Самопознание: путешествие в глубины внутреннего мира. Методы самопознания личности

Недавно, один читатель сайта написал мне о том, что он заниматься самопознанием уже более 20 лет. Я задал ему вопрос – какие результаты вы получили за это время? В ответ – молчание. А через несколько дней мужчина написал, что за это время, за 20 лет, он много всего узнал и лучше стал понимать себя. И больше, судя по всему, сказать ему было не о чем. Вы знаете, здесь очень часто зарыта проблема, причина которой духовная некомпетентность и не образованность большинства людей. Это печально, когда человек знает много, голова забита информацией, но в сознании винегрет, и при этом результаты в жизни, как правило, – пшик. То есть, человек ничего не научился применять на практике, спрашивается – зачем тогда учился? Так рождаются неудачники, скажу я вам.

Самопознание личности – это не самоцель! Самопознание – это всего лишь первый, подготовительный этап пути развития и самореализации человека в жизни. За самопознанием должно следовать целенаправленное развитие и обязательно самореализация (практическое применение знаний в жизни – , успеха, счастья на практике! ).

Что такое Самопознание Личности

Чтобы лучше разобраться в теме, прежде всего рекомендую прочитать статью – , в ней также идёт речь о самопознании, но как об одном из этапов жизни. А сейчас подробнее разберём именно Самопознание.

, второй этап развития Личности, нужно понимать практически дословно – познание себя. Этап самопознания необходим каждому человеку для осознанного выбора жизненного пути, пути развития и выбора жизненных целей (профессии, др.).

Условно говоря, есть много уровней самопознания, и всё зависит от человека. Кому-то достаточно просто почувствовать и понять свои желания, стремления – кем человек хочет быть и почему. Например, человек хочет быть доктором и много зарабатывать. Он анализирует свои желания и выбирает для себя профессию в медицине, где хорошо платят (зубной врач, пластический хирург, др.). Многим достаточно просто понять свои желания и особо не задумываясь начать их достигать. А кому-то этого бесконечно мало.

По-настоящему Самопознание человека начинается с вопросов: Кто я? () Для чего я рождён? Для чего я Живу? В этом случае самопознание включает в себя познание и развитие себя как Личности, познание своей Души, поиск высшего смысла Жизни, выбор и нравственных принципов по которым человек хотел бы жить.

Этап самопознания переходит в путь развития, когда человек находит ответы на ключевые выше перечисленные вопросы – выбирает цели и систему знаний, ответы которой его удовлетворяют.

– это, по сути, духовный поиск, который, чаще всего, предполагает прочтение множества книг, перелопачивание большого объёма информации, познание своих чувств и устремлений, начальную практическую проверку каких-то постулатов.

Следующие этапы Самопознания Личности следуют уже после того, как человек определился в выборе пути и начал целенаправленно работать над собой по какой-то системе. То есть, он начал применять в своей жизни, на практике, соответствующие знания, техники развития и получать результаты.

Последующие этапы самопознания включают в себя:

  • Познание своей Души, ее строения, потенциала, способностей и их раскрытие
  • Познание своей божественной Индивидуальности и её раскрытие
  • Познание и воплощение в жизнь своих
  • Познание своего с дальнейшей его реализацией

Помните! Если вы много читаете и много знаете – это ещё не значит, что вы развиваетесь и идёте к совершенству! Вы только познаёте. А развитие начинается лишь тогда, когда вы начинаете изменять себя, применять знания и техники на практике, и получать в своей жизни позитивные результаты.

Как сказал Христос: “По плодам узнаете! “, или так – “Покажите мне ваши результаты в жизни и я скажу вам какой у вас уровень развития”

Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения, как внешнего мира, так и познания самого себя. Самопознание присуще только человеку.

Если объяснить языком простых, обычных людей самопознание – это познание самого себя для того чтобы знать что ты хочешь. Т.е. кто я? Зачем живу? Есть ли идеальная работа для меня, идеальная семья, идеальный партнер по жизни, идеальный мир и идеальная жизнь для меня? Почему меня не любят? Почему у меня не складываются отношения со сверстниками или с коллегами по работе, или с родителями и т.д.

Познание самого себя должно происходить не только на физическом, а и на духовном уровне. Большинство людей в наше время, часто даже не думают ставить цели духовного порядка, наш мир стал очень, если так можно сказать «оденежен, одоллорен», все можно купить за деньги, простите за богохульство, даже священников. Все людские цели чаще всего сводятся к тому, чтобы что-то приобрести, купить.

Человек – изначально существо духовное само низвело себя до материальных потребностей, и оттого страдает, ведь дух угнетён, словно в темнице.

Самопознание зарождается и развивается по мере созревания и взросления человека, по мере развития его психических функций и расширения контакта с внешним миром. Самопознание тесно связано с самооценкой личности.

Самопознание реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Как показывают наблюдения и исследования, зарождается самопознание в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно, и ученик, например, поначалу объясняет факт успешного усвоения данного предмета своим отношением к нему (нравится или не нравится). Развитие самопознания позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние ощущения, понимать его и определенным образом относиться к самому себе, т. е. самопознание - не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе.

Чаще всего муки самопознания терзают мыслящих, ищущих, творческих людей. Но не только, многие обычные люди обращаются к самопознанию после переживания кризисной ситуации, например конфликт на работе, в институте, неудачи в личной жизни, потеря контакта с родителями или детьми. Одни пытаются найти готовый ответ, читая разнообразную литературу, просматривая фильмы, советуясь с друзьями, ища поддержки в своей правоте. Другие более зрелые и адекватно оценивающие ситуации (способные посмотреть на нее со стороны) будут стремиться разобраться в себе, понять собственные желания и мотивы своего поведения, отношения к другим. Анализируя себя в конфликтной ситуации будут стремиться найти положительные точки соприкосновения и достичь того положения чтобы в дальнейшем избежать полностью или смягчить конфликтную ситуацию, которая произошла. А кому-то потребуется помощь специалиста по собственному желанию или по совету близких или друзей, в процессе общения с которым будет проводиться работа направленная на самопознание собственного внутреннего мира, для продвижения по пути самосовершенствования, личностного роста, для того чтобы строить гармоничные отношения с самим собой, окружающими людьми и миром.


Если вспомнить все выше изложенное и данные психологической литературы, то процесс самопознание как попытка ответить на вопрос «Кто я?» – есть творение собственной идентичности, индивидуальности.

Самопознание – это встреча со своим бытием, увиденным через знаки и символы культуры. Только благодаря им собственное существование становится понятным и доступным как самому человеку, так и его окружению. Так, через язык самоопределения (дискурсивные концепты) человек обретает самобытие-в-мире: встроенность в мир, сознание себя частью мира.

В заключении следует сказать, что обычно муки самопознания начинаются, когда нет счастья в любви, раз. Не устраивает работа (нет любимого дела), два. Человек утратил здоровье, способность двигаться или узнал о неизбежности скорой смерти, три, и т.п. А самое главное в кризисные периоды развития ребенка, иначе не было бы развития и совершенствования ЧЕЛОВЕКА с большой буквы. Муки самопознания жестоко терзают творческих людей и людей науки, т.к. без них не было бы великих актеров, художников, ученых, великих открытий и жили бы мы в пещерах и т.п.

С раннего детства человек задается вопросом о том, кем он является, пытается разобраться в себе, в своем внутреннем мире. Так начинается процесс самопознания. И это не только созерцание себя, но и наблюдение за своими поступками, мыслями с целью их совершенствования. Ведь познание себя без внутренней работы лишено смысла.

Одним из главных требований к этому является признание собственного невежества и желание обрести это знание. Одним самоанализом невозможно познать себя. Недостаточно и логических рассуждений или иной умственной деятельности. Необходимо пробудить сознание своей природы и делать это лучше под руководством опытного наставника или Учителя, обладающего знаниями.

Каждый человек - это отдельный мир, который хранит в себе множество загадок. И как сложно постичь внешний мир, так же непросто познать внутренний мир человека. Это очень увлекательная, сложная, но достижимая задача.

Интересен тот факт, что это не разовый процесс, а постепенный. Открывая в себе одну какую-то часть, постепенно человек узнает ещё что-то новое. И в конечном итоге это может занять всю жизнь, делая её невероятно увлекательной.

Для того чтобы понимать себя, необходимо так же отдавать себе отчёт в том, что движет поступками, каковы внутренние мотивы. Такая оценка должна быть объективной.

С каждым этапом самопознания человек меняет себя, меняет своё отношение к жизни. Он открывает в себе всё новые и новые стороны, новые возможности, о которых не догадывался ранее.

В древних учениях под самопознанием понималось познание своей глубины, в которой открывалась божественная природа человека. Оно объединялось с проработкой душевных состояний. Такое самопознание выводило человека за пределы познания собственного Я.

Чтобы заниматься самопознанием, человек должен иметь не только желание, но и узнать, какие способы самопознания существуют. Это может быть религия, философия, психология, различные медитативные техники или телесные. Важно понимать, к какому результату приводит тот или иной способ познания себя.

Человек должен постоянно развиваться - это ещё одно из важных условий для познания себя. Самопознание постоянно отстаёт немного от объекта познания.

В процессе познания себя важно не принижать свои качества, а также не преувеличивать их. Именно трезвая оценка и принятие себя таким, как есть является залогом для правильного развития личности. В противном случае могут проявиться высокомерие, самоуверенность или наоборот робость, замкнутость, стеснительность. Эти качества станут непреодолимым барьером на пути к самосовершенствованию.

Некоторые философы высоко ценили самопознание. Так Сократ говорил о том, что оно является основой всякой добродетели. Лессинг и Кант утверждали, что это начало и центр человеческой мудрости. Гёте писал: "Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг - и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено".

Самопознание – это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.

Чтобы понять, что такое самопознание, следует проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.

Самопознание личности включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида. На биологическом уровне совершается познание себя, как отдельного, автономного организма. Социальный уровень выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе. Личностный уровень представляет способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.

Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.

Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.

В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.

Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни .

Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания. Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо). Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.

Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.

В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение. Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.

Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».

«Я» — идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» — идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе самые лучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

«Я» — реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его , дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.

Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

Начальный этап предусматривает создание собственного идеального образа совершенного человека по определенным характеристикам, что дает возможность максимально точно увидеть задания саморазвития и подобрать для этого необходимые оптимальные методики. Мышление саморазвивающегося человека направлено на то, чтобы хотя бы в пределах 15 минут каждый день анализировать собственное мнение. Таким образом, постепенно развивается представление о способах, пользуясь которыми можно приблизиться к желаемому идеалу (как нужно вести себя, с кем общаться, что делать). Если человек соблюдает все эти правила и задачи, то он все больше близится к своему идеалу, и понемногу уменьшается расстояние между «Я» — идеальное и «Я» — реальное. Компонент «Я, как оцениваю себя сам» поможет увидеть в правильном ли направлении движется человек.

Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной у него тоже не будет.

Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; . Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.

Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее. Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих. На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.

После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания. На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения. Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.

Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам. Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям. Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.

Виды самопознания

Процесс самопознания можно представить в виде очередности следующих действий: выявление в себе какого-то личностного качества, фиксация этого качества в сознании, анализ, оценивание и принятие качества. Если человеку свойственна высокая эмоциональность и непринятие себя, у него могут развиться комплексы, а сам процесс превратится в «самокопание». Поэтому важно, чтобы в самопознании, также как и в других процессах, соблюдались определенные рамки.

Процессы самопознания и саморазвития становятся еще более эффективными, если человек обладает знаниями об основах психологии личности и психологии чувств.

Существуют такие способы самопознания личности: самонаблюдение (наблюдение за своим поведением и мыслями, внутренними процессами); самоанализ (анализируются те вещи, которые обнаружились в результате самонаблюдения, определяются причинно-следственные связи, человек анализирует те характеристики, которые ему открылись); сравнение (сопоставление себя с другими людьми, с идеалами, образцами); моделирование личности (человек моделирует собственную личность, через отображения своих отдельных характеристик и отношений с другими, используя знаки и символы); осознание противоположностей (человек осознаёт наличие противоположностей какого-нибудь качества или поведенческой характеристики).

Последний способ (осознание противоположностей) используется на поздних этапах самопознания, когда личностная характеристика выделенная и анализированная. Отдельные личностные качества человека одновременно могут иметь положительную и негативную стороны. Если человек научился находить положительную сторону характеристики, в которой ранее видел только негатив, то болезненность ее принятия будет меньшей, а человек будет чувствовать себя сильнее. Этот последний момент очень важен, потому что самопринятие имеет очень большое значение в самопознании, саморазвитии и .

Способы самопознания способствуют не только лучшему пониманию человеком себя самого, но и познавать других людей. Если человек осознает себя, как личность, наделяет себя определенными характеристиками, он также сможет сравнить себя с другими, чтобы хорошо понимать, в чем заключается его отличие от других.

Выделяют следующие средства самопознания человека: самоотчёт (например, в виде дневника); просмотр фильмов, чтение литературы с обращением внимания на психологические образы героев, сопоставление себя с этими героями; изучение психологии личности, социальной психологии; прохождение психологических тестов.

Существуют также специальные средства самопознания, которые составляют различные формы деятельности психолога: индивидуальное консультирование, где психолог грамотно составляет индивидуальный план работы с клиентом, в результате применения которого, клиент способен максимально раскрыться, понять проблемы и найти внутренние ресурсы для разрешения этих проблем; групповая работа в рамках социально-психологического тренинга, в котором отношения строятся таким образом, что в группе происходит интенсификация процессов самопознания и познания других.

Что такое самопознание?

Это ключевой процесс личностного роста: только познав себя, человек может обеспечить себе лучшее качество жизни. По сути это практика, направленная на выявление и устранение внутренних противоречий. Конечная цель - раскрыть своё внутреннее «Я» , обеспечить целостность собственной личности. Для многих людей этот процесс выражается в поиске ответов на вопросы «Кто Я?», «Для чего я пришёл в этот мир?» и т.д.
Находя ответы на эти и другие важные вопросы, человек по-другому выстраивает систему жизненных приоритетов, благодаря чему меняет свой образ жизни к лучшему.
Надо понимать, что это не столько «прокачка», сколько оптимизация внутренних ресурсов. Повышению качества жизни есть вполне логичное объяснение: когда человек сосредотачивается на себе, начинает понимать что ему действительно нужно, концентрируется на своих целях, ему становится легче достигать их, отчего он получает большое удовольствие и возможность двигаться дальше.

Самопознание и самосознание в психологии

Самопознание тесно связано с самосознанием . В свою очередь, самосознание - самый высокоорганизованный психический процесс , обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности. Отправной точкой этого процесса является осознание собственного «Я» индивидуума и вписывание его в контекст окружающего мира. Принятие внешнего окружения и самосознание развиваются параллельно, так как это взаимозависимые процессы.

Одной из наиболее популярных концепций самосознания стала концепция И.М. Сеченова , которая опирается на «системные чувствования» - именно на них строится самосознание. «Чувствования» , в свою очередь, являются не чем иным, как психосоматическими реакциями на внешние раздражители, которые проявляются ещё в младенчестве и уже тогда закладывают основу будущей личности человека. Часть их имеет объективный характер и исходит из восприятия мира, другая часть - субъективна, она возникает из восприятия своего тела.

Этапы самопознания

Как уже было сказано, самопознание - сложный и продолжительный процесс. Чтобы лучше представлять его, следует выделить основные этапы, которые по-разному влияют на отношение индивидуума к самому себе и к окружающему миру:

    • Первичный.

На этом этапе самопознание зачастую происходит неосознанно. Человек оценивает себя пассивно, с точки зрения мнения окружающих, как бы по отражению в зеркале общества, и таким образом формирует образ собственного «Я». Чем дальше продвигается формирование, тем больше возникает несоответствий между внешней оценкой и внутренними ощущениями. Когда накапливается критическая масса противоречий, на этом этапе возникает первый серьёзный кризис, который можно назвать когнитивным диссонансом. Разрешение этого кризиса - очень важная веха на пути самопознания, но отнюдь не его завершение.

    • Вторичный.

На этом этапе роли меняются. Теперь человек оценивает себя сам, сравнивая с другими людьми, но, не опираясь на их мнение. Окружающий мир становится пассивной стороной, лекалом и эталоном, соответствие которому вовсе не обязательно. Снимаемые мерки накапливаются, превращаясь в стройную (или не очень) картину внутреннего мира. На данном этапе процесс самопознания напоминает работу архитектора, который создает не только красивый, но и устойчивый проект.

Методология или техники самопознания

Самопознание - это процесс , и он состоит из множества практик, используя которые можно значительно продвинуться в сторону разрешения своих внутренних противоречий. Все используемые приемы можно разделить на несколько крупных направлений, каждое из которых по-своему важно:

    1. Максимально отстранённая и беспристрастная оценка своего прошлого опыта , как личного, так и профессионального. Объективно оценивать себя очень сложно, поэтому неудивительно, что с первого раза добиться прогресса в упражнении почти никому не удаётся. Тем не менее, регулярно практикуясь, человек постепенно учится выявлять свои сильные и слабые стороны, над которыми впоследствии будет работать. Здесь важно то, насколько разнообразен его опыт, и для его расширения очень полезно выходить из своей зоны комфорта. Погружая себя в разные обстоятельства, принимая разные вызовы, человек проявляет те или иные качества - смелость или осторожность, решительность или инертность, спонтанность или вдумчивость; и вместе с этим получает богатую пищу для размышлений и возможность дать себе оценку, максимально приближенную к истине.
    2. Разнообразные групповые тренинги, деловые игры, компьютерное тестирование . Здесь в процесс включаются другие люди и коллективные методики, ведь, как и другие дела, самопознание удобно осуществлять при помощи товарищей. Все предложенные практики подразумевают коммуникацию, а именно в коммуникации раскрываются многие важные качества человека. Тесты позволяют ответить на вопросы, которые сам индивидуум может просто не догадаться задать себе (в данном контексте рекомендован тест Айзенка). Интерпретацию ответов здесь лучше предоставить специалистам.
    3. Включение самопознания в повседневную деятельность , в отличие от первого пункта, здесь предлагается оценивать себя не «в вакууме» спокойных размышлений, а на фоне привычных повседневных дел. Эта среда тоже является индикатором внутреннего состояния человека. Нужно только отслеживать событие не только с позиции «Что происходит?», но и с попыткой ответить на вопросы «Почему это происходит?» и «Что это значит?».

Следует понимать, что универсального рецепта не существует. Каждая личность уникальна, и то, что идеально подходит одному человеку, может оказаться совершенно бесполезным для другого. Поэтому все представленные направления лучше комбинировать, находя в каждом удобные и полезные практики.

Кризисные моменты самопознания

Практически всегда, когда индивидуум встречается с определенными жизненными трудностями:

    • неудовлетворённость работой;
    • неурядицы в отношениях;
    • творческий кризис;
    • проблемы со здоровьем и т.д.,

он обращается внутрь себя в поиске ответа на вопрос «Что со мной не так?». Случается, что поиски эти похожи на пресловутый поиск черной кошки в тёмной комнате: не зная, как и что искать, человек может копаться в себе годами без особой пользы, не улучшая свое подавленное состояние.

Цели поиска

Самопознание - не процесс ради процесса, у него есть конкретные цели. Они заключаются также и в развитии личностных качеств человека, которые нужны для успешной деятельности во всех жизненных сферах:

    • Энергичность - способность сохранять силы и энтузиазм даже при напряженной работе. Многие сотрудники современных предприятий жалуются на повышенную утомляемость, и даже появился специальный диагноз - синдром хронической усталости, который сводит на нет кропотливые старания. Чтобы не пасть его жертвой, человеку следует научиться правильно распоряжаться своими внутренними ресурсами.
    • Коммуникативность - умение вступать в диалог с людьми, располагать их к себе, находить с ними общий язык ради обоюдной выгоды. Многим людям трудно выходить из комфортной зоны личного пространства, чтобы вступить в общение с собеседником, а причина этого кроется как раз в неразрешенных внутренних противоречиях.
    • Воля - одно из ключевых качеств успешного человека, сотрудника или руководителя. Оно подразумевает способность выполнять задачи наперекор собственной лени или внешним обстоятельствам, а также умение защитить собственную точку зрения реализовать свой проект.
    • Честность - в первую очередь, перед самим собой. Без этого качества нельзя добиться объективной оценки своих действий, успехов и неудач. Честность в плане бизнес-отношений также следует культивировать - так можно выстроить по-настоящему действующие связи, которые принесут выгоду всем участникам рабочего процесса.
    • Обучаемость - способность постоянно получать новую информацию, обрабатывать её и ставить себе на службу. Непрерывное повышение своего интеллектуального уровня - едва ли не самая приоритетная задача современного человека. В век информации главный капитал каждого из нас - собственные знания, навыки и умения, и расширять этот багаж никогда не бывает лишним.

С точки зрения бизнеса, развитие данных качеств само по себе не гарантирует немедленного карьерного роста, однако существенно повышает самоценность человека как работника, а также улучшает его мироощущение. Гармоничное сосуществование со своим внутренним «Я» - залог получения удовольствия от жизни и работы, инвестирования себя в действительно важные дела.

Для чего нужно пройти этот путь

Все мы хотим удовольствия от жизни, быть счастливыми, реализовать себя и прийти к собственному целостному успеху. Познавая себя, человек открывает в себе скрытые резервы и через это улучшает качество собственной жизни. Он удивляется, как легко начинают даваться дела, которые раньше казались трудными, и сколько удовольствия и новой энергии они приносят, чтобы расти дальше, делать более сложные успешные проекты, отчего появляется творчество и радость жизни каждый день, вместо грустного выживания. Все духовные ресурсы больше не расходуются в бессмысленных направлениях на ненужные вещи, они оптимизируются и направляются на достижение главных жизненных целей конкретного человека, согласно его внутреннему потенциалу: построение карьеры, воплощение амбициозного проекта, развитие и гуманизация общества, реализации себя в искусстве или спорте.

Человек, познавший себя, становится истинным хозяином своей жизни : отныне он сам решает, по какому пути она пойдёт и какими темпами. Во многих восточных философских школах это состояние является высшей ценностью, к которой можно стремиться до самой смерти. К счастью, сегодня успеха в самопознании можно добиться гораздо быстрее.

Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о собственном предназначении, смысле жизни, познает себя как личность. Данный психический процесс называется самопознанием. Познание себя начинается с самого рождения, когда ребенок начинает принимать себя как отдельное существо от своей матери. После чего в течение всей жизни самопознание формируется и преобразуется в зависимости от становления личности.

Процесс самопознания глубоко интимный. Некоторые ученые полагают, что самопознание во многом зависит от окружающей действительности. В детском возрасте ребенок выражает себя так, какой пример видит у своих родителей. Поэтому во многом познание самого себя проявляется в соответствии с окружающим миром.

Для того, чтобы понять свое предназначение, достичь баланса и гармонии с самим собой, необходимо реально оценивать степень познания самого себя. До самой старости человек познает глубины своего существования и делает определенные выводы о собственном месте в мире.

Самопознание

Процесс познания себя называется самопознанием. Он формируется на протяжении всей жизни, трансформируясь в зависимости от обстоятельств. На самопознание человека влияют различные факторы, такие как социальный статус человека, его социальные роли, характер и темперамент, творческие и физические способности и многое другое.

Формирование личности происходит на протяжении все жизни. Человек рождается, начинает изучать внешний мир и приходит к осознанию себя как отдельной личности. В младенчестве ребенок осознает и принимает себя через свою мать. В последующем он начинает понимать, что является отдельным от нее человеком, начинает учиться принимать и изучать себя, свое тело, поведение, реакцию на него окружающих.

Психологи утверждают, что влияние различных факторов на процесс самопознания необратимо. Поэтому чем больше положительных примеров ребенок увидит в детстве, тем обстоятельнее пройдет процесс самопознания в его жизни.

Психологическая зависимость от различных обстоятельств также может быть связана с какими-то трудностями в детском возрасте.

С процессом становления личности человек начинает понимать, что окружает его, в какой действительности находится, как влияет на него общество и как он сам влияет на общественные процессы.

Самопознание и развитие личности

Для того, чтобы человек смог реализовать себя в жизни, очень важно осознавать свое предназначение и место. Самопознание личности обеспечивает человека потенциальным успехом. От того, насколько глубоко он знает себя, зависит его самореализация и дальнейшая деятельность.

Люди, которые не могут найти свое место в жизни, обычно очень критичны, недоверчивы и придирчивы. Для того, чтобы научиться смотреть на мир реалистично, нужно сначала научиться видеть себя. Для достижения максимальных возможностей в своей жизни, человек должен познать себя.

Самопознание и саморазвитие неразрывно связаны между собой. Развиваясь, человек познает себя. Познавая себя, человек развивается. Эти два фактора всегда идут рука об руку. Невозможно развиваться, не познав свои предпочтения, возможности, таланты. Самопознание личности формирует определенный круг интересов и возможные сферы деятельности человека.

Многие люди уже в детском возрасте знают, кем хотят стать, когда вырастут. Такой процесс самопознания доступен не каждому. Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос, почему некоторые дети уверены в своем будущем, а другие — нет. Возможно, определенную роль играет потенциал родителей и их позитивный настрой. От воспитания ребенка очень сильно зависит процесс его самопознания.

Некоторые психологи утверждают, что процесс самопознания формируется по мере способности человека развиваться как личность. Ряд факторов, влияющий на данный процесс, обуславливают успешность развития личности, узнавая свой внутренний мир, темперамент, знакомясь со своими отличительными чертами и возможностями, человек начинает принимать себя таким, какой он есть. Это оказывает большую роль на процесс самореализации.

В зависимости от типа и способа мышления, человек получает определенный ряд качеств, которыми он будет обладать в жизни. От этого также будет зависеть саморазвитие. Кроме того, большую роль здесь имеет уверенность в себе. Закомплексованный человек будет менее востребован в обществе, несмотря на свои умения и таланты. Он не сможет выразить себя так, как хотелось бы ему самому. Поэтому процессы самореализации и самопознания также взаимосвязаны.

Самопознание и саморазвитие не только взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Развитие и прогресс невозможен, если не осознавать свою принадлежность, отличительные черты и качества. Человек развивается, узнавая о себе новое, тем самым использует свои новые качества на свою пользу. В процессе самопознания люди начинают осознавать свою важность, тем самым получая больше возможностей для развития. Человек, который развивается, растет над самим собой, становится мудрее, опытнее и востребованнее в любой сфере.

Виды самопознания

Становление личности претерпевает изменения на протяжении всей жизни человека. Существует несколько видов самопознания, которые играют огромную роль в межличностном и внутри личностном взаимодействии. Виды самопознания отличаются в зависимости от личностных процессов. Очередность данных процессов обусловлена различными факторами: анализ собственного я, принятие себя как личности, оценка своих возможностей и способностей.

Зная некоторые основы своего поведения и поведения окружающих, человеку будет легче развиваться, поскольку он будет понимать многие поведенческие моменты. Существует ряд способов, помогающих заняться самопознанием осознанно.

  • Самонаблюдение. Человек преднамеренно фиксирует свой взгляд на поведении, наблюдает за собственными реакциями на разные события, отслеживает свои взгляды и их зависимость от разных факторов. В результате анализа собственной личности, человек получает целостное представление о мире и сопоставление его с собственными ощущениями.
  • Самоанализ. Данный процесс тесно связан с самонаблюдением. Проанализировав некоторые моменты можно реально оценить свои возможности и поведенческие реакции, возникающие в процессы реакции на различные факторы.
  • Сравнение себя с другими людьми. Сравнивая собственное поведение и поведение окружающих людей можно трезво оценить многие ситуации и работать над исправлением собственных ошибок. Результатом успешного сотрудничества однозначно будет данный процесс. После внимательного изучения собственных реакций и реакций других людей, можно научиться успешно взаимодействовать с ними.
  • Моделирование личности. Используя собственные знания о личности, можно контролировать и регулировать многие психологические реакции. Понимая важность самоконтроля формируется ряд представлений о собственной личности и об окружающем мире.

В процесс самопознания человек начинает осознавать свою сущность, принадлежность и смысл собственного существования. Результатом самопознания является принятие себя как личности и умение находить даже в своих недостатках положительные черты.

Помимо того что существуют методы самопознания, есть также и средства самопознания, с помощью которых человек может легче пройти пути признания себя.

  • Отчет самому себе. Заключается в письменном или устном ежедневном отчете о пройденном дне, увиденном в течение дня, своем поведении. Обязательно фиксируются даже небольшие моменты. В настоящее время очень популярны блоги, которые ведутся в интернете. В них можно фиксировать все события, произошедшие за день. Если человек не желает выставлять напоказ свою жизнь, можно воспользоваться дневником, в котором будет вестись запись важных событий, происходящих в жизни.
  • Психологическая литература и кино. Существует масса полезных документальных фильмов о познании себя, а также профессиональной литература, с помощью которой будет легче разобраться с миропониманием и принять себя как личность. Сравнивая себя с героями фильмов или персонажами книг, можно получить новые знания о собственной персоне.
  • Психологические тесты. Они помогают людям выбрать направленность своих талантов, выделить темперамент и явные черты характера. С их помощью можно понять свою принадлежность какой-либо профессии или склонность к той или иной деятельности. Многие компании предлагают пройти не только профессиональные тесты, но также и тесты на изучение самореализации и личностного роста. Подготовленному человеку будет намного проще разобраться с разными ситуациями, предварительно изучив подобные работы.

Кроме того, всегда можно обратиться к психологу, который с помощью специальных методов поможет каждому человеку обрести знания о самом себе, помочь расставить приоритеты и определить функции самопознания для каждого человека. Психологическое консультирование очень развито в большинстве европейских стран. В России в последнее время также стали обширно развиваться центры психологического консультирования, где каждый человек может получить ответы на интересующие его вопросы, в том числе получить консультацию о самопознании.

Тренинги проводятся как в индивидуальном, так и в групповом порядке. В зависимости от пожеланий и возможностей человека, можно подобрать для себя соответствующий метод. Не все люди могут справиться с данным вопросом самостоятельно, поэтому часто обращаются за консультацией к специалисту. Верное решение проблемы не всегда можно отыскать самому, поэтому нет ничего особенного в том, чтобы получить помощь специалиста.

Первичное самопознание

Процесс самопознания начинается с младенчества. На протяжении всей жизни он видоизменяется и приобретает все более очерченные формы. Первичное самопознание обретает свое становление еще в раннем детстве. От него зависит доверие к миру и к самому себе.

Самая первая ступень в самопознании — первичное. Ребенок формирует представление о себе и о других людях, начинает познавать мир, знакомится с реакциями людей и со своими собственными. Процесс самопознания заложен в мозге. С самого рождения человек начинает учиться принимать себя таким, какой он есть.

Благодаря правильно организованной помощи родителей, процесс первичного самопознания будет проходить легче. В связи с большим влиянием родителей на своего ребенка, часть его представлений о себе и об окружающем мире будет неразрывно связана с представлением о нем родителей. В результате похвалы или наоборот, появляющиеся конфликты в семье, ребенок начинает познавать себя и учится принимать мир.

Несмотря на то, что первичное самопознание закладывается в раннем возрасте, кризис данного этапа наступает в более зрелые годы. Встречая на своем пути какие-либо препятствия, несоответствие своим ожиданиям, измененный мир начинает представляться не таким, каким он был в раннем детстве. Подростки часто склонны идеализировать окружающую действительность, однако, в какой-то момент наступает кризис. Это и называется кризисом первичного самопознания, когда собственные представления стали претерпевать некоторые изменения, с которыми нужно смириться.

Конфликт с первичным самопознанием

В результате познания себя и окружающей действительности люди обычно выделяют некоторые факторы, которые в дальнейшем оказывают большое влияние на их жизнь. Так, например, обычно большое значение для индивида имеет отношение к нему других людей. Общее впечатление о самом себе формируется, в том числе, и через взгляды окружающих на его личность.

Способы самопознания предполагают изучение собственного «Я» глазами окружающих. Владея определенной информацией от других людей, человек получает массу полезной информации о своей личности, а также формирует собственное мнение об окружающей его действительности.

Не всегда человек слышит и видит то, что хотелось бы. Поэтому нередко на этой почте образуется конфликт с первичным самопознанием. Люди склонны отмечать в себе лишь положительные качества, забывая о некоторых негативных моментах.

Вторичное самопознание

Целью самопознания является углубленное изучение собственных характеристик и использование их в собственных интересах. В результате становления личности, она претерпевает некоторые изменения, благодаря многим факторам, влияющим на жизнь человека.

С течением времени индивид может терять одни свои качества и приобретать другие. В результате такого процесса начинается частичное стирание представлений о собственном «Я». Претерпевая данные изменения, человек становится вынужден принимать «нового» себя. Через некоторое время начинается принятие себя через взгляд окружающих. Очень часто люди видят себя не такими, как видят их знакомые и родственники. Это тоже является частью самопознания. Принятие себя с разных позиций имеет огромную роль в процессе становления личности.

В процессе становления личности, наступает момент, когда человеку кажется, что он отлично знает себя и собственные реакции на что-либо. Этот период называется вторичным самопознанием. Он формируется после успешно пройденного кризиса первичного самопознания. Человек начинает осознавать собственную независимость, важность своих суждений и реакцию на них окружающих.

Для того, чтобы успешно пройти данный этап, необходимо лишь внимательно относиться к собственной личности на протяжении выбора особенно важных моментов.

5 простых упражнений на самопознание

Процесс самопознания продолжается постоянно, не прерываясь ни на минуту. Не всегда он происходит осознанно. Часть собственных знаний о себе мы получаем подсознательно. Не всегда есть возможность контролировать свои действия, однако большинство людей склонны анализировать свои поступки, даже после того, как прошло много времени. Существуют некоторые простые упражнения, которые помогают принять себя таким, каким есть.

Наблюдение за собой

Процесс самопознания характеризуется массой различных оценочных суждений о себе. Так, например, наблюдая за собой преднамеренно, можно выделить у себя множество качеств, которые ранее совершенно не замечал.

Когда наблюдаешь за своим поведением и начинаешь отслеживать собственные реакции на различные раздражители, появляется чувство удовлетворенности и контроля над действительностью.

Детальное сравнение

Сравнивая себя с другими людьми, индивид получает массу полезных знаний и о собственной личности. Процесс самопознания будет проходить более успешно, если человек пользуется методом сравнения себя с другими людьми.

Процесс самопознания формируется в ряде случаев исключительно благодаря сравнению. Детальное изучение поведения других людей и сравнение их со своими собственными накладывает большой отпечаток на самопознание.

Составление личностного портрета

Данный метод подразумевает углубленное изучение собственной личности путем составления личностного портрета. Этим методом пользуются многие психологи, помогая пройти путь к самореализации на персональном консультировании.

В результате самопознания с помощью данного метода, можно получить много новых знаний о своем поведении, реакции на конфликтные ситуации, а также сделать анализ некоторых поведенческих реакций.

Данный метод помогает строить благополучные отношения с людьми, поскольку в результате составления личностного портрета, человек начинает понимать особенности и реакции собственного «я». Тем самым он получает возможность самоконтроля во многих ситуациях.

Соединение противоположностей

Поскольку человек за свою жизнь сталкивается со множеством различных ситуаций, никогда нельзя исключать то, что он может столкнуться с противоположными объектами. Так, например, предполагая положительную реакцию на поведение другого человека, он может неожиданно увидеть негативный вариант.

Это связано с особенности целостного восприятия самого себя и других людей. Поэтому особенно важно уметь контролировать свои эмоции и отслеживать собственные желания и чувства. В результате принятия себя процесс самопознания становится намного проще.

Оценивание людей с упором на новые знания полученные в процессе саморазвития

Сравнивая себя с другими людьми, можно узнать много нового о собственной личности. Самопознание подразумевает сопоставление и анализ различных ситуаций. Вокруг каждого человека происходит множество изменений. Жизнь не стоит на месте и водоворот событий подразумевает постоянное развитие. Для верной оценки ситуации, человеку всегда следует сравнивать свое поведение и реакции с другими людьми.

Личность претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Самопознание помогает человеку понять, как можно улучшить свою жизнь, ведь благодаря верной реакции в каждой конкретной ситуации можно научиться управлять событиями.

Существующие способы самопознания помогают сформировать верное мнение о собственной личности, чтобы в дальнейшем использовать его для своей выгоды. Благодаря верному познанию и принятию самого себя, человек получает массу новых открытий, становится более открытым окружающему миру и находит гармонию с собой.