Эта тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна,

Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся), Ни изъяснить...

Ибо мыслить - то же, что быть...

Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь

Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать.

Прежде тебя от сего отвращаю пути изысканья,

А затем от того, где люди, лишенные знанья,

Бродят о двух головах…

В приведенном фрагменте выделяются два положения Парменида. Первое: «"есть" и "не быть никак невозможно"», иначе говоря, «то, что есть, - есть, то, чего нет, - нет», «бытие есть, небытия нет». Иногда это еще называют первой формулировкой закона тождества. Это действительно тавтология, само собой разумеющееся положение, А=А. Иное, что А=не-А, могут говорить только «люди о двух головах» (явный намек на Гераклита). Второе положение Парменида не совсем очевидно, ибо оно гласит: «Мыслить - то же, что быть», или в другой формулировке, философской: «Мышление и бытие - одно и то же». Казалось бы,этому можно всегда возразить. Ведь помыслить можно что угодно, какую угодно химеру, кентавра, леших, но из этого не следует, что они на самом деле существуют. Однако, во-первых, следует различать мышление и воображение. Говоря о том, что я помыслил кентавра, я в действительности имею в виду, что я его представил, а это не одно и то же. Помыслить – значит дать истинное, научное описание объекта мышления, что в случае с кентавром, очевидно, невозможно. Во-вторых, вообразить несуществующее тоже невозможно. Попробуйте представить себе кентавра, состоящего из несуществующих частей. Кентавра – это некое существо, состоящее из лошади и человека, т.е. из того, что существует в действительности. Все, что мы мыслим, представляем, мы представляем только на основе существующего. Попробуйте помыслить несуществующее, т.е. небытие. Не несуществующую вещь, а небытие. Этого сделать в принципе невозможно. Этот тезис Парменида очень важен. Он лежит в основании любой познавательной деятельности человека. Ни один ученый, ни один человек не познал бы ничего, если бы не был уверен, что его мысль о предмете и есть сам предмет. Поэтому эти два положения Парменида есть аксиомы: их нельзя доказать, но без их признания невозможно никакое познание.

В рамках учения Парменида вторая аксиома отнюдь не случайна, потому что выводы, которые следуют из его философии, настолько противоречат здравому смыслу, что тут же может появиться стремление сказать, что между доказанным и существующим в действительности нет ничего общего, разум - это не бытие, и его выводы не могут служить основой для создания учения о бытии. Именно поэтому с самого начала Парменид указывает, что мыслить - это то же, что быть, что логические аргументы относятся не просто к области личного разума мыслящего человека, но и к области бытия, и то, что мы исследуем при помощи разума, непосредственно относится к бытию.

Из первого тезиса следуют такие выводы: поскольку существует только бытие, то оно неделимо. Действительно, бытие может быть разделено на части только в том случае, если между частями бытия есть нечто иное, чем бытие, т.е. небытие. Но небытия нет. Поэтому бытие одно, не имеет никаких частей. Множества различных вещей в действительности нет: «Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим». Далее, даже если бы мы и представили, что существуют некоторые части этого бытия, то они не смогли бы двигаться, поскольку движение бытия возможно только в небытии. Движение частей бытия возможно только тогда, когда между частями бытия существует некое небытие. Поэтому движения в действительности также нет. То, что существует множественность вещей, и то, что эти вещи постоянно движутся, - это лишь нам кажется. В действительности бытие нерожденно и не подвержено гибели. Ведь возникнуть оно может только из небытия и уничтожится может тоже только в небытие. Но небытия нет. Следовательно, бытие существовало всегда, оно вечно и будет существовать всегда. Оно однородно, бездрожно, т.е. в любой своей части оно не двигается, оно одно, не может быть двух бытий. Оно простое, ни из чего не возникло, неделимо, вездесуще, непрерывно. Вслед за Ксенофаном Парменид утверждает, что бытие имеет форму шара 12 .

Таким образом, получается парадоксальная картина. Действительно, выводы из двух его положений, совершенно очевидных и не подлежащих никакому сомнению, выводы совершенно логичные, приводят к совершенно необычным выводам - что множественности вещей не существует, что движения нет, а это нам только кажется. Этот кажущийся мир Парменид описывает в «Пути мнения», но здесь Парменид настолько неоригинален, что даже количество фрагментов из этой части поэмы сравнительно невелико, что говорит о небольшом интересе последующих философов к этой части учения Парменида. Мы тоже последуем их примеру и не будем рассматривать учение Парменида о мире как малозначащее и не оказавшее влияния на дальнейшую философскую мысль.

Учение Парменида заслуживает особого к себе внимания, поскольку вся последующая философия будет развиваться под несомненным влиянием идей Парменида. Гениальность Парменида признавал, в частности Платон, сказавший: «Парменид… внушает мне… "и почтенье, и ужас"» (Теэтет 183e). Строго говоря, философия Платона представляет собой дальнейшее развитие идей Парменида, попытку понять парадоксальность нашего знания об истине и бытии.

Парменид первым четко сформулировал основные философские аксиомы, первым стал последовательно применять строгий метод рассуждения и познания, в данном случае – рационалистический. Таким образом, Парменид стал первым в истории системосозидателем: его учение представляет собой не ряд гениальных интуитивных догадок, как у его предшественников, а являет собой строгую философскую систему, в которой философ, исходя из неких самоочевидных аксиом и строго следуя определенному методу, приходит к некоему выводу, который хотя и отличается необычностью и даже парадоксальностью формулировок, все же следует в рамках данной философской системы признать как вытекающий из всех предыдущих рассуждений. Последующие философские (и научные) системы также будут создаваться по этому же принципу: каждый философ имеет перед собою некую цель, проблему, которую необходимо решить; для этого он постулирует некие аксиомы и далее рассуждает, пользуясь методом, который ему представляется более соответствующим этим аксиомам. В этом плане система Парменида замечательна тем, что она умещается на одной странице, ее легко представить всю целиком, и, таким образом, Парменид помогает лучше, отчетливее представить себе суть философского метода познания.

(Парменид (конец VII-VI в. до н.э.) - философ и политический

деятель, центральная фигура Элейской школы. Он родился в

знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, а когда

пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений,

он стал созерцать ясный лик истины в тишине сладкого

учения. Он принимал активное участие в политических

делах родного города. Парменид был признан своими согражданами

одним из мудрых политических руководителей Элей. По утверждению

Плутарха, Парменид же свое собственное отечество

привел в порядок отличнейшими законами, так что власти ежегодно

заставляли граждан давать клятву оставаться верными законам

Парменида.)-краткая биография

Как было принято тогда, Парменид написал поэму О природе

Где образно представлен путь познания в виде аллегорического

описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину.

В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую

роль разума в познании и подсобную роль чувств.

Он разграничивает (вслед за Ксепофаном) истину, основанную на

рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных

восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей,

но не дают знания их истинной сущности. Философию он разделил

на философию истины и философию мнения, назвав критерием

истины разум, в чувствах же, говорил он, точности нет: не доверяйте

чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами,

не слушайте ушами, в которых раздается только шум, и не болтайте

праздно языком, но разумом исследуйте высказанные доказательства.

Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение

мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо

без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли.

Попробуйте помыслить ни о чем! И вы убедитесь, что это невозможно.

Ничего нет и ничего не будет, кроме сущего, да и нет

сущего, где было бы пусто от сущего. Бытие не возникло: оно

непреходяще. Гениальна идея Парменида о том, что нет и не

может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося

бытия. Сущее Парменид считал лишенным изменчивости и

многообразия. Парменид тем самым создал непроходимую пропасть

между миром, как он дан нам в восприятии, полным движения,

и миром единого и неподвижного бытия, открывающегося

мышлению.

Возникла драматическая ситуация в развитии познания:

одни расплавляли мир в потоке воды и полыхании огня,

а другие как бы кристаллизовали его в неподвижном камне.

Ценна такая идея Парменида: только бытие есть, небытия нет.

Лишь у пустоголового племени бытие и небытие признаются

тождественными. Небытие невозможно ни познать, ни высказать:

мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия:

мысль без бытия - ничто.

Нужно отметить глубокую мудрость этой идеи. И в самом

деле: попробуйте помыслить то, чего нет, т.е. небытие. У вас ничего

не получится. Ваша мысль будет метаться в поисках небытия,

при этом каждый раз как бы хватая нечто сущее. Небытие

не доступно ни чувствам, ни мыслям. Тут у Парменида выявляется

исключительно глубокая идея о предметной отнесенности

мысли; эта фундаментальная идея остается непоколебимой в

веках. Любопытна мысль Парменида, считавшего, что Вселенная

не имеет недостатков. Характеризуя сущее в его цельности, он

говорит: сущее не может быть ни чуточку больше, ни чуточку

меньше. Стало быть, нет и пустого пространства: все наполняется

бытием. Эта мысль полностью верна -в духе А. Эйнштейна.

Особо подчеркнем, что Парменид увязывал духовный мир человека

с такими детерминантами, как положение человека и уровень

его телесной организации: высшая степень организации дает

и высшую степень мышления. А телесность и духовность совпадают

в мироздании в Боге.

Кратко: Парменид из Элеи (ок. 540 до н. э. или 520 до н. э. - ок. 450 до н. э.) - древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.

Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:

Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара. Учитель Зенона Элейского.

Тезис. «Бытие есть, а небытия - нет».

Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий. Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга - небытием, его нет. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей. Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его - нет. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения. Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие. Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует. Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу. Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени.

Парменид из Элеи был древнегреческим философом, который жил около 540 года до н.э.- 417 года до н.э. Парменид был основателем Элейской школы. Известная поэма Парменида «О природе» раскрывает его основные метафизические взгляды. Дошла поэма до нас не полностью, а лишь отрывками, но в них можно узнать характерные для Элейской школы взгляды. Известным учеником Парменида из Элеи был Зенон, который не менее, чем его учитель, прославился на философском поприще.

Фундаментальная философия Парменида подарила нам первые зачатки обращения к вопросам познания, бытия, что привело к формированию онтологии, а также положила начало гносеологии. Парменид смог разделить и обьяснить истину и мнение, что, возможно, положило начало первым зачаткам логического мышления и рационализации информации.

В основу взглядов Парменида входит несколько главных тезисов. Парменил считал, что помимо бытия, ничего не существует. Поскольку невозможно мыслить ни о чем, мышление неразрывно связано с бытием точно также, а значит мыслимое (то, что мы мыслим) есть частью бытия. На этом убеждение строится эпистемология (теория познания) Парменида. Он задается вопросом: «Как мы можем понимать, что бытие существует? Мы ведь не можем это как-то проверить. Но бытие настолько тесно связано с мыслью, что нельзя сомневаться, что оно точно существует».

Бытие никем не порождено. У него нет начала, поскольку, признавая, что оно было чем-то порождено, мы признаем, что существует Небытие. Если небытия нет, то бытие не могло ни из чего произойти.

Бытие не может испортиться, не может умереть – оно не подвержено гибели. Если бытие подвергалось таким манипуляциям, процессам, то оно бы превратилось в небытие, но небытия нет.

Бытие не имеет ни прошлого, ни будущего. Бытие – это только чистое настоящее. Бытие имеет форму шара и обладает такими характеристиками, как неподвижность, однородность, совершенность и ограниченность.

Исходя из этого, если перенести понятие о бытие на мышление и познание человека, то, по мнению Парменида, необходимо «мыслить и о том, что есть и что существует, потому что бытие есть, а небытия нет». Парменид говорить только о материальном бытие, которое опирается на чувственные данные.

Внешние явления проигрывали перед мышлением, по мнению Парменида. Слух может нас обманывать, зрение может нас дурачить, может давать и создавать смутные моменты, в которые, как в дебри заходит человек, и начинает путаться, не понимать. Лишь с помощью мышления мы можем рассудить эти моменты. «Нет, мыслью рассуди спорные рассуждения, о которых говорят» — прямо призывал Парменид.

Парменид из Элеи, помимо создания Элейской школы, сделал значительный вклад в развивающуюся философию, а именно: создал теорию единства и неизменности, которые лежат в истоках познания, в истоках бытия. А также взгляд на неразрывность бытия с мышлением, что обозначает именно то, что бытие существует. Мысль отличается от ощущений, что тоже является немаловажным для разграничения основ эмпирического и рационального мышления. Также ему принадлежит создание основ дедуктивного и диалектического метода философствования – не в том виде, в каком они используются нами сейчас, а именно система функционирования и инструменты их использования в рассуждениях.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Из Элеи (ок. 540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э.) — древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разграничивает (вслед за Ксепофаном) истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Философию он разделил на философию истины философию мнения, назвав критерием истины разум, в чувствах же, говорил он, точности нет: не доверяйте чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами.

Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Гениальна идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Сущее Парменид считал лишенным изменчивости и многообразия. Парменид тем самым создал непроходимую пропасть между миром, как он дан нам в восприятии, полным движения, и миром единого и неподвижного бытия, открывающегося мышлению.

Парменид занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.

Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:

Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о ч?м. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара. Учитель Зенона Элейского.

Тезис. «Бытие есть, а небытия — нет».

Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий. Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей. Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения. Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие. Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует. Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу. Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени.

2. Вторую форму представлял как вихревой поток, где атомарный вихрь создавал условия для соединения однородных атомов и разъединения разнородных. Тем самым возникала закономерность в движении атомов, названная им законом тяготения подобного к подобному. В процессе атомарного вихря образуется мироздание.

3. Третья форма движения представляла собой испарение предметов космоса. Таковыми являлись запахи. Свойства вещей природы обусловлены свойствами атомов, например, вязкость объяснялась крючковатыми атомами, а текучесть круглыми частицами и т.д.

Чувственное познание есть результат воздействия атомов. Различие чувственных образов обусловлено различием форм, строением атомов. Например, зрительный образ появляется в процессе «отлетания» от вещей их микроскопических копий, образов, форм (флюидов). Последние попадают в глаз, и в нем появляется зрительный образ.

Рациональное познание есть, по Демокриту, продолжение чувственного. Разум - это более тонкий зрительный орган, т.е. это своеобразное «логическое зрение». Демокрит не делает различия между материальным и идеальным. Душа человека есть соединение легковозбуждающихся сферических и гладких атомов, которые являются божественными.

Умозрительная атомистическая концепция Демокрита имела историческое значение, так как в Новое время она была положена в основу естественнонаучной картины мира. Демокрита можно считать последним крупным греческим философом-натуралистом, ибо с его творчеством заканчивается натуралистический период древнегреческой философии.